Машины связи на шасси газ ааа. Секреты первых советских трехосок: мирные и военные судьбы автомобиля ГАЗ-ААА. Технические характеристики ГАЗ-ААА


Основные модификации 3-осного грузовика ГАЗ-ААА:
ГАЗ-05-193 - штабной автобус (1936-45 гг.). Произведено 237 шт.
ГАЗ-60 - полугусеничный ГАЗ-ААА (1938-42 гг.)
ПАРМ-А - ремонтно-восстановительная машина.
БА-6 - бронеавтомобиль на шасси ГАЗ-ААА (1935-38 гг). Выпущёно 386 шт.
БА-10, БА-10М - бронеавтомобиль на шасси ГАЗ-ААА (1938-41 гг). Выпущено 3311 шт.
СУ-12 - самоходная установка с 76,2-мм пушкой (1933-35 гг.). Выпущен 51 экземпляр.
ЗСУ 61-К

Кроме того на базе ГАЗ-ААА выпускался ряд специализированных автомашин - пожарные, седельные тягачи, радиофургоны, прожекторные зенитные установки ПО-15-8, РЛС обнаружения РУС-2 "Редут" и РУС-2с "Пегматит", автомобильные зенитные установки (счетверённые пулемёты "Максим" в кузове) и т.д.

Тактико-технические характеристики
грузовика ГАЗ-ААА
Год выпуска 1934
Мест в кабине 2
Масса, кг 2475
Масса груза, кг 2000
Габаритные размеры:
длина, м
ширина, м
высота, м

5,335
2,04
1,97
Клиренс, м 0,23
Двигатель карбюраторный
"ГАЗ-М1", 50 л.с.
Коробка передач 4 вперёд, 1 назад
2-скоростная раздаточная
коробка
Расход топлива, л/100 км 25
Запас хода, км 100
Макс. скорость, км/ч 65
Выпущено, шт 37373

3-осный грузовик ГАЗ-ААА (6x4) был разработан в 1934 г. при участии известного конструктора В. А. Грачева. С точки зрения конструкции ГАЗ-ААА представляет собой трехосную модификацию грузовика ГАЗ-АА. Сначала на нем использовали обычный 40-сильный мотор, но с 1936 г. стал применяться его вариант в 50 л.с., который в США устанавливали на модели Форд-ВВ. При проектировании нового грузовика были внесены ряд мелких изменений, например немного была изменена форма крыла. Главными же особенностями ГАЗ-ААА стали подвеска двух задних мостов на четырех продольных полуэллиптических рессорах (вместо двух балансирных) и червячная главная передача для ведущих мостов, разработанные на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ). Связанное с этим увеличение числа колес позволило не только уменьшить удельное давление на грунт, но и оптимизировать передачу крутящего усилия от двигателя на грунт. В свою очередь, это значительно повысило проходимость автомобиля по проселочным и лесным дорогам. Проходимость его по снегу и мягким грунтам могла быть повышена с помощью установки на задние колеса гусеничных цепей "Оверолл".

Автомобиль мог перевозить по шоссе 2 т груза и развивал скорость 65 км/ч, а при подъеме с полной нагрузкой можно было преодолевать подъем в 27 градусов.

Существенным недостатком ГАЗ-ААА был относительно слабый двигатель, не позволявший использовать его в качестве тягача дивизионной артиллерии. По этой причине автомобиль использовался в основном для перевозки войск и грузов.

Кроме этого, шасси автомобиля ГАЗ-ААА использовалось для производства средних бронеавтомобилей БА-6 и БА-10, штабных автобусов ГАЗ-05-193, топливозаправщиков, походных мастерских, радиолокационных станций. Шасси "трехоски" использовалось для установки на нем счетверенных пулеметов "максим" или крупнокалиберного ДШК, на базе этой машины выпускалась артустановка СУ-12 и бронеавтомобиль БА-10, а также одна из первых советских радиолокационных станций РУС-2 "Редут".

По объему производства ГАЗ-ААА стал самой массовой машиной повышенной проходимости. За период с 1934 по 1943 годы было изготовлено 37373 грузовика, большинство из которых использовалось в частях Красной Армии.

Фотографии грузовика ГАЗ-ААА


Автомобиля из 4 × 2 была превращена в 6 × 4.

ГАЗ-ААА
Общие данные
Производитель ГАЗ
Годы производства -
Сборка ГАЗ (Горький , СССР)
Дизайн
Колёсная формула 6 × 4
Двигатель
карбюраторный ,
4-цилиндровый, рядный, рабочий объём 3285 см 3 , до 1937 года степень сжатия 4,25, мощность 40 л. с. (ГАЗ-АА), с 1937 года - степень сжатия 4.6, мощность 50 л.с. при 2800 об./мин (ГАЗ-ММ).
Трансмиссия
10 передач (8 вперёд и 2 заднего хода)
Характеристики
Массово-габаритные
Длина 5335 мм
Ширина 2040 мм
Высота 1970 мм
Клиренс 230 мм
Колёсная база 3200 мм
Масса 2475 кг
На рынке
Другое
Грузоподъёмность 2000 кг на шоссе, 1500 кг на грунте
Медиафайлы на Викискладе

Правая сторона

Предыстория трёхосных автомобилей

В 1920-х в мировой автомобильной промышленности стала популярной концепция трёхосных (по тогдашней терминологии шестиколёсных) автомобилей повышенной проходимости с колёсной формулой 6 × 4. В СССР внимание автомобилям повышенной проходимости (прежде всего для нужд РККА) уделялось самое пристальное, поэтому первоначально начались их закупки по импорту. Например, для эксплуатации в Средней Азии закупались популярные французские средние грузопассажирские автомобили Renault MH, а для РККА - английские тяжёлые 7-тонные грузовики Moreland TX6. На базе последнего, в 1931 году был даже создан тяжёлый бронеавтомобиль Д-9. В конце 1930 года в США была закуплена партия из 1000 ед. трёхосных (6 × 4) грузовиков «Timken Company » Ford-Timken грузоподъёмностью 1,5-2,5 т, выпускавшихся на базе стандартного двухосного (4 × 2) Ford АА. Кстати, в Америке эта модель большого признания не получила, но в СССР стала родоначальницей всех «трёхосок». В 1931-м сборка трёхосных «Ford-Timken» из американских комплектов была развёрнута на Первом автосборочном заводе . На базе «Ford-Timken» уже в 1931-м были разработаны и в 1931-1934 гг. выпускались серийно бронеавтомобили среднего класса Д-13 , БАИ и БА-3 , а также были созданы экспериментальные плавающие-авто-железнодорожные бронеавтомобили БАД-1 и БАД-2 .

История создания и производства ГАЗ-ААА

Конструкция

Конструктивно ГАЗ-ААА представлял собой трёхосную модификацию двухосного грузовика ГАЗ-АА /ГАЗ-ММ , где задний ведущий мост заменялся двухосной тележкой с балансирной подвеской мостов на 4 продольных полуэллиптических рессорах, червячными главными передачами и 2-ступенчатым понижающим редуктором в трансмиссии. Связанное с этим увеличение числа колёс позволило уменьшить удельное давление от каждого из них на грунт, что позволило повысить проходимость автомобиля по просёлочным и лесным дорогам. Грузовик мог преодолевать подъём в 27°. В 1938 году грузовик прошёл модернизацию, получив более мощный 50-сильный мотор и ряд других усовершенствований, аналогичных базовой модели ГАЗ-ММ . С началом Великой Отечественной войны конструкция ГАЗ-ААА была существенно упрощена (по типу ГАЗ-ММ-В) в целях снижения трудоёмкости и стоимости производства, что практически не отразилось на ТТХ. Для повышения проходимости на ведущие колёса бронеавтомобилей и спецмашин на базе ГАЗ-ААА одевались быстросъёмные вездеходные цепи типа «Оверолл» (входили в штатное оснащение всех средних БА).

Модификации, спецмашины и бронеавтомобили на базе ГАЗ-ААА

На шасси ГАЗ-ААА монтировались радиосистемы дальнего обнаружения

В середине 20-х годов прошлого столетия на заводе АМО (Москва) начался выпуск грузовых автомобилей АМО Ф15. Но завод был не в состоянии удовлетворить растущую потребность СССР в грузовых автомобилях. Поэтому в Нижнем Новгороде началось строительство нового крупного автозавода. Партнером в строительстве стала американская компания «Форд». Уже в начале 1932 года завод выпустил первые грузовики ГАЗ АА, созданные на основе "Форд АА".

Импортные трехосные

В 20-30-е годы в ряде стран стали популярны грузовые автомобили с тремя осями. Такие грузовики часто использовались в качестве армейских машин. СССР импортировал из Франции и Великобритании трехосные машины для эксплуатации в Средней Азии.

Базовый автомобиль "Форд АА" имел модификацию с двумя задними мостами, выпускавшуюся компанией "Тимкен", которая являлась поставщиком элементов шасси для заводов "Форд". Благодаря третьему мосту грузоподъемность машины была повышена до 2-2,5 тонны.

Уже в 1930 году Советский Союз приобрел комплекты деталей для сборки одной тысячи грузовиков "Форд-Тимкен". В СССР на базе этих шасси были разработаны и серийно производились бронеавтомобили БАИ и БА-3.

Создание отечественного варианта

Вскоре в институте НАТИ, опираясь на конструктивные решения "Форда-Тимкен", создали отечественный вариант трехосного грузовика, получивший название ГАЗ-ААА. По сравнению с американским аналогом, несколько расширилась колея задних колес и сократилась база задней тележки. Изменилась конструкция подвески тележки.

Серийное производство началось в самом конце 1934-го и продолжалось до лета 1943 года. Однако единичные машины собирали до самого начала 1944 года из имевшегося задела деталей. Всего было выпущено почти 37,4 тысячи бортовых машин и некоторое число шасси для бронеавтомобилей и автобусов. Фото ГАЗ-ААА из ранних серий представлено ниже.

Шасси грузовика использовалось в конструкции автобуса ГАЗ 05-193 и средних бронеавтомобилей БА-6 и БА-10.

Особенности конструкции

Основным отличием шасси ГАЗ-ААА стала задняя балансирная тележка. В конструкцию тележки входили два моста с проходным червячным редуктором и четыре рессоры в форме половины эллипса. Трансмиссия состояла из четырехскоростной коробки передач и дополнительного двухскоростного редуктора. Редуктор имел прямую и понижающую передачи.

Благодаря трансмиссии удалось расширить тяговый диапазон и улучшить внедорожные характеристики ГАЗ-ААА. Положительное влияние на проходимость оказали и колеса дополнительной оси.

Рама трехосного автомобиля имела свои лонжероны. Для охлаждения более теплонагруженного двигателя применяли радиатор с увеличенной площадью теплообменника. Увеличение площади было достигнуто за счет дополнительных рядов трубок. Изменили и вентилятор двигателя - вместо простейшего двухлопастного варианта применялся более производительный, с четырьмя лопастями.

Запасные колеса размещались под деревянной платформой кузова. Для обеспечения большего хода колес задней тележки платформа имела увеличенные на 100 мм поперечные подпорные брусья. Поскольку грузоподъёмность машины составляла 2 тонны, то эти брусья были изготовлены из более толстых досок. В расширенном промежутке под задней частью платформы разместился большой инструментальный ящик, который проходил насквозь через всю ширину автомобиля.

Модернизация машины

Машины первых лет выпуска оснащались 40-сильным карбюраторным двигателем. Для повышения технических характеристик ГАЗ-ААА с 1937 года стали оснащать модернизированным 50-сильным мотором с карбюратором от легкового автомобиля М1. Произошла унификация рулевого редуктора для всех автомобилей ГАЗ.

Машину оснастили стояночным тормозом дискового типа, размещенным на выходном валу раздаточной коробки.

В качестве эксперимента под платформой модернизированных машин ГАЗ-ААА пытались установить дополнительный 60-литровый бак для топлива. Топливо из него перекачивалось насосом в основной бак. Существовали опытные образцы расширенной платформы с усиленным каркасом. Машины с таким комплексом доработок имели полуофициальное обозначение ГАЗ 30. Дальнейшего развития эксперименты не получили.

Серийные изменения 1938-41 годов

В предвоенные годы в конструкцию ГАЗ-ААА постоянно вносились изменения и доработки. Так, с 1940 года машины получили унифицированный буксирный прибор на задней поперечине рамы.

Примерно в это же время запасные колеса перенесли из мест под платформой в карманы на передних крыльях. К этому времени относится и введение передних буксировочных крюков, установленных на лонжеронах рамы.

Упрощенная модель

После начала Великой Отечественной войны стала резко ухудшаться ситуация с поставками качественного стального листа, необходимого для штамповки крыльев и ряда других деталей. Поэтому конструкторы завода разработали упрощенный вариант кабины грузовика. Для изготовления кабин использовалось обычное кровельное железо. Все изменения военного времени вводились постепенно, по мере расходования запаса деталей.

Без изменений остались передняя стенка кабины, приборная панель и капот двигателя. Задняя стенка кабины была немного выше спинки сидения водителя и имела трубчатый усилитель по внешней кромке. Остальная часть задней стенки выполнялась из брезента и крепилась к усилителю и к деревянному каркасу крыши. Крыша была также изготовлена из брезента. Козырек над лобовым стеклом не ставился.

Вместо дверей имелись треугольные вставки из фанеры по бокам сидения. Остальной проем можно было закрыть двумя брезентовыми полотнищами, соединявшимися кожаными ремешками. Штампованные подножки заменили деревянными из 2-3 досок. Подножки служили опорой крыльям и имели дополнительный кронштейн крепления. Общий вид салона ГАЗ-ААА - на фото ниже.

Крылья получили прямоугольную форму и имели в углах несколько точек сварки. Автомобили оснащались одной фарой со стороны водителя. Лобовое стекло кабины состояло из двух частей и могло легко заменяться. Для замены могло использоваться обычное оконное стекло.

Ближе к концу 1942 года машины стали оснащать деревянными дверями со сдвижным остеклением. В 1943 году стали применять две фары от внедорожного ГАЗ-67. Брезентовый зад кабины использовался на полуторатонных грузовиках ГАЗ АА и после войны, вплоть до окончания производства в 1949 году.

Эксплуатация

Многие построенные машины ГАЗ-ААА поставлялись в Красную армию. На них часто вместо бортовой платформы устанавливались различные ремонтные мастерские. Шасси использовалось для установки маслозаправочных (модель М3-38) и бензозаправочных (Б3-38) цистерн.

Еще одной сферой применения машины было создание мобильных радиостанций, систем дальнего обнаружения целей РУС-2. В середине 30-х годов на базе грузовика создали самоходную установку Су-12, которая активно применялась в боях на озере Хасан, реке Халхин-Гол и во время войны с Финляндией. Уже во время войны на шасси ГАЗ-ААА устанавливали систему залпового огня БМ-13 «Катюша».

Автобус ГАЗ 05-193 выпускался с 1939 года для нужд армии. Его использовали как штабной и санитарный транспорт, как шасси для изготовления подвижных лабораторий (гигиенических, бактериологических и т. д.).

Часть автомобилей ГАЗ-ААА попала и на гражданскую службу, но с началом войны была мобилизована в армию. Уцелевшие машины достаточно долго эксплуатировались в народном хозяйстве в различном качестве. Для вывоза бревен использовались автомобили-лесовозы ГАЗ-ААА, работавшие с роспуском.

На сегодняшний день уцелело всего три трехосных автомобиля, которые находятся в различных музеях России.

В 1930 году Горьковский автомобильный завод «ГАЗ» по лицензии американской фирмы Ford впервые выпустил первые 10 грузовиков под маркой Ford-AA, именно на их основе позднее началось серийное производство отечественных грузовых автомобилей ГАЗ-АА . Прозвище «Полуторка» ГАЗ-АА получил за свою грузоподъемность, которая составляла 1.5 тонны соответственно.

Изначально в начале 1932 года первые грузовики носили имя НАЗ-АА, так как в то время их выпустил Нижегородский автомобильный завод, но к концу года завод был переименован, и с конвейера уже нового завода выходило по 60 грузовиков ГАЗ-АА в сутки.

С наступлением войны обострилась ситуация с сырьем, да и не только с ним. Из-за недостатка тонкой холоднокатаной стали и ряда других комплектующих, поставлявшихся сторонними предприятиями было решено выпускать упрощенные грузовики, которые получили имя ГАЗ-ММ -В . В таком упрощенном виде грузовики выпускали практически до самого конца войны, с 1944 года частично начали возвращаться к своему первоначальному виду. 10 октября 1949 года с конвейера Горьковского автомобильного завода вышел последний автомобиль ГАЗ-ММ, однако на этом его история не закончилась, ведь завод «УльЗИС» продолжил их выпуск до 1950 года.

За все время производства, было выпущено почти 1 миллион (985000) грузовых автомобилей ГАЗ-АА по прозвищу «Полуторка» включая модификации которые выпускали на заводах «ГАЗ», «КИМ», «УльЗИС», а так же Ростовском автосборочном заводе. Его шасси послужило базой для создания целого ряда спец модификаций военного и гражданского назначения, а узлы и агрегаты ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ широко применялись при создании военных и боевых машин, включая лёгкие танки, бронеавтомобили серий БА-6 и БА-10, самоходки СУ-12, артиллерийские тягачи и т.д.

Дизайн и конструкция

Кабина первых серийных ГАЗ-АА была выполнена из дерева и прессованного картона, смотрелась как вырубленная из топора - угловатая. Но позднее с 1934 года ее уже стали делать металлической с более обтекаемыми формами.

Специально для эксплуатации в советских дорожных условиях грузовики ГАЗ-АА, в отличие от своего американского прототипа, получили усиленный картер сцепления, рулевой механизм, установили воздушный фильтр, которым, кстати, американские Форды не комплектовали. Модель постоянно дорабатывалась и модернизировалась. С 1938 года двигатель ГАЗ-АА увеличили в мощности до 50 лошадиных сил с этих пор «Полуторка» получила имя .

Автомобиль ГАЗ-АА был конструктивно прост и технологичен, выполнен на рамном шасси с рессорной подвеской. Особенностью конструкции было устройство задней подвески и трансмиссии, карданный вал закрытого типа. Толкающая труба, внутри которой располагался карданный вал, упиралась в бронзовую втулку, подверженную быстрому износу. Недостаточной живучестью отличалось и крепление реактивной тяги передней подвески, воспринимавшей усилие при торможении. Эти недостатки, а так же из-за того, что ГАЗ-АА почти всегда эксплуатировался со значительным перегрузом, сказывались на сроке службы автомобиля, в этом «Полуторка» уступала 3-тонному «Захару» ЗИС-5

После начала Великой Отечественной Войны начали выпускать упрощенный вариант «Полуторки» ГАЗ-ММ-В . У этих грузовиков двери были заменены треугольными боковыми загородками и сворачиваемыми брезентовыми дверями, крылья были выполнены из кровельного железа методом простой гибки, отсутствовали тормоза на передних колёсах, оставлена только одна фара головного света, боковые борта не откидывались.

В 1944 году «Полуторка» частично вернулась к своему первозданному облику, вновь появились деревянные двери, то есть кабина опять стала деревянно-металлической (и оставалась таковой до окончания производства грузовика), позже снова появились передние тормоза, откидные боковые борта и вторая фара.

Модификации

Модернизированный вариант «Полуторки» с более мощным двигателем мощностью 50 лошадиных сил, новым карданом, рулевым управлением и усиленной подвеской. Выпускался с 1938 по 1950 год.

Упрощенный вариант «Полуторки». Двери были заменены треугольными боковыми загородками и сворачиваемыми брезентовыми дверями, крылья были выполнены из кровельного железа методом простой гибки, отсутствовали тормоза на передних колёсах, оставлена только одна фара головного света, боковые борта не откидывались.

ГАЗ-ААА

Грузовой автомобиль повышенной проходимости с колесной формулой 6х4 и грузоподъемностью 2 тонны. Выпускался с 34 по 43 год. Было выпущено 37373 автомобилей, вот такое вот веселое число! На его базе выпускались как штабные автобусы, так и военная техника - бронеавтомобили, боевые химические машины и бронетранспортеры.

ГАЗ-410

Самосвал на шасси ГАЗ-АА с цельнометаллическим кузовом и меньшей грузоподъемностью - 1.2 тонны. Выпускался с 34 по 46 годы.

ГАЗ-42

Грузовой автомобиль, с газогенераторной установкой построенный на базе «Полуторки», работал на твердом топливе и в прямом смысле ездил на дровах. Мощность двигателя составляла 35-38 лошадиных сил, а грузоподъемность без дров 1 тонна, с полной загрузкой дровами чуть более 800 кг.

ГАЗ-43

Автомобиль, так же как и ГАЗ-42 работал на твердом топливе, но вместо дров использовался уголь. Газогенераторная установка была меньше по габаритам. Годы выпуска 1938 - 1941.

ГАЗ-44

Модификация с газобаллонной установкой, в качестве топлива использовался сжиженный нефтяной газ. Выпускалась в 1939 году.

ГАЗ-55

Выпущенный в количестве 12044 экземпляров, советский санитарный автобус на шасси ГАЗ-ММ. Серийное производство было организовано в 1938 году на Горьковском автосборочном заводе (с 1940 года — автобусный филиал ГАЗа). В 1942 году конструкцию машины значительно упростили. Передние крылья делали уже не методом глубокой штамповки, а также как на ГАЗ-ММ-В гнули из плоского листа, аналогично выполняли и задние брызговики, устанавливалась только левая фара, передние тормоза отсутствовали.

Производство ГАЗ-55 продолжалось и после войны. Снят с производства в конце 1950 года

ГАЗ-60

Полугусеничный грузовик повышенной проходимости. Выпускался с 1938 по 1943 годы малой партией. Всего было выпущено чуть более 1000 экземпляров ГАЗ-60 и его модификаций.

ГАЗ-65

Гусенично-колесная модификация ГАЗ-АА. На стандартные задние колеса накладывались гусеницы, эти задние колеса и приводили в движение автомобиль. В 1940 году была выпущена опытная партия, в количестве около 2000 экземпляров. Конструкция оказалась неудачной и впоследствии к ней уже не возвращались. Опыт проектирования, испытаний и эксплуатации таких автомобилей показал, что создание полугусеничников на базе стандартных автомобилей приводило к чрезвычайно низкой их долговечности, так как при установке гусеничного хода все остальные агрегаты оставались неизменными, и из-за увеличения несущей способности движителя они работали с большими перегрузками. Частые поломки и отказы конструкции были типичны для эксплуатации полугусеничных автомобилей.

ГАЗ-03-30

Гражданский автобус на шасси ГАЗ-АА рассчитанный на 17 пассажиров. Каркас кузова был деревянным с металлической обшивкой. Самая распространенная модель автобуса довоенного времени. Годы выпуска 1933-1950

ПМГ-1

Первые пожарные автомобили Горьковский автозавод выпускал на шасси АМО-Ф15 , еще в 1926 году. Для того чтобы из «Полуторки» получился пожарный автомобиль, первым делом из него извлекали карданный вал и си¬дение водителя. Сзади коробки передач устанавливали раздаточную, а в задке машины — центробежный насос Д-20. Нижний выходной хвостовик раздаточной коробки соединяли карданным валом с главной передачей, а верхний — с насосом.

На шасси ус¬танавливали деревянную надстройку с боковыми сидениями для пожарной команды. В ней располагали бак с водой для оказания первой помощи на пожаре. По бокам к спинкам сидений крепили катушки с выкидными рукавами. Сверху надстройки закрепляли трехколенную выдвижную лестницу, забирные рукава, запасное колесо и резиновые стволы, внутри надстройки — стендер и фо¬нарь «летучая мышь», а в ее ящиках — различные противопожар¬ные принадлежности (разветвитель-тройник, забирные сетки и прочее) и шанцевый инструмент. На передних крыльях закреплялись пеногенератор, разветвитель-двойник и два огнетушителя, а к задку автомобиля приделывались поворотные кронштейны, на которых подвешивали большую катушку с выкидными рукавами. Для управления машиной при подаче воды на пожаре помещали внутри надстройки соответствующие тяги, а в задней ее части ус¬танавливали ручки управления.

ГАЗ-ААА - автомобиль, ставший самой массовой трехосной довоенной моделью грузовика не только в СССР, но и во всем мире. О нем мы и расскажем далее в статье.

Как это ни прискорбно признавать, но прототипом советских грузовиков, поставленных на три оси, является американский автомобиль Ford-Timken. Стоит отметить, что в США машины такого класса, отличающиеся повышенной проходимостью, не являлись популярными, а вот в СССР, где проблемы бездорожья никогда не теряли своей актуальности, подобные грузовые автомобили были весьма кстати. Поэтому с 1931 года завод «Гудок Октября», располагавшийся в Нижнем Новгороде (позднее переименованном в город Горький), начинает изготавливать из комплектующих, поставляемых из Америки, отечественные копии «Тимкенов».

Понятно, что долго так продолжаться не могло - Стране советов нужна была полностью своя машина.

«Трехосник» от горьковчан

В 1932 году московский НАТИ спроектировал «трехоску», взяв за базу опять же американский Ford AA, который до этого послужил уже прототипом ГАЗ-АА («полуторка»). После чего результаты работ по машине были переданы на ГАЗ для полной доводки, перед выпуском в серию.

Закончить ГАЗ-ААА было поручено В. Грачеву, талантливейшему конструктору Горьковского автозавода, однако даже у него поставить новый грузовик на конвейер (в 1934 г.) получилось только с третьего раза. Каждый раз проектирование ходовой части новой машины начиналось с нуля. Третья ось, которую попросту попытались приладить к уже существующей полуторке, категорически отказывалась там приживаться.

Тем не менее нужно отметить тот факт, что два образца ГАЗ-ААА, предшествующих серийной модели, в 1933 году приняли участие в Каракумском пробеге.

В итоге конструкторы все же добились нужного результата, и машина пошла в массовое производство. И несмотря на то что внешне ГАЗ-ААА от «полуторки» отличался лишь третьей осью, это была уже другая машина.

Отличие новой «трехоски» от старой «полуторки»

Прежде всего нужно отметить, что новый грузовик получил другую раму. Так как двигатель теперь подвергался более высоким нагрузкам, появилась необходимость в улучшении системы охлаждения, поэтому четырехрядный радиатор от ГАЗ-АА был заменен на шестирядный и плюс к тому установлен четырехлопастной вентилятор. Таким образом, сердечник радиатора увеличился по толщине на 37 мм.

Если на «полуторке» запаска была подвешена в задней части, под рамой, то у ГАЗ-ААА, во-первых, запасных колес стало два, а во-вторых, их перенесли непосредственно под кузов, где и закрепили на откидывающихся кронштейнах. Там же конструкторы установили и ящик для инструментов. Причиной такого изменения стал картер тележки заднего моста, который не позволял закрепить «запаску» («запаски») на традиционное место. Сам же кузов, чтобы исключить касаний колес задней тележки его корпуса во время движения по бездорожью, был приподнят на десять сантиметров, а его опорные поперечные брусья для увеличения прочности в связи с повышением грузоподъемности машины были увеличены в диаметре.

Кроме того, в 1937 году трехосный советский грузовой автомобиль ГАЗ стал комплектоваться более мощным двигателем (50 л. с.) вместо старого сорокасильного. Вторичный вал демультипликатора оборудовали дисковым тормозом, а также машина получила дополнительный бак для горючего емкостью 60 литров. Кузов расширили на 10 см и усилили металлическим каркасом.

Технические характеристики ГАЗ-ААА выглядели так:

  • габариты машины (м) - 5,335 х 2,04 х 1,97 (длина, ширина, высота);
  • снаряженная масса (т) - 2,475;
  • вместимость кабины - 2 чел.;
  • грузоподъемность (т) - 2;
  • колесная формула - 6 на 2;
  • база машины (м) - 3,2;
  • колесная колея (м) - 1,405;
  • мощность силового агрегата (л. с.) - 504;
  • расход бензина - 27 л на 100 км;
  • предельная скорость движения - 65 км/час.

Практическое применение «трехоски»

ГАЗ-ААА - модель, которая прежде всего предназначалась для армии. Там эти автомобили использовались в основном для транспортировки личного состава и грузов. В качестве тягача для арт. вооружения «трехоска» не годилась, так как для этого не хватало мощности. Однако эти грузовые автомобили прекрасно подходили для монтажа счетверенных пулеметных установок или же зенитных пушек калибра 37 мм.

Кроме того, на основе ГАЗ-ААА была создана самоходка СУ-1-12 с 76-миллиметровой пушкой, бронеавтомобили среднего класса БА-6 и БА-10, ремонтные машины ПАРМ и ПМ «тип А», радиостанция РСБФ, а также разнообразные фургоны, цистерны, кинопередвижные установки, агитавтобусы и пожарные машины.

Конец конвейерной жизни

В 1943 году Горьковский автозавод попал под бомбардировку немецкой авиации и фактически был уничтожен. Впервые за всю войну ГАЗ вынужденно прекратил свою работу.

Несмотря на проблемы, связанные с военным временем, предприятие было довольно быстро восстановлено и продолжило выпуск столь необходимых для воюющей страны автомобилей. Однако после реконструкции производство ГАЗ-ААА было прекращено. А роль двухтонного грузовика с повышенной проходимостью после окончания войны стал играть двухосный, оборудованный полным приводом, ГАЗ-63.

Всего начиная с 1934 года горьковчанами было выпущено 37 373 машины. Из них до наших дней дожили только три экземпляра.