Subaru legacy 3 поколение. Отзывы владельцев Subaru Legacy III. Подробнее о моторах Subaru Legacy III

Впервые концепт Subaru Legacy увидел свет в 1987 году, серийный выпуск модели в Японии и США начался лишь спустя два года. Автомобиль предлагался с кузовами седан и универсал. Машины оснащались атмосферными и наддувными оппозитными «четвёрками» мощностью 102–280 л. с. Выпуск модели первого поколения завершился в 1994 году.

2 поколение (BD/BG/BK), 1993–1998


В 1993 году в продаже появился Subaru Legacy второго поколения. Двигатели остались четырехцилиндровыми, но самые слабые версии пропали. Самым сильным вариантом считался автомобиль, оснащенный турбомотором 2.2 мощностью 280 л. с. Комплектовались машины пятиступенчатой «механикой» или четырёхдиапазонным «автоматом». В 1994 году появился универсал (на японском рынке он назывался Lancaster) с пластиковым внедорожным обвесом и увеличенным дорожным просветом. В 1996 году Subaru Outback стал самостоятельной моделью. Производство «второго» Subaru Legacy было прекращено в 1998 году.

3 поколение (BE/BH), 1998–2004


Третье поколение Subaru Legacy выпускалось с 1998 по 2003 годы с кузовами седан и универсал. Автомобили оснащались четырех- или шестицилиндровыми оппозитными бензиновыми или дизельными двигателями. За это время были выпущены такие версии автомобиля, как Blitzen, STI, .

4 поколение (BL/BP), 2003–2009


В 2003 году в продаже появился Subaru Legacy четвертого поколения, представляющий собой модель третьего поколения с увеличенной на 20 мм колесной базой. Автомобили предлагались в версиях с четырех- или шестицилиндровым оппозитным бензиновым или дизельным мотором. На российский рынок Legacy поставлялся с бензиновыми двигателями 2.0 (150 л. с.), 2.5 (173 л. с.) и 3.0 мощностью 245 л. с. В 2009 году произошла смена поколений.

Модель Subaru Legacy III выпускалась с 1998 по 2003 год. Третье поколение выпускалось в кузовах универсал и седан, имело полный привод. Legacy производился на заводах в японской префектуре Гумма и в американском штате Индиана.

История модели

Впервые Subaru Legacy появился в 1989 году. Третье же поколение модели было представлено в июне 1998 года. Вначале выпускался вариант с кузовом универсал, который назывался Legacy Wagon, а спустя полгода начал продаваться Legacy Sedan. В 2000 году модель начала продаваться в Северной Америке. Через год стали выпускать Legacy с трехлитровым и шестицилиндровым двигателем EZ30.

В октябре 2002 года была представлена новая версия Legacy S 401, которая отличалась измененным передним бампером и решеткой радиатора. В салоне появилась новая обивка из комбинации кожи и ткани.

В 2003 году на смену Subaru Legacy III пришло .

Технологические особенности

Все автомобили Subaru Legacy были оснащены стандартным симметричным полным приводом (AWD). Главное преимущество такого привода - максимально эффективное распределение тяги между осями, и как следствие – максимальный контроль за автомобилем. «Симметричность» заключается в том, что все компоненты привода расположены таким образом, что делают развесовку по осям практически идеальной. Распределение крутящего момента между передними и задними колесам происходит в соотношении 50/50.

Начиная с 1990 года, автомобили Subaru Legacy многократно становились победителями и призёрами многих этапов Чемпионата мира по ралли

На большинство моделей устанавливалась 4-х скоростная автоматическая трансмиссия. Особенностью трансмиссии является подключаемая функция игнорирования первой передачи, что позволяет более эффективно управлять автомобилем в сложных дорожных условиях. Таким образом, авто может трогаться не с первой, а сразу со второй скорости. Трансмиссия также имеет защиту от превышения оборотов. Переключение на следующую передачу происходит автоматически, когда двигатель набирает 6500 оборотов, даже если селектор находится в положении пониженной передачи.

В Subaru Legacy 3 оснащается специальной .

Некоторые универсалы Legacy оснащались пневмоподвеской с регулируемым дорожным просветом (на 30 мм спереди и на 40 мм сзади).

В Австралии, вместо Legacy, используется название Liberty. Другое имя автомобилю было решено дать по той причине, что организация, помогающая ветеранам войны и их семьям, еще до прихода автомобиля на рынок называлась точно также.

Компания Subaru совместно с Porsche разработали спортивную модель Blitzen на базе Legacy . На этой модели устанавливалась автоматическая коробка передач Tiptronic от Porsche, которая впервые использовалась в автомобилях Subaru. Дизайн интерьера и экстерьера также разрабатывался немецкими специалистами.

Начиная с 1990 года, автомобили Subaru Legacy многократно становились победителями и призёрами многих этапов Чемпионата мира по ралли.

Преимущества и недостатки

Subaru Legacy являлся единственным автомобилем в своем классе, который оснащен системой симметричного полного привода в стандартной комплектации. К примеру, Volkswagen и Ford предлагают систему AWD только как опцию для моделей более высокого класса.

Subaru Legacy III, в отличие от других моделей японского производителя, не попала в рейтинг самых угоняемых автомобилей в России

Модели Legacy с популярным двигателем twin-turbo имеют существенное преимущество в разгоне. Для сравнения, один из конкурентов, с двигателем VTEC, набирает скорость с 0 до 100 км/ч за 7,2 сек., а у Subaru Legacy этот показатель: 5.7 секунд на механической коробке и 6.7 секунд на «автомате».

К преимуществам автомобиля также относятся хорошая устойчивость на высокой скорости, просторный салон, надежная подвеска с возможностью регулирования клиренса.

Продажи и безопасность

В России третье поколение модели не пользовалось большой популярностью. Например, за 2002 год было продано всего 70 Subaru Legacy.

EuroNCAR по результатам краш-тестов присвоил автомобилю четыре звезды за безопасность. 

Subaru Legacy III, в отличие от других японских моделей, не попала в рейтинг самых угоняемых автомобилей в России.

Не смотря на то, что седан Subaru Legacy, ни когда не продавался в России гигантскими тиражами, у нас в стране машина была уважаемой. Главной причиной невысоких тиражей продаж была высокая стоимость автомобиля, а она, в свою очередь, была обусловлена высоким техническим уровнем и надёжностью.

Правда, 4 года назад, после прекращения выпуска 5-го поколения, машина ушла с нашего рынка. Но с началом выпуска рестайлинговых Субару Легаси 6-го поколения, престижный японский автомобиль вернулся в Россию. И самое время познакомиться с ним поподробней.

История модели

По сравнению со многими моделями японских машин, Легаси модель сравнительно молодая. Её первое поколение появилось в 1989 году. Машина была внешне невзрачной, но при этом имела передовую техническую начинку. На машине были установлены оппозитные двигатели, объёмом от 1,8 до 2,2 литров. При этом самый мощный мотор EJ22 развивал мощность 280 л. с. Кроме этого, на машине устанавливалась четырёхканальная ABS, адаптивная подвеска и другие «фишки» престижных моделей.

Субару Легаси первого поколения

Но главной особенностью модели была полноприводная трансмиссия, которая в то время устанавливалась исключительно на внедорожниках. Эта опция обусловила повышенную управляемость машины.

Однако из-за неудачного внешнего вида, первое поколение Subaru Legacy у нас в стране было практически неизвестно. Тогда ещё ни одна из компаний официально машин у нас в стране не продавала, а серые дилеры машину игнорировали из-за высокой цены. Хотя единичные автомобили встретить можно, даже сейчас.

Второе поколения модели появилось в 1993 году. Естественно, сначала появилась праворульная версия, а вот версия с левым рулём появилась на 2 года позже – в 1995 году. Эта модель, пожалуй, известна всем автолюбителям, ведь машина продавалась у нас официально и вполне приличными тиражами.


Subaru Legacy второй генерации

Автомобиль сохранил философию предыдущего поколения, но при этом его внешний вид был на много приятней. Это и официальные продажи обусловил успех машины у нас в стране. Точной цифры проданных автомобилей найти не удалось. Но даже визуально, на дорогах, они встречались более чем часто.

Одной из «фишек» второго поколения была полноприводная подвеска, которая устанавливалась исключительно на всех вариантах модели. Правда переднеприводные Легаси продавались на Японских островах и в небольших количествах попадали к нам на Дальний Восток.

Третье поколение увидело свет в 1998 году, в Японии. На мировой рынок машина вышла только через 2 года, в 2000 году. Модернизация была достаточно традиционной. Внешний вид изменился не радикально. С модели убрали двигатель объёмом 1,8 литра, зато добавился новый трёхлитровый силовой агрегат. Был ещё ряд изменений, но мы их описывать не будем. Главное что нужно сказать, так это то, что успеха второго поколения модель не повторила, и этих машин было продано на много меньше.

Модель простояла на конвейере, сравнительно недолго, и в 2003 году её сменило следующее поколение.


Субару Легаси третьего поколения

Четвёртая генерация Легаси начала продаваться с 2003 года. Машина радикально поменяла свой имидж. По технической части так же были серьёзные изменения. На автомобиль стали устанавливаться мощные турбированные моторы. Кроме силовых агрегатов, модернизации подверглись практически все системы автомобиля.

Что касается России то, не смотря на то, что автомобиль у нас продавался официально, большой популярности он не получил.


Subaru Legacy четвёртой генерации

Выпуск пятого поколения начался в 2009 году. По сравнению с другими генерациями данное поколение в России является настолько же малоизвестным как, например, и поколение первое. Машины, хоть и продавались у нас в стране официально, на дорогах они попадаются редко. Всего в года продавалось где-то около 150 экземпляров. Это было связано, прежде всего, с высокой ценой на машины, а не из-за каких то технических проблем.


Пятое поколение Субару Легаси

Учитывая такую ситуацию, шестое поколение , которое появилось в 2014 году, было принято решение в России не продавать. Однако на Дальний Восток, на прямую, машина завозится и продаётся вполне приличными тиражами. Думается не меньшими чем по 150 машин, которые до этого продавались официально.

Оценив ситуацию, японцы поняли, что они совершили ошибку, и автомобиль по-прежнему имеет хороший потенциал и на рынок его возвращать нужно. Тем более Subaru Outback, на базе Легаси, как продавалась, так и продаётся.

В 2017 году шестая генерация претерпела плановый рестайлинг, её то и было принято решение, вернуть на Российский рынок. И её мы рассмотрим поподробней.


Шестая генерация Subaru Legacy

Внешний вид

Не смотря на то, что это всего лишь рестайлинг, внешность японского седана изменилась существенно. Решётка радиатора поменяла форму и увеличилась в размерах, что придало автомобилю солидности. Фары головного света стали чудной сложной формы, однако при этом они очень хорошо вписываются в экстерьер. Кстати, они на японском седане светодиодные.

Передний бампер, вроде без, особых изысков, хотя большие фальшивые вентиляционные каналы по его бокам, так же направлены на создание имиджа солидного автомобиля. И это не мудрено, ведь в конкурентах седана фигурирует такой мощный игрок рынка как Тойота Камри.


Вид спереди на рестайлинговую Легаси шестой генерации

Начиная со второго поколения, Subaru Legacy славился гармоничным видом сбоку. И шестая генерация не исключение. Чёткие под циркуль вырезанные арки колёс, в меру выступающий багажник, всё гармонично и ладно.


Вид сбоку Subaru Legacy шестой генерации после рестайлинга

По сравнению с дорестайлинговой моделью можно увидеть, что в угоду современной автомобильной моде, линии боковины стали более рубленным и чёткими.


Вид сбоку на Легаси до рестайлинга

Вид сзади у обновлённого седана поменялся мало. Задние габаритные фонари немного уменьшились. И самое главное, теперь они стали полностью светодиодные.


Вид сзади Субару Легаси 6 поколение

Что касается заднего бампера то он теперь более современный с интегрированной в него выхлопной системой.


Задние габариты новой Субару Легаси

Резюмируя впечатления от внешнего вида нужно сказать, что, не смотря на все обновления, он остался старомодным и, думается, молодёжи внешность новой Легаси не очень понравится.

В заключение о габаритных размерах.

Габаритные размеры

По традиции, размеры обновлённой машины стали больше чем ранее. Правда, совсем чуть-чуть. Например , длинна, увеличилась всего на 5 мм, ширина увеличилась больше, на 60 мм, высота то же на 5 мм. Таким образом, размеры новой Subaru Legacy следующие:

  • Длина – 4800 мм;
  • Ширина – 1840 мм;
  • Высота – 1500 мм;
  • Клиренс Subaru Legacy 2018 года – 150 мм;
  • Колёсная база – 2750 мм.

Интерьер и внутреннее оснащение

Переднюю панель японские инженеры решили радикально не менять. Но некоторые изменения, сделавшие его более современным, внесены всё же были. Прежде всего, рестайлинговая Субару обзавелась новым рулевым колесом. Шкалы спидометра и тахометра обзавелись глубокими стильными тоннелями. А между ними располагается небольшой 5-и дюймовый дисплей, на который выводится информация о работе систем двигателя.


Передняя панель новой Субару Легаси

На центральной консоли автомобиля разместился большой 8-и дюймовый монитор мультимедийной системы. Под ним чёткие и понятные шкалы управления климатической системы. Спортивный стиль седана подчёркивают новые спортивные педали.


8’ ЖК-дисплей новой Subaru Legacy

Что касается материалов, из которых выполнен салон японской новинки, то они самого высокого качества. И самое главное, во всех вариантах комплектации салон новой Легаси кожаный, что не мудрено, учитывая с кем, собирается конкурировать японский седан.

В багажнике седана очень просторно, его объём составляет 506 литров. Если сложить спинки заднего ряда сидений, то грузовой объём станет на много больше.


Багажное отделение нового Легаси

Оснащение японского седана различными электронными системами, во всех комплектациях, очень богатое. На новой Легаси присутствуют:

  • Кнопка Старт/Стоп;
  • Передние сидения с электрорегулировкой и системой запоминания положений;
  • Система подогрева руля;
  • Подогрев передних сидений;
  • Система бесключевого доступа в автомобиль;
  • Форсунки стеклоомывателей с подогревом;
  • Система распределения тормозного усилия EBD;
  • Вспомогательная система торможения BAS;
  • Система контроля за полосами разметки LKA;
  • Интеллектуальный круиз-контроль с радаром ACCS;
  • Система контроля устойчивости ESP;
  • Антипробуксовочная система TCS;
  • Система помощи при движении на подъём HAC;
  • Система освещения дороги в поворотах AFS;
  • Автоматического переключения дальнего света;
  • Система контроля «мёртвых зон»;
  • Система контроля физического состояния водителя;
  • Система предотвращения фронтального столкновения;
  • 2-х зонный климат-контроль;
  • Камеры кругового обзора;
  • Автоматические дворники с датчиками дождя.

О системах безопасности нужно рассказать отдельно.

Системы безопасности

Кроме электронных систем отвечающих за безопасность, описанных выше, на автомобиле ещё присутствует 8 подушек безопасности:

  • Водительская;
  • Пассажирская;
  • 2 боковых подушки безопасности;
  • 2 подушки безопасности для колен;
  • 2 боковые подушки-шторки на окнах.

Техническая начинка

Силовой агрегат для японской новинки предусмотрен всего один, 4-х цилиндровый оппозитник, объёмом 2,5 литра, марки FB25 . Данный двигатель можно считать выдающимся и о нём нужно рассказать поподробней.

Двигатель

Данный мотор появился как глубочайшая модернизация не менее легендарного силового агрегата Subaru EJ253.

С появлением алюминиевых блоков цилиндров было замечено, что надёжность моторов страдает, так как не удаётся добиться такого же ресурса как у чугунных головок. Однако движки с алюминиевыми головками имели на много более низкую массу. Инженеры Субару очень элегантно решили эту проблему. Они оставили алюминиевый блок, но при этом он был прогильзован чугунными гильзами, толщиной 3,5 мм. Таким образом, удалось добиться надёжности чугунных моторов и массы алюминиевых. Кроме этого, двигатель получил поршни с новыми юбками, снижающими трение.

Данный двигатель имеет довольно приличную мощность, не смотря на отсутствие турбонаддува. Он составляет 175 л. с. Крутящий момент у этого мотора составляет 235 Н*м при 4000 оборотах в минуту.


Двигатель Subaru FB25 под капотом новой Subaru Legacy

Расход топлива у Subaru Legacy с этими силовыми агрегатами составляет:

  • В городе – 10,1 л/100 км;
  • На трассе – 6,2 л/100 км;
  • В смешанном цикле – 7,7 л/100 км.

Другие технические характеристики

Данный силовой агрегат агрегатируется всего с одной коробкой передач – 8-и ступенчатым вариатором CVT.

Усилитель руля на автомобиле электрический. Подвеска всех колёс на новом Subaru Legacy независимая, спереди типа МакФерсон, сзади – на двойных поперечных рычагах.

Диски колёс на автомобиле диаметром 18 дюймов. А сама машина рассчитана на установку резины размером 225/50 R18. Тормоза на всех колёсах дисковые, вентилируемые. Ручник у автомобиля электрический.

Комплектации

Для японской новинки предусмотрено всего две комплектации:

  • YI Elegance;
  • YN Premium ES.

Разберём их поподробней.

Комплектация YI Elegance
  • Системы контроля движения по полосам;
  • Интеллектуального круиз-контроля с радаром;
  • Системы подсветки поворотов AFS;
  • Системы автоматического переключения дальнего света;
  • Системы контроля «слепых зон»;
  • Системы контроля за состоянием водителя;
  • Системы предотвращения лобового столкновения;

Из видеокамер на машине будет установлена только камера заднего обзора. Камеры спереди по бокам в этой комплектации нет.

Стоить машины в этой комплектации будут от 2 089 000 рублей (31 600 $).

Комплектация YN Premium ES

Ну а это топовая комплектация Subaru Legacy, в этой комплектации присутствуют все системы описанные выше. В топовой комплектации Легаси у нас в стране будет продаваться по цене от 2 239 900 рублей, что соответствует 33 900 долларам.

Резюме

Традиционно Легаси не является дешёвой машиной, хотя и цену запредельной так же назвать нельзя. Но что вы получите за эту цену?

Обычно Легаси сравнивают с её основным конкурентом Тойотой Камри. Так что же лучше?

Прежде всего, размеры , машина Тойоты немного больше автомобиля Субару. Но при этом багажник у Легаси более вместительный.

Внешность . Тут вопрос субъективный, но думается, тут тоже Тойота выигрывает, продукт Субару выглядит, по сравнению с ней, старомодно.

Чем же может взять Субару? Прежде всего, не смотря на всю надёжность Тойоты, Легаси считается ещё надёжней. В США, где продаётся львиная доля седанов Subaru, говорят – «Если ты хочешь купить машину на века, покупай Субару.»

Из других достоинств нужно упомянуть полный привод Субару Легаси. Двигатели седана, кроме того что более надёжные, они ещё и более экономичные. Ну и электронных систем на Субару так же на много больше. Правда, при этом Тойота дешевле.

И последнее, все Легаси для России будут поставляться прямиком из Японии, что ещё раз должно стать гарантией феноменальной надёжности автомобиля.

Конечно, если станет вопрос что покупать Субару или Тойоту каждый потребитель будет решать самостоятельно. Но думается, Субару предлагает более интересную машину, правда и несколько дороже.

Видео обзор Subaru Legacy 2018

Subaru Legacy III, 1999 г

После того, как я первый раз приобрел автомобиль «Субару» - товарищи мне выдали приговор – будут проблемы. Машина со сложной конструкцией, нужно профессиональное и дорогое обслуживание. Полная ерунда. «Субару» гораздо проще большинства «японцев» и очень сильно надежные. Городок у нас расположен в горах, наши трасы все запоминают надолго. То есть рельеф очень схожий с японским. В течение трех лет катался на «Субару Импреза» с мотором 1,6 и автоматической коробкой. Не так давно продал и как раз удачно подвернулся старший Subaru Legacy III - настоящий монстр с турбиной. Отличная, мощная и прекрасно управляемая машина. Если до этого меня временами на прямых участках обходили всякие БМВ, то с «Легаси» даже AMG не всегда могут «потягаться» (между прочим, езжу только по правилам дорожного движения). Скорость обычно не больше 100 км в час, вот, правда я ее удерживаю даже на любом повороте (спасибо за это оппозитному двигателю и симметричной системе полного привода). Для езды по горному серпантину такой Subaru Legacy III - просто идеальный вариант автомобиля. Когда зима на дорогах скапливается до 1 метра снега, потому что их просто не пытаются даже расчищать. Так вот, «Субару» мой никогда не подводит в таких условиях. За все время эксплуатации с ним особых проблем не было. В городе «ест» до 15 литров на сотню, если педаль жать в пол или в пробках застрянешь (а у нас пробки круглосуточные, так сказать). Если рулить аккуратно и спокойно (что весьма нехарактерно для машины с турбированным двигателем на 260 «лошадей»), то можно уложиться в 11 литров на сотню. Оригинальные детали стоят не дорого, найти их тоже никаких проблем.

Достоинства : отличная, мощная и прекрасно управляемая машина.

Недостатки : нет таких.

Евгений, Иркутск

Subaru Legacy III, 2001 г

Владею Subaru Legacy III генерации 11 месяцев. Максимально точно попытаюсь оценить автомобиль. Отличные сиденья, удобная поддержка. Климат работает, что не может не радовать. Нет подстаканников - беда, мало места под всякие мелочи. При движении неровности чувствуются, несмотря на то, какая резина стоит, но пока не жаловался никто. На задних сиденьях места достаточно как взрослым, так и детям. На стоянках есть место порезвится и полазить (дочь 3 года, сын 9 лет). Дорогу Subaru Legacy III держит хорошо, уверенно. Пробовал зимой его занести - полностью управляем. Выравнивается без проблем одним движением руля. Есть специальная система динамического распределения усилий. Шел первый по трассе после снегопада (20-25 см), тропу прокладывал, остальные за мной шли и справа КАМАЗы друг за другом. Но в лес на озера - оставил бампер. Итог, автомобиль только для города. Бездорожье - это лежачий полицейский, не больше. Когда это понимаешь, перестаешь от него требовать покорения сельских трасс. Руль приятный, не мягкий, не слишком твердый, в общем, какой-то приятный. Не любит колею. Приходится из нее уходить, смещаясь правее или левее. Динамики хватает, иногда приятно со светофоре первым умчаться. Конечно, уже не соперник новым машинам, но задора еще хватает. Чувствуешь все равно себя уверенно. На обгонах достаточно в любом диапазоне. В кресла не вжимает, как на истребителе, но в потоке можно идти одним из быстрых автомобилей. Итог: хороший, уверенный, надежный друг.

Достоинства : надежность, удобство использования, устойчивость на дороге, повышенная проходимость, сбалансированность динамических характеристик.

Недостатки : расход мог быть и поменьше. Низкая "городская" посадка

Дмитрий, Москва

Subaru Legacy III, 2002 г

Приобрел Subaru Legacy III с пробегом 52000 км (проверил на авторизованном сервисе, по тех состоянию сказали что соответствует). Проехал на ней 20000 км. За это время менял только «расходники»: масло, фильтра, колодки - время пришло. Из-за состояния наших дорог к расходным материалам можно отнести стойки стабилизаторов, из-за бензина - свечи. Сейчас вроде «умирает» задний амортизатор. Да поменял сальники приводов в переднем дифференциале («потели»). Скажу сразу - чудес не бывает и за все нужно платить: одного масла в машине около 15 литров: двигатель, коробка, 2 дифференциала. При езде шумят задние арки, особенно на гравии. Низкий дорожный просвет (комплектация GX -спойлеры по кругу). Высокий расход топлива. Задумчивая коробка. Плохая шумоизоляция. Жесткий ход - низкопрофильная резина 205/50/16 летом. Но когда садишься за руль - получаешь удовольствие, идет Subaru Legacy III как по рельсам, все равно, что под колесами - снег вода или асфальт. Управляемость отменная, машина позволяет очень многое, но главное не переборщить. Следующую хочу опять «Субару». Ездил на такой же, но 2-литровой, бензина ест меньше, разгоняется чуть слабее, просвет чуть больше. В принципе она практичнее.

Достоинства : управляемость. Динамика.

Недостатки : расход топлива. АКПП.

Владимир, Томск

(102 кВт )

Конфигурация: оппозит Цилиндров : 4 Охлаждение: жидкостное

Характеристики

Массово-габаритные

На рынке

Другое

  • Код шасси

Версия универсала стала доступной в году с двигателем EZ30.

В году модель была обновлена, получив доработанный дизайн кузова.

Avignon

Названный в честь местечка на юге Франции , этот универсал был показан в году на 35-ом Токийском автомобильном шоу. Он имел тёмно-синий окрас кузова и оснащался атмосферным двигателем объёмом 2.5 л. Avignon получил уникальные обвес кузова, колеса и части интерьера, такие как кресла светло-бурой отделки и приборную панель.