Пдд общественный транспорт выезд с остановки. Соблюдение пдд водителем автобуса Движение маршрутных транспортных средств

18.3. В населённых пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

Как много неоднозначности в этом пункте Правил, Вы согласитесь? Как видим, составители ПДД распространили обязанность на обоих оппонирующих водителей транспортных средств, главной целью представив, конечно же, безопасность дорожного движения. Из этого пункта также непонятно, какую модель поведения выбрать, если автобус от остановки отъезжает сразу во вторую, третью и далее полосы, по каким причинам он туда отъезжает и каким образом.

Но неоднозначное становится однозначным, если рассматривать главную цель ПДД - обеспечение безопасности дорожного движения. Проще говоря, уступать нужно вне зависимости от обязанности, а чтобы обеспечить такую безопасность. Если ещё проще, то правило "дай дорогу дураку" здесь применимо для водителей обоих транспортных средств: и водителю автомобиля, которому предписано или не предписано уступить дорогу отъезжающему от остановки автобусу, и самому водителю этого автобуса.

Но если уж мы говорим о ПДД, то давайте разберёмся! Во-первых, в пункте 18.3 приводится словосочетание "начало движения", определения которого нет в ПДД. А, отъезжая далее первой полосы, можно сказать, что автобус выполняет перестроение уже после того, как начал движение.

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

Получается, что, с одной стороны, 18.3 обязывает уступать автобусу и троллейбусу, не конкретизируя, в какую полосу те начинают движение, с другой - пункт 8.4. обязывает водителя автобуса или троллейбуса уступить дорогу другим автомобилям (и мотоциклам), перестраиваясь сразу далее первой полосы.

Между тем, многие юристы, а также судьи считают, что начало движения может продолжаться до тех пор, пока автобус или троллейбус не "выровняются" до прямолинейного движения.

Поэтому на практике, дабы избежать спорных ситуаций после вероятности попасть в ДТП , это как раз тот случай, когда лучше перебдеть и соблюсти правило трёх "Д". Но если такая ситуация произошла, то здесь всё будет зависеть от конкретного характера ДТП: кто из участников более вероятно мог предотвратить ДТП, у кого было больше аргументов в пользу первоочередногоп проезда и так далее.

Здравствуйте. Я понимаю, что возить сотрудников предприятия можно без лицензии, а как насчет их семей которые не являются работника нашего предприятия.

Aleksei , если члены семей перевозятся за деньги, то речь идет о коммерческих перевозках и лицензия, действительно, потребуется.

Однако если я правильно понял Ваш вопрос, семьи перевозятся бесплатно. В данном случае перевозка осуществляется для нужд юридического лица (а не для извлечения прибыли), поэтому лицензия не требуется. Просто нужно понять, что к нуждам юридического лица относится не только перемещение работников, но и перемещение их семей.

Удачи на дорогах!

Спасибо за уточнение.

Добрый вечер муж работает на маршрутке водителем выезжая с остановки увидел что машины едут и не пропускают его он остановился но уже успел частично выехать от остановки одна машина проехала а друга ехавшая за ним прижалась ближе к стоящей маршрутке и снесла себе зеркало. Приехали сотрудники ГИБДД и сказали что мой муж виноват т.к. маршрутки не являются автобусом а являются альтернативным транспортом. И кто же прав можете написать статью и закон где прописана кто есть кто.

P.S потом водитель машины которое снесло себе зеркало об стоящую машину сам признался что специально это сделал. Увидел что маршрутка частично выехала и специально это сделал.

И как же теперь работать если любой может в тебя врезаться при выезде на дорогу всегда будет виновата маршрутка

Люба , здравствуйте.

2. Сотрудники ГИБДД не правы, водитель легкового автомобиля должен был уступить дорогу (пункт 18.3).

3. Хотелось бы увидеть видео с места происшествия или схему ДТП. Судя по Вашему описанию маршрутное такси не двигалось довольно длительный промежуток времени перед столкновением (успел проехать один автомобиль). Это и было выполнением требования "уступить дорогу". Уступить дорогу по другому Ваш муж не мог.

Удачи на дорогах!

Евгения-28

Максим, здравствуйте.

Может ли маршрутка останавливаться в "карманах" без знака обозначения места остановки, без знака парковки, без знака "остановка запрещена" по пути движения?

Евгения , здравствуйте.

Возможны следующие ситуации:

1. Автомобиль, являющийся маршрутным такси, остановился в указанном месте по нуждам водителя. Например, водитель зашел перекусить в кафе. В этом случае нарушения нет.

2. Для высадки пассажиров в указанном месте маршрутка останавливаться не должна. На водителя может быть наложен .

Удачи на дорогах!

Евгения-28

Является ли "Карман" не установленным местом?

Евгения , если в "кармане" установлен знак 5.16, то маршрутки могут в нем останавливаться для посадки и высадки пассажиров:

Если такого знака нет, то и останавливаться они не должны. Это нарушение.

Здравствуйте!

Очень интересует следующее, если водитель газели (общественного транспорта) останавливается и ожидает погрузку пассажиров в месте, где "всю жизнь была остановка", но знака в этом месте нет. Он висит через 2 метра от "остановки". Это считается нарушением?

Andrey , здравствуйте.

Вы считаете, что в двух метрах от знака остановка уже закончилась? Почему?

У нас в городе некоторые остановки в центре имеют длину 30-40 метров. Естественно, на таких остановках некоторые маршрутные транспортные средства останавливаются в отдалении от знака.

Здравствуйте. Тут (и не только тут) апеллируют понятием "маршрутное такси". Скажите пожалуйста, откуда на данный момент времени это понятие в ответах возведено в ранг аксиомы, что маршрутное такси существует, хотя такое понятие не фигурирует в действующем законодательстве? В ответе дайте, пожалуйста, ссылки на нормативную базу.

Игорь , здравствуйте.

Понятие "маршрутное такси" точно такое же, как понятие "скутер". Ни того ни другого в законодательстве нет. Зато и то и другое есть в головах у людей. А называть маршрутки автобусами, а скутеры мопедами они не хотят.

Удачи на дорогах!

Обращаю ваше внимание, что в пункте правил 18.3 речь идёт не о маршрутных транспортных средствах, а об автобусах и троллейбусах.

Т.е. трамваю уступать не нужно (ну и вопрос этот не встаёт)

А автобус не обязан следовать по маршруту(т.е. быть маршрутным ТС), чтобы его это правило начало касаться.

Эвелина-3

Имеет ли право служебный автобус, развозящий ночью после работы сотрудников, останавливаться по требованию? Или тоже только на остановках?

Эвелина-3, конечно может остановиться по требованию. Просто если пассажиры просят остановиться через каждые 100метров, то вряд ли это понравится водителю. А если на протяженном участке, да ещё и проезжая неостанавливаясь мимо остановок, Вы попросите остановиться в конкретном месте, наверняка водитель не откажет.

Кирилл-24, разрешите обратить Ваше внимание, что указанный Вами п 18.3 ПДД находится в главе 18 ПДД, а вот глава называется: Приоритет маршрутных транспортных средств.

Обращаю ваше внимание, что в пункте правил 18.3 речь идёт не о маршрутных транспортных средствах, а об автобусах и троллейбусах.
То есть в 18.3 ПДД речь идёт о автобусах и троллейбусах, которые именно маршрутные.

Эвелина-3

Водитель служебного автобуса отказывается останавливаться по требованию, ссылаясь на новые правила. Касаются правила всех автобусов или только рейсовых? И служебный автобус может останавливаться не только на остановках?

ИМХО, но служебный автобус, это никак не маршрутное ТС, а просто обычный авто, и по идее он не должен останавливаться там, где остановка запрещена. Причем запрещена всем видам транспорта (при этом МТС в этой зоне может быть разрешена остановка на остановках общественного транспорта) Во всех остальных местах, где может останавливаться обычный транспорт, точно также может останавливаться и ваш служебный автобус.

wowick, попрошу Вас разъяснить что такое "ИМХО". Часто вижу эти буквы, не могу понять - что они означают?

GDW nik, а в поисковик забить их не судьба? пять секунд и ответ))

(wowick, прости)

Маршрутка-межгород подъехала раньше своего времени на посадку. РТИшники оформили за несоблюдение расписания. Можно ли подъехать и отъехать раньше времени, если автобус полный?

Юрий :

1. По какой статье какого нормативного документа наложен штраф?

2. За нарушение какого пункта какого документа наложен штраф?

Владимир-192

C обозначенными местами остановок, - имеется в виду названия остановок написанных на маршрутном ТС: например, "Универмаг", "Ц. рынок", "Театр", а осуществить остановку МТС имеет право в зоне действия знака "Остановка запрещена".

можно ли водителю общественного транспорта движущегося по второй полосе, заехать на остановку со второй полосы, пересикая разметку, где нет преривистых линий?

Амир , пересечение сплошной разметки является нарушением правил. Т.е. так делать нельзя.

Удачи на дорогах!

Александр-619

Интересный вопрос. Согласно ПДД РФ - Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства. А вот про разметку 1.18 в ПДД ничего нет. Как вы думаете почему?

Думаю для того, чтобы МТС повороты налево выполняли именно с левой, направо - именно с правой полосы. Даже если знак разрешает с других полос.

здравствуйте!

В статье ни слова о знаках "Движение по полосам" и разметки 1.18

Вет МТС имеет право игнорировать эти знаки и разметку!

И самое главное когда МТС "игнорирует" ОБЯЗАН пропускать тех кому мешает!

если не прав -поправьте

Звучал он так:
«Вы двигаетесь по левой (второй) полосе. С правой полосы от остановки отходит автобус, сразу же от остановки осуществляя переход на вашу, левую полосу (представлено на картинке). Ваши действия?»

Правильный ответ:
«Уступлю дорогу автобусу, так как он отходит от остановки» – за него проголосовало 65.5% посетителей сайта.

Ситуация трактуется пунктом 18.3 Правил дорожного движения:
«18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу».

Данный пункт правил однозначно трактуется таким образом, что уступать отъезжающему от остановки автобусу необходимо даже в том случае, если он отъезжает от остановки с одновременным перестроением в левую полосу.

Приходите завтра с утра проверить свои знания правил дорожного движения, мы опубликуем очередной интересный вопрос.

36 комментарии

  • 29.10.2013 17:02

    65.5% на такой банальный вопрос. как страшно ездить по нашим дорогам...(((

  • 29.10.2013 17:04
  • 29.10.2013 17:14

    Не согласен!!!...правило то трактуется: "Начинающим движение от остановочного пункта", но не продолжающим движение и перестраиваимщся на 2ю, 3ю и т.д. полосу!!!

  • 29.10.2013 17:17

    "Данный пункт правил однозначно трактуется таким образом, что уступать отъезжающему от остановки автобусу необходимо даже в том случае, если он отъезжает от остановки с одновременным перестроением в левую полосу." - ЛОЛ!!! хах Ожнозначно...еще что придумаете?!

  • 29.10.2013 17:18

    65.5% на такой банальный вопрос. как страшно ездить по нашим дорогам...(((- не Езди!!!

  • 29.10.2013 18:58

    Должны уступать. Должны и обязаны разные вещи, нет?

  • 29.10.2013 19:12

    Вадим, спасибо за высказанное мнение, но мы хотели бы обратить ваше внимание на две важные вещи.

    Во-первых, данный вопрос взят из экзаменационных билетов по ПДД (со слегка, но корректно измененным вопросом и вариантами), вы можете сравнить - это вопрос №16 билета №2. А значит, ответ на вопрос не может быть неправильным, только если в билетах допущена ошибка, но в данном случае это не так.

    Во-вторых, проект проводится совместно с балаковским ГИБДД и даже если бы вопрос был не из экзаменационных билетов, то мы бы опубликовали ответ только после предварительного согласования с отделом по пропаганде местного отделения ГИБДД, что также делало бы ответ на вопрос достойным доверия.

    Спасибо за внимание к нашему проекту - приходите еще и обновляйте свои знания по ПДД.

  • 05.10.2014 14:00

    Жаль, что здесь как бесспорные утверждаются весьма спорные вещи.
    В Правилах написано "уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. "
    И однозначно это можно трактовать только как - уступать, чтобы автобус мог выехать.
    А всё остальное - это уже домыслы и самодеятельность.
    Домыслом является требование "уступать, если автобус перестраивается на 2 линию", еще большим домыслом "если перестаивается на 3 линию".
    Ссылка на "балаковское ГИБДД" по силе равна ссылке на "британских ученых" и даже на "армянское радио".
    Лично я на практике уступлю автобусу в любом случае. Но это никак не меняет теорию.

  • 06.10.2014 10:10

    Почему никто не видит важного уточнения? «Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу»!!! Кто-то из них убеждается, согласно правилу, что им уступают? Они же лезут недуром! Есть кто на дороге, нет никого, зачастую без поворотника начинают внезапное движение!

  • 29.10.2014 22:28

    По идее перед каждым манёвром водитель обязан подать сигнал повортом. Это делается даже при перестроение на кольце хотя там поворот уже включен. По идее его выключаешь и включаешь заново показывая манёвр. Вот и автобус трогаясь от остановки во второй ряд осуществляет два манёвра. Соответственно он должен подать сигнал поворота при отъезде от остановки, остановиться рядом с разделительной полосой выключить а потом включить поворот уступая транспорту т.к. осуществляет перестроение.

  • 29.10.2014 23:56

    с нашими пазами лучще соблюдать удд

  • 07.11.2014 19:30

    Роман, сколько раз наблюдала, как автобус только подьезжает к остоновке и уже сразу включает левый поворотник. Я притормаживаю, чтоб пропустить его, а он и не собирается ехать, он пассажиров высаживает....

  • 07.11.2014 23:26 [email protected] - поддерживаю!
    В правилах написано именно так. Все вольные трактовки рассматриваются судом по факту ДТП. По сути это два разных маневра - начало движения с отъездом от остановки и перестроение на другую полосу. А во времена когда учился я (лет 8 назад) в официальных билетах были довольно спорные вопросы. И даже инструктора автошкол не могли объяснить почему так, когда на вопрос было 2 или 3 правильных ответа, а выбрать надо 1. Учили наизуть такие, благо немного их было. Ну вернёмся к автобусам нашим.
    Допустим вы не уступили автобусу. Будет ли это считаться нарушением? Совсем не обязательно!
    Если вы понимаете, что если начнете уступать дорогу автобусу, спровоцируете аварийную ситуацию, то нарушения нет, потому как "Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу"
    Прошу заметить, не "начинать движение и смотреть уступят или нет", а "начинать только после того как убедятся что им уступают"
  • 08.11.2014 14:39

    Николаю. Все верно. Разжевано, осталось только "проглотить", "переварить", "впитать рациональные соки" и, как говорится, руководствоваться ими далее... Но только далеко не у всех это получится.

  • 19.12.2014 11:51

    А если бас стартует от остановки, сразу на третью а ты на третьей? а если этот бас движется не по своему маршруту и начинает стартовать сразу от остановки к третьей и на четвёртую полосу он тоже имеет преимущество???

  • 19.12.2014 11:59

    А если бас стартует от остановки,через вторую и сразу на третью а ты на третьей и остановиться даже при 60 км на скользкой дороге проблематично,стоит ли от него уходить на четвёртую ПОЛОСУ ЕСЛИ ЭТО ТОЧНО БУДНТ ДТП,бить его в зад что ли? А если этот бас движется не по своему маршруту и начинает стартовать сразу от остановки к третьей и на четвёртую полосу он тоже имеет преимущество???

  • 27.05.2015 11:49

    Ситуация понятная,но в некоторых моментах спорная,можно трактовать по-разному.В любом случае водитель троллейбуса должен сначала убедится,что его пропускают,а не начинать перестроение вытесняя машины на третью или на встречную полосу.В час пик такую "заворуху" можно устроить,если так весь общественный транспорт ездить будет.

  • 21.09.2015 23:29

    А бывает на трех полосной дороге что автобус остановился на остановке, высадил пассажиров, а впереди стала маршрутка, и он бац сразу выруливает в третий крайний ряд, как тут? По правилам ПДД должен пропустить, а по логике надо морду бить!

  • 21.09.2015 23:34

    За пару часов езды по городу рука устанет морды бить.

  • 18.11.2015 09:19

    Иммануил, кому морду бить?

  • 19.11.2015 07:48

    Суха теория (ПДД), мой друг, а древо жизни (Практика в жизни, в ГАИ и в судах) вечно зеленеет!!! Формально и на заданную глубину все высказанные суждения правильные. Но в жизни в таких ситуациях спор всегда переливается в другую плоскость - как быть, если автобус начал перестраиваться когда объезжающая его автомашина или непосредственно уже приблизилась к нему, или даже поравнялась с ним, кто в таком случае имеет преимущество для завершения маневра? Объезжающая, дабы завершить маневр объезда, или все-же автобус? В этой связи и из этой проблемы сразу вырастают и другие вопросы - как доказать, кто и где находился в момент начала выезда автобуса с остановки и заезда в левый ряд? Вот когда в ПДД регламентируются права пешеходов на преимущественное пересечение проезжей части, то там прямо сказано, что даже при наличии такого преимущества нельзя начинать переход в непосредственной близости от уже проезжающих мимо автомашин!!! А в этом пункте про автобус именно такой сноски-поправки нет!!! И последнее. Полоса дороги - это направление движения, которая состоит из рядов и если совершается маневр в границах полосы движения, то перестроение происходит не с полосы на полосу, а из ряда в ряд!!! Странно, что это до сих пор многим не ясно.

  • 21.11.2015 10:17

    В пункте 18.3 надо жестко указать,без всяких дополнений,-Уступать дорогу общественному транспорту отъезжающему от остановки именно в тот ряд куда ему/транспорту/ необходимо.Примером может служить остановка в Петербурге на Невском проспекте перед пл.Восстания в сторону Невской Лавры, где автобусу и троллейбусу необходимо перестроиться сразу в левый ряд. И надо отдавать себе отчет в том,что в общественном транспорте едет основное население города. Семеро одного не ждут. Из-за амбиций автолюбителей и неопределенности правил, приходиться общественному транспорту находиться в положении просителя милости, а пассажиры в переполненном транспорте мучаются. Поэтому и пробки дополнительные, и опаздывание автобусов и троллейбусов. А в сущности,
    , при наблюдении за поведением автолюбителей, выясняется очень грустная деталь-неумение маневрировать, неумение пользоваться рычагами управления автомобилем, неумение /или лень/ работать ногами и руками. Так что, надо жестко определить- уступать дорогу общественному транспорту, отъезжающему от остановки. Сама я это делаю с восторгом и удовольствием. Уважение других людей в приоритете.

  • 21.11.2015 11:06

    Ирине. Дорогая Ирочка, согласен с вами полностью и во всем. Но как быть в такой ситуации - автобус готовится тронуться с остановки, его уже объезжает слева автомашина, которая уже поравнялась с ним копрусом. Так и что, эта объезжающая машина в такой ситуации тоже должна уступить автобусу поле для маневра? Вот и я про то, что на дороге редко у кого из участников движения возникает право на абсолютное преимущество. Для пешеходов этот момент худо-бедно,но оговорен, а вот для отъезжающих автобусов, к сожалению, нет.

  • 24.11.2015 15:47

    На автобусах лохи ездят. А лохам нормальные пацаны дорогу не уступают

  • 25.11.2015 11:22

    Олегу Шармуте. Олежек, дорогой, ваши не самые дорогие словесные понты совсем скоро увянут и вы наверняка скоро будете не только думать по другому, но озвучивать свои мысли чуток спокойнее. арсен 31.12.2015 15:24

    я сам работаю водителем в мосгортрансе работаю в районе планерной сходне тушино итд помимо работы я как ивы все ездию на легковом авто и тоже попадаю в такие ситуации когда передомной отъезжает автобус.теперь начнем по порядку во первых в автобусах ездеют преимущественно пенсионеры и старые люди а автобус так устроен что двигаясь со скоростью даже 10-15км-час и резко остановить то повалишь всех кто в это время не держался или расслабленно сидел на пол что может привести к серъёзным травмам и не забывайте что в автобусе может ехать близкий вам человек так что имейте терпение и уважение к автобусам. мораль токова что уступать надо.во вторых часто наблюдал как водители начинают быстро ускорятся как только увидят что я включив поворотник начинаю отъезжать от остановки тем самым создовая мягко сказать не комфортную ситуацию ведь когда вы уступаете вы уступаете не только автобусу но и пассажирам сидящим в автобусе.но и в третьих надо нитолько хорошо ездить но и хорошо знать пдд.помните на дороге хозяина нету она общая и ошибок порой не прощает будьте добрыми уступайте друг другу.

    ser 08.02.2016 10:23

    Имеется разница в черте города и в не населённом пункте автобус отъезжает от остановки. Кто кому уступает дорогу.

Лицо, управляющее ТС и не соблюдающее ПДД, утвержденные (далее – Правила), может попасть в дорожно-транспортное происшествие.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В результате ДТП может пострадать не только управляющее ТС лицо, но и пассажиры, которых в автобусе достаточное количество. Именно поэтому к водителям данных ТС предъявляются особые требования.

Основные нюансы работы

Приведем основные положения:

  • данное лицо несет повышенные риски привлечения к ответственности по и – в связи с тем, что в автобусах перевозятся, как правило, большие группы людей;
  • в отличие от “обычных” водителей, лицо, управляющее автобусом, обязано проходить предварительные, периодические, предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры на основании ;
  • режим труда и отдыха регламентируется отдельным нормативным актом – ;
  • перед приемом на работу водителя автобуса проводится профессиональный отбор и профобучение в порядке, установленным .

Определение вида транспорта и колонны

Определение “автобус” в четком виде в Правилах не представлено.

Зато в п. 1.2. Правил дано определение, что такое маршрутное ТС – это ТС общего пользования (автобус, троллейбус или трамвай), непосредственно предназначенное для транспортировки граждан и движущееся по заранее установленному пути с четко обозначенными местами для остановок.

Однако не каждый автобус является маршрутным ТС. В Правилах, например, дано отдельное понятие школьному автобусу – это такое специальное транспортное средство, принадлежащее ДОУ или общеобразовательной организации (средней школе, лицею, гимназии и др.) и соответствующее требованиям безопасности, предъявляемым законодательством РФ к транспортировке несовершеннолетних лиц.

Также автобусы могут двигаться в составе организованной колонны, определение которой представлено в п. 1.2. Правил – это группа из трех или более ТС (в том числе, и автобусов), следующих друг за другом по одной полосе проезжей части, впереди которой едет специальное ТС с нанесенными на кузов цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками.

Кроме этого, существует такое понятие, как организованная транспортировка группы детей – это перевозка детей в количестве свыше 8 человек без сопровождения родителей или законных представителей, осуществляемая на 1-м или нескольких ТС.

Какие есть знаки по движению автобусов

Как правило, все дорожные указатели, перечень которых представлен в Приложении 1 к Правилам, распространяют свое действие и на водителей автобусов. Например, лицо, управляющее общественным транспортом, должно следовать предписаниям всех предупреждающих и знаков приоритета. Каких-либо преференций по сравнению с другими ТС для автобусов не предоставлено.

Некоторые знаки либо не распространяются на автобусы, либо дают какое-либо преимущество перед другими участниками дорожного движения (пешеходами, велосипедистами и др.).

Например, знак 3.4., воспрещающий движение грузовикам с массой свыше 3500 кг, не запрещает движение автобусам, специально оборудованным для транспортировки людей.

Перечень указателей, требования которых не распространяются на маршрутные ТС (если автобус – школьный или движется в составе колонны, требования этих знаков все же распространяются):

  • 1. “Въезд запрещен”;

  • 2. “Движение запрещено”;

  • 3. “Движение механических транспортных средств запрещено”;

  • 18.1. и 3.18.2.;

  • 19. “Разворот запрещен”;

  • 27. “Остановка запрещена”;

  • 1.1. – 4.1.6. и др.

Существуют также знаки особых предписаний, которые устанавливают определенные режимы движения в отношении автобусов:

  • 11.1. – обозначает выделенную полосу для маршрутных ТС, по которой автобусы и троллейбусы движутся навстречу общему потоку;

  • 14. – обозначает попутную выделенную полосу для маршрутных ТС;

  • знак “Автобусная остановка”16. – обозначает место остановки для автобуса или троллейбуса (может применяться совместно с разметкой 1.17.).

Что касается остальных знаков (в том числе, и 3.20. “Обгон запрещен”), то они в полной мере распространяются на водителей автобусов и обязательны к соблюдению.

Примечание. На время проведения ЧМ 2019 по футболу действовал знак ПДД “Движение автобусов запрещено”, который перестал применяться с 18 июля 2019 года.

Правила заезда и выезда с остановки

Пешеходы обязаны знать, как правильно обходить автобус (сзади – прим. ред.), а водитель – как заезжать на остановку:

  • снижение скорости;
  • подача соответствующего правого сигнала поворота (п. 8.1. Правил);
  • остановка рядом с посадочной площадкой и ожидание посадки/высадки пассажиров.

Выезд с остановки должен осуществляться только после того, как водитель убедится в том, что все пассажиры, намеренные выйти или зайти в автобус, осуществили данное действие. Перед началом выезда нужно подать сигнал левым поворотником.

Еще одно требование – водитель автобуса не должен начинать движение от остановки в городе, пока не убедится, что другие ТС уступают ему – несмотря на то, что в данной ситуации у него приоритет.

Когда перевозчик людей имеет приоритет на дороге

В пределах города автобус имеет преимущество при выезде с остановки – то есть все водители обязаны уступать ему при начале движения от обозначенного знаком 5.16. места.

Перевозка пассажиров по ПДД, в том числе детей

Общие правила транспортировки граждан:

  • перевозка пассажиров должна осуществляться только водителем, имеющим заключенный трудовой договор с организацией-перевозчиком, прошедшим в установленном порядке предрейсовый медицинский осмотр и соответствующим профессиональным требованиям;
  • без наличия транспортировка пассажиров запрещается ( , далее – ФЗ № 259);
  • все документы (водительское удостоверение, страховой полис ОСАГО, СРТС) должны быть у водителя при себе в целях их проверки сотрудниками ГИБДД;
  • все пассажиры, находящиеся в автобусе во время движения, должны быть пристегнуты ремнями безопасности (если конструкцией автобуса предусмотрены ремни) (п. 2.1.2. Правил);
  • посадка и высадка должны производиться только со стороны тротуара или обочины (п. 5.1. Правил) (исключение – если такие посадка и высадка невозможны – в таком случае, водитель должен убедиться, что выходящие из автобуса пассажиры смогут выйти без помех для других ТС).

Водителю запрещается осуществлять перевозку:

  • людей, находящихся не внутри автобуса, а на его наружных поверхностях (п. 22.8. Правил);
  • людей в количестве сверх предусмотренного конструкцией транспортного средства.

Помимо Правил, перевозку пассажиров регламентирует . Приведем основные положения данного нормативного акта:

  • автобусные перевозки могут быть как регулярными (то есть по расписанию), так и осуществляемыми по заказу на основании договора фрахтования;
  • расписание размещается на каждом остановочном павильоне;

  • водитель обязан предварительно уведомлять пассажиров о наличии остановочных пунктов, в которых остановка осуществляется по требованию;
  • на самом автобусе, над лобовым стеклом, на правой стороне кузове и на заднем окне, должны размещаться указатели маршрута регулярных перевозок;
  • при обнаружении водителем в салоне забытых вещей они должны передаваться с составлением акта должностному лицу автовокзала, а при обнаружении подозрительных предметов должен осуществляться вызов специализированных служб по обезвреживанию.

Что касается организованных перевозок детей в количестве 8 человек или более без присутствия родителей или законных представителей, то на этот случай есть отдельный законодательный акт – .

Основные положения данного нормативного акта:

  • перевозить несовершеннолетних можно только на ТС возрастом не более 10 лет, оснащенным тахографом и оборудованием, позволяющим принимать спутниковые сигналы (система ГЛОНАСС);
  • к управлению ТС в целях организованной перевозки несовершеннолетних может быть допущен не каждый водитель – основные требования – наличие водительских прав категории “D”, стаж вождения в данной категории не менее 1 года, отсутствие решения суда за последний год о привлечении к административной ответственности в виде лишения прав или ареста;
  • в период времени с 23 часов вечера до 6 часов утра запрещается организованная перевозка, кроме случаев, когда такая перевозка осуществляется к ж/д вокзалу, аэропорту или от них;
  • если перевозка будет осуществляться между городами, и общее время пути согласно графику движения займет более 3 часов, в автобусе должен присутствовать медицинский работник;
  • обязательно наличие сопровождающих – взрослых граждан, обязанностью которых является обучение или воспитание детей;
  • количество сопровождающих равняется количеству дверей в автобусе;
  • при наличии нескольких ТС, то есть при перевозке детей в составе организованной колонны, медработник и старший сопровождающий должны находиться в том автобусе, который замыкает группу;
  • если перевозка детей будет осуществляться в течение 3 часов или более, в автобусе должен находиться сухой паек и питьевая вода в достаточном количестве;
  • если ТС будет находиться в пути более 4 часов, перевозить детей в возрасте младше 7 лет запрещается.

Куда звонить, если человек за рулем автобуса нарушает ПДД

Порядок определения лица, ответственного за контроль за соблюдением водителем нормативных положений Правил, зависит от конкретной ситуации.

Если нарушение Правил водителем автобуса происходит при осуществлении регулярных пассажирских перевозок (по расписанию), первым делом следует обратиться к перевозчику, то есть к юридическому лицу или ИП, принявшему на себя по договору перевозки пассажира соответствующую обязанность (). Информация о перевозчике (в том числе, и номера телефонов) должны размещаться внутри ТС.

Также можно пожаловаться на телефон доверия территориального подразделения ГИБДД. Соответствующие номера телефонов доступны к ознакомлению в разделе “Контакты” официального сайта ГИБДД.

В ином случае, к примеру, если осуществляется организованная перевозка несовершеннолетних, нарушение Правил водителем автобуса маловероятно, так как сопровождение автобуса в таком случае осуществляется экипажем ДПС.

И все же, если нарушения допускаются, для принятия соответствующих мер можно обращаться:

  • к фрахтовщику (перевозчику) или фрахтователю (то есть в образовательную организацию);
  • к старшему сопровождающему.

В случае, если каким-либо водителем неоднократно нарушаются Правила, можно жаловаться в орган, осуществляющий надзор в соответствующей сфере – Минтранс. Обращения и жалобы граждан принимаются при личной записи на прием, по телефону (см. в разделе “Контакты ” на сайте Минтранса), а также в электронном виде.

Обращаем внимание, что срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней ().

Действия, если зажало дверью

Перед закрытием дверей и началом движения водитель должен убедиться, что все пассажиры, намеренные осуществить вход или выход, сделали это.

Тем не менее, несчастные случаи имеют место быть, поэтому и водителю, и пассажиру необходимо четко знать, что делать в такой неприятной ситуации.

Водителя

Действия водителя:

Пострадавшего

Действия пассажира, если водитель открыл зажавшие гражданина двери, но уехал с места происшествия:

  • при отсутствии возможности самостоятельно двигаться — вызвать скорую помощь (в том числе, при помощи посторонних лиц);
  • запомнить или записать государственный регистрационный знак автобуса (в том числе, при помощи других граждан-очевидцев);
  • взять в медицинской организации справку о количестве и характере повреждений;
  • написать письменную претензию к компании-перевозчику с требованием о возмещении вреда;
  • если на претензию нет ответа, следует обращаться в суд – ответчиком по гражданскому делу будет работодатель водителя ().

В правилах дорожного движения РФ имеется специальный пункт под номером 18.3, в соответствии с которым автобусы и троллейбусы в населенных пунктах имеют преимущество перед прочими транспортными средствами, если начинают движение от места остановки. Однако это вовсе не означает, что их нужно пропускать вперед во всех случаях.

В первую очередь и водителям общественного транспорта и другим автомобилистам следует помнить о дополнении к этому пункту ПДД: троллейбусы и автобусы могут начинать выезд только после того, как убедятся, что остальные участники движения действительно готовы уступить им дорогу. Таким образом, ни в коем случае не нужно резко тормозить, если, к примеру, автобус показал сигналом (эту функцию выполняют сигналы поворота), что собирается отъезжать от остановки. Это лишь создаст опасность для всех участников движения.

Кроме того, в пункте 18.3 четко указано, что место остановки должно быть обозначено соответствующим знаком. Если же автобус решил вне графика высадить пассажиров в каком-либо ином месте вдоль дорожной полосы, при отъезде он теряет преимущество и обязан пропускать все проезжающие транспортные средства.

Существуют некоторые нюансы, которые важно учитывать водителям транспортных средств, проезжающих мимо остановок общественного транспорта. Так необходимо помнить, что высаженные на остановке пассажиры нередко начинают сразу перебегать дорогу, в том числе и с нарушениями: впереди стоящего автобуса либо в месте, где отсутствует пешеходный переход. Поэтому всем водителям, проезжая мимо остановки, необходимо убедиться в отсутствии пешеходов на дорожной части (иначе, как говорится, может «запахнуть жареным»).

Если автобус или троллейбус уже начал движение, необходимо плавно сбросить скорость и при этом оставаться на текущей дорожной полосе. Так водители автотранспорта смогут избежать столкновения как с самим общественным транспортом, так и машинами, идущими по встречной или соседней полосе. Следует также всегда соблюдать дистанцию в размере длины одного или двух транспортных средств с впереди идущим транспортом.