Пдд для водителей автобусов. Правила посадки в общественный транспорт Правила движения маршрутных транспортных средств

Без общественного транспорта жизнь в городах остановилась бы, ведь очень много людей выбирает для поездок автобусы и троллейбусы. Нередко жители городов выбирают трамваи. Общественный транспорт незаменим, поэтому в ПДД были специально введен ряд пунктов. Они предназначены для регулировки движения общественных ТС и приоритет маршрутных транспортных средств.

Маршрутные транспортные средства- это ТС, которые используются для перевозки людей и ходит по определенному маршруту. Это трамваи, автобусы и троллейбусы, все они движутся по разработанному и утвержденному маршруту. На каждом маршруте имеются специальные места, отведенные по остановки транспорта.

Если транспорт отклоняется от маршрута, то он перестает быть маршрутным ТС. Например, водитель видит впереди пробку. Объезжая ее по дворам, он сойдет с маршрута, тогда транспортное средство потеряет преимущество.

Знаки приоритет маршрутных транспортных средств

Первое преимущество: выделена полоса для маршрутных транспортных средств.

Для их обозначения используют знаки знаки 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14:

Необходимо отдельно отметить, что преимущество МТС предоставляется только в том случае, если соблюдены следующие условия:

  • общественный транспорт находится на территории города или другого населенного пункта;
  • для того, чтобы обозначить остановку, был использован знак 5.16.

Трамвай, если возникает равное право на проезд, имеет преимущество перед остальными безрельсовыми транспортными средствами. При выезде трамвая из Депо трамвай не имеет преимущества перед остальными участниками движения.

Трамвай не имеет преимущество перед остальными участниками движения, так как выезжает из «Депо».

Высадка и посадка пассажиров производится на остановках обозначенные знаком 5.16. Пункт ПДД 18.3. гласит, водители автомобилей обязаны уступать дорогу общественным ТС, который отъезжает от остановки.

В свою очередь водители общественных транспортных средств должны убедиться, что дорога свободна или им уступают дорогу, а затем могут начинать движение.

Что это означает на практике? Если общественный транспорт отъезжает от остановки, и в этот момент произойдет авария с участием троллейбуса или автобуса, то виновниками будут считаться оба человека, которые были за рулем. Дело в том, что водитель машины должен уступить дорогу автобусу или троллейбусу, ведь транспорт начинает двигаться от остановки. А водитель автобуса должен был сначала убедиться в том, что его пропускают, а только потом начинать движение.

Движение по полосе для маршрутных транспортных средств

По выделенной полосе могут двигаться только общественный транспорт. Но есть особенности движения и совершения маневров для остальных участников движения находящиеся на дороге с полосой для МТС.

Поворот направо

Автомобили при поворотах должны перестраиваться на полосу МТС, а затем совершать поворот

Съезд и выезд на прилегающую территорию

Обгон ТС

Посадка и высадка пассажиров

Посадка пассажиров возможна у правого края дороги, при этом не должны создаваться помехи маршрутным ТС.

В Москве движение частным автомобилям по выделенной полосе разрешено в выходные дни (субботу и воскресенье), штраф в эти дни получит нельзя.

Видео: Приоритет маршрутных транспортных средств

Заключение

Правила движения общественного транспорта описаны в ПДД. Общественный транспорт имеет приоритет при движении в черте города, для него предназначена выделенная полоса. Автомобили могут заезжать на нее только в нескольких случаях.

Звучал он так:
«Вы двигаетесь по левой (второй) полосе. С правой полосы от остановки отходит автобус, сразу же от остановки осуществляя переход на вашу, левую полосу (представлено на картинке). Ваши действия?»

Правильный ответ:
«Уступлю дорогу автобусу, так как он отходит от остановки» – за него проголосовало 65.5% посетителей сайта.

Ситуация трактуется пунктом 18.3 Правил дорожного движения:
«18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу».

Данный пункт правил однозначно трактуется таким образом, что уступать отъезжающему от остановки автобусу необходимо даже в том случае, если он отъезжает от остановки с одновременным перестроением в левую полосу.

Приходите завтра с утра проверить свои знания правил дорожного движения, мы опубликуем очередной интересный вопрос.

36 комментарии

  • 29.10.2013 17:02

    65.5% на такой банальный вопрос. как страшно ездить по нашим дорогам...(((

  • 29.10.2013 17:04
  • 29.10.2013 17:14

    Не согласен!!!...правило то трактуется: "Начинающим движение от остановочного пункта", но не продолжающим движение и перестраиваимщся на 2ю, 3ю и т.д. полосу!!!

  • 29.10.2013 17:17

    "Данный пункт правил однозначно трактуется таким образом, что уступать отъезжающему от остановки автобусу необходимо даже в том случае, если он отъезжает от остановки с одновременным перестроением в левую полосу." - ЛОЛ!!! хах Ожнозначно...еще что придумаете?!

  • 29.10.2013 17:18

    65.5% на такой банальный вопрос. как страшно ездить по нашим дорогам...(((- не Езди!!!

  • 29.10.2013 18:58

    Должны уступать. Должны и обязаны разные вещи, нет?

  • 29.10.2013 19:12

    Вадим, спасибо за высказанное мнение, но мы хотели бы обратить ваше внимание на две важные вещи.

    Во-первых, данный вопрос взят из экзаменационных билетов по ПДД (со слегка, но корректно измененным вопросом и вариантами), вы можете сравнить - это вопрос №16 билета №2. А значит, ответ на вопрос не может быть неправильным, только если в билетах допущена ошибка, но в данном случае это не так.

    Во-вторых, проект проводится совместно с балаковским ГИБДД и даже если бы вопрос был не из экзаменационных билетов, то мы бы опубликовали ответ только после предварительного согласования с отделом по пропаганде местного отделения ГИБДД, что также делало бы ответ на вопрос достойным доверия.

    Спасибо за внимание к нашему проекту - приходите еще и обновляйте свои знания по ПДД.

  • 05.10.2014 14:00

    Жаль, что здесь как бесспорные утверждаются весьма спорные вещи.
    В Правилах написано "уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. "
    И однозначно это можно трактовать только как - уступать, чтобы автобус мог выехать.
    А всё остальное - это уже домыслы и самодеятельность.
    Домыслом является требование "уступать, если автобус перестраивается на 2 линию", еще большим домыслом "если перестаивается на 3 линию".
    Ссылка на "балаковское ГИБДД" по силе равна ссылке на "британских ученых" и даже на "армянское радио".
    Лично я на практике уступлю автобусу в любом случае. Но это никак не меняет теорию.

  • 06.10.2014 10:10

    Почему никто не видит важного уточнения? «Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу»!!! Кто-то из них убеждается, согласно правилу, что им уступают? Они же лезут недуром! Есть кто на дороге, нет никого, зачастую без поворотника начинают внезапное движение!

  • 29.10.2014 22:28

    По идее перед каждым манёвром водитель обязан подать сигнал повортом. Это делается даже при перестроение на кольце хотя там поворот уже включен. По идее его выключаешь и включаешь заново показывая манёвр. Вот и автобус трогаясь от остановки во второй ряд осуществляет два манёвра. Соответственно он должен подать сигнал поворота при отъезде от остановки, остановиться рядом с разделительной полосой выключить а потом включить поворот уступая транспорту т.к. осуществляет перестроение.

  • 29.10.2014 23:56

    с нашими пазами лучще соблюдать удд

  • 07.11.2014 19:30

    Роман, сколько раз наблюдала, как автобус только подьезжает к остоновке и уже сразу включает левый поворотник. Я притормаживаю, чтоб пропустить его, а он и не собирается ехать, он пассажиров высаживает....

  • 07.11.2014 23:26 [email protected] - поддерживаю!
    В правилах написано именно так. Все вольные трактовки рассматриваются судом по факту ДТП. По сути это два разных маневра - начало движения с отъездом от остановки и перестроение на другую полосу. А во времена когда учился я (лет 8 назад) в официальных билетах были довольно спорные вопросы. И даже инструктора автошкол не могли объяснить почему так, когда на вопрос было 2 или 3 правильных ответа, а выбрать надо 1. Учили наизуть такие, благо немного их было. Ну вернёмся к автобусам нашим.
    Допустим вы не уступили автобусу. Будет ли это считаться нарушением? Совсем не обязательно!
    Если вы понимаете, что если начнете уступать дорогу автобусу, спровоцируете аварийную ситуацию, то нарушения нет, потому как "Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу"
    Прошу заметить, не "начинать движение и смотреть уступят или нет", а "начинать только после того как убедятся что им уступают"
  • 08.11.2014 14:39

    Николаю. Все верно. Разжевано, осталось только "проглотить", "переварить", "впитать рациональные соки" и, как говорится, руководствоваться ими далее... Но только далеко не у всех это получится.

  • 19.12.2014 11:51

    А если бас стартует от остановки, сразу на третью а ты на третьей? а если этот бас движется не по своему маршруту и начинает стартовать сразу от остановки к третьей и на четвёртую полосу он тоже имеет преимущество???

  • 19.12.2014 11:59

    А если бас стартует от остановки,через вторую и сразу на третью а ты на третьей и остановиться даже при 60 км на скользкой дороге проблематично,стоит ли от него уходить на четвёртую ПОЛОСУ ЕСЛИ ЭТО ТОЧНО БУДНТ ДТП,бить его в зад что ли? А если этот бас движется не по своему маршруту и начинает стартовать сразу от остановки к третьей и на четвёртую полосу он тоже имеет преимущество???

  • 27.05.2015 11:49

    Ситуация понятная,но в некоторых моментах спорная,можно трактовать по-разному.В любом случае водитель троллейбуса должен сначала убедится,что его пропускают,а не начинать перестроение вытесняя машины на третью или на встречную полосу.В час пик такую "заворуху" можно устроить,если так весь общественный транспорт ездить будет.

  • 21.09.2015 23:29

    А бывает на трех полосной дороге что автобус остановился на остановке, высадил пассажиров, а впереди стала маршрутка, и он бац сразу выруливает в третий крайний ряд, как тут? По правилам ПДД должен пропустить, а по логике надо морду бить!

  • 21.09.2015 23:34

    За пару часов езды по городу рука устанет морды бить.

  • 18.11.2015 09:19

    Иммануил, кому морду бить?

  • 19.11.2015 07:48

    Суха теория (ПДД), мой друг, а древо жизни (Практика в жизни, в ГАИ и в судах) вечно зеленеет!!! Формально и на заданную глубину все высказанные суждения правильные. Но в жизни в таких ситуациях спор всегда переливается в другую плоскость - как быть, если автобус начал перестраиваться когда объезжающая его автомашина или непосредственно уже приблизилась к нему, или даже поравнялась с ним, кто в таком случае имеет преимущество для завершения маневра? Объезжающая, дабы завершить маневр объезда, или все-же автобус? В этой связи и из этой проблемы сразу вырастают и другие вопросы - как доказать, кто и где находился в момент начала выезда автобуса с остановки и заезда в левый ряд? Вот когда в ПДД регламентируются права пешеходов на преимущественное пересечение проезжей части, то там прямо сказано, что даже при наличии такого преимущества нельзя начинать переход в непосредственной близости от уже проезжающих мимо автомашин!!! А в этом пункте про автобус именно такой сноски-поправки нет!!! И последнее. Полоса дороги - это направление движения, которая состоит из рядов и если совершается маневр в границах полосы движения, то перестроение происходит не с полосы на полосу, а из ряда в ряд!!! Странно, что это до сих пор многим не ясно.

  • 21.11.2015 10:17

    В пункте 18.3 надо жестко указать,без всяких дополнений,-Уступать дорогу общественному транспорту отъезжающему от остановки именно в тот ряд куда ему/транспорту/ необходимо.Примером может служить остановка в Петербурге на Невском проспекте перед пл.Восстания в сторону Невской Лавры, где автобусу и троллейбусу необходимо перестроиться сразу в левый ряд. И надо отдавать себе отчет в том,что в общественном транспорте едет основное население города. Семеро одного не ждут. Из-за амбиций автолюбителей и неопределенности правил, приходиться общественному транспорту находиться в положении просителя милости, а пассажиры в переполненном транспорте мучаются. Поэтому и пробки дополнительные, и опаздывание автобусов и троллейбусов. А в сущности,
    , при наблюдении за поведением автолюбителей, выясняется очень грустная деталь-неумение маневрировать, неумение пользоваться рычагами управления автомобилем, неумение /или лень/ работать ногами и руками. Так что, надо жестко определить- уступать дорогу общественному транспорту, отъезжающему от остановки. Сама я это делаю с восторгом и удовольствием. Уважение других людей в приоритете.

  • 21.11.2015 11:06

    Ирине. Дорогая Ирочка, согласен с вами полностью и во всем. Но как быть в такой ситуации - автобус готовится тронуться с остановки, его уже объезжает слева автомашина, которая уже поравнялась с ним копрусом. Так и что, эта объезжающая машина в такой ситуации тоже должна уступить автобусу поле для маневра? Вот и я про то, что на дороге редко у кого из участников движения возникает право на абсолютное преимущество. Для пешеходов этот момент худо-бедно,но оговорен, а вот для отъезжающих автобусов, к сожалению, нет.

  • 24.11.2015 15:47

    На автобусах лохи ездят. А лохам нормальные пацаны дорогу не уступают

  • 25.11.2015 11:22

    Олегу Шармуте. Олежек, дорогой, ваши не самые дорогие словесные понты совсем скоро увянут и вы наверняка скоро будете не только думать по другому, но озвучивать свои мысли чуток спокойнее. арсен 31.12.2015 15:24

    я сам работаю водителем в мосгортрансе работаю в районе планерной сходне тушино итд помимо работы я как ивы все ездию на легковом авто и тоже попадаю в такие ситуации когда передомной отъезжает автобус.теперь начнем по порядку во первых в автобусах ездеют преимущественно пенсионеры и старые люди а автобус так устроен что двигаясь со скоростью даже 10-15км-час и резко остановить то повалишь всех кто в это время не держался или расслабленно сидел на пол что может привести к серъёзным травмам и не забывайте что в автобусе может ехать близкий вам человек так что имейте терпение и уважение к автобусам. мораль токова что уступать надо.во вторых часто наблюдал как водители начинают быстро ускорятся как только увидят что я включив поворотник начинаю отъезжать от остановки тем самым создовая мягко сказать не комфортную ситуацию ведь когда вы уступаете вы уступаете не только автобусу но и пассажирам сидящим в автобусе.но и в третьих надо нитолько хорошо ездить но и хорошо знать пдд.помните на дороге хозяина нету она общая и ошибок порой не прощает будьте добрыми уступайте друг другу.

    ser 08.02.2016 10:23

    Имеется разница в черте города и в не населённом пункте автобус отъезжает от остановки. Кто кому уступает дорогу.

В правилах дорожного движения РФ имеется специальный пункт под номером 18.3, в соответствии с которым автобусы и троллейбусы в населенных пунктах имеют преимущество перед прочими транспортными средствами, если начинают движение от места остановки. Однако это вовсе не означает, что их нужно пропускать вперед во всех случаях.

В первую очередь и водителям общественного транспорта и другим автомобилистам следует помнить о дополнении к этому пункту ПДД: троллейбусы и автобусы могут начинать выезд только после того, как убедятся, что остальные участники движения действительно готовы уступить им дорогу. Таким образом, ни в коем случае не нужно резко тормозить, если, к примеру, автобус показал сигналом (эту функцию выполняют сигналы поворота), что собирается отъезжать от остановки. Это лишь создаст опасность для всех участников движения.

Кроме того, в пункте 18.3 четко указано, что место остановки должно быть обозначено соответствующим знаком. Если же автобус решил вне графика высадить пассажиров в каком-либо ином месте вдоль дорожной полосы, при отъезде он теряет преимущество и обязан пропускать все проезжающие транспортные средства.

Существуют некоторые нюансы, которые важно учитывать водителям транспортных средств, проезжающих мимо остановок общественного транспорта. Так необходимо помнить, что высаженные на остановке пассажиры нередко начинают сразу перебегать дорогу, в том числе и с нарушениями: впереди стоящего автобуса либо в месте, где отсутствует пешеходный переход. Поэтому всем водителям, проезжая мимо остановки, необходимо убедиться в отсутствии пешеходов на дорожной части (иначе, как говорится, может «запахнуть жареным»).

Если автобус или троллейбус уже начал движение, необходимо плавно сбросить скорость и при этом оставаться на текущей дорожной полосе. Так водители автотранспорта смогут избежать столкновения как с самим общественным транспортом, так и машинами, идущими по встречной или соседней полосе. Следует также всегда соблюдать дистанцию в размере длины одного или двух транспортных средств с впереди идущим транспортом.

Здравствуйте. Я понимаю, что возить сотрудников предприятия можно без лицензии, а как насчет их семей которые не являются работника нашего предприятия.

Aleksei , если члены семей перевозятся за деньги, то речь идет о коммерческих перевозках и лицензия, действительно, потребуется.

Однако если я правильно понял Ваш вопрос, семьи перевозятся бесплатно. В данном случае перевозка осуществляется для нужд юридического лица (а не для извлечения прибыли), поэтому лицензия не требуется. Просто нужно понять, что к нуждам юридического лица относится не только перемещение работников, но и перемещение их семей.

Удачи на дорогах!

Спасибо за уточнение.

Добрый вечер муж работает на маршрутке водителем выезжая с остановки увидел что машины едут и не пропускают его он остановился но уже успел частично выехать от остановки одна машина проехала а друга ехавшая за ним прижалась ближе к стоящей маршрутке и снесла себе зеркало. Приехали сотрудники ГИБДД и сказали что мой муж виноват т.к. маршрутки не являются автобусом а являются альтернативным транспортом. И кто же прав можете написать статью и закон где прописана кто есть кто.

P.S потом водитель машины которое снесло себе зеркало об стоящую машину сам признался что специально это сделал. Увидел что маршрутка частично выехала и специально это сделал.

И как же теперь работать если любой может в тебя врезаться при выезде на дорогу всегда будет виновата маршрутка

Люба , здравствуйте.

2. Сотрудники ГИБДД не правы, водитель легкового автомобиля должен был уступить дорогу (пункт 18.3).

3. Хотелось бы увидеть видео с места происшествия или схему ДТП. Судя по Вашему описанию маршрутное такси не двигалось довольно длительный промежуток времени перед столкновением (успел проехать один автомобиль). Это и было выполнением требования "уступить дорогу". Уступить дорогу по другому Ваш муж не мог.

Удачи на дорогах!

Евгения-28

Максим, здравствуйте.

Может ли маршрутка останавливаться в "карманах" без знака обозначения места остановки, без знака парковки, без знака "остановка запрещена" по пути движения?

Евгения , здравствуйте.

Возможны следующие ситуации:

1. Автомобиль, являющийся маршрутным такси, остановился в указанном месте по нуждам водителя. Например, водитель зашел перекусить в кафе. В этом случае нарушения нет.

2. Для высадки пассажиров в указанном месте маршрутка останавливаться не должна. На водителя может быть наложен .

Удачи на дорогах!

Евгения-28

Является ли "Карман" не установленным местом?

Евгения , если в "кармане" установлен знак 5.16, то маршрутки могут в нем останавливаться для посадки и высадки пассажиров:

Если такого знака нет, то и останавливаться они не должны. Это нарушение.

Здравствуйте!

Очень интересует следующее, если водитель газели (общественного транспорта) останавливается и ожидает погрузку пассажиров в месте, где "всю жизнь была остановка", но знака в этом месте нет. Он висит через 2 метра от "остановки". Это считается нарушением?

Andrey , здравствуйте.

Вы считаете, что в двух метрах от знака остановка уже закончилась? Почему?

У нас в городе некоторые остановки в центре имеют длину 30-40 метров. Естественно, на таких остановках некоторые маршрутные транспортные средства останавливаются в отдалении от знака.

Здравствуйте. Тут (и не только тут) апеллируют понятием "маршрутное такси". Скажите пожалуйста, откуда на данный момент времени это понятие в ответах возведено в ранг аксиомы, что маршрутное такси существует, хотя такое понятие не фигурирует в действующем законодательстве? В ответе дайте, пожалуйста, ссылки на нормативную базу.

Игорь , здравствуйте.

Понятие "маршрутное такси" точно такое же, как понятие "скутер". Ни того ни другого в законодательстве нет. Зато и то и другое есть в головах у людей. А называть маршрутки автобусами, а скутеры мопедами они не хотят.

Удачи на дорогах!

Обращаю ваше внимание, что в пункте правил 18.3 речь идёт не о маршрутных транспортных средствах, а об автобусах и троллейбусах.

Т.е. трамваю уступать не нужно (ну и вопрос этот не встаёт)

А автобус не обязан следовать по маршруту(т.е. быть маршрутным ТС), чтобы его это правило начало касаться.

Эвелина-3

Имеет ли право служебный автобус, развозящий ночью после работы сотрудников, останавливаться по требованию? Или тоже только на остановках?

Эвелина-3, конечно может остановиться по требованию. Просто если пассажиры просят остановиться через каждые 100метров, то вряд ли это понравится водителю. А если на протяженном участке, да ещё и проезжая неостанавливаясь мимо остановок, Вы попросите остановиться в конкретном месте, наверняка водитель не откажет.

Кирилл-24, разрешите обратить Ваше внимание, что указанный Вами п 18.3 ПДД находится в главе 18 ПДД, а вот глава называется: Приоритет маршрутных транспортных средств.

Обращаю ваше внимание, что в пункте правил 18.3 речь идёт не о маршрутных транспортных средствах, а об автобусах и троллейбусах.
То есть в 18.3 ПДД речь идёт о автобусах и троллейбусах, которые именно маршрутные.

Эвелина-3

Водитель служебного автобуса отказывается останавливаться по требованию, ссылаясь на новые правила. Касаются правила всех автобусов или только рейсовых? И служебный автобус может останавливаться не только на остановках?

ИМХО, но служебный автобус, это никак не маршрутное ТС, а просто обычный авто, и по идее он не должен останавливаться там, где остановка запрещена. Причем запрещена всем видам транспорта (при этом МТС в этой зоне может быть разрешена остановка на остановках общественного транспорта) Во всех остальных местах, где может останавливаться обычный транспорт, точно также может останавливаться и ваш служебный автобус.

wowick, попрошу Вас разъяснить что такое "ИМХО". Часто вижу эти буквы, не могу понять - что они означают?

GDW nik, а в поисковик забить их не судьба? пять секунд и ответ))

(wowick, прости)

Маршрутка-межгород подъехала раньше своего времени на посадку. РТИшники оформили за несоблюдение расписания. Можно ли подъехать и отъехать раньше времени, если автобус полный?

Юрий :

1. По какой статье какого нормативного документа наложен штраф?

2. За нарушение какого пункта какого документа наложен штраф?

Владимир-192

C обозначенными местами остановок, - имеется в виду названия остановок написанных на маршрутном ТС: например, "Универмаг", "Ц. рынок", "Театр", а осуществить остановку МТС имеет право в зоне действия знака "Остановка запрещена".

можно ли водителю общественного транспорта движущегося по второй полосе, заехать на остановку со второй полосы, пересикая разметку, где нет преривистых линий?

Амир , пересечение сплошной разметки является нарушением правил. Т.е. так делать нельзя.

Удачи на дорогах!

Александр-619

Интересный вопрос. Согласно ПДД РФ - Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства. А вот про разметку 1.18 в ПДД ничего нет. Как вы думаете почему?

Думаю для того, чтобы МТС повороты налево выполняли именно с левой, направо - именно с правой полосы. Даже если знак разрешает с других полос.

здравствуйте!

В статье ни слова о знаках "Движение по полосам" и разметки 1.18

Вет МТС имеет право игнорировать эти знаки и разметку!

И самое главное когда МТС "игнорирует" ОБЯЗАН пропускать тех кому мешает!

если не прав -поправьте