Как заменить охлаждающую жидкость в Таврии? Ремонт системы охлаждения Авто таврия большое давление в системе охлаждения

Согласно инструкции, замена тосола в Таврии рекомендована каждые 60000 километров пробега или же раз в четыре года, в зависимости от того, что наступит раньше.

Внимание! В различные марки ОЖ могут включаться противокоррозионные и противовспенивающие присадки, содержащие в своем составе несовместимые химические ингибиторы, при смешивании которых может произойти химическая реакция. Результатом которой может быть появление различных отложений, что приведет к ухудшению характеристик тосола. Вследствие этого если вы собрались перейти с одной марки тосола на другую, нужно полностью промыть систему.

[ Скрыть ]

Осуществляем замену

Сам процесс замены и промывки в Таврии достаточно прост, и нет никакой необходимости выполнять эту работу на СТО. Нужно лишь просто внимательно изучить предлагаемую нами инструкцию и строго придерживаться всех ее пунктов.

Необходимые инструменты

Как слить старую?

Для слития старой охлаждающей жидкости необходимо:


Промывка


Если вы используете для замены одну и ту же марку тосола на своей Таврии, то промывку можете выполнять по желанию. Но в случае, если сливаемая охлаждающая жидкость очень загрязнена, то лучше промыть, а некоторые автолюбители повторяют эту процедуру несколько раз.

  1. Закручиваем заглушки сливных отверстий.
  2. Заливаем в бачок жидкость для промывки, это может быть обычная чистая вода, но лучше дистиллированная.
  3. Резкими прижимными движениями выгоняем из трубки воздух.
  4. Доливаем еще воды в бачок. Всего должно уйти около 5-5,5 л.
  5. Закручиваем заглушку бачка.
  6. Заводим автомобиль. Даем ему поработать, ровно столько, сколько требуется, чтобы включился вентилятор на радиаторе.
  7. В случае, если вы подозреваете, что остались воздушные пробки, можно несколько раз нажать на газ, и еще раз нажимными движениями пройтись по трубке.
  8. Как и отработанную ОЖ, сливаем воду из системы.
  9. Если есть желание или сливаемая вода очень грязная, весь процесс можно повторить еще раз.

Сколько лить?

Если вы еще не знаете, сколько точно нужно ОЖ, то обычно для замены ОЖ в Таврии требуется примерно около семи литров тосола. Но лучше на всякий случай взять немного больше.

Как залить новую?


Внимание! После замены оставшийся тосол храните в месте, которое недоступно для детей и животных.

Рис. 30. Система охлаждения двигателя:
1 - корпус пробки; 2 - шкив привода насоса; 3 - подшипник в сборе с валом; 4 - стопорный пинг, 5 - корпус насоса; 6 - уплотнительная манжета; 7 - крыльчатка; 8 - перепускная труба; 9 - насос в сборе; 10 - шланг к радиатору отопителя; 11 - тройник; 12 - шланг к расширительному бачку; 13, 20 и 34 - прокладки; 14 - патрубок; 15 - подводящий шланг; 16 - шланг от термостата; 17 - термостат; 18 - отводящий шланг; 19 - шланг радиатора; 21 - штифт; 22 - электродвигатель вентилятора; 23 - дистанцион­ная втулка; 24 - амортизационная втулка; 25 -кожух; 26 - крыльчатка; 27 - пароотводящий шланг; 28 - фиксатор; 29 - радиатор; 30 - втулка; 31 - передняя лента; 32 - задняя лента; 33 - расширительный бачок; 35 - блок клапанов.

Устройство. На автомобиле применена жидкостная система охлаждения двигателя с принудительной циркуляцией жидкости центробежным насосом. Система охлаждения закрытого типа, т. е. сообщение ее с атмосферой происходит только через блок клапанов, который открывается при определенном давлении или разрежении в ней. Для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости служит расширительный бачок.
Тепловой режим двигателя контролируется по температуре охлаждающей жидкости, датчик которой установлен на головке цилиндров, а термометр - на панели приборов. Применение системы жидкостного охлаждения подобного типа обеспечивает наивыгоднейший тепловой режим двигателя, при котором повышается его долговечность и улучшается экономичность.
Система охлаждения (рис. 30) состоит из рубашки охлаждения двигателя, термостата, насоса для охлаждающей жидкости, радиатора, электровентилятора. К ней подключен также теплообменник отопителя салона кузова, циркуляция жидкости через который регулируется краном 12 (см. рис. 31). На заводе система заполняется водяным раствором жидкости Тосол, обладающей антикоррозийными свойствами. Кроме того, эта жидкость не склонна к вспениванию, отложению осадков и испарению, а при низких температурах не превращается в лед. Температура ее кипения при нормальном атмосферном давлении 108 ° С. В теплое время года (при температуре окружающего воздуха выше 0 °С) можно в качестве охлаждающей жидкости использовать и воду с добавлением препарата «Автоантинакипин». Вместимость системы охлаждения (вместе с теплообменником отопи теля кузова) 7 л.
При работе системы охлаждения жидкость в зависимости от положения клапанов термостата и крана включения отопи теля может циркулировать по трем кругам, показанным стрелками на рис. 31.

Рис 31. Схема системы охлаждения двигателя:
1 - радиатор; 2 - датчик включения электродвигателя вентилятора; 3 - электровентилятор; 4 - сливная пробка радиатора; 5 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 6 - насос: 7 - двигатель; 8 - впускной трубопровод; 9 -пробка расширительного бачка; 10 - расширительный бачок; 11 - сливная пробка двигателя; 12 - кран отопителя; 13 - отопитель; 14 - термостат; красные стрелки - циркуляция жидкости по большому кругу; синие стрелки - циркуляция жидкости по малому кругу; белые циркуляция жидкости при открытом кране ото­пителя.

Рубашка охлаждения двигателя состоит из полостей и протоков, получаемых при отливке. Они расположены в блоке цилиндров, головке цилиндров и впускном трубопроводе. В прокладках, уплотняемых места соединений, сделаны отверстия для прохода охлаждающей жидкости. Охлаждающая жидкость уносит выделяемое тепло от наружных поверхностей стенок цилиндра, камер сгорания, гнезд свечей, втулок и седел клапанов.
Выходящая из головки цилиндров жидкость служит для подогрева воздуха в салоне при открытом кране теплообменника, а также для подогрева смесительной камеры карбюратора во впускном коллекторе для улучшения его смесеобразования. Жидкость, попав в теплообменник радиатора, охлаждается, отдавая свое тепло через тонкие стенки его трубок проходящему через него воздуху.
Уровень жидкости в расширительном бачке на холодном двигателе при температуре 15...25 °С должен быть 20...30 мм выше метки, нанесенной на расширительном бачке.
Периодически следует проверять денсиметром плотность охлаждающей жидкости Тосол при температуре 20° С. При низкой плотности (ниже 1,075 г/см3 и при высокой (больше 1,095 г/см3) повышается температура начала кристаллизации жидкости. Это может привести к ее замерзанию в холодное время года. Если уровень в бачке ниже нормы, необходимо долить кипяченую или дистиллированную воду. Если плотность нормальная, необходимо долить жидкость той марки, какая находится в системе охлаждения. Если плотность жидкости в системе охлаждения ниже нормы, а автомобиль будет эксплуатироваться в холодное время года, то необходимо заменить охлаждающую жидкость.

Термостат ТС 103-04 обеспечивает нормальный тепловой режим двигателя. Установлен термостат (рис. 32) между резиновыми патрубками, соединяющими двигатель с радиатором. Термостат имеет два входящих патрубка, причем патрубок 1 соединен шлангом через тройник с выпускным патрубком на головке цилиндров, а патрубок 4 соединен с нижним бачком радиатора.

Рис. 32. Термостат:
1 - входной патрубок от двигателя; 2 - выходной патрубок; 3 - клапан; 4 - входной патру­бок от радиатора; 5 - термочувствительный элемент; 6 - пружина основного клапана; 7 - 32 пружина байпасного клапана; 8 - байпасный клапан; А - вход жидкости от двигателя; В - вход жидкости из радиатора; h - ход байпасного клапан.

Рис. 33. Насос системы охлаждения двигателя:
1 - прокладка; 2 - стопорный винт; 3 - шариковый подшипник; 4 - вал; 5 - корпус манжеты; 6 - резиновый уплотнитель; 7 - пружина; 8 - графитовое кольцо; 9 - шкив насоса для охлаждающей жидкости; 10 - отверстие для слива жидкости; 11 - кольцевая канавка на валу; 12 - корпус; 13 - крыльчатка; I - полость насоса; II - манжета насоса.
Рис. 34. Радиатор системы охлаждения:
1 - трубка; 2 - уплотнительная прокладка бач­ка; 3 - левый бачок радиатора; 4 - отгибной ус дна бачка; 5 - турбулизатор радиатора; 6 - пластины охлаждения; 7 - дно бачка.

Выходной же патрубок 2 соединен шлангом и металлическим патрубком с входом в насос для охлаждающей жидкости.
Термочувствительный элемент 5 термостата состоит из стакана, запрессованного в основной клапан 3, который пружиной 6 прижимается к седлу. Байпасный клапан 8 установлен в обойме и поддерживается пружиной 7.
Температура начала открытия основного клапана 8 7°С + 2 °С. При температуре охлаждающей жидкости ниже указанной основной клапан 3 закрывает выход жидкости из радиатора, байпасный клапан 8 при этом открыт и соединяет выход жидкости из двигателя с входом в насос.
Если температура охлаждающей жидкости повышается, твердый наполнитель термочувствительного элемента расширяется и, преодолевая сопротивление пружины, перемещает вверх стакан с основным клапаном. Байпасный клапан 8, поджимаемый пружиной 7, донышком стакана открывает проход жидкости от двигателя к водяному насосу. При температуре охлаждающей жидкости более 94° С основной клапан 3 полностью открыт, и охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор.
При промежуточных температурах жидкость циркулирует как через основной клапан, так и через байпасный клапан. Это обеспечивает постепенное подмешивание холодной жидкости к более горячей, чем достигаются наилучшие условия для работы двигателя.
Насос (рис. 33) системы охлаждения установлен на передней части правой стороны блока цилиндров. Он приводится в действие плоскозубчатым ремнем от ведущего шкива коленчатого вала. Передаточное число ведущего и ведомого шкивов 1:1. Насос лопастного типа, центробежный. Чугунные ведомый шкив 9 и крыльчатка 13 с семью спиральными лопастями напрессованы на вал 4 с натягом.
Корпус 12 насоса для охлаждающей жидкости отлит под давлением из алюминиевого сплава. Крепится насос через прокладку 1 к картеру тремя болтами. Вал 4 насоса вращается в двухрядном неразборном подшипнике 3, который имеет влаго- и грязезащиту и не требует пополнения смазки в процессе эксплуатации. От продольного перемещения относительно корпуса водяного насоса подшипник зафиксирован винтом 2.
Манжета II, препятствующая просачиванию жидкости к подшипнику, состоит из корпуса, резинового уплотнителя, разжимной пружины и графитового кольца. Трущейся парой в манжете является графитовое кольцо и торец крыльчатки. Для предохранения подшипников от случайно просочившейся через манжету жидкости на валике насоса между манжетой и подшипником сделана кольцевая канавка 11, с которой при его вращении жидкость сбрасывается и вытекает наружу через отверстие 10 в корпусе насоса. Заметное подтекание жидкости через это отверстие свиде­тельствует о неисправности насоса. Необходимо помнить, что его закупорка может привести к отказу в работе подшипников насоса.

Радиатор (рис. 34) изготовлен из алюминиевых трубок с напрессованными на них алюминиевыми шайбами. Концы трубок развальцованы в металлических опорных пластинах и уплотнены резиновыми уплотнителями. Пластмассовые боковые бачки радиатора плотно прикреплены к опорным пластинам отгибными усиками и уплотнены резиновыми уплотнителями. В правый бачок радиатора ввернуты датчик включения двигателя электровентилятора системы охлаждения и пробка для слива охлаждающей жидкости. Левый бачок отлит совместно с тремя патрубками для
соединения шлангами с деталями системы охлаждения. В бачках имеются три бобышки с резьбой. К этим бобышкам через резиновые амортизацион­ные втулки болтами крепится кожух электровентилятора.

Радиатор установлен в передней части моторного отсека на поперечную траверсу. Для фиксации радиатора на траверсе имеются два отверстия, в которых через резиновые втулки (амортизаторы) фиксируется радиатор. В верхней части радиатор крепится болтом, проходящим через кожух электровентилятора, к полке облицовки радиатора.
Электровентилятор системы охлаждения двигателя усиливает поток воздуха через радиатор, а следовательно, и теплоотдачу. Устройство электровентилятора и электрическая схема включения описаны в разд. «Электро­оборудование».
Крыльчатка - четырехлопастная, изготавливается из пластмассы.
На валу электродвигателя ступица крыльчатки фиксируется пружинным фиксатором и стопорится штифтом. Электровентилятор находится в кожухе и крепится болтами к радиатору.
Блок клапанов установлен в расширительном бачке системы охлаждения и удерживается в нем корпусом пробки. Блок клапанов служит для поддержания избыточного давления в системе охлаждения, благодаря чему обеспечивается более высокая температура закипания жидкости. Состоит блок клапанов из корпуса, в котором размещены детали впускного и выпусчении давления в системе выше 0,12+0,01 МПа. Впускной клапан открывается при разрежении в системе охлаждения. Если в блоке клапанов потеряна герметичность - клапан подлежит замене.
Автомобиль может быть оборудован датчиком уровня охлаждающей жидкости в комплекте с новой (по конструкции) комбинацией приборов. Устанавливается датчик в расширительный бачок. При понижении уровня жидкости в расширительном бачке ниже допустимого контактная пробка (поплавок) опускается в крайнее нижнее положение на стержне датчика и включает сигнальную лампу (оранжевого цвета) уровня жидкости.
Техническое обслуживание.
Обслуживание систем охлаждения заключается лишь в периодической проверке уровня жидкости в расширительном бачке, который должен быть всегда (на холодном двигателе) на 30 мм выше нижней метки, сделанной на стенке бачка.

После первых 5 тыс. км пробега нового автомобиля следует тщательно проверить герметичность всех соединений. При обнаружении на соединениях капель или незначительной влажности подтянуть соединения.
Через каждые 15 тыс. км пробега необходимо проверять герметичность соединений и уплотнений. При необходимости - добавлять в систему охлаждения Тосол А-40М до необходимого уровня. При отсутствии жидкости Тосол А-40М (только в случае крайней необходимости) в систему можно добавить чистую воду, желательно кипяченую или дистиллирован­ную, придерживаясь при этом следующего порядка: при холодном двигателе снять пробку с расширительного бачка и долить воды, чтобы ее уровень был выше нижней метки на расширительном бачке на 20...30 мм.

Через каждые 60 тыс. км пробега или не ранее чем через 4 года (в зависимости от того, что наступит раньше) необходимо промывать систему охлаждения и заливать новую жидкость марки Тосол А-40М. В крайнем случае при необходимости, если отсутствует жидкость Тосол А-40М, можно залить в систему чистую воду. При этом следует иметь в виду, что в зимнее время воду надо сливать.

Рис. 35. Блэк клапанов пробки расширительного бачка системы охлаждения двигателя в сборе:

1 - тарелка пружины выпускного клапана; 2 - пружина впускного клапана; 3 - стержень впускного клапана; 4 - прокладка впускного клапана; 5 - впускной клапан; 6 - корпус клапанов; 7 - прокладка выпускного клапана; 8 - пружина выпускного клапана.
Рис. 36. Датчик уровня охлаждающей жидкости:
1 - соединительный штекер; 2 - корпус датчика; 3 - расширительный бачок; 4 - стержень; 5 - контактная пробка.

Внимание. При замене жидкости в системе кран включения отопителя (в салоне кузова) должен быть открыт.
Через каждые 60 тыс. км пробега необходимо проверять работу термостата, блока клапанов и датчика уровня охлаждающей жидкости (если он установлен на автомобиле).
Замена охлаждающей жидкости.
Эту операцию необходимо выполнять в такой последовательности:
- снять пробку расширительного бачка и открыть кран отопителя в салоне кузова;
- снять брызговик двигателя (правый), отвернув два винта и одну гайку;
- очистить от пыли и грязи места, прилегающие к сливной пробке правого бачка радиатора (в нижней части) и к сливной пробке на блоке цилиндров (пробка расположена в нижней части первого цилиндра около полости водяного насоса). На автомобилях более ранних выпусков (до 1990 г.) пробка слива жидкости из блока цилиндров расположена под выпускным коллектором с левой стороны по ходу движения автомобиля;
- поставить под пробку радиатора и пробку блока цилиндров баки;
- отвернуть сливную пробку радиатора и слить жидкость, затем отвернуть пробку на блоке цилиндров и также слить жидкость. После окончания слива завернуть пробки.
Заполнить систему охлаждения двигателя чистой водой через заливную горловину расширительного бачка до нормального уровня и завернуть пробку бачка. Пустить двигатель и прогреть его при средней частоте вращения коленчатого вала. Дать двигателю поработать 3..5 мин. Затем остановить двигатель и слить воду. Вновь заполнить систему чистой водой и повторить операцию.
Затем необходимо остановить двигатель, слить воду и залить в систему охлаждающую жидкость рекомендуемой марки. Пустить двигатель и дать ему поработать 1...2 мин на холостом ходу для удаления воздушных пробок. После остывания двигателя проверить уровень жидкости, если он ниже нормы и в системе нет подтеканий, долить жидкость до нормы.
В северных районах, где охлаждающая жидкость находится продолжительное время в холодном состоянии, она стареет медленнее. Поэтому после гарантийного срока службы охлаждающей жидкости (60 тыс. км пробега автомобиля) ее можно еще эксплуатировать, предварительно проверив ее качество. Если в жидкости нет грязи и масла и она сохранила голубой цвет, можно проверить ее плотность. При необходимости плотность довести до нормы и использовать жидкость еще год. После года эксплуатации проверку повторить.
Проверка работы термостата. Эта операция заключается в проверке температуры начала открытия основного клапана и проверке хода байпасного клапана. Для этого термостат снимают с двигателя и помещают в бак с техническим глицерином или охлаждающей жидкостью и закрепляют на кронштейне. К донышку байпасного клапана 8 термостата (см. рис. 32) приставляют ножку индикатора.
Начальная температура жидкости должна быть 78...80 °С. Затем температуру жидкости постепенно увеличивают со скоростью примерно 1 °С 35 в 1 мин при постоянном перемешивании.
За температуру начала открытия клапана принимают температуру, при которой ход байпасного клапана составит 0,1 мм. Эта температура должна быть 87 + 2°С. При температуре 102 °С ход байпасного клапана должен быть не менее 8 мм. Термостат необходимо заменить, если температура начала открытия клапана не находится в пределах 8 7 + 2 ° С или ход байпасного клапана менее 8 мм при температуре 102 °С.
Простейшую проверку неисправности термостата можно осуществить на ощупь непосредственно на автомобиле. После пуска холодного двигателя при исправном термостате нижний патрубок радиатора должен нагреваться, когда температура охлаждающей жидкости будет достигать 87 + 2 ° С. При этом стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости должна установиться между цифрами 80... 100.
Повышенный расход охлаждающей жидкости.
Причины неисправности и способы устранения:
- неисправен блок клапанов (рис. 35) пробки расширительного бачка. Проверить давление открытия клапана, которое должно быть в пределах (0,12+0,01 МПа). При необходимости заменить пробку;
- повреждена прокладка пробки расширительного бачка. Заменить прокладку новой;
- повреждение манжеты жидкостного насоса, течь жидкости через отверстие 10 (см. рис. 33) для слива жидкости. Снять с двигателя жидкостный насос, разобрать, заменить манжету на новую и проверить насос;
- поврежден радиатор. Проверить герметичность радиатора и установить место подтекания жидкости. Если течь обнаружена на уплотнении трубок с резиновой прокладкой бачка, ее можно устранить поджатием отгибных усов 4 дна 7 бачка (см. рис. 34). Для этого надо установить под дно бачка надежный упор, чтобы не деформировать его и слегка поджать ус на бачке в местах течи жидкости. Если течь происходит через поврежденные трубки 1, надо отремонтировать радиатор, разобрав и поставив ремонтные трубки меньшего диаметра с последующим их дорнованием (продавлива- нием дорном, т. е. увеличением диаметра трубок);
- повреждение прокладок в соединениях трубопроводов системы охлаждения. Проверить и заменить поврежденные прокладки;
- слабо или в нерекомендуемом порядке затянуты болты головки цилиндров. Подтянуть болты крепления головки цилиндров с установленным моментом затяжки и в надлежащем порядке;
- происходит утечка жидкости в радиаторе отопителя и через соединения системы охлаждения двигателя с отопителем. Устранить подтекания радиатора таким же способом, как и на радиаторе системы охлаждения, устранить подтекания в соединении.
Проверка работы датчика уровня охлаждающей жидкости (рис. 36). Исправный датчик должен при понижении уровня жидкости в бачке ниже допустимого включить сигнальную контрольную лампу на комбинации приборов. Такой контрольной лампой (оранжевого цвета) оборудована комбинация приборов новой конструкции. Если контрольная лампа не включается, надо снять с бачка датчик уровня жидкости и проверить его. На стержне датчика поплавок должен перемещаться без заеданий и не иметь разрушений. Проверить контактное соединение на головке датчика и на пробке. Загрязненные контакты зачистить. При повреждении поплавка или пробки - датчик заменить новым.

1) location=this.value"> Еще почитать... Заправочные объемы. Основные данные для регулировок и контроля. Система питания. Система охлаждения. Передняя подвеска. Задняя подвеска. Амортизаторы. Рулевое управление. Приборы электрооборудования. Отопление и вентиляция. Выхлопная система. Детали кузова автомобиля ЗАЗ-1105 Задняя боковая дверь и дверь задка автомобиля ЗАЗ - 1105. Оборудование кузова автомобилей ЗАЗ - 110206 и ЗАЗ - 110216. Детали кузова автомобилей ЗАЗ-110206 и ЗАЗ110216. Гидропривод ножного тормоза с вакуумным усилителем. Продольный разрез. Поперечный разрез. Приводы агрегатов. Система смазки двигателя. Сцепление. Коробка передач. Управление коробкой передач. Главная передача. Тормозная система автомобиля. Информация о модели ЗАЗ-1140 с двигателем Фиат. Органы управления и контрольно-измерительные приборы автомобиля ЗАЗ-110216. Общее устройство автомобиля.

Система охлаждения.

Рис. 11. Система охлаждения.

1. Радиатор;
2. Электродвигатель вентилятора;
3. Вентилятор;
4. Реле;
5. Предохранители;
6. Указатель температуры жидкости;
7. Выключатель зажигания;
8. Предохранители;
9. Термовыключатель;
0. Сливной кран;
11. Шланг подводящий к радиатору;
12. Шланг отводящий от радиатора;
13. Термостат;
14. Труба подводящая к насосу;
15. Датчик температуры охлаждающей жидкости;
16. Шланг перепускной;
17. Пробка сливная из блока цилиндров:
18. Штуцер обогрева карбюратора;
19. Полость обогрева впускного коллектора;
20. Полость блока и головки блока цилиндров;
21. Насос;
22. Патрубок к перепускному шлангу;
23. Клапан перепускной;
24. Пружина;
25. Клапан основной;
26. Элемент термосиловой;
27. Патрубок входной от радиатора;
28. Патрубок подачи жидкости в насос;
29. Радиатор отопителя в салоне;
30. Кран отопителя;
31. Шланг подводящий;
32. Шланг отводящий
33. Шланг перепускной;
34. Шланг от радиатора к расширительному бачку;
35. Бачок расширительный;
36. Пробка;
37. Шкив;
38. Подшипник;
39. Стопор;
40. Валик;
41. Отверстие контрольное;
42. Корпус;
43. Уплотнитель в сборе;
44. Крыльчатка;
45. Манжета;
46. Пружина;
47. Кольцо уплотнительное.

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

Тип системы охлаждения - жидкостная, закрытая с расширительным бачком, с принудительной циркуляцией. Радиатор алюминиевый, трубчато-пластинчатый с пластмассовыми бачками. Термостат неразборный, термочувствительный элемент с твердым наполнителем. Начало открытия основного клапана при 87±2 °С; полное открытие при 102 °С. Охлаждающая жидкость - Тосол А-40 или Тосол А-65.

Заправочная вместимость системы, л...................7.

Особенности конструкции и проверка технического состояния.

Система охлаждения закрытого типа, т.е. сообщение ее с атмосферой происходит только через специальный клапан, который открывается при определенном давлении или разрежении в ней. Для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости служит расширительный бачок (рис. 11). Тепловой режим двигателя контролируется по температуре охлаждающей жидкости, датчик которой установлен на головке цилиндров, а указатель температуры - на панели приборов. Применение системы жидкостного охлаждения подобного типа обеспечивает наивыгоднейший тепловой режим двигателя, при котором повышается его долговечность и улучшается экономичность. Система охлаждения состоит из водяной рубашки двигателя, водяного насоса 21, радиатора 1, термостата 13, электровентилятора 3, датчика включения вентилятора 9, расширительного бачка 35 с предохранительным клапаном, соединительных трубопроводов, сливных пробок 17 на блоке двигателя 10 и на радиаторе датчика температуры ТМ-100А, плоскозубчатого ременного привода насоса. К ней подключен также теплообменник 29 отопителя салона кузова, циркуляция жидкости через который регулируется клапаном 30. Заполняется схема водяным раствором специальной жидкости "ТОСОЛ-А", обладающей антикоррозийными свойствами. Кроме того, она не склонна к вспениванию, отложению и испарению, а при низких температурах не превращается в лед, температура его кипения при нормальном атмосферном давлении около 108 °С. В теплое время года (при температуре окружающего воздуха выше О °С) можно использовать воду. Емкость системы охлаждения (вместе с теплообменником отопителя кузова) 7 л. Заправка охлаждающей жидкости производится через пробку расширительного бачка до уровня, превышающего (при холодном двигателе) отметку "мин", сделанную на стенке бачка. При работе системы охлаждения жидкость, в зависимости от положения клапанов термостата и крана включения отопителя, может циркулировать по трем кругам. Водяная рубашка двигателя состоит из полостей и проток, получаемых при отливке. Они расположены в блоке цилиндров, головке цилиндров и впускном коллекторе. В прокладках, уплотняющих места соединений, сделаны отверстия для прохода охлаждающей жидкости. Охлаждающая жидкость уносит выделяемое тепло от наружных поверхностей стенок цилиндра, камер сгорания, гнезд свечей, втулок и седел клапанов. Выходящая из головки цилиндров жидкость служит для подогрева воздуха в салоне, при открытом кране теплообменника и во впускной трубе подогревает ее стенки и смесительную камеру карбюратора для улучшения смесеобразования. Жидкость, попав в теплообменник радиатора, охлаждается, отдавая свое тепло через тонкие стенки его трубок проходящему через него воздуху.

Водяной насос 21 системы охлаждения (рис. 11) установлен на передней части правой стороны блока цилиндров. Насос приводится в действие плоскозубчатым ремнем от ведущего и ведомого шкивов 1: 1. Насос лопастного типа центробежный. Чугунные ведомый шкив 37 и крыльчатка 44 с семью спиральными лопастями напрессованы на вал 40 с натягом. Корпус 42 водяного насоса отлит под давлением из алюминиевого сплава. Насос крепится через прокладку к картеру тремя болтами Мб. Вал 40 вращается в двухрядном неразборном подшипнике 38, который имеет влаго- и грязезащиту и не требует пополнения смазки в процессе эксплуатации. От продольного перемещения относительно корпуса водяного насоса подшипник зафиксирован винтом 39. Манжета 45 (рис. 11), препятствующая вытеканию жидкости в подшипник, состоит из корпуса, резиновой уплотнительной манжеты, разжимной пружины 46 и графитового кольца 47. Трущейся парой в манжете является графитовое кольцо и торец крыльчатки. Для предохранения подшипников от случайно просочившейся через уплотнение жидкости на валике насоса между манжетой и подшипником сделана кольцевая канавка, с которой при его вращении жидкость сбрасывается и вытекает наружу через отверстие 41 в корпусе насоса. Заметное подтекание жидкости через это отверстие свидетельствует о неисправности насоса. Необходимо помнить, что его закупорка может привести к выходу из строя подшипников насоса.

Термостат (рис. 11). Для обеспечения нормального теплового режима двигателя в системе охлаждения применен термостат типа ТС 1033-04. Установлен термостат между резиновыми патрубками, соединяющими двигатель с радиатором. Термостат имеет два входящих патрубка, причем патрубок 22 соединен шлангом через тройник с выпускным патрубком на головке цилиндров. Патрубок 27 соединен с нижним бачком радиатора. Выходной патрубок 28 соединен шлангом и металлическим патрубком с входом в водяной насос. Термочувствительный элемент 26 термостата состоит из стакана запрессованного в основной клапан 25, который прижимается пружиной 24 к седлу. Байпасный клапан 23 установлен в обойме и поддерживается пружиной, упирающейся в дно стакана. Температура начала открытия основного клапана 87±2 °С. При температуре охлаждающей жидкости ниже указанной основной клапан закрывает выход жидкости из радиатора, байпасный клапан при этом открыт и соединяет выход жидкости из двигателя со входом в насос. Если температура охлаждающей жидкости повышается, твердый наполнитель термочувствительного элемента расширяется и, преодолевая сопротивление пружины, перемещает вверх стакан с основным клапаном. Байпасный клапан, поджимаемый пружиной, донышком стакана раскрывает проход жидкости от двигателя к водяному насосу. При температуре охлаждающей жидкости более 94 "С основной клапан полностью открыт, и охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор. При промежуточных температурах жидкость циркулирует как через основной клапан, так и через байпасный клапан. Это обеспечивает постепенное подмешивание холодной жидкости к более горячей, чем достигаются наилучшие условия по температурному режиму для работы двигателя.

Радиатор и его крепление . Радиатор изготовлен из алюминиевых трубок с напрессованными на них алюминиевыми шайбами. Концы трубок развальцованы в металлических опорных пластинах и уплотнены резиновыми уплотнителями. Боковые бачки радиатора пластмассовые и плотно закреплены к опорным пластинам отгибными усиками и уплотнены резиновыми уплотнителями. В правый бачок радиатора ввернут датчик включения двигателя электровентилятора системы охлаждения и пробка для слива охлаждающей жидкости. Левый бачок отлит совместно с тремя патрубками для соединения шлангами с деталями системы охлаждения. В бачках имеются три бобышки с резьбой. К этим бобышкам через резиновые амортизационные втулки болтами крепится кожух электровентилятора. Радиатор установлен в передней части моторного отсека на поперечную траверсу. Для фиксации радиатора на траверсе имеются два отверстия, в которых через резиновые втулки (амортизаторы) фиксируется радиатор. В верхней части радиатор крепится болтом через кожух электровентилятора к полке облицовки радиатора.