Как понять что примерзли тормозные колодки. Примерзли колодки. Что делать? Как предотвратить замерзание тормозных колодок

В зимнее время автомобилисты сталкиваются со многими трудностями. Это плохой запуск двигателя (из-за замерзшего топлива на дизелях), проблемы с аккумулятором и стартером. Но есть еще одна беда, с которой обычно сталкиваются новички - примерз ручник. Что делать в такой ситуации? Ответ на этот вопрос узнаете в нашей сегодняшней статье.

Характеристика

Необходим для удержания авто на месте под углом до 16 градусов. На большинстве легковушек и внедорожников используется механическая система. Она приводится в действие рычагом посредством троса. Последний вовлекает в процесс сами колодки, прижимая их к диску или барабану. Также ручник позволяет полностью остановить автомобиль в экстренном случае (при отказе основной, гидравлической системы).

Сам рычаг может располагаться как между передними сиденьями, так и с левой стороны водителя (в качестве педали).

Почему так происходит?

Обычно такая ситуация возникает после мойки. Так, при отрицательной температуре остатки воды замерзают на поверхности. Влага не испаряется и превращается в ледяную корку. Наутро водитель обнаруживает, что примерз ручник. Что делать? Не стоит паниковать - эта проблема решаема.

При какой температуре примерзает ручник?

Ледяная корка начинает образовываться при переходе конденсата из жидкого в твердое состояние.

А как известно, вода замерзает уже при нуле градусов. Но обычно ручник прикипает в сильный мороз - от -25 и более градусов. В таком случае колеса блокируются полностью. При температуре -10 и менее есть шанс тронуться с места без последствий.

Пробуем тронуться

В большинстве случаев тронуть машину с места (особенно переднеприводную) у вас не получится. Но можно попробовать раскачать авто, поочередно включая первую и заднюю передачу. Этот способ используется как на автоматической, так и на механической коробке передач.

Двигаясь вперед-назад, мы разрушим ледяной налет и устраним проблему примерзших колодок ручника. Будьте внимательны - если механизм сильно прикипел, есть риск повреждения Тогда потребуется замена тормозных колодок ручника. Они могут располагаться отдельно. Но на большинстве авто ручник приводится от основных задних колодок.

Используем посторонние средства

Случается так, что ручник прикипает намертво. Тогда на помощь приходит «Антилед».

При помощи подобных средств можно разморозить не только колодки, но и лобовое стекло, которое часто покрывается ледяной коркой снаружи, а также дверные замки. Но такой способ будет действенным только в случае с дисковыми задними тормозами. Барабанные скрыты под крышкой, и чтобы получить доступ к колодке, нужно частично разбирать механизм. Как разморозить ручной тормоз на «барабанах», расскажем немного позже.

В качестве альтернативы автовладельцы используют для омывания стекол или спирт. С их помощью тоже можно избавиться от ледяной корки. Но помните, что средства имеют ограниченный температурный диапазон действия. Особенно это касается «незамерзайки». Ее часто «бодяжат» с водой так, что жидкость превращается в лед уже при -15 градусах.

Альтернативный способ

Если в гараже не нашлось специализированных средств, можно воспользоваться кипятком. Греем воду в чайнике и затем обливаем ею тормозные колодки. Способ действенный как для дисковых механизмов, так и для барабанных. Но проблема в том, что кипяток не всегда проникает сквозь спицы колеса. Если у вас штампованный диск, его придется снять. Данный метод весьма действенный и безопасный, так как вода не содержит в себе агрессивных средств, как в специализированном растворителе. Однако подходит этот способ только для тех, кто оказался рядом с домом. Раздобыть кипяток на паркинге или стоянке довольно трудно.

Обратите внимание

Если после использования «Антильда» колодки остаются сухими, то в случае с кипятком влаги будет еще больше. Поэтому в ходе движения старайтесь по максимуму использовать тормоза - только так вы разогреете колодки.

Если примерз ручник, что делать? Рассмотрим еще один метод, который не требует дополнительной просушки.

Применяем фен

Если в гараже есть строительный фен, примерзший ручник вам не помеха. При помощи данного инструмента можно безопасно и за короткое время (меньше, чем кипятится чайник) «вылечить» стояночный тормоз. Итак, включаем его в розетку и направляем поток на колодки. Этот метод идеально подходит для барабанных тормозов, поскольку не требует разбора крышки и не провоцирует повторное замерзание накладок. После этой примитивной операции можно пробовать трогаться. Ручник в 90 процентах случаев успешно размораживается.

Можно ли использовать бытовой фен, ведь он тоже вырабатывает горячий воздух? Да, применять его можно - вопрос только времени. Мощность такого фена должна составлять не менее двух киловатт. Иначе разморозка ручника затянется надолго.

Способ с феном очень эффективный, но, опять же, не всегда есть возможность подключиться к сети 220В. А использовать какие-либо обогреватели от прикуривателя бесполезно - их мощности будет недостаточно.

Подключаемся к выхлопу

Рассмотрим весьма неординарный способ. Он предполагает использование энергии выхлопных газов. Так, необходимо найти шланг длиной не менее полутора метров и подключить его к выводу глушителя. На заведенном моторе направляем поток на колодки. Температура газов на выходе очень высокая, что способствует размораживанию колодок на задней оси автомобиля.

На будущее

Дабы не задаваться вопросом «что делать, если примерз ручник», нужно придерживаться нескольких правил:

  • Не устанавливайте автомобиль на стояночный тормоз при отрицательной температуре. Ставить машину на ручник учат всех новичков в автошколе, но опытные водители заменяют его «передачей». Что касается автоматических коробок, достаточно установить рычаг в положение Р, то бишь паркинг. Этот способ можно применять и летом. Так мы не будем растягивать трос ручного тормоза и продлим ему жизнь. Зимой же ставить авто на стояночный тормоз категорически запрещено. Иначе оба колеса намертво заблокируются.
  • После мойки в зимнее время, делайте не только сушку салона, открыв все окна и двери, но и тормозов. По пути домой используйте их чаще обычного. Так мы исключим прикипание накладок к диску или барабану и растягивание троса ручного тормоза.
  • При отрицательной температуре объезжайте лужи и снежные каши.

Заключение

Итак, мы выяснили, почему на автомобиле примерз ручник, что делать в данном случае и какие средства применять. Наиболее действенный способ - строительный фен. Но чтобы такая проблема не заставала вас врасплох, ставьте машину на «передачу» - это абсолютно безвредно для двигателя и коробки. Но при запуске стартера не забывайте перевести ее в «нейтраль».

В один прекрасный морозный день автомобилист садится в машину, заводит ее, а машина не может тронуться с места из-за того, что механизм тормозных колодок покрылся льдом. К счастью, эта неприятность легкоразрешима, нужно только запомнить несколько способов решения этой проблемы.

В неприятную для автовладельцев демисезонную погоду, когда днем слякоть, а ночью заморозки, или зимой в сильный мороз, колодки у машин нередко примерзают к тормозному барабану. Если примерзание колодок несильное, вначале нужно тщательно прогреть машину, затем попытаться проехать чуть вперед. Старайтесь выбрать самую минимальную скорость, чтобы только растрескать лед, а не сломать тормозные колодки. Если после двух-трех попыток не удалось разрушить лед, не спешите вызывать автомеханика, попробуйте воспользоваться одним из следующих эффективных способов. Один из них обязательно освободит колеса вашей машины от ледяного плена.

Самым распространенным и простым способом является нагревание примерзших колодок.

Способ 1. Нагрев колодок подручными средствами.

Рассмотрим доступные варианты, с помощью которых можно разморозить колодки:

  • Горячая вода.

Единственное, о чем всегда нужно знать, горячая вода с великой вероятностью может треснуть колодки в сильно минусовую погоду. Если перепад температуры не такой сильный, то этот простой и дешевый способ может сработать. Нужно сильно теплой водой, но не кипятком, облить центр колесного диска или тормозной барабан.

Свидетельством того, что способ сработал, будет характерный щелчок отхода колодок от барабана. После этого не следует надолго оставлять автомобиль в бездействии, потому что на морозе вода на колесах снова превратится в лед и колодки в разы сильнее примерзнут к тормозному барабану. Придется по второму разу этим же способом размораживать тормозной барабан и не факт, что в этот раз он сработает.

  • Фен.

Этот способ чаще всего выбирает прекрасная половина человечества. Хотя и мужчины тоже используют этот способ с помощью специального строительного фена. Обдув барабана феном считается самым безопасным способом, потому что при этом даже в сильный мороз колодки не трескаются, так как лед от обдува феном тает плавно, а значит и медленно, что не подходит людям, которые спешат по делам. К тому же и нужно протянуть удлинитель от розетки до машины, чтобы подключить фен, что тоже не является удобным действием. В таком случае идеально подойдет фен, который может подключаться к прикуривателю в машине.

  • Выхлопная труба.

Для разморозки колодок теплым газом от выхлопной трубы потребуется гибкая труба, например, шланг от старого пылесоса, диаметром совпадающей с диаметром трубы от автомобиля. Один конец гибкой трубы вставить в выхлопную трубу, другой конец подвести к замерзшим колесам и завести машину. Через некоторое время от выхлопных газов растает лед, вернув тормозные колодки в штатное положение. Если шланг сильно короткий и не достает от выхлопной трубы до колеса, то в этом случае можно остановить любую проезжающую машину, где водитель согласится вам помочь.

В этом случае вторая машина останавливается поближе к первой, так, чтобы расстояние от ее выхлопной трубы с помощью шланга доставало до заблокированного льдом колеса первой машины. Категорически не рекомендуется использовать данный способ в помещении, во избежание отравления угарным газом.

  • Паяльная лампа.

Это самый опасный способ из всех вышеперечисленных. Он может быть причиной возникновения пожара, чтобы этого не случилось, нужно держать лампу на расстоянии 1 метра от тормозных барабанов. Если есть возможность, не прибегайте к этому способу.

Но что делать, если вы оказались вдали от цивилизации, где не достать горячую воду, не подключить фен, а в вашем багажнике не завалялось паяльной лампы и шланга? В этом случае вас выручит второй способ.

Способ 2. Обстукивание инструментом тормозного барабана.

В багажнике каждого водителя на всякий случай обязательно лежит небольшой набор инструментов, к примеру, молоток или подобный тяжелый инструмент. Для начала желательно найти небольшой кусочек деревяшки, чтобы через него постукивать по тормозному барабану, дабы не повредить механизм. Деревяшку легко заменит баллонный ключ.

Оставив транспортное средство на задней передаче, приставьте деревяшку или баллонный ключ к тормозному барабану, постучите по нему через деревяшку молотком или подобным тяжелым инструментом до звука трескания льда. После этого завести машину, подождать, когда она прогреется и попробовать плавно тронуться с места.

Если первая попытка не увенчалась успехом, значит, лед оказался особо прочным. Чтобы разбить его, придется с помощью домкрата снимать колесо и более тщательно обстукивать молотком или другим тяжелым инструментом барабан.

Примерзание ручного тормоза.

Ручной тормоз гарантирует автомобилисту, что его машина во время стоянки не скатится в свободное путешествие, снося все по пути. Если летом с ручником проблем никаких нет, то зимой он часто подкидывает своему владельцу сюрприз в виде примерзания к дисковому тормозу. В этом случае для разморозки колодок можно выбрать один из трех способов.

Способ 1. Незамерзайка.

Это самый простой способ, который выбирает большинство автомобилистов, возящие в багажнике своего автомобиля незамерзайку — незаменимую вещь в минусовую погоду. Для разморозки колеса, нужно влить немного незамерзайки в отверстия в колесном диске. Подождите две минуты, тогда лед растает и тормозные диски вернутся в исходное положение. После этого, чтобы избавиться от лишней масляной пленки, покрывшей тормозные колодки, пять-шесть раз нажмите на педаль тормоза во время движения и колодки очистятся.

Способ 2. Солевой раствор.

Этот химический способ пригодится не каждому водителю. Если почти в каждой машине еще можно найти бутылку с водой, то пачку соли — навряд ли. Да и не всегда рядом окажется продуктовый магазин, в котором можно купить соль. Из всех автомобилистов, соль, вероятнее всего, окажется у заядлого рыбака. Далее начинается увлекательная химия: соль растворить в бутылке воды. Чем больше соли на литр воды, тем насыщеннее выйдет солевой раствор.

Главное, чтобы вода не была горячей. Этот раствор, также как и незамерзайку из предыдущего способа, вливают в отверстия в диске. Воду на колеса можно вылить всю. Соляной раствор очень быстро растопит лед на тормозных колодках и вода на них долгое время не превратится в лед.

Способ 3. Растапливание снега.

Этот способ подойдет тем, кто в багажнике не возит инструменты, незамерзайку, соль, точнее, предпочитает не захламлять машину. Для освобождения колес от льда понадобятся две вещи: пустая бутылка и снег. Отлично будет, если в машине завалялась пустая бутылка, а если ее нет, то можно обыскать территорию вокруг машины — обязательно найдется завалящая пустая бутылка, пусть даже пластиковая. Найденную бутылку наполнить снегом, потом ее в салоне автомобиля поместить поближе к печке или в любое жаркое место, чтобы лед в бутылке растаял и превратился в воду. Добившись плюсовой температуры воды, ее нужно вылить на тормозные колодки, которая растопит имеющийся на них лед. Самое важное, после этой процедуры нужно ехать на машине сразу, а то вода на колодках снова превратится в лед.

В наше время среди автомобилистов зимой большую популярность приобретают чайники или автомобильные термосы с подогревом от прикуривателя. Идеально будет, если у вас в машине будет хотя бы этот небольшой автомобильный термос, с помощью которого в экстренном случае вы сможете растопить снег, чтобы вылить получившуюся горячую воду на дисковые тормоза для их разблокировки ото льда.

Во избежание примерзания тормозных колодок, в морозную погоду машину на стоянке желательно оставлять на задней передаче, забыв про ручной тормоз до наступления теплой погоды. В слякотную погоду перед стоянкой нужно не меньше шести раз нажать на тормоз, чтобы избавить тормозные колодки от лишней воды, которая в мороз превращается в лед.

Случается подобное хоть и крайне редко, однако всегда неожиданно. К примеру, затянул вечером в сырую погоду стояночный тормоз по привычке, а наутро хорошенько подморозило. Что же делать? Вариантов несколько.

В конце восьмидесятых годов прошлого века мой знакомый, тогда начинающий водитель, не заметил, что у него за ночь примерзли тормозные колодки задних колес. И проехал он на новеньком переднеприводном «сорок первом» Москвиче несколько километров по городу, волоча задние колеса по свежевыпавшему снегу. Освободились колеса только на эстакаде, которая была посыпана солью с песком. Получается, что автомобиль с передним приводом может ехать и в таком режиме. Это не просто страшилка перед сном, а намек на то, что если у вас неподалеку от места стоянки сервис или автомойка, то теоретически по свежевыпавшему снегу на нешипованных шинах можно добраться и таким способом. А там, в тепле, да под струями воды все быстро оттает.

Другой способ: подвести к замерзшим тормозным барабанам струю теплых отработавших газов от двигателя своего же автомобиля. Тут потребуется отрезок шланга большого диаметра, который одной стороной необходимо надеть на выхлопную трубу, а другой - дотянуть до внутренней части задних колес. Можно использовать старый шланг от пылесоса.

Следующий вариант чуть более сложный: раздобыть пару прочных полиэтиленовых пакетов, наполнить их горячей водой и обложить ими тормозной барабан. Колесо при этом придется демонтировать.

Людям, у которых в доме есть набор инструментов, можно предложить запитать проводом из окна тепловой пистолет. А у кого такого девайса нет, сойдет и бытовой фен, только мощный. И уж точно гарантированно и быстро отогреет тормозные барабаны портативная газовая горелка.

Еще можно постучать по тормозным барабанам, только надо постараться не повредить их. Для этого стучать следует через деревянный брусок и желательно не очень тяжелой кувалдой. Хотя этот способ, по опыту, не всегда дает положительный результат.

Говорят, что есть чисто мужской способ отогреть тормоза. Но чтобы результат был достигнут, нужна целая команда мужиков после просмотра футбольного матча с пивом. Да и машину придется мыть.

Поэтому советуем простой способ, который подойдет абсолютно всем. Воспользуйтесь чайником с кипятком, принесенным из дома. Полейте горячей водой на тормозные барабаны. Как только колеса начнут проворачиваться, постарайтесь просушить тормозные механизмы задних колес движением со слегка затянутым ручником. Трение разогреет колодки и выпарит воду. Собственно так же, в целях профилактики, надо поступать и после преодоления глубоких луж, прежде чем оставлять машину на стоянке.

Единственное, от чего невозможно застраховать свой автомобиль - это капризы природы. А она часто любит преподнести «сюрприз», особенно в зимнее время.

Многие из нас сталкивались с такой ситуацией, когда утром на стоянке или в холодном гараже примерзают тормозные колодки. Вам нужно срочно выезжать, а «рвать» нельзя, поскольку ремонт тормозной системы обойдется недешево, да и уехать вам уже никуда не удастся.

Что делать, если примерзли тормозные колодки?

Прежде, чем мы перейдем к вопросу разморозки тормозов, давайте разберемся в причине, почему они примерзают.

Важно понимать, что отсутствие хода тормозных колодок может объясняться не только их примерзанием. Дело в том, что они могли просто заклинить, что может случиться по причине дефектов в тормозных колодках или тормозных дисках, а также из-за неисправности штока рабочего цилиндра.

Но если тормоза все-таки замерзли, то может быть две причины: либо вы просто въехали в лужу, а после этого ударил мороз, либо вы не знали, что разогретые тормоза во время движения образуют и собирают конденсат.

Если колодки отрегулированы неправильно, между ними и тормозным барабаном или тормозным диском в мороз образуется слишком маленький зазор, в котором и замерзает образовавшийся конденсат, прихватывая колодку с тормозным диском. Кстати, это может происходить как с одним колесом, так и с несколькими колесами одновременно.

В таком случае главное не проверять что мощнее: примерзшие детали тормозного механизма или двигатель.

Как разморозить тормозные колодки?

1. На стоянке или при остановке никогда не ставьте свой автомобиль на стояночный тормоз. Пусть он стоит на передаче.

2. Перед длительной стоянкой в холодное время года попробуйте «просушить» тормоза. Как это сделать: перед остановкой резко притормозите несколько раз, чтобы диски и колодки нагрелись и испарили образовавшуюся на них влагу.

3. Обрызгать людей, стоящих на остановке - это, разумеется, еще то удовольствие, но постарайтесь все-таки объезжать лужи.

Но что делать, если это случилось, и колодки намертво примерзли?

В зависимости от имеющихся вспомогательных средств, есть несколько вариантов отогреть тормоза:

Очень плавно троньтесь с места. Если тормозные колодки прихватились не сильно, то они оторвутся от диска;

Если у вас есть шланг достаточного диаметра и длины, натяните его на выхлопную трубу и направьте теплый воздух на тормозной механизм, пока колодка не отогреется;

Если у вас есть удлинитель и розетка, то помочь в этой ситуации может электроконвектор или фен для волос;

Полейте тормозной диск горячей водой (не кипятком). Когда раздастся характерный треск, это значит, что колодка оттаяла. После того как начнете движение, не забудьте «посушить» тормоза.

И напоследок еще несколько советов для водителей, которые не желают на зимний период пересаживаться на городской общественный транспорт:

В холодное время систематически чистите отверстия тормозных механизмов, предназначенные для отвода воды;

Если тормозные колодки примерзают слишком часто, необходимо отрегулировать зазор между ними и тормозным диском. Это можно сделать как самостоятельно, так и на автосервисе.

С наступлением холодов многие автовладельцы сталкиваются с одной общей проблемой: автомобиль завелся, мотор прогрелся, водитель снимает машину с ручника, а тронуться с места не может, потому что примерзли тормозные колодки. Вопрос, что делать в такой ситуации, может многих поставить в тупик.

Почему примерзают тормозные колодки

Прежде всего, нужно понять, почему тормозные колодки теряют подвижность и препятствуют свободному вращению колеса. Причин может быть две.

  1. Первая – техническое состояние тормозной системы . Колодки могут заклинить из-за собственных дефектов, дефектов тормозных барабанов или дисков, либо из-за неисправности тормозных цилиндров.
  2. Вторая причина возможна только в мороз: колодки попросту примерзают к дискам или барабанам. Что характерно, примерзнуть могут как задние колодки, так и передние .

Чаще всего проблема возникает с задними колесами после мойки или езды по лужам, с последующей длительной стоянкой при отрицательной температуре окружающей среды.


Если водитель не достаточно тщательно просушил тормоза, а потом поставил машину на ручник, вода, оставшаяся на поверхности колодок и дисков, превращается в лед, намертво соединяя их. Существует, хотя и в намного меньшей степени, риск того, что примерзнут и передние колодки. Это возможно в случае неправильной их регулировки, когда между колодками и дисками остается слишком маленький зазор.

Бывает и так, что водитель не посещал мойку и не форсировал лужи, а снять машину с ручника все равно не удается. Почему? Все довольно просто: даже в сильный мороз на поверхности колодок и дисков образуется конденсат, который по мере остывания тормозного механизма замерзает, особенно если водитель активно пользуется тормозами. Если водитель поставил автомобиль на ручник, через полчаса просто так уехать ему уже не удастся.

Что делать, если примерзли тормозные колодки?

Если такая неприятность случилась, действовать можно по-разному, в зависимости от того, какие средства имеются под рукой. Прежде всего, нужно предпринять попытку плавно тронуться с места. Если механизм замерз не сильно, лед удастся сорвать без вреда для тормозной системы.

Однако что же делать, если колодки примерзли намертво? Не стоит устраивать состязание между двигателем и тормозным механизмом, поскольку существует большой риск повредить тормоза, ступицы или трансмиссию.

Если есть возможность, можно полить колодки или барабаны теплой водой (главное – не кипятком, чтобы не нанести вреда). После такой разморозки необходимо сразу же отправляться в поездку и тщательно просушить тормоза путем нескольких интенсивных торможений. Однако так делать можно только при не сильном морозе, поскольку при температуре -15 градусов и ниже теплая вода быстро охлаждается, и колодки примерзают еще крепче.

Также можно воспользоваться строительным феном, если поблизости имеется электрическая розетка. Этот способ очень действенный, но применять его нужно с осторожностью, поскольку под воздействием раскаленного воздуха может облезть краска на колесных дисках. Зато при таком способе разморозки не потребуется сушить тормоза, ведь фен не только растопит лед, но и испарит влагу.


Некоторые автовладельцы советуют отогревать тормозные колодки выхлопными газами. Для этого нужно надеть на выхлопную трубу шланг, а второй его конец направить на замерзший механизм. Однако эффективность этого метода вызывает сомнение, поскольку температура выхлопных газов невысока уже на выходе из выхлопной трубы, а необходимо учесть еще и теплопотери в шланге.

Более разумно воспользоваться размораживателем замков или любым аналогичным аэрозолем, температура замерзания которого ниже температуры окружающей среды. Если примерзли колодки ручника к диску, можно немного полить их этиловым спиртом или бензином. Также можно воспользоваться незамерзающей жидкостью для стеклоомывателя или водкой. При использовании любого из этих средств придется подождать несколько минут, пока лед расплавится.

Наконец, если примерзли колодки, можно аккуратно простучать их и тормозной диск, либо барабан молотком через деревянную планку. Этот способ позволяет раскрошить лед и освободить колесо.

Профилактика

Если примерзли тормозные колодки, справиться с проблемой так или иначе можно, но что делать, чтобы в дальнейшем не допустить такого явления? Для этого существует несколько рекомендаций.

  • Во-первых, оставляя автомобиль на стоянке, желательно не ставить его на ручник . Если коробка механическая, лучше включить первую или заднюю передачу, на машине с АКПП нужно перевести селектор в положение «Parking». Ручной тормоз используется только если авто стоит на уклоне. Если водитель все же поставил машину на ручник, желательно через несколько минут его отпустить, чтобы образовавшийся лед раскрошился, после чего можно вновь вытянуть рычаг ручного тормоза .
  • Во-вторых, перед тем, как поставить автомобиль на стоянку, нужно просушить тормоза несколькими интенсивными торможениями. В этом случае колодки и диски (барабаны) нагреются, и влага испарится.
  • В-третьих, по возможности нужно объезжать лужи и снежную кашу, а если объехать не удалось, нужно, опять-таки, просушить тормозные механизмы.
  • В-четвертых, следует отрегулировать зазоры между колодками и дисками, чтобы случайно оставшаяся между ними влага не сковала механизм льдом.

Надеемся, статья в полной мере дала вам понимание того, почему тормозные колодки примерзают, и что нужно делать.