Как уменьшить расход бензина: основные секреты. FAQ. Как снизить расход топлива

Стоимость бензина постоянно растёт. И нет этому предела. Что же делать, если от автомобиля никак нельзя отказаться? Нужно искать варианты, как уменьшить расход топлива. Мы тоже задались этим вопросом и провели своё исследование. О его результатах вы узнаете ниже.

Скажем сразу, что все новомодные приспособления, производители которых обещают сумасшедшую экономию, мы не рассматривали. Как показывает практика, они оказываются абсолютно бесполезными, а некоторые устройства ещё и вредят машине. Можно вполне обойтись без таких приспособлений и при этом добиться впечатляющей экономии.

Акция: Распродажа новых авто 2018-2019 года выпуска В Московском Автомобильном Доме

Распродажа новых автомобилей 2018-2019 года выпуска
Распродажа автомобилей с пробегом Трейд-ин
Кредит от 9.9%

Причины большого расхода топлива

Далеко не всегда совпадает расход топлива, указанный в эксплуатационной книжке, с реальными показателями. Такая ситуация может возникать по разным причинам. Любую из них можно устранить, что позволит сократить «аппетиты» автомобиля и снизить расходы на его заправку. Мы отобрали наиболее частые и весомые причины, которые заставляют автомобиль расходовать больше газа/бензина:

  • неправильный стиль вождения;
  • использование кондиционера и езда с открытыми окнами;
  • торможение педалью, а не двигателем;
  • несвоевременное обслуживание машины;
  • неудовлетворительное состояние кузова;
  • работающие устройства, которые требуют от автомобиля большего расхода;
  • низкое давление внутри покрышки;
  • неудовлетворительное качество масла и топлива;
  • проблемы в ходовой системе;
  • неправильный выбор маршрута для поездок.

Какой стиль вождения обеспечит наименьший расход топлива?

От выбранного стиля вождения сильно зависит расход топлива. Если внести некоторые корректировки в свои привычки, то можно неплохо сэкономить. Мы отобрали несколько пунктов, которые больше всего влияют на аппетиты авто:

  1. На трассе автомобиль испытывает высокое сопротивление, что увеличивает использование бензина/газа. Можно ехать за грузовиком или автобусом. В этом случае впереди идущий транспорт будет выступать щитом и снизит усилие, которое должен прилагать ваш автомобиль для преодоления сопротивления. Более того, такой транспорт движется в среднем со скоростью 80 км/ч. Догадываетесь, на какой скорости можно минимально расходовать топливо? Всё верно, именно такой скоростной режим является наиболее экономичным.
  2. Во время движения по городу передачу повышать необходимо только после 2,5 тыс. оборотов на тахометре. Такой стиль езды обеспечит наименьший расход топлива.
  3. Сохранение правильной дистанции оградит от использования педали тормоза, что также влечёт к большому /газа.
  4. Резкие ускорения при старте, например, на светофоре, вытянут из вашего кошелька лишний рубль. Трогаться нужно медленно и спокойно.

Кондиционер и окна

Блага автомобильной промышленности дарят комфорт и делают езду приятной. Но за такие удобства придётся поплатиться рублём. Хотите знать, как снизить расход топлива? Придётся отказываться от прохлады в салоне. Кондиционер, который работает на полную мощь, «съедает» примерно 15% топлива.

Открытые окна нарушают аэродинамические показатели кузова. За счёт открытых окон образовываются завихрения, которые повышают сопротивление машины. Увеличение топливного расхода повышается, пусть и не намного.

Применение тормоза двигателем

На расход топливной массы влияет способ торможения, который используется водителем. Правильно замедлять ход авто не тормозом, а силовым агрегатом. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  • выжимаем сцепление;
  • ждём опущения показателя тахометра до 1,2 тыс. оборотов;
  • тормоз не жмём, а снижаем передачу.


При таком стиле торможения топливо перестанет подаваться автоматически, а машина будет катиться дальше по инерции и сможет преодолеть несколько сотен метров, не использовав ни капли топлива. Во время гололёда при таком торможении можно .

Обслуживание автомобиля

Автомобиль нельзя запускать, он нуждается в периодическом обслуживании. Таким образом, не только можно продлить срок его службы, но и сократить расход топлива. На аппетиты машины влияют многие рабочие элементы и узлы, в первую очередь стоит отметить воздушный фильтр и свечи:

  1. Воздушный фильтр правильно менять через каждые 10 тыс. км. В противном случае из-за загрязнений на фильтре в двигатель будет поступать недостаточное количество воздуха. Это вызывает нарушения в работе датчика массового расхода, что, в свою очередь, нарушает процессы образования топливной смеси.
  2. Замену свечей необходимо выполнять через каждые 15 тыс. км. В этом случае экономия топлива может достигать 10%. При загрязнённых свечах, покрытых нагаром, или изношенных, топливо будет воспламеняться не с первого раза. В таких ситуациях обязательно имеет место пустой расход топлива.

Состояние лакокрасочного покрытия

Каждый день поверхность автомобиля подвергается большому числу вредных воздействий, которые самым негативным образом влияют на состояние лакокрасочного покрытия. Оно нуждается в восстановительных работах. Если не уделять внимание покрытию кузова и не заниматься своевременным устранением дефектов, то оно быстро испортится.

При этом не только будет испорчен внешний вид автомобиля, но также серьёзно нарушатся аэродинамические свойства. Автомобилю потребуется расходовать большее количество топлива для преодоления силы трения и сопротивления, которые возникают при движении. Не запускайте свой автомобиль, пусть он всегда блестит и сверкает, как новая монета. С таким подходом удастся понизить расход топлива (бензина или газа) и не допустить развития коррозии, что является главным врагом автомобильного кузова.

Работающие устройства

Современные автомобили буквально напичканы различными устройствами, которые направлены на повышение комфорта водителя и его пассажиров. Для работы каждого из них необходима энергия, часть из которой берётся с топлива. Не стоит отказываться от всех благ автопрома. Нужно использовать системы и устройства правильно и грамотно:

  • на постоянно включённую аудиосистему уходит около 8%, потому не стоит оставлять её во включённом состоянии постоянно;
  • обогрев заднего стекла необходимо активировать лишь в случаях крайней необходимости;
  • электростеклоподъёмники пусть влияют минимальным образом на расход бензина, но всё же свою лепту вкладывают;
  • внутрисалонная подсветка - удобная вещь, но её использование можно ограничить без ущерба для своего комфорта.

На каждый киловатт, который используется устройствами, уходит примерно литр топлива каждый час.

Давление в шинах

Если постоянно уделять этому вопросу внимание, то можно сократить затраты на расход горючего примерно на 7%. Особенное внимание этому вопросу стоит уделять . Перепады температуры способствуют быстрому спуску резины. В таком положении покрышка под весом автомобиля становится шире, соответственно, пятно контакта также увеличивается. В этом случае возрастает сопротивление, что способствует увеличению расхода топлива.


В руководстве для каждого автомобиля прописываются оптимальные показатели давления в шинах. Для лета и зимы эти показатели отличаются. Обратите внимание, не на покрышке указывается оптимальное давление, а именно в руководстве. Давление, которое указано на покрышке, - это максимальный уровень, допустимый в летнее время. Если накачать колесо до такого уровня, то зимой машиной будет невозможно управлять.

Раз уж мы заговорили о колёсах, то стоит упомянуть об экономичных шинах. Они созданы из особого материала, он не прогибается под весом машины и хорошо удерживает давление внутри покрышки. С такими колёсами не только будет снижен расход топливной массы, но и вероятность потери управления машиной в зимнее время также будет находиться на порядок ниже.

Декоративные элементы

Практически все декоративные элементы, которые крепятся на кузов автомобиля, приводят к увеличению топливного расхода:

  • багажник меняет аэродинамические характеристики машины, что увеличивает сопротивление, соответственно транспортному средству необходимо больше топлива;
  • спойлеры;
  • воздухозаборники зимой, например, вообще не нужны, потому нет необходимости катать их на кузове;
  • «мухобойки» актуальны лишь в тёплое время года, потому на зиму их нужно снимать.

Как видите, подготовка машины к зиме/лету заключается не только в смене резины.

Качество масла

Не только качество горюче-смазочных моторных жидкостей влияет на расход автомобиля. Также имеет значение количество масла, его характеристики, вещество, которое лежит в его основе. Каждый производитель указывает в эксплуатационной книжке масло, которое необходимо использовать при дальнейшей эксплуатации автомобиля. Этих рекомендаций нужно строго придерживаться, в противном случае можно столкнуться с рядом проблем. И тогда высокий расход бензина покажется несущественным.

Синтетика и полусинтетика делают автомобиль более экономным. В среднем расход снижается на 3%, экономия может доходить до 5%. Но только в том случае, если , которое рекомендовано производителем.

Состояние ходовой системы

Своевременная проверка и настройка развала позволят экономить до 15% топлива. Смещённые колёса увеличивают сопротивление авто и приводят к увеличенному расходу. На проверку развала нужно отправляться, когда колёса перестают слушаться команд рулевого управления и начинают жить своей жизнью. Вообще проверка развала должна проводиться дважды в год при смене резины. Ведь увеличение расхода топлива будет возникать даже при малейшем расхождении в углах расположения колёс.

Качество топлива

Существуют «чудо-таблетки», которые способны повысить качество топлива. Некоторые АЗС раздают их в качестве приятного бонуса. Это очень удобно и выгодно. Заправляем топливо низкого качества по более доступной стоимости, используем присадку и получаем бензин с высоким октановым числом. Ложкой дёгтя в этой бочке мёда служит большой расход топлива, который в среднем увеличивается на 10%.

В первые несколько недель будет отмечаться сниженный расход. Но затем ситуация кардинально меняется. Стоит машине пройти несколько сотен километров на таком «чудо-топливе», как силовой агрегат потеряет мощность, появятся чихающие звуки. Такие изменения в работе автомобиля связаны с присутствием нафталина в составе присадок. В итоге водитель получит ворох проблем с машиной и увеличенную потребность в топливе.

Маршрут

Жителям больших городов хорошо знакома проблема перегруженности дорог. Каждый знает, сколько можно простоять в автомобильной пробке. Передвижение в заторах увеличивает расход топлива минимум на 20%. Эта цифра может доходить до 30%. Пробки на дорогах - самый значимый параметр, на котором автовладелец теряет свои деньги.

Экономия расхода топлива может достигаться за счёт установки приложения, которое позволяет отслеживать ситуацию на дорогах и корректировать свой маршрут. Также можно взять в привычку выезжать раньше на работу. Для передвижения по центральной части города можно и вовсе выбрать общественный транспорт, а автомобиль в это время может стоять на парковке.

Как уменьшить расход топлива на автомате

Автомобиль с автоматической коробкой обладает уникальными особенностями, его нельзя сравнивать с машинами, оборудованными механикой. Для владельцев таких транспортных средств мы отобрали несколько положений, соблюдение которых позволит добиться сокращения расходов на заправках:

  • исключайте перегазовку;
  • не допускайте резких ускорений;
  • исключительно спокойная езда.

При соблюдении этих нехитрых правил можно не только сэкономить некоторую сумму на заправке автомобиля, но также получится снизить износ силового агрегата и продлить срок службы сцепления.

Не стоит зацикливаться на экономии расхода топлива и постоянно думать об этом. Такие мысли могут стать отвлекающим фактором и привести к ДТП. Необходимо изменить то, что в ваших силах: следить за автомобилем, проводить его диагностику, устранять проблемы по мере их возникновения, не пользоваться без надобности приборами, не перегружать кузов лишним декором, правильно трогаться и тормозить.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 9.9% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне

Мас Моторс


Стоимость топлива для автомобилей в нашей стране растет, опережая все другие услуги и товары. Для примера, весной 2009 года 1 л бензина АИ-95 стоил 20 руб. 50 коп., а в настоящее время его цена составляет 40 руб. За указанный период произошло практически двукратное увеличение. В тоже время далеко не у всех автовладельцев рост личных доходов составил аналогичную величину. При этом в условиях постоянного сокращения общественного транспорта по причинам снижения рентабельности или возникновения убыточности из-за высокой стоимости топлива автомобиль для многих жителей страны становится единственным доступным средством передвижения.

Стоит отметить, что тенденции удорожания горючего происходят во всем мире. Поэтому этот фактор учитывают большинство ведущих автопроизводителей, в связи с этим разрабатывают и устанавливают на свои автомобили более экономичные силовые агрегаты. Так, это можно проследить на очень популярных в нашей стране следующих моделях:

  1. Внедорожник . У модели второго поколения, которая производилась с 2000 по 2005 год, двигатель полноприводной версии объемом 2,0 л потреблял 9,30 л бензина на 100 км, а мотор такого же объема рестайлинговой модели 2015 года четвертого поколения потребляет всего 7,50 л. Снижение составляет практически 25 %.
  2. . Малолитражка пятого поколения (1997-2006) с двигателем 1,40 л расходовала 8,30 л бензина в городском цикле. Golf последнего поколения с аналогичным силовым агрегатом потребляет в тех же условиях 6,75 л топлива. Расход снизился почти на 20%.

Кроме указанных конструкционных изменений, которые помогли снизить потребление топлива автомобилем, каждый водитель имеет личные возможности для уменьшения расхода. Такие мероприятия можно условно разделить на три крупных блока.


К первому блоку необходимо отнести снижение за счет изменения навыков управления автомобилем. Ко второму следует причислить уменьшение потребления горючего за счет технического состояния автомашины. Третий блок – это снижение с помощью применения экономических подходов к приобретению горючего для автомашины.

При выполнении мероприятий по экономии топлива требуется комплексно использовать решения из всех основных блоков, так как возможная отдельная экономия по одному мероприятию, может быть перекрыта увеличенным расходом по-другому.

Экономичный стиль вождения

Запуск двигателя без использования перегазовки.

Современные двигатели имеют систему непосредственного впрыска горючего и перегазовка перед запуском ведет к увеличению расхода топлива, что негативно сказывается на состоянии мотора. Такой старт силового агрегата следует применять только на карбюраторном двигателе в целях подачи горючего в рабочую камеру карбюратора.

Прогрев мотора во время движения.

Современные смазочные материалы изготовлены с применением высококачественных присадок, которые обладают возможностью более быстрого разогрева без потери своих технических характеристик. Поэтому перед началом движения даже в холодное время достаточно около одной минуты для прогрева двигателя.

Плавное начало движения.

Начинать движение надо спокойно и уверенно, избегая резкого разгона, так как при быстром ускорении однозначно будет увеличенный расход топлива.

Отслеживание показаний тахометра.


От величины оборотов зависит потребление горючего, чем меньше оборотов силового агрегата, тем меньше расход. В среднем для подавляющего количества двигателей на 3000 об/мин. потребление горючего практически в 3 раза больше чем при 1500 оборотах. Самым лучшим режимом считается движение в пределах 2000-2500 об/мин.

Движение без резких ускорений.

Быстрое изменение скорости автомобиля требует увеличенного расхода горючего примерно на 20%. Поэтому если дорожная ситуация не требует принятия таких решений лучше выбирать спокойный режим движения. При этом наиболее экономичным считается движение на максимальной передаче на указанных выше оборотах двигателя. При смене передач избегать работы мотора на высоких оборотах.


В условия в города необходимо стараться проезжать светофоры без остановки, особенно если маршрут движения хорошо знаком. Если не успеваете проехать на разрешающий сигнал нужно сбросить скорость и плавно доехать до остановки перед светофором. Наилучшим вариантом будет, если за это время красный свет прогорит и снова включится зеленый.

На многих современных автомобилях существует система «Стоп-Старт», которая позволяет автоматически экономить горючие при остановках. В случаях, если автомобиль не оборудован таким комплексом, то выключать двигатель лучше при стоянке длительностью более одной минут, так как частый запуск мотора является неблагоприятным моментом в работе силового агрегата, при котором идет потеря качества моторного масла. Сам двигатель в режиме холостого хода потребляет топлива больше чем при запуске и начале езды.

Выбор наилучшей дистанции при движении в плотном трафике.

Если автомобиль двигается в плотном потоке, необходимо выбирать расстояние и скорость, которое помогут избегать частого пользования тормозами. После резкого снижения скорости в дальнейшем необходимо будет снова ее набирать, что приведет к расходу дополнительного горючего.

Движение с оптимальной скоростью.

Для всех автомобилей существует такое понятие, как оптимальная скорость. Такой скоростью считается минимальная, позволяющая осуществлять движение автомашины на самой высокой передаче. Передвижение с применением таких параметров обеспечит минимальный расход топлива, особенно на загородных дорогах. В большинстве случаев интервал такой скорости составляет 90-100 км/ч. Движение на высокой скорости увеличивает сопротивление воздуха, требует дополнительных усилий от мотора и как следствие рост потребления топлива.

Выбор удобной парковки.

При постановке автомашины на стоянку, особенно если машина используется ежедневно необходимо при возможности выбирать такой способ, который исключит движение при выезде или заезде задним ходом. Маневры задним ходом считаются более сложными и для их осуществления требуются увеличенное количество топлива.

Использование торможения двигателем.

Если позволяет дорожная ситуация применять замедление движения автомобиля с помощью силового агрегата. Такое торможение позволит постепенно уменьшать используемую мощность мотора со снижением расхода. При использовании тормозов, двигатель определенное время работает в условиях излишней мощности и соответственно потребляет больше горючего.

Техническое состояние


Поддержание необходимого давления в шинах автомобиля это важный момент экономичного движения. Снижение давления увеличивает зону контакта автошины и дороги. При этом возрастает трение, что автоматически ведет к повышению потребления топлива и износу покрышек. В технических параметрах авторезины всегда указывается допустимый диапазон давления и для более экономичной эксплуатации необходимо стараться поддерживать верхнюю планку этого диапазона.

Контроль за состоянием автошин.

По мере пробега увеличивается износ колес, что уменьшает величину протектора и как следствие увеличивает качение с последующим ростом потребления топлива. При этом сам износ может происходить неравномерно, поэтому важно в соответствии с установленными нормами для той или иной марки авторезины осуществлять перестановку колес в соответствии со схемой автомобиля.

Соблюдение периодичности замены воздушного фильтра.

Несвоевременная смена воздушного фильтра приводит к формированию некачественной рабочей смеси, которая уменьшает мощность двигателя. Для компенсации такого снижения требуется дополнительный расход топлива. Кроме того, загрязненный воздух, попадая внутрь мотора повышает износ. Периодичность установлена регламентами производителя, но при этом надо применять корректировку с учетом условий эксплуатации автомобиля. Если такие условия отличаются от нормальных, а именно, автомашина эксплуатируется только в городе или на запыленных сельских дорогах, необходимо выполнить корректировку периода замены фильтра. Обычно его сокращают в два раза.


Качественная моторная смазка эффективно снижает силу трения между элементами двигателя, лучше выполняет охлаждение, что снижает потери мощности и за счет этого сокращается потребление горючего. Периодичность смены моторного масла также устанавливается регламентами и составляет ориентировочно от 10 до 15 тыс. км, при этом, как и с воздушным фильтром необходимо выполнять корректировку замены в зависимости от условий эксплуатации автомобиля. Кроме того, при выполнении смены важно менять и масляный фильтр, так как именно в него выводятся все металлические частицы, которые в случае отсутствия выполнения замены будут увеличивать силу трения в моторе и повышать износ. Наиболее эффективными являются современные синтетические масла, определенные сорта таких масел могут сэкономить до 7,5% топлива.

Следить за массой.

При увеличении веса автомобиля примерно на 100 кг возрастает потребление горючего на 7-10%, поэтому необходимо следить за оптимальной загрузкой и в зависимости от поездки использовать только необходимые вещи. Кроме того, полный топливный бак (60 л) добавляет 45 кг к массе автомашины, поэтому лучше всего, чтобы количество топлива находилась между четвертью и половиной объема бака, но при этом обязательно учитывать возможность дозаправки. Езда на практически пустом баке может привести к выходу из строя топливного насоса.

Контроль за аэродинамикой автомашины.

Установленный на крыше автомобиля багажник увеличивает аэродинамическое сопротивление, на преодоление которого необходимо дополнительные затраты топлива. В среднем пустой багажник может добавить расход на 5%. Поэтому если нет необходимости багажник надо демонтировать. Также дополнительное сопротивление могут создавать потоки воздуха при открытых окнах салона, установленные на кузов различные декоративные элементы и обвесы, а также расширенные колесные диски.


От работы свечей зажигания зависит полнота сгорания бензина. Если бензин сгорает не полностью, автоматически повышается его расход и падает мощность мотора. На компенсацию такого падения необходимо дополнительное горючее, поэтому необходимо соблюдать периодичность замены свечей, а иногда лучше это делать раньше, так как свечи с большой наработкой также не обеспечивают качественное зажигание.

Финансовые способы снижения затрат

  • Отслеживать цену топлива на заправках различных компаний. При этом выбирать для заправки АЗС с наилучшим соотношением цена-качество.
  • Приобретать и заправляться с использованием бонусных карт от различных производителей горючего.
  • Осуществлять расчет за топливо с помощью пластиковых карт, которые имеет функцию возврата определенного процента за выполненную покупку.
  • Выполнять заправку в ночное и вечернее время, так как целый ряд АЗС именно в этот период прилагает определенную скидку.
  • Стараться продумывать маршрут и время своих поездок, что поможет избежать пробок на городских дорогах, сократить время поездки, выбрать короткое расстояние.

Заключение

Применение указанных способов и мероприятий для экономии затрат на топливо может обеспечить снижение практически на 30%. Ориентировочно это составит для бензинового силового агрегата объемом в 1,6 л от автомобиля C-класса до 3,5 л горючего на 100 км пути. Кроме того, указанные действия повышают техническое состояние автомобиля, снижают возможные затраты на внеплановый ремонт.

Видео

Рано или поздно каждый водитель начинает обращать внимание на то, сколько горючего потребляет его автомобиль и сравнивает расход топлива с данными, указанными в паспорте. И если «аппетит» машины растет, то автолюбителю необходимо выяснить причину, чтобы умерить расходы горючего, а соответственно и денежные затраты.

В этой статье мы поговорим о том, по каким причинам автомобиль может демонстрировать повышенный расход топлива, а в одной из следующих расскажем, как устранить эти самые причины и нормализовать потребление горючего.

Почему большой расход топлива?

Автомобиль может потреблять больше топлива, нежели указано в паспорте или свыше уровня, установившегося за определенный период по двум основным причинам: объективным и субъективным.

К первым можно отнести технические проблемы в агрегатах и узлах, которые износились или вышли из строя и не способны выполнять свои функции в полной мере.

А к субъективным относится т.н. человеческий фактор: стиль вождения, перегрузка автомобиля, установка дополнительного оборудования и так далее.

Технические причины большого расхода топлива:

1. Сбои в работе датчиков электронного управления силовым агрегатом. Ложная информация о работе узлов мотора может передаваться в электронный блок управления по причине ошибок в настройке кислородных датчиков, расходомеров поступающего воздуха, датчиков положения дроссельной заслонки.

В результате в мотор поступает либо обогащенная, либо обедненная топливная смесь, что вызывает потерю мощности и увеличение расхода горючего.

2. Загрязнение топливных форсунок . На соплах могут образоваться смолистые отложения, которые появляются при использовании низкокачественного бензина. В результате снижается их герметичность и в цилиндр поступает недостаточное количество смеси, которая неэффективно сгорает. Отсюда и повышенный расход топлива.

3. Неисправность термостата . Если термостат заклинил в открытом положении, в зимнее время двигатель не сможет прогреться до рабочей температуры и будет потреблять много горючего.

4. Засорившийся воздушный фильтр . Если вы нарушили периодичность обязательной замены воздушного фильтра, это однозначно повлечет за собой увеличение «аппетита» двигателя, поскольку фильтр будет препятствовать поступлению воздуха, необходимого для эффективного сгорания смеси.

5. Низкое давление в шинах . При низком давлении в покрышках появляется высокое сопротивление качению, что в свою очередь повышает расход топлива. Например, при снижении давления в одном колесе с 2-х до 1,5 атмосфер расход горючего повышается на 3 процента.

6. Неотрегулированный сход-развал . Если у автомобиля не отрегулированы углы установки колес, это вызывает заносы на дороге, потерю управляемости и быстрое истирание протекторов шин, и как результат – снижение экономичности.

7. Износ механизма газораспределения . Если нарушены тепловые зазоры клапанов, вытянулся зубчатый ремень или износились зубчатые шкивы, цепь, звездочки привода, маслоотражательные колпачки и т.д., теряется герметичность цилиндров и снижается давление в начале такта расширения и в конце такта сжатия. Это повышает расход топлива и приводит к потере мощности двигателя.

8. Износ сцепления . Если узлы сцепления вышли из строя, во время пробуксовок водитель вынужден все время перегазовывать, а это неизбежно вызывает перерасход горючего.

5. Износ кривошипно-шатунного механизма . Если из строя выходят поршневые кольца, износились цилиндры или поршни, то снижается компрессия, в результате чего падает мощность агрегата. Водитель вынужден чаще жать на газ и таким образом быстрее опустошать бак.

6. Износ цилиндропоршневой группы . Если вышли из строя узлы цилиндропоршневой группы, что случается при использовании низкокачественного горючего или при больших пробегах, потребление топлива значительно повышается.

7. Низкая температура охлаждающей жидкости . Если «охлаждайка» нагревается до температуры, ниже расчетной, то двигателю требуется больше бензина для прогрева. Это может вызвать повышение расхода в среднем на 10%.

8. Зазоры в свечах зажигания . Еще одной причиной высокого «аппетита» мотора может стать неправильно выставленные зазоры в свечах зажигания. Иными словами – нарушение минимального расстояния между электродами. В результате свечи работают с перебоями, а расход топлива повышается в среднем на 4%.

9. Позднее зажигание . Минимальное смещение угла опережения зажигания на 1 градус может повысить расход горючего на 1%. Следственно, чем больше градус смещения, тем быстрее опустошается бак.

Человеческий фактор

1. Постоянно включенный ближний или дальний свет фар. Ближний свет может снизить экономичность двигателя в среднем на 5%, а дальний – в среднем на 10%.

2. Используются жидкости и масла, неподходящие для мотора или трансмиссии. Производители рекомендуют заливать в трансмиссию или двигатель жидкости, обладающие теми или иными параметрами вязкости. Оптимальный тип масла для агрегатов выбирается в результате многочисленных испытаний и если водитель зальет, например, масло, вязкость которого выше рекомендованной, то это может повысить расход топлива на 10-15 процентов.

5. Постоянно работает кондиционер или магнитола . На питание климатических или электронных систем требуется значительное количество горючего. Включенный на полную мощность кондиционер повышает расход топлива в среднем на 15 процентов, а мультимедийные системы – на 7 процентов.

6. Дополнительное оборудование (спойлеры, обвесы). Непредусмотренные производителем конструкции изменяют аэродинамические характеристики автомобиля. В результате повышается топливный «аппетит».

7. Резкое ускорение/торможение . Скачкообразная манера езды вызывает резкое повышение расхода топлива, поскольку силовой агрегат постоянно испытывает нагрузки.

8. Езда с открытыми окнами . На скорости свыше 50 км/час с открытыми окнами значительно ухудшаются аэродинамические характеристики машины, и при длительном передвижении экономичность в среднем снижается на 4%.

9. Перегрузка автомобиля . Машина, нагруженная сверх меры, требует больше топлива. Каждая дополнительная сотня килограмм повышает расход на 10 процентов.

Пустой багажник на крыше автомобиля приводит к повышению потребления топлива на 5%, груженый – на 40%. Расход зависит от скорости передвижения, аэродинамичности и конструкции багажника.

Поддерживайте в шинах правильное давление. Хорошо накачанные шины помогут вам сократить расход топлива вплоть до 3%. Давление в колесах уменьшается на 0.06 атм в месяц. Давление также уменьшается с наступлением зимы (из-за увеличения плотности воздуха с понижением температуры). Рекомендуется регулярно проверять давление в шинах, как минимум раз в месяц, а лучше раз в неделю. Правильное давление также предотвратит неравномерный износ резины.

  • На некоторых заправках вы бесплатно можете воспользоваться компрессором. Иногда встречаются автоматические компрессоры, которые накачивают давление до заранее заданной величины, но после его использования все равно полезно перепроверить давление собственным манометром.
  • Удлинители соска позволят вам накачивать колеса, не снимая колпачки, но убедитесь, что они сами по себе не забиваются грязью и не текут.
  • Если вы собираетесь ехать в места, где будет холоднее, или не собираетесь подкачивать давление некоторое время, накачайте на 0.2 атм больше. Ориентируйтесь на давление, рекомендованное производителем автомобиля, а не на максимальное давление, указанное на борту покрышки. Опыт показывает, что старые покрышки не стоит накачивать до высоких давлений, иначе покрышка может взорваться. Взорвавшаяся на трассе покрышка перекроет все преимущества экономии топлива.

Настройте двигатель. Настроенный и полностью исправный двигатель будет выдавать больше мощности и потреблять меньше топлива. Но многие механики, занимающиеся тюнингом автомобилей, гонятся за мощностью в ущерб экономности двигателя, так что будьте внимательны при выборе модификаций.

Проверьте состояние вашего воздушного фильтра. Грязный фильтр будет наносить вред двигателю и повышать расход топлива. Езда по пыльному бездорожью и полям и траве приведут к более быстрому износу фильтра.

Замените воздушный фильтр, следуя процедуре, описанной в инструкции по эксплуатации. Новый воздушный фильтр может существенно повлиять на производительность двигателя на автомобилях с турбированным двигателем.

Уменьшите вес автомобиля. Выберите самый легкий автомобиль, который будет удовлетворять вашим потребностям. Вес это самая главная причина потери кинетической энергии в не гибридных автомобилях. Если вы не собираетесь покупать новый автомобиль, постарайтесь максимально облегчить старый. Если есть сидения, которые вы не используете – демонтируйте их. Если вы постоянно возите в багажнике тяжелые вещи – постарайтесь выгрузить их. Лишние 50 кг веса в багажнике увеличат расход на 1-2%. Вес автомобиля особенно важен в городском цикле, где вы часто тормозите и ускоряетесь, и гораздо меньше значит при езде по автостраде. Не выкладывайте из машины необходимые вещи, поездки за ними ударят по вашему кошельку сильнее, и вся польза от экономии топлива будет перечеркнута.

Старайтесь выбирать максимально узкие шины, которые будут удовлетворять вашему стилю вождения. Более узкие шины имеют меньше сопротивление воздуха и силу трения, что поможет снизить расход. Но помните, что более узкие шины имеют меньшее сцепление с дорогой, это причина, почему на спортивные автомобили ставят широкую резину. Не ставьте резину, которая уже, чем предполагают ваши диски. И не ставьте колеса, которые меньше чем рекомендует производитель.

Выбирая покрышки, старайтесь выбирать те, у которых маленькое сопротивление качению. Это поможет сократить расход на пару процентов. Разница будет незначительна, если вы поддерживаете правильное давление, так что замена старых покрышек новыми не окупится, разве что старые уже износились.

На автомобилях с инжекторным двигателем нужно убедиться, что датчик расхода массы воздуха (ДМРВ) и лямбда-зонд в хорошем состоянии. Лампочка "check engine" загорается, когда с одним из этих устройств возникают проблемы. Вход из строя ДРМВ приводит к тому, что в двигатель поступает переобогащенная смесь, что может повысить расход топлива на 20% или больше.

Экономия топлива

  1. Заправляясь, не заливайте полный бак, старайтесь, чтобы уровень топлива был между половиной бака и четвертью. Если вы будете всегда ездить на пустом баке, это будет вредно для топливного насоса. 60 литров топлива добавляют 45 кг веса.

    Меняя масло, используйте присадки в масло и старайтесь заливать синтетическое масло. Присадки и хорошее масло могут снизить расход вплоть до 15%, если вы будете следовать инструкции. Присадки стабилизируют вязкость масла, что заставляет двигатель работать мягче вследствие того, что в процесс смазки включается весь объем масла, а не только его часть.

    Заправляйтесь качественным топливом. Не заправляйтесь разным топливом в один бак. Дешевый бензин поможет вам сэкономить несколько рублей на литре, но будет содержать большее количество этанола, что увеличит расход. Сравните, сколько вы можете проехать, заправьтесь на одинаковую сумму и оцените что лучше для вашего автомобиля.

    Заливка синтетического масла поможет сохранить вплоть до 5% топлива. Не забывайте менять масло. Игнорирование плановой замены масла увеличивает расход топлива и вредит двигателю. Если нет возможности залить синтетическое масло, заливайте самое легкое, 5W-30 будет лучше, чем 15W-50.

    • Некоторые двигатели работают на синтетических маслах жестче, так что необходимо следить за поведением вашего двигателя.
  2. Старайтесь не использовать кондиционер при езде по городу, он значительно повышает расход топлива. Впрочем, расход с работающим кондиционером при езде по трассе будет меньше, чем с открытыми окнами. Сопротивление воздуха от открытых окон более значительно, чем мощность, отнимаемая кондиционером.

    Наглядно оценить расход топлива можно по тому, насколько сильно вы загружаете двигатель. Кондиционер, резкие ускорения и езда на большой скорости, конечно, очень сильно влияют, но это непрямые показатели. Старайтесь отслеживать, на каких оборотах работает двигатель. Это примерно как отслеживать свой пульс, оценивая, насколько сильно работает ваше сердце. Наблюдая за оборотами, вы обнаружите, что на некоторых оборотах двигатель работает лучше, чем на других.

    • Если двигатель работает на оборотах выше, чем 3000, скорее всего, вы двигаетесь на слишком низкой передаче. Переключите передачу и дайте двигателю развить большую скорость на более низких оборотах. Средние обороты, на которых вы двигаетесь, напрямую определяют ваш расход двигателя.
    • Как отслеживать обороты двигателя? На многих автомобилях на приборной панели, рядом со спидометром, находится прибор, который называется тахометр. Он показывает обороты двигателя, деленные на тысячу: если стрелка находится между цифрами 2 и 3, двигатель работает на 2500 оборотов. Самая эффективная зона работы двигателя между 2000 и 3000, но, экономии топлива ради, старайтесь не превышать 2000 оборотов, а значение 2700 превышать можно только когда двигаетесь в горку. Это позволит вам двигаться со скоростью 50-60 км/ч в городе и 105км/ч по трассе. Попробуйте найти лучшее соотношение динамики и плавности езды, наблюдая за своим расходом.

Водительские привычки

  1. Пользуйтесь круиз контролем. В большинстве случаев круиз контроль помогает снизить расход топлива, поддерживая постоянную скорость.

    Не торопитесь. Чем выше скорость, тем больше сопротивление набегающего потока воздуха. Движение на повышенных скоростях может увеличить расход вплоть до 33%. При скоростях до 60 км/ч сопротивление воздуха не сильно влияет на расход топлива, но выше этой скорости оно принимает решающее значение.

    Избегайте резких ускорений. Двигатели внутреннего сгорания имеют наибольшую эффективность от 2000 до 3000 об., а наибольшую мощность развивают при 5000-6000 об. На механической коробке передач переключайтесь на следующую передачу, как только двигатель достигнет нужных оборотов. Например, для того, чтобы разогнаться до 40км/ч, вы стартуете с 1-ой, разгоняетесь на 2-ой, а затем, минуя 3-ю, переключаетесь на 4-ую или даже 5ю, если двигатель сможет поддерживать скорость. Но имейте в виду, что? нажав на педаль газа на 5-ой передаче на низкой скорости, вы не получите ускорение! Для этого вам нужно переключиться на пониженную передачу.

    Избегайте постоянных торможений. Для каждого разгона после торможения нужно потратить топливо, которое вы пытаетесь сэкономить. Старайтесь заранее следить за светофорами, чтобы не разгоняться напрасно лишний раз.

    Не прогревайте машину на холостом ходу. Лучший способ прогреть автомобиль – это начать движение и двигаться медленно без резких ускорений, пока двигатель не нагреется до рабочей температуры.

    Найдите оптимальную скорость. На многих машинах есть понятие «оптимальная скорость», и это скорость, при которой автомобиль потребляет наименьшее количество горючего, чаще всего это примерно 80 км/ч. Оптимальная скорость - это минимальная скорость, на которой может двигаться автомобиль на самой высокой передаче. Например, для Jeep Cherokees это 90км/ч, а для Toyota 4Runners - около 80 км/ч. Найдите это значение для своего автомобиля и двигайтесь в соответствующем режиме.

    Если на вашем автомобиле установлена коробка передач с функцией овердрайв (повышающей передачей), не забывайте ее включать. Отключать ее стоит только при буксировке тяжелых грузов. Повышающая передача по умолчанию включена, когда коробка рычаг коробки находится в положении "D". На некоторых автомобилях функция овердрайв отключается кнопкой. Вы можете выключать повышающую передачу, если тормозите двигателем, двигаясь с горы, или если автомобиль начинает дергаться при езде в гору. Овердрайв помогает сохранить немного топлива, позволяя поддерживать скорость на меньших оборотах двигателя.

    Следите за светофорами. Постоянные торможения и ускорения негативно сказываются на расходе. Не кружите по парковке в поисках места. Смиритесь с мыслью, что прямо возле входа в магазин места бывают крайне редко. Многие люди ждут, пока освободится свободное место, и кружат по парковке, бесполезно сжигая топливо.

    Соблюдайте безопасную дистанцию! Не пристраивайтесь бампер к бамперу за впереди идущим автомобилем. Езда на маленькой дистанции заставит вас тормозить и ускоряться гораздо чаще, чем езда позади на 20 метров, хотя вы будете ехать на одной и той же скорости. Это даст вам время при торможении на светофорах, избавит от лишних вынужденных торможений из-за впереди идущего автомобиля и в целом предоставит пространство для маневра. Вы сможете объехать впереди стоящий автомобиль, если сигнал светофора сменился на зеленый, а ему нужно разгоняться с полной остановки.

    Избегайте длительного прогревания. Например, в холодную погоду двигатель необходимо прогревать не более чем 30 секунд. За это время двигатель достаточно смазывается, чтобы безопасно функционировать. Если вам нужно остановиться больше чем на 10 секунд, вы можете глушить двигатель, и это сэкономит топливо. Но слишком частые запуски двигателя негативно отразятся на стартере.

    Определите, какая передача лучше всего подходит для равномерного движения. Если вы двигаетесь по трассе без тяжелых грузов, попробуйте включать самую высокую передачу. Прислушивайтесь к двигателю, так как движение на повышенной передаче может привести к неисправности маломощных двигателей. Некоторые производители предлагают различные варианты отношения шестерен в коробках передач.

  2. Некоторые автоматические коробки передач позволяют ограничивать самую высокую передачу 4-й. И многие люди переключаются на 4-ую, минуя "D", считая, что это более правильно, а потом жалуются на большой расход топлива.
  3. Старайтесь не выезжать на дороги в час пик, вы сэкономите не только топливо, но и нервы.
  4. Механическая коробка передач позволит вам сэкономить топливо, так как отнимает до 15% от мощности двигателя, против 20% для автоматической коробки.
  5. Балласт в багажнике поможет вам улучшить сцепление с дорогой в зимнее время года, нет смысла экономить на безопасности, стараясь сэкономить пару долларов. Просто вытащите балласт, когда он будет больше не нужен.
  6. Ожидая в очереди на заправку или в окошко в кафе, глушите двигатель.
  7. Все аэродинамические обвесы увеличивают прижимную силу, за счет увеличения сопротивления воздуха, что негативно сказывается на расходе. Но зачастую от обвесов и спойлеров только эстетический эффект и никакого полезного аэродинамического. Когда крепите груз на багажник на крыше, старайтесь разворачивать его меньшей по габаритам стороной вперед – это уменьшит сопротивление.
  8. Предупреждения

  • Езда без соблюдения расстояния до впередиидущего автомобиля очень опасна и незаконна. При езде «бампер к бамперу» вы не сможете избежать столкновения, если впередиидущий автомобиль начнет резко тормозить, если на дорогу что-то выскочит или возникнет препятствие. Это может привести к серьезной аварии. Всегда соблюдайте безопасную дистанцию.
  • Если при движении по трассе у вас будет 3 секунды до впередиидущего автомобиля, вы наверняка сможете избежать аварии.
  • Слишком медленная езда по трассе может быть опасной. На автострадах даже есть минимальный лимит скорости, и если вам необходимо двигаться медленнее, вы должны включать аварийную сигнализацию.
  • Некоторые производители снимают гарантию, если вы используете присадки к топливу или маслу, убедитесь, что вы не прервете гарантию, прежде чем использовать присадки.
  • Осторожно относитесь к чип-тюнингу и другим модификациям автомобиля. Многие модификации прерывают гарантию, а некоторые могут нанести вред вашему двигателю.
  • Остерегайтесь шарлатанов и не верьте отзывам об удивительных сбережениях в результате использования супер-средств. Каждая афера, которая была популярна в 70-х, снова возвращается в новом виде, чтобы соблазнить новое поколение простаков.

Большой расход топлива проблема многих водителей. Вне зависимости от марки автомобиля он может потреблять гораздо больше положенного. Такое явления неприятно любому автомобилисту, так как на запчасти и постоянное техническое обслуживание уходят немалые деньги, а к ним прибавляются ещё и непредвиденные траты.

Причины большого расхода бензина очень разнообразны. Но в любом случае их надо определить. Лучше потратить пару часов, чем переплачивать заправкам ежедневно. Представленный ниже материал поможет понять, почему машина «кушает» неприлично много.

Причины

Чтобы начать бороться с проблемой большого расхода, необходимо установить истинную причину возникновения «болезни». Может показаться банальным, но перед проверкой стоит внимательно осмотреть всю топливную систему от бака до карбюратора или инжектора. Достаточное количество автомобилистов, уже на этом этапе, решает свою проблему.

Даже маленькая протечка способна за день спустить пару литров, не говоря уже о нарушении норм безопасности эксплуатации транспортного средства. Конечно, не все, но основные причины большого расхода топлива представлены ниже:

  • Износ системы сцепления увеличивает потребление горючего на 10—15%.
  • Износ газораспределительного механизма или неправильно выставленные зазоры клапанов — до 25%.
  • Неисправность кривошипно-шатунной системы — 10—15%
  • Неправильно выставленное зажигание — каждое смещение на 1 градус способно вызвать рост расхода топлива на 1—2%.
  • Неправильные зазоры, перебои или заводской брак свечей — 10—15%.
  • Изношенность ЦПГ, падение компрессии на одну единицу забирает около 15% топлива.
  • Плохой развал-схождение — 5—10%.
  • Использование воздушного фильтра без замены после 5 000 километров — 5—10%.
  • Неисправности в системе питания или плохая её настройка — 20—50%
  • Недостаточная температура антифриза — 10—20%.
  • Низкое шинное давление — на 0,5—0,7 кг/см 2 по плюс 9—12% топлива на 100 км.
  • Плохой накат колёс (причин может быть много) — до 20%.
  • Частая езда ночью, то есть использование света прибавляет к заявленному расходу до 10%.
  • Игнорирование прогрева мотора и езда на холодную — до 30%.
  • Большой расход топлива может возникнуть из-за его низкого качество, в среднем, плюс 5—10%.
  • Лишний груз — на каждые 100—150 кг приходится надбавка к и так большому расходу топлива 10—15%.
  • Стиль вождения — до 40%.
  • Окружающие условия (встречный ветер, жара и т. п.) — 10—15%.
  • Плохое качество дорожного покрытия, к примеру: слабое сцепление колёс с дорог — 10—15%.
  • Дефорсированный мотор (низкая степень сжатия) — 10—20%.

Важно! Выше перечислены далеко не все причины, влияющие на большой расход топлива, и все они достаточно относительные. Так как в каждом индивидуальном случае должна учитываться масса авто, его марка, манера езды, состояние узлов и много других факторов.

Стоит отметить, что езда по городу (в смешанном режиме) и по трассе сильно различаются по количеству требуемого топлива. Все тесты, проводимые конкретно по определённой марке автопроизводителем, проходят в идеальных условиях, и надеяться на такой же результат — глупо. Всегда будет надбавка, конечно, чем она меньше, тем лучше. Но и помимо неё зачастую накидывается ещё 5—7 литров сверху, вот тогда становится уже не по себе. Чтобы определить реальный расход нужно осуществить следующие действия:

  1. Находим место старта (назовём это так). Хорошая дорога где-нибудь в не загруженном машинами месте.
  2. Заранее заправьтесь (практически под отказ) и подготовьте бензин в канистре. Залейте полный бак, прям «под горловину».
  3. Покатайтесь по городу 10—15 километров в обычной для вас манере и вернитесь на точку старта.
  4. Перелейте в мерную ёмкость бензин, и снова, но уже из неё, долейте топливо «под горловину». Запомните, сколько вы залили.
  5. Теперь проводим стандартные математические расчёты и получаем расход топлива.

Сделав такие манипуляции, у вас получится узнать: «откуда стоит плясать» и насколько большой расход бензина у вашего агрегата. Если расход на 1-4 литра больше заявленного, то можно считать это нормой, но если ещё больше - надо искать причину, вызвавшую перерасход.

Устранение проблем, вызывающих перерасход бензина

Предположим: диагностика проведена и причина «недуга» выявлена. Можно приступить к устранению неполадки самому, если опыт имеется, или можно отправиться на СТО. Ниже представлен процесс решения основных проблем большого расхода топлива на разных двигателях:

  • Проблемы со сцеплением. Полная замена, так как ремонту в 95% случаях не подлежит.
  • Проблемы с зажиганием рабочей смеси. В случае подобных проблем лучше съездить в автосервис, там при помощи специальных приборов выставят новые, теперь уже правильные, углы зажигания. Это позволит избежать в будущем большого расхода топлива.
  • Зазор свечей. Решить проблему можно собственноручно. Для этого необходимы специальные щупы и знание правильных зазоров для вашего двигателя. После этого большой расход топлива станет меньше.
  • Недостаточная температура антифриза. Причин может быть несколько зачастую это разгерметизация системы. Чтобы устранить проблему проведите полную диагностику.
  • Низкий уровень компрессии. Тут требуется замена некоторых составляющих ЦПГ (кольца, пальцы, поршни и т. д.).
  • Кривошипно-шатунная система. Замена подшипников.
  • Газораспределение. На СТО проведут диагностику и заменят всё необходимое. Это позволит уменьшить большой расход топлива.
  • Развал-схождение. На СТО со специальным оборудованием выставят правильный угол колёс.
  • Шины. Просто следите за тем, чтобы в них было нормальное давление.
  • Воздушный фильтр. Диагностика и замена некоторых узлов этой системы должна проводиться каждые 5—7 тысяч километров.
  • Термостат. Замена или чистка позволяет уменьшить большой расход топлива.
  • Электронная система. Последние 10—15 лет практически все автомобили регулируют рабочую смесь при помощи электроприборов. Но мало кто знает, что они могут начать работать некорректно. Если у вас именно такой случай, дайте проверить машину профессиональным электрикам.
  • Проблемы с инжектором. Главная причина большого расхода топлива на инжекторе — его неисправность. Квалифицированный специалист сможет всё наладить и вернуть приемлемый расход.

Универсального решения нет, поэтому вам поможет только диагностика и терпение. Но, честно сказать, результат того стоит.

Важно! Никогда не используйте якобы «волшебные» присадки в бензин для мотора, направленные на снижение расхода топлива. Единственное, что они делают — укорачивают срок службы двигателя.

Перерасход на дизельном двигателе

Отдельное внимание хочется уделить дизельным двигателям. Они, по конструкции, мало чем отличаются от бензиновых. Поэтому большинство причин большого расхода топлива совпадают. Но в силу своей специфичности, они имеют так называемые типичные проблемы.

Большой расход топлива на дизельном двигателе возникает по следующим причинам:

  • Плохое состояние фильтров. Чтобы это проверить, а затем устранить: необходимо демонтировать воздушный, топливный и масляный фильтры. Внимательно осмотрите их, если есть малейшие нарекания — лучше заменить.
  • Неправильно подобранное масло. Подбирайте масло только то, которое рекомендовано производителем авто, на дизельных моторах это очень важно, иначе будет большой расход топлива.
  • Наличие турбины. Многие просто недоумевают, почему дизель «съедает» так много ДТ, хотя все неполадки исправлены — элементарная турбина. С ней в среднем на 20—30% топлива будет тратиться больше.

К типичным проблемам с большим расходом на дизеле также можно отнести слабо накаченные колёса, загрязнение инжектора, слабый прогрев мотора и проблемы с электрикой, но все они описаны выше, поэтому в данном разделе выделены не были.

Как снизить расход

В конце статьи дадим советы по снижению расхода топлива. Соблюдая их, вы сможете снизить расход, на пару литров точно. Для этого выполняйте следующее:

  • Лишний тюнинг, увеличивающий площадь авто, нарушает правильный аэродинамический баланс, поэтому снизьте его до минимума.
  • Используйте электроприборы только тогда, когда это реально нужно, иначе вы собственноручно увеличите расход топлива.
  • Всегда прогревайте машину должным образом.
  • Не используйте агрессивный стиль вождения.
  • Двигайтесь равномерно, без постоянных ускорений и торможений.
  • Следите за давлением в колёсах.
  • Используйте только качественное масло, оно сильно влияет на расход топлива.
  • Замените шины с низким сопротивлением, если у вас такие, на шины с большим сопротивлением.

Наш сайт представил вам подробную информацию о большом расходе, что-то подчеркнув из неё, вы сможете сэкономить деньги. Надеемся, теперь вас не будет мучить вопрос: «Почему такой большой расход топлива?» Удачи на дорогах!