Улучшение рабочего места кабины оператора трактора. Требования безопасности к техническому состоянию машино - тракторных агрегатов. Конструкции защитных кабин

5. Определяются параметры обзорности через ветровое окно и нормативного поля обзора.

6. Размещаются зеркала заднего вида, и обеспечивается обзорность через них.

7. Переходят к следующим этапам проектирования внутреннего пространства кабины: компонуется панель приборов, сиденья, элементы интерьера, о чем сказано ниже.

2.3. Компоновка рабочего места водителя трактора

Порядок компоновки рабочего места водителя трактора методически отличается от изложенного порядка проектных работ по автомобилям.

Управление машинотракторным агрегатом осуществляется одним водителем (оператором). Поэтому на тракторах в большинстве случаев достаточно устанавливать одноместные кабины. Отдельные фирмы устанавливают по заказу съемное сиденье для пассажира.

Нормируются минимальные размеры одноместных кабин, в основном ширину и высоту. При этом руководствуются антропометрическими данными водителя 95-го уровня репрезентативности. Длину кабины не регламентируют, так как она во многом зависит от компоновки трактора.

При компоновке рабочего места водителя трактора, прежде всего, необходимо определить минимальные размеры и геометрическую форму поверхностей, ограничивающих пространство внутри кабины вокруг располагающегося на сиденье в удобной рабочей позе оператора. Эти параметры задаются стандартами. Изменять ограничивающие размеры в меньшую сторону нельзя, и обычно их увеличивают, потому что в кабине предусматривается место для верхней одежды, аптечки, термоса с водой или пищей, а иногда и для второго сиденья.

Внутренние размеры кабины задаются от контрольной точки отсчета сиденья (КТС) по ГОСТ 27715-88. Минимальные размеры одноместной кабины и кабины с дополнительным сиденьем, рассчитанные на работу сидя, для сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов приведены на рис. 2.19 и регламентируются ГОСТ 12.2.120-88, а для промышленных тракторов на рис. 2.20 (ГОСТ 12.2.121.88).

ГОСТ 12.2.120-88 установлены размеры одно- и двухместных кабин сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов (рис. 2.19). Для одноместной кабины минимальная высота 1010 мм, минимальная ширина 900 мм на высоте от 310 до 810 мм от горизонтальной плоскости, проходящей через КТС. Ширина двухместной кабины на этой же высоте должна быть не менее 1400 мм. Расстояние от вертикальной плоскости, проходящей точку отсчета сиденья (ТОС), до задней стенки кабины должно быть не менее 365 мм. На рис. 2.19 показано также минимальное расстояние от рулевого колеса до любых конструктивных элементов кабины.

К конструктивным элементам, обеспечивающим безопасный вход и выход из кабины трактора, относятся следующие: дверной проем и двери кабины, ступеньки, поручни, аварийный люк. Полностью удовлетворяет требованиям безопасности по входу и выходу кабина со следующими параметрами:

- высота пола кабины от опорной поверхности 1008 мм;

- высота дверного проема 1600 мм;

- ширина дверного проема 400 мм;

- ширина, глубина и высота ступеньки над уровнем опорной поверхности соответственно 300, 100 и 520 мм;

- расстояние между поверхностью пола и уровнем последней ступеньки 316 мм;

- угол выноса ступеньки наружу 55…65 о .

В соответствии с требованиями международных стандартов (ИСО) и отечественных стандартов, тракторы должны быть оборудованы подножками и (или) лестницами при обязательном наличии поручней и (или) перил. Расположение, размеры, требования к материалам этих элементов оговорены стандартом. В качестве промежуточных подножек могут быть использованы конструктивные элементы иного назначения.

На рис. 2.21 указаны значения параметров, регламентирующих требования доступа водителя к рабочему месту. Расстояние между кромкой

проема двери и подушкой сиденья должно быть не менее 300 мм при среднем по регулировкам положении сиденья.

Стандартом установлены размеры дверного проема при максимально возможном открытии двери (рис. 2.22). Если оператор работает сидя, то высота дверного проема должна быть не менее 1300 мм, а если в положении стоя – 1800 мм. Заштрихованная зона на рис. 2.22 относится к кабине, где оператор работает сидя. Если двери открываются менее, чем на 90о , размеры дверного проема должны быть увеличены настолько, чтобы размер в свету соответствовал указанным на рис.2.22.

Рис. 2.21. Минимальные значения

Рис. 2.22. Размеры дверного

параметров доступа к рабочему

проема по ГОСТ 12.2.120-88

месту тракториста

Кабина трактора должна иметь не менее трех аварийных выходов, которыми могут быть двери, окна, люки, причем каждый выход следует размещать на противоположных сторонах (стенках, в крыше) кабины. Это требование важно соблюдать для повышения безопасности при опрокидывании трактора и заклинивании дверей. Размеры аварийных выходов должны соответствовать размерам дверного проема или быть не менее: 600х600 мм для квадратного сечения; 470х650 мм для прямоугольного; 700 мм в диаметре для круглого; или в виде эллипса с главными осями не менее 640 и 440 мм. Аварийные выходы должны открываться без применения инструмента. Окна кабины, если они предназначены для аварийного выхода, должны быть оснащены средствами для разбивания или оперативного демонтажа стекол.

На рис. 2.19 и рис. 2.20 отсутствуют данные о продольных размерах кабины на уровне пола. Это объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, при различной высоте сиденья для удобной рабочей позы опе-

ратора требуется разное расстояние до педалей: при низком сиденье оно увеличивается, при высоком – уменьшается. Во-вторых, операторы имеют разные антропометрические характеристики, и для удобства их работы положение сиденья должно регулироваться в продольном направлении на величину ± 75 мм, по вертикали на ± 40 мм относительно среднего положения, что также не позволяет жестко задать продольные размеры.

Расположение основных органов управления трактором показано на рис. 2.23. Вертикальный и горизонтальный размеры, определяющие взаимное расположение сиденья и центров педалей сцепления и тормозов, приведены ниже:

Положение рулевой колонки должно регулироваться в продольном направлении (по углу установки) и по высоте (вдоль оси колонки) на величину 100 ± 20 мм бесступенчато или с фиксаций не менее чем в четырех положениях по углу и в пяти – по высоте.

Рис. 2.23. Взаимное расположение сиденья и основных органов управления трактором:

1 – рулевое колесо; 2 – педаль сцепления; 3 – педали тормозов; 4 – педаль подачи топлива

Опорные площадки основных педалей должны иметь длину и ширину не менее 60 мм, расстояние между кромками площадок неблокируемых между собой педалей – 50…100 мм, блокируемых – 5…20 мм. Угол разворота опорных площадок педалей, приводимых в действие стопой, не должен превышать 15О от продольной плоскости машины.

Расстояние от рукояток рычагов при любом их положении до элементов интерьера и до соседних рычагов должно быть не менее 50 мм (если рычаги приводятся в движение кистью) и не менее 25 мм (если они приводятся в движение пальцами). Если рычаги перемещаются одновременно двумя руками или предполагается работа в рукавицах, а также при отсутствии визуального контроля за положением рычагов расстояние между расположенными рядом и управляемыми кистью рычагами увеличивается до 100…150 мм. Разумеется, что рукоятки органов управления, особенно управления движением, необходимо располагать в пределах зоны досягаемости оператора. При этом угол сгиба руки оператора в локтевом суставе должен быть близок к 135О , а усилие должно прикладываться в направлении «прямо на себя – от себя». При работе рычагами точного и непрерывного управления в условиях значительных вибраций и колебаний, особенно низкочастотных, необходимо предусматривать опору для рук, например – подлокотники.

Обзорность с рабочего места оператора трактора имеет особое значение, потому что многие технологические операции, выполняемые с помощью тракторов, требуют очень точного позиционирования рабочих органов машины, колес и гусениц относительно других предметов, а также точного выдерживания траектории движения машины. Основным оценочным показателем приняты углы обзора функциональных зон и объектов наблюдения.

В качестве исходной точки отсчета параметров обзорности для сельскохозяйственных тракторов принята точка K , имеющая координаты: 670 мм вверх и 10 мм вперед относительно контрольной точки сиденья (КТС) в продольной вертикальной плоскости. Ее положение имитирует положение глаз оператора. Углы, определяющие обзорность сельскохозяйственного трактора из кабины по ГОСТ 12.2.019-86, показаны на рис. 2.24, а их значения приведены в табл. 2.5.

Для тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин особое значение имеет обзорность передних колес или передних частей гусениц. Эти параметры также оговариваются стандартом.

Рис. 2.24. Углы, определяющие обзорность сельскохозяйственного трактора по ГОСТ 12.2.019-86

Таблица 2.5 Углы обзора через окна кабины сельскохозяйственного трактора

Обозначение

Тяговые классы тракторов

Зона обзора

колесных*

гусеничных

угла обзора

всех классов

Угол обзора, град

Передняя

β 1 **

β 4 ***

Передняя (че-

рез зону очист-

ки стеклоочи-

* Для тракторов тяговых классов 5 и выше со смещенным вправо сиденьем углы обзора должны быть не менее: α 1 =600 влево; α 1 =250 вправо; γ 2 = 350 ; γ 4 = 200 .

** Для тракторов, выполняющих транспортные работы на дорогах общей сети.

*** Допускается уменьшение угла до 20О для тракторных самоходных шасси с расположением двигателя позади кабины.

К тракторам универсально-

пропашным и общего назначения

(к каждому типу отдельно) предъ-

являются дополнительные требо-

вания в соответствии с технологи-

ческим назначением. Так, для

универсально-пропашных тракто-

ров необходимо обеспечить види-

мость точек 1 и 2 , как показано на

рис. 2.25. Это связано со специфи-

кой перемещения трактора в меж-

дурядьях обрабатываемой культу-

ры. Расстояние 250 мм между

точками 1 и 2 гарантирует хоро-

шую видимость защитной зоны.

На колесных тракторах об-

щего назначения тяговых классов

3…5 обязателен обзор участка А

Рис. 2.25. Зоны видимости точек об-

(рис. 2.26) площади перед перед-

зора передних колес трактора

ним колесом, а в гусеничных

тракторах тяговых классов 2…5 –

обзор передней части гусеницы (точка 1 ) и участка А (рис. 2.27) площади перед гусеницей. В этой зоне располагается борозда, относительно которой направляют движение трактора общего назначения, или другой ориентир в зависимости от выполняемой операции.

Рис. 2.26. Схема видимости участка А впереди колесного трактора

R= 17000 мм)

Рис. 2.28. Схема панорамной обзорности (для колесных тракторов класса 5 и выше при

Рис. 2.27. Схема видимости участка А впереди гусеничного трактора и точки 1 на передней части гусеницы

Во многих случаях для обеспечения видимости этих зон в нижней части кабины или дверей трактора устраиваются специальные окна.

При использовании тракторов на транспортных работах на дорогах общего назначения на них распространяются правила ЕЭК ООН, согласно которым в пределах каждого сектора (1 , 2 , 3 ) вне круга радиуса R (рис. 2.28) допускается не более двух невидимых участков. Ширина В невидимого участка в секторе 1 (на радиусе R ) не должна превышать 700 мм, а в секторах 2 и 3 – 1200 мм.

В каждом из секторов 2 и 3 допускается увеличение ширины В одного из участков до 1500 мм, но при этом ширина другого невидимого участка не должна быть более 700 мм. Наличие таких требований по обзорности предопределяет ширину элементов кабины и каркаса.

Для промышленных тракторов, исходя из специфики их работы, обзорность вперед определяется из точки K 1 , а назад – из точек K 2 и K 3 , расположение которых относительно КТС показано на рис. 2.29.

Рис. 2.29. Расположение точек отсчета обзорности промышлен-

ного трактора относи- тельно КТС Рис. 2.30. Параметры обзорности промыш-

ленного трактора (значения углов – в табл. 2.6)

Наличие трех точек и их расположение объясняется тем, что оператор, например, бульдозера должен практически половину времени работы трактора смотреть вперед, а другую половину, при заднем ходе трактора – назад, оборачиваясь через правое или левое плечо, при этом глаза оператора оказываются примерно в точках K 1 и K 2 .

Передняя зона обзора определяется углами α , γ , α 2 , γ 1 и γ 3 с вершиной в точке K 1 (см. рис. 2.30), а задняя – углами α 1 и γ 2 с вершинами в точках K 2 и K 3 . В передней зоне обзора оператор должен видеть точку 1 , расположенную на верхней части обвода гусеницы, и участок гусеницы у этой точки (заштрихован) с размерами не менее b α

Передняя со стороны наблюдения:

дополнительного, γ 1

преимущественного:

45**

α1 *

* В направлении на зуб рыхлителя.

** Кроме трактора с передним расположением кабины.

При работе промышленного трактора оператор должен видеть поверхности и объекты, показанные на рис. 2.31. Числовые значения величин, обозначенных на рис. 2.31, приводятся в стандарте.

Рис. 2.31. Объекты наблюдения оператора промышленного трактора:

L – продольная база трактора; В – поперечная база трактора; S – ширина отвала

Параметры рабочего места оператора следует устанавливать на основании антропометрических данных операторов, т. е. базовая точка измерений должна быть тесно связана с оператором. В автомобилестроении в качестве базовой принята точка бедра, находящаяся на пересечении вертикальной плоскости, проходящей через продольную плоскость симметрии сиденья, с теоретической осью поворота бедра относительно торса человека. Торс человека имитируют манекеном. Учитывая сложность изготовления самого манекена, а также определенные трудности для испытателей по его установке, особенно на мощных тракторах с одноместной кабиной (необходимость подъема манекена на большую высоту), в тракторостроении упростили устройство для определения базовой точки. В качестве базовой (или точки отсчета сиденья ТОС) принята точка в продольной плоскости симметрии сиденья, в которой пересекаются плоскость 7, касательная к задней поверхности нижней части спинки устройства для определения ТОС (рис. 1.1), и горизонтальная плоскость //, пересекающая нижнюю поверхность основания устройства на расстоянии 150 мм впереди плоскости I. Для определения ТОС это устройство устанавливают так, чтобы его продольная плоскость симметрии совпала с продольной плоскостью симметрии сиденья. Затем устройство нагружают усилием 550 Н, действующим вертикально в точке, расположенной на расстоянии 50 мм впереди точки А, причем обе части спинки устройства должны быть слегка прижаты к спинке сиденья. Если нельзя обеспечить устойчивое касание устройства к нижней части спинки сиденья, то только нижнюю часть его спинки устанавливают вертикально и слегка прижимают к спинке сиденья. Если нельзя обеспечить устойчивое касание устройства в верхней части спинки сиденья, то обе части его спинки устанавливают вертикально и слегка прижимают к спинке сиденья. Точка отсчета сиденья в определенной степени также связана с оператором - лежит в плоскости симметрии оператора на линии пересечения плоскостей, касательных к спине и к тазобедренным суставам. Неудобство пользования ТОС связано с тем, что при непосредственных измерениях ее на тракторе положение нагруженного усилием 550 Н устройства определяют относительно какого-либо базового элемента (например, пола кабины), а затем размеры переносят на чертеж. Возможна и установка с обеих сторон сиденья вертикальных стоек, соединенных между собой перемычкой или тросом в зоне, где проходит

линия пересечения плоскостей, касательных к подушке и спинке устройства.

Для определения размеров и конструкции рабочего места оператора землеройных машин в качестве базовой принята контрольная точка сиденья (КТС), в которой пересекаются вертикальная плоскость, проходящая через осевую линию сиденья, и теоретическая ось поворота бедра относительно торса человека. Экспериментальная проверка, проведенная в различных странах, показала, что отклонение КТС от точки пересечения торс - бедро не превышает ± 10 мм. КТС так же, как и ТОС, может быть определена на самом сиденье, задана в рабочем пространстве на машине или установлена непосредственно изготовителем сиденья. Для определения КТС служит устройство, показанное на рисунке 1.2. Для определения положения контрольной точки (КТС) сиденье устанавливают в среднее положение его регулировок по горизонтали, вертикали, угловым положениям и по массе оператора (в последнем случае при размещении на сиденье нагруженного устройства). Если установить сиденье в среднем положении невозможно, то его регулируют незначительно, отклоняя вверх и назад от среднего положения. Механизм подвески можно блокировать в среднем положении. Нерегулируемые подвески блокируют в вертикальном положении при размещении на сиденье полностью нагруженного устройства. Методика определения КТС следующая. Устройство (без дополнительных масс) помещают на подушку сиденья, предварительно накрытого тканью для облегчения правильного размещения, и сдвигают назад к спинке сиденья. На устройство устанавливают дополнительные массы, доводя общую массу от 6 ± 1 кг (масса устройства) до 26 ± 1 кг. Точка приложения вертикального усилия, создаваемого дополнительными массами, должна быть расположена на расстоянии 40 мм от проекции КТС на горизонтальную часть устройства. Устройство, нагруженное дополнительной массой, горизонтальным усилием 100 Н, прижимается к спинке сиденья. Затем на устройство устанавливают дополнительные массы, доводя его общую массу до 65 ± 1 кг. При этом центр приложения вертикального усилия от дополнительных масс не должен изменяться (масса среднего оператора 75 кг приблизительно соответствует массе устройства 65 кг, помещенного на сиденье). В двух вертикальных плоскостях, проведенных с обеих сторон сиденья на одинаковых расстояниях от продольной осевой плоскости сиденья, с точностью ± 10 мм определяют координаты точек пересечения этих плоскостей с осью, проходящей через обозначенную на устройстве КТС. Далее рассчитывают средние арифметические значения результатов измерения КТС в двух плоскостях.

Для определения ТОС и КТС используют разные по конструкции устройства. Методики измерения этих точек различаются прилагаемым к устройству усилием: для ТОС - 550 Н, для КТС - 590 Н, причем в обоих случаях предполагаемая масса оператора 75 кг. Кроме того, при определении КТС четко оговаривается положение регулировок сиденья, в то время как положение ТОС может изменяться в зависимости от положения регулировок сиденья.

Сельскохозяйственные тракторы с навешенным землеройным оборудованием используют в промышленности, поэтому они должны соответствовать требованиям стандартов для землеройных машин. При наличии двух базовых точек, различающихся как устройствами для их определения, так и методикой измерений, возникают определенные трудности из-за необходимости в двух комплектах документации на рабочее место оператора и проведения удвоенного объема испытаний для определения указанных точек. В качестве компромиссного решения с учетом результатов исследований по выявлению корреляционной связи между этими точками принято следующее соотношение: КТС располагается на 90 мм выше и на 140 мм вперед относительно ТОС. Предполагают, что по мере накопления опыта использования обеих точек будет выбрана единая базовая точка сиденья. Рассмотренные выше определения ТОС и КТС нужны для проектирования новой кабины при модернизации трактора. Проектирование новой кабины, а точнее, рабочее место оператора следует начинать с выбора положения базовой точки относительно малоизменяемых агрегатов трактора, например ходовой системы, трансмиссии. При непосредственных измерениях рабочего места оператора замеры можно проводить от какой-либо точки на устройстве, а затем пересчитать их от ТОС. В 1986 г. Международная организация по стандартизации (ИСО) и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), учитывая стабильность определения КТС, приняли решение о переработке стандартов, использующих базовую точку рабочего места оператора, с ТОС на КТС.

Одной из самых серьезных опасностей, которой подвергается тракторист, является возможность травмирования в аварийной ситуа-ции. Так, для колесных сельскохозяйственных тракторов классиче- ской компоновки характерно опрокидывание набок, при этом трактор может совершить несколько оборотов. Для промышленных тракторов характерно боковое опрокидывание с переворачиванием через крышу кабины и падение камней на крышу при работе в карьерах или на горных разработках. Для лесопромышленных тракторов возможны случаи падения на кабину деревьев, сучьев и веток.

Большое разнообразие конструктивного решения защитных уст- ройств кабин классифицируют по конструктивному исполнению и числу вертикальных силовых элементов(рис.13.1).

При этом двух - и многостоечные(четырех- и шестистоечные)каркасы могут быть встроены в кабину или располагаться вне ее по контору. Кроме того, кабины классифицируют по техническому ис-полнению на штампованные, каркасные и комбинированные.

Условия эксплуатации и характерные виды аварийных ситуаций обусловили применение для кабин сельскохозяйственных тракторов четырех- шестистоечных каркасов. В отдельных случаях на этих тракторах устанавливают двухстоечные каркасы с усиленной перед- ней частью крыши и передней стойкой кабины.

М н о г о с т о е ч н ы е з а щ и т н ы е к а р к а с ы при установке образуют несущий элемент для закрепляемых на нем панелей кабины. Жесткий каркас образован корпусом кабины,который выполнен в ви- де цельного узла, устанавливаемого на трактор с помощью резиновых виброизоляторов, а непрозрачные панели изнутри облицованы теп- лошумоизоляционными материалами. При этом корпус кабины может выполняться из штампованных элементов и из профильного и толсто- листового проката.

На рис. 13.2 показан корпус кабины сельскохозяйственного трактора, выполненный из штампованных из стали толщиной1...1,25 мм элементов. Детали корпуса- передняя1 ,левая6 и правая2 боко- вые панели, крыша3 , левая5 и правая4 стойки, задняя панель8 , ле- вый7 и правый9 порожки с помощью сварки в сборочном кондукто- ре собираются в общий узел.

Рис. 13.1. Классификация кабин по использованию устройств защиты тракториста:

а - кабины сельскохозяйственных тракторов(I , II , III - соответственно счетырех-, шес-ти- и двухстоечным каркасом); б- кабины промышленных тракторов с каркасом ароч-ного типа(IV - каркасROPS встроен в конструкцию кабины; V - раздельное исполне-ние кабины и защитного каркасаROPS); в- кабины лесохозяйственных и лесопро-мышленных тракторов(VI - каркасы арочного типаFOPS иROPS встроены в конст-рукцию кабины; VII - каркасыFOPS со всеми несущими стойками; VIII - защитный каркас арочного типа расположен снаружи кабины

На рис. 13.3 представлена конструкция корпуса кабины, выпол-ненная из толстолистового проката. Корпус кабины содержит два же-стких пояса, один из которых образован гнутым профилем10 основа-

ния, боковыми профильными стойками8 и12 и профильной пере-мычкой6 , а второй- задними стойками4 и15 , перемычкой2 , боко-винами3 и16 и задней поперечиной крыши1 . Оба жестких пояса со-единены продольными связями5 , 7 , 13 , 14 и образуют замкнутую систему, к которой крепится лицевая панель9 , сформированная из профильного проката и гнутых из листа деталей. К нижней обвязке каркаса приварен пол11 из листовой стали.

Рис. 13.3. Корпус кабины из толстолистового проката

в результате чего он может быть раздавлен трактором. Для повыше- ния безопасности застекленные проемы кабины иногда огораживают металлической сеткой, которая защищает тракториста в кабине и от проникающих предметов. С целью предохранения тракториста от вы- броса из кабины иногда применяют ремни безопасности(типа авто- мобильных).

С целью быстрого выхода в послеаварийной ситуации трактори- ста из кабины предусматривается наличие аварийного люка в крыше кабины(см. рис. 13.2). В случае же опрокидывания трактора, если люк отсутствует, тракторист может выбраться из кабины в любой удобный для этого проем кабины, поскольку стекла из сталинита при такой аварии обычно рассыпаются. Аварийными выходами являются также и застекленные окна. Поэтому в кабине должны находиться средства, которыми при аварийной ситуации можно разбить или вы- ставить стекло аварийного выхода.

Для обеспечения безопасности водителей тракторов (операто-ров) при опрокидывании на тракторы устанавливаются защитные ка- бины или устройства защитыROPS иFOPS. Защитные каркасыROPS иFOPS защищают водителя(оператора)соответственно при опрокидывании трактора и от падающих предметов. ROPS обеспе- чивает защиту оператора при всех возможных случаях опрокидыва- ния при следующих условиях:движение со скоростью до16 км/ч по глинистой поверхности с максимальным уклоном300, опрокидывание на3600 относительно продольной оси машины без потери контакта с опорной поверхностью.

На промышленных тракторах конструкция машины должна обеспечивать возможность установки защитных устройств ROPS,обеспечивающих сохранение объема ограничения деформации(зоны безопасности в кабине) при случайном падении на кабину предметов или при опрокидывании трактора. В отличие от сельскохозяйственно- го трактора кабина промышленного трактора не должна иметь жест- кого каркаса. Здесь защитное устройство располагают вне кабины

Рис. 13.4. Защитное устройство и кабина промышленного трактора:

а - защитное устройство; б- кабина

Защитное устройство содержит П - образный разъемный каркас,выполненный из профиля прямоугольного сечения, к которому свер-

ху крепится защитный козырек. Нижние концы стоек П- образного каркаса крепятся к остову трактора. Кабина также крепится к остову трактора и накрывается сверху защитным устройством.

Кабины лесохозяйственных и лесопромышленных тракторов по конструкции аналогичны кабинам сельскохозяйственных тракторов, но имеют дополнительное устройство(FОРS) для защиты от падаю- щих предметов и от проникновения деревьев в кабину при их транс- портировании и выполнении технологических операций. Для защиты оператора промышленных и лесопромышленных тракторов от па- дающих предметов козырек или крышу кабины выполняют из метал- лического листа,рассчитанного на энергию удара, равную11,6 кДж.

13.2. Кабины и кузова автомобилей

Кузов автомобиля предназначен для размещения водителя и пассажиров, различных грузов, специального оборудования, а также для защиты их от внешних воздействий. Кроме того, несущий кузов служит для крепления всех агрегатов и механизмов автомобиля, он воспринимает все нагрузки и усилия, которые действуют на автомо-биль при движении. Это наиболее важная конструктивная, материа-лоемкая и дорогостоящая часть автомобиля.

Автомобильные кузова классифицируются по назначению: гру-зовые, легковые, автобусные, грузопассажирские, специальные; по конструкции: каркасные, полукаркасные, бескаркасные; по на-груженности: несущие, полунесущие, разгруженные. Грузовой кузов являются рабочим оборудованием автомобиля(см. подраздел12.4).

Грузовой кузов предназначен для перевозки всевозможных грузов, пассажирский(легковой и автобусный) - людей, грузопас-сажирский- людей и грузов, а специальный- для различного обору-дования(лабораторного, медицинского и др.).

К а р к а с н ы й к у з о в имеет жесткий пространственный кар- кас, к которому прикреплены наружная и внутренняя облицовки, и воспринимает все нагрузки автомобиля.Облицовки нагрузок не не- сут. Кузов применяют на современных автобусах и некоторых лег- ковых автомобилях.

П о л у к а р к а с н ы й (с к е л е т н ы й) к у з о в имеет только отдельные части каркаса(стойки, дуги, усилители), которые соеди- няются между собой наружными и внутренними облицовками. Все нагрузки кузова воспринимаются совместно частями каркаса и об- лицовками. Такие кузова применяют на легковых автомобилях и ав- тобусах. Полукаркасными также выполняют цельнометаллические кабины грузовых автомобилей.

Б е с к а р к а с н ы й (о б о л о ч к о в ы й) к у з о в жесткого пространственного каркаса не имеет. Он представляет собой корпус(оболочку), состоящий из больших штампованных частей и панелей, соединенных между собой сваркой в пространственную систему. Для того чтобы такой кузов обладал необходимой жесткостью, час- тям и панелям придают определенные форму и сечение. Все нагруз- ки воспринимаются его корпусом. Бескаркасными выполняют кузова большинства современных легковых автомобилей,так как они очень технологичны при производстве(автоматическая сварка панелей ку- зова может производиться на конвейере), а также цельнометалличе- ские кабины грузовых автомобилей.

Н е с у щ и й к у з о в не имеет рамы и воспринимает все силы и нагрузки, действующие на автомобиль. Большинство современных легковых автомобилей(кроме высшего класса) и автобусов обо- рудованы несущими кузовами.

П о л у н е с у щ и й к у з о в, жестко соединенный с рамой, воспринимает часть нагрузки, приходящейся на раму.Такие кузова применяют на автобусах.

Р а з г р у ж е н н ы й к у з о в не имеет жесткого соединения с рамой. Он устанавливается на раме через прокладки, на подушках и, кроме нагрузки от перевозимого груза, никаких других нагрузок не воспринимает. Применяют его на грузовых автомобилях, а также на легковых автомобилях высшего класса и повышенной проходимо- сти.

Кабина грузового автомобиля предназначена для водителя и пассажиров, сопровождающих перевозимые грузы.

Кабины грузовых автомобилей классифицируются по:

По числу мест: одноместные, двухместные, трёхместные;

По компоновке: капотные, бескапотные.

Наибольшее распространение на грузовых автомобилях полу- чили двухместные и трехместные кабины. Одноместные кабины обычно применяются на карьерных самосвалах и автокранах.

Капотная кабина состоит из двух объемов. Она имеет объём для размещения водителя и пассажиров и объем для двигателя,ко- торый размещен перед водителем с пассажирами.

Бескапотная кабина является однообъемной. В ней отделение двигателя объединено с помещением водителя и находится под ка- биной. Бескапотная кабина по сравнению с капотной позволяет ра- циональнее использовать габаритную длину автомобиля(увеличить размеры грузового кузова),улучшить обзорность дороги для водите- ля.

К а б и н а г р у з о в о г о а в т о м о б и л я З И Л - 4 1 3 4 1 0 (рис. 13.5) - капотная, цельнометаллическая, жесткая, сварная,трех- местная, с цельным панорамным неоткрывающимся стеклом ветро- вого окна. Переднее стекло устанавливается в проеме окна кабины при помощи специального резинового уплотнителя. Кабина крепит- ся в трех точках на кронштейнах20 и26 рамы. К кузову также от- носится оперение, закрывающее те части автомобиля, которые расположены вне кабины: капот,крылья, облицовка радиатора, подножки.

Рис. 13.5. Кабина автомобиля ЗИЛ– 413410 с узлами подвески:

1,4 - соответственно нижняя и верхняя подушки; 2, 5, 16, 22 - болты; 3 - втулка; 6 -держатель зеркала; 7 - подвижная распорка зеркала; 8 - зеркало в сборе; 9 -уплотни- тель капота; 10 - стекло ветрового окна; 11 - форточка; 12 - стекло двери; 13 - заднее стекло; 14, 24 - лонжероны рамы; 15 - серьга в сборе; 17 -планка; 18 - опорная втул- ка; 19 - резиновая подушка; 20 - задний кронштейн; 21 - заклепка; 23 - поперечина рамы; 25 - дверь кабины; 26 - правый и левый кронштейны

На специальных кронштейнах снаружи кабины с левой и правой сторон установлены зеркала 8 заднего вида. Место водителя оборудо- вано противосолнечным козырьком.

Двери кабины имеют опускающиеся стекла и поворотные фор-точки. Подъём стекол дверей и надежная их фиксация в поднятом по- ложении осуществляются однорычажными стеклоподъемниками.

Двери кабины, левая и правая, имеют замки,открывающиеся снаружи ключом, а изнутри ручкой. Стопор замка в нижнем положе- нии блокирует открытие дверей снаружи. Для открытия поворотной форточки двери необходимо повернутьручку-запор, нажав предвари- тельно на ее кнопку.

К а б и н а г р у з о в о г о а в т о м о б и л я К а м А З бескапот- ная расположена над двигателем, наклоняемая,трехместная, цель- нометаллическая, сварная рис.13.6.

Она оборудована шумо- и термоизоляцией. Наружные панели кабины имеют виброгасящее и антикоррозионное покрытие.

Ветровое окно кабины глухое с плоскими,расположенными под углом стеклами. Стекла- полированные,трехслойные(типа три- плекс). Дверные стекла и стекло заднего окна закаленные, непо- лированные.

Рис 13.6. Общий вид кабины автомобиля КамАЗ

Крепление кабины к раме осуществляется в четырех точ-ках: с помощью резиновых по-душек впереди и двух четверт-ных рессор, снабженных аморти-заторами, в задней части кабины.

Переднее крепление каби- ны выполнено с механизмом уравновешивания.

Кабина фиксируется на раме двумя запорными устройствами механического типа с левой и правой стороны,действующими неза- висимо друг от друга, причем правое запорное устройство имеет пре- дохранитель.

Кабина оборудована двумя зеркалами заднего вида,установ- ленными на кронштейнах, выходящих за габариты автомобиля по ширине.

Двери кабины имеют поворотные форточки, стекла с механиз- мом подъема и опускания, замки с наружными и внутренними руч- ками.

Замок двери отпирается снаружи нажатием на кнопку ручки, а изнутри- поворотом ручки на себя. Корпус замка выполнен заодно с клином установа, фиксирующим дверь в проеме. При закрывании

двери клин входит между скобой фиксатора и стойкой проема двери. Стекла дверей кабины закаленные, неполированные,перемещаются в направляющих при помощи однорычажных стеклоподъемников с ме- ханическим приводом. В приводе стеклоподъемника имеется тормоз- ной механизм, благодаря которому стекло может быть зафиксировано в любом заданном положении. Монтаж и демонтаж замков, стекло- подъемников и стекол производится через люк внутренней панели двери.

Кузова легковых автомобилей отличаются большим разнооб-

разием. От типа и назначения автомобиля зависит форма кузова, число дверей, сидений и его вместимость.

Кузова легковых автомобилей различают по числу дверей,рядов сидений и конструкции крыши.

Автомобили могут быть: двух-, трех-, четырех- и пятидверны- ми; с одним, двумя и тремя рядами сидений;закрытые и с откидным верхом.

Большинство легковых автомобилей массового производства имеют несущие кузова. Это позволяет понизить их центр масс,уменьшить общую высоту и металлоемкость конструкции.

Цельнометаллические несущие бескаркасные кузова обычно из- готовляют из листовой стали. Корпус такого кузова представляет со- бой сварную конструкцию.

По количеству объемов кузова легковых автомобилей выполняются однообъемными, двухобъемными и трехобъемными:

Если отсеки для двигателя, водителя с пассажирами и багажа совмещены, то такой кузов называют однообъемным;

Двухобъемный кузов имеет два отсека. В одном отсеке располо- жен двигатель, а в другом- пассажиры и багаж(автомобили ВАЗ- 1111, ВАЗ-2108,ВАЗ-2111);

Трехобъемный кузов имеет три отсека. В одном отсеке распо- лагается двигатель, в другом- пассажиры, а в третьем-багаж(авто- мобилиГАЗ-31029 «Волга», ГАЗ-3110 «Волга»,ВАЗ-2110, «Лада- Приора», ВАЗ-1118 «Калина» и др.).

Кузова легковых автомобилей выполняют как закрытыми, так

иоткрывающимися.

Закрытые кузова, обладающие значительной прочностью, дол-говечностью и пассивной безопасностью, получили наибольшее рас- пространение. Они имеют жесткий замкнутый корпус с металличе- ской крышей и жесткие двери с опускающимися стеклами.

Машины и реализуемые на их базе технологии должны полностью отвечать требованиям безопасности. Это относится к их конструкции и эксплуатации.

В соответствии с этими ГОСТами тракторы и самоходные машины оборудуют кабинами с каркасами жесткости. Тракторы с защитными кабинами должны быть снабжены ремнями безопасности.

Для уменьшения скольжения пол кабины или площадки трактора изготовляют из рифленого материала. Потолок кабины над сиденьем механизатора должен иметь умягченную обивку.

Трактор должен иметь звуковой сигнал, который включается из кабины. Уровень звука сигнала должен быть на 8 дБ выше уровня внешнего шума трактора.

Тракторы, самоходные машины и автомобили должны быть укомплектованы аптечкой для оказания пострадавшему первой доврачебной помощи и термосом для питьевой воды.

Заправочные горловины топливных баков и системы охлаждения следует размещать вне кабины.

Зерноуборочные комбайны и самоходные шасси с навесными молотилками должны иметь заземления для отвода зарядов статического электричества.

Тракторы и самоходные машины, предназначенные для работы в горных Условиях, должны иметь устройство для стабилизации остова или сигнализации предельного крена.

Тракторы и самоходные машины, которые могут передвигаться по дорогам общей сети, оборудуют внешними световыми приборами. Негабаритные самоходные сельскохозяйственные машины должны быть обеспечены сигнальными средствами в соответствии с Правилами дорожного движения и иметь в верхней точке мигающий или непрерывный световой сигнал оранжевого или желтого цвета.

60) Безопасность труда при ремонте электрооборудования, эксплуатации электроустановок

Обязанности лица, ответственного за эксплуатацию, электроустановок потребителей .
Данное лицо обязано обеспечить:
- надежную, экономичную и безопасную работу электроустановок;
- разработку и внедрение мероприятий по экономии электрической энергии;
- внедрение новой техники и технологии, способствующих боле надежной, экономной и безопасной работе электроустановок;
- организацию и своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и профилактических испытаний электро­оборудования, аппаратуры;
- систематический контроль за графиком нагрузки предприми разработку и выполнение мероприятий по снижению потребляемой мощности в часы максимумов нагрузки энергосистемы;
- обучение, инструктирование и периодическую проверку знаний персонала энергослужбы;
- расчетный и технический учет расхода электроэнергии;
- наличие и своевременную проверку средств защиты;
- выполнение предписаний энергонадзора в установленные сроки;
- ведение технической документации, разработку необходимых инструкций и положений.. Организация безопасной эксплуатации электроустановок.
Руководитель предприятия обязан обеспечить содержание, эксплуатацию и обслуживание электроустановок в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. Для этого он обязан:
- назначить ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию электрохозяйства из числа ИТР, имеющих электротехническую подготовку и прошедших проверку знаний в установленном порядке;
- обеспечить необходимое количество электротехнических работников;
- утвердить Положение об энергетической службе предприятия, а также должностные инструкции и инструкции по охране труда;
- установить такой порядок чтобы работники, на которых возложены обязанности по обслуживанию электроустановок вели тщательные наблюдения за порученным и оборудованием;
- обеспечить проверку знаний работников в установленные сроки;
- обеспечить проведение противоаварийных и профилактических испытаний и измерений электроустановок;
- обеспечить проведение технического освидетельствования электроустановок.