Когда выгоднее всего покупать новые и подержанные машины, и от чего это зависит. Падение продаж автомобилей – такого не ожидал никто Останутся ли россияне без иномарок

Читайте также

Партнерские предложения

«Такого не было несколько лет». Что происходит с продажами автомобилей

Кто помогает рынку восстанавливаться, какие программы оказались наиболее эффективными, как изменятся цены и почему прогнозы на наступивший год не стали очень оптимистичными

Прошлый 2017 г. запомнился разворотом рынка, когда казавшееся бесконечным падение продаж сменилось полноценным ростом. Окончательные итоги года еще не подведены, но по результатам 11 месяцев, согласно отчетам Ассоциации европейского бизнеса, реализовано 1,43 млн автомобилей — на 12% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Эксперты уверены, что к концу 2017 г. рынок точно преодолеет отметку в 1,5 млн машин, превысив уровень продаж 2009 года.

Аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов утверждает, что неожиданностей не было, и в целом прогнозы на рост рынка полностью оправдались: «Год назад мы давали прогноз по рынку на уровне 1,45-1,5 млн и на рост 10-15%. Сейчас мы наблюдаем рост на 12%, и по итогам всего года рынок вплотную подберется к 1,5 млн машин».

Сами местные

У производителей, имеющих локальное производство, прибавка оказалась еще больше. Так, рост продаж марки Lada составил 17%, что помогло производителю добиться доли рынка в 20%, и это лучший результат бренда за последние шесть лет. Прибавка марки Renault за 11 месяцев составила 18%. В пресс-офисе компании отметили, что этот результат стал возможен благодаря реализации стратегии локального производства.

Кроме того, французская компания считает успешным опыт организации онлайн-продаж — через интернет удалось продать более 10 тыс. автомобилей. А у бренда Mitsubishi рост составил уже 33% во многом за счет расширения модельного ряда, увеличения нагрузки на сборочный завод под Калугой и снижения цен на локализованные модели.

«Серьезный отложенный спрос формировался с 2014 г., и теперь люди начали, наконец, менять автомобили, которые они покупали в 2011-2012 годах. Этот процесс пошел в уходящем году и продолжится в следующем», — прогнозирует Азат Тимерханов.

Можно и в кредит

Другим катализатором рынка стали программы господдержки, объясняет эксперт: «За счет программ господдержки, которые были расширены к концу года за счет первого и семейного автомобилей, доля кредитных продаж сильно выросла и превысила 50%, чего не было несколько лет». Так, с помощью кредитных программ была реализована треть автомобилей Renault, а у Hyundai этот показатель достиг величины 52%.

Представитель дилерского агрегатора Autospot.ru Кира Каддаха полагает, что ключевым фактором развития рынка стала именно господдержка, поскольку в 2017 г. льготы были усилены.


«Во-первых, максимальная стоимость машины для программы льготного кредитования была увеличена до 1 450 000 руб. вместо прежних 1 140 000 рублей. Во-вторых, с 2017 г. у покупателей появилась возможность приобрести автомобиль без первоначального взноса. В-третьих, была снижена процентная ставка», — перечисляет эксперт.

Каддаха напоминает, что максимально возможная ставка для заемщика была ограничена отметкой 11,3% годовых. Представители АвтоВАЗа, в свою очередь, особенно отметили эффективность программы trade-in, по которой было продано 40% машин, а у Nissan с использованием trade-in прошло более 50% сделок.

Именно направленностью господдержки директор по продажам Jaguar Land Rover Россия Алексей Шилыковский объясняет более скромный рост в премиальном сегменте: «Господдержка и спрос в первую очередь нацелены на локальное производство и на автомобили массового сегмента - там рост очевиден, и он будет продолжаться. В премиальном сегменте существенного увеличения объема продаж, скорее всего, ждать сейчас не приходится».

Кроме государтственных программ, у дилеров появились и новые финансовые инструменты. Помимо лизинга для физических лиц дилеры стали активно продвигать кредит с обратным выкупом и небольшими ежемесячными платежами. Такая программа, запущенная представительством Renault, помогла реализовать около 5 000 автомобилей. Аналогичная схема работает у компании Hyundai, и на нее пришлось 40% всех выданных кредитов.

«Одним из факторов, которые влияют на выбор клиентов, стало наличие финансовых инструментов и программ», — подтверждает Юлия Тихонравова из Hyundai.

Представитель Nissan Роман Скольский обращает внимание на легкость получения кредита: «Специальные финансовые программы доступны по методике одного окна — решения по условиям финансирования принимаются за 20 минут с возможностью получить средства без предоставления финансовой отчетности непосредственно в дилерском центре».


Результат рынка мог бы быть еще лучше, утверждает Тимерханов, но продажи сдерживают чисто экономические факторы: «Все упирается в экономику. Цена на нефть держится примерно на одном уровне, отечественная валюта избегает резких колебаний, но реальные доходы населения не растут».

По той же причине эксперты дают более осторожные прогнозы на 2018 год. Покупательская способность снизится, уверяет Кира Каддаха, а объемы локального производства упадут: «Затишье будет связано не только с ростом цен, но и с тем, что завершится период отложенного спроса, за счет которого 2017 г. был таким успешным практически для всех автопроизводителей».

Автомобили и цены

В 2017 г. цены на автомобили росли очень умеренно. По данным агентства «Автостат», по итогам 11 месяцев средневзвешенная цена на новые легковые автомобили выросла почти на 2%, до 1,33 млн. рублей. Так, повышение цен на модельный ряд Lada составило 3%, а в офисе Skoda заверили, что марка вообще не вносила значительных изменений в прайс-листы в течение года. Не менялись цены на модели Jaguar и Land Rover. Nissan корректировал цены в рамках инфляции, повысив их на 2-3% в зависимости от модели.

При этом курсовую разницу смогли до конца отыграть не все производители, говорит Тимерханов: «С августа 2014 г. по ноябрь 2017 г. цены на машины выросли на 48%. А иностранные валюты по отношению к рублю выросли более значительно: доллар — на 76%, йена и юань — на 60%, евро — на 50%». А представитель Jaguar Land Rover считает, что полностью компенсировать курсовую разницу было невозможно.


Сохранившаяся курсовая разница — не единственная причина грядущего роста цен на автомобили, которого ждут аналитики. «В первую очередь, это связано с инфляцией и изменениями в акцизах, а также с изменениями комплектаций моделей при смене модельных годов», — говорит Алексей Почечуев из представительства Skoda.

Управляющий директор Киа Моторс Рус Александр Мойнов прогнозирует рост на уровне 5% только по инфляционной составляющей.

С нового года на 15% увеличился утилизационный сбор, который год назад уже повышался на 65%, а также выросли акцизы на легковые автомобили с двигателями мощностью свыше 150 лошадиных сил. Больше всего это коснулось машин большой мощности. Например, акциз для автомобилей мощностью более 300 л.с. составляет 1218 руб. за 1 л.с., то есть фактически, покупателю такой машины придется дополнительно заплатить более 300 тыс. руб. таможенных сборов.

«В правительстве решили, что нужно поднять акцизы на мощные моторы, а на самые сильные из них — более чем вдвое. Соответственно, ценник поднимется из-за увеличения взимаемых с автопроизводителей акцизов, которые те вынуждены закладывать в цену транспортных средств», — поясняет Кира Каддаха. А с утилизационных сборов правительство рассчитывает в 2018 г. получить 223,4 млрд руб., и эти деньги, говорит эксперт, в конечном счете тоже лягут на покупателей.


Цены продолжат расти, но рост будет не таким серьезным, как в период кризиса, уверен Азат Тимерханов. «В среднем ожидаем рост цен на 2-3%. Более конкретные цифры зависят от степени локализации», — говорит эксперт.

Не исключено, что повысить цены производителей могут стимулировать даже негативные ожидания от экономики. О росте цен в новом году уже объявили BMW и Cadillac — баварцы увеличили стоимость машин на 2,5%, американцы — на 6-8%. По информации сайт, в новом году также скорректируют свои прайс-листы Porsche и Mercedes-Benz.

Средство от депрессии

С учетом всех этих факторов в агентстве «Автостат» ожидают, что в 2018 г. рынок продолжит расти, но лишь в пределах 10%. Однако спрос может снизиться во второй половине года, говорит Тимерханов: «Период президентских выборов будет сопровождаться вбросом денежной массы, что позволяет людям более активно вкладываться в покупки. Это будет временный эффект, который будет сохраняться в первом полугодии. Во втором полугодии рынок пойдет на спад, особенно с учетом сравнительно высокой базы 2017 года».

Представители Hyundai также предполагают, что в 2018 г. рынок вырастет на 10% и достигнет объема 1,75 млн автомобилей. А Наталья Костенок из российского офиса Mitsubishi считает, что рост на величину 10-13% будет возможен только при продолжении субсидирования со стороны государства.

Самым важным фактором для рынка эксперты единодушно считают экономическую ситуацию. Все будет зависеть от курса рубля и цен на нефть, утверждает Кира Каддаха: «По прогнозам Министерства финансов среднегодовая стоимость нефти марки Brent в 2018 г. может составлять 40$ за баррель. Минфин заложил в бюджет страны курс доллара 69,8 руб. Это почти на 10 руб. или 16% выше, чем за последние 6 месяцев. Рубль будет дешеветь вместе с нефтью, и есть высокая вероятность того, что 2018 г. может погрузить авторынок в депрессию».

Продажи новых машин в России упали в феврале на 4,1%. Месяцем ранее была зафиксирована почти аналогичная динамика. При этом часть брендов, в том числе лидеры рынка, смогли улучшить свои позиции по сравнению с прошлым годом. Эксперты отмечают, что в ближайшие месяцы кардинального изменения ситуации ждать не стоит, но во втором полугодии продажи должны пойти вверх.

В феврале 2017 года в России было продано 106 658 новых легковых и легких коммерческих автомобилей. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), это на 4,1% меньше, чем в феврале прошлого года. Всего с начала года в России реализовали чуть больше 184,5 тыс. машин.

Таким образом, после пятипроцентного спада в январе рынок хоть и незначительно сократил темпы падения, но по-прежнему никак не может перейти в рост. Стабилизация валютного курса и ощутимое укрепление рубля на ситуацию пока никак не влияют - автокомпании продолжают повышать цены, стремясь компенсировать потери от обвала конца 2014 года. При этом ситуация с продажами для разных брендов складывается совершенно по-разному - у кого-то наметился ощутимый рост, а у кого-то - резкий спад.

«В этом месяце мы наблюдаем очень разнонаправленную динамику продаж от бренда к бренду, что в итоге оказалось недостаточным для того, чтобы вывести рынок в плюс, так как некоторые традиционные лидеры сделали меньший вклад, чем в аналогичный период прошлого года. Возможные причины для этого разнообразны, но можно предположить, что они временные. Это предположение улучшает перспективы рынка на предстоящие месяцы», - прокомментировал результаты продаж глава комитета АЕБ Йорг Шрайбер.

Лидерство на рынке с большим отрывом сохраняет Lada. В феврале «АвтоВАЗ» реализовал 20 003 машины, что на 5% больше, чем за аналогичный период годом ранее. Заметно отстал от него южнокорейский бренд Kia - 12 390 машин (+8%). Еще недавно нога в ногу со вторым местом шел и Hyundai, материнская компания Kia, но в последнее время продажи этого бренда замедлились. По итогам февраля Hyundai просел на 11% и с результатом 9391 автомобиль опустился на четвертую строчку рейтинга самых продаваемых марок в России. На третье вырвалась французская марка Renault - 9626 машин (+9%).

Также в десятке лидеров обосновались Volkswagen - 6361 машина (+18%), Toyota - 6346 единиц (-20%), Nissan - 5300 единиц (-28%), Skoda - 4262 автомобиля (+5%), УАЗ - 3507 единиц (+13%) и коммерческие машины производства ГАЗа - 3407 экземпляров при росте 4%.

Серьезно просели в феврале ряд премиальных брендов: Mercedes (-22%), BMW (-13%), Audi (-23%), Land Rover (-19%), Porsche (-41%). Впрочем, о тенденции здесь говорить рано, ведь ряд марок смогли прибавить, причем достаточно серьезно: Jaguar (+210%), Infiniti (+51%), Lexus (+24%).

Кроме того, резко снизился спрос и на китайские машины - продажи некоторых брендов просели более чем в 10 раз.

Среди конкретных моделей продукцию «АвтоВАЗа», имеющего две одинаковые по популярности машины - Granta (4624 машины) и Vesta (4088), заметно обогнал главный бестселлер марки Kia - Rio. Обладателями этой машины в феврале стали 5693 человека. На четвертом месте недавно обновившийся Hyundai Solaris - 2886 машин, замыкает пятерку лидеров Hyundai Creta - 2565 автомобилей. Заметное отставание моделей Hyundai можно объяснить маркетинговым решением компании. С недавним выходом на рынок компактного кроссовера Creta корейцы отказались от выпуска хетчбэка Solaris, в то время как Kia, как и прежде, выпускает Rio в двух вариантах кузова.

Среди других моделей из топ-10 можно выделить заметный рост спроса на Skoda Rapid и Chevrolet Niva и ощутимое снижение продаж у Renault Duster.

«Я бы не стал из падения на 4% делать какие-то серьезные выводы. Дело в том, что январь и февраль месяцы не очень показательные, в это время спрос ослаблен, поэтому любые разовые факторы могут вызвать существенное отклонение как в одну сторону, так и в другую. Нет никакой отчетливой динамики и по брендам, - говорит аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. - Я думаю, что в этом году рынок все-таки вырастет на 5-6%, но произойдет это ближе ко второму полугодию. Наиболее показательной должна оказаться тенденция марта - апреля».

Отвечая на вопрос о разнонаправленной динамике многих брендов, эксперт затруднился с однозначным ответом. «Тут может быть много факторов. Например, в начале года компании часто проводят промоакции, которые увеличивают спрос. Одни компании провели такие акции в этом году, какие-то - в прошлом, вот и разница. Влияет и обновление модельного ряда. У Hyundai, например, снижается спрос на Solaris за счет того, что они Creta запустили. Но сказать, что это устойчивая тенденция, нельзя».

По мнению Беспалова, последовательное снижение спроса на новые машины в России объяснимо, но есть фактор, способный улучшить ситуацию. «Люди последние четыре года меньше покупают автомобили. Многие ушли на вторичный рынок. Прежде всего это связано со снижением потребительского спроса, при таких тенденциях в экономике люди стараются экономить на товарах длительного пользования, - говорит эксперт. - Но есть и фактор поддержки, который должен сыграть в этом году. Дело в том, что в 2012 году был пик продаж, а средний срок владения автомобилем составляет примерно пять лет, поэтому я думаю, что за счет обновления своих автомобилей рынок будет поддержан».

«Падение объемов продаж автомобилей в России в январе - феврале 2017 года связано с отсутствием поддержки автопроизводителями продаж моделей 2017 года выпуска, - заявил «Газете.Ru» директор департамента продаж ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Потапов. - В марте ситуация изменилась - большинство автопроизводителей уже запустили бонусные программы, направленные на привлечение покупателей. При этом говорить о том, что авторынок уже начал или сейчас резко начнет восстанавливаться, рано, но можно отметить, что падение продаж замедляется, колебания находятся в пределах разумного. Мы прогнозируем рост российского авторынка на 5-7% по итогам 2017 года. Рост продаж можно ожидать не ранее третьего квартала, пока же происходит сокращение падения продаж, что уже в общем-то неплохо».

Вчера Европейская ассоциация автопроизводителей опубликовала очередной не радостный в период с января по июль 2016 года. Как и прогнозировали международные аналитики наш рынок автомобилей продолжил свое затяжное падение. Итог не утешительный. За 7 месяцев текущего года продажи новых транспортных средств сократились на 14,4 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Еще более неутешительная статистика видна по итогу июльского месяца текущего года в котором продажи новых автомобилей упали на 16,6 процентов. Но к подобной падающей статистики люди уже привыкли и вряд ли у кого-то эта информация вызовет удивление. Все дело в том, что все мы уже привыкли каждый месяц видеть, как сжимается . А что, если посмотреть на статистику продаж автомобилей в трехлетний период. Давайте более подробнее узнаем насколько действительно упал наш автомобильный рынок, а также проанализируем его шансы на восстановление.

Для начала давайте вспомним 2013 год, который уже начал показывать замедление темпов продаж новых автомобилей. То есть уже тогда рынок начал свое падение, несмотря на то что до экономического кризиса наша страна еще была далеко. Но судя по 5 процентному падению по итогу 2013 года первым начал реагировать на замедление ВВП страны. И это с учетом того что цены на нефть на мировых биржах были еще высокими, и наша страна получала сверхдоходы от продажи черного золота. Тем не менее из-за структурных проблем в Правительстве и экономики России, замедление ВВП неминуемо отразилась на снижении доходов населения. В итоге автомобильный рынок первым в стране ощутил на себе падение спроса на новые автомобили. Но тогда на снижение продаж никто не отреагировал, так как 2012 год стал для России рекордным по продажам новых транспортных средств. В итоге большинство аналитиков считало, что замедление темпов продаж новых автомобилей в 2013 года было связано с временным насыщением спроса.

Но сегодня оглядываясь назад уже все понимают, что именно 2013 год стал зарождением долгосрочного падающего тренда на авторынке, конца которого нет и по сей день. Хотя эксперты и аналитики считают, что в этом году у Российского авторынка есть реальный шанс прекратить падение. Вполне возможно, что нашему рынку действительно удастся впервые за несколько лет стабилизироваться. Предпосылки к этому есть. Но тем не менее ситуация в экономике страны остается неустойчивой и поэтому прогнозировать итоги года в настоящий момент не благодарное дело.

То, что наш авторынок серьезно упал, ни у кого не вызывает сомнения. Но мало кто задумывается как упали продажи в разрезе последних трех лет. Для этого нужно наглядно видеть насколько упали продажи автотранспортных средств. Давайте посмотрим таблицу, которую мы для вас подготовили. Эта аналитика наглядно показывает, как сильно сложился наш автомобильный рынок:

Статистика продаж новых автомобилей с июля 2013 по июль 2016 года

МАРКА ИЮЛЬ ЯНВАРЬ - ИЮЛЬ
2016 2013 Динамика в % 2016 2013 Динамика в %
Lada 21754 37549 -42,07 146107 264278 -44,71
KIA 11841 17099 -30,75 81607 111969 -27,12
Hyundai 10802 14755 -26,79 75136 104221 -27,91
Renault 9132 18013 -49,30 61173 122646 -50,12
Toyota 7144 14599 -51,07 51381 87653 -41,38
VW 5839 13303 -56,11 39463 90583 -56,43
Nissan 4765 11605 -58,94 41089 75352 -45,47
Skoda 4670 6805 -31,37 31560 49652 -36,44
ГАЗ ком.авт. 4115 7245 -43,20 28865 45425 -36,46
Ford 3306 9293 -64,42 23984 60416 -60,30
УАЗ 3290 4158 -20,88 24600 29141 -15,58
Mercedes-Benz 2952 3835 -23,02 22093 23865 -7,43
Chevrolet 2577 15487 -83,36 17360 95687 -81,86
BMW 2100 3515 -40,26 16261 22789 -28,65
Mazda 1854 3300 -43,82 11001 23442 -53,07
Audi 1700 2954 -42,45 12832 21135 -39,29
Lexus 1665 1298 28,27 12752 8774 45,34
Lifan 1387 2603 -46,72 8952 14083 -36,43
Mitsubishi 1358 6087 -77,69 10067 43662 -76,94
Datsun** 1303 0 9532
Land Rover 573 1715 -66,59 5312 11307 -53,02
VW ком.авт. 456 1312 -65,24 3109 9010 -65,49
Chery 437 1853 -76,42 3110 11525 -73,02
Volvo 430 1021 -57,88 2924 8407 -65,22
Mercedes-Benz ком.авт. 372 411 -9,49 3103 2416 28,44
Subaru 359 1304 -72,47 2989 9929 -69,90
Porsche 358 299 19,73 2719 2163 25,71
Infiniti 342 625 -45,28 2613 5051 -48,27
Citroёn 263 2925 -91,01 2390 16772 -85,75
Suzuki 257 2551 -89,93 3140 16372 -80,82
Peugeot 248 2907 -91,47 2118 20464 -89,65
Geely 242 2773 -91,27 3350 14474 -76,86
Ravon** 237 237
Jaguar 220 175 25,71 941 938 0,32
FIAT 129 678 -80,97 1361 4181 -67,45
Cadillac 125 114 9,65 724 909 -20,35
MINI 120 234 -48,72 743 1584 -53,09
Honda 119 2246 -94,70 838 14520 -94,23
smart 96 26 269,23 231 108 113,89
DFM** 88 696
Jeep 85 411 -79,32 691 2413 -71,36
FAW 77 461 -83,30 577 2329 -75,23
Brilliance** 60 706
Isuzu 40 20 100,00 288 73 294,52
Zotye** 36 110
Iveco** 29 345
SsangYong 19 3651 -99,48 1039 19516 -94,68
BAW 15 134 -88,81 108 1017 -89,38
Alfa Romeo** 12 65
Changan** 9 316
Chrysler 3 21 -85,71 19 114 -83,33
Foton 0 0 27 6 350,00
Haima* 0 37 -100,00 114 136 -16,18
Daewoo* 3908 8574 31182 -72,50
Opel* 0 6551 -100,00 0 46144 -100,00
Great Wall* 0 1708 -100,00 0 12122 -100,00
Итого 109410 233574 -45,60 781442 1559955 -32,60

* - Марка ушла с Российского рынка / Продажи не зафиксированы

** - Марка не была официально представлена на Российском рынке в 2013 году

Как видно из трехлетней статистики продаж новых автомобилей в России, ситуация на авторынке нашей страны оставляет желать лучшего. Так с июля 2013 года по июль 2016 года автомобильный рынок России упал на 45,60 процентов, сократившись с продаж в 233,574 автомобилей до 109,410 шт.

Если сравнивать 7 месяцев 2013 года с аналогичным периодом 2016 года, то рынок новых автомобилей сократился с 1,559,955 шт. автомобилей до 781,442 шт., упав в процентном выражении на 32,6 процентов.

В целом из таблицы видно, что с падением продаж столкнулись практически все автомобильные марки, представленные официально на Российском рынке.


Правда не все автомобильные компании фиксируют удручающую статистику продаж. Так такие марки как , и за прошедшие 3 года нарастили продажи. Особенно удивляют продажи Lexus, которые выросли за три года на 28,27 процентов, когда как продажи родственного бренда Toyota за этот же период сократились на 51,07 процентов.

Но судя по всему рост продаж отдельных автомобильных марок связан в связи с увеличением спроса на дорогие эксклюзивные автомобили. Например, компания Porsche также отчиталась об увеличении продаж в период с 07.2013 года по 07.2016 года на 19,73 процента. Но больше всего поразила компания Jaguar, которой удалось в кризисные годы нарастить продажи на Российском авторынке на 25,71 процент.

Кроме того, стоит отметить, что за трехлетний кризисный период с авторынка России ушли ряд автомобильных марок, которые в 2013 году показывали не плохие продажи. Например, чего стоит уход с рынка марок Chevrolet и Opel, которые до кризиса имели неплохую долю рынка. Но по экономическим (или возможно политическим) соображением эти бренды ушли с рынка.

К сожалению уход с рынка автомобильных марок, которые ранее имели не плохой модельный ряд и соответственно приемлемые продажи новых автомобилей, не был заменен новыми автомобильными компаниями. Появление марки Alfa-Romeo и ряда других автомобильных брендов, не повлияло на расклад сил и рыночных долей .

Статистика падения продаж новых автомобилей с 2013 по 2016 года

(динамика падения продаж по моделям)

МОДЕЛЬ МАРКА

январь-

июль 2016

январь-

июль 2013

Изм. (%) Июль 2016 Июль 2013 Изм. (%)
1 Granta Lada 50301 98783 -49,08 6334 14542 -56,44
2 Solaris Hyundai 53834 66493 -19,04 7904 9484 -16,66
3 New Rio KIA 47086 51887 -9,25 7632 7651 -0,25
4 Duster Renault 26400 48058 -45,07 3094 7348 -57,89
5 Polo VW 25494 41720 -38,89 4135 7000 -40,93
6 Kalina Lada 12476 40870 -69,47 1885 3789 -50,25
7 Focus* Ford* 39913 5749
8 Priora Lada 9702 36767 -73,61 1398 4882 -71,36
9 Cruze** Chevrolet** 31296 6644
10 Logan Renault 16331 30180 -45,89 2501 4289 -41,69
11 Niva Chevrolet 17085 29816 -42,70 2545 3961 -35,75
12 Largus Lada 17061 29569 -42,30 2514 4867 -48,35
13 Sandero Renault 15552 26044 -40,29 2054 3806 -46,03
14 Octavia A5 (A7) Skoda 12471 25770 -51,61 1880 3021 -37,77
15 4x4 Lada 15102 25320 -40,36 2035 3431 -40,69
16 Samara* Lada* 23845 4954
17 RAV 4 Toyota 18348 23389 -21,55 2181 3474 -37,22
18 Astra** Opel** 22532 3783
19 Camry Toyota 16042 20464 -21,61 2864 4207 -31,92
20 Qashqai Nissan 10515 19388 -45,77 1337 3242 -58,76
21 Sportage KIA 10011 19030 -47,39 1376 2675 -48,56
22 New Cee"d KIA 9510 18735 -49,24 2955
23 ix35 (Tucson) Hyundai 1129 18063 -93,75 2859
24 Nexia** Daewoo** 17622 2106
25 Tiguan* VW* 16073 1851

Данные Европейская ассоциация производителей автомобилей (aerobus.ru)

* - Автомобиль не попал в статистику в связи с отсутствием в Топ-25 самых продаваемых автомобилей

** - Модель в представленном периоде не была официально представлена на Российском рынке

В отличие от ситуации со статистикой продаж новых автомобилей (по маркам) за последние 3 года, ситуация со статистикой по моделям выглядит еще хуже. Выше вы можете видеть таблицу, в которую входит Топ-25 самых продаваемых автомобилей в России по итогу июля 2013 (и за 7 месяцев 2013 года) и по итогу июля 2016 года (а также за 7 месяцев 2016 года).

Из статистики вы можете увидеть, что падение продаж самых популярных моделей на Российском авторынке выглядит более глубоким, чем в целом падение продаж отдельно по каждой компании.


То есть из-за серьезных экономических проблем в России автомобильный рынок упал в первую очередь за счет самых продаваемых ранее автомобилей. К сожалению главный удар падения спроса на новые автомобили коснулся Отечественных автомобилей. Тут конечно сыграла роль роста цен на продукцию, снижение интереса публики к Российским брендам в сторону автомобилей Зарубежных марок, а также конечно рост процентных ставок по автокредитованию. Дело в том, что в 2013 году доля автомобилей, купленных в составляла примерно 70-75 процентов. Как видите в докризисные годы автокредитование и обеспечивало львиные доли продаж новых автомобилей в России.

Падение продаж новых легковых автомобилей на российском рынке в январе 2017 г. ускорилось до 5%, за этот период времени было продано 77 916 новых машин, говорится в отчете Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Это первые результаты текущего года, в последние три месяца прошлого, напомним, рынок показал результаты в -2,6%, +0,6% и -1% соответственно.

«Если рынок и собирается вырасти в этом году, то январь не показал никакой спешки в этом намерении. После очень медленных первых двух недель покупательская активность заметно и последовательно увеличивалась, начиная с середины месяца. Это предполагает, что покупатели приняли продуктовые предложения и цены 2017 года и смирились с новой реальностью. Это является солидной базой, чтобы стартовать в начале весеннего сезона, и с продолжением текущего тренда это должно быть только вопросом времени, когда мы увидим рост по сравнению с предыдущим годом», — объяснил результаты продаж председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Больше всего автомобилей в первом месяце 2017 г. было продано под брендом Lada — 16 334 единиц. Это на 5% больше, чем в 2016 г. (15 577 штук). На втором месте — Kia. В прошлом месяце продажи корейского бренда в России выросли на 14% и составили 10 306 автомобиля. Для сравнения, в 2016 г. россияне приобрели 9 049 автомобилей Kia.

Замыкает первую тройку Hyundai с результатом в 6 694 автомобилей — эта цифра на 16% ниже результатов 2016 г. (8 010 единиц). Далее следуют Renault (5 208) и Volkswagen (4 581).

Наибольшее падение в январе 2017 г. показали Brilliance (-88,6%), Geely (-78,4%), Suzuki (-53,6%), Porsche (-51,4%), Toyota (-36,8%), Honda (-35,3%).

Первое место в рейтинге самых популярных моделей заняла Kia Rio. Всего за прошлый месяц в России было реализовано 5 693 автомобилей против 3 553 единиц в 2016 году. На втором месте — Lada Granta. В январе нынешнего года россияне приобрели 4 624 таких машин. В 2016 г. за аналогичный период было реализовано 7 377 единиц. Таким образом, эта машина стала лидером по падению спроса за минувший год.

Замыкает первую тройку Lada Vesta с показателем в 4 088 автомобилей. В 2016 г. - он составил 1 643 машинв. Далее следует Hyundai Solaris (2 886 автомобилей). На пятом месте — Hyundai Creta (2 565 машин).

В премиальном сегменте пять брендов смогли продемонстрировать рост. Показатели Jaguar выросли на 0,2%, до 535 единиц. Cadillac в январе 2016 г. передал клиентам 78 машины, что на 62,5% больше, чем годом ранее. Компания Infiniti продала в прошлом месяце 379 автомобилей (+27,2%). Audi реализовала 935 автомобилей (эта цифра на 3,3% больше показателей 2016 г.), а Volvo продала 72 машины (+350%).

Mercedes-Benz сумел реализовать 2 471 автомобиль — на 22,9% меньше, чем в 2016 году. В свою очередь, Lexus реализовал в России 1 000 автомобилей (-7,8%). Упал спрос и на модели немецкой компании BMW. Всего в прошлом месяце россияне приобрели 1 758 таких машин (-8,4%). Компания Porsche за отчетный период реализовала на 51,4% меньше автомобилей — 151 штуку.


PricewaterhouseCoopers, автомобильный рынок в России может сократиться на 35% в этом году. «Секрет» попросил Сергея Удалова, исполнительного директора аналитического агентства «Автостат», рассказать, чего ждать рынку и кто выиграет в этой ситуации.

Что происходит на авторынке

В сложной ситуации находятся почти все. Сильно выросли цены на автомобили: автовладельцы, которые готовы были поменять машину, сейчас решили подождать ещё год. Продажи идут, но на очень низком уровне - к новым ценам ещё не привыкли. Выдача кредитов снизилась до минимума.

У брендов ситуация различается. Это зависит от доли российского рынка в глобальных продажах марки, от состава владельцев и формата присутствия в России. SsangYong не уходит с рынка, но, скорее всего, перейдёт со сборки на российском заводе на импорт. Несмотря на небольшие объёмы рынка, им выгодно пока продавать и собирать автомобили, которые уже заказали. Возможно, потом они будут просто импортировать, ведь при небольшом объёме сборки совершенно неэффективно содержать персонал, собирать автомобили и обеспечивать логистику.

Уход General Motors - на мой взгляд, не только экономическое, но отчасти и политическое решение. Российский рынок для американской корпорации всегда считался значимым. Даже в кризис 2009-го Chevrolet и Opel делили между собой 12,3% рынка. И хотя в 2014-м у GM наблюдалось серьёзное падение продаж, этот показатель сохранился на уровне 8% - это всё равно большой объём. Так что, если политическая ситуация нормализуется, GM может вернуться в Россию. Хотя репутационных потерь в этом случае не избежать.

**Hа 35%** может сократиться автомобильный рынок в России в этом году **на 50%** в 2009 году упал рынок новых автомобилей, а вторичных - на 20%

У Ford ситуация по динамике продаж не лучше, чем у GM, но тем не менее они не собираются уходить с рынка. В прошлый кризис Ford самостоятельно выбрался из финансовых проблем, а GM воспользовался помощью государства, что ещё раз доказывает политическую подоплёку в уходе с рынка.

Для японских Honda и Suzuki по отношению к мировому объёму продаж, российский рынок совсем небольшой. У нас это, скорее, нишевые марки. В зависимости от готовности японских марок мириться с убытками в России эти бренды будут принимать решение, оставаться или нет. Производства в России у них нет.

Но большинство европейских брендов готовы поддерживать дилерскую сеть в России. Они очень плавно поднимают цены, не пытаясь сразу компенсировать рост валют. Те же BMW говорят, что готовы держать сегодняшние цены на свои автомобили, несмотря на падение прибыли и маржи. Цены на новые автомобили стабилизируются и будут снижаться со временем, но несильно.

Фотография: Алешковский Митя/TASS

Как уход General Motors скажется на рынке

У Chevrolet и Opel суммарно 173 дилерских центра в России, и понятно, что это нанесёт по ним удар. Дилеры продолжат обслуживать машины Chevrolet и Opel, но заработать на сервисе им будет сложнее - основной объём выручки дают продажи автомобилей. Нельзя однозначно сказать, вырастет ли цена на сервисное обслуживание этих марок: дилеры, напротив, будут более свободны в использовании запчастей, потому что жёсткие требования GM вряд ли будут действовать после их ухода из России. Всё будет зависеть от экономического положения отдельных дилеров, которые могут понижать или повышать стоимость обслуживания автомобилей Chevrolet и Opel.

Освободившуюся нишу с удовольствием разберут другие игроки рынка, но уход Opel и Chevrolet вряд ли каким-то образом повлияет на цены. Место Opel и Chevrolet займут в первую очередь корейские марки Hyundai и Kia. Отчасти, Volkswagen, Toyota, Škoda. Часть потребителей может перейти и на российскую Lada.

Останутся ли россияне без иномарок

Полноценным кризисом ситуацию назвать нельзя. Массового ухода иностранных производителей не предвидится. Наш рынок большой даже при сегодняшних объёмах продаж, зарубежные компании готовы принимать стратегические решения и сохранять присутствие на рынке. Даже если он будет падать весь этот год и не будет расти до 2018 года.

Многие дилеры и производители были готовы к сегодняшней ситуации благодаря опыту 2009 года, когда падение рынка было неожиданным. Крупные игроки без серьёзной кредитной нагрузки будут устойчивы. Сложнее всего придётся региональным дилерам, особенно с такими марками, по которым резко падают продажи.

В последние годы большинство дилеров уделяли больше внимания обслуживанию клиентов, в том числе и послепродажному. Также многие бренды и дилеры стали самостоятельно развивать продажи подержанных автомобилей. Три составляющие сегодняшнего автомобильного бизнеса - это продажи новых автомобилей, сервисное обслуживание и продажа подержанных машин. Кто серьёзно работал в этом направлении, у того сейчас более стабильная ситуация. Такие игроки смогут дальше развиваться и, возможно, даже кого-то покупать.

Фотография: Джапаридзе Михаил/TASS

Как ситуация скажется на вторичном рынке

Рынок подержанных машин более стабилен: на нём тоже наблюдается падение, но оно гораздо меньше. Для примера - в 2009 году рынок новых автомобилей упал на 50%, а вторичный - только на 20%. Здесь продолжается оборот: кто-то продаёт свою подержанную машину и покупает новую на вторичном рынке. В крупных городах люди готовы продавать и покупать подержанные автомобили через дилеров, потому что привыкли к качественному и профессиональному сервису. Можно уже наблюдать рост объёма продаж по некоторым игрокам больше, чем в 2 раза. Когда дилеры выходят на вторичный рынок, они готовы снижать цены на автомобили, поскольку продажа подержанных машин в какой-то степени становится конвейером. Понятно, что за январь-февраль вторичный рынок резко сократился, но сейчас будет происходить выравнивание цен. Рынок определит для себя более или менее адекватную цену на подержанные автомобили.

Какие перспективы у российского автопрома

Сейчас дилерам и производителям нужно использовать все возможные методы взаимодействия с правительством и своими штаб-квартирами, чтобы на рынке создалась ситуация, понятная потребителям. Здесь очень важную роль будет играть общее состояние экономики, политическая ситуация и возможные программы льготного кредитования. Минпромторг готов корректировать соглашения о промышленной сборке. От того же GM оно требовало производство 360 000 автомобилей к 2018 году, что сейчас нереально, поэтому я думаю, что сейчас ещё возможны корректировки подписанных ранее соглашений о промсборке в первую очередь по срокам и объёмам локализации.

По моей оценке, при нормальной ситуации объём российского рынка - 3 млн легковых автомобилей в год. Падение в этом году может быть на 30–50%.

Фотография на обложке: Джапаридзе Михаил/TASS