На азс не доливают бензин. Обман с бензином: на каких АЗС сколько топлива не доливают. Как же можно избавить себя от ненужных затрат

Вопрос «надувательства» на АЗС в последнее время стал более чем актуален, недолив топлива стал «классикой жанра» на заправочных станциях, прекрасным способом заработать на обманутых автомобилистах. Проблема существует еще и по той причине, что бороться с ней довольно сложно, да и не каждому охота за какие-то копейки портить себе нервы. Однако нередко под понятием копейки таятся довольно-таки кругленькие суммы, которые уходят из ваших карманов в карманы не чистых на руку заправщиков или их руководства…

Согласитесь, узнать, сколько вам залили бензина практически невозможно, вы заплатили за 10 л., а вам залили только 9 л., как вы об этом узнаете? Вы же не будете каждый раз спускать весь бензин, чтобы узнать «надули» вас или все по-честному?! Вариант с канистрой тоже не совсем удачный, поскольку постоянно ездить с канистрой в багажнике далеко не самый лучший выход, пусть уж лучше обманут, да и переливаться каждый раз не каждый захочет. А если это дама? Короче говоря, первые два варианта откидываем сразу, я предлагаю вам несколько более цивилизованных способов разоблачить обманщиков.

Итак, вашему вниманию несколько уловок, которые помогут вам избежать «надувательства» на АЗС

Выявить недолив топлива на АЗС можно по двум главным признакам.

1. Первый способ. К примеру, заправляя полный бак. Когда у вас станет мигать лампочка, которая сигнализирует об окончании топлива, а в технической документации на автомобиль производитель указал, что вместимость вашего бака макс. 50 литров, то в случае если на АЗС в него каким-то странным образом войдет 55 литров - нужно начинать беспокоится или спросить, не является ли заправщик близким родственником «Коперфильда» - шучу, конечно. Это в принципе не возможно, если только вам когда-то не приходилось менять или увеличивать топливный бак своей машины. Такая аномалия явный признак того, что АЗС недоливает бензин в данном случае порядка 3-5 литров.

2. Второй способ проверки. Следующий способ заключается в указанном выше наполнении канистры конкретного объема. Мне когда-то доводилось на себе испытать подобного рода аферу. Короче, когда-то мне понадобилось наполнить две пятилитровые канистры, (это было лето, я отправлялся на рыбалку, а заправок в тех краях нет, поэтому решил взять прозапас). Каково было мое удивление, когда в одной пятилитровой канистре оказалось 4 литра, а во второй 3,5 литра. Не буду описывать, как я выяснял отношения с АЗС, и какие они приводили аргументы в свое оправдание, ясно одно АЗС недоливает бензин.

Теперь приведу вам два основных способа, при помощи которых на АЗС «экономят» или воруют ваше же топливо.

Существует 2 основных способа хотя, кто его знает, может их намного больше.

Первый способ базируется на проверке «честности» АЗС специальными службами. Для этого проверяющими на АЗС набирается 10-литровая канистра топлива. Как правило, оборудование автозаправочной станции «проинформировано» о такой возможности проверки, поэтому оно настроено на точную выдачу 10 литров топлива. Однако когда люди начинают заправлять больше, к примеру, 20 или 30 литров, то получите вы - 19 и 27 литров соответственно.

Способ номер два более хитрый. Этот способ предусматривает разработку специального ПО (программного обеспечения), при помощи которого производится управление заправкой топлива, как вы понимаете, в нее может быть заложен специальный код, который будет определять, кому и сколько недолить горючего. В случае обнаружения службой контроля факта недолив топлива, АЗС согласно законодательству имеет право на проведение повторной экспертизы, в ходе которой программа, которая контролирует «кому, сколько недолить» просто прекращает на время свое действие. В результате «лжесправедливость» восторжествует, и сотрудники службы контроля принесут свои извинения за допущенную в подсчетах ошибку. А заправка опять вернет себе доброе имя и продолжит «разводить» доверчивых клиентов. Существуют также программы «дозировки» топлива, которыми можно управлять удаленно, так сказать «на лету».

С обманными принципами АЗС, а также способами их выявления вроде разобрались, теперь самое время разобраться в том, как не допустить этого и не стать участником «лохотрона».

1. Итак, первое что необходимо для того чтобы вас не надули, это выбор достойной и честной АЗС. Старайтесь заправляться лишь на тех заправках, о которых слышали множество достоверных отзывов близких и знакомых вам людей. В случае если вам срочно необходима дозаправка, а вашей постоянной и проверенной АЗС нету поблизости, не стоит сразу заправлять полный бак, лучше для начала залить лишь 5-10 литров, этого будет достаточно чтобы понять качество топлива. Если вам интересно насколько точно отмеряет горючее «новая АЗС» найдите канистру определенного объема и залейте в нее пару литров. Это позволит вам убедиться, что точка нормальная и здесь можно регулярно заправляться, не боясь за последствия или наоборот - объезжать десятой стороной.

ПРИВЕТствую всех!

Давно хотел лично убедиться в недоливе бензина, о котором много так слышал. А сомнения развеялись когда в наш бак объемом 40 л залили 43 л, при этом заправлялись сразу когда замигал датчик низкого уровня топлива, которого там осталось 6 л по мануалу. Это, конечно, косвенные факты недолива.

Убедиться в точности предполагалось вооружившись контрольными замерами и физическими данными.

Имеем пластиковую канистру, из которой делаем эталон контрольного объема - 30 л, взвешиваем пустую канистру на электронных весах (канистра весит 1.4 кг), заливаем воды (допуская, что водопроводная вода соответствует табличной плотности 1000 г/дм3) до массы 30 кг и делаем метку на канистре 30л, думаю вопросов нет, что объем воды и бензина в данной канистре будут на одном и том же уровне. Наши весы тоже при этом поверены и находятся в допустимой погрешности.

Эту теорию также проверяем через массу топлива, т. е. зная табличные данные плотности топлива и массу закупленного бензина можем рассчитать его объём, который должен соответствовать вышеизложенным расчётам через водяной объём.

Закупили 30л бензина АИ92, при этом, конечно, в канистры на АЗС не заливают, приходится хитрить, что типа полный бак, а при заправке достаём припрятанную канистру. По метке 30 л уже видно, что закуплено меньше бензина примерно на 2 л, точный расчёт получим через плотность АИ92 при температуре эксперимента. Взвешиваем канистру - 22.3 кг, минус масса канистры, 20.9 кг - масса топлива, которую делим на плотность - 0.75 кг/л, получается 27,87 л, т.е. НЕдолив составил 2,13 л , что составляет 7% от общего заказанного объёма.



Таким же образом, допускаю, что при полном баке мне не долили 3 литра, что составляет тоже 7%. А три литра это больше СТА рублей!

Потребовали объяснений от продавца, хотя, возможно он не в теме, жалобную книгу долго просил, чтобы отразить этот факт, написал, что результаты будут изложены на сайте :-). На видео изложено хотя не до конца записалось, т.к. память тлфона заполнилась (Звиняйте за мои там повторяющиеся фразы, речь как-то заранее не готовил:-))). Продавец стала звонить маганеру, передала мне трубку, всё-таки дали мне книгу.

Позже звонил уже сам манагер, обещал привлечь меня за клевету, хотя, вроде слов обвинений я не высказывал, только факты величин. Вперед, манагер, жду действий в правовом русле. А сам Я думаю напишу в Роспотребнадзор, только вот необходима, контрольная закупка на месте с документированием. Справедливости ради скажу, что продавец и манагер предлагали сделать контрольную закупку, у них там есть эталонные объемы 10 л, но я отказался, возможно, пока, и дальше на какой-нибудь другой их заправке сделаю это. Хотя, как сказали «в другом источнике» особый недолив идёт при больших объёмах - 30 и более литрах, а при 10 литрах будет всё «штатно». Т. е. необходимо у них взять, думаю, четыре 10-ли литровых меры и в них залить бензин и через вес определить объём…

На российских АЗС выявлен массовый недолив топлива: в этом уличили 76% заправок в стране. Авторы исследования отмечают, что из-за недолива потребитель порой покупает топливо по завышенной цене, которое к тому же не соответствует нормативам. При этом меньше всего обманывают на АЗС, которые реализуют топливо от крупных нефтяных компаний. Причиной массового недолива эксперты называют экономическую ситуацию в стране, которая вынуждает мелкие заправки обманывать потребителей.

Федерация автовладельцев России (ФАР) провела исследование, результаты которого показали, какой процент АЗС обманывают потребителей, не доливая топливо. Мониторинг недолива АИ-92 и АИ-95 проводился на 34 АЗС в 13 субъектах России. В ходе мониторинга было проверено пять интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), 25 федеральных и региональных сетей и восемь мелкосетевых и частных АЗС. Для исследования ФАР разработала метод определения недолива топлива на АЗС в режиме «тайного покупателя», который позволяет определить фактическое количество опущенного топлива в бак автомобиля, а также проводить отбор топлива для проверки качества на соответствия по техническим регламентам Таможенного Союза (ТР ТС).

«Согласно нашему методу, за недолив принималось расхождение более одного процента, между оплаченным и фактически полученным топливом. В результате недолив выявлен на 76% АЗС», - сообщается на сайте ФАР.

Отмечается, что недолив среди ВИНКов (к ним относятся «Роснефть» , «Лукойл» , «Сургутнефтегаз» , «Газпромнефть» , «Татнефть» , «Славнефть» , «Башнефть» , «РуссНефть») составил 20%, один из пяти (недолив 1,63% - на уровне погрешности), среди федеральных и крупных региональных сетей выявлен в 81% случаев (средний недолив 4,97%, максимальный 19,03%).

Недолив среди мелкосетевых и частных АЗС составил 100% (средний недолив 5,66%, максимальный 8.03%). Средний недолив по выборке составил 5,05%, а значит, его фактически можно приплюсовать к цене за литр.

Как отмечают в ФАР, недолив топлива - это не только обман потребителя, но и элемент недобросовестной конкуренции.

Используя недолив, недобросовестные участники рынка, фактически продают топливо по более высокой рыночной цене, которое еще не соответствует требованиям ТР ТС.

Так, например, АЗС в Краснодарском крае реализовывала АИ-95 по 44,70 рублей за литр, недолив составил 19,03% и фактически потребитель приобретал топливо за 55,21 рублей за литр.

В Московской области по тому же принципу потребитель переплачивал более четырех рублей за литр. АЗС реализовывала топливо по 39,90 рублей за литр, недолив составил 12,8% и фактически потребитель платил 44 рубля за литр.

В ФАР отмечают, что причиной недолива могут быть экономические причины.

«Если оптовая цена за бензин выше розничной, то это неминуемо приводит к снижению качественных и количественных показателей отпускаемого на АЗС топлива, а значит, у всех нас есть риск не только заправить топливо сомнительного качества, но и заплатить «за воздух», - говорится в сообщении.

«Обычный потребитель, к сожалению, сейчас никак не может повлиять на эту ситуацию, - заявил «Газете.Ru» глава ФАР Сергей Канаев . - Доказать что-то на месте, даже если факт недолива очевиден, не получится, да и совет заливать на сомнительных заправках 10 или 20 литров, как советовал Петр Шкуматов , на мой взгляд вряд ли поможет. Это точно не будет гарантией от недолива.

Исправить ситуацию можно путем разработки методики определения количества топлива в режиме закупки тайным покупателем и дальнейшего определения точных количественных показателей. Методику должно разработать государство, но контроль за работой АЗС должен быть государственно-общественным»

«Это действительно полное безобразие. Раз есть такие прецеденты, нужно разбираться. Потому что, безусловно, эти недоливы случаются только на самом низу, на уровне самих заправочных станций. Следует поручить нашим государственным корпорациям заняться этим вопросом и привлечь службу безопасности», - заявил Ананских RT.

Первый вице-президент Российского топливного союза (РТС), президент НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин прокомментировал новость о массовом недоливе топлива на российских заправках.

«Это частные случаи, а не тенденция сегодняшнего рынка розничной продажи нефтепродуктов. К сожалению, то, что выявила ФАР, имеет место. И это является наследием, доставшимся нам от Советского Союза.
Владелец автозаправочной станции не заинтересован в том, чтобы автовладельцу недоливали. Это чаще происходит на уровне оператора, мастера. Я знаю ситуацию изнутри. Знаю, как владельцы компаний уделяют этому большое внимание, этим занимаются службы безопасности. Но там, где есть возможность где-то что-то взять, «наши» люди это делают.
Если вы приедете на эту станцию с канистрочкой бензина и зальете в нее, то вы увидите, доливают вам или нет. Это хищение, которое труднонаказуемо. И этим должна заниматься полиция. Но в таком случае надо сразу же сделать претензию оператору станции для того, чтобы они проверили топливораздаточную колонку (ТРК) на подачу, чтобы обозначить тот момент, что вы видите, что вам не доливают. И не бояться обращаться к руководству компании», - отметил Ашихмин.
«Инцидент связан с тем, что недобросовестные хозяева бензозаправочных станций и сотрудники, за которыми не смотрят, очевидно, используют самые разнообразные приёмы и обманывают автомобилистов.
В первую очередь надо обязать владельцев заправок навести в этом вопросе порядок, например, путём контрольных закупок. Выявлять подобные случаи и привлекать к административной и серьёзной материальной ответственности. В отдельных случаях, может, даже и к уголовной, если речь идёт о систематическом обмане потребителя», - сказал Майоров RT.

Если на заправке вы покупаете бензин и заливаете в своё авто 30 литров бензина, а вам выдают чек на 35 литров, — это значит, что вас обманули на недоливе. Также не редки ситуации, когда по факту наливают бензина меньше, чем вы хотели бы приобрести. В этих ситуациях (и вообще, если вы просто подозреваете, что с вами не честны) всегда лучше проверить продавца.

Как разрешить сомнения?

Не будучи уверенными в правильности работы топливнораздаточной колонки, вы можете обратиться к оператору АЗС за разъяснениями и с требованием провести контрольный замер отпуска бензина. Возможно, ваш спор закончится на обращении к продавцу и вам вернут деньги добровольно.

А возможно, вам придётся сделать контрольный замер. Для этого вам обязаны предоставить образцовый мерник, соответствующий ГОСТ 8.400-80. Мерник должен быть сухой и чистый, а также опломбированный Центром стандартизации и метрологии (далее - ЦСМ). В соответствии с п. 20.3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утверждённых Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 № 229, средства измерения, находящиеся в эксплуатации на АЗС, подлежат государственной поверке.

Номинальная вместимость мерников может быть 10, 20, 50, 100 дм3. С помощью мерника можно выполнить проверку топливораздаточных колонок, дозаторов бензина и дизельного топлива на предмет правильности отпуска горючего в температурных пределах от -20 °С до +30 °С. Согласно рекомендациям Госкомитета, установленным МИ 1864-88, температура топлива должна быть +20 °С. Однако сама АЗС в зависимости от времени года может корректировать температуру бензина, что отражается в соответствующих протоколах (п.п. 4.3, 4.4 МИ 2895-2004). Указанные документы в случае отклонения от температурной нормы можно запросить у администрации заправочной станции.

Имейте в виду, что бензин, который будет использоваться для контрольного замера, оплачивается вами. После проведения замера бензин можно слить в бак вашего автомобиля.

Перед замером мерник проливают топливом, иначе показатели мерника будут занижены.

Мерник содержит температурную разметку со шкалой от +50 до -60 и подвижную каретку. После того как топливо залито в мерник, необходимо чтобы подвижная каретка зафиксировалась (п. 6.4.4 МИ 2895-2004). Погрешность составляет от +1 до -1 номинальной вместимости. Всё, что больше или меньше, является отклонением от нормы. Если уровень бензина ниже установившейся планки, значит, вам недолили. Не исключено, что вам могут отказать в предоставлении мерника и осуществлении контрольного замера. В этом случае, при наличии обоснованных подозрений в обмане, вы можете позвонить в Роспотребнадзор и полицию. Не будет лишним, если вы заручитесь поддержкой очевидцев случившегося, а также сделаете запись в Книге жалоб и предложений. Если у вас нет времени ожидать стражей правопорядка, вы можете обратиться с письменной жалобой в указанные органы либо прокуратуру. После вашей жалобы АЗС проверят и в случае выявления нарушений наложат административный штраф либо приостановят работу топливораздаточной колонки до устранения неисправности.

Ваши права

Недолив бензина нарушает обязательное условие договора купли-продажи о количестве товара (ст. 465 ГК РФ). Указанные действия в том числе квалифицируются как обсчёт: взимание большей суммы, чем обусловлено ценой товара; либо утаивание (невозврат) излишней денежной суммы, полученной от потребителя (передача ему только части этой суммы).

Поскольку вы являетесь потребителем, то на взаимоотношения между АЗС и покупателем - физическим лицом распространяет своё действие Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 2300-1). Как гласит ч. 1 ст. 1 Закона № 2300-1, отношения в области защиты прав потребителя регулируются и ГК РФ, а также иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с положениями ст. ст. 454, 456, 465 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю) в количестве, предусмотренном договором в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму (цену). Статья 14.7 КоАП РФ говорит о том, что обмеривание, обвешивание, обсчёт, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), влечёт наложение административного штрафа.

Итак, если обман на заправочной станции подтвердился, на основании гражданского законодательства и Закона № 2300-1 вы имеете право:

  • требовать долива бензина;
  • получить назад излишне уплаченные денежные средства.

Вы также имеете право обратиться в суд. После направления жалобы в Роспотребнадзор в отношении АЗС будет проведена внеплановая проверка, по результатам которой, скорее всего, будет вынесено административное наказание.

Конечно же, желаем вам не сталкиваться с обманом! Но если это произошло, не стесняйтесь отстаивать свои права.

Бензин не доливают на 76% АЗС – таковы результаты исследования, проведенного Федерацией автовладельцев России (ФАР). Как проводились проверки? На каких заправках недолив больше, а на каких его вообще нет? «Город 812» разбирался с проблемой.

Недоливы, объясняет ФАР, везде разные – зависят от масштаба компании. Одиночные и мелкосетевые заправки недоливают 5,6 процента оплаченного бензина. Грешат этим абсолютно все проверенные заправки. На АЗС вертикально интегрированных компаний («Лукойл», «Газпром», «Газпромнефть», «Сургутнефтегаз» и «Роснефть») недолив обнаружился только на одной заправке из пяти проверенных, при этом небольшой –1,6 процента (1 процент вовсе считался погрешностью). На сетевых заправках федеральных и крупных региональных сетей недолив был обнаружен в 81% случаев, средний показатель – 4,97%. Обобщая результаты, можно сказать, что недоливают топлива на 76% заправок, в среднем – на 5 процентов.

Руководители топливных сетей заявили, что о проблеме знают и сами с нею борются по мере сил.

Пик проверок пришелся на май – в дни, когда дорожал бензин. Как они проходили – «Городу 812» рассказал Дмитрий Клевцов , один из руководителей Ф едерации автовладельцев России.

– Чем вы недолив мерили?

– Замер происходит так. Приезжает переоборудованная машина, у которой под горловиной бензобака – тридцатилитровая канистра, а сам бак – гораздо меньше, и бензин в него заливают через багажник. Топливо «в бак» льет заправщик: водитель даже не касается пистолета.

– А просто в канистру залить – значит, себя выдать?

– Бессмысленно открыто заливать бензин в стандартную канистру: все эти программы, которые помогают колонке давать искаженную информацию, настроены так, чтобы при объеме покупки до 10 литров все наливалось в точности. При покупке на сумму менее 1000 рублей недолив обычно составляет 3 процента, от тысячи до двух – 5 процентов. Одна и та же колонка так отвешивает. На некоторых АЗС есть специальные десятилитровые мерники вроде контрольных весов, чтобы вы сами могли проверить, как честно тут все работают.

– Можно было раздобыть и двадцатилитровую канистру.

– Все равно срисуют по видеокамерам. Настоящий тайный покупатель должен быть уверен, что его никто не подозревает, а то получится мизерный недолив в рамках погрешности. Там используется умный софт, которым можно управлять даже с мобильного телефона. В общем, мы заливаем условно на тысячу рублей – это примерно 22 литра. Взвешиваем полную емкость, вычитаем массу бака, остается нетто. Замеряем ареометром плотность и температуру, умножаем на положенный коэффициент и получаем цифру, сколько в баке литров: 22 или меньше.

– Теперь владельцы заправок говорят, что количество бензина зависит от температуры воздуха.

– Мы это учитывали. В таблице коэффициентов приводятся значения для температуры +15 градусов. Мы сверяемся с еще одной таблицей, и она показывает, на какой еще коэффициент надо умножить эти литры, если на дворе не 15 градусов, а 25.

– Сколько вы всего проверили заправок?

– Официально 43, а на самом деле 70. В 13 регионах. Просто некоторые мы проверяли не по одному разу, и всегда получались разные цифры. Мы решили, что такой результат не очень репрезентативный, и убрали те заправки из списка. Кстати, среди них были те, кто допускал даже перелив. Но я сразу хочу сказать, что нашим основным адресатом был не потребитель в массе, а Росстандарт. ФАР апеллирует к совместному контролю общественности и власти. Это я к тому, что названия заправок мы обнародовать не будем. Мы их передали Росстандарту, пусть он дальше работает. Сейчас тамошний отдел метрологии изучает нашу систему контроля долива топлива, а систему оценки качества уже изучил. Все вместе это поможет выстроить настоящую систему сертификации – с присвоением звезд. Если все пойдет гладко, то с 1 января она начнет работать. Тогда Росстандарт сам все скажет: кто торгует качественным топливом и честно его доливает, тот получит максимальное число звезд. Единственная проблема – участие в сертификации должно быть добровольное. Сами операторы рынка должны выразить свое согласие с тем, что тайные покупатели будут заливать у них бензин, инспектировать его и выставлять оценки. Понятное дело, что для столь серьезных заявлений как официальное присвоение звезд, оценка качества должна проходить только в лабораторных условиях. Тот тестер, который мы использовали четыре года назад, когда выявляли, в каком бензине больше всего присадок, поэтому уже не годится (в 2014 году ФАР использовал специальные лакмусовые бумажки Test Way для поиска металлосодержащих присадок в бензине, но Росстандарт отнесся к исследованию с большим скепсисом. – Н.А . )

– Система звезд существует хоть в какой-нибудь стране?

– Нет, нигде проблем с качеством топлива нет. Канадцы вот нашей технологией заинтересовались. Может, купят и тоже будут замеры делать. Не знаю, как на Западе устроена система контроля, а у нас мы шагу не можем ступить без Росстандарта и прокуратуры. Первый отвечает за плановые проверки, о которых он заранее информирует на своем сайте. Вторая – за внеплановые. Но для того чтобы прокурорская машина закрутилась, нужны четкие подтверждения, что обман существует и что он опасен для окружающих. А нам обычно говорят: ну и что с того, что содержание бензола не 1 процент, а 6? А вы докажите, что от этого происходит вред здоровью или опасность воспламенения. Вообще-то у нас 70 процентов топлива не соответствует качеству. Но некоторые чересчур уж злоупотребляют: льют судовое топливо, где содержание серы превышено в 300 раз.

– Вы провер яли и петербургские АЗС?

– Конечно, мы ведь с Петербурга и начали, еще до подорожания.

– Подорожание повлияло на объем недолива?

– Конечно. До него средняя цифра недолива составляла 3,2%. Когда подорожал – стала 5,47%.

– Так что с петербургскими заправками?

– Самый лучший результат показали вертикально интегрированные компании, у которых есть свои нефтяные скважины, свои перерабатывающие заводы… В Петербурге еще много сетевых компаний, не являющихся вертикально интегрированными, – «Несте», «Фаэтон», «Шелл». А мелких частников мало. В Петербурге результаты в целом хорошие. Одна из компаний, узнав результаты наших замеров, провела показательную порку – уволила всю смену. А самые плохие результаты – у мелких продавцов, особенно в регионах. На трассах: «Россия», «Дон». Там, где большой поток машин, и всегда разных, а постоянных покупателей нет.

Но давайте посчитаем, почему так получается. Сколько стоит тонна бензина на бирже? 56 тысяч рублей. Это значит, что литр – 44. Оптовая цена. Добавьте еще рубль-другой за перевозку. Потом – зарплату персоналу. Вот и получается, что бензин надо продавать по 48 рублей за литр, чтобы он хоть как-то окупился. У ВИНКов общий баланс с теми производителями, которые продают бензин за рубеж. Продажи внутри России, может, и ущербные, но этот убыток тонким слоем размазывается по всей гигантской компании и гасится за счет успешных экспортных продаж. А мелкие компании себе такого позволить не могут. У них даже на зеркальные заправки денег нет.

– Что такое зеркальные?

– Зеркальные – значит по обеим сторонам трассы.

То есть одиночным заправкам без жульничества не выжить. И что с этим делать?

– Пусть правительство придумает что-то насчет экспортных квот, я не знаю. Еще пусть у нас признают саму раздаточную колонку измерительным прибором и будут более тщательно опломбировывать – в софт залезть будет сложнее. Но вообще мне известен один энергичный предприниматель в Ивановской области, который принципиально не портит бензин и не допускает недолива. И пока не прогорел. Правда, «сеть» у него всего из двух АЗС состоит, зато там wi-fi есть и кафе. Многие выезжают на дополнительном сервисе. Мне топ-менеджер «Шелл» как-то сказал по секрету, что на кофе они делают больше денег, чем на бензине.

– Значит, первая примета подозрительной АЗС – отсутствие кафе. Вторая – если это неизвестн ая компания далеко от города.

– Основная примета – низкая стоимость бензина. Ну не может такого быть, что бензин стоит 43 рубля, когда везде 45, и там честно доливают. Мы на одной такой заправке посчитали, что бензин с заявленной стоимостью 43 рубля на самом деле обошелся покупателю в 56 рублей за литр. А вообще рекорд по недоливу был – 19 процентов.

Менеджеры сетей спокойно относ ятся к этой проблеме? Или к ним жалоб от автомобилистов не поступало?

– А на что им было ориентироваться? На чей-то бензобак? На эти субъективные донельзя рассказы: «Раньше от загоревшейся лампочки до щелчка пистолета у меня было 44 литра, а сейчас уже 48»? Так даже автопроизводители выступали на межведомственных комиссиях и давали показания, что бак может расшириться. Сейчас у нас скрытый мерник и отработанная технология. Замерам уже можно доверять. Хотя крупные ВИНКи боролись с недоливами и раньше, благо у них есть свои службы безопасности.

– Сколько бензина в среднем продает каждая АЗС?

– Крупная – 2 бензовоза по 40 тонн, это значит 60 тысяч литров в сутки. А мелкая может один бензовоз всю неделю продавать.