Тесты, испытания и оценка эксперта шины Continental ContiIceContact. Тесты шин Тест шины континенталь конти айс контакт

Кроссоверные шины отличаются от легковых усиленными боковинами и плечевой зоной, ведь им чаще приходится скакать по бордюрам и придорожным канавам. Памятуя о том, что подобные шины размерности 215/65 R16 для малых кроссоверов мы уже испытывали пару лет назад на автомобиле Renault Duster, на сей раз решили подняться на размер выше. В качестве тестовой машины взяли Audi Q5.

Список протестированных шин:

Соперников подобрали из разных ценовых категорий. Самые дорогие в нашей выборке - носители передовых технологий ContiIceContact 2 SUV и Nokian Hakkapeliitta 8 SUV. Такие дешевле десяти тысяч рублей за штуку не купишь. Michelin Latitude X-Ice North 2+ чуть дороже восьми тысяч. Около семи с половиной стоят не менее именитые «баллоны» Goodyear UltraGrip Ice Arctic SUV и Pirelli Ice Zero. А самые скромные по цене - «японцы» Dunlop Grandtrek Ice 02 (6450 рублей) и Toyo Observe G3-Ice (6050 рублей).

Все покрышки перед тестами пробежали обкаточные 500 км. И доставлены прямиком… в ад. Точнее, в «Белый ад», как называют зимний полигон компании Nokian, расположенный на берегу озера Таммиярви.

Что показал VBOX?

Наш измерительный комплекс VBOX не может достучаться до спутников через покрытую толстым слоем снега крышу, накрывающую ледяной разгонный прямик (навес нужен для того, чтобы сохранять лед в идеальном состоянии). Поэтому на льду разгонную динамику и тормозной путь мы измеряли аппаратурой Dutron с оптическим датчиком. Для большей точности результатов засекали время разгона до 30 с 5 км/ч, а не с нуля.

Самый быстрый спурт, как и кратчайший тормозной путь (c 30 до 5 км/ч), Audi Q5 показал на шинах Nokian (2,9 с и 14,4 м). А в аутсайдерах оказались Dunlop (разгон за 4,2 с) и Michelin (тормозной путь 20 м).

Все последующие тесты проводили под открытым небом, а замеры делали комплексом VBOX. На ледовом круге лучшее время Q5 показал на шинах Nokian - 31,7 с. На две десятых хуже результат на шинах Continental - второе место. А скромнее всех выступил Dunlop: 33,8 с.

Переходим на снег и замеряем разгон уже с места (с 0 до 40 км/ч), но в двух режимах. Сначала - без пробуксовки, с электронным «ошейником». Затем - отключив противобуксовочную систему TCS и буксуя всеми четырьмя колесами: пусть полный привод покажет, на что способен.

Результаты получили занятные. В заездах с включенной электроникой, ограничивающей пробуксовку колес, лучшими оказались Continental и Pirelli - 3,3 с, четырем соперникам понадобилось лишь на одну десятую больше, еще чуточку отстал Dunlop - 3,5 с.

Разгон в стиле «газ в пол» получился чуть быстрее, а места распределились иначе. Лучшее время - на шинах Continental, Nokian и Toyo. А самый медленный разгон - вновь на Pirelli: те же 3,3 с, что и на грани пробуксовки. То есть на этих шинах все равно, как разгоняться - внатяг или безжалостно взрывая снег. В серединку (3,2 с) легли результаты на шинах Dunlop и Goodyear.

Оценки экспертов

По управляемости на льду самый высокий балл заслужили Continental, Michelin и Nokian. Больше всего нареканий вызвали покрышки Dunlop: увеличиваются задержки в реакциях и углы поворота руля, точному управлению автомобилем мешает низкая информативность и долгие боковые скольжения.

Оценивая курсовую устойчивость на снегу, эксперты были покорены «шиповками» Pirelli: на них Q5 радовал плотным, высокоинформативным рулем и незамедлительными реакциями. Чуть меньше понравились Dunlop, Nokian и Toyo. К остальным, впрочем, претензии тоже незначительные.

При оценке управляемости, проводимой на специальной снежной трассе, из предыдущей лидирующей тройки лучшими мы признали шины Dunlop и Nokian. Остальные дышали им в спину, и серьезных замечаний не получил никто.

А вот при оценке проходимости разброс результатов оказался велик. Шинам Goodyeаr мы поставили максимальную оценку, что бывает крайне редко: Q5 превратился в снегоход, которому нипочем любые сугробы. Nokian и Michelin позволяют очень уверенно не только преодолевать снежную целину, но и трогаться и маневрировать в глубоких сугробах, а также уверенно выбираться назад по своим следам. Без весомых замечаний, но и без восторгов обошлись покрышки Dunlop и Pirelli. Неувереннее всего в глубоком снегу кроссовер вел себя на шинах Toyo: неохотно трогался, причем только внатяг, а при малейшей пробуксовке норовил закопаться.

Кроме того, мы выставили предварительные оценки по плавности хода и уровню шума. Окончательные итоги можно подводить лишь после асфальтовых тестов, дающих корректировку в худшую сторону.

Проверка шипов

После «белых» тестов мы тщательно осмотрели шины, специальным индикатором Mitutoyo проверили величину выступания шипов, посчитали их потери за время обкатки и тестов.

Предельное выступание шипов - не более полутора миллиметров. Существующие скандинавские ограничения («гвоздики» должны торчать из покрышки не более чем на 2 мм) соблюдены с хорошим запасом.

А потери невелики. Continental, Nokian и Michelin не посеяли ни одного шипа. Хороший пример! Pirelli и Toyo упустили по одному «гвоздику» из передних левых колес. Потери Гудиера - два шипа, Данлопа - три, все из тех же передних левых. Поскольку в каждой шине не меньше 115 шипов, это хороший результат.


А теперь - на асфальт!

Надо было дождаться, когда в Поволжье сойдет снег, высохнут дороги и прекратится весенний ветер, мешающий точно оценить топливную экономичность. Только в конце апреля - начале мая появилась возможность проверить шины на асфальте. Реализовали мы ее на полигоне АВТОВАЗа близ Тольятти при температуре воздуха +5…+7 ºС. Это температурный порог сезонной смены шин в любую сторону - с зимы на лето и наоборот.

Самое щадящее упражнение для шипованных шин - оценка экономичности. Совмещаем ее с экспертной оценкой курсовой устойчивости на асфальте, а также уточняем оценки по уровню шума и плавности хода.

Увы, трансмиссия Audi Q5 не предусматривает режима привода только на одну ось, потому все работы проведены в полноприводном состоянии. Для исследования экономичности это далеко не идеальный вариант. Постоянный полный привод - точнее, циркулирующая в трансмиссии мощность - нивелирует разницу в расходах топлива на разных шинах. С другой стороны, результаты, полученные в процессе дорожных испытаний, -наиболее близки к реальным в повседневной эксплуатации. Нам удалось поймать ничтожную разницу между шинами по расходу топлива: разброс составил одну десятую литра. Считаем, что победителей и побежденных в этом тесте нет.

А вот на экспертные оценки поведения автомобиля стоит обратить внимание. По курсовой устойчивости всех обставил Michelin. На этих шинах Audi Q5 продемонстрировал четкое следование заданному направлению, высокую информативность и незамедлительные реакции на повороты руля - словно на летних шинах. И по комфорту Michelin оказался вне конкуренции. Шины мягкие и тихие. Сравниться с ними смог лишь Continental - но только по плавности хода.

На «противоположном берегу» оказались Goodyear и Pirelli - они будто соревновались между собой в шумности, вибронагруженности и жесткости. Мы не смогли однозначно определить, кто из них громче и жестче, - обе модели «хороши».

Закончили тесты традиционно - торможением на сухом асфальте и на мокром. В дисциплине «замедление с 60 до 5 км/ч на мокром покрытии» первое место на подиуме поделили шины Nokian и Goodyear, а при торможении посуху с 80 до 5 км/ч всех обошел Continental.


Чем сердце успокоится?

Удивительно, но состав подиума в тестах зимних шин этого сезона (разного размера, шипованных и фрикционных, легковых и SUV) одинаков. Призеры лишь меняются местами. Это говорит о силе и стабильности лидирующих компаний - Continental, Goodyear и Nokian. На сей раз первое место в нашем тесте заняли шины Nokian Hakkapeliitta 8 SUV, набравшие 943 балла. У них практически нет недостатков, а то, что стало поводом для легких придирок матерых экспертов, обычные водители вряд ли прочувствуют при повседневной езде. Впрочем, один существенный недостаток у победителя все-таки есть - высокая цена.

На второй ступени подиума расположился Goodyear UltraGrip Ice Arctic SUV 4×4 с результатом 909 баллов. Шина-вездеход! Таким обычно прощают недостаток комфорта. Приятно, что цена не столь высока, как у лидера.

Третье место с отрывом всего в шесть баллов от второго занял Continental ContiIceContact 2 SUV (903 балла). Эти шины обеспечивают лучшее сцепление и на снегу, и на сухом асфальте. Недостатков, за исключением совсем мелких замечаний, не отмечено. Впрочем, соотношение цены и качества могло быть и привлекательнее - если бы цена была чуть ниже.

Модель Pirelli Ice Zero набрала 893 балла и заняла четвертое место. Эти шины хуже соперников тормозят на снегу, проигрывая победителю 10% в тормозном пути. Зато могут похвастаться очень четким следованием курсу на заснеженной дороге.

Скромные 880 баллов позволили шинам Michelin Latitude X-Ice North 2+ занять пятую позицию в нашей табели о рангах. У них самое слабое продольное сцепление на льду, но при этом они наделяют машину четкой и понятной управляемостью. Вдобавок порадовали хорошей курсовой устойчивостью на любой дороге (рекомендуем для дальних поездок!), высоким уровнем комфорта и отменной проходимостью - на них можно смело спрыгивать на зимник.

В категорию очень хороших шин (по нашему раскладу - от 870 до 899 баллов) вписалась и модель Dunlop Grandtrek Ice02, заработавшая 876 баллов. У нее слабоваты тормозные свойства на асфальте (уступает лидерам около 7% на мокром и чуть больше 3% на сухом) и поперечное сцепление на льду. Но на заснеженной дороге и на бездорожье Dunlop чувствует себя как дома.

Замыкает список Toyo Observe G3-Ice: почетное седьмое место и звание хороших шин (861 балл). Покрышки «интеллигентные», наши сугробы не про них. Сцепные свойства на льду и асфальте самые скромные, но на заснеженных дорогах эти шины позволят чувствовать себя уверенно. И, что крайне важно для любого покупателя, эти шины оказались лучшими по соотношению цены и качества. Иными словами, не настолько они хуже ближайших соперников, насколько дешевле.

Троечников в нашей выборке не оказалось. До последнего места - сплошь отличники и хорошисты. Великолепная семерка!

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ


(Максимум 140 баллов)


(Максимум 120 баллов)


(Максимум 50 баллов)


(Максимум 130 баллов)


(Максимум 20 баллов)


(Максимум 20 баллов)


(Максимум 110 баллов)


(Максимум 90 баллов)


(Максимум 40 баллов)


(Максимум 30 баллов)


(Баллы)

Мнения экспертов о каждой шине представлены ниже
(Оценка «Цена/качество» получается делением розничной цены на сумму баллов. Чем ниже оценка, тем лучше)

Место Шина Мнение экспертов
1

Сумма баллов: 943

Место изготовления: Россия
Индексы: 108T
9,6-9,8
55
Количество шипов, шт.: 190
1,1-1,3
Масса шины, кг: 14,5
10 300
Цена/качество: 10,92

+ Лучшие сцепные свойства на льду, разгон на снегу без TCS, тормозные свойства на мокром асфальте; высокие курсовая устойчивость на снегу, управляемость на льду и на снегу
- Незначительные замечания в адрес курсовой устойчивости на асфальте и комфорта
Вердикт: Отлично

Nokian
Hakkapeliitta 8 SUV

2

Сумма баллов: 909

Место изготовления: Германия
Индексы: 108T
Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 10,1-10,3
Твердость резины по Шору, ед.: 55-56
Количество шипов, шт.: 130
Выступание шипов после тестов, мм: 1,2-1,5
Масса шины, кг: 14,2
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 7 550
Цена/качество: 8,31

+ Лучшие тормозные свойства на мокром асфальте; феноменальная проходимость
- Невысокий уровень комфорта; незначительные замечания к управляемости на снегу и на льду, к курсовой устойчивости
Вердикт: Отлично

Goodyear
UltraGrip Ice Arcic SUV

3

Сумма баллов: 903

Место изготовления: Россия
Индексы: 108T
Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 8,2-8,4
Твердость резины по Шору, ед.: 53-54
Количество шипов, шт.: 222
Выступание шипов после тестов, мм: 1,2-1,4
Масса шины, кг: 14,9
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 10 050
Цена/качество: 11,13

+ Лучшее сцепление на снегу; лучшие тормозные свойства на сухом асфальте; помогут сэкономить топливо; четкая управляемость на льду; высокая плавность хода
- Незначительные замечания касательно курсовой устойчивости и управляемости на снегу, проходимости и уровня шума
Вердикт: Отлично

Continental
IceContact 2 SUV

4

Сумма баллов: 893

Место изготовления: Россия
Индексы: 108T
Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 9,2-9,5
Твердость резины по Шору, ед.: 61-62
Количество шипов, шт.: 130
Выступание шипов после тестов, мм: 1,2-1,5
Масса шины, кг: 13,6
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 7 550
Цена/качество: 8,45

+ Лучший разгон на снегу с TCS; очень четкое следование курсу на снегу, хорошая проходимость
- Худшие тормозные свойства на снегу; худший разгон на снегу без TCS; невысокий уровень комфорта
Вердикт: Очень хорошо

Pirelli
Ice Zero

5

Сумма баллов: 880

Место изготовления: Франция
Индексы: 108T
Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 9,1-9,3
Твердость резины по Шору, ед.: 53-54
Количество шипов, шт.: 116
Выступание шипов после тестов, мм: 1,0-1,5
Масса шины, кг: 14,3
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 8 350
Цена/качество: 9,49

+ Отличная проходимость; четкие управляемость на льду и курсовая устойчивость на асфальте; комфортные
- Худшие продольные сцепные свойства на льду
Вердикт: Очень хорошо

Michelin
Latitude X-Ice North 2+

6

Сумма баллов: 876

Место изготовления: Таиланд
Индексы: 108T
Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 9,8-10,0
Твердость резины по Шору, ед.: 60-61
Количество шипов, шт.: 134
Выступание шипов после тестов, мм: 1,2-1,5
Масса шины, кг: 15,2
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 6 450
Цена/качество: 7,36

+ Помогут сэкономить топливо; четкие управляемость и курсовая устойчивость на снегу; хорошая проходимость
- Худшее поперечное сцепление на льду; скромные тормозные свойства на снегу и на асфальте; сложности с управляемостью на льду
Вердикт: Очень хорошо

Dunlop
Grandtrek Ice02

7

Сумма баллов: 861

Место изготовления: Япония
Индексы: 108T
Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 10,2-10,5
Твердость резины по Шору, ед.: 51-52
Количество шипов, шт.: 115
Выступание шипов после тестов, мм: 1,2-1,4
Масса шины, кг: 15,2
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 6 050
Цена/качество: 7,03

+ Лучшее время разгона на снегу без TCS; четкая курсовая устойчивость на заснеженной дороге
- Скромные сцепные свойства на льду и тормозные свойства на асфальте; ограниченная проходимость
Вердикт: Хорошо

Toyo
Observe G3-ICE

Зимние шипованные шины распространены в странах с суровыми климатическим условиями. Это скандинавские страны и Россия. Как бы производители шин ни пытались продвигать нешипованные модели, водители своими предпочтениями и, соответственно, рублем голосуют за «шипы».

Именно поэтому вторым заводом Continental по производству шипованных шин стала площадка компании в Калуге. Открывшись в 2013 году и выпустив свою первую шину в сентябрю 2015 года, завод произвел уже 2 500 000 единиц продукции. Если ранее номенклатуру производства составляли летние шины, то осень 2015 года ознаменовалась выходом в свет российских зимних шипованных шин Continental IceContact 2.

Эти шины уникальны по многим параметрам, но самое интересное кроется в системе ошиповки шины.

1. Для этой модели была разработана специальная конструкция шипа. Как и многие передовые разработки, он имеет профилированный твердосплавный стержень и обойму меньшего диаметра, чем у шипов предыдущего поколения.

2. Снижение объема обоймы позволило уменьшить вес одного шипа на 25%, что в свою очередь позволило увеличить количество шипов в шине со 130 (в резине Continental IceContact первого поколения) до 190 в Continental IceContact 2. Увеличение количества шипов в пятне контакта позволяет значительно увеличить силу сцепления шин с дорогой на льду.

3. Маленький шип проще вырвать из резиновой основы шины, и, чтобы этого не произошло, Continental использует уникальную технологию вклейки шипа в резину, из-за чего усилие, требующееся га то, чтобы вырвать шип, возрастает в четыре раза.

Все это позволяет специалистам компании заявлять о том, что шины Continental IceContact 2 при движении в городских условиях не теряют шипов вообще!

Предлагаем нашим читателям совершить фотоэкскурсию в Калугу и вместе с нами посмотреть, как делаются шипованные шины Continental IceContact 2. Также мы расскажем о заводе.

Как театр начинается с вешалки, так и любой завод начинается с проходной. Через эти ворота на территорию завода ежедневно проходит 950 сотрудников. Всего в России в концерне Continental трудится 1200 человек.

Холл административной части завода.

Завод в Калуге обеспечивает полный цикл производства и начинается он с лаборатории, которая располагается в начале конвейерной линии. Все компоненты будущей шины Continental IceContact 2 попадают сначала в нее для проверки на соответствие физико-химических параметров.

Требования, предъявляемые к зимним шинам, зависят от региона эксплуатации. В зависимости от климатических условий зимние шины должны обеспечивать уверенное движение по сухим и мокрым, заснеженным и обледенелым дорогам. Температура при этом может варьироваться от 0 градусов до значений намного ниже -30 градусов. Поскольку создать только одну шину, которая соответствовала бы всем требованиям, невозможно, такие производители шин премиум-класса, как концерн Continental, разрабатывают линейку специализированных продуктов для удовлетворения потребностей водителей из различных регионов. В основе специализации лежит особая формула резиновой смеси протектора. Более того, данный элемент конструкции шины является наиболее важным переменным фактором, на долю которого приходится примерно 50 % изменения качеств шины. Чтобы составить формулу резиновой смеси и получить качества, соответствующие желаемым характеристикам для конкретного применения, разработчики концерна Continental применяют набор химических компонентов, который включает в себя 15 наименований, созданных с использованием примерно 1500 различных материалов. Наиболее важными элементами являются полимеры (резина), наполнители, смягчители и ускорители.

Конечная цель процесса составления формул резиновой смеси для различных шин - достижение максимально возможного сцепления при конкретных погодных условиях. Определенным образом сочетая различные компоненты резиновой смеси, разработчики добиваются эластичности шины, которая соответствует температурам, преобладающим в регионе эксплуатации. В конце концов, не бывает универсальной резиновой смеси зимней шины для всех температурных условий. Так, слишком мягкая шина служит очень недолго. С другой стороны, шины, эксплуатируемые в северных регионах, не должны отвердевать слишком быстро, так как в противном случае они не смогут обеспечить надлежащее сцепление.

Химики, специализирующиеся на шинном производстве, используют технический углерод и диоксид кремния (так называемые наполнители), чтобы изменить характеристики сцепления шины с мокрым дорожным полотном и износостойкие качества. Но если технический углерод используется для увеличения срока службы шины с начала прошлого века, то диоксид кремния начали применять примерно 20 лет назад. Преимущество диоксида кремния заключается в том, что он способствует сокращению тормозного пути на мокром покрытии при одновременном снижении сопротивления качению. Используя эти два наполнителя в различном процентном соотношении, можно закладывать в шину такие характеристики, как ходимость и торможение на мокром покрытии, с высокой степенью точности.

Смолы и масла (а концерн Continental использует, помимо прочих, и рапсовое масло) необходимы в качестве смягчителей, поддерживающих требуемую мягкость резиновой смеси. При большем содержании масла резина становится менее жесткой, а при большем содержании полимеров она сохраняет гибкость даже при низких температурах. В процессе производства масла выполняют функцию смазочных материалов, предотвращающих разрушение полимерных цепочек. Как и в случае с остальными ингредиентами из набора химических компонентов, изменение содержания смягчителя в формуле ведет к изменению качеств конечного продукта.

Такие ускорители процесса вулканизации, как оксид цинка и сера, предназначены для скрепления и объединения различных полимеров в резиновой смеси. Эти два компонента играют важную роль в процессе вулканизации, при котором происходит преобразование мягкого и растяжимого сырья с знакомую гибкую и эластичную резину шины.

Одобренное лабораторией сырье поступает на склад, непосредственно примыкающий к печи, в которой происходит смешение и изготовление сырой резиновой смеси.

Концерн Continental предлагает своим клиентам новую шипованную шину Continental IceContact 2в широком диапазоне: 70 размеров шин от 14 до 20 дюймов. Еще 40 размеров поступят в продажу в 2016 году. Continental IceContact 2 обеспечивает непревзойденный уровень безопасности, особенно на обледенелой и заснеженной дороге. Калужский завод производит сегодня около 20 наименований новой шипованной шины и в дальнейшем планирует планомерное расширение данной линейки. Шины Continental IceContact 2, произведенные в России, поставляются не только на российский рынок, но и в скандинавские страны.

Вот так компоненты попадают на печь. Далее идут производственные линии, фотографировать которые строго запрещается по соображениям коммерческой тайны, поэтому придется описывать словами. Сама печь является колоссальным сооружением высотой 25 метров и занимает отдельный цех. Технология перемешивания компонентов двухступенчатая. На первой ступени технический углерод смешивается с каучуком и добавками при температуре 120 градусов. Потом вся смесь остужается и уже при температуре 80 градусов смешивается с серой. Использовать в этот момент более высокую температуру нельзя, так как может произойти реакция вулканизации резины.

Каучуки, используемые в рецептуре резиновой смеси шин Continental. Темный - это натуральный каучук, светлый и белый - искусственные (производятся в России). На заднем плане виден выходной конвейер печи смешения резиновой смеси. В Continental IceContact 2 используется еще один искусственный каучук, который при комнатной температуре остается в жидком состоянии, что обеспечивает мягкость резины при низкой температуре. По данным производителя, эластичность Continental IceContact 2 сохраняется и при температуре -45 ºС.

Об ассортименте производимой продукции

Немецкому концерну Continental удалось достичь лидирующих позиций на российском рынке во многом благодаря широкой линейке брендов, покрывающей все рыночные сегменты: Continental - премиальный, Gislaved - среднеценовой, Matador - бюджетный.

Ярон Видмайер, генеральный директор ООО «Континентал Тайрс РУС», отмечает: «Мы верим в развитие российского рынка. Надежная и широкая дилерская сеть, высокое качество продукции, а также преимущества локального производства позволят нам улучшить свои позиции на российском рынке в среднесрочной перспективе ».

На выходе из печи получают вот такую ленту сырой резины массой 250 кг. В процессе выхода продукта через каждые 200 кг отбирается проба, которая идет в лабораторию для подтверждения физико-химических параметров.

О заводе

Из-за сложных экономических и рыночных условий московский офис Continental прогнозирует падение российского рынка шин вплоть до следующего года. Стоит заметить, что согласно ожиданиям компании к 2020 году шинный рынок вернется на докризисный уровень 2013 года. Несмотря на непростую экономическую ситуацию, шинное подразделение Continental удерживает в России стабильную долю рынка. Достигать столь значительных результатов концерну помогает в том числе обширная дилерская сеть, насчитывающая порядка 50 компаний и около 400 торгово-сервисных центров.

Готовая лента сырой резины проходит в цех экструзии, где из нее под давлением формируются элементы будущей шины: боковины, протектор и гермослой.

О заводе

Локальное шинное производство концерна, запущенное в Калужской области в 2013 году, подчеркивает значимость российского рынка для Continental. На протяжении двух лет шинный завод Continental в Калуге демонстрирует планомерный рост объемов производства. С конвейера предприятия уже сошли 2 500 000 шин. Расширяется и спектр продукции, который калужское производство предлагает своим клиентам: в настоящий момент завод производит уже более 150 артикулов шин трех популярных в России брендов - Continental, Gislaved и Matador. Новым шагом в развитии завода в 2015 году стало начало поставок на экспорт и работа с заводами-автосборщиками. Первые партии экспортных шин отправились в Республику Беларусь и Украину в апреле 2015 года. За ними последовали поставки шин в Германию, Францию. В скандинавские страны начали экспортироваться шины Continental IceContact2.

На следующем этапе из полученной ленты на конвейере собираются заготовки для шины Continental IceContact 2. Сначала склеиваются между собой боковины и гермослой. Качество и положение склейки контролируется в отношении 100 % продукции. На следующем этапе к заготовке приклеивается будущий протектор.

Полученная заготовка уже соответствует типоразмеру будущей зимней шипованной шины Continental IceContact 2, но на ней еще нет протектора.

О заводе

Калужский завод стал вторым предприятием концерна Continental (первый - в Корбахе, Германия), которое выпускает зимние шипованные шины. В Калуге применяются уникальные технологии шипования и вулканизации шипа, полностью интегрированные в производственный процесс. Это позволило калужскому заводу Continental в марте 2015 года запустить в серийное производство новейшую разработку концерна - зимнюю шипованную шину IceContact2, таким образом локализовав производство покрышек, которые стали популярны на российском рынке всего за несколько месяцев.

Чтобы на заготовке появился протектор Continental IceContact 2, она должна пройти процедуру вулканизации в пресс-форме. Там под давлением в 16 атмосфер и при температуре 165 градусов сырая резина вдавливается в форму и вулканизируется в течение 10 минут.

Так выглядит элемент пресс-формы. Он изготавливается из алюминия на одном из дочерних предприятий Continental.

Этот сектор находится в механизме, который обхватывает заготовку и раскрывается при извлечении готовой покрышки. Перед нами элемент сомкнутой пресс-формы.

После процесса вулканизации шина попадает на конвейер, который направляет ее в цех контроля качества. Вся резина, не прошедшая контроль качества, разрезается и уходит на утилизацию.

В цехе контроля качества каждая шина осматривается специалистом заводского ОТК и лишь после этого переходит на следующий этап - ошиповку.

У шипа Continental IceContact 2 есть несколько отличий от стандартных шипов. Он меньше, шипов применяемых в других шинах компании. За счет уменьшения размера удалось снизить его массу на 25%, что позволило увеличить плотность ошиповки со 130 до 190 шипов.

Второе его отличие в том, что при установке он покрыт слоем клея. При комнатной температуре этот клей твердый, а при температуре вулканизации он вступает в реакцию с резиной и обеспечивает ее сваривание с металлом. В результате усилие, необходимое на то, чтобы вырвать этот шип из протектора, возрастает в несколько раз. Изготавливаются эти шипы на дочернем предприятии Continental, и эту технологию использует только концерн и только при изготовлении шины Continental IceContact 2.

Далее шины попадают на конвейер ошиповки. Система технического зрения определяет место для установки шипа и со строго определенным усилием вдавливает его в протектор. После этапа установки шина Continental IceContact 2 попадает на пост автоклавирования, где при температуре 165 градусов и давлении 2 атмосферы идет вулканизация шины для закрепления шипа. Этот этап вулканизации длится всего 2 минуты.

После того как шип вклеен, шина еще раз направляется на пост контроля качества, где идет проверка качества ошиповки.

И только после того как ОТК подтвердило, что готовая зимняя шина Continental IceContact 2 соответствует всем стандартам концерна, она отправляется на склад готовой продукции.

Завод Continental в Калуге рассчитан на выпуск 4 млн. шин в год. При этом планируется, что 60 % из того объема будут составлять шипованные шины.


Источники

Источники соответствуют компаниям, которые независимым образом производят сравнение шин на основе постоянной методики, включающей максимальное количество критериев качества шин, и ставят объективные оценки по результатам тестов для группы аналогичных шин в зависимости от типа использования.

В данную базу включены только те источники, которые соответствуют данным критериям. Данные критерии применяются также для каждого теста источника.

Источники, используемые для определения технических показателей шин:

  • Результаты тестов, опубликованные в специализированных изданиях.
  • Данные, полученные согласно Регламенту (ЕС) 1222/2009 «О маркировке шин в отношении к эффективности расхода топлива и другим существенным параметрам». Или Оценки, используемых в маркировках автомобильных шин (MOBS*) при отсутствии официальных данных.
  • Данные, опубликованные независимыми испытательными лабораториями.

Подробный список источников (за исключением Регламента ЕС 1222/2009), используемых для оценки рейтинга каждого изделия, прилагается к публикации.

Схема оценки

Конечная оценка состоит из 9 базовых показателей, которые пополняются 4 другими базовыми показателями для зимних шин.

Базовые показатели разбиты на 5 групп: 3 - для летних шин, 2 - для зимних шин.

Каждый базовый показатель занимает разный весовой коэффициент в своей группе исходя из степени его значимости в категории.

Ниже представлены группы показателей и их базовые показатели:

Метод расчета

Каждый базовый показатель оценивается по следующему принципу:

  • Оценка из 10 баллов присваивается шине, получившей наилучший результат за определенный тест.
  • Оценка других шин уменьшается пропорционально полученному среднеквадратическому отклонению дискриминанта.
  • Все результаты, превышающие в 9 раз это среднеквадратическое отклонение, получают оценку 1.

Если источник использует собственную систему оценок (которая не основывается на 10-ти бальной системе), в таком случае производится линейное перекодирование.

Итоговая оценка базовых показателей будет основываться на среднем арифметическом оценок, полученных по результатам каждого теста.

Примечание: тесты, проведенные автомобильными журналами или специализированными организациями, как правило, основываются на наиболее распространенных на рынке типоразмерах. Несмотря на то, что показатели шин могут незначительно отличаться в зависимости от размеров, мы предпочли присваивать оценку всей размерной панели определенной модели шин.

Зимняя шина Continental ContiIceContact никогда не проигрывала ни одного теста зимней резины. В каждом издании, в каждой дисциплине она выступала достойно, уступая по суммарному количеству баллов лишь финской Hakkapeliitta 7. Nokian увереннее Continental держит дорогу на скользких покрытиях, в особенности на льду, что в сочетании с высоким приоритетом этой дисциплины оборачивалось победой шин «Хаккапелиитты».

В действительности реальная зима в крупных городах часто оборачивается асфальтом под колесами. Где-то сухим, где-то смоченным реагентами. На загородной трассе, напротив, дорога щедро покрыта снегом и льдом и лишь периодически встречаются асфальтовые вкрапления. В итоге по жизни от шины требуется скорее баланс, нежели лидерство в какой-то из дисциплин. Сильные результаты на одном типе покрытия отнюдь не гарантируют отсутствие недоработок в других условиях. Оценивать баланс и соразмерность характеристик шипованных ContiIceContact довелось на протяжении всей зимы 2013-2014.

Первые недели эксплуатации было холодно, но не было снега и льда. Необходимость смены резины читалась лишь по характеру корта летних Hankook Ventus Prime 2. В околонулевых положениях шина заметно твердела и теряла в сцепных свойствах. Сорт резиновой смеси явно не подходил.

Первое и самое важное, чем любая зимняя шина отличается от покрышки для лета - сорт резиновой смеси, из которых выполнена она. В зимних шинах используют значительно более мягкие типы резины, ради лучшего поведения шин при низких температурах и вне твердых поверхностей. Шипы и протектор вторичны, хотя и важны.

Чудес на свете не бывает. Скандинавская шина чистом асфальте да еще и с шипами наложила свой отпечаток на отношения между водителем и автомобилем. Реакции на руль и педали стали размытее и ленивее. Разница была не критичной, но ловилась даже «на глаз», без специальной аппаратуры. Громкий гул за окном не в счет.

Езда на зимней резине по умолчанию предполагает сдержанность в реакциях и осторожность в движениях. А уж когда шины еще в процессе обкатки - тем более. Обычно этот процесс длится минимум 1000 км и если происходит в городе, то оборачивается одним-двумя прецедентами, когда тормозить пришлось сильнее, чем надо.

Обильный снег начался еще до завершения обкатки резины. Особенно много его выпало во дворах. Сугробы парковочных площадях Continental ContiIceContact берут с оптимизмом, но в рамках разумного. В совсем запущенных случаях помогало травление «атмосфер» и взмахи лопатой, но это уже не относится к шинам.

На дорогах общего пользования лежал мокрый асфальт. К той поре водители уже попривыкли к зиме, а скорости перемещения выросли. Нагрузка на шины и шипы тоже.

Об этом же говорили цифры газеты «Авторевю», опубликованные в тесте зимней резины прошлого года. И эту нагрузки шины Continental ContiIceContact в их тесте держали с достоинством. Наезд на 83 мм бордюр рвет покрышки «Континенталь» при скорости 60 км/ч. Лучше только Bridgestone (70км/ч), но он хуже на зимней дороге, а большинство остальных шин вспороли свой корт на значительно меньших скоростях. Тестовый комплект редакции АвтоДела за зиму накатал не много. Всего 2000 км, но возврат к летним шинам не выявил травм. Все до единого шипы остались на месте, подтвердив заявления журналистов и инженеров о прочности ошиповки. Она у Continental ContiIceContact осуществляется с использованием настоящего клея. Это же подтверждают цифры «Авторевю». Усилие, при котором у ContiIceContact вылетают шипы, составило 232Н. Это первая строчка. Причем отрыв от второго места солидный. Ведь у следующей по таблицы шины шипы вырываются уже силой в 96 Ньютон.

А не знал он, что шины - это не только физика, но и химия, со всеми вытекающими отсюда последствиями (это, кстати, относится и к факту старения шин). Вот о химической составляющей этого продукта и говорилось на техническом семинаре компании Continental.

ЗАДАЧА

Место для семинара было выбрано самое что ни на есть северное - полигон близ финского городка Леви. А главной темой семинара был принцип создания оптимальной, с точки зрения химии, зимней шины. Именно оптимальной (как известно, идеальных шин не существует), ориентированной на тот или иной регион использования. И прежде всего, с учетом температурных режимов в том самом регионе. А для начала всем желающим было предложено ударить молотком по двум образцам резины, только что извлеченным из холодильной камеры. Первый образец выдержал испытание без намека на остаточную деформацию, а второй, будто стекло, раскололся вдребезги. Все дело в том, что в первом образце была использована резиновая смесь, «спроектированная» до температуры в –60° C, а температурный порог смеси второго образца не превышал –20° C. Кстати, это хороший пример того, почему при наступлении соответствующего сезона и при устойчивой температуре ниже +7° C уже стоит поменять летние шины на зимние.

Вот они, слагаемые успеха: компоненты, участвующие в создании шины

Именно резиновая смесь является наиболее важным переменным фактором, от которого зависит примерно 50 % изменений качеств шины. Всего же разработчики компании Continental используют 15 химических компонентов, созданных с использованием порядка 1500 различных материалов, различные комбинации которых и определяют характеристики шин. И общее техническое задание для создателей резиновой смеси формулируется достаточно просто - обеспечить максимально возможное сцепление шины с дорогой при конкретных погодных и температурных условиях.

РЕШЕНИЕ

А дальше, исходя все из тех же технических заданий, начинается сборка эдакого химического пазла. Компаунд позволяет обеспечить эластичность и, соответственно, хорошие сцепные качества? А не пострадает ли при этом износостойкость шины? Постараться обеспечить повышенную ходимость? Но насколько тогда шина, протектор которой склонен к «дубению», потеряет в своих сцепных свойствах? В качестве так называемых «наполнителей» в шинной промышленности очень давно используется технический углерод, а 20 лет назад инженеры начали использовать диоксид кремния (силику) - именно они серьезно влияют как на характеристики сцепления шины на мокром покрытии, так и на ее износостойкость. А оптимальным балансом этих наполнителей в химическом составе резиновой смеси протектора как раз и можно обеспечить заданные характеристики. Полимеры в составе резиновой смеси обеспечивают резине необходимую эластичность, а масла (в продуктах Continental используется также и рапсовое масло) делают резину более мягкой. Как и в случае с другими ингредиентами, количество масла в составе резиновой смеси может серьезно менять характеристики продукта. А уже на стадии вулканизации существенное влияние на характеристики оказывает соотношение таких веществ, как оксид цинка и сера.

Шипы Continental IceContact 2 выдерживают усилие на отрыв в 500 Н

По ходу семинара его участникам было предложено из «комплектующих» создать оптимальный для определенных условий компаунд, собирая тот самый химический пазл. Что касается практической иллюстрации этих химических выкладок, то можно привести следующие цифры: если тормозной путь зимних шин на снежном покрытии со скорости 50 км/ч составляет 31 метр, то тормозной путь шин с тем же компаундом, но летним рисунком протектора составит уже 42 метра. А просто летние шины уедут на 62 метра. Как говорится, почувствуйте разницу.

ПРОДУКТ

На техническом семинаре были представлены и новинки компании Continental. К примеру, шипованная модель IceContact 2. Что касается главной темы семинара, то рецепт резиновой смеси протектора в этой шине был ориентирован на более низкие температуры. Как и в предшественнице - шине ContiIce Contact, здесь асимметричный рисунок протектора, но главная «фишка» заключена в шипах. Во-первых, их стало значительно больше - 190 вместо 130! А как же законодательство, регламентирующее установку не более 50 шипов на погонный метр, спросите вы. Разработчики Continental в этом случае поступили так же, как их коллеги из компании Nokian Tyres, которые специальными тестами доказали, что увеличение числа шипов в их продукте не оказывает большего разрушительного эффекта на дорожное покрытие, чем шины с разрешенным количеством шипов. Сам шип шины IceContact 2 стал меньше по размеру и легче почти на 25 %, а еще для его крепления в протекторе шины использована новая технология. Шип устанавливается в шине вместе с небольшим количеством специального состава, который при вулканизации надежно фиксирует шип.

Так эволюционировали шипы зимних шин Continental

По словам разработчиков, подобная инновации на 400 % улучшила степень закрепления шипов. Первые впечатления от новых шин, полученные на полигоне, самые положительные. Во-первых, очень хорошая эффективность при торможении на льду. Во-вторых, при маневрировании на льду и на укатанном снегу поведение шин вполне понятное, без сюрпризов, у них четкая реакция на руление. Что касается комфорта, в том числе и звукового, то на асфальте их проверить не удалось. Но сами разработчики говорили, что и об этом параметре они не забывали.