Лучшее моторное масло: выбирают эксперты «За рулем. Лучшее моторное масло: выбирают эксперты «За рулем Что и как определяли

Общепринятое мнение, в определении разницы и отличия между моторными маслами 0w40 или 5w40, гласит, что внимание стоит обращать только на первую цифру смазки для двигателя.

Это объясняется тем, что в первом случае критическая температура, при которой может замерзнуть масло равняется 35 градусов ниже нуля, а во втором, по достижению морозов 30 градусов. Но напрашивается вопрос — а как же тогда двигаются машины при сорока градусах и ниже зимой?

Для них есть какие-то специальные масла, которые не входят в линейку всесезонного использования?

Безусловно, масла однонаправленные, т.е. только для зимы или лета, имеют более твердую устойчивую структуру, но смазки для круглогодичного использования так же обладают большим порогом замерзания, чем отметка термометра в 35.

Это только подтверждает, что все моторные масла отличаются друг от друга, и даже те, которые находятся в одном ключе 0w40 или 5w40 по SAЕ, но выпущены у разных производителей. Наиболее часто возникают споры, о том, что лучше 0w40 или 5w40, считая что оба продукта синтетического происхождения, можно ли их смешивать, надо ли промывать двигатель при замене и т.п. Попробуем разобраться более детально в данной проблеме и дать ответы на все интересующие вопросы.

Моторные смазки 0w40 или 5w40 — есть ли отличия?

Для начала, оставим в стороне вязкость обоих линеек масел и признаем за константу то, что у всех смазочных материалов разный порог замерзания, даже при указании стандартного SAE 0w40 или 5w40. В этом вопросе, стоит вернуться к истокам, а именно базовой структуре моторной смазки. Как уже не раз говорилось, качество рабочего ресурса моторного масла напрямую зависит от его исходной основы, которая в большинстве случаев бывает природной, т.е. минеральной с современными технологиями очистки. При чем не стоит думать, что очищением исходного продукта занимается та же компания, которая называется производителем.

В мире насчитывается всего около трех корпораций, которые готовят базовое масло, у них в основном и происходит закупка сырья для дальнейшего использования, что означает добавление присадок. Второй разновидностью основы для моторных масел — считается синтетический продукт, полученный исключительно за счет синтезирования на молекулярном уровне.

По праву, синтетика всегда дороже и вызвано это не присадочными пакетами, а тем что база масла никогда не будет «болеть» теми проблемами, которым подвержено природное минеральное масло.

Рассматривая показатели обоих моторных смазок — 0w40 или 5w40 — на первый взгляд можно сделать вывод, что обе линейки относятся к чистым синтетическим маслам. На самом же деле это не так:

  • 0w40 — безусловно синтетика и подтверждением тому, является повышенная текучесть масла.
  • 5w40 — относят к синтетическим маслам условно, так как в большинстве случаев качество масла
    достигается процессом гидрокрекинга, а значит исходная база масла все же минеральная, о чем говорит более высокий порог вязкости у большинства продуктов.

Защитные свойства 0w40 и 5w40 так же будут отличаться, потому что изначально базовая структура будет разной и передаст каждому маслу свое.

Пакеты присадок

Разобравшись с основой, перейдем к присадкам, которые так же могут разниться в любых 0w40 или 5w40.

В этом вопросе определяется направленность масла и его назначение. К примеру, если стоит задача только на легкий старт двигателя в мороз, то такое масло никогда не даст значительного эффекта экономии топлива, но позволит спокойно стартовать и при минус 40. В летний же период его лучше не использовать, так как продукт при сильном разогреве может стекать, как вода со всех деталей двигателя и не обеспечивать должной защиты.

Вот почему все же рекомендуют «пятерки» для лета, они более устойчивы к высоким температурам. Определить текучесть, так же можно ознакомившись с температурой вспышки, у условно летних масел она будет значительно выше. Большинство импортных масел, даже в одинаковых рангах 0w40 или 5w40, будут отличаться от отечественных по экологии.

Зарубежные производители пытаются превзойти экологические нормы, установленные ЭКО 5, а отечественные будут бороться с «не чистым» топливом, которое заливается на всех заправках без исключения, даже не смотря на значки ЕВРО.

Чистота топлива так же достигается различными присадками, как и разнонаправленность моторных масел.

Какое же масло лучше 0w40 или 5w40?

Ответ один — нет лучших или худших — есть те, которые идеально подходят под конкретно взятый двигатель автомобиля.

Опять же в этом вопросе всплывает технология производства. Гидрокрекинговые масла никогда не смогут выступить в роли охлаждающей жидкости для современных модификаций силовых агрегатов со смежными системами, а значит, даже в летний период, не смотря на более высокую вязкость, полной защиты всех узлов они не обеспечат.

Поэтому большинство автоконцернов рекомендуют для своих моторов всесезонные масла 0w40, 0w20, 0w30 с быстрым течением в любое время года и играет тут основную роль далеко не вязкость и не климатическая температура, а именно терморегулирование под капотом машины.

5w40 ни чуть не хуже — это тоже высококачественный расходник для смазывания, но направлен он несколько на другое. Зазоры между поршневыми кольцами у всех машин разные, а значит защитить и «закупорить» эти зазоры может только то масло, которое имеет для этого лучшие показатели. Более высокая вязкость 5w40 способна образовать сразу же защиту на всех компонентах двигателя, включая и поршневую систему.

Плотность и устойчивость к разрушениям пленки, так же будет достигаться за счет присадок, но и базовая основа внесет свой вклад, являясь более устойчивой. Если же пренебречь всем выше сказанным и ориентироваться исключительно по критерию замерзания, то стоит вернутся в самое начало и определить, что для летнего периода масла абсолютно одинаковые. Правда 0w40 придется скорее всего заменять чаще тем машинам, которым показано 5w40, потому что термоокислы разрушат его быстрее.

Каждый владелец автомобиля хочет, чтобы его «железный конь» радовал как можно дольше, а для этого важно не только аккуратно ездить, но и использовать качественные горюче-смазочные материалы, включая топливо и моторное масло, к выбору которого следует подходить особенно тщательно. Автовладельцы с опытом уже знают, какое масло им подходит больше всего, а новичкам предстоит сделать непростой выбор, учитывая огромное количество предложений от производителей моторного масла. Сделать правильный выбор можно, внимательно изучив инструкцию по эксплуатацию автомобиля, в которой указан тип масла, рекомендуемого производителем. Прежде всего, стоит учитывать показатель API – классификацию по условиям применения и уровню эксплуатационных свойств. Помочь в выборе также может рейтинг моторных масел 2016 года, при составлении которого учитывалось мнение специалистов и отзывы автовладельцев.

Топ-5 лучших моторных масел

Различают три вида моторного масла, каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Минеральное, или нефтяное масло приготовлено путем рафинирования и дистилляции нефти. Оно содержит большое количество присадок и поэтому быстро выходит из строя и требует замены. Значительными преимуществами перед минеральным маслом обладает синтетическое моторное масло, имеющее большую текучесть, что снижает трение деталей. Среди преимуществ также низкая температура прокачивания и высокая температура испарения, что позволяет работать при низких температурах, к тому же масло не будет чувствительно к перегревам. Единственным недостатком «синтетики» является высокая цена, и в этом отношении хорошим решением является использование полусинтетического масла – смеси минерального и синтетического масел. Различается также масло по вязкости – есть несколько видов зимнего и летнего масла, а рейтинг автомобильных масел 2016 года выглядит следующим образом:


Моторное масло — такая же рабочая жидкость, как и топливо. С той разницей, что заливать его необходимо не так часто. Тем не менее, потребление моторных масел исчисляется миллионами литров. Производители бьются в конкурентной борьбе, выводя на рынок все новые продукты. Принципиально – все масла делятся на минеральные и синтетические. В рамках одной группы – у масел химически идентичная основа. В нее производители добавляют секретные, по их мнению, присадки и добавки, изменяя свойства масел. Автомобильные журналы, телепередачи, да и сами производители, регулярно проводят тесты, пытаясь определить какое же масло лучше. Отметим, что, прежде всего — любой тест проверяет соответствие моторных масел установленным допускам до заливки в мотор, и по истечении заданного времени испытания. Так же проводятся тесты, проверяющие рабочие свойства масел без двигателя, на специальных стендах. На аналогичном оборудовании производят сертификация масел, перед поступлением их в продажу.

Новые масла каждого производителя, разумеется, соответствуют допускам, поскольку подлежат сертификации. А вот насколько быстро их свойства выйдут за пределы допуска – показывает тест. Рассмотрим результаты теста 16 популярных синтетических масел распространенной вязкости 5W30, выпускаемых в 2014 году.

Выбрать «самое лучшее масло» тест не может, поскольку это определит покупатель, а вот продемонстрировать основные особенности – можно. Далее следует список в алфавитном порядке, с указанием страны производителя, без присвоения баллов:

  • Castrol Edge with Titanium FST – Германия ;
  • Castrol Magnatec А1 – Германия;
  • G-Energy F Synth EC – Российская федерация;
  • Lucas Synthetic – Великобритания;
  • Mannol Elite – Бельгия;
  • Mobil 1 Extended Performance – Бельгия;
  • Motul 8100 Eco-nergy – Франция;
  • Pennzoil Ultra – США;
  • Petro-Canada SUPREME Synthetic – Канада ;
  • Red Line High Performance – США ;
  • Royal Purple High Performance – США ;
  • Shell Helix Ultra Extra – Финляндия ;
  • ТНК — Magnum Professional – Российская федерация;
  • Total Quartz 9000 Future – Франция;
  • Valvoline SynPower – Голландия;
  • ZIC XQ LS – Корея.

Тест поводился методом лабораторных исследований, и практических моторных испытаний. Результаты тестирования всех моторных масел показали соответствие допускам и стандартам для масел вязкостью 5W30 синтетика. Тем не менее, есть нюансы, о которых мы вкратце расскажем.

Краткая информация по результатам тестирования

Castrol Edge with Titanium FST – Достоинство этого масла в повышенной прочности пленки. Это качество моторных масел увеличивает ресурс деталей двигателя. Высокие результаты показал тест на полимеризацию. Щелочной резерв в норме. Большая зависимость характеристик от разницы температуры окружающего воздуха. Стало быть, применять это масло в автомобиле лучше в умеренных широтах.

Castrol Magnatec А1 – Хорошие показатели в тесте на полимеризацию, сохранение заданной вязкости в любых режимах. Прочность пленки средняя по тесту. Отлично сопротивляется экстремально низкой температуре. Невысокий балл за тест на угар. Щелочной резерв ниже среднего, как следствие — высокая остаточная кислотность в конце ресурсных испытаний. Это масло рекомендуется менять чаще обычного.

G-Energy F Synth EC – У образца очень прочная пленка, хорошо держит характеристики при разбросе температур. Высокий коэффициент экономии топлива по сравнению с показателями других масел. В новом масле низкая кислотность, уровень которой не сильно увеличился. Неплохой показатель потерь на угар, но все же иметь запас для долива не помешает.

Lucas Synthetic – Высокий уровень защиты от задира – прочность пленки на высоте. Низкий угар. Это масло практически не требует долива, и позволяет увеличить интервал замены. Показатель вязкости не меняется при температуре до -30. Тест показал малый щелочной резерв и слабые возможности очистки двигателя. Масло лучше не использовать в автомобилях с высокими нагрузками на мотор.

Mannol Elite – не склонно к угару. За счет прочной пленки обеспечивает хорошую защиту от износа двигателя. Высокая защита от окислительных процессов позволяет минимизировать коррозию. А вот при изменении температурных режимов двигателя – резко меняет вязкость. Конечно, в пределах допуска – но этот факт необходимо учитывать.

Mobil 1 Extended Performance – Рекомендуется производителем для турбированных моторов, при этом прочность пленки достаточно низкая. Степень полимеризации высокая, этот тест провален. Показатели щелочного резерва в норме, защита от коррозии на высоте. Хорошая работа при холодном пуске. При изменении температуры, практически не меняет вязкость и химический состав. Расход на угар отсутствует.

Motul 8100 Eco-nergy – Уверенный середнячок теста. При изменении рабочих температур менялись и вязкостные характеристики, но далеко от предельных значений. Расход на угар небольшой, но долива между заменой потребует. Неплохое значение остаточной кислотности на момент окончания ресурсных испытаний. В целом тест не показал ничего выдающегося.

Pennzoil Ultra – Низкий показатель прочности пленки компенсируется хорошим результатом пуска двигателя при температуре -30 градусов. При высоких температурах потеря летучих фракций незначительна, угар будет небольшой. Щелочной резерв высокий, один из лучших показателей теста. Достаточно универсальное масло для любых двигателей.

Petro-Canada SUPREME Synthetic – Прочность пленки средняя. Нормальная вязкость при зимней эксплуатации. Достаточно большой угар, масло требует долива уже при прохождении половины межсервисного интервала. Высокая степень полимеризации. После прохождения ресурсного испытания наполовину уменьшилось щелочное число. Все показатели ниже среднего в рамках теста.

Red Line High Performance – Высокая прочность масляной пленки, и очень хороший показатель щелочного резерва. При холодном пуске результат слабенький, высокую температуру держит лучше. Один из лучших результатов по степени угара. Показатели по полимеризации близки к границе допуска. Разброс результатов по разным критериям не позволяет рекомендовать это масло.

Royal Purple High Performance – Тесты этого масла неоднородны . Высокая прочность масляной пленки. Хорошие показатели полимеризацию. Потери при нагреве так же невысокие. А вот показатели при замере остаточной кислотности, и плохой результат при низких температурах, выводят это масло в нижнюю часть списка.

Shell Helix Ultra – По показателям практически лидер теста. Самый низкий угар среди тестируемых образцов. Хороший показатель остаточной кислотности, защита от коррозии на высоте. Очень низкое содержание металла в слитом масле после ресурсного теста говорит о малом износе деталей двигателя. Разброс характеристик при изменении температуры небольшой.

THK Magnum Professional – В отношении цена/качество лучший показатель теста. Очень малый угар, практически не требует долива. Высокие показатели щелочного резерва. Прочность пленки одна из лучших в тесте, это подтвердил и низкий уровень содержания металла в отработке. Масло можно рекомендовать для любых двигателей.

Total Quartz 9000 Future – Хорошая стабильность характеристик при высокой температуре. Нейтрализация кислот тоже хорошая. Высокая прочность масляной пленки обеспечивает малый износ компонентов мотора. Тест показал, что масло не теряет своих свойств и при температуре до -30. Угар высоковат, при эксплуатации в теплое время года, надо будет регулярно доливать.

Valvoline SynPower – Эту смазку так же можно отнести к лидерам. Лучше всего проявило себя в таких тестах, как щелочной резерв, прочность масляной пленки, степень полимеризации. Хорошие чистящие свойства. Снижает расход бензина. Не теряет свойств при низких температурах, но имеет достаточно высокие потери массы при нагреве. Подходит для любых типов автомобилей.

ZIC XQ LS – показало лучший результат по сохранению вязкости при изменении температуры. Хороший показатель кислотности по окончанию ресурсного теста. Износ деталей двигателя высоковат, уровень металла в отработанном масле большой. По угару – средний показатель, не хуже остальных смазок.

Таким образом, ознакомившись с краткими результатами теста масел, выпускавшихся в 2014 году, автолюбитель сможет сделать самостоятельный и осознанный выбор при покупке моторного масла.

Нас капризами погоды не удивишь. А вот как помочь машине приспособиться к непредсказуемой погоде? В той же Москве зимой может быть и минус тридцать пять, и плюс пять. А летом да на солнцепеке - аж за сорок! Какое же масло подобрать, чтобы не вздрагивать от метеопрогноза, а каждый зимний пуск вредил бы мотору как можно меньше? Рецепт, кажется, есть: на прилавках стоят канистры с маслами 0W-40.

Очень заманчиво! Гуру уверяют: чем меньше первая циферка, тем легче на морозе пустить мотор. Но тут же вспоминаешь, что современное масло служит подолгу, выхаживая больше 15 тыс. км. Не буду же я его менять только потому, что зима сменилась летом или наоборот! Но понравится ли мотору работать летом на масле, которое подбирали под холодную зиму? Вот и проверим. Итак, экспертиза моторных масел для экстремального климата!

Имена участников громкие: Motul X-max, Castrol EDGE, Mobil 1 New Life и Liqui Moly Synthoil Energy. Все масла дорогущие, группы качества - по API SM, а Mobil 1 даже SN/SM.

ЭКСТРИМ ДЛЯ МАСЛА

Что будем проверять? Надо поймать все параметры, влияющие на работу мотора и в жуткий холод, и когда вокруг пекло. Для этого пришлось модифицировать нашу методику ресурсных испытаний.

Предельные температуры холодного пуска будут определяться температурой застывания и условной температурой проворачиваемости коленчатого вала. Косвенно на последнюю влияет индекс вязкости. Сравнительные затраты мощности стартера при холодном пуске позволяют оценить момент механических потерь двигателя.

Чтобы мотор пускался легче, масло должно быть менее вязким. Но ведь от вязкости зависят и скорость износа, и потери на трение (ЗР, 2008, № 3 ). Поэтому важно знать, что принесут «нулевки» при столь же экстремальных плюсовых температурах: мы искусственно поднимем температуру масла в поддоне, специально подогрев его. Для этого врежем в масляную магистраль форсунки, омывающие поршни. Контрольные замеры температуры показали, что она увеличилась на 15…20 °С.

Это еще не всё! И холод, и жара увеличивают темп образования отложений. Мороз способствует росту низкотемпературных отложений в масляных каналах, а высокая температура повышает уровень загрязнения камеры сгорания, в том числе самой опасной разновидности - лаков, осаждающихся на боковых поверхностях поршней и на направляющих втулках клапанов. Они мешают нормально работать кольцам и способны привести к зависанию клапанов, что одинаково неприятно. Уровень этих отложений мы тоже проверим в ходе длительного ресурсного теста.

Чтобы было с чем сравнивать «великих», к участию в тесте допустили обычную полусинтетику 10W-40 слабенького класса качества SJ. Результаты - в таблицах, смотрите и сравнивайте. Отметим, что для измерения физико-химических параметров мы брали не свежие масла из канистр, а проработавшие заданное время на стенде.

Все таблицы открываются в полный размер по клику мышки.

ЗИМОЙ

Все «нулевки», как и ожидалось, показали очень неплохие низкотемпературные свойства. Но что интересно: два основных параметра, которые характеризуют условия пуска на морозе, - температура застывания и условная температура проворачиваемости коленвала как бы в противофазе! Смотрите сами: рекордная температура застывания обнаружилась у Castrol EDGE: аж за -52 °С, но у него же и самая высокая условная температура проворачиваемости: «всего» -25 °С! А у Liqui Moly картина противоположная: первый показатель хуже, чем у остальных, а вот второй - лучше. Пожалуй, самые сбалансированные - Motul 8100 X-max и Mobil 1. И температура замерзания у них неплохая: -48 °С, и температура проворачиваемости достаточно низкая: -29…- 28 °С. Для средних российских широт и даже для Севера это оптимально. Кстати, индекс вязкости у этих масел самый высокий: 190. Ну а Motul 8100 X-max отличился еще и самой низкой мощностью, которая требовалась стартеру для раскрутки до пусковых оборотов.

Смотрим таблицу низкотемпературных отложений: они будут расти зимой в первую очередь. Здесь, как и для любой грязи, работает принцип «меньше пачкай - чище убирай». Количество загрязнений определяется составом базового масла, а качество их отмывки - структурой и объемом пакета присадок. Тут лучше других смотрится Motul 8100 X-max.

ЛЕТОМ

На базовой минералке износы в жарких условиях оказались вполне ощутимыми: мотору явно пришлось тяжело. Мэтры же отработали куда лучше: это хорошо видно по величинам износов поршневых колец и вкладышей подшипников. Параметры мощности и расхода топлива, периодически замеряемые в ходе испытаний, также подтвердили наблюдения. Лучшие результаты показали масла с наиболее высоким индексом вязкости - Motul 8100 X-max и Mobil 1. При равноценной вязкости на морозе такие масла имеют более близкую к оптимально-универсальной высокотемпературную вязкость, что обеспечивает стабильное формирование смазочных слоев, защищающих от износа и снижающих трение. А наименьший уровень высокотемпературных отложений показали Castrol EDGE и все тот же Motul 8100 X-max.

К ТРУДНОСТЯМ ГОТОВЫ!

Итак, можно сказать, что даже новый ледниковый период не помешает нам пустить мотор. Если, конечно, туда залита синтетика класса 0W-40. И менять ее перед летней жарой тоже незачем: с этим маслом мотор чувствует себя уверенно даже при перегреве.

Но, понятное дело, подбор хорошего масла - это лишь полдела. О свечах, аккумуляторе и разумной прокладке между рулем и сиденьем при смене сезона забывать тоже не следует.

ПОДРОБНЕЕ

Motul 8100 X-max 100% Synthetic, Франция

SAE 0W-40, API SM/CF, ILSAC GF-4

Цена: 2500 руб. за канистру 5 л

Допуски: аpproved Ford WSS M2C 937-A

Сбалансированное моторное масло, одинаково успешно выступившее на всех стадиях испытаний. Показало высокие защитные, энергосберегающие и низкотемпературные свойства. Имеет очень высокий индекс вязкости. Незначительное количество низкои высокотемпературных отложений, обнаруженное при вскрытии двигателя, говорит о качественном, стабильном базовом масле и хорошем пакете присадок.

Хорошие защитные, низкотемпературные, моющие и энергосберегающие свойства.

Цена кусачая.

Mobil 1 New Life Fully Synthetic

SAE 0W-40, API SM/SN, ACEA A3/B3, A3/B4

Цена: 1700 руб. за канистру 4 л

Допуски: аpproved MB 229.5/229.3, VW 502 00/505 00, BMW LongLife 01, Porsche A40, Lada cars

При умеренной цене имеем качественный продукт. Единственное из нашей группы официально поднялось над требованиями группы SM по API. Показало сбалансированные пусковые свойства при низких температурах, хорошие защитные свойства. Но при вскрытии двигателя поршни были грязноваты.

Обоснованная цена при весьма достойном качестве.

От моющей способности ожидали большего.

Castrol EDGE Fully Synthetic, EC

SAE 0W-40, API SM/CF, ACEA A3/B3, A3/B4

Цена: 1750 руб. за канистру 4 л

Допуски: аpproved MB 229.5/229.3, VW 502 00/505 00, BMW LongLife 01, All Porsche vehicles except Cayenne (V6)

Известная марка настраивала на высокий результат, и ожидания оправдались. Самая низкая температура застывания говорит об очень хорошем базовом масле. Поршни после испытаний были практически чистыми - еще одно подтверждение качества. При этом цена вполне доступная.

Самая низкая температура застывания, высокая моющая способность при достойном уровне защитных свойств.

Параметры энергосбережения похуже, чем у других масел.

Liqui Moly Synthoil Energy, Германия

SAE 0W-40, API SM/СF, ACEA A3-04/B4-04

Цена: 2700 руб. за канистру 5 л

Допуски: MB 229.3, VW 502 00/505 00, BMW LongLife-98, Porsche A40, Ford WSS-M2C937-A

Самое дорогое. Показало себя вполне достойно: наиболее низкая условная температура проворачиваемости коленчатого вала, хорошие энергосберегающие свойства. Однако защитные функции по цилиндрам и кольцам ниже, чем у других масел, - возможно, из-за более низкой высокотемпературной вязкости. Зато самый низкий темп старения!

Высокий ресурс, хорошие пусковые свойства при низких температурах

Цена! И более высокий темп износа поршневых колец, выявленный в цикле длительных испытаний.

ВОПРОСЫ

- Из каких соображений производитель автомобилей рекомендует ту или иную марку масла для определенной модели?

Исходя из базы данных тестирования конкретного масла на своих двигателях. Ни один производитель не станет испытывать все существующие в природе масла, в этом нет смысла.

- Насколько оправданно применение испытанных крутых масел в повседневности?

Из результатов тестирования следует, что переход с простенькой минералки на подобную синтетику гарантирует 3…4% снижения расхода топлива, уменьшение износа и отдаление срока серьезного ремонта, а также облегчение зимнего пуска, общее повышение надежности мотора.

- Оправданно ли в современных российских условиях применение сезонных масел типа «зима-лето»?

Такое разделение имеет смысл, скажем, для коммерческого транспорта с большими пробегами, когда за сезон масло успевает выработать свой ресурс и подлежит замене. К тому же при частых заменах и больших объемах заправки цена масла становится важным фактором экономии. Правда, сегодня сезонных масел днем с огнем не сыщешь.

- Почему при наличии нескольких развитых систем качества масел - API, ACEA и др. - требуются еще и допуски производителей?

Это, в общем-то, обычный конфликт интересов производителя (масленщика) и потребителя (двигателиста). Все принятые системы качества - API, ACEA, ILSAC - так или иначе содержат требования к физико-химическим параметрам моторных масел. А мотористам требуется, чтобы масло добросовестно работало в моторе всю свою жизнь - от смены до смены. Поэтому для них важны такие параметры, как уровень высоко- и низкотемпературных отложений, защита от износа и энергосбережение, совместимость с катализаторами, окислительная стабильность, склонность к образованию шламов. А это всё сугубо индивидуально, в разных моторах одно и то же масло может повести себя по-разному. Поэтому автомобильные фирмы тестируют масла в своих моторах и по результатам выдают допуски.

Кстати, требования допусков автомобильных компаний куда жестче, чем требования, которые предъявляют к своей продукции производители масла, - это по-человечески понятно.

ЧТО И КАК ОПРЕДЕЛЯЛИ

- Кинематическая вязкость - важнейший параметр масла, определяющий его работоспособность и применимость к различным типам двигателя. Определялся согласно ГОСТ 33–2000 при температурах 40 и 100 ºС, а также при 20 и 150 ºС с использованием методики СПбГПУ. Далее полученные значения аппроксимировались на весь температурный диапазон с использованием специальных методов.

- Индекс вязкости - важнейший параметр вязкостно-температурной характеристики (ВТХ) моторного масла, рассчитываемый по значениям кинематической вязкости при разных температурах. Характеризует степень «пологости» ВТХ, то есть разницу между значениями вязкости при низких и при высоких температурах.

- Условная температура проворачиваемости коленчатого вала - температура, при которой вязкость достигает значения 5000 сСт, условно принятого за предел проворачиваемости коленчатого вала. Определяется расчетным путем - интерполяцией замеренной ВТХ на условия низких температур.

- Температура застывания - та, при которой масло теряет текучесть. Определяется по ГОСТ 20287–91.

- Низкотемпературные отложения - образуются в результате разложения, полимеризации и окисления масла при температурах порядка 90…120 ºС. Определялись путем точного взвешивания контрольных весовых элементов - грибка масляного насоса и сетки маслоотделителя в клапанной крышке.

- Высокотемпературные отложения - формируются при разложении масла в зоне работы поршневой группы. Определялись аналогично методу ПЗВ с использованием экспертной оценки количества и цвета отложений на боковой поверхности поршня после длительных испытаний натурного двигателя.

- Момент механических потерь - характеристика уровня потерь на трение в двигателе. Определялся методом прокрутки на стенде с натурным двигателем.

- Моторные показатели двигателя - усредненные за цикл испытаний средние показатели мощности (крутящего момента) и удельного расхода топлива натурного двигателя, работающего на испытуемом моторном масле. Определяются на моторном стенде согласно ГОСТ 14846–81.

Как там у Жванецкого насчет трудностей выбора? «По пять очень большие, но вчера. А сегодня по три, но маленькие». С моторным маслом так же. Дорогущая импортная синтетика, которая обещает продержаться 15 000 км, или доступное российское масло, которое меняют вдвое чаще, - вот выбор !

Сугубо денежный вопрос пока отложим в сторону. Сейчас нас интересует исключительно здоровье мотора, а потому сравним уровни загрязнений, проконтролируем износ и оценим экономию топлива.

Ограничим выбор

Мы не собираемся сравнивать топовую суперсинтетику с самой дешевой минералкой, цены на которые различаются порой в двадцать раз. Нам интересны те масла, которые вполне можно рекомендовать для одного и того же мотора. Обязаны совпадать классы вязкости по SAE - и мы возьмем наиболее распространенный класс 5W‑40. Должны совпадать и категории качества. Современные дорогие синтетики не опускаются ниже уровня SN/CF по классификации API (А3/В4 по ACEA) - вот на нем и остановимся. Производитель автомобиля обычно не оговаривает тип масла, но сравнивать синтетику с минералкой как-то неловко.

В итоге мы выбрали два синтетических масла - европейское ценой 1950 рублей за четырехлитровую канистру и российское: 940 рублей за такую же емкость. Европейского взяли одну канистру, а российского - две, поскольку его придется поменять через 7500 км.

О методике

Мотор ВАЗ‑21126 на дорогом и на дешевом маслах работал в полностью эквивалентных условиях - в одних и тех же режимах, на одном и том же бензине, при одной и той же температуре наружного воздуха. Количество моточасов в обоих случаях эквивалентно 15 000 км пробега. Причем российское масло на середине «дистанции» заменили свежим.

Изучали динамику изменения параметров двигателя (мощность, экономичность и токсичность отработавших газов), периодически отбирали пробы, чтобы исследовать темп старения масла и накопления продуктов износа. По окончании испытаний вскрыли мотор и оценили по цветовой шкале отложения после работы на том или ином масле. До и после испытаний взвесили поршневые кольца и вкладыши подшипников коленчатого вала, чтобы оценить скорость износа основных узлов трения.

Что увидели

Дорогое масло за полный тестовый цикл не потеряло работоспособности, хотя параметры заметно просели - как у масла, так и у двигателя. Расход топлива к моменту окончания испытаний подрос на 3–4% по сравнению с начальной стадией; на 2,5% упала мощность. За 15 000 км условного пробега на угар ушло чуть меньше литра масла из залитых изначально четырех. То есть режим «от смены до смены без доливки» был выдержан.

При работе на бюджетном масле двигатель изначально показал чуть больший расход топлива (+ 1,5%), чем на европейском. Очевидно, что это следствие более высокой вязкости, не выходящей, тем не менее, за пределы допуска по SAE для масел этого класса. Это дало небольшое (практически в пределах погрешности), но устойчивое увеличение мощности (чуть меньше 1%). У бюджетного масла вполне ожидаемо оказалась более высокая динамика старения. За половину цикла испытаний (7500 км) расход топлива увеличился на 2,1% (при работе на дорогом - на 1,5%). Вторую половину испытаний, после замены масла , двигатель отработал практически так же - разница между итоговыми замерами на 7500 и 15 000 км лежит в пределах погрешности измерений. В итоге двигатель на двух заливках бюджетного масла отработал экономичнее, чем на одной заливке дорогого: разница в пользу отечественного продукта составила 1,1–3,0%, в зависимости от режима работы (в среднем -1,5%).

Анализ основных физико-химических параметров масел , характеризующих темп их старения, подтвердил результаты моторных тестов. Для дорогого масла по окончании «забега» (15 000 км) вязкость увеличилась на 11%, щелочное число снизилось на 30%, однако показатели за пределы браковочных не вышли. У недорогого масла после 7500 км рост вязкости составил 3,5% (первая заливка) и 5,8% (вторая заливка), причем у пробы со второй половины «пробега» темп старения оказался выше: сказалось загрязнение свежего масла остатками отработавшего, которые не слились при замене. Щелочное число село на 13–15% относительно начального значения - кстати, более высокого (это хорошо для тяжелых российских условий), чем у дорогого масла европейского производства.

А теперь оценим итог в деньгах. Одна канистра дорогого европейского масла, один фильтр плюс стоимость замены масла - это около 2350 рублей. Две емкости бюджетного, два фильтра, две замены - это 2680 рублей. Если же работу не учитывать (то есть менять масло самостоятельно), расходы сравняются - 2050 и 2080 рублей соответственно. А если принять во внимание разницу в расходе топлива? На отечественном масле мотор был на 1,5% экономичнее, а за каждый цикл испытаний съедал около тысячи литров «девяносто пятого». Если принять цену равной 38 рубликам за литр, получится 570 рублей экономии. Не так уж много, но баланс качнулся в сторону более частой замены масла.

Впрочем, выигрыш на топливе не самое главное. Важнее самочувствие мотора . Критериев оценки три: надежность работы (отсутствие отказов благодаря применению подходящего масла), чистота поверхностей, износ.

Надежность работы - полная. Никаких отказов в ходе испытаний зафиксировано не было, аварийной доливки масла не потребовалось. Впрочем, от масел группы качества SN другого мы не ожидали. Уровень высокотемпературных отложений в обоих случаях был практически одинаковым. Очевидно, что не проиграть европейскому маслу с более высоким качеством российское смогло благодаря вдвое меньшему интервалу замены. Да и начальное (равно как и конечное) щелочное число у нашего масла выше, а это один из косвенных показателей моющей способности. Что касается низкотемпературных отложений на поверхностях клапанного механизма и масляного поддона, европейский продукт отработал чуть лучше. Тут всё очевидно: в нем использовано более качественное базовое масло. Впрочем, разница близка к погрешности метода испытаний.

А вот при оценке степени износа мы обнаружили явный эффект от промежуточной замены масла. Это особенно заметно по поршневым кольцам (а значит, и по цилиндрам). Накопившаяся в масле грязь, особенно металлические частицы, содранные с поверхности деталей, работает как абразив, и никакие противоизносные присадки самого высококачественного масла с этой бедой не справляются. Поможет только своевременное удаление абразива из мотора - при смене масла. Точный пересчет в рубли в части износа мотора сделать невозможно. Но чаша весов всё больше склоняется в пользу уменьшения межсервисного интервала.

По три или по пять?

Итак, наш эксперимент вполне доказал целесообразность использования двух отечественных банок (THK Magnum Ultratec, Sintoil Platinum, ЛУКОЙЛ Люкс) вместо одной европейской (Shell Helix Ultra, Castrol Edge, Mobil Super 3000) - подтверждено и кошельком, и самочувствием мотора.

Конечно, можно сократить интервал замены масла, используя всегда только дорогой импортный продукт, - пользы для мотора будет больше. Но о разумной экономии тоже нельзя забывать.

Кроме того, мы проводили тесты в идеальных условиях лаборатории - в тепле, чистоте, на проверенном бензине. А как показывает практика (и наши предыдущие изыскания в ЗР, 2015, № 11), даже дорогая синтетика далеко не всегда выдерживает пресловутые 15 000 км пробега. Большинство масленщиков считает российские условия работы чуть ли не экстремальными. При этом всё происходящее с моторным маслом напоминает процесс износа любой технической системы: до какой-то наработки старение почти незаметно, а потом его темп резко растет. В технике такое состояние называют катастрофическим износом - и для масла действует то же правило. Важно сменить масло до наступления этого критического момента.

Итак, даже «крутое» масло, сдавшись, наносит ущерб мотору. А чтобы оградить себя от неприятностей, нужно чаще его заменять. Если нет возможности часто покупать дорогой продукт, то заведомо качественное доступное масло при условии более частой его замены полезнее для мотора.