Какие значения можно выделить в понятии коммуникация. Понятие коммуникации. Смотреть что такое "Коммуникация" в других словарях

Люди - это не только биологические существа, но и социальные личности. Человеку мало удовлетворения только естественных, природных потребностей. Помимо желаний в еде, воде, сне, продолжении своего рода каждому необходимо реализовать себя в обществе. Найти себя, своё «я», выплеснуть свою энергию и умения во что-то нужное людям, стать полезным, а в ответ получить признание и чувство собственного удовлетворения. Это действительно важно для всего человечества. Для того чтобы находиться в обществе, быть среди людей и выражать свои чувства, мысли, идеи, человеку нужно общение. Коммуникации встречаются повсеместно, где бы ни находилась та или иная личность, в какой бы отрасли занятий себя ни нашла, всегда необходимо встречаться с людьми, наставлять их или, наоборот, перенимать их идеи.

Что же такое коммуникации?

Сейчас в русском языке очень много новых, заимствованных слов. Так и термин "коммуникации" пришёл к нам от латинского слова communico, что в русском языке означает "общий", "совместный". В связи с этим зачастую говорят, что слово «коммуникации» является синонимом общения.

Это ситуация, когда 2 или более человек переговариваются на темы, которые знакомы обеим сторонам. Они могут советоваться, спорить, высказывать своё мнение, но собеседник всегда принимает эту информацию и представляет обратную ответную реакцию в данного термина необходимы для понимания и правильного общения.

Классификационная структура

Коммуникации — понятие достаточно сложное, но имеющее свою структуру. Коммуникации можно подразделить на 2 больших группы: организационные и межличностные. Последняя состоит из формальных и неформальных. Из названий подгрупп становится понятно, что есть коммуникации, которые проводятся по правилам, с нужной интонацией, с определённой официальностью, присущей тому или иному мероприятию. А есть неформальные, то есть это то, как мы общаемся со своей семьёй, друзьями, не соблюдая особых правил и предписаний, а ведём себя естественно и непринуждённо.

Организационные коммуникации можно разделить на внешние, которые происходят между самой организацией и окружающей её внешней средой, а также внутренние, которые происходят внутри компании между различными подразделениями и ветвями власти. Эта группа, в свою очередь, подразделяется на горизонтальную интеграцию, то есть общение между подразделениями одного уровня, и вертикальную, между начальниками и подчинёнными. Так, коммуникации — понятие требующее своего специфического подхода и понимания.

Основные термины сферы коммуникаций

Основные понятия коммуникаций:

  1. - это правильное, корректное употребление языковых элементов для общения. Каждый уважающий себя человек знает и понимает, каким образом он может и должен вести себя в той или иной обстановке, а какое поведение просто неприемлемо.
  2. Речевое общение — это случайное или целенаправленное использование речевых конструкций для высказывания своего мнения и поддержания разговора.
  3. Речевое поведение — использование тех или иных оборотов в различных ситуациях (на работе, в компании друзей, в семье, в школе и т. д.)
  4. состоит из двух элементов: конкретной жизненной ситуации, обстановки, в которой происходит разговор, и непосредственно самого языка, на котором и совершаются переговоры.
  5. Речевая деятельность — это своего рода обособленное, целенаправленное воздействие на людей с помощью языка.

Таким образом, коммуникации — понятие, включающее в себя целый набор языковых структур, участвующих в обмене информацией.

Понятие общения

Общение же - это многоплановый, сложный процесс развития и между людьми. Он порождается потребностью в проведении общей, совместной деятельности, а также включает в себя обмен информацией, который выработан единой стратегией взаимодействия или понимания.

Виды общения

Существует 2 вида общения:

  1. Вербальное. Это общение, при котором контакт между людьми происходит посредством слов, предложений. Это вид, к которому мы прибегаем ежедневно в устной или письменной форме, но так или иначе мы складываем звуки в слова, а из них создаём целые высказывания, отражающие мысли и идеи каждого из нас.
  2. Невербальное. Средством выражения своих эмоций при данном виде общения являются своего рода невербальные действия, такие как жесты, мимика, поза человека, взгляды, интонации, территориальное расположение и дистанция по отношению к собеседнику и так далее. Понятие и виды невербальных средств коммуникации - достаточно интересная тема для изучения. Так как такие методы общения помогают прочувствовать собеседника и сделать большой шаг ему навстречу.

Методы воздействия партнёров в процессе общения

В процессе общения всегда происходит невольное доминирование одного из собеседников. Он может убеждать своего товарища в чём-то или, наоборот, разубеждать, давать советы или осуждать за какой-либо проступок. Таким образом, в науке выделяют 4 способа и метода воздействия партнёров друг на друга:

  1. Заражение — ситуация, когда происходит невольная, бессознательная подверженность человека конкретному психическому состоянию. То есть когда партнёр в буквальном смысле заражает вас своей идеей, кроме неё, вы перестаёте что-либо видеть.
  2. Внушение - неаргументированное, целенаправленное воздействие человека на своего собеседника. Зачастую такой метод мы встречаем в магазинах, когда продавцы буквально всовывают нам товар, расписывая его достоинства. Хотя плюсы продукта могут быть не всегда обоснованы.
  3. Убеждение — данный способ воздействия основан на том, чтобы с помощью приведения аргументированных доводов добиться согласия от человека, который принимает информацию. То есть не пустые слова, а обоснованные высказывания, способствующие принятию нужной вам информации.
  4. Подражание — в отличие от внушения и заражения этот метод состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт другого человека, а конкретное воспроизведение образа демонстрируемого поведения. То есть собеседник старается стать в ту же позу, так же разговаривать, так же себя вести, как и его партнёр. Зачастую такое поведение способствует раскрепощению и убеждению человека.

Цель коммуникационного процесса

Следует понимать, в чём состоит весь цикл, когда рассматривается понятие коммуникации. Коммуникационный процесс состоит в обмене информацией. Он может происходить между группой людей или лично с партнёром.

Если говорить о понятии процесса коммуникаций, то цель данного процесса - донести необходимую информацию так, чтобы собеседник понял, о чём идёт речь. Однако использование определённых речевых оборотов не является гарантией того, что партнёр вас понял и принял информацию.

Базовые элементы коммуникационного процесса

Для достижения обоюдного понимания между собеседниками необходимо следовать следующим звеньям целого процесса.

Существуют четыре звена:

  1. Получатель — это тот человек, который слушает и непосредственно воспринимает всю информацию.
  2. Поток связи — то, с помощью чего происходит передача той или иной информации.
  3. Сообщение — та информация, которую хочет донести человек до своего собеседника.
  4. Отправитель — то лицо, которое непосредственно отправляет и доводит нужную информацию до партнёра.

Таким образом, понятие коммуникации и коммуникативного процесса говорит о том, что они являются взаимодополняющими элементами одной структуры.

Основные отличия коммуникации от общения

Понятие общения и коммуникации говорит о том, что они довольно схожи, и большинство из нас не различает их в разговоре. Однако эти слова не синонимы, они имеют ряд различий:

  1. В общении, в отличие от коммуникаций, помимо получения информации и проведения её анализа важны также эмоциональный фон и непосредственно само содержание данных.
  2. Основной, главной функцией общения является установление контактов между партнёрами, а в случае с коммуникациями главное - установить и подобрать способы связи, то есть выбрать вербальные или невербальные средства выражения мнения.
  3. Общение - это более общее понятие, которое включает в свою структуру термин "коммуникации".

Заключение

В заключение нужно упомянуть тот факт, что коммуникации — понятие многоплановое, требующее тщательного рассмотрения и изучения для донесения нужной информации. Зная все тонкости этого дела, можно предоставить собеседнику ту информацию, которая нужна именно вам. Применяя разные речевые обороты, невербальные и принимая во внимание содержание данных и эмоциональный фон собеседника, можно создать идеальную среду для коммуникативного процесса. Необходимо помнить правила и соблюдать цензуру общения во время деловых переговоров, а при личной, неофициальной встрече можно расслабиться и быть собой. Запоминание и употребление таких элементарных правил станет залогом прекрасного дружеского общения и надёжных успешных заключений контрактов.

Коммуникация Коммуника́ция

( communicatio , от communico - делаю общим, связываю, общаюсь) - общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д. - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. В отличие от коммуникации животных (биологически целесообразного совместного поведения, направленного на адаптацию к среде и регулируемого, в частности, сигнализацией), человеческие формы коммуникации характеризуются главным образом функционированием - «важнейшего средства человеческого общения» (В. И. Ленин). В коммуникативной функции язык проявляет свою орудийно- сущность, благодаря чему коммуникация становится важнейшим механизмом становления индивида как социальной личности, проводником установок данного социума, формирующих индивидуальные и групповые установки. Индивидуальные мотивации и формы поведения могут быть приняты социумом, если они представляют собой вариации в определённых границах; коммуникация является средством коррекции асоциального проявления индивида или группы. Будучи социальным процессом, коммуникация служит формированию общества в целом, выполняя в нём связующую функцию.

Коммуникация складывается из коммуникативных актов (единица коммуникации), в которых участвуют коммуниканты , порождающие () и интерпретирующие их. Начальный и заключительный этапы коммуникации средствами (порождение и интерпретация текста, понимание) восходят к механизмам , её на уровне УПК (универсально-предметный код мышления, по Н. И. Жинкину), где национально-языковая специфика нейтрализована общечеловеческими схемами смыслообразования. Напротив, в собственно коммуникации эксплицируется высказывание (текст), где все составляющие образуют национально-языковой вербализованный продукт, призванный информировать о каких-либо идеях, интересах, эмоциях коммуникантов. В коммуникацию при непосредственном общении коммуникантов входят и невербальные компоненты, например жесты, мимика и т. п. (см. ). Коммуникация в любом случае обусловлена экстралингвистическими факторами (ситуативная конкретность, национально-культурная традиция). Коммуникация может осуществляться средствами вторичных систем («языки наук», музыкальная нотация, правила игр, азбука Морзе, в с ЭВМ) или же средствами «первичных языков» (пантомима, система ). Понятие коммуникации используется также в теории информации, в исследованиях, разрабатывающих проблему «искусственного интеллекта», задачи создания диалоговых систем «человек - компьютер». При этом коммуникация понимается как «общения». Математический и технический подход к проблематике коммуникации, наблюдаемый в концепциях К. Э. Шеннона, К. Черри и большинства зарубежных кибернетиков, создававших компьютеры 1-3‑го поколений, ограничивал содержание коммуникации машинными возможностями, условиями функционирования технических систем. Последующие проекты и реализации компьютеров 4-5‑го поколений показали в ходе их теоретических обсуждений (Н. Нильсон, Д. А. Поспелов, А. Эндрю, Дж. Симонс и другие), что при любой форме коммуникации человеческого типа или даже её машинной имитации невозможно ограничиваться пониманием коммуникации в связи с «кодом», «шумом» (помехами в «каналах связи»), «информацией» и её «трансляцией». При таком понимании игнорируются и факт включённости любого коммуникативного акта в совместную деятельность ( , таким образом, представляется самодовлеющей), и все существенные составляющие коммуникации, влияющие на выбор конкретных средств «кода», на порождение самой «информации» и на способы и результаты её интерпретации, на процесс коллективной деятельности и на функции когнитивных структур.

  • Бодуэн де Куртенэ И. А., Введение в языковедение, 5 изд., [П.], 1917;
  • Поливанов Е. Д., Лекции по введению в языкознание и общей фонетике, Берлин, 1923;
  • А. А. Шахматов. 1864-1920. Сборник статей и материалов, М. - Л., 1947;
  • Шеннон К., Работы по теории информации и кибернетике, пер. с англ., М., 1963;
  • Шубин Э. П., Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам, [М., 1972];
  • Черри К., Человек и информация, пер. с англ., М., 1972;
  • Основы теории речевой деятельности, М., 1974;
  • Леонтьев А. А., Психология общения, Тарту, 1974;
  • Попов Э. В., Общение с ЭВМ на естественном языке, М., 1982;
  • Нильсон Н., Принципы искусственного интеллекта, М., 1985;
  • Поспелов Д. А., Предисловие редактора к кн.: Эндрю А., Искусственный интеллект, пер. с англ., М., 1985;
  • Симонс Дж ., ЭВМ пятого поколения: компьютеры 90‑х годов, пер. с англ., М, 1985;
  • Skinner B., Verbal behavior, N. Y., ;
  • Slama-Casacu T., Comunicarea în procesul muncii, Buc., 1964;
  • Ritchie M. , The relationship of verbal and nonverbal communication, The Hague - P. - N. Y., 1981.

И. Н. Горелов.


Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. ред. В. Н. Ярцева . 1990 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Коммуникация" в других словарях:

    КОММУНИКАЦИЯ - в широком смысле передача сообщения, сообщение. У К. Ясперса проводится различие между «объективной» и «экзистенциальной» К. Объективная К. обусловлена любого рода общностью между людьми (общие интересы, общая культурная принадлежность и т.д.).… … Философская энциклопедия

    коммуникация - (от лат. communico делаю общим, связываю, общаюсь) смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) … Большая психологическая энциклопедия

    КОММУНИКАЦИЯ - (лат. communicatio, от communis общий). Сообщение между двумя пунктами водным или сухим путем. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОММУНИКАЦИЯ [лат. communicatio Словарь иностранных слов русского языка

    Коммуникация - в широком смысле обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами. Различают механистический и деятельностной подход к коммуникации. Коммуникация… … Финансовый словарь

    коммуникация - и, ж. КОММУНИКАЦИОН communication f., лат. communicatio > пол. komunicacyia. 1. Связь одного места с другим (первоначально во время войны, военных действий; путь сообщения. Сл. 18. Генерал граф Мерси намерился было пересечь коммуникацию между… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    коммуникация - диалог, общение; связь, средство сообщения; биокоммуникация, сообщение Словарь русских синонимов. коммуникация сущ., кол во синонимов: 10 биокоммуникация (3) … Словарь синонимов

    коммуникация - Управляемая передача информации между двумя или более лицами и (или) системами. [ГОСТ 7.0 99] коммуникация 1. Процесс обмена информацией в системе. 2. Термином «К.» определяют также совокупность технических средств, обеспечивающих… … Справочник технического переводчика

    Коммуникация - Коммуникация ♦ Сommunication Обмен знаками, сообщениями и информацией между двумя или более индивидуумами. Сама по себе коммуникация не имеет никакого значения; важно ее содержание или результат. Глупость, разошедшаяся тиражом в тысячи… … Философский словарь Спонвиля

    КОММУНИКАЦИЯ - (латинское communicatio, от communico делаю общим, связываю, общаюсь), 1) путь сообщения, связь одного места с другим. 2) Общение, передача информации от человека к человеку специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно… … Современная энциклопедия

    КОММУНИКАЦИЯ - (лат. communicatio от communico делаю общим, связываю, общаюсь),1) путь сообщения, связь одного места с другим.2) Общение, передача информации от человека к человеку специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно трудовой… … Большой Энциклопедический словарь

    КОММУНИКАЦИЯ - процесс обмена информацией, контактная линия связи. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

Книги

  • Коммуникация. Стиль. Интеркультура: прагмалингвистические и культурно-антропологические подходы к межкультурному общению , Куликова Л.В.. Коммуникация, стиль, интеркультура ключевые понятия, через призму которых в книге представлен взгляд автора на интегрированную сущность процессов межкультурного взаимодействия. В центре этого…

Тема 13 СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

План

1. Коммуникация: понятие и виды

2. Результаты воздействия массовой коммуникации на индивидуальное и групповое сознание

3. Современные тенденции в развитии массовой коммуникации

4. Социологические аспекты Интернет

Коммуникация: понятие и виды

Среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация (лат. communicatio - способ сообщения, передачи) как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т. д. Без коммуникации невозможно конституирование социальных общностей, социальных систем, институтов, организаций и т. д., невозможно существование социальности, социума как такового. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Всякое исследование социальной жизни затрагивает те или иные ее формы.

Истоками изучения коммуникации послужили различные направления психологии, лингвистики, идеи социального конструктивизма, рассматривающие формирования социального знания как часть социальной деятельности людей.

Существует большое количество определений коммуникаций. Представим несколько из них, наиболее близких социологическому пониманию.

Коммуникация - передача информации, идей, эмоций, навыков и т.п. посредством символов - слов, картин, графиков и др. Коммуникация - это процесс, который связывает отдельные части мира друг с другом. Коммуникация - это процесс, который делает общеизвестным то, что, было монополией одного или нескольких. Коммуникация - это механизм, посредством которого реализуется власть.

Коммуникация- это передача информации, идей, оценок или эмоцией от одного человека (или группы) к другому (или другим) главным образом посредством символов. Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. Коммуникация- социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и других). Под коммуникацией мы будем понимать процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. Исторически коммуникацией было именно это: принуждение другого к выполнению того или иного действия. ТО есть для коммуникации существенен переход от говорения одного к действиям другого.



Последнее определение наиболее подходит для выражения сущности такого социального феномена, как коммуникация. В нём улавливается главное в коммуникации однолинейная направленность информационного воздействия. Коммуникация- это субъект - объектное отношение. Однако не всегда этот процесс можно квалифицировать как побуждение другого к выполнению действия. Например, паралингвистический уровень коммуникации (мимика, жесты и т.д.) даёт достаточно информации о субъекте коммуникативного акта, но далеко не всегда может расцениваться как побуждение к действию.

Понятие коммуникации существует на двух уровнях - на уровне обыденного и уровне научного представления об этом явлении. На обыденном уровне под коммуникацией понимается способность к установлению контактов любого рода. Например, выражение: "коммуникативный человек"- характеристика того, кто легко идет на контакт с людьми, находит с ними взаимопонимание, кто сам открыт для контактов и общения. Некоторые научные определения коммуникации, при которых она не отдаляется от общения, базируются именно на обыденном представлении. Исходя из этого, определяются как сам коммуникативный процесс, так и его участники:"коммуникационное действие- завершенная" операция смыслового взаимодействия, происходящая без смены участников коммуникации.

Субъектами вступавших в коммуникацию, могут преследоваться три цели:

1)реципиент желает получить от комуниканта некоторые привлекательные для него смыслы;

2)коммуникант желает сообщить реципиенту некоторые смыслы, влияющие на поведение последнего;



3)комуникант и реципиент заинтересованы во взаимодействии с целью обмена какими-то смыслами.

Исходя из этого определения коммуникации, выделим три формы коммуникативного действия:

1)подражание- уподобление чему-нибудь или кому-нибудь, присущее первичному уровню социализации (передача традиций и обычаев);

2)диалог- форма взаимодействия равноправных субъектов коммуникации;

3)управление- форма воздействия субъекта на объект.

Данная модель показывает, что при рассмотрении коммуникации только как диалог, во-первых, происходит смешение понятий " коммуникация" и "общение", так как диалог- это характеристика общения, а управление- характеристика коммуникации в строгом смысле слова; во-вторых, при этом в самом понятии коммуникации происходит смешение двух уровней её определения - обыденного и научного, так как подражания не может быть отнесено к коммуникации как таковой и является свойством индивида, способствующим адаптации его в среде существования.

Смешение понятий "коммуникации" и "общение" являются довольно распространенными в научной литературе. Это происходит из-за того, что перевод английского слова communication включает несколько смыслов и может означать передачу, сообщений сведений, информацию, связь, средства связи, а также общение.

Американский политолог Г. Лассуэл в 1948 г. предложил простую и наглядную модель коммуникативного процесса, включающую пять элементов:

1) кто? (передает сообщение) - коммутатор;

2) что? (передается) - сообщение;

3) как? (осуществляется передача) - канал;

4) кому? (направлено сообщение) - аудитория;

5) с каким эффектом? - эффективность.

Каждый из элементов указанной схемы стал объектом многочисленных исследований. Например, выделяются характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности воздействия. Для того, чтобы выступление человека оказало нужный эффект, этот человек должен, по мнению слушателей, обладать такими качествами, как компетентность (наличие соответствующих знаний и навыков), надежность (способность вызывать доверие), динамизм (личностная открытость, активность, энтузиазм).

Всесторонне исследовались и особенности аудитории, располагающие к принятию сообщения. Так, обнаружено, что Я-включенность в содержание коммуникации (близость ее содержания наиболее значимым для аудитории проблемам) снижает эффективность убеждения: у людей в областях, наиболее близких им, существуют наиболее обоснованные и проверенные опытом мнения, изменить которые крайне сложно. Активное ролевое проигрывание изначально неприемлемой позиции способствует ее принятию в будущем.

Важным является степень идентификации человека с группой. Люди, наиболее сильно привязанные к группе, вероятно, менее подвержены влиянию сообщения, не соответствующего групповым нормам. Влияние группы проявляется и в том плане, что мнения, которые люди сообщают публично, труднее изменить, чем те, которые широко не афишировались. Замечено также, что поддержка даже одного человека ослабляет давление большинства на индивидуальное мнение.

Основные виды коммуникации. Общепринятой признана классификация видов коммуникации на основании уровня или контекста, в котором она осуществляется. Согласно этому критерию наиболее часто выделяют следующие виды коммуникации: межличностную, групповую и массовую.

1. Межличностная коммуникация – это непосредственный, «лицом к лицу», контакт людей. Онапредполагает известную, психологическую близость партнеров, наличие понимания и сопереживания. В межличностной коммуникации можно выделить три взаимосвязанные стороны: коммуникативную (в узком смысле слова «коммуникация»), перцептивную и интерактивную. Коммуникативная сторона межличностной коммуникации состоит в обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приему мнений и чувств. Интерактивная сторона межличностной коммуникации (от слова «интеракция» - взаимодействие) заключается в обмене действиями между взаимодействующими сторонами (например, вопрос-ответ, просьба-отказ или согласие). Перцептивная сторона межличностной коммуникации затрагивает процесс восприятия и понимания людьми друг друга, формирование определенных межличностных отношений.

2. Групповая коммуникация – это процесс общения людей в малых группах (от 3 до 30 человек). В групповой коммуникации продолжают действовать все закономерности, присущие межличностной коммуникации, однако появляются и специфические для данного типа коммуникации феномены, к которым относятся: лидерство и руководство в группе, т.е. процесс межличностного влияния, стимулирование группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач; процесс принятия группового решения, т.е. обсуждение значимых для группы проблем, в процессе которого происходит выяснение позиции ее членов, оценка проблемы, поиск и выработка общего группового решения; структура коммуникации в группе, совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации.

3. Массовая коммуникация - это процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств: печати, телевидения, радио, кино и т. д., в результате чего сообщение поступает сразу к большим группам людей.

Основными функциями, которые выполняет массовая коммуникация в обществе, являются: информирование о происходящих событиях; помощь обществу в решении его проблем; передала знаний об обществе от одного поколения к другому (социализация и обучение); развлечение. Указанный спектр функций задает концептуальную основу, важнейшие подходы к исследованию массовой коммуникации. В рамках данного подхода находятся работы, отвечающие на вопрос: как конкретно функционируют в обществе средства массовой коммуникации?

Авторы многих из этих работ стремились объяснить, каким образом и насколько эффективно массовая коммуникация воздействует на общество и его членов. В начале нынешнего столетия господствовало убеждение во всесильности влияния массовой коммуникации на сознание человека.

Предполагалось, что воздействие сообщений средств массовой информации (СМИ) выражено непосредственно и осязаемо. Однако в дальнейшем такие взгляды изменились на совершенно противоположные: эффективность влияния массовой коммуникации была признана минимальной. Наибольшее распространение эти взгляды имели в 50-х гг., когда считалось, что межличностные контакты более значимы для распространения фактов и мнений в обществе, чем массовая коммуникация. Информация от СМИ вначале поступает к так называемым лидерам мнения в обществе, которые затем передают ее другим людям в процессе межличностной коммуникации.

В 60-х гг. считалось, что хотя массовая коммуникация и оказывает влияние на установки и мнения людей, однако это влияние опосредовано характеристиками аудитории. К наиболее важным из них относятся:

· позиция группы или позиция отдельных ее членов;

· селективность, т.е. склонность человека отбирать ту информацию, которая согласуется с его ценностями и мнениями.

В результате степень влияния оценивалась как не очень высокая.

Начиная с 70-х гг. массовая коммуникация в большей степени воздействует на то, что говорит человек (тема), нежели на его конкурентную позицию по данной теме. Другими словами: чем больше говорят о некоторой теме по радио и на телевидении, тем чаще она обсуждается на уровне межличностных контактов.

Воздействует массовая коммуникация и на мнения людей по конкретным вопросам социальной жизни. Этот процесс движется по спирали, в результате чего некоторые темы или позиции попадают в центр внимания населения, а другие отбрасываются на периферию общественного интереса.

В настоящее время для объяснения механизмов влияния массовой коммуникации на индивидуальное и массовое сознание предложены в многочисленных теориях. Наиболее популярные из них:

· теория использования и удовлетворения , в которой подчеркивается, что человек выступает в качестве активного фильтра информации, а не ее пассивного получателя. Ее недостатки: она игнорировала негативные результаты влияния массовой коммуникации в обществе, а также постулировала чрезмерную рациональность человека, его способность сознательно выбирать то, что ему необходимо.

· теория зависимости, центральное положение которой таково: реципиент (получатель информации) зависит от массовой коммуникации в силу того, что ему необходимо удовлетворять свои коммуникации и достигать различных целей.Степень влияния СМИ на аудиторию варьируется и зависит от состояния самого общества(социальные изменения и конфликты влияют на переоценку ценностей и норм и порождают потребность в дополнительной информации) и самих СМИ (от их количества и близости к нормам и ценностям объекта воздействия).

Синтезируя рассмотренные подходы, можно описать процесс влияния массовой коммуникации на индивидуальное и массовое сознание. Социальные институты и СМИ формируют у людей разнообразные потребности, интересы и влечения. Сформировавшись, данная мотивационная система начинает в свою очередь влиять на то, где, в какой области человек станет искать источники удовлетворения потребностей. Выбрав те или иные источники, человек может в дальнейшем оказаться в определенной зависимости от них. Например, пожилые люди в силу снижения возможностей передвижения, мало общаются, что повышает их зависимость от такого вида СМИ, как телевидение. Подростки могут становиться зависимыми от видеоиндустрии, поскольку увлечения такого рода соответствуют нормам данной социальной группы.

Общение – важная составляющая человеческого существования, ведь без передачи информации невозможна любая созидательная деятельность. Огромную роль в выстраивании эффективного взаимодействия между людьми играют средства коммуникации, такие как вербальные, невербальные, СМИ и телевидение.

Скорость передачи информации в современном мире в разы выше, чем пятьдесят лет назад, изменилась сама аудитория, поэтому понятие коммуникации также претерпело определенные изменения. Современная психология дает двойственное определение:

  • Первое, более широкое, подразумевает, что коммуникация – это целостная система, в рамках которой осуществляется передача, усвоение информации.
  • Согласно второму определению, это канал массовой передачи, обмена информацией с целью влияния на общество в целом, а также его составные части.

Часто понятия «общение» и «коммуникация» объединяют, однако они не тождественны. Общение включает коммуникативную составляющую и представляет собой процесс установления, поддержания контактов между людьми, стимулируемый потребностями совместной деятельности. Оно может выступать в форме межличностного взаимодействия, например влиятельных связей, образующихся в результате совместной созидательной деятельности. Основы коммуникации несколько иные, они предполагают, что результатом передачи данных будет являться влияние на мнение, личные убеждения индивида.

Основные способы коммуникации подразделяются на вербальные и . Вербальные представляют собой передачу информации посредством звука, а также письма. Невербальные способы выражаются посредством речевого тона, акцентов, движений тела. Разнообразие форм может порождать разногласия между собеседниками, поэтому главные условия эффективной коммуникации – одинаковое понимание ситуации ее участниками, а также правильное восприятие неявных сигналов, передаваемых от участника к участнику.

Принципы коммуникации детально рассматриваются в модели SPEAKING, разработанной Д. Хаймсом. С точки зрения ученого, это динамический, непрерывный, необратимый процесс, состоящий из символов, предполагающий после получения информации ее переработку, генерацию выводов о предмете беседы. Сам процесс ориентирован на индивида, он всегда имеет последствия в виде ответной реакции на сообщенную информацию.

Уровни и модели коммуникативного взаимодействия

В психологии выделяют такие уровни коммуникации, как внутриличностные и межличностные, групповые, межкультурные, деловые. Первый тип подразумевает внутренний диалог индивида с собой, скрытые переживания и мнения. Межличностная коммуникация означает передачу информации для осмысления от одного индивида к другому. По сравнению с первым это более высокий уровень взаимодействия, он предполагает наличие , т.е. реакции на полученное сообщение.

Межличностная коммуникация имеет рациональный характер, это выражается в ее функциях: информационной, прагматической, социальной, экспрессивной. Концепция речевой деятельности утверждает, что важную роль в этом виде взаимодействия играет вербальное общение, а главными факторами являются цель и .

Цели коммуникации всегда осознанны, но могут не совпадать с мотивом, который побуждает индивида к активному взаимодействию. Теория коммуникации предполагает, что для эффективного общения необходимо, чтобы индивиды умели разгадывать настоящий мотив собеседника, особенно в тех случаях, когда высказывания носят неясный, двусмысленный характер.

Коммуникации в организации служат средством передачи информации по формальным или официальным каналам, которые подразделяются по уровням иерархии. Деловая коммуникация подчиняется правилам, определенным политикой организации, должностными инструкциями. Стили коммуникации также регламентированы, но могут зависеть от различных факторов, например от национальности.

Групповые и межкультурные типы коммуникаций предполагают участие большой общности людей. Групповые взаимодействия проходят между двумя и более семейными, неформальными и формальными общностями индивидов. Второй тип означает общение между участниками, принадлежащими к разным этническим группам с разными устоями, культурными обычаями. Здесь особая роль принадлежит средствам массовой информации, которые могут сформировать положительный или отрицательный канал взаимодействия.

Модели коммуникации разрабатывались многими авторами, широко известны модель с обратной связью, линейная модель, разработанная Лассуэлом, циркуляционная модель Шрамма и ее модификация, предложенная Осгудом. Кроме того, получили распространение нелинейная модель Ньюкомба, упрощенная модель Воронцова и генеральная модель, автором которой является Гербнер. Все эти разработки позволили выявить основные принципы эффективной коммуникации, что позволило во многом повысить качество взаимодействия между людьми.

Что такое коммуникативные навыки с точки зрения психологии общения? Прежде всего это способность вступать во взаимодействие с другими людьми, правильно воспринимать и передавать полученную информацию. Индивид должен знать и понимать ограничения, культурные нормы общения, традиции и обычаи, этикет и уметь показать себя воспитанным человеком.

Масштабы информационного взаимодействия

Классификация коммуникаций уделяет особое внимание воздействию на большие группы людей с использованием современных технических средств. Так, массовая коммуникация подразумевает систематическое распространение информационных сообщений для оказания политического, идеологического, организационного, экономического влияния с целью формирования нужного мнения людей. Современная наука выделяет следующие функции массовой коммуникации:

  • Познавательная – дает возможность индивиду удовлетворять потребность в информации о внешнем мире. Благодаря этой функции возникает иллюзия всезнания, исчезают границы, отделяющие человека от мира.
  • Интегрирующая (связывающая) – призвана объединять дифференцированные группы посредством продвижения общечеловеческих и моральных ценностей.
  • Формирующая – настраивает индивида на определенные ожидания: социальные, политические, культурные и т.д.
  • Социализирующая – один из способов интеграции человека в общество посредством информационного влияния.
  • Гармонизирующая и альтернативная – дают чувство органичности существования человека в обществе, отсутствия границ, возможности выражать мнение, отличное от мнения большинства.

Психология массовых коммуникаций – достаточно новая дисциплина, возникшая на стыке таких наук, как социология, психология, коммуникативистика. С точки зрения этой науки, массовая коммуникация – способ влияния на общество или социальные группы с целью создания общих настроений и ожиданий, а также стабилизации ценностных приоритетов. Цели информационного вброса определяются через индивидуальную призму ценностей индивида, на которого осуществляется воздействие.

Ученые полагают, что важнейшим толчком к интеграции общества явилась именно коммуникация, виды которой изменялись вместе с развитием техники и технологии. Например, информационные коммуникации предполагают общение между специалистами в определенной области, обмен данными неформальными, устными, письменными, безличными, опосредованными и прочими способами. В этом случае функции коммуникации заключаются в распространении специальных знаний, популяризации научной информации с целью ускорения прогресса.

Социальная коммуникация – способ передачи информации, эмоционального состояния посредством вербальных и невербальных каналов. Данный процесс позволяет объединить части социума и механизм реализации власти. Формы коммуникации в этом случае будут различаться в зависимости от таких параметров, как:

1. Тип аудитории, который может быть массовым или специализированным и характеризуется восприимчивостью индивида к распространяемой информации.

2. Источник распространения информации: формальные каналы (заявления правящей власти), неформальные (сплетни, слухи). Автор: Наталья Яковлева

Из множества определений коммуникации, указывающих на связь сообщения с контекстом, наиболее, вероятно, простое, но при этом и точное принадлежит О. Есперсену - он считал коммуникацию "деятельностью, при которой одна личность добивается понимания со стороны другой, и деятельность другой личности, которая добивается понимания того, что было в сознании первой".

"Невозможно понять, что такое язык и как он развивается, если не исходить постоянно и прежде всего из процесса говорения ".

В этом определении для нас значимо то, что коммуникация понимается как взаимонаправленная деятельность, взаимодействие коммуникантов, а также то, что в нем вводится понятие сознания.

Коммуникация представляет собой одну из главных, базовых, всеохватывающих форм человеческой деятельности, и из этого следуют два важных вывода.

  • 1. Ни одно определение коммуникации не может быть исчерпывающим; оно включает открытое перечисление и строится из достаточно абстрактных понятий.
  • 2. За абстрактными понятиями, входящими в определение коммуникации, стоят концептуальные метафоры; таким образом, речь идет не столько о различных определениях, сколько о различных метафорах коммуникации.

Стоит подчеркнуть, что современный интеракционный подход рассматривает коммуникацию как процесс взаимодействия коммуникантов в социокультурных условиях коммуникации. Каждый из них не передает и не получает уже готовые смыслы, которые как бы "перекладываются" из одной головы в другую, но создает собственные смыслы на основе своего жизненного опыта, принадлежности к определенной культуре, интерпретативных способностей и др. В связи с этим чрезвычайно значимым оказывается такой аспект коммуникации, как интерпретация сообщений. Смысл не собирается из уже готовых кубиков. В каждом акте коммуникации произносится и понимается нечто, чего раньше не существовало. Таким образом, коммуникация есть сложный, символьный, личностный и часто неосознаваемый процесс, который с необходимостью является неточным. Коммуникация происходит не в вакууме, она всегда осуществляется в определенной ситуации (даже если речь идет о диалоге в фантастическом романе или фильме, где участниками общения являются, скажем, внеземные существа), ее участники обладают определенными статусами и личностными характеристиками, она всегда как-то связана с окружающей средой и неизбежно тем или иным образом на эту среду воздействует, изменяя ее. При этом действительность не просто отражается в сознании индивида и интерпретируется им, но конструируется им в коммуникативных взаимодействиях.

Коммуникация - это процессы человеческого взаимодействия, при которых индивидуумы - в личном общении, в группах, в организациях, в обществе - создают и интерпретируют сообщения с целью приспособления к окружающему миру и друг к другу.

Теперь попробуем "расшифровать" значимые компоненты предложенного выше определения коммуникации и вывести из них те направления,

но которым могут изучаться и описываться коммуникативные взаимодействия.

Взаимодействие , или интеракция , - это вид поведения. Коммуникация имеет место тогда, когда какому-либо поведению или его результату приписываются значения и они становятся знаками или символами. Так, если я машу рукой, это может означать, что я прощаюсь, привлекаю внимание, что моя рука затекла и я хочу ее размять или вообще ничего не означать - ну машу себе и машу. Заметим, что случаи, когда мои движения что-то значат , могут возникнуть, только если существует некто - адресат, - который займется интерпретированием моих движений и приписыванием им какого-то смысла, превращением их в знаки. Роль адресата коммуникации крайне важна для всех аспектов ее описания. Чем больше совпадают смыслы, выводимые адресатом, с тем, что имел в виду говорящий, - тем коммуникация более эффективна. Символьный характер коммуникации означает, что ее успешность никогда не может быть полной: коммуникативное событие тем успешнее, чем ближе по смыслу то, что понял слушающий, к тому, что имел в виду говорящий.

Перечисление областей, или форматов коммуникации, - межличностная, групповая у массовая, организационная и т.п. - подчеркивает, что коммуникация охватывает все зоны человеческого взаимодействия, может иметь разные особенности в зависимости от формата, но ее основополагающие принципы остаются неизменными. При этом коммуникация может быть обращена и на самого индивидуума - она рефлективна. Именно в результате общения с другими мы получаем оценки своих поступков и мыслей, формируемся и развиваемся как личности. Вследствие этого, в частности, конструирование личности в разных культурах построено на различных основаниях: в коллективистских культурах на основе ценностей группы, в индивидуалистских - на основе личностных характеристик.

Приспособление к окружающему миру и друг другу указывает на три важнейшие задачи, которые мы решаем посредством коммуникации (по-другому их можно назвать тремя главными коммуникативными функциями языка):

  • - отражение внешней по отношению к нам как участникам коммуникативного взаимодействия реальности, то есть сообщение информации или запрос о ее получении;
  • - выражение отношения к этой реальности;
  • - взаимодействие между участниками коммуникативной ситуации с учетом тех статусных (социальных) ролей, в которых они пребывают относительно друг друга.

Чаще всего мы совершаем все эти действия одновременно. Коммуникация всегда имеет последствия, так как по определению предполагает реакцию на сказанное. Например, кто-то говорит: Я устал от этой жары, дай мне, пожалуйста, стакан воды. В этом сообщении содержится информация о желании пить, о жаре, о негативном отношении к ней; при этом очевидно, что адресант пытается повлиять на адресата, добиться от него совершения определенных действий, а то, что он обращается к нему на "ты", свидетельствует о его равном или более высоком социальном статусе. Призыв

может быть успешен, или его проигнорируют - в любом случае какое-либо действие (бездействие) последует.

В этой связи можно говорить о шкале коммуникативных реакций. На одном ее конце находятся автоматические реакции инстинктивно-биологического типа (младенец поворачивает голову к материнской груди в поисках молока). Далее идут неосознанные реакции, скрытые от сознания коммуникантов (в момент волнения, когда человек хочет скрыть какую-то информацию, он может реагировать убыстрением темпа речи, заиканием, тем, что начинает крутить волосы или дотрагиваться до носа). Затем выделяются реакции явные и намеренные , например, ответ на вопрос. Наконец, на другом конце шкалы располагаются осознанные , планируемые и контролируемые коммуникативные действия, такие как риторически правильное выстраивание письма, призванного убедить адресата в необходимости того или иного поступка.

Создание и интерпретация сообщения указывает на подразумеваемо творческий характер коммуникативного взаимодействия, в котором смысл не просто собирается из уже готовых кубиков, но создается наново и возникает, то есть произносится и понимается то, чего до сих пор не было. Даже в использовании совершенно стандартной речевой формулы - например, если говорящий желает кому-либо приятного аппетита, - потенциально присутствует момент новизны, поскольку условия производства и восприятия этого высказывания всегда уникальны.

При этом коммуникация возможна, а интерпретация происходит исходя из одного общего принципа: если мой партнер по коммуникации выдает мне какой-то сигнал, то он должен быть проинтерпретирован, то есть надо найти такой контекст, в котором данное сообщение имеет смысл. Так, правильная интерпретация двух вариантов развития диалога между А. и Б. означает как владение общим фондом культурных знаний, так и умение находить правильный контекст для данного диалога, опираясь на этот фонд.

А. - Сколько сейчас времени?

Б. - Два часа.

Варианты следующей реплики А.:

  • 1. - Спасибо.
  • 2. Молодец, Сашенька! Садись.

Каждый из нас, обладая минимальным коммуникативным опытом, легко восстановит контексты, в которых возможно развитие диалога, предложенное в представленных вариантах, и без труда обнаружит различия в них.

Или вот пример чуть более распространенного акта коммуникации - короткого устного рассказа о летнем отдыхе: И вот на протяжении многих лет , наверное, десяти лет, мы ездили на Волгу... в район ее истоков. Там находится много озер... и на одном из этих озер мы очень любили отдыхать... озеро Волго. Туда ездят и дикарями, и на туристические базы... Ну, на одной из такой баз, мы и все время жили, это турбаза Чайка на озере Волго... Там очень красивый лес сосновый... чистый воздух, шишки под ногами... и конечно же, озеро, чистое озеро, где можно купаться и плавать на лодке.

Этот как будто очень простой пассаж, сугубо личное воспоминание, нельзя понять в отсутствие у адресата социокультурного и лингвокультурного знания о том, что представляет собой отдых на берегу реки в России, что такое отдыхать дикарем и что такое турбазы, как выглядит сосновый лес и т.д. Сложность процесса коммуникации обусловлена тем, что наши партнеры в ней одновременно и такие же, как мы, и отличающиеся от нас. Они похожи на нас в том, что мы владеем, как правило, общим языком, общим культурным фондом знаний, общей средой обитания. Но они "другие", потому что всегда существует индивидуальный или групповой опыт, который люди пытаются сообщить друг другу как нечто повое, причем реконструировать этот новый смысл возможно не иначе, как опираясь на старое, хорошо известное обеим сторонам. Таким образом, смысл слов и конструкций, известных из лексики и грамматики родного языка, в каждом коммуникативном акте как бы создается заново.

  • Есперсен О. Философия грамматики. М., 1958.

    Отто Есперсен (1860-1943) - датский филолог, один из крупнейших лингвистов XX в. Наиболее известная работа - "Философия грамматики" (1924).