Присадка к топливу для регенерации сажевого фильтра. Сажевый фильтр очистка, чем и как можно очистить сажевый фильтр. Как очистить сажевый фильтр

Одна из конструктивных особенностей дизельных авто — наличие сажевого фильтра. Данный элемент системы очистки транспортного средства требует периодической промывки. Когда проводить промывку сажевого фильтра и какие средства для этого использовать — читайте далее в статье.

Основным предназначением сажевого фильтра является снижение выбросов вредных веществ из выхлопной трубы автомобиля в атмосферу, таких как оксид углерода, оксид азота и сажа.

Причины загрязнения сажевого фильтра

Появление сажи в двигателе дизельного авто обусловлено процессами сгорания топлива, а именно:

  • Распространением в силовом агрегате зоны горения.
  • Показателем впрыска.
  • Подачей в систему воздуха.

Здесь же следует сказать, что в отдельных частях камер сгорания бывает зафиксировано переобогащение топливной смеси, которое возникает из-за недостатка в системе кислорода. Если в силовом агрегате наблюдается такой процесс, сгорание будет неполным, что приводит к появлению сажи.

Периодичность очистки сажевого фильтра

Промывка данного элемента фильтрации нужна, если автомобилист чувствует, что двигатель его автомобиля начал хуже работать, то есть если в ходе функционирования силового агрегата появляются серьезные проблемы, которые связаны с фильтром. Также рекомендовано это делать при проведении техобслуживания. Чтобы промыть фильтр, можно прибегнуть к помощи специалистов СТО или воспользоваться специальным очистителем сажевого фильтра.

Периодичность частоты очистки элемента фильтрации отдельно определяется для каждого транспортного средства. В общем срок службы сажевого фильтра зависит от частоты его прожигов. Другими словами, чем чаще выполняется процедура прожига, тем большее количество катализатора способно выгореть безвозвратно. В таких случаях актуально применение присадки для очистки элемента фильтрации, так как применение данного вещества дает возможность повысить эксплуатационный срок сажевого фильтра.

Признаки загрязнения сажевого фильтра

Сажевый фильтр считается загрязненным, если имеют место следующие симптомы:

  • Если потребление топлива ощутимо выросло.
  • Если уровень масла в силовом агрегате высокий.
  • Если значительно снизилась динамика, то есть пропала тяга.
  • Если двигатель на ХХ работает неустойчиво.
  • Если в ходе функционирования мотора слышно подозрительное шипение.
  • Если на панели приборов горят иконки.
  • Если периодически происходит слишком дымный выхлоп газов.

Присадки для очистки сажевого фильтра

Специальные жидкости для очистки сажевого фильтра особо актуальны для тех автомобилей, которые используются в городских условиях. Выхлопные газы очень вредны для окружающей среды и даже могут быть ядовитыми для людей. Использование жидкостей для очистки фильтра дает возможность не только уменьшить уровень сажи в системе, а и снизить нагрузку на компонент в целом.

Как часто можно использовать присадки для очистки сажевого фильтра

Не существует точных рекомендаций по очистке фильтра, так как для каждого ТС они индивидуальны. Но, как свидетельствует практика, при регулярном применении присадок (раз на 2-3 тыс. км.), специальные меры по промывке фильтра могут и не потребоваться.

Очиститель сажевого фильтра LM Diesel Partike — Filter Schutz плюсы и минусы, особенности, какое количество добавлять и на сколько топлива

Присадки от фирмы Liqui Moly являются одними из наиболее дорогих и лучших на рынке. Как утверждает сам производитель вещества, такие присадки не только высокоэффективные, а и способны снижать показатель появления сажи, что, в свою очередь, влечет за собой увеличение ресурса эксплуатации компонента и облегчает функционирование мотора в целом.

Как уверяет изготовитель, применение этой присадки особенно актуально для дизельных автомобилей, которые эксплуатируются:

  • На коротких дистанциях.
  • В условиях пробок.
  • В городских условиях.

Такие машины чаще других имеют проблемы с засорением сажевого фильтра. При систематическом добавлении средства в горючее, состояние элемента фильтрации будет сохраняться в чистоте, что позволит автолюбителю избежать недешевого ремонта, а также временных затрат, которые появляются при выходе элемента из строя.

Стоит отметить, что одной упаковки данного вещества достаточно применять на две тыс. км. пробега. Изготовитель рекомендует добавлять средство в топливный бак перед заправкой. Как правило, одного флакона хватает на 75 литров дизельного топлива. Но не забывайте, что переусердствование в данном случае может лишь навредить. Другими словами, следует избегать передозировки. Помимо этого, производитель категорически не советует применять данное средство совместно с веществами иных марок.

Очиститель JLM плюсы и минусы, какое количество добавлять и на сколько топлива

Этот тип присадок тоже является одним из наиболее распространенных среди автомобилистов. Производитель утверждает, что применение данного средства дает возможность максимально очистить сажевый фильтр, если добавлять его раз на десять тыс. км. пробега. Для очистки фильтра добавьте JLM в горючее, после чего даже наиболее загрязненный элемент фильтрации будет очищен. Помимо этого, вещество дает возможность восстановить функционирование элемента при регулярной эксплуатации автомобиля в городских условиях.

Преимущества JLM: дает возможность продлить срок службы системы очистки газов выхлопа; снижает затраты на ремонтные работы либо выполнение внепланового техосмотра.

Недостатки: способен снижать показатель регенерации, что в результате может повлечь за собой механические повреждения корпуса сажевого фильтра.

  1. Форд.
  2. Citroen.
  3. Peugeot.

Очиститель присадка PROTEC DPF Super Clean плюсы и минусы, расход и на сколько топлива

Данное вещество для промывки сажевого фильтра тоже успело хорошо зарекомендовать себя среди российских автолюбителей. Изготовитель средства уверяет своих покупателей, что при регулярном применении присадки автовладелец сможет надежно защитить свое авто от поломки. Расходное вещество является высокоэффективной присадкой для очистки сажевого фильтра. Для промывки элемента добавьте средство в топливный бак.

Преимущества PROTEC DPF Super Clean:

  • Дает возможность уменьшить токсичность выхлопных газов.
  • Не оказывает отрицательного влияния на компоненты топливной системы и системы очистки газов выхлопа.
  • Дает возможность максимально устранить отложения, которые возникают в сажевом фильтре.
  • Сама очистка происходит при эксплуатации автомобиля.

Очень важно регулярно проводить очистку сажевого фильтра, во избежание лишних проблем и затрат в дальнейшем.

Сажа - побочный продукт выгорания топливной смеси, и ее объём в выхлопе напрямую зависит от пропорций топлива и воздуха. На пути сажи встает сажевый фильтр. Он задерживает до 95% вредных выбросов - не выпускает их наружу и сжигает. Чрезмерное засорение этой детали приводит к снижению мощности автомобиля.

Почему засоряется сажевый фильтр?

При езде фильтр постепенно забивается. За этим процессом следят специальные датчики. Автоматическая регенерация может уничтожить накопившуюся сажу путем ее выжигания, но это происходит только при езде на большие расстояния. В результате дополнительной подачи топливной смеси температура в фильтре достигает 700 градусов, что способствует полному выжиганию накопившейся копоти.

Если ездить только в пределах городской черты, будет происходить частичное выжигание загрязнений, что проблему не решает. Забивание фильтра продолжается.

Со временем оно становится критическим - приходится менять элемент, который может стоить и 800 евро. Кстати, износу «способствует» применение некачественного бензина. Езда при засоренном фильтре приводит к тому, что регенерация активируется систематически, но полного выжигания сажи из-за ее большого количества не происходит. Мало того, система засоряется еще стремительнее, так как ввиду слишком частого запуска регенеративного процесса не происходит полного выгорания топлива. Оставшиеся вещества попадают в выхлоп.

Часть несгоревшей смеси может попасть и в масло, ухудшив его качества. Чрезмерное давление поднимает уровень масла - в итоге оно попадет в интеркулер. Слишком высокое давление способно «убить» мотор. Вот почему фильтрующую систему время от времени нужно промывать, используя специальный очиститель.

Признаки засорения сажевого фильтра

О критическом засорении фильтрующей системы говорят такие симптомы:

  • повышение потребления топлива;
  • высокий уровень масла в системе;
  • тяга уменьшается (о чем говорят показания приборов);
  • на холостом ходу мотор работает неустойчиво;
  • при включенном ДВС слышатся подозрительные шумы (шипение);
  • из выхлопной трубы выходит слишком много дыма.

На дизеле признаки критического засора такие же. Кстати, степень загрязнения определяет электроника, поэтому генерация ошибок может происходить и при отсутствии сильного засора.

Преимущества регулярного обслуживания

Ресурс сажевика зависит от количества циклов регенерации, инициированных электроникой. Частая очистка может стать причиной полного выгорания платинового слоя катализатора из-за слишком высоких температур. Основной плюс регулярной диагностики и очищения заключается в экономии денег на установке нового фильтрующего устройства.

При езде в экстремальных условиях сажа образуется активнее. Профилактическая прочистка поможет избежать замены узла. Кроме этого, автомобиль с чистым «сажевиком» расходует меньше топлива, его мотор более мощный. Стоит ли говорить о значительном уменьшении вредных примесей в атмосферу? В целом, регулярное обслуживание способствует увеличению ресурса узла и делает его более надежным.

Чистка сажевого фильтра должна производиться во время технического обслуживания. Лишь так можно избежать накопления чрезмерного количества сажевых отложений. Есть еще один способ продлить ресурс фильтрующего устройства - использовать присадки. Они помогают снизить активность образования сажевых отложений и уменьшают температуру, которая возникает в процессе регенерации.

Есть присадки, которые добавляют в солярку, чтобы она выгорала в полном объеме. Это ведет к уменьшению выбросов сажи в систему. При использовании присадок часто чистить сажевик не нужно - но проверять иногда всё равно необходимо.

Чем промыть сажевый фильтр

Качественными считают очистительные средства компании Liqui Moly, но они дорогие. Средство способствует снижению образования нагара. Оно подходит для транспорта с дизелем. Постоянное использование очистительных присадок позволит увеличить ресурс фильтра.

Ещё одно эффективное средство - Diesel Partikelfilter Schutz. Одной упаковки хватит на 2 000 км. В топливный бак это вещество добавляют перед заливкой топлива. Не рекомендуется использовать Diesel Partikelfilter Schutz вместе с другими средствами. На 75 литров топлива уходит 1 флакон.

JLM - тоже качественное средство для промывки сажевика. Если добавлять его через каждые 10 000 км, оно сможет полностью восстановить работоспособность элемента. JLM можно использовать на любых авто.

Русское средство - «Охрана». Со слов производителя, оно может надежно защитить DPF от засорения. Норма - 1 флакон на 10 000 км пробега. Вещество добавляют в топливный бак. Процесс очистки запускается во время движения транспортного средства. На элементы топливной и выхлопной систем негативного воздействия при этом не оказывается. Применение средства «Охрана» ведет к значительному снижению токсичности выхлопа.

Чистка сажевого фильтра дизельного двигателя своими руками

Промывку сажевого фильтра дизельного двигателя (как и бензинового мотора) производят 2 способами:

  • без демонтажа устройства;
  • после демонтажа.

Для самостоятельной чистки узла производится его снятие. Процедура довольно хлопотная - уходит 8 часов. Фильтрующее устройство снимаем, его корпус наполняем промывочным средством. Жидкость для очищения обычно продают в канистрах по 5 литров. На одну процедуру уходит до 4 литров. Средство заливаем через шланг, который входит в комплект с канистрой.

Заполняя фильтр, вещество начинает растворять сажевые отложения. Должного эффекта можно ожидать после нахождения жидкости внутри корпуса в течение 8 часов. Не стоит пренебрегать чтением инструкции перед применением средства, так как в ней расписана дозировка.

Через 8 часов саженые отложения отделяются и удаляются подаваемой под давлением водной струей. Потом сажевик ставят на место.

Некоторые водители думают, что химические очистители могут представлять опасность для катализатора, но это не так. В современных присадках содержатся безопасные элементы, которые уничтожают только сажу.

Помните о платиновом слое, покрывающем внутреннюю часть сажевика. Он довольно хрупок, и чрезмерное воздействие на него недопустимо.

Промывка сажевого фильтра без демонтажа

Работа будет выполнена быстрее, если не производить снятие устройства. Это становится возможным благодаря температурному датчику. После его выкручивания появляется отверстие, через которое можно залить промывочную жидкость.

Не забывайте про технику безопасности - помните, что жидкость может воспламениться. Средство подается в отверстие при помощи пистолета или зонда.

Вот как нужно действовать:

  1. Двигатель прогреваем.
  2. В отверстие заливаем литр жидкости и оставляем на 15 минут.
  3. Пистолет соединяем с зондом.
  4. Зонд вставляем в отверстие. Распыление жидкости занимает 10 минут. Затем на 10 минут процедуру прекращаем, потом возобновляем.

Десятиминутных циклов (очистка-остановка) должно быть 4 или 5. Для более качественного распыления состава зонд в процессе очистки рекомендуется прокручивать и перемещать вперед-назад.

После процедур в систему заливаем ополаскиватель (0,5 литра), который нужен для нейтрализации остатков активного вещества. Ополаскивание проводим распылителем с теми же временными интервалами.

По окончании работ датчик вворачиваем на место, мотор прогреваем до рабочей температуры. Затем запускаем процесс регенерации, который и уничтожит остатки сажевых отложений. Длительность процесса - 15 минут. Естественный дожег сажи начинается после того, как двигатель некоторое время (15-20 минут) работает на средних оборотах.

Процесс может и не запуститься естественным образом - из-за проблем с электроникой. В этом случае его нужно запустить самостоятельно при помощи сканера для диагностики.

Способы очистки имеют свои плюсы и минусы, но лучше всё-таки выполнять демонтаж устройства. И это не зависит от того, какой силовой агрегат стоит на автомобиле - Diesel или бензиновый мотор.

Защищает сажевый фильтр
- Помогает системе регенерации DPF
- Обеспечивает оптимальное сгорание
- Уменьшает сажеобразование
- Специально для городских транспортных средств и коротких дистанций

Регулярное применение Diesel Partikelfilter Schutz помогает избежать дорогостоящей очистки сажевого фильтра или его замены.

Назначение:

Высокоэффективное средство для дизельного топлива, очищающее сажевый фильтр и продлевающий срок его службы. Регулярная добавка присадки поддерживает сажевый фильтр в чистоте, позволяя избежать дорогостоящего ремонта и затрат времени. Использование присадки для защиты сажевого фильтра позволяет сократить содержание вредных веществ в выхлопных газах. Рекомендуется применять каждые 2000 км.

Применение:

Средство следует заливать перед заправкой. Добавить присадку из расчета 1 флакон на 75 л топлива. Рекомендуется использовать средство каждые 2000 км. Смешивание с топливом происходит самостоятельно.
Важно: избегайте передозировки, а также совместного использования с присадкой Diesel Russ-Stop! Не использовать в автомобилях с химической активацией регенерации DPF, таких как Peugeot,Citroen и прочих подобных.

Сажа в двигателе возникает как побочный продукт сгорания топлива. Хотя ее объем зависит от соотношения воздуха и топлива, она все же формируется в том или ином количестве. Препятствовать загрязнению окружающей среды ею помогает сажевый фильтр, который задерживает в себе около 97% всех частиц. Он не дает ей выйти наружу, а в будущем попросту сжигает при работе двигателя. Такой эффект сжигания и называется регенерацией.

Устройство сажевого фильтра и принцип его действия

Сажевый фильтр имеет простое устройство, в основе которого лежит ячеистая мембрана. Она изготавливается из карбида кремния и представляет собой множество малых каналов, соединенных перемычками. Использование подобной конструкции и материала обеспечивает фильтру следующие характеристики:

Благодаря этому, он способен длительно выполнять свою задачу, перехватывая миниатюрные частицы сажи на пути выхлопа.

Принцип действия такого устройства ничем не отличается от обычного фильтра. Частицы сажи попросту остаются в мембранной системе, не выходя наружу. Так как все отработавшие газы пропускаются через данный фильтр, система способна блокировать существенную часть сажи в процессе выхлопа.

Но важно помнить, что фильтр постоянно заполняется частицами сажи, что приводит к снижению пропускной способности. Для их устранения проводится регенерация, которая предусмотрена самой структурой элемента.

Признаки засорения сажевого фильтра

При работе автомобиля важно сохранять пропускную способность фильтрационной системы. Поэтому зачастую в систему встроены датчики, определяющие этот параметр и, по возможности, прожигающие сажу в элементе. Проблема в том, что прожигание возможно лишь при длительной езде на высоких оборотах, поэтому не включается при езде на короткие и извилистые дистанции.

По этой причине езда в пределах города не дает шанса на регенерацию. Прожиг происходит в минимальной степени, сохраняя большую часть засора в системе.

Совет! Плохое качество топлива также способствует увеличению количества сажи. Если автомобилист экономит на нем, то стоит провести диагностику на засор фильтра.

Поэтому важно контролировать состояние системы и следить за возможными симптомами засора сажевого фильтра:

  • повышение потребления топлива;
  • снижение тяги;
  • стабильно высокий уровень масла;
  • неритмичная работа системы;
  • дымный выхлоп;
  • возможно шипение при езде.

И основной признак, на который стоит обращать внимание - иконка фильтра на приборной панели. Если она загорелась, то необходимо срочно ехать на диагностику.

Езда с забитым фильтром противопоказана для любого автомобиля. При обильном количестве сажевых осадков в системе возможна поломка различных элементов. Засоряется масло, что приводит к снижению эффективности работы двигателя. Со временем разрушается система рециркуляции газов, а в дальнейшем - ломается и сам двигатель.

Регенерация сажевого фильтра

Принцип регенерации прост: микрочастицы, забивающие мембрану, сгорают при температуре более 500°C. Поэтому процесс очистки заключается в том, чтобы поднять температуру в системе до такой отметки, чтобы отработанные газы смогли выжечь загрязнение. Это возможно лишь при полной нагрузке двигателя.

Существуют два типа мембран, отличающихся по расположению: FAP и DPF. Первый тип расположен на удалении от двигателя, и выхлопные газы не могут достаточно разогреть частицы. Поэтому для такой задачи используют топливную присадку.

Так как выхлопные газы проходят большой путь от двигателя к элементу очистки, они попросту не могут сжечь засор. Температуры недостаточно для такой задачи, поэтому необходимо ее повысить. Для этого применяются специальные цериесодержащие присадки. Микрогранулы церия позволяют разогреть газы до необходимой планки, тем самым разрушая засор.

Сама присадка представляет собой микрогранулы церия в специальном веществе. Такая форма позволяет сохранять свою структуру до попадания на фильтр. Изначально газы лишь испаряют оболочку гранул, освобождая цезий. Когда же тот попадает на уже разогретую мембрану, то резко воспламеняется, поднимая температуру окружающих газов до 1000°C. Такая планка безопасна для системы, ведь разогрев происходит локально.

Интересно! Хотя такая температура может разрушить керамическую решетку, длительность нагрева минимальна. Это делает такой метод безопасным для системы.

Второй тип фильтров располагается около двигателя, поэтому необходимый уровень температуры достигается без дополнительных инструментов. Отработавшие газы практически сразу попадают в фильтр, тем самым выжигая засор и продолжая свой путь.

Такая процедура очистки происходит лишь на полном ходу, поэтому важно периодически выжимать двигатель на полную мощность. Но стоит помнить, что регенерацию не нужно проводить ежедневно, периодичность зависит лишь от интенсивности формирования сажи.

Принудительная регенерация и очистка вручную

Если фильтр использовался в неблагоприятных условиях, тем самым забившись, то использовать его запрещено. Он попросту уничтожит систему и двигатель, что выльется в капитальный ремонт. Поэтому при полном засоре необходимо пройти процедуру принудительной регенерации.

Принудительная регенерация может быть запущена специальным оборудованием, зачастую присутствующим в сервисных центрах. Она позволяет быстро устранить засор, подключив систему очистки. Однако включить ее не всегда удается. В случаях, когда фильтр наполнен сверх нормы, включить систему очистки не выйдет.

Если такое произошло, то здесь поможет промывка с помощью специальных средств. Зачастую она позволяет устранить большую часть сажи, после чего возможно подключение регенерации.

Промывка осуществляется двумя методами:

  • без снятия элемента;
  • полная промывка со снятием.

В первом случае необходимо взять пистолет-распылитель и гибкую трубку, а также средство для очистки фильтра. Для подобных задач подойдет жидкость TUNAP MP 131. Также необходим источник давления - компрессор. Доступ к фильтру осуществляется через предварительно снятый датчик температуры или давления. Необходимо тщательно прочистить данный элемент, приблизительный расход на одну чистку - до литра жидкости.

Далее необходимо устранить жидкость концентратом TUNAP MP 132. После этого процедура очистки завершена, нужно вернуть датчик на место и провести регенерацию фильтра штатными методами. Если процедура не помогла, то необходимо проводить полную промывку со снятием элемента.

Второй метод заключается в полном снятии фильтра и его промывке. Для начала необходимо снять фильтр с системы и открыть его. Далее его необходимо промыть посредством специальных средств вроде DPF Cleaner. Они устраняют остатки сажи и масла, в результате чего те легко устраняются под напором воды. Подобные очищающие средства смываются водой. Очистку можно дополнить специальными чистящими средствами вроде PRO-TEC DPFCatalyst Cleaner. Однако это зависит от ситуации.

Совет! Использование компрессора может повысить эффективность очистки фильтра. Достаточно лишь протолкнуть чистящее вещество напором сжатого воздуха.

После завершения процедуры нужно просушить фильтр и установить в автомобиль. Далее стоит проверить его состояние и запустить штатную регенерацию. Но стоит учитывать, что далеко не всегда промывка способна помочь против засоров. Если доступные методы не помогли, то придется приобретать замену.

Важно! При использовании средств промывки нужно одевать перчатки. Важно помнить, что это агрессивные вещества, способные навредить коже.

Заменять фильтр рекомендуется по прохождении 180 тысяч километров. Эту точку можно оттянуть посредством очистки и регенерации, но вечно данный элемент служить не может, а использование забитого или плохого фильтра приведет к попаданию сажи в систему, что обязательно выльется в большие затраты на ремонт.

А для лучшего понимания эффективности промывки сажевых фильтров рекомендуется посмотреть это видео. Здесь проведена очистка сегмента забитого фильтра с помощью средства Luffe. Наглядно показаны этапы процедуры и эффективность такой промывки:

Журнал «КУЗОВ » совместно с компанией LIQUI MOLY протестировал новый продукт по очистке и защите сажевых фильтров.

С оснащением современных дизельных автомобилей дополнительными устройствами доочистки отработавших газов (сажевыми фильтрами DPF) появились и проблемы в их работе. Чем меньше разница давления отработавших газов на входе и выходе сажевого фильтра, тем эффективнее работает двигатель, экономичнее расходуется топливо и минимально загрязняется окружающая среда.

Однако за все время эксплуатации твердые частицы сажи, представляющие собой несгоревшие частички углеводородов, попадают в поры стенок сажевого фильтра, ограничивая поток выхлопных газов. Мелкодисперсный сажевый порошок вроде бы должен сгореть, однако по мере забивания фильтра он все больше перемешивается с несгораемыми материалами и формирует смолы. Эта клейкая смесь вкупе с сульфатами металлов, которые образуются при сгорании некачественного моторного масла, закупоривает сажевый фильтр, создавая внутри увеличенное противодавление отработавшим газам.

Сажевый фильтр может практически полностью забиться всего через несколько сотен километров пробега, поэтому разработчики предусмотрели хитрую систему его «регенерации» - процесса, который окисляет смолы внутри фильтра, после чего происходит их выгорание. Когда давление газов на входе и выходе DPF превышает допустимую норму, блок управления двигателем включает режим прожога.

Компьютер обогащает топливную смесь, вследствие чего резко повышается температура отработавших газов. Нагрузка на катализатор возрастает, и он, в свою очередь, разогревается до нескольких сотен градусов, окисляя пары несгоревшего топлива. После этого на сажевый фильтр поступает раскаленная смесь, которая выжигает отложения и очищает фильтр. Этот же процесс может быть инициирован химическим путем - добавлением специальной присадки, активирующей прожог. В свое время концерн Volkswagen применял эту технологию, а сегодня подобными разработками увлечены конструкторы Peugeot и Citroen.

У автомобилей различных марок режим прожога включается при вполне стандартных условиях. Для этого автомобиль должен находиться в движении, а двигатель работать на средних или высоких оборотах. В плотном городском трафике подходящих условий достичь удается не всегда, поэтому фильтр продолжает задерживать сажу без самоочистки, что приводит к его полному закупориванию.

В идеале срок эксплуатации сажевого фильтра составляет 150 000-200 000 километров, а саморегенерация происходит лишь раз в 500-700 километров. Однако в городском потоке эта деталь приходит в негодность гораздо раньше. Длительное движение по пробкам, некачественное топливо, повышенная температура окружающей среды и агрессивный стиль вождения приводят к тому, что процесс прожога в фильтре запускается через каждые 50-100 километров, что сокращает жизнь агрегата до 50 000-60000 километров. Это объясняется тем, что при каждой регенерации вместе с нефтепродуктами выгорает часть платины с катализатора, что существенно влияет на его остаточный ресурс.

Кроме того, чтобы эффективно выжечь все смолы из полостей, необходимо разогреть катализатор до 600-650 °С, что практически нереально сделать во время поездки. По мере накопления сажи внутри системы разница в давлении газов на входе в фильтр и на выходе из него однажды превысит допустимые показатели. В результате, когда сажевый фильтр загрязнится более чем на 90 %, двигатель попросту потеряет мощность и заглохнет.

При появлении на приборной панели автомобиля соответствующего сигнала о неполадке необходимо срочно обратиться на СТО. Опытный диагност проверит систему и выдаст заключение. Зачастую производители не регламентируют ремонт загрязненных сажевых фильтров, предлагая лишь полную замену детали. Таким образом, систематически заливая в свой автомобиль некачественную российскую солярку, автовладелец заведомо «подписывается» на постоянные и дорогостоящие ремонты. Одна только стоимость самих сажевых фильтров топовых брендов превышает 100 000 рублей.

Конечно, на качество топлива автовладелец не в силах воздействовать, но он может позаботиться о сохранности фильтра. Для этого компания LIQUI MOLY разработала программу очистки и защиты сажевых фильтров, которая включает две принципиально разные технологии очистки и специальную присадку для облегчения регенерации фильтра.

Первая технология позволяет работать буквально «на коленке» и не пользоваться дефицитными и дорогими диагностическими приборами. Однако она трудоемка, требует достаточно времени и предполагает снятие сажевого фильтра. Вторая технология более быстрая, но требует применения сложного электронного оборудования. Что касается результатов, то есть эффективности работы составов продуктов, то они идентичны. По словам специалистов LIQUI MOLY, стоимость этой сервисной услуги не превысит 10 000-15 000 рублей, что существенно дешевле полной замены фильтра.

Редакция журнала «КУЗОВ» решила самостоятельно проверить новую систему и продемонстрировать читателям ее работу. Для этого корреспонденты издания выбрали независимую СТО, специализирующуюся на автомобилях Mercedes-Benz, где Дмитрию Рудакову, специалисту компании LIQUI MOLY , предложили показать и доказать эффективность системы на модели Mercedes ML третьего поколения.

Сложность работы с моделями Mercedes обуславливается как труднодоступностью самого сажевого фильтра, так и особенностями диагностики. Например, при проверке автомобилей концерна Volkswagen на экране диагностического сканера высвечивается состояние фильтра в процентном соотношении, что существенно упрощает процесс принятия решений. Mercedes же, наоборот, лишь указывает на неисправность, обозначая разночтения в идеальных и реальных значениях. Таким образом, мастер должен сам определить характер предстоящего ремонта.

Для проведения работ специалисту Дмитрию Рудакову в первую очередь понадобится очиститель LIQUI MOLY Pro-Line Diesel Partikel filter Reiniger и смывка/нейтрализатор Pro-Line Diesel Partikel filter Spulung.

Чистящий раствор нужно залить в специальный бачок, на который крепится пистолет с одним из приложенных зондов. Прямой и изогнутый манипуляторы позволяют работать практически со всеми выпускаемыми автомобилями.

Необходимо удостовериться, что температура сажевого фильтра около 40 °С, так как именно в таких условиях воздействует максимально эффективно. Температуру можно увидеть на экране диагностического оборудования, однако если его не окажется под рукой, достаточно измерить нагрев фильтра оптическим бытовым пирометром.

Следом можно снять датчик кислорода, расположенный спереди сажевого фильтра, через который порционно будет подаваться чистящая жидкость. Однако в нашем случае специалист этого делать не стал, поскольку на Mercedes удобно пользоваться другим отверстием. Представитель LIQUI MOLY снял датчик температуры катализатора, который расположен посередине фильтра, между катализатором и активным элементом DPF. Доступ чистящей жидкости через это отверстие гарантирует правильное распределение жидкости во всех полостях.

После тестового распыления чистящий состав подается через вышеуказанное отверстие внутрь фильтра за несколько приемов. Во время этого процесса зонд необходимо медленно вращать, тем самым обеспечивая равномерное распределение средства.

Теперь нужно выждать 15 минут и таким же образом залить внутрь смывку/нейтрализатор. После окончания чистки поставить на место датчик температуры.

Чтобы выпарить остатки состава из фильтра, нужно запустить двигатель и прогреть фильтр до рабочей температуры в 300°С. После этого с помощью диагностического сканера необходимо запустить режим принудительной регенерации. Далее в течение 10-20 минут следует проехать на машине 10 километров.

Если нет возможности выехать со СТО, придется на протяжении того же временного интервала просто жать педаль газа, однако делать это нужно либо на улице, либо с подключенной системой отвода отработавших газов. Буквально через пару минут работы двигателя под нагрузкой из выхлопной трубы повалит густой белый дым. Это говорит о том, что процедура проведена правильно.

Диагностический сканер также поможет определить, насколько хорошо очистился фильтр. Для этого достаточно проверить показания датчиков давления отработавших газов на входе и выходе из сажевого фильтра в процентном соотношении до и после процедуры. Также об эффективности раствора можно судить по температурным значениям.

В нашем случае проверка достоверности показала, что температура катализатора в 190°С практически равна температуре внутри сажевого фильтра - 180°С. По нормативам эти показания не должны различаться более чем на 60°С.

По подсчетам компании LIQUI MOLY, стоимость процедуры по очистке сажевого фильтра может варьироваться в пределах 10 000-15 000 рублей. В эту сумму входит оплата труда, расходные материалы и самоокупаемость оборудования, цена которого составляет 15 000 рублей. Однако это существенно дешевле, чем полный демонтаж испорченного сажевого фильтра, покупка нового фильтра и его последующая установка.

По словам Дмитрия, на автомобилях бизнес-класса процедуру очистки сажевого фильтра целесообразно проводить вместе с заменой масла и чисткой инжектора, желательно включать ее в список регламентных работ каждые 10 000-20 000 километров. На бюджетных автомобилях это стоит делать лишь по мере необходимости при появлении соответствующей ошибки.

Как мы уже говорили, срок службы сажевого фильтра определяется частотой его прожогов. Чем чаще происходит эта процедура, тем больше катализатора (платины) выгорает безвозвратно. Сегодня стало возможным увеличить пробеги между прожогами и снизить температуру процесса. Для этого LIQUI MOLY разработала присадку для защиты сажевого фильтра Diesel Partikel filter Schutz, о которой мы подробно расскажем в отдельном материале.