Котлованные машины. Армейские машины механизации земляных работ. Ч2 Общие данные экскаватора

Так уж получилось, что информации об инженерной технике в сети очень мало. Подобные материалы можно найти только на узкоспециализированных сайтах и в технической литературе и, обычно, только в том случае, если речь идет о неких аналогах "народнохозяйственной" техники. Оно и понятно - подобные машины не особенно интересны среднестатистическому любителю военной техники и истории.

Именно это печальное обстоятельство и побудило меня написать данную статью. Я решил написать о чем-то более или менее понятном для сообщества, о том, что мы наблюдаем чуть не каждый день - машинах для механизации земляных работ.

"Отсутствие механизации столь трудоемких работ вызвало бы отрыв большого количества бойцов от выполнения других важных боевых задач на выполнение земляных работ, а самый процесс земляных работ мог бы повлечь утомление бойцов и понижение боеспособности войск" - Чистяков Г.П. 1939 год

ПЛУЖНЫЙ ТРАНШЕЕКОПАТЕЛЬ

Начало механизированной отрывке траншей было положено принятием на вооружение плужных траншеекопателей. Их развитие, в первую очередь, опредеялось тяговыми мощностями тракторов и танков.

Плужный траншеекопатель №1 был принят на вооружение в 1932 году. При буксировке его одним трактором глубина траншей получалась явно недостаточной - 0,5м.

В 1934 году был принят на вооружение плужный траншеекопатель №2, который мало чем отличался от предшественника, главным образом - увеличенными размерами. Глубина траншей предполагалась до 1м, но требовалась тяговое усилие более 100кН. Два трактора ЧТЗ-60 , тягая этот девайс, не могли обеспечить отрывку метровой траншеи за один проход.

В 1936 году копатель №2 (и 1) были модернизированы, в результате чего на свет появился КВ-3.
Наибольшая глубина траншеи, не превышала 0,6 м. При этом для работы с КВ-3 требовались специальные трактора, имевшие гидропривод, например, "Сталинец" .

Во время Великой Отечественной Войны был разработан копатель ПТК специально рассчитанный для работы с тяжелым танком, однако, и эта конструкция оказалась неудачной.

В 1949 году был создан ПЛТ-60 . Работал в сцепке с трактором С-80 . При глубине траншеи 0,6м имел производительность 2,5 км/ч.


ТРАНШЕЙНЫЕ МАШИНЫ

Оснащение войск траншейными экскаваторами осуществлялось вначале на основе отбора и испытания народнохозяйственных образцов, а затем (существенно позднее) - путем создания специальных войсковых моделей.

Аналогичная ситуация наблюдалась со всеми без исключения классами войсковой землеройной техники, как, впрочем, и со многими другими видами инженерных машин. Попробуем разобраться, с чем это связано...
Землеройная техника имеется в большинстве инженерно-саперных частей и во всех инженерно-саперных подразделениях общевойсковых частей. Задачи, выполняемые расчетами землеройных машин, это, прежде всего, позиционные задачи. Позиционные задачи тесно связаны с мудрёным понятием "фортификация". Если по-русски, суть позиционных задач - помочь общевойсковым частям и подразделениям "зарыться в землю".
На самом деле, чисто "военные" земляные работы от прочих сильно не отличаются. Так в чем же разница? Дело в том, что помимо производительности и экономичности в такой технике ценятся и другие качества. По этой причине армейские и "народнохозяйственные" машины при внешнем сходстве и одинаковых названиях имеют разные ТТХ. Но следует заметить - речь идет скорее о ТТХ базовых машин, рабочие органы, отличаясь своими характеристиками, принципиально от "гражданских" не отличаются. На протяжении многих десятков лет надобности в специальных армейских базах просто не было. Однако после Великой Отечественной Войны командование инженерных войск сделало вывод о необходимости установки специальных машин и оборудования на максимально маневреные и относительно скоростные базы. В этот период (40-60-е годы), с целью унификации и удешевления, были приняты на вооружение базовые машины уже применяющиеся в войсках (в других родах войск). Позже, после известных событий в ЧССР, по итогам отлично спланированной и блестяще проведенной Советской Армией операции, выяснилось, что инженерные машины отстают на марше от общевойсковых частей и подразделений. После этого началась разработка базовых машин специально для инженерных войск.


Началось все в середине 30-х годов с испытаний отдельных зарубежных образцов. Так, в 1934 году на военно-инженерном полигоне был испытан траншейный экскаватор Барбер-Грин (США), в 1935 году он был освоен промышленностью и под маркой МК-1 принят на вооружение.

Наш первенец был предназначен для рытья траншей глубиной до 2,25 м и шириной до 0,775 м. Экскаватор имел 10 ковшей емкостью по 35 л, поперечный конвеер с вылетом 2,8 м, автомобильный двигатель ЗИС-5 мощностью 73 л.с, отрегулированный на 55 л.с.
Опытные образцы были изготовлены на Дмитровском механическом заводе. В рапорте предприятия в адрес Московского комитета ВКП(б) и Наркомтехпрома говорилось, что экскаватор МК-1 был изготовлен в ходе социалистического соревнования в честь XII съезда партии.
Производительность составляла около 90м3/ч, что дает 50 м/ч уставной траншеи полного профиля. Это при транспортной скорости 3 км/ч. Такие, весьма скромные, ТТХ военных не устраивали, однако, машина была вынужденно, за неимением лучшего, принята на вооружение.

В 1939 году начальником инженерного управления были утверждены требования на проектирование принципиально новой машины - роторного траншейного экскаватора КГ-65 . Но, к сожалению, вмешалась война...

Быстроходная траншейная машина БТМ предназначена для отрывки траншей и ходов сообщения в грунтах до III категории включительно с отвалом вынутого грунта по обе стороны отрываемой траншеи. В качестве рабочего оборудования применен ротор с 8-ю ковшами емкостью по 160 л. Максимальная производительность машины при ширине траншеи по верху 1,1 м, по дну - 0,6 м и при глубине 1,5 м - 800 м/ч.
Машина разработана на базе Изделия 409У, или, по другому, тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т , спроектированого и разработанного на харьковском машиностроительном заводе им. Малышева под руководством известного советского танкостроителя А.А. Морозова. Выпускались эти машины с 1950 по 1979 гг.
На тягаче установлен дизельный двигатель А-401 мощностью 415 л.с., позволяющий развивать транспортную скорость до 35 км/ч. Запаса топлива хватает на 500 км хода или 10-12 часов работы в грунте. Кабина герметизирована, снабжена фильто-вентиляционной установкой, экипаж - 2 человека. Вес машины - 26,5 т.
Выпуск траншейных машин БТМ начат с 1957 г. на Дмитровском экскаваторном заводе. Подъем-опускание ротора осуществлялся тросо-блочной системой с помощью П-образной рамы. Ковши были закрытого типа, что сказывалось на производительности машины: при работе на глинистых и влажных грунтах ковши забивались землей и в вертикальном положении не очищались, поэтому требовалось их очищать вручную.
Предположительно, этот недостаток устранен на модификации машины БТМ-2, на котором применены ковши с цепными днищами.
На дальнейшей модификации БТМ-3 изменен механизм подьема-опускания ротора и выпускались такие машины до конца 70-х гг

На траншейной машине БТМ-4 , выпускавшейся с 1978 г. в качестве базы применен многоцелевой гусеничный тягач МТ-Т.

В 1978 году появилась новая траншейная машина - ТМК

Траншейная машина ТМК представляет собой колесный тягач МАЗ-538, на котором смонтированы рабочий орган для отрывки траншей и бульдозерное оборудование. Машина позволяет производить отрывку траншей в грунтах до IV категории включительно. Отрыв траншей в талых грунтах при глубине 1,5 м осуществляется со скоростью 700 м/ч, в мерзлых грунтах 210 м/ч.
Рабочий орган роторный, бесковшового типа. В состав рабочего оборудования входят механическая трансмиссия привода и гидравлический механизм подъема и опускания рабочего органа. На раме рабочего органа устанавливаются откосники пассивного типа, обеспечивающие образование наклонных стенок траншеи. Поднятый из траншеи грунт с помощью метателей разбрасывается по обоим сторонам траншеи.
Установленное вспомогательное бульдозерное оборудование с шириной отвала 3,3 м позволяет производить планировку местности, засыпку ям, рвов, рытье котлованов и т.п.
Базовый полноприводный колесный тягач МАЗ-538 оснащен двигателем Д-12А-375А мощностью 375 л.с.
Изготовливался экскаватор ТМК с 1975 г. на Дмитровском экскаваторном заводе. Позже выпускалась модернизированная траншейная машина ТМК-2 .

Мнение Ю.Веремеева о машинах серии ТМК:

"Окоп на мотострелковое отделение имеет длину около 100 метров и требует для отрывки малыми пехотными лопаткам (то, что все называют саперными лопатками, в действительности называется "малая пехотная лопата", в отличие от "большой саперной лопаты") трудозатраты 200-300 чел.часов, большими лопатами, коих у пехоты обычно нет, - 100-150 чел. часов. Проще говоря, отделение будет отрывать свой окоп минимально 2-3 дня. Что то я не уверен, что противник даст пехоте столько времени на обустройство обороны. Машина же сделает это буквально за 15-20 минут. Пехоте останется только дооборудовать стрелковые ячейки, перекрытую щель. А с этим они справаться за пол-дня
Опорный пункт мотострелкового взвод имеет протяженность основных окопов и ходов сообщения 900 метров. Это 2.5-4 часа работы ТМК или около недели напряженнейшего труда всего личного состава взвода.
А ведь окоп, согласно оперативно-тактических нормативов обеспечивает устойчивость обороны 1:3, а то и 1:4. Проще говоря, мотострелковое отделение, зарытое в землю, без особого напряжения и потерь отбивает атаку мотопехотного взвода. А если учесть опыт обеих чеченских войн, то обученная и стойкая пехота с грамотными командирами может держать перед своими окопами противника неделями.
Недаром же во всех войнах после успешного прорыва обороны военачальник требовали настойчиво и круглосуточно преследовать отходящего противника и на пределе возможности. Главное - не дать ему остановиться. Позволить вражеской пехоте остановиться и хотя бы немного окопаться, означало по большей части, что наступление на этом и закончилось.
Такова вот значимость этой неуклюжей и вроде бы как небоевой машины."

"В лихие девяностые годы эти машины вначале стали брать предприниматели, занимающиеся различными дорожно-строительными работами и прокладкой коммуникаций. Но тут же выяснилось, что ресурс крайне мал и не обеспечивает даже самоокупаемости машины, а весовые ограничения, налагаемые военным заказчиком, заставили конструкторов уменьшить запас прочности деталей. При интенсивной коммерческой эксплуатации машины очень часто выходят из строя, а ремонт очень затруднен отсутствием уникальных запасных частей."

Траншея, отрываемая ТМК:

Котлованные машины

Котлованные машины появились сравнительно недавно. Их развитие связано с требованиями к защите войск от ядерного оружия. На самом деле, для отрывки котлованов вполне можно использовать одноковшовые экскаваторы и бульдозеры, но их производительность не дает необходимой скорости производства работ.

В 1962 году была принята на вооружение машина МДК-2

Котлованная машина МДК-2 представляет собой землеройную машину на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т (выпускался с 1950 по 1979 гг. харьковский машиностроительный завод им.Малышева) и предназначена для отрывки котлованов размером 3,5 Х 3,5 м любой длины в различных грунтах до IV категории включительно. Имеющееся на машине бульдозерное оборудование позволяет производить планирование площадки перед отрывкой котлована, очистку и выравнивание дна котлована, засыпку ям, рвов, траншей и котлованов и т.п.
При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону вправо от котлована в виде бруствера на расстоянии 10 м. За один проход углубление составляет 30-40 см. Тип рабочего органа - фреза с метателем; техническая производительность - 300 м3/ч; транспортная скорость машины - 35,5 км/ч.

Ю.Веремеев пишет:

"Машина прочная, надежная, безотказная. В армии не,было до появления машины МДК-3 (впрочем в войска их успели поставить очень мало, началась горбачевская "перестройка") более производительной землеройной машины. Для сравнения - экскаватор имеет производительность 40 куб.м в час. Окоп для танка машина отрывает буквально за 10 минут, причем доработки вручную не требуется. Кабина просторная, теплая (двигатель под полом кабины)."

Котлованная машина МДК-3 является дальнейшим развитием машины МДК-2м и предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения. Базовая машина - многоцелевой тяжелый гусеничный транспортер-тягач МТ-Т, разработаный харьковским КБ им. А.А.Морозова и выпускавшийся с 1976 по 1991 гг. харьковским машиностроительным заводом им.Малышева.

При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону влево от котлована в виде бруствера. В отличие от МДК-2м котлованная машина МДК-3 при отрывке котлована двигается задним ходом, отрывая за один проход котлован глубиной до 1,75 м. Вспомогательным оборудованием является мощное бульдозерное оборудование и рыхлитель для мерзлых грунтов, что значительно повысило возможности машины по сравнению с предшествующей. Техническая производительность машины - 500 - 600 м3/ч; транспортная скорость - 65 км/ч.

Мнение Веремеева:

"Заменить старую машину МДК-2м новая машина не смогла. Она получилась пееретяжеленная и громоздкая. Использовать в полной мере свою фантастическую производительность машина может только при отрывке котлованов больших объемов, каких в звене полк - дивизия не требуется. Возможно она была бы хороша в ракетных войсках стратегического назначения при отрывке укрытий для ракетных установок, но для них и глубина и ширина котлованов нужна больше, чем может дать МДК-3. Небольшое количество этих машин может пригодиться для батальонов оборудования пунктов управления (ИПОЗБ) звена армия-фронт.
Для полка лучше (при всех ее недостатках) гораздо более легкая, компактная, проходимая машина ПЗМ-2, а для дивизии все же МДК-2м."

Универсальные машины ПЗМ

Первая универсальная машина, приспособленная для отрывки траншей, котлованов, щелей и обсыпки форт.сооружений появилась в 1968 году...

Полковая землеройная машина ПЗМ является универсальной землеройной машиной предназначенной для отрывки как траншей, так и котлованов, засыпки котлованов, устройства пологих спусков. Один и тот же рабочий цепной орган используется и для траншей и для котлованов. Кромке того, машина имеет вспомогательное бульдозерное оборудование и лебедку.
Глубина отрываемой траншеи до 1.2м. скорость отрывки траншеи от 35м. в час в мерзлых и скальных грунтах до 200 м. в час в легких грунтах.. Глубина отрываемых котлованов до 3м., ширина котлована до 3.5м. Производительность по объему вынимаемого грунта 180 куб.м. в час.
Вынимаемый грунт укладывается влево или вправо (направление выкладки задается механиком-водителем), от котлована или траншеи, образуя бруствер. Въезд и выезд в котлован может устраиваться в виде пологой аппарели задаваемого уклона или крутой аппарели.
Базовая машина - народнохозяйственный трактор Т-150. Мощность двигателя 240 л.с. Транспортная скорость 45 км. в час. Кабина герметизирована и машина может использоваться на зараженной местности. Машина оборудована лебедкой с тяговым усилием до 20т. Машина может десантироваться с самолетов парашютным способом. Вариант машины для воздушно - десантных войск кабины не имеет. Однако рабочий орган десантируется отдельно от базовой машины. Масса машины 12.8т. Экипаж машины по технической характеристике 2 человека, по штату 1 человек.

В 1974 году, после замены рабочего органа машина получила наименование ПЗМ-2


Землеройная машина ПЗМ-2 относится к траншейно-котлованным машинам, предназначеным для отрывки траншей и котлованов при фортификационном оборудовании позиций, районов расположения войск и пунктов управления. В талых грунтах машина обеспечивает отрывку траншей и котлованов, в мерзлых - только траншей.
Рабочее оборудование машины - цепное бесковшовое с роторным метателем. Техническая производительность при отрывке котлованов - 140 м3/ч, траншей - 180 м3/ч. Размеры отрываемой траншеи: ширина 0,65 - 0,9 м, глубина - 1,2 м; размеры котлованов: от 2,5 до 3,0 м глубиной до 3 м.
Бульдозерное оборудование может использоваться для засыпки траншей, канав и ям, а также для очистки дорог в зимнее время. Лебедка с тяговым усилием 5 т используется при самовытаскивании и для обеспечения необходимого тягового усилия при отрывке котлованов и траншей в мерзлых грунтах с переувлажненной поверхностью.

Примечание:

При написании статьи использованы материалы сайтов saper.etel.ru и techstory.ru

КОТЛОВАННЫЕ И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЗЕМЛЕРОЙНЫЕ МАШИНЫ

Вопросы для контроля и самопроверки

1. Доложите в чём заключается принцип работы войскового одноковшового экскаватора?

2. Доложите предназначение ЭОВ-3521 и ЭОВ-4421.

3. Доложите общее устройство ЭОВ-3521 и ЭОВ-4421.

4. Какие войсковые одноковшовые экскаваторы вам известны?

5. Доложите ТТХ ЭОВ-3521 и ЭОВ-4421.

6. Какие конструктивные отличия ЭОВ-3521 и ЭОВ-4421 вам известны?


Глава 14

Котлованные машины предназначены для отрывки котлованов под различные фортификационные сооружения. На вооружении инженерных войск Российской Армии находятся две котлованные машины МДК-2М и МДК-3.

Следует отметить, что котлованная машина МДК-2 (1962 г.) является первым специальным образцом войсковой котлованной машины в мировой практике. Опыт ее эксплуатации в войсках позволил создать новую более совершенную машину МДК-3. Машина МДК-3 оснащена фрезерным рабочим органом поперечного копания с метателем барабанного типа и дополнительными рабочими органами: рыхлителем и бульдозером, имеющим перекос отвала.

Основные тактико-технические характеристики котлованных машин приведены в приложении 10. Анализ данных, помещенных в этой таблице показывает, что машина МДК-3 по своим показателям значительно превосходит машину МДК-2М. Ее производительность и транспортная скорость выше в 2,7 и 1,8 раза соответственно. Машиной МДК-3 можно производить рыхление тяжелого немерзлого и мерзлого грунтов, выравнивать площадки для работы на косогорах, что невозможно сделать машиной МДК-2М.

Для отрывки котлованов на полную глубину машине МДК-2М требуется совершить 8-9 проходов, в то время как машина МДК-3 отрывает котлован за один - два прохода, поэтому потери времени на холостой пробег и развороты у машины МДК-3 значительно меньше или совсем отсутствуют. Однако, машина МДК-3 значительно сложнее по конструкции и эксплуатации.

В целом, котлованные машины имеют достаточно высокую производительность при отрывке котлованов. Однако, они не могут работать в мерзлых грунтах. Одним из недостатков машин является то, что они не могут производить отрывку котлованов только одной ширины (3,5 м).

Еще один недостаток. Машины слабо защищены от пуль и осколков, а также от поражающих факторов оружия массового поражения. Исходя из этого машины данного типа целесообразно использовать вне зоны прямого соприкосновения с противником.

Траншейно-котлованные машины в Российской Армии представлены полковой землеройной машиной ПЗМ-2, которая предназначена для отрывки траншей в мерзлых и немерзлых грунтах, а котлованов под войсковые фортификационные сооружения - только в немерзлых грунтах. Так же машина может выполнять несложные бульдозерные работы.



Основные ТТХ ПЗМ - 2 приведены в приложении 10. Их анализ показывает, что по ряду свойств машина не в полной мере соответствует требованиям войск. Она обладает невысокой транспортной скоростью, имеет недостаточные тягово-сцепные свойства, не имеет защиты от поражающих факторов стрелкового оружия и оружия массового поражения.

Универсальные машины представлены в ВС РФ одноковшовыми экскаваторами. Они отрывают траншеи, котлованы всех размеров, а также выемки различных конфигураций. Наличие крюковой обоймы на экскаваторном оборудовании позволяет самостоятельно устанавливать некоторые фортсооружения, а также производить при необходимости погрузочно-разгрузочные работы в военное время.

МДК-3 - армейская машина, предназначенная для отрывки котлованов под укрытия для техники или личного состава, навесной роторный траншейный экскаватор поперечного копания.

Создана для инженерных войск.

Спроектирована на базе тягача МТ-Т, является дальнейшим развитием машины МДК-2М. Рабочий орган МДК-3 представляет собой роторную фрезу с отбрасывателем. Машина оборудована регулируемым бульдозерным отвалом и рыхлителем. Кабина экипажа расположена в передней части корпуса машины. Кабина герметизирована, вмещает до пяти человек, включая водителя.

Расчёт - 2 человека. Размеры отрываемых котлованов: ширина по дну 3,7 м, глубина до 3,5 м.

Технические характеристики

  • Длина в транспортном положении 10,22 м, длина в рабочем положении 11,75 м; ширина в транспортном положении 3,23 м, ширина в рабочем положении 4,6 м; высота в транспортном положении 4,04 м, высота в рабочем положении 3,25 м.
  • Масса 39,5 т.
  • Двигатель В-46-4, мощностью 710 л. с. (522 кВт).
  • Запас хода 500 км.
  • Транспортная скорость по шоссе 65 км/час.
  • Производительность: 1000 м³/час.
  • Удельное давление на грунт 0,78 кгс/см².
  • Преодолеваемое препятствие: брод глубиной до 1,5 м, угол подъема до 30°.

Котлованных машина МДК-2М предназначена для откопки котлованов под фортификационные сооружения, для инженерного оборудования позиций войск и для механизации земляных работ при проведении и их последствий.

Котлованная машина МДК-2М состоит из базовой машины (изделия 409МУ) и рабочего оборудования.

В состав рабочего оборудования входят: рабочий орган, трансмиссия рабочего органа, бульдозерное оборудование и гидропривод (система управления рабочим оборудованием).

Рис. 1. Котлованная машина МДК-2М: а – вид сбоку, б – вид сзади;

1 – отвал, 2 – гидроцилиндр, 3 – стойка, 4 – базовая машина, 5 – гидробак, 6 – защитный щиток, 7 – метатель, 8 – верхняя рама, 9-балка, 10 – подъемная рама, 11 – плуг, 12 – кожух метателя, 13 – фреза, 14 – толкающая рама, 15 – защитный щиток (откидная часть) 16 – защитный щиток (неподвижная часть), 17 – откосник, 18 – балка, 19 – плуг, 20 – регулируемые распорки, 21 – подъемная рама.

Рабочий орган предназначен для разработки грунта в процессе откопки котлована и транспортировки его в отвал. Он установлен в кормовой части машины и крепится к ней шарнирно с возможностью перемещения в вертикальной плоскости. Основными частями рабочего органа является подъемная и верхняя рамы, фреза, метатель, два плуга, направляющий кожух и механизм подъема и опускания.

Подъемная и верхняя рамы предназначены для крепления всех основных частей рабочего органа.

Подъемная рама представляет собой сварную конструкцию коробчатого сечения П-образной формы. В средней поперечной части рамы крепится редуктор привода фрезы и метателя. Концы продольных балок рамы шарнирно соединены с корпусом машины. К проушинам на продольных балках крепятся два гидроцилиндра механизма управления положением рабочего органа и два кронштейна фиксации рабочего органа в транспортном положении.

Верхняя рама крепится сверху на подъемной раме. Она сварена из двух продольных, двух вертикальных и поперечной балок. К верхней раме крепятся два откосника и защитный щиток.

Откосники предназначены для срезания грунта в верхней части котлована для образования наклона стенок и представляют собой нож с износостойкой наплавкой, который в рабочее положение возвращается и фиксируется вручную с помощью двух пальцев и рычагов их привода. В транспортное положение откосники возвращаются к оси машины.

Защитный щиток предназначен для предотвращения от засыпки грунтом платформы машины, при рытье котлована. Он установлен на верхней раме рабочего органа и состоит из верхней откидной и нижней неподвижной частей. В рабочем положении обе части щитка содержатся в одной плоскости. При подъеме рабочего органа откидной щиток заключается в транспортное положение с помощью тяги и пружин.

Фреза поперечного копания предназначена для разрушения почвы и подачи его в метатель. Она состоит из ступицы и приваренных к ней шести лопастей треугольного сечения. На каждой лопасти закреплены болтами по три переменные режущие ножи, режущие кромки которых имеют устойчивые к износу наплавки. В целях равномерного износа ножи переставляются местами: крайние сами изношенные устанавливаются ближе к ступице. Фреза крепится болтами на ступице планетарного ряда редуктора рабочего органа.

Метальщик предназначен для транспортировки разработанного грунта в отвал. Он представляет собой неподвижный направляющий кожух и лопастный барабан сварной конструкции который состоит из ступицы, пяти спиц коробчатого сечения, обода с пятнадцатью лопатками, из которых тринадцать приварены к его кольцам, а две съемные с целью замены изношенных листов направляющего кожуха без снятия метателя. Ступица метателя крепится на редукторе рабочего органа.

Плуги (правый и левый) срезают почву под площадки для гусениц для обеспечения разработки грунта фрезой при последующих проходах машины. Левый и правый плуги аналогичные по устройству и состоят из корпуса с закрепленными в нижней части ножами, отвала, оси и механизма установки по высоте. На оси плуга установлена упорная пластина, соединенная с корпусом четырьмя болтами. В случае нормального усилия на нож, плуг возвращается до упора пластиной в верхнюю раму. При встрече плуга с препятствием болты срезаются, предохраняя плуг от поломок.

Направляющий кожух обеспечивает движение грунта от фрезы до метателя и далее – в отвал. Он обхватывает лопасти фрезы и метателя снизу и является каркасом, состоящий из двух соединенных между собой дугообразных балок, между которыми крепятся съемные листы. Для увеличения жесткости крепления кожуха установлены две съемные балки, каждая из которых одним концом крепится к направляющей кожуха, а другим – к подъемной рамы.

Механизм подъема и опускания рабочего органа предназначен для изменения положения рабочего органа по высоте. Он состоит из двух гидроцилиндров, шарнирно закрепленных к корпусу машины и подъемной рамы и обеспечивает поворот рабочего органа при переводе из транспортного положения в рабочее или обратно, его углубление, выглубления и фиксацию. Ограничение угла поворота вверх осуществляется ходом штоков гидроцилиндров, вниз – упором подъемной рамы в корпус машины.

Трансмиссия рабочего органа МДК-2М

предназначена для изменения и передачи крутящего момента от уменьшителя скоростей до фрезы и метателя. Она состоит из промежуточного вала, двух карданных валов, поворотного редуктора и редуктора рабочего органа.

Промежной вал является связующим звеном между уменьшителем скоростей базовой машины и карданным валом привода поворотного редуктора. Он представляет собой трубу, к фланцу которого крепится зубчатый венец с внутренним зубом для соединения с зубчатой ​​полумуфты вала отбора мощности уменьшитель скоростей. На шлицах другого конца устанавливается фланец для крепления с вилкой карданного вала. Опорой вала является сферический подшипник.

Карданные валы установлены один между промежуточным валом и поворотным редуктором, а второй – между поворотным редуктором и редуктором рабочего органа. Они одинаковы по строению, но имеют разную длину.

Поворотный редуктор предназначен для изменения и передачи крутящего момента от уменьшителя скоростей к редуктору рабочего органа. Он установлен в кормовом отделении корпуса машины и обеспечивает включение и выключение, изменение частоты вращения фрезы и метателя, сохранения соосности ведомого вала с ведущим валом редуктора рабочего органа при изменении взаимного расположения редукторов. Передаточные числа редуктора равные 1,08 и 0,856.

Основными частями поворотного редуктора являются: корпус (неподвижная часть, рукав, поворотная часть), ведущий вал в сборе, первый и второй промежуточные валы в сборе, вал-шестерня, привод управления и предохранительная муфта.

Редуктор рабочего органа предназначен для изменения крутящего момента, который передается на фрезу и метатель. Он установлен на подъемной раме и обеспечивает одновременное вращение фрезы и метателя с различными угловыми скоростями.

Редуктор рабочего органа состоит из одноступенчатого цилиндрического редуктора и двух планетарных рядов, выполненных в одном агрегате.

Корпус одноступенчатого цилиндрического редуктора крепится к корпусу первого планетарного ряда. В крышке люка имеется отверстие для заливки масла и установки щупа. Ведомый вал выполнен заодно с солнечной шестерней первого планетарного ряда.

Первый планетарный ряд предназначен для изменения крутящего момента и передачи его от цилиндрического редуктора на второй планетарный ряд и одновременно на вращение метателя. Он состоит из корпуса, соединенного с корпусом второго планетарного ряда, эпициклической шестерни, четырех сателлитов и водила, которое является одновременно солнечной шестерней второго планетарного ряда.

Второй планетарный ряд предназначен для изменения и передачи крутящего момента на фрезу, установленную на подшипниках на внешней поверхности его корпуса. Водило имеет осевое отверстие, через которое проходит торсионный вал, соединяющий водило первого планетарного ряда с фланцем вращения метателя. На конце водила имеется зубчатый венец для соединения со ступицей фрезы. В процессе работы торсионный вал выполняет роль демпфера, предохраняя трансмиссию от поломок.

Рис.2. Трансмиссия рабочего органа МДК-2М:

1 – промежуточный вал, 2 и 5 – карданные валы 3 – поворотный редуктор, 4 – предохранительная муфта, 6 – редуктор рабочего органа, 7 – редуктор гидронасосов, 8 – коробка передач базовой машины, 9 – уменьшитель скоростей

Бульдозерное оборудование МДК-2М

предназначено для послойной разработки и перемещения грунта при планировании дна котлована, подготовке площадки перед началом рытья котлована. Кроме того, с помощью бульдозерного оборудования можно проводить засыпку котлованов, траншей, вспушення мерзлого грунта при глубине промерзания до 15 см.

На машине установлено бульдозерное оборудование с неповоротным отвалом, высота которого 1000 мм, а длина – 3200 мм. С помощью гидроцилиндров отвал может опускаться ниже уровня стояния машины на 540 мм или подниматься на высоту 1140 мм. Масса оборудования составляет 1120 кг.

Бульдозерное оборудование состоит из отвала, двух толкающих рам, двух передних стоек с подкосами, двух стяжек и механизма управления.

Механизм управления предназначен для изменения положения отвала по высоте. Он состоит из двух гидроцилиндров, с помощью которых создаются усилия для углубления отвала в грунт, его выглубления и фиксации.

Гидропривод предназначен для управления положением рабочего оборудования. Он обеспечивает создание необходимых усилий при переводе рабочего органа в транспортное или рабочее положение, при углублении или выглублением отвала бульдозерного оборудования. Схема гидропривода не предусматривает одновременного управления рабочим органом и бульдозерным оборудованием. На машине установлены элементы гидропривода, рассчитанные на давление 10 МПа.

Гидропривод состоит из гидробака, двух гидронасосов, гидропанели, четырех гидроцилиндров.

Гидробак установлен сзади за кабиной. Уровень рабочей жидкости в баке измеряется щупом. Объем рабочей жидкости должен быть в пределах 150 л.

На машине установлены два гидронасоса марки НШ – 32У, которые приводятся в действие от уменьшителя скоростей через редуктор.

Гидропанель установлена ​​слева за кабиной и предназначена для компактного размещения элементов управления гидропривода. На гидропанели закреплены два трехпозиционные золотники ГА86/2 для управления гидроцилиндрами, предохранительный клапан БГ52 -14, два электромагнитные краны ГА192, из которых один управляет работой предохранительного клапана, а другой предназначен для установки гидроцилиндров управления рабочим органом в «плавающее» положение при рытье котлована. Для контроля давления на панели закреплены манометр с вентилем.

Рис.3. Схема гидропривода МДК-2М:

1 и 19 – гидроцилиндры бульдозерного оборудования, 2 и 11 – трехпозиционные золотники ГА 86/2, 3 и 5 – электромагнитные краны, 4 – предохранительный клапан БГ 52-14, 6 и 12 – гидроцилиндры рабочего органа, 7, 8, 9 и 10 – дроссели, 13 – гидрофильтрах, 14 и 16 – обратные клапаны, 15 и 17 – шестеренчатые насосы НШ-32У, 18 – гидробак

Тактико-технические характеристики МДК-2М

Техническая производительность в грунтах 2-й, 3-й категорий, м 3 /час
Максимальная транспортная скорость, км/ч
Средняя транспортная скорость по грунтовым дорогам, км/ч
Масса, т
Габаритные размеры в транспортном положении, мм:
Габаритные размеры в рабочем положении, мм:
Расчет, человек
Периодичность технического обслуживания, моточасов:
Трудоемкость технического обслуживания, чел.-час.:
Расход топлива, л/ч:

при отрытых котлована

в транспортном режиме

Запас хода по топливу, км
Мощность двигателя, кВт
Размеры разработанной выемки, м
За один проход:
За два прохода:глубинаширина
За три прохода:
Скорость движения при копании котлована, м/ч

Скорость движения при работе бульдозерным оборудованием в обычном грунте, км/ч, не более:

Емкость топливных баков, л
Количество мест в кабине, человек
Время перевода рабочего оборудования в рабочее положение, мин
Время подготовки машины к перевозке по железной дороге, ч

Работа МДК-2М (видео)

Машина для рытья котлованов МДК-2М предназначена для обустройства окопов и хранилищ для техники, котлованов под фортификационные сооружения (блиндажи, убежища, огневые сооружения). Размеры котлованов: ширина по дну 3,5 м, глубина до 3,5 м, длина по необходимости. Классы почв, разрабатываемые - I-IV. Производительность по количеству вынутого грунта до 350 м3 в час.

Машина состоит из гусеничного тягача АТ-Т (изделие 409У), основного рабочего органа (для рытья котлованов) - фрезы с метателем и вспомогательного бульдозерного оборудования. Компоновочная схема Котловинна машины определяется конструкцией рабочего органа и положением двигателей во время рытья котлована. Котловинна машина МДК-2 является многопроходной с руханням по дну выемки, отрывается. Мощность двигателя 305 л. С., Масса 27,3 т, транспортная скорость до 36 км / ч. Кабина герметизирована, снабжена фильтровентиляционной установкой, благодаря чему, машина способна работать на местности, зараженная ядовитыми или радиоактивными веществами. Причем экипаж (2 чел.) В кабине может находить без средств защиты. Кабина вмещает до пяти человек, включая водителя. Запаса топлива хватает на 500 км пробега или 10-12 часов работы в почве. Время на подготовку машины к работе составляет 5-7 мин. В кабине предусмотрено место для установки радиостанции Р-123, но ею машина не комплектуется. Оснащена радиометром-ретнгенометром, комплектом ПНВ-57Т (прибор ночного видения).

Рабочий орган представляет собой фрезу поперечного копания и метатель; смонтированы соосно на одном редукторе. Необходимый профиль выемки достигается применением плугов и откосниками, которые крепятся на раме рабочего органа. Рытье грунта, поднятого метателя, проводится в одну сторону от машины. Для создания бруствера с обеих сторон котлована необходимо менять направления рабочих ходов машины.

Рис. 183. Машина для котлованов МДК-2

Рытье котлованов происходит послойно, челночным способом при движении машины вперед, с включенным Уменьшитель скоростей, задний ход - холостой. Грунт выбрасывается в правую сторону от котлована на расстояние до 10 м и заключается в виде бруствера. За один проход машины углубления составляет 30-40 см. Котлован размером 3,5 × 3,4 м создается за шесть рабочих ходов. За первые три проходов рабочий ход осуществляется в одном направлении движения машины с образованием двух въездных аппарели под углом 15 °. При следующих трех проходов рабочий ход осуществляется в обратном в сравнении с предыдущими проходами направлении. При этом меняется направление выброса грунта. В начале котлована за счет работы основного рабочего органа создается пологая аппарель с уклоном около 15 °. Вторая аппарель постепенно срезается вспомогательным рабочим органом (бульдозером) под углом 40-45 °.

После последнего прохода необходимо спланировать дно котлована бульдозером.

Бульдозерное оборудование МДК-2 позволяет проводить работы по выравниванию дна котлована, засыпка котлованов, облаштовування пологих спусков. Допустимое боковое отклонение при работе машины до 15 градусов, угол подъема / спуска при работе машины должно быть до 28 градусов.

Машина МДК-3 является дальнейшим развитием машины МДК-2М и предназначена для облаштовування окопов и хранилищ для техники, котлованов под фортификационные сооружения (блиндажи, убежища, огневые сооружения). Размеры котлованов, что отрываются: ширина по дну 3,7 м, глубина до 3,5 м, длина по необходимости. Классы почв, разрабатываемые -1-IV.

При рытье котлованов грунт, роют, заключается в одну сторону слева от котлована в виде бруствера. При необходимости устройства бруствера с обеих сторон, через два-три прохода необходимо менять направление рытья. В отличие от МДК-2М машина МДК-3 во время рытья котлована движется задним ходом, роя за один проход котлован глубиной до 1,75 м (вместо 30-40 см в старой машины). В начале и в конце котлована есть пологие аппарели с наклоном 15 градусов.

Вспомогательным оборудованием является мощное бульдозерное оборудование и розпушник для мерзлых грунтов, что значительно повысило возможности машины по сравнению со старой. Розпушник позволяет рыть мерзлые и твердые почвы на глубину до 0,3 м. Бульдозерное оборудование позволяет использовать машину для планирования площадок перед рытьем котлованов, выравнивание и зачистки котлованов, засыпки установленных в котловане фортификационных сооружений, засыпка воронок, облаштовування пологих спусков, удаление мерзлого грунта, вырытого розпушником. Кроме того, бульдозер может применяться для корчевание пней диаметром 20-40 см.

Формирования широких котлованов проводиться 2-3 параллельными проходами машины с изменением направления выброса грунта.

Допустимый боковой уклон при работе машины - до 15 градусов, угол подъема / спуска во время работы - до 28 °. Производительность по количеству вырытого грунта 500-600 м3 в час. В качестве базового шасси применен гусеничный транспортер-тягач МТ-Т (изделие 453). Машина имеет общий вес - 39 тонн (вместо 27,3 т в МДК-2М), транспортная скорость машины до 65 км / ч. Кабина герметизирована, снабжена фильтро-вентиляционной установкой, благодаря чему машина может работать на местности зараженной отравляющими или радиоактивными веществами, причем экипаж (2 чел.) В кабине могут находиться без средств защиты. Кабина вмещает до пяти человек, включая водителя. Запаса топлива хватает на 500 км пробега или 10-12 часов работы в почве. Время на подготовку машины к работе 5-7 мин.

В кабине машины есть место для установки радиостанции Р-123 (танковая), но ею МДК-3 не комплектуется. Оснащена комплектом ПНВ (прибор ночного видения).

Рис. 184. Машина для котлованов МДК-3

Тактико-технические характеристики Котловинна машин

Техническая производительность, м3 / ч:

в почвах первых, вторых категорий

в почвах второй, 3-й категорий

Средняя транспортная скорость по

грунтовых дорогах, км / ч

Габаритные размеры в рабочем положении, мм:

Расчет, чел

Периодичность технического обслуживания, моточасов:

Трудоемкость технического обслуживания, чел. / Час.:

Расход топлива, л / ч:

при рытье котлована

в транспортном режиме

Запас хода по горючим, км

Мощность двигателя, кВт

Размеры разработанной выемки, м за один проход:

за два прохода:

за три прохода:

Скорость движения во время рытья котлована, м / ч

Скорость движения во время работы

бульдозерным оборудования, км / ч, не более

в обычном грунте

в мерзлом разрыхленной почве

Скорость движения во время работы ропушувальним оборудованием, км / ч

Скорость движения в рабочем режиме с гидрообъемной передачей, км / ч: на передаче заднего хода

на первой передаче

на второй передаче

на третьей передаче

Вместимость топливных баков, л

Вместимость кабины, ос

Время перевода рабочего оборудования в рабочее состояние, мин

При подготовке машины к

перевозки по железной дороге, ч

Полковая землеройная машина ПЗМ-2

Общее устройство, принцип работы и основные тактико-технические характеристики ЭОВ-4421

Экскаватор ЭОВ-4421 является землеройной машиной циклического действия. Он предназначен для механизации земляных и погрузочно-разгрузочных работ. Экскаватор применяется для рытья траншей и котлованов в грунтах 1-4-й категорий без рыхления, в мерзлых грунтах после их предварительного разрыхления. Наличие крюковой подвески позволяет проводить поднятия, опускания и перемещения различных грузов.

Рис. 185. Экскаватор ЭОВ-4421

Тактико-технические характеристик

Производительность в почвах первых, вторых категорий при рытье:

котлованов, м3 / ч

траншей, м3 / ч

Максимальная транспортная скорость, км / ч

Расчет, чел

Время развертывания, мин

Расход топлива на 100 км пути, л

Запас хода по топливу, км

Максимальная глубина котлована, что роется с шириной по дну, м

Вместимость ковша, м3

Среднее время цикла, с

Максимальное усилие резания, кН

Максимальный радиус копания, м

Наибольшая высота опорожнения ковша, м

Габаритные размеры в транспортном положении, мм:

Грузоподъемность крюковой подвески, т

Наибольшая высота поднятия, м

Вылет крюка, м:

наибольший

наименьший

Высота подъема крюка, м:

в случае большого вылета

в случае малейшего вылета

Техническая характеристика экскаватора

Общие данные экскаватора

Силовая установка экскаватора

Четырехтактный четырех-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения с вихревой камерой сгорания

Номинальная мощность при частоте

вращения коленчатого вала 1700 мин, л. с

Максимальная частота вращения

коленчатого вала, мин

Минимальная частота вращения

коленчатого вала, мин

Топливо, применяемое

Дизельное ДЛ, ДЗ

Смазка, применяется

Моторное М-6 / 10В

Масса двигателя в незаправленном

состоянии в полном комплекте, кг

(ГП-11, ГП-8) 780

пусковой двигатель

Двухтактный одноцилиндровый карбюраторный с кривошипно камерным продувкой

Мощность двигателя при частоте

вращения коленчатого вала 3500 мин, л. с

способ запуска

эл е ктростартером

Топливо, применяемое

смесь бензина с маслом в объемном соотношении 15: 1

использованы смазки

моторное М10В М10Г, М12Ы (ГП-11)

моторное М8В или М8Б (ГП 8)

Электрооборудование

постоянный

Номинальное напряжение, В

Аккумуляторная батарея:

емкость, ампергодин

Гидравлический привод рабочего оборудования

гидронасос:

аксиально-поршневой сдвоенный, регулируемой производительности

Максимальная производительность, дм3 / мин

Давление нагнетания, МПа (кгс / см2):

максимальное

номинальное

минимальное

Гидромотор механизма поворота платформы

Радиально-поршневой высокомоментных

Гьидроцилиндры, мм:

рукоятки

выносных опор

Рабочая жидкость при температуре окружающего воздуха:

от -40 до + 5 ° С

Масло ВМГЗ ТУ 38-101479-74

от-1-5 до + 40 ° С

Масло МГ-30

Заменители при температуре окружающего воздуха:

ТУ 38-1-01-50-70

от -25 до + 5 ° С

Масло веретенное АУ ГОСТ 1642-75

от +5 до + 40 ° С

Смазка ИЗОА, И20А ГОСТ 20799-75

Запильних строение, принцип работы, основные узлы и механизмы экскаватора

К основным частям экскаватора принадлежат базовая машина, грузовая рама с выносными опорами, опорно-поворотное устройство, поворотная платформа, силовая установка рабочего оборудования, рабочее оборудование, гидропривод, приводы управления и электрического оборудования.

Базовой машиной является автомобиль КрАЗ-255Б, который имеет некоторые доработки, которые осуществлены для монтажа экскаваторной установки. Доработки шасси базового автомобиля обусловленные необходимостью снижения его массы и упрощения монтажа грузовой рамы. В местах крепления грузовой рамы к раме автомобиля в лонжероны рамы вварены ребра жесткости. В передней части рамы установлена стойка для крепления рабочего оборудования в транспортном положении В связи с установлением грузовой рамы изменено местоположение ресиверов, доработанные пневмосистема и энергооборудования автомобиля. Левый (по ходу) топливный бак перенесен на грузовую раму. Контейнер запасного колеса установлен в передней части грузовой рамы. К кормовой части базового автомобиля крепится фара для освещения местности во время передвижения задним ходом.

Грузовая рама предназначена для установки, опорно-поворотного устройства и разгрузки (совместно с выносными опорами) ходовой части автомобиля. Рама представляет собой штампо-сварную конструкцию. Основными элементами рамы есть две продольные балки, соединенные рядом поясничных вставок. Продольные балки заканчиваются с двух сторон кронштейнами для крепления выносных опор и их гидроцилиндров. На верхней части рамы расположена обечайка из привалочной поверхностью для установки опорно-поворотного устройства. Для увеличения жесткости конструкции кронштейны передних выносных опор соединены стяжкой.

Выносные опоры предназначены для разгрузки (совместно с грузовой рамой) ходовой части автомобиля и создания необходимой опоры машины во время разрытия грунта и выполнения погрузочно-разгрузочных работ. В рабочем положении выносные опоры контактируют с почвой, при этом средний и задний мосты разгружены, а экскаватор вывешивается на четырех опорах и двух передних колесах, повышает его опоры и позволяет создать значительное (до 91 кН) усилия на режущей кромке ковша. В транспортном положении штоки гидроцилиндров втянуты, а опоры подняты.

Опорно-поворотное устройство предназначено для осуществления вращения поворотной платформы относительно базовой машины, а также для передачи рабочих усилий по поворотной платформы на грузовую раму. Опорно-поворотное устройство состоит из колец, взимаемых болтами, роликов и зубчатого венца.

Поворотная платформа предназначена для размещения на ней силовой установки, основных элементов гидросистемы, органов управления, кабины экскаваторщика и рабочего оборудования. Она является опорой, выдерживает все нагрузки, возникающие во время работы экскаватора, и через опорно-поворотное устройство опирается на грузовую раму. В передней части платформы расположены четырехтактный четырехцилиндровый дизель с жидкостным охлаждением с вихревой камерой сгорания и систем, его обеспечивают: питания топливом и воздухом, смазки, охлаждения и пуска. Номинальная мощность двигателя (СМД-14) 55 кВт. Силовая установка является источником энергии для рабочего оборудования. Для запуска дизельного двигателя является одноцилиндровый двухтактный пусковой двигатель ПД-10У с редуктором СМД8-19С4В. Пуск двигателя ПД-10У осуществляется электро-стартером СТ-350.

Для облегчения пуска дизеля при пониженной температуры окружающего воздуха предусмотрен электрофакельным предпусковой подогреватель.

Рабочее оборудование представляет собой возвращенную лопату и состоит из унифицированной стрелы, рукоятки, ковша, крюковой подвески, гидроцилиндра ковша и рукоятки, двух гидроцилиндров стрелы, трубопроводов и рукавов высокого давления. Поднятие и опускание стрелы осуществляется гидроцилиндрами.

Стрела предназначена для установки на ней рукоятки с ковшом и гидроцилиндров. Она представляет собой неразъемное сварную конструкцию коробчсатого вида Г-образной формы.

Рукоять представляет собой удлиненную сварную конструкцию коробчатого вида, сделанную из листового проката и изготовленную из того же материала, что и стрела.

Рис. 186. Компоновочная схема экскаватора ЭОВ-4421

1 - базовая машина: 2 - рабочее оборудование; 3 - силовая установка рабочего оборудования; 4 - поворотная платформа: 5 - выносная опора; 6 - опорно-повотний устройство; 7 - обвязочная рама

Шляхопрокладач БАТ-2 предназначен для механизации инженерных работ при прокладке колонных путей, подготовки по городу военных дорог.

Шляхопрокладач состоит из базы - гусеничного шасси МТ-Т, универсального бульдозера, крана, разрыхлителя, лебедки.

Гусеничная шасси шляхопрокладача разработан на базе составных частей тяжелого транспортера-тягача МТ-Т.

Рис. 187. Шляхопрокладач БАТ-2

Основными частями гусеничного шасси является рама, кабина, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, пневматическое оборудование и электрооборудование.

В состав рабочего оборудования шляхопрокладача БАТ-М входят бульдозерное и крановое оборудование, механизмы управления бульдозерным оборудованием, механизм отбора мощности, електропневмокерування и гидропривод.

Бульдозерное оборудование предназначено для послойного срезания и перемещения грунта. Оно навешивается перед машиной и может устанавливаться в рабочем или транспортном положении. В рабочем положении отвал бульдозерного оборудования опущен на грунт. В случае осуществления машиной транспортного пробега на расстояние до 5 км бульдозерное оборудование подвешивается на цепи. Пьид совершении марша на расстояние более 10 км оно заключается путем опрокидывания через кабину на платформу и фиксируется.

Основными частями бульдозерного оборудования является рама, толчками рамы, отвал и лыжа.

Крановое оборудование предназначено для механизации погрузочно-разгрузочных работ при прокладке колонных путей и демонтажа бульдозерного оборудования. Грузоподъемность оборудования - 2 т любого вылета стрелы. Максимальная высота подъема крюка - 5,3 м по вылета стрелы - 1,1 м и 2 м - за вылета стрелы 5,4 м. Скорость подъема и опускания груза лебедкой - 0,18 м / с, стрелой - соответственно 0,37 и 0,22 м / с. Частота вращения поворотной части 1,9 мин.

Рис. 188. Шляхопрокладача БАТ-М

Основными частями являются базовая машина (инженерный колесный тягач ИКТ) и рабочее оборудование.

Рабочее оборудование предназначено для рыхления и перемещения грунта на незначительные расстояния. Составными частями рабочего оборудования является бульдозерное оборудование, механизмы управления и гидропривод.

Бульдозерное оборудование с универсальным отвалом предназначено для послойного резания и формирования призмы почвы. В состав бульдозерного оборудования входят отвал, рама и лыжа.

При подготовке бульдозерного оборудования к работе крыла отвала устанавливаются в необходимое для работы положение. При установке отвала в грейдерный положение на выдвинутое вперед крыло устанавливается надставка, которая в нерабочем положении закреплена на кузове тягача.

Перестановки крыльев в бульдозерный, шляхопрокладальний состояния и их перекос происходит без выхода расчета из кабины.

Ширина захвата отвала в шляхопрокладальному положении 3300 мм, в бульдозерном - 3820 мм, грейдерный - 3240 мм. Угол установки крыльев в шляхопрокладальному положении 110 °. Высота отвала - 1060 мм. Максимальная высота подъема отвала - 1580 мм, а углубление - 400 мм. Масса рабочего оборудования - 2,9 т. Время для перевода бульдозерного оборудования в рабочее положение - 2 мин.