Рок-кроулер – внедорожник-скалолаз. Полноприводные скалолазы: экстрим

Рок-кроулер – внедорожник-скалолаз

Рок-кроулер – автомобиль повышенной проходимости, специально созданный для преодоления скал и больших камней-валунов. Полноприводные скалолазы оснащаются очень мощными двигателями, имеют внушительный дорожный просвет, невообразимый – запредельный ход подвески, «качающиеся» мосты, изменяемый сход-развал, а для достижения максимально низкого центра тяжести в колеса (шины) такого рок-багги заливается вода. Цена подобного авто для джип-триала может доходить до $150.000.

Рок-кроулинг (rock crawling) – опасное и весьма зрелищное направление в автоспорте, в котором, соблюдая определенные правила, супер-внедорожники на время проходят сложнейшие участки трассы. Сказать, когда зародилось автомобильное скалолазание, достаточно сложно, но свой первый официальный чемпионат американские джипперы провели только в 1999 году. Для этого любители экстремального Off-Road объединились в ARCA – Ассоциация рок-кроулинга Америки.

Как вид автоспорта, rock crawling (ползание по скалам) можно сравнить с родственным направлением – джип-триал , где основной задачей экипажа является максимально чистое и быстрое преодоление сложнопересеченных участков трасс. Разница между этими двумя направлениями состоит в том, что в рок-кроулинге трасса более сложная и жесткая, ширина, так называемых, «ворот» не фиксирована, а штурман, которого называют «споттер», бегает перед машиной или рядом с ней, а не сидит в кабине авто.

Автосостязания по рок-кроулингу состоят из двух туров и, как правило, длятся 2 дня (редко 3). Полноприводные автоскалолазы поделены на 4 класса: Modified Stock, Formula Toyota, ProSuper Modified, Unlimited. Первые два класса рок-кроулеров соревнуются отдельно от двух других на более простой трассе. Трасса состоит из нескольких коротких участков (курсов), проложенных на естественной скалистой или, искусственно созданной и имитирующей скалы, бетонной местности.

К классу Modified Stock относят немного видоизмененные заводские авто: Jeep, Land Rover, Nissan Patrol, Suzuki Samurai и даже российские «Нивы». Класс Pro Modified объединяет более подготовленные, но чем-то еще напоминающие обыкновенные автомобили. Super Modified - полноценный рок-багги, подвергнутые серьезному профессиональному тюнингу. А в классе Unlimited разрешается наиболее существенная модификация машин. Здесь принимают участие настоящие полноприводные монстры – скальные супер-внедорожники .

Formula Toyota – класс рок-кроулинга, предложенный только в 2004 году, получивший в последствии широкое распространение. Машины этого класса получили название Toys (игрушки) или F-Toys. Рок-кроулеры Toys – бюджетный вариант для скального джип-триала, доступные многим автоспортсменам, тем, кому «не по карману» профессиональный рок-багги . F-Toys может выступать в скальном триале любого уровня в категории автомобилей класса Modified Stock. Стоимость этих супер-джипов, как правило, составляет $5.000-$7.000.

Кроме этого, существует rock crawling для ленивых – это автомодельный рок-кроулинг, который широко развит в США. Для радиоуправляемых моделей – точных масштабированных копий рок-багги проводятся отдельные соревнования. Стандартный масштаб модели – соотношение к полноразмерному джипу составляет 1:18. Стоят игрушечные рок-кроулеры не дешево – от $400. Модель рок-кроулера, управлять которой ничуть не легче, чем настоящим рок-багги, в мельчайших деталях повторяет устройство подвески и систему управления. Несмотря на то, что по камням ползет игрушечный автомобиль, зрители получают массу незабываемых впечатлений от увиденного, даже от просмотра видео.

Рок-багги / Видео

Rock Crawling / Video

Рок-кроулинг для ленивых / Видео

Соревнования по рок-кроулингу проводятся в течение двух дней (иногда трех) и состоят из двух туров. Машины классов Modified Stock и  Formula Toyota соревнуются отдельно от монстров Pro / Super Modified и Unlimited, на отдельной, более простой трассе. Состязание заключается в преодолении серии коротких участков естественной скалистой местности или ее бетонной имитации. Такие участки называются «курсами», длина каждого обычно не превышает 200  м. Время, отпущенное на преодоление курсов, ограничено десятью минутами. На каждом курсе обычно установлены двое «ворот», отмеченных красными конусами, - они обозначают препятствия, которые нужно преодолеть. Иногда ставят третьи «ворота» - бонусные. Объезжать ворота категорически запрещено, иначе курс не будет засчитан.

В команде работают два человека: водитель и споттер. Задача споттера - находясь вне машины, указывать водителю, что делать. Кроме того, споттер может помогать водителю физически: ему запрещено прикасаться к автомобилю, однако он может подкладывать под колеса осколки камней, подтаскивать или удерживать машину с помощью «споттерской стропы» - шестиметрового троса с  карабином. В последние несколько лет, впрочем, за применение троса стали серьезно штрафовать.

В соревновании участники демонстрируют мастерство и чистоту прохождения дистанции. Существует система штрафных очков (она меняется от соревнования к соревнованию, от года к году). Например, команда штрафуется за остановку более чем на четыре секунды и за задний ход, за использование споттерской стропы, за касание «ворот» или ограничительной ленты автомобилем или частью тела.

Значительный штраф начисляется, если команда использует лебедку, чтобы вытащить застрявший автомобиль.

Конструктивные особенности позволяют использовать специальные приемы вождения. Например, можно перемещать автомобиль вбок, поочередно блокируя передний и задний мосты, либо даже развернуть на месте. Случается, машины не просто «прыгают» со скалы, а переворачиваются и после кульбита продолжают движение как ни в чем не бывало. До того как был введен штраф за использование споттером стропы, в  рок-кроулинге активно использовалась мускульная сила для удержания автомобиля от переворачивания на крутых склонах. Другой распространенный прием со стропой - когда при «запрыгивании» автомобиля на препятствие споттер тянет его переднюю часть вниз, не позволяя колесам оторваться от поверхности скалы на те несколько мгновений, которые нужны, чтобы вскарабкаться наверх.

В последние годы рок-кроулинг получил распространение за пределами США. С середины 2000-х проводятся международные чемпионаты с участием команд из Мексики и Канады. Сегодня клубы любителей рок-кроулинга есть по всему миру: в  Великобритании, Австралии, в Южной Америке, Скандинавии. Некоторые российские спортсмены привозят заокеанские рок-багги и в нашу страну - правда, пока лишь для участия в соревнованиях по джип-триалу, но наверняка не за горами тот день, когда рок-кроулинг придет в Россию и приживется как самостоятельный вид спорта на карельских скалах, на Кавказе и в предгорьях Урала.

Американские рок-баги в российском анатомическом театре

Текст: Андрей Судьбин
Фото: Андрей Судьбин

Наверное, каждый российский любитель езды по бездорожью знает, что североамериканский офф-роуд совершенно не похож на наше, отечественное «грязелазание». Напротив, любимые маршруты американцев находятся в горах. И проложены они по сухим (или не очень) руслам ручьев, заваленным огромными валунами. Называется все это безобразие соответственно – рок-кроулинг (что в дословном переводе обозначает «скалоползание»). Ну а специфические задачи, естественно, требуют создания специфических машин...

В том, что мы знаем об американском офф-роуде довольно много, нет ничего удивительного – наше внедорожное движение за несколько лет прошло путь, на который американцам понадобилось более полувека. По обе стороны океана начиналось все совершенно одинаково – с дружеских «покатушек». Но если в одном месте соберется трое мужчин, влюбленных в одно и то же дело, то тут же начнется выяснение, а кто, собственно, это самое дело делает лучше. Так у нас в стране появились трофи-рейды, а за океаном – рок-кроулинг. Но того, каких вершин достиг рок-кроулинг в США, мы, в сути, не представляем. И самое главное, мы не до конца осознаем, что эра спортивно-туристических универсальных машин в «скалоползании» закончилась. В ходе эволюции они практически утратили способность (и юридическое право) перемещаться по дорогам общего пользования, зато приобрели массу удивительных качеств. Сегодня в соревнованиях по рок-кроулингу участвуют автомобили трех классов. Первый класс – Modified Stock (кузова и шасси серийных автомобилей, колеса с размерностью не более 35 дюймов). Но наиболее интересны машины высшей лиги, получившие название «рок-багги». И очень похоже, что я стал одним из первых российских автожурналистов, кому посчастливилось непосредственно познакомиться с этими удивительными автомобилями.

Анатомия старшей сестры

Ну а теперь позвольте познакомить вас с нашими героинями. Прошу любить и жаловать: RockIt и RockHer. Обе «сестрички» прописаны в команде Red Bull Rockcrawling. Старшая по возрасту и уровню модификации – RockIt – относится к классу Supermodified, младшая – RockHer – к классу Modified. Заметьте, я не случайно перешел на женский род. Хозяева машин, супруги Дастин и Бекка Уэбстер, говорят о них именно так. И я их понимаю... Посмотрите на изящные и плавные линии корпусов! Но в то же время огромные колеса и массивные мосты недвусмысленно говорят о том, что перед нами – настоящие воительницы. В общем, речь идет об этаких... сестрах Кличко.

Три или четыре

Первое, что обнаруживаешь при внешнем осмотре рок-багги – это полное отсутствие дверей. Вход и выход осуществляется через окно. Но давайте по порядку. А начнем мы со «старшей сестры», RockIt. Силовая структура машины – пространственная рама из стальных труб, она же – каркас безопасности. Среди соперников RockIt немало средне- и заднемоторных агрегатов, но наша героиня имеет классическую компоновку. Двигатель, широко распространенный в США GM Vortec 4300 V6, форсирован фирмой JSA OffRoad до 235 л.с. Трансмиссионные агрегаты представлены стандартной АКПП GM Turbo 400 и раздаточной коробкой Atlas II. Рок-кроулеры уважают эту коробку не только за «неубиваемость», но и за то, что она имеет режимы «только задний мост», «только передний» или «оба сразу», а также за множество вариантов понижающей передачи, от 1:3 до 1:5 (в нашем случае – 1:3,8). Над АКПП поколдовали инженеры JSA OffRoad, перенастроившие клапана так, что при переводе селектора в положение 1, 2 или 3 коробка остается именно на этой передаче. Выбор мостов также традиционен для американского рок-кроулинга – это Dana 60. Но oни оснащены поворотными кулаками Dynatrac ProRock и усиленными карданными шарнирами CTM Racing. Полуоси изготовлены на заказ из стали марки 300М. Передаточное отношение главных пар – 1:5,13. Естественно, на трассах рок-кроулинга нечего делать без блокировок, и создатели машины установили в оба моста TracTech Detroit Locker. Раздаточную коробку и мосты соединяют карданные валы фирмы JE Reel Driveline. К прочности карданных валов особые требования, ведь эти детали по десятку раз на дню испытывают жесткие соприкосновения со скальной породой.

И все же самая главная система в рок-багги – подвеска. Для нашей героини ее разработали специалисты фирмы PolyPerformance. Продольные рычаги начинаются прямо от подрамника раздаточной коробки. А вот средний, А-образный, рычаг не совсем обычный, потому что это не один рычаг, а два, сходящиеся треугольником к кронштейну на корпусе дифференциала. На сайте команды подвеска машины названа «трехрычажной», а на сайте ассоциации UROC – «четырехрычажной». Естественно, никаких сайлент-блоков, только прочные и надежные шаровые соединения. В качестве упругих элементов использованы пружины, навитые поверх амортизаторов King Pro-Truck. При дальнейшем наружном осмотре одна вещь показалась мне крайне странной. Мы все привыкли к тому, что для максимальной артикуляции мостов нужно избавиться от стабилизаторов поперечной устойчивости. А тут они есть, да еще какие! Оказывается, стабилизатор системы Керри давно стал неотъемлемой частью конструкции машин для рок-кроулинга. Ведь чтобы подъем с одновременным поворотом не стал «подъемом с переворотом», нужно прижать разгруженное колесо к грунту и обеспечить его сцепление с поверхностью.

Арсенал старшей сестры

Шины Pro Comp XTeraain размерности 40x13,5R20 смонтированы на кованых легкосплавных дисках с бедлоками. 20-дюймовый посадочный диаметр выбран из тех соображений, что колеса с более низким профилем меньше подпрыгивают при падении машины с высоты. Ну и, наконец, рулевое управление с непосредственным гидравлическим приводом. Ответственные за поворот как передних, так и задних колес гидроцилиндры размещены непосредственно на мостах. В итоге, передний мост управляется как обычно, рулевым колесом, а задний – маленьким джойстиком, расположенным между сидениями.

Вообще же в кабине RockIt можно обнаружить массу любопытных вещей. Конечно, спортивный «бублик» модели Grant Evolution или два рычага раздаточной коробки Atlas нельзя назвать чем-то уникальным (для управления коробкой передач и вовсе использован стандартный селектор). Но вот с педалями все обстоит иначе... Под правой ногой – как обычно, педаль газа, а вот тормоз нужно жать левой ногой (как на карте). При этом педалей тормоза – две, одна отвечает за передний контур, вторая – за задний. Вот и представьте, какие возможности предоставляет квалифицированному водителю весь этот арсенал! В результате, задача переставить машину на несколько метров в сторону (не смещаясь при этом ни вперед, ни назад) уже не представляется нереальной.

Сидения и четырехточечные ремни безопасности изготовлены фирмой Mastercraft. Сидения не имеют такой развитой боковой поддержки, как гоночные «ковши», но она и не нужна. За спиной экипажа расположен крохотный, литров на 20, бензобак (хватит на одно соревнование). Завершают же внедорожное оснащение лебедки – передняя WARN 9000 и задняя WARN 1500. Когда я спросил, чем, собственно, может быть полезна такая кроха, то получил ответ, что ее главная задача – в случае необходимости подтянуть... задний мост к пространственной раме. А еще с ее помощью можно закрепить какой-нибудь груз. Например, во время нашей поездки по горам Сэнди Маунтинз (о ней вы можете прочитать в этом номере) таким грузом оказались две пластиковые канистры с запасом горючего. А вот компрессор в оснащение рок-багги не входит. Его заменяет небольшой баллон со сжатым углекислым газом, объема которого вполне хватает, чтобы многократно корректировать давление в шинах в соответствии с характером преодолеваемых препятствий.

Технические характеристики RockIt
Двигатель GM Vortec 4300
Мощность двигателя 235 л.с.
Вес 1630 кг
Коробка передач GM Turbo 400
Лебедка WARN 9500i
Главные пары 1:5.13
Передняя блокировка Detroit Locker
Задняя блокировка Detroit Locker
Раздаточная коробка Atlas II
Передаточное отношение PK 1:5.0

Тоже красивая девушка

Что же касается RockHer, на которой выступает (и очень неплохо, доложу я вам, выступает) Бекка Уэбстер, то на первый взгляд эта машина отличается от «старшей сестры» только серебристым цветом наружных кузовных панелей (обе стилизованы под пикап Chevrolet S-10, и кузовные стеклопластиковые панели выклеены у них по одним шаблонам). Но сходство это сугубо внешнее. RockHer выступает в классе Modified, а там технические требования жестче. Начнем с того, что у RockHer есть рама. Точнее, в общую силовую структуру включены два лонжерона от рамы Jeep CJ8 Scrambler. Но конструкторы поступили весьма нетрадиционным образом, поместив правый лонжерон с левой стороны, а левый – с правой. Это позволило опустить двигатель между передними ветвями рамы, обеспечив тем самым очень низкий центр тяжести. Узкая же задняя часть машины как нельзя лучше упростила работу по достижению максимальной артикуляции подвески. Двигатель GM Short Star был выбран не случайно. Эта V-образная шестерка с алюминиевым блоком цилиндров и объемом 3900 куб.см легче, компактней и мощней, чем Vortec 4300, а после того как над мотором поколдовал Рэнди Кникербокер из фирмы NewSchool Motorsports, он начал выдавать 290 л.с. Радиатор расположен за водительскими сидениями, что, в свою очередь, позволило улучшить развесовку. Автоматическая коробка передач Torqueflight 999, изготовленная фирмой JSA OffRoad Center по заказу команды Red Bull, предназначена специально для работы с этим двигателем. Схема управления коробкой позволяет выбрать любую из передач и остаться на этой передаче вне зависимости от оборотов двигателя. Естественно, и передний, и задний мосты снабжены стабилизаторами поперечной устойчивости системы Керри. Раздаточная коробка – такая же, как и на RockIt, Atlas II фирмы Advanced Adaptors.

Опущенные вниз двигатель и трансмиссия заставили разделить передний карданный вал на три отдельные детали. Это позволило «обогнуть» выступающий вниз картер коробки передач. Этот узел изготовлен фирмой JE Reel Driveline. Мосты – Dana 60, прошедшие серьезную модификацию в фирме Rockcrusher, с карданными шарнирами фирмы СТМ в поворотных кулаках. Естественно, полуоси тоже стоят усиленные, из стали 300М. Разработкой подвески занимался Райан Кинелли. В целом ее геометрия имеет много общего с RockIt, но есть и существенные различия. В частности, впереди стоит традиционная трехрычажная подвеска с тягой Панара. И наконец, самое главное: помимо гигантских пневмоамортизаторов Fox Nitrogen Airshox фирмы PolyPerformance вы не найдете в подвеске RockHer никаких других упругих элементов. В результате, ходы подвески не просто впечатляют, они поражают! 900 мм – это вам не фунт изюму. Интересно, что на ход сжатия приходится только 50 мм, все остальное – ход отбоя.

Хитрости младшего класса

Поскольку в классе Modified запрещено «непосредственное гидравлическое рулевое управление», строителям RockHer пришлось установить обычный рулевой редуктор от CJ-7 с гидроусилителем Redneck Ram, соединив его с поворотными кулаками сошками и тягами фирмы Crane High Clearance. Запрещены в этом классе и задние управляемые мосты. И все же RockIt умеет «по-крабьи» двигаться вбок ничуть не хуже, чем «старшая сестра». Спросите, как она это делает? Если заглянуть в кабину RockHer, то обнаружится примерно такое же обустройство, как и в RockIt, за одним исключением – там есть два дополнительных рычага, позволяющих затормозить по отдельности левое и правое передние колеса! Техника бокового перемещения такова: выворачиваем руль, тормозим одно переднее колесо, включаем только задний мост и резко нажимаем на газ. Задние колеса начинают жечь резину, и автомобиль заносит задний мост в сторону, противоположную заторможенному переднему колесу. Теперь включаем только передний мост, выворачиваем руль в другую сторону, тормозим задние колеса и снова жмем на газ. Выглядит все это как цирковой трюк, но на самом деле это обычный прием, позволяющий спортсмену выставить машину на оптимальную траекторию.

Имеются у «младшей сестрички» и блокировки – Detroit Locker в переднем мосту и ARB с пневматическим приводом в заднем. Но и тут не обошлось без маленьких хитростей: Уэбстеры используют для привода блокировки тот же баллон со сжатой углекислотой, что и для подкачки колес. И опять же – одной заправки вполне хватает на двух-трехдневные соревнования, поскольку RockHer носит «обувку» несколько меньшего размера (всего лишь 37х13,5R16). Ну а завершают внедорожное оснащение две лебедки – передняя Warn 8000i и задняя Warn 1700. И здесь их основное назначение – подтягивать мосты к раме (передний на подъемах и задний при спусках). Крутые подъемы, спуски и поперечные уклоны вообще можно считать коронными номерами младшей из «сестер Кличко». Машина получилась потрясающе устойчивой! Судите сами: она способна въехать на склон крутизной 70 (семьдесят!) градусов, а ее угол поперечной устойчивости составляет 60 градусов! Впечатляет? Еще как, причем не только неискушенного в общении с подобной техникой российского журналиста, но и многоопытных американских болельщиков.

Технические характеристики RockHer
Двигатель GM ShortStar 3900
Мощность двигателя 290 л.с.
Вес 1630 кг
Коробка передач GM TorqueFight 999
Лебедка WARN 9000i
Главные пары 1:5.13
Передняя блокировка Detroit Locker
Задняя блокировка ARB
Раздаточная коробка Atlas II
Передаточное отношение PK 1:4.3

Знакомство с продолжением

В целом можно сказать, что при постройке RockHer были использованы все технические решения, хорошо зарекомендовавшие себя в ходе эксплуатации «старшей из сестер». К таким решениям относятся и общая геометрия подвески, и выбор агрегатов, и прозрачные окна в полу кабины (они позволяют контролировать наезд колеса на препятствие). Однако принадлежность к «младшему» классу заставила в целом ряде случаев искать новые подходы. В результате по многим параметрам «младшая сестра» обогнала «старшую»! Соответственно, и спортивные достижения «младшей» несколько выше...

– Ну а где же, собственно, тест? Где впечатления автора от управления этими монстрами женского пола? Неужели американские спортсмены повели себя в точном соответствии с детским стишком: «Завтра праздник, воскресенье, нам лепешек напекут, и помажут, и покажут, а покушать не дадут?» – спросите вы. Успокойтесь, все было. Просто тестовая поездка получилась настолько интересной, что вылилась в отдельную статью, которую вы и найдете ...


Что такое рок-багги.

Рок-багги делятся на два класса – Modified и Supermodified. Дальше всех от обычных внедорожников ушел, естественно, класс Supermodified. Кузова этих машин представляют собой «птичью клетку» – пространственную раму с интегрированным защитным каркасом. Зачастую это сугубо одноместные аппараты, ведь штурман (в терминах американского рок-кроулинга – споттер, т.е. «указывающий») во время состязаний находится вне машины. Вес «скалолазов», как правило, колеблется в пределах от 1000 до 1500 кг. В качестве силовых агрегатов чаще всего используются мощные и компактные V6, выдающие от 250 до 400 л.с.

Впрочем, на особо легких машинах могут быть установлены и рядные четверки мощностью всего 100–150 л.с. Коробки передач в основном автоматические, а в качестве раздаточных коробок используются спортивные Atlas или Atlas II. Подвеска – зависимая, рычажно-пружинная, преимущественно с центральным А-образным рычагом. На большинстве машин используются модифицированные (в той или иной степени) мосты Dana 60, хотя встречаются и Ford 9”, и портальные мосты от Volvo C303 или UNIMOG, и даже такая экзотика, как мосты от трактора John Dir. Рулевое управление – «непосредственное гидравлическое», то есть рабочий гидроцилиндр расположен прямо на переднем мосту, а рулевой редуктор отсутствует как класс. При этом многие машины являются «полноуправляемыми». Колеса размером от 37 до 48 дюймов.

Машины класса Modified внешне очень похожи на «старшеклассников», но имеют ряд существенных отличий. Во-первых, они, как правило, несколько тяжелее, поскольку обязательно должны быть снабжены продольными лонжеронами рамы от серийного автомобиля, произведенными фирмой, имеющей сертификат OEM (Original Equipment Manufacturer). Во-вторых, рок-багги класса Modified в обязательном порядке должны быть оборудованы двумя расположенными рядом сидениями. В этом классе также запрещены управляемые задние мосты и передние мосты с непосредственным гидравлическим управлением (автомобиль обязательно должен быть оборудован обычным рулевым редуктором). И, наконец, предельный размер колес для этих машин ограничен 37 дюймами.


Я не планирую становится президентом США.
Дастин УЭБСТЕР, пилот и менеджер команды «Red Bull Rock-Crawling»

В 17 лет я впервые взял у отца полноприводный пикап и поехал в горы проверить, насколько далеко я смогу забраться. Через много лет, в небольшом городке Роко в Мексике я увидел афишу, на которой были изображены карабкающиеся по камням машины с огромными колесами. И буквально через 15 минут я решил, что мне нужно построить такой аппарат и принять участие в соревнованиях. А еще через полгода я уже знал, что рок-кроулинг – это именно то, чем я должен заниматься в жизни.

Я забросил свой бизнес, прыжки со скал в воду и полностью посвятил себя новому увлечению. Мне повезло – я нашел двух серьезных спонсоров, фирмы Red Bull и Pro Comp Tires, что и дало мне возможность заниматься любимым спортом 24 часа в сутки.

Что касается спортивных достижений, то это непростой вопрос. У меня были высокие результаты, но зачастую достижением можно назвать саму возможность соревноваться с лучшими из лучших. Но главное – мне удалось создать первую в США профессиональную команду, проложив дорогу другим.

Перед нами стоят весьма амбициозные задачи. Нет, конечно же, я не ставлю перед собой цель стать Президентом США. Конечно, хотелось бы выиграть национальный чемпионат. Правда, важнее достичь положения, при котором наша команда могла бы платить сама за себя, не полагаясь на спонсорские деньги. Я ставлю задачу заработать за сезон 500 000 долларов и полагаю, что это вполне реально. Только в этом году соревнования по рок-кроулингу увидели 79 миллионов человек (с учетом телезрителей), то есть по вниманию со стороны публики мы почти сравнялись с гонками серии NASCAR, и в финансовом плане мы можем быть так же успешны, как кольцевики.

Я считаю, что у меня есть хорошая стратегия. Например, выбирая себе споттера, я беру человека с оптимальным балансом опыта, физической подготовки и артистизма. Спросите зрителей, кого из споттеров они запомнили, и окажется, что запомнили только моего Джоди Эвердинга. Хорошая стратегия заключается и в том,чтобы атаковать препятствия не только эффективно, но и эффектно. Стратегия нужна в бизнесе, и она нужна в спорте. И особенно она нужна Бекке, потому что ей ведь приходится и семьей заниматься, и детей воспитывать. Я вообще не понимаю, как она со всем справляется. Она суперводитель, ее все знают, и она отличная жена и мать. На самом деле она – природный талант. И я убедил спонсоров в том, что у Бекки есть потенциал стать лучшей. В общем, у Бекки есть понимание стратегии и навыки вождения, а у меня – обучения. Я – хороший тренер, но и Бекка – изумительный ученик. Мы уравновешиваем друг друга и составляем прекрасную команду.

А еще я хотел бы, чтоб мои сыновья занялись рок-кроулингом. К тому времени, когда они вырастут, этот спорт достигнет таких вершин, станет таким зрелищным, что его будут знать во всем мире. Я уже пообещал им, что посажу их за руль рок-багги, как только они смогут дотянуться до педалей. А чтобы это произошло быстрее, мне придется придумать какие-нибудь накладки на педали.


У нас было лишь 15 минут.
Бекка УЭБСТЕР, пилот команды «Red Bull Rock-Crawling»

И мой дедушка, и мой отец занимались ездой по бездорожью. Так что место на сидении едущего по тропе джипа мне привычно с детства. Затем я вышла замуж, родились дети, и я забыла про джипинг. Но около двух лет назад Дастин, у которого уже была подготовленная машина, предложил мне поехать с ним на соревнования, а я, конечно же, согласилась. Уже по дороге он мне сказал: «Кстати, это будут женские соревнования, и ты в них участвуешь». Я сразу закричала: «Что? Как? Я же даже не представляю, что делать!». В общем, я очень разволновалась. Мы приехали на место, и до начала состязаний у нас оставалось лишь два часа, чтобы хоть немного поспать. Рано утром Дастин сказал: «Ну поехали, я покажу тебе, что нужно делать». У нас было минут 15, и мы использовали их на то, чтобы покататься вокруг лагеря. Мне пришлось освоиться с множеством дополнительных кнопок и рычажков в кабине, и я поехала. К счастью, препятствия в те времена не были настолько сложными, как сейчас, и я заняла второе место, уступив лидеру всего лишь одно очко. И после этого я сказала мужу: «Все, строй себе новую машину, а эта остается мне». Так все и произошло. Он завел себе RockIt, а я в течение года выступала на старой, а потом мы построили RockHer.

За два года прошло множество чисто женских соревнований, которые доставили мне массу удовольствия, в том числе и потому, что на них я либо побеждала, либо оказывалась серебряным призером. И на каждом соревновании были препятствия, которые мне удавалось преодолеть удачнее, чем моим соперникам. Но больше всего мне запомнилось одно. Это было на соревнованиях Super Crawl. Там нужно было подняться на очень крутую скалу под углом 77 градусов, и никто не знал, возможно ли это вообще. У первых шести участников ничего не получилось. Их машины опрокидывались, не дойдя даже до середины скалы. Я очень нервничала, но знала, что моя машина способна сделать это, а вот насчет своих сил я не была столь уверена. И все же я нажала на тормоз настолько сильно, насколько могла, со всей силы надавила на газ, и машина буквально взлетела на скалу! В течение всего дня многие пытались взять это препятствие, и только к вечеру это удалось повторить еще одному спортсмену.

Все свое время я либо участвую в соревнованиях, либо готовлюсь к ним. Одним слоавом, рок-кроулинг – это и есть моя жизнь, это мое все.. А вот совмещать эту деятельность с воспитанием детей совсем не просто. Приходится тщательно планировать и распределять свое время. Возвращаясь домой, я стараюсь уделить детям как можно больше внимания, проверить, как они сделали уроки, узнать, каковы их успехи в футболе и других видах спорта. И я не удивлюсь, если они тоже займутся рок-кроулингом. Младший точно имеет склонность к экстремальным видам спорта. Ну а старший, я надеюсь, будет врачом и сможет всех нас лечить...

В США вдоволь пустынь, полупустынь и скалистых предгорий, где славно можно… полазить. Американские джипперы на своих внедорожниках лазят по скалам, да еще и соревнуются в этом занятии — кто вскарабкается быстрее и техничнее. Этот странный вид спорта называется« рок-кроулинг».

Александр Петров

Сегодня сложно сказать, кто первым не пожалел свой автомобиль и на спор отправил его в каменные джунгли. Так или иначе, лихое развлечение прижилось среди любителей покататься по горным районам и к концу 1990-х было уже явлением массовым среди американских приверженцев экстремального офф-роуда. Настолько массовым, что возникла объективная необходимость стандартизировать условия и правила, по которым проводились рок-кроулерские заезды. Для этого была создана Ассоциация рок-кроулинга Америки, ARCA, а в 1999  году в окрестностях Четырех Углов, где сходятся границы штатов Нью-Мексико, Аризоны, Колорадо и Юты, был проведен первый официальный чемпионат.

В первых соревнованиях участвовали владельцы обычных внедорожников серийных моделей, слегка модифицированных для эксплуатации в жестких условиях. Но вскоре оказалось, что рок-кроулинг — это весьма зрелищное явление: экстремальные, динамичные заезды (остановка более чем на четыре секунды наказывается штрафными очками), при этом трассы, в отличие от всевозможных гонок, очень короткие, и все действо перед глазами. Так что соревнования рок-кроулеров постепенно стали собирать многотысячные толпы зрителей. А где зрители — там реклама, спонсоры и большие деньги.


Человек в желтой каске — это штурман или так называемый споттер. Его задача — находясь вне машины, указывать водителю, что делать. Ему запрещено прикасаться к автомобилю, однако он может подкладывать под колеса осколки камней, подтаскивать или удерживать машину с помощью «споттерской стропы» — шестиметрового троса с карабином.

А где деньги — там и профессиональный спорт. Если раньше спортсмены-любители тратили на доработку серийной модели $20−30  тысяч, то профессионалы с логотипами Goodyear или Shell на куртках располагают суммами порядка 100−150 тысяч и могут построить на эти деньги что угодно. К примеру, транспортное средство, предназначенное для езды по скалам и более ни для чего. Рок-багги.

Как спорт рок-кроулинг можно сравнить с джип-триалом. Это родственные направления. И там и там основная задача экипажа — максимально быстро и чисто преодолеть сложнопересеченную трассу, обозначенную конусами-«воротами» и ленточками. Только в рок-кроулинге ширина «ворот» не фиксирована, трасса гораздо «жестче» (триальщикам здесь делать нечего), а штурман («споттер») не сидит в машине, а бегает перед ней или рядом, показывая водителю, куда поворачивать, где поддать газу и т. д.

Автомобиль-трансформер Кэмерона Карлсона

Участники и зрители соревнований ProRock 2003 были изрядно удивлены, когда из трейлера некого Кэмерона Карлсона вместо привычного внедорожника или багги вдруг выбралось… нечто. Свою машину Кэмерон придумал и собрал сам, в гараже, потратив на работу около трёх лет. Каждое из четырёх колёс закреплено на конце отдельной «ноги». В сложенном состоянии «ноги» вытянуты вдоль корпуса, и если не особо присматриваться — это багги как багги, только большой. Однако «ноги» чудовища могут двигаться вверх и вниз независимо друг от друга, они управляются из кабины с помощью специальных рычагов. Машина может поднять колесо на высоту до двух метров над землёй. Она в буквальном смысле карабкается по скалам. На чемпионате всё внимание общественности было приковано к Кэмерону Карлсону, который выступал в классе Unlimited — один, без споттера. Впрочем, результаты он показал весьма посредственные.

К слову о поломках: они здесь обычное дело, и ладно еще, если удастся отделаться царапинами, вмятинами и снесенными выступающими элементами конструкции, несущественными для дальнейшего движения. Перспективы разбиться о камни, соскочив с очередного препятствия, и встать посреди трассы в обездвиженном автомобиле либо сломать трансмиссию, выбираясь из каменной ловушки, вполне реальны: на каждом чемпионате существенный процент машин сходит с дистанции из-за поломок.


Случается, машины не просто «прыгают» со скалы, а переворачиваются и после кульбита продолжают движение. До того как был введен штраф за использование споттером стропы, в рок-кроулинге активно использовалась мускульная сила для удержания автомобиля от переворачивания на крутых склонах. В принципе, перевернутый автомобиль можно вернуть на колеса с помощью лебедки, однако это влечет за собой штраф.

Машины для лазанья

Машины для рок-кроулинга делятся на несколько классов. Единой классификации нет, в США в настоящее время работает несколько организаций-«законодателей» в этом виде спорта, и каждая руководствуется своими представлениями о том, что есть «легкий» и «серьезный» рок-кроулинг. Тем не менее некоторые общие принципы деления автомобилей на классы выделить можно.

Самый «цивильный» класс, тот, с чего начинался рок-кроулинг, — по‑прежнему в игре, ведь не каждый американец может позволить себе собрать «луноход» за $100 000. Это слегка видоизмененные заводские автомобили — например, Nissan Patrol, Suzuki Samurai, различные модели Jeep’ов и Land Rover’ов и даже русские «Нивы» — их относят к классу Modified Stock. Такие машины вполне можно использовать не только для спортивных заездов, но и по прямому назначению — для езды по хайвеям и городским улицам; более «продвинутые» классы на асфальт не выезжают, от трассы к трассе их перевозят в специальных трейлерах. Из-за своего обычно-привычного вида автомобили Modified Stock производят наиболее странное впечатление: вроде бы машина как машина, а берет совершенно невозможные препятствия.


Следующие два класса — их иногда разделяют, иногда объединяют в один — называются Pro Modified и Super Modified. Разница между ними, когда она есть, такая: если Pro Modified еще чем-то напоминают обыкновенные автомобили, то Super Modified — это уже полноценные рок-багги. Самые же диковинные чудища относятся к классу Unlimited. На автомобилях этого класса разрешены наиболее существенные модификации.

Отдельно следует сказать о классе автомобилей Formula Toyota, предложенном в 2004 году и сейчас получающем все более широкое распространение. Эти машинки (их еще называют F-Toys или просто Toys, то есть «игрушки») — бюджетный вариант, доступный любому, кто хочет попробовать силы в рок-кроулинге, но не готов вкладываться в профессиональную рок-багги или уродовать машину, которую использует повседневно. F-Toy обойдется всего в 5−7  тысяч, при этом она способна выступать в соревнованиях любого уровня в одной «весовой категории» с автомобилями класса Modified Stock.


…и что у них внутри

Само собой разумеется, устройство машин для рок-кроулинга варьирует от класса к классу. Кроме того, рок-кроулинг  - весьма динамично развивающийся вид спорта, и каждый год перечень допустимых технических характеристик и разрешенных модификаций меняется. Зачастую спортсмены к каждому сезону готовят новую машину.

Наиболее строго ограниченный в плане модификации класс — это Modified Stock. На заводскую модель ставят форсированный многолитровый двигатель V6 или V8, колеса увеличенного диаметра (до 35 дюймов)  - и все, можно подавать заявку на участие в соревновании. В правилах соревнований относительно этого класса довольно много пунктов оговаривают техническое соответствие базовой модели, при этом за базу могут приниматься только те модели автомобилей, которые производятся в количестве не менее 500  штук в год.


На автомобилях Pro / Super Modified могут ставиться колеса диаметром до 40 дюймов, причем обычной подвески здесь уже не встретишь: либо это портальные мосты, либо и вовсе подвеска колес независимая. Дорожный просвет у автомобилей этого класса может достигать полуметра, а в полу кабины иногда делают окна из оргстекла, чтобы водитель мог наблюдать положение передних колес. Также на этих автомобилях часто устанавливают стабилизаторы поперечной устойчивости, адаптивные трех- и четырехрычажные гидроподвески, раздельные тормоза для передних и задних колес и лебедки спереди и сзади для подтягивания мостов (на случай, если надо ограничить ход передней или задней подвески во избежание переворачивания). Двигатели — восьмицилиндровые V-образные, мощностью 300−500 л.с. Для рок-багги, не похожих на обычные машины, в правилах есть забавное требование: чтобы на пространственную раму были установлены декоративные панели, имитирующие оформление какой-либо «базовой» модели.

Автомобили класса Unlimited, как следует из названия, не ограничены почти ничем. Здесь можно встретить не только независимую подвеску, но и независимое управление всеми четырьмя колесами. Некоторые автомобили способны поднимать колеса и в  прямом смысле «шагать» на скалы. Руль — размером с чайное блюдце, множество рычагов, вообще система управления здесь может существенно отличаться от привычной автомобильной. Однако управлять такими машинами чрезвычайно сложно, и зачастую водитель не способен воспользоваться и половиной технических преимуществ.


Помимо настоящего рок-кроулинга, в США хорошо развит рок-кроулинг автомодельный. По этому виду спорта проводятся отдельные соревнования, а автомобильчики для него стоят достаточно дорого — от $400. Стандартный масштаб модели — 1:18.

Общий момент для всех классов рок-кроулинга — предельно низко смещенный центр тяжести, благодаря чему автомобиль не переворачивается, когда карабкается на крутой склон. Достигается это тем, что колеса частенько заполняются не воздухом, а водой.

Правила игры

Соревнования по рок-кроулингу проводятся в течение двух дней (иногда трех) и состоят из двух туров. Машины классов Modified Stock и Formula Toyota соревнуются отдельно от монстров Pro / Super Modified и Unlimited, на отдельной, более простой трассе. Состязание заключается в преодолении серии коротких участков естественной скалистой местности или ее бетонной имитации. Такие участки называются «курсами», длина каждого обычно не превышает 200  м. Время, отпущенное на преодоление курсов, ограничено десятью минутами. На каждом курсе обычно установлены двое «ворот», отмеченных красными конусами, — они обозначают препятствия, которые нужно преодолеть. Иногда ставят третьи «ворота» — бонусные. Объезжать ворота категорически запрещено, иначе курс не будет засчитан.


Устройство подвески и система управления модели в мельчайших деталях имитируют аналогичный узел полноразмерного автомобиля, да и управлять моделью ничуть не легче…

В команде работают два человека: водитель и споттер. Задача споттера - находясь вне машины, указывать водителю, что делать. Кроме того, споттер может помогать водителю физически: ему запрещено прикасаться к автомобилю, однако он может подкладывать под колеса осколки камней, подтаскивать или удерживать машину с помощью «споттерской стропы» — шестиметрового троса с карабином. В последние несколько лет, впрочем, за применение троса стали серьезно штрафовать.

В соревновании участники демонстрируют мастерство и чистоту прохождения дистанции. Существует система штрафных очков (она меняется от соревнования к соревнованию, от года к году). Например, команда штрафуется за остановку более чем на четыре секунды и за задний ход, за использование споттерской стропы, за касание «ворот» или ограничительной ленты автомобилем или частью тела. Значительный штраф начисляется, если команда использует лебедку, чтобы вытащить застрявший автомобиль.


Конструктивные особенности позволяют использовать специальные приемы вождения. Например, можно перемещать автомобиль вбок, поочередно блокируя передний и задний мосты, либо даже развернуть на месте. Случается, машины не просто «прыгают» со скалы, а переворачиваются и после кульбита продолжают движение как ни в чем не бывало. До того как был введен штраф за использование споттером стропы, в рок-кроулинге активно использовалась мускульная сила для удержания автомобиля от переворачивания на крутых склонах. Другой распространенный прием со стропой — когда при «запрыгивании» автомобиля на препятствие споттер тянет его переднюю часть вниз, не позволяя колесам оторваться от поверхности скалы на те несколько мгновений, которые нужны, чтобы вскарабкаться наверх.

В последние годы рок-кроулинг получил распространение за пределами США. С середины 2000-х проводятся международные чемпионаты с участием команд из Мексики и Канады. Сегодня клубы любителей рок-кроулинга есть по всему миру: в Великобритании, Австралии, в Южной Америке, Скандинавии. Некоторые российские спортсмены привозят заокеанские рок-багги и в нашу страну — правда, пока лишь для участия в соревнованиях по джип-триалу, но наверняка не за горами тот день, когда рок-кроулинг придет в Россию и приживется как самостоятельный вид спорта на карельских скалах, на Кавказе и в предгорьях Урала.