Во время движения в. Советы водителям на случай экстренных ситуаций во время движения автомобиля. Дергает машину? Проверь искру

Очень много начинающих водителей, особенно представительниц женского пола, боятся управлять автомобилем с механической трансмиссией. Особенно сейчас, когда технический прогресс доходит до того, что на рынке продаж начинают преобладать машины с автоматической коробкой передач.

Многие автолюбители попросту не хотят связывать свою жизнь с трудностями в обучении и использовании механики. Так как в процессе обучения вождению возникает много трудностей с переключением передач. А это отвлекает от дороги и заставляет нервничать неподготовленного водителя и всех участников движения.

Но автоматическая коробка передач так же не идеальна и имеет много недостатков. Большой и очень важный из них, это не бюджетный вариант. Поэтому, не смотря на неудобства, большинство водителей выбирают именно механику. И тут сразу же возникает вопрос, как правильно переключать передачи на механике во время движения? В этой статье мы поможем разобраться с этим вопросом.

Ошибки, совершаемые новичками при включении передач

С помощью этой педали на механике проходит процесс механического отсоединения привода двигателя от привода колес. Поэтому на механике при переключении с пониженной скорости на повышенную либо наоборот нужно выжимать педаль сцепления. Если не усвоить правильность работы с этим механизмом, то вам гарантирован не только скорейший ремонт автомобиля, но и повышается вероятность попасть в дорожно-транспортное происшествие.

Основными ошибками, которые чаще всего возникают при переключении передач у новичков можно назвать следующими:

  • Перегазовка или клевок автомобиля (кратковременное торможение двигателем) в момент отпускания педали газа и нажатия на сцепление. Происходит это по причине того, что ученик отпускает газ быстрее, чем выжимает сцепление в случае клевка. Или наоборот, быстро нажимает на сцепление, при этом не отпускает педаль газа, в итоге происходит перегазовка.
  • Переносить упор на руку, которой ученик держит руль (тянет руль влево) в момент включения передачи. Такая привычка может легко сбить вас с пути.
  • Неправильная работа с рычагом коробки скоростей. Включение передачи происходит не по схеме, а наискосок. Это приводит к тому, что вместо нужной передачи включается совсем другая скорость. Например, вместо первой передачи включается третья, а вместо второй – четвертая. Расположение каждой передачи следует знать еще до того, как впервые сесть за руль. А тренироваться в переключении скоростей лучше на незаведенной машине и точно по схеме. Таким образом, можно избежать разных проблем, например связанных с неправильным переключением во время движения.
  • Также начинающие водители часто отвлекают внимание на рычаг коробки скоростей при переключении, вместо того чтобы следить за дорогой. Это категорически запрещено и может привести к аварии, старайтесь не смотреть на него.
  • Как показывает практика, сложным становится также выбор момента для последующего переключения или незнание, какую передачу включать при той или иной скорости. Об этом поговорим подробнее чуть ниже.

Также об ошибках начинающих водителей можно узнать из следующего видео:

Правильное переключение во время движения

Часто встречаются ситуации, когда неопытные водители начинают переключаться, не набрав нужную скорость. В конечном итоге это губит не только трансмиссию, но и двигатель авто. При движении по трассам или магистралям переключение должно происходить плавно, передачи следует менять по мере увеличения скорости автомобиля.

У вас не должно быть цели достигнуть самой высшей передачи при маленькой скорости движения автомобиля, как и наоборот, постоянно ездить на высоких оборотах двигателя. Выбирать следует только нужную передачу, соответствующую текущей скорости движения автомобиля. Так как каждая передача имеет свой оптимальный скоростной режим, при котором двигатель работает наиболее эффективно и экономично.

Смотрим полезное видео, как переключать передачи по спидометру или тахометру во время движения:

Особенность вождения авто на механике

Для начинающих водителей могут быть удивительной новостью некоторые нюансы вождения авто с МКПП. Например, что при смене скоростей в коробке передач машина теряет определенную скорость движения. И чем дольше вы медлите с переключением, тем большую скорость утрачивает автомобиль.

Если вам нужно перейти на повышенную передачу, то переключать рычаг нужно быстро, не теряя время на обдумывание этого шага. Но это не значит, что нужно резко "втыкать" рычаг в неправильное положение. Старайтесь заранее приготовиться к включению той или иной передачи, еще до смены скорости. Поскольку от резких и не правильных переключений ваш автомобиль будет сильно страдать.

Помните, что при обгоне автомобиля переключаться не стоит, если вы не гарантируете проделать это быстро и правильно. Особенно это касается тех случаев, когда маневр нужно совершить за минимальный промежуток времени или в экстремальной ситуации.

Как правильно переключать передачи на механике во время движения?

На самом деле действия просты, в процессе езды все отрабатывается до автоматизма:

  • В первую очередь следует снять ногу с педали акселератора и, одновременно с этим, до упора выжать педаль сцепления.
  • Далее необходимо переключиться на низшую или высшую передачу, в зависимости от того, что вы хотите совершить.
  • После этого нужно очень медленно и плавно отпускать педаль сцепления, добавляя при этом газа.

Различные неисправности, связанные с работой двигателя, трансмиссии и навесных агрегатов могут проявляться как на холостом ходу, так и под нагрузкой в движении, а также на переходных режимах. Поломки зачастую можно определить по наличию явных утечек технических жидкостей, явным стукам, неустойчивой работе , провалам и т.п. Далее мы рассмотрим возможные причины, по которым во время движения машина с инжектором начинает дергаться, то есть появляются заметные рывки.

Читайте в этой статье

Неполадки в топливной системе

Если машина дергается при езде, тогда начинать диагностику следует с . Главными симптомами неисправностей системы питания двигателя выступают рывки автомобиля в движении. Указанные признаки поломки проявляются в нескольких ситуациях.

  1. Возникает необходимость резко ускориться. В этот момент водитель сильно нажимает на педаль газа, но желаемого подхвата не происходит. Вместо этого автомобиль дергается, после чего начинает ускоряться с дальнейшими рывками или без них. Также возможен вариант, когда рывки начинаются после сброса газа.
  2. Проблема отмечается в том случае, когда машину неожиданно дергает во время движении на крейсерской скорости. Другими словами, провалы и рывки в работе ДВС могут быть заметны как в момент изменения частоты вращения (при разгоне и сбросе газа), так и при постоянных оборотах двигателя (педаль газа находится в одном положении).

Первым делом необходимо исключить вероятность заправки некачественным топливом, завоздушивания системы топливоподачи и течей топливных магистралей. Следующим элементом, который требует контроля, является топливный фильтр.

В случае снижения его пропускной способности двигателю будет недостаточно топлива, особенно при резком поднятии оборотов и росте нагрузки на силовой агрегат. Также необходимо убедиться, что воздушный фильтр не имеет значительного загрязнения.

Исключив указанные выше причины необходимо перейти к проверке инжектора. Для получения точных результатов осуществляется измерение давления топлива в топливной рейке (рампе), а также проверяется работоспособность форсунок.

Низкое давление в топливной рампе приводит к тому, что в момент резкого нажатия на газ происходит широкое открытие дроссельной заслонки, датчик положении заслонки отсылает сигнал на . Электронный блок управления при сниженном давлении не способен быстро обеспечить подачу в должном объеме, в результате чего машину начинает дергать на ходу.

Двигатель также может неустойчиво работать и дергаться на ходу в том случае, если имеются неполадки в . Кроме рывков наблюдается потеря мощности, повышенный расход и т.д.

Самостоятельная проверка предполагает диагностику силовых проводов, свечей зажигания, катушки зажигания, ДПРВ. Для обнаружения возможной причины необходимо выключить зажигание, после чего проверяется надежность крепления высоковольтных проводов на катушке и свечах. Далее мотор запускается и на слух оценивается его работа. Отдельное внимание стоит уделить своеобразным «потрескиваниям», которые могут возникать в результате того, что искра пробивает на каком-то участке.

Затем производится выкручивание свечей зажигания для осмотра их состояния. Не допускаются разрушения изолятора и другие дефекты на корпусе свечи, а также эрозия электродов. Еще следует обратить внимание на нагар, который может присутствовать на свечах.

Такой нагар удаляется механически при помощи жесткой щетки. Если машина не перестанет дергаться после очистки или замены свечей, тогда не лишним будет проверить датчик положения распредвала мультиметром.

Другие причины

Среди других возможных причин, которые могут вызвать дерганье машины при езде, необходимо выделить возможные проблемы со сцеплением на «механике» и неисправности автоматических коробок передач.

Что касается механических трансмиссий, рывки могут возникать после перехода на определенную передачу в тот момент, когда водитель начинает отпускать педаль сцепления. В этом случае стоит начать с проверки состояния корзины, диска сцепления, выжимного подшипника и т.д.

Если машина с «автоматом» движется рывками или дергается при разгоне, тогда необходимо осуществить диагностику коробки передач, проверить уровень трансмиссионного масла и работоспособность управляющей электроники.

Напоследок добавим, что заметные рывки при торможении некоторыми водителями ошибочно принимаются за сбои в работе ДВС. На самом деле частой причиной такого поведения автомобиля могут являться изношенные тормозные диски.

Читайте также

При резком нажатии на педаль газа двигатель дергается, появились рывки и провалы, авто не набирает скорость: основные причины неисправности и диагностика.

  • Причины, по кторым после нажатия на педаль газа возникают провалы и двигатель начинает захлебываться. Провалы мотора с ГБО при переходе с бензина на газ.


  • Большинство водителей к сожалению, могут быстро начать паниковать при возникновении экстренной ситуации на дороге, что в итоге может привести к ДТП. Многие думают, что чем больше опыт вождения, тем водитель, более подготовленный к опасным ситуациям, которые могут возникнуть во время движения. Но по статистики оказывается, что большое количество опытных людей, столкнувшись с экстренной ситуацией на дороге, запаниковали и совершая ошибки в итоге попадают в ДТП. Да, действительно, когда в вашей машине неожиданно спускается колесо, или, когда на дорогу выбегает собака, лось и любое другое животное или у вас пропали тормоза это у большинства водителей вызовет панику, которая будет способствовать увеличению риска попасть в аварию. Поэтому каждый водитель не зависимо от опыта вождения, должен быть подготовлен к любой экстренной ситуации на дороге и четко понимать, что необходимо сделать при тех или иных обстоятельствах.

    Есть много страшных и опасных вещей которые могут произойти, когда вы находитесь за рулем.

    Но зная, как реагировать на экстренные ситуации вы возможно либо полностью избежите аварии, или максимально минимизируете последствия дорожного происшествия. Вот что вы должны делать при самых распространенных ситуациях на дороге во время движения автомобиля.

    Автомобиль глохнет во время движения


    Если ваш автомобиль неожиданно заглох во время движения, сразу включите аварийную сигнализацию («аварийку») , чтобы предупредить о проблемах автомобили позади вас. Помните, что несмотря на то что двигатель заглох автомобиль будет по-прежнему катиться по дороге. Ваша задача снизить скорость и полностью остановиться на обочине или в крайней правой полосе движения. Помните, что после того как двигатель заглох в вашей машине полностью отключится усилитель рулевого управления. Так что несмотря на то что управление автомобилем не исчезнет, рулевое колесо будет тяжело вращаться. Так что сразу рассчитывайте, что если машина заглохла на ходу, то вам нужно будет прилагать больше усилий для управления автомобилем.

    Если вы заглохли на шоссе, где нет обочины, то остановитесь в крайней правой полосе и не выходите из машины. Пристегнись, включите аварийку и вызовете помощь.

    Внимание! Ни в коем случае не пытайтесь вести ремонтные работы находясь в крайней правой полосе движения. Это очень опасно.

    Неожиданно спустило колесо во время движения


    Если во время движения ваш автомобиль неожиданно начинает тянуть в сторону, то есть большая вероятность что одна из шин повреждена и давление в колесе упало до критического уровня. В этот момент многие начинают паниковать. Особенно если колесо не просто спустило, а лопнуло. Ни в коем случае не нажимайте резко педаль тормоза. Это ошибка. Вам необходимо для начала убрать ногу с педали газа. Также крепко удерживайте рулевое колесо обеими руками и направьте машину в сторону обочины или удерживайте руль так чтобы машина ехала прямо до того момента пока не снизиться скорость для безопасного перестроения в правую полосу или на обочину. Если вы собираетесь самостоятельно установить запасное колесо, убедитесь, что вы это можете сделать в безопасном месте. Помните, что если место вашей вынужденной остановки не безопасно, и у вас нет финансовой возможности вызвать дорожную помощь, то придется вам продолжить движение на спущенном колесе (на медленной скорости).

    Да, это конечно полностью испортит шину и возможно повредит диск вашего колеса, но ваша личная безопасность стоит этих лишних трат.

    Аквапланирование автомобиля (глиссирование)


    На мокрой дороге, особенно когда протектор ваших шин изношен, между дорогой и резиной образуется тонкая водяная пленка (протектор изношенной резины не успевает отводить лишнюю воду). По сути при образовании такой пленки шина не едет по дороге, а плывет, поскольку не отталкивает воду в сторону. Если машина начнет аквапланировать, то она начнет уклоняться от курса движения. В этом случае нельзя нажимать тормоз и резко дергать рулевое колесо, поскольку это может привести к заносу автомобиля. Вместо этого уберите ногу с педали газа и держите руль прямо пока не почувствуете, что вы вернули контроль над машиной.

    Опасность на обочине (песок, гравий и т.п.)


    Многие аварии происходят из-за неправильных действий водителей при выезде на грунтовую обочину с асфальта.

    Многие новички водители могут съехать неожиданно на обочину и услышав шум гравия об днище автомобиля. Это может вызвать панику водителя. В итоге многие водители совершают ошибку резко пытаясь резко вернуться на дорогу с асфальтовым покрытием. Но это часто приводит к тому что машина может улететь в кювет. Помните, что, если вы выехали на обочину даже только несколькими колесами ни в коем случае не поворачивайте резко руль, поскольку машина может потерять сцепление и потерять управление, что приведет к серьезному ДТП. Поэтому если вы выехали на обочину, для того чтобы вернуться на нормальную дорогу снизьте скорость, нажав педаль тормоза и убрав ногу с педали газа. Далее плавно и безопасно вернитесь в правую полосу автодороги.

    Пропали тормоза во время движения! Что делать?


    Представьте, что во время движения вы как всегда для того чтобы снизить скорость или остановиться нажимаете педаль тормоза, но она уходит в пол и машина не замедляется. Это признак полного отказа тормозной системы. Ваша задача не паниковать, а принять экстренные меры по остановки машины. Для этого перейдите как можно быстрее на пониженную передачу (если ваша машина оснащена механической коробкой передач, переключите коробку на пониженную скорость). Таким образом вы будете осуществлять торможение двигателем. Это обязательно замедлит машину. Если ваша машина оборудована автоматической коробкой передач, то переключите коробку в нейтральное положение. Также при любой трансмиссии вы должны как можно быстрее поднять ручной стояночный тормоз автомобиля (ручник). Если все ваши действия бесполезны вы должны направить автомобиль в то место на дороге, где он получит как можно меньше повреждений. Например, вместо дерева автомобиль лучше направить в забор. Также ваша задача направить автомобиль в такое место где нет рядом пешеходов и других транспортных средств.

    Проблема с педалью газа


    Если во время движения вы, убрав ногу с педали газа заметили, что машина не начала замедляться и продолжает разгоняться то скорее всего напольный коврик в автомобиле заблокировал ход педали газа.

    Ни в коем случае не пытайтесь на ходу поправить коврик чтобы разблокировать педаль газа. Вы напрасно потеряете время. В этом случае есть только один выход, поставить коробку передач в нейтральное положение и затем нажать педаль тормоза. Это должно помочь. Но если ваши действия не помогают, то выключите зажигание. Если ваш автомобиль оснащен системой запуска двигателя с кнопки (Стоп/старт) то для того чтобы выключить зажигание во время движения вам придется удерживать кнопку стоп/старт несколько секунд.

    Помните, что, выключив зажигание на ходу ваше рулевое управление станет тяжелым, так как отключится усилитель руля, а тормоза станут жёсткими и вам будет необходимо больше физических усилий необходимых для управления автомобилем.

    На дорогу неожиданно выбежало животное


    Мы все любим животных. Но тем не менее люди в любом случае имеют главный приоритет. Представьте, что во время движения на автомобиле перед вами неожиданно выбегает животное. Что вы будете делать? Вы будете пытаться резко остановиться? Или попробуйте совершить резкий маневр пытаясь объехать животное? Советуем каждому водителю заранее подумать над ответами на эти вопросы. Ведь на дороге у вас не будет времени на это. Помните, что в некоторых случаях при попытке избежать столкновения с животным вы можете поставить под угрозу свою безопасность и безопасность других участников дорожного движения. Мы не можем вам рассказать точный совет как вам поступить в случае если на дорогу выбежало животное. Ваши действия должны быть в зависимости от ситуации. Но чтобы для вас не стали полной неожиданностью подобные случае вам необходимо обращать внимание на дорожные знаки, указывающие на опасность появления на дороге животных. Помните, что подобные знаки установлены на дороге не просто так. Так что если есть предупреждение, то вы обязаны снизить скорость. Также если вы едете за городом будьте внимательны. Особенно в сельской местности в ночное время. Обращайте внимание на обочину дороге где возможно вы увидите в ночное время отражение в глазах животного света ваших фар. Кроме того, в тех районах где наблюдается много диких животных ожидайте что на дорогу выбежит лось, олень, кабан и другие дикие животные. Поэтому в таких местах двигайтесь на медленной скорости.

    Неожиданно на перекресток выехал автомобиль. Что делать?


    Представьте себе типичную ситуацию на Российских дорогах. Вы въезжаете на перекресток строго по правилам дорожного движения и прямо перед вами неожиданно выезжает автомобиль. В этом случае вы резко нажимаете педаль тормоза для того чтобы избежать столкновения. Но в большинстве случаев вам не хватит времени полностью остановить автомобиль. В таком случае ваша задача минимизировать последствия аварии, направив свой автомобиль в заднюю часть выехавшего в нарушение ПДД транспортного средства. Таким образом вы смягчите удар (задняя часть любого автомбиля легче, поскольку в передняя часть перегружена двигателем, коробкой передач и приводами, и рулевым управлением). Также удар в заднюю часть автомобиля возможно снизит риски для водителя и пассажиров выехавшего на перекресток транспортного средства.

    Что делать если произошло ДТП


    Мы не раз на страницах нашего интернет издания сайт публиковали различные советы и рекомендации о том, как нужно вести себя в случае ДТП. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

    Кратко повторим, что вы должны предпринять сразу после аварии. Во-первых, сразу после аварии необходимо выяснить если пострадавшие в ДТП. Если есть пострадавшие вы обязаны оказать первую помощь участникам аварии и вызвать скорую помощь, позвонив по телефону 112. Далее воспользуйтесь нашей инструкцией-алгоритмом действия в случае ДТП.

    Автомобиль начал скатываться на парковке


    Если вы, припарковав автомобиль вышли из автомобиля, но забыли поставить его на ручной стояночный тормоз, а также если машина оснащена МКПП не поставили коробку на передачу, то существует риск скатывания транспортного средства в ваше отсутствие. Но если это произошло на ваших глазах, то вы должны попытаться остановить автомобиль. К сожалению, существует не много вариантов для этого. Помните, что главное это ваша безопасность. Возможно вы будете пытаться остановить автомобиль руками. Это возможно если машина начала скатываться на медленной скорости на практически ровной поверхности. Но если транспортное средство скатываясь начала набирать скорость, вы не должны пытаться как каскадер что-либо предпринимать. Вы рискуете попасть под колеса движущегося автомобиля.

    Никогда не стойте перед движущимся автомобилем, пытаясь его остановить. Помните, что он не супермен и автомобиль не испугается вас и не объедет вас. Транспортное средство очень тяжелое и оно легко может вас повредить.

    Если автомобиль загорелся


    Вы боитесь, что автомобиль может взорваться на дороге? На самом деле в жизни это бывает довольно редко в отличии от Голливудских блокбастеров. Но к сожалению возгорание транспортного средства встречается на дорогах достаточно часто. Поэтому каждый водитель обязан знать и быть готовым к возгоранию машины.

    Если ваш автомобиль загорелся, то вы должны как можно быстрее остановиться и выйти из машины. Ни в коем случае не открывайте капот и не пытайтесь вернуться обратно в салон чтобы спасти какие-либо вещи. Ваша задача достать из багажника огнетушитель и как можно быстрее погасить огонь. Если у вас ничего не получается, то не подходите к автомобилю отойдя на безопасное расстояние и дождитесь пожарников.

    Помните, что не стоит рисковать своей жизнью ради безуспешной попытки потушить транспортное средство или ради спасения каких-то личных вещей или документов. На первый план вы должны ставить свою безопасность и безопасность пассажиров и других участников дорожного движения.

    В статье рассматриваются популярные проблемы с двигателем автомобиля, которые очень портят характеристики двигателя, и приводят к проблемам с движением автомобиля. А также: начальная диагностика и способы решения проблемы.

    Машина плохо едет.

    Как машина может ехать плохо? Вот возможные основные проблемы.
    1. Машина слишком медленно разгоняется.
    2. Машина едет вроде нормально, но максимальная скорость почему-то ограничена, эта скорость значительно меньше максимальной скорости, которую могла бы развивать машина.
    3. Движение машина неравномерно, особенно при разгоне.
    4. Вроде все хорошо, но двигатель не развивает полной мощности (не всем нужна полная мощность).
    5. Мощность и нормальная работа двигателя то зависит от погоды. В сырую погоду, в дождь плохо едет.
    6. Возможны комбинации первых четырех вариантов.

    Чаще всего на автофорумах в вопросах можно услышать простые фразы: мотор не тянет, или мотор плохо тянет, плохой разгон, двигатель тупит, упала мощность, не вытягивает скорость. В ответах — также традиционные фразы: плохой бензин, плохие СТО, плохие машины, плохие дороги.
    Если кто-то еще верит, что на форуме легко услышать правильный ответ на свой вопрос, пусть задаст этот вопрос где-нибудь в очереди к врачу в поликлинике, или в очереди на кассу в магазине. Ответы будут такие же, как на форуме, и пользу от этих ответов будет такая же.

    Технические ответы лучше искать в технической литературе. Любая техническая неисправность двигателя приводит или к ухудшению характеристик двигателя, или даже до того, что двигатель не заводится. Не существует технических неисправностей, которые улучшают любую характеристику двигателя. Двигатель с технической проблемой или теряет мощность, или тратит много бензина, или обе неприятности сразу.

    Не надейтесь прочитать в статье чудодейственный рецепт: если двигатель не тянет, или двигатель плохо тянет, надо сделать то и это.
    Не надейтесь увидеть таблицу, в одной колонке которой написано о проблемах с двигателем, а в другой колонке — простые способы решения проблем.
    Хотите, чтобы ваш двигатель имел штатные, заложенные конструкторами характеритик — научитесь хотя бы правильно и подробно описывать проблему, без знаменитой фразы «двигатель не тянет».

    Как лучше и проще диагностировать проблему с двигателем? Для этого надо знать, какие проблемы создает то или иное неисправность. Итак, начинаем анализировать возможные неисправности двигателя и проблемы, которые при этом возникают. Начнем с особо неприятных неисправностей.

    Слишком низкая компрессия двигателя

    Что такое компрессия? Компрессия двигателя — это давление бензиново-воздушной смеси в цилиндре двигателя в верхней мертвой точке работы поршня в цилиндре, это давление зависит от атмосферного давления, коэффициента сжатия в цилиндрах двигателя, и политропный показателя, который для бензина примерно равна 1.2. Компрессия двигателя не может быть больше, чем рассчитанная конструкторами.
    Простой пример. В идеальном бензиновом двигателе с коэффициентом сжатия 10 компрессия будет 14 атмосфер, при стандартном атмосферном давлении.
    Компрессия максимальная тогда, когда хорошо работают компрессионные кольца в поршнях, и правильно работает газораспределительный механизм.
    Считается, что стандартный бензиновый двигатель должен иметь компрессию не менее 10, хотя лучше 12-13. Если компрессия немного меньше нормы, увеличивается расход бензина, а также …

    Хорошо, что вспомнили о бензине. Интересная закономерность: двигатель, у которого компрессия немного ниже нормы, например, 10-11 вместо 12-13, сжигает больше нормы бензина на низких и средних оборотах, но на высоких оборотах расход бензина в таком двигателе практически соответствует норме. С таким двигателем вы сжигаете больше бензина в стандартном городском цикле, но во время быстрого движения по шоссе расход бензина — в соответствии с нормой этого авто для такой скорости. Двигатель, у которого немного снижена компрессия, без проблем развивает штатные высокие обороты.

    Так вот, мы продолжаем. Двигатель с пониженной компрессией имеет слишком большое давление картерных газов, это приводит к значительному перерасходу моторного масла.
    Дополнительное снижение компрессии приводит к увеличению расхода моторного масла и задымление выхлопа, еще ниже компрессия приводит к тому, что двигатель практически не заводится, хотя с некоторыми усилиями его можно завести с помощью буксира.

    Как проверить компрессию двигателя? Для этого нужен компрессометр с манометром, точности которого вы доверяете. При эксплуатации двигателя кольца на поршнях стачиваются и компрессия в цилиндрах падает, это оказывает свое влияние на работу двигателя и на его запуск. Однако, не только кольца могут быть причиной слабой компрессии. Если клапаны газораспределительного механизма неплотно прилегают к своим посадочных мест, также будет плохой результат. Для выявления причины плохой компрессии необходимо после первого измерения компрессии добавить 10-20 грамм машинного масла в цилиндры и снова померить компрессию. Если компрессия увеличилась, то тогда проблема — в кольцах поршня. Если не увеличилась — проблема с клапанами.
    Очень упрощенная фраза: проблема в кольцах поршня. На самом деле эта проблема может иметь несколько вариантов:
    — «залегли», потеряли упругость маслосъемные кольца. Компрессия не слишком изменилась, но двигатель «ест масло», расход моторного масла значительно выше нормы, и двигатель дымит.
    — «закоксувались», то есть хорошо приклеились шлаком до поршней компрессионные кольца. Компрессия низкая, и значительно ухудшается при попытках использовать «эффективные промывающие средства» для прочистки «форсунок и всего двигателя от шлаков». Рекламные фразы эффектные, но толку от них никакого. Даже обычный переход на использовании био-бензина, то есть бензина со спиртом, вымывает шлак с хорошо забитых грязью компрессионных колец, и компрессия падает еще больше. Возникает эффект «хотела как лучше, а получилось, как всегда».
    — треснуло какое-то из колец. Характерный признак — компрессия падает только в этом цилиндре. Также компрессия падает до нуля только в одном цилиндре при прогорания прокладки блока головок цилиндров, или поломке одного из клапанов.
    — выше нормы изношенные гильзы цилиндров. Это действительно дорого и плохо.

    Неправильно отрегулирован газораспределительный механизм

    В этом случае автовладельца ждет гарантированное снижение мощности двигателя и перерасход бензина. Двигатель начнет греться выше нормы, хотя при нормально работающей системе охлаждения этого нельзя не заметить. Если газораспределительный механизм разрегулирован еще больше, даже хорошо работающая система охолдження не справляется, и двигатель перегревается.
    Снижение мощности двигателя — это немного медленнее разгон, снижена максимальная скорость автомобиля. В некоторых случаях может появиться незначительное раскачивание автомобиля вперед-назад при разгоне.
    Слишком большие зазоры в клапанах увеличивают стук двигателя, газораспределительный механизм при этом быстрее изнашивается.
    Слишком малые зазоры в клапанах могут испортить вам двигатель.
    Неправильно выставлены метки в газораспределительном ремне или газораспределительном цепи чрезвычайно ухудшают работу двигателя и уменьшают его мощность, а также приводят к значительному перерасходу бензина.
    Плохо натянут ремень ГРМ или цепь ГРМ создают дополнительную нестабильность в работе двигателя, особенно на низких оборотах.
    Слишком сильно затянутый ремень ГРМ или цепь ГРМ работает хорошо, но очень недолго, и его обрыв часто приводит к дорогостоящей и сложной поломки в двигателе.
    Изношенный ролик ГРМ или старый ремень ГРМ будут вам стоить в десятки раз больше, чем своевременно куплены новые.
    Изношенный газораспределительный вал — это все равно, что полностью изношен весь двигатель. С изношенным газораспределительным валом добиться нормальной работы исправного двигателя просто невозможно.

    Закупоренный грязью и кусочками металла выхлоп

    Выхлопные газы из выпускного коллектора двигателя попадают в катализатор, если он есть в машине, далее в резонатор и глушитель. Весь этот путь выхлопных газов автовладельцы могут коротко называется «выхлоп», но и сами выхлопные газы — это также «выхлоп». Откуда берутся мелкие кусочки этого же металла в катализаторе или в глушителе? Они откалываются от внутренних решеток катализатора, если он есть в машине, и внутренних тонких перегородок глушителя.
    Немного теории. Динамическое сопротивление препятствия на пути воздуха, движущегося прямо пропорционален условной поперечной площади препятствия, и прямо пропорционален квадрату скорости самого воздуха.
    При увеличении оборотов двигателя и скорости выхлопных газов в два раза динамическое сопротивление выхлопного тракта увеличивается в четыре раза. Эту фразу мы еще вспомним.
    Так вот, даже новенький, исправный катализатор или глушитель создают довольно значительный динамическое сопротивление для выхлопных газов. Мы втрачаеио до 10 процентов мощности двигателя только для того, чтобы выхлоп был чище и тише. Хорошо закупоренный катализатор или глушитель превращают эти несколько процентов на десятки процентов.
    Сначала максимальная скорость машины ехидно уменьшается. Едет вроде нормально, но выше определенной скорости разогнаться не может.
    Если закупорка увеличивается, чувствуется значительное ослабление двигателя даже на меньших скоростях, особенно при разгоне.
    А дальше двигатель даже не заводится.
    Диагностировать неисправность возможно при значительной закупорке выхлопа. На нормально разогретом двигателе при неподвижной машине, на нейтральной передаче на несколько секунд максимально нажимают на педаль «газа» и смотрят на тахометр. Если двигатель быстро дает хотя бы 5000 оборотов в минуту, выхлопом нельзя не заниматься, с таким катализатором и таким глушителем еще можно ездить.
    А если не дает? Надо перепроверить. Можно немного открутить катализатор, и снова погазуваты. Реветь будет так, как надо! Если обороты станут больше 5000, выхлопной тракт действительно чем-то забит.

    Негерметичность где от блока дросселювання и до впускных клапанов

    Очень популярная и неприятная проблема. Небольшая негерметичность почти незаметна в работе двигателя, но может провоцировать увеличение оборотов двигателя на нейтральной передаче при движении автомобиля. Конечно, есть водители, которые думают, что «так и надо».
    Чуть больше негерметичность может увеличивать холостые обороты, даже когда автомобиль не двигается.
    Искать негерметичность достаточно трудно, если нет дымогенератора. Но негерметичности также может быть из-за плохого клапан вакуумного усилителя тормозов, или клапан системыEGR , «exhaust gas recirculation», что в переводе означает «рециркуляция выхлопных газов».
    Только в карбюраторных двигателях негерметичности очень портила и уменьшала холостой ход. В инжекторных двигателях негерметичности разгоняет холостой ход.

    Очень забит грязью воздушный фильтр

    Хуже при этом — значительный перерасход бензина. Также немного уменьшается мощность двигателя. Проверить воздушный фильтр легко, если на него хотя бы посмотреть. Посмотрев на фильтр, независимо от увиденного, его надо вынуть и хорошую постучать фильтром о штаны, выбивая из фильтра лишнюю пыль.
    Фильтр должен быть чистый.

    Слишком низкое давление в топливной системе

    Подозрения начинаются с клапанов бензонасоса, короче говоря, с бензонасоса. Главный симптом при слишком малом давлении топлива — это периодическое уменьшение оборотов холостого хода и заглохання двигателя. Общая мощность двигателя немного уменьшается, но электроника пытается поддерживать динамические характеристики двигателя.
    Диагностика? Какая там диагностика! Мерить надо.
    Иногда давление топлива неожиданно становится меньше, чем надо, машина может заглохаты или слишком медленно разгоняется, но не надо сразу подозревать, что испачкался регулятор давления топлива. Сначала испачкается в трубке топливопровода от топливного насоса и до топливной рампы, только потом может быть загрязнены регулятор давления.
    Закономерность: как правило, регулятор давления топлива не требует регулирования, поэтому после чьего «регулирование» очень полезно проверить давление исправным манометром.
    Регулятор давления топлива поддерживает стабильную разницу давлений между давлением топлива и давлением во впускном коллекторе (перед дроссельной заслонкой).
    НЕ давление поддерживается, а разница давлений.
    Для правильного измерения надо мерить давление с включенным зажиганием, но неработающим двигателем.
    Измерили. Заводим двигатель, на холостом ходу давление немного упал. Газуем и видим, что давление меняется, но после окончания газирования давление возвращается к тому уровню, который был при холостом ходу.
    Только в новенькой машине после выключения двигателя давление уверенно стабильный, и не падает. В неновой машине давление в течение минуты упадет до «нуля». Это не является проблемой.

    Слишком высокое давление в топливной системе

    Давление топлива может быть нормальным, но при работе двигателя давление топлива через некоторое время может повышаться.
    Почему?
    Мембранный регулятор давления — конструкция надежная, он нормально работает, даже если грязный. Избыток топлива, чтобы уменьшить излишнее давление, сливается обратно в бензобак. Он действительно сливается в бензобак, пока шланг обратной отбора топлива («обратка») частей. С годами этот шланг так сильно забивается грязью, что избыток топлива не может попасть обратно в бензобак, и это резко увеличивает давление топлива в топливной рампе.
    А у вас при этом не всегда заводится двигатель!
    А у вас нестабильный холостой ход!
    А у вас повышенный расход топлива!
    И вы рискуете сжечь бензонасос!
    Вместо забитого грязью шланга обратного отбора топлива у вас может не срабатывать клапан адсорбера, который обеспечивает вентиляцию бензобака. Если двигатель плохо заводится, но проблема исчезает при открытой крышке бензобака, значит, виноват именно этот клапан.
    Хорошо забитый топливный канал можно промыть обратным потоком промывая жидкости, и нет никаких шансов промыть его прямым потоком промывая жидкости.
    Великоват давление топлива приводит к тому, что увеличивается трение в форсунках, и форсунка иногда может «заклинивать» в каком-либо положении. Такое периодическое заклинивание приводит к нестабильности холостого хода, с периодическим заглоханням двигателя. Кстати, форсунка при этом очень быстро изнашивается, а заодно выше нормы расходуется топливо.

    Очень загрязнен топливный фильтр

    Проблему можно почувствовать по нестабильной работе двигателя на больших оборотах. Не уменьшение мощности, не ограничена максимальная скорость машины, а нестабильная работа на больших оборотах.
    Не стоит любую проблему двигателя списывать на грязный топливный фильтр и плохой бензин. Эти два фактора — весьма незначительны.

    Очень загрязненные форсунки

    Загрязненные форсунки гарантированно дают перерасход бензина, а очень загрязненные дают ненормальный разгон с расшатыванием, быстрое отруювання дорогого и полезного катализатора, и значительную перерасход бензина.
    Форсунки должны быть чистыми.

    Вода в топливной системе

    Очень плохо заводится холодный двигатель, если в топливном баке мало бензина. Зимой избыток воды может замерзнуть, тогда к потеплению не заведется. Очень нестабильная работа двигателя на всех режимах. Фраза «плохой бензин» очень часто означает «много воды в бензине».
    Незначительное количество воды в бензине есть всегда.

    Нестабильное формирования искры в системе зажигания

    Возможно периодическое заглохання двигателя при разгоне, или нестабильная работа двигателя при разгоне, а также на больших оборотах. Конкретной причиной может быть любой элемент в системе зажигания, почмнаючы со свечей, и заканчивая коммутатором. Вариантов нестабильности очень много.
    Искра может быть на стабильные в сырую погоду, в дождь.
    Двигатель «троит», вы слышите стабильную неритмичничть на холостых оборотах. Чувствуется, что мощность двигателя немного упала. У вас нет искры на одном из цилиндров. Возможно, плохая свеча или высоковольтный кабель, или проблема в трамблере.
    Двигатель «срывается», делает чрезвычайно короткие паузы на высоких оборотах, и под нагрузкой, при этом машина при езде вздрагивает. Очень возможно, что неисправен модуль зажигания (катушка зажигания) или модуль электронного коммутатора. Очень возможно, что модуль хороший, но плохой контакт в электрооборудовании, которое формирует искру в системе зажигания. Когда ищут плохой контакт, в первую очередь подозревают контакт «по массе», или «по питанию». Хорошая зачистка всех подозрительных контактных площадок — обязательна.
    Очень изменился тон мотора на холостых оборотах, стал бы ниже, хотя скорость холостых оборотов не изменилась. Мощность снизилась так, что машина едет с трудом. Очень похоже, что вместо четырех цилиндров у вас работают только два. Проблема может быть в модуле зажигания, или в электронном коммутаторе, или в разъемах системы зажигания.

    Свечи зажигания. Не надо сразу менять свечи зажигания на какие-то особые и улучшены. Посмотрев на свечу, вы в первую очередь видите не состояние свечи, а состояние двигателя. Поясню. Смотрим на свечи двигателя.
    — Свечи мокрые, и двигатель не заводится. Свечи нормальные, у вас по какой причине нет искры.
    — На свечах нагар, черное бархатистое покрытие. Вы ездите на слишком обогащенной смеси, у вас идет перерасход бензина.
    — электроды и корпус свечи покрыты блестящим налетом или масляным нагаром. Меряйте компрессию.
    — На ваших свечах слой бархатистого светлого рыжего покрытия. Вы ездите не в плохом бензине, а на очень плохом. Никогда больше там ни Заправляйтесь.
    — электроды свечей оплавленные или пористые. У вас слишком раннее зажигание.
    — Внутренние изоляторы свечей ненормально свете, свечи подозрительно чистые. Вы ездите на слишком обедненной смеси, и этим портите свой двигатель, при этом у вас небольшая экономия бензина.
    — Свечи сухие, поверхность внутреннего изолятора имеет цвет от светло-серого или серо-желтого до слегка темно-рыжеватого. Все нормально с вашей системой зажигания.
    Общий вывод. Свечи — это не проблема, а индикатор, который показывает вам проблему.
    Общая рекомендация. Формирование искры может быть нестабильным, если проблема в электрооборудовании, но не в самой системе зажигания. Проблему может создавать генератор или плохой контакт в силовой части электрооборудования.

    Пробуксовывает сцепление

    Водитель хорошо слышит, что двигатель газует, как надо, но машина не едет быстрее. Это обычное пробуксовки сцепления. Накладки на диске сцепления, или весь диск сцепления придется заменить.
    Терминология и жаргон. Сцепление «ведет», это значит, что при полностью нажатой педали сцепления двигатель все равно пытается двигать машину. Сцепление «буксует», когда педаль сцепления отпущенная, и обороты двигателя неплохие, а машина не едет, или едет слишком медленно.
    Если в машине автоматическая коробка передач, и при газировке хорошо слышно, как увеличиваются обороты двигателя, но машина не едет быстрее, значит, гидротрансформатор в автоматической коробке передач уже отслужил свое. Он не ремонтируется, он меняется.

    Все остальные проблемы в работе двигателя во время движения машины создаются датчиками двигателя.

    Датчик атмосферного давления во впускном коллекторе
    или
    датчик массового расхода воздуха

    Знакомые сокращение для этих датчиков:
    ДАД (датчик атмосферного давления).
    MAP (manifold absolute pressure sensor), его могут называть МАП .
    ДМРВ (датчик массового расхода воздуха).
    MAF (mass air flow sensor), его могут называть МАФ .
    Несмотря на такое разнообразие, эти датчики выполняют одну общую функцию: помогают измерить интенсивность воздушного потока во впускном коллекторе. Очень важный параметр! Он помогает правильно рассчитывать режим работы двигателя под значительной нагрузкой, когда машина едет вверх, или ускоряется.
    При плохо работающем датчике — значительные провалы в работе двигателя при переходе с одного режима на другой, очень неравномерная работа двигателя при разгоне, возможно ритмичное колебания скорости оборотов в некоторых режимах, словом, езда становится ужасной. Кроме неисправности самого датчика, возможно загрязнение датчика, а для датчика MAP еще загрязненность трубки, которая идет от впускного коллектора к датчику, или разрыв этой трубки.
    Даже с отключенным неисправным датчиком машина едет значительно ровнее, и обороты вроде нормальные, но под нагрузкой «не идет». Датчик чрезвычайно нужен, чтобы двигатель хорошо работал под значительной нагрузкой.

    Датчик положения дроссельной заслонки

    Датчик традиционно резистивный, то есть гарантированно изнашивается. Современные датчики делаются на эффекте Холла, надежность таких датчиков значительно выше, а линейность меньше, поэтому в некоторых случаях новый хороший современный датчик может создавать дополнительные незначительные проблемы.

    Проблемы создает датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)?
    — При обрыве или неконтакты «нижнего» вывода датчика (подключенного на «массу») двигатель может не заводиться, но заводиться с отключенным датчиком.
    — При обрыве или неконтакты на сигнальном выводе датчика возможные рывки при движении автомобиля, ухудшены и нестабильные динамические характеристики двигателя (я вспомнил традиционную фразу «плохо тянет»), обороты холостого хода всегда нестабильны.
    — При обрыве оба неконтакты на «плюсового» выводе датчика, куда традиционно подается напряжение + 5V, двигатель работает стабильно, но значительно хуже, и такое впечатление, будто уменьшенная мощность двигателя.
    — датчик, характеристики которого совсем немного отличаются от штатных, может вызвать нестабильность с холостым ходом, а также ненужное резкое увеличение оборотов в нейтральной передачи при движении автомобиля. Традиционная фраза — «зависают обороты».

    Датчик температуры охлаждающей жидкости

    Популярное сокращение в литературе — ДТОЖ. Неисправный датчик имитирует, что двигатель совсем холодный. Закорочен датчик имитирует, что температура двигателя несколько выше, чем температура Солнца. Равномерность работы двигателя никак не меняется, но увеличивается расход бензина. Иногда отключен датчик — это лучше, чем неисправен, так как при отключенном датчике контроллер двигателя начинает пользоваться аварийными таблицами.
    Кроме датчика температуры охлаждающей жидкости в двигателе также датчик индикатора температуры охлаждающей жидкости. Важно то, что они находятся в разных точках циркуляции охлаждающей жидкости, Датчик индикатора температуры охлаждающей жидкости — для водителя, а датчик температуры охлаждающей жидкости — для контроллера двигателя.
    В некоторых случаях неисправные датчики температуры охлаждающей жидкости или темперетары воздуха во впускном коллекторе могут ухудшать заводки двигателя. Для проверки — отключают оба датчика, и снова пытаются завести двигатель.

    Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе

    Неисправный датчик провоцирует изменение режимов работы двигателя, и перерасход бензина. Водитель, который хорошо чувствует свой двигатель, может подумать, что мощность двигателя немного уменьшилась. Кроме того, ухудшается заведения разогретого двигателя, но нормально заводится холодный.

    датчик детонации

    Этот датчик можно даже отключить, если вы заправляетесь нормальным бензином, именно таким, на который рассчитывали конструкторы двигателя, и вы не любите быстрой, динамичной езды. Датчик детонации — это обычный пьезокерамический вибрационный датчик, и если сигнал с датчика выше нормы, контроллер оперативно уменьшает угол опережения зажигания, чтобы детонация уменьшилась.
    На все остальные характеристики двигателя и автомобиля этот датчик никак не влияет.

    датчик фаз

    И зажигания, и впрыск топлива в вашем автомобиле может быть одновременным (это устарела, раритетная редкость), попарно-параллельным и фазированным.
    Попарно-параллельный впрыск — это когда одновременно срабатывают 1 и 4 форсунки, или 2 и 3 . В таком двигателе датчика фаз нет. Считаем для упрощения, что ваш двигатель имеет 4 цилиндра.
    Фазированный впрыск — это когда каждая форсунка срабатывает индивидуально, при наполнении своего цилиндра топливной смесью. Двигатель с фазированной впрыском, у которого испортился датчик фаз, сразу переходит на попарно-параллельный впрыск, экономичность двигателя на несколько процентов уменьшается, и такой двигатель требует на несколько секунд больше времени для заведения.
    И все.

    Датчик положения коленчатого вала

    Этот датчик сокращенно называют ДПКВ. При неисправном датчике двигатель не заводится, нет искры и топливо не подается в цилиндры. При плохо работающем датчике двигатель может иметь перебои на низких оборотах, или неожиданно останавливаться, но этот датчик никак не влияет на все остальные характеристики двигателя.

    датчик скорости

    Датчик скорости — это привычный стрелочный спидометр или нет? Это зависит от конструкции автомобиля. В одних автомобилях спидометр использует сигнал с датчика скорости, и при отключенном датчике спидометр ничего не показывает. В других автомобилях спидометр и датчик скорости — это независимые конструкции.
    Зачем в автомобиле, помимо традиционного спидометра, еще и датчик скорости? Этот датчик нужен потому, что во время движения автомобиля немного иначе идет расчет количества бензина и воздуха, подаваемого в цилиндры двигателя. Алгоритм расчета почти тот же, но немного отличается.
    Если в машине отключить датчик скорости, водитель во время езды по городу может ничего не заметить. Только при езде на больших скоростях, или под значительной нагрузкой водитель может заметить, что мощность двигателя вроде немного меньше, и запас скорости также меньше, а экономичность немножко увеличилась. Все потому, что на скоростных режимах контроллер должен немного иначе рассчитывать цикловое наполнения цилиндров.
    Неисправен датчик скорости может провоцировать лишние обороты при движении на нейтральной передаче, и уменьшает мощность двигателя при значительной нагрузке на двигатель.

    Кислородный датчик, лямбда-датчик

    Очень полезный и нужный датчик в машине. Этот датчик ничего не измеряет, он лишь показывает контроллеру, есть ли в выхлопных газах остатки кислорода.
    И все.
    Если кислорода нет, значит, что в цилиндры подается лишний бензин, и количество бензина надо уменьшить. Если кислород есть, но двигатель не нагружений, контроллер не делает из этого проблему, эта ситуация нормальная. Если кислород есть, а двигатель нагружений, контроллер имеет возможность добавлять в цилиндры дополнительный бензин для увеличения текущей мощности двигателя.
    Сигнал с кислородного датчика может меняться 2-3 раза в секунду.
    Если кислородный датчик дает слишком высокий сигнал в контроллер, машина начинает слишком медленно разгоняться, двигатель становится немножко «тупенький» .Если сигнал с датчика слишком низкий, машина едет очень даже неплохо, но увеличивается расход бензина.
    Если сигнал с датчика слишком медленно меняется, очень трудно разогнаться без расшатывания машины вперед-назад.

    термостат

    Термостат лишь пытается поддерживать температуру двигателя стабильной. При холодном двигателе охлаждающая жидкость циркулирует в обход радиатора охлаждения, а когда температура охлаждающей жидкости достигает определенной нормы, термостат пускает циркуляцию охлаждающей жидкости через радиатор, для охлаждения этой жидкости, а значит, охлаждение двигателя.
    Термостат имеет два варианта неисправности:
    — завжлы открыт, при этом в двигателе поддерживается нужная температура, в холодное время года двигатель нормально разогревается, быстрее изнашивается, идет перерасход топлива, в холодное время года немного уменьшается мощность двигателя.
    — всегда закрыт. Это ненадолго, двигатель очень быстро и очень серьезно испортится. Пока двигатель очень перегревается.

    НЕ датчик, но вспомним. Микропрограмма контроллера (прошивка)

    Это любимая тема для людей, которые любят что-то модное и современное, и не любят интеллект. Что бы ни случилось в двигателе — «полетела прошивка». Наиболее мощные автофорумы в Интернете — о «чипирование» и «модернизацию прошивки». Стадо любителей «чипирование» убеждают друг друга в лучших или худших особенностях той или иной прошивки, и любую проблему двигателя рассматривают с точки зрения «что-то произошло с прошивкой, нужно перепрошить». Ну, просто швеи-мотористки!
    Я этим людям не родственник, не друг и не враг. Пусть забавляются с прошивками, это лучше, чем нюхать клей или любую другую гадость. Это лучше, чем бухать.
    Это их право.
    А мое право — немножко рассказать читателям об автомобильных контроллеры и программы для них, так называемые «прошивки». Сейчас воспользуюсь своим правом.

    Автомобильный контроллер, или электронный блок управления (ЭБУ, российское ЭБУ, английское ECU) — это небольшой компьютерный блок, который считывает информацию с датчиков двигателя и управляет исполнительными механизмами двигателя, это подача бензина в цилиндры и зажигания.
    Контроллер не является универсальным для всех автомобилей, является чрезвычайное много разновидностей этих контроллеров. Контроллер работает по хорошо выверенной конструкторами программе, но при этом пользуется очень большими и громоздкими таблицами параметров, и в соответствии с этими таблиц оперативно меняет такие параметры двигателя, как опережение зажигания, а также количество бензина и воздуха, подаваемого в цилиндры двигателя.
    Кроме таблиц параметров, микропрограмма пользуется также таблицей опций. Каждая опция — это утверждение «да» или «нет».
    Вот примеры:
    ли поддерживать режим просушки цилиндров? Да.
    Или опрашивать датчик удара? Ни
    ли опрашивать датчик скорости? Да.
    В микропрограмме контроллера — очень много опций, которые могут быть установлены в положение «да» или «нет», и длинные таблицы комбинаций различных параметров.
    Контроллер не является «засекреченной коробочкой», он умеет обмениваться необходимой информацией с диагностической аппаратурой. Подключив к контроллеру такую аппаратуру, которую по-простому называют «сканер», автомеханик может посмотреть много параметров двигателя, и при желании и некоторых знаниях автомеханику даже разрешается некоторые из этих параметров немножко изменить.

    Любимые «прошивки» — это, собственно, немного изменены в ту или иную сторону таблицы параметров и опций. Почему же автовладельцы с радостью бегают на «чипирование»? Потому что это быстро, и результат вроде есть, и сразу. Может, кто-то хочет конкретные примеры?

    Даю конкретный пример. Машина достаточно нормально ездит, но время от времени загорается лампочка CHECK ENGINE . Эта лампочка традиционно оранжевая. Сканер показывает какую-то тупую непонятную ошибку, о какой «неравномерность циклового наполнения», или что-то подобное. Чипувальщик, широко расставив пальцы, быстро меняет прошивку, и ошибка больше не загорается.
    Красота!
    Красота, да не очень. В новой прошивке увеличены разрешенные рамки неравномерности циклового наполнения. Проблему не решили, но «забили» на эту проблему. Она проявится позже, с худшими последствиями.

    Есть сотни вариантов «решения» тех или иных проблем двигателя с помощью вот такого «чипирование». Я не планирую перечислять в статье все варианты.
    Коротко: когда есть проблема с мотором, нормальные мастера на СТО ищут причину проблемы с мотором, а не меняют прошивки. А для тех, кто хочет немного изменить ходовые характеристики своего исправного двигателя — меняйте прошивки, сколько хотите. Может, найдете такую, которая вам подойдет. Что даст вам новая Удачная прошивка?
    — среднюю мощность обычного двигателя можно поднять на 5-7% . Без убеждения себя, что «стало лучше», вы эту разницу не заметите. В дорогих, хороших двигателях с турбонаддувом и прямым впрыском традиционно заложен значительный запас мощности, там можно извлечь из двигателя дополнительных 20-25% . С Аконы физики еще никто не отменял! При увеличении мощности двигателя расход топлива возрастет, несмотря на рекламные заклинания. Расход топлива возрастет.
    — возможна незначительная коррекция небольших «провалов» в работе двигателя на некоторых режимах. При этом расход топлива немного увеличится, субъективно работа двигателя станет приятнее. Это действительно так, небольшие «провалы» в работе двигателя могут уменьшиться, и это гарантировано за счет совсем незначительного увеличения расхода бензина.
    — возможно небольшое понижение максимальной мощности двигателя, с незначительным экономией топлива и рекламной фразой «экономный режим двигателя». Это я опять вспомнил о законах физики.
    — подержанный двигатель начнет заводиться лучше или хуже. Если лучше — вам скажут, что это такая замечательная прошивка. Если хуже — вам расскажут о «самоочистки» свечей перед пуском, или придумают какую-то другую байку для дураков.
    — может, что-то реально изменится? Нет.
    Для особых зевак подсказываю: заодно с перепрошивкой вам сделают короткую, но полезную прочистку впускного тракта двигателя, якобы для того, чтобы «почувствовать результат». На самом деле наиболее полезна сама прочистка.

    Подтверждаю, что иногда, и очень редко, я подчеркиваю, очень редко, изменение некоторых параметров программы контроллера просто необходима. Есть незначительные ошибки или недоработки, заложенные конструкторами автомобиля, потому что конструирование автомобилей не обходится без ошибок. Приветствую тех, кто может исправлять такие незначительные ошибки, это нужно и полезно. Абсолютное большинство «ошибок прошивки» — это не совсем нормально выставлены десятки параметров, которыми пользуется контроллер для управления работой двигателя. Коррекция этих параметров делается с помощью сканера и практического опыта. Некоторые параметры закрыты от сканера, их можно изменить перепрошивкой.

    Даю бесплатную информацию для тех людей, которые знают цену деньгам и имеют интеллект: ресурс двигателя зависит в первую очередь не от настроек прошивки, а от стиля вождения и условий эксплуатации.
    Даю бесплатную информацию для всех остальных: чипу, ребята, Чипу!
    И мое сочувствие к болванов, которые свихнулись на «Чипирование».
    И моя пренебрежение к гивнюкив- «чипувальщикив», которые этим пользуются.

    Наконец, последнее. бензин

    Не желаю вступать в бесконечную спор о том, какой бензин лучше, и какой хуже. Просто надо знать, какие проблемы может создавать бензин.
    1. На любой, самой замечательной и проверенной заправке можно подхватить немало грязи в бензобак, если в танке именно той колонки, где вы только заправились, заканчивается бензин, и для вас колонка выдавила последние капли. «Танк» — это лишь терминология, это закопан в землю большой бак, в котором хранится бензин на бензозаправочний станции. Заборник топлива из танка — традиционно поплавковый, он берет бензин сверху, потому что внизу традиционно много грязи и воды. Если вам не повезло, и вы заправились остатками бензина, все это добро попадет в бак вашего автомобиля. Неужели во всем мире такая проблема? Нет, в тех странах, где жадность бизнесменов не всесильна, на заправках не допускают, чтобы в танке оставалось топлива меньше, чем четверть всего объема танка.
    2. Ваше право, если больше ничего делать, заливать бензин с большим октановым числом, чем тем, на которое рассчитан двигатель. Но, заливая топливо с меньшим, чем надо, октановым чмсле, вы уверенно портите свой двигатель, или начинаете осторожно ездить, без быстрых разгонов, чтобы облегчить рабочий режим двигателя.
    3. Если на заправке самостоятельно добавляют к бензину какие-то добавки для повышения октанового числа, это хуже, чем грязь и вода в бензине.
    4. Добавлять к бензина в бак вашей машины что-нибудь разрекламированное и «эффективное» — это идиотизм. Если действительно хочется почистить форсунки, не вынимая их из двигателя, для этого есть специальные жидкости, которые используются ВМЕСТО бензина, в бензопровод подается именно такая жидкость, и двигатель определенное количество минут работает на холостом ходу на этой жидкости, это немного прочищает форсунки. Если идея прочистки двигателя для вас очень важна, можете для прочистки на полный бак бензина добавлять 100-200 грамм чистого спирта. Такое небольшое добавление спирта забирает воду со дна вашего бензобака, и промаленьку пропускает эту воду через двигатель.
    5. Пользуясь био-бензином, то есть бензином со спиртом, вы можете проблемы перейти на обычный бензин. Но не надо «быстро и сразу» переходить на био-бензин, потому что такое топливо начинает вымывать шлаки из хорошо загрязненной топливной системы, и резкий переход может спровоцировать некоторые начальные проблемы. На био-бензин переходят, сначала понемногу добавляя такое топливо в обычный бензин.
    6. Био-бензин — лучше или хуже? Не лучше и не хуже. На обычных режимах езды с био-бензином вы будете тратить примерно на 0.5 литра и 100 км больше, чем на традиционном бензине. На максимальных скоростных режимах будете терять до 1.5 литра на 100 км больше. Если очень точно измерить мощность вашего двигателя (не пользуясь вашей «интуицией», а пользуясь измерительными приборами), то мощность двигателя на несколько лошадок упадет. Выхлоп двигателя станет холоднее (это хорошо для двигателя) и чистый (это хорошо для экологии). Будет небольшая финансовая экономия для водителей, не выдавливают из двигателя всю возможную мощность. Поршневая группа двигателя служит дольше. Зашлакованность двигателя будет значительно меньше, и это легко увидеть: выход выхлопной трубы через некоторое время станет не черным, а ржавым, он не будет ржавым, если ваша выхлопная труба из нержавеющей стали. А какое кому дело до выхлопной трубы? Никакого, но состояние выхлопа цинично демонстрирует владельцу состояние двигателя.

    Это все. В статье, как вы видите, перечислено ТОЛЬКО САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ проблемы двигателя, которые создают неудобства при движении автомобиля.

    На автомобиль, независимо от того, движется он или неподвижен, действует сила тяжести (вес), направленная отвесно вниз.

    Сила тяжести прижимает колеса автомобиля к дороге. Равнодействующая этой силы, размещена в центре тяжести. Распределение веса автомобиля по осям зависит от расположения центра тяжести. Чем ближе к одной из осей расположен центр тяжести, тем больше будет нагрузка на эту ось. На легковых автомобилях нагрузка на оси распределяется примерно поровну.

    Большое значение на устойчивость и управляемость автомобиля имеет расположение центра тяжести не только в отношении продольной оси, но и по высоте. Чем выше центр тяжести, тем менее устойчивым будет автомобиль. Если автомобиль находится на горизонтальной поверхности, то сила тяжести направлена отвесно вниз. На наклонной поверхности она раскладывается на две силы (см. рисунок): одна из них прижимает колеса к поверхности дороги, а другая стремится опрокинуть автомобиль. Чем выше центр тяжести и чем больше угол наклона автомобиля, тем скорее нарушится устойчивость и автомобиль может опрокинуться.

    Во время движения, кроме силы тяжести, на автомобиль действует и ряд других сил, на преодоление которых затрачивается мощность двигателя.


    На рисунке показана схема сил, действующих на автомобиль во время движения. К ним относятся:

    • сила сопротивления качению, затрачиваемая на деформирование шины и дороги, на трение шины о дорогу, трение в подшипниках ведущих колес и др.;
    • сила сопротивления подъему (на рисунке не показана), зависящая от веса автомобиля и угла подъема;
    • сила сопротивления воздуха, величина которой зависит от формы (обтекаемости) автомобиля, относительной скорости его движения и плотности воздуха;
    • центробежная сила, возникающая во время движения автомобиля на повороте и направленная в противоположную от поворота сторону;
    • сила инерции движения, величина которой состоит из силы, необходимой для ускорения массы автомобиля в его поступательном движении, и силы, необходимой для углового ускорения вращающихся частей автомобиля.

    Движение автомобиля возможно только при условии, что его колеса будут иметь достаточное сцепление с поверхностью дороги.

    Если сила сцепления будет недостаточной (меньше величины силы тяги на ведущих колесах), то колеса пробуксовывают.

    Сила сцепления с дорогой зависит от веса, приходящегося на колесо, от состояния покрытия дороги, давления воздуха в шинах и рисунка протектора.

    Для определения влияния состояния дороги на силу сцепления служит коэффициент сцепления, который определяют делением силы сцепления ведущих колес автомобиля на вес автомобиля, приходящийся на эти колеса.


    Коэффициент сцепления зависит от вида покрытия дороги и от его состояния (наличия влаги, грязи, снега, льда); величина его приведена в таблице (см. рисунок).

    На дорогах с асфальтобетонным покрытием коэффициент сцепления резко уменьшается, если на поверхности имеется влажная грязь и пыль. В этом случае грязь образует пленку, резко уменьшающую коэффициент сцепления.

    На дорогах с асфальтобетонным покрытием в жаркую погоду появляется на поверхности маслянистая пленка из выступающего битума, снижающая коэффициент сцепления.

    Уменьшение коэффициента сцепления колес с дорогой наблюдается также при увеличении скорости движения. Так, при возрастании скорости движения на сухой дороге с асфальтобетонным покрытием с 30 до 60 км/ч коэффициент сцепления уменьшается на 0,15.

    Разгон, ускорение, накат

    Мощность двигателя затрачивается на приведение во вращение ведущих колес автомобиля и преодоление сил трения в механизмах трансмиссии.

    Если величина усилия, с которым вращаются ведущие колеса, создавая тяговую силу, будет больше чем суммарная сила сопротивления движению, то автомобиль будет двигаться с ускорением, т.е. с разгоном.

    Ускорением называется прирост скорости за единицу времени. Если тяговое усилие равно силам сопротивления движению, то автомобиль будет двигаться без ускорения с равномерной скоростью. Чем выше максимальная мощность двигателя и меньше величина суммарных сил сопротивления, тем быстрее автомобиль достигнет заданной скорости.

    Кроме того, на величину ускорения влияет вес автомобиля, передаточное число коробки передач, главной передачи, количество передач и обтекаемость автомобиля.

    Во время движения накапливается определенный запас кинетической энергии, и автомобиль приобретает инерцию. Благодаря инерции автомобиль может двигаться некоторое время с отключенным двигателем – накатом. Движение накатом используют для экономии топлива.

    Торможение автомобиля

    Торможение автомобиля имеет большое значение для безопасности движения и зависит от его тормозных качеств. Чем лучше и надежнее тормоза, тем быстрее можно остановить движущийся автомобиль и тем с большей скоростью можно двигаться, а следовательно, и больше будет его средняя скорость.

    Во время движения автомобиля накопленная кинетическая энергия поглощается при торможении. Торможению помогают силы сопротивления воздуха, сопротивления качению и сопротивления подъему. На уклоне силы сопротивления подъему отсутствуют, а к инерции автомобиля добавляется составляющая сила тяжести, которая затрудняет торможение.

    При торможении между колесами и дорогой возникает тормозная сила, противоположная направлению силы тяги. Торможение зависит от соотношения между тормозной силой и силой сцепления. Если сила сцепления колес с дорогой будет больше тормозной силы, то автомобиль затормаживается. Если тормозная сила будет больше силы сцепления, то при заторможенных колесах произойдет их скольжение относительно дороги. В первом случае при торможении колеса катятся, постепенно замедляя вращение, а кинетическая энергия автомобиля превращается в тепловую энергию, нагревающую тормозные колодки и диски (барабаны). Во втором случае колеса перестают вращаться и будут скользить по дороге, поэтому большая часть кинетической энергии будет превращаться в тепло трения шин о дорогу. Торможение с остановившимися колесами ухудшает управляемость автомобиля, особенно на скользкой дороге, и приводит к ускоренному износу шин.

    Наибольшую тормозную силу можно получить только тогда, когда тормозные моменты на колесах будут пропорциональны нагрузкам, приходящимся на них. Если такая пропорциональность не будет соблюдена, то тормозная сила на одном из колес не будет полностью использована.

    Эффективность торможения оценивается по тормозному пути и величине замедления.

    Тормозной путь – это расстояние, которое проходит автомобиль от начала торможения до полной остановки. Замедление автомобиля – это величина, на которую уменьшается скорость автомобиля за единицу времени.

    Управляемость автомобиля

    Под управляемостью автомобиля понимают его способность изменять направление движения.


    Во время движения автомобиля по прямой очень важно, чтобы управляемые колеса не поворачивались произвольно и водителю не нужно было бы затрачивать усилия для удержания колес в нужном направлении. На автомобиле предусмотрена стабилизация управляемых колес в положении движения в прямом направлении, которая достигается продольным углом наклона оси поворота и углом между плоскостью вращения колеса и вертикалью. Благодаря продольному наклону колесо устанавливается так, что его точка опоры по отношению оси поворота снесена назад на величину а и его работа подобна ролику (см. рисунок).

    При поперечном наклоне повернуть колесо всегда труднее, чем вернуть его в исходное положение – движения по прямой. Это объясняется тем, что при повороте колеса передняя часть автомобиля приподнимается на величину б (водитель прилагает сравнительно большее усилие к рулевому колесу).

    Для возвращения управляемых колес в положение, соответствующее движению по прямой, вес автомобиля помогает поворачиванию колес и водитель прикладывает к рулевому колесу небольшое усилие.


    На автомобилях, особенно у тех, где давление воздуха в шинах невелико, возникает боковой увод. Боковой увод возникает в основном под действием поперечной силы, вызывающей боковой прогиб шины; при этом колеса катятся не по прямой, а смещаются в сторону под действием поперечной силы (см. рисунок).

    Оба колеса передней оси имеют одинаковый угол увода. При уводе колес меняется радиус поворота, который увеличивается, уменьшая поворачиваемость автомобиля, а устойчивость движения при этом не изменяется.

    При уводе колес задней оси радиус поворота уменьшается, особенно это заметно, если угол увода задних колес больше, чем у передних, стабильность движения нарушается, автомобиль начинает «рыскать» и водителю все время приходится подправлять направление движения. Для уменьшения влияния увода на управляемость автомобиля давление воздуха в шинах передних колес должно быть несколько меньше, чем у задних. Увод колес будет тем больше, чем большей будет боковая сила, действующая на автомобиль, например, на крутом повороте, где возникают большие центробежные силы.

    Занос автомобиля

    Заносом называется боковое скольжение задних колес при продолжающемся поступательном движении автомобиля. Иногда занос может привести к повороту автомобиля вокруг своей вертикальной оси.

    Занос может возникать в результате ряда причин. Если резко повернуть управляемые колеса, то может оказаться, что инерционные силы станут больше, чем сила сцепления колес с дорогой, особенно часто это случается на скользких дорогах.


    При неодинаковых тяговых или тормозных силах, приложенных на колеса правой и левой сторон, действующих в продольном направлении, возникает поворачивающий момент, приводящий к заносу. Непосредственной причиной заноса при торможении являются неодинаковые тормозные силы на колесах одной оси, неодинаковое сцепление колес правой или левой стороны с дорогой или неправильное размещение груза относительно продольной оси автомобиля. Причиной заноса автомобиля на повороте может быть также торможение его, так как при этом к поперечной силе добавляется продольная сила и их сумма может превысить силу сцепления, препятствующую заносу (см. рисунок).

    Чтобы предотвратить начавшийся занос автомобиля, необходимо: прекратить торможение, не выключая сцепление (на автомобилях с МКПП); повернуть колеса в сторону заноса.

    Эти приемы выполняют сразу же, как только начался занос. После прекращения заноса нужно выровнять колеса, чтобы занос не начался в другом направлении.

    Чаще всего занос получается при резком торможении на мокрой или обледенелой дороге, особенно быстро нарастает занос на большой скорости, поэтому при скользкой или обледенелой дороге и на поворотах нужно уменьшать скорость, не применяя торможение.

    Проходимость автомобиля

    Проходимостью автомобиля называется его способность двигаться по плохим дорогам и в условиях бездорожья, а также преодолевать различные препятствия, встречающиеся на пути. Проходимость определяется:

    • способностью преодолевать сопротивление качению, используя тяговые силы на колесах;
    • габаритными размерами транспортного средства;
    • способностью автомобиля преодолевать препятствия, встречающиеся на дороге.

    Основным фактором, характеризующим проходимость, является соотношение между наибольшей тяговой силой, используемой на ведущих колесах, и силой сопротивления движению. В большинстве случаев проходимость автомобиля ограничивается недостаточной силой сцепления колес с дорогой и в связи с этим невозможностью использовать максимальную тяговую силу. Для оценки проходимости автомобиля по грунту пользуются коэффициентом сцепного веса, определяемым делением веса, приходящегося на ведущие колеса, на общий вес автомобиля. Наибольшую проходимость имеют автомобили, у которых все колеса являются ведущими. В случае применения прицепов, увеличивающих общий вес, но не изменяющих сцепной вес, проходимость резко снижается.

    На величину сцепления ведущих колес с дорогой значительное влияние оказывает удельное давление шин на дорогу и рисунок протектора. Удельное давление определяется давлением веса, приходящегося на колесо, на площадь отпечатка шины. На рыхлых грунтах проходимость автомобиля будет лучше, если удельное давление будет меньше. На твердых и скользких дорогах проходимость улучшается при большем удельном давлении. Шина с крупным рисунком протектора на мягких грунтах будет иметь отпечаток большей площади и имеет меньшее удельное давление, а на твердых грунтах отпечаток этой шины будет меньшей площади и удельное давление увеличивается.

    Проходимость автомобиля по габаритным размерам определяется по:

    • продольному радиусу проходимости;
    • поперечному радиусу проходимости;
    • наименьшему расстоянию между низшими точками автомобиля и дорогой;
    • переднему и заднему углу проходимости (углы въезда и съезда);
    • радиусу поворотов горизонтальной проходимости;
    • габаритным размерам автомобиля;
    • высоте центра тяжести автомобиля.