Какой транспорт самый экологичный? Новые требования экологического класса для автобусов и грузовиков Какой транспорт считается не экологичным

Три четверти городских перевозок пассажиров к 2030 году будут выполнять метро, электробусы, автобусы на газе и прочий экологичный транспорт. О таких планах «Известиям» рассказали в Минтрансе. Пока в России безвредна для окружающей среды лишь половина пассажирских перевозок. Минприроды фиксирует, что выбросы от автотранспорта растут и текущий уровень загрязнения чреват более чем 80 болезнями граждан.

К 2030 году в крупнейших городах и городских агломерациях не меньше 70–75% пассажирских перевозок должен выполнять экологичный транспорт, считают в Минтрансе. Об этом «Известиям» рассказали в ведомстве.

Речь идет об автобусах, работающих на природном газе, и транспорте с электродвигателями - трамваях, троллейбусах, метро, электропоездах, автомобилях и гибридах, фуникулерах, канатных дорогах, электробусах и так далее. По данным Росстата за 2017 год, в среднем по стране на экологичный транспорт приходилось чуть больше половины городских пассажирских перевозок. Около 47% городских перевозок пассажиров совершали автобусы и маршрутные такси. Они в большинстве своем неэкологичны: 95% автобусов работают на дизельном топливе, свидетельствуют данные межрегионального профсоюза работников общественного транспорта.

Минтранс предполагает, что переход на экологичный транспорт позволит снизить негативное воздействие на окружающую среду.

Автотранспорт является одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах, указано в последнем итоговом докладе Минприроды, представленном на сайте ведомства. Объем выбросов от автотранспорта сохраняет тенденцию к увеличению и в 2017 году составил 14,5 млн т, указано в документе.

Воздействие опасных факторов окружающей среды на здоровье связано более чем с 80 болезнями и типами травм. Благодаря обеспечению более здоровой окружающей среды можно было бы ежегодно предотвращать 13 млн случаев смерти в мире, - отмечено в докладе Минприроды.

Практически все автобусы в России работают на дизельном топливе, их переоборудование потребует капитальных вложений, отметил председатель межрегионального профсоюза работников общественного транспорта Юрий Дашков. Сейчас в стране около 30 «газовых» пассажирских автопарков (два из них в Москве). Переоборудование дизельного автобуса на газ стоит 60–80 тыс. рублей, рассказал эксперт. При этом само голубое топливо дешевле почти в полтора раза, отметил он. Также в автопарках придется устанавливать газовые станции для заправки автобусов - они обойдутся примерно в 1 млн рублей каждая, рассказал Юрий Дашков.

Во многих европейских странах, например в Нидерландах и Франции, уже активно используют городской электротранспорт и России стоит взять этот опыт на вооружение, считает эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей Александр Лыткин. Однако полный переход на электротранспорт нецелесообразен из-за высокой цены электричества, отметил он.

Газ считается самым экологичным видом топлива в мире, так как сгорает без образования дыма, отметил директор по операциям FM Logistic Александр Павлов. При его использовании моторное масло можно менять в два раза реже, добавил он. Газовый транспорт благодаря дешевизне топлива популярен в Индии, Колумбии, Пакистане, рассказал эксперт.

Ранее стало известно, что продажи электромобилей в России выросли на 72% за восемь месяцев по сравнению с периодом с января по август 2017 года. Однако всего в России еще лишь около 2,5 тыс. электрокаров.

В экологическом рейтинге субъектов РФ Общероссийской Общественной организации «Зеленый патруль» Москва заняла пятое место, поднявшись за год на 9 позиций. Улучшить состояние экологии в столице помогли в том числе меры по развитию городской транспортной системы.

Экологический рейтинг субъектов Российской Федерации публикуется с 2008 года и выходит четыре раза в год: зимой, весной, летом и осенью. По итогам зимы 2016-2107 Москва заняла 5 место. Прошлой зимой столица размещалась на 14 позиции. В основу расчета экологического рейтинга берутся оперативные данные об экологически значимых событиях, происшествиях и проблемах. Ознакомиться с методологией расчёта можно на сайте «Зеленого патруля» www.greenpatrol.ru/sites/default/files/_ppt_1_0_0.pdf

По данным рейтинга, на экологическую ситуацию в Москве повлияли транспортные решение последних лет – ввод платной парковки, закупка нового подвижного состава общественного транспорта, создание пешеходных пространств и велодорожек в рамках программы «Моя улица», регулирование движения грузовиков и другие инициативы.

Общественный транспорт – один самых экологичных участников движения на столичных дорогах. С 2013 года автобусы, закупаемые в Москве, соответствуют экологическому классу двигателя Евро-5. Автобусный парк перевозчика ГУП «Мосгортранс» обновлен на 95%. В 2016 году благодаря реформе наземного городского пассажирского транспорта на маршруты вышли 2 тысячи новых экологичных транспортных средств. Средний возраст автобусов коммерческих перевозчиков составляет 1 год, а «Мосгортранса» – 4,9 лет.

В ближайшие три года в Москву будут поставлять по 100 трамваев ежегодно. Каждый современный трёхсекционный трамвай перевозит на 30% больше пассажиров, чем трамвай обычной конструкции. Кроме того, в столице проходит испытания новый электробус российского производства.

В 2016 году количество пассажиров городского транспорта выросло на 600 млн человек по сравнению с 2010 годом. Москвичи стали разумнее использовать автомобиль, отдавая предпочтение другим способам передвижения по городу. Запуск движения по Московскому центральному кольцу, а также ввод новой маршрутной сети «Магистраль» в 2016 году сделали городской транспорт удобнее и привлекли новых пассажиров. Растущая популярность московских такси и системы каршеринга также позволяет сокращать количество личных автомобилей в городе и улучшать дорожную ситуацию, что положительно сказывается на экологической обстановке в городе.

«Работа Правительства Москвы, и в частности, Транспортного комплекса, в направлении реорганизации города позволила Москве войти в топ-5 рейтинга экологичности. Москва почти на один год раньше, чем остальные регионы России, приняла закон о продаже топлива стандарта Евро-5, что положительно сказалось на качестве воздуха. Положительный эффект дали и высадка деревьев, ввод платных парковок, ограничение въезда грузового транспорта», – отметил председатель управления Общероссийской Общественной организации «Зеленый патруль» Андрей Нагибин.

«Строительство жилого фонда, рост населения и увеличение числа автомобилей требуют от Правительства Москвы новых решений для улучшения состояния городской экологии и повышения качества жизни горожан. В 2017 году мы продолжим закупать современный и экологичный подвижной состав, совершенствовать маршрутную сеть, отдавая предпочтение передвижению по городу общественному транспорту, а также поддерживать развитие альтернативного транспорта – велосипедного движения, каршеринга и электромобилей», – рассказал заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов.

«С 1 января 2017 года грузовики с двигателями ниже класса Евро-3 не могут въезжать на Третье транспортное кольцо (ТТК) и в его пределы, а грузовики с двигателем ниже класса Евро-2 - на Московскую кольцевую автомобильную дорогу (МКАД) и в ее пределы. Порядка 30% выхлопных газов, загрязняющих воздух в районе автомобильных трасс, выбрасывают грузовики. Ограничения должны стимулировать транспортные компании обновить автопарк на более современный. Мы ожидаем, что ограничение на въезд грузового транспорта в центральную часть города снизит загазованность воздуха на 2-3%, а это существенно для такого мегаполиса, как Москва. Думаю, в конце 2017 года мы уже сможем оценить эффективность этой меры», - отметил Руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антон Кульбачевский.

Проблема глобального потепления, вызванного ростом углекислого газа в атмосфере, постоянно звучит в речах видных деятелей и организаций, занимающихся экологией. Несмотря на то что данная идея ставится под сомнение, зачастую вполне аргументированно, наличие масштабного загрязнения окружающей среды различными транспортными средствами стоит весьма остро.

Да, факты говорят, что углекислый газ, вырабатываемый всей промышленностью и автомобилями, может оцениваться всего в несколько процентов от уровня вреда, который наносится извержением среднего вулкана. Но проблему других выбросов человечество не может игнорировать. Чтобы снизить вред для природы, разрабатывается экологический транспорт, удобный для людей и безопасный для экосферы.

Современные двигатели могут называться верхом экологичности, если проводить сравнение с их предшественниками полувековой давности. Использование биодизеля, постоянное снижение уровня вредных веществ в выхлопе, задаваемое стандартами безопасности, положительно влияет на атмосферу городов.

Однако постоянный рост количества автомобилей на дорогах не ведет к снижению вреда для окружающей среды. К самым заметным опасным чертам современного транспорта относятся:

  • наличие в выхлопе угарного газа, смертельно опасного для человека и других живых организмов;
  • присутствие солей тяжелых металлов, осаждаемых в почву;
  • наличие активных веществ кислотной, щелочной групп, которые при растворении в атмосферных осадках воздействуют на почву, конструкции зданий, загрязняют грунтовые воды.

Экологические проблемы транспорта не ограничиваются только выбросами и опасностями, связанными с работой двигателей. К области вредных воздействий относятся протечки масел, топлива, выбросы сажи, неизбежные у дизельных двигателей. Ущерб природе наносит и добыча исходного сырья для производства бензина и дизеля, а также его переработка.

Чем характеризуется экологический транспорт

Экологичные автомобили минимизируют до предела все выбросы в окружающую среду. Современные инженерные идеи, реализованные «в металле» и используемые на дорогах, знакомы многим, например, в виде общественного транспорта. Другие экологически чистые автомобили работают либо на гибридном принципе, используя меньшее количество топлива, либо построены без применения двигателей внутреннего сгорания.

Общественный транспорт

Знакомые всем экологически чистые виды транспорта – общественные троллейбусы, трамваи, метро. Эта часть инфраструктуры городов, если оценивать конкретное средство передвижения, кажется идеальной. В воздух не выбрасывается вредных веществ, нет сажи, нет масштабных задымлений атмосферы. Экология транспорта этого типа привлекательна, но несколько спорна.

  1. Общественный транспорт используется в дневное время суток.
  2. Необходимые мощности энергетической сети весьма высоки.
  3. Существуют большие утечки энергии из-за повреждений сетей, коротких замыканий, различных аварийных ситуаций.

В результате происходит рост нагрузки на производителей электроэнергии. Тепловые станции сжигают больше топлива, увеличивая выбросы в атмосферу. Регулировать нагрузку по времени суток с помощью общественного электрического транспорта весьма трудно. Поэтому человечеству необходим другой выход.

Гибридные автомобили

Популярные и знакомые всем гибриды представляют собой автомобиль, у которого двигатель внутреннего сгорания работает в стабильном, контролируемом режиме. Часть нагрузки берет на себя вторичная электрическая система привода. Экологический транспорт такого рода действует по следующей схеме:

  • во время движения по трассе с крейсерской скоростью или с малым диапазоном ее изменения работает двигатель внутреннего сгорания;
  • в городском режиме, когда скорость не нужна, а требуются постоянные разгоны и торможения, автомобиль приводится в движение электродвигателем;
  • во время нахождения в городе, двигатель внутреннего сгорания обеспечивает только работу кондиционера, а также электрогенератора, подзаряжающего аккумуляторы автомобиля.

Экологичный транспорт гибридного типа значительно снижает выбросы вредных веществ в атмосферу. Общее потребление топлива падает до 50% (для автомобилей, которые большей частью двигаются в городском цикле). Но при дальних поездках по трассе преимущества гибридов сходят на нет.

Аккумуляторные электромобили

Электромобили, которые питаются только от аккумулятора, признаются множествами экспертов как самое удобное и рациональное решение. Сегодня серийно выпускается широкий ряд моделей – от пикапов, например, торговой марки «Шевроле», способных пройти с одной зарядки под грузом до 240 км, до небольших автомобилей для индивидуального или семейного пользования. Такие экологические виды транспорта решают сразу несколько проблем:

  • у электромобилей нет выброса вредных веществ в атмосферу;
  • тактико-технические характеристики инженерных решений весьма привлекательны: модели
  • «Ниссан», способные заряжаться даже от обычной электросети квартиры, могут пройти с одного заряда до 400 км;
  • восстановление емкостей аккумуляторов происходит в ночное время суток, что дает возможность балансировать нагрузку на инфраструктуру производства электроэнергии.

Становится ясно, почему все больше компаний предлагают на рынке свои разработки электромобилей. Распространение такого вида транспорта ограничено – в некоторых странах не приняты системы стандартов и законов, регламентирующие налогообложение, правила использования и обслуживания таких индивидуальных средств передвижения.

Но в целом ряде государств электрический автомобиль стал привычным транспортом, предусмотрена даже инфраструктура для быстрой зарядки аккумуляторов от мощных источников энергии.

Транспорт на солнечных батареях и индукционных движителях

Автомобиль на солнечных батареях давно присутствует в произведениях фантастов и различных фильмах о будущем. Такой вид транспорта существует. Его развитие пока тормозится несомненным недостатком:

  • движение автомобиля может происходить только днем;
  • аккумуляторы, способные обеспечить тягу вечером и ночью, утяжеляют инженерное решение, удорожают автомобиль, снижают общую динамику.

Индивидуальные средства передвижения на солнечных батареях не предлагаются на рынке. Но общественный транспорт уже функционирует. К серийным, существующим и используемым решениям относятся автобусы на солнечных батареях, двигающиеся по маршрутам в городах Австралии.

Другой пример – мини-поезда для туристов, запущенные в Венгрии. Реализует проекты общественного транспорта, движимого энергией солнца, Китай и другие страны с высоким промышленным потенциалом.

Еще один интересный тип экологичного средства передвижения питается так же, как смартфоны с беспроводной зарядкой. Источником энергии служит кабель, проложенный под дорогой. С помощью индукции электричество передается на двигатели. Такие автобусы курсируют по улицам Парижа (проект Jeweline), в парках Америки, Японии.

Другую схему применения индукции нашли шведские инженеры. Рейсовые автобусы Scania Citiwide построены как электромобили. Они оснащены аккумуляторами и движутся свободно. Станции подзарядки на индукционном принципе располагаются прямо в зонах остановок общественной сети. Это дало транспорту мобильность и одновременно возможность двигаться как угодно долго, не привязываясь к проложенной под дорогой линии энергопитания.

Индукционные автобусы, не оснащенные аккумуляторами, предлагают еще одно преимущество. Им не нужен водитель. Маршрут четко выверен, проходит там, где проложен силовой кабель под дорогой. При этом скорость транспортного средства легко контролировать, возможно даже отслеживание положения конкретной машины в пути, организуя безопасный режим.

Но в масштабах большого города, где присутствует множество участников дорожного движения, систему слежения сложно реализовать. Поэтому автобусы с кабельным питанием двигаются пока только в зонах туристических маршрутов в парках или четко локализованных областях городов.

«Новый бесшумный и экологичный вид транспорта - электробус - начинает работать в столице» — сообщает портал mos.ru. Ввод в эксплуатацию электробусов 1-2 сентября закончился неудачно: проблемы с подзарядкой, неработающие системы кондиционирования и другие поломки.

1 сентября на ВДНХ прошла презентация первого электробуса, где присутствовал кандидат в мэры Москвы Сергей Собянин, а так же руководитель Департамента транспорта Максим Ликсутов.

Учредитель «Городских проектов» и урбанист Максим Кац сообщил в своем твиттере, что первый электробус с Собяниным на борту проехал 500 метров и сломался. Последующие запуски закончились неутешительно: проблемы с зарядкой, неработающая система кондиционирования, постоянные остановки и поломки.

Мэрия Москвы и СМИ умалчивают о сложившейся ситуации. Сергей Собянин ожидал, что запуск электробусов значительно улучшит экологическую обстановку .

Так, уже несколько раз в течение мэрского срока анонсировался запуск электробусов и такой результат явно не то, что ожидал получить С.С. Собянин за неделю до единого дня голосования.

Власти города нашли замену привычным троллейбусам. Теперь по центру столицы будут двигаться новые экологичные автобусы ЛИАЗ (двигатель «Евро-5»). Современные автобусы, а точнее - электробусы, должны начать движение по городу уже к концу декабря.

Дорогу электробусам!

Выступая на радиостанции «Говорит Москва», глава московского Дептранса Максим Ликсутов рассказал о перспективах столичных троллейбусов.




В ходе дискуссии он сообщил, что контактная электросеть уже давно устарела, и это ведет к большим потерям электроэнергии (около 30%). К тому же, экологический автобус, который планируется пустить вместо троллейбусов - позволит очистить воздух над городом.

Максим Станиславович отметил, что троллейбусные маршруты никуда не денутся, просто на их месте появятся новые современные автобусы. А это в свою очередь облегчит жизнь автомобилистам - ведь электробусы обладают намного большей степенью маневренности по сравнению с троллейбусами.

Также М. Ликсутов подчеркнул, что последние несколько лет в городе активно развивается трамвайная сеть. Реконструируются старые пути, появляются остановки, закупается новый парк с современными низкопольными трамваями.

Экоавтобусы - транспорт будущего

Экологический автобус ЛИАЗ с двигателем Man стандарта «Евро-5» - отличная альтернатива троллейбусам. Российский автобус нового поколения работает на современных видах топлива (дизель, электричество и газ), он уже прошел ряд сертификационных испытаний и полностью готов к эксплуатации.

Новый электробус отвечает всем требованиям по экологии. Использование стандарта «Евро-5» снизит выбросы углеводородов в атмосферу в 143 раза! Не говоря уже о выбросах других веществ.

Кроме того, новая серия автобусов отличается комфортабельными салонами, новейшими кондиционерами и системами отопления, а также другими модными «фишками».