Как проверить уровень масла в механической коробке. Какое масло заливать в механическую коробку передач? Эксплуатационные характеристики масла для мкпп

Трансмиссионное масло – важный и необходимый компонент в каждом автомобиле. Благодаря ему, обеспечивается правильная работа коробки передач. Процесс проверки или замены масла не сложный, но требует особого внимания.


Содержание статьи:

В автомобиль могут быть установлены 2 вида коробки передач: автоматическая и механическая. В данной статье речь пойдет о втором типе КПП. Именно такой вид коробки передач чаще всего встречается на базовых комплектациях или же стандартный для автомобилей.

Понятие и принцип работы МКПП


МКПП – это специальный механизм, с помощью которого водитель меняет степень вращательного движения маховика двигателя. Таким образом, водитель меняет передачи, каждая из которых приспосабливает движение к определенным условиям.

МКПП состоит из несколько важных деталей. В первую очередь это картер (корпус коробки передач), в которое заливается масло. Далее следуют синхронизаторы, основная задача которых обеспечить стабильную скорость. Следующее немаловажное устройство рычаг, с который переключает передачи и его механизм. В зависимости от валов существуют трехвальные и двухвальные МКПП. Первый устанавливают в грузовые автомобили, второй тип в легковые.

Неисправности МКПП


Прежде всего основные технические неполадки МКПП связаны с утечкой масла. Причиной этого чаще всего является недостаточное крепление прокладок, сальников или корпуса. В этом случае требуется уплотнить вышеназванные детали. Лучше всего проверять уровень масла после каждого 10000 км пробега, даже если нет утечки. Недостаточное количество масло может привести к поломке всего механизма коробки передач.

Бывают случаи, когда передачи выключаются без какого-либо управления или слышен шум при работе коробки передач. Здесь поломка касается шестерен или синхронизаторов. Для того, чтобы устранить проблему изношенные детали необходимо заменить. Еще одна неисправность связана с тем, что включение коробки передач вызывает трудность. Здесь речь идёт о неисправности самого механизма переключения передач.

Процедура проверки масла


Прежде чем начать проверку масла, следует поставить автомобиль на ровную поверхность, чтобы иметь возможность легко осмотреть коробку передач. Следует соблюдать осторожность при измерении масла, оно не должно попадать на горячие детали иначе это может грозить загоранием.

Есть два способа проверки масла. Первый подразумевает использование щупа. Обычно он находится сбоку или сзади от двигателя. В этом случае необходимо вытащить щуп, вытереть его и затем снова опустить примерно на 10 минут. Затем снова вытащить его и внимательно осмотреть конец щупа, на котором расположена отметка. Если высота масла находится на минимуме или ниже требуется долить его.

После этого, следует опять опустить его обратно, подождать пару минут и снова проверить уровень масла. Желательно заливать его так, чтобы он немного превышал максимальную точку, но важно не заливать его полностью иначе устранить последствия будет гораздо труднее. После проделанной процедуры следует опустить щуп и закончить процесс проверки.

Во втором случае автомобиль устанавливается на специальное инженерное сооружение эстакаду или загнать в специальную яму. Для того, чтобы проверить масло необходимо взять небольшую палку и найти отверстие куда заливают масло. Если отверстие позволяет, можно проделать всю процедуру пальцем. Так будет гораздо удобнее.


Перед работой следует очистить отверстие. Затем аккуратно выкрутить пробки. Далее необходимо засунуть туда палец и таким образом проверить уровень масла. Если же оно находится ниже минимальной отметки следует залить трансмиссионное масло, как и в случае измерения масла щупом. Для удобства можно использовать шприц, после чего необходимо вытереть остатки масла и закрутить пробки.

Эксплуатация МКПП


Прежде всего учитывается 3 фактора. Самое главное проверять масло и не допускать его утечку. Необходимо внимательно следить за корпусом КПП, так как обычно он хрупкий и легко может повредиться.

Для этого устанавливают специальное защитное оборудование. И наконец, при вождении воитель должен аккуратно, не спеша и без резких движений переключать передачи. Только в таком случае МКПП прослужит долго и будет бесперебойно работать.

Стоимость ремонта

Цена механической коробки передач колеблется в пределах $400. Трансмиссионное масло бывает разных типов и соответственно цена на них разная. Например, 1 л минерального трансмиссионного масла будет стоить до $30. В свою очередь цена полусинтетического или синтетического трансмиссионного масла будет варьироваться в пределах от $20 или $50.

Видео о замере масла в МКПП:

Проверка уровня масла в автомобильной коробке передач проводится не меньше одного раза в 2-3 недели. Если не выполнить вовремя эту работу, то масло может вытекать из-за повреждения корпуса коробки, и потребуется ремонтировать саму коробку передач.

Как проверить масло в автоматической коробке

В большую жару на улице и при большом пробеге автомобиля, проверку масла проводите через 20-30 минут после завершения работы мотора. Масло немного остынет, и показания выйдут более точными. Заранее найдите рабочие перчатки и сухую мягкую тряпочку. У многих моделей авто показатель масла в АКП измеряют с включенным мотором.

На щупе расположено много отметок. Две верхние показывают на типичный уровень масла. Этот отрезок помечается «Hot» или другой отметкой.

Выполняете следующую работу:

  • прогреваете коробку передач. Проезжаете на машине около 10 км и остановитесь на ровном месте. Мотор не выключайте и нажмите тормозную педаль;
  • придерживайте тормозную педаль и переключите скорости по всем положениям. Вся коробка заполнится маслом;
  • достаньте щуп. Он нужен для проверки масла. Руками в перчатках открываете капот. Петля щупа находится возле перегородки, которая отделяет от салона авто отсек двигателя. Обычно она яркого оттенка. Потяните осторожно за петлю, и извлечете щуп;
  • протираете щуп тряпочкой. Вставляете его назад в специальную трубку до упора. Опять вытаскиваете. Сухое место, расположенное на нижнем уровне, укажет на количество масла. Если все нормально – вставляете щуп назад и закрываете капот.

Обязательно проводите проверку при прогретом двигателе. Если потребовалось долить жидкость после замера – постарайтесь не переполнить систему. Лишнее масло станет причиной вспенивания. Жидкость вспенится и увеличится в объеме. Через сапун она в коробке просачивается. Посмотрите под автомобиль. Если видите, что все испачкано в масле, то налили его слишком много.

Как проверить масло в механической коробке при помощи щупа

Выполняем следующие действия:

  • найдите для машины ровное место. Подождите, пока масло отстоится. Это займет примерно 15 минут;
  • открываете капот. Найдите щуп и вынимаете его. Протрите сухой мягкой тряпкой и вставляете назад. Если не получилось вынуть щуп – снимите воздушный фильтр;
  • снова вынимаете щуп. Смотрим на показатель. Если уровень жидкости не доходит до показателя «max» – подливаем в отверстие масло аналогичной марки. Пусть оно немного отстоится, и взгляните на показатель. Если требуется – залейте еще жидкости.

Примите к сведению тот факт, что масло в коробке должно быть залито чуть выше уровня наибольшей отметки. Это позволит избежать гула 5 передачи, которая в машине расположена выше всех остальных.


Как проверить масло в механической коробке без использования щупа

Сначала установите машину на эстакаду и снимите защиту. Желательно установить авто под не очень большим наклоном. Это позволит залить жидкости больше отметки «max».

Теперь ваши действия следующие:

  • откручиваете заливную коробку. Всуньте в нее палец. Масло вы почувствуете, так как оно расположено до нижней границы заливной коробки;
  • залейте при необходимости масло специальным шприцем. Иногда удобно пользоваться длинной трубкой. Она помогает залить масло, ведь в некоторых моделях авто заливное отверстие труднодоступное.


Проверка масла не занимает много времени. Если вы проводите эту работу регулярно, ремонт коробки передач не потребуется. А если не следить за этим, то количество масла уменьшится из-за протеканий, что недопустимо для нормальной эксплуатации автомобиля.

– это устройство, которым оборудовано большинство классических и базовых комплектаций автомобилей, считается стандартным для многих машин. В отличие от автомата, МКПП более подвержена эксплуатационному влиянию, которое зависит от манеры вождения автовладельца, для бесперебойной работы нуждается в регулярном техническом обслуживании. Одним из главных пунктов ухода за МКПП считается систематическая проверка уровня масла в коробке, его замена при первой же необходимости. В этой статье расскажем, как проверить уровень масла в механической коробке передач, с учётом разных модификаций устройств, рассмотрим особенности этой процедуры, которые влияют на корректность полученных результатов.

Регламент проверки уровня масла в МКПП.

Оптимальный объём масла для коробки передач механического типа

Необходимый объём – это понятие сугубо индивидуальное для каждого транспортного средства. Машины различных моделей существенно отличаются друг от друга не только внешним видом, но и конструктивными особенностями. Не являются исключением и узлы трансмиссии, в частности, коробка передач, отвечающая за приведение в движение транспортного средства и переключение скоростей. Соответственно количество смазывающей жидкости в МКПП для каждой машины индивидуально, а посмотреть его можно в инструкции пользователя к автотранспорту, где производитель указывает точный литраж трансмиссионного узла, вид рекомендуемого масла, а также его оптимальный уровень в системе.

Почему же так важно, чтобы уровень масла в МКПП точно отвечал стандартам, указанным автопроизводителем? Дело в том, что выполняет важные для корректного функционирования коробки задачи: отводит тепло от работающих поверхностей, облегчает работу контактирующих деталей, удаляет шлаковые компоненты, которые образовываются в процессе трения. Если масла в МКПП меньше нормы, оно перестаёт справляться со своими функциональными обязанностями. Маленький уровень масла сначала выражается в ухудшении управляемости транспортного средства, снижении его безопасности на дороге, а впоследствии без принятия мер по устранению неполадки грозит автовладельцу выходом коробки из строя и дорогостоящим ремонтом.

О том, что масла в МКПП мало, могут сигнализировать следующие симптомы:

  • проскальзывание коробки при переключении передачи;
  • рычаг очень тяжело фиксируется в определённом положении, может не включаться с первого раза какая-либо из передач, или сразу несколько;
  • при попытке переключить передачу машина начинает вибрировать, или даже глохнуть.

Среди признаков низкого уровня масла также отмечаются внимательными водителями нехарактерные шумы и вибрации со стороны трансмиссии, снижение скорости реакции машины на переключения передачи. , как и низкий его уровень, не менее опасен для коробки передач. Если в коробку залить масла свыше допустимого объёма, жидкость начнёт в процессе интенсивной работы выдавливать уплотнительные элементы и вытекать наружу. В результате утечки система вернётся снова к проблеме низкого уровня смазки, что чревато вышеописанными последствиями. Недолив, как и перелив жидкости в результате приводит к плачевным последствиям в виде обязательного ремонта МКПП.

Не допустить неполадок со стороны МКПП можно, внимательно прислушиваясь к своему транспортному средству и реагируя на малейшие отклонения от нормы в работе функционирующих узлов, выполняя сервисные работы согласно регламенту производителя. При этом важно диагностировать уровень масла в МКПП не реже, чем через каждые пять тысяч километров, при отклонении от нормы уровня трансмиссионной эмульсии незамедлительно осуществлять или слив лишней жидкости при её избытке.

Специфика проверки уровня масла в МКПП разной модификации

Проверка уровня трансмиссионного масла – это несложная задача, которая может быть выполнена любым автовладельцем самостоятельно. Сама процедура занимает несколько минут, если знать, как её осуществить, чтобы получить результаты, соответствующие действительности.

Механические коробки передач, устанавливаемые на транспортные средства, имеют различные технические особенности, что обуславливает специфику выполнения задачи. Чаще всего машины оборудованы МКПП, которые имеют специальный щуп, предназначенный для контроля уровня смазочной жидкости, однако, есть и такие модификации, где щуп не предусмотрен с завода. В этом случае осуществить проверку значительно сложнее, так как производитель не предусматривает необходимости в такой процедуре, гарантируя службу трансмиссионного масла на весь период эксплуатации транспортного средства. Рассмотрим подробно, как выполнить проверку показателей смазочной эмульсии на разных модификациях коробок в домашних условиях.

Диагностика уровня трансмиссионной жидкости в МКПП, оборудованной щупом

Мониторинг уровня смазочной жидкости в МКПП осуществляется очень легко, однако, для получения достоверных результатов необходимо придерживаться некоторых правил. Первым делом установите машину на максимально ровную плоскость. Отыщите щуп, который чаще всего располагается с левой стороны от двигателя по ходу машины или в районе ближе к перегородке моторного отсека. Распознать щуп можно по красочной рукоятке зачастую красного или ярко-оранжевого окраса.

Прежде чем производить замер смазки, нужно чтобы масло немного отстоялось и стекло со стенок системы. Лучше проверять уровень перед осуществлением поездки или же дать машине постоять около пятнадцати минут после езды. Дальше необходимо вытянуть щуп – на этом этапе ориентироваться на замеры нет смысла, так как в режиме эксплуатации машины масло колебалось, результат будет заведомо ложным. Протрите насухо щуп чистой ветошью или салфеткой, позаботьтесь чтобы ткань не оставляла на приспособлении ворса или ниток, которые при попадании в систему могут навредить ей.

Вставьте щуп до предела в посадочное гнездо. Повторно извлеките щуп – визуально оцените, до какой отметки доходит масляная плёнка. Ориентироваться необходимо на стандартные зазубрины на щупе, которые являются предельными максимальными и минимальными показателями уровня. Оптимальным критерием смазки считается её достижение предельного максимального значения, которое на щупе чаще всего маркируется символикой MAX. Если уровень жидкости находится на границе минимального значения MIN или ниже, необходимо с помощью специального технического шприца или воронки долить жидкость до нормы через маслоналивной проём, при этом масло должно быть идентичным тому, что имеется в системе. После доливки осуществите ещё раз контрольную проверку уровня согласно вышеописанному регламенту.

Специалисты советуют оценивать не только уровень смазочной жидкости в системе, но и визуальные её критерии. Если смазка имеет тёмный, близкий к чёрному цвет, визуально видны в ней грубые частицы, то вместо доливки жидкости рекомендуется осуществить её полную замену. Более редкой является ситуация с избытком жидкости. В таком случае необходимо отобрать излишки жидкости или осуществить частичный её слив. После проверки уровня не забудьте установить на место щуп и зажать его до предела.

Контроль уровня масла на коробке без щупа

Немного сложнее проверить уровень масла в МКПП, которая не модифицирована щупом. Профессионалы советуют осуществлять контроль жидкости на станциях технического обслуживания, где для выполнения этой задачи имеются специальные приспособления. Однако выполнить эту задачу можно и в домашних условиях. Для этого, как и в предыдущем случае, установите машину на горизонтальной поверхности. Дальше отыщите крышку маслоналивного проёма, которая чаще всего располагается на фронтальной стороне коробки, по ходу транспорта.

Открутите пробку: при нормальном уровне масла оно должно доходить до края резьбовой части горловины. Если масла не видно визуально, попробуйте его достать чистым куском проволоки или отвёрткой. Оцените визуально качество масла, чтобы принять правильное решение: осуществлять доливку в случае низких критериев смазки или полную замену жидкости. Не вздумайте проверять пальцем – это небезопасно для кожи рук, так как смазка является продуктом, в составе которого имеются химические компоненты.

Если масло не доходит до кромки проёма, однако, визуальный осмотр не даёт поводов для сомнения в его качественных характеристиках, долейте смазку до уровня – нижнего края горловины, с помощью технического шприца или другого удобного приспособления. Будьте предельно осторожны, чтобы масло не разбрызгалось на рабочие поверхности. После проверки уровня очистите пробку от возможных металлических частиц и закрутите её с рекомендованным усилием в посадочное место.

Подведём итоги

Ремонт МКПП – это довольно дорогостоящее удовольствие, а неисправности в работе коробки передач при несвоевременном обнаружении проблемы могут повлиять и на другие работающие узлы машины. Обезопасить себя от такого прецедента на самом деле несложно: достаточно всего лишь проводить мониторинг уровня смазки согласно регламенту от производителя, реагировать на несоответствия в работе трансмиссионных узлов мгновенным поиском неисправности и её устранением.

Проверяйте масло регулярно, избегайте сильных нагрузок на МКПП, предпочитая спокойный режим вождения, заливайте в трансмиссионные узлы только жидкости достойного качества – и коробка передач будет надёжно служить вам на протяжении всего эксплуатационного периода машины.

Каждым водителем при покупке (новых и старых машин), да и в других случаях осуществляется проверка машины на исправность всех деталей, механизмов, а также коробки передач.

Для тех, кто за рулем недавно, мы объясним, что такое коробка передач и какую функцию она выполняет.

Что такое МКПП и её главная задача в работе машины

МКПП - механическая коробка переключения передач. Существует также АКПП - автоматическая коробка передач и другие разновидности такие как: вариаторная, роботозировання. Наша статья заинтересует водителей с МКПП.

Начнем с того, что коробка переключения передач - эта такое устройство, которое нужно каждому водителю. Оно находится в каждой машине, где имеется двигатель внутреннего сгорания. Так как, двигатель каждого автомобиля имеет достаточно узкий диапазон оборотов, в момент вращения, которых достигается максимальная мощность - необходимость данного устройства вполне подтверждается. Каждый водитель ознакомлен с "красной зоной" в работе двигателя. Для новичков мы уточним данный момент. Красная зона - это некий предел частоты оборотов, превышение которых приводить к поломке мотора.

Каждый водитель должен знать об устройстве МКПП и о принципах её работы - для проведения проверок, которые будут определять работоспособность машины, а также чтоб избежать поломок.

Для чего предназначена МКПП

МКПП - передает, преобразует и меняет направленность вращающего момента от маховика двигателя. Переключение ступеней осуществляется механически: рычагом - функция, которого переключение передач. Вначале крутящегося момента происходит: 1) передача на вторичный вал, 2) передача колесному приводу.

Из чего состоит МКПП?

Перечень деталей МКПП:

С картера;

Синхронизатора;

Рычага переключения;

Валов с шестернями;

Дополнительного вала, который имеет шестерни движения заднего хода;

Механизма переключения передач, который оборудован устройством блокировки, а также замками;

Корпус МКПП - изготовляется с легкого метала, внутри которого идет закрепление всего механизма КПП. Туда заливается масло - трансмиссионное, а такое смазочное вещество, как нигрол - предназначен для использования в моделях машин старого образца

Функции данных деталей заключается в следующем:

Сихронизаторы - обеспечивают плавное включение передач, а также без шума, на этапе вращения шестерен - уравнивается их скорость.

Механизм переключения передач - предназначен для управления водителем сменами передач, используя рычаг.

Замковое устройство - помогает избежать включение в одно время двух передач, а устройство для блокировки - сохраняет необходимую передачу от самовыключения.

Рычаг, отвечает за переключения передач на дистанции.

Есть такие виды МКПП по количеству валов: 1) трехвальные - предназначены для большегрузов, а также для машин у которых есть передний и задний приводы; 2) двухвальные коробки - предназначены для легкового транспорта, имеющего передний привод.

Основные поломки МКПП

1) Подтекание масла.

Это происходит в случае поврежденного состояния сальников и прокладок, которые служат для уплотнения; слабое крепление картера.

2) Шум в КПП.

Шум указывает на поломку синхронизатора; изношенное состояние шестерен.

3) Затрудненное включение КПП.

Причина тому, есть поломка деталей механизма переключения.

4) Выключение передачи самой по себе.

Причиной тому служит неисправность устройства блокировки; изношенного состояние шестерен, синхронизаторов.

В случае вышеперечисленных поломок - изношенные детали нуждаются в замене, для полноценной и исправной работы МКПП.

После рассмотрения механизмов работы МКПП и её деталей, переходим к интересующему Вас вопросу, который касается проверки масла в МКППК.

Проверка уровня масла в МКПП

Начнем с того, что водитель обязан осуществлять данную проверку после каждого 10 000 км пробега. Данная проверка необходима также, когда обнаружены потеки масла в области картера.

Порядок действий в осуществлении проверки:

В первую очередь проверяется коробка и область вокруг коробки на утечку.

Второе, что Вам нужно сделать - это заехать яму или данную работу можно проводить на эстакаде. Эстакад - это специальное инженерное устройство, которое состоит из однотипных опор и пролётов. Его предназначение - подъем инженерных конструкций.

Затем приступайте к осмотру картера коробки передач, впереди Вы увидите отверстие - контрольное заливное. Вот в данном отверстии, проверяется уровень масла. Начните проверку, для этого используйте палец или деревянную, короткую палку.

Возьмите тряпку и приступайте к очищению отверстия, которое находится в картере коробки передач. Чистку нужно проводить вокруг. Берите ключ на 17, затем ослабьте затяжные пробки заливного отверстия. Затем нужно открутить пробку до конца. Под пробкой будет находиться уплотненная шайба, сделана с металла. В том случае, когда будут найдены на шайбе дефекты - её следует заменить.

Уровень масла в коробке передач должен соответствовать уровню нижней кромки заливного отверстия. Если нет соответствия, и масло ниже нужного уровня - возьмите шприц для заливки, с помощью которого, возможно будет долить трансмиссионное масло. Пользуясь шприцем, залейте масло до нужного уровня. Затем масло начнет вытекать. Подождите, пока излишки вытекут, а затем с помощью ветоши - удалите потеки.

Обратите внимание! В процессе заливания масла, не допускайте, чтоб оно попало на горячие детали - это грозит загоранием! Так же замер лучше проводить на холодную коробку, чтоб избежать ожогов рук и прочих частей.

После проделанной процедуры приступайте к надеванию и к закручиванию пробки.

К чему может привести недостаточный уровень масла в МКПП?

Если в машине будет недостаточный уровень масла в МКПП - это приведёт к выходу из строя коробки передач. Чтобы избежать данной проблемы, осуществляйте проверку уровня масла своевременно, а также при первых симптомах утечки масла - проверяйте крепление картера, сальники и прокладки. В случае обнаружения проблем - замените данные детали.

Шестерни любого редуктора подвержены интенсивному износу, поэтому смазка МКПП позволяет повысить эксплуатационный ресурс и снизить расходы на обслуживание. Трансмиссионные масла классифицируются несколькими спецификациями, имеют не одинаковую маркировку и состав, поэтому пользователь должен иметь хотя бы минимальную информацию о смазке механической КПП.

Назначение смазки редукторов

Коробка переключения передач является самым крупногабаритным редуктором в трансмиссии авто. Благодаря ступенчатому изменению передаточного числа водитель получает возможность совместить два диапазона – частоту вращения колес в интервале 50 – 1500 мин -1 и обороты коленвала ДВС 800 – 8000 мин -1 . В зависимости от типа передачи, шестерни редуктора смазываются следующими способами:

  • цилиндрические – масляная ванна с погружением тихоходных колес на треть диаметра, быстроходных на глубину h = 5m;
  • конические – картерное смазывание с погружением нижнего зуба шестерни в масло целиком;
  • планетарные – быстроходная ступень погружена в масляную ванну на всю глубину внутреннего зуба.

Сливное отверстие должно иметь диаметр больше 20 мм, а уклон дна картера быть в пределах 3 градусов. Заливная пробка обычно расположена на уровне зеркала масляной ванны, что позволяет обходиться без щупа.

Информация, какое масло заливать в механическую коробку передач, актуальна при ремонте сопряженных с КПП узлов и агрегатов (например, замена сцепления) при выработке ресурса самой смазки.

Редуктор традиционно относится к агрегатам с высокими эксплуатационными нагрузками. Кроме того, производители легковых авто используют различные конструкции зубчатых передач в не одинаковых моделях машин, поэтому периодичность замены масла в МКПП указана в мануале в обязательном порядке.

Пользователю следует учесть, что замена масла в МКПП имеет нюансы:

  • при минимальном бюджете ТО (заливка минерального масла) увеличатся эксплуатационные затраты, так как снизится ресурс смазки;
  • при покупке дорогостоящей синтетики, наоборот, повысятся начальные вложения, но срок службы такого масла выше, периодичность замены больше, чем в предыдущем случае;
  • полусинтетика обладает рациональным соотношением качества и стоимости смазки.

Существуют зимние, всесезонные и летние масла, позволяющие подобрать смазку для неодинаковых эксплуатационных условий.

Таким образом, масло в МКПП решает несколько задач одновременно:

  • смазка и снижение трения зубчатых передач;
  • отвод тепла от пар трения;
  • удаление металлических опилок с поверхностей изнашивающихся деталей редуктора;
  • защита шестеренок и зубчатых колес от окисления и коррозии.

Стоимость 3 л трансмиссионной смазки значительно ниже, чем замена коробки МКПП или поломка зубчатой передачи во время движения.

Режимы работ МКПП

В силу эксплуатационных условий редуктор авто должен обеспечивать 1 – 2 низшие передачи, заднюю скорость и несколько высших передач. Большие передаточные значения (5/1 – 3,5/1) используются на низших передачах. При этом трансмиссия внедорожника достигает силового диапазона 9 единиц, у легковых машин ограничена значением 6 единиц. Тяговое усилие на низших передачах максимальное, но машина не может развить большую скорость.

Передаточные отношения средних передач находятся в диапазоне 2,5/1 – 1,5/1. Снижается шум двигателя на тех же скоростях. Эти передачи считаются «короткими», сильно утомляют водителя, так как требуют частого переключения в изменившихся условиях движения.

Высшие передачи достигают передаточное число, близкое к 1/1, то есть валы вращаются с одинаковыми угловыми скоростями. Это удобно на трассе при движении с постоянно высокой скоростью транспортного средства.

В классических КПП обычно используются 3 вала – первичный, промежуточный и вторичный. В блоках шестерен зубчатые колеса косозубые для снижения шума. Помимо шестеренок в коробке имеются синхронизаторы, кулачки и муфты включения.

Для КПП с синхронизаторами старой конструкции используется бюджетное масло для механической коробки передач с маркировкой GL-4. Для большинства современных авто производители указывают масло гипоидное GL-5.

Внимание: Попытка улучшить качество смазки в коробке отечественного ВАЗа с большим пробегом приведет к прямо противоположному эффекту – работа синхронизаторов нарушится, так как пленки от этих трансмиссионных смазок обладают разными свойствами.

Менять масло следует либо на СТО,сотрудники которых подобных ошибок не допускают, либо придерживаться требований, прописанных в мауале по эксплуатации машины.

Трансмиссионная смазка считается расходным материалом, после определенного пробега ее компоненты начинают разрушаться, а внутри накапливается металлическая стружка и сторонние примеси, модифицирующие добавки разлагаются. Именно поэтому замена масла в механической коробке передач должна быть своевременной и технически грамотной.

Выбор смазки для механической КПП

По международной системе API, разработанное американским институтом нефти, масло для МКПП маркируется буквами GL. Из шести существующих классов в механических КПП используются только GL-3 и GL-4 модификации. Однако в коробках с гипоидными передачами эксплуатируется масло GL-5.

Обозначение Состав Назначение
GL-1 нет противозадирных присадок, только базовое масло передачи без синхронизаторов
GL-2 противоизносные модификаторы для КПП не подходят
GL-3 2,7% противоизносных присадок для МПП со спирально-коническими зубчатыми колесами
GL-4 4% противозадирных модификаторов для МКПП с синхронизаторами
GL-5 6,5 присадок, в том числе противозадирных для коробок без синхронизаторов
GL-6 больше 7% серофосфоросодержащих добавок только для гипоидных передач

В отечественном стандарте ГОСТ трансмиссионные масла обозначаются ТМ. В маркировке используются две цифры через дефис:

  • первая – класс вязкости;
  • вторая – группа для расшифровки эксплуатационных свойств из ниже представленной таблицы.

В механические коробки заливают ТМ-3 – ТМ-5 для температурных режимов в пределах 150 градусов.

Кроме того, трансмиссионная смазка имеет классификацию вязкости по SAE, разработанной американским обществом инженеров. В системе SAE существует семь классов:

  • четыре зимних с маркировкой W;
  • три летних без маркировки;
  • несколько всесезонных с двойной маркировкой.

Например, трансмиссионное всесезонное масло для МКПП маркировки 75W90 имеет одновременно характеристики зимней трансмиссионной смазки 75W и летней 90.

Ведущими производителями КПП General Motors и Ford дополнительно разработаны собственные обозначения для трансмиссионных смазок АКПП. Компания ZF выпускает для легковых авто и внедорожников с МКПП смазку с маркировкой TE-ML 1 и TE-ML 2.

Несмотря на то, что смазка GL-5 имеет лучшие характеристики в сравнении с маслом GL-4, она не пригодна для механических КПП с синхронизаторами по ряду причин:

  • серо-фосфорных присадок здесь больше – 6,5% вместо 4%;
  • синхронизаторы изготовлены из медьсодержащих сплавов;
  • в присутствии серы эти сплавы корродируют.

В переднеприводных машинах главная передача находится внутри коробки КПП, поэтому конструкторам пришлось выбирать между задирами шестерен главной передачи и коррозией синхронизаторов, поэтому в мануалах авто французских производителей в МКПП заливается масло GL-5, а остальные считают наилучшим вариантом, все GL-4.

Внимание: Синтетическое масло обычно имеет двойную спецификацию API, поэтому может применяется в редукторах трансмиссии без вышеуказанных проблем выбора.

Периодичность замены смазки

В отличие от двигателя коробка передач расположена в труднодоступном месте машины, поэтому ежедневный контроль уровня и цвета смазки невозможен – никто не будет снимать колесо перед каждой поездкой, поэтому информация, нужно ли менять масло, должна основываться на следующих факторах:

  • для МКПП принят интервал 7 лет эксплуатации либо пробег 100000 км (зависит от того, что наступит раньше);
  • для городского цикла рекомендуется снизить эти показатели на 30%;
  • указанный регламент – 70000 км пробега или 6,5 лет эксплуатации – действителен только для синтетического масла с максимальным сроком службы;
  • при использовании полусинтетики менять масло в МКПП следует почаще – через 50000 км пробега;
  • минеральную смазку необходимо менять каждые 40000 км пробега авто.

Внимание: При покупке новой отечественной легковой машины информация, как заменить масло в коробке КПП, актуальна в этот же день. Так как с конвейера ВАЗ сходит с минеральным маслом, которое лучше поменять на полусинтетику сразу же.

Диагностика уровня смазки

Ввиду использования неодинаковых зубчатых передач (планетарные, цилиндрические, конические) уровень масла в МКПП получается разным.

Производители КПП облегчили пользователям задачу, как проверить уровень масла:

  • в пробку заливного отверстия либо встраивается щуп, либо горловина находится на уровне масляного зеркала;
  • сливная пробка оснащена магнитом, собирающим металлическую стружку;
  • дно картера имеет уклон в сторону сливного отверстия, однако авто должно стоять горизонтально, а смазка льется через воронку.

Определившись, какое масло лить по вязкости и температурному режиму эксплуатации, можно поменять смазку в гараже самостоятельно. В эксплуатационном руководстве указано количество масла. Алгоритм, как проверить уровень смазки в коробке КПП, предельно простой:

  • двигатель нужно прогреть, затем остудить в течение 3 часов после поездки;
  • установить машину горизонтально;
  • очистить корпус редуктора возле заливной пробки и открутить ее ключом.

Нормой считается уровень по нижней кромке заливного отверстия, во всех остальных случаях пользователь льет его внутрь до тех пор, пока смазка не начнет выливаться обратно.

Замена масла в механической КПП

После пробега 30 – 70 тысяч километров, когда менять масло следует по рекомендациям производителя, необходимо купить смазку в нужном количестве и запастись емкостью для слива отработки. Основными нюансами являются:

  • менять масло в механической коробке передач следует на разогретом двигателе, чтобы увеличить скорость вытекания ГСМ из сливной горловины;
  • самое лучшее масло, разбавленное некоторым количеством оставшейся внутри картера смазки, прослужит значительно меньше, поскольку потеряет заявленные характеристики;
  • для доступа к сливному отверстию обычно демонтируется переднее колесо со стороны водителя, машина вывешивается на домкрате;
  • примерно зная, сколько лили масла производители, можно избежать перелива.

При замене отработанной рабочей среды хорошим маслом улучшится переключение передач, исчезнет посторонний шум.

Когда нужен долив масла?

В инструкции по эксплуатации авто указано, как часто менять масло в зависимости от его состава. Однако при ремонте некоторых узлов и агрегатов, относящихся к трансмиссии машины, приходится снимать коробку передач. В мануалах большинства производителей указан слив масла при демонтаже КПП, поэтому после обратной заливки смазки после установки коробки на место может потребоваться долив некоторого количества трансмиссионной смазки.

Изменяется срок замены масла в зависимости от факторов:

  • стиль вождения – при неправильном включении передач увеличивается механический износ шестерен и количество стружки в картере, соответственно;
  • цикл вождения – городской режим считается самым нагруженным для всех узлов трансмиссии.

Зная, как проверить масло на цвет, следует делать это периодически, не дожидаясь сроков замены по регламенту ТО. Например, масло с одинаковой маркировкой, но от разных производителей, будет иметь неодинаковый эксплуатационный ресурс.

Таким образом, в коробки МКПП заливается только трансмиссионное масло. Данное руководство поможет подобрать вязкость для переднеприводного авто и отечественной «классики» в зависимости от температурного диапазона региона эксплуатации.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них