Установка старых гидрокомпенсаторов на ниве шевроле. Самостоятельная замена гидрокомпенсаторов на ниве шевроле. Что выбрать, гидрокомпенсаторы или регулировочные болты

На старых двигателях внутреннего сгорания проблему роста изменения тепловых зазоров, увеличивающихся по причине износа в клапанном механизме, решали при помощи регулировок. Эту работу выполнял специально обученный человек. Настройка клапанов требовалась каждые 10 000 км или же по износу. Специалисты разбирали двигатель и вручную регулировали клапана - нужно сказать, что это достаточно трудоемкая процедура, которая требовала от мастера специальных навыков и квалификации. Также для этой задачи был нужен специализированный инструмент - набор щупов.

По мере того как развивалась автомобильная промышленность, инженеры разработали решение, способное поддерживать клапанные зазоры на одном постоянном уровне. Механизм представлял собой толкатели с пружиной, которые выдвигались из корпуса при увеличении зазоров. Это не что иное, как гидрокомпенсатор. Что это такое - знают далеко не все.

Исторические факты

Самый первый двигатель, который был оснащен гидрокомпенсатором, укомплектовывался на Cadillac Model 452 выпуска 1930 года. Агрегат был шестнадцатицилиндровым. В тот период еще не особенно задумывались о том, чтобы сделать процесс обслуживания двигателей более простым. Поэтому мода на гидрокомпенсаторы клапанов появилась позже.

В 80-х годах японские автоконцерны делали все, чтобы их автомобили и двигатели попали на американский рынок. Механизм показал себя с самой лучшей стороны, однако автобренды того времени почему-то стали отказываться от них в двигателях. Всему виной были экономические тенденции. Гидрокомпенсаторы клапанов усложняли устройство двигателей, а также увеличивали цену их производства. Надежность не являлась больше основным фактором в производстве двигателей.

Виды гидрокомпенсаторов

Существует несколько типов данных механизмов. Это гидротолкатели роликового типа, опоры и элементы, которые устанавливаются в рычагах или в коромыслах. Несмотря на то что имеются определенные конструктивные различия, у всех вышеперечисленных элементов одинаковый принцип действия и функция. По схожей схеме работает и современный гидрокомпенсатор. Что это такое? Это деталь, позволяющая в автоматическом режиме компенсировать зазоры в клапанной системе.

Устройство

Принцип работы этого узла заключается в том, что механизм может в автоматическом режиме изменять свою длину на такую величину, которая равна зазору в клапанах. Движение составляющих элементов в узле осуществляется за счет пружин и масла, что поступает из смазочной системы автомобиля. Давайте посмотрим, как устроен гидрокомпенсатор. Что это такое, мы уже знаем. Итак, компенсатор - это корпус, в котором установлена плунжерная пара. Она может двигаться. В свою очередь, эта деталь состоит из нескольких элементов:

  • Втулка.
  • Жёсткая пружина.
  • Обратный клапан шарикового типа.

В качестве корпуса для гидротолкателя могут быть использованы цилиндрические толкатели, детали в ГБЦ, рычаги в приводе.

В основе компенсатора клапанов лежит механизм плунжерной пары. Между втулкой и плунжером имеется небольшой зазор в 5-8 мкм. За счет этого механизм получается герметичным, а детали узла могут перемещаться вполне свободно.

В нижней части плунжера есть отверстие, перекрывающееся шариковым клапаном. Работа гидравлического компенсатора возможна за счет пружины, расположенной между плунжером и втулкой. Так устроены практически все элементы. Не исключением являются и ВАЗовские гидрокомпенсаторы ("Приора 2172" тоже ими оснащается).

Принцип действия

Когда кулачки распредвала будут расположены своей тыльной стороной к толкателю, то между клапаном и валом формируется зазор. Через специальный канал в корпус компенсатора попадает масло. За счет усилия пружины плунжер начнет подниматься. Так осуществляется компенсация зазора. Кроме этого, масло попадает в специальную полость компенсатора через клапан. В момент поворота распределительного вала, кулачок начнет оказывать давление, направленное вниз на толкатель. В этот момент шариковый клапан уже будет закрыт. Плунжерная пара работает, как жесткий узел. Она давит на клапан. В зазор, что образуется между плунжером и втулкой гидрокомпенсатора, попадает небольшое количество смазки. Масло, поступающее из системы, позволяет компенсировать эту утечку.

Процесс нагрева во время работы мотора приведет к тому, что длина механизма будет увеличиваться. Так как в полость компенсатора попадает дополнительно жидкость, то изменяется объем, таким образом и восстанавливается зазор.

Типичные неисправности

Мы выяснили практически все о таком элементе, как гидрокомпенсатор - что это такое, как работает и зачем нужен. Теперь понятно, что это устройство, позволяющее изменять зазоры в клапанах силового агрегата. Но нужно знать, что у механизма имеются недостатки. Так, для двигателя, который оснащен этими деталями, требуется более качественное масло и хорошие фильтры.

Кроме этого, постоянная необходимость в компенсации зазоров ведет к нарушению работы элемента. Все это приводит к утечкам масла и утере необходимой жесткости. Если механизм устройства сильно изношен, возникает характерный стук гидрокомпенсаторов. Чтобы устранить этот дефект, можно заменить масло на то, у которого коэффициента вязкости выше.

Именно таким образом довольно часто и поступают автомобильные перекупщики или нечестные продавцы подержанных автомобилей. Так маскируют различные поломки. Если покупатель задаст вопрос о масле в двигателе и услышит в ответ, что оно слишком вязкое, тогда определенно хотели временно убрать стук гидрокомпенсаторов. Это уже повод отказаться от покупки.

Иногда бывает, что клапан, где установлен изношенный гидрокомпенсатор, заклинивает в открытом положении. Это влечет за собой большие зазоры. Как результат, существенно растет ударная нагрузка. Детали усиленно изнашиваются. Если это впускной клапан, то из-за большого зазора он может прогореть. Если же впускной клапан зажат и не может открываться полностью, увеличиваются нагрузки на распределительный вал. Растет износ, снижается мощность мотора, возникают взрывы в выпускной системе.

Нередко в продаже попадаются некачественные детали. Это могут быть и гидрокомпенсаторы на ВАЗ, и детали для иномарок. Они подвержены быстрому износу и требуют более частой замены.

Особенности гидрокомпенсаторов для «Нивы Шевроле»

На ВАЗовских моторах в ГРМ устанавливаются регулировочные винты. На двигателях ВАЗ-2123 вместо таких элементов стоят гидрокомпенсаторы. «Нива Шевроле 1.6» ими тоже оснащается. По форме они такие же, как и винты для регулировки зазоров.

Причины стука

Стук данных узлов может проявляться по нескольким причинам. Это недостаток давления смазки в системе, грязное масло, износ посадочных мест, недостаточный уровень смазки. Возможно, установлены некачественные гидрокомпенсаторы. «Нива Шевроле» в таком случае может потребовать повторного ремонта.

Зачастую стук проявляется на холодном двигателе. Буквально через 40 секунд этот звук пропадает. Здесь причина в давлении масла. Смазка подается с небольшими опозданиями. Если стуки слышны на горячую, тогда ситуация значительно хуже. Необходимо прочистить смазочные каналы. Для этого используют очиститель карбюратора. Состав отлично очищает внутренности компенсатора от грязи и прочих маслянистых отложений. Если операция не дает результата, требуется замена. На отечественные гидрокомпенсаторы цена 300-400 рублей. Продаются они поштучно. Хорошо зарекомендовали себя детали немецкого производства INA.

Заключение

Гидрокомпенсатор - это механизм, который снимает необходимость ручной регулировки клапанов. При цене в 300 рублей эта деталь достаточно полезна. Сегодня на многие авто устанавливают эти гидрокомпенсаторы - «Приора», «Гранта», «Калина» ими тоже оснащаются. Сегодня нет ни одного производителя, который бы не укомплектовывал свои автомобили этим важным элементом.

На начальном этапе производства на внедорожник Нива Шевроле устанавливалось 2 типа двигателей – производства ВАЗ с объемом 1,7 и Opel – 1,8 литра. Разработка немецкого концерна отличается высоким качеством и даже на старых автомобилях практически не вызывает проблем. На российском – периодически начинают появляться различного рода проблемы. Самая распространенная из них – стук клапанов, который вызывают перебои в работе гидрокомпенсаторов.

Замена гидрокомпенсаторов на Шевроле Нива своими руками занимает не очень много времени, а для работы потребуется минимальный набор инструментов и навыков.

  • Автомобиль устанавливается любую ровную поверхность, после чего коробка переключения передач переводиться в нейтральной положение и включается ручной тормоз.
  • Открываем капот и отсоединяем воздуховод
  • Снимаем с клапанной крышки хомуты и патрубки
  • Откручиваем болты, которые удерживают клапанную крышку

Замена


После этого можно переходить к установке новых деталей.

Новые детали устанавливаются при помощи специального динамометрического ключа, с усилием 2кгс. Это необходимо чтобы не перетянуть его и не оставить ослабленным. После этого устанавливаем рокеры на места и производим сборку в обратном порядке. Важным моментом при сборке является установка звездочки и натяжителя цепи.

Прежде чем затянуть цепь необходимо правильно выставить все метки, затем можно зафиксировать ее гайкой для натяжки. После этого можно установить клапанную крышку на место и присоединить хомуты и патрубки. После сборки нужно завести двигатель, чтобы проверить результат установки. Первое время стук может сохраняться, поскольку необходимо время, чтобы они гидрокомпенсаторы заполнились маслом, после этого их работа должна стабилизироваться.

На этом замена гидрокомпенсаторов на Ниве Шевроле считается законченной.

При этом стоит помнить, что замена гидрокомпенсаторов не всегда обязательна. Иногда причиной появления стука может стать старое моторное масло изменившее вязкость. Чтобы избежать этого необходимо вовремя менять моторное масло. Согласно рекомендациям производителя, она должна производиться каждые 7-10 тысяч километров. При этом необходимо использовать масло с подходящим индексом вязкости. Для летнего лучше выбирать марки с параметрами 10W40, а для зимы 0W30 или 5W30.

Устройство гидрокомпенсаторов.

Ранее для регулировки клапанов на ВАЗовских двигателях использовались рокеры, а зазоры регулировались при помощи специальных винтов. На новых двигателях устанавливаются компенсаторы, которые выгладят как болты регулировки, но зазоры регулируются автоматически за счет плунжерной пары и давления масла.

Гидрокомпенсатор состоит из:

  • Корпуса
  • Возвратной пружины
  • Верхней и нижней части плунжера и обратного клапана.

Такой механизм несмотря на ряд преимуществ имеет и недостатки, которые проявляются при возникновении следующих причин:

  • недостаточном давлении масла
  • загрязнении масляных каналов
  • сниженном уровне масла
  • износом деталей.

Поэтому при холодном запуске двигателя детали начинают стучать, затем при достижении рабочей температуры зазоры уменьшаются и звук исчезает. Если залив новое масло не удается решить проблему, то требуется замена гидрокомпнесаторов Нива Шевроле.

Если не выполнить ремонт своевременно, то могут возникнуть более серьезные проблемы, которые приведут к износу кулачков распредвала, рокеров и стержня клапанов. Не рекомендуется продолжать эксплуатацию транспортного средства с такими неисправностями, поскольку это увеличит расход топлива и приведет к проблемам с механизмом ГРМ.

Детали, устанавливаемые с завода не всегда качественные. Поэтому даже у автомобилей с небольшим пробегом может возникнуть стук клапанов. Так же среди причин стука у новых автомобилей может быть недостаточное усилие при затягивании болтов на заводе.

При выборе новых деталей следует обращать внимание на производителя. Наиболее надежными считаются изделия INA, которые производятся под контролем немецкой компании. Так же можно в качестве альтернативы рассмотреть установку регулировочных болтов. Это позволит значительно сэкономить, поскольку их стоимость варьируется в районе 50 рублей, по сравнению 500р за оригинальную деталь. У регулировочных болтов есть лишь один минус – необходимость ручного выставления клапанов каждые 10-15 тысяч километров.

Монтаж регулировочных болтов.

Работы по их установке производятся точно так же, как и в предыдущем случае. Единственным отличием будет ручная регулировка клапанов. Для этого понадобиться толстый щуп либо индикатор.

Чтобы произвести замер необходимо сперва совместить метки на распредвале и измерить зазор клапанов 8 и 6, затем провернуть вал на 180 градусов, после чего приступить к регулировке клапанов 7 и 4. Затем настраиваем 3 и 1, 2 и 5.

Зазор на клапанах должен равняться 0,15 миллиметров. Измеряется только на холодном двигателе. Если это значение больше, то со временем проявиться стук клапанов. Если установить его меньше, то в скором времени они могут прогореть.

Внедорожники Chevrolet Niva комплектуется двумя типами двигателей – 1,8-литровым Z18XE компании Opel и 1,7-литровым ВАЗ-2123. Если «Опелевский» мотор не доставляет автовладельцам практически никаких проблем, то с вазовским силовым агрегатом случаются различные неполадки.

Гидрокомпенсаторы Нива Шевроле нередко приносят хлопот владельцам машин – клапана стучат, двигатель начинает работать с перебоями.

Почему стучат клапана Chevrolet Niva

На обычных «Классических» моторах ВАЗ в газораспределительном механизме устанавливаются рокера, а зазоры в клапанах регулируются винтами. На моторах ВАЗ-2123 вместо винтов ставятся гидравлические компенсаторы – они выполнены в форме тех же самых регулировочных винтов, но лишние зазоры в гидравлическом устройстве убираются за счет плунжерной пары, работающей под давлением масла. Гидрокомпенсатор на «Шевинивском» движке устроен очень просто, и состоит из четырех частей:

  • самого корпуса;
  • возвратной пружины;
  • нижней и верхней части плунжерной пары (обратного клапана с поршеньком и самого плунжера).

Стучать клапана в ГРМ Chevrolet Niva могут по нескольким причинам:

  • имеется недостаточное давление масла в системе;
  • моторное масло в двигателе грязное, засорились масляные каналы;
  • в системе смазки недостаточный уровень масла;
  • изношено посадочное место под компенсатор;
  • сами детали низкого качества, поэтому требуют замены.

Часто гидрокомпенсаторы (ГК) Шеви Нива стучат только на холодную, и через 30-40 секунд стук пропадает. Причина такого явления – подача давления масла на «гидрики» с небольшим опозданием, чтобы избавиться от этой неприятности, можно попробовать заменить масло и масляный фильтр. Когда клапана стучат «на горячую» – это уже хуже, нужно снимать распредвал с ГК, прочищать каналы. Если промывка не помогает, необходима замена гидравлических компенсаторов.

Клапанный стук может быть разным, и не всегда он возникает по вине именно «гидриков», причиной его возникновения могут стать:

  • изношенные кулачки распредвала;
  • сработанные поверхности рокеров;
  • износ торца стержня самого клапана.

Но нередко бывает и наоборот – из-за гидрокомпенсаторов происходит интенсивный износ рокеров и распределительного вала. Ездить с клапанным стуком не рекомендуется:

  • выходят из строя детали газораспределительного механизма;
  • из-за больших зазоров в клапанах падает мощность двигателя и увеличивается расход топлива;
  • слушать такой стук неприятно.

Гидрокомпенсаторы или регулировочные болты

Гидравлические компенсаторы, устанавливаемые с завода, не всегда качественные, и могут начать стучать уже при небольшом пробеге. В некоторых случаях причиной стука является раскрученный ГК, то есть, его при установке не закрутили с должным усилием (затяжка 2-2,2 кгс). Но если детали уже находятся в неработоспособном состоянии, возникает вопрос – чем заменить неисправные «гидрики».

Самыми надежными на автомобильном рынке считаются ГК немецкой компании INA, также для автомобиля Шеви Нива гидрокомпенсаторы производит АвтоВАЗ, причем, ГК бывают старого и нового образца, они различаются по головкам блока цилиндров (ГБЦ стали другими у машин выпуска после 2008 года).

Гидравлические компенсаторы в основном продаются поштучно, но стоят они недешево – цена одного ГК АвтоВАЗ находится в пределах приблизительно 330-400 рублей, в тоже время регулировочный болт стоит всего лишь 30-50 рублей. Если водитель соглашается на регулировку клапанов через каждые 10 тыс. км, то лучше установить болты – меньше проблем, и дешевле получается ремонт.

Если стук гидрокомпенсаторов устранить невозможно, тогда детали следует заменить. Замену ГК можно произвести своими руками, и выполняется она следующим образом:

  • ставим автомобиль на ровную площадку, глушим мотор, устанавливаем нейтральную передачу;
  • снимаем в первую очередь воздуховод, освобождаем клапанную крышку от патрубков;
  • отворачиваем 8 болтов крышки клапанов;
  • выставляем метку на распредвале – отлив на корпусе вала спереди должен совпадать с отметкой на задней части шестерни;
  • ослабляем болт звездочки распредвала, затем демонтируем натяжитель цепи;
  • натяжитель можно сразу перезарядить, утопив плунжер и зафиксировав его в этом положении колпачковой гайкой;
  • отворачиваем гайки, удерживающие распределительный вал, распредвал демонтируем;
  • вынимаем восемь рокеров, выкручиваем гидрокомпенсаторы;
  • устанавливаем на место новые «гидрики», затягиваем их с усилием 2 кг – важно их не перетянуть, но и слишком ослабленными тоже оставлять нельзя, они могут открутиться;
  • ставим на место рокера, прежде чем установить распредвал на место, устанавливаем метку – штифт должен находиться напротив отверстия во фланце (см. на рисунке снизу);
  • крепим распределительный вал, ставим на место звездочку, натяжитель цепи;
  • натягиваем цепь, ослабив на натяжителе колпачковую гайку, еще раз проверяем метки, и фиксируем колпачковой гайкой натяжку цепи;
  • устанавливаем клапанную крышку, воздуховод и патрубки.

Запускаем мотор – поначалу гидрокомпенсаторы могут стучать, но по мере прогрева двигателя они заполняются маслом, и стук должен прекратиться. Все, замену гидрокомпенсаторов на Ниве Шевроле можно считать законченной.

Новые гидрокомпенсаторы на Chevrolet Niva стоят недешево, и нет никакой гарантии, что они не застучат снова. Во многих случаях автовладельцы устанавливают вместо «гидриков» болты – по цене запчасти получаются гораздо дешевле, а объем работы производится такой же, только дополнительно приходится регулировать клапана. Замену гидрокомпенсаторов на болты выполнить просто, и разборка движка происходит точно также, только немного по-другому выполняется сборка движка:

Регулировку клапанов производят с помощью специального широкого щупа 0,15 мм, также зазор можно выставить с помощью индикатора.

На четвертом цилиндре (при совмещение метки р\вала) регулируются клапана 6 и 8 (отсчет клапанов ведется от звездочки распредвала). Проворачиваем коленвал на 180 градусов, регулируем 7 и 4 клапан, еще через 180º – 3 и 1, еще через 180º – 2 и 5. Установка регулировочных болтов вместо гидрокомпенсаторов хуже тем, что теперь придется проводить регулировку приблизительно один раз в десять тысяч километров пробега.

Зазоры 0,15 мм выставляют на холодном двигателе, если они будут меньше, то клапана могут прогореть, при больших зазорах в двигателе возникает неприятный стук, происходит недостаточное наполнение цилиндров топливовоздушной смесью, соответственно, теряется мощность мотора.

Советы по замене гидрокомпенсаторов Chevrolet Niva

  1. Если на автомобиле Шеви Нива застучали гидравлические компенсаторы, не следует сразу торопиться снимать клапанную крышку – для начала нужно попробовать заменить моторное масло в двигателе.
  2. В движок следует заливать синтетическое масло высокого качества, соответствующее по классификации SAE – для лета подойдет «синтетика» 10W40, зимой лучше использовать менее вязкое масло, например, 5W40 или 0W30. Если замена масла производится через каждые 10 тыс. км, и масло при этом качественное, то вероятность засорения гидрокомпенсаторов не такая большая. Еще один совет – необходимо заливать одну и ту же марку моторного масла.
  3. Гидравлические компенсаторы старого образца нельзя сильно затягивать – от перетяжки они быстро выходит из строя. Применяемое усилие – около 2 кгс, но если их затянуть слишком слабо, они могут раскрутиться.
  4. Прежде чем менять ГК, можно сначала попробовать их промыть. Гидрокомпенсаторы промываются в бензине, для качественной очистки от шлаков «гидрики» необходимо разобрать. После очистки и сборки компенсаторы следует проверить: нужно утопить плунжер пальцами – если ГК исправный, он должен вернуться назад в исходное положение.

Отечественный внедорожник

Нормальная работа того или иного устройства во многом зависит от качества его обслуживания. Особенно если речь идет об автомобиле. В нем немалое количество деталей, которые связаны между собой и должны быть своевременно отремонтированы или заменены на новые. На разных машинах и даже моделях (например, таких, как нива шевроле, лада калина) могут быть установлены совершенно разные детали, которые нельзя использовать на обоих автомобилях. Поэтому приобретать все комплектующие необходимо в специализированных магазинах.

Одним из важных элементов нива шевроле, как и практически всех других автомобилей, являются гидрокомпенсаторы. Ремонт авто довольно часто вызван необходимостью замены или модернизации именно этих деталей шеви нива. Сделать это не так-то легко, поэтому лучше обратиться в автомастерскую.

В процессе работы размеры гидрокомпенсаторов на шевроле нива начинают изменяться. Это связано с зазорами в механизмах газораспределения автомобиля.

Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать и, соответственно, уяснить принцип действия гидрокомпенсаторов на нива шевроле, необходимо понять, каково их устройство. Вопреки непонятному многим названию, разобраться с данным механизмом сможет практически каждый. Тогда вы легко сможете контролировать работу гидрокомпенсаторов.

Схема и принцип работы устройства

Под капотом у Нивы

Данный механизм не отличается особой сложностью. В него входят 5 основных деталей:

  • корпус,
  • втулка,
  • плунжерные пружины,
  • плунжеры,
  • обратный клапан.

Иногда можно встретить плунжер без внутренних отверстий. Верхняя часть данного устройства представляет собой нечто вроде сферы и является своего рода опорой. Втулка обеспечивает двигательные функции механизма. Пружина плунжера находится между ним и втулкой.

Принцип действия устройства следующий. Кулачок распределительного вала, который повернут к толкателю обратной стороной, не может оказать воздействия на механизм, поэтому плунжер выталкивает пружина. Таким образом возникает зазор. В него сквозь шариковый клапан гидрокомпенсатора поступает масло из смазочной системы. После этого шариковые клапаны замыкаются в результате работы пружины в плунжере. Кулачок, который теперь уже повернут противоположным к гидротолкателю боком, постепенно опускает механизм все ниже и ниже. Одновременно гидрокомпенсаторы передают воздействие на клапаны ГРМ. В это же время толкатель опускается вниз, вместе с ним двигается и плунжерная пара. В результате выталкивается некоторое количество масла.

После этого гидрокомпенсатор нива шевроле нового образца немного изменяется в размерах, и теперь зазор появляется в промежутке между толкателем и кулачком. Не стоит переживать по поводу небольшой утечки масла, так как его недостача постоянно компенсируется поступлением вещества из смазочной системы двигателя.

Таким образом происходит изменение объемов порций поступающего масла, размеров гидрокомпенсатора и, соответственно, автоматический выбор зазора. Причиной неприятностей могут являться тепловые расширения или же изнашивание некоторых деталей газораспределительного механизма.

Когда может потребоваться ремонт устройства?

Причин, приводящих к необходимости осуществления такого процесса, как ремонт автомобиля, существует достаточно много. Неисправность гидрокомпенсатора – одна из них. Поломка может оказаться как незначительной, так и весьма серьезной.

Чаще всего ремонт гидрокомпенсаторов вызван использованием моторного масла низкого качества. К таким же последствиям может привести недостаточно частая смена фильтров смазочной системы.

Турбо кит для Нивы

Загрязненность масла является причиной различных неприятностей.

  • Увеличиваются зазоры внутри такого механизма, как пара втулок и плунжеров. В результате объем утечки масла будет постоянно увеличиваться или же гидрокомпенсаторы не будут успевать автоматически выбирать размеры зазоров в механизме газораспределителя. Самым явным признаком данного отклонения является стук гидрокомпенсаторов.
  • Шариковый клапан со временем изнашивается и засоряется. В результате клапан закрывается недостаточно плотно и утечка масла из плунжерной полости увеличивается.
  • Плунжерную пару автомобиля нива шевроле начинает клинить. Причем если сначала это может быть практически незаметно, то постепенно данное отклонение способно полностью вывести механизм из строя.
  • При возрастании нагрузок в газораспределителе также требуется замена гидрокомпенсаторов на шевроле нива. Ремонт необходим, если стучат гидрокомпенсаторы и все их детали изнашиваются чрезмерно быстро.

Устранение неполадок в работе гидриков шеви нива лучше всего доверить профессионалам. Потребуется промывка двигателя, которая осуществляется специальным составом или же маслом. Ремонт или замена гидрокомпенсаторов – выбор зависит от того, какими материальными средствами вы обладаете и владеете ли вы навыками для осуществления данного рода работ.

Российский внедорожник Нива Шевроле изначально комплектовался двумя типами моторов – это ВАЗ-2123 с объёмом 1,7 литра, и Z18XE от немецкой компании Opel с объёмом 1,8 литра. Если на вашем авто, установлен последний, то, как правило, никаких хлопот и неполадок он не доставляет, а вот с Российским аналогом куда всё более сложнее, поскольку периодически начинают стучать клапана, заставляя двигатель работать с перебоями требуя замены гидрокомпенсаторов.

На видео поиск неисправных гидрокомпенсаторов на Нива Шевроле

Ниже в этой статье мы разберём почему это происходит, как правильно произвести их замену, а также поделимся несколькими советами о правильной установке подобных запчастей.

Пошаговый порядок замены гидрокомпенсаторов

Если всеми вышеназванными способами устранить стук гидрокомпенсаторов не представилось возможным, то необходимо произвести его замену, а как это сделать правильно, читайте ниже в нашей статье.

  1. Устанавливаем автомобиль на ровную площадку, включаем ручной тормоз и нейтральную передачу.
  2. Далее открываем капот и первым делом снимаем воздуховод.
  3. Затем освобождаем клапанную крышку от всевозможных патрубков, откручивая от них хомуты.
  4. Демонтируем восемь болтов с клапанной крышки.

    Сняли клапанную крышку.

  5. Далее выставляем метку на распределительном вале, с меткой на задней части шестерни.
  6. Болт звёздочки необходимо ослабить и снять натяжитель цепи.

    При демонтаже болта, сохраните неподвижность звёздочки и цепи.

  7. Вышеназванный натяжитель можно сразу же «перезарядить» утопив его в плунжер и закрепив гайкой с колпачком.

    Порядок выкручивания болтов не имеет значения.

  8. Продолжая демонтаж, откручиваем все гайки, которые фиксируют распределительный вал, а затем снимаем его.

    Долой распредвал.

  9. Затем вынимаем все 8 рокеров и демонтируем компенсаторы.

    Только после этих работ можно переходить к демонтажу гидрокомпенсаторов.

    После демонтажа откладываем детали в сторону.

  10. На их место устанавливаем новые детали, затягивая их с усилием в 2кгс, с помощью специального ключа, а при его отсутствии достаточно сильно, но не перетягивая и не оставляя их слишком ослабленными.
  11. Продолжаем монтаж новой установкой рокеров на свои места.
  12. Затем составляем метки и монтируем на своё место распределительный вал.
  13. Когда он установлен, фиксируем его на месте, также ставим звёздочку и натяжитель цепи.

    Устанавливаем ранее зафиксированную цепь.

  14. Перед тем как затянуть цепь, смотрим на совпадение всех меток ещё раз и фиксируем его окончательно гайкой для натяжки цепи.
  15. Монтируем крышку клапанов на место, и подсоединяем все патрубки (обратите внимание на состояние патрубков и хомутов, потому как при сильной степени износа их лучше всего заменить – прим.).
  16. Заводим двигатель и наблюдаем за результатом. Обратите внимание, что на первом запуске может иметься всё тот же стук, однако, как только они заполнятся маслом, он должен прекратится, и работа двигателя нормализоваться.

На этом работы по замене гидрокомпенсаторов можно считать выполненной.

Гидрокомпенсаторы на «Шниву» вблизи.

Если вы услышали стук клапанов, не торопитесь приступать к замене гидрокомпенсаторов, попробуйте сначала заменить .

  • Заливать следует масло высокого качества, с вязкостью 10W40 — летом, а в зимнее время 5w30 или 0w30 . Обратите внимание, что если масло заливается постоянно одинаковое и меняется вовремя, т. е. каждые 7–10 тысяч километров пробега, то факт засорения гидрокомпенсаторов существенно снижается.
  • Если вы произвели демонтаж гидрокомпенсаторов, попробуйте их промыть , предварительно выполнив их разборку. После очистки проверьте их на работоспособность нажав на плунжер пальцем, и если он исправен, то вернётся в исходное положение.

Видео, о промывке гидрокомпенсаторов на Шевроле Нива

Конструкция гидрокомпенсаторов на Нива Шевроле

Как вы знаете, на стандартных или проще говоря «классических» моторах ВАЗ в механизме газораспределения монтировались рокера, а зазоры клапанов регулировались специальными винтами.

Однако на моторе 2123 для Нива Шевроле, предусмотрены гидравлические компенсаторы, исполненные в форме точно таких же болтов регулировки, а зазоры регулируются за счёт работы плунжерной пары и необходимого давления масла в двигателе.

Разобранный гидрокомпенсатор.

Не смотря на всю кажущуюся сложность конструкции, устроена в двигателе она очень просто и состоит всего из четырёх частей:

  • Корпуса гидрокомпенсатора.
  • Возвратной пружины.
  • Плунжерной пары, а точнее, из двух её частей, верхней и нижней, то есть плунжера и обратного клапана с поршнем.

Почему начинают стучать клапана?

Среди всевозможных причин, почему начинают стучать клапана на Нива Шевроле необходимо выделить основные:

  • Недостаточное давление масла системы.
  • Масляные каналы в двигателе загрязнены, а от этого происходит интенсивное загрязнение всей смазочной системы.
  • Уровень смазки в системе недостаточный.
  • Посадочное место под гидрокомпенсатор изношено.
  • Изношены детали и составные части гидрокомпенсаторов.

Случается, так, что гидрокомпенсаторы начинают стучать сразу после запуска в холодную погоду, и буквально сразу по истечении 30–60 секунд это проходит. Объясняется это тем, что масло поступает на гидрокомпенсаторы с опозданием, и не успевает обеспечить их необходимым количеством смазки.

Решить эту проблему можно после того, как будет заменено масло и . А когда клапана стучат при «горячем» моторе, обычной заменой масла уже не обойтись, придётся снимать «голову», распределительный вал и прочищать каналы. Если эта процедура не принесёт никаких результатов, придётся менять гидравлические компенсаторы.

Обратите внимание, что клапанный стук, происходящий по вине гидрокомпенсаторов, может иметь последствия, выражающиеся в следующем:

  • Наличие износа на кулачках распределительного вала.
  • Поверхности рокеров будут иметь сильный износ
  • Износ стержня клапана.

Ездить продолжительное время с таким «стуком» крайне не рекомендуется, потому как это напрямую влияет на износ деталей механизма ГРМ, при этом будет увеличиваться, а .

Что выбрать, гидрокомпенсаторы или регулировочные болты?

Устанавливаемые с завода гидрокомпенсаторы не всегда отличаются повышенным качеством, ведь стучать они могут почти сразу, как автомобиль сошёл с конвейера, имея совсем небольшой пробег. Как показывает практика, причиной такой неполадки является недостаточное усилие, с которым затянут болт на заводе, а это – 2–2,2 кгс . Однако если эти детали уже неработоспособны, то приходится выбирать на, что их заменить, благо варианты есть.

Самыми качественными и надёжными на рынке гидрокомпенсаторами принято считать продукцию «INA» от одноимённой Немецкой компании. Но товары бюджетного сегмента также производит и АвтоВАЗ (в её ассортименте есть продукты как старого, так и нового вида, отличающаяся головкой блока цилиндров, которые были модернизированы после 2008 года – прим.).

Если ставить вопрос о том, что выбрать, то руководствоваться придётся в первую очередь ценой. Гидрокомпенсаторы, как правило, и чаще всего продаются поштучно с ценой от 350 до 500 рублей, а регулировочный болт едва превышает 50. Если вы готовы проводить регулировку клапанов через каждые 10-15 тысяч километров пробега, то вам будет предпочтительней второй вариант, потому как проблем с ними получается меньше, а провести ремонт и обслуживание дешевле.

Так выглядит комплект новых запчастей.

Монтаж регулировочных болтов на Шевроле Нива

Новые гидрокомпенсаторы как уже стало понятно стоят дорого, а гарантий того, что они не застучат снова, минимальны. Именно по этим соображениям и из-за ценового спора можно установить регулировочные болты.

Так выглядят регулировочные болты.

Работа проделывается такая же, но придётся отдельно регулировать клапана, и немного иначе выполнять сборку двигателя.

Видео о замене гидрокомпенсаторов на болты на двигателе Шевроле Нива

Особенности сборки

  1. Необходимо наиболее тщательно очистить все колодцы болтов.
  2. Монтируем пластины и закручиваем новые втулки.
  3. Далее, закручиваем болты и монтируем новые пружины с рокерами.
  4. Устанавливаем распределительный вал на своё место и натягиваем цепь. Масляную рампу пока устанавливать не надо.

Сейчас необходимо отрегулировать клапана, и делается это точно также как на любом другом автомобиле ВАЗовского семейства.


Такая работа неудобна единственным фактом, что регулировка требуется каждые 10-15 тысяч километров пробега.

Зазор клапанов

Зазор на клапанах в 0,15 мм , которые выставляются щупом необходимо проводить только на холодном двигателе. Если это значение будет меньше, то они могут просто-напросто прогореть, а если больше, то начнут стучать.