Какое напряжение аккумулятора автомобиля должно быть. Нормальное напряжение аккумулятора автомобиля. Проверка аккумулятора с помощью нагрузочной вилки

Автомобильный аккумулятор - основа для работы всей электроники в машине. Он подзаряжается посредством генератора и постоянно питает все электрические элементы в системе. Его неисправность может привести к неправильной работе автомобиля, поэтому стоит следить за его работоспособностью.

Напряжение аккумулятора - один из основных показателей его работоспособности. Поэтому нужно регулярно проверять его и контролировать уровень зарядки, чтобы он не упал ниже нормы. Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Нормальное напряжение АКБ

Нормальным напряжением батареи считается то, которое достигается при ее полной зарядке. В АКБ этот показатель равняется 12,65 В. Он может превышаться и стремится вплоть до 14,5 В, что все еще считается нормой. Это свидетельствует об исправности аккумулятора и его нормальном функционировании.

Если показатель падает меньше 12,65 В, тогда это говорит о проблемах с уровнем заряда. Чем ниже напряжение, тем ниже уровень заряда в устройстве. При падении зачастую наблюдается ухудшение свойств АКБ без возможности их восстановления.

Важно! Падение уровня заряда до 11,9 В считается безопасным. При этом технические характеристики устройства не пострадают, ухудшения свойств также не наблюдается.

При низком уровне напряжения возникают проблемы в автомобиле. Затрудняется работа стартера, все электроприборы в салоне также работают с перебоями. Это существенно влияет на их дальнейшую работоспособность, поэтому ездить при неисправном аккумуляторе нельзя.

Как замерить напряжение на аккумуляторе

Замерить этот показатель можно посредством специального прибора — мультиметра. Он весьма распространен при работе с электроникой, поэтому его можно приобрести в ближайшем специализированном магазине. Рекомендуется приобретать электронный вариант, что повысит точность измерения.

Важно! Измерение напряжения посредством бортового компьютера автомобиля (диагностики) неэффективно. Нередко такие системы ошибаются, ведь замеряют показатели косвенно.

Для замера имеется два метода:


В первом случае проверка проводится на работающем двигателе. Мультиметр подключается к обеим клеммам аккумулятора, чтобы цепь замкнулась. В результате устройство демонстрирует текущее напряжение.

При работающем двигателе этот показатель варьируется в пределах 13,5-14 В . Если напряжение в устройстве выше этого порога, то имеет место недозаряд. В таком случае генератор работает в усиленном режиме, стремясь быстрее зарядить его.

Интересно! Высокое напряжение при заводе автомобиля естественно, ведь после ночевки АКБ мог немного разрядиться.

Если напряжение повышено, то необходимо подождать пару минут. Если же показатель упал до нормы, то устройство в порядке. В противном случае возможна перезарядка, что приводит к выкипанию электролита.

Если данный показатель при работающем двигателе меньше 13 В, то имеет место недозаряд аккумулятора. Стоит помнить, что проверка проводится при выключенной печке, фарах и других элементах системы, потребляющих много энергии. Если и в таком случае показатель низок, то устройство теряет свой ресурс.

Важно! Низкое напряжение также может свидетельствовать о поломке генератора. Стоит проверить работоспособность этого элемента, для чего имеются специальные методы.

Проверка при неработающем двигателе

Этот метод более распространен, так как довольно прост. Но у него есть один недостаток - он не выявляет проблемы с генератором. Если интересует лишь напряжение АКБ, то он вполне оправдывает себя.

Необходимо замерить показатель посредством клемм. Для этого на них размещаются щупы мультиметра - цепь замыкается. На экране устройства должно быть показание в пределах 12,5-14 В . Это нормальное напряжение, достаточное для дальнейшей работы автомобиля. Если же показатель ниже этого порога, то имеет место недозаряд. В результате могут возникнуть проблемы со стартом автомобиля.

Этот метод наиболее прост и действенен, ведь отражает текущее состояние аккумулятора. Если уровень напряжения достаточен, тогда тот возвращается на место и подключается к автомобилю. В противном случае необходимо определить причину такого состояния.

Причины низкого напряжения

Наиболее частая причина низкого напряжения аккумулятора - низкий уровень заряда. Однако могут быть и другие, связанные с работой АКБ. Проверить можно посредством нескольких шагов:


Первая задача - осмотр устройства. Необходимо снять крышку на банках и проанализировать электролит внутри. Если уровень жидкости низкий, то это явная причина недозаряда. Также стоит проверить состояние электролита, наличие осадка и слизи. Если такие факторы обнаружены, то это свидетельствует о постепенном разрушении панелей. В таком случае необходимо заменить электролит, а в ближайшем будущем купить новый аккумулятор.

После чего идет проверка генератора. Если внешне АКБ вполне исправен, то причина может заключаться в проблемах с зарядкой. Необходимо провести диагностику генератора, что можно сделать самостоятельно или в специализированном сервисе. Если с ним все в порядке, то выявить причину помогут следующие шаги.

  • от 12,4 В — от 90 до 100% заряда;
  • от 12 до 12,4 В — от 50 до 90%;
  • от 11 до 12 В — от 20 до 50%;
  • меньше 11 В — до 20%.

Важно! Если заряд падает ниже 50%, то это существенно влияет на работу АКБ и разрушает его. Важно не допускать такой просадки.

После определения уровня необходимо начать зарядку аккумулятора.

Зарядка аккумулятора

Зарядку проводят посредством зарядного устройства и мультиметра. Необходимо отсоединить АКБ и отнести его в мастерскую. Далее нужно провести подключение к зарядному устройству. Важно не перепутать клеммы, подсоединив - и + к соответствующим контактам.

Далее необходимо начать зарядку. Напряжение нужно установить в пределах 12-14 В , чего достаточно для нормального проведения реакции. Что касается тока, то здесь его лучше установить, как 10% от общей емкости АКБ. Существует метод зарядки с последующим снижением тока, но для этого нужно каждый час отвлекаться на устройство, что неудобно.

Для полной зарядки потребуется около 24 часов. Если АКБ стар или сильно разряжен, то может понадобиться немного больше. В процессе зарядки стоит проверять напряжение мультиметром для определения полного заряда. Он наступает при показателях в 13-14 В.

Важно! Если зарядить устройство не выходит даже по прошествии суток, то он потерял свой ресурс. Его невозможно починить, а нужно приобретать новый.

Эти методы позволят определить напряжение аккумулятора, проверить его работоспособность и восстановить ее. А видео ниже позволит лучше разобрать процесс зарядки устройства и даже ускорить его посредством простых советов:

Владельцам автомобилей не помешает узнать, какое должно быть напряжение на аккумуляторе. Нормальные показатели позволяют говорить о достаточной зарядке батареи и ее высоких эксплуатационных возможностях. При пониженных параметрах источника питания могут возникать проблемы с и функционированием вспомогательных устройств, необходимых для комфортной эксплуатации.

Основные измерительные приборы

Прежде чем говорить о том, какое должно быть напряжение на аккумуляторе, необходимо ознакомиться с базовыми устройствами, предназначенными для снятия показателей. С их помощью можно произвести максимально точные замеры в обычном состоянии и под нагрузкой.

  1. Мультиметр - универсальное приспособление для работы с различными электрическими цепями. Приборы могут быть аналоговыми или цифровыми. Однако, как правило, применяются последние из них. Показания в данном случае выводятся на специальный дисплей, имеющий небольшие размеры.
  2. Нагрузочная вилка. В простом исполнении содержит вольтметр с возможностью измерения сопротивления. Корпус обычно изготавливается из металла. Он располагается на специальной рукоятке. Более сложные устройства могут содержать дополнительные элементы.

Использовать слишком часто нагрузочную вилку не рекомендуется, так как от регулярных измерений состояние батареи может ухудшиться. В случае с мультиметром каких-либо ограничений не существует.

Показатели в обычном состоянии

Сначала следует понять, какое должно быть напряжение на аккумуляторе автомобиля без нагрузки, создаваемой дополнительными приборами и двигателем при запуске. В идеале источник питания должен выдавать 12,6-12,8 вольт. При более низких показателях эксплуатацию батареи желательно не осуществлять, так как на пластинах будет образовываться сернокислый свинец, способный привести к уменьшению емкости.

Показатели под нагрузкой

Необходимо также узнать, какое должно быть напряжение на аккумуляторе при незаведенном двигателе, но под нагрузкой. В этом случае можно определить работоспособность источника питания. При использовании нагрузочной вилки напряжение в любом случае должно быть выше 9 вольт.

Если просадка слишком велика, то в первую очередь необходимо произвести зарядку аккумуляторной батареи и выполнить повторное тестирование. Показатели не будут повышаться при исчерпанном ресурсе АКБ.

Таблица для определения уровня зарядки

Непосредственно после измерений, проведенных без нагрузки, можно определить состояние батареи. Зная о том, какое напряжение должен выдавать аккумулятор при полной зарядке, достаточно легко установить его возможности в конкретной ситуации. Для этого можно воспользоваться представленной таблицей.

Напряжение в вольтах

Процентный уровень зарядки

Измерения при заведенном двигателе

При работающем моторе автомобиля показатели несколько возрастают. Обычно напряжение батареи колеблется в пределах 13,5-14,0 вольт. Если уровень зарядки слишком низок, то показатели увеличатся, так как генератор будет функционировать в режиме усиления.

Хотя выше было приведено, какое напряжение аккумулятора должно быть при работающем двигателе, оно может быть немного выше на протяжении 10-15 минут после запуска. Если за это время оно не восстановится, то налицо проблемы с генератором или электрическим оборудованием.

После проведения измерений может оказаться, что напряжение не повысилось, а несколько упало. В этом случае батарея просто не успевает нормально заряжаться. Для проверки рекомендуется постепенно запускать электрические потребители, производя измерения между включениями приборов. Показатели будут существенно снижаться (на 0,2-0,5 вольт и более), если генератор неисправен.

Правила эксплуатации АКБ

Даже если четко знать, какое должно быть напряжение на аккумуляторе, при неправильной эксплуатации поддерживать его на протяжении длительного времени не удастся. Поэтому следует придерживаться специальных правил эксплуатации АКБ.


О проведении подзарядки

Источник питания в нужный момент должен быть подзаряжен, тогда при эксплуатации напряжение будет оптимальным. Однако при проведении подобного мероприятия должны соблюдаться определенные требования.

  1. Зарядку необходимо осуществлять при положительной температуре воздуха.
  2. Заливные пробки следует открутить и оставить непосредственно в отверстиях перед подключением к сети.
  3. Применяемый прибор должен иметь напряжение 16 вольт.
  4. На протяжении 20 минут после отключения не следует закручивать пробки. Накопившиеся газы должны полностью покинуть внутреннее пространство.
  5. Прибор заряжается в помещении с приточно-вытяжной вентиляцией.

В качестве заключения

Информация о том, какое должно быть напряжение на аккумуляторе, поможет без лишних сложностей выявить проблемы с запуском двигателя и функционированием различных приборов. Если показатели в норме, то причины следует искать не в системе питания.

Производить измерения желательно с помощью вышеупомянутых приборов. Использовать для этих целей бортовой ПК нельзя, так как погрешность будет слишком высокой. Это в первую очередь связано с особенностями подключения приспособления непосредственно к сети.

Осуществлять проверку АКБ следует регулярно. Если автомобиль не эксплуатировался на протяжении нескольких дней, а измерительное устройство показывает существенное снижение напряжения, то источник питания практически выработал свой ресурс.

Напряжение и емкость - два главных параметра любого автомобильного аккумулятора. Качество работы батареи зависит именно от них, поэтому водитель должен уметь проверить, насколько высокое в данный момент напряжение у аккумулятора, и является ли оно допустимым. В рамках данной статьи рассмотрим, какое напряжение должно быть у аккумулятора в рабочем состоянии, в том числе и под нагрузкой.

Оглавление:

Каким должно быть напряжение аккумулятора

Нет точного ответа на вопрос, какое напряжение аккумулятора можно считать идеальным. Обычно специалисты ориентируются на показатель необходимого напряжения для пуска двигателя. У заряженной новой аккумуляторной батареи напряжение для старта мотора должно быть на уровне около 12,6 или 12,7 Вольт.

Но не всегда, когда данный показатель выше, это является проблемой. Например, специалисты отмечают, что сразу после заряда аккумуляторной батареи ее напряжение при замере на 0,3-0,5 Вольт больше, чем реальное. При этом напряжение в 13-13,2 Вольт можно назвать допустимым, и даже на некоторых моделях новых батарей можно встретить подобный показатель, заявленный производителем.

Обратите внимание: Если вы хотите узнать реальное напряжение аккумулятора, не производите замер напряжения сразу после зарядки. Наиболее близкие к реальным значения батарея покажет через час-два после зарядки.

Нежелательным для аккумуляторной батареи считается напряжение ниже, чем 12,1 Вольт. Если батарея имеет напряжение ниже данного показателя, необходимо срочно зарядить ее. При эксплуатации батареи с низким напряжением велик риск развития , от чего в будущем будет довольно сложно, и аккумулятор придется менять на новый.

Стоит отметить, что даже с напряжением в 12,1 Вольт можно произвести старт двигателя.

Критическим можно назвать для аккумуляторной автомобильной батареи напряжение в 11,6 Вольт или ниже. Такая батарея не позволит стартовать двигателю, и ее можно считать полностью разряженной.

Важно: Выше приведены цифры, на которые следует ориентироваться. Если говорить о реальном положении дел, то на большинстве автомобилей, которые активно эксплуатируются, напряжение аккумулятора находится на уровне в 12,2-12,5 Вольт. Это вполне допустимые значения для грамотной работы мотора.

Как проверить норму напряжения аккумулятора

Можно выделить три основных вида напряжения автомобильного аккумулятора: номинальное, нормальное (фактическое) и напряжение под нагрузкой.

Номинальное напряжение - это то, которое можно встретить в различной технической литературе, связанной с автомобилями. Каждый водитель знает, что напряжение аккумуляторной батареи - 12 Вольт. Это и есть номинальное напряжение, то есть некое абстрактное значение.

Нормальное рабочее напряжение аккумулятора, как уже рассмотрели выше, находится на уровне от 12,2 до 12,7 Вольт. Это показатель напряжения аккумуляторной батареи без нагрузки.

Напряжение под нагрузкой - один из важнейших параметров, который позволяет диагностировать аккумуляторную батарею на ее работоспособность. Проверка проходит следующим образом:

  1. Потребуется сам испытуемый аккумулятор (его необходимо ) и “нагрузочная вилка”;
  2. Далее на аккумулятор при помощи нагрузочной вилки подают нагрузку, которая в два раза превышает емкость батареи. Пример: Если батарея имеет емкость в 65 Ам/ч, то подать на нее нужно нагрузка в 130 Ампер;
  3. Нагрузка подается примерно на 3-5 секунд, и в это время нужно следить за показателем вольтметра. Если напряжение не опускается ниже 9 Вольт, это говорит о том, что с батареей все нормально, и она заряжена. При падении напряжения до 5-6 Вольт, можно сказать, что такой батареи требуется зарядка. Если после зарядки вновь напряжение при тестировании опускается до 5-6 Вольт, это указывает на неработоспособность батареи.

Важно: После поданной “нагрузочной вилкой” напряжения через 3-5 секунд напряжение должно восстановиться до нормального значения (от 12,2 до 12,7 Вольт).

Стоит отметить, что напряжение в аккумуляторной батареи зависит от плотности электролита, который в ней находится. В процессе разрядки аккумулятора расходуется кислота, которой в электролите около 35-36% от общего объема. Из-за расхода кислоты снижается уровень плотности. В процессе заряда аккумуляторной батареи происходит восстановление процента кислоты.

Обратите внимание: При снижении плотности электролита снижается напряжение. Можно выделить следующую условную пропорцию: при напряжении аккумулятора в 12,7 Вольт плотность электролита в нем равна 1,27 г/см3.

Напряжение аккумулятора зимой

Снижение температуры окружающей среды приводит к изменению плотности электролита. В зависимости от того, насколько заряжена аккумуляторная батарея, следует делать вывод о реакции напряжения на низкую температура.

Сколько вольт должен показывать аккумулятор, который считается исправным? Нужные цифры известны, хотя сам метод диагностики по напряжению требует комментариев.

Сколько вольт должен показывать аккумулятор, который исправен и полностью заряжен – давайте выясним вместе, ведь это самый простой способ проверить состояние АКБ. Обычный вольтметр с десятыми долями вольта на шкале найдется, пожалуй, в гараже каждого уважающего себя автомобилиста, и этот прибор может многое сказать о вашем аккумуляторе.

Замеры

– Если автомобиль заглушен несколько часов назад и все это время аккумулятор тоже отдыхает (все потребители на борту отключены), можно замерять на клеммах НРЦ – напряжение разомкнутой цепи. Для исправной заряженной батареи оно должно составлять 12,7 – 13,2 вольта. В любом случае цифра не менее 12,6 вольта – хороший результат, она будет свидетельствовать также об исправности электрооборудования автомобиля. Если меньше – батарея разряжена, а может быть и хуже того – требует замены.

Напряжение на клеммах аккумулятора, который несколько часов провел в “состоянии покоя”, должно быть не ниже 12,6 – 12,7 вольта

Наполовину посаженная батарея демонстрирует без нагрузки порядка 12,0 В или чуть ниже. Если на клеммах аккумулятора всего лишь порядка 11,5 В, запас энергии в нем близок к нулю (кстати, надолго оставлять батарею в таком состоянии нельзя, поскольку она засульфатируется и потеряет емкость).

Зарядное устройство старого, трансформаторного типа, позволяет владельцу регулировать ток зарядки по желанию – это полезная возможность

– Дав поработать двигателю после пуска несколько минут, и не останавливая его, снова подключите к батарее вольтметр. Если прибор покажет значения 13,5 – 14,1 вольта – и аккумулятор, и генератор почти наверняка в полном порядке. Если напряжение будет выше – значит, или аккумулятор подсажен (и усиленно заряжается генератором), или напряжение в сети завышено по причине неисправности. Попробуйте повторить замер через 5 – 10 минут: если показания упали ниже 14,2 – значит, дело было в подсевшей АКБ, если нет – разбирайтесь более детально с генератором и цепью зарядки.


Не просто вольты

Еще один способ замера напряжения дает возможность оценить не только степень заряженности, но и состояние аккумулятора в целом – точнее, его остаточную емкость. Для этого нужно замерить напряжение на клеммах при помощи так называемого нагрузочного моста – прибора, который измеряет напряжение АКБ под нагрузкой, имитирующей стартерный ток. Если на пятой секунде напряжение на клеммах не упало ниже 9 – 10 вольт, значит, аккумулятор еще послужит.

Нагрузочная вилка позволяет оценить остаточную емкость и запас энергии в батарее

Конечно, сегодня существуют и более хитрые, электронные приборы, которые оценивают состояние АКБ по скорости падения напряжения, отклику на сигнал особой формы, внутреннему сопротивлению батареи и прочим факторам. Но это уже сфера деятельности профессионалов, вторгаться в которую сегодня мы не будем.

Если у вас на хозяйстве имеется обычный бытовой мультиметр или вольтметр, не поленитесь время от времени замерять напряжение на клеммах аккумулятора. Это позволит вам вовремя заметить неисправность электрооборудования и избежать назревающей внеплановой замены такого недешевого компонента, как аккумулятор. Ведь он способен долго прощать небрежное к себе отношение, но когда в конце концов сдается, исправить ничего уже нельзя: сульфатация и осыпавшиеся пластины не «лечатся».

Нормальное напряжение автомобильного аккумулятора является одним из самых важных показателей работоспособности данного автомобильного узла. Поскольку аккумуляторы сегодня применяются для запуска двигателя, каждому автолюбителю нужно знать про аккумуляторы хотя бы базовую информацию.

В данной статье мы расскажем, каково нормальное значение напряжения АКБ автомобиля, как его можно измерить и какие действия предпринимать в случае, если результаты получились неутешительными.

Значения нормального напряжения АКБ

Нормальное напряжение автомобильного аккумулятора равняется 12,65 В (допускается небольшая погрешность в пределах 0,05 В).

Если заряд батареи меньше, чем 12,65 В, значит, батарея заряжена не полностью – так, при напряжении АКБ 12,42 В батарея заряжена только на 80-82%, при напряжении 12,2 В – на 60% , а значение напряжения ниже 11,9 В свидетельствует, что батарея заряжена меньше, чем на 40%, что пагубно влияет на её свойства и состояние.

Как правило , в реальных условиях очень небольшое количество батарей выдаёт значение напряжения, равное 12,65 В – у многих АКБ напряжение колеблется в пределах от 12,2 В до 12,4 В, что свидетельствует о неполном заряде батареи, но этот факт не несёт в себе ничего плохого: ухудшение свойств проявляется только при напряжении меньшем, чем 11,9 В.

Измерение напряжения батареи

Как же измерить напряжение автомобильной АКБ? Потребуется специальный прибор, состоящий из вольтметра, ручки, сопротивления и двух контактов, с помощью которых измерительное устройство будет подключаться к АКБ.

Перед началом работы батарею необходимо снять с автомобиля и принести её в место измерения (лучше всего это делать в доме или в гараже), предварительно очистив АКБ от различной грязи, и очистить клеммы аккумулятора чтобы они буквально блестели.

Первым этапом работы является измерение напряжения без нагрузки – для этого необходимо подсоединить аккумуляторную батарею к прибору и снять показания вольтметра через 5-6 секунд после начала действий (показатели вольтметра должны находиться в пределах 12,5-12,7 В, а каждая банка аккумулятора должна выдавать напряжение чуть больше 2 вольт).

Если батарея справилась с первым испытанием, можно переходить ко второму этапу работы – измерению напряжения с нагрузкой.

Для введения в систему нагрузки необходимо ввести в измерительный прибор сопротивление, значение которого подбирается с учётом ёмкости аккумуляторной батареи (если она имеет ёмкость 100 А*ч , для неё нужно выбрать сопротивление, примерно равное 0,01 Ом, если батарея имеет ёмкость 50 А*ч, для неё подбирается сопротивление, примерно в два раза большее, чем для батареи ёмкостью 100 А*ч).

Далее всё делается так же, как и в первом тесте – аккумулятор подсоединяется к измерительной системе с помощью клемм, и через 5-6 секунд после начала можно снять показания: если АКБ выдаёт напряжение 12,2-12,6 В , а каждая банка выдаёт значение не менее 1,8 В, значит, с батареей всё хорошо и её можно эксплуатировать и дальше, не забывая, естественно, время от времени проводить с ней подобные тесты.

Способы решения проблемы

Что же делать, если батарея не справилась с тестами, выдав значения напряжения ниже требуемых? Самым простым способом решения - банальная подзарядка АКБ.

Случается, батарея выдаёт плохие результаты только из-за того, что она давно не заряжалась. Если аккумулятор и после подзарядки выдаёт те же самые результаты, его , купив в автомобильном магазине специальные присадки. Нудно? Тогда