Можно ли "прикуривать" современные автомобили. Как правильно прикурить автомобиль от другого автомобиля Можно ли прикуривать от работающей машины

Наверняка в жизни у каждого водителя, управляющего транспортным средством, возникала проблема, связанная с разрядом аккумулятора. Хорошо если такая ситуация случилась в гараже или неподалеку от места, где батарею можно зарядить. Но часто бывает так, что АКБ подводит в неподходящее время и далеко от дома.

В таких случаях завести автомобиль получится с помощью машины донора. Этот процесс называется прикуриванием. Чтобы правильно зарядить севшую батарею, необходимо подобрать хорошие провода и соблюдать меры предосторожности.

Как подобрать провода для прикуривания

В процессе прикуривания главную роль выполняют соединяющие провода. Через них идет очень большое напряжение, поэтому если провода старые или плохого качества, то все может закончиться непредсказуемыми последствиями или просто ничего не получится.

Критерии для выбора качественного провода:

  1. Сечение – подбирайте провода с сечением не меньше 15 мм.
  2. Длина – оптимальной и удобной длиной проводов для подключения является 2-3 метра.
  3. Потеря напряжения – при 100А не больше 1,3 вольт, а при 200А не более 2,3 вольта, на каждые 1,5 метра.
  4. Материал – качественные провода состоят из меди, остальные материалы имеют пониженную проводимость.
  5. Места соединения зажимов и провода – должны иметь надежную спайку, а еще лучше, если провода и крокодилы являются одним целым.
  6. Максимально допустимая сила тока – для стандартных батарей от легковых машин лучше подбирать провода, способные выдержать не меньше 200А.

Провода можно изготовить самому. Для этого надо:

  • Найти толстый медный провод – чем больше его сечение, тем лучше.
  • Купить зажимы с большой площадью соприкосновения.
  • Осуществлять пайку провода к зажиму с помощью паяльной кислоты, а затем покрыть соединение оловом.
  • Качественно заизолировать полученный провод.

Техника безопасности во время прикуривания

  1. Следите, чтобы зажимы не касались кузовной части автомобиля, иначе не избежать короткого замыкания.
  2. Проверьте качество кабеля. На проводе, не предназначенном для большой силы тока, возможно прогорание изоляции.
  3. Удостоверьтесь, что у машин одинаковое напряжение бортовой сети. У легковых и грузовых автомобилей, оно может быть различно.
  4. Крепите минусовой провод только на кузов (массу), а не клемму АКБ.
  5. Не прикасайтесь голыми руками к кузову автомобиля.
  6. Убедитесь в том, что АКБ, запускаемого автомобиля, находится в рабочем состоянии. При неисправности может произойти перегревание или разрыв батареи.

  1. Расстояние между автомобилями должно быть достаточным для присоединения проводов.
  2. Проследите за герметичностью обоих АКБ. Прикуривать необходимо при заглушенном двигателе автомобиля донора, так как возможен сбой функциональных настроек. Также требуется зафиксировать положение обоих машин стояночным тормозом, и полностью выключить зажигание. После этих несложных действий, можно приступать к установке проводов.
  3. Во время подключения, важно соблюдать полярность. Первым делом подсоедините красный провод со знаком плюс к аккумулятору донора, затем к севшему АКБ. Потом присоедините черный провод одним концом на минус батареи донора, а другим на металлический корпус (массу) автомобиля, которого необходимо реанимировать. Устанавливать минусовой крокодил желательно вблизи стартера, но как можно дальше от вращающихся элементов или топливной системы.
  4. После подключения проводов, необходимо еще раз убедиться в правильной и надежной фиксации зажимов. Полностью удостоверившись в том, что все в порядке, заведите автомобиль донор и оставьте его в работающем состоянии на несколько минут. Необходимо дать немного времени, разряженному АКБ, чтобы прийти в рабочее состояние.
  5. После зарядки, севшей, батареи, выключите зажигание в автомобиле доноре и попробуйте запустить машину, которой оказывалась помощь. Если запуск не произошел, следует повторить процесс прикуривания, дав больше времени для зарядки. Затем попробуйте завести двигатель еще раз. После удачного запуска отсоедините провода от аккумуляторов.
  6. Первым отсоединяется черный провод со знаком минус, прикрепленный на массу авто, а затем снимается второй минусовой с машины донора. Потом нужно отключить и плюсовые клеммы, в такой же последовательности.

В каких случаях нельзя прикуривать

Процесс реанимирования автомобиля, при разряженной батарее с помощью донора, является небезопасным. Во время запуска двигателя возникают искры в результате аккумулятор может взорваться. Чтобы предотвратить несчастный случай, запрещаются следующие действия:

  1. Запускать автомобиль, если отчетливо присутствует запах топлива или горения пластмассовых деталей. В этом случае машину нужно не прикуривать, а буксировать на станцию обслуживания.
  2. Прикуривать автомобили с разными типами двигателей. Машины с бензиновым мотором, ввиду своих технических особенностей запрещается реанимировать донором, у которого дизельный двигатель.
  3. Реанимировать легковые автомобили грузовыми машинами и наоборот.
  4. Прикуривать при температуре наружного воздуха ниже -25 градусов Цельсия.
  5. Запускать мотор, если электролит в батареи замерз.

Часто бывает так, что после недолгой эксплуатации новой батареи она начинает быстро разряжаться. У этой проблемы существует несколько основных причин:

  1. Плохая зарядка. Возможно, что генератор в машине работает плохо и не может полноценно заряжать аккумулятор.
  2. Неисправная проводка. Если машина старая или ремонтировалась у неквалифицированного специалиста, то, возможно, что во время ремонта проводки, где-то неправильно подключили электрооборудование, и оно теперь постоянно потребляет ток от аккумулятора.
  3. Физический износ аккумулятора. К таким проблемам можно отнести несколько конкретных случаев: сульфатация пластин, утечка электролита и трещины на корпусе.
  4. Небрежное отношение. Некоторые автовладельцы плохо следят за состоянием батареи. Забывают проверять уровень электролита, допускают полную разрядку, неправильно заряжают аккумулятор и роняют его.
  5. Невнимательность водителя. К низкому уровню заряда часто приводит невнимательность водителя. Аккумулятор быстро садится (особенно в зимний период), если в машине остается работать магнитола или горит свет.

Как устранить причины разрядки батареи

Для устранения проблем, связанных с электропроводкой или электрическими устройствами в машине, лучше обратиться к специалисту, который проверит и устранит все неисправности.

Проблемы, касающиеся самой батареи, решаются правильной эксплуатацией. Чтобы аккумулятор долго держал заряд, регулярно следите за его состоянием, будьте внимательными и не забывайте выключать свет и электрические приборы.

Процесс прикуривания, утратившей заряд, батареи является простым и доступным способом завести автомобиль. Однако этот способ не терпит ошибок. Небрежное обращение с проводами, особенно, несоблюдение полярности, приведут к печальным последствиям. Чтобы обеспечить безопасность себе и автомобилям, следуйте советам из этой статьи.

Видео: как правильно «прикурить» автомобиль

О «прикуривании» — то есть, запуске автомобиля с севшим аккумулятором от автомобиля с исправным, — ходит множество страшных слухов. Дескать, так можно запросто угробить свою машину из-за чудовищных скачков напряжения - генератор сгорит, процессор накроется, коммутатор осыплется, а поршни выпадут в выхлопную трубу. Некоторые вообще свято уверены, что завести «с прикуривателя» невозможно: «Я пробовал, даже стартер не провернулся !». В общем, мне кажется, что пора осветить эту сторону зимней жизни водителя и развеять туман зловещих слухов.

С одной стороны, назвать этот способ помощи ближнему совершенно безопасным для помогающего нельзя - ведь те люди на автомобильных форумах, которые пишут: «Дал «прикурить» на стоянке а у меня сгорело ХХХ и YYY на N тысяч баксов! Никогда так не делайте! » — на самом деле не врут. Спалить что-то важное при прикуривании вполне возможно. Хотя бы просто потому, что, как известно, «дай дураку стеклянный предмет , он и вещь разобьет, и руки порежет». Если тщательно выспросить у пострадавшего, как именно происходила процедура прикуривания, то всегда выясняется, что при этом была сделана как минимум одна грубая ошибка. В общем, если вы не имеете четкого представления, как это делать - лучше не делайте. А еще лучше - внимательно почитайте эту статью, и вы всегда сможете помочь ближнему своему, равно как и принять помощь в случае необходимости.

О вреде курения

С чем связана опасность «прикуривания»? Единственно, с резкими изменениями нагрузки в бортовой сети автомобиля. Чем более современна машина, тем больше в ней нежной электроники, и тем выше опасность что-то спалить. Впрочем, не стоит забывать и о том, что резкое падение напряжения в бортовой сети — для любого автомобиля ситуация штатная: это происходит при заведении двигателя «на холодную», когда стартер потребляет большой ток. Гораздо опаснее кратковременное повышение напряжение в сети, которое может действительно привести ко всякого рода неприятностям. Откуда же ему взяться, повышению? От большого ума непродуманных действий некоторых пользователей. Так, например, снять клемму с аккумулятора при работающем двигателе - поступок не самый разумный. Лишенный нагрузки и обратной связи генератор может поднять напряжение в сети вольт до 17, и при этом уже вполне реально сжечь что-то электронное.

Наверняка найдутся люди, которые возразят: «Я это сто раз проделывал и ничего не сгорело!». И действительно, вероятность повреждения бортовой электроники далеко не стопроцентная - все зависит от кучи факторов: оборотов холостого хода, мощности генератора, конструкции реле-регулятора, выносливости электронных систем конкретной машины и так далее. (Скажем, ВАЗ 2101 с электромеханическим РР380 трудно вывести из строя даже ЭМИ ядерного взрыва). Тем не менее, опасность существует, и цена ошибки может быть высока. Поэтому без действительно крайней необходимости лучше не экспериментировать, а если приперло, то надо заранее включить какой-нибудь мощный, но «крепкий» потребитель — вентилятор охлаждения двигателя, обогреватель заднего стекла и т.п. Не рекомендуется использовать в качестве такой нагрузки магнитолу или фары.

В общем, задача водителя при «прикуривании» состоит в том, чтобы свести возможность скачков напряжения к минимум. Как это сделать?

Гарантии безопасности

Способ первый

Самый простой, надежный и абсолютно безопасный способ - поменяться на время АКБ. Если у вас имеется заведенный и прогретый автомобиль и одновременно замерзший и незаводящийся автомобиль, то тот, который заведен, мы глушим и снимаем с него аккумулятор. Надо отметить, что ситуация отсоединения аккумулятора для любого автомобиля штатная - при техническом обслуживании это предполагается автоматически. Однако имейте в виду, что у вас при этом сбросятся настройки магнитолы, а также, возможно, настройки контроллера двигателя (на некоторых машинах). Магнитолу придется настроить заново, а контроллер через некоторое время настроится сам. Если у вас магнитола с кодом, то, очень надеюсь, он у вас где-то записан…

Итак, теплый заряженный аккумулятор ставим на озябшую машину, а ее севший аккумулятор - на прогретую. С теплой батареи исправный автомобиль заведется в любой мороз - оставляем его прогреваться. Севшую батарею ставим на автомобиль-донор и заводим его (предполагается, что батарея разряжена не «в ноль» и на пуск прогретого мотора ее хватит). Дальше сидим, курим и ждем, пока холодный автомобиль прогреется, а севший аккумулятор чуть подзарядится, для чего лучше держать обороты повыше - около 2000. Минут через десять глушим обе машины и меняем АКБ обратно. Теперь прогретая машина должна легко завестись с подзаряженного аккумулятора и вы можете принять благодарности от спасенного коллеги и спокойно разъехаться по своим делам. Этот метод довольно хлопотный (откручивать крепления батарей, таскать тяжелые аккумуляторы…), но зато и надежный. Кроме того, он не требует наличия сторонних девайсов - проводов прикуривания.

Способ второй

Если снимать батареи неохота, а провода прикуривания в наличии есть, то можно подойти к проблеме иначе. Прогретый автомобиль-донор подгоняем к реципиенту нос к носу (однако так, чтобы их кузова не соприкасались) и начинаем процедуру искусственного дыхания прикуривания.

Глушим двигатель донора. Достаем и присоединяем провода прикуривания. Сперва соединяются плюсовые клеммы обоих аккумуляторов. Затем минусовой провод подсоединяется к автомобилю-донору на минусовую клемму. Оставшийся конец минусового провода подсоединяем на какую-либо чистую от краски деталь под капотом, надежно соединенную с массой, например, на монтажное ухо двигателя на автомобиле-реципиенте (не к клемме аккумулятора !). Необходимо последнее соединение, замыкающее цепь, при котором неизбежно проскочит искра, произвести как можно дальше от аккумулятора — аккумулятор выделяет взрывоопасный газ.

Теперь запускаем двигатель «донора» и даем ему поработать на повышенных оборотах хотя бы пару-тройку минут, а лучше и все десять: севшая батарея сразу же начинает «высасывать» энергию из заряженной, поэтому надо, чтобы их подпитывал генератор. Глушим двигатель донора, а потом, не отключая провода , заводим мотор реципиента. Если у вас нормальные провода, то все получится. Даем двигателю слегка поработать, чтобы установились стабильные обороты, а потом отключаем провода в порядке, обратном подключению. Все, фанфары и благодарности от спасенного.

Внимание! Данный способ можно использовать только если автомобиль-реципиент заведомо исправен! - То есть, не имеет КЗ в батарее или бортовой сети, мотор не заклинен и так далее!

Способ третий

Этот способ рекомендуется электропараноикам, напуганным на автофорумах, а также в тех случаях, когда вы не можете поручиться, что заводимый автомобиль исправен. В начале он аналогичен способу два, однако, перед подключением проводов, аккумулятор донора отсоединяется от бортовой сети путем снимания клемм. Далее вы соединяете его проводами в той же последовательности, что и при втором способе. Даете севшей батарее пару минут «подпитаться» от заряженной, а потом, не отключая провода , заводите реципиента. Как только двигатель заработал стабильно, отключаете провода в обратной последовательности и ставите клеммы на место.

Достоинства этого способа в том, что вы рискуете только батареей - даже если у реципиента КЗ, ваш автомобиль не пострадает. Кроме того, этот способ можно применить, если подогнать машины нос к носу не получается (допустим, дело происходит на плотно заставленной стоянке) - можно просто снять аккумулятор с донора, поднести к реципиенту и соединить проводами.

Недостаток - настройки магнитолы все-таки сбросятся.

Вопросы и ответы

1. Можно ли прикуривать от заведенного автомобиля?

Однозначного ответа не существует - зависит от машины. Скажем, в инструкциях по эксплуатации Ford Escape, Mazda Tribute и многих других автомобилей это прямо рекомендуется. Вот цитата из мануала:

  1. Start the engine of the booster vehicle and run the engine at
  2. moderately increased speed.
  3. Start the engine of the disabled vehicle.
  4. Once the disabled vehicle has been started, run both engines for an additional three minutes before disconnecting the jumper cables.

Однако, если в инструкции вашего автомобиля нет прямых указаний, что это разрешено, и при этом ваш автомобиль не карбюраторный «Москвич» замшелого года, то лучше не рискуйте. 90% автомобилей переживут это спокойно, но откуда мне знать, что именно ваш не входит в оставшиеся 10?

2. Какие провода покупать для прикуривания?

Никакие. Увы, за годы поисков мне ни разу не удалось обнаружить в продаже пригодные для эксплуатации провода. Исследования, проведенные журналом «За рулем», подтверждают мои выводы - нормальных проводов в магазинах нет.

Для передачи пускового тока нужен медный многожильный провод не менее 1 см диаметром, причем в толстой силиконовой изоляции и надежно пропаянный (а не обжатый) в массивных анодированных крокодилах. Китайские поделки, которыми набиты торговые точки, и близко не подходят.

Так что идите в магазин электроматериалов, покупайте провод, покупайте крокодилы, паяльник в руки - и вперед.

3. Вредно ли прикуривание для аккумулятора?

Как всякое интенсивное использование — не полезно. Не рекомендуется «прикуривать» более раза в сутки, чтобы аккумулятор успел восстановиться. Если вы часто «прикуриваете», то необходимо следить за состоянием батареи - уровнем электролита и его плотностью, периодически подзаряжать. Однако не стоит и верить страшилкам про «осыпание пластин» и прочие ужасы. Аккумулятор при прикуривании занимается своими прямым обязанностями - отдает стартовый ток. Это не более вредно, чем регулярно заводить хорошо промерзший двигатель с густым маслом…

4. Как долго можно крутить стартер реципиента?

Энергии полностью заряженного работоспособного аккумулятора при "прикуривании" хватит в среднем на 3-5 попыток пуска двигателя автомобиля с разряженным аккумулятором. При большем числе попыток существует опасность, что работоспособный аккумулятор сам разрядится так, что не сможет запустить собственный двигатель. Кроме того, если за эти 3-5 попыток мотор так и не пустился, то дело наверняка не в аккумуляторе - ищите неисправность.

Выводы

«Давать прикурить» озябшему коллеге, безусловно, можно. Если соблюдать все вышеизложенные инструкции, то это вполне безопасно для обоих участников процесса. Ну, а взаимовыручка на дороге - это то, без чего нам никак не обойтись.

Помоги ближнему - помогут и тебе!

Два моих приятеля в тридцатипятиградусные морозы решили завести старую Lacetti, чтобы отправиться в далёкое путешествие на Среднюю Волгу на рыбалку. Сколько они ни крутили стартёр, машина не хотела выдавать приличную искру, и двигатель, схватившись, сразу глох. Затем прибыл сосед на джипе и помог «прикурить». Автомобиль задёргался, коленвал закрутился, из трубы потёк едкий дым, но машина через несколько секунд глохла. Ребята не унимались, а небольшие почихивания мотора их только раззадоривали. Мол, вот сейчас крутанём посильнее — и уже поедем. В итоге запахло жареным. В буквальном смысле, из-под капота.

«Эпоха карбюраторных автомобилей с невозмутимой системой подачи топлива прошла, — рассказывает технический эксперт CarFix Олег Чирков . — Автомобили перешли на впрыск ещё в середине девяностых, и неосторожное „ прикуривание “ способно наделать бед как для донора, так и для пациента».

Раньше карбюраторные моторы имели незамысловатые катушки зажигания и генераторы, регулировались одной отвёрткой и выдавали клубы едкого дыма. С переходом на стандарт Евро-2 смесь стала готовить электроника по сложному рецепту с информацией от электронных датчиков. Блок управления ведёт расчёты и регулирует подачу воздуха в топливо. Генератор реагирует на нагрузку, выдавая более сильный ток. Сотни метров проводов опутывают машину изнутри, и из-за экономии всё подключено с минимальным запасом. Если раньше водители директорской «Волги» могли перебросить провода с «КамАЗа» и крутануть, то теперь при такой операции рискуешь получить дым не из трубы, а из-под капота.

Нередки случаи, когда автомобилисты сжигают предохранители, реле генератора или даже блоки управления. Такая история случилась на моей памяти с Toyota RAV4. К примеру, добрый человек помог страждущему оживить умершую «шестёрку», а сам встал на прикол. Пришлось менять электронные мозги, а они нынче дороги.

В эпоху электроники каждая машина имеет свой алгоритм запуска. К примеру, где найти штатное место для массы? С ходу его не обнаружишь, под капотом везде пластмасса, резинки и кожухи. Прицепить «крокодильчик» к кузову непросто. Кроме того, необходимо строго соблюдать последовательность подключения проводов и их полярность. Если перепутать плюс с минусом, то будет большой бум. Ряд производителей вообще запрещают «перекуры» с друзьями и даже грозятся лишить гарантии при проблемах с электрикой. Поэтому «прикуривание» уже выходит за пределы нормированных правил. Каждый действует на свой страх и риск.

Если же решились, то провода лучше брать без «крокодилов», площадь контактов которых минимальна, а с клеммами для максимального обхвата. Чем больше сечение, тем току вольготнее.

Автомобиль донора перед «прикуриванием» лучше глушить, а не газовать со всей силы для помощи процессу. Дело в том, что при нагрузке умный генератор донора компенсирует ток и добавляет мощности, обеспечивая заряд батареи. Чужой автомобиль, включённый в бортовую сеть донора — это всегда гигантский потребитель. Генератор донора напряжётся, все силы направит на восполнение утрат и будет биться насмерть, пока не спалит реле. Скачки напряжения очень опасны для электроники, тем более корейской или японской, рассчитанной на долгие годы здоровой жизни и не приспособленной к подобным издевательствам. Кроме того, нельзя допускать соприкосновения кузовов автомобилей или переброшенных между ними открытых проводников.

При выключенном моторе донора исправный аккумулятор питает только чужую бортовую сеть. От своего автомобиля его лучше отключить, сбросив клеммы. По сути, это уже не классический способ «прикуривания», которым пользовались наши деды, а временная замена аккумулятора с подзарядкой старого в одной цепи. Надо помнить, что этот финт приведёт к обнулению настроек электроники у донора и к другим мелким проблемам с бортовыми системами. Именно поэтому автопроизводители при обилии опций на новых машинах запрещают помощь на дорогах. В их системе координат для этого имеются специальные дорожные службы.

«Из-за скачка напряжения может выйти из строя всё, что угодно, — продолжает Олег Чирков. — Поэтому перед „ прикуриванием “ неплохо изучить описание сразу двух автомобилей: как донора, так и пациента». Иначе возможны ситуации, когда какая-нибудь неопытной девушка просто открывает капот своей новенькой «Короллы» и передаёт инициативу в руки владельца старой «шохи», даже не слышавшего об электронных мозгах.

Как устроить большой бум? При халатном «прикуривании» есть риск не только получить удар током или увидеть сноп искр после спутанной полярности, но и в прямом смысле подорвать автомобиль. Дело в том, что старые батареи при подзарядке источают гремучий газ, который скапливается внутри кожуха и проникает сквозь щели в стенках батареи. Раньше даже были клапаны для стравливания газа. Если аккумулятор выглядит странно, появились подтёки, грязь, наслоения, то назрела необходимость отправляться в магазин. Перечисленные факторы свидетельствуют о разрушении ячеек и побочных химических процессах с пузырением. Такие устройства лучше не «прикуривать» вовсе, а сразу нести на свалку. Но если очень хочется получить большой бум, то можно. Для верности лучше по-настоящему закурить и орудовать проводами с зажатой в пальцах сигаретой. Тогда уж точно рванёт. Яркая вспышка разбивает короб и разбрасывает пластмассовые осколки. Одежду они не пробивают, но могут повредить открытые участки кожи. Дальше — как повезёт. Обычно пожар не возникает, но если машина старая и в ней сильно пахнет парами бензина, то можно увидеть под капотом ещё и большой огонь.

Для "новобранцев", недавно выехавших из автосалона, напомним, что "прикуриванием" на жаргоне водителей со стажем называется соединение посредством специальных проводов аккумулятора одного автомобиля с аккумулятором другого с целью запуска двигателя одного из них. Проще говоря, если у одного подсела батарея, можно соединить ее с батареей другой машины и запустить мотор. Процедура несложная, но требующая аккуратности и некоторых базовых знаний, иначе можно "попасть" на недешевый ремонт.

Когда есть смысл "прикуривать"

Процедура "прикуривания" будет эффективна только в том случае, если явно подсел аккумулятор, когда стартер изначально крутит плохо и слабо. Но если, например, стартер "молотит", а мотор не запускается, то аккумулятор со своей задачей справляется. Тут надо искать причину в другом: может, "глючат" датчики, просят замены свечи или вода в бензобаке за ночь превратилась в лед и закупорила топливопровод.

Процесс "курения"

Технически все очень несложно, и "прикуривание", по опыту автора, умеют совершать даже некоторые дамы-водительницы. Тем более что движений тут надо немного:

1. Присоединяем "курительные" провода (о них речь пойдет позднее) к батарее автомобиля-"донора" (т. е. того, который даст "прикурить"). Сперва цепляем зажим-"крокодил" на клемму "+ ", затем на клемму "- ".

2. После этого присоединяем "крокодилы" на других концах провода к клеммам аккумулятора автомобиля-"реципиента" (которому нужно дать "прикурить"). Ни в коем случае не путаем плюс с минусом! В сетях постоянного тока (каковая есть в автомобиле) полярность имеет глобальное значение, и ее нарушение может вывести из строя на раз всю электронику машины. Поэтому внимательно следим, чтоб красный провод комплекта для "прикуривания" был и у того, и у другого на плюсе, а второй - на минусе.

3. После соединения, без лишних раздумий и разговоров, сразу садимся за руль и запускаем двигатель автомобиля-"реципиента". Если все хорошо и мотор завелся, тогда ставим холостые обороты повыше, около 1 500 об/мин, и идем отсоединять провода от "донора". После чего он может спокойно ехать по своим делам.

"Прикуривание" от работающего двигателя: можно или нельзя?

Один из основных вопросов, связанных с "прикуриванием": можно ли прикуривать от машины с работающим двигателем. Это беспокоит многих, к кому обратились друзья-приятели-соседи с просьбой "прикурить". Ибо, с одной стороны, есть опасения что автомобиль-"реципиент" израсходует весь ресурс батареи "донора" и ему потом будет не завестись.

А с другой - есть еще более серьезные (и дорогостоящие в перспективе) опасения, что "реципиент" выведет из строя электронику "донора". Что здесь правильно?

Как показал проведенный сайт опрос официальных дилерских сервисов, "прикуривание" от автомобиля с работающим двигателем категорически не рекомендуется.

Иван Семкив,

мастер-консультант отдела сервиса автоцентра "Автобиография"

На машине, от которой "прикуривают", мотор обязательно должен быть выключен и с аккумулятора снята хотя бы минусовая клемма. Это обеспечивает полное разделение электросетей обоих автомобилей, при котором "прикуривающий", получается, питается от удаленного аккумулятора, а "донор" просто стоит без батареи.

В противном случае, электрика (генератор) и электроника (блок-контроллер электропитания) автомобиля-"донора" получат сильный "удар" в виде внезапной нагрузки от стартера второго автомобиля. Нагрузка стартера при запуске двигателя составляет свыше 200 Ампер, чего электроника "донора" может не вынести. Она либо сразу выходит из строя, либо после таких "стрессовых перегрузок" может возникнуть масса неисправностей, часто "всплывающих", неявных, когда машина вдруг отказывается нормально ехать, теряет в динамике.

Между тем, если аккумулятор "донора" новый, в исправном состоянии, то бояться, что "реципиент" его вмиг израсходует, не нужно. Перед "прикуриванием" нужно дать "донору" поработать примерно 5 минут на оборотах около 1 500 об/мин, чтоб подзарядить свою батарею, после чего можно глушить двигатель и питать "реципиента".

Еще надо иметь в виду, чтобы штатные аккумуляторы (о чем можно судить по габаритам машин и объемам двигателей) были на одном уровне емкости. Либо "реципиент" был меньше "донора". Не стоит пытаться завести большой внедорожник от малолитражки. А вот наоборот - очень даже можно.

Приводить другие цитаты мастеров смысла нет - с Иваном согласны все, кого мы опросили: мастер СТО "Бош-Сервис" Антон Матвеев, Евгений Иванов из "РОЛЬФ Renault", а также технические специалисты дилерских станций ВАЗ и УАЗ.

В общем, если минусовая клемма отсоединена и мотор заглушен, то "прикуривать" можно без опаски – ничего не "сгорит". А как быть с "принимающим" автомобилем? В головах большинства автомобилистов засел миф о том, что автомобили с электронным блоком управления "прикуривать" нельзя. Чуть что - сразу на эвакуатор и к дилеру. Или вызвать фирменную техпомощь. Этот миф усердно распространяют сами дилеры и фирмы, предоставляющие услуги помощи на дорогах. На самом деле, если коротко, то это - бред. Подключаясь проводами у чужому аккумулятору, вы просто заводитесь от него, и ничего больше. Никаких скачков напряжения и губительного воздействия на электронику.

Илья Павлов,

мастер "Бош Сервис"

Опасным для принимающего помощь автомобиля может быть только "прикуривание" от машины с заведенным мотором. В этом случае при запуске, когда начинает работать генератор, возникает скачок напряжения, отчего может выгореть предохранитель контроллера электропитания или даже сам блок. Если же "прикуривание" идет от аккумулятора отсоединенного от сети автомобиля-"донора", то ничего подобного не произойдет. Здесь получается, по сути, тот же вариант, как и запуск двигателя "техпомощью", которая привозит свой аккумулятор - "бустер", от которого точно так же дает "прикурить".

Внимание к проводам!

Провода для прикуривания могут понадобиться всего пару-тройку раз в жизни (либо не понадобиться вообще - чего всем желаем), но если кто решился прикупить себе такой аксессуар, то к выбору его надо подходить серьезно. Вариантов и цен тут море разливанное - от 200 до 4 000 рублей за комплект. В первую очередь стоит отсечь откровенно дешевые изделия с жесткой оплеткой и тонким проводом. Цены на более-менее нормальные провода начинаются от 800 рублей за 3-метровый комплект и от 1 200 - за 5-метровый.

Для проводов "прикуривания" очень важно крупное сечение проводящей жилы и ее материал, что обеспечивает минимум потерь при передаче электроэнергии. По своему опыту автор знает, что дешевые китайские провода просто не помогают - греются, дымят, а питания не передают даже от мощного и полного аккумулятора. Жесткие оплетки тоже стоит сразу отсечь - они будут трескаться и ломаться на морозе.

Очень важно исполнение зажимов-"крокодилов", которые цепляются к клеммам АКБ. Лучше всего, чтоб они были медными, а провод в "крокодилах" был надежно обжат или пропаян. Пружины у "крокодилов" должны быть надежными, а зубцы "въедливыми". Ибо внезапно соскочивший "крокодил" может натворить немало бед: от выхода из строя электроники и до пожара.

И еще: длиной меньше трех метров провода не стоит покупать. Ведь при "прикуривании" машины надо подгонять поближе друг к другу, что на дороге или во дворе может составить трудности. Если батареи под капотами расположены на разных сторонах (у кого-то они слева, у кого-то - справа), то длины может не хватить.

Когда один водитель просит у другого прикурить, не принято отказывать, даже если ты не куришь! Конечно, речь идет не о сигаретах, а о простой и в тоже время сложной процедуре пуска двигателя машины, используя аккумулятор машины-донора. Процесс «прикуривания» имеет много моментов, которые необходимо учитывать, в противном случае ошибки могут привести к серьезной поломке авто.

Можно ли "прикуривать" от инжектора и автомата?

В последнее время автопарк крупных городов значительно обновился, появилось много современных машин иностранного производства, имеющих сложные электронные компоненты, чувствительные к перегрузкам и нештатным ситуациям. «Прикуривание» иномарки от машины-донора можно отнести к такой нештатной ситуации. Итак, ваша машина иностранного производства не заводится, стартер еле крутит и вы предполагаете, что дело в разряженной аккумуляторной батарее (АКБ). Вы просите у знакомого «прикурить» от его авто - он соглашается, но говорит, что свою машину заводить не будет. И это абсолютно правильное решение, так как в этом случае вы будете запитываться просто от стороннего аккумулятора – это достаточно безопасный процесс для любого автомобиля, в том числе и для иномарки. Обратите внимание на провода, которыми будет выполнено соединение двух аккумуляторов – провода должны быть без повреждений, клеммы выполнены в виде «крокодилов», позволяющих надежно выполнить соединение. Важный момент при соединении – не перепутать полярность! В противном случае, многие системы автомобиля могут выйти из строя. После соединения АКБ, подождите 2-3 минуты, дав немного подзарядиться севшей батарее, далее можно начать запускать двигатель. После успешного пуска, аккуратно отсоедините провода сначала от машины-донора, затем от заведенного авто. Часто возникает вопрос, можно ли использовать в качестве машины-донора иномарку, имеющую сложные электронные системы? Практика показывает, что использовать можно, но только в процессе «прикуривания» машину-донор лучше не заводить. В этом случае все электронные системы останутся невредимыми. Бытует мнение, что машины с автоматической коробкой передач (АКПП) не стоит использовать в качестве донора, а также лучше не заводить методом «прикуривания». Но опять же, практика показывает, что можно делать и то и другое, соблюдая правила - машина-донор должна быть не заведена.

Некоторые водители имеют возможность, не снимая АКБ с автомобиля, подзарядить ее при помощи зарядного устройства, запитанного от сети 220 В. Например, это может происходить в гараже. Важный момент - обязательно снимите с аккумулятора обе клеммы и затем начинайте заряжать. Если вы заряжаете батарею при отрицательной температуре, процесс идет очень медленно и может не дать положительного результата. Производители рекомендуют заряжать АКБ при положительной температуре окружающего воздуха. При зарядке необслуживаемых аккумуляторов, ток зарядки должен быть не более 1/10 от емкости АКБ. Следите, чтобы батарея не перегрелась, в противном случае, немедленно прекратите заряжать.