Эра глонасс что делать. Эра-глонасс признали необязательным. Запрет на ввоз подержанных иномарок

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Вконтакте

24.01.2017, 18:56 69293 3

Сумма доплаты за спутниковую систему ЭРА-ГЛОНАСС, на примере автомобиля Kia Rio, постепенно выходит из тени. Так, в случае с «корейцем», она составляет 11 тысяч рублей. Но при этом новые автомобили с этой системой и без нее пока продаются параллельно. Большинство дилеров свободно предлагают машины не оснащенные ЭРА-ГЛОНАСС.

У многих автомобилистов в этой связи возникает вопрос - можно ли будет проигнорировать установку системы ЭРА-ГЛОНАСС и как власти будут отслеживать ее наличие?

Мнения экспертов

Мы все равно будем вынуждены заплатить за эту систему, потому что государство решило переложить часть расходов за создание ЭРА-ГЛОНАСС на плечи автомобилистов.

Думаю, что со временем это коснется также других категорий населения и других категорий транспортных средств, ведь систему поставят и на тракторы, и на экскаваторы, и на другие виды техники. Так что покупать автомобили с ЭРА-ГЛОНАСС придется все равно, просто сейчас на рынке еще есть варианты.

На мой взгляд, если ЭРА-ГЛОНАСС спасет хотя бы одну человеческую жизнь на трассе, то она себя уже оправдает. Ну а если государство будет развивать сервисы, желательно бесплатные, которые уже работают во многих аналогичных системах, тогда ЭРА-ГЛОНАСС будет нужна. Если же государство пойдет по порочному пути и станет наделять ЭРА-ГЛОНАСС дополнительными функциями за деньги, тогда, я думаю, многие откажутся и от того, что есть.

Может ли государство проконтролировать наличие системы? Да и очень легко: небольшой прибор у сотрудника ДПС сообщит, что ЭРА-ГЛОНАСС отключена и незамедлительно последует штраф. Здесь есть маленький нюанс: в случае, когда ЭРА-ГЛОНАСС сломалась, а это вполне у нас допустимо, тогда штраф станет несправедливым. Но кого это будет волновать?

Автомобилисту она просто не нужна!

Сама по себе система ЭРА-ГЛОНАСС абсолютно бесполезная, хотя бы потому, что существует телефон, который полностью ее заменяет.

А чисто технически ситуация с ЭРА-ГЛОНАСС выглядит так: все машины, которые продают на территории России, должны быть оборудованы этой системой, но только новые автомобили, не подержанные. Новые автомобили - это новые модели, которые впервые начинают завозиться на территорию страны, они должны быть оборудованы ЭРА-ГЛОНАСС с 1 января 2017 года. Все остальные автомобили, которые уже здесь сертифицированы и которые в РФ ввозились раньше, должны быть оборудованы системой только с 2019 года. 1 января 2019 года наступит всеобщая установка системы ЭРА-ГЛОНАСС.

Практическая сторона вопроса в том, что люди, которые устанавливают повсеместно ЭРА-ГЛОНАСС, хотят получить прибыль. Государственные контракты на разработку и внедрение системы они уже получили - деньги уже у них. Но они хотят дальше на этом зарабатывать и много. Иных источников, кроме административного ресурса, они не знают. Сделать систему ЭРА-ГЛОНАСС привлекательной для потребителя они не могут, не умеют. Поэтому они действуют через законодательное принуждение.

Теоретически все автомобили, которые ввозятся на территорию РФ, с 1 января 2017 года должны быть оборудованы системой ЭРА-ГЛОНАСС.

Поэтому многие компании ввезли сюда машины без ЭРА-ГЛОНАСС с большим запасом. Однако рано или поздно все эти автомобили закончатся и придется устанавливать систему в обязательном порядке.

Как избежать системы? Да очень просто. Если вы купили машину без ЭРА-ГЛОНАСС в этом году или раньше, то еще несколько лет эксплуатация такого автомобиля не будет считаться нарушением. Все остальные варианты вынуждают систему устанавливать. Лично я, конечно же, предпочел бы автомобиль без системы ЭРА-ГЛОНАСС, так как дело не в экстренном реагировании, которое не факт, что работает, а в том, что такое навязывание системы сродни введению платы за проезд практически по всем дорогам. Не стоит забывать и о внедрении так называемых черных ящиков, которые будут не только записывать маршрут передвижения, но и фиксировать скорость движения автомобиля.

Избавиться от системы ЭРА-ГЛОНАСС, то есть самостоятельно ее вытащить - это, боюсь, чревато последствиями. Такой шаг будет рассматриваться, как внесение изменений в конструкцию транспортного средства. Ведь если в техническом регламенте прописано, что эта штука в машине есть, то владелец не имеет права ее оттуда вынимать. Глушить ее и отключать тоже будет нельзя.

Остается вопрос - кто и как будет за этим следить? Здесь можно лишь надеяться на старую традицию, согласно которой безумие нашего законодательства компенсируется необязательностью его исполнения. Глядишь, может и не так страшен будет этот черт, которого сейчас малюют.

Тем не менее, развитие этой идеи по внедрению системы ЭРА-ГЛОНАСС мне решительно не нравится.

На мой взгляд, в стремлении отключить систему ЭРА-ГЛОНАСС будет больше бунтарской составляющей - люди просто не захотят, чтобы за ними следили.

Будут придумывать всякие извращения - отрезать, отключать и т. д. Вот только проверить наличие спутника GPS в автомобиле технически несложно, ничего запредельного в этом нет - выхватил машину в потоке, остановил и наказал. Только я думаю, что все это до первого Конституционного суда. Здесь явное нарушение прав человека и, если исков будет много и много народа пожалуется, то решение будет принято соответствующее. История с внедрением этой системы только начинается.

Насколько я знаю, новые модели, которые проходили у нас сертификацию до 31 декабря 2016 года, будут завозиться сюда без системы и пока модельный ряд полностью не поменяется, особых проблем нет.

Когда будет происходить смена модельного ряда, возможно придумают какую-нибудь лазейку. В любом случае, установленную систему ЭРА-ГЛОНАСС как-то открепить достаточно сложно. Ведь по сути, это - комбинация сотового телефона с GPS-приемником. Работает вся эта история или в виде sms, в случае аварии, или как мобильный телефон на единственный номер.

Как отследить наличие системы?

На самом деле, никак. Хотя, возможно, есть или появятся какие-то варианты у операторов сотовой связи, так как, для того чтобы тебя отследить, нужно знать идентификатор сим-карты.

Есть ли способы ее отключить? Конечно есть, но эта не открытая информация. Впрочем, большим секретом она тоже не является и, если есть желание, то узнать об этом можно. Но мне кажется, что у 99,9% автомобилистов такого желания не появится.

Другими словами, в этой системе нет ничего хорошего, но и ничего плохого тоже нет. Если конечно вы не хотите поехать в Японию или в Европу и выбрать там машину на свой вкус. Понятно, что система возникла, так как надо было кому-то заработать и были приняты соответствующие поправки в законодательство.

Возникает довольно часто. Необходимостью оборудования транспортных средств интересуются и обычные автовладельцы, и руководители предприятий, использующие автомобили для коммерческих перевозок.

При этом интерес этот отнюдь не праздный: знать, обязательна ли установка ГЛОНАСС нужно и для планирования расходов, и для оценки расширения функциональных возможностей автомобиля. Так что ниже мы приведем краткие характеристики систем спутниковой навигации, и разберёмся, в каких случаях установка навигационного оборудования действительно является обязательной.

Системы спутникового позиционирования: общие сведения

С развитием спутниковой сети, позволяющей при относительно небольших финансовых и временных затратах определять положение любого объекта, на рынке стали появляться системы спутниковой навигации. Работают такие системы по единой схеме:

  • На отслеживаемый объект устанавливается специальное устройство – маяк. Трекер или полнофункциональный терминал .
  • При необходимости (постоянно либо периодически) устройство определяет собственные координаты в привязке к сети навигационных спутников.
  • Информация со спутника обрабатывается и передается в специальное программное обеспечение. Для передачи чаще всего используется мобильная GSM-сеть.

Использование спутниковых систем позволяет решать целый ряд задач:

  • Удаленное позиционирование любого объекта с установленным спутниковым терминалом.
  • Отслеживание движения объекта (или нескольких объектов) в режиме реального времени.
  • Удаленный сбор информации о техническом состоянии объекта, параметрах его движения и т.д.

Системы спутниковой навигации чаще всего используются на транспорте. Но трекеры и маяки могут применяться и в других сферах – например, при поиске потерявшихся домашних животных.

Наиболее разветвленной спутниковой сетью использующейся для навигации, является сеть GPS. Отечественным аналогом является сеть спутников ГЛОНАСС, которая постоянно развивается, и сегодня практически не уступает GPS по качеству связи и точности позиционирования.

Принципиальные отличия систем ГЛОНАСС И ЭРА-ГЛОНАСС

При упоминании установки ГЛОНАСС на транспортное средство может подразумеваться один из двух вариантов:

  1. Система удаленной навигации ГЛОНАСС.
  2. Система ЭРА-ГЛОНАСС, обеспечивающая оперативное позиционирование и информирование экстренных служб при попадании автомобиля в ДТП.

Путать их не стоит: разница между этими системами достаточно существенна, и ниже мы ее проанализируем.

ГЛОНАСС: навигационная система

Оборудование автомобилей спутниковой навигацией ГЛОНАСС – это услуга, которой обычно пользуются предприятия с крупным автопарком. При этом:

  • На автомобили компании устанавливаются ГЛОНАСС-терминалы, обеспечивающие связь со спутниками и передачу данных. Дополнительно машины могут оборудоваться датчиками удаленного контроля, отслеживающими уровень ГСМ, фиксирующими удары при ДТП и т.д.
  • На компьютеры в компании устанавливается программное обеспечение, обеспечивающее прием и обработку информации со спутниковых терминалов на транспортных средствах.
  • Благодаря совместной работе ПО и периферических устройств появляется возможность отслеживать движение всего автопарка в режиме реального времени, также обеспечивается контроль за маршрутами, графиком движения, расходованием ГСМ и т.д.

В данном случае ГЛОНАСС-навигация выступает в качестве центрального элемента системы мониторинга транспорта. Её устанавливают на:

  • коммерческие автомобили, выполняющие регулярные/нерегулярные перевозки;
  • автобусы, выполняющие перевозки по утвержденным маршрутам;
  • спецтехнику;
  • автомобили, перевозящие опасные грузы и т.д.

ЭРА-ГЛОНАСС: экстренное реагирование

Система ЭРА-ГЛОНАСС отличается и по конструкции, и по функционалу:

  1. При установке ЭРА-ГЛОНАСС на автомобиль монтируются спутниковый терминал с модулем мобильной связи, переговорное устройство и «тревожная кнопка» для активации системы в ручном режиме. Если автомобиль оснащается системой при производстве, то дополнительно устанавливаются датчики ДТП, автоматически активирующие систему при ударе или перевороте авто.
  2. При активации системы (сработал датчик или была нажата кнопка «SOS») терминал связывается со спутниковой сетью ГЛОНАСС для определения координат автомобиля. Информация о ДТП передаётся по мобильной сети в колл-центр, оператор которого связывается водителем по переговорному устройству.
  3. Если водитель не отвечает, или же подтверждает факт аварии, то на место происшествия выезжают экстренные службы. При этом учитывается информация, поступившая от терминала ЭРА-ГЛОНАСС: место ДТП, характер повреждений, марка и тип двигателя авто и т.д.

Таким образом, система ЭРА-ГЛОНАСС использует возможности сети навигационных спутников для решения конкретной задачи: быстрого и точного определения координат места аварии.

В чем отличие ГЛОНАСС от ЭРА-ГЛОНАСС?

При анализе всей приведенной выше информации разница становится очевидной. Обе системы используют спутниковую сеть для позиционирования транспортного средства с установленным терминалом, но:

  • ГЛОНАСС – это прежде всего система навигации, отслеживания и мониторинга транспорта, призванная решать задачи коммерческого характера. Ее использование облегчает управление обширным автопарком, снижает вероятность хищения топлива и т.д.
  • ЭРА-ГЛОНАСС – это система оперативного оповещения экстренных служб о ДТП, призванная сократить до минимума время реагирования на сигнал об аварии. Возможности спутниковой сети в ней используются для позиционирования ТС.

Есть отличия и с финансовой точки зрения: оборудование и для ГЛОНАСС, и для ЭРА-ГЛОНАСС приобретается за свой счет (либо включается в стоимость авто). Но если расходы на эксплуатацию системы мониторинга несет само предприятие, то использование возможностей ЭРА-ГЛОНАСС для экстренной связи со скорой помощью или ДПС совершенно бесплатно.

Установка какой системы является обязательной?

Когда говорят об обязательной установке ГЛОНАСС на автомобиль, почти всегда имеют в виду именно ЭРА-ГЛОНАСС:

  • Установка оборудования для автопарка навигационными системами и их эксплуатация для мониторинга транспорта являются полностью добровольными.
  • Ранее обязательной была установка ГЛОНАСС-трекеров на автомобили, перевозящие опасные грузы, но сейчас эта норма упразднена.

Что касается установки комплексов ЭРА-ГЛОНАСС, то на текущий момент она обязательна:

  1. Для новых автомобилей, выпускаемых в обращение в странах Таможенного Союза.
  2. Для всех б/у автомобилей, ввозимых в страны ТС из-за рубежа.

В первом случае оборудование для спутникового позиционирования и экстренного оповещения устанавливает производитель, во втором – эта обязанность ложится на плечи владельца ТС. Для установки терминала и «тревожной кнопки» придется обратиться в специализированный сервисный центр.

Разобравшись во всех нюансах, приведенных выше, вы сможете понять, обязательна ли установка ГЛОНАСС в вашем случае, и уже на основе этого анализа планировать дальнейшие действия и расходы.

Согласно нормам Таможенного союза, начиная с 1 января 2017 года все автомобили, производящиеся в Евразийском союзе (ЕАЭС), должны будут в обязательном порядке оборудоваться системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Данная технология – это, по сути, тревожная кнопка, которая посылает сигнал бедствия службам спасения в случае ДТП.

Предполагается, что оснащение машин системой «ЭРА-ГЛОНАСС» позволит значительно снизить количество жертв ДТП и сделать отечественные дороги более безопасными. И эксперты, и производители авто, в целом, поддерживают эту инициативу, однако обращают внимание на небольшие недостатки самой процедуры ее реализации.

Немного истории

ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система) является российским аналогом американской GPS. Ее разработка началась по заказу минобороны еще в 1976 году, в 1993 году система была принята в эксплуатацию, а уже в 2010 году количество ее спутников достигло числа, необходимого для полного покрытия Земли, что дало возможность начать работу над созданием проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» («ЭРА» расшифровывается, как экстренное реагирование при авариях).

Необходимость разработки системы «ЭРА-ГЛОНАСС» обуславливается тем, что с увеличением количества машин на российских дорогах резко возросло и число ДТП. При этом в случае аварии часто экстренные службы вызываются слишком поздно, из-за чего жертвы ДТП не могут вовремя получить необходимую помощь.

«ЭРА-ГЛОНАСС» должна стать решением данной проблемы. Как подсчитали в Минтранспорта, эта система поможет спасать до 4000 жизней в год.

Работать проект «ЭРА-ГЛОНАСС» начал с начала 2015 года, тогда терминалами «ЭРА» начали оборудоваться новые модели автомобилей. С 1 января 2016 года системой начали оснащать машины, изготовляемые в ЕАЭС, предназначенные для транспортировки опасных грузов, мусора и бытовых отходов, а также пассажиров.

В 2017 году «ЭРА-ГЛОНАСС» станет обязательным элементом комплектации для всех новых автомобилей.

Как работает система «ЭРА-ГЛОНАСС»

Оснащение автомобиля системой «ЭРА-ГЛОНАСС» предусматривает установку навигационного и коммуникационного модулей, блока интерфейса с «тревожной» кнопкой, а также многих других элементов, среди которых специальный датчик удара, микрофон, громкоговоритель. Описание комплекта «ЭРА-ГЛОНАСС», рекомендуемого к установке, содержится в специальном ГОСТе.

Суть работы системы заключается в том, что в момент фиксирования столкновения информация об аварии сразу передается в службу спасения по каналу сотовой связи. Сигнал обрабатывает профессиональный оператор, который «отсеивает» ложные вызовы и при необходимости вызывает экстренные службы.

Так, при поступлении данных о ДТП оператор связывается с водителем машины и если тот просит о помощи или не отвечает на вызов, то на место происшествия немедленно направляется полиция, пожарная служба и «скорая» помощь.

Сегодня терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС» изготовляют разные производители, причем как российские, так и зарубежные. Выбор конкретной марки изготовитель автомобилей может осуществлять по своему усмотрению, но, так или иначе, оборудование должно будет пройти обязательную сертификацию.

Как повлияет установка системы на стоимость автомобилей?

Главной проблемой обязательной установки системы «ЭРА-ГЛОНАСС» автопроизводители называют высокую стоимость данной технологии. При этом дорогой является не столько само оборудование, сколько его сертификация, ведь сегодня существует лишь одна лаборатория, производящая сертификацию модулей «ЭРА-ГЛОНАСС» — сертификационный центр «Связь-сертификат».

По словам автопроизводителей, пользуясь положением монополиста, данная организация устанавливает очень высокие цены на свои услуги.

Это приводит к тому, что стоимость машин с сертифицированным оборудованием становится выше, что негативно и для производителей, и для дилеров, и для покупателей. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже заинтересовалась этим вопросом и сделала соответствующий запрос в «Связь-сертификат».

Мнение водителей

Водители, по большому счету, воспринимают внедрение технологии «ЭРА-ГЛОНАСС» положительно, особенно учитывая, что автомобили, уже находящиеся в эксплуатации, не нужно будет обязательно переоборудовать. Однако существует два основных момента, вызывающих сомнения и вопросы.

Первый из них – это повышение цены на новые машины, а второй – возможность отслеживать местоположение авто и, предположительно, разговоры внутри салона. Что касается повышения стоимости автомобилей, то тут все будет зависеть от работы ФАС и политики самих дилеров. Ну а проблему «слежки» решить и вовсе просто – достаточно заехать на СТО и заказать демонтаж системы.

Система ГЛОНАСС мониторинга является современным инструментом, который позволяет оптимизировать затраты и ведение бизнеса с использованием автомобильного парка.

В России была развернута система спутниковой навигации и мониторинга ГЛОНАСС отечественной разработки, которая может быть установлена даже на . Многие автомобилисты до сих пор не знают, что такое ГЛОНАСС в автомобиле, как она работает, и в чем заключаются преимущества этой системы. В данной статье мы расскажем, как работает система ГЛОНАСС мониторинга в автомобиле.

Что собой представляет система ГЛОНАСС

Система ГЛОНАСС мониторинга является современным инструментом, который позволяет оптимизировать затраты и ведение бизнеса с использованием автомобильного парка. Система ГЛОНАСС выгодна тем, что ее оборудование дешевле системы GPS, и цена на него постоянно снижается. На фоне массового применения систем навигации в автомобилях, это будет лучшим предложением на рынке.

На данное время бизнес проводит мониторинг и контроль перемещения своего автомобильного транспорта с помощью глобальных систем спутников и различного оборудования спецназначения. Для такого мониторинга на каждый автомобиль компании или частного лица следует установить систему спутникового мониторинга с приемником ГЛОНАСС.

К преимуществам системы мониторинга и слежения ГЛОНАСС можно отнести следующее:

— контроль скоростного режима автомобиля с помощью автомобильного трекера;

— контроль за перемещением, обеспечиваемый маячком ГЛОНАСС;

— контроль режима работы и времени на отдых с помощью тахографа;

— наличие тревожной кнопки для безопасности водителя и перевозимого груза;

— контроль расхода топлива;

— обеспечение постоянной связи с водителем автомобильного транспорта.

По многим отзывам руководителей различных компаний, благодаря установке системы мониторинга ГЛОНАСС удается снизить расходы на обслуживания автомобильного парка: уменьшить расходы на топливо, сократить затрачиваемое время на работу, отсутствие возможности использования автомобиля в личных целях водителя, повысить дисциплину водителей и экспедиторов.

Система ГЛОНАСС является глобальной сетью. Ее работа основывается на использовании наземного и космического оборудования.

Принципы работы системы ГЛОНАСС в автомобиле

Раз уж ГЛОНАСС является российской альтернативой американской системе GPS, то и рассматривать принцип работы системы ГЛОНАСС нужно в сравнении с системой GPS.

Система ГЛОНАСС является глобальной сетью. Ее работа основывается на использовании наземного и космического оборудования. Изначально система ГЛОНАСС создавалась для нужд военных, но потом ее разработчики решили поставить программу на коммерческую основу. Если объяснять по-простому принципы работы системы ГЛОНАСС, то ее работа – это результат взаимодействия космических спутников, систем управления на земле и устройств в клиентских автомобилях (навигаторы, маячки, приемники, трекеры и т.д.).

Работу системы ГЛОНАСС обеспечивают 24 космических спутника. При этом, чтобы определить точные координаты клиентского устройства, достаточно подсоединиться только к четырем спутникам. Этого достаточно, чтобы установить точную широту, долготу, высоту и время. Все 24 спутника имеют такие орбиты, что любое клиентское устройство, находящееся в любой точке Земного шара всегда может подсоединиться к четырем или более космическим спутникам системы. Суть такого распознавания координат местоположения заключается в следующем. Устройство, допустим, навигатор ГЛОНАСС, получает от спутника информацию о местонахождении спутника, в котором указывается точное время. Приемник сигнала навигатора сравнивает время получения сообщения от спутника с временем отправки, тем самым определяя точное расстояние до спутника. Если данную процедуру произвести одновременно с четырьмя спутниками, то программа может точно определить местонахождение клиентского устройства в заданное время. Однако на практике, как обычно, у системы ГЛОНАСС тоже случаются ошибки, и она может указать место с погрешностью на 10, а то и 100 метров.

Причиной таких высоких погрешностей системы ГЛОНАСС является несовершенная геометрия космических спутников, под которой имеют в виду расположение космических спутников по отношению друг к другу. Если, допустим,приемное устройство подсоединиться к четырем спутникам, находящимся на одной стороне Земного шара (на востоке), то погрешность определения местонахождения может составить порядка 150 метров. Это происходит из-за однообразности принимаемых сигналов. Кроме того, сигнал, идущий от спутника, в пасмурную погоду или в мегаполисе может отражаться от туч или высотных зданий, а не идти напрямую, что тоже дает погрешность выдаваемых данных. Также погрешность в рассчитанных данных местоположения является платой за то, что военные поделились такой важной технологией с гражданскими структурами.

По многим отзывам руководителей различных компаний, благодаря установке системы мониторинга ГЛОНАСС удается снизить расходы на обслуживания автомобильного парка: уменьшить расходы на топливо, сократить затрачиваемое время на работу, отсутствие возможности использования автомобиля в личных целях водителя, повысить дисциплину водителей и экспедиторов.

Различия между системами ГЛОНАСС и GPS

Теперь рассмотрим принципы работы системы GPS, чтобы можно было их сравнить с российской системой ГЛОНАСС.

Система GPS также является глобальной системой позиционирования. Она была реализована на протяжении десяти лет – с 1983 по 1993 годы. Работа системы GPS – это результат взаимодействия:

— космической спутниковой группировки;

— наземных станций системы;

Пользовательской аппаратуры, которая принимает сигналы (навигаторы, маячки, приемники, трекеры и т.д.).

Главной особенностью системы мониторинга GPS является положение ее группы спутников. Всего у спутниковой группировки шесть плоскостей. В каждой из плоскости находится по четыре спутника. Все они вращаются по круговым орбитам. В итоге в любой точке Земного шара клиентское устройство может одновременно словить сигналы от 6 д о12 спутников.

Сравнение основных параметров двух спутниковых систем позиционирования ГЛОНАСС и GPS представлено в таблице ниже.

По результатам сравнения можно сделать вывод, что система GPS точнее системы ГЛОНАСС. Однако наша отечественная система ГЛОНАСС молодая, она развивается. В скором времени она догонит систему GPS по точности определения местоположения объектов с приемниками сигналов. Чтобы купить автомобиль с системой ГЛОНАСС, вам нужно его зарегистрировать. Об этом .

Применимо к системе ЭРА ГЛОНАСС обязательная установка с 2018 года обсуждалась достаточно давно. На сегодняшний день действительно запрещается выпуск в обращение транспортных средств, не оснащенных кнопкой «SOS» и терминалом для спутникового позиционирования. При этом нормативная база, регламентирующая оборудование авто системой экстренного информирования, предусматривает ряд исключений.

Чтобы избежать ненужных трат, стоит заранее изучить все нюансы законодательства, касающиеся установки ЭРА ГЛОНАСС в этом году, ведь обязательная установка может и не затрагивать ваш автомобиль. Если же оборудовать машину системой все-таки нужно, ниже мы расскажем, как это правильно сделать.

Функции системы ЭРА ГЛОНАСС

Для начала – несколько слов о самой системе. ЭРА ГЛОНАСС ставится на машины для того, чтобы облегчить информирование ДПС, спасательных служб и Скорой Помощи о ДТП или другой нештатной ситуации на дороге. Ее функции:

  • Передача «тревожного сигнала» на диспетчерский пульт.
  • Позиционирование автомобиля с использованием системы навигации.
  • Сообщение координат машины, попавшей в аварию, спасательной службе.
  • Передача других данных об автомобиле – от номера и марки машины до типа двигателя (бензин/дизель) и количества пассажиров в салоне на момент аварии.

Статистика показывает, что наличие в автомобиле УВЭОС («устройства вызова экстренно-оперативных служб») сокращает время реагирования на аварию. В результате значительно снижаются показатели смертности и травматизма в ДТП.

Терминалы ЭРА ГЛОНАСС и другое оборудование

Исходя из задач, которые должна решать система экстренного информирования, подбирается и оборудование для их решения:

  • Основу системы составляет терминал ЭРА ГЛОНАСС . В его состав входит модуль спутниковой навигации ГЛОНАСС, а также GSM-модуль, отвечающий за передачу данных по мобильной сети. Для работы модуля связи используется SIM-карта мобильного оператора РФ, потому сигнал о ДТП может быть передан из любой точки, в которой есть хотя бы минимальное мобильное покрытие.
  • Терминалы производятся многими отечественными и зарубежными компаниями (Гранит-навигатор, FORT, Ителма и др). Они отличаются в первую очередь питающим напряжением и набором функций. Так, например, часто наряду с работой с системой ГЛОНАСC терминал может устанавливать координаты авто по GPS.
  • Передача сигнала о ДТП осуществляется либо в ручном режиме (нажатие водителем или пассажиром «тревожной кнопки SOS »), либо автоматически (при срабатывании датчика удара/переворота). На автомобили, бывшие в употреблении, ставится система ЭРА ГЛОНАСС без датчиков удара - только с кнопкой «SOS».
  • Помимо кнопки в салоне автомобиля располагается также переговорное устройство. С его помощью диспетчер связывается с пострадавшими для подтверждения ДТП и получения дополнительной информации. Часто переговорное устройство входит в комплектацию терминала.

Как работает система?

Принцип работы системы достаточно прост. На первом этапе регистрируется ДТП – либо срабатывает датчик, либо кто-то нажимает кнопку в салоне. В любом случае сигнал поступает на пульт диспетчера, который пытается связаться с пострадавшими через голосовой интерфейс. Если ДТП подтвердилось, или связаться с водителем/пассажирами не удалось, данные о месте аварии и об основных параметрах машины передаются спасательным службам. Также диспетчер сообщает им дополнительную информацию, полученную от водителя.

Обратите внимание! Даже если авария произошла на оживленном участке дороги, например, в черте города, нажать на тревожную кнопку в течение 10 минут после ДТП стоит. Благодаря этому Терминал передаст на диспетчерский пульт данные о движении вашего автомобиля, и эта информация может быть полезной при установлении виновного в ДТП или при решении судебных споров о возмещении ущерба.

Если срабатывание системы было вызвано случайным нажатием кнопки, вызов аннулируется.

Установка ЭРА ГЛОНАСС с января 2018 года

Несмотря на достаточно очевидную пользу от наличия на машине системы ЭРА ГЛОНАСС, многие владельцы автомобилей не спешат ее устанавливать. Основная причина – затраты на переоборудование авто. Чтобы стимулировать оснащение техники системами экстренного оповещения, вносятся изменения в нормативную базу, которые делают установку ЭРА ГЛОНАСС обязательной для ряда категорий авто.

Стоит отметить, что информация об обязательном наличии с 1 января 2018 года системы на абсолютно всех автомобилях, которые эксплуатируются в РФ, не соответствует действительности . Правила, которые регламентируют оборудованием машин «тревожными кнопками», отличаются для новых и подержанных автомобилей.

Для новых автомобилей

На новых машинах с 1.01.2018 года ЭРА ГЛОНАСС должна стоять обязательно. Это касается:

  • Автомобилей, произведенных в РФ.
  • Автомобилей, импортируемых в РФ официальными дилерами.

Требование об этом содержится в содержит п. 5 приложения 4 ТР ТС 018/2011 (вступило в силу 1.01.17). Здесь есть один нюанс. Наличие ЭРА ГЛОНАСС нужно для оформления «Паспорта транспортного средства», который не выдадут без ОТТС (одобрение типа транспортного средства).

Срок действия ОТТС составляет 3 года, потому до 2019 года есть теоретическая возможность покупки автомобиля без системы информирования, ОТТС которого был оформлен до 2017 года. Приобретение такого автомобиля не накладывает обязательств по обязательной установке ЭРА ГЛОНАСС.

Обратите внимание! При оборудовании новых машин системами информирования о ДТП производители устанавливают не только терминалы и тревожные кнопки, но и датчики переворота/удара. Это повышает эффективность срабатывания при тяжелых авариях.

Для подержанных автомобилей

Для машин, которые были в употреблении, установка ЭРА ГЛОНАС будет обязательной:

  • Если вы сами ввозите машину из-за рубежа. В этом случае вам нужно установить терминал и кнопку вызова диспетчера , а также идентифицировать оборудование в системе ЭРА ГЛОНАСС. Без отметки об этом невозможно получить СБКТС . А СБКТС, в свою очередь, нужно получить для растаможи авто.
  • Согласно постановлению Правительства РФ 153 от 15 февраля 2018 года (вступило в силу 15 апреля), ЭРА ГЛОНАСС нужно обязательно устанавливать и на некоторые виды техники , которые уже эксплуатируются. Сюда относятся машины из категорий М2 и М3(автобусы, микроавтобусы), а также грузовики категории N, перевозящие опасные грузы.

Если в случае с новыми машинами обязанность установки ЭРА ГЛОНАСС возлагалась на производителя машины либо на дистрибьютора, то здесь придется тратить время и средства владельцам автомобилей. Это касается как физических, так и юридических лиц.

Процедура установки ЭРА ГЛОНАСС

Если для вас установка ЭРА ГЛОНАСС с 2018 обязательна по закону, то сделать это нужно как можно раньше. Самостоятельно смонтировать оборудование нельзя - работы должны быть выполнены в авторизированном сервисном центре.

Процедура оснащения ввезенных автомобилей системой ЭРА ГЛОНАСС ранее была противоречивой. Сегодня же используется достаточно простой регламент:

  • Вы приобретаете терминал для спутниковой навигации и дополнительное оборудование, необходимое для его функционирования и монтажа.
  • Мастера сервисного центра монтируют систему и настраивают ее.
  • Терминал проходит обязательную идентификацию в системе ЭРА ГЛОНАСС.
  • В СБКТС заносится уникальный идентификационный номер установленного устройства.

При растаможке авто процедура может несколько измениться. Вначале сервисный центр вносит в СБКТС сведения об идентификации терминала экстренной связи, после чего владелец на основе СБКТС получает ПТС и забирает машину с таможенного склада. До постановки на учет в ГИБДД (т.е. за 10 суток) необходимо выполнить фактическую установку системы на автомобиль.

Цены и сроки оснащения ЭРА ГЛОНАСС

Цена установки ЭРА ГЛОНАСС на подержанный автомобиль зависит от:

  • Выбранной модели терминала.
  • Дополнительного оборудования (антенны, датчики).
  • Сложности монтажа.
  • Срочности.

Как правило, стоимость комплекта оборудования (терминал, датчики и монтажные приспособления) начинается от 23 тыс. рублей. Стоимость установки и идентификации устройства в системе – от 3 тыс. за операцию. Сроки оснащения автомобиля всем необходимым оборудованием невелики. Как правило, процедура занимает от получаса до нескольких часов. Если возникает потребность в дополнительных работах, то время на монтаж ЭРА ГЛОНАСС может быт увеличено до нескольких дней.

Чем грозит эксплуатация авто без системы экстренного оповещения?

Согласно действующему законодательству, штрафными санкциями наказывается:

  • Отсутствие ЭРА ГЛОНАСС на автомобиле, который по закону должен быть оснащен системой экстренной связи.
  • Отключение компонентов системы, установленных заводским способом.
  • Самостоятельный монтаж терминалов ЭРА ГЛОНАСС.
  • Самостоятельное расширение функционала системы (например, путем установки дополнительных датчиков).

Если после вступления в 2018 году в силу всех изменений в законодательстве сотрудники ДПС ГИБДД или других проверяющих органов зафиксируют такие нарушения, то сумма штрафов составит:

  • Для водителя – до 2500 руб.
  • Для юридического лица, ответственного за оснащение техники системами информирования – до 500 тыс. руб.

Важно учитывать, что все эти штрафы актуальны только для транспортных средств, которые используются в коммерческих перевозках (грузов или пассажиров). Использование автомобилей без ЭРА ГЛОНАСС в личных целях частными лицами никак не наказывается.

Обязательная установка с 2018 года модуля ЭРА ГЛОНАСС касается не всех автомобилей. Но если ваша машина попадает в перечень, то стоит подумать о ее оснащении таким модулем – иначе вы либо не сможете пройти процедуру таможенного оформления, либо рискуете получить существенный штраф.