Как узнать уровень масла в коробке. Рекомендации по проверке уровня масла в мкпп. Трактовка результатов измерений

Современные автомобили все чаще оснащаются автоматической коробкой передач. Благодаря автомату, управление машиной происходит без постоянного включения сцепления. Это удобно для начинающих автомобилистов. АКПП сложное устройство, поэтому стоит больших денег. Если автоматическую коробку регулярно не обслуживать, это приведёт к дорогостоящему ремонту. Чтобы не допустить серьёзной поломки, рекомендуется следить за уровнем масла.

Своевременная проверка поможет определить состояние автомата. Выявленные неполадки устраняют, не дожидаясь ухудшения в работе. Такая процедура не является сложной. При желании вы справитесь своими силами, но если не уверенны лучше обратиться к специалистам.

Как проверить уровень масла в АКПП

Перед проверкой уровня масла, автоматическую коробку разогревают до 65 градусов Цельсия. Лучше это сделать, проехавшись на автомобиле 10–15 км. Но если такой возможности нет, заведите двигатель и дайте поработать до включения вентилятора или пока температура охлаждающей жидкости не достигнет отметки 90–95 градусов.

Коробку переключают в режим паркинга или нейтраль (на некоторых АКПП). От модели автомата зависит способ измерения уровня масла. Большинство коробок с щупом, но встречаются такие, у которых он отсутствует. Проверяют жидкость при работающем двигателе.

АКПП с щупом
На щупе видно две метки (Cold) и (Hot). Первая показывает уровень холодного масла. Вторая метка указывает на уровень горячей жидкости в коробке и является более точным измерителем. Проверяется в несколько этапов:

  • Прогрейте коробку
  • Поставьте машину на ровную поверхность
  • Установите рычаг АКПП в паркинговый режим (Р) на работающем двигателе
  • Достаньте измерительный щуп из коробки

Для точного измерения, несколько раз с большим интервалом по времени опустите щуп в коробку. Уровень масла, достигший зоны отметки Hot, считается нормальным. Если след трансмиссионной жидкости находится между отметками, это указывает на малый уровень. В таком случае до лейте масло, чтобы не произошло вспенивание.

АКПП без щупа
Не все модели автоматических коробок имеют щуп. Такие АКПП рассчитаны на обслуживание в специальных сервисных центрах. У автоматов без щупа два отверстия: для заливания масла и сливания. Как же определить уровень жидкости? В отверстие сливной пробки вкручен специальный ограничитель количества масла. Он выглядит, как длинная трубочка и работает по такому принципу: лишняя жидкость, которая выше сливается в поддон. Таким образом, уровень определяется высотой ограничителя.

Автоматическим коробкам с такой системой не грозит перелив масла. Лишняя жидкость сливается через открученную пробку. Недостаток этих АКПП заключается в неудобной проверки уровня трансмиссионной жидкости. Трудно определить степень загрязнения масла. Неопытному автовладельцу лучше отправиться на СТО. Но если вы уверены в своих силах и готовы учится обслуживать автомобиль самостоятельно, то можете попробовать.

Чтобы проверить масло выполните следующие шаги:

  • Разогреть АКПП до рабочей температуры
  • Поставить автомобиль на ровную поверхность над ямой или воспользуйтесь подъёмником
  • Перевести рычаг АКПП в режим паркинга (Р). Двигатель должен всё время работать
  • Отвинтить сливную пробку поддона

Польётся небольшое количество лишней жидкости. Если ничего даже не капает - уровень ниже нормы. Чтобы это исправить долейте масло через заливное отверстие в коробке. Заливка проводится при работающем двигателе. Вы увидите как из сливного отверстия вытекает избыток трансмиссионной жидкости. Дождитесь, когда пойдут капельки, и закрутите отверстие. Таким несложным способом выставляется нужный уровень масла. Специалисты советуют менять старую жидкость, которая может содержать в своём объёме загрязнения.

Если вовремя не обслуживать АКПП, это приведёт к дорогостоящему ремонту. Каким образом? Вы недосмотрели за уровнем масла. Недостаток жидкости или избыток сокращает срок службы автомата или неожиданно выводит из строя.

Когда уровень масла в АКПП ниже нормы

За циркуляцию масла отвечает насос, который перегоняет его по каналам и создаёт необходимое давление для фрикционов и гидротрансформатора. Если масла не хватает, насос засасывает в систему воздух. Это приводит к вспениванию жидкости. Масло начинает сжиматься, плохо смазывать и отводить тепло от гидротрансформатора. В результате в системе падает давление и коробка перегревается.

Эта проблема решается полной заменой масла, а не доливанием. Низкий уровень жидкости приводит к появлению большого количества металлической стружки. Её много и магниты не справляются. Лишняя стружка постоянно содержится в масле и вместе с ним перегоняется по системе. Поэтому меняется весь объем жидкости.

Когда уровень масла в АКПП выше нормы

Завышенный уровень трансмиссионной жидкости приводит к таким же последствиям, что и заниженный. Вращающиеся детали коробки вспенивают масло. Это происходит при движении автомобиля на повышенных оборотах. Объем масла увеличивается и вытекает через сапун. В результате жидкости остаётся меньше нормы.

Эта проблема имеет простое решение. Дайте автомобилю постоять пока масло не перестанет вспениваться, а затем откачайте лишнее.

Как проверить качество масла в АКПП

Определить по щупу, в каком состоянии находится масло трудно. Для этого нужно сделать простое приспособление для откачки небольшого количества трансмиссионной жидкости.

Вам понадобится шприц, соединённый с отрезком шланга капельницы. Опустите его в отверстие для щупа и наберите немного жидкости. По чёрному цвету и горелому запаху вы поймёте, что пришло время заменить масло в АКПП.

Автоматическая коробка главный элемент трансмиссии. От её состояния зависит комфорт во время передвижения и безопасность. Не откладывайте обслуживание, регулярно проверяйте уровень масла. Бережное обращение продлит срок службы АКПП и не подведёт, даже в сложных условиях.

Видео: замена масла в автоматической коробке передач

К важным этапам обслуживания автомобиля относится регулярная проверка масла в АКПП – от нее зависит состояние коробки, комфорт езды на машине и даже расход топлива. Нередко поломки автомата связаны с плохим состоянием трансмиссионного масла или снижением его уровня. Следовательно, избежать множества проблем с коробкой можно, даже не меняя жидкость, а просто поддерживая ее уровень на нормальной отметке. Проверять его рекомендуется хотя бы раз в месяц, причем делать это можно своими руками. Уровень масла в коробке автомат многих современных авто проверяется элементарно – при помощи щупа.

Некоторые автомобилисты все же не знают, как смотреть уровень масла в АКПП, особенно это касается новичков. Главное разобраться, куда смотреть, а все это подробно расписано в руководстве по эксплуатации к конкретной модели автомобиля.

Симптомы нехватки масла

Срочно проверить масло в автомате нужно при обнаружении определенных признаков, указывающих на его нехватку. Специалисты советуют производить полную замену жидкости каждые 60-80 тыс. километров пробега. При этом долив смазки может потребоваться и раньше. По рекомендациям автопроизводителей и разработчиков АКПП, примерно каждые пять тысяч километров нужно контролировать уровень. Так вы сможете своевременно долить жидкость, выявить износ прокладок или предупредить другие неприятности.

Если не контролировать уровень моторного масла, а он заметно снизится, возникнут определенные признаки:

  • от трансмиссии на стоящей машине с работающим мотором будет слышен шум при нажатии на педаль газа;
  • при переключении скоростей авто будет подергиваться.

Не доводите автомат до появления этих признаков – это для него вредно. Своевременная проверка уровня и его долив продлят срок службы механизма. Если вам интересны , читайте статью об этом на нашем сайте.

Где находится щуп проверки масла на АКПП?

Если у вас автомобиль с автоматической коробкой передач, проверить уровень масла в ней вы сможете при помощи щупа, но его нужно сначала найти. Сделать это нетрудно – просто откройте капот и осмотрите. Если увидите две яркие ручки-петельки, одна из них предназначена для проверки уровня масла в автомате, а вторая нужна для контроля жидкости в моторе. Если же ручка всего одна, вероятно щупа проверки масла в автомате на вашей модели авто нет (такое встречается). На машинах с передним приводом щуп, находящийся справа по ходу движения, предназначен для проверки моторного масла, а щуп слева отвечает за масло в автомате.

Когда под капотом нет ручки контроля уровня в автомате, для проверки жидкости придется загнать авто на яму или подъемник, а затем открутить контрольную пробку. Если будете смотреть уровень масла в АКПП сами, делайте это осторожно, особенно если трансмиссия не остыла после поездки.

Проверка масла в коробках с щупом

Щупы для проверки уровня масла в коробке автомат обычно имеют четыре насечки:

  • min и max на горячую;
  • min и max на холодную.

Располагаться эти отметки могут на одной стороне щупа или быть с разных его сторон. При проверке уровня масла в горячей АКПП уровень должен располагаться между верхними насечками, а при проверке холодной коробки норма должна быть между нижними. Все просто: при разогреве трансмиссионная жидкость немного приподнимается.

На некоторых машинах на щупе всего две отметки – min и max. В таком случае жидкость в коробке можно проверять и при холодной, и при горячей трансмиссии. В обоих случаях смазка должна находиться между двумя отметками.

На некоторых коробках автомат, например, моделей AL4 и DP0, норма масла может произвольно изменяться в определенных пределах. Связано это с большим количеством полостей в трансмиссии, которые могут быть заполнены жидкостью, а могут опустошаться.

Для точной и правильной проверки уровня масла в автоматической коробке лучше повторять процедуру хотя бы дважды с определенными промежутками (1-2 дня). Если после трех-четырех проверок уровень будет в пределах между минимальной и максимальной отметками, жидкости в автомате ровно столько, сколько требуется для его нормального функционирования.

АКПП без щупа – как проверить масло?

Правильно проверить уровень масла в автомате без щупа немного труднее, но с этой задачей тоже можно справиться самостоятельно. В таких механизмах обычно имеется система перелива, состоящая из двух элементов:

  • специальная трубка в сливном отверстии;
  • пробка, перекрывающая данное отверстие.

Высота трубки определяет норму смазки в автомате. При выкручивании контрольной пробки вытечет избыток масла, находившегося выше уровня. Данную систему изобрели для предотвращения перелива при замене смазочной жидкости в трансмиссии (это вредно для механизма). В то же время подобная система создает неудобства владельцу машины, который лишен возможности проверять уровень жидкости при помощи щупа.

Для проверки уровня в данном случае придется загнать авто на яму или воспользоваться подъемником. При откручивании сливного болта будьте готовы к тому, что из отверстия вытечет немного смазки. Вытекшее масло можно собрать в чистую емкость и оценить степень загрязненности трансмиссионной жидкости и всего узла в целом.

При необходимости нужно долить необходимое количество жидкости через горловину и проконтролировать его вытекание. Если масло начинает капать, уровень в норме, а если нет – нужно еще немного добавить. Таким образом, владельцы авто с АКПП без щупа для проверки уровня в нем вынуждены обращаться на СТО.

Тонкости проверки масла в коробках разных авто

Как правильно проверять уровень масла в АКПП во многом зависит от модели автомобиля, а именно от модификации установленной трансмиссии. Например, владельцы машин Hyundai должны проверять жидкость в автомате при выставлении рычага в нейтральное положение. Таикм же образом жидкость проверяют на Jeep Cherokee или Grand Cherokee с автоматами от Chrysler.

На машинах с трансмиссией от Aisin Warner уровень смазочной жидкости проверяют в момент, когда селектор передач выставлен в положение Паркинга. На автомобилях Jeep понять, какая у вас коробка, можно по форме поддона: у Aisin она прямоугольная. Трубка с щупом приварена к поддону, а в задней его части есть сливная пробка. В большинстве автоматов Chrysler поддоны квадратные, а трубка щупа встроена в картер – у этих коробок нет сливных пробок, то есть уровень проверяют щупом при положении селектора N.

Все коробки модификации ZF, устанавливаемые в основном на BMW, оснащены пробками перелива смазочной жидкости. Это очень удобно, так как в этом случае невозможно залить в трансмиссию больше жидкости, чем требуется.

Также существуют автоматические коробки, в которых просто невозможно замерить уровень масла внутри. К ним относят АКПП Mercedes 722.6, которую устанавливают почти на все современные Мерседесы. Все дело в том, что емкость для заполнения маслом соединяется с поддоном перепускным клапаном, который обеспечивает возможность контроля уровня жидкости в поддоне.

ехнический директор СТО Вита-Моторс Сергей Ловцов продолжает обзор основных вопросов, связанных с эксплуатацией АКПП.

Проверка уровня масла в автоматической трансмиссии





Практически на всех автомобилях процесс измерения уровня масла (ATF – automatic transmission fluid ) в АКПП начинается с запуска двигателя: в отличие от проверки масла в ДВС, уровень и наличие масла в АКПП проверяется на заведённом двигателе, чтобы насос коробки закачал масло в систему. АКПП должна стоять в положении паркинг («P»), реже (например, в автомобилях Jeep) в положении рычага переключения передач на отметке «N» (нейтраль): это необходимо для открытия клапана на радиатор охлаждения – во время проверки функционировать система смазки и охлаждения должна полностью, это важно!

Несмотря на то, что измерительный щуп имеет риски с отметками «Hot» и «Cold», правильно производить проверку уровня после достижения коробкой рабочей температуры (примерно после 30км пробега), поскольку отметка «Cold» даёт приблизительное значение. Не забывайте, что прогреть АКПП на холостых оборотах очень сложно, вернее долго – достижение двигателем рабочей температуры совершенно не означает прогрев трансмиссии, а значит, для надежности, лучше прокатиться.

Останавливаем автомобиль на ровной площадке и начинаем замер. Сначала вынимаем щуп и насухо протираем ветошью, затем опускаем его до упора в маслозаливную трубку (трубку щупа). Вынимаем и смотрим на риски, нанесённые на щуп – уровень должен соответствовать отметке «Max Hot» (самая верхняя отметка) или чуть ниже. На щуп обычно наносится также информация о применяемости масел для данной трансмиссии. Для выставления уровня (откачка или долив) используется трубка масляного щупа и тонкая воронка или шприц (в зависимости от задачи). Очень важно, чтобы уровень находился в рекомендуемом допуске! Состояние масла лучше проверять с помощью чистой белой тряпочки или кусочка белой бумаги – на металлическом щупе различить цвет и прозрачность ATF очень сложно, а на белом фоне очень легко определить состояние масла. Если определение состояния масла АКПП по цвету вызывает затруднения, имеет смысл взять новое масло и капнуть рядом с тем, которое вы взяли со щупа – разница будет очевидна.

Н а некоторых автомобилях, например Ford Explorer, уровень в АКПП проверяется через пробку в поддоне АКПП (щуп отсутствует), принцип измерение тот же – заведённый мотор и прогретая трансмиссия, откручивается пробка и уровень выставляется специальным инструментом (доливается), излишки выльются самостоятельно: т.е. перелить масла в этот тип трансмиссии сложно (но, конечно, некоторым «специалистам» удаётся). Все операции по контролю этого типа трансмиссий «Вита-Моторс» рекомендует проводить на сервисной станции, поверьте, специалисты сделают это быстрее в силу высокой квалификации.

Кстати, красный цвет (бывают и другие, но крайне редко) для масел АКПП используется лишь для простоты диагностики течи – его проще отличить от моторного масла. Красным бывает и синтетический антифриз (используемый на заводах Ford и GM), но перепутать его с маслом гораздо сложнее в силу консистенции и запаха.

Вреден ли повышенный или пониженный уровень масла в АКПП?

Несомненно, и перелив и недолив ATF крайне вредны для автоматической трансмиссии: косвенно на это намекают риски min и max на щупе коробки. Попробуем раскрыть смысл проблемы ниже.

Недолив – при нехватке масла в поддоне АКПП, масляный насос захватывает вместе с маслом воздух, создавая воздушно-масляный коктейль, а проще говоря, эмульсию, которая, имея в своём «арсенале» очень низкую теплоёмкость, ещё и становится легко сжимаемой, т.е. теряет свои основные рабочие свойства. Давление в агрегате критически падает, масло выдавливается из пятна контакта, снижая смазывание узлов коробки передач. Как следствие начинается перегрев АКПП, ведущий к разрушению основных узлов автоматической коробки.

Перелив – высокий уровень масла в автомате, как ни странно, ведёт практически к тем же последствиям, что и нехватка АТФ. Различие состоит лишь в том, что масло вспенивается вращающимися частями АКПП и происходит это не на холостых оборотах, как в случае с низким уровнем, а на высоких скоростях. Вспененное масло (ATF), увеличивается в объёме, ему уже не хватает места в корпусе автоматической коробки передач и оно начинает выплёскиваться через систему вентиляции АКПП (через сапун). Когда часть масла останется под машиной, его реальный уровень, разумеется, понижается. Как итог: повторение истории про низкий уровень, про него – чуть выше.

На практике, вспенивание масла (ATF) возможно и при нормальном уровне, причиной тому может быть подсос воздуха по корпусу трансмиссионного фильтра, который может иметь дефект (трещины) или не до конца одет на приёмную трубку АКПП. На некоторых моделях, Dodge RAM, например, от вибрации может открутиться болт крепления фильтра – как следствие – его перекос и появление щели для доступа воздуха.

А чем плох перегрев АКПП?

А все тем же: вспениванием ATF, которая при перегреве коробки работает в температурном режиме, на который не рассчитана.

Основные причины перегрева АКПП таковы:

  1. Забитые соты радиатора охлаждения АКПП снаружи, мусор/пыль/грязь: вентилятор не может протянуть сквозь радиатор необходимое количество воздуха для охлаждения. Рекомендуется регулярный осмотр АКПП и чистка, при необходимости, вместе с радиаторами кондиционера и двигателя.
  2. Забитый изнутри радиатор охлаждения АКПП изнутри – как правило, продуктами износа трансмиссии. Промывка радиатора АКПП рекомендуется при каждой замене масла в агрегате.
  3. Тяжелые условия эксплуатации – очень активная езда, буксирование прицепа, буксование в грязи/снегу и т.п.

Если предполагаются частые нагрузки на трансмиссию, «Вита-Моторс» рекомендует устанавливать дополнительный радиатор охлаждения АКПП . Его размер и наличие индивидуального вентилятора зависит от поставленной задачи – мастера «Вита-Моторс» помогут с выбором. Вариант полезного тюнинга – установка поддона АКПП увеличенного объема с дополнительными ребрами охлаждения.

Как определить объём и тип (марку) масла используемого в автоматической трансмиссии?

Ничего сложного в поиске этой информации нет, достаточно заглянуть в инструкцию по эксплуатации автомобиля. Если таковой не имеется (поищите на нашем сайте: мы публикуем оригинальные инструкции по эксплуатации: Tahoe , TrailBlazer , Chevrolet Express , Dodge Caravan , Cadillac SRX), тип масла (спецификация) практически всегда указан на щупе автоматической коробки передач. Объём масла, заменяемого при его стандартной (частичной) замене почти для всех американцев находится в пределах от 4 до 6 литров, что редко превышает 40-50% от общего объёма АТФ в АКПП. Почему? Всё просто – при обычной замене демонтируется только поддон для замены фильтра, при этом основная часть масла остаётся в каналах системы управления (в плите) и, разумеется, в гидротрансформаторе (лишь некоторые модели, например Ford Mustang 95 года, имеют сливную пробку гидротрансформатора).

Полная или частичная замена масла?

В принципе, частичная замена ATF считается допустимой, но до определённого момента: как правило, до пробега 100 тысяч миль. Продукты износа и масляные шлаки постепенно накапливаются в трансмиссии, мешая нормальному функционированию агрегата. Забиваются каналы управления, передачи включаются рывками (заедают соленоиды), увеличиваются нагрузки на планетарный механизм, тормозные ленты и т.д. Гидротрансформатор, работая по принципу центрифуги, тоже является накопителем «хлама»! Потому все специалисты, обслуживающие и занимающиеся ремонтом автоматических коробок передач, в том числе и мастера СТО «Вита-Моторс», рекомендуют периодически проводить процедуру полной замены ATF в АКПП с промывкой АКППна специализированном стенде . Эта процедура необходима, если масло в АКПП давно не менялось, имеет коричневый цвет, пахнет горелым и т.д.

Попробую наглядно объяснить, в чем преимущество полной замены масла АКПП на стенде. Эксперимент крайне прост: возьмите чашку чая, выпейте примерно половину, а оставшееся дополните кипятком. В быту такой эксперимент приведет к получению чашки слабого чая. В случае АКПП – кипяток – это свежая ATF, а остатки старого чая – старое горелое масло, оставшееся в узлах АКПП.

На практике выясняется, что даже три последовательных неполных замены ATF не могут полностью очистить АКПП.

Полная замена масла в АКПП на стенде выглядит примитивно и просто - выливаем чай, споласкиваем чашку и наливаем воду! Только, как вы сами понимаете, переливание воды/чая из чашки в чашку и вывешивание машины на подъемнике, снятие/установка поддона, откачивание масла и выставление уровня – процессы совершенно разные. Не только по описанию, заметьте, но и по трудоёмкости. Потому наверняка лучше один раз провести полную процедуру замены, чем раз в месяц посещать сервис для повторных процедур штатных замен. Кстати не забывайте, что движение автомобиля с автоматической коробкой передач, на не соответствующем нормативам масле, критически снижает срок эксплуатации АКПП!

Периодичность замены масла в автомате, как часто это следует делать?

На самом деле, это очень сильно зависит от стиля вождения: можно аккуратно "с головой" ездить не меняя масло в трансмиссии по 100000-150000км и не испытывать никаких проблем, а можно менять масло раз в неделю и угробить автомат за год эксплуатации. Трассовые пробеги, без постоянных обгонов, преимущественно на круиз-контроле – способствуют продлению ресурса АКПП. Напротив, рваная городская езда в спортивном стиле, разгоны/торможения, буксировка прицепа/автомобиля, буксование на льду/в грязи - снижают ресурс в геометрической прогрессии, равно как и езда на непрогретом агрегате. Первая замена масла в автоматической коробке передач рекомендуется на 50-70000 км пробега, с таким же интервалом можно произвести вторую замену АТФ. Далее же рекомендуется сократить пробеги от замены до замены масла и производить техническое обслуживание АКПП не реже одного раза в 30000км (максимум 40000км) или просто один раз в год, вне зависимости от пробега.

Если вдруг вы обнаружите внезапно изменившийся цвет масла вследствие тяжелой эксплуатации или по другой причине – не ждите регламентного пробега, немедленно меняйте ATF: практика показывает, что это дешевле и спокойнее, чем внезапный ремонт АКПП.

Можно ли заменить масло в АКПП самостоятельно?

Да, если есть желание и руки растут из нужного места, то никаких проблем не возникнет. Главное, если вы собираетесь это делать впервые, придерживаться общих рекомендаций по этой процедуре.

Приготовьте тару для слива отработанного масла, очиститель аэрозольный (в баллоне под давлением), ветошь, ну и, разумеется, необходимый набор инструмента. Также рекомендуем запастись герметиком (прокладки часто текут, к сожалению). Чтобы не облиться маслом при снятии поддона рекомендуется, через маслозаливную трубку (из неё торчит щуп), откачать максимально возможное количество масла. На сервисах используют вакуумные насосы, в домашних же условиях можно обойтись большим шприцем с длинной трубкой вместо иглы (например, от капельницы).

Откачали, теперь откручиваем поддон, аккуратно – там всё равно осталось масло. Снимаем поддон, сливаем остатки масла в подготовленную тару и приступаем к осмотру и очистке снятого поддона. Чаще всего на дне поддона закреплен магнит для сбора мелких продуктов естественного износа, выглядит это обычно, как мягкая железосодержащая кашица. Это нормально. Если же вы обнаружили крупные кусочки металла или пластика, обломки стопорных колец и т.п., готовьтесь к ремонту (от 2000$).

Допустим, однако, что в нашем примере всё идет без неожиданностей: мы начинаем очистку поддона, тем самым очистителем, который подготовили заранее. Отмываем, протираем насухо, проверяем на ровной плите (металлической линейкой) геометрию поддона, при малейшем сомнении – выравниваем. Это важно, потому что неровный поддон однозначно станет причиной течи, а, следовательно, мы вернемся к вопросу о ремонте, поскольку на сухую (без масла) не в состоянии работать ни один, даже самый надёжный агрегат .

Далее, демонтируем старый фильтр, устанавливаем новый, протираем насухо привалочную поверхность коробки и накладываем ровный слой герметика (на очищенную поверхность поддона в том числе). Ждём, пока герметик слегка схватится, прикручиваем поддон и ждём нормального высыхания (не полного, которое наступит через 24 часа!). Это важно, потому как свежее масло растворит часть герметика, которая не успела засохнуть и опять - течь в чистом виде.

Если вы используете прокладку поддона, то здесь тоже есть пара хитрых моментов – прокладки бывают очень разнообразны по конфигурации и материалу изготовления. Если прокладка пробковая, то рекомендуем использовать её исключительно на поддонах имеющих дистанционные втулки, исключающие выдавливание при случайной перетяжке крепежа (обязательно ознакомьтесь со спецификацией и затягивайте болты только рекомендуемым моментом ).

Оригинальные прокладки (особенно металлизированные), в принципе, без проблем устанавливаются, аккуратно надо быть только с многоразовыми экземплярами, очень часто они выглядят достойно, но резина уже серьёзно задубела и не в состоянии обеспечить герметичность системы. Итак, поддон прикручен, прокладка установлена (или герметик застыл): берем тонкую воронку и через неё заливаем пару литров ATF и запускаем мотор.

Далее выставляем уровень так, как я писал в начале этой статьи («проверка уровня») - в соответствии с рисками на щупе. Есть нюанс по коробкам передач Форд, там просто попереключать передачи в АКПП для прогонки масла в системе недостаточно, требуется проехать на машине пару-тройку километров (можно и на подъёмнике). Всё остальное, как обычно – удерживая нажатой педаль тормоза переключаем все передачи в трансмиссии по очереди, останавливаясь на каждом положении секунд по двадцать, заканчиваем в положении паркинг («Р») и проверяем уровень.

О промывке радиатора охлаждения АКПП я писал выше, теперь поясню процедуру подробнее:

Отсоединяем шланги охлаждения АКПП, идущие к радиатору охлаждения, и на один из них одеваем ёмкость (чтобы не забрызгать всё вокруг), ко второму подносим баллон с очистителем и заливаем внутрь, даем откиснуть и продуваем воздухом под давлением. Убедимся, что система охлаждения продувается без проблем, устанавливаем трубки (шланги) на место. Внимание: проводить эту процедуру необходимо при снятом поддоне, когда масло слито!

Стоит ли использовать присадки к маслам в автоматическую трансмиссию?

Нет, не стоит этого делать, в маслах производителя всегда присутствует необходимый пакет присадок и, доливая любые «улучшители», вы лишь разбалансируете то, что просчитывалось специалистами на заводе.

В крайнем случае, когда вам рекомендуют на полный объём масла АКПП (около 10 литров в среднем) добавить около 300 грамм присадки, это - напрасно потраченные деньги – такая концентрация даже «супермегаприсадки» ничего не изменит! Если велик износ фрикционов или началось какое-либо разрушение в автомате, никакими чудо-средствами вы уже ничего не восстановите, считайте это просто сказками для неопытных пользователей.

Аналогично, нельзя использовать масла, не рекомендованные изготовителем: в маслах разных производителей для автоматических трансмиссий разных систем присутствуют различные пакеты присадок, необходимых для конкретной модели. Например, в АКПП корпорации Chrysler/Jeep нельзя использовать ничего, кроме «ATF+4» («ATF+3» ранее). Залив вместо этого Dexron-III вы просто спалите трансмиссию, а вот заливая в Шевроле/Кадиллак вместо Dexron масло для Крайслера – просто переплатите за ненужные «навороты» (хотя ничего не испортится). Специальные продукты производят также Mitsubishi и Hyundai, совершенно другого типа масла льются в вариаторные трансмиссии и т.д. Общий принцип таков: пользоваться надо тем, что указано в спецификации и покупать только в проверенных местах, игнорируя дешевые распродажи.

Проверить уровень масла в коробке автомат (АКПП) совсем не сложно — достаточно следовать простым правилам и соблюдать пошаговую инструкцию нашего сайта. 3 простых способа, советы и отзывы автолюбителей. И бонусом — как по оценить состояние АКПП по внешнему виду масла (а точнее трансмиссионой жидкости)?

Проверка масла в АКПП – как проверить?

Способ 1

Внимание! Для большинства автомобилей уровень масла (ATF) в автоматической коробке перемены передач (АКПП) проверяется при работающем двигателе и установке рычага выбора диапазона (РВД) в положение “P”. × Отклонить предупреждение

  1. На щупе для измерения масла в АКПП, как правило, имеется несколько меток. Две верхние, а иногда и единственные, соответствуют нормальному уровню масла, прогретого до рабочей температуры (90°С).
  2. Часто этот участок щупа отмечен насечкой и/или надписью “Hot”. Для того чтобы масло в АКПП прогрелось до рабочей температуры необходимо проехать километров 15-20.
  3. После прогрева масла в АКПП установите автомобиль на ровной, горизонтальной площадке.
  4. Вытащите щуп из АКПП, и насухо протрите его.
  5. Затем вставьте щуп обратно в щуповую трубу до упора и вновь извлеките. Самое нижнее, сухое место на щупе и будет соответствовать уровню масла в АКПП. Иногда на щупе есть еще и нижние метки, соответствующие уровню холодного. Эта метка предназначена для приблизительного определения количества залитого масла в случае его замены. Окончательно уровень, все равно, следует проверять после прогрева масла.

Часто на щупе бывает написано, в каком положении РВД следует проверять уровень и тип используемого масла.

  • Есть и особый случай — автомобили Honda и Acura. У них уровень масла проверяется так же после достижения температуры масла рабочей температуры, но при заглушенном двигателе.
  • Есть АКПП, в которых уровень масла проверяется при установке РВД в положение “N”. Такие коробки передач используются на переднеприводных автомобилях Mitsubishi, Proton и Hyundai. Заметьте, речь идет не о моделях автомобилей, а о моделях трансмиссий. Так, например, переднеприводные коробки и Mitsubishi можно встретить на автомобилях Chrysler и наоборот. Если у вас автомобиль Proton или Hyundai, то уровень масла в АКПП следует проверять в положение РВД “N”. В случае автомобиля Mitsubishi или Chrysler c поперечным расположением двигателя, посмотрите на АКПП со стороны колеса. Если есть боковая штампованная крышка, закрепленная десятью болтами, то у Вас АКПП производства Chrysler, и проверку уровня масла следует осуществлять при установке РВД в положение “P”. Отсутствие такой крышки говорит о том, что на Вашем автомобиле установлена АКПП фирмы Mitsubishi, и уровень масла следует проверять при установке РВД в положение “N”. Также в положение “N” РВД проверяется уровень на автомобилях Jeep Cherokee и Jeep Grand Cherokee с АКПП производства фирмы Chrysler. Но на некоторых моделях этих автомобилей установлены АКПП фирмы Aisin Warner, в которых уровень масла следует проверять в положение РВД “P”.
  • Для определения типа коробки, установленной на Вашем автомобиле, можно воспользоваться следующим способом. АКПП фирмы Aisin Warner имеет поддон прямоугольной формы, щуповая труба приварена прямо к поддону сбоку, а в задней части поддона имеется сливная пробка. У автоматических коробок фирмы Chrysler поддон почти квадратный, щуповая труба установлена в картере коробки и сливной пробки нет.
  • Кроме того, проверку уровня масла в АКПП автомобилей VW, Audi с трехскоростными коробками следует проводить при установке РВД в положение “N”. В некоторых АКПП вместо щупа в картере имеется контрольная пробка. Не удобство этого заключается в том, что для проверки масла нужно ставить автомобиль на “яму” или поднимать на подъемнике. Но есть и преимущество: никогда не перельете масла в АКПП, что весьма важно. Такие пробки имеют АКПП фирмы ZF, которыми, как правило, оборудуются автомобили BMW. Причем на BMW с пятискоростными коробками эта же пробка служит и для заливки масла. В целях безопасности контроль уровня в этом случае производится при чуть теплом масле. Это — европейская мода. На “американцах” такая процедура проверки уровня нам встречалась только в АКПП 4T40E. Следует отметить, что имеется АКПП, у которой, вообще, не предусмотрено ни каких устройств для определения уровня масла. Это трансмиссия Mercedes 722.6, которая устанавливается сейчас, практически, на все автомобили этой фирмы. Дело в том, что емкость, куда заливается масла для АКПП, соединена с масляным поддоном через перепускной клапан, назначение которого поддерживать требуемый уровень масла в поддоне. Поэтому уровень залитого масла не играет такого значения, как для других трансмиссий.

Способ 2

На большинстве автомобилей уровень масла в АКПП проверяется таким образом:

  1. заведите двигатель, прогрейте масло в АКПП до рабочей температуры (для этого нужно проехать около 15-20 километров)
  2. затем установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке, не заглушая двигатель, переведите АКПП в положение «P».
  3. Вытащите щуп из АКПП, вытрите насухо, вставьте обратно и еще раз выньте. На щупе должны быть нанесены риски, обозначающие необходимый уровень масла для холодного (COLD) и горячего (HOT) двигателя.

Внимание! Масло после вышеперечисленных манипуляций должно соответствовать уровню HOT. Метка COLD нужна для приблизительного определения количества залитого масла в случае его замены. × Отклонить предупреждение

На некоторых машинах (например, у Honda Civic) на щупе может быть только одна риска — COLD. Также могут отличаться способы проверки уровня масла на разных марках машин — так, на той же Honda это делается после прогрева масла до рабочей температуры, но при заглушенном двигателе. А на некоторых других марках необходимо ставить АКПП не в положение «P», а в положение «N» (например, на моделях АКПП Mitsubishi).

Часто положение АКПП, при котором нужно проверять масло, пишется на щупе вместе с типом используемого в АКПП масла. Если уровень масла в АКПП ниже, чем нужно, это грозит тем, что у масла нарушится температурный режим; — резко снизится его ресурс; — насос вместе с маслом может захватить воздух и из-за этого масло превратится в воздушно-масляную эмульсию, станет сжимаемым, что приведет к снижению давления в системе, а значит, пропадет передача, нарушится теплоотвод из АКПП, ухудшится смазка элементов АКПП.


При завышенном уровне масла в АКПП масло начнет доставать до вращающихся деталей АКПП, которые будут его вспенивать; это будет иметь такие же последствия, как в случае с заниженным уровнем масла. — вспенивание масла приведет к увеличению его объема и выбросу его через сапун АКПП — вся коробка будет в масле.

Не стоить путать отдельные крупные пузырьки воздуха на щупе с пенящимся маслом. Во втором случае масло будет равномерно вспенено с мелкими пузырьками воздуха и эксплуатация АКПП в таком режиме быстро приведет к ее поломке. Чтобы исправить положение, нужно заглушить двигатель и дать маслу в течение какого-то времени отстояться, после чего, проверив масло, не заводя двигатель, привести его уровень к нормальному.

Различные типы масла для АКПП имеют различный цвет и запах. Но при проверке качества масла в АКПП есть несколько общих для всех правил масло должно быть прозрачным, не иметь горелого запаха и посторонних включений (например, мелких черных частичек); — если на щупе есть черный налет, щуп необходимо тщательно вытереть и проверить масло еще раз. Если налета нет — значит, щуп просто давно не использовался; — если вы недавно меняли масло в АКПП, запомните, какого оно было цвета и запаха; при изменении этих параметров в ходе дальнейших проверок стоит обратиться в сервис для проверки состояния АКПП.

Информация с сайта http://forum.kamlife.ru

Способ 3: проверка уровня трансмиссионной жидкости

Для большинства коробок оптимальным является уровень масла, находящийся между метками ADD и FULL на щупе гидравлической системы АКПП, при нормальной рабочей температуре масла 66 — 93С. Такая температура достигается после пробега автомобилем минимум 13-25 км.

Примечание. Если автомобиль эксплуатировался длительное время на высоких скоростях или при высокой температуре окружающего воздуха, правильно уровень масла в АКПП может быть измерен только через 30 минут после остановки двигателя автомобиля. Это время необходимо для остывания масла.

Уровень масла в АКПП может быть проверен как при нормальной рабочей температуре масла, так и при его комнатной температуре. При проверке уровня масла и его доведении при необходимости до оптимального путем доливания масла следует внимательно следить за тем, чтобы не переполнить гидравлическую систему АКПП излишним маслом, что приводит к его вспениванию и выливанию наружу через сапун.

  • Автомобиль устанавливается на ровной горизонтальной поверхности, двигатель работает на оборотах холостого хода, колеса заблокированы тормозом. Удерживая нажатой педаль тормоза, водитель последовательно перемещает рычаг переключения передач во все его положения с целью заполнения магистралей гидравлической системы АКПП маслом.
  • Рычаг переключения передач установить в положение Р (паркинг). На некоторых моделях АКПП рычаг устанавливается в положение N (нейтраль). Отпустить педаль тормоза. Извлечь из заливной горловины АКПП измерительный щуп, вытереть его насухо и снова вставить в горловину до упора.
  • Извлечь щуп из горловины и проверить по нему уровень масла. Уровень должен находиться между метками ADD и FULL на щупе. При необходимости долить масло. После каждого доливания провести операции по пп. 1,2 и после этого снова замерить уровень масла.
  • Встановить щуп в горловину до упора так, чтобы он своей крышкой плотно уплотнял ею во избежание попадания в АКПП грязи, воды и т. д.

Методика измерения уровня масла при его комнатной температуре (масло холодное) точно такая же, как и при его нормальной рабочей температуре. Только уровень масла на щупе в этом случае должен находиться на уровне метки ADD.

Примечание. Многие щупы имеют либо одну, либо две метки в виде ямочек или сквозных отверстий для обозначения уровня холодного масла, другие же имеют метки в виде надписей COLD (холодный) и HOT (горячий) для обозначения уровня соответственно холодного и разогретого до нормальной рабочей температуры масла.

Внимание! При измерении уровня холодного масла и доведении его уровня до оптимального следует быть особо внимательным, чтобы не переполнить гидравлическую систему АКПП излишним маслом. Помните, что уровень по щупу масла при доведении его температуры до нормальной рабочей выше уровня такого же количества холодного масла на 0,6 - 0,7 см. × Отклонить предупреждение


Проверка уровня на работающем движке

  1. При неработающем двигателе достаньте щуп коробки передач и посмотрите на цвет масла. При пробеге около 150 т.км масло должно быть темно-коричневым и слегка прозрачным, с запахом легкой горечи, даже если его ни разу не меняли.
  2. Заведите двигатель, пройдитесь по всем положениям АКПП, установите селектор в положение «Р». Затем замерьте уровень масла на минимальных оборотах холостого хода. Эксплуатация с неправильным уровнем масла может привести к серьезным проблемам с АКПП. Правда, не забывайте, что с нагревом или охлаждением уровень масла в коробке существенно меняется - до 50 мм. Обязательно проверьте, хотя бы наощупь, насколько масло нагрелось. На щупе две метки (холодное, горячее по аглицки) холодного масла (+20°С), для горячего (+60…70°С).
  3. На все команды автоматическая коробка должна реагировать легко и непринужденно. Запустите двигатель, отключите кондиционер, затормозите машину рабочими тормозами и переведите селектор I АКПП из положения «N» поочередно в положение «D» или «R». При этом, без задержки, должно произойти включение передачи с легким толчком вперед или назад.
  4. Автомобиль на ровном горизонтальном участке дороги должен тронуться плавно, без толчков и рывков, и вести себя так же при последовательном переходе на более высокие передачи. Пробуксовка - вот основный признак неисправной АКПП. При резком нажатии на педаль газа при скорости до 100 км/час АКПП должна переключиться на более низкую передачу.

http://www.spacioclub.ru/forum/use/3354/



  1. резьбовая пробка,
  2. перепускная (сливная) труба в масляном поддоне,
  3. пробка (заглушка),
  4. предохранительный колпак.

Уровень трансмиссионного масла в автоматической коробке передач зависит от температуры трансмиссионного масла. Так как для точного измерения температуры требуется диагностическое оборудование, то рекомендуется эту работу производить на станции технического обслуживания VW. Обычно уровень масла в автоматической коробке передач остается постоянным, если визуально не видно мест утечек. В таком случае нет необходимости в проверке уровня масла.

Автоматическая 4-х ступенчатая коробка передач 01N (в сочетании с 4-х цилиндровым двигателем, кроме двигателей мощностью 150 л. с.)

При проверке уровня и замене масла необходимо использовать защитные очки. Также необходимо установить новое уплотнение резьбовой пробки и новый предохранительный колпак для пробки.

Проверка уровня масла

При проверке уровня, температура трансмиссионного масла должна быть чуть ниже +35° С. Эта температура достигает ся через небольшое время после запуска двигателя. Для определения температуры необходимо к разъему подсоединить диагностическое оборудование VW. В противном случае температура может быть определена только ориентировочно.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Установите автомобиль на подъемник в горизонтальном положении.
  2. Снимите нижний брызговик двигателя.
  3. Установите рычаг селектора автоматической коробкой передач в положение «P» и затяните ручной тормоз.
  4. Запустите двигатель при тестировании на оборотах холостого хода.
  5. При температуре автоматической коробкой передач от +35 до +40° С, отвинтите резьбовую пробку (1) в масляном поддоне коробки передач. Уровень масла нормальный, если происходит незначительный выход масла (условно из-за подъема уровня масла при нагреве). В противном случае долейте масло в коробку передач. Ввинтите пробку на место, до достижения температуры +45° С и затяните ее моментом 15 Нм.
  6. Установите нижний брызговик двигателя.

http://vw-passat.5go.ru/html/1_19.htm


При этом под обслуживанием следует понимать проверку уровня масла в коробке — автомат, оценку состояния трансмиссионной жидкости, а также регулярную замену ATF и фильтра АКПП. Далее мы поговорим о том, как правильно проверять уровень масла в АКПП, а также на что обратить внимание при проверке состояния масла в коробке.

Читайте в этой статье

Для чего нужна проверка масла в автоматической коробке

Начнем с того, что любая коробка передач (механическая, гидромеханическая или ) предполагает использование трансмиссионного масла. В случае с «механикой» или «роботом» трансмиссионное масло выполняет функцию смазки, защищает нагруженные детали, смывает продукты износа с поверхностей и т.д.

Также масло циркулирует по каналам под давлением, тем самым заставляя включаться нужные передачи благодаря воздействию жидкости на пакеты (так осуществляется управление автоматической коробкой).

Вполне очевидно, что в гидромеханической коробке передач требования к уровню и качеству масла значительно повышены. При этом владелец должен постоянно следить как за уровнем ATF в коробке передач, так и за состоянием жидкости.

Важно понимать, что большинство неисправностей АКПП возникают в результате понижения уровня масла в коробке. Также нередко возникает ситуация, когда уровень превышает допустимую норму, что также пагубно влияет на состояние, качество работы и ресурс «автомата».

При этом виной в ряде случаев оказывается банальная ошибка или неправильный замер уровня масла в АКПП. Другими словами, нужно знать, как проверить масло в коробке автомат, причем сделать это правильно.

Уровень масла в коробке автомат: как проверить

Прежде всего, чтобы проверить уровень масла в АКПП, рекомендуется отдельно изучить руководство по эксплуатации конкретного ТС. В мануале обычно содержится полная информация о том, как правильно производятся замеры уровня жидкости АКПП, какой объем масла заливать в коробку автомат на той или иной модели автомобиля, какую ATF рекомендуется использовать и т.д.

  • Уровень масла в АКПП зачастую проверяется на «горячую». Это значит, что не только двигатель, но и коробка должна быть прогрета до рабочих температур. Для полного прогрева «автомата» нужно проехать около 20-25 км.
  • Далее автомобиль устанавливается на ровную площадку,
    , при этом двигатель глушить не нужно. Двигателю нужно дать поработать на холостых 3-5 минут.
  • Затем необходимо вытащить масляный щуп коробки — автомат и протереть его сухой чистой ветошью. Следите за тем, чтобы на щупе не осталось ворса или какого-либо другого мусора. После этого щуп нужно повторно вставить до упора на 5 сек. и повторно извлечь.

    Как правило, на щупе есть метки Cold и Hot. Первая метка позволяет сделать приблизительную проверку уровня на холодную. Обычно это необходимо при замене масла в автоматической коробке передач.

  • Вторая метка предполагает точную проверку после прогрева масла в коробке. В норме после прогрева АКПП уровень АТФ должен быть между отметками Cold и Hot. Не допускаются значительные отклонения, причем как в меньшую, так и в большую сторону.

Проверка уровня масла в автоматической коробке: полезные советы

Отметим, что щуп для проверки масла в АКПП обычно красного цвета, тогда как щуп для поверки уровня масла в картере ДВС желтый. Также перед извлечением щупа желательно протереть горловину, чтобы избежать попадания грязи внутрь коробки.

Обратите внимание, если уровень после прогрева АКПП максимальный (ближе к отметке Hot) или низкий (находится на отметке Cold) тогда масло нужно в обязательном порядке или доливать, или откачивать. Как в первом, так и во втором случае игнорирование данной рекомендации может привести к сбоям в работе, повышенному износу и поломкам АКПП.

В случае, когда уровень масла в АКПП ниже нормы, тогда:

  • Происходит нарушение температурного режима, жидкость теряет свои свойства, повышается риск того, что маслонасос АКПП захватит воздух, что приведет к вспениванию трансмиссионного масла. Результат — упадет давления в системе, так как вспененная жидкость будет сжиматься. Низкое давление АТФ, в свою очередь, приводит к сбоям в работе АКПП, перегреву коробки передач, ускоренному износу и т.д.
  • Если уровень масла в коробке автомат слишком высокий, тогда жидкость также может быть вспенена в результате контакта с вращающимися элементами. В этом случае последствия приведут к аналогичным результатам, как и в случае со снижением уровня ниже рекомендуемого. Также вспененная жидкость увеличится в объеме, излишки будут выходить через сапун коробки, что приведет к замасливанию АКПП.

Что касается вспенивания, при проверке на щупе можно увидеть отдельные большие пузырьки воздуха. Если уровень АТФ нормальный, тогда это не указывает на то, что масло в коробке пенится. Если же уровень отклонился от нормы и масло вспенено, тогда такое вспенивание проявляется в виде мелких и равномерно распределенных пузырьков.

В этом случае двигатель автомобиля нужно заглушить на 15-20 минут. За это время масло в коробке отстаивается, затем снова производится проверка уровня на заглушенном ДВС. После выполняются соответствующие манипуляции, то есть производится долив жидкости или откачка излишков. Основная задача — привести уровень ATF в АКПП в норму.

  • Во время проверки уровня обязательно следует оценить не только уровень, но и состояние самой рабочей жидкости. Жидкость ATF нужно проверять на степень загрязненности, изменение цвета и запаха. В норме трансмиссионное масло красноватого цвета, прозрачное, имеет характерный запах.

Если же замечены, например, частицы грязи и металлическая стружка на щупе, тогда это указывает на то, что в коробке имеет место значительный механический износ. Изменение цвета жидкости с красного на бурый, явное потемнение или почернение указывает на перегрев масла в АКПП. Отчетливый запах горелого часто говорит о том, что фрикционы коробки – автомат проскальзывают и «горят».

Так или иначе, загрязненная жидкость нуждается в замене. Параллельно меняется и фильтр автоматической коробки. При этом замена масла в АКПП должна производиться только с учетом требований самого производителя автомобиля. Если залить не подходящую по свойствам ATF, тогда это может привести к поломкам автоматической трансмиссии и дорогостоящему ремонту АКПП.

Подведем итоги

Как видно, проверка уровня масла в коробке автомат не является сложной процедурой и вполне может быть выполнена самостоятельно. При этом следует не только придерживаться базовых рекомендаций, но и отметить, что некоторые модели авто с АКПП могут иметь не две отметки на щупе, а только одну.

Также некоторые различия могут быть и в способе проверки уровня масла в «автомате». Например, некоторые производители рекомендуют проверять уровень масла в коробке «на горячую», однако двигатель должен быть заглушен. Еще может потребоваться перед проверкой поставить машину не в режим «паркинг», а на нейтральную передачу N.

По этой причине крайне желательно сначала изучить руководство по эксплуатации для конкретного ТС или получить квалифицированную консультацию у профильных специалистов. Еще отметим, что различные виды трансмиссионных масел могут несколько отличаться по цвету и запаху. Однако независимо от типа жидкости масло должно быть чистым и прозрачным, без сторонних примесей, металлической стружки, пены, горелого запаха и т.д.

Крайне желательно запомнить, какого цвета была свежая жидкость во время замены, после чего во время проверок отмечать какие-либо возможные изменения. Если таковые были замечены, тогда лучше доставить автомобиль на сервис и провести диагностику АКПП.

Читайте также

Почему коробка-автомат пинается, дергается АКПП при переключении передач, в автоматической коробке возникают толчки рывки и удары: основные причины.

  • Управление автомобилем с АКПП: как пользоваться коробкой - автомат, режимы работы автоматической коробки, правила использования данной трансмиссии, советы.