Инженерная техника советской армии. Птс-м транспортно грузовой вариант Птс м плавающий транспортер технические характеристики

В ходе майских учений инженерных войск в Муроме широко применялись плавающие транспортёры. Что же это за машина?

Плавающий транспортер ПТС-2 (плавающий транспортёр средний) используется для переправы через значительные водные преграды (реки, озёра, морские заливы и лиманы) личного состава вооружённых сил, колесной техники, артиллерийских орудий и других материальных средств.

ПТС-2 разработан на Луганском тепловозостроительном заводе на базе некоторых узлов танка Т-64.

Кабина транспортёра бронированная, герметичная, оснащена фильтро-вентиляционной установкой и защитой от радиоактивных веществ. В кабине размещается радиостанция и радиометр. Над люком командира машины установлена пулемётная турель (в ПТС-3 - башенка).

Вместительность транспортёра ПТС-2 :

75 солдат с полным вооружением и снаряжением;

2 орудия среднего калибра (до 85 мм) с расчётами;

1 орудия крупного калибра (до 152 мм) с расчётом;

2 автомобиля типа УАЗ-3151;

1 грузовой автомобиль (например, ЗиЛ-131 или Урал-4320) с грузом. Общий вес не должен превышать 12 т;

12 раненых на носилках;

Модификация транспортёра, ПТС-3, может перевозить и БМП-1/2.

Другие тактико-технические характеристики плавающего транспортёра ПТС-2:

Вес транспортёра: 24 т.

Размеры машины: 12.5х3.3 м.

Максимальная скорость движения на суше с грузом/без груза: 34/60км/ч.

Запас хода по топливу: на суше - 500 км., на воде - 18 часов.

Запас хода по топливу на воде:18 часов.

Топливный бак: 1090 литров.

Мощность дизельного двигателя: 710 л.с.

ПТС-2 может перевозится самолётами военно-транспортной авиации.

Плавающий транспортер ПТС-2 может использоваться при осуществлении десантных операций на море и крупных озерах.

С целью повышения мореходности (волнение до 3 баллов) ПТС-2 оснащается водоотливными насосами, удлинителями выхлопа и герметичным тентом. Для навигации на больших водных просторах машина оснащается гирополукомпасом.

На воде передвижение транспортёра происходит с помощью двух винтов. Максимальная скорость движения на воде с грузом/без груза 12/13 км/ч (для сравнения, скорость на воде - 8 км/ч).

Для ПТС-2 предельно допустимость скорость течения воды в реке - 2,5 км/ч.

Транспортёр ПТС-2 используется и для перевозки грузов по пересечённой и болотистой местности (машина имеет весьма малое удельное давление на грунт).

Транспортёр ПТС-2 может использоваться и как санитарно-эвакуационная машина. Для этого в кузове установлены специальные кронштейны для 12-ти носилок.

На корме транспортёра установлено устройство для самоокапывания, благодаря которому можно оборудовать укрытие для машины. Реально самоокапывание редко используется, так как огромный объём грунта (120 кубометров - объем только самой машины, без учета съезда) трудная задача и для специальной техники.

- «Пермские телекоммуникационные системы» http://www.permts.ru/​ г. Пермь ПТС плавающий транспортёр средний транспорт Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО… …

ПТС аббревиатура: плавающий транспортёр средний Петербургская телефонная сеть, с апреля 2006 петербургский филиал ОАО «Северо Западный Телеком» паспорт транспортного средства приемо транспортное судно (траулер) передвижная… … Википедия

Сущ., кол во синонимов: 1 станция (85) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ПТС - [пэтэ эс], нескл., жен. (сокр.: передвижная телевизионная станция) … Русский орфографический словарь

ПТС и СО - предприятие текущего содержания и санитарной очистки организация Источник: http://www.regnum.ru/allnews/266122.html … Словарь сокращений и аббревиатур

ПТС-ЦТ - передвижная телевизионная станция цветного телевидения телевидение … Словарь сокращений и аббревиатур

ПТС - – передвижная телевизионная станция, смонтированный (обычно в автобусе) комплекс аппаратуры для проведения внестудийных телевизионных передач. Высокая мобильность ПТС и возможность с ее помощью вести передачу (или запись передачи) вне… … Энциклопедический словарь СМИ

ПТС - пиротехнические средства передвижная телефонная станция паспорт транспортного средства … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

ПТС - см. Подарочный туристический сертификат … Лексикон туриста

ПТС - пассажирские тарифы и сборы переводной технический словарь передвижная телевизионная станция передвижная телефонная станция Петербургская телефонная сеть (фирма) Петербургская телефонная сеть подводная телевизионная система подводно техническое… … Словарь сокращений русского языка

Книги

  • Артерии новой цивилизации , М. Б. Кононов. Книга примечательна короткими интервью с людьми, тогда мало кому известными, а теперь стоящими очень высоко… Директор ОАО ПТС по международным связям Рейман Л. Д. рассказывает о создании…
  • Как выгодно продать или купить авто с пробегом? Опыт автоэкспертов , Илья Ушаев. Давайте на чистоту и без розовых очков. Автомобильный рынок хранит в себе множество опасностей, обмана и угроз. Салоны забирают автомобиль на комиссию и не отдают деньги, перекупы вписывают…

5:03 / 20.11.16
Еще раз об амфибиях (заключительная глава четвертой части статьи)

В заключительной главе четвёртой части статьи предполагается рассмотреть амфибийные гусеничные машины инженерной и автомобильной техники, стоящей на вооружении советских и российских войск .

Близится 75-я годовщина разгрома немцев под Москвой. В этой связи необходимо отметить, что даже сильнейшие морозы, сковавщие в 1941 году реки, не послужили основанием для отмены потребности форсировать водные преграды вплавь в ходе наступления.

Контрнаступление началось 5-6 декабря 1941 года и проводилось войсками Западного, Калининского и Юго-Западного фронтов. Результатом его явилось освобождение 11 тысяч населённых пунктов.

Армии Рокоссовского довелось наступать в район Истры. Немцы взорвали дамбу, и стена ледяной воды сметала всё на своём пути. Сибирякам Белобородова пришлось форсировать переправляться под огнём противника этот поток из воды и глыб льда, используя подручные средства - плоты, ворота и двери заборов, соломенные тюфяки и редкие, в ту пору в войсках, резиновые лодки.

Этот факт истории ещё раз подчёркивает необходимость оснащения войск амфибиями.

Уже в советский период инженерные войска в ряде случаев решали задачи по наведении переправ в тяжелейших условиях. Так в декабре 1979 года пришлось наводить наплавной мост через реку Амударью. Понтонёрам пришлось наводить мост в условиях угрозы огневого воздействия противника, рассчитывая только на свои силы. А течение реки в это время года практически не позволяло наводить переправу. Якоря с понтонов и катера едва удерживали ленту моста, пришлось даже изобрести специальные анкерные якоря.

Учитывая огромный опыт применения инженерных войск, конструкторы советских амфибий, предназначенных для инженерных частей, изначально закладывали возможность преодоления этими машинами всех рек Евразии в любое время года.

Наведение наплавного моста через Амударью в декабре 1979 года / Фото: topwar.ru

Воздействие течения Амударьи на наплавной мост, декабрь 1979 года / Фото: topwar.ru

Первой такой гусеничной амфибией явился плавающий гусеничный транспортёр К-61, разработанный в 1948 году. Амфибию разработали в ОКБ инженерных войск под руководством А.Ф. Кравцова на базе существовавшего в ту пору артиллерийского тягача М-2..


Гусеничный плавающий транспортер К-61 / Фото: pomnivoinu.ru


Гусеничный плавающий транспортёр К-61 предназначался для десантной переправы артиллерийских орудий, колёсных артиллерийских тягачей и стрелковых подразделений. .


Копровый блок установленный на транспортер К-61 (Железнодорожные войска) / Фото: ru.wikipedia.org

Машину приняли на вооружение 16.05.1950 года постановлением Совета Министров СССР № 1952-752. Транспортёр производился Крюковским вагоностроительным заводом (г. Кременчуг, Украина) с 1950 по 1958 годы, а с 1958 по 1965 годы выпуск машины осуществлялся заводом «Строймашина» в г. Ижевске.


Схема общей компоновки К-61 / Изображение: e-libra.ru

Машина имела стальной герметичный водоизмещающий корпус. В центре корпуса разместили тяжёлый двигатель, главный фрикцион (сцепление) и коробку передач. За ней, по направлению к носу корпуса, имелась раздаточная коробка (РК), от которой силовой поток передавался через главную передачу к бортовым передачам и к ведущим колёсам. От РК силовой поток передавался на лебёдку и на водоходный движитель, представленный двумя гребными винтами, расположенными в туннелях кормы корпуса. Задний борт корпуса – откидной с аппарелями. В носовой части корпуса применён волноотражающий щит.


Машина оснащена двухтактным форсированным дизельным двигателем ЯАЗ-204В мощностью в 130 л.с., установленным в средней части корпуса. В носовой части имеется лебёдка с тяговым усилием в 4,5 т, оснащённая тросом длиной 50 м.


Двигатель ЯАЗ-204М / Фото: pk-epr.ru

Как указано выше, на амфибии в качестве водоходного движителя применили два стальных трёхлопастных гребных винта правого вращения диаметром 600 мм, расположенных каждый в своём гидродинамическом туннеле. Конструкция таких движителей уже рассмотрена нами во второй части этой статьи. Сразу за винтами размещены перовые рули, связанные механическим приводом со штурвалом, размещённым в кабине управления. Диаметр циркуляции на воде при применении рулей составляет примерно 30 метров, а при работе винтов «враздрай» транспортёр разворачивается на месте без поступательного движения.


Винто-рулевая группа К-61 / Фото: kpopov.ru

Система водооткачки представлена двумя лопастными водооткачивающими насосами производительностью по 400 л/мин, имеющими привод от РК. Водозаборники насосов размещены: одного – в задней части корпуса, второго – в средней части. При остановке двигателя применяется ручная помпа. Запас плавучести с полной нагрузкой – 10%.



Вывод: плавающий транспортёр К-61 способен преодолевать все равнинные реки Евразии круглогодично, полугорные реки – только после спада половодья.

Дальнейшее развитие плавающие транспортёры получили в разработке плавающих гусеничных транспортёров советского периода – ПТС в 1961 году, ПТС-М в 1965 году, ПТС-2 – 1973 г и ПТС-3 – 1988 г. Закончился советский период разработкой ПТС-4, машина не была принята на вооружение в связи с распадом СССР.

Предлагается рассмотреть особенности каждого из этих транспортёров.


Плавающий транспортёр ПТС / Фото: zonwar.ru


Плавающий транспортёр ПТС разрабатывался на базе агрегатов и узлов артиллерийского тягача среднего АТС-59 и танка Т-54 на Крюковском вагоностроительном заводе под руководством главного конструктора Е.Е. Ленциуса в 1961году. Машина производилась Луганским тепловозостроительным заводом.. Общая компоновка машины была аналогична компоновке К-61.


Применение на машине более мощного двигателя В-54П (350 л.с.) позволило существенно увеличить водоизмещение стального герметичного корпуса и повысить скорость движения по воде до 11 км/ч.


Двигатель В-54 в МТО транспортёра, вид сверху / Фото: dic.academic.ru

Запас плавучести амфибии с полной нагрузкой составил 30%. . Транспортёр может применяться в морских десантных операциях. Для этих целей на нём установили гирополукомпас. Корпус оснастили герметичной не бронированной кабиной управления, но уже оборудованной ФВУ и отопителем. В качестве дополнительного морского оборудования применили удлинители выхлопа, защиту остекления, герметизированный тент и два мощных водооткачивающих насоса, имеющих производительность, соответственно, в 400 и 800 л/мин. Запас плавучести позволяет применять амфибию при волнении до 4-5 баллов. Лебёдка способна обеспечить самовытаскивание машины при преодолении крутых подъёмов берега. На машине в качестве дополнительного оборудования к фарам применили прожектор «Луна» с дальностью луча до 800 м. Машина оснащается прибором ночного видения ПНВ-57Т. На амфибии установили радиостанцию Р-113 или Р-123 (танковую).

Для одновременной переправы артиллерийской системы и артиллерийского тягача за ПТС можно было прицепить прицеп колёсный плавающий (ПКП) грузоподъёмностью в 5 тонн. На каждом борту прицепа прицеплялись дополнительные поплавки. Прицепами оснащались части из расчёта 1 прицеп на 2 транспортёра ПТС затем пришедшего ему на смену ПТС-2 . При буксировке прицепа по воде скорость снижается примерно на 25%.


Прицеп колёсный плавающий / Фото: upload.wikimedia.org

Перемещение машины на воде осуществлялось за счёт водоходного движителя, который включался при неотключаемых гусеницах, что особенно помогало при движении машины по мелководью и при выходе на берег.

Водоходный движитель остался типа гребной винт, подобный как на К-61, но только большей производительности. Винт имел три лопасти, диаметр винта составлял 650 мм. Перовые рули для поворота на воде остались сразу за гребными винтами, привод их остался механическим от штурвала. Для откачки воды из корпуса смонтировали два центробежных насоса производительностью: малый – 400 л/мин, большой – 4000 л/мин. .

Эксплуатация машины показала, что управляемость на воде была недостаточной.. Это объясняется тем, что при больших оборотах винтов повернуть рули механическим штурвалом (без усилителя) было почти невозможно из-за большого скоростного напора выбрасываемой винтом струи. А при сбросе оборотов, из-за большой массы, амфибия становилась неуправляемой. Оставалось управление винтами, пуская их враздрай, но переключение винта занимало много времени. Так что управление ПТС на воде требовало огромных навыков. Диаметр циркуляции на воде составлял около 90 метров.

В 1965 году под руководством Е.Е. Ленциуса была разработана на базе ПТС амфибия ПТС-М.


Амфибия ПТС-М / Фото: ru.wikipedia.org

Амфибия отличалась от ПТС установкой в кабине ФВУ с дизельным подогревателем воздуха, применили трубчатый каркас с герметично закрывающимся тентом. Кузов под тентом обогревался подогревателем воздуха (топливо для обогревателя было дизельным).


Плавающий транспортер ПТС-М ПАО «Лугансктепловоз» / Фото: io.ua


Подогреватели были очень важны, особенно при плавании по морю, так как способствовали таянию намораживаемого льда.


Грузовая платформа была увеличена с 18,5 кв.м до 20,54 кв.м. В кузове разместили комплект санитарного оборудования – 12 носилок. На машине применили новую радиостанцию..

Производство машин было развёрнуто на предприятии «Лугансктепловоз».

Тактико-технические характеристики

Наименование ПТС ПТС-М
Классификация плавающий плавающий
Боевая масса, т
17,0
17,8
Грузоподъёмность на плаву, т
10
10
Год разработки 1961 1965
Длина корпуса, мм
11425
11425
Ширина корпуса, мм 3300 3300
Высота, мм
2650
2650
Колея, мм
2800
2800
Клиренс, мм
400
400
Тип двигателя
В-54П
В-54П
Мощность двигателя, л.с.
350
350
Скорость по шоссе, км/ч 42 42
Скорость на плаву, км/ч
11,2*
10,6*
Допустимая скорость течения реки, м/с
3*
3*

ПТС-4 - это новейший российский плавающий гусеничный транспортер , который был создан специалистами ОАО КБТМ из города Омска. В 2014 году предприятие переименовали в ОАО «Омский завод транспортного машиностроения». Впервые данная машина была показана публике на выставке вооружений и военной техники в Омске в 2007 году. В 2011 году плавающий гусеничный транспортер успешно прошел государственные испытания. Машина принята на снабжение вооруженных сил России, и серийно выпускается в Омске.

ПТС-4 создавался для замены устаревших плавающих транспортеров ПТС-2 и ПТС-3, которые выпускались в СССР в 1970-х и 1980-х годах. Их производство было налажено в Луганске на шасси танков Т-64 Харьковского завода транспортного машиностроения. В конструкции ходовой части новых ПТС-4 используются элементы серийно выпускающихся основных боевых танков: гусеницы и торсионы Т-80, коробка передач и фрикционы Т-72.

Масса данной гусеничной плавающей машины составляет 33 тонны, что сопоставимо с весом 7 африканских слонов. Несмотря на свой немалый вес, машина отлично чувствует себя и в поле, и в водоеме, демонстрируя отличный уровень плавучести. Максимальная скорость движения по шоссе составляет - 60 км/ч, на плаву - 15 км/ч. Грузоподъемность машины составляет 18 тонн, а запас хода (по топливу) на суше - 587 км.

В настоящее время плавающие гусеничные транспортеры ПТС-4 , которые выпускаются в Омске на заводе транспортного машиностроения, считаются лучшими в своем классе. На проходившем этим летом в Подмосковье военно-техническом форуме «Армия-2015» впервые были показаны ПТС-4, состоящие на вооружении инженерных подразделений российской армии. «Четверка» была создана с широким использованием узлов и агрегатов танков Т-72 и Т-80. Данный транспортер предназначен для переправы через различные водные преграды разнообразных образцов боевой техники: автомобилей, буксируемой артиллерии, бронетранспортеров и БМП.

Также плавающие транспортеры можно использовать при проведении различных спасательных операций во время стихийных бедствий, к примеру, при разливе рек. Экипаж машины состоит из двух человек. В качестве вооружения используется дистанционно управляемый крупнокалиберный 12,7-мм пулемет. По мнению некоторых военных экспертов, уже в недалеком будущем, возможно, появление нового плавающего гусеничного транспортера с использованием узлов перспективной тяжелой гусеничной платформы «Армата».

Гусеничный плавающий транспортер ПТС-4 может не только переправлять боевую технику, личный состав и различные грузы через водные преграды, но и перевозить перечисленные грузы в условиях заболоченной или пересеченной местности, что делает машину довольно универсальной. Правда, при этом существенно снижается грузоподъемность гусеничного транспортера.

Также гусеничный транспортер может применяться в морских десантах. Для этой цели на нем специально устанавливается дополнительное оборудование: два насоса, предназначенные для откачки воды производительностью 800 и 400 литров в минуту, специальная защита остекления, герметизированный тент, удлинители выхлопа и гирополукомпас. Плавающий транспортер ПТС-4 может использоваться по своему прямому назначению при волнении на море до 5 баллов.

Принимая в расчет то, что завод в Омске получил задание на разработку транспортера пятого поколения, в процессе создания ПТС-4 был осуществлен очень большой объем научно-исследовательских и экспериментальных работ, которые включали поиск наиболее рациональных и эффективных технических решений, а также их последующую обработку и обкатку. В частности прорабатывались вопросы размеров и формы водоизмещающих корпусов, перебирались разнообразные типы движителей, систем управления транспортером на плаву, водоотливных насосов и тому подобное.

Существенное внимание разработчиков было уделено повышению проходимости нового гусеничного транспортера, особенно на этапе входа машины в воду и выхода из воды на сушу. Угол крена удалось увеличить до 25 градусов, а угол преодолеваемого подъема/спуска - до 32 градусов.

В отличие от машин предшественников, той же ПТС-3, новый плавающий транспортер потяжелел на 8 тонн за счет увеличения грузоподъемности и появления бронирования, которое отвечает современным требованиям. В частности отделение управления ПТС-4 получило противопульное бронирование. Благодаря использованию двигателя новой конструкции, удалось увеличить скорость движения плавающего транспортера как по земле, так и по водной поверхности. А увеличенный запас топлива позволяет транспортеру преодолеть на одной заправке значительно большее расстояние. Для самозащиты на гусеничном транспортере был установлен дистанционно управляемый крупнокалиберный пулемет.

Средний плавающий гусеничный транспортер ПТС-4 был создан для замены устаревших транспортеров, находящихся на вооружении российской армии, а также в связи с тем, что все производство данных боевых машин еще со времен СССР оказалось на территории Украины (Луганск). Все транспортеры ПТС предыдущих серий производились на шасси основного боевого танка Т-64, который также изготавливался на украинском предприятии (Харьков). Новый же транспортер ПТС-4 базируется на шасси танка Т-80 и полностью изготавливается российскими предприятиями из российских же комплектующих.

Гусеничный плавающий транспортер состоит из водонепроницаемого корпуса с кабиной экипажа и грузовым отделением, в котором имеется откидной задний борт. Двигатель расположен приблизительно в центральной части корпуса транспортера, что увеличивает его устойчивость на плаву и надежность передачи крутящего момента на водяной и гусеничный движители, равно как и на лебедки.

На ПТС-4 разработчики отказались от расположения винтов в туннелях и установили их в специальных направляющих насадках, которые были установлены за кормовой частью машины. При этом за каждым из винтов появился сдвоенный водяной руль. Благодаря наличию этих конструктивных решений, удалось повысить маневренность и управляемость ПТС-4 на плаву, особенно при движении транспортера по криволинейным траекториям. При осуществлении поворота на плаву при помощи рулей радиус циркуляции ПТС-4 составляет примерно 80 метров, а при повороте в режиме работы винтов в противоходе - примерно 20 метров.

В то время, пока гусеничный транспортер перемещается по суше, винты поднимаются и прижимаются к заднему откидному борту. При осуществлении опускания и подъема заднего борта движительно-рулевой комплекс перемещается вместе с бортом.

Плавающий транспортер разгружается и загружается на суше через откинутый задний борт, который оборудован аппарелями. Техника заходит на борт своим ходом. Несамоходная военная техника перемещается при помощи специальной механической лебедкой, которая находится в передней части грузовой платформы транспортера. Данная лебедка может применяться также для самовытаскивания ПТС-4 в той ситуации, когда береговой рельеф не позволяет транспортеру выйти на берег (при этом разгрузка машины значительно усложняется и время, необходимое для данной операции, увеличивается).

Конструктивно инженерами была предусмотрена возможность одновременной переправы тягача и буксируемой им артиллерийской системы, которая в этом случае загружается на плавающий колесный прицеп, который входит в комплект ПТС-4. Маневренность и скорость движения при этом значительно падают (практически на 30 %).

Плавающий транспортер ПТС-4 обладает бронированной кабиной экипажа, которая оснащена фильтровентиляционной установкой. Также машина имеет устройство для самоокапывания. Технически предусмотрена возможность установить на транспортер навесное экранирование ходовой части. В кабине экипажа находятся средства связи, а также оборудование, позволяющее осуществлять вождение машины даже в ночных условиях и при плохой видимости.

Стоит отметить, что ПТС-4 уже неоднократно использовались во время спасательных работ в зонах наводнения как в нашей стране, так и в ряде других государств. С помощью данных машин была организована эвакуация гражданского населения, имущества, скота из районов подтопления, а также налаживание снабжения населения водой и продовольствием, оказание первой медицинской помощи в районах, которые были отрезаны наводнением.

Тактико-технические характеристики ПТС-4:
Габаритные размеры: длина - 8,28 м, ширина - 3,3 м.
Масса машины - 33,145 т.
Грузоподъемность на воде и подходах к водной преграде - 18 т.
Грузоподъемность на суше - 12 т.
Максимальная скорость по шоссе - 60 км/ч.
Максимальная скорость на воде - 15 км/ч.
Мощность двигателя - 840 л.с.
Запас хода на суше (по топливу) - 587 км.
Запас хода на воде (по топливу) - 10,6 часов.
Вооружение - один зенитный пулемет калибра 12,7 мм (боезапас 400 патронов)
Экипаж - 2 человека.
Варианты загрузки: десант в полной экипировке - 72 человека; раненые на носилках - 12 человек; артиллерийская система калибра 57-152 мм - 1 шт.; автомобиль типа «Урал 4320» - 1 шт.; автомобиль типа «УАЗ-469» - 2 шт.

3D модель ПТС-4:







Бронетехника России и мира фото, видео смотреть онлайн значительно отличалась от всех предшественников. Для большого запаса плавучести заметно увеличили высоту корпуса, а для улучшения остойчивости ему в поперечном сечении была придана трапецеидальная форма. Нужную пулестойкость корпусу обеспечивала катаная цементованная броня с дополнительно закаленным наружным слоем марки КО ("Кулебаки- ОГПУ"). При изготовлении корпуса применялась сварка броневых листов с внутренней мягкой стороны, для облегчения сборки применялись специальные стапели. Для упрощения монтажа агрегатов верхние броневые листы корпуса сделали съемными с уплотнением на тканевых прокладках, смазанных суриком.

Бронетехника второй мировой войны в которой экипаж их двух человек размещался вблизи продольной оси в затылок друг другу, но башня с вооружением была смещена на 250 мм к левому борту. Силовой агрегат смещен к правому борту таким образом, что доступ для ремонта двигателя был возможен изнутри боевого отделения танка после снятия предохранительной перегородки. В корме танка по бортам располагались два бензобака емкостью по 100 л., а непосредственно за двигателем – радиатор и теплообменник, омываемые забортной водой при движении на плаву. На корме, в специальной нише, располагался гребной винт с водоходными рулями. Баланс танка был подобран таким образом, что на плаву он имел небольшой дифферент на корму. Привод гребного винта осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности, укрепленной на картере коробки перемены передач.

Бронетехника СССР в январе 1938 г. по ходатайству начальника АБТУ Д. Павлова вооружение танка должно было быть усилено путем установки 45-мм полуавтоматической пушки или 37-мм автоматической пушки, причем в случае установки полуавтомата экипаж должен был быть увеличен до трех человек. Боекомплект танка должен был состоять из 61 выстрела для 45-мм пушки и 1300 патронов к пулемету. КБ завода № 185 выполнило два проекта по теме "Замок", в качестве прототипа которых использовался шведский танк "Ландсверк-30".

Бронетехника вермахта не избежала неприятностей с форсированием двигателя. К сказанному можно добавить только то, что указанный кризис был преодолен фактически только в 1938 г., для чего танк получил не только форсированный двигатель. С целью усиления подвески в нем были применены более толстые листы рессор. Пошли резиновые бандажи из неопрена – отечественного синтетического каучука, начато изготовление траков из стали Гартфильда горячей штамповкой, введены закаленные ТВЧ пальцы. Но все эти изменения в танк были введены не одномоментно. Корпус танка с наклонными бронелистами изготовить в срок не удалось. Однако коническая башня улучшенной защиты была подана вовремя, и танк с прежним корпусом, усиленной подвеской (за счет установки более толстых листов рессор), форсированным двигателем и новой башней поступил на испытания на НИБТполигон.

Современная бронетехника шла под условным индексом Т-51. В нем был сохранен процесс перехода с гусениц на колеса, как у прототипа, – опусканием специальных рычагов с колесами без выхода человека. Однако после корректировки требований к танку, сделавших его трехместным (решено было сохранить дублирующее управление у заряжающего), и усиления его вооружения до уровня БТ колесный ход по типу "Ландсверка" реализовать оказалось уже невозможным. Кроме того, трансмиссия колесного привода танка была чрезмерно сложной. Поэтому вскоре работы по теме "Замок" велись уже над танком Т-116, в котором "переобувание" производилось по типу БТ – снятием гусеничных цепей.