Какие противогололедные реагенты работают лучше? Сравнительный анализ. Муравьинка как реагент для удаления льда и снега Противогололедный реагент своими руками

В городе противогололедные реагенты являются для нас воплощением самого настоящего зла: от них ржавеют автомобили, выходит из строя обувь, болеют домашние животные, засыхают газоны и деревья. Поэтому-то в загородной жизни хочется обойтись без них. Ну или, по крайней мере, применять около своего дома самые безопасные и экологичные. Как их выбрать?

Самые безопасные

Начнем с того, что существование безопасных и экологичных противогололедных реагентов, которыми пользуются в цивилизованной Европе — не более, чем миф. Во всем мире для борьбы со снегом и льдом используют три вещества — хлористый натрий (поваренная соль), хлористый магний (бишофит) и хлористый кальций. Конкретные предпочтения определяются близостью городов к тому или иному месторождению: соль далеко не везут. Поэтому-то в США особо популярен бишофит, а в Европе — хлористый натрий (галит). Все эти вещества примерно одинаково влияют и на людей, и на растения.

Дело в количествах, которые используют, и способе распыления. Например, в Берлине перед ожидаемым заморозком рекомендуют использовать всего 20 г хлористого натрия на квадратный метр. Чтобы понять, как это мало — попробуйте равномерно распределить столовую ложку соли на пятачке размером метр на метр. Просто так, без специальных приспособлений не получится. Поэтому-то к реагентам нужны сеялки-дозаторы!

Кстати, вопреки распространенному мнению, соли, используемые в качестве противогололедных реагентов, должны быть очищены от разных механических и химических примесей. Так, хлористый натрий, используемый для борьбы со льдом, по чистоте можно сравнить только с поваренной солью класса «экстра». Татьяна Алексеева, технолог ГК «Ронова» говорит о том, что пешеходные зоны, тротуарные дорожки запрещается обрабатывать химическими веществами. Для борьбы с гололедом здесь используется песок — это самый бюджетный вариант, а также гранитная или мраморная крошка.

Итог идеального зимнего содержания территории — отсутствие на ней снега и наледи, сухой чистый асфальт, по которому комфортно могут передвигаться как водители, так и пешеходы.

Где, что и сколько?

Многие думают, что можно купить мешок безопасного, экологичного реагента и на этом успокоится. Увы, универсального реагента не бывает.

Богдан Водопьян, директору по развитию бизнеса компании ShelterLogic (производитель линейки реагентов Рокмелт) рассказал, в каких случаях какой реагент полезен.

Дорожка, очищенная от снега. До -7 o С можно использовать любой реагент. Чем меньше его частички — тем лучше. Максимальная доза — 70 г/м2 (три столовые ложки).

Если температура понижается, то поваренная соль перестает работать. При наличии специальной техники, позволяющей смачивать смачивающие крупинки соли в момент распыления, можно работать с хлористым натрием и дальше. Ну, а около собственного дома лучше просто использовать реагент, состоящий из хлорида натрия с добавкой хлористого кальция. Последний впитывает влагу из воздуха и соль продолжает «работать».

Дорожка с накатом. Здесь, наоборот, нужны соли в виде крупных гранул. Они буквально «буравят лед». Но если температура понизилась ниже -10 о С, удалять лед с дорожек уже не рекомендуется. Лучше использовать абразивные материалы — мраморную или гранитную крошку, песок. У каждого из них свои достоинства и недостатки. Мрамор, крошась, дает белые пачкающие следы. Зато его (если, конечно, немного) летом можно не убирать. Он постепенно разложится в почве.

Гранитная крошка не пачкает пол в доме, зато в конце зимы ее надо обязательно собрать с дорожек. Иначе на ней можно подскользнуться и поранится.

Песок — отличный абразив, особенно если нет опасности, что он забьет ливневые стоки. Но привозят его нам часто грязный, с примесью глины — со всеми вытекающими последствиями (и с гололедом плохо борется, и грязь разносится).

Крыльцо, открытая веранда. Оптимальный реагент — хлористый магний (бишофит). Дело в том, эта соль при многочисленных температурных колебаниях меньше всего разрушает напольные покрытия (плитку, террасную доску и т. п.)

Обледеневшие ворота. Длинная январская оттепель привела к появлению огромного количества луж. Когда ударил мороз, многие не смогли открыть ворота на участок или двери гаражей. Чтобы справится с толстой ледяной коркой, бесполезно сыпать мелкую соль — вы просто получите соленые лужи. Используйте крупные соляные гранулы. Распределите их равномерно в проблемном месте и через 6-10 часов получите перфорированный лед, которые легко разобьется лопатой.

Дорожка от бани. Если вы любите после парилки окунаться в прорубь или просто поваляться в снегу, обработайте дорожку от бани поваренной солью (грубые абразивы здесь не подойдут — можно пораниться).

Кстати, поваренная соль будет наилучшим выбором, если у вас есть домашние животные. Только не переборщите с количеством.

Выбор управляющих компаний

Многие компании, обслуживающие территории загородных поселков учитывают нелюбовь москвичей к реагентам и стараются обходится без них. Так происходит в поселке таунхаусов «Маленькая Шотландия» и в самых разных поселках Villagio Estate, где упор делается на своевременную расчистку территории от снега. С гололедом борются, посыпая дорожки песком. Антонина Зелинская, директор Управляющей организации «Экосервис Обнинск» говорит, что в жилом комплексе «Экодолье Белкино» они используют песчано-соляную смесь и песок.

Самый большой ассортимент противогололедных материалов имеют в жилом комплексе «Дубровка» . В зависимости от погодных условий здесь используют галит (производства Артемсоль) хлористый кальций (Айсмелт), смесь хлоридов кальция и натрия (Ratmix) и специально подготовленную гранитную крошку. Политика управляющей компании — делать убор на механическую уборку территории, применять реактивы минимально.

Кстати, в обязанности управляющих компаний обычно входит поддержание в надлежащем виде подъездных дорог, детских площадок, прогулочных зон. За отдельными домовладениями ухаживают за дополнительную плату. Кто-то из жителей просит, чтобы ему расчищали парковочное место, а кто-то заказывает и расчистку дорожек на участке.

Одной из главных проблем коммунальных служб всегда считается уборка снега и наледи, и несмотря на постоянное внедрение новых способов спасения от гололеда, соль по-прежнему в ходу. The Village собрал 5 технологий очистки улиц в тех странах, где зимой выпадает снег, узнал об их плюсах и минусах и взял комментарии у экологов, обувных мастеров и простых жителей.

СОЛЬ (NaCl)

ПЕТЕРБУРГ, МОСКВА, КИЕВ

Дешевизна

Вред. Соль - это хлорид, очень активное вещество. Например, несколько лет назад она привела к аварии на Южной подстанции (Петербург), разъев провода, проложенные под землей. Соль приводит к коррозии труб, мостов, автомобилей, вызывает аллергию, вредит обуви, одежде, лапам животных и историческим памятникам. Не говоря уже об окружающей среде, так как попадает в подземные воды, почву и реки.


Тротуары посыпают технической солью или соляными смесями на ее основе
Уборка снега в Киеве

МОСКВА

В уборке территорий столица продвинулась дальше остальных регионов. Московские дорожники гордятся своей системой превентивных мер: еще до выпадения снега дороги обрабатывают жидкими реагентами - 28%-м раствором хлористого кальция и хлористого натрия (пищевая соль). Обработку делают на основе данных метеослужбы и системы радаров, способных прогнозировать количество осадков с точностью до 1 мм воды или 1 см снега. Московские коммунальщики любят реагенты - в этом году они впервые решили посыпать ими дворы и резко увеличили объемы закупок твердых химикатов.

270 000 тоннами соли засыпают площадь в 88 млн кв. м. Зимой на уборку московских дорог уходит 2,1 млрд рублей ежемесячно.

КИЕВ

ПЕТЕРБУРГ

Также на улицах можно встретить песок и следы действия специальной смеси «Бионорд», которой очищают тротуары. В нее входят три вида соли: хлористый кальций, хлористый магний и хлористый натрий. На зиму город закупил 92 000 тонн «Бионорда». Для снеговой каши, которая получается в результате действия соли, даже есть специальное название - шуга. Соль способна плавить лед вплоть до температуры минус 21 °С, однако при опускании столбика термометра ниже минус 9–10 °С ее эффективность резко падает. В Финляндии соль перестают использовать, как только температура опускается ниже минус 5 °С. Финские метеорологи утверждают, что дороги становятся менее скользкими при очень низких температурах.

Мнение: Химические реагенты на дорогах


Евгений, мастер ремонта обуви «Vip-мастер»:
«Сильнее всего соль разъедает нитки. Поэтому прошитая обувь страдает больше всего. К тому же за последние годы упало качество обуви: изменилась технология изготовления, участился заводской брак, материалы стали хуже. Поэтому обувь от соли страдает очень сильно. Если же говорить о кожаной обуви высокого качества, то при каждодневном уходе за ней, просушке особенного вреда соль не причиняет. В годы с малым количеством снега, наоборот, обувь сильнее стирается, значительно возрастает ремонт набоек и накатов».


ФРИКЦИОННЫЙ МЕТОД:
ПЕСОК И КАМЕННАЯ КРОШКА

АВСТРИЯ, ФИНЛЯНДИЯ, ГЕРМАНИЯ, ШВЕЦИЯ И ДРУГИЕ

экологичность, возможность повторного использования
задерживается на проезжей части не более чем на полчаса:
ее сносит ветром, колесами автомобилей и ногами пешеходов.


В Хельсинки снег утрамбовывают и посыпают каменной крошкой

После долгих проб, ошибок и научных исследований Европа практически полностью отказалась от использования химических реагентов для плавления снега и льда. В Берлине, например, закон разрешает использовать соль только на опасных участках дорог. Химикаты наносят слишком очевидный вред окружающей среде и городскому хозяйству. Мелкий песок - тоже не лучший вариант. Он пылит, попадает в легкие и не годен к вторичному использованию. Тогда как гравий и каменная крошка - экологичны и экономичны, хотя изначально и обходятся дороже соли.

Весной крошку снова собирают специальными аппаратами, напоминающими пылесос, моют и используют повторно в следующем году.

Метод разбрасывания песка и прочих абразивных (твердых и мелкозернистых) материалов называют фрикционным: гололед этим способом полностью не устранить, но сцепление с дорогой улучшается. Главное условие для использования этой технологии - дороги нужно чистить практически до асфальта сразу после снегопада или во время него. В некоторых городах Европы даже существуют специальные ящики с гравием, расставленные для пешеходов, чтобы жители могли сами разбросать песок, если очень скользко. Кстати, такие ящики иногда можно встретить и в Петербурге, например на Большом Сампсониевском проспекте и возле метро «Старая Деревня».

В 2010 году на содержание дорог зимой в Финляндии было выделено 22 млн евро, однако из-за сильных снегопадов бюджет был превышен на 17 млн.


Аврора Рамо, жительница Хельсинки:
«Когда снег идет ночью, его, как правило, очищают прежде, чем люди просыпаются и едут на работу. Но если снега много, то убирать его не успевают, и тогда останавливается всё! Три дня назад я ждала автобус 45 минут: они просто никуда не едут, хотя обычно ходят раз в 10 минут. Иногда пассажирам даже приходится выталкивать автобус из снега. Насчет льда - не знаю, как часто тротуар посыпают крошкой, но я этой зимой ни разу не поскользнулась, даже очень пьяная. И с обувью всё в порядке. Это касается улиц, а во дворах никто не несет ответственности за разбрасывание гравия, моя бабушка недавно из-за этого упала на льду. А вот в Берлине зимой очень скользко. В прошлом году я чувствовала себя так, как будто пришла на каток без коньков».

МЕТОД ТОРГЕЙРА ВАА

ШВЕЦИЯ

эффективность, экологичность, долговременный результат
нужна специальная дорогостоящая техника


Метод, придуманный Торгейром Ваа, внедряется в Швеции в экспериментальном порядке

В 2004 году в Швеции внедрили новый метод борьбы с гололедом, который придумал шведский ученый Торгейр Ваа. Мелкий песок в пропорции 7 к 3 смешивают с горячей водой 90–95 °С и разбрызгивают на улицах. Горячий песок вплавляется в снег и делает поверхность шероховатой. Такой обработки хватает на 3–7 дней с ежедневным трафиком около 1 500 автомобилей. Или пока не пройдет новый снегопад.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ХИМИКАТЫ

США, КАНАДА, НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ

Хлорид магния

высокая эффективность
дороже, чем техническая соль, и вызывает
еще более сильную коррозию металлов


Великие соляные озера в штате Юта

Американцы и канадцы для очистки улиц и тротуаров используют в основном хлорид магния, который добывают на Великих соляных озерах в штате Юта. MgCl2 cодержит меньше хлора, чем остальные хлориды, а его эффективность при меньшем расходе значительно выше. Зимой 2010 года штат Мэриленд потратил 50 млн долларов на очистку дорог, штат Вирджиния - 79 млн долларов. В Канаде на содержание дорог зимой ежегодно выделяют 1 млрд долларов.


Кальциево-магниевый ацетат
и хлорид кальция


экологичность
высокая стоимость, нельзя применять при низкой температуре

Снегопад в Веллингтоне

Кальциево-магниевый ацетат используют в большинстве городов Новой Зеландии. Для металлов он не вреднее воды, да и на окружающую среду оказывает небольшое влияние за счет отсутствия иона хлора. Однако этот химикат используют только до минус 7 °С. Популярным средством также является хлорид кальция. Кстати, его 10%-й раствор продается в аптеках, а в бытовых условиях CaCl2 применяют для приготовления творога.


Мочевина


полезна для окружающей среды

в 7 раз дороже соли, малоэффективна

Подвесной мост, который очищают от снега с помощью мочевины

Из органических средств чаще всего используют мочевину. Благодаря низкой коррозионной активности, она обычно применяется для удаления льда с висячих мостов. Мочевина нетоксична, но недостаточно эффективна для использования в больших городах.

НИКАКИХ СРЕДСТВ

ЯПОНИЯ И ОСТАЛЬНЫЕ 230 СТРАН


После снегопада в префектуре Аомори

В горах Японии за зиму выпадает до нескольких метров снега, а в городах - по 15–20 см за ночь. В результате к концу зимы тротуары и междугородние дороги превращаются в узкие снежные каньоны со стенами высотой в 2 человеческих роста и выше. Однако дороги в Японии никак не обрабатывают, только счищают снег. Потому в городах гололед не такое уж редкое явление. При этом шипованные шины в стране запрещены. Кстати, уборка снега возле домов и на тротуарах - задача самих жителей.

МНЕНИЕ ЭКОЛОГА


Семен Гордышевский, председатель правления НП «Санкт-Петербургский экологический союз»:
«Лучший способ - всего лишь вовремя и дочиста убирать снег. Финны и шведы с этим легко справляются. В Финляндии принят наиболее безопасный для окружающей среды регламент, утверждающий минимальное использование соли. В Петербурге же ждут, когда снег утопчут до наледи, а затем засыпают ее солью. Мало кто задумывается о том, куда соль девается с улиц. А она либо с тротуаров и снегоплавильных установок попадает в канализационные стоки и затем отфильтровывается на очистных сооружениях, либо стекает с водой в каналы и выносится в залив. Причем, как ни странно, первый вариант хуже. Осадок, образующийся в очистных сооружениях, идет на сжигание. А хлор, содержащийся в соли, при сжигании выделяет очень опасные вещества - диоксиды, полициклические ароматические углеводороды и другие соединения. В Петербурге такой осадок сжигают 3 завода. И вся сгоревшая бытовая химия, моющие средства и соль в виде опасных соединений разносятся от них ветром по городу».

Название «реагент» означает, что данное вещество вступает в реакцию. В нашем случае речь идёт о реакции со льдом, который реагенты растапливают, вступая с ним во взаимодействие. Поэтому, например, гранитную или мраморную крошку реагентом назвать нельзя, так как она не топит лёд, а просто делает его менее скользким. Химические изготавливаются на основе различных веществ, большинство из которых – хлориды.

Хлорид натрия

Это на данный момент самые распространённые реагенты – обычная поваренная соль технического назначения. Существуют несколько степеней её очистки. Например, чистый хлорид натрия используется также для удаления накипи в промышленных котлах. Среди главных преимуществ этого средства – его эффективность и экономность. При морозах до -15 градусов по Цельсию соль действует безотказно. Из-за низкой стоимости, коммунальщики сыплют её на дороги щедрой рукой, благодаря чему ярко проявляются основные недостатки этого материала - он разъедает металлы и отравляет придорожную растительность, нарушая состав почвы.

Хлористый кальций модифицированный

Наиболее популярны реагенты на основе хлорида кальция в столице, где власти запрещают использовать для борьбы с гололёдом соль. Обычно хлористый кальций распыляется в виде раствора по дороге, поэтому тележка-дозатор при его использовании не понадобится. Правда, уже после первых дней применения этого материала в столице выявился его очевидный недостаток – он сам по себе значительно ухудшает сцепление колёс автомобилей с дорогой. То есть, уничтожая гололёд, такие реагенты сами выступают в роли льда. Дело в том, что хлорид кальция притягивает к себе влагу, из-за чего дорога быстро становится мокрой. К тому же, эффект от применения данного средства длится не более трёх часов, так что расход его очень велик.

Бишофит

Это соль высохшего древнего океана, основной компонент которой – хлорид магния. Обычно она используется в виде сухого материала, так что для её внесения потребуется тележка для реагента . Среди главных достоинств такого реагента – возможность его эффективного применения даже при сильных морозах (до -30 по Цельсию). Также он крайне щадяще относится к окружающей среде и даже стимулирует рост придорожной растительности. На основе этого природного минерала изготавливаются .

Также для обработки дорог от гололёда используются различные ацетаты и смеси ацетатов с хлоридами.

Одна из главных задач государства - обеспечение безопасности граждан, в том числе и в зимнее время. Для этого требуются противогололедные реагенты - твердые (сыпучие), жидкие или комбинированные химические вещества, которые могут плавить снег, лед и снежно-ледяные образования, а также снижать температуру замерзания рассола, состоящего из талой воды и реагента. Чаще всего в качестве реагентов применяются следующие виды солей: хлориды, ацетаты, карбамиды, формиаты, нитраты.

У этих веществ различная рабочая температура, плавящая способность (способность 1 грамма вещества растопить определенное количество льда), коррозионная активность на металл и бетон, цена, воздействие на обувь, животных, почвы, на здоровье человека.

Приведем сводную таблицу, в которой проанализируем основные свойства и характеристики средств, предназначенных для борьбы с гололедом.

Сравнивать будем по следующим показателям: рабочая температура, плавящая способность, коррозионная активность, стоимость, воздействие на окружающую среду, городскую инфраструктуру и здоровье человека.



Название реагента

Рабочая температура

Плавящая способность

Коррозионная активность

Цена

Воздействие на человека и окружающую среду

Вывод

Пескосоляная смесь

до

12°C (если судить по хлориду натрия (единственному плавящему веществу в составе))

практически нулевая плавящая способность, так как доля соли в смеси ничтожна мала (порядка 5%) - она в основном добавляется, чтобы предотвратить слеживание песка


высокая по отношению к металлическим конструкциям и цементобетонам

порядка 1 200 руб за тонну

по данным ВОЗ вызывает онкологические, аллергические и сердечно-сосудистые заболевания. Приводит к обострению заболеваний дыхательной системы

Неэффективна в борьбе с гололедом. Не увеличивает сцепление, вызывает “вторичный” гололед. Приводит к запыленности воздуха, что оказывает отрицательное воздействие на организм человека. Приводит к засорению ливневых стоков, очистка которых очень дорогое мероприятие. Высокие расходы на распределение и последующую уборку.

Хлорид натрия (техническая соль, галит)

до

12°C

при температуре ниже -10°C - плавящая способность очень низкая

0,8 мг/см 2 ·сутки - довольно высокая

порядка 3500 р за тонну, при низкой цене обладает высокой нормой расхода - 150-200 гр/м2

хлорид натрия способствует засолению почв, агрессивен по отношению к обуви и меху

Хлорид натрия обладает относительно невысокой ценой, но при этом высокой нормой расхода, отрицательно влияет на почвы, имеет высокую коррозионную активность. Эффективно работает только до -12°C. Применение в населенных пунктах запрещено.

Хлорид кальция

34 о С

плавящая способность ниже, чем у хлорида натрия

обладает одним из самых высоких уровней коррозионной активности - 1,02 мг/см 2 ·сутки

цена - от 15 000 р за тонну, но при этом небольшой расход - 50-70 гр/м2


негативное воздействие на обувь, раздражает кожные покровы

Самый большой плюс данного вещества - низкая рабочая температура. В остальном же практически одни минусы - высокая коррозионная активность, внушительная цена, негативное влияние на здоровье людей и на их имущество.

Хлорид магния (бишофит)

18 о С (раствор)

имеют в 2,0-2,5 раза более низкую плавящую способность, чем антигололедные материалы на основе других солей. Это связано с тем, что действующего вещества в твердом бишофите не более 48%. Остальное - кристаллическая влага

твердый бишофит может иметь значение 1.1 мг/см 2 *сут (при воздействии на сталь марки 3) при допустимом значении 0.8.

стоимость бишофита составляет порядка 20 000 рублей за тонну

Бишофит содержит соединения потенциально токсичных элементов (первого и второго классов опасности): тяжелых металлов - селена, фтора, брома. То есть в высоких концентрациях данное вещество представляет опасность для растений и животных, а также для человека. Бишофит пагубно влияет на растения, в сельском хозяйстве он используется как десикант

В 2004 году использование хлорида магния в качестве противогололедного материала на территории Москвы было запрещено.

Противогололедный реагент Бишофит угрожает здоровью людей и наносит вред окружающей

среде.

Хлорид калия

4 °C

плавящая способность невысока

порядка 18 000 руб за тонну

благотворно воздействует на почвы, является удобрением, малотоксичен

Из-за своей низкой плавящей способности данная соль используется в основном как компонент в составе других противогололедных реагентов, а также на специализированных территориях - детских садов и так

Нитраты

30 о С


высокая плавящая способность

от 60 000 рублей за тонну

нитраты губительны для природы, плохо влияют на почвы. В Москве использование нитратов было запрещено в 2010 году после экспериментальной зимы

применение нитратов в населенных пунктах крайне ограничено: мосты, путепроводы


Ацетаты

до -50 °C

высокая плавящая способность

низкое коррозионное воздействие

90 000 рублей за тонну

применение в населенных пунктах запрещено из-за запаха уксуса. В ряде случаев он вызывает у людей удушье, тошноту и головокружение

Противогололедные реагенты на основе ацетатов используются только на хорошо проветриваемых территориях (мосты, эстакады, либо аэродромы). В городах их использовать нельзя.

Формиаты

до -19 °C

высокая плавящая способность при -5°C и -10С

0,14 мг/см 2 *сут - у формиата натрия коррозионная активность по сравнению с хлоридом натрия и хлоридом кальция в 8­-10 раз ниже

от 30 000 р за тонну

не оказывают вредного воздействия на обувь и мех, разлагаются в почвах. Формиаты - органические соли, которые не вредят здоровью человека и животных, входит в состав некоторых лекарственных средств, используется в качестве подкормки для животных (в частности, кроликов), чтобы пища лучше усваивалась

Класс опасности у формиатов 4ый - малоопасные вещества. Учитывая, что формиат натрия способен существенно уменьшать негативные свойства хлоридов, в настоящий момент это вещество широко используется в качестве компонента в солевых смесях, что позволяет достичь соотношения “эффективности и экономической целесообразности”.

В чистом виде формиат натрия применяют на аэродромах, а также в парковых и лесных зонах и на особо-охраняемых территориях. Применение формиата натрия в чистом виде в городах невозможно из-за его высокой цены, но рекомендуются к применению многокомпонентные противогололедные реагенты с этим веществом в составе

Карбамид

до -4 о С

низкая плавящая способность

не оказывает отрицательного влияния на металлы

от 8000 рублей за тонну

не влияет на обувь и мех, позитивен к растениям и почвам (является удобрением), малотоксичен. Но при этом его использование не рекомендовано вблизи водоемов

используется в качестве компонента для многокомпонентных противогололедных реагентов.

Многокомпонентные реагенты с формиатами (типа “Бионорд”)

до -25 о С

высокая плавящая способность

низкая коррозионная активность

от 15 000 рублей за тонну

не вызывают аллергии, разлагаются в почвах, безопасны для человека, для животных.

Благодаря средней цене и низкой норме расхода 50-70 гр/м2, использование многокомпонентных реагентов является выгодным. Добавление в состав средств формиата натрия минимизирует отрицательное воздействие на металл и бетон. Не загрязняют почву, выводятся из нее в течение 72 часов, распадаясь на углекислый газ и воду. Многокомпонентные антигололедные реагенты типа “Бионорд” сочетают в себе высокую плавящую способность хлоридов и экологичность формиатов.


Делаем вывод, что практически все плавящие лед вещества, если они применяются как однокомпонентные противогололедные реагенты, имеют свои недостатки. Поэтому с точки зрения сочетания эффективности, экологичности и выгодной цены больше всего для применения в городской среде подходят многокомпонентные противогололедные реагенты с формиатом натрия в составе.

Пример - средство “Бионорд”, которое производит Уральский завод противогололедных материалов (УЗПМ). Это реагент на основе нескольких хлоридных солей и формиатов. В Москве противогололедные реагенты типа “Бионорд” используются на протяжении более чем 4-х лет, за это время количество травм среди пешеходов стало меньше в 2,5 раза, число аварий из-за неудовлетворительного состояния дорог сократилось на 30%, несмотря на рост автопарка. Также процент засоления почв снизился в 2 раза. Составы такого типа считаются наиболее безопасными в России противогололедными материалами на основе хлоридов.