Зачем мне гарем, или как живут многоженцы в россии. Многожёнство или многомужество? Что лучше




Иметь несколько жен в Африке – это больше, чем культурная практика, это глубокая и давняя традиция. В племенах, если мужчина умирает, его брат обязан жениться на вдове и взять опеку над его детьми. Но специальный закон о браке защищает женщину, если та не хочет выходить замуж за брата. Иметь несколько жен, официальных и неофициальных, в современной Африке – нормальное явление. Его, в первую очередь, поддерживает сам президент Джейкоб Зума. У него восемь жен, пять из которых официальные. Гертруда, Кейт, Нкосазана, Номпумелело и Тобека живут с президентом в одном доме и посещают вместе с ним официальные мероприятия. Джейкоб является отцом для 18 детей и на всех своих фотографиях выглядит довольным и счастливым.

Бруней





Маленький, но гордый Бруней живет по принципам шариата, который подразумевает жестокое наказание за различные преступления. Но зато в этой стране многоженство не запрещено законом, а за супружескую измену могут насмерть закидать камнями. И как в ЮАР, тенденцию задает султан Брунея Хассанал Болкиах. Первая жена султана сначала приняла в семью стюардессу Мариам Абдул Азиз, а позже, после развода с Мариам, в семью пришла тележурналистка Азриназ Мазхар Хаким. В 2010 году Хассанал развелся с третьей женой, оставаясь в браке с первой, и по слухам нашел четвертую невесту. Вряд ли в этой ситуации первая жена султана часто сталкивается со своими "соперницами". Его резиденция, Дворец Света, входит в Книгу рекордов Гинесса как одна из самых больших. А состояние Болкиаха оценивается в 24 миллиарда долларов.

Сирия






Семья для настоящего сирийца – это основа всего. Поведение сирийцев регламентируется теми обязанностями, которыми они наделяются в зависимости от положения в семье. Мужчин с детства учат помогать близким и рассчитывать на помощь других родственников, если сам попадешь в беду. К браку сирийца готовят заранее, решение о женитьбе обсуждается родственниками будущих супругов. Мужчина должен подкрепить свое желание материальным достатком. Если сириец решил завести несколько жен, он должен быть уверен, что обеспечит их всех. Но если у мужчины нет возможности накопить денег, то жениться он может и в 40 лет. Девушки в отсутствие достойных женихов выходят замуж рано и не переживают, если у мужа они не единственные.

Египет





5% браков в Египете - браки многоженцев. Такой низкий процент связан с тем, что мужчина обязан относиться ко всем своим женам одинаково, уделяя каждой из них равное количество своего времени и материальных средств. Если одна из жен получила квартиру, вторая должна получить равнозначную жилплощадь. А из-за высокого уровня безработицы мужчины в Египте с трудом содержат даже одну жену с детьми. Заключение повторного брака в Египте возможно, если первая супруга не имеет возможности родить детей.

Алжир




Многоженство в Алжире разрешено законодательно, но ограничено социально. Чтобы взять вторую жену, первая должна дать согласие, а суд предоставить разрешение. Чтобы выйти замуж за алжирца, необязательно быть мусульманкой. Гражданин этой страны может свободно заключать "религиозный брак" с мусульманкой, христианкой или иудейкой. А в мэрии брак можно заключать вообще с девушкой любой национальности. Дети в браке с алжирцем принимают веру отца и получают мусульманские имена. Женщины могут свободно водить машину и работать в правительстве. Главное, не обделять ни одну из прекрасных жен вниманием, тогда в семье алжирского мужа будет радость и покой.

Объединенные Арабские Эмираты





Власти Эмиратов разрешают иметь одновременно до четырех жен, отношения с которыми будут задокументированы в специальном государственном органе. Но есть и негласные правила, сложившиеся между супругами. Вторая жена может появиться в семье, если согласна первая. И у каждой девушки есть возможность требовать такое же содержание, как и у других, поэтому "полигамные браки" не каждому арабскому мужчине по плечу. Даад Мухаммед Аль Балуши является, пожалуй, примером исключительной хитрости и смекалки. У Даада 60 сыновей и 30 дочерей от 17 жен. Но, поскольку по законам он не может иметь больше четырех жен одновременно, неутомимый муж каждый раз разводится и находит новую невесту. У каждой из бывших и нынешних жен Даада есть отдельный дом, свой автомобиль и личная прислуга. Дедушка 50 внуков несколько лет назад потерял в автокатастрофе ногу, но не утратил вкуса жизни. Родина его невест простирается от Филиппин до Марокко.

Конго



Многоженство в Конго разрешено гражданским законодательством. Но существуют и ограничения. Первую жену житель Конго должен выбирать особо тщательно, потому что именно она дает свое согласие на дальнейшие браки. Если согласия нет, то заводить новых жен можно только после развода.

Мьянма


Присутствует некое противоречие в полигамии мужчин Мьянмы: государство с преимущественно буддистским населением разрешает мужчинам иметь несколько жен, хотя сами люди такие союзы не приветствуют. Негласное разрешение дается жителям в результате малого количества мужчин в сравнении с женским населением. В Мьянме в крупных поселках на 85 женщин приходится 15 мужчин. Количество детей в семье не ограничено – сколько семья сможет вырастить, столько и можно завести.

На встрече в студии выступали:

Одна из четырех жен мусульманина, живущего в России,
Нарусова, депутат,
Женщина-тореадор,
Продюсер Алибасов,
Муж четырех жен – Махмуд,
Владимир Жериновский, депутат,
Семья из Ульяновска,
Руслана Писанка, телеведущая,
Стоцкий, журналист, живший раньше с 7-ю женами.

Точка зрения мусульманки. Мы независимы, живем каждая своим домом, любим мужа, хорошо обеспечены (отличная квартира, счет в банке, мобильник, автомобиль), получаем высшее образование, воспитываем детей. Многоженство в исламе не самоцель, не удовлетворение плотских желаний в первую очередь. У нас все делается по расчету. Замуж выходят только по согласию родителей. Муж очень бережно относится к своим женам.

Точка зрения мусульманина. Мне и женам удобно, все счастливы. Муж может спросить согласия у жены на следующий брак, но делать этого не обязан.
Точка зрения муфтия. Это решит проблемы демографии и социальные проблемы. Но надо действовать постепенно. Мужчина может еще раз женится только тогда, когда докажет свою материальную состоятельность.

Точка зрения Алибасова. Разрешить любые браки, лишь бы не мешали обществу. Религия здесь не причем. Если родители видят, что их детям лучше в таком браке. Они пойдут на него. Хватит опираться на глупые законы, которые принимают дураки.

Точка зрения Жериновского. Надо разрешить многоженство в следующем порядке – разрешить заключать новый брак в случае необходимости, не расторгая старый. У мусульман нет проституции, нет брошенных детей и стариков.

Точка зрения мужчин, сейчас состоящих в полигамном браке. Узаконьте наши отношения с женами и детьми, это снимает массу неудобств для нас. Нам приходится усыновлять своих же детей от другой (незаконной) жены.

Односельчане семьи из Ульяновска (две жены, семь детей, площадь 24 м2.) привыкли к этой семье и говорят, что семья дружная, работящая, ко всем детям и женам у хозяина семьи отношения ровные.

Точка зрения Нарусовой. Мужчины сейчас ничтожны и похотливы, и чтобы повысить свой статус в обществе они призывают к многоженству, но это не решит ни каких проблем – ни демографических, не беспризорности, ни социальных. Ошибка – ставить знак равенства между многоженством и сексуальным удовлетворением. Жены-мусульманки, идущие в браки по расчету являются скрытыми проститутками. В России союз мужчины и женщины всегда зиждился на духовной основе. Разговоры о многоженстве, о том, как там все хорошо и справедливо, это попытка героизации ислама, его пропаганда. Надо думать в первую очередь о правах детей и принимать соответствующие законы. Сейчас мужчины уходят от ответственности перед женщиной и детьми, и многоженство этих проблем не решит.

Точка зрения женщины-тореадора. Призыв к многоженству, это призыв к распущенности, к животному чувству, к свальному греху. Мужчина, как бык, хочет покрыть больше самок. Жены-мусульманки – это рабыни, продавшиеся за материальные блага своему мужу.

Точка зрения журналиста, имевшего 7 жен, и расставшегося с ними сегодня. Был поиск романтики. Я им всем благодарен, но семья, это все – таки пара!

Точка зрения женщин из публики. Некоторые жены не против второй жены, в случае, если у мужа есть любовница (узаконить отношения), если жена не справляется с домашним хозяйством.

Ни к какому мнению аудитория не пришла. Разговор, как обычно на этих вечерах, превратился в базар. Отпущенное на передачу время быстро кончилось. Сам ведущий оригинальными вопросами и замечаниями не блистал.

Многоженство – это форма полигамного брака, когда муж одновременно имеет несколько жен. В большинстве стран мира это явление осуждается, считается греховным и приравнивается к измене. Но все же существует ряд государств, где многобрачие разрешено, и каждый представитель сильной половины человечества имеет потенциал арабского султана. В каких же странах разрешено многоженство?

В современном мире полигиния запрещена во многих культурах, но на Востоке многобрачие практикуется среди мужчин и даже одобряется.

История

Многоженство как древнейшая форма брака на протяжении тысячелетий существовала в более чем 80% культурных сообществах по всему миру. Разделяют сороральное, где жены являются кровными сестрами, и несороральное многобрачие, когда мужчина вступает в брак с женщинами из разных семей. Полигиния была распространена у индейских племён, а также у коренного населения Америки, Африки, Китая и в древнееврейской культуре.

Одна из главных причин появления этого явления – гендерная нестабильность: тогда как численность сильного пола снижалось из-за постоянных войн, количество девушек росло. С годами полигамные браки стали традицией. К тому же численность слабого пола всегда была выше. Чтобы сбалансировать эту разницу, человеческие общества приходили к разным решениям, среди которых были целибат, принятие сексуальной свободы и даже умерщвление девочек сразу после рождения. Поэтому в некоторых странах многоженство считается вполне допустимым и достойным решением количественного дисбаланса между мужчинами и женщинами.

Древним грекам можно было состоять в браке с несколькими женщинами в случае больших людских потерь в результате военных действий. В Древнем Риме полигиния запрещалась, хотя допускался неофициальный союз. Обычно девушка из низшего сословия сожительствовала с богатым мужчиной, но рожденные в таком «гражданском» браке дети считались незаконнорождёнными, то есть не имели права наследования за отцом. Множество упоминаний о многоженстве существует в Торе и Священном Писании.

В библейские времена, по мнению некоторых ученых, многобрачие не было распространено, хотя считалось вполне возможным, особенно в связи с бесплодием супруги, во избежание голода или вдовства, а также по обычаю, когда вдова выходила замуж за брата умершего мужа. Ведущей проблемой историки считают финансовое благополучие, поэтому несколько жен в основном имели представители высших сословий.

Среди самых известных многоженцев упомянуты:

  • библейский патриарх Ламех;
  • родоначальник многих народов Авраам;
  • патриарх Иаков;
  • пророк Моисей;
  • Царь Давид;
  • Царь Соломон, который имел почти 1 000 жен и наложниц.

В Израиле на основании 1000-летнего запрета сегодня не разрешается заключать полигамные брачные союзы. Но существует ряд исключений, например, две жены можно иметь, если разрешит раввинатский суд.

Буддизм не поощряет, но и не осуждает многожёнство, а у индусов моногамия на законном основании введена только у бедных слоёв населения.

Хотя в Ветхом Завете есть многочисленные примеры многобрачия, в современном христианстве это явления считается неприемлемым. Тем не менее, в африканских странах, где исповедуют христианство, жить с несколькими женщинами – обычная практика среди местных. Более того, в ЮАР, где приверженцев христианства 36%, полигиния – это глубокая и древняя традиция, которую поддерживал бывший президент Дж. Зума, имеющий 8 супруг и 18 детей.

Существует ошибочное мнение, что многобрачие появилось вместе с Исламом. Но у арабов такие браки практиковались ещё задолго до мусульманства. Коран, допускает многоженство, но ограничивает количество супруг до 4-х и прописывает ряд правил, таких как справедливо относиться, одинаково заботиться и уделять внимание каждой избраннице. Главное, чтобы достаток мужа позволил на равных условиях содержать своих возлюбленных, ведь несколько жен – это большие финансовые расходы и огромная ответственность.

У пророка Мухаммеда было 15 жен, а у мусульманского проповедника Мохаммеда Белло Абубакара – более 90, которые родили ему две сотни детей.

Сегодня официально разрешено многобрачие в 50 исламских государствах. Однако в этот список не вошли Турция и Тунис. Здесь гаремы и красивые наложницы, ожидающие своей очереди попасть в покои султана, остались в далеком прошлом. Рассмотрим, в каких странах многоженство официально разрешено.

Объединенные Арабские Эмираты

В ОАЭ мужчина может официально оформить брак с 4 женщинами. Здесь действуют строгие каноны ислама, поэтому поддержать традицию можно только с полной материальной ответственностью. Поэтому бедные в основном живут в моногамных союзах, а богатые имеют по несколько супруг. Но насильно заставить девушку выйти замуж за женатого мужчину в принципе никто не может. В некоторых случаях невеста перед свадьбой может поставить потенциальному жениху условие – больше не жениться. С пожелания мужа можно оформить развод, поэтому при большом желании можно просто развестись и снова жениться, не нарушая закон. Хотя разводы здесь большая редкость, а сами мусульманки вполне довольны своим положением.

Саудовская Аравия

Здесь права женщин достаточно ограничены, ведь они живут по правилам патриархального закона шариата. Им запрещается не только участвовать в политических вопросах, но самостоятельно, без сопровождения, передвигаться и пользоваться общественным транспортом, водить автомобиль и общаться с противоположным полом, если они не являются родственниками. Как и в ОАЭ муж полностью должен содержать всех жен в равных условиях. К тому же за неповиновение жена может быть строго наказана. Здесь также часто практикуются брачные союзы с двоюродными и троюродными сестрами по отцовской линии.

Афганистан

Афганцы испокон веков живут большими семьями, а в обществе сохраняется клановая система, когда представители одной племенной группы населяют ту или иную местность. Женщины очень спокойно относятся к многобрачию, ведь так всегда жили их предки. Ребенка, в независимости от того, кто его родил, воспитывают и окружают заботой все супруги. Вместе они ведут совместное хозяйство и живут в относительной идиллии.

Египет

Для египтян полигиния вполне нормальное явления, но не такое уж и частое. Полигамные браки в стране составляют лишь 5%, так как одинаково хорошо содержать всех жен с детьми может позволить себе далеко не каждый мужчина. Муж также должен уведомить нынешнюю супругу о своих намереньях повторно жениться. Она же может подать на развод, но в этом случае дети могут остаться с отцом и вывезти их из Египта женщина просто не сможет.

Сирия

Многобрачие здесь не так распространено в сравнении с другими арабскими странами. В большинстве случаев муж берет в жены еще одну женщину по причине неспособности первой к деторождению. Сирийцев с детства учат помогать близким и ценить семейные узы. К браку готовятся заранее, а будущий жених должен твёрдо стоять на ногах, тем более, если планирует иметь несколько жен. И если сирийцы женятся обычно после 30 лет, то девушки замуж обычно выходят рано, особенно за богатых женихов, при этом не очень переживают, если они не будут единственной супругой. К тому же для повторной женитьбы надо не только получить согласие старшей жены, но и специальное разрешение от властей.

В США многобрачие запрещено, равно как и в Европе, но из-за достаточно большого количества мусульман-иммигрантов многоженство допускается, если брак был заключен за рубежом.

Российская Федерация

В Российской империи многожёнство было очень распространено в купечестве. Купцы, занимающиеся торговлей, часто разъезжали по разным городам, где заводили другие семьи. К тому же в официальном на то время документе – проезжей грамоте, просто не было графы «семейное положение», чем и пользовались торговцы. Хотя «инородцам», исповедующим мусульманство, многоженство все же разрешалось.

В современной России полигамные браки запрещены, но наказания за такую форму семейного союза не предусмотрены. Согласно Семейному кодексу мужчина не может жениться, если уже состоит в браке. В 2000-х гг. в Ингушетии Р. Аушев разрешил многобрачие, но его указ вскоре был отменен верховным судом республики.

В последнее время все чаще в РФ поднимается вопрос легализации полигинии. Сторонники аргументируют демографическими проблемами, высоким процентом связей и деторождаемостью вне брака, а также многонациональностью страны, в которой также проживает много мусульман.

Что касается Средней Азии, а именно Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Туркмении, Киргизии, то полигамные браки здесь также запрещены. В некоторых странах многоженцы караются большими штрафами или сроком лишения свободы на 3 года. Хотя сама проблема все же существует и многие мужчины, несмотря на запрет, неофициально имеют семьи на стороне.

Польза и вред многоженства

По статистике, в государствах, где мужчине разрешено иметь много жен, практически нет одиноких женщин и брошенных детей. К тому же такой брачный союз решает ряд социальных проблем, например, оберегает от прелюбодеяния и снижает распространение ВИЧ, дает шанс большинству девушек устроить личную жизнь и повысить демографическую ситуацию в стране. Многоженцы, как правило, богатые мужчины, поэтому полигамные семьи имеют достаточно высокий уровень обеспеченности. В то же время большие семьи приносят мужчине больше проблем и стрессовых ситуаций, поэтому они почти в 5 раз чаще болеют сердечно-сосудистыми заболеваниями в сравнении с мужьями, ограничившимися одной избранницей.

Самое интересное, что в странах, где официально разрешено многоженство мужчины не так часто пользуются этим правом. Более того, сегодня полигамные брачные союзы на Востоке встречаются в разы меньше, чем внебрачные связи на Западе.

В Каргопольском р-не Архангельской обл. во время одной из экспедиций нам пришлось услышать рассказ о мужчине, у которого было одновременно несколько жен. В ходе разговора стало ясно, что дело происходило сравнительно недавно, что он не был мусульманином и был совершенно местным человеком. Дальнейшие расспросы жителей Каргополья дали неожиданный результат: в каждом селе, где бывала наша экспедиция (все цитируемые материалы записаны в Каргопольском районе Архангельской обл. и хранятся в архиве лаборатории фольклора экспедиции Российского государственного гуманитарного университета.) и задавался вопрос о случаях многоженства среди местного населения, удавалось записать несколько историй на интересующую тему. К настоящему времени в нашем собрании скопилось значительное вы число рассказов о многоженстве на Русском Севере. Сведения из других источников нам, к сожалению, неизвестны, и все изложенное основано только на наблюдениях над материалами нашего архива.

Первое, что бросается в глаза - это то равнодушие (а иногда и сочувствие), с которым рассказывается о многоженцах. Подобное явление не вызывает не только гнева или осуждения, но даже и удивления, а наш вопрос, были ли в селе мужчины, имевшие по несколько жен, воспринимается как должное. Речь, разумеется, идет не о мужчине, у которого помимо жены была (или были) еще любовница, к которой он наведывался время от времени, и не о вдовце или разведенном, женившемся вторично или третично. Всегда подчеркивается, что это, действительно, жены, жившие с ним одновременно, все в одном доме, одной семьей, с одним хозяйством. При этом обычно рассказывают, что мужик был женат, а потом привел в дом другую жену. Мотивируется это по-разному: он взял одну - она ему не родила, взял вторую - тоже, родила третья; «Первая жена она уж заболела тожо дак. Дак она как худа стала, умирать, он взял другую дак»; «...у него было много скотины. Две лошади было, две коровы было. Этих, два телёнка, да одна там не справляласи, старовата стала, а он-то ещё дебелый. Вот он на второй женился»; «Дядя, вот он был жонат на одной, а потом привёл к ей другую жену. Та уже постарше стала, помоложе навязалась просто».

Никогда не обращается внимание на то, были ли такие браки зарегестрированы (венчания или «записи» в сельсовете со второй, третьей и т. д. женой, можно предположить, не было), это не выделяется как непременное условие брака. В слово жена вкладывается постоянная совместная жизнь с мужем, а главное общее хозяйство, дом.

Подробности большинства историй о многоженцах направлены на описание совместной. хозяйственной жизни. Муж выступает прежде всего как большак, который следит за порядком, за тем, чтобы все работы выполнялись правильно, своевременно, четко. При этом между женами существует строгое распределение ролей, каждая из них знает свое место, отведенный ей круг обязанностей. «У меня они все работящие, одна в лес ездит, лошадка своя, это в лес по дрова, дрова возит. Другая по сено ездит, там не в один день, а через день, со скотиной ходит: корова, офцы - всё есть, двоё ходит со скотом - фсе при деле, фсе распределёны. Одна дома хлеб пекёт»; «Одна печку топила, кухарничала. Вторая за скотом ходила, а третья ходила уже баню топила, полы мыла да прочее»; «Старая, значит... коров по три - по две коровы держал. Вот так по хозяйству всё работала, значит. Это старая с коровами ходила. Молодая, значит, с ним занимается: и в баню с ним ходит, и баню топит, там бельё стирает, тодругое...»; «Одна жена обрежалася у печи, вторая ходила на колхозно поле и, так, на свою постать, как говорица...»; «Одна... корову держали, обыхажнвалисъ, а та уже по дому всё справляла».

По-разному описывается порядок сексуальных отношений между мужем и женами: по одним рассказам, муж жил по очереди со всеми женами («Спрашивают: "Как ты успеваешь спать-то?" - "Очередь веду"»), по другим, он спал только с одной, более молодой, что рассматривается как ее хозяйственная обязанность. Сексуальные отношения с мужем и деторождение равноценны в таких рассказах уходу за скотом, работе в поле, приготовлению пищи. В этом смысле при распределении ролей между женами соблюдается некоторое равенство: «Распорядок такой был: одна печку знала, вторая двор, а эта детей носила, значит эта знала детей»; «Одна была... за жену, а та за работницю, а эта приготовляла ись - все троё». Наконец, третий вариант взаимоотношений мужа с женами таков: когда первая жена уже стала больна и немощна, муж берет вторую, молодую. С ней он спит и рожает детей, а первая, если в силах, занимается хозяйством, если же нет, то в обязанности второй входит также уход за больной: «Первая жена она уж заболела тожо дак. Дак она как худа стала, умирать, он взял другую дак. Она ходила за ней, ухаживала»; «Вот разны были. Одна постарше, друга помоложе». «Ты с которой, Фёдор, спишь?» «Котора помоложе, с той сплю. А та, постарше, готовит нам, всё делаёт.. .».

Человек, имевший несколько жен, как правило, описывается как особенный, чем-то выдающийся. Примечательно, однако, что в народном сознании исключительным выглядит не факт наличия у мужика нескольких жен (это, как уже сказано, обычно не вызывает никаких эмоций), а совершенно иные вещи, связанные с его собственной персоной или с укладом его жизни.

Эта исключительность подчеркивается, в частности, обособленностью многоженцев от рассказчика или от людей вообще. Редко когда отмечается, что такие мужики жили именно в той деревне, в которой о них рассказывают: «Это у нас не заведёно было. Вот там по Няндомскому тракту Чащовка называлась»; « Как же бывают эти, которые как называются – блядуны, по-русски называются - блядуны. Да, у нас это - по Няндомскому тракту была Чащовка, ­Чащовка называлась. В общем, там был один домичек, и было три жены у мужчины». Один из героев, наиболее часто упоминаемый в рассказах о многоженцах, Пеша Хромой, вообще жил вне деревенского пространства: в лесу, на хуторе, у дороги - место его жительства определяется по-разному, но подчеркивается, что он жил один со своей семьей: «до Няндомы доезжать, мужик жил, одна-то изба стояла после школы-то ещё была. У нево две жены было»; «По Няндомскрму тракту была Чащовка - Чащовка называлась. В общем, там был один домичек, и было три жены у мужчины». Разумеется, здесь могут быть отражены реальные обстоятельства, но они влияют на формирование образа мужика-многоженца в целом как необычного человека. При этом следует иметь в виду, что в традиционной культуре чужой, посторонний человек всегда воспринимается как особенный, обладающий магическим знанием, связанный с потусторонними силам, вестник «того света»; так относились к нищим, странникам, случайным встречным и т. п. Интересно также, что упоминания о многоженцах, наряду с другими «демоническими персонажами», содержатся в заговорах-оберегах, направленных на защиту человека или скота вне «своего» пространства дома «...от всякого врага, враговицы, от всякого еретнка, еретицы, отвсякого злого, лихого человека, от мужика от черного, от мужика от белого, от мужика однозубого, от мужика двоезубого, от мужика троежоного.. от девки-простоволоски, от бабы китоволоски...».

Время действия тоже подчеркнуто удаленное - дело происходило когда-то, не сейчас: «Было... мама росказывала, у нас в Крецетове был однн... трёх жён имел...»; «Знаю, это самое, в какую-то вот, ну, может, вот в бабкины годы вроде так где-то в Сварозере был старик какой-то, говорят, был, што не одна жена была». На самом деле и расстояние, и временная дистанция не так уж велики: называется соседняя деревня и время, когда жили родители, а иногда сами рассказчики детьми видели своих героев, но, тем не менее, некоторая дистанцированность, наряду с другими признаками, характеризует многоженца как человека необычного.

В самом образе жизни таких людей есть особенные черты. Отмечается, что многоженцы богаты: «По две коровы, да по три коровы держал»; в Кречетове жил богатый мужик. Необычность многоженца может подчеркиваться его чудачествами. Про широко известного в Каргополье Пешу Хромого неоднократно рассказывали, как он сам себе заранее гроб приготовил: «Моево двоюродново брата он в гроб заколотил - не помнит, он маленький был - у нево там гроб наверху был, под крышей на верёвках повесил. Сам для себя гроб сделал: говорит, я не надеюсь. А он столяр был хороший. Сам себе доски обстрогал, всё, гроб соорудил: "Серёга, иди-ка сюда, я тебе покажу чёво я тут сотворил!" У нево в крышке четыре гвоздика забито, по углам гвоздики забиты, но не полностью: крышка сымаецца, всё... "Ну-ко, ложись, посмотри, как это мне тут лежать-то придёцца. Мне, - говорит, - долго лежать-то". Серёга лёг. Тот там орёт. "Во! Епона мать! А мне каково!?"» Иногда исключительность многоженца констатируется просто общими словами: «Такой видно был о т л и ц н ой».

Рассказывая о многоженцах, отмечают их старость или физические недостатки. Так, Пеша Хромой хром. Он, по рассказам, был ранен на войне: «У нево в японскую прострелили тут ногу, у нево она несгибалась, так и ходил». Далее традиция развивает этот признак, и Пеша становится безногим: «Вот там по Няндомскому тракту Чащовка называлась. Там безногий мужик был». Многоженец может быть старым: «Вон у нас был старик, уж он стариком был, его было пять жон имел»; «У старика было три жены»; «Пеша, Пеша там какой-то был Такой коршак». Хромой, безногий, старый при этом не значит немощный, наоборот - всегда подчеркивается, что он не только в силе, но и способен держать в повиновении нескольких жен (по оценкам рассказчиков, дело нелегкое).

В таких семьях всегда царили мир, согласие и порядок, обусловленные ролью мужа. Он держал в повиновении всех своих жен, и никто из них не смел противиться его воле. «Старик был такой строгий. Если жены раз спорят между собой, он всех подряд. Чтоб при нём было всё ладно, всё равно»; «И вот он держал двух жён. И жили они дружно, не руга­лися, ничево»; «Раньше народ не спорил, не скандалил. Теперь-ко на-ка, заведн-ка две жены, дак бабы придерутся в труху». Одна из особенностей такого образа жизни - то, что жены без согласия мужа и без надобности не выходили из дома: «И все сидели дома – ни одна никуда». Помимо строгого распределения ролей в семье существовала еще и иерархия между женами ­неукоснительно соблюдалось старшинство. Даже если хозяин спал не поочередно с разными женами, а с младшей, все же старшая почиталась за главную: «Он другу привёл, она матерью звала. Перву жену матерью звала. Ходили жали, она: - Мать поди убирать».

Не совсем ясна ситуация с детьми от такого брака. В тех немногих случаях, когда возникала эта тема, обычно говорится, что детей у них не было. Вместе с тем, одна из причин, по которым мужчина приводит в дом вторую жену, - это именно отсутствие детей.

Сейчас невозможно уверенно утверждать, лежат ли в основе сюжетов цитированных текстов реальные обстоятельства или мы столкнулись с чисто фольклорным явлением. Однако это несущественно, ибо в любом случае в этих рассказах отражены народные представления о браке, стереотипы женского и мужского поведения в нем. Одним из самых существенных моментов для брака является деторождение. это основная функция женщины поэтому и замужество рассматривается как обязательный и необходимый этап в ее жизни. Отсутствие детей в семье - нарушение нормы, причем оно воспринимается как кара за грехи. При этом в традиционной культуре считается, что дети в семье не рождаются исключительно по вине женщины. Но мужчине необходимо продолжение рода, и в этом контексте вполне логичным выглядит, что муж берет себе вторую, третью и т. д. жену.

С другой стороны, мужчина в семье не только муж и отец, но еще и хозяин. Это статус старшего мужчины в доме, и следует заметить, что все истории о многоженстве фиксируют именно это положение мужчины: нигде не упоминается, что он жил с родителями, старшими братьями и т.п. В обязанности хозяина, большака, в частности, входило распределение работ между членами семьи, поддержание порядка в доме. В нашем случае большак распоряжается своими женами, распределяя между ними работу по хозяйству. При этом, собственно брачные, сексуальные отношения между супругами могут рассматриваться как один из видов такой хозяйственной деятельности, наравне с уходом за скотом, сенокосом и проч., что также вполне логично: дети, как и скот и урожай рассматриваются традиционной культурой как явления одного порядка, как составляющие общего благополучия семьи, рода; ср. колядку:

Я же сяду на порог

Дай лепешку и пирог,

Чтобы курочки водились,

Чтобы свинки поросились,

Чтобы коровушки телились,

Чтобы кобылки жеребились,

А молодые молодушки рожали

Подводя итоги сказанному, можно отметить, что статус мужа и хозяина нескольких жен не только не противоречит стереотипам восприятия мужчины в традиционной культуре, но в известной степени выражает его суть.

Не только теория многоженства, но и практика стремительно набирает обороты. Беседы на эту тему из русла «Хорошо это или плохо?» потихоньку все чаще переходят в область «А как это на практике?». Практические вопросы полигамии постепенно описываются со всех возможных сторон. Канонический отдел сайт составил статью, которая отвечает на интимные вопросы многоженцев и их жен. Эта статья о том, что знать должен каждый, а вот спросить не всякий осмелится.

Должен ли муж совершать омовение между физическими отношениями с женами? Или допустимо перейти от одной жены к другой не сделав этого?

Это желательно, но не обязательно. Если мужчина имел половое сношение с женой и хочет повторить его с ней же или с другой женой, он должен совершить омовение, ибо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Коль кто-то из вас имеет половое сношение с женой и хочет его повторить, пусть совершит омовение между этими двумя (действиями), ибо это придает больше сил во второй раз» (Муслим).

Если человек может совершить гусль (полное омовение) между двумя половыми актами, ему следует это сделать на основании хадиса от Абу Рафи, который рассказал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обошел своих жен в один день и делал гусль в каждом доме. Он (Абу Рафи) сказал Пророку: «O Посланник Аллаха, почему ты не сделал один гусль?» Пророк сказал: «Это лучше и чище» (Абу Дауд и Насаи).

Обязан ли супруг вступать в физические отношения с женой, когда приходит к ней в ее день, если не обязан, т о есть ли какие-то нормы, например «не реже одного раза в неделю»?

Не обязан, потому что под термином "провести с ней время" подразумевается их совместное времяпрепровождение. Что касается пребывания с каждой из жён, то можно сказать следующее: каждая жена заслуживает того, чтобы муж находился с ней, даже если она больная, началась менструация или есть послеродовые выделения. Но только в том случае, если жена покорна своему мужу. Жена непокорная не имеет права требовать ночи с ней, так как её права кончились тогда, когда она ослушалась его. Ослушание может проявиться в следующем: к примеру, она вышла из дома без разрешения мужа, отправилась в путь без его довольства, не открыла ему дверь, отказывает в близости, не имея на то веской (с точки зрения шариата) причины.

Имам аль-Бухари передал от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, что тот сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "О, ‘Абдуллах, я слышал, что ты постишься весь день, а всю ночь проводишь в молитвах, это правда?" Я сказал: "Да, о Посланник Аллаха". Он сказал: "Не делай этого. Постись и разговляйся, выстаивай молитву и спи. Твое тело имеет право на тебя, твои глаза имеют право на тебя и твоя жена имеет право на тебя"». В комментарии к этому хадису говорится: «Муж не должен себя изнурять поклонением настолько, чтобы потом ослабнуть и не иметь возможности выполнить ее право на близость…» (Фатх аль-Бари)

Если же он отсутствует потому, что делает что-либо на благо всех мусульман, ему следует разрешать возвращаться домой хотя бы раз в четыре месяца, если не получается ранее, чтобы он мог проводить время с каждой из жен, прежде чем вернется к своим обязанностям джихада или охране границ.

Именно такое мудрое решение, заботясь о женщинах, принял Умар ибн Аль-Хатаб (да будет Аллах доволен им), который приказал, чтобы солдаты и люди, охраняющие границу, находились вдали от жен только четыре месяца, после чего они должны вернуться домой, и на их место посылаются другие.

Если сегодня день одной жены, может ли он посетить другую жену и вступить с ней в физические отношения, а потом поехать к той, очередь которой сегодня? Обязан ли он тогда и с ней тоже вступить в физическую близость?

Под словом «равенство» имеется в виду только одинаковое распределение ночей, когда он приходит ночевать, а в остальном равенство соблюдать необязательно, но желательно.

Если муж не соблюдает равенство в проведении ночей с согласия жён, то это разрешено, если же они не согласны, то муж должен соблюдать следующее:

Если у человека больше одной жены и он ночевал у одной из них, то он обязан ночевать и у других жён, даже если они больны или у них период менструальных выделений. Потому что основная цель соблюдения равенства – это избавление жён от одиночества. И поэтому надо соблюдать равенство только в ночёвке.

А в половом сношении равенство соблюдать необязательно, но желательно, так как это зависит от настроения, желания, темперамента мужчины.

Если муж будет любить одну из жён больше, чем других, то за это ему греха не будет.

В Священном Коране говорится (смысл): «Вы никогда не сможете относиться одинаково справедливо к жёнам, даже при сильном желании» (сура «Ан-Ниса», аят 129).

Под словами Всевышнего «одинаково справедливо» имеется в виду «проявлять к ним одинаковые чувства». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в совершенстве соблюдал равенство между своими жёнами, но вместе с этим обращался к Всевышнему со словами: «О мой Господь! Это мое равноправное распределение (имеется в виду распределение ночей между женами) в том, что подвластно мне. Прошу, не упрекай меня в том, что подвластно Тебе и не подвластно мне». Такое обращение Пророка (мир ему и благословение) было вызвано тем, что он больше любил Айшу (да будет доволен ею Аллах), дочь Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), чем других своих жён.

Муж имеет право в ночь, которую он должен провести у одной жены, пойти к другой жене по крайней необходимости, например, если она сильно болеет, если есть опасность возникновения пожара, угроза жизни и безопасности и т. д. А днём к жене вне очереди он имеет право зайти для обычной нужды, например, оставить что-либо, отдать необходимые продукты, узнать что-то необходимое.

В обоих случаях муж не имеет права удлинять время пребывания сверх необходимого. Но если он это сделает ночью, то должен возместить другой жене время, потраченное на нужду и сверх этого.

А если он это сделал днём, то он должен возместить только то время, которое потрачено сверх нужды. Но в обоих случаях за время, проведённое сверх нужды, ему запишется грех. За то время, в которое ему разрешено по нужде идти к другой, он имеет право приближаться к жене, и ему разрешено всё, на что не тратится дополнительное время. Поясняется, что можно совершить объятия и поцелуи, а на совершение полового акта требуется уже дополнительное время. А если он, вопреки запрету, совершил половой акт, то не должен возмещать половой акт другой жене.

Минимум времени, в которое он должен соблюдать равенство, – это одна ночь (т. е. провести одну ночь возле одной, другую возле другой), с захода солнца до рассвета; максимум три ночи (то есть по три ночи подряд). Но если жёны согласны, можно и больше. Если человек работает ночью, а днём бывает дома, то он должен соблюдать равенство, подобное ночному, в дневное время.

Может ли супруг обсуждать с одной женой подробности физических отношений с другой? Может ли приводить в пример «а она мне делает так и так», говорить о качестве и количестве? Можно ли женам обсуждать между собой тему того, как у них с мужем это бывает?

Все это категорически запрещено. В присутствии Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) случилось следующее. Асма бинту Язид находилась возле Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), когда один из присутствующих сказал:

«О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), есть такие мужчины, которые рассказывают всё, что они совершают со своими супругами, и есть такие женщины, которые рассказывают всё, что они совершали со своими супругами». Тогда все замолчали. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:

«Прекратите это, вы так не поступайте. Пример таких людей подобен двум шайтанам, которые сношаются перед всем обществом».

Такая распущенность в беседах часто приводит к разводам, разладам внутри семьи. Это очень важный момент. Подобное в семьях, если есть, должно быть прекращено.

Если муж наказывает одну из жен тем, что не пускает в свою постель, должен ли он все равно посещать ее?

Каждая жена заслуживает того, чтобы муж находился с ней, даже если она больная, началась менструация или есть послеродовые выделения. Но только в том случае, если жена покорна своему мужу. Жена непокорная не имеет права требовать ночи с ней, так как её права кончились тогда, когда она ослушалась его.

Можно ли вступать одновременно с двумя женами в отношения (в одной постели или одна в одной комнате, другая в другой, переходя от одной к другой)?

Подобное не допустимо. Даже если они живут в одном доме, то ночи все равно чередуются между женами, как и в разных домах. Он может перейти в комнату к одной жене (с целью совершения физической близости) только после того, как закончилось время другой. Иное возможно при наличии согласия той жены, очередь которой в данный момент. (За более подробной информацией по данной теме, в случае практической необходимости обратитесь к имеющему глубокие знания ученому)