Зерноуборочная машина. Агроном, изобретатель первой в мире зерноуборочной машины типа комбайн. Серия зерноуборочных машин «Доминатор»

УСТРОЙСТВО И ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ ЗЕРНОУБОРОЧНОГО КОМБАЙНА

«ДОН-1500»

Часть I

Жатвенная часть комбайна "Дон-1500".

Кафедра СХМ

Воронеж

Агротехнические требования к уборке.

Классификация зерноуборочных машин

Уборку зерновых, зернобобовых, крупяных и других культур следует проводить в наилучшие агротехнические сроки при обеспечении полного сбора урожая и наименьших затратах груда и средств.

Прямую комбайновую уборку начинают, когда примерно 95% стеблей достигли полной спелости, а влажность зерна составила I4...17%. Раздельную уборку проводят на участках с густотой не менее 250 растений на I м 2 и высоте растений более 0,6 м.

Высота стерни при скашивании хлебной массы в валки должна находиться в пределах 0,12...0,25 м. Ширина образуемого валка должна быть 1,4...1,6м, толщина -0,15...0,25 м.

Потери при скашивании прямостоячих хлебов не должны пре­вышать 0,5 %, полеглых - 1,5, а при подборе валков - 1 %.

Чистота бункерного зерна должна быть не менее 96 %. Общие потери зерна за молотилкой комбайна допускаются до 1,5 % при уборке зерновых и до 2 % при уборке риса. Дробление семенного зерна не должно превышать 1 %, продовольственного − 2, зерно­бобовых и крупяных культур − 3, риса − 5 %.

Способы уборки зерновых культур. Комбайновыми способами убирают преимущественно зерновые культуры. Различают два способа комбайновой уборки однофаз­ный, или прямое комбайнирование, и двухфазный, или раздель­ная уборка.

При прямом комбайнировании одной машиной (зерноуборочным комбайном) за один проход выполняется все уборочные операции: скашивание и сбор хлебном массы, обмолот ее, отделение зерна от соломы, очистка зерна or мелких примесей и раздельный сбор зерна и незерновой массы. Этот способ позво­ляет убрать урожаи с минимальными затратами, однако его целе­сообразно использовать при уборке равномерно созревающей хлебной массы, на низкорослых и изреженных посевах, на незасо­ренных полях.



Раздельную уборку осуществляют двумя машинами (жатками и комбайнами) за два прохода их по полю, т.е. за две фазы. За первую фазу хлебную массу скашивают и укладывают в валки. За вторую фазу выполняют такие операции, как подбор валков, обмолот их, отделение зерна от соломы, очистка зерна, раздельный сбор зерна и соломы с половой. Между первой и вто­рой фазой уборки предусмотрен временной интервал oт 3 до 8 дней.

Двухфазная уборка наиболее полно соответствует агробиологи­ческим особенностям развития зерновых культур, а ее правильное применение обеспечивает сбор урожая с минимальными потеря­ми при высоком качестве получаемого зерна. Однако двухфазная уборка требует дополнительных затрат труда и средств.

Некомбайновый способ применяют для уборки некоторых сель­скохозяйственных культур. Этот способ предусматривает сбор всей биологической массы или ее продуктивной части с последу­ющей обработкой на стационаре. Преимущества некомбайнового способа − потери зерна исключаются, так как обмолот происхо­дит на стационаре; поле сразу освобождается от соломы и готово для обработки почвы; с поля вывозятся не только зерно и солома, но и семена сорняков; уборку можно проводить при неблагопри­ятных погодных условиях.

Однако некомбайновый способ используют ограниченно, так как для перевозки всей биологической массы требуется большое количество транспорта в короткий промежуток времени. Для суш­ки массы необходимо иметь стационарные сушильные пункты, а они дорогостоящие.

Наиболее приемлемый способ уборки - это уборка со сбором невеяного вороха (невейка). Невеяный ворох получают в поле по­левыми машинами и отвозят на стационарные пункты обработки. При этом объемы перевозок сокращаются в несколько раз, а для сушки такой массы требуется меньше энергии.

Классификация зерноуборочных машин. Машины для уборки зерновых культур делят на две группы: жатки - для скашивания и укладки хлебной массы в валки; зер­ноуборочные комбайны - для скашивания (или подбора) и обмолота хлебной массы.

Валковые жатки бывают прицепные, навесные и самоходные. Навесные жатки агрегатируют с зерноуборочными комбайнами, тракторами и самоходными шасси, прицепные − с колесными тракторами.

По назначению жатки делят на универсальные и специальные. Последние используют для скашивания конкретных культур. По расположению платформы с режущим аппаратом жатки бывают фронтальные и боковые. К фронтальным относятся навесные жат­ки, для работы которых не требуются предварительные прокосы.

В зависимости от способа формирования валка (рис. 8.1) раз­личают одно-, двух- и трехпоточные жатки. Последние обеспечи­вают формирование хорошо связного валка, что позволяет сокра­тить потери при подборе.

Рис. 8.1. Способы формирования валка:

а − однопоточный, б− двухпоточный, в − трехпоточный, г − сдвоенный валок

Комбайны классифицируют на самоходные, прицепные и на­весные. Прицепные комбайны бывают моторные и безмоторные. Безмоторные комбайны приводятся в действие от ВОМ агрегатируемого трактора. По направлению потока срезанных стеблей зерноуборочные комбайны делят на Г-образные, прямоточные и Т-образные.

Комбайны различают по типу молотильно-сепарирующего уст­ройства: с классической и аксиально-роторной схемами молотил­ки. Наиболее распространены самоходные комбайны с классичес­кой схемой молотилки.

Основной показатель работы зерноуборочного комбайна − пропускная способность , под которой понимают количество кило­граммов хлебной массы, обмолачиваемой в молотилке комбайна за одну секунду с соблюдением агротехнических требований. Про­пускная способность зависит от конструктивных особенностей молотилки, ее размеров, обмолачиваемой культуры и ее состояния (влажности, соломистости, засоренности, урожайности и т д.).

Следует отметить два основных направления развития комбай­ностроения: создание высокопроизводительных комбайнов для крупных хозяйств; создание малогабаритных зерноуборочных комбайнов для крестьянских и фермерских хозяйств. Малогаба­ритные комбайны выпускают моторные и безмоторные.


Зерноуборочный комбайн

Зерноуборочные комбайны предназначены для уборки зерновых и зернобобовых культур прямым комбайнированием, а также для подбора и обмолота валков. Комбайны, снабженные специальными приспособлениями, используют для уборки семенников трав, овощей, крупяных и масличных культур, люпина, подсолнечника, сорго, кукурузы и других культур. Сложная машина выполняет функции трёх простых - жатки, молотилки и веялки.


История комбайна

Родиной современного зерноуборочного комбайна являются США. В 1828 году S. Lane заявил первый патентна сложную комбинированную уборочную машину, которая одновременно срезала хлеб, обмолачивала его и очищала зерно от шелухи. Однако, эта машина построена не была.

Первым осуществленным комбайном нужно считать изобретённый Е. Briggs и E. G. Carpenter в 1836 году. Этот комбайн был смонтирован подобно повозке на 4-колёсном ходу; вращение молотильного барабана и привод в действие режущего аппарата осуществлялись передачей от 2 задних колес.



Построенный в 1875 году в Калифорнии комбайн конструкции Д. Петерсона (D. С. Peterson), нашёл значительно большее применение, чем комбайны других изобретателей.

В 1890 году заводским изготовлением комбайнов занимались уже 6 фирм (в том числе Holt), которые выпускали комбайны для продажи.

Все калифорнийские комбайны выполнялись, главным образом из дерева, имели большой захват режущего аппарата. Передвижение комбайна по полю осуществлялось, главным образом, лошадьми и мулами, которых требовалось до 40 голов, рабочие органы приводились в движение с помощью передач, от ходовых колес, а с 1889 - от специальной паровой машины. Все это приводило к чрезмерной громоздкости комбайнов, и их вес иногда доходил до 15 т.


Зерноуборочная машина в России

Власенко Андрей Романович, в 1868 году запотентовал первую в России зерноуборочную машину ("конная зерноуборка на корню")

Его машина оригинальной конструкции, названная им «конной зерноуборкой на корню», успешно осуществляла сложный процесс срезания колосьев, транспортирования их в барабан молотилки и обмолота на ходу. Обмолоченное зерно вместе с мякиной собиралось в ларь, куда сыпалось зерно с мякиной.


В начале 1930 года первенец советского комбайностроения завод «Коммунар» в Запорожье выпустил первые 10 советских комбайнов Коммунар, к концу года общее число произведенных комбайнов достигло 347. С 1931 года начал выпуск комбайнов Ростовский завод имени Сталина «Ростсельмаш» (комбайн «Сталинец»), в 1932 году приступил к производству завод им. Шеболдаева в Саратове (СКЗ - «Саркомбайн», ныне Саратовский авиационный завод ),

которые были однотипны и работали по одному принципу, в то же время у «Сталинца» был больший рабочий захват (6,1 м) и некоторые конструктивные отличия. На «Коммунар» и «СКЗ» ставился бензиновый двигатель автомобильного типа ГАЗ,


Устройство зерноуборочного комбайна

1. Мотовило

2. Режущий аппарат

4. Наклонная камера с транспортёром

5. Камнеуловитель

6. Молотильный барабан

8. Соломотряс

9. Транспортная доска

10.Вентилятор

11. Решето половы 21.Отбойный

12. Колосовое решето битер

13. Колосовый шнек

14. Возврат колосков

15. Зерновой шнек

16. Бункер для зерна

17. Измельчитель соломы

18. Кабина управления

19. Двигатель

20. Разгрузочный шнек


Классификация зерноуборочных комбайнов

1. По конструкции молотильно-сепарирующего устройства (классическая схема, роторная схема)

Чаще применяются зерноуборочные комбайны с классической схемой молотилки. К ним относятся СК-5М «Нива», Дон-1500Б, JohnDeer, Claas, Лида-1300, КЗС-7 и др. В последние годы применяются также комбайны с роторной схемой молотилки. К ним относятся КТР-10 «Ротор», СК-10В «Дон-Ротор», КЗР-10 «Полесье-Ротор», КЗС-10 и др.


2. По способу соеденения с источником энергии (самоходные, навесные, прицепные)

Самоходная сельхозтехника на сегодняшний день наиболее популярна. Её функционирование происходит благодаря двигателю, который и приводит в действие все движущиеся механизмы.

Прицепной комбайн буксируется трактором и работает от двигателя, который установлен на комбайне, или же от вала отбора мощности трактора.

Навесной комбайн устанавливается на самоходном шасси. Такая конструкция подходит для мини-тракторов.


3. По направлению скошеной хлебной массе (Г-образные, прямоточные, Т-образные)

основная характеристика зерноуборочного комбайна- пропускная способность (кг/с) молотилки, оцениваемая предельным колличеством хлебной массы (с соотношением содержания зерна к соломе 1: 1,5), которую может обработать комбайн за 1 с при соблюдении агротехнических требований.


Сегодня в сельском хозяйстве используется самая разнообразная техника, каких только комбайнов и всяких других машин и устройств мир не придумал. Теперь есть проблема с выбором, какие брать и почему именно эти, но также было не всегда. Если окунуться в историю, то раньше на полях только созревали хлеба, и сельчане большой толпой вручную жали колосья, затем их укладывали в копны, молотили и т.д. Потом стали появляться всяческие жатки-лобогрейки, жатки-самосборки, жатки-сноповязалки, которые и стали прототипами будущих первых комбайнов. Сегодня я предлагаю вам вкратце вспомнить историю комбайностроения в нашей стране, ведь нам было и есть, чем гордиться и на этом фронте. А поможет нам в этом деле небольшой музей под почти открытым небом на заводе «Ростсельмаш».


Родиной современного зерноуборочного комбайна принято считать США. Именно там в 1828 году С. Лейн (S. Lane) заявил первый патент на сложную комбинированную уборочную машину, которая одновременно срезала хлеб, обмолачивала его и очищала зерно от шелухи. Хотя, если честно, эта машина не была построена. Первым же доведённым до ума комбайном можно считать изобретенный Э. Бригсом и Э.Д. Карпентером (Е. Briggs и E.G. Carpenter) в 1836 году. Этот комбайн был смонтирован подобно повозке на 4-колёсном ходу. Вращение молотильного барабана и привод в действие режущего аппарата осуществлялись передачей от двух задних колес. В том же 1836 году, несколько позднее, два изобретателя Х. Мур и Д. Хаскалл (Н. Moore и J. Hascall) получили патент на машину, которая по основным принципам рабочих процессов приближалась к конструкции комбайна современного типа. В 1854 году этот комбайн работал в Калифорнии и убрал 600 акров (около 240 га). Далее в 1875 году в Калифорнии свой комбайн представил Д. Петерсон (D. С. Peterson). В 1890 году заводским изготовлением комбайнов занимались уже 6 фирм, которые выпускали комбайны для продажи. Все калифорнийские комбайны выполнялись, главным образом, из дерева, имели большой захват режущего аппарата. Передвижение комбайна по полю осуществлялось, в основном, лошадьми и мулами, которых требовалось до 40 голов, рабочие органы приводились в движение с помощью передач, от ходовых колес, а с 1889 - от специальной паровой машины. Все это приводило к чрезмерной громоздкости комбайнов, и их вес иногда доходил до 15 тонн. Но и это всё не помешало, чтоб к концу 1880-х годов на Тихоокеанском побережье США уже работало около 600 комбайнов…

2. Первая продукция завода Ростсельмаш

Как мы не стали родиной комбайна. Известен вот такой факт, что 4 января 1869 года "Земледельческая газета" писала: "Департамент земледелия и сельской промышленности объявляет, что в оный 18 декабря 1868 года поступило прошение ученого управителя Андрея Романовича Власенко о выдаче ему 10-летней привилегии на изобретенную им машину под названием "Конная зерноуборка на корню"… Она была способна выполнить работу двух машин жнейки и молотилки. Между прочим, по сравнению с ручным трудом, она в 20 раз была эффективней, а по сравнению с самой совершенной тогда машиной американской жнейкой "Мак-Кормик" в 8 раз. Однако наш министр земледелия (балбес) запретил выпуск российской "жнеи-молотилки". Причину нашёл быстро, чиновники это умеют. Мол, изготовление такой умной машины не посильно нашим заводам. Власенко удалось своими силами собрать лишь две опытные такие машины, которые ещё долго и успешно работали в имениях Бежецкого уезда Тверской губернии. Но если наши на этом проекте поставили крест, в Америке эта тема активно продвигалась. Так в 1879 году в американской прессе появились первые сообщения о калифорнийской чудо "жнее-молотилке", названной "комбайном". Правда, по мнению современников, он очень уж был похож на машину Власенко, только в отличие от нашей приводился в движение 24 мулами при 7 работниках…

3. Косилка конная (1929-1941 гг.)

В Россию первый комбайн был завезён фирмой Holt в 1913 году на Киевскую сельскохозяйственную выставку. Это была деревянная конструкция на одноленточном гусеничном ходу с 14-футовым (4,27 м) захватом режущего аппарата и бензиновым мотором для одновременного приведения в действие механизмов и передвижения самой машины. Комбайн испытывался на Акимовской машиноиспытательной станции, и, знаете, дал относительно хорошие показатели работы. Но, к счастью, применения в условиях сельского хозяйства России не нашёл, помешала первая мировая война.

В итоге вплоть до Первой мировой войны, да, что скрывать, и после революции, большая часть всех потребляемых в нашей стране сельхозмашин ввозилась из-за границы. Или просто наши сельчане работали на полях по старинке, ручками. Например, на 1928 год, уборка зерновых на Дону на 34% выполнялась косами и серпами, на 66% конными жатками, в других регионах картина была ещё хуже, надо было что-то экстренно предпринимать.

4. Грабли конные (1956-1958 гг).

В 1930 году запорожский завод «Коммунар» выпустил первые 347 отечественных комбайнов с одноименным названием. Они были сделаны по лекалам американского комбайна «Холт-Катерпиллер». На колхозных полях, хотя и на буксире за трактором, такие комбайны заменили сотни крестьян. В деле были надёжны и производительны, конечно, по тем временам. Одна такая машина могла убирать более двух гектаров в час, плюс молотить и сортировать зерно. Управляли этой техникой три человека. Его технические характеристики: ширина - 4,6 метра, емкость бункера - 1,8 м3. На «Коммунар» ставился бензиновый двигатель автомобильного типа ГАЗ, приспособленный для работы на комбайнах НАТИ и носящий название ФОРД-НАТИ, мощностью 28 л.с. Чаще всего работал в паре с маломощными тракторами СХТЗ 15/30 и «Универсал».


5. Трактор СХТЗ-15/30 и комбайн Коммунар, СССР, 1934

21 июля 1929 года заработали первые пять цехов легендарного завода Ростсельмаш из 18 запланированных, началось производство крестьянских ходов, поперечных граблей, тракторных плугов и сеялок. А уже 30 июня 1930 года был выпущен первый их комбайн «Колхоз».

6.

7.
.

8.

Чуть позже, летом 1931 года в опытной мастерской строящегося цеха комбайнов завода «Ростсельмаш» завершилась сборка двух комбайнов «Сталинец». На полях совхоза «Хуторок» Краснодарского края комбайны проходили свои первые испытания вместе с комбайнами американских марок «Оливер», «Холт» и «Катерпиллер». По итогам наши Сталинцы показали лучшие результаты в работе. В отличие от зарубежных комбайнов они могли убирать не только хлеб, но и подсолнечник, кукурузу и просо. Всё эти мероприятия привели к тому, что в мае 1932 года на поля СССР был отправлен первый эшелон комбайнов «Сталинец-1», а уже 14 июня 1940 года был собран 50-тысячный комбайн этой серии.

9. Первый зерноуборочный комбайн "Сталинец-1"

Почему именно Сталинец? Да, конечно же, хотели угодить вождю, но и было за что. Ведь именно товарищ Сталин был ярким сторонником развития нашего сельского хозяйства, он искренне верил в колхозное дело, которое должно было в разы увеличить урожайность, а это в свою очередь помогло бы сильно нарастить экспорт зерна. Стране нужна была валюта, нужно было поднимать промышленность. Только один пример. В 1913 году Россия вывозила около 10 миллионов тонн хлеба, то в 1925-1926-м - лишь 2 миллиона. Поэтому обязательно нужно было наладить своё производство комбайнов. И он за эту тему всячески топил:).

10. Комбайны "Сталинец-1" с тракторами С-60

Интересный факт. В 1937 году комбайн «Сталинец-1» был отправлен на Всемирную промышленную выставку в Париже, где и получил высшую награду - диплом «Grand Prix». По меркам того времени рабочие параметры комбайна удивляли даже видавших виды знатоков. Ширина жатки у него была 6,7 м, мощность 40 л.с., пропускная способность 2,15 кг/сек, емкость бункера 2,18 кубометра. Обслуживали агрегат пять человек. Уже 14 июня 1940 года был собран 50-тысячный комбайн «Сталинец-1».

11. Данную реликвию разыскали в совхозе "Павловский" Краснодарского края в конце 50-х годов, отмыли, навели марафет, теперь каждый может прикоснуться к истории.

12. Прицепной зерноуборочный комбайн «Сталинец-6» (1947-1954 гг). Его нашли в совхозе "Кагальницкий" Ростовской области. Кстати, в 1978 году, когда снимался фильм "Вкус хлеба" его даже завели, и он поехал и поработал. Так что здесь в коллекции не только трудяги, но и настоящие кинозвёзды.

Этот комбайн впервые был выпущен в 1947 году на заводе «Ростсельмаш» и стал первым комбайном после Великой Отечественной войны. «Сталинец-6» предназначался для уборки зерновых колосовых культур, одновременно выполнял срезание хлеба, обмолот его, очистку зерна, а также сбор соломы и половы. Из себя он представлял усовершенствованную конструкцию комбайна «Сталинец-1». Как и предшественник, «Сталинец-6» без трактора двигаться не мог. Работал на малых скоростях. Из-за большого веса и наличия двух двигателей - на комбайне и на тракторе - на уборочной много расходовали горючего. Управляли такими агрегатами три человека: тракторист, штурвальный и комбайнер. И всё-таки именно он широко применялся при освоении Целины. Комбайн выпускался с 1947 по 1958 год. Всего было произведено 161 295 штук.

13. Уборка зерновых. Комбайн «Сталинец-6» в поле

Да, были и другие герои того времени. Так в конце 1931 года в Саратове был открыт завод комбайностроения «Саркомбайн». Он начал выпускать СЗК - такой же конструкции, что и «Коммунар». С 1932-го по 1937 год с конвейера сошло их 39 000 штук.

В 1936-м люберецкий завод начал делать комбайны СКАГ-5А (северный комбайн Анвельта-Григорьева 5-й модели) с шириной захвата в 2,5 метра. Эта прицепная безмоторная техника работала на небольших площадях, где много осадков и низкая температура. Справлялся СКАГ и с уборкой гороха, вики. Их комбайны использовали в северо-западных районах СССР, Сибири, Средней Азии, отправляли на экспорт. В 1937 году они получили диплом Парижской выставки. Всего с конвейера сошло семь тысяч таких машин. В 1941 году началась Великая Отечественная война и СКАГ-5А перестали производить…

Благодаря собственному производству, уже к 1935 году зерновые совхозы убирали комбайнами 97,1 % площадей. Так, в уборочную кампанию 1937 года в СССР было уже около 120 тысяч комбайнов, собравших 39,2 % зерновых колосовых, обеспечив тем самым значительное снижение потерь при уборке, которое достигало 25 % при использовании лобогреек.

Чего скрывать, очень плотно работали над созданием и более совершенного «Сталинца». Им стал первый советский самоходный комбайн С-4 («Сталинец-4»). Он в себя взял лучшее от комбайнов «Сталинец-1» и «Коммунар». Кстати, конструкторы в 1946 году получили даже Сталинскую премию I степени, за это уже через год эти комбайны начали массово выпускать. Данная модель могла по полю перемещаться уже самостоятельно, без трактора. На комбайнах С-4 устанавливали двигатели ЗИС-5 мощностью более 50 «лошадок» с регулятором оборотов и усиленным охлаждением воды и масла. Производительность комбайна при средних условиях составляла 2 гектара в час, а рабочая скорость - от 2 до 8 километров в час. Их вес - около 3,5 тонны. Самоходный С-4 выпускал Красноярский комбайновый завод, Тульский комбайновый завод, завод «Сызраньсельмаш». С 1947-го по 1955 год его делали под маркой «Сталинец-4», а с 1955-го по 1958-й - «Сталинец-4М». Кстати, в 1963 году «СК-4» был признан лучшим в мире и удостоен высших наград Лейпцигской международной торговой ярмарки (диплом 1 степени), международных выставок-ярмарок в Брно (золотая медаль) и в Будапеште (серебряный кубок).

14. Зерноуборочный комбайн "Сталинец-6" с трактором СХТЗ

А это уже Прицепной моторный комбайн РСМ-8. По сути, это последний прицепной комбайн в СССР. Комбайн стал преемником марки «Сталинец-6» и имел большой захват жатки, большую пропускную способность молотилки. Штифтовой барабан был заменен бильным. Эти усовершенствования делали его более производительным. Впервые он появился на свет на заводе «Ростсельмаш» в 1956 году и выпускался по начало 1958 года. Комбайн предназначался для уборки зерновых колосовых культур. Было изготовлено 49 923 таких машин. Его пропускная способность - 4 кг/с, двигатель бензиновый мощностью 52 л.с., бункер - 2,25 кубометра.

15.

16. Комбайн РСМ-8 и трактор ДТ-54

В 1958 ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о прекращении производства прицепных зерноуборочных комбайнов и об организации выпуска более производительных самоходных комбайнов. Их производство было доверено Ростсельмашу и Таганрогскому комбайновому заводу.

17. Самоходный зерноуборочный комбайн СК-3 (1958-1961 гг).

В свое время эта модель стала настоящим прорывом. Она была создана ГСКБ по самоходным зерновым комбайнам и машинам для уборки хлопка в городе Таганрог. Руководил проектом Ханаан Ильич Изаксон. Машина производилась с 1958 по 1964 год. Всего было создано 169 тысяч комбайнов. Это был первый советский комбайн, оборудованный гидравлическим усилением руля. СК-3 также был удостоен диплома Брюссельской выставки. Кроме Таганрогского завода они выпускались и на Ростсельмаше с 1958 по 1961 год. Кстати, выпускались следующие модификации: на полугусеничном (СКП-3) и гусеничном (СКГ-3) ходу, полугусеничный рисозерноуборочный комбайн (СКПР-3).

18.

19.

СК-4 (самоходный комбайн, 4-ая модель) - советский зерноуборочный комбайн, пришедший на смену СК-3, выпускавшийся Ростсельмашем и Таганрогским комбайновым заводом с 1962 по 1974 года. За его создание коллектив конструкторов был награждён Ленинской премией. В 1963 году комбайн был удостоен наград Лейпцигской международной торговой ярмарки, выставок-ярмарок в Брно и Будапеште. В 1969 году комбайн был модернизирован, получив название СК-4А. Дека СК-4А стала двухсекционной с увеличенным углом обхвата, отбойный битер был установлен в новое положение и увеличилась его окружная скорость, был поставлен более мощный двигатель, модернизированы рабочие органы. Выпуск СК-4А был прекращён в 1973 году. Всего было выпущено 855 589 штук СК-4 и СК-4А. Выпускались и другие модификации: на полугусеничном (СКП-4 и СКПР-4) и гусеничном ходу (СКГ-4), навесной комбайн НК-4.

20. Самоходный зерноуборочный комбайн СК-4

21. Комбайн СК-4 за работой, 1965 год.

Самоходный зерноуборочный комбайн СК-5 «Нива». В 1973 году завод Ростсельмаш осуществил переход на выпуск еще более новой модели комбайнов серии СК «Нива», представленной в нескольких модификациях: крутосклонная, рисоуборочная и др., предназначенные для работы в различных природных зонах, а также для уборки незерновых сельскохозяйственных культур.

22. Самоходный зерноуборочный комбайн СК-5 «Нива»

Его разработкой руководил Изаксон Ханаан Ильич. Машина примечательна тем, что смогла стать визитной карточкой советского комбайностроения. Именно СК-5 «Нива» стала одной из самых массовых моделей в СССР. Всего «Нив» было выпущено более 1 млн 200 тысяч штук.

23.

24.

Комбайн СК-5 «Нива» выполнен по классической схеме с несущей молотилкой, навесной жаткой и навесным копнителем. Некоторые технические характеристики: Жатка ЖКН-6 - ширина захвата 4 м. Молотилка имеет один бильный барабан диаметром 600 мм, деку с углом охвата 128 градусов, отбойный битер, соломотряс с четырьмя клавишами, двухрешетчатую очистку с вентилятором, копнитель, снабжённый соломонабивателем. Двигатель - дизельный СМД-17К (СМД-18К) мощностью 100 л. с. или СМД-19К (СМД-20К) мощностью 120 л. с.

25.

А потом пришло время "Донов". Так Дон-1200 и Дон-1500 - это тоже самые настоящие легенды и, пожалуй, самые популярные комбайны на территории СНГ после распада Советского союза.

26.

Дон-1200 - зерноуборочный комбайн, выпускавшийся Ростсельмашем, разрабатывался как замена «Ниве», но долгое время производился с ней параллельно. Дон-1500 по конструкции схож с комбайном Дон-1200. Цифра в названии означает ширину молотильного барабана. Были модификации: ДОН-1500, ДОН-1500А, ДОН-1500Б, Дон-1500Н (для нечерноземной зоны), Дон-1500Р (рисоуборочный, гусеничный). Серийно Дон-1500 начал выпускаться с 1986 года, а с 2006 году ему на смену приходит серия комбайнов «Acros 530» и «Vector 410». История продолжается…

27.

28.

И сегодня главным комбайновым заводом страны и продолжателем былых производственных побед остаётся «Ростсельмаш». Правда, это уже не один завод, а целая сельскохозяйственная империя. Одной России им теперь уже мало. В состав Группы компаний Ростсельмаш на данный момент входят 13 предприятий, расположенных на 10 производственных площадках в 4 странах мира, которые выпускают технику под брендами ROSTSELMASH и VERSATILE.

29. Кормоуборочный комбайн RSM 1403

30. Кормоуборочный комбайн RSM 1401

31. Кормоуборочный комбайн RSM 1401

32. Зерноуборочный комбайн TORUM 780

33. Зерноуборочный комбайн RSM 161

Многие знают про древние цивилизации египтян, ацтеков и инков. Однако существовало немало и других цивилизаций, не настолько известных, хотя и оставивших после себя следы своего существования. Здесь представлены только несколько из них.

1. Мехргарх (7 000 г. до н. э.)

В 1 974 было положено начало раскопкам в Мехргархе (Пакистан), однако из-за того, что не было заинтересованности правительства, а также по причине разрушения почвы и систематического расхищения этого места Мехргарх остался относительно скрытой цивилизацией. К тому же, исследовательские работы усложнялись тянувшейся племенной враждой и слабой защищенностью землекопов.

Мехргарх считается самой древней цивилизацией. Сохранившиеся артефакты говорят о развитом обществе с налаженными отношениями в торговле с разными регионами. Предположительно, Мехргарх имел место быть около 7 000 г. до нашей эры.

Численность населения Мехргарха приблизительно была где-то 25 тысяч человек, и доказательства жизни там все еще обнаруживаются. Многие из останков похоронены в глубинах земли. Найденные останки включают в себя ряд благополучно уцелевших строений из глиняного кирпича, а также кладбище.

2. Цивилизация Винча (5 000-3 500 гг. до н. э.)

Цивилизация Винча (другое ее название - цивилизация долины Дуная) отличается наличием одной из первых письменных систем в мире, включающей порядка 7-ми сотен знаков. Большая часть из них была обнаружена в керамике. Цивилизация Винча считается также одной из самых сложных из известных неолитических культур со своей развитой системой земледелия.

Берега Дуная сохранили некоторые доказательства существования этой цивилизации, предположительно существовавшей намного ранее цивилизаций Месопотамии и Египта.

В 1 908 на холме вблизи Белграда обнаружили ранние археологические подтверждения этой цивилизации. Предположительно, селения активно жили больше 1 000 лет, после чего были брошены. Каждое селение включало по нескольку тысяч человек.

Дома у поселенцев были построены из мазаной глины. Занимались они домашним животноводством и выращиванием зерновых культур. У них даже было подобие плуга для зерновых. К тому же были обнаружены доказательства медной посуды. А в Европе, к слову сказать, медную посуду стали использовать только спустя почти 1 000 лет.

Непонятно, по какой причине цивилизация Винча закончила свое существование. Ясно лишь то, что знания и инновации народа этой цивилизации, вероятно, канули в лету вместе с исчезнувшей цивилизацией.

3. Конар-Сандал (4 500-3 000 гг. до н. э.)

Конар-Сандал располагается в Джирофте (город на юге Ирана). В 2 002 был обнаружен зиккурат (террасный храмовый комплекс), являющийся одним из самых крупных и древних в своем роде во всем мире. На сегодня в Конар-Сандале исследованы 2 кургана. В ряду открытий крупное 2-хэтажное сооружение с весьма мощными стенами. А значит, эти стены, вероятно, служили как тип укрепления.

Обнаруженный зиккурат показывает цивилизацию, которая основана на ритуалах и вере. Предположительно, зиккурат датируется приблизительно 2 200 г. до нашей эры и, возможно, был построен Араттой (царство бронзового века, описанное в шумерских текстах, но его место расположения не найдено). Это место руководителем раскопок было охарактеризовано как «независимой цивилизацией бронзового века со своей архитектурой и языком.»

Местность была разграблена и подвергнута раскопкам без соответствующих разрешений. История умалчивает, как много сокровищ было утрачено. Тем не менее, говорят, что цивилизация может предоставить доказательства самого старого письменного языка в мире.

4. Цивилизация Норте Чико (3 500-1 800 гг. до н. э.)

Цивилизация Норте Чико - одна из самых загадочных. По сей день мало что известно об этом доколумбовом обществе в Перу, которое, возможно, является древнейшей из известных цивилизаций в Америке.

Были найдены свидетельства огромных сооружений, в том числе пирамид, и следы непростых оросительных систем, но мало что говорит о повседневном укладе жизни людей. На сегодня открыто 6 пирамид. Эти пирамиды не были такими сложными по сравнению с поздней архитектурой инков, но все же они были довольно сложными строениями.

Селения Норте Чико были расположены в северной части от сегодняшней Лимы. Отличительной чертой Норте Чико является тот факт, что она относилась к тем редким цивилизациям, которые не умели изготавливать керамику, поскольку в местах их поселений не было обнаружено таких артефактов. Якобы, они использовали тыквы вместо этого, которые имели ограниченное применение в приготовлении пищи.

До наших дней в их артефактах было найдено считанное количество образцов искусства и украшений, однако, по-видимому, была какая-то вера в божества, вот только неизвестно, в какой форме существовала их вера.

Селения, предположительно, забросили в 1 800 г. до нашей эры, однако не совсем понятно по какой причине. Отсутствуют доказательства, что они принимали участие в каких-либо военных действиях или конфликтах, также как и нет доказательств того, что они претерпели какое-либо стихийное бедствие. Их селения располагались вблизи 3-х главных рек, посему быть может, что длительная засуха заставила людей мигрировать на новую территорию, хотя это не доказано.

Использование: зерноуборочные машины со съемом колосьев на корню. Сущность изобретения: зерноуборочная машина включает пневмолотилку с молотильным каналом зигзагообразного типа и барабанами с радиально выступающими лопастями. Между лопастями и внутренней полостью молотильного канала образована кольцевая полость. На входе и выходе молотильного канала установлены заслонки. 10 ил.

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, к машинам для уборки зерновых культур. Известны зерноуборочные машины, содержащие колосовую жатку с пневмотранспортером, молотилку и сепарирующее устройство, например, (а.с. N 29073, кл. А 01 D 41/00, 1931). Наиболее близкой к изобретению является зерноуборочная машина (а.с. N 28369, кл. А 01 D 41/00, 193)1, содержащая колосовую жатку с зачесывающими пальцами, колосоотводами, режущим ножом обычного типа, пневмотранспортером с эксгаустером и регулятором высоты среза колосьев с штурвалами и зубчатыми секторами, молотильный аппарат в виде конуса с зубовидными рифлями в кожухе с такими же рифлями и расположенного за ним барабана с пальцами и бильными отростками, сепарирующее устройство в виде циклонов с эксгаустером. Однако такая зерноуборочная машина обладает рядом недостатков. В колосовой жатке вынесенный вперед верхний колосоотвод не допускает стебли растений к ножу режущего аппарата, поэтому многие из них оказываются несрезанными. При зачесывании стриперными пальцами даже незначительно полеглых растений возможно выдергивание их с корнем, зависание на пальцах и забивание режущего аппарата. В совокупности указанные недостатки вызывают потери урожая зерна. Зерно интенсивно травмируется лопастями эксгаустеров, зубовидными рифлями и пальцами с бильными отростками молотильных приспособлений. Сепарирующее устройство в виде циклонов в связи с большими габаритами и массой целесообразно только в стационарных условиях. Цель изобретения: сокращение потерь и травмирования зерна, уменьшение габаритов и массы машины. Это достигается тем, что зерноуборочная машина, содержащая колосовую жатку с пневмотранспортером, молотилку и сепарирующее устройство, содержит колосовую жатку с пневмотранспортером и вращающимся режущим барабаном, разделенным на секции криволинейными экранами и дисками с прямолинейными ножами, прикрепленными к смежным дискам с перекрытием концов в плоскости вращения и смещением по периметру, взаимодействующими с неподвижными прямолинейными ножами при входе в щелевое всасывающее сопло пневмотранспортера, закрепленными на раме жатки болтами с возможностью регулирования зазора между лезвиями взаимодействующих ножей прокладками, причем с целью сокращения ширины жатка снабжена разъемами на концах с соединениями вала режущего барабана кулачковыми муфтами, а рамы жатки шарнирами и болтами, пневматическую вихревую молотилку в виде вихревого нагнетателя, соединенного последовательно с таким же нагнетателем, в цилиндрическом корпусе которого с присоединенными по касательной двумя патрубками расположен ротор с радиально выступающими лопастями, между их концами и внутренней волнистой рабочей поверхностью с волнами по общей синусоиде, расположена кольцевая полость, перекрываемая между патрубками перемычкой, сепарирующее вихревое устройство в виде соединенной со свободной осадочной камерой воздухонепроницаемой камеры с набором в верхней части дросселирующих наклонных заслонок с регулируемым углом наклона и набором наклонных с регулируемым углом наклона, вилообразных, с постепенно расширяющимися просветами, сепарирующих решеток в нижней части камеры над скребковым транспортером в желобе с выпускным отверстием над загрузочным, с самозакрывающимися створками люком бункера, стеблевую косилку с режущим аппаратом косилочного типа и валкообразующими граблями, прикрепленную к основной раме машины шарнирами и самозацепляющимися крючками сзади колосовой жатки, опирающуюся на самоустанавливающиеся на винтовых опорах копирующие колеса. На фиг.1 изображена зерноуборочная машина (вид сбоку); на фиг.2 то же (вид сверху); на фиг.3 разрез А-А (фиг.2); на фиг.4 узел I (фиг.3); на фиг.5 разрез Б-Б (фиг.2); на фиг.6 пневматическая молотилка (вид спереди); на фиг. 7 разрез В-В (фиг.6); на фиг.8 стеблевая косилка (вид сверху); на фиг.9 узел II (фиг.8); на фиг.10 разрез Г-Г (фиг.2). Зерноуборочная машина имеет основную раму 1 с разъемами 2, соединенными болтами 3, прикрепленную к базовой машине 4, например, трактору МТЗ-83, подшипниками 5 на поперечной балке 6, соединенной стремянками 7 с продольными балками 8, прикрепленными стремянками 9 на рукавах полуосей заднего моста и болтами 10, установленными вместо третьей пары (считая спереди), болтов крепления лонжеронов к переднему брусу трактора 4. Задняя часть рамы 1 соединена подвесками 11 с наружными рычагами 12 гидравлической навесной системы трактора 4 подвижно, с возможностью вертикального перемещения и поворачивания рамы 1 на подшипниках 5. На основной раме 1 размещены колосовая жатка 13 с пневмотранспортером 14, пневматическая вихревая молотилка 15, механический привод от бокового вала отбора мощности трактора 4 с контрприводом 16, двухканальный материалопровод 17, сепарирующее вихревое устройство 18, осадочная камера 19, механический привод 20 от заднего вала отбора мощности трактора 4, бункер 21 с загрузочным люком 22, автоматически закрывающимся створками 23 под действием пружин кручения 24, выгрузной скребковый транспортер 25 с шарнирным соединением 26, гидроцилиндром 27 и самоуправляющимся выгрузным лотком 28, соединенным шарниром 29 с желобом транспортера 25 и гибкой тягой 30 с кожухом осадочной камеры 19, самозацепляющиеся крючки 31 на оси 32 с упорами 33, пружинами 34 и тягой 35 управления, выведенной в кабину трактора 4, автоматически входящие в зацепление с пальцами 36 на соединенной с рамой 1 шарнирами 37, рамой 38 стеблевой косилки 39 с копирующими самоустанавливающимися колесами 40, опирающимися на винтовые опоры 41, валкообразующими граблями в виде делителей 42 грабельного типа и треугольных раздвигающих прутковых граблей 43 и режущим аппаратом 44 косилочного типа с разъемами 45, в которых пальцевый брус 46 соединен шарниром 47 накладками 48 и болтами, вставленными в отверстия 49, а нож со спинкой ножа болтом, вставленным в отверстия 50 спинки ножа и сегмента. Устройство работает следующим образом. Исходное положение машины изображено на фиг.1. Основную раму 1 при помощи рычагов 12 гидравлической навеской системы трактора 4 поворачивают на подшипниках 5 до соприкосновения копирующих колес 40 с поверхностью почвы, вращают их в винтовых опорах 41 до получения заданной высоты среза, тягой 35 управления выводят из зацепления крючки 31 с пальцами 36 на раме 38 стеблевой косилки 39, затем раму 1 на подшипниках 5 поворачивают в обратном направлении, поднимают колосовую жатку 13 и, передвигаясь по полю, удерживают ее на таком уровне, чтобы неподвижные ножи 62 постоянно находились ниже встречающихся колосьев. В таком положении вращающийся режущий барабан 58 захватывает встречающиеся колосья как мотовило и, взаимодействуя с неподвижными ножами 62, срезает их у входа в щелевое всасывающее сопло 54 пневмотранспортера 14, по которому срезанную массу вместе с воздухом засасывает пневматическая вихревая молотилка 15, обмолачивает колосья в вихревом воздушном потоке и образовавшуюся смесь зерна и половы с воздухом по материалопроводу 17 выдувает в сепарирующее вихревое устройство 18, где мякина в вихревом воздушном потоке отделяется от зерна, выносится в осадочную камеру 19 и валки по обе стороны машины, а очищенное зерно скребковым транспортером 90 через выпускное отверстие 89 и загрузочный люк 22 подают в бункер 21, из которого оно выгрузным скребковым транспортером 25, наклоняемым гидроцилиндром 27, выгружается в транспортирующую машину. На поле с более высокой урожайностью трактор 4 передвигается медленнее. Одновременно передвигается по полю, опираясь на копирующие колеса 40, прикрепленная шарнирами 37 к основной раме 1 стеблевая косилка 39, режущим аппаратом 44 срезает оставшиеся без колосьев стебли растений, а валкообазующими граблями 42 и 43 сгребает их в два валка по обе стороны машины. При поворотах в конце гона стеблевую колосилку 39 поднимают, для этого передний конец машины опускают так, чтобы крючки 31 вошли в зацепление с пальцами 36, а затем передний конец машины поднимают. Завершив поворот, стеблевую косилку 39 опускают до соприкосновения копирующих колес 40 с почвой, тягой 35 крючки 31 выводят из зацепления с пальцами 36, а передний конец машины возвращают в исходное положение. Из положения, изображенного на фиг.1, зерноуборочную машину освобождают от трактора 4 следующим образом. Под переднюю часть рамы 1 и стеблевую косилку 39 ставят подкладки, удаляя соединительные болты 3, разъединяют разъем 2, отъединяют механический привод от бокового ВОМ трактора 4 и снимают материалопровод 17, затем трактор 4 сдают назад и ставят рядом с оставленной на подкладках передней частью машины, под раму 1 ставят подкладки, снимают поперечную балку 6 с подшипниками 5, снимают продольные балки 8 отъединяют привод от заднего ВОМ и подвески 11 с рычагами 12 навесной системы, затем освободившийся трактор 4 выводят вперед. Для агрегатирования указанные операции выполняют в обратном порядке. Колосовая жатка 13 с пневмотранспортером 14 имеет прикрепленную к основной раме 1 раму 51 с обтекателями 52, кожухом 53, щелевым всасывающим соплом 54, приемным каналом 55 пневмотранспортера 14 и подшипниками 56, в которых вращается кинематически связанная с механическим приводом от бокового ВОМ трактора 4 ось 57 вращающегося режущего барабана 58, разделенного на секции криволинейными экранами 59 и дисками 60, к которым диаметрально противоположно с перекрытием концов, в плоскости вращения и смещением по периметру прикреплены прямолинейные ножи 61, взаимодействующие с неподвижными ножами 62 при входе в щелевое сопло 54, прикрепленными к раме 51 болтами 63 с возможностью регулирования зазора между лезвиями ножей 61 и 62 прокладками 64, причем колосовая жатка 13 с пневмотранспортером 14 имеет разъемы 65 с соединением рамы 51 шарнирами 66 и болтами, вставленными в отверстия 67, а оси 57 режущего барабана 58 снабжены кулачковыми муфтами 68. Устройство работает следующим образом. Колосовую жатку 13 с пневмотранспортером 14 при помощи рычагов 12 гидравлической навесной системы трактора 4 постоянно удерживают на такой высоте, чтобы неподвижные ножи 62 находились ниже низко расположенных колосьев. В таком положении вращающийся режущий барабан 58 ножами 61 во взаимодействии с криволинейными экранами 59, препятствующими нависанию растений, захватывает их колосовую часть как мотовило и, взаимодействуя с неподвижными ножами 62, срезает при входе в щелевое всасывающее сопло 54, которое засасывает срезанию массу вместе с воздухом в приемный канал 55 пневмотранспортера 14. Одновременно в момент среза, когда в секции противоположный нож 61 находится вверху, в полости между кожухом 53 и криволинейным экраном 59 возникает всасывающий импульс, притягивающий встречающиеся колосья к режущему барабану 58 и облегчающий срезку колосьев с полеглых растений. С целью временного сокращения ширины, в местах разъемов 65 болты из отверстий 67 удаляют, на шарнирах 66 концы жатки поворачивают вверх, укладывают на среднюю часть жатки и закрепляют, при этом кулачковые муфты 68 на оси 57 разъединяются самостоятельно и свободно. Колосовая жатка обладает следующими преимуществами: режущий барабан совмещает функции мотовила и режущего аппарата, при этом обеспечивает срезку колосьев полеглых растений без стеблеподъемников и других устройств; равномерное вращательное движение режущего барабана исключает вибрацию, возникающую в режущем аппарате известных машин. Пневматическая вихревая молотилка 15 имеет прикрепленную к основной раме 1 станину 69 с двумя последовательно соединенными между собой вихревыми нагнетателями 70, в цилиндрическом корпусе 71 каждого с входным патрубком 72 и выходным патрубком 73 вращается кинематически связанный с боковым ВОМ трактора 4 ротор 74 с радиально выступающими лопастями 75, между концами которых и внутренней волнистой рабочей поверхностью 76 с волнами по общей синусоиде расположена кольцевая полость 77, перекрываемая между патрубками 72 и 73 перемычкой 78. Входной патрубок 72 с дросселем 79 соединен с пневмотранспортером 14, а выходной патрубок 73 с дросселем 80 соединен с материалопроводом 17 и сообщается через него с сепарирующим вихревым устройством 18. Устройство работает следующим образом. Пневматическая вихревая молотилка 15 последовательно засасывает в нижнюю и верхнюю кольцевые полости 77 срезанную колосовую массу, через щелевое всасывающее сопло 54, приемный канал 55, пневмотранспортер 14 и входной патрубок 72 с дросселем 79, здесь, срезанная колосовая масса, вместе с воздухом передвигается с большой скоростью, скользит по волнистой рабочей поверхности 76, неоднократно переходит из полости 77 в пространство между лопастями 75 и обратно, образуя вихревой поток, в котором, не подвергаясь ударам бичей, зерно отделяется от колоса и вместе с половой через выходной патрубок 73 с дросселем 80 и материалопровод 17 выдувается в сепарирующее вихревое устройство 18. Пневматическая вихревая молотилка совмещает функции нагнетателя и молотилки и обеспечивает обмолот в вихревом воздушном потоке, исключающий травмирование зерна бичами и др. Сепарирующее вихревое устройство 18 имеет прикрепленную к основной раме 1 воздухонепроницаемую камеру 81, составляющую одно целое с входным, постепенно расширяющимся патрубком 82, соединенным с материалопроводом 17 и постепенно расширяющейся осадочной камерой 19. Внутри камеры 81, в верхней части, на поворотных осях с концами, выведенными за стенки камеры 81, к регулятору 89 прикреплены дросселирующие заслонки 84, ниже которых, на поворотных осях с концами, выведенными за стенки камеры 81, к регулятору 85 прикреплены сепарирующие решетки 86 с постепенно расширяющимися просветами, ниже которых в желобе 88 с выпускным отверстием 89 над загрузочным люком 22 бункера 21 размещен скребковый транспортер 90, продуваемый воздухом через фильтрующую решетку 91 с постепенно расширяющимися просветами. Устройство работает следующим образом. Смесь зерна и половы с воздухом из молотилки 15 по материалопроводу 17 с большой скоростью поступает через входной патрубок 82 с постепенно увеличивающимся поперечным сечением в камеру 81 с еще большим поперечным сечением, где скорость смеси падает до скорости, близкой к скорости витания зерна, здесь смесь обтекает наклонно расположенные с уступами дросселирующие заслонки 84 и сепарирующие решетки 86, срывается с уступов и образует вихревой поток, из которого полова, имеющая меньшую скорость витания, выносится в осадочную камеру 19, имеющую еще большее поперечное сечение, через которую полова свободно выпадает в валки по обе стороны машины, а зерно, имеющее большую по сравнению с половой скорость витания, из вихревого потока через сепарирующие решетки 86 выпадает в желоб 88 скребкового транспортера 90, продуваемого через фильтрующую решетку 91 относительно чистым воздухом, выносящим примеси в осадочную камеру 19, а из желоба 88 через выпускное отверстие 89 очищенное зерно скребковым транспортером 90 подается в загрузочный люк 22 бункера 21. В зависимости от объема подачи, концентрации и влажности смеси скорость вихревого потока и интенсивность сепарации регулируют путем изменения угла наклона дросселирующих заслонок 84 регулятором 83, и сепарирующих решеток 86 регулятором 85. Сепарирующее вихревое устройство по сравнению с известными устройствами имеет в несколько раз меньшие габариты и массу. Сепарация зерна в вихревом воздушном потоке осуществляется более интенсивно, зерно не подвергается резким ударам и истиранию. Вилообразные, с постепенно расширяющимися просветами сепарирующие решетки являются незасоряющимися, обеспечивающими бесперебойную работу устройства и облегчают эксплуатацию машины. Предложенная зерноуборочная машина по сравнению с известными имеет ряд преимуществ, из которого необходимо обратить внимание на следующие: наличие герметизированных рабочих органов на пути от жатки до бункера полностью исключает потери зерна при уборке в поле; наличие рабочих органов, обрабатывающих срезанную колосовую массу только в воздушном потоке без резких ударов и истирания, предохраняет зерно от травмирования; сокращаются габариты машины не менее чем по длине в 1,2 раза, по ширине в 1,5 раза и по высоте в 1,3 раза по сравнению, например, с комбайном СК-5 "Нива"; предложенная зерноуборочная машина при равной производительности сокращает энергозатраты в 1,2 раза и имеет, исключая трактор, не менее чем в 3 раза меньшую массу, чем, например, комбайн "Нива". ширину захвата колосовой жатки и стеблевой косилки можно изменять присоединением в местах разъема концов соответствующей длины, которые для перемещения по дорогам поворачиваются в транспортное положение, в связи с этим отпадает необходимость в демонтаже и перевозке их на специальной тележке.