Размеры волга газ 24. История создания. Масса агрегатов, кг

Советский легковой автомобиль «Волга» ГАЗ 24 является символом эпохи своего времени. «Волга» считалась очень престижной маркой, на таких машинах ездили чиновники и представители государственной власти.

Пример классической Волги ГАЗ 24

Черная «двадцать четвертая модель» в советское время была пределом мечтания многих граждан, и купить ее в личное пользование было практически невозможно. В Советском Союзе на то время не производилось других легковых авто таких внушительных размеров, поэтому ГАЗ 24 был вне конкуренции.

Еще в начале шестидесятых годов двадцатого века дизайн «Волги» ГАЗ 21 начал устаревать, и конструкторы решили заняться разработкой новой модели. В 1965 году на улицах города Горького появились первые опытные образцы автомобиля. Всего до июля месяца было создано двенадцать образцов. Осенью этого же года был готов приступить к серийному выпуску ГАЗ 24.

Серийный выпуск планировалось наладить к пятидесятилетию Великой Октябрьской революции, которое отмечалось в 1967 году, но стечение неблагоприятный экономических обстоятельств помешали состояться планам.
Основной причиной задержки запуска «Волги» в серию стало начинающееся строительство Волжского автозавода в Тольятти, государство уже не могло выделять столько субсидий горьковчанам. К тому же, на ГАЗ в связи с обострением политической обстановкой в мире пришлось усиленно заняться производством и разработкой военной техники, в частности, моделями БТР 60 и БТР 70.

В результате за весь следующий 1968 год с конвейера автомобильного гиганта сошло машин ГАЗ 24 в количестве 31 шт. Но с середины июля 1970 года выпуск совсем прекратился, и линия Горьковского автозавода по производству легковых автомобилей была полностью отдана новой модели.

Преимущества и недостатки ГА3 24

В отличие от своего предшественника, «двадцать первой» Волги, ГАЗ 24 имел ряд существенных преимуществ:


Помимо положительных моментов, в ГАЗ 24 выявились и некоторые недостатки:


Различные варианты моделей ГАЗ 24

Модернизация ГАЗ 24

За все время своего существования «двадцать четвертая» Волга дважды подвергалась серьезным конструктивным изменениям. Выпуск ГАЗ 24 и всех модификаций прекратился в 1992 году, и за все время было произведено более одного миллиона четыреста тысяч экземпляров.

Все изменения в «Волге» происходили в основном не сразу. Первая серия модернизаций пришлась на период с 1972 по 1978 год. За это время в «Волге» поменялась обивка на сиденьях, появились «клыки» на обоих бамперах, стали другими задние фонари. От ленточного спидометра отказались из-за его частых отказов, вместо него появился стрелочный, более надежный прибор.

Вид сзади волги газ 24

С 1985 по 1987 год последовал ряд новых улучшений, и с 1985 года обновленная базовая модель стала называться .

В этом автомобиле опять пропали «клыки» на бамперах, появились новые наружные дверные ручки, подвергся модернизации и четырехцилиндровый двигатель. Новые сиденья стали более удобными и мягкими.

ГАЗ 24-10 была очень популярна, и эта была последняя модель, которая существовала во всей «двадцать четвертой» серии. В январе 1992 года на смену ГАЗ 24 10 пришел , отличался от предыдущей версии «Волги» кузовом, все агрегаты и многие элементы салона оставались прежними, и изменения происходили также постепенно, как и у «двадцать четвертой».

Модификации ГАЗ 24

Модификаций у «Волги» достаточно много. Следует отметить, что ГА3 24 в основном выпускался с двумя типами кузова – седан и универсал.

Пример Волги 24 с кузовом универсал

Автомобили Горьковского автозавода делались на экспорт, ряд машин предназначался для такси. Были специальные авто для скорой помощи и для спецслужб.

Модификации:


Двигатель внутреннего сгорания ГАЗ 24

При проектировании «Волги» поначалу задумывалось устанавливать не нее три типа двигателей внутреннего сгорания (ДВС): шестицилиндровый, четырехцилиндровый и V-образный восьмицилиндровый.
От 6-цилиндрового ДВС сразу отказались, а 8-цилиндровым мотором оснащались в основном автомобили спецслужб и машины, находящиеся в ведомстве чиновников высокого ранга.

«Восьмеркой» в основном оборудовали автомобили спецслужб, где была необходима большая мощность и высокая скорость (ГАЗ 24 24 и ГАЗ24 34). Поэтому основным ДВС на ГАЗ 24 стал четырехцилиндровый мотор с верхним расположением клапаном объемом 2,445 л.

Силовой 4-цилиндровый агрегат выпускался в двух вариантах: 95 л.с. с расчетом на бензин Аи-93 (сейчас это Аи-92), и 85 л.с. для бензина А-76. Все различие у ДВС было в головке блока цилиндров (ГБЦ).

Так выглядит головка блока цилиндров ГАЗ 24

У версии мотора под «семьдесят шестой» бензин ГБЦ была выше, соответственно больше камера сгорания.

4-цилиндровый агрегат оставался неизменным вплоть до 1985 года, когда на переходных моделях авто ГАЗ 24М стали (бензин Аи-93) и ЗМЗ 4021 (А-76). У новых моделей двигателей изменился блок цилиндров и ГБЦ.

Внутренностей мотора изменения практически не коснулись, разве что стали применять модернизированный высокопроизводительный масляный насос. Эти ДВС в дальнейшем применялись и на Газелях, и на последующих модификациях «Волги» (ГАЗ 31029, ).

Салон ГАЗ 24

Отделка салона на ГАЗ 24 была весьма скромной даже по меркам 70-х годов прошлого столетия. Но большой объем внутрисалонного пространства и довольно удобные сиденья сглаживали первые впечатления от интерьера. В первых выпусках «Волги» между передними сиденьями устанавливался подлокотник. В дальнейшем его упразднили. На моделях ГАЗ 24 10 сиденья полностью обновились.

Теперь они были с удобными подголовниками и полностью с матерчатой обивкой.

В свое время многие обладатели дорестайлинговых «Волг» стремились поменять свои старые сиденья на новые «десяточные». Иметь такие «сидушки» на старой «Волге» было круто.

Панель приборов не отличалась изысканным дизайном, лицевая часть в основном оклеивалась пленкой под дерево. Бардачок выглядел просто, без всякой отделки. Низ панели был железным, руль – довольно крупный с тонким ободом.

Один из вариантов салона ГАЗ 24

С 1985 года модернизация заметно отразилась на этих элементах – рулевое колесо стало меньше в диаметре, а обод значительно толще. Панель приборов совершенно изменилась, в ней теперь присутствовало значительно больше пластиковых элементов.

Обивки салона не отличались особым разнообразием. Они были выполнены из кожзаменителя, по цветам делились на коричневые, серые и красные. От цвета автомобиля окраска обшивок не зависела, на заводе комплектовали машины тем, что попадается под руку (если это был не спецзаказ).

Пример салона 24 Волги и дерева

ГАЗ-24 "Волга" - советский легковой заднеприводный автомобиль среднего класса с кузовом типа седан. Серийно выпускалась на Горьковском автозаводе в 1968 - 1986 гг. (модификация 24-10 - до 1992 года).

Начальный период В 1961 году начаты работы по созданию автомобиля на смену ГАЗ-21. Генеральный конструктор - А. М. Невзоров, дизайнеры - Л. И. Циколенко и Н. И. Киреев.

Автомобиль изначально проектировался под разные типы двигателей - модернизированный четырёхцилиндровый от ГАЗ-21, вновь разрабатывавшийся трёхлитровый V6, имевшийся в производстве V8 от ГАЗ-23, а также - дизельный I4.

С 1962 по 1965 годы было построено до шести пластилиновых поисковых макетов, сильно различающихся по своему внешнему виду. К 1965 году внешний вид автомобиля в целом сложился, в основном завершалась и разработка агрегатной части.

Новая модель требовала более высокой общей культуры производства, поэтому параллельно с разработкой автомобиля производилась модернизация технологического оснащения завода, на его территории были воздвигнуты новые, современно оборудованные цеха.

«Волга» принадлежала к «американской» школе автостроения, в те годы довольно широко представленной в мире. Внешность и конструкция автомобиля были достаточно стандартными для этого направления, технические характеристики были также приблизительно на среднем уровне. Аналогичные «американизированные» модели выпускались в те годы во многих странах - Германии, Англии, Австралии, Японии, Латинской Америке и т. д.

Вместе с тем, учёт особенностей условий эксплуатации в СССР в ходе проектирования, а также специфическое назначение автомобиля (большая часть «Волг» не была предназначена для продажи в личное пользование и эксплуатировались в таксопарках и иных государственных организациях) предопределили ряд специфических черт конструкции, например, увеличенный дорожный просвет, усиленный (и более тяжёлый) несущий кузов, большая "живучесть" на плохих дорогах, привычная ремонтникам и удобная при эксплуатации в автохозяйствах с централизованным обслуживанием шкворневая подвеска и т. д.

Дополнительных опций на внутреннем рынке предложено не было, однако часть оборудования, на иностранных автомобилях в те годы предлагавшегося как дополнительное, была включена в базовую комплектацию.

Ходовые прототипы

В 1966 году появились первые ходовые прототипы, названные М-24 (предыдущая модель завода - ГАЗ-М-23 на базе ГАЗ-М-21), прототипы собирались в двух вариантах оформления передка, двух- и четырёхфарном, в серию пошла, как известно, двухфарная машина. Особых отличий от первых серийных автомобилей прототипы не имели.

От идеи шестицилиндрового двигателя, как и от штатной установки автоматической коробки передач, пришлось отказаться, в серию машина пошла с двумя вариантами двигателя - 2,5-литровым I4 и МКПП-4 или 5,5-литровым V8 и АКПП-3. Однако параллельно с серийным выпуском модели заводом строились немногочисленные опытные экземпляры с импортными шестицилиндровыми двигателями, как рядными, так и V-образными.

Различные дизельные двигатели (преимущественно Peugeot-Indenor, иногда Mercedes) устанавливались на небольших сериях экспортных автомобилей как самим ГАЗ-ом, так и иностранными фирмами - дилерами завода, существовали как четырёх- так и шестицилиндровые варианты.

В 1967 году Автоэкспортом несколько преждевременно было объявлено о начале производства нового советского автомобиля. Массовое производство началось несколькими годами позже. Постановка в производство

В 1968 году была собрана по обходной технологии опытная партия в 32 машины, в следующем году собрали ещё 215 машин, в конце года запустили конвейер. 15 июля 1970 года выпуск ГАЗ-21 прекратили; единственной моделью, выпускаемой с этого времени стал ГАЗ-24.

Периодизация выпуска

На протяжении своего выпуска «Волга» ГАЗ-24 существенно модернизировалась два раза - в 1976-1978 и 1985-1987 годах. По вносимым в конструкцию изменениям выпуск ГАЗ-24 можно условно разделить на три части согласно вносимым заводом существенным изменениям во внешний вид и конструкцию. Данное деление носит условный характер и заводом не использовалось.

«Первая серия».

ГАЗ-24 выпуска 1968-1977 годов условно можно выделить как первое поколение, или, согласно терминологии, общепринятой применительно к «Победе» и ГАЗ-21 - первую серию ГАЗ-24.

Отличительные особенности всех автомобилей «первой серии» - бампера без клыков, но с хромированными боковинами таблички номерного знака под передним бампером, отдельные от задних фонарей катафоты на задней панели кузова, панель приборов с обтянутой чёрным кожзаменителем верхней частью и окрашенной под цвет кузова нижней, чёрные со вставками под слоновую кость рукоятки на панели приборов, отделочные панели дверей с вертикальным рисунком, переднее сидение диванного типа из трёх частей с независимой регулировкой и центральным подлокотником.

Автомобиль постоянно подвергался незначительным усовершенствованиям. В частности, до 1975 года: удалили из конструкции системы охлаждения двигателя автоматическую муфту включения вентилятора, показавшую ненадёжность своей работы; изменили форму внешнего зеркала заднего вида; установили новый, более удобный и надёжный замок багажника; стали устанавливать новые рессоры с параболическим профилем листов; замок зажигания унифицировали с автомобилями ВАЗ; спидометр оригинальной конструкции (ленточный) заменили на традиционный стрелочный, более долговечный; на задние стойки крыши установили стояночные огни, зажигающиеся при выходе пассажиров и т. д.

«Вторая серия»

На протяжении 1976-78 годов последовала первая серьёзная модернизация ГАЗ-24, что можно считать началом выпуска второго поколения, или второй серии ГАЗ-24.

В эти годы машина получила «клыки» на бамперах, противотуманные фары на переднем бампере, задние фонари со встроенными катафотами, салон с изменённым оформлением, в котором практически все металлические детали для безопасности были закрыты мягкими пластиковыми накладками, отделочные панели дверей с горизонтальным рисунком, статические ремни безопасности спереди и сзади (что потребовало удаления подлокотника из конструкции переднего сидения), новую обивку сидений; имелись и другие, более мелкие изменения.

В таком виде машина выпускалась до 1985 года с минимумом модернизаций.

«Третья серия» (ГАЗ-24-10)

В середине 1980-х годов машина снова была подвергнута модернизации, на этот раз - более существенной и радикальной. Результатом этого стала модель ГАЗ-24-10, которую можно назвать третьим поколением, или третьей серией ГАЗ-24.

Внедрение модернизированных узлов и в этот раз происходило постепенно - от пластиковой решётки радиатора, появившейся на экспортных автомобилях в конце 1970-х годов, до окончания обновления универсала, произошедшего в 1987 году. В 1985 году выпускали «переходный» вариант седана, совмещавший в различных пропорциях черты ГАЗ-24 и 24-10 и получившие неофициальное обозначение ГАЗ-24М.

Ранее, в 1982 году, в серию был запущен автомобиль ГАЗ-3102 для обслуживания государственных учреждений (находился в разработке с 1976 года), использующий серьёзно переработанные кузов, двигатель, трансмиссию и подвески ГАЗ-24 - он стал родоначальником семейства автомобилей «Волга», находящегося на конвейере до настоящего времени.

ГАЗ-24-10 выпускался до 1992 года, после чего был заменён в производственной программе на ГАЗ-31029, по сути, представлявший собой агрегаты ГАЗ-24-10 в обновлённом кузове на основе кузова модели ГАЗ-3102.

Основные модификации

  • ГАЗ-24-01 , выпускавшаяся с 1970-1971 года для работы в такси. Оснащалась дефорсированным двигателем ЗМЗ-24-01, специальной маркировкой кузова типа «шашечки», фонарём зелёного цвета «свободен», отделкой салона из кожзаменителя, допускающей санобработку; вместо приёмника - таксометр.
  • ГАЗ-24-02 , выпускавшаяся серийно в 1972-1986 годах с пятидверным кузовом типа универсал.
  • ГАЗ-24-03 , санитарный на базе ГАЗ-24-02
  • ГАЗ-24-04 , для работы в такси. Оснащалась дефорсированным двигателем ЗМЗ-24-01, специальной маркировкой кузова типа «шашечки», фонарём зелёного цвета «свободен», отделкой салона из кожзаменителя, допускающей санобработку; вместо приёмника - таксометр на базе ГАЗ-24-02
  • ГАЗ-24-07 , выпускавшаяся в 1977-1985 годах для работы в такси, оснащалась газобаллонной установкой.
  • ГАЗ-24-24 , версия для спецслужб, т. н. «догонялка» или «машина сопровождения», оснащалась модифицированной силовой установкой от ГАЗ-13 «Чайка» - двигателем ЗМЗ-2424, V8, 5,53 л, 195 л. с. и трёхступенчатой автоматической коробкой передач, а также гидроусилителем рулевого управления. Имела усиленные кузов и ходовую часть. Максимальная скорость - до 170 км/ч.
  • ГАЗ-24-54 , праворульная экспортная модификация (выпущено менее 1000 экземпляров).
  • ГАЗ-24-76 и 24-77 , машинокомплекты седана и универсала, соответственно, для Бельгии под комплектацию фирмой Scaldia-Volga дизелем Peugeot Indenor.
  • ГАЗ-24-95 - опытная полноприводная модификация, созданная с использованием агрегатов ГАЗ-69, характерная особенность конструкции - отсутствие рамы. В начале 1974 года выпущено 5 штук, один экземпляр обслуживал Л. И. Брежнева в охотничьем угодии Завидово; вторая некоторое время оставалась в ОКБ ГАЗ. Остальные машины были распределены по ведомствам в Горьком и области - в обком партии, военным, в милицию; до сегодняшнего дня сохранились две машины - завидовская и обкомовская.

Описание модели

ГАЗ-24
Технические характеристики:
кузов седан/универсал
количество дверей 4/5
количество мест 5/7
длина 4 735 мм
ширина 1 800 мм
высота 1490/1540 мм
колесная база 2800 мм
колея передняя 1476 мм
колея задняя 1420 мм
дорожный просвет 180 мм
объем багажника л
расположение двигателя спереди продольно
тип двигателя бензиновый
объем двигателя 2445 см 3
Мощность 95/4500 л.с. при об/мин
Крутящий момент 186/2400 Н*м при об/мин
Клапанов на цилиндр
КП четырехступенчатая механическая
Подвеска передняя независимая, рычажно-пружинная
Подвеска задняя рессорная
Амортизаторы
Тормоза передние барабанные
Тормоза задние барабанные
Расход топлива 13 л/100 км
максимальная скорость 145 км/час
годы производства 1968-1985
тип привода задний
снаряженная масса 1420/1550 кг
разгон 0-100 км/ч сек

ГАЗ-24 - легковой автомобиль среднего класса, выпускавшийся Горьковским Автомобильным Заводом с 1968 по 1986 годы. Являлся преемником ГАЗ-21 и предшественником ГАЗ-24-10 . Выпускался с двумя типами кузовов: седан и универсал. В СССР в годы своего производства был самым престижным автомобилем, который можно было приобрести в личное пользование, также использовался в ряде государственных учреждений и служб: такси, милиция, скорая помощь, в качестве служебного и т.д.

История создания

Попытку создать автомобиль взамен стремительно устаревающей «двадцать первой» на ГАЗе предприняли практически сразу после старта её производства. Автомобиль, переживший три рестайлинга, несмотря на то, что они были максимально эффективными, исходя из имеющихся в распоряжении конструкторов ресурсов, к концу семидесятых был уже глубоко морально устаревшим.
Американский дизайн, на который ориентировался при создании своих моделей ГАЗ, в шестидесятые годы двигался вперед семимильными шагами. Трехлетний автомобиль выглядел уже устаревшим, модельные ряды компаний насчитывали десятки моделей и сотни исполнений. На фоне этого изобилия «двадцать первая» выглядела «бедной родственницей» - округлые, крупные формы и аэростиль выходили из моды вместе с плавниками, и заводчанам необходимо было подготовить адекватный ответ. Поиск образа шел долго и мучительно.
Дизайнерами (или, как это тогда называлось, художниками-конструкторами) новой машины были молодые специалисты Л. И. Циколенко и Н. И. Киреев.
Как и многие другие дизайнеры и конструкторы, специалисты ГАЗа находились под впечатлением от проходившей в Москве в 1959 году американской промышленной выставки с её хромом, лоском и двухметровыми хвостовыми автомобильными килями. Первые макеты будущей Волги по этой причине живо напоминают «среднестатистического американца» тех лет.


Один из первых макетов ГАЗ-24. 1961 год

Эскиз 1961 года


Макет 1961 года


Эскиз 1963 года


Эскизы 1965 года. Практически серийная Волга. Обращает на себя внимание вариант с прямоугольными фарами, однако в СССР тогда такие просто не производились


Ходовой прототип с четырехфарной системой освещения. 1966 год

Однако, стилистам очень скоро стало ясно, что такой экстерьер будет выглядеть современным очень недолго, до нового «витка» в дизайне. Необходимы были простые, канонические формы, проверенные решения, отсутствие ярких, сиюминутных деталей. Постепенно, скетч за скетчем, макет за макетом, выпестовался из пластилина, глины и дерева образ будущего автомобиля. За время создания машины было построено шесть полноразмерных макетов против шести для «Двадцать-первой Волги». И все равно машина тяготела к американской школе стиля. По заокеанским меркам, это был среднеразмерный седан вполне классического дизайна. «Китовый ус» решетки радиатора и подфарники намекали на некую преемственность поколений, маленькие вертикальные задние фонари были призваны подчеркнуть ширину автомобиля и являлись распространенным дизайнерским элементом на автомобиле тех лет…
Были и оригинальные находки: «зеркально отраженный» изгиб Хоффмайстера в рамках передних дверей, интересные хромированные «клычки» возле номерного знака (позже были устранены), стояночный фонарь в дефлекторе на задней стойке, строгая и стильная решетка радиатора. Благодаря ниспадающей боковой линии автомобиль имеет стремительный, динамичный образ.
Дизайнерам предстояло решить непростую задачу – наделить динамизмом представительский седан крупных размеров, при этом не переборщив, но и не сделав американским «чемоданом», и с задачей этой они справились безупречно.
Проектирование изначально велось под четыре типа двигателя - 2,5-литровую алюминиевую «четверку» на базе двигателя ГАЗ-21 (судя по всему, изначально для работы в такси), V-образный шестицилиндровый в 3 литра (базовый), V-образный восьмицилиндровый объемом 5,53 литра (спецверсия для силовых ведомств), четырёхцилиндровый дизель (для Европы, где дизельные «Волги» уважали таксисты - по опыту экспортных продаж ГАЗ-21; предполагался импортный).
Изначально планировавшийся как базовый V6 (2,99 литра, 136 л.с.) моделей 24-14 (чугунный блок) и 24-18 (алюминиевый) к началу серийного производства из стадии экспериментов так и не вышел, его планировали освоить на втором этапе работы над автомобилем уже параллельно с серийным производством.
Но в начале семидесятых цены на нефть резко выросли, и в таких условиях трехлитровый двигатель для автомобиля среднего класса, очевидно, посчитали излишним. Остальные варианты силового агрегата были в той или иной мере реализованы.
Механические коробки изначально предполагалось использовать на модификации для такси. На практике осталась только четырехступенчатая механическая с рычагом в полу как самая простая, дешевая, способствующая экономии топлива и наиболее соответствующая уровню мирового (правда, преимущественно, европейского) автомобилестроения.
В 1966 году появились два ходовых прототипа новой "Волги". Одна из них имела необычную четырехфарную систему освещения, от которой отказались в пользу более привычной двухфарной. Основным лейтмотивом в оформлении автомобиля остался стилизованный щит. В его форме была выполнена эмблема на решетке радиатора, выштамповка на капоте, а также общее решение передка.

Продвижение и экспорт "Волги",

В 1967 году Автоэкспорт сообщает о запуске в производство новой модели под знаменитым Брендом и совершает, тем самым, серьезную стратегическую ошибку. Продажи «двадцать первой» резко падают, а «двадцать четвертая» к этому моменту не выпущена даже опытным тиражом.
В рекламе для зарубежных потребителей внешнеторговое ведомство делает акцент на большие размеры автомобиля, хорошую динамику и проходимость. Позиционируется автомобиль скорее как молодежный, на всех брошюрах красивые молодые девушки, огни ночного города либо природные пейзажи. Волга «на Запад» - это облагороженные салоны, приемники с FM-диапазоном и даже порой, окраска "металлик". Для привередливого европейского потребителя аскетичный салон «двадцать четвертой» Волги простоват и даже как то неуместен, учитывая класс авто.


Рекламная фотография ГАЗ-24. Обращает на себя внимание яркий вишневый цвет и красные кружки в выштамповках колесных колпаков Из книги Александра Лекае "Новая Волга"




Судя по шильдику на правом крыле, для этой рекламы универсала использовался автомобиль, предназначенный на внутренний рынок.



Реклама дилера "Скальдия-Волга" для рынка Нидерландов. Перед нами необычная "переходная" версия. Решетка радиатора уже от ГАЗ-24-10, ручки дверей от ГАЗ-24, литые колесные диски на Волги завод никогда не устанавливал, это работа дилера.

Модель ГАЗ 24 принадлежит к классу легковых автомобилей престижного среднего класса, имеет цельнометаллический закрытый кузов типа седан. Здесь представлены все технические характеристики «двадцать четвёрки». 2410 появился гораздо позже, и представлял собой престижным, «крутым», модернизированным вариантом обычной 24. Так, например, с передних окон исчезли морально устаревшие окошки-форточки, хром исчез с многих частей кузова, уступив место чёрному пластику, в интерьере появилось много элементов от самой «крутой» Волги - 3102й, и т.д. И мощность мотора была, как правило не меньше 100 л.с

Технические характеристики

Количество мест, (включая место водителя) 5
Допустимый груз в багажнике, с учётом нагрузки 5 человек в салоне 50 кг
Снаряженная масса 1425-1470, (самый распространённый вариант - 1450)
Полная масса - снаряженная масса самого автомобиля, + пассажиры + багаж 1800-1820 кг
Максимально допустимая полная масса буксируемого прицепа, не оснащённого тормозами, 500 кг
Максимально допустимая масса багажника с учётом груза, устанавливаемого на крыше 50 кг
Наименьший радиус поворота по колее наружного колеса 5,5м

Вы можете заказать цветную книгу:

Габариты

Длина автомобиля 4735 мм
Ширина 1800 мм
Высота 1490 мм
Колёсная база 2800 мм
Коэффициент аэродинамического сопротивления, Cx 0,455-0,48
Колея
передних колес 1470-1494 мм
задних колес 1420-1423 мм
Дорожный просвет 174-180 мм
Дорожный просвет (самая нижняя точка под днищем) под нагрузкой 165-170 мм
Расход топлива (контрольный )
на трассе, л/100 км. 8,8-9,1
средний, л/100 км. 10,8-11,2
в городе, л/100 км. 12,7-13,3
Углы въезда, в градусах (под нагрузкой) – спереди/сзади 30/20

Характеристики силового агрегата

Модель ЗМЗ-24 серия
Рабочий объем мотора, л. 2.446
Тип питания Карбюратор
Количество цилиндров 4
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм (92х92)
Степень сжатия 8,0-8,6
Мощность, л.с. при об/мин - не менее 90-110/4500 (самый распространённый вариант - 100/4500 – бензиновый и 85/4500 )
Крутящий момент при об/мин., Нм 186-206/2400-2500 (самый распространённый вариант - 192/4500 – бензиновый и 176/4500 с установкой ГБО)
Направление вращения коленчатого вала - правое
Сорт бензина АИ80; АИ-93

Трансмиссия

Коробка передач тип механический, четырехступенчатый, синхронизированный
Передаточные числа КПП
I передача – 3.5
II передача – 2.260
III передача – 1.450
IV передача – 1.000
R - задний ход – 3.540
Главная передача коническая, гипоидного типа
Передаточное число главной передачи 3.9
Сцепление Однодисковое, сухого типа, с гидроприводом
Карданная передача открытого типа, одним валом

1960-е годы частенько называют временем перемен. В этом десятилетии менялось все - стили и моды, президенты и генеральные секретари, а в Советском Союзе заканчивалась хрущевская оттепель и начинался брежневский застой. Менялись и принципы автомобильного дизайна - ампирный, вычурно-округлый превращался в готический, отточено-граненый...

Первым жертвой перемен пал «Москвич» - между «четыреста третьим» и «четыреста восьмым» пролегла граница, разделявшая две эпохи автомобильного стиля. Следующей суждено было измениться «Волге» - из «двадцать первой» в «двадцать четвертую».

Легковушки Горьковского автозавода изначально предназначались для чиновников среднего ранга - директоров заводов и секретарей обкомов, воинских начальников и главных конструкторов, начальников главков и заместителей министров. Немалая доля автомобилей предназначалась для таксопарков, ну а приобрести в личное пользование «эмку», «Победу» или «двадцать первую» «Волгу» ничем не выдающемуся гражданину нашей страны было практически невозможно.

Автомобиль ГАЗ-21 «Волга» Горьковский автозавод выпускал с 1956 года. Это была вполне современная для своей эпохи легковая машина, отличавшаяся рядом оригинальных конструктивных и дизайнерских решений, что, кстати, подтверждалось вполне устойчивым спросом на нее за рубежом. Но в начале 1960-х годов он стал существенно отставать от зарубежных моделей - как по дизайну, так и по конструкции.

Работы по созданию очередной модели взамен устаревающей «двадцать первой» были начаты в 1961 году - руководителем проекта был назначен ведущий конструктор легковых автомобилей ГАЗа А. М. Невзоров, художниками-конструкторами (теперь таких специалистов называют дизайнерами) - Л. И. Циколенко и Н. И. Киреев.

Автомобиль предполагалось выпускать с целой гаммой двигателей, в которую входили модернизированный четырехцилиндровый от ГАЗ-21, V-образные шести- и восьмицилиндровый, а также четырехцилиндровый дизельный. Была также идея довести до ума автоматическую коробку передач, которой поначалу пытались оснащать «двадцать первую» «Волгу». Однако впоследствии от идеи оснащения машины коробкой-автоматом, равно как и шестицилиндровым мотором, конструкторам пришлось отказаться, и в серию машина пошла с двумя вариантами двигателя - с рядной 2,5-литровой «четверкой» и 5,5-литровой V-образ-ной «восьмеркой», причем последние выпускались весьма малой серией в качестве так называемых «машин сопровождения» (для работы в эскортах высокопоставленных партийных и государственных персон) или «догонялок» (для КГБ). Ну а дизели иностранного производства устанавливались заводом лишь по спецзаказу, на автомобилях небольших экспортных серий.

Как уже упоминалось, создание «двадцать четвертой» пришлось на период перемен, поэтому при дизайнерских проработках формы кузова новой машины конструкторов «бросало» от американского автомобильного стиля конца 1950-х годов с присущими ему килями и хромированными молдингами до сугубо утилитарного с чемоданно-плоскими очертаниями капота, багажника и крыши.

С 1962 по 1965 год конструкторы создали шесть полноразмерных поисковых макетов, которые существенно отличались по своему внешнему виду. В 1965 году внешний облик автомобиля окончательно определился и был утвержден на высшем уровне. Практически одновременно завершилось конструирование агрегатной части, и уже через год были готовы первые ходовые прототипы.

Параллельно с проектированием автомобиля велись работы по подготовке его серийного производства. ГАЗ-24 содержал более сложные агрегаты, чем «двадцать первая» «Волга», что заставило заводчан существенно повысить требования к точности и качеству их изготовления. Кстати, именно для этого в 1962 году был построен первый в стране цех точного литья по выплавляемым моделям и запущена автоматическая линия формовочного литья, в 1967 году построены заводы штампов и пресс-форм, а в 1968 году - завод по производству коробок передач.

Первая опытная серия из 32 автомобилей была собрана в 1968 году по обходной технологии, в 1969 году таким образом сделали еще 215 машин, а в январе запустили главный конвейер. Около полугода продолжался одновременный выпуск 21-й и 24-й моделей, а 15 июля 1970 года выпуск ГАЗ-21 был прекращен. Без остановки конвейера на нем стали собирать лишь новую машину - автомобиль «Волга» ГАЗ-24 .

Технические характеристики автомобилей
ГАЗ-24 и ГАЗ-24-02 «Волга»

Модель ГАЗ-24 ГАЗ-24-02
Длина, мм 4760 4735
Ширина, мм 1800 1800
Высота, мм 1490 1540
База, мм 2800 2800
Колея спереди, мм 1470 1420
Число мест 5 7
Собственная масса, кг 1420 1550
Максимальная скорость, км/ч 147 145
Время разгона до 100 км/ч, с 19 21
Максимальнае мощность двигателя, л. с. 95 95
Рабочий объем двигателя, л 2,445 2,445
Контрольный расход топлива при скорости 80 км/ч, л/100 км 10,5 11
Передняя подвеска независимая пружинная
Задняя подвеска на продольных полуэллиптических рессорах
Емкость топливного бака, л 55 55




1 - заливная горловина топливного бака; 2 - топливный бак; 3 - рессора задней подвески; 4 - амортизатор задней подвески; 5 - запасное колесо; 6 - задний мост; 7 - рукоятка регулировки наклона спинки переднего сиденья; 8 - глушитель; 9 - лонжерон кузова; 10 - воздухозаборник отопителя и вентилятора салона; 11 - рукоятка регулировки сиденья по длине салона; 12 - карданный вал; 13 - главный цилиндр механизма сцепления; 14 - главный тормозной цилиндр; 15 - коробка переключения передач; 16 - рулевой механизм; 17 - пружинная передняя подвеска; 18 - катушка зажигания; 19 - распределитель зажигания (трамблер); 20 - аккумуляторная батарея; 21 - масляный фильтр; 22 - звуковой сигнал; 23 - маслоналивная горловина; 24 - воздушный фильтр; 25 - масляный радиатор; 26 - радиатор системы отопления салона; 27 - регулятор напряжения; 28 - гидровакуумный усилитель тормозной системы.

«Двадцать четвертая» по схеме не отличалась от «двадцать первой» - такая же заднеприводная, с передним расположением двигателя. База автомобиля была больше, чем у предшественника, на 100 мм, что позволило опустить подушку заднего сиденья и вывести его за пределы арок задних колес. Это способствовало более свободному размещению пассажиров. Увеличение колесной базы, привело к более плавному ходу машины.


Кузов автомобиля - несущий, с приваренной к нему подмоторнои рамой. Задние крылья автомобиля крепились сваркой, передние - на винтах.

Компоновка кузова обеспечивала его максимальную унификацию при выпуске возможных вариантов автомобиля - седана, универсала, кареты «скорой помощи», такси и т. п.

Следует заметить, что кузов ГАЗ-24 отличался от кузова ГАЗ-21 не только дизайном, но и самой его конструкторской концепцией, которая вобрала в себя все новое, что появилось в отрасли за период с 1955 по 1965 год. Конструкция силовых элементов кузова ГАЗ-24 была прочнее, чем у ГАЗ-21.



Капот моторного отсека - с передними шарнирами, которые представляли собой систему рычагов; поднятый капот удерживался цилиндрическими пружинами. Открытая крышка багажника занимала почти вертикальное положение и удерживалась в нем с помощью поперечных торсионов. Кстати, по нынешним меркам, багажник у ГАЗ-24 не отличался удобством его использования. При его гигантском (0,7 м³!) объеме пользоваться им было не слишком удобно - дотянуться до передней его стенки было практически невозможно, а если учесть, что «запаска», закрепленная непосредственно в багажнике, «съедала» немалую долю его объема, то и уложить в багажник что-нибудь крупногабаритное не представлялось возможным.

Главным отличием кузова ГАЗ-24 от ГАЗ-21 была высота - старая машина была на 130 мм выше. Соответственно, у новой был ниже расположенный центр тяжести (это увеличило ее устойчивость и управляемость) и уменьшенное миделевое сечение. Последний параметр способствовал уменьшению коэффициента лобового сопротивления, что давало возможность увеличить скорость и уменьшить удельный расход топлива.

Стоит заметить, что при уменьшении высоты кузова конструкторы пошли на некоторое нарушение ГОСТа - дело в том, что величина необозреваемой водителем зоны впереди автомобиля не должна была превышать 8 м, а у ГАЗ-24 она составлял 9,5 м.

Несмотря на большую колесную базу, «двадцать четвертая» «Волга» была на 75 мм короче - в совокупности с увеличенными углами поворота передних колес это несколько улучшило маневренность машины.

На первых лет выпуска спереди устанавливался трехместный диван, в спинке которого скрывался удобный подлокотник для правой руки водителя. Спидометр на машинах, выпускавшихся до 1975 года, имел ленточную шкалу - при увеличении скорости по шкале слева направо ползла красная полоска. К тому же на машинах до 1978 года сзади располагались отдельные от задних фонарей катафоты, которые в дальнейшем перекочевали на задние габаритные огни.

К числу немаловажных нововведений, которыми «двадцать четвертая» отличалась от предшественницы, можно отнести полностью синхронизированную коробку переключения передач (у «двадцать первой» первая передача не имела синхронизаторов), полнопоточный маслофильтр, раздельный привод передних и задних торомозов, сервопривод в тормозной системе, самоподводящиеся тормозные цилиндры, телескопические амортизаторы и стояночный тормоз с приводом на задние колеса (у «двадцать первой» «ручник» был трансмиссионным). Ко всему, хотя количество точек регулярного шприцевания сократилось в три раза (с 30 до 10), передняя шкворневая подвеска, ведущая свое происхождение от довоенного Opel Kapitan выпуска 1936 года, все же требовала регулярной смазки.

Надо заметить, что у новой «Волги» рычаг КПП в соответствии с новыми веяниями располагался на верхней крышке коробки.

Карданная передача состояла из одного вала с парой шарниров, скользящего шлицевого соединения на выводном валу КПП в удлинителе. Такая конструкция обеспечивает уменьшение вибраций и, соответственно, повышенную долговечность соединения.

Задний мост - гипоидный, облегченный, с разъемным картером.

Задняя подвеска - рессорная, с телескопическими амортизаторами. Рессоры - несимметричные, удлиненные, с увеличенной шириной листов и уменьшенным их числом - такие обеспечивают лучшие характеристики подвески и хорошую боковую устойчивость. На кузове рессоры закрепляются с помощью конусных резиновых втулок.

Рулевой механизм - с задним расположением рулевых тяг. Шарниры тяг оснащены пластиковыми вкладышами, не требующими в процессе эксплуатации смазки. Рулевой механизм представляет собой глобоидный червяк в паре с двухгребневым роликом, которые располагаются в алюминиевом картере. Рулевое колесо двухспицевое, с углубленной ступицей.

Тормоза - колодочные, барабанные, с автоматической регулировкой зазора между колодкой и барабаном. Привод тормозов - гидравлический, раздельный для передних и задних колес.

Колеса - дисковые, штампованные, с шинами размером 7.00 - 14".

Период производства «двадцать четвертой» можно условно разделить на три этапа в соответствии с основными модернизациями автомобиля.

Так, автомобили первого поколения (производства 1968 - 1977 годов) в процессе выпуска непрерывно совершенствовались. Самые первые годы выпуска ушли на исправление всевозможных мелких недоработок - в частности, зеркала заднего вида, установленные на передних крыльях первых серийных машин, оказались неудобны в эксплуатации, поэтому правое зеркало изъяли, а левое перенесли на водительскую дверь, установили новый, более надежный замок багажника, рессоры с улучшенным профилем листов, замок зажигания унифицировали с автомобилями ВАЗ, а ленточный спидометр заменили традиционным - стрелочным, поскольку показания первого было сложно считывать из-за колебаний ленты при работе; на задние стойки крыши установили стояночные огни, зажигающиеся при выходе пассажиров, и т. п.

Автомобиль Горьковского автозавода ГАЗ-24 Волга.
На снимке «спереди в три четверти» - «Волга» первых лет выпуска с зеркалами заднего вида на передних крыльях и с бампером без «клыков»; на снимке «сзади в три четверти» - машина более поздних лет выпуска с зеркалом заднего вида на двери водителя и бамперами с «клыками».

В 1977-1978 годах была осуществлена первая серьезная модернизация - свет увидело второе поколение ГАЗ-24. Машина получила клыки на бамперах, ремни безопасности, противотуманные фары, обновленную панель приборов с новыми, полностью черными рукоятками.

В таком виде автомобиль выпускался вплоть до 1985 года, когда он снова был подвергнут модернизации, на этот раз - более радикальной, результатом которой стал ГАЗ-2410, который можно назвать третьим поколением ГАЗ-24. В этот же период, в 1982 году, в серию запустили автомобиль ГАЗ-3102 для обслуживания государственных учреждений - в машине были использованы модифицированные кузов, двигатель, трансмиссия и подвеска от ГАЗ-24. К слову, именно ГАЗ-3102 стал родоначальником семейства автомобилей, выпускающегося заводом.

Несмотря на весьма лаконичный дизайн, «Волга» ГАЗ-24 производит весьма благоприятное впечатление. В момент запуска в серийное производство облик этого автомобиля вовсе не выглядел устаревшим - американские аналоги того же класса и года выпуска производились вплоть до конца 1970-х годов. Вполне гармоничные пропорции седана с ниспадающей к корме линией боковины придавали ему динамичный и элегантный внешний вид. В машине неожиданно и вполне удачно объединились дизайнерские изыски с достаточно простыми угловатыми обводами и требования штамповочного производства - практически все кузовные панели оказались вполне технологичны. То же сочетание технологии и дизайна наблюдалось при отработке формы лобового и заднего стекол - они имели минимальный изгиб, соответствующий автомобильной моде того времени, который в равной степени был удобен в их производстве. Кстати, впервые в отечественном автопроме небольшой изгиб имели и стекла дверей.

Фирменными отличиями новой «Волги» стала выштамповка на капоте в виде воздухозаборника и ребро жесткости на крышке багажника. Решетка радиатора была практически такой же, как на ГАЗ-21 - с рисунком «китовый ус». Передние указатели поворотов и габаритные огни сделаны в соответствии с европейским стандартами. По-европейски (в отличие от «Волги» ГАЗ-21, где светотехника была сделана по-американски) выглядели и задние фонари - с красными стоп-сигналами, оранжевыми поворотниками и белыми огнями заднего хода. На машинах первого этапа выпуска фонари были трехсекционными с отдельно установленными катафотами, однако позднее светоотражатели перенесли в задние фонари. После 1977 года на передних крыльях стали устанавливать повторители указателей поворота круглой формы.

Ручки дверей имели вид скобы с круглой кнопкой замка - он открывался при нажатии на кнопку большим пальцем руки. На более новых «Волгах» появились хотя и безопасные, но не слишком удобные ручки, утопленные заподлицо с поверхностью двери. До 1978 года бамперы машин имели простую форму с резиновой полосой посередине - при легких столкновениях она предотвращала повреждения хромового покрытия. На бамперах машин, выпущенных после 1978 года, появились резиновые накладки, однако в 1985 году их убрали из-за нередкого травмирования ими пешеходов.

Автомобиль в базовой комплектации оснащался салонным и внешними зеркалами заднего вида (на машинах ранних выпусков - двумя на крыльях, на машинах более позднего выпуска - одним на водительской двери) и антенной с электроприводом в правом переднем крыле.

Помимо известных модификаций на Горьковском автозаводе малыми сериями выпускались машины по спецзаказам. В частности, по просьбам Комитета госбезопасности и Гаража особого назначения завод спроектировал машину сопровождения ГАЗ-24-24 для работы в составе кортежей VIP-персон. Автомобиль имел кузов с более мощными передними лонжеронами, в который устанавливался 8-цилиндровый V-образный двигатель от «Чайки» ГАЗ-13. Максимальная скорость машины достигала 200 км/ч, а до «сотни» она разгонялась за 12 секунд.

Еще одной малоизвестной модификацией «двадцать четвертой», разработанной зимой 1973/1974 годов, стал автомобиль ГАЗ-24-95, в конструкции которого сочетался комфортабельный кузов «Волги» и полноприводная ходовая часть армейского вездехода УАЗ-469. Интересно, что конструкторы при его создании сумели обойтись без рамы - с нею вездеход оказался бы намного выше. Всего было собрано пять экземпляров этого автомобиля, один из них поступил в охотничье хозяйство в Завидове, где возил главного охотника страны Л. И. Брежнева.



Комфортабельный безрамный внедорожник ГАЗ-24-96 «Волга», созданный с использованием узлов и агрегатов армейского полноприводного автомобиля УАЗ-469, был выпущен сверхмалой серией из пяти машин специально для «главного охотника страны» Л. И. Брежнева.
Автомобиль Renault Logan