Общественный транспорт будущего: быстрее ветра и дешевле метро. Голландские специалисты смастерили экологически чистый транспорт будущего Экологически безопасный транспорт будущего

Пучков Никита

Исследовательскую работа на тему: «Автомобиль будущего. Экологически чистый автомобиль? расчитана для учащихся начальных классов.

Цель работы – доказать, что современный автомобиль должен быть экологически чистым . В работе рассказано об истории возникновения автомобиля, какие будут экологически чистые автомобили в будущем, к какимпоследствиям может привести загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом, отношение взрослых и детей к этой проблеме.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Центр дополнительного образования детей»

Барабинского района Новосибирской области

Конкурс исследовательских работ

« Автомобиль будущего. Экологически чистый автомобиль»

«Начальное техническое моделирование»,

3 класс.

Руководитель: Матерн Ольга Павловна

педагог дополнительного образования

I квалификационной категории

Барабинск, 2014 г.

I. Введение 3-4

II. Основная часть 4

2. 1. Из истории первого автомобиля 4 2.2. Каким будет автомобиль будущего? 5-6

2.3.Мои исследования 6-7

2.4. Актуальность экологически чистого автомобиля на дорогах нашей страны. 7-8

2.5. Конструкторские предложения по созданию экологически чистого

Автомобиля. 8

III. Заключение 8

Список литературы 9

Приложение 1

Приложение 2 Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Введение

Важнейшей глобальной общечеловеческой проблемой современности стала экологическая проблема, которая заключается в ухудшении качества окружающей среды. Одним из загрязнителей окружающей среды является транспорт. Все виды современного транспорта наносят большой ущерб атмосфере, но наиболее опасен для нее автомобиль. Сегодня в мире около 600 млн автомобилей. В среднем каждый из них выбрасывает в сутки 3,5-4 кг угарного газа, значительное количество оксидов азота, серу, сажу.

Из источников СМИ известно, что каждый год в мире умирает 49 млн. человек. Высокий уровень загрязнения воздуха в городах способствует широкому распространению респираторных заболеваний, которые каждый год приводят к смерти 3,5 млн. детей в возрасте до 5 лет.

Поговорка «необходим как воздух» не случайна. Народная мудрость не ошибается. Без пищи человек может прожить 5 недель, без воды – 5 суток, без воздуха – не более 5 минут. В большинстве мира воздух тяжелый. То, чем он засорен, на ладони не ощутить, глазом не увидеть. Однако ежегодно на головы горожан падает до 100 кг загрязняющих веществ. Это твердые частицы (пыль, зола, сажа), аэрозоли, выхлопные газы, пары, дым и др. Загрязнение воздуха отрицательно сказывается на состоянии здоровья человека, на животных и растениях. Основные источники загрязнения атмосферы в городах – автотранспорт и промышленные предприятия. В то время как промышленные предприятия в черте города неуклонно снижают количество вредных выбросов, автомобильный парк представляет собой настоящее бедствие. Например, московский автотранспорт, передвигаясь в центре города со скоростью 15 км/ч, выбрасывает около 1,7 млн. т загрязняющих веществ в год. Решению этой проблемы поможет перевод транспорта на высококачественный бензин, грамотная организация движения и создание экологически чистого автомобиля

Цель исследования

Доказать, что современный автомобиль должен быть экологически чистым.

Задачи исследования

Познакомиться с историей возникновения автомобиля,

Выяснить - какие сейчас экологически чистые современные автомобили,

Определить к каким последствиям может привести загрязнения окружающей среды выхлопными газами,

Выявить отношение взрослых и детей к этой проблеме.

Объект исследования, предмет исследования, база исследования

Объект исследования – автомобиль,

Предмет исследования – современные автомобили. Как их использование влияет на состояние атмосферного воздуха.

База исследования – обучающиеся творческого объединения Начальное техническое моделирования МКОУ Центр ДОД, их родители.

Гипотеза исследования

Я могу предположить, что автомобили загрязняют атмосферный воздух и наносят вред здоровью человека.

Методы исследования

1. проанализировать данную проблему по литературным источникам;

3. провести социологический опрос «Автомобиль в жизни человека»;

4. выяснить, существуют ли экологически чистые автомобили;

5. предложить пути решения проблемы;

6. наблюдение,

7. интернет.

II. Основная часть

2.1. Из истории первого автомобиля

История создания первого автомобиля очень интересна. В 1885 году Карл Бенц продемонстрировал жителям Мангейма свой трехколёсный самодвижущийся экипаж с бензиновым двигателем. Однако новинка вызвала не столько интерес, сколько раздражение. Когда Бенц решил проехать по городу, шум мотора перепугал лошадь мясника. Она понесла, рассыпав по дороге груз. Чтобы замять скандал, Карл купил испорченный товар, поставил автомобиль под навес и принялся его совершенствовать. Машину «угнали» ранним летним утром 1888 года, когда её создатель спал. Старший сын Евгений сел за руль, рядом с ним мать, сзади - младший брат. Они отправились к родственникам в маленький городок Пфорцхейм. Впрочем, это был лишь предлог. Приключений и волнений в дороге было предостаточно. В то время бензин можно было купить только в керосиновых лавках, где его продавали как средство для чистки одежды от пятен. Неисправности приходилось устранять подручными средствами - для прочистки засорившегося бензопровода Берта использовала длинную шляпную булавку, а ленту от шляпки - для закрепления деталей системы зажигания. Каждый раз, спускаясь под гору, мать волновалась за мальчиков - вдруг испортится деревянный тормоз. Приходилось не раз останавливаться и просить деревенских сапожников заново обивать его кожей. Цепи привода задних колес вытянулись и начали соскакивать с зубцов звездочек. Пришлось остановиться еще и у кузницы. Но за все свои волнения и мытарства путешественники были вознаграждены с лихвой. Жители Пфорцхейма сбегались толпами, чтобы поглазеть на трехколесную «безлошадную повозку». О дальнем автопробеге Берты узнала вся Германия, пресса обратила серьезное внимание не только на её путешествие, но и на автомобиль Карла Бенца. С этого времени и начался его путь к славе и успеху. О новом изобретении узнала вся Германия, а это путешествие историки считают первым автопробегом. В 90-х годах XIX в. Карл Бенц наладил серийное производство своих автомобилей. Продажа их пошла споро, и теперь уже весь мир узнал, что наступила новая эра – эра автомобиля.

Первый четырехколесный автомобиль «Бенц». Несмотря на непритязательность конструкции, такие машины выпускались вплоть до 1901 г, и их количество достигло 2300. На рисунке представлена модель «Виктория». 1893г.

Первый «Мерседес» (декабрь 1900 г.) - прообраз современного автомобиля с простейшим кузовом для участия в автомобильных гонках. Для прогулок вместо такого кузова могли устанавливать другой кузов - четырехместный.

Над созданием автомобиля трудился и другой немецкий инженер - Готлиб Даймлер. Он создал автомобиль на основе обычной пролетке - небольшой кареты, в которую запрягали лошадей. Конструктор приладил к ней двигатель и рулевое управление – получился первый в мире четырехколесный автомобиль. Его максимальная скорость была просто фантастической для того времени – 18 км/ч. Современные автомобили созданы именно по его образцу. Оба изобретателя независимо друг от друга построили “самодвижущиеся повозки”. Фирмы Benz и Daimler объединились в 1926, получив всемирно известное название Mercedes-Benz, которая и сейчас существует.

Вместе с созданием автомобиля возник вопрос о создание экологически чистого автомобиля.

2.2. Каким будет автомобиль будущего? И что такое экологически чистый автомобиль?

Все мы, наверное, смотрели фильмы про фантастику или читали известных писателей фантастов. Так многие из них наверняка представляли, каким будет автомобиль будущего . Очень часто этот автомобиль представляли летающим, часто в виде летающий тарелки, а иногда и совсем необычным. Так давайте взглянем на автомобиль нашего времени и предположим, каким он будет эдак лет через 20-30-50. Может, автомобиль и изменится в будущем, но можно утверждать одно – руль и четыре колеса останутся.

Поговорим же – а каким же будет автомобиль будущего ? Изучив соответствующую литературу, папа мне помог в этом разобраться. Начнем, пожалуй, с двигателя автомобиля. В будущем, возможны варианты:

1. Электрический двигатель – будет малых размеров и будет питаться от обычной электрической розетки.

2 . Водородный двигатель – в будущем производство водорода будет дешевым, а значит выгодным большинству автомобилистов.

3. Автомобиль будущего: на солнечных батареях

Преподаватели и студенты из Университета Южной Австралии спроектировали и построили прототип того, что, по их мнению, будет скоро обычным транспортом в австралийских городах и, возможно, заменит обычные автомобили. Эта машина называется Trev, она выглядит впечатляюще. Кстати, самое главное. Заряжается Trev от солнечной энергии или ветра. Таким образом, никаких лишних выбросов, губящих атмосферу, не будет. Недостатка в топливо тоже быть не может. Над проектом начали думать 2 студента-оптимиста в 2002 году, со временем к проекту стали подключаться и другие. Сегодня это уже большая команда из специалистов: механиков, инженеров, электриков, ученых и т.д. В данный момент они регистрируют свое изобретение и в ближайшем будущем хотят начать продажи.

4. Автомобили будущего: воздух вместо бензина

В 2000 году многочисленные СМИ пророчили, что в начале 2002 года начнётся массовое производство автомобилей, использующих воздух вместо топлива. Поводом для такого смелого заявления послужила презентация автомобиля под названием e.Volution на выставке Auto Africa Expo2000, которая состоялась в Йоханнесбурге. Изумлённой общественности сообщили, что e.Volution может без дозаправки проехать около 200 километров, развивая при этом скорость до 130 км/час. Или же в течение 10 часов со средней скоростью 80 км/час. При этом весит машина всего 700 кг, а двигатель - 35 кг.

Революционную новинку представила французская фирма MDI (Motor Development International), которая тут же объявила о намерении начать серийный выпуск автомобилей, оборудованных двигателем на сжатом воздухе. Изобретателем двигателя является французский инженер-моторостроитель Гай Негр (Guy Negre), известный, как разработчик

пусковых устройств для болидов "Формулы 1" и авиационных двигателей.

Выводы:

Автомобиль «будущего» будет удовлетворять всем потребностям человека, а именно:

  1. работать на экологически чистом топливе;
  2. комфортабельным;
  3. экономичным;
  4. бесшумным.

В настоящее время в автомобилестроении существуют следующие основные тенденции:

1. Погоня за экономичностью – современные двигатели значительно меньше потребляют топлива, чем двигатели былых лет.

2. Увеличение мощности – с развитием технологий и науки возросла и мощность двигателя.

3. Экологичность – автомобиль не должен загрязнять окружающую среду.

4. Безопасность – современный автомобиль должен быть безопасен, чтобы защитить водителя и пассажира в случаи аварии.

5. Хорошая обтекаемость автомобиля – для того чтобы, увеличить экономичность и мощность двигателя конструкторы постоянно работают над уменьшением коэффициента СХ.

6. Уменьшение размера автомобиля - так как машин с каждым годом становится всё больше, а дорожное пространство не увеличивается, то уже сейчас, например, в Европе, очень популярны автомобили малых размеров.

Но все- таки одной из основных тенденций экологичность.

2.3.Мои исследования

Поставив, перед собой столь серьезный вопрос и изучив соответствующую литературу я, провел опыт.

Проведение опыта.

Вывесил лист белой бумаги на улицу вблизи автострады, и затем сравнили с чистым листом.

Результаты и выводы

Видно, на листе остались частички загрязнителей: пыли, сажи, шинной пыли, мелкий песок, значит, действительно автомобильный транспорт загрязняет атмосферный воздух.

Я сделал анкету на тему «Автомобиль в жизни человека» и предложил ответить на них моих одноклассников и их родителей-автовладельцев. (См. приложение 1)

Цель работы: выяснить мнение одноклассников и родителей - владельцев автомобилей о влиянии автомобильного транспорта на окружающую среду.

Метод исследования: анкетирование ребят и их родителей - владельцев автомобилей.

В результате проведения анкетирования было опрошено 58 человек: 30 ребят, 28 взрослых.

Вопросы

  1. Какой критерий был для вас основным при покупке автомобиля?
  2. Пользуетесь ли вы общественным транспортом?

На первый вопрос.

Результаты анкетирования

Проанализировав ответы можно сделать вывод согласно таблице (Приложение №2), что при покупке автомобиля взрослые вначале смотрят на:

Престижность марки - 1 человек,

Потребность семьи – 14 человек,

Минимальная цена - 6 человек.

У детей ответы немного отличаются от взрослых

Престижность марки - 10 человек,

Экономичность в эксплуатации - 7 человек,

Потребность семьи – 11 человек,

Минимальная цена - 2 человек.

Ответ на мой второй вопрос меня расстроил. Я решил узнать, пользуетесь ли вы общественным транспортом взрослые . (Приложение №3)

Да – 6 человек

Нет - 13 человек,

Иногда - 10 человек.

Дети.

Да - 26человек

Нет - 2 человек,

Иногда - 2 человек

Ответ на мой третий вопрос. Известно ли вам, что автомобильный транспорт – основной источник загрязнения воздуха в городе? Взрослые. (Приложение №4)

Да - 22 человека,

Нет - 4 человека,

Для меня этот факт не имеет значения - 2 человека.

Дети.

Да - 21 человека,

Нет - 8 человека,

Для меня этот факт не имеет значения - 1 человека.

Важным критерием при покупке автомобиля является потребность семьи. Н а второй вопрос, пользуетесь ли вы общественным транспортом, почти все автовладельцы не пользуются, дети пользуются. После приобретения автомобиля владельцы берегут свою машину и стараются ездить на умеренной скорости, регулярно проводят профилактику, держат в исправности масляные и воздушные фильтры. Хотя почти все опрошенные владельцы автомобилей знают, что автомобильный транспорт – основной источник загрязнения воздуха и им приходилось испытывать недомогание из-за высокого уровня загазованности воздуха в городе.

Хочется попросить у разработчиков новых российских автомобилей, чтобы они конструировали экологически чистые автомобили.

2.4 Актуальность экологически чистого автомобиля на дорогах нашей страны.

Актуальность проблемы, выбранной нами, состоит в том, что исследование проблемы загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом актуально так, как количество автотранспорта с каждым годом увеличивается, то нас волнует:

Проблема все большее загрязнение атмосферного воздуха нашего города выхлопными газами, так как увеличивается количество автомобилей?

Прочитав литературу и проанализировав, я сделал вывод, что автотранспорт в мире занимает первое место по загрязнению окружающей среды, поэтому предметом моего исследования является автомобиль.

По прогнозам, в настоящее время 1 млрд. единиц автомобилей, что означает, на каждые 10-11 человек примерно, приходится 1 автомобиль.

Ежегодно в мире выпускается около 40 миллионов автомобилей

Цель работы : Оценить количество вредных веществ, поступающих в атмосферу от автотранспорта в нашем городе.

Но, как бы ни улучшалась конструкция автомобиля – компоновка, двигатель, повышение скорости и т.д., экологическая проблема остаётся острой. В основе процесса, приводящего автомобиль в движение, лежит горение топлива, невозможное без кислорода воздуха. В среднем один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы около 5 т кислорода, выбрасывая при этом с отработанными газами более 1 т оксида углерода и других вредных веществ. Если это умножить на число автомобилей в мире, то можно представить себе степень угрозы. Собрав данные по количеству вредных выбросов при работе автомобилей в городе Барабинске за 2011, 2012, и 2013 года, я вместе с Ольгой Павловной сделал таблицу (Приложение № 5)

Из нее видно. В последнее время в нашем городе становится всё больше и больше машин с каждым днём. Все вместе они очень сильно портят воздух. И вместо того, чтобы подышать свежим воздухом, я дышу выхлопными газами машин. С этим нужно что-то делать!

2.5 Конструкторские предложения по созданию экологически чистого автомобиля

Я решил, что когда вырасту, то стану конструктором самой экологически чистой машины. А пока я хотел бы предложить несколько вариантов экологически чистого вида топлива для нового автомобиля:

Во-первых, создать автомобиль, который будет ездить на жидком водороде , а он будет храниться в задней части автомобиля. Такие машины очень тихие и экономичные, а вместо грязного выхлопа они вырабатывают воду.

Во-вторых, машины могут ездить на растениях . В Бразилии придумали источник топлива, получаемый прямо из растений. Одно «бензиновое дерево» способно произвести до 4 литров топлива, но это надо выращивать огромные плантации растений.

В-третьих, на солнечном свете, они будут перерабатывать солнечную энергию в электричество для своих двигателей. Такой солнечный автомобиль, будущего вполне, может быть похож на машину с солнечной батареей на крыше. Пока я решил его сконструировать из бумаги, он по конструкции ничем не отличается от обычного.

В будущем, у водителя появится большое количество электронных помощников. Вообще в автомобиле не останется почти механических частей – всё заменит электроника. Она будет следить за автомобилем и за водителем, а также за дорожной ситуацией. В будущем – у электроники будет больше прав в управлении, чем у водителя, а может и в далеком будущем она и вовсе заменит человека. Тогда человеку только предстоит задать маршрут, а автомобиль сам его довезет до места назначения.

И многое другое. Но что касается транспорта, то здесь кардинальных перемен так не произошло. Безусловно, автомобили стали мощнее, комфортнее, умнее. Но воздух городов по-прежнему нещадно отравляется выхлопными газами, а водители коротают время в еще больших пробках. Когда ждать «перезагрузки» транспортной системы? По мнению инженеров, изменения не за горами. Уже сегодня имеются перспективные разработки, которые всего через несколько десятилетий станут реалиями дорог.

Повсеместное использование для развлечения и фотосъемки натолкнуло на идею использования таких же агрегатов (только естественно больших размеров) для перевозки людей. Уже десятки компаний представили свое виденье на эту тему, и интерес растет все больше.

Это могут быть – летающие мотоциклы – для перевозки одного человека, а могут быть целые аэробусы. В Дубаи власти уже в ближайшие годы хотят наладить систему беспилотных такси: двухместная кабина будет подниматься в воздух 18 пропеллерами.

Гиротранспорт

Новинка уже успела завоевать популярность людей во многих странах в виде и (гироцикл). Почти нет сомнений, что такой персональный электрический транспорт будет популярен в будущем, как сегодня велосипед, но есть и другие возможности для этой технологии.

Идея может быть использована для создания комфортного и экологически чистого вида общественного транспорта. В компании Danir Inssat хотят построить электрический гироавтобус, передвигающийся по разделительной полосе, в которую будет вмонтирован монорельс, и способный с легкостью маневрировать между другими участниками движения.

От автомобилей будущего ждут не только экологичности, но и скорости. Таким требованиям соответствует технология . Представляет собой поезд, который передвигается по специальным тоннелям с пониженным давлением на магнитной подушке.

Экологическое топливо

Отказаться от использования автомобиля в привычном виде – достаточно непросто, но можно заменить только вид используемого топлива. Речь идет не только об электрокарах.

Когда ученые говорят об экологически чистом топливе, чаще всего имеется в виду водород. В компании Toyota решили воспользоваться этой идеей и создали Mirai – автомобиль, работающий на водороде. Никаких вредных выбросов, только пар.

Сегодня Toyota Mirai пока не возглавляет рейтинги самых популярных машин, виной тому достаточно высокая стоимость и отсутствие водородных заправок, но возможно через несколько лет, вместо тысяч бензозаправок будут водородные.

Значение транспорта для человечества трудно переоценить. С незапамятных времен он играл важную роль, постоянно развиваясь и совершенствуясь. Произошедшая в XX веке научно-техническая революция, рост населения, урбанизация и множество других факторов вывели его развитие на совершенно новый уровень.

Однако, одновременно с этим появилась и проблема: огромное количество транспортных средств стало причиной ухудшения экологической обстановки в масштабах всей планеты. Именно поэтому все большее внимание обращается сегодня на развитие экологических видов транспорта.

Любой транспорт, получение энергии для которого не связанно с процессами горения углеводородов, можно назвать экологически чистым. Исключение составляют атомные реакции, которые на сухопутном транспорте не используются. Биодизель, двигатель внутреннего сгорания на спирту тоже сжигают углерод, поэтому их нельзя относить к экологически чистым видам транспорта. Наиболее правильно классифицировать экотранспорт по видам двигателей.

Электрический привод

На данный момент это самый быстроразвивающийся вид экологически чистого транспорта. Ему предписано большое будущее и это уже заметили все крупные автомобилестроительные концерны. Несколько тысяч электромобилей уже ездят по дорогам мира. Причем, будущий электромобиль не будет иметь такие большие габариты и стоимость, как знаменитый электромобиль Tesla. Это будет, скорее, некое подобие рикши с кабиной или с обычным автомобильным кузовом из пластика. В среднем, чтобы электромобиль мог конкурировать с бензиновым ему нужно весить в четыре раза меньше. Подобные примеры в автомобильной промышленности есть.

Основная проблема электромобилей — аккумуляторы. Именно они являются уже единственным ограничением к массовому производству электромобилей. Все остальные технические ограничения преодолены еще 50 и 100 лет назад. Электродвигатель имеет КПД больше бензинового. Его ресурс намного выше, а сложность изготовления небольшая. К тому же ему не требуется КПП. Сейчас большинство серийных электромобилей производится с литиевыми аккумуляторами. Они имеет очень высокую стоимость. Как альтернатива предложены серно-натриевые аккумуляторы. На данный момент в Японии применяются стационарные серно-натриевые аккумуляторные станции, мощностью более 1 мВт. Возможно, в дальнейшем они появятся на электромобилях.

Водородные двигатели

Водород — самой энергоемкое топливо в мире. Калорийность одной весовой части чистого газообразного водорода превосходит бензин в 2,5 раза. Это означает, что весовой запас водорода в баллоне может быть во столько же раз меньше. Сгорание водорода может происходить в обычном поршневом двигателе. При этом есть технологические сложности. Из-за высокой температуры горения необходимо усиливать блок цилиндров керамикой, что очень сложно и дорого.

По этой причине особый интерес представляют катализаторы — установки беспламенного горения водорода. Однако, им требуется баллонный кислород, а их стоимость тоже высокая. При окислении водорода в катализаторе вырабатывается электрический ток. Работает такая установка бесшумно и с высоким КПД. К сожалению, высокая цена не сулит водородным автомобилям массового распространения. В настоящее время они тоже уже ездят по дорогам.

Есть и иные решения в области экотранспорта: пневмодвигатели, химические батареи (тепло или ток выделяется при окислении металла), механические накопители энергии, пружинный привод. Пока все они находятся на стадии разработок, уступая место электромобилям.

Воздухомобиль

В настоящее время выпускаются воздухомобили (пневмомобили), так называются автомобили, имеющие пневматический двигатель, для работы которого используется сжатый воздух. Накопление энергии происходит посредством нагнетания его в баллоны. Затем, проходя через систему распределения, сжатый воздух попадает в пневмодвигатель, который и приводит машину в движение. Таким образом, при езде на малой скорости или на небольшое расстояние, подобный автомобиль использует только воздух, не нанося вреда окружающей среде.

Сегвей

В ряде стран работники почты, игроки в гольф, полицейские и многие другие категории граждан передвигаются при помощи такого вида транспорта, как сегвей. Это самобалансирующийся самокат, имеющий два колеса, располагающиеся по обе стороны от водителя. Балансировка сегвея происходит автоматически и зависит от положения корпуса ездока: при его отклонении назад самокат замедляется, останавливается или едет задним ходом, а при наклоне вперед - начинает движение или ускоряется. На каждом из колес сегвея есть собственный электродвигатель, который реагирует на малейшие изменения равновесия транспортного средства. Двигатель работает от литий-ионных аккумуляторных батарей, их подзарядка происходит автоматически при спуске с горы. На полную же зарядку достаточно 8 часов. Можно воспользоваться и обычной розеткой - 15 минут зарядки хватает примерно на 1,6 километра пути.

Моноколесо (сегвил)

Моноколесо (сегвил) - электрический самобалансирующийся самокат, имеющий только одно колесо и подножки, расположенные по обе стороны от него, впервые появилось в 2012 году в США. Оно оснащено мощным электромотором (250—2000 Вт) и гироскопами, необходимыми для автоматической балансировки. Когда питание включено, гироскопы выравнивают колесо относительно оси, поддерживая этим баланс. Также в самокате установлены акселерометры и разнообразные сенсоры.

Управление транспортным средством происходит посредством изменения наклона тела: при отклонении назад сегвил тормозит или меняет направление, при переносе центра тяжести вперед - ускоряется. Когда самокат останавливается, водитель должен опираться на ногу. Наибольшее распространение получил этот вид транспорта в Китае.

Городской экотранспорт

Наверное, всем известны такие виды экологического транспорта, как троллейбус и трамвай. Они оба работают от электричества и предназначены для перевозки пассажиров.

Трамвай - один из первых видов городского общественного транспорта, появился еще в начале XIX века, тогда он приводился в движение с помощью конной упряжке. Первый электрический трамвай появился в 1881 году в Германии.

Троллейбус же появился в виде первой экпериментальной троллейбусной линии в 1882 году, так же в Германии. Причём вначале троллейбусы эксплуатировались только, как дополнительный транспорт к трамваю. Первая полностью троллейбусная линия же открылась в 1933 году в Москве.

Велосипед и самокат

Нет, наверное, человека, никогда бы не пробовавшего прокатиться на самокате или велосипеде. Эти колесные транспортные средства двигаются посредством мускульной силы субъекта. В велосипеде для этой цели используются ножные педали, а в самокате движение обеспечивается благодаря многократному отталкиванию ногой от земли. На велосипеде человек занимает сидячее положение, на самокате же он стоит, держась за руль. Самокаты теперь используются не только для развлечения детьми, но и наряду с велосипедами применяются и взрослыми: работниками почты, полиции и даже скорой помощи.

Многие люди в Европе и Америке предпочитают добираться на работу на велосипеде, в Токио на самокате, поскольку, с одной стороны, нет необходимости стоять в пробках, а с другой - благодаря физической нагрузке организм становится более здоровым.

С каждым годом необходимость использования экологического транспорта растет, так как функционирование нынешней транспортной системы с выбросом загрязняющих веществ в воздух всё больше ухудшает экосистему нашей планеты.

В пятницу, 15 декабря, состоялась очередная встреча в библиотечном экологическом клубе «Муравейник». Ребята познакомились с важной проблемой экологии – созданием современного экологического транспорта.

Прогресс или развитие цивилизации не остановишь. Но не надо забывать, что расходовать ресурсы планеты следует разумно, осторожно, и первостепенной задачей людей является забота о чистоте окружающей среды. Много загрязнений и отходов мы выбрасываем во внешний мир, но одним из главных загрязнителей является автомобильный транспорт. Один автомобиль в год поглощает до 4 тонн кислорода, а выбрасывает около 1 тонны выхлопных газов, которые содержат более 1000 различных вредных или ядовитых веществ. И не только воздух страдает от этого, но и почва, воды. Все это влияет не только на наше здоровье, но и на экологию планеты.

На встрече школьники узнали о современном ноу-хау - абсолютной краске, которая не поддается граффити, восстанавливает бетон, не образует плесени, огнестойкая и затвердевает почти как алмаз. Если ею один раз покрасить свой дом, то не понадобится это делать еще 1000 лет. Главным свойством абсолютной краски является ее способность очищать воздух, которым мы дышим.

Но важнейшей задачей для людей является изготовление таких автомобилей, которые были бы дешевыми, быстрыми, прочными, безопасными и самое главное экологичными, чтобы не заражали воздух ядовитыми газами.

Ребята с удивлением узнали и увидели в видеороликах виды современных транспортных технологий. Например, разработан автомобиль, работающий на радиоактивном элементе тории, который отвечает за выделение тепла в центре Земли. Уже ездят по дорогам мира электромобили. В водородном автомобиле в результате реакции выделяется не углекислый газ, а обычная вода. В настоящее время выпускаются воздухомобили (пневмомобили), работающие на сжатом воздухе. Летающие автомобили выглядят как обычные легкомоторные самолеты, они могут, сложив крылья, ехать по шоссе. Экобус - новый экологический вид транспорта , разработанный в Саратове. Топливом для них, служит природный газ , который хранится в специальных защищенных баллонах. В странах Европы уже давно используют сегвей и моноколесо (сегвил) - электрические самобалансирующиеся самокаты, последний из которых, имеет только одно колесо и подножки, расположенные по бокам.

Чтобы сохранить и сделать нашу экологию годной для жизни надо преображать, изменять технологии. Выбирая экологически чистый транспорт, чистое производство, мы спасем нашу планету, и все города станут городами будущего.

Е. В. Пак,
библиотекарь детской библиотеки

Ровно 25 лет назад в солнечной Бразилии прошла конференция Организации Объединённых Наций. В ходе неё Россию назвали одной из самых экологически неблагополучных стран. Минуло четверть века…

Быть может, ситуация стала хоть немного лучше? Вовсе нет. Напротив, объёмы выбросов в атмосферу увеличиваются с каждым годом. И во многом причиной ухудшения ситуации стало возрастающее влияние автомобилей, железнодорожного, гидро- и авиатранспорта на экологию.

Транспорт обошёл металлургию

Как утверждает статистика, в XXI веке удельный вес всех вредоносных транспортных выбросов в окружающую среду достигает предельного уровня. Он уже превысил аналогичные показатели в энергетике, металлургии, газовой и многих других отраслях промышленности.

Среди популярных ви­дов транспорта по объёму атмосферных загрязнений лидирует автомобильный. Особенно остро ситуация стоит в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и других крупнейших городах России. Ведь каждый пятый житель «миллионников» имеет собственную машину, которую эксплуатирует ежедневно.

К чему же это приводит? Перейдём на язык цифр и голых фактов. Итак:

  • загрязнение воздуха выхлопами – 95% от общего объёма выбросов;
  • шумовой «мусор» – 50%;
  • общее воздействие на климат – 70%.

Каждый из перечисленных факторов влияния автотранспорта на экологию заслуживает отдельного разговора. Поэтому пойдём по порядку!

Яды, которые выбрасывают машины

Большинство современных автомобилей «питается» бензином. Только представьте: одна тонна горючего в процессе сгорания выделяет до 800 кг вредных веществ! Но хуже всего, если двигатель работает на этилизированном бензине. В таком случае, в воздух будет попадать свинец, который легко оседает вниз и загрязняет почвы. Взаимосвязь такова: опасный металл оказывается в земле, затем аккумулируется в растениях, далее отправляется в организм животного или человека. Постепенно накапливаясь в клетках, он может стать причиной тяжёлых болезней, включая онкологию.

Впрочем, одним свинцом дело не ограничивается. Автомобили «выкидывают» в воздух до трёхсот вредоносных химических веществ и соединений.

  • Оксиды азота. Взаимодействуя с влажной средой, образуют азотистые и азотные кислоты. Они, в свою очередь, приводят к различным нарушениям работы органов дыхания и кровеносной системы.
  • Формальдегид. Чрезвычайно токсичное вещество – как минимум вызывает аллергию, как максимум – злокачественные опухоли, лейкемию и мутационные изменения в организме.
  • Бензол. Это страшный канцероген, провоцирующий развитие анемии, половой дисфункции и рака.
  • Сернистый ангидрид. Это вещество, отличающееся повышенной токсичностью. В первую очередь, оно «бьёт» по живым организмам. Что касается человека, то переизбыток вызывает почечную и сердечную недостаточности, а также ряд других патологий.
  • Сажа и другие твёрдые частицы. Попадают в организмы людей, вызывая нарушения работы внутренних органов. И ещё парочка «негативов» связана с тем, что данные вещества загрязняют водоёмы, а также мешают нормальному росту растений
  • Бензопирен. Имеет свойство накапливаться в организме и со временем вызывать онкологию.

На последнем «ингредиенте» выхлопов хочется остановиться подробней. Для этого вернёмся в лето 2010 года, признанное аномально жарким за всю историю метеонаблюдений. Тогда на российскую столицу обрушился страшнейший смог. Из-за него многие москвичи были вынуждены вывезти своих детей подальше от мегаполиса. И делали это не зря, ведь в смоге в большом количестве содержится бензопирен, опасный для детского организма.

Так что автомобиль – это не только наиболее аварийный вид транспорта. Он ещё и является источником вредоносных выхлопов – настоящей бомбой замедленного действия.

От резиновой пыли до ржавых кузовов

С одной стороны, автомобиль улучшает качество жизни человека. На своём «железном коне» удобно ездить на работу, в магазины, в гости и на отдых… С другой стороны, именно машины и портят это самое качество жизни! Ведь, чем больше авто находится в населённом пункте, тем меньше в нём будет зелёных зон: максимум свободной площади будет отдана под автодороги, гаражи, стоянки.

А теперь – о менее известных путях воздействия транспорта на экологию. Все мы знаем, из чего сделаны автомобильные шины. Во время их трения об асфальт в воздух попадает мелкая, но вредоносная резиновая пыль. Она проникает в дыхательные органы живых существ (в том числе, человека) и ухудшает общее состояние здоровья. Особенно данная проблема актуальна для астматиков и тех, кто страдает хронической формой бронхита.

Кроме того, на свалках продолжают накапливаться старые кузова, покрышки и прочие «останки», утилизация которых требует денег, времени и энтузиазма.

Но и это ещё не все последствия глобальной автомобилизации! Немногие знают, но машины не только выбрасывают в атмосферу вредные вещества, но и поглощают такой важный для живых организмов кислород. Так, всего одно авто за год регулярной эксплуатации уничтожает свыше 4 тонн кислорода.

«Шумно» – значит «вредно»

Немногие задумываются, но ведь не только своими выхлопами автомобили вредят природе. Есть такое понятие как «шумовое воздействие». Его источник – работающий двигатель, а «жертвы» – человек, животные, насекомые и даже, как полагают некоторые биологи, деревья и растения.

Уровень шумового фона измеряется в децибелах. К примеру, для человека данный показатель не должен превышать отметки в 40 дцб. Однако современный город с тысячами ревуще-сигналящих автомобилей оглушает нас всеми 100 и более дцб!

Загрязнение окружающей среды шумом приводит к следующему:

  • психические и нервные расстройства;
  • снижение слуха;
  • постоянное чувство усталости.

Накапливаясь день за днём, эти последствия делают нас заложниками постоянных депрессий и сниженного иммунитета.

День без автомобиля – за рулём автомобиля?..

Какие же способы снижения транспортной нагрузки на экологию предлагают эксперты? Некоторые из них можно выполнить лишь на государственном уровне. В том числе, вынести транзитные грузовые потоки из городской черты. На самом деле, данное требование зафиксировано в действующих нормах и правилах. Другой вопрос, что на деле они не соблюдается.

Впрочем, и обычным гражданам по силам снизить вредоносное воздействие автомобилей. Один из наиболее эффективных вариантов – в будние дни пересесть с собственных машин на вело- или городской транспорт.

Так, начиная с 2008 года акция «День без автомобилей» стала традиционной для России. Москва, Санкт-Петербург, Курск, Уфа, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Калуга, Владивосток… Эти крупнейшие города тоже включились в борьбу за «всеобщую экологизацию». Большинство сознательных граждан 22 сентября отказываются от поездок на «железном коне» и перемещаются любыми другими способами.

Увы, как показывает статистика, в 2016 году количество участников акции оказалось минимальным. Психология тех, кто не захотел отказываться от комфортного пребывания в салоне авто, ясна: «Пусть это будет кто-то другой, но не я». Но эта псевдо-логика убийственна; причём, не только для нас, но в большей степени для наших детей и внуков. Ведь именно они получают в наследство «убитую» экологию и многочисленные болезни, вызванные ею.

Опасность, несущаяся по рельсам

Впрочем, не только автомобили губят окружающий нас мир. Влияние железнодорожного транспорта заслуживает отдельного разговора. Для начала – несколько показательных цифр. Наши поезда и прочие составляющие отрасли ежегодно потребляют:

  • около 7% от всего добываемого в России топлива;
  • примерно 6% электроэнергии;
  • до 4,5% лесных ресурсов.

В масштабах страны это огромные цифры! Кроме того, воздействие железнодорожного транспорта на экологию сказывается в большом количестве механических твёрдых отходов, а также теплового излучения и вибраций, негативно влияющих на живых существ.

Что же может сделать обыватель, в качестве средства передвижения выбравший железную дорогу? Конечно же, не выбрасывать из окон мусор. Полиэтиленовые пакеты, стеклянные банки, пластиковая посуда… Это небольшой список того, что в огромном количестве валяется вдоль путей и постепенно отравляет окружающую среду. Так что, если вы всё-таки задумали путешествие на поезде или электричке, запаситесь индивидуальными пакетами для мусора. Выбрасывайте их только в специальные баки, чтобы внести свою лепту в защиту природы от вредоносного воздействия ж/д транспорта.

Железнодорожное хозяйство также является источником опасности для почвенных и водных ресурсов. Ведь в результате деятельности каждого локомотивного депо остаются производственные сточные воды. Они содержат нефтепродукты, бактериальную грязь, взвешенные частицы, кислоты, щёлочи, поверхностно-активные вещества… И всё это легко попадает в землю и воду, отравляя их. А оттуда – рукой подать до организма человека.

Водные суда и их влияние

Многие обыватели считают водный транспорт экологически чистым, а зря. Загрязнение в данном случае происходит двумя путями:

  • морские и речные суда ухудшают состояние биосферы за счёт отходов эксплуатационной деятельности;
  • периодически случающиеся аварии на судах с токсичными грузами (нефть и нефтепродукты) являются причинами настоящих экологических катастроф.

Большой процент вредных веществ сперва попадает в атмосферу, а потом, вместе с осадками, проникает в воду. Это общеизвестный факт.

С другой стороны, на танкерах, занимающихся нефтеперевозкой, регулярно делают промывку ёмкостей. Цель – удалить остатки ранее перевозимого груза. Как итог – чрезвычайно грязная вода, насыщенная нефтяными остатками. Обычно её, не задумываясь о наносимом ущербе, просто выливают за борт. А ведь это и есть настоящий яд для водной флоры и фауны.

Главный «экологический грешник» будущего

А теперь – о неожиданном. Согласно опросам, одним из наиболее экологически безопасных видов транспорта современные россияне считают… самолёты. И это коренное заблуждение! Ведь воздействие авиасудов на атмосферу несоизмеримо с другими способами перемещения в пространстве. Более того, эксперты утверждают, что через 10 лет воздушный транспорт станет главным «экологическим грешником», потеснив, таким образом, нынешнего «лидера» – автомобиль.

Перечислим основные факторы негативного влияния авиатранспорта на экологию:

  • вредные выбросы двигателей;
  • высокий шумовой «вброс»;
  • звуковые удары (характерно для полётов на сверхзвуковых скоростях).

Остановимся на первом, знаковом пункте. Дело в том, что все вредоносные выбросы, исходящие от самолётов и вертолётов, находятся в максимальной близости от озонового слоя. И, соответственно, разрушают его намного интенсивней чем те, что исходят от нашей планеты.

Что же входит в состав этих выбросов?

  • около 70% – углекислый газ;
  • порядка 30% – водяной пар;
  • 2-5% – загрязняющие вещества: оксиды серы, углеводороды, угарный газ, оксиды азота.

Таким образом, самолёты вносят свой довольно весомый вклад в формирование на планете парникового эффекта. А он – первейшая причина глобального потепления, которое приводит к весьма серьёзным последствиям наподобие таяния ледников, повышения рисков в аграрной отрасли и т.д.

Влияние транспорта на экологию – тема, касающаяся каждого из нас. Человечество привыкло к комфортной жизни. Но как быстро оно освоится в мире с отвратительным составом воздуха, загрязнёнными почвами, отравленной водой и сильнейшим парниковым эффектом? А ведь всё это и есть цена удобства и высоких скоростей, которую мы платим из кармана своих потомков.