Стоянка для временного хранения автомобилей. Правила организации временных автомобильных стоянок. Почему проблема сооружения паркингов все более актуальна

В последнее время с активным развитием городской инфраструктуры стало увеличиваться и количество легкового автомобильного транспорта на городских улицах, а вместе с ним возросла потребность в организации автостоянок. Что само собой исключает вопрос — для чего нужна автостоянка.

Мэры крупных городов, чтобы решить проблему освобождения улиц от паркующегося на них автомобильного транспорта пытаются увеличить строительство оборудованных стоянок, но бюджетные средства ограничены, а, казалось бы, свободные земельные участки на самом деле уже давно принадлежат различным компаниям, учреждениям и организациям. Поэтому к сооружению автомобильных стоянок можно приступать только при наличии выделенного для этой цели земельного участка, соблюдающего все требования к стоянкам, и необходимых денежных средств. Согласно своим особенностям и характеристикам автостоянки делятся на несколько типов.

Открытые наземные автостоянки

Этот вид стоянок подразумевает под собой открытую и огражденную по соответствующему периметру наземную площадку, предназначенную для парковки автомобилей и имеющую, как минимум два выезда, которые расположены с противоположных сторон. Открытая автостоянка для машин может также не содержать ограждения, но ее внутреннее устройство обязательно будет состоять из нанесенной на твердую подготовленную поверхность предназначенной для этой цели разметки. Стоимость места на таких автомобильных стоянках будет более дешевым, чем в закрытых, в связи с отсутствием их защищенности от погодных условий.

Закрытые наземные автостоянки

Многоуровневые автостоянки

Один из самых перспективных видов закрытых наземных автостоянок, который способен обеспечить владельцев автомобильного транспорта достаточным количеством мест на минимальной территории. Многоуровневые автостоянки могут сооружаться как отдельным зданием, так и в виде пристройки к нему. Иногда в целях экономии земли их возводят над трассами или городскими улицами. В целях безопасности и удобства клиентов, автомобильные стоянки такого типа обычно обустраивают всеми необходимыми видами современного механизированного оборудования.

Подземные автостоянки

Подземные автостоянки нуждаются в значительном количестве капиталовложений, но при этом остаются самым удобным, практичным и вместительным местом для автомобильного транспорта. Такие комплексы считаются элитными, позволяют размещать на своей территории сотни единиц легковых автомобилей и строятся в основном в местах большого скопления машин. Решения о строительстве подземных автостоянок применяется в тех местах, где наземное размещение автомобильного транспорта в силу многих причин становится невозможным.

По своему предназначению, продолжительности и особенностям хранения транспортных средств автостоянки разделяются также на несколько групп:

  • долгосрочные – предназначаются для хранения автомобилей граждан проживающих в определенном районе;
  • сезонные – предполагают временное сохранение машин в определенной зоне отдыха;
  • дневные – располагаются в популярных местах массового отдыха, возле спортивных, торговых и зрелищных сооружений;
  • ночные – предназначаются для временной ночной парковки автомобильного транспорта.

От качественного сооружения автостоянок для машиномест зависит их привлекательность, а также популярность у автолюбителей, но приступая к обустройству площадок необходимо очень тщательно изучить выдвигаемые к этому виду деятельности требования.

Требования к оборудованию наземных автостоянок

Наземные автомобильные стоянки открытого и закрытого типа являются наиболее перспективными в плане доступности и простоты их сооружения. Но, как и все строительные объекты, они имеют свои определенные технические требования, которыми необходимо руководствоваться при сооружении наземных автостоянок.

Предполагаемый земельный участок, предусматривающий стоянку автомобилей должен законодательно предназначаться именно для этого конкретного вида деятельности. Этот факт является гарантией того, что в будущем владельцу удастся избежать проблем, связанных со строительством, а также эксплуатацией участка.

Разработка проекта и бизнес-план строительства закрытой автомостоянки требует обязательного одобрения, согласования и регистрации в нескольких государственных организациях. Особой сложностью, как правило, отличается решение вопроса, связанного с одобрением самого проекта, здесь владельцу будущей стоянки придется долго общаться с городскими коммунальными службами. Но никуда не денешься, если будет открываться автостоянка с нуля.

Одной из первых проблем, с которой придется столкнуться при организации стоянки 24 для автомобильного транспорта, является поиск и создание необходимых размеров парковочных мест, ведь на законодательном уровне нормативов, которые точно указывают на эти параметры, не существует. Общепринятым стандартом для открытых и закрытых наземных автостоянок можно считать размер 2.5х4.5 метра.

Расчет количества мест проводится также с учетом того, что минимальное расстояние между рядами припаркованного транспорта на автостоянке должно составлять 7 метров.

Границы закрытой автомобильной стоянки обычно имеют четкое обозначение по своему периметру, а сам участок разделяется полосами, определяющими места парковки и проезда транспортных средств. Часто ещё выделяют дополнительные места для организации стоянки для велосипедов.

Движение автомобилей на площадке необходимо предусматривать односторонним, а при вместимости более 100 автомобилей – без пересекающихся встречных потоков.

Согласно санитарных норм закрытая стоянка под автомобиль должна иметь твердое покрытие, которое должно покрываться специальным раствором для предотвращения впитывания нефтепродуктов в поверхность.

Искусственному, а также естественному освещению необходимо уделить пристальное внимание, согласно существующим санитарным нормам искусственное освещение должно соответствовать 10 лк.

Закрытую автостоянку необходимо оборудовать въездными и выездными воротами со шлагбаумами, запасным выездом на случай эвакуации транспортных средств, помещением для круглосуточной охраны, комнатой для администрации и телефонной связью. Для начала процесса эксплуатации парковки всего этого будет достаточно. В дальнейшем, по желанию владельца автомобильную стоянку можно оборудовать системой видеонаблюдения, а также построить помещения для оказания дополнительных услуг.

При небольшой вместимости транспортных средств (до 50 единиц) допускается один совмещенный въезд-выезд, ширина которого должна составлять не меньше, чем 4,5 метра. На закрытых автостоянках большей вместимости ворота для въезда и выезда автомобильного транспорта должны располагаться в противоположных концах площадки.

Требования к размещению закрытой автостоянки возле зданий

Руководствуясь санитарными нормами и положениями регулирующими строительство наземных автомобильных стоянок, владельцу будущего предприятия можно определить безопасное расстояние от расположенных рядом зданий до границ сооружаемого им объекта.

Согласно предписывающему положению расстояние от окон жилого дома до открытой автостоянки должно составлять:

  • не менее 10 м – для участка, содержащего от 1 до 10 транспортных средств;
  • не менее 15 м – для стоянки, на территории которой находится от 10 до 50 машин;
  • не менее 50 м – для площадок, содержащих на своей территории от 101 до 300 автомобилей.

Расстояние для закрытых автостоянок допускается сокращать в каждом конкретном случае на 25%, при условии отсутствия в стенах открывающихся окон, а также въездов-выездов со стороны жилых домов.

При наличии расположенных рядом школ, лечебных учреждений, магазинов, объектов общественного социального назначения требования санитарных норм остаются такими же, как и для открытых наземных автостоянок.

Эксплуатация автостоянки и организация дополнительных услуг

Уважающие себя автомобильные платные стоянки отличаются наличием разработанной и вывешенной в специально отведенных для этого местах информации, которая помогает владельцам транспортных средств ориентироваться в хозяйственной деятельности предприятия. К информационным источникам, к которым клиенты имеют доступ, относятся:

  • правила хранения автомобильного транспорта с доступно прописанными обязанностями сторон;
  • распорядок работы автостоянки;
  • информация о существующих тарифах за предоставленные предприятием услуги;
  • план-схема автостоянки, где указывается не только направление движения транспортных средств, но и номера установленных мест их хранения;
  • план экстренной эвакуации автомобилей;
  • номера телефонов владельца автомобильной стоянки, милиции, скорой помощи, пожарной охраны, организации по делам защиты прав потребителей;
  • книга жалоб и предложений.

Эксплуатация закрытой автостоянки предусматривает оформление и прием транспортного средства на хранение, для чего в журнал учета транспортных средств вносятся необходимые для сведения об автомобиле и его владельце, который должен ознакомиться с правилами хранения, перед тем, как оставить машину на стоянке, и поставить свою роспись в журнале.

Процесс развития и успешной эксплуатации автомобильной стоянки во многом зависит от разработанных владельцем правил, положений и инструкций, которыми регулируется работа предприятия, должностных лиц и всего обслуживающего персонала. Особое внимание необходимо уделить инструкциям на автостоянке по охране труда нанятых работников, инструкциям по противопожарной безопасности, а также внимательному ведению журнала с этих дисциплин. Инструкции должны быть разработаны для охранников, парковщиков, контролеров автостоянки, рабочих, уборщиц, продавцов и подписаны персоналом. В целях экономии средств некоторые должности на автостоянке можно совместить, точно так же как и пункты разрабатываемых инструкций.

Все необходимые правила, инструкции и положения можно найти в Интернете и внести необходимые поправки согласно особенностям и условиям работы закрытой автомобильной стоянки.

Обезопасить себя от ответственности при возникновении пожара или другого несчастного случая владелец автостоянки может только при наличии подписанных работником предприятия инструкций и присутствии его своевременной росписи в книге проведения инструктажей с соответствующей правильно оформленной записью.

В процессе развития предприятия появляется прекрасная возможность для расширения и усовершенствования перечня услуг, предоставляемых владельцам транспортных средств:

  • шиномонтаж – один из самых необходимых и уже завоевавших у автомобилистов популярность видов услуг;
  • автосервис – прекрасный способ решения проблем с ремонтом автомобилей клиентов прямо на автомобильной стоянке;
  • автомойка – еще одна возможность привлечь внимание автомобилистов и приобрести для своей автомобильной стоянки известность.

Эти виды деятельности согласно КВЭД имеют класс 52.21 «Вспомогательное обслуживание наземного транспорта», который в одном из своих пунктов предусматривает: буксирование и техническую помощь при выполнении работ на обочине.

Пожаробезопастность закрытой автомобильной стоянки

Пожарная безопасность закрытой автомостоянки определяется соблюдением всех необходимых правил, требований и положений, предписывающих и регулирующих процесс ее функционирования.

В соответствии с законодательными нормами площадки для автостоянок должны обладать:

  • двумя и более выездами наружу для эвакуации транспортных средств;
  • ограждением, состоящим из негорючих материалов;
  • пожарным гидрантом для устранения и локализации возгорания;
  • уличными выводами водопроводных труб для подсоединения передвижной пожарной техники;
  • огнетушителями, в количестве, которое зависит от площади автостоянки;
  • пожарным щитом со всем необходимым для пожаротушения инвентарем;
  • установленными нормами расстоянием от жилых зданий;
  • возможностью свободного подъезда специализированных пожарных автомобилей к объекту, а также жилым зданиям, хозяйственным постройкам и общественным сооружениям.

Пожарный щит, по усмотрению владельца может быть установлен перед въездом или же внутри закрытой автостоянки, огнетушители согласно установленным нормам должны располагаться по всему периметру площадки на высоте 1.5 метра от наземного покрытия. При отсутствии такой возможности – храниться в комнате охранного помещения.

Зону подъезда пожарного транспорта запрещается перекрывать ограждениями, рядовой посадкой деревьев и проведением по воздуху на недостаточной высоте линий электропередач.

Охрана автомобильной стоянки

Дорогие марки автомобилей имеют особенность привлекать к себе преступников, поэтому охрана транспортных средств находящихся на территории автомобильной стоянки является основной задачей всего процесса экономической деятельности предприятия. Закрытые площадки имеют более высокую защищенность от похищений, но охране таких объектов необходимо уделять очень пристальное внимание по многим существующим причинам. Ведь задача стоит не только, как сделать свою автостоянку, но и заработать на этом, а не заниматься судами с владельцами автомобилей.

Специфика охраны закрытых автостоянок заключается:

  • в особом контроле за постоянным въездом и выездом автомобилей;
  • в сохранности вверенных владельцу автостоянки материальных ценностей;
  • в поддержании установленного правилами внутриобъектового режима;
  • в строгом соблюдении правил и инструкций противопожарной безопасности;
  • в поддержании чистоты, порядка и выполнении санитарных норм.

Для выполнения всех этих функций пристальное внимание необходимо уделить подбору персонала. Охранники закрытых автомобильных стоянок должны отличаться сообразительностью, вниманием, хорошим знанием современных марок легковых автомобилей, а также владеть быстрой реакцией и навыками управления автотранспортом.

Владельцу автостоянки необходимо также создать надлежащие условия для содержания охраны, ведь от этого во многом зависит качество и эффективность работы человека. Утепленная комната должна иметь большое окно, позволяющее обозревать всю автомобильную площадку, необходимую мебель и телефон.

Для качественной охраны объекта нужно позаботиться об установлении освещения по всему периметру охраняемой территории и при необходимости приобрести собак, которые помогут охранникам качественно нести свою службу.

Правила хранения транспортных средств на закрытой автомобильной стоянке гарантируют владельцу автомобиля его сохранность, а в случае кражи, повреждения или разукомплектования ответственность возлагается на предоставляющее услуги предприятие.

Все возникающие споры, касающиеся вопроса надлежащего сохранения автомобилей и находящегося в них имущества, позволяет решить установленная на автостоянке видеокамера.

Закрытая автостоянка – это достаточно своеобразный и интересный механизм деятельности по оказанию услуг автолюбителям. Но для его эффективной реализации очень важно правильно и грамотно организовать работу предприятия, а также обеспечить надлежащий уровень безопасности объекта. При соблюдении всех установленных норм и правил владелец автомобильной стоянки будет чувствовать себя уверенно и спокойно перед государственными органами контроля. При мудром решении всех вопросов можно рассчитывать на успех начатого дела и сделать автостоянку весьма популярной у автолюбителей.

Чтобы осуществить идею по открытию собственной автомобильной стоянки, вам понадобится: | | | Болларды | Зеркала сферические и купольные | Лежачие полицейские | Угловые демпферы и защита колонн | Столбики | Конусы сигнальные | Барьеры механические | Колесоотбойники и депиниаторы | Дорожные знаки | Светофоры и сигнальные фонари | Дорожные блоки и разделительные буфера | Заборы | Навесы павильоны охраны | Велопарковки | Дальняя идентификация | Съезды с бордюра | Громкоговорящая связь | Видеонаблюдение | Охрана

4.1. Сеть сооружений, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей, а также других мототранспортных средств должна включать в себя следующие основные объекты:

открытые и закрытые автостоянки преимущественно общего пользования для паркования государственных и индивидуальных транспортных средств;

гаражи и автостоянки, предназначенные для постоянного хранения легковых автомобилей.

4.2. Основные объемно-планировочные элементы гаражей и автостоянок определяются геометрическими параметрами расчетных типов автомобилей, условиями их движения и маневрирования.

Для легковых автомобилей в качестве расчетного следует принимать «эталонный» малолитражный автомобиль с размерами в плане 180 ´ 410 см (наибольший по габаритам автомобиль из наименьшей группы легковых автомобилей) с минимальными расстояниями между смежными машинами либо между автомобилем и торцевой или продольной стеной гаража.

С учетом минимально допустимых зазоров (50 c м) расчетная площадь автостоянки, необходимой для одного «эталонного» малолитражного автомобиля без учета площади, необходимой для маневрирования, составит 230 ´ 460 см, a для средних легковых автомобилей типа «Волга» (ГАЗ-21 и ГАЗ-24) - 250 ´ 530 см. Для кратковременных и временных автостоянок допускается принимать расчетную площадь стоянки 250 ´ 500 см. В гаражах и на стоянках индивидуальных владельцев зазоры безопасности допускается увеличивать до 70 см.

4.3. Способы расстановки легковых автомобилей и других мототранспортных средств на автостоянках подразделяются в зависимости от расположения мест хранения по отношению к проездам, угла расстановки, количества рядов хранения (см. прил. 10).

В зависимости от расположения мест хранения по отношению к проездам различают односторонние автостоянки - с установкой машин только с одной стороны проезда, и двусторонние - вдоль обеих противоположных сторон проезда. Односторонние автостоянки по удельной площади, приходящейся на одно машино-место, являются неэкономичными, если они не совмещены с местным или внутримикрорайонным проездом.

В соответствии с углом установки автомобиля по отношению к продольной оси проезда могут быть использованы параллельные, перпендикулярные и косоугольные схемы, построенные под углом 30°, 45° и 60°.

По количеству рядов хранения различают однорядные и многорядные схемы расстановки автомобилей. Однорядная схема обеспечивает независимый въезд или выезд любого авто мобиля в любое время. При многорядных схемах автомобиль устанавливается «в хвост» предыдущему и выезд его возможен только путем маневрирования. Зависимая многорядная расстановка допускается только на базах консервации, пунктах диагностики, станциях технического обслуживания.



На открытых автостоянках и в гаражах, предназначенных для кратковременного и временного хранения автомобилей, рекомендуется двусторонняя косоугольная расстановка. При этом допускается расстановка автомобилей под углами от 30° до 60° к продольной оси проезда. Суммарная площадь, приходящаяся на одно машино-место по отношению к прямоугольной расстановке, увеличивается на 20 - 25 %, но несколько облегчаются условия постановки машины на стоянку и ее выезда.

При расчете количества мотоциклов, которые могут быть расставлены на стоянках и в гаражах, принимаются следующие габариты: мотоцикл с коляской - 240 ´ 170 см; мотоцикл-одиночка - 240 ´ 80 см.

Расстояния между мотоциклами принимаются не менее 50 см.

Места установки отдельных экипажей (автомобилей, мотоциклов и др.), а также указатели направления движения должны быть размечены на проезжей части автостоянок и гаражей.

4.4. Высота этажа в наземных и подземных гаражах рампового типа должна составлять в чистоте 2,0 м. В механизированных и автоматизированных гаражах высота может быть снижена (при условии использования специальных устройств для установки автомобиля на место без запуска двигателей) до 1,7 - 1,8 м.

В помещениях технического обслуживания и ремонта, оборудованных подъемными механизмами, высота этажа в чистоте должна быть не менее 3,9 м.

4.5. Внутренние проезды в гаражах и на автостоянках проектируются на две полосы движения (по две машины в ряд). Минимальный радиус поворотов для малолитражных эталонных автомобилей 5,5 м, для легковых автомобилей среднего класса - 6,5 м.

Движение автомобилей в пределах гаража или стоянки должно быть правосторонним, поточным, а при вместимости более 100 машино-мест - без пересечений потоков движения.

4.6. Для самоходного перемещения автомобилей по вертикали рампы могут проектироваться наружным и (при высоте здания гаража не более 2 этажей) с уклоном не более 10 % и внутренними. Внутренние рампы могут быть прямолинейными в плане (с уклоном не более 16 %) и криволинейными (с уклоном не более 13 %); по высоте подъема различают полные рампы (на этаж) и полурампы (на полэтажа). По количеству полос движения рампы могут быть одно- и двухпутные. При соответствующих обоснованиях и согласовании проекта с органами пожарной охраны в гаражах для хранения легковых автомобилей могут использоваться рампы непрерывного движения (так называемые наклонные полы) с уклонами не более 4 %.

4.7. В зависимости от наличия средств технического обслуживания и ремонта различают:

комплексные гаражи, предназначенные в основном для ведомственных автомобилей и такси. Помимо хранения в них производится профилактика и различные ремонты с заменой агрегатов, узлов и деталей, механизированная мойка, а в ряде случаев - заправка;

некомплексные гаражи, в которых помимо хранения осуществляются только несложные операции - ежедневный осмотр, мелкие ремонты, шланговая мойка. В городской застройке для легковых автомобилей следует проектировать только некомплексные гаражи.

Помимо главных классификационных признаков городские гаражи и автостоянки различаются по отношению к отметке поверхности земли, этажности, устройствам для перемещения автомобилей по вертикали, внутренней планировке зоны стоянки, характеру ограждающих конструкций и инженерному оборудованию, вместимости и др.

В зависимости от расположения по отношению к отметкам поверхности земли различают наземные, полуподземные, а также комбинированные сооружения. Подземными считаются сооружения, полностью заглубленные в грунт; полуподземными - пол основных помещений которых заглублен менее чем на 2 м ниже поверхности земли; комбинированными - надземные сооружения, имеющие отдельные подземные или полуподземные помещения и этажи.

По этажности различают одноэтажные и многоэтажные гаражи и автостоянки. Гаражи высотой от 2 до 5 этажей являются сооружениями средней этажности; более 5 этажей - большой этажности.

По устройствам для перемещения автомобилей по вертикали многоэтажные гаражи и автостоянки подразделяются на следующие группы:

рамповые (с самоходным перемещением автомобилей по наклонным поверхностям) - с наружными, которые допускаются только при высоте подъема на один-два этажа и внутренними рампами; с полурампами; образованными смещением отдельных плоскостей перекрытий по высоте; со скатными (наклонными) полами-перекрытиями;

механизированные, оборудованные подъемниками для вертикального перемещения автомобилей;

автоматизированные или «гаражи-автоматы», в которых установка и выдача автомобилей производится без запуска двигателя.

По внутренней планировке автостоянки могут быть: манежного типа с открытыми местами хранения автомобилей, расположенными в едином зальном помещении; боксовые - с выездом из каждого изолированного огражденного места (бокса) наружу или во внутренний проезд, а также комбинированные.

По характеру ограждающих конструкций сооружения со стенами и без ограждающих стен (гаражи и автостоянки-этажерки).

По характеру инженерного оборудования гаражи могут быть отапливаемыми, с водопроводом и канализацией и без них, с искусственной вентиляцией, оборудованными специальными информационными и другими системами.

В зависимости от количества мест хранения различают гаражи и автостоянки: малой вместимости (до 50 машино-мест), средней вместимости (от 50 до 300 машино-мест) и большой вместимости (более 300 машино-мест).

Автостоянки и гаражи могут быть общего пользования, без ограничения круга лиц, пользующихся ими, или ограниченного пользования, предназначенных только для обслуживания определенных учреждений и клиентуры.

В зависимости от архитектурно-планировочного решения здания гаражей и автостоянок могут быть отдельно стоящими, решенными в виде отдельных сооружений, а также встроенными в объем другого здания или пристроенными к нему, где это допускается нормами (прил. 8 - 9).

Зависимая многорядная расстановка допускается только на базах консервации и станциях технического обслуживания.

Правила организация временных стоянок

Устройство мест стоянки для автомобилей. При прохождении автомобильной дороги через населенный пункт около общественных центров, административных и культурно-бытовых объектов, магазинов, столовых, достопримечательных мест должны предусматриваться временные стоянки автомобилей (автомобильные стоянки).

Нормативные требования к потребности в автомобильных стоянках в основном регламентированы СНиП 2.07.01 - 89 «Градостроительство. Планировка в застройках городских и сельских поселений» и СНиП 21-02 - 99* «Стоянки автомобилей».

Определение необходимой площади автомобильных стоянок на основе оценок местных потребностей можно вести следующими методами:

по числу жителей. Число мест на автомобильных стоянках в деловой части города принимается в пределах 0,5...1 % общей численности населения;

числу автомобилей в городе. В деловой части города предусматривается одна стоянка на каждые 5 - 8 автомобилей, зарегистрированных в городе;

транспортным потокам. Одна стоянка на 7...9 % автомобилей, ежегодно въезжающих в деловую часть города.

Открытые стоянки для временного хранения легковых автомобилей следует предусматривать из расчета не менее чем для 70 % расчетного парка индивидуальных легковых автомобилей, в том числе:

жилые районы - 25 %;

промышленные и коммунально-складские зоны (районы) - 25%;

общегородские и специализированные центры - 5 %;

зоны массового кратковременного отдыха - 15 %.

Следует отметить, что предусмотренные нормы значительно отстают от уровня автомобилизации в России, поэтому на практике площадь автомобильных стоянок должна быть существенно выше.

Схема, отображающая основные классификационные признаки временных автомобильных стоянок, приведена на рис. 1.1.

Следует избегать в населенных пунктах устройства стояночных полос у кромки проезжей части дороги так же, как и разрешение стоянок на обочинах дороги. Автомобильные стоянки могут быть линейного типа, расположенные параллельно дороге за пределами проезжей части и отделенные от нее разделительной полосой или ограждениями, или в виде специальных площадок за пределами дороги, как это показано на рис. 1.2.

Расстановка автомобилей на стоянках линейного типа - продольная, на площадках - различная, в зависимости от площади и требуемой емкости стоянки.

Рис. 1.1.


Рис. 1.2.

а - стоянка линейного типа; б - площадка для стоянки автомобилей;

1 - переходно-скоростные полосы; 2 - объекты обслуживания;

3 - площадка для стоянки автомобилей; 4 - разделительные полосы

автомобиль стоянка потребность расстановка

Автомобильные стоянки следует размещать за пределами проезжей части дороги в непосредственной близости от объекта посещения на расстоянии не более 100 м. Въезды и выезды с автомобильных стоянок не должны затруднять или задерживать движение транспортных средств по дороге.

Необходимую площадь автомобильной стоянки назначают в зависимости от вида объекта посещения и интенсивности движения по дороге.

Планировочные характеристики автомобильных стоянок (размеры ячейки для постановки автомобиля, ширина проездов, радиусы поворотов, зоны для маневрирования) определяются схемой расстановки автомобилей.

Размеры ячейки устанавливаются по типу автомобиля. Для городских условий в качестве расчетного принимают тип автомобиля, наиболее распространенный среди возможных пользователей стоянок.

В России за основу в расчетах приняты: для стоянок личного пользования - малолитражный тип автомобиля семейства ВАЗ, для служебных стоянок - автомобиль «Волга». Если предполагается стоянка грузовых автомобилей и автобусов, например, в пригородной части города, расчетный тип таких транспортных средств выбирают в зависимости от состава транспортного потока.

Ячейка для установки одного автомобиля должна вмещать сам автомобиль и позволять обойти вокруг него.

Для этого размеры сторон ячейки должны быть на 0,5 м больше соответствующих размеров автомобиля (рис. 1.3), что обеспечивает зазор 1 м между автомобилями, достаточный для прохода между ними пешехода.

При расположении автомобильной стоянки вдоль дороги возникают трудности с въездом в ячейку и выездом из нее.

Рис. 1.3.

Д, Ш - длина и ширина расчетного автомобиля соответственно

Для облегчения пользования такой стоянкой ячейки объединяют по две и оставляют между ними зазор не менее 2 м. При вероятной постановке на стоянку автобусов этот зазор может быть увеличен до 3 м (рис. 1.4).

Для автомобильной стоянки на проезжей части дорог должны быть предусмотрены специальные полосы. Ширина этих полос меньше, чем для движения, и в зависимости от типа автомобилей, останавливающихся на дороге, составляет 2,5...3 м.

На дорогах в жилых кварталах с малой интенсивностью автомобильного и пешеходного движения стоянки автомобилей допускаются с заездом на тротуар. В этом случае увеличивается поперечный уклон тротуара и уменьшается до 5...10 см высота бортового камня. Свободная часть тротуара должна иметь ширину не менее 1,5 м, достаточную для устройства двух полос пешеходного движения (рис. 1.5).


Рис. 1.4.

1 - места стоянки автомобилей; 2 - разделительная линия; 3 - пешеходный переход


Рис. 1.5.

а - расстановка автомобилей вдоль дорог; б - поперечная расстановка; в - расстановка под углом; г, д - частичное использование тротуара; е - расстановка на тротуаре.

Размеры планировочных элементов внеуличных автомобильных стоянок зависят от схемы расстановки автомобилей: по мере приближения угла расстановки к прямому увеличивается вместимость стояночной полосы, но вместе с тем увеличивается необходимая ширина проезда между рядами.

При многорядной установке автомобилей основным также является размер ячейки для одного автомобиля (рис. 1.6).


Рис. 1.6.

а - под прямым углом; б - под острым углом

Выбор схемы расстановки автомобилей зависит от ширины площадки, где располагается стоянка: с уменьшением угла установки уменьшается необходимая ширина стоянки; средняя площадь на одно машинное место при этом увеличивается до 12 %.

В целях обеспечения безопасности дорожного движения следует запрещать остановку и стоянку всех видов транспортных средств на обочинах. Исключение составляют неисправные и поврежденные в результате ДТП транспортные средства. Остановку транспортных средств следует обеспечивать на стояночных полосах, расположенных на обочинах и специальных площадках, устраиваемых вдоль дороги за пределами земляного полотна.

Стояночные полосы необходимо устраивать на дорогах I - III категорий на поверхности земляного полотна вдоль проезжей части в местах возможной остановки автомобилей. Стояночные полосы должны иметь твердое покрытие, желательно такое же, как и на проезжей части, и быть отделены от нее разметкой или разделительной полосой.

Расстояние между стояночными полосами определяется местными условиями. Желательно, чтобы это расстояние было не более 5 км.

Длина стояночных полос определяется в зависимости от возможного числа останавливающихся автомобилей из расчета 10 м на остановившийся легковой автомобиль и 15 м - на грузовой. Число мест на стояночных полосах должно быть не менее трех.

При отсутствии информации о потребностях в остановках автомобилей можно использовать рекомендации, приведенные в табл. 2.

При числе останавливающихся автомобилей более 5 - 7 целесообразно для остановок и стоянки автомобилей вместо стояночных полос устраивать специальные площадки, отделенные от проезжей части.

Таблица 2.

Наименьшее число мест на стояночных полосах

Ширина стояночных полос должна быть достаточной для размещения расчетного грузового автомобиля и принимается не менее 3 м.

Список литературы

1. Пугачёв И.Н. Организация и безопасность дорожного движения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Пугачёв, А.Э. Горев, Е.М. Олещенко. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 272 стр.

Уважаемые ребята главной проблемой при расчете автомобильных стоянок жилого дома зачастую становится терминология о постоянных и временных автостоянках. Я считаю, что есть большая необходимость разобраться в этом вопросе, так как законное разделение экспертным сообществом постоянных и временных стоянок по временной классификации логично но, неокончательно. Согласно определению, прописанному в п.3.16. СП 113.13330.2012
«Постоянное хранение легковых автомобилей и других мототранспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов, прицепов и т.п.) – длительное круглосуточное хранение автомототранспортных средств на автостоянках, на закрепленных за конкретными автовладельцами машино-местах».
Что конкретно определяет не временной интервал автопарковочного машино-места, а принадлежность его к конкретному хозяину. Что это, по сути, может означать? Только то, что понятия временное хранения зависит от понятия постоянное хранение.
Согласно п.1.1. пособия «Гаражи-стоянки»
«В структуре городской застройки гаражи-стоянки легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, размещают… в жилых районах (районные, внутриквартальные, дворовые)…
…В зонах расположения объектов, активно привлекающих легковой автотранспорт, целесообразно размещение гаражей-стоянок для хранения автомобилей в течение нескольких часов или суток (временное хранение)»
То есть получается, что временное хранение и постоянное хранение это одно, и тоже. Согласно сложившейся исторической справедливости стоянками постоянного хранения принято считать проданные участки конкретным автовладельцам, а стоянки временного хранения, не имеющие конкретного владельца. Ошибка в том, что согласно проектным решениям владелец на временные стоянки определён, а именно организация, учреждение или жилой дом (ТСЖ; МУФЗ ЖКХ) для которых непосредственно организованы эти временные машино-места. Таким образом, согласно п.1.1. пособия «Гаражи-стоянки»:
«…Размещаемые в пределах селитебных территорий гаражи-стоянки, как правило, предназначаются для постоянного хранения автомобилей. Их можно условно разделить на районные, внутриквартальные и дворовые. При строительстве новых жилых районов в проектах детальной планировки и проектах микрорайонов, кварталов и жилых групп в настоящее время предусматриваются, в соответствии с действующими нормативными требованиями, участки для строительства отдельно стоящих многоэтажных гаражей-стоянок. Площадь отводимых для гаражного строительства участков должна обеспечивать стопроцентную потребность жителей в машино-местах на проектный срок с резервированием территории для обеспечения перспективного уровня автомобилизации. Преимущественно участки для нового строительства выбирают на территориях коммунального и общественного назначения или имеющих сложный рельеф»
Можно сделать окончательный вывод, что стоянки временного хранения являются частью не проданных машино-мест постоянного хранения автомобилей конкретным автовладельцам. Количество машино-мест должно быть 100% согласно п.11.3. СП 42.13330.2011, а именно 350 машино-мест на 1000 жителей, не больше и не меньше. И это значит, что расчет автостоянок жилого дома должен представлять следующий вид согласно п.11.19 СП 42.13330.2011
«На селитебных территориях и на прилегающих к ним производственных территориях следует предусматривать гаражи и открытые стоянки для постоянного хранения не менее 90% расчетного числа индивидуальных легковых автомобилей при пешеходной доступности не более 800 м, а в районах реконструкции или с неблагоприятной гидрогеологической обстановкой; не более 1500 м.
Открытые стоянки для временного хранения легковых автомобилей следует предусматривать по таблице 3.37, из расчета не менее чем для 70% расчетного парка индивидуальных легковых автомобилей, в том числе, %:
Таблица 3.37
жилые районы - 25 …»

1. Определение расчетного числа автомобилей (для хранения автотранспортных средств) – при уровне расчетной мобилизации 350 а/м на 1000 жителей (п.11.3 «СП42.13330.2011г»): 350-3-4-40=303 а/м (п. 11.3 «СП42.13330.2011 г»), из них:
– для хранения л/а ведомственной принадлежности – 3 а/м;
– для хранения таксомоторного парка – 4 а/м;
– для хранения грузовых автомобилей – 40 а/м

3. Определение общего числа обеспеченности закрытыми и открытыми автостоянками для постоянного хранения автомобилей жителей многоэтажного дома (в м/местах в соответствии с п.11.19 СП 42.13330.2011г.): 303 м/мест;
Вывод: расчетное количество м/мест постоянного хранения для объекта на 260 жителей – 303х260/1000=78 м/мест

3а. Определение общего числа обеспеченности закрытыми и открытыми автостоянками для постоянного хранения автомобилей жителей многоэтажного дома в зоне пешеходной доступности (в м/местах в соответствии п.11.19 СП42.13330.2011г.»): 303х90%=273 м/мест;
Вывод: расчетное количество м/мест постоянного хранения для объекта на 260 жителей в зоне пешеходной доступности – 273х260/1000=71 м/мест

3б. Определение общего числа обеспеченности закрытыми и открытыми автостоянками для постоянного хранения автомобилей жителей многоэтажного дома за пределами пешеходной доступности (в м/местах в соответствии с п.11.19 СП 42.13330.2011г);
Вывод: расчетное количество м/мест постоянного хранения для объекта на 260 жителей за пределами пешеходной доступности – 78-71=7 м/мест

4. Определение обеспеченности открытыми автостоянками для временного хранения автомобилей жителей многоэтажного дома в зоне пешеходной доступности (в м/местах в соответствии с п.11.19 СП 42.13330.2011г.»): 273х25%=68 м/мест;
Вывод: расчетное количество м/мест временного хранения для объекта на 260 жителей в зоне пешеходной доступности - 68х260/1000= 18 м/мест

4а. Определение обеспеченности открытыми и закрытыми автостоянками постоянного хранения без учета стоянок временного хранения автомобилей жителей многоэтажного дома в зоне пешеходной доступности (в м/местах в соответствии с п.11.19 СП 42.13330.2011г.»):
Вывод: расчетное количество м/мест временного хранения для объекта на 260 жителей в зоне пешеходной доступности - 71-18=53 м/мест

Пособие для проектирования «Гаражи-стоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам» изданное АО ЦНИИПРОМЗДАНИЙ в 1998 год;
СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* введен в мае 2011 г;
СП 113.13330.2012 «Свод правил стоянки автомобилей» актуализированная редакция СНИП 21-02-99*; введен в январе 2013 года.

Найти хорошую автостоянку – задача не из легких. И подходить к ней необходимо ответственно, если не хотите в одно далеко не прекрасное утро обнаружить своего верного коня не в полной комплектации. Ну или вовсе не найти – тут уж как кому повезет.

Поэтому действуйте на опережение и выбирайте действительно хорошую автостоянку, на которой с вашей машиной ничего не произойдет. Правда, понятие «хорошая» у каждого своя, поэтому стоит рассмотреть все возможные варианты, оценить плюсы и минусы и только потом принимать решение. Платная стоянка кажется надежной, но далеко не все люди готовы включить этот пункт расходов в свой бюджет. Кто-то выбирает подземные парковки, а кто-то и вовсе стоянки у магазинов – словом, выбор большой.

Многое зависит от того, на какой срок вам нужна парковка. Если речь идет о коротком промежутке времени – например, вам необходимо сходить в супермаркет или вы отправляетесь в командировку на сутки, а в аэропорт приехали на машине, можно обойтись местной парковкой. Но и тут есть два варианта – бесплатная и платная. Плюсы бесплатной стоянки очевидна – экономия денег. Однако помните о том, что на данной парковке за вашу машину никто никакой ответственности не несет.

Конечно, если вы оставляете машину буквально на пару минут, особо переживать не стоит – шансы, что с ней что-то случится, крайне невелики. А вот если вам необходимо оставить машину на несколько часов и дольше, все же позаботьтесь о платной стоянке – только в этом случае вы можете быть уверены в том, что с вашей машиной ничего не случится.

Но помните, что платная временная стоянка – это не та, где какие-то неизвестные личности взяли деньги и исчезли в неизвестном направлении, а та, где вашу машину примут, выдадут вам квитанцию, подтверждающую, что вы передали машину на хранение. Как правило, временные парковки практикуют почасовую оплату – на то они и временные.

Постоянные стоянки

Для постоянного же хранения автомобиля стоит прибегнуть к иным видам парковок.

Муниципальная стоянка.

Самые распространенные из них – муниципальные парковки, которые есть практически во всех более ли менее крупных городах. Однако немногие люди, оставляющие там машины, знают о главном – машины там не охраняются!

Предвидим многочисленные возражения – мол, как же так, мы же платим деньги! Да, деньги автовладельцы платят, но совсем за иные услуги: уборка бытового мусора с территории автостоянки, размещение автомобилей на стоянке и многие другие. Но только не охрана! Поэтому обязательно узнайте, есть ли на приглянувшейся вам стоянке такая услуга, как охрана автомобиля.

Частная автостоянка.

Самый разумный выбор – это, конечно же, охраняемая платная стоянка. В зависимости от добросовестности владельцев автостоянки (которая, кстати говоря, во многом зависит от цены), стоянка может находиться под контролем только охранников, либо же еще и целой системы видеонаблюдения. Поэтому вы можете спать спокойно – ваша машина под надежной охраной.

Если даже с ней что-то и случится, ущерб будет возмещен вам в полной мере. Но только в том случае, если с документами будет все в порядке. Поэтому запомните как дважды два: прежде чем отдать предпочтение той или иной стоянке, убедитесь, что все документы в порядке – лицензия должна быть в любом случае! Не поленитесь внимательно прочитать договор на оказание услуг – тем самым вы обезопасите себя от неприятных сюрпризов.

В договоре обязательно должны быть указаны не только полные данные о владельце автостоянке, но и данные о клиенте – фамилия, имя, отчество, адрес прописки, полные данные о самом транспортном средстве. Только в этом случае вы можете быть спокойны за сохранность своего автомобиля.

При выборе автостоянки учитывайте несколько очень важных нюансов. Первое – это покрытие автостоянки: оно обязательно должно быть твердым, в идеале асфальтовым. Второе – это освещенность. Казалось бы, такая мелочь, но не тут-то было – если стоянка не освещена, то в темное время даже система видеонаблюдения может оказаться бесполезной. И, наконец, обратите внимание на навесы, если стоянка на открытом воздухе – нежелательно, чтобы ваша машина подвергалась прямому воздействию снега или дождя.

На сегодняшний день к услугам автовладельцев крупных городов – так называемые механизированные парковки. Принцип такой парковки прост, как и все гениальное – машина помещается в специальный бокс, при помощи специального устройства. Просто, быстро, защита машины максимальна – одним словом, мечта, а не парковка.

Правда, минус у такой стоянки все же есть – достаточно внушительная стоимость. Поэтому и доступна она далеко не для всех: чаще всего подобные парковки находятся на территориях элитных жилых комплексов и аэропортов. Если цена вас не пугает, вы можете быть абсолютно спокойны за своего железного коня.

Дедовский метод

Как ни странно, самая распространенная на сегодняшний день автостоянка – стихийная, под окнами жилых домов. Несмотря на далеко не спокойную криминогенную обстановку в нашей стране, тяга к халяве у нашего народа неистребима – ну еще бы, ведь такая стоянка совершенно бесплатная.

Правда, последствия такого хранения могут быть самыми печальными – машину могут угнать, снять запчасти или банально обокрасть. И тот факт, что машина стоит прямо под вашими окнами и установлена сигнализация, может разве что упокоить морально. Хотя некоторые меры по защите своего автомобиля вы можете предпринять:

Ценные вещи.

Обязательно забирайте из машины все ценные вещи – барсетки, сумочки, магнитолы, телефоны. Чаще всего воришек привлекают именно они, поэтому не стоит подвергать нехороших людей соблазну. Причем это касается не только ночного времени суток – это необходимо делать даже в том случае, если вы заехали домой выпить кофе.

Сигнализация.

Конечно же, сигнализация не является надежной защитой от злоумышленников, всерьез вознамерившихся угнать ваш автомобиль. Однако мелких воришек сигнализация вполне способна спугнуть, да и вас оповестит о том, что на ваш автомобиль кто-то посягает. Разумеется, это эффективно только в том случае, если машина находится действительно под окнами, а не где-то на задворках.