Как проверить датчик положения дроссельной заслонки самостоятельно? Датчик положения дроссельной заслонки (дпдз): признаки и симптомы неисправности и как его проверить Что такое датчик дроссельной заслонки

Каждый автомобилист прекрасно знает, что такое дроссельная заслонка и какое место под капотом авто она занимает. В процессе работы эта деталь принимает два положения – она может быть закрытой или открытой. А чтобы водитель знал, в какой именно позиции находится деталь в конкретный момент, существует специальный датчик положения дроссельной заслонки. Попробуем разобраться в устройстве, причинах неисправности и методах ремонта последнего.

1 Как устроен и почему ломается датчик положения заслонки дросселя

Чтобы понять, как работает наиболее популярный бесконтактный датчик положения , нам стоит разобраться в конструкции детали. Данный элемент относится к резистивным приборам. Если разобрать устройство датчика, то внутри мы сможем обнаружить подвижной ползунок, который перемещается по дорожке в виде подковы или дуги. Работает устройство за счет воздействия магнитных волн, которые создаются при помощи воздушных потоков. Именно из-за такого принципа работы данная деталь получила название бесконтактного датчика.

Приступим к обзору наиболее распространенных поломок столь важного элемента автомобиля. Неисправности зачастую возникают в связи с износом резистивного слоя на тех дорожках, по которым перемещается ползунок. Такие поломки возникают и у бесконтактных датчиков, и у деталей других типов. Зачастую износ возникает на том участке дорожки, где ползунок начинает свое движение. Данная неисправность хорошо заметна при визуальном обзоре элемента.

Еще один вид датчиков положения дросселя, работающий от электрического питания, очень часто перестает выполнять свои функции из-за перетертых проводов. В большинстве случаев такие детали работают от напряжения в 5В.

Если датчик неисправен, то при измерении показателя вы увидите, что деталь получает питание 0,3–0,5В. При этом в полностью открытом положении заслонки датчик будет работать от напряжения в 3,2–4,7В.

Отдельные модели транспортных средств оснащены датчиками с инверсными характеристиками на выходе. При закрытом положении дросселя такие детали будут показывать максимальное напряжение. Чем больше будет открываться заслонка, тем ниже будут показатели электропитания. Очень часто водители путают такую особенность датчика положения дросселя с поломкой. Чтобы убедиться в достоверности своих догадок, необходимо изучить технический паспорт автомобиля, где указан тип датчика. Для проверки таких моделей авто питание необходимо определять не одним, а сразу двумя потенциометрами. Один прибор предназначен для определения прямой инверсной характеристики, а второй будет показывать инверсный показатель на выходе.

2 Первые симптомы поломки датчика положения дросселя

То, что датчик положения дроссельной заслонки сломался, может определить каждый владелец автомобиля. Для этого необходимо знать о главных симптомах поломки детали. К ним относится:

  • двигатель машины нестабильно работает или глохнет на холостом ходу;
  • при нажатии на педаль акселератора автомобиль произвольно перегазовывает, или же, наоборот, глохнет;
  • автомобиль “проваливается” на 1–3 передачах.

Последний тип неисправности очень часто встречается при неудачном выполнении . Также с данной проблемой сталкиваются водители, которые заменили оригинальный датчик некачественным аналогом. Неоригинальные детали характерны тем, что они практически полностью зависимы от температуры. Это значит, что чем больше нагревается корпус датчика положения дросселя, тем чаще меняется выходной показатель питания элемента. Например, если при незаведенном двигателе датчик показывает выходное напряжение одной величины, то по мере нагревания мотора этот показатель будет стремительно расти. В то же время ЭБУ не будет успевать реагировать на рост напряжения датчика, что напрямую сказывается на работе авто при переключении передач.

Чтобы на некоторое время устранить неисправность, водителю достаточно выключить зажигание, после чего сразу же завести двигатель повторно. При этом ЭБУ сохранит последний показатель питания датчика как при закрытом дросселе. Когда водитель заведет машину вновь, то ЭБУ будет работать более стабильно, не “проваливая” авто при переключении скоростей. Но не стоит забывать, что это всего лишь временная помощь машине. И как только вы обнаружили неисправность – сразу же отправляйтесь в ближайший автосервис.

3 Ремонт датчика положения заслонки дросселя в домашних условиях

Выше мы разобрались в наиболее распространенных причинах поломки датчика положения дросселя. Так как чаще всего в конструкции детали изнашивается резистивный слой, то ремонт именно этой части прибора стоит рассмотреть более подробно. Очень часто водители, которые уже столкнулись с такой проблемой, задаются вопросом о методах ее решения. Ответ очень прост – в домашних условиях сделать это невозможно. Единственный выход – это замена датчика положения заслонки полностью. Для этого необходимо снять неисправный прибор, отвернув крепежи и отключив его от питания и от ЭБУ двигателя. После этого устанавливаем новый датчик, подключаем его сначала к ЭБУ, а уже потом включаем питание. Очень важно произвести установку новой детали именно в таком порядке. Никаких дополнительных настроек производить не нужно.

Дроссельная заслонка – один из ключевых компонентов, который отвечает за работу двигателя автомобиля. Она является частью впускной системы, и от ее правильной работы зависит количество воздуха, которое поступит в камеру сгорания, где он детонирует после смешивания с бензином.

Чтобы процесс детонации был максимально эффективным, электронный блок управления автомобиля должен контролировать время открытия дроссельной заслонки, тем самым впуская столько воздуха, сколько потребуется для образования идеальной смеси в конкретный момент времени. За информацию о том, в каком положении находится дроссельная заслонка, отвечает соответствующий датчик. При его выходе из строя водителя ожидают неприятности, которые могут привести к поломке деталей двигателя.

Виды датчиков положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)


В зависимости от типа конструкции можно разделить датчики положения дроссельной заслонки на следующие виды:

  • Пленочно-резистивные. Простые варианты потенциометров, и они способны проработать около 50 тысяч километров до выхода из строя;
  • Магниторезистивные или бесконтактные. Их принцип работы основан на эффекте Холла, а стоимость подобных датчиков гораздо выше, чем пленочно-резистивных вариантов. При этом ресурс датчика зависит только от качества исполнения механических элементов, и они способны работать более 100 тысяч километров.

Устанавливается ДПДЗ, в большинстве случаев, на корпусе дроссельной заслонки со стороны противоположной приводу воздушной заслонки. Подвижный элемент датчика имеет механическую связь с осью заслонки.

Симптомы выхода из строя датчика положения дроссельной заслонки

Независимо от типа датчика, определить его неисправность можно по следующим признакам:


Если на автомобиле проявляются перечисленные выше неисправности и горит лампочка Check Engine, велика вероятность, что вышел из строя именно датчик положения дроссельной заслонки. При этом важно отметить, лампочка «Проверьте двигатель» включается при неисправности датчика положения дроссельной заслонки не на всех автомобилях.

Основные причины неисправностей

В зависимости от того, какой тип датчика используется на автомобиле, можно выделить основные проблемы, которым они подвержены.

Бюджетные пленочно-резистивные датчики положения дроссельной заслонки чаще всего выходят из строя по причине износа резистивного слоя механическим путем. Так при работе может быть изношен движок датчика. Еще одной распространенной причиной выхода из строя пленочно-резистивного варианта датчика является попадание на него грязи, которая приводит в негодность рабочую поверхность.

Бесконтактные ДПДЗ чаще всего выходят из строя по причине механической поломки движущегося узла. Также среди типичных «болезней» можно выделить неисправности в работе электронного преобразователя получаемых магнитных сигналов в постоянное напряжение.

Как проверить датчик положения дроссельной заслонки

Проверка датчика положения дроссельной заслонки требует наличия мультиметра. В зависимости от типа датчика и автомобиля, на котором он установлен, будут варьироваться приведенные в инструкции ниже значения напряжения и сопротивления, снимаемого с датчика. При этом кардинально процесс проверки ДПДЗ отличаться на различных моделях автомобилей и датчиков не будет.

Чтобы проверить датчик положения дроссельной заслонки, выполните следующие действия:


Как отмечалось выше, цифры измерений могут варьироваться, в зависимости от модели датчика и автомобиля. Посмотреть результаты для конкретной машины можно в техническом руководстве к ней или на специализированных форумах в интернете.

Если в результате диагностики был сделан вывод о неисправности датчика, его потребуется заменить.

Как заменить датчик положения дроссельной заслонки

Процесс замены датчика положения дроссельной заслонки состоит из трех этапов: снятие старого датчика, установка нового и сброс ошибки о неисправной работе устройства из памяти электронного блок управления. Чтобы заменить ДПДЗ, необходимо выполнить следующие действия:


Следует отметить, что некоторые современные датчики требуется не только заменить, но и отрегулировать. Например, в машинах компании АвтоВАЗ регулировка датчика положения дроссельной заслонки не требуется, но во многих иномарках она необходима.

Как отрегулировать датчик положения дроссельной заслонки

Регулировка ДПДЗ выполняется следующим образом:


Если после выполнения регулировки возникают проблемы с холостыми оборотами (завышены), потребуется провести процедуру обучения электронного блока управления автомобиля параметрам нового датчика.

Выпуск инжекторных двигателей способствовал появлению различных электронных устройств. В том числе и датчиков, которые собирают информацию касательно работоспособности той или иной системы.

Таким образом, управление берёт на себя электронный блок, который контролирует работоспособность всех систем двигателя при помощи этих датчиков. Неисправность даже незначительной детали приводит к нежелательным последствиям в работе всего автомобиля. Одной из таких деталей является датчик положения дроссельной заслонки.

ДПДЗ — что это такое

Датчик положения дроссельной заслонки сигнализирует контроллеру в каком положении находится дроссельная заслонка при нажатии на педаль акселератора.

Данное устройство позволяет контроллеру более точно дозировать и подавать топливную смесь. При неисправности датчика информация передаётся на контроллер в искажённом виде. Это может повлечь сбои в работе двигателя и привести к слишком большому расходу топлива.

Местоположение дроссельной заслонки контроллер регистрирует по изменению напряжения. Сигнал 0.7 В вынуждает контроллера переходить на режим холостого хода. Если напряжение менее 0,7 В, это говорит о том, что заслонка закрыта полностью. А если напряжение около или более 4 В, то заслонка открыта полностью.

Где он находится

Чтобы при необходимости можно было проверить ДПДЗ, нужно знать, где он находится. Его местонахождение – на корпусе дроссельной заслонки и соединён с её осью. На оси имеется специальная проточка, для которой на датчике предусмотрено крестообразное гнездо.

Крепление корпуса датчика к корпусу дроссельной заслонки осуществляется при помощи болтов. Датчик устанавливают на автомобили с инжекторными двигателями.

Признаки неисправности ДПДЗ

Любая деталь рано или поздно выходит из строя, о чём свидетельствуют характерные признаки. Не является исключением и ДПДЗ.

Характерными признаками неисправности датчика положения дроссельной заслонки могут быть:

  • двигатель в режиме холостого хода работает с повышенными оборотами;
  • явно наблюдается большой расход топлива;
  • на нейтральной передаче двигатель глохнет;
  • автомобиль при разгоне совершает рывки;
  • иногда может загораться и гореть продолжительное время индикатор Check Engine;
  • двигатель запускается с трудом.

Все эти признаки указывают на то, что ДПДЗ неисправен, а, следовательно, требуется незамедлительная замена детали.

Видео — некоторые признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки:

Как проверить

Если были обнаружены некоторые признаки неисправности ДПДЗ, но окончательно неясно на что они указывают, то можно самостоятельно проверить его работоспособность.

Обычно при неисправности ДПДЗ на приборной панели загорается индикатор Check Engine. Поэтому для начала следует завести двигатель и если индикатор не загорается, нужно лезть под капот к самому датчику.

Чтобы проверить его работоспособность необязательно его снимать, все можно сделать на месте. Для этого нужно два провода мультиметра подсоединить к выводам В и С датчика. Соответствующая маркировка имеется.

После этого можно начинать плавно, не спеша поворачивать дроссельную заслонку при помощи сектора привода. При исправном датчике показания прибора должны меняться также плавно без резких скачков. Обычно от 2 до 8 кОм. Замер сопротивления должен производиться при выключенном двигателе.

Видео — проверка ДПДЗ:

Теперь следует измерить напряжение. Для этого сначала минус мультиметра соединяют с массой двигателя. После этого нужно запустить двигатель и соединить плюсовой контакт прибора с выводом А датчика, также ориентируясь по маркировке. Производится замер напряжения, которое должно находиться в пределе 5 В. Если показания прибора другие (меньше 5 В), то это говорит о неисправности цепи питания, либо самого блока электронного управления двигателем.

Если в ходе проверки все показания прибора были в норме, то беспокоится не о чём. В противном случае ДПДЗ нуждается в срочной замене.

Замена

Если проверка показала, что ДПДЗ неисправен, то тогда нужно производить его замену. Для этого не нужно много инструментов, всё что потребуется – это умелые руки и крестообразная отвёртка.

Замену датчика следует производить, выключив двигатель и отсоединив минус от аккумулятора. Затем нужно отсоединить разъем датчика, на котором имеется фиксатор. После чего отвернуть два винта, которые крепят датчик к дроссельному узлу. После данной манипуляции датчик спокойно снимается с оси дроссельной заслонки.

Видео — замена датчика положения дроссельной заслонки на ВАЗ2110, 2114, 2115:

Установку нового устройства следует производить в обратном порядке. При этом нужно проследить, чтобы сама дроссельная заслонка была закрыта. Обычно когда покупается новый ДПДЗ, то в его комплектацию входит уплотнительное кольцо. Оно устанавливается между датчиком и патрубком дросселя. Не забывайте снять старое кольцо перед установкой нового датчика.

После установки на место, затянуть его крепёжными винтами пока уплотнительное кольцо полностью не сожмётся. Теперь остаётся только подсоединить разъем и зафиксировать его при помощи защелки.

После этого отсоединить на 5 минут. Это делается, чтобы сбросить старые параметры датчика в ЭБУ, которые в большинстве случаев сохраняются.

Регулировка

В некоторых случаях возникает необходимость регулировки датчика положения дроссельной заслонки. Данная процедура может стать альтернативой его замене. И проводить её следует при явных признаках неисправности. О них было упомянуто выше.

Видео — регулировка датчика положения дроссельной заслонки на VW Passat:

Для регулировки также понадобится мультиметр с проводами. Не стоит всё делать, что называется «на глаз», поскольку электронный блок управления будет принимать неправильные данные. Соответственно он будет неправильно дозировать топливовоздушную смесь со всеми вытекающими неприятностями.

Перед регулировкой крепёжные отверстия датчика нужно немного расширить. Это делается для того, чтобы датчик можно было поворачивать вокруг своей оси.

Важный момент: перед тем как каждый раз снимать ДПДЗ или отсоединять его разъем, необходимо выключать зажигание, а перед каждым замером – включать.

Разъем датчика можно снять, а можно оголить небольшой участок проводов разъёма, спрятанных под кожухом. Интересуют только эти два провода, обычно это синий (плюс) и чёрный (масса). Они понадобятся для измерения напряжения в процессе регулировки. Если разъем снять, тогда нужно подсоединить провода мультиметра к соответствующим контактам на датчике.

Подсоединив провода к контактам датчика (они должны быть хорошо закреплены), установить его на место. Крепёжные винты закрутить не до конца: чтобы датчик не болтался, но его можно было поворачивать. Теперь нужно аккуратно вращать датчик против или по часовой стрелке до тех пор, пока на приборе не установятся такие показания: 0,55-0,56 В. При необходимости крепёжные отверстия нужно расширить для увеличения угла поворота.

При установлении требуемого значения следует надёжно закрепить ДПДЗ. После этого выполнить контрольный замер напряжения. При необходимости заизолировать открытые ранее участки проводов.

Работой любого инжекторного двигателя управляет электроника в виде ЭБУ (электронный блок управления), работа которого основана на показаниях группы датчиков, следящих состоянием различных систем и узлов двигателя.

Одним из этой группы датчиков является ДПДЗ. Он устанавливается непосредственно на ось заслонки и отслеживает малейшее изменение ее положения.

В свою очередь дроссельная заслонка служит для изменения подачи воздуха в двигатель для формирования оптимального состава топливовоздушной смеси, а контроллеру необходима именно эта информация о количестве поступающего воздуха.

На основе данных о количестве поступившего воздуха, в данный момент времени, ЭБУ рассчитывает норму топлива для создания оптимальной смеси для ее полного сгорания в цилиндрах двигателя. Это в свою очередь будет гарантировать полную отдачу мощности силовым агрегатом и его экономичную работу.

Как устроен датчик?

Датчик положения представляет собой обычный потенциометр (переменный резистор, он работает как, например, регулятор громкости звука в радиоаппаратуре) со скользящим контактом, благодаря которому происходит изменение напряжения на выходе устройства от нуля до максимума.

Любой потенциометр оснащен тремя выводами, два подсоединены к концам обмотки, а один к подвижному контакту. Один из выводов служит для подачи напряжения, второй «масса» и третий служит для связи с блоком управления.

Обычно обмотка выполнена в виде плоской спирали с равными расстояниями между витками или это может быть пластиковая пленка с напылением резистивного слоя в виде одной или двух дорожек.

Принцип работы

Когда заслонка дросселя закрыта, то с датчика нет сигнала в блок управления и напряжение имеет фоновые значения. По мере открытия заслонки на определенный угол, растет и величина напряжения, вплоть до максимума при ее полном открытии.

Каждое положение заслонки соответствует определенному значению напряжения, по которому контроллер определяет количество входящего воздуха, чтобы дать команду на подачу форсунками определенной дозы топлива.
Если ЭБУ принимает сигнал с датчика о полностью закрытой заслонке, то он отдает команду на открытие РХХ для подачи воздуха через обводной канал.

Какие бывают неисправности?

В большинстве случаев отказ датчика вызван износом витков спирали, напыления дорожек или рабочей части бегунка. Износу подвержена та часть дорожки, где чаще всего ходит бегунок, что соответствует положению педали газа во время движения, когда двигатель работает на определенных оборотах.

Отказ датчика может быть вызван также и окислением контактов или попаданием грязи в соединение.

Неадекватные показания датчика могут быть вызваны и заеданием дроссельной заслонки из-за собравшейся грязи и нагара.

Неисправности датчика выражены в силовой установки, при разгоне, падением мощности и остановкой мотора после снятия ноги с педали акселератора.

Как проверить работу датчика?

Для проверки потребуется мультиметр.

Тестер переводится в режим вольтметра. Снимается фишка с датчика и при заведенном двигателе замеряется напряжение между выводами питания и массы. Прибор при этом должен показать порядка 5В (+/-);

Выключается зажигание и тестер выставляется на проверку сопротивления. Затем при полностью закрытой заслонке замеряется сопротивление между выводами датчика: «массой» и контактом для блока управления. Прибор должен показывать 0.8-1.2кОм;


Если в результате проверки выясняется, что датчик неисправен, то он подлежит замене.

Замена ДПДЗ

Снять фишку питания с датчика;

Отдать болты крепления;

Аккуратно соединить конец оси заслонки с углублением в датчике;

Установить винты крепежа;

Установить разъем на место.

После замены необходимо сбросить ошибку из памяти ЭБУ . Для этого снимаются клеммы аккумулятора, чтобы обнулить память.

На некоторых марках авто после монтажа датчика его необходимо еще и отрегулировать.

Порядок регулировки:

Полностью закрыть заслонку;

Щупы тестера (на шкале вольтметра) подсоединить к «массе» двигателя и выходу датчика;

Затем ослабив винты крепления повернуть датчик до того момента, когда прибор покажет самое низкое напряжение (0 В, при идеальном соотношении, но «живьем» может показать и немного больше);

Добившись минимального значения вольтметра, затянуть крепежные болты.

В случае повышенных оборотов двигателя после регулировки, необходимо провести ознакомление ЭБУ с характеристикой нового датчика.

Для этого:

На 15-20 минут снять обе клеммы с аккумуляторной батареи;

Поставить клеммы на место и удостовериться, что заслонка дросселя полностью закрыта;

Включить на 10-15 секунд зажигание, не запуская мотор и выключить;

Выждав 15-20 секунд, для того, чтобы ЭБУ мог «запомнить» данные нового датчика.

Средняя стоимость ДПДЗ, для различных моделей авто, составляет порядка 1500 рублей.

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) служит для экономии топлива в автомобилях, оборудованных системой электронного управления впрыском воздушно-топливной смеси. Использование устройства в современных моторах позволяет существенно повысить экономичность машины, а также увеличить коэффициент полезного действия силового агрегата.

[ Скрыть ]

Характеристика ДПДЗ

ДПДЗ можно охарактеризовать так:

  • фиксирует положение заслонки и передает данные на управляющий блок или бортовой компьютер;
  • преобразует значение угла положения дроссельной заслонки в электрический сигнал, сила которого меняется в зависимости от степени открытия заслонки.

Где находится устройство?

Это устройство располагается в моторном отсеке машины, прямо на дроссельной магистрали. Подключается контроллер к оси узла.

Место расположения ДПДЗ и РХХ

Конструкция ДПДЗ

По конструкции данный контроллер относится к классу резистивных датчиков, при этом:

  1. Внутри устройства устанавливается подвижный ползунок, предназначенный для перемещения по специальной дугообразной плоскости. Последняя обязательно должна быть совмещена с заслонкой.
  2. Когда водитель жмет на педаль газа, заслоночный узел открывается, а токосъемный элемент вращается по поверхности резистивного устройства. В результате на потенциометре изменяется параметр сопротивления.
  3. Механизм контроллера в зависимости от типа может включать в себя магниторезистивную часть. Такой вид датчиков содержит в структуре чувствительный элемент, на который ставится магнит, он связывается с валом контроллера. При этом между ним и резистором контакт отсутствует.

За что отвечает датчик положения дроссельной заслонки?

При диагностике устройства следует знать, для чего нужен и на что влияет установленный клапан:

  1. Контроллер используется для передачи на микропроцессорный модуль информации о том, в каком состоянии находится пропускной элемент в конкретное время;
  2. Фактически представляет собой комбинацию двух резисторов - постоянного и переменного. Максимальное значение сопротивления этих устройств составляет около 8 Ом. При изменении положения заслонки меняется и этот параметр. Если она открыта, то величина напряжения на сигнальной части будет не менее 4 вольт. Когда заслонка максимально открыта, то показатель составит максимум 0,7 В.
  3. За изменением уровня напряжения следит микропроцессорный модуль, который осуществляет регулировку объема горючего. Топливо используется для образования топливо-воздушной смеси. Если ДПДЗ неисправный и система контроля работает некорректно, то объем воздуха будет больше либо меньше. Это станет причиной неправильной работы двигателя в целом, в некоторых случаях возможен его выход из строя.

Пользователь Руслан К подробно рассказал о том, для чего используется контроллер ДПДЗ и на что он влияет.

Технические параметры

Технические параметры датчика положения дроссельной заслонки:

  1. Напряжение для обеспечения питания контроллера поступает на два контакта устройства - первый и второй.
  2. Параметр сопротивления, появляющегося между этими выводами, варьируется в районе 1,8–2 кОм.
  3. Значение открытия до упора запертой заслонки составляет от 0 до 2%.
  4. Рабочий параметр напряжения, поступающего на второй и третий вывод при закрытой заслонке - от 0,25 до 0,65 вольта.
  5. Количество полных циклов включения ДПДЗ составляет не менее 1 миллиона.
  6. Рабочий параметр напряжения, подающегося на третий и второй контакты при полном дросселе, варьируется в диапазоне от 3,9 до 4,7 В.
  7. Для градуировочной характеристики зависимости напряжения от угла поворота применяются линейные свойства. Эта величина измеряется в промежутке от 0 до 100 градусов. Уровень напряжения составляет от 0,25 до 4,8 В. Параметр наклона данного свойства будет около 48 мВ.
  8. Рабочая зона датчика в линейной области варьируется в промежутке от 10 до 90 градусов. Наклон может составить до 39 мВ.

Принцип работы ДПДЗ

Принцип работы ДПДЗ таков:

  1. При работе двигателя на холостых оборотах заслонка полностью заперта, воздушный поток поступает в цилиндры силового агрегата по отдельному каналу. Уровень напряжения на выходе устройства составляет не более 0,5 вольта. Датчик отправляет сигнал на микропроцессор для подачи топлива, что способствует поддержанию холостого хода ДВС.
  2. При нажатии на педаль газа происходит перемещение ползунка контроллера по пленочной поверхности, обладающей резистивным напылением. В электроцепи, к которой подключен датчик, осуществяется снижение уровня сопротивления.
  3. Микропроцессорный модуль фиксирует увеличение параметра напряжения на линии. В соответствии с полученными данными производится расчет и подготовка объемов воздуха и топлива для формирования горючей смеси. После этого она подается в цилиндры. Максимально допустимая величина вольтажа при открытой заслонке составляет примерно 4,5 вольта.
  4. При резком нажатии на газ блок управления двигателем фиксирует скачок напряжения. В соответствии с этим в цилиндры ДВС подается порция обогащенной горючей смеси, чтобы улучшить динамический разгон машины.

Канал Starsauto подробно рассказал о принципе функционирования регулятора в авто.

Разновидности

Существует две разновидности ДПДЗ:

  • контактные;
  • бесконтактные.

Контактный датчик положения дроссельной заслонки

Действие данного типа устройств основано на принципе реостата, потенциометра и переменного резистора. Контактные элементы датчика размещаются на специальных дорожках, число которых составляет от двух до шести. Когда они перемещаются, происходит изменение напряжения.

Основные достоинства контактного типа устройств:

  • простота конструкции;
  • возможность быстрой диагностики при выходе из строя.

Недостаток состоит в наличии постоянно трущихся элементов, которые быстро изнашиваются.

Бесконтактный датчик положения дроссельной заслонки

Особенности функционирования бесконтактного датчика положения дроссельной заслонки:

  1. Работа данного ДПДЗ построена на использовании эффекта Холла. Другими словами, в этой системе отсутствуют традиционные контакты.
  2. На месте подвижных контактов датчика расположен эллипсный постоянный магнит, а в корпусе находится интегральный датчик Холла. Он считывает изменения магнитного поля при перемещении магнита, и преобразует значение показаний в электрический сигнал.

Преимущества бесконтактного ДПДЗ:

  • отсутствие трущихся элементов;
  • возможность программирования;
  • продолжительный срок службы.

К недостаткам следует отнести сложность определения поломки. Если в работе устройства возникнут неполадки, их не получится выявить без специального оборудования.

Канал «РукаJob» рассказал о самостоятельной установке бесконтактного типа устройств на примере автомобиля ВАЗ 2112.

Чем отличается ДПДЗ от своих механических собратьев?

Основное отличие контроллера ДПДЗ (ТПС) состоит в отсутствии механической связи между самой заслонкой и педалью газа. Холостые обороты двигателя не регулируются посредством перемещения ДЗ. В результате отсутствия связи электронная система может самостоятельно изменить значение крутящего момента силового агрегата, даже если не нажимается педаль газа. Данные изменения происходят из-за работы входных контроллеров, исполнительных механизмов и микропроцессорного блока.

Также в электронной системе имеется:

  • регулятор положения педали газа;
  • переключатель положения тормоза;
  • выключатель сцепления.

Таким образом, микропроцессорный модуль реагирует на импульсы от контроллеров и преобразует полученные сигналы в управляющие действия на дроссельный узел.

Как распознать поломку датчика положения дроссельной заслонки?

Необходимость отремонтировать или поменять контроллер может возникнуть при следующих симптомах:

  1. Двигатель автомобиля стал нестабильно работать на холостом ходу. Обороты иногда произвольно снижаются и увеличиваются. Жать на педаль газа для этого не нужно.
  2. Двигатель машины произвольно глохнет, часто это происходит при переключении рычага КПП из одного положения в другой. Также мотор может заглохнуть при движении на нейтральной передаче либо стоя на светофоре.
  3. Увеличивается расход потребления топлива.
  4. Нестабильное поведение холостых оборотов. Это не зависит от режима работы двигателя.
  5. Снижается мощность силового агрегата. Это можно заметить при езде в гору на повышенной скорости. Если переключиться на более низкую передачу, мощность мотора увеличится.
  6. При резком разгоне либо движении на невысокой скорости могут проявляться рывки двигателя, когда водитель жмет на газ.
  7. Произвольное отключение силового агрегата машины при отпускании педали газа.
  8. Из впускного коллектора раздаются нехарактерные звуки хлопков. Иногда они проявляются время от времени, когда водитель жмет на педаль газа.
  9. Появление индикатора Чек Энджин на приборке. Лампочка может произвольно отключаться или гореть постоянно.

Канал IZO))) LENTA рассказал о симптомах неполадок в работе контроллера положения дроссельной заслонки.

Возможные причины неисправности ДПДЗ

Возможные причины неисправностей ДПДЗ:

  1. Окисление контактов на выводах устройства. Явление зачастую обусловлено температурными перепадами и воздействием влаги. Чтобы не допустить такой поломки, требуется периодически очищать контакты ватной палочкой или тампоном, обработанным в WD-40.
  2. Стирание напыления на рабочей поверхности, в частности, на отрезке, где ползунок начинает движение. Это способствует тому, что параметр напряжения при работе датчика не изменяется в результате отсутствия сопротивления.
  3. Механическое повреждение наконечников контроллера. При данной проблеме на подкладке будут появляться заусеницы. Контактные элементы продолжают работать, но сама подложка изнашивается значительно быстрее. Эта неисправность приведет к тому, что ползунок и резистивный слой не смогут контактировать.
  4. Выход из строя ползунка. Естественный износ характерен для этой детали датчика при длительном использовании.

Канал «Ремонт Двигателя! И интересное!» подробно рассказал о причинах и признаках неисправностей в работе контроллера.

Самостоятельная проверка работы ДПДЗ

Прежде чем ремонтировать и заменять датчик, надо самостоятельно проверить пластину и стенки дроссельной заслонки. Поскольку их очистка может восстановить работоспособность устройства, при наличии нагара следы загрязнений удаляются. Для этого используется чистая тряпка и очистительное средство для карбюратора.

Пошаговая инструкция по проверке ДПДЗ с помощью мультиметра

Инструкция пошаговой проверки ДПДЗ с помощью мультиметра выглядит так:

  1. Сначала надо проверить наличие заземления и убедиться, что контроллер подключен к источнику опорного напряжения. Далее можно приступать непосредственно к проверке ДПДЗ.
  2. От регулятора отключается штекер с проводкой. Необходимо произвести визуальную диагностику колодки и клеммы на предмет повреждений или загрязнений.
  3. Берется тестер, и на нем выставляется необходимый режим, например, 20 В. Ключ в замке прокручивается, чтобы активировать зажигание, при этом силовой агрегат запускать не нужно.
  4. Красный щуп тестера соединяется с положительной клеммой АКБ, а черный подключается к каждому из трех контактных элементов на штекере датчика. В результате один из контактов при соединении покажет напряжение 12 вольт (это заземление). Надо запомнить цвет данного проводника. Если контактный элемент не показывает 12-вольтное напряжение, это говорит о неисправности электроцепи, по которой подключен регулятор. В результате отсутствия заземления контроллер не сможет эффективно работать, поэтому надо определить поврежденный провод и заменить его.
  5. Зажигание в автомобиле отключается.
  6. Затем черный щуп тестера надо подключить к контакту заземления на колодке ДПДЗ.
  7. Ключ в замке прокручивается, чтобы активировать зажигание. Мотор машины не запускается.
  8. Красный контакт мультиметра надо соединить с каждым оставшимся выходом на колодке. На одном из них уровень напряжения должен составить порядка 5 вольт. Этот контактный элемент предназначен для передачи опорного напряжения на контроллер. Третий выход является сигнальным.
  9. Если диагностика показала, что 5-вольтное напряжение на контактах отсутствует, это говорит о дефекте проводки. Надо определить поврежденный кабель и заменить его.

Чтобы убедиться в том, что контроллер выдает корректный сигнал, потребуется две скрепки. Их могут заменить два куска провода.

Для тестирования нужно произвести следующие действия:

  1. Красный выход мультиметра соединяется с сигнальным контактом контроллера. Черный необходимо подключить к кабелю заземления.
  2. Ключ прокручивается в замке, производится активация зажигания.
  3. Необходимо удостовериться в том, что заслонка дроссельного узла полностью закрыта.
  4. Тестер должен показать параметры в промежутке от 0,2 до 1,5 вольта. Этот момент надо уточнить в сервисной книжке, поскольку все зависит от конкретной модели авто.
  5. Если диагностика показала 0 вольт, надо убедиться, что был выбран правильный режим тестера. Обычно измерение производится в диапазоне 10–20 вольт. Если показания все равно составляют 0 вольт, диагностика продолжается.
  6. Затем надо постепенно открыть заслонку полностью. Если есть помощник, он может нажать на педаль газа.
  7. Когда заслонка открыта, на тестере должно отобразиться значение в 5 вольт. При медленном открытии заслонки показатель напряжения должен постепенно увеличиваться. Если при различных положениях происходят скачки либо зависание рабочего параметра, контроллер функционирует некорректно, требуется его замена.
  8. После завершения проверки зажигание отключается.

Для автомобилей ВАЗ диагностика работы контроллера выполняется так:

  1. Заслонка полностью закрывается. Ключ вставляется в замок, активируется зажигание.
  2. С помочью тестера выполняется диагностика значения напряжения на выходе контроллера. Этот параметр должен составить не выше 0,7 вольта. Чтобы точно определить выход, необходимо посмотреть на разъем. Два проводника от него идут на массу и питание, а третий - выходной.
  3. После выполняется открытие заслонки, при этом величину напряжения необходимо проверить еще раз. Полученный параметр должен составить не менее 4 вольт.
  4. Затем измеряется напряжение при открытии и закрытии заслонки. Когда данное устройство меняет положение, рабочая величина должна изменяться плавно, без скачков.

Канал AvtoTechLife рассказал о разных способах проведения проверки работоспособности датчика.

Регулировка ДПДЗ

Чтобы правильно отрегулировать и настроить работу контроллера во избежание ошибок делают так:

  1. Открывается моторный отсек машины, снимается гофрированный шланг, который идет на впускной коллектор. Прежде чем регулировать устройство, надо визуально осмотреть состояние заслонки. При наличии загрязнений элемент подлежит очистке с помощью тряпки, смоченной в бензине. Нелишним будет прочистить впускной коллектор.
  2. Затем необходимо ослабить упорный винт заслонки дросселя (этот компонент открывается до конца и отпускается). Когда выполняется это действие, можно услышать щелчок удара об упор.
  3. Осуществляется регулировка натяжения упорного винта (при выполнении этой задачи необходимо щелкать заслонкой). Если этот элемент перестанет заедать и будет двигаться свободно, болт надо закрепить посредством гайки.
  4. На следующем этапе нужно ослабить винты, фиксирующие регулятор. Берется мультиметр, поскольку без него отрегулировать работу контроллера не получится. Один выход прибора надо соединить с контактной составляющей , второй должен быть подключен между заслонкой и упорным винтом.
  5. Затем корпус регулятора начинает прокручиваться. Это происходит до момента, пока величина напряжения на дисплее мультиметра не будет изменяться с открытием заслонки.
  6. По завершении регулировки фиксирующие винты можно затянуть.

Необходимость настройки работы контроллера может возникнуть после замены устройства на новое.

Пользователь Дмитрий Мазницын подробно рассказал о самостоятельном выполнении регулировки ДПДЗ своими руками на примере автомобиля Фольксваген Пассат.

Калибровка датчика

Если устройство было отрегулировано, может потребоваться его дополнительная калибровка перед эксплуатацией.

Данный процесс включает следующие действия:

  1. От аккумуляторной батареи отключаются клеммы. Используя гаечный ключ, зажим на отрицательном выводе ослабляется. После отключения питания в бортовой сети необходимо подождать не менее двадцати минут.
  2. Клеммный зажим устанавливается обратно. На этом этапе надо убедиться, что заслонка полностью закрыта. Если нет, то необходимо сделать это.
  3. Ключ нужно устанавливать в выключатель, включается зажигание приблизительно на 15 секунд. Двигатель не запускается. После зажигание можно выключить.
  4. Теперь следует подождать около двадцати секунд. Блок управления должен запомнить информацию о технических параметрах датчика.

Самостоятельная замена датчика положения дроссельной заслонки

Для самостоятельной замены ДПДЗ надо приобрести регулятор, соответствующий модели транспортного средства. Для замены и установки ДПДЗ не потребуется яма или эстакада.

Пошаговая инструкция

Руководство по замене устройства:

  1. Действия выполняются при отключенном зажигании.
  2. Необходимо открыть моторный отсек машины и найти регулятор.
  3. Далее выполняется очистка посадочного места вокруг контроллера (если это потребуется). Это делается для того, чтобы не допустить попадания грязи внутрь.
  4. От устройства отсоединяется колодка с кабелями. Выкручивается болт, крепящий датчик положения дроссельной заслонки. Его следует проверить визуально на предмет дефектов.
  5. Перед установкой нового контроллера посадочное место для датчика прочищается еще раз.
  6. При осуществлении монтажа важно правильно соединить торцевую часть оси заслонки с местом монтажа регулятора.
  7. Датчик проворачивается по кругу. Это делается для того, чтобы совместить отверстия и закрепить винты, фиксирующие устройство. После закручивания болтиков к контроллеру подключается разъем с кабелями.

Фотогалерея

Фото замены регулятора положения заслонки.

Отключение разъема питания от регулятора Откручивание болтов, которые крепят контроллер Монтаж нового уплотнителя перед установкой ДПДЗ

Сколько стоит датчик положения дроссельной заслонки?

Стоимость нового устройства зависит от производителя, а также модели автомобиля:

Видео

Пользователь Иван Васильевич подробно рассказал о самостоятельной замене регулятора на примере автомобиля Лада.