Причины почему гудит насос гура и ремонт гидроусилителя руля своими руками. Ремонт насоса гидроусилителя руля своими руками. Все можно починить Ремонт редуктора гидроусилителя руля скания своими руками

Многие автолюбители производят ремонт насоса гидроусилителя руля своими руками. Эта работа требуется достаточно часто, ведь этот элемент постоянно находится под нагрузкой. Соответственно, даже высококачественный насос выходит из строя достаточно быстро. Таким образом, навыки по самостоятельному ремонту просто необходимы для каждого водителя. Это позволит значительно сэкономить на обслуживании автомобиля. Как минимум, человек должен уметь заменить оборвавшийся ремень. В принципе, все поломки устраняются легко, и для этого не нужна особая квалификация. Все работы производятся с тем набором инструментов, который есть в каждом гараже.

Ремонт насоса гидроусилителя руля своими руками, не является сложной работой. Эта простота объясняется особенностями конструкции. Сам по себе гидроусилитель представляет закрытую гидросистему. Состоит она из следующих элементов:

  • Бачок, через него заправляются жидкости (см. статью " ");
  • Управляющий золотник;
  • Регулятор давления;
  • Насос;
  • Силовой цилиндр.
Самым важным элементом является насос, именно он гонит жидкость по закольцованному трубопроводу. Чаще всего применяются пластинчатые или шиберные насосы. Они достаточно производительны, и практически не подвержены износу. Проблемы могут возникать только с подшипником.

Приводится насос в действие с помощью ременного привода от шкива коленчатого вала. В процессе работы достигается максимальное давление 150 бар. Важным показателем являются зазоры в насосе. Они устанавливаются в промежутке 0,05-0,1 мм. При износе этот показатель может изменяться, при этом появляется ощущение «тугого руля».

Назначение . Основным предназначением механизма является облегчение управления. Для поворота руля требуется значительно меньше усилий. Но, это далеко не единственная работа ГУРа. Он амортизирует удары в руль при проезде ям. Также, в случае повреждения передней шины при движении, он способствует сохранению прямолинейного движения.

Как определить неисправность?

Как говорилось выше, насосы, используемые в гидроусилителях, достаточно надежные. Но, при неправильной эксплуатации они могут выходить из строя. Также поломкам способствует большой срок эксплуатации, в таком случае сказывается естественный износ деталей узла. Для продления срока службы агрегата необходимо следить за следующими показателями:

  • Своевременная замена жидкости. В процессе эксплуатации она теряет свои технические характеристики. Это приводит к повышенной нагрузке на насос;
  • Утечки жидкости и недостаток ее уровня;
  • Отсутствие движения жидкости вызывает перегрев насоса. Появляется при работе рулем с заглушенным двигателем;
  • Загрязнение системы.
Чтобы избежать проблем с гидроусилителем, обязательно не реже раза в неделю проверяйте уровень жидкости в бачке. Также осматривайте все соединения на предмет повреждений и утечек. Обязательно нужно заменять гидравлическую жидкость в сроки, указанные производителем. Для долива используйте только качественную жидкость, рекомендованную к использованию на вашем автомобиле.

При неисправности насоса важно своевременно определить проблему и устранить ее. Ведь поездки с проблемным ГУРом могут привести к износу рулевого механизма, и это не говоря о снижении комфорта при вождении. Насторожиться нужно при следующих признаках:

  • При холостых оборотах или на малом ходу возникают проблемы с поворотом руля, его повернуть значительно сложнее. При этом, на больших оборотах проблема исчезает;
  • Появляется подтекание жидкости, ее можно обнаружить на двигателе, на асфальте;
  • При повороте руля появляются неприятные звуки;
  • Подшипник начинает свистеть или выть. При снятом ремне можно обнаружить люфт шкива.
Как только в вашей машине проявится один из этих признаков, нужно провести осмотр гидроусилителя, и принять меры к устранению неисправности.

Ремонт

Перед разборкой гидроусилителя обязательно нужно проверить наличие воздушных пробок в системе. Часто плохая работа ГУРа происходит именно из-за них. Для их устранения прокачайте гидроусилитель. Если после этого проблема не ушла, то можете смело приступать к демонтажу «гидрача». Производится это действие в следующем порядке:

  • Очищаем запчасть от грязи, важно, чтобы грязь не попала в шланги. Это может усугубить проблему. Снимите ремень привода;
  • Сливаем жидкость. Полностью это сделать не получится, поэтому сливаем, сколько сможем;
  • Откручиваем рулевой вал, для этого вам понадобиться шестигранник. Важно помелить положение вала гидроусилителя относительно эластичной муфты. Для проведения этой работы вам потребуется залезть под автомобиль;
  • Снимаем рулевые тяги. Для этого, просто поднимаем машину с левой стороны на домкрате, и снимаем колесо. Для снятия тяг вам пригодится специальный съемник. Но, в случае необходимости можно обойтись и без него;
  • С помощью торцового ключа на 15 ослабляем болты, крепящие гидроусилитель к лонжерону. Делается это со стороны колесной арки. 2 болта снимаем, последний оставляем на месте;
  • Снимаем шланги, под них подставляют подходящую емкость и ждут, пока стечет жидкость. После чего рекомендуется заткнуть шланги тряпками;
  • Выкручиваем последний болт из ГУР, при этом придерживайте его рукой. После следует аккуратно извлечь насос.
Подробней это описано в нашей статье " ".

Ремонт насоса

Для начала следует его осмотреть. В первую очередь обращайте внимание на очаги коррозии. Их следует аккуратно зачистить. Также проверьте исправность подшипника, при попытке пошевелить шкив, вы заметите люфт. Желательно проверить насос на гидравлическом стенде, но далеко не всегда имеется такая возможность. Поэтому, большая часть водителей находит неисправность в процессе разборки. При разборке насоса гидроусилителя будьте осторожны, некоторые его детали достаточно хрупкие. В некоторых случаях не имеет смысла ремонтировать этот узел, но все же распишем процесс разборки:

  • Используя съемник, извлекают стопорное кольцо, удерживающее подшипник;
  • Откручивают несколько болтов, крепящих заднюю крышку. После чего ее снимают, поддев шлицевой отверткой. Будьте внимательны, следите, чтобы лопасти не выскочили из корпуса;
  • Подготовьте листы бумаги, пронумеруйте их. На них в порядке извлечения выкладывают лопасти. Важно! Запоминайте положение лопастей, ставить их нужно точно так же, закругленной частью наружу;
  • Снимают пластину и запчасти под ней;
  • Выбивают вал, делать это нужно аккуратно, желательно воспользоваться латуниевым молотком;
  • С него спрессовывают подшипник;
  • Устанавливают исправную запчасть;
  • Проверяют на исправность и чистят все запчасти. Все детали, заподозренные в неисправностях, лучше поменять. Элементарная чистка способна значительно пролить срок службы насоса.
  • Сборку и установку производят в обратном порядке.
Заключение . В современных автомобилях присутствует много деталей, которые облегчают управление, и добавляют безопасности поездкам. Но, за этими элементами нужно правильно ухаживать. А при необходимости, и проводить ремонт насоса гидроусилителя руля своими руками. Благо работа это не сложная. Для ее проведения практически не требуются никакие особые навыки и приспособления.

Автомеханики по жизни, любители отремонтировать вышедшую из строя деталь, стараются делать ремонт своими руками. Это развивает навыки, экономит деньги, но, иногда тратится на это много времени. Сегодня рассмотрим, можно ли отремонтировать насос гидроусилителя руля своими руками и, если да, то как это сделать самому.

Из чего состоит насос гидроусилителя руля

Насос ГУРа хоть и испытывает значительные нагрузки, но он не так часто ломается, если обеспечивать правильную эксплуатацию. Благодаря не особо сложной конструкции насоса, его вполне можно починить самому.

Устройство гидроусилителя руля:

  • Бачок для жидкости.
  • Золотник управления.
  • Регулятор давления в системе усилителя.
  • Насос.
  • Силовой цилиндр.

Насос — это устройство, которое движет жидкость, в данном случае, масло по закрытой системе. Насосы в ГУР могут быть вмонтированы пластинчатые или шиберные. Эти виды насоса устойчивые, быстро не выходят из строя, обладают большим межремонтным периодом.

Привод у насоса ременный. Через ремень вращение передается от коленвала к валу насоса. Во время работы насоса, в системе достигается максимальное давление 150 бар (атмосфер) или 15 Мпа. Основой правильной работы насоса — это установленные заводом зазоры, которые должны быть в пределах от 0,05 до 0,1 мм. Если насос сильно изношен, зазоры увеличиваются, а водитель чувствует, что руль начал тяжелее крутиться.

Назначение ГУР

Современные автомобили создаются с максимальным комфортом для водителя и пассажиров. Чтобы водителю без особого труда можно было поворачивать руль (даже одним пальцем), устанавливают усилитель руля. Он может быть электрическим (ЭУР) или гидравлическим (ГУР).

Помимо облегчения вращения рулевого колеса, ЭУР и ГУР смягчает, амортизирует удары на кочках. Еще, усилитель руля держит руль прямо, даже если лопнуло колесо.

Признаки неисправностей насоса ГУР

Хотя устанавливаемые шиберные и пластинчатые насосы в конструкцию гидроусилителя руля не так часто ломаются, все же рассмотрим каковы признаки и как продлить срок службы насоса.

Продлить срок эксплуатации можно следующими действиями:

  1. Менять вовремя жидкость. Мало кто меняет масло в гидроусилителе, но оно устаревает и теряет свои свойства. Поэтому делать это необходимо.
  2. Следить за уровнем жидкости в бачке ГУР.
  3. Стараться не крутить руль при неработающем ДВС. Если жидкость в системе гидроусилителя не движется, то насос перегревается. Масло не движется, если крутить много раз с заглушенным двигателем.
  4. При замене масла, следить чтобы не попал мусор.

При соблюдении правил эксплуатации, ГУР служит долго. Периодически проверять уровень масла. При доливе жидкости, доливать только такой же марки.
При обнаружении признаков неполадок в работе системы гидроусилителя, следует не ездить быстро и дальние расстояния, пока причины не будут устранены.

Признаки проблем с ГУР:


Как отремонтировать насос ГУР своими руками

Перед тем, как начать разбирать устройство, необходимо проверить, есть ли в системе воздушная пробка, которая мешает движению жидкости. Именно из-за воздушной пробки чаще всего появляются неполадки в гидравлических системах. То есть, первым делом прокачиваем ГУР. Если после этого причины не исчезли, то приступаем к демонтажу гидрача, его разборке и ремонту деталей системы.

Последовательность ремонта:

  1. Делаем полную очистку от грязи. При этом следить, чтобы грязь не попал в шланги.
  2. Снять приводной ремень.
  3. Сливаем масло настолько, насколько это возможно.
  4. Теперь надо поставить метку на валу ГУР относительно эластичной муфты (для этого придется залезть под машину). С помощью шестигранника открутить вал руля.
  5. Демонтируем рулевые тяги. Чтобы это сделать, надо левую сторону автомобиля приподнять домкратом и снимаем колесо. Обычно, чтобы снять тяги, надо использовать спецсъемник. Но, в данном случае сделать это можно без съемника.
  6. Берем торцевой ключ на 15 и ослабляем болты крепления ГУР к лонжерону. Это проделывается со стороны арки крыла. Выкручиваем 2 болта полностью, один оставляем на месте.
  7. Теперь, то, что осталось в шлангах, необходимо слить. Для этого подставляем разрезанную пустую канистру или другую емкость.
  8. Когда жидкость из шланг вытекла, надо заткнуть их тряпками.
  9. Теперь надо открутить оставшийся один болт. Одной рукой выкручиваем, второй — держим устройство гидрача.
  10. Аккуратно, не спеша вынимаем насос.

Когда насос снят, приступаем к его разборке

Сначала осматриваем, не разбит ли корпус, есть ли коррозия металла. В процессе разборки, обычно, причина поломки выясняется. Далее, разбираем на составные части насоса.

Как разобрать насос гидроусилителя руля:

  1. Стопорное кольцо держит подшипник. Это кольцо надо снять с помощью съемника.
  2. Выкрутить болты крепления задней крышки. Крышку снимают с помощью шлицевой отвертки. Снимать надо аккуратно, чтобы лопасти не вылетели и корпуса насоса.
  3. Кто не запоминает расположение с первого раза, тем рекомендуется взять чистые листы формата А4, сделать на них нумерацию и разложить их. В процессе разборки, детали выкладывают на эти листы в определенном порядке. Также надо запомнить, что лопасти закругленной частью потом надо установить наружу.
  4. Теперь надо снять пластину и детали под ней.
  5. После этого приступаем к снятию вала. Его надо аккуратно выбить, для этого можно использовать латуниевый молоток или резиновый, который используют мастера-плиточники.
  6. Со снятого вала надо выпрессовать подшипник.
  7. Если проблема была в подшипники, то есть, он может подклинивать, или рассыпался, или просто туго вращается, то запрессовываем новый подшипник.
  8. Кроме подшипника, надо проверить все детали устройства и при необходимости заменить их.
  9. На этом этапе, когда вышедшие из строя детали заменены, надо собрать устройство усилителя руля.

Вывод

В конструкции автомобиля есть очень важные узлы, устройства и детали, а есть менее важные. Вот за особо важными узлами надо следить часто. При обнаружении признаков, стараться как можно быстрее устранить причину.

В этом видео показывается устройство и принцип работы насоса гидроусилителя руля Шевроле Авео

Как ремонтировать насос ГУРа самостоятельно

Ремонт ГУРа своими руками – непростая, но выполнимая задача. Стараясь увеличить межремонтный пробег и упростить техническое обслуживание, разработчики современных автомобилей отдают предпочтение агрегатным методам ремонта. Это означает, что при выходе из строя какого-то узла или агрегата он заменяется целиком, а его ремонт, если и производится, то в условиях производства, располагающего специальным оборудованием. Именно таким способом восстанавливаются . Но поскольку отдельные агрегаты системы гидроусилителя стоят довольно дорого, то у многих автовладельцев возникает желание заняться их самостоятельным ремонтом. В определенных случаях это действительно возможно.

Виды ремонтных работ

Не все необходимые запасные части для ремонта гидроусилителя руля своими руками предназначены для открытой продажи. Задаваясь вопросом о том, как отремонтировать ГУР, нужно сразу определиться с тем, что все операции разделяются по трем основным категориям.

  1. Простейшие. К ним относятся действия, связанные с восстановлением работоспособности агрегатов, утраченной по следующим причинам:

Признаки неисправности

Одинаковые симптомы неисправности гидроусилителя руля могут сигнализировать о выходе из строя различных деталей и устройств. К тому же разработчики автомобилей используют различные конструктивные решения, имеющие даже принципиальные отличия. Таким образом, по некоторым признакам удается точно судить о характере неисправности, а иные говорят лишь о наличии поломки, не позволяя выявить причину неисправности. К наиболее распространенным симптомам относятся.

  • Падение уровня жидкости в бачке. Это может происходить в результате потери герметичности в системе. Жидкость утекает через лопнувшие шланги, поврежденные прокладки или сальники. Выявить место утечки проще всего визуально, подвергнув все элементы тщательному осмотру.
  • Шумы в насосе ГУР. Сразу следует оговориться, что в системах определенной конструкции характерные звуки, возникающие, когда рулевое колесо вывернуто в крайнее положение, - нормальное явление. Но это вовсе не повод держать руль длительное время повернутым до упора. При появлении шума усилие на рулевое колесо следует немедленно ослабить, поскольку возникающие в таком положении высокие нагрузки приведут к поломке дорогостоящего агрегата. Прочие звуки могут сигнализировать о застывании жидкости при низких температурах, ослаблении или износе приводного ремня, износе валов и подшипников, засорении клапанов.
  • Пульсация, возрастание усилия или заедания, возникающие при вращении рулевого колеса. Эти симптомы могут появляться при различном его положении, и не всегда связаны с поломкой ГУР. Но если диагностика не выявила нарушения балансировки колес, выходя из строя элементов подвески и деталей привода рулевого управления, то следующим в очереди на поиск неисправности оказывается насос гидроусилителя. Причины могут быть различны – начиная от низкого уровня жидкости в бачке и заканчивая повреждением ротора насоса.

Простой уровень сложности

К простым ремонтным операциям относятся:

Средний уровень

К операциям средней сложности можно отнести замену сальников, уплотнений, подшипников и клапанов насоса ГУР. Если определено, что во всем виновата помпа, то ее придется снять и разобрать. Прежде чем вы решите разобрать насос гидроусилителя, важно убедиться, что у вас будет чем заменить вышедшие из строя детали. Ведь если прокладки можно изготовить самому, а сальники или подшипники подобрать по размерам, то с клапанами все обстоит значительно сложнее. В большинстве случаев корпуса насосов состоят из нескольких частей, соединенных между собой стягивающими болтами. После их ослабления разборка осуществляется последовательно. Иногда для этого могут потребоваться специальные выколотки и съемники.

Поскольку смазка подшипников осуществляется рабочей жидкостью, пытаться восстановить их работоспособность бесполезно.

При наличии повреждений, детали следует просто заменить. Но если обнаружено, что дело не в самом подшипнике, а в поврежденном посадочном месте на валу или в корпусе, установка новых комплектующих не даст желаемого результата, а ремонт сразу перейдет в категорию высокой сложности. При выявлении неисправности клапанов рекомендуется производить замену комплектом, так как эти детали группируются по своей пропускной способности. В зависимости от конструкции, они выворачиваются с помощью отвертки или гаечного ключа. Разбирать узел следует в чистоте, избегая попаданий внутрь него загрязнений.

Сложность – максимальная

Ремонт высокой сложности. В условиях гаража и даже станции технического обслуживания от него стоит отказаться, ввиду его высокой трудоемкости и высокой стоимости. Тем более что во многих случаях в магазинах и мастерских удается приобрести уже восстановленную деталь, сдав в зачет ее стоимости вышедшую из строя.

Помните, что за ремонт ГУР своими руками средней сложности стоит браться лишь в том случае, если вы обладаете необходимым инструментом и навыками. Иначе все закончится покупкой новых запасных частей и визитом в сервисный центр.

3 августа 2017

Автомобилисты знают, сколько нервов тратится, когда проявляются проблемы с гидроусилителем руля. Руль ведет себя странно и поворачивается гораздо сложнее на холостых или малых оборотах. Слышен свистящий звук, который издает подшипник насоса. Протекание рабочей жидкости на двигатель или на дорогу в месте расположения агрегата. Вращение рулевого вала сопровождается посторонними звуками.

Эти неудобства могут повлиять не только на нервное здоровье водителя, но и на безопасность езды. Что делать, если проявились симптомы неисправности насоса? Как провести замену этой детали ГУР? Можно ли и как провести ремонтные работы самостоятельно? Обо всём подробнее расскажем ниже.

Типы неисправностей и их симптомы

Проявления поломок насоса, описанные выше, в реальности могут быть и не связаны с самим насосом. Поэтому для начала нужно внимательно осмотреть всю систему гидроусиления руля. И только если проблема не найдена, приступить к работе с самим насосом.

Неисправности делятся на два типа:

  • механические повреждения и износ. Сюда относятся появление заусенец, проблемы с подшипником, неровности во внутренней части, износ прокладки и т.д.;
  • проблемы с гидравликой. Связаны с недостаточным уровнем жидкости, неправильным ее выбором и «старением». Попадание мусора внутрь системы также может приводить к появлению “симптомов”, а, в дальнейшем, к поломке. Банальное завоздушивание относится к этому же типу неисправности.

Первые можно определить только разобрав насос гидроусилителя руля и осмотрев каждую его составляющую. Что касается второго типа неисправностей, то в первую очередь нужно ответить на вопросы - сколько времени прошло с момента смены жидкости в системе? Подобрана ли жидкость в соответствии с инструкцией? Достаточен ли её уровень? А в случае завоздушивания, зачастую, достаточно прокачать гидравлику для восстановления работоспособности ГУР.

Ремонтные работы

Ремонт условно делится на несколько стадий: подготовка, демонтаж насоса, предварительный осмотр, замена деталей и/или устранение повреждений, обратная сборка и установка.

Подготовка к ремонту

Для проведения ремонтных мероприятий понадобятся: инструменты; тряпки; удобное, просторное и чистое место. Из инструментов будут нужны:

  • ключи и головки;
  • съемник для стопорных колец;
  • большой шприц и емкость для откачивания жидкости из бачка;
  • мелкая наждачная бумага Р1000/1500/2000, надфиль.

Для починки понадобятся: ремкомплект из автомагазина, или на замену ему шайбы, прокладка, уплотнительные кольца и сальник. Также может пригодиться подходящий рабочий подшипник, если дело в нем.

Демонтаж и осмотр насоса и поиск проблем

Сначала нужно демонтировать насос ГУР. Затем провести разборку и осмотреть каждую составляющую агрегата на предмет повреждений, после чего устранить их. Если неисправность нельзя будет исправить, то из следующего пункта вы узнаете как заменить насос, демонтировав его и установив новый.

Как демонтировать насос?

Отсоединение насоса ГУР и его разборка – процесс кропотливый, поэтому первое, что нужно сделать, это отвести на этот процесс побольше времени и запастись нервами.

Список действий при проведении непосредственного демонтажа:

  1. Сливаем всю жидкость, вооружившись шприцем и емкостью.
  2. Отсоединяем шланг, идущий от бачка к насосу.
  3. Откручиваем полностью стопорную гайку натяжителя и снимаем ремень.
  4. Отсоединяем шланг высокого давления.
  5. Снимаем насос и очищаем его от грязи водой и тряпкой.
  6. Кладем на заранее подготовленное чистое место.

На этом процесс извлечения насоса из системы ГУР завершен и можно переходить к стадии его разборки и осмотра.

Как разобрать насос?

  1. Демонтировать стопорное кольцо подшипника съемником.
  2. Отвинтить крепящие болты с задней крышки.
  3. Снять ее, поддев маленькой отверткой, но так, чтобы лопатки ротора не выпали. Чтобы полностью контролировать процесс необходимо запоминать очередность разборки. Это можно делать при помощи камеры или определить для каждой запчасти отдельное место с пометкой в какой очередности снимались детали.
  4. Отдельно снять лопасти.
  5. Вытащить пластину и находящиеся под ней детали.
  6. Аккуратно выбить вал.
  7. Выдавить подшипник.

Осмотр всех деталей, поиск и устранение проблем

Это третья стадия, на которой нужно определить, где и что случилось с насосом. Для этого следует:

  • очистить все детали тряпкой и внимательно осмотреть каждую;
  • устранить все дефекты и шероховатости;
  • сменить ремкомплект, если старый пришел в негодность;
  • то же самое проделать с подшипником, если дело в нем.

Если замечены заусеницы и шероховатости, которые появляются в результате износа, устраняем их наждачной бумагой. Полировка позволяет убрать зазоры между деталями и восстановить герметичность. Она также применяется в качестве профилактической меры для поддержания чистоты и рабочего состояния насоса.

Отдельное внимание стоит уделить ротору и отполировать его как следует, если есть заусеницы . Сделать это проблематично, так как нужна хорошая сноровка. Здесь, помимо наждачной бумаги, поможет маленькая отвертка, обернув вокруг которой лист наждачки, вы сможете забраться в “самые труднодоступные места”.

Подытоживая все сказанное, после разборки ремонт проводиться несколькими способами в зависимости от поломки. Это: замена подшипника; замена ремкомплекта; удаление заусенцев, шероховатостей и неровностей; полная очистка насоса от элементов износа и отработки.

Сборка и монтаж насоса в автомобиль производится в обратном порядке. Когда процесс установки завершен используйте информацию из последнего пункта, и вам еще очень долго не придется повторять процедуру, которой посвящена эта статья.

Не забывайте, чторемонт насоса гидроусилителя руля своими руками может привести к дополнительной поломке. Поэтому проводя данную процедуру нужно делать все с максимальной осторожностью, чтобы не усугубить и не сломать насос окончательно.

Как не допустить повторных поломок и увеличить срок службы насоса?

В заключение, нужно затронуть тему профилактики. Чтобы снизить риск возникновения неисправностей гидроусилителя руля следует соблюдать простые правила:

  • использовать только ту жидкость, которая рекомендована производителем;
  • следить за чистотой - не допускать попадание мусора в бачок;
  • своевременно менять жидкость и следить за ее уровнем.

Это обеспечит стабильную работу, как насоса, так и всей системы гидроусиления.

Как известно, ремонт гидроусилителя руля является задачей сложной, но проводится она и своими руками. Благо умельцев на все руки страна наша рождает постоянно, а те, в свою очередь, и придумывают различные способы, как процесс ремонта значительно облегчить. В этой статье мы рассмотрим, как проводится демонтаж этой части , ремонт и, собственно говоря, сама установка.

Ремонт ГУР проводится очень просто. Устройство демонтируется с автомобиля, а затем проводится визуальный осмотр. Причина поломки может быть заключена в насосе, шлангах или других деталях, таких как, например, вал-гайка.

ВАЖНО! При первых симптомах «тяжелого руля», появления гула в ГУР на холодную и при вывернутых колесах — проверить натяжение приводного ремня, уровень и состояние масла. В нём не должно быть блесков и перламутра, которые свидетельствуют об износе в местах трения.
Если блеска и перламутра не обнаружено, то можно воспользоваться ремонтным составом, например RVS Master Power Steering Treatment Ps2 , который позволяет восстановить линейные размеры деталей, устранить гул и вой, сделать руль легким.

Что это за зверь

Для начала рассмотрим это устройство. Гидроусилитель руля - это специальный механизм, который . Предназначен он, для того чтобы увеличивать силу воздействия на баранку различных автомобилей и другой техники.

Если бы не было гидроусилителя руля, то было бы очень тяжело . А подобная деталь это дело значительно упрощает, да к тому же, оказывая положительное действие на управление транспортным средством, значительно повышает удобство и комфорт.

Кроме того, благодаря гидроусилителю руля, удаётся значительно увеличить манёвренность, а также справляться с другими задачами, касающимися устойчивости автомобиля на дороге.

В видео рассмотрены основные неисправности гидроусилителя руля:

Гидроусилитель рулевого колеса называют коротко - ГУР. Он обеспечивает комфортное управление транспортным средством, повышает и т. п. Когда эта деталь выходит из строя, возможность продолжать движение есть, но это очень опасно. Поэтому рекомендуется сразу же приступить к ремонту ГУР.

Демонтаж ГУР

Для начала нужно этот механизм . Но перед этим делом крайне рекомендуется очистить грязь с механизма, чтобы при отсоединении шланга она не попала внутрь самого устройства, а не то это может вызвать проблемы.

Дальше нужно будет из бачка откачать жидкости столько, сколько это возможно. Залезаем под автомобиль и шестигранником откручиваем болты, крепящие рулевой вал. Проводя такую операцию, нужно заранее отметить положение эластичной муфты относительно вала ГУР. При установке это будет очень важно.

Настала очередь снятия рулевых тяг. Их нужно будет отсоединить от сошки специальным инструментом - съёмником. Дальше автомобиль и откручиваем левое колесо, а затем снимаем его.

В видео рассказано о работе гидроусилителя руля:

Берём ключ на 15, желательно торцовый, и ослабляем болты, фиксирующие гидроусилитель к лонжерону. Затем два болта из трёх снимаем. Один оставляем на месте.

При снятии шлангов нужно обязательно подставить под них ёмкость, чтобы оставшаяся жидкость стекла туда. Затем нужно будет закрыть кусками тряпки шланги и штуцеры.

Теперь нужно будет отсоединить тот самый болт, который фиксирует ГУР. Не забываем придерживать свободной рукой гидроусилитель, чтобы он не упал.

Заглянем внутрь насоса

Гидроусилитель демонтирован. Теперь нужно попробовать его отремонтировать. Как правило, частой причиной выхода из строя этого устройства ГУР, обеспечивающий заданное давление жидкости во всей системе.

Насос, естественно, нужно будет разобрать. Затем провести тщательный осмотр различных элементов насоса. Если будут замечены , то их следует обязательно очистить, используя специальную жидкость (можно протереть эти места тряпкой, смоченной ацетоном). Следует помнить, что ремонт насоса гидроусилителя руля проводится по-разному.

Наиболее популярными насосами, используемыми сегодня на ГУР, являются пластинчатые, или, как их ещё называют - шиберные устройства. Они пользуются большим уважением, так как заслужили доверие покупателей. Благодаря отменной гарантии того, что прослужат долго, их покупают чаще. Особенно хорош корпус этих насосов, изготовленный из прочного российского чугуна. Кроме того, среди преимуществ этих насосов и бесшумность работы, а также удивительную экономичность. При грамотной эксплуатации такой насос практически не требует ремонта, но не всегда это удаётся соблюдать, даже если водитель - автомобилист осторожный и опытный. Зато устройство легко демонтируется и, соответственно, ремонтируется.

Главными признаками неисправности такого устройства являются следующие составляющие:

  • на работающем автомобиле слышен характерный звук, напоминающий гул;
  • вращение руля проходит очень туго, но когда увеличиваются обороты двигателя - в некоторых случаях рулевое колесо вращать становится легче;
  • в некоторых случаях обязательно наличие течи, что определяется видимыми пятнами от капель жидкости под капотом.

В видео показано, как работает насос ГУР:

Эти симптомы, конечно же, не единственные. Да и не всегда они могут свидетельствовать о явной неисправности именно насоса. Определить это можно только при квалифицированной диагностике.

В частности, квалифицированная диагностика подразумевает установку насоса на испытательный гидравлический стенд. Здесь же проверяется общая его работоспособность, производительность и давление. Если выявляются дефекты вала, подшипников или же другой рабочей детали, проводится обязательная их замена.

Если владелец автомобиля не , который неисправен, и в автосервис свозить его также не желает, то ему можно посоветовать приобрести новый насос. Цена на насосы сегодня не столь высокая. Средний насос для ГУР в магазинах стоит около 3 тыс. рублей. Особенно это касается насосов типа ZF, которые разбору не поддаются, не имея в конструкции ни крышки, ни стопорных колец. Но как говорится, плохому танцору… И такой тип насосов можно привести в нормальный режим работы.

В видео происходит ремонт насоса гидроусилителя руля:

Если же насос обычный, который можно разобрать, то покупать новый нет резона. Разберём устройство:

  • отсоединяем хомут;
  • снимаем возвратный шланг (при этом стараемся не пролить жидкость на приводной ремень);
  • рассоединяем разъём;
  • жидкости, который крепится штуцерным болтом.Будьте внимательны и не уроните датчик. В противном случае придётся заменить и его;
  • снимаем штуцерный болт;
  • демонтируем нагнетательную трубку;
  • снимаем приводной ремень (для его демонтажа нужно использовать специальное приспособление);
  • теперь нужно отвернуть болты, крепящие сам насос. Следует помнить, что фиксируют насос два болта. Один полностью выворачивается, а другой нет;
  • снимаем сборку насоса.

Теперь нужно будет насос тщательно очистить от грязи и следов масла. Проводим визуальный осмотр, чтобы попытаться определить причину поломки. Если замечаем на внутренней стенке корпуса выработку в виде своеобразной ступеньки, то это она и есть. Специальной насадкой, устанавливаемой на дрель, стачиваем это образование.

В видео показано, как снять и заменить насос гидроусилителя руля:

Изношенный подшипник также может оказаться причиной поломки насоса. Этот подшипник находится в закрытом корпусе, и, если замечено, что он плохо вращается, нужно его заменить. Новый подшипник стоит недорого - около 400 рублей. Устанавливать его в корпусе очень просто. Нужно просверлить отверстия с резьбой в стенке насоса. После это вставляем новый подшипник и фиксируем его специально заточенными болтами, которые после затяжки отпиливаются.

Подшипник можно закрепить и другим способом. Для этого нужно зафиксировать его внутри насоса при помощи загнутых краёв корпуса.

Также причина неисправности насоса может быть заключена в сальнике, который тоже следует заменить на новый. При его установке нужно будет немного сточить вал на токарном станке. Хотя бывает и так, что купленный сальник идеально подходит к валу. В этом случае ничего стачивать не нужно.

В процессе сборки, если фланец не вдевается на вал, рекомендуется нагреть его. После резкого остуживания он будет сидеть на месте крепко.

Начинаем:

  • со штуцера предварительно снимаем заглушки;
  • ГУР поднимаем над ёмкостью и вращаем сошку, чтобы вся жидкость, находящаяся внутри, слилась;
  • вал сошки демонтируем, откручивая четыре болта, которые плотно бывают посажены (их сажают на мастику, что очень мешает откручиванию);
  • находим контргайку регулировочного винта и откручиваем её;
  • затем нужно будет вытолкнуть вал с крышкой, а для этого следует вращать винт, вкручивая его в редуктор. Если разбор проводится не для того, чтобы устранить люфт или заменить манжету, то сошку можно и не снимать;
  • снимаем пружину, а сам клапан вытряхиваем;
  • теперь нужно вывернуть винты крышки, а для этого рекомендуется поворачивать вал до тех пор, пока он сам не вытолкнет её. При поворачивании вала нужно быть предельно внимательным, дабы вал полностью не вышел из шариковой гайки;
  • снимаем вал вместе с поршнем редуктора и крышкой;
  • теперь нужно выкрутить вал и собрать шарики, демонтировав шариковую гайку;
  • откручиваем теперь сам подшипник, отпуская контргайку;
  • извлекаем корпус гайки и подшипники;
  • отгибаем контровку болтов, разбирая гайку.

В видео показано, как гидроусилитель может создавать люфт рулевого колеса:

Теперь нужно опять провести визуальный осмотр и найти . Скорее всего, причина люфта объясняется зазором, который увеличивается в паре вал-гайка. Но случается и так, что неприемлемый зазор обнаруживается в крышке или же в подшипниковом узле.

Что нужно сделать, чтобы устранить люфт? Ответ напрашивается сам собой. Обращаем внимание на зазоры, которые, по сути, образовались из-за слабинки. Да-да, не удивляйтесь. Именно банальное ослабление резьбовых соединений, удерживающих подшипники, и приводит к люфту.

Начнём с пары вал-крышка. Если люфт обнаруживается здесь, то нужно сначала отпустить контргайку, а затем её затянуть таким образом, чтобы люфт исчез.

Ремонт гидроусилителя руля может стать и любимым хобби, если провести операцию раз-другой. Главное - это следовать инструкции и чаще пользоваться помощью схем и чертежей. Не стоит и говорить о том, что, если делать всё правильно, проблем никаких не возникнет.