Где можно проверить аккумулятор автомобиля. Самые эффективные способы проверки аккумулятора автомобиля. Проверка состояния АКБ нагрузочной вилкой

При использовании аккумуляторных батарей на любых объектах, особенно в системах бесперебойного питания, за их состоянием нужно следить и регулярно проводить проверки. В этом материале мы рассмотрим основные параметры АКБ, а также рассмотрим, какими приборами и как можно провести их контроль и проверку!

Основная задача при проверке состояния любой аккумуляторной батареи - выяснить, обладает ли она достаточной емкостью, может ли обеспечить заявленные производителем характеристики в течение необходимого времени. Однако непосредственно средствами измерения определяются только несколько основных параметров - напряжение, сила тока. В обслуживаемых аккумуляторах можно также замерить плотность электролита. Измерения можно проводить неоднократно, фиксируя изменение значений с течением времени. Все остальные параметры и характеристики не измеряются напрямую, а выводятся по разработанной изготовителем методике, причем она зависит и от типа АКБ, и от рекомендаций производителя, и от вида подключенной нагрузки. При этом необходимо учитывать, что многие зависимости, характеризующие работу АКБ, носят нелинейный характер. Могут сказываться и другие факторы, например, влияние температуры.

При выполнении краткосрочных измерений при использовании даже самых совершенных методик тестирование носит не точный количественный, а качественный характер. Единственный достоверный способ измерения емкости АКБ - его полная разрядка в течение многих часов с тщательной фиксацией параметров в ходе всего процесса. Но использовать столь продолжительную процедуру на практике можно далеко не всегда, особенно если батарей много. Тем не менее, и краткосрочных оценочных измерений достаточно для того, чтобы отличить работоспособный аккумулятор от изношенного, утратившего емкость, и вовремя произвести замену АКБ.

Способы проверки АКБ

1. Подключение нагрузки

К АКБ на некоторое время подключается рабочая или второстепенная нагрузка той или иной величины. Вольтметром или мультиметром измеряется падение напряжения. Если процедура выполняется несколько раз, между измерениями выжидается определенное время, чтобы батарея восстановилась. Полученные данные сопоставляются с параметрами, заявленными производителем АКБ для данного типа батареи и данной величины нагрузки.

2. Измерения при помощи нагрузочной вилки

Строение простейшей нагрузочной вилки показано на схеме:

Устройство оснащено вольтметром, параллельно которому установлен большой по мощности нагрузочный резистор, и имеет два щупа. В старых моделях вольтметры аналоговые; новые модели, как правило, оснащены ЖК-дисплеем и цифровым вольтметром. Существуют нагрузочные вилки с усложненной схемой, использующие несколько нагрузочных спиралей (сменных сопротивлений), рассчитанные на разные диапазоны измерения напряжений, предназначенные для тестирования кислотных либо щелочных аккумуляторов. Есть даже вилки, которыми тестируют отдельные банки аккумуляторов. В состав продвинутых устройств помимо вольтметра может входить амперметр.

Получаемые при измерениях данные также необходимо сопоставлять с параметрами, заявленными производителями для данного типа батарей и данного сопротивления.

3. Измерения при помощи специальных устройств, тестеров анализаторов АКБ

Приборы Кулон

Принципиальным развитием идеи нагрузочной вилки можно считать семейство цифровых приборов-тестеров Кулон (Кулон-12/6f, Кулон-12m, Кулон-12n и другие) для проверки состояния свинцовых кислотных аккумуляторов, а также другие подобные устройства. Они позволяют проводить быстрые замеры напряжения, приближенно определять емкость АКБ без контрольного разряда и сохранять в памяти несколько сотен, а иногда и тысяч измерений.

Приборы Кулон питаются от аккумулятора, на котором проводятся измерения. Входящие в комплект провода с разъемами «крокодил» имеют части, изолированные друг от друга, что обеспечивает четырехзажимное подключение к аккумулятору и устраняет влияние на показания прибора сопротивления в точках подключения зажимов. По заявлению разработчика, прибор анализирует отклик аккумулятора на тестовый сигнал специальной формы, при этом измеряемый параметр примерно пропорционален площади активной поверхности пластин аккумулятора и, таким образом, характеризует его емкость. Фактически, точность показаний зависит от достоверности методики, разработанной производителем.

Емкость аккумулятора - электрический заряд, отдаваемый полностью заряженным аккумулятором - измеряется в ампер-часах и представляет собой произведение тока разряда на время. Для точного определения емкости необходимо произвести разряд батареи (процесс длительный, многочасовой), постоянно фиксируя величину заряда, отдаваемого батареей. При этом относительная емкость АКБ в зависимости от времени изменяется нелинейно. Например, для аккумуляторной батареи типа LCL-12V33AP относительная емкость меняется со временем следующим образом:

Прибор Кулон при помощи быстрого измерения ориентировочно определяет емкость полностью заряженного аккумулятора . Он не предназначен для оценки степени заряженности АКБ, все измерения необходимо проводить на полностью заряженной батарее. Устройство кратковременно подает тестовый сигнал, регистрирует отклик от батареи и через несколько секунд выдает ориентировочную емкость АКБ в ампер-часах. Одновременно на экран выводится измеренное напряжение. Полученные значения можно сохранять в памяти прибора.

Производитель подчеркивает, что устройство не является прецизионным измерителем, но позволяет оценочно определять емкость свинцовой кислотной батареи, особенно если пользователь самостоятельно откалибровал прибор при помощи аккумулятора такого же типа, что и тестируемый, но с известной емкостью. Процедура калибровки подробно изложена в инструкции к прибору.

Тестеры PITE

Следующая разновидность устройств для тестирования АКБ - тестеры PITE: модель PITE 3915 для измерения внутреннего сопротивления и модель PITE 3918 для оценки проводимости батарей.

Управление осуществляется при помощи цветного сенсорного экрана, но основные управляющие кнопки вынесены на клавиатуру в нижней части корпуса. Прибором можно тестировать батареи емкостью от 5 до 6000 А·ч, с элементами аккумулятора 1.2 В, 2 В, 6 В и 12 В. Диапазон измерения напряжения - от 0.000 В до 16 В, сопротивления - от 0.00 до 100 мОм. Прибор позволяет задать тип проверяемых батарей, выполнить измерение напряжения и сопротивления (модель 3915) или напряжения и проводимости (модель 3918), и на их основании судить о том, соответствует емкость батареи заявленной производителем или нет. При этом параметр Capacity (емкость батареи) выводится в процентах.

Интерфейс прибора позволяет проводить как одиночные измерения, так и последовательные (до 254 измерений в каждой последовательности, совокупное количество результатов более 3000), что удобно при проверке большого количества однотипных АКБ (в последнем случае результаты сохраняются автоматически, помимо данных в них фиксируется также порядковый номер измерения). В зависимости от настроек прибор может использовать для выдачи результата (статуса Good, Pass, Warning или Failed) собственные критерии либо значения, заданные пользователем. Результаты тестирования через порт USB могут быть перенесены на компьютер для просмотра и последующей подготовки отчетов.

Анализаторы Fluke

Более глубокое развитие той же идеи - приборы Fluke Battery Analyzer серии 500 (BT 510, BT 520, BT 521), которые позволяют измерять и сохранять в памяти напряжение, внутреннее сопротивление стационарной батареи, температуру минусовой клеммы, напряжение при разрядке. При наличии дополнительных аксессуаров можно измерять и сохранять в памяти и другие параметры. Тесты можно проводить как в режиме отдельных измерений, так и в последовательном режиме; используя настраиваемые профили. Есть возможность задать пороговые значения для различных параметров. Встроенный порт USB позволяет передавать собранные записи (до 999 записей каждого типа) на компьютер для подготовки отчетов с помощью программного обеспечения Analyze Software, входящего в комплект поставки.

Щупы прибора имеют специальную конструкцию: внутренний подпружиненный контакт предназначен для измерения тока, внешний - для измерения напряжения. Если на щуп надавить, внутренний наконечник смещается внутрь таким образом, что оба контакта каждого щупа касаются поверхности одновременно. В результате одни и те же щупы позволяют организовать как 2-проводное, так и 4-проводное подключение к полюсам батареи (последнее необходимо для измерения Кельвина).

    Прибор позволяет измерять следующие параметры:

    Внутреннее сопротивление батареи (измерение занимает менее 3 с).

    Напряжение батареи (производится одновременно с измерением внутреннего сопротивления)

    Температура минусовой клеммы (рядом с черным наконечником на щупе BTL21 Interactive Test Probe предусмотрен ИК-датчик)

    Напряжение при разрядке (определяется несколько раз в ходе разрядки или во время теста на нагрузку)

Также возможно измерение пульсирующего напряжения, измерение переменного и постоянного тока (при наличии токовых клещей и адаптера), выполнение функций мультиметра. С анализаторами Fluke можно использовать интерактивный тестовый щуп BTL21 Interactive Test Probe со встроенным датчиком температуры. С приборами совместимо большое разнообразие дополнительных аксессуаров (токовые клещи, удлинители разного размера, съемный фонарик и т. п.).

Хотя прибор обладает богатым функционалом, ключевым этапом в определении состояния АКБ остается сопоставление измеренных показателей с расчетными или заданными изготовителем для данного конкретного типа батарей. Устройства Fluke Battery Analyzer серии 500 удобны для массовой инспекции состояния батарей. Последовательный режим и система профилей позволяют выполнять необходимые измерения одно за другим, результаты запоминаются прибором и хранятся в упорядоченной форме, последовательно пронумерованные и разбитые на группы. Но прибор не имеет функции прямого или косвенного измерения емкости АКБ в ампер-часах - хотя бы потому, что для батарей разного типа на сегодняшний день вряд ли возможно разработать единую точную методику такого определения.

Все перечисленные выше устройства, хоть и отличаются друг от друга по размеру, относятся к классу портативных. В отдельную группу можно выделить стационарные комплексы для проверки АКБ, которые могут проводить быстрые испытания с определением внутреннего сопротивления, контролировать все параметры, включая активную и реактивную составляющие сопротивления, управлять процессом разряда/заряда и т. п. Подобные комплексы адресованы скорее исследовательским лабораториям, промышленным производителям АКБ и разработчикам нового оборудования, чем конечным пользователям.

Анализаторы Vencon

Промежуточное положение занимает анализатор Vencon UBA5 , предназначенный для работы с аккумуляторными батареями, используемыми в портативных средствах связи (мобильных телефонах, носимых радиостанциях, разнообразных гаджетах и т. п.), портативных инструментах и других устройствах напряжением до 18.5 В, емкостью от 10 мА·ч до 100 А·ч. Анализатор Vencon UBA5 совмещен с зарядным устройством и может использоваться в ремонтных мастерских, центрах обслуживания компьютерной техники, мобильной электроники и других устройств.

Прибор предназначен для различных типов АКБ (никель-кадмиевых, никель-металл-гидридных, литий-ионных, литий-полимерных, свинцовых кислотных и др.), позволяет задавать токи зарядки и разрядки, изменять алгоритмы работы устройства, тестировать емкость батарей при помощи однократных и многократных измерений, сохранять результаты измерений в памяти и выводить их через порт USB, готовить графические отчеты при помощи программного обеспечения.

Характерная особенность устройства - два измерительных канала (по 2 измерительных провода каждый), причем для проведения различных измерений их можно комбинировать, в том числе и от нескольких устройств UBA5. Дополнительно могут заказываться датчики температуры.

Прибор способен генерировать зарядный ток до 2А на каждом канале, ток нагрузки - до 3А (45 Вт) на каждом канале (в комплект входит адаптер питания). Более точные характеристики зависят от конкретной модели устройства - в серию UBA5 входит 5 различных моделей приборов.

В данном типе прибора, как и во всех описанных ранее, ключевым для определения состояния батареи является сопоставление измеренных показателей с параметрами, заявленными производителями АКБ.

4. Полная разрядка/зарядка

На сегодняшний день полная разрядка и зарядка - это единственный прямой и максимально достоверный способ определения емкости АКБ. Специализированные устройства контроля разряда/заряда батареи (УКРЗ) позволяют выполнить глубокую разрядку и последующую полную зарядку батареи с постоянным контролем емкости. Однако эта процедура занимает очень много времени: 15-17-20-24 часа, иногда и более суток, в зависимости от емкости и текущего состояния батареи. Хотя метод дает наиболее точные результаты, из-за временных затрат его применение ограничено.

5. Измерение плотности электролита

В обслуживаемых аккумуляторах для определения их состояния можно измерять плотность электролита, поскольку между этим параметром и емкостью АКБ существует непосредственная зависимость. Плотность электролита может меняться в силу разных причин, которые вдобавок взаимосвязаны (частый глубокий разряд батареи, сульфатация, неоптимальная плотность электролита, испарение и утечка раствора и т. д.). Аккумулятор начинает быстрее разряжаться, отдает меньше заряд. При этом необходимо понимать, что плотность электролита даже в исправном аккумуляторе, находящемся в идеальном состоянии - не константа, она меняется с температурой и степенью зарядки аккумулятора. Более того, для разных регионов рекомендованная плотность электролита отличается в зависимости от типовых климатических условий.

Результаты измерения плотности ареометром можно сопоставить со следующей диаграммой для кислотных аккумуляторов.

В зависимости от того, больше или меньше плотность электролита, чем требуемая (а для батареи вредно отклонение и в ту, и в другую сторону), можно частично или полностью заменить электролит, залить дистиллированную воду или раствор необходимой концентрации, обязательно обеспечив перемешивание. Как и при использовании всех ранее описанных способов проверки состояния АКБ ключевым является сопоставление измеренных значений с рекомендациями производителя батареи и следование всем предусмотренным процедурам обслуживания.

Выводы

Каждый способ определения текущего состояния аккумуляторной батареи имеет свои преимущества и недостатки. Каким из них пользоваться - зависит от ваших задач и возможностей. Сориентироваться вам поможет эта сводная таблица.

Способ определения состояния АКБ Преимущества Недостатки
Подключение нагрузки Достаточно реалистичные результаты без использования специализированного оборудования Времязатратность при многократных измерениях Измеренные параметры документируются вручную
Нагрузочная вилка, специализированные анализаторы и тестеры

Портативность устройств

Простота использования

Быстрое проведение измерений, особенно многократных

Некоторые модели способны проводить измерения без выведения АКБ из режима эксплуатации

Специализированные модели позволяют сохранять результаты и переносить их на компьютер для подготовки отчетов

Часть параметров АКБ определяется по косвенным методикам Оценочная точность измерений
Полный разряд/заряд Единственный достоверный способ оценки емкости АКБ Очень продолжительная процедура - многие часы, иногда сутки
Измерение плотности электролита ρ Непосредственное определение состояния батареи по концентрации электролита Способ применяется только для обслуживаемых батарей

Материал подготовлен
техническими специалистами компании “СвязКомплект”.

У каждого автовладельца рано или поздно возникают проблемы с аккумулятором. После непродолжительного срока службы батарея перестает выполнять свои функции на должном уровне. Причиной может стать заводской брак или неправильная эксплуатация АКБ. В любом случае нужно проверить аккумулятор на работоспособность.

Применив несколько простых способов, вы сможете определить состояние аккумулятор и понять, как долго он еще послужит. Но перед тем как его проверить, ознакомьтесь с признаками неисправностей и причинами, приводящими к снижению работоспособности батареи.

Признаки неисправности АКБ

Существует два самых ярких признака, севшего аккумулятора. Если вы наблюдаете хотя бы один из них, не игнорируйте, а попытайтесь сначала выяснить причины проблемы. При снижении функциональности наблюдаются следующие особенности в работе аккумулятора:

  1. Стартер вяло заводит двигатель. Это может быть признаком севшего аккумулятора. По причине низкого заряда мотор прокручивается с трудом и слабой искры не хватает, чтобы поджечь топливную смесь.
  2. АКБ начал быстро разряжаться. Это, особенно, заметно в зимний период, когда заряда хватает всего на несколько стартов двигателя. Причинной быстрой потери энергии аккумулятора может быть низкий уровень электролита.

Причины снижения работоспособности аккумулятора

  1. Плохая зарядка. Генератор вырабатывает слабый ток и не может полностью зарядить АКБ. Для устранения этой проблемы нужно обратиться в техническое обслуживание.
  2. Электрооборудование. Неправильное подключение электроприборов автомобиля затрудняет работу АКБ и укорачивает его срок службы.
  3. Некачественная проводка. У машин со временем появляются проблемы с электропроводкой. В каких-то местах провода протираются или сгнивают, что приводит к замыканию и разряжению аккумулятора.
  4. Долгое эксплуатирование. Каждое устройство имеет свой срок службы, аккумуляторы не исключение. После окончания гарантированного периода работы в батареи начинаются химические и физические процессы: окисление, сульфатация, повреждение.
  5. Плохое обслуживание АКБ. Отсутствие периодического наблюдения и очистки аккумулятора ведет к его поломке или укорачиванию срока работоспособности. При правильном и качественном уходе, аккумулятор прослужит без поломок дольше.
  6. Невнимательность. Водители после выхода из машины часто оставляют в рабочем состоянии электрические устройства, такие как: лампочки, индикаторы или магнитолу. В холодное время года, невыключенные электроприборы быстро разряжают аккумулятор.

Хорошо заряженный аккумулятор выдает напряжение, которое соответствует документам на него. В большинстве случаев цифры варьируются от 12,5 до 12,8 вольт, при полной зарядке.

Некоторые производители уверяют, что напряжение в их аккумуляторах выше 13 В. Если провести измерение сразу после заряда аккумулятора, то цифры могут быть равны или превышать 13 вольт, но эти данные ложные.

После полной зарядки напряжение в АКБ превышает нормы. Это происходит из-за свойств электролита. Чтобы получить точные данные, проводите измерение через 2 часа после окончания зарядки аккумулятора.

Инструкция:

  1. Включите мультиметр в режим постоянного тока.
  2. Установите красный щуп в гнездо для измерения тока в диапазоне от 10А до 20А.
  3. Прикоснитесь щупами к клеммам аккумулятора.
  4. Время контакта мультиметра с батареей не должно превышать 2 секунд, иначе АКБ можно испортить.
  5. Проверьте полученные показания с данными, указанными в документах аккумулятора.

Проверка аккумулятора под нагрузкой

После измерения напряжения мультиметром для полноценной диагностики нужно проверить работу батареи под нагрузкой. Измерение проводится специальным прибором (нагрузочной вилкой). Это устройство состоит из вольтметра, подсоединенной к нему, нагрузочной спирали и зажима.

Инструкция
Подсоедините зажим к минусу батареи, а вилкой прикоснитесь к плюсовой клемме. Продержите устройство в таком положении пять секунд, и запомните последний результат на шкале вольтметра. Если напряжение 9 вольт, то аккумулятор исправен – им можно пользоваться.

Проверка уровня электролита

Для правильной работы аккумулятора в нем должно присутствовать определенное количество жидкости. На некоторых моделях АКБ имеются отметки, через которые можно увидеть уровень электролита: верхняя (максимальный объем), а нижняя (минимальный объем). Если таких меток нет, открутите заливные пробки и смотрите уровень через них.

Инструкция

  1. Нормальным уровнем считается, когда электролит покрывает пластины примерно на 15 мм. Для точности измерения можно воспользоваться трубочкой диаметром 3 мм. Погрузите ее в электролит, уперев в пластины, а затем вытащите и посмотрите, сколько миллиметров уровня жидкости.
  2. При недостаточном количестве электролита пластины выглядывают. Если ничего срочно не предпринять, они высохнут и разрушатся – результат: выход из строя всей батареи. Чтобы повысить уровень электролита, долейте дистиллированной воды и зарядите аккумулятор.

Низкая плотность жидкости в АКБ так же как ее недостаток влияет на уровень заряда. Происходит испарения воды из-за долгого использования или неправильной зарядки. Чтобы избежать подобной ситуации, нужно раз в 3 месяца проводить замер плотности электролита.

Измерения производятся с помощью специального прибора (ареометра). Плотность электролита в жаркое время года всегда больше нормы. Чтобы получить точный результат, проводите измерения при температуре воздуха не более 25 градусов Цельсия.

Инструкция

  1. Выкрутите все заливные пробки аккумулятора. Затем вставляйте ареометр в каждое отверстие, всасывая электролит. При хорошей плотности поплавок всплывет до зеленой зоны шкалы и покажет результат от 1,26 до 1,30 г/см3. Запомните или запишите данные проб с каждого отверстия. Если поплавок утонул до белой или красной зоны шкалы, то нужно повысить плотность.
  2. Для увеличения плотности просто зарядите АКБ. В более серьезной ситуации необходимо приготовить новый электролит (смесь воды и серной кислоты). Выкачайте старый электролит из аккумулятора и залейте новый. В конце поставьте батарею на зарядку – должно пройти не меньше суток.

Как продлить срок службы аккумулятора

Любое устройство может прослужить намного дольше, если за ним следить и вовремя обслуживать. Для этого нужно выполнять следующие действия:

  1. Проверять, что аккумулятор хорошо закреплен на своем месте. Иначе могут появиться микротрещины, через которые будет выливаться электролит.
  2. Раз в три месяца проверять уровень электролита и плотность.
  3. НЕ допускайте полной разрядки аккумулятора.
  4. Берегите аккумулятор от нахождения в холоде – зимой заносите его в дом.
  5. Следите за чистотой вентиляционных отверстий. Если они закупорены, то испарения остаются в емкости, и аккумулятор может лопнуть.

Хороший аккумулятор может качественно служить на протяжении нескольких лет. Следите за ним и периодически проверяйте на работоспособность. За бережное отношение аккумулятор отблагодарит вас долгим сроком службы.

Видео: как проверить аккумулятор автомобиля

Большинство автолюбителей хотя бы раз сталкивались с необходимостью узнать состояние батареи, особенно если транспортное средство долго простаивало. Ведь при низком показателе напряжения в бортовой сети виновником может быть не только аккумулятор, но и генератор. Нельзя не упомянуть и о покупке запчастей, бывших в употреблении — для них выполнение подобного теста обязательно. Такая проверка позволяет определить дальнейшую судьбу устройства – можно ли его починить или ему прямая дорога на свалку? О том, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, мы и поговорим в нашем сегодняшнем материале.

Методы быстрой диагностики

Некоторые аккумуляторные батареи (АКБ) могут похвастаться наличием индикатора, предназначенного для диагностики. В таком случае достаточно лишь открыть капот и посмотреть в специальный глазок, расположенный на устройстве. Цвет индикатора «расскажет» о состоянии батареи. Возможные варианты:

  • Зеленый – аккумулятор полностью заряжен и исправен.
  • Белый – проблемы с уровнем электролита (об этом – чуть ниже).
  • Черный – АКБ нуждается в зарядке.

Индикатор заряда аккумулятора

Следует отметить, что подобные модели стоят на 20-30% дороже, чем аналогичные, но не имеющие такой функции. Поэтому в большинстве случаев такой вариант диагностики подходит не всем.

Внешний осмотр устройства также важен, ведь при наличии грязи на корпусе контактное соединение может быть нарушено, а снижение уровня электролита может свидетельствовать о его утечке и, как следствие, о потере напряжения.

При наличии в машине бортового компьютера и встроенного вольтметра некоторую информацию о состоянии батареи можно получить сразу. Показатель в 14,2В является нормальным. Обратите внимание, что эта величина может колебаться в зависимости от времени простоя аккумулятора автомобиля, температуры воздуха, плотности электролита и других факторов. Также следует понимать, что первое время после запуска двигателя генератор работает на полную мощность, чтобы восполнить заряд АКБ, снизившийся во время простоя. Однако если напряжение сильно отличается от указанного значения, то с высокой вероятностью можно утверждать о наличии проблем с батареей или генератором.

Важно! Показатель, снимаемый бортовым компьютером, неточен, поскольку вольтметр, встроенный в систему автомобиля, подключен к АКБ не напрямую.

Качество электропроводки, контактное соединение, количество потребителей (фары, магнитола, кондиционер, дворники) – все это влияет на показания, а потому доверять такому тесту в полной мере не следует. Также напряжение может быть низким из-за плохого контактного соединения, поэтому, прежде чем грешить на АКБ, не забудьте проверить все контакты на наличие грязи или ржавчины и, при необходимости, почистить их.

Использование мультиметра

Этот прибор служит для измерения силы тока, напряжения, наличия обрывов в цепи и других параметров, необходимых в электрике. В народе его называют тестером.

Состояние аккумулятора можно определить по уровню напряжения, которое он выдает, а при утечке электролита выяснить, теряет ли АКБ электрический ток. Для этого следует:

  • Переключить тестер в режим изменения напряжения до 20В.
  • Соединить клемму батареи с красным (плюсовым) щупом прибора.
  • Черным (минусовым) щупом провести по местам утечки.

Если потерь нет — на дисплее высветится 0. В остальных случаях следует отнести батарею в сервисный центр.

Для измерения мультиметром уровня напряжения аккумулятора нужно подключить обе его клеммы к щупам прибора, предварительно переключив его в режим измерения напряжения до 20В. По результатам, полученным в ходе тестирования, можно вычислить процентную емкость заряда. Ориентироваться нужно на следующие значения:

  • Более 12,7В – аккумулятор полностью заряжен.
  • 12,5В – 75% от номинальной емкости.
  • 12,3В – 50%.
  • 12,1В – 25%.
  • Менее 11,9В – глубокий разряд, необходимо использование зарядного устройства.

Измерение напряжения аккумулятора мультиметром

Работа с мультиметром должна проводиться на снятой и отключенной от бортовой сети автомобиля АКБ. В противном случае результаты будут неточными.

Проверка уровня электролита и его плотности

Электролит – «кровь» любой батареи. От состояния этой жидкости напрямую зависит срок службы устройства и его КПД. Уровень электролита можно измерить мерной трубкой, а ее плотность специальным прибором – ареометром. Все измерения необходимо проводить с каждой из банок отдельно.

Для проведения измерения следует:

  • Открыть банку.
  • До упора опустить в нее мерную трубку.
  • Зажать пальцем ее верхнюю часть и вытащить из емкости.

Нормальными показателями считают значения в 10-15 мм. При более низком уровне необходимо долить дистиллированную воду, а при высоком – слить часть жидкости. Кстати, обратите внимание на цвет — жидкость должна быть прозрачной. В противном случае имеет место окисление пластин или попадание каких-то посторонних предметов внутрь устройства, что может привести к его порче. В некоторых случаях может потребоваться изготовить собственный электролит (смесь дистиллированной воды с серной кислотой) или купить его в специальных магазинах.

Измерение плотности электролита аккумулятора

Плотность электролита измеряется следующим образом – в «банку» с жидкостью опускается патрубок ареометра, затем при помощи груши внутрь устройства втягивается некоторое количество электролита (пока поплавок или палочки не всплывут). Плотность тоже является одним из способов, как проверить заряд, поскольку она снижается на 0,01 г при потерях 5-6%. Таким образом, зная номинальные значения, можно вычислить оставшуюся емкость АКБ. Эти значения колеблются в пределах от 1,22 до 1,29 в зависимости от температуры воздуха (чем она ниже, тем выше плотность жидкости).

Использование нагрузочной вилки

Измерения, полученные мультиметром, не всегда дают точную картину о состоянии батареи и степени ее заряда. Часто бывает, что и напряжение есть, и уровень электролита в порядке, а АКБ все равно плохо держит емкость. В таких случаях можно прибегнуть к самому надежному методу – к использованию нагрузочной вилки. Это устройство, подобно мультиметру, также измеряет напряжение, однако во время тестов оно имитирует работу стартера или других «потребителей», т.е. нагружает аккумулятор дополнительной работой. Алгоритм проведения замеров практически ничем не отличается от работы с мультиметром, однако нагружать батарею более, чем на 5 секунд не следует, поскольку это приведет к выходу ее из строя. Показатели работы под нагрузкой высчитываются на пятой секунде испытаний и дают наиболее полную картину работоспособности батареи. Кроме этого, с помощью номинальных значений напряжения можно определить заряд аккумулятора:

  • Более 10,2В – полная емкость,
  • 9,6В – 75%,
  • 9В – 50%,
  • 8,4В – 25%.
  • Менее 7,8В – АКБ полностью разряжена.

Измерение напряжения аккумулятора нагрузочной вилкой

Более точную диагностику аккумулятора автомобиля можно произвести при помощи специального цифрового мультиметра, сочетающего в себе функции нагрузочной вилки, тестера и, в некоторых случаях, зарядного устройства. Однако такие приборы стоят достаточно дорого и, как правило, требуют специальных навыков для обращения с такой техникой.

Подводя итоги

В заключение еще раз напомним основные моменты, на которые следует обратить внимание при диагностике аккумулятора:

  • На устройстве не должно быть подтеков электролита и, тем более, внешних повреждений.
  • Нормальный показатель напряжения в бортовой сети автомобиля – 14,2В.
  • Оптимальный уровень электролита в батарее должен находиться в пределах 10-15 мм.
  • Нормальная величина плотности примерно 1,27 г.
  • При проверке батареи с помощью мультиметра напряжение должно быть больше, чем 12,9В.
  • При использовании нагрузочной вилки – более 10,2В.

При соответствии всех показателей можно с уверенностью утверждать, что ваш аккумулятор в полном порядке и проблему, если таковая имеется, следует искать в другом автомобильном модуле.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Все статьи

Один из важных элементов авто, требующих проверки, является аккумулятор, или АКБ. Исправность аккумулятора и его работоспособность очень важны, так как именно благодаря АКБ автомобиль заводится, и от него же питаются электроэнергией все системы машины: фары ближнего и дальнего света, медиасистема и многое другое.

Если вы уже встретились с продавцом и хотите быть уверенным в том, что в случае покупки автомобиля вам не придётся первым же делом сломя голову бежать в магазин за новым АКБ, стоимость которого обычно составляет более 10 тысяч рублей, то у вас есть несколько способов проверить аккумулятор на авто:

  • Осмотреть аккумулятор внешне;
  • Измерить напряжение на аккумуляторе мультиметром;
  • Проверить аккумулятор нагрузочной вилкой;
  • Проверить уровень электролита в аккумуляторе.

Каждый вопрос мы рассмотрим детально, но сразу отметим, что четвёртый вариант с проверкой уровня электролита доступен только для обслуживаемых аккумуляторов. Но так или иначе, существует ряд методов, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, и в этой статье мы их рассмотрим.

Вы встретились с продавцом и уже обошли автомобиль по кругу, увидели, какой он чистый и красивый. Пришло время заглянуть под капот, вы поднимаете крышку и видите обычное содержимое подкапотного пространства, двигатель и многочисленные системы, которые поддерживают работу автомобиля.

В большинстве случаев здесь же, в подкапотном пространстве, находится и АКБ - прямоугольная коробка с электролитом внутри, к которой подходят два провода - плюсовой и минусовой. Эти провода идут к блоку-распределителю, и от этой электролитовой массивной «батарейки» электроэнергией питается вся машина и все ее системы.

Даже если вы ничего не понимаете в автомобилях и отправились на самостоятельный осмотр скорее в рамках соблюдения формальности, вы все равно сможете по внешнему виду АКБ определить, в каком он состоянии.

При внешнем осмотре внимание следует обращать по большей части на целостность элементов, и на то, чистый ли сам по себе аккумулятор и контакты. Существует ряд внешних факторов, наличие которых сразу сообщает о необходимой замене или, как минимум, чистке аккумулятора.

    • Грязь на контактах. Для того, чтобы аккумулятор работал, оба контакта, подходящие к нему проводкой, должны быть чистыми. В случае, если контакты грязные, это говорит о том, что АКБ не новый, а грязь будет мешать корректной работе контактов.
    • Окисление выводов - невооружённым глазом можно увидеть на клеммах аккумулятора посторонний налёт - это окисление, которое в большинстве случаев связано с утечкой электролита. Электролит представляет собой кислоту, которая находится внутри АКБ. Если она разливается и попадает на контакты, это может привести к ухудшению работы аккумулятора и снижению площади контакта.
    • Трещины на корпусе - аккумулятор сам по себе должен быть целым. Пластиковая коробка, в которой содержится электролит, не должна иметь повреждений. Это тоже хорошо видно без дополнительного оборудования и при хорошем освещении.
    • Грязь, пыль, подтёки электролита - всё это устраняется ветошью, и нельзя допускать, чтобы автомобиль ездил с грязным аккумулятором, так как токопроводящий налёт будет способствовать его быстрой разрядке и ухудшению работы.

Помимо внешнего осмотра можно запустить двигатель автомобиля. Особенно показательным будет запуск «на холодную», если двигатель долгое время не заводили, а на улице холода. Если машина завелась легко - аккумулятор в порядке, если же она не завелась или завелась натужно, фары светят тускло, и приборная панель тоже не ярко подсвечена, то аккумулятор следует менять. Или, по крайней мере, проверить его приборами, о чем мы расскажем далее.

Измерение напряжения мультиметром

Если вы не хотите проверять состояние аккумулятора «на глаз», или же просто хотите иметь на руках точные результаты в численном выражении, вам потребуется такое устройство, как мультиметр.

Итак, как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром: само по себе устройство имеет два щупа, один из которых красного цвета, а другой - черного. Для того, чтобы измерить напряжение на батарее аккумулятора, требуется перевести мультиметр в режим измерения и прислонить красный щуп к «плюсовому» выводу, а чёрный щуп, соответственно, к «минусовому».

Процедура проводится на выводах аккумулятора без нагрузки. В случае, если аккумулятор как следует заряжен, результат на приборе составит порядка 12,6-12,9 вольта. Это нормальное напряжение, которое должно быть на полностью заряженном АКБ. Если вы напутали с цветами щупов, то цифра будет та же, просто отобразится со знаком минус.

Если мотор запущен, то мультиметром тоже можно проверить работу аккумулятора, но в данном случае будет проверяться наличие его работы вместе с генератором, а также исправность регулятора напряжения. Когда мотор работает, показатели должны быть чуть выше - от 13 до 14 вольта. Если показатель ниже, для аккумулятора это будет означать проблемы с зарядкой, а в случае, если показатель выше - начнется процесс электролиза воды.

Существует метод, как по напряжению определить степень разрядки аккумулятора. Напряжение 12,5 - говорит, что АКБ заряжен на 90%, напряжение 12,1 - на 50%, а 12 - на 10 процентов. Хотя метод и приблизительный, однако проверенный.

Мерить прибором также желательно «на холодную», так как недавно работавший автомобиль может выдать более высокие значения и ввести в заблуждение. Мультиметр проверяет степень заряженности, но не даёт исчерпывающей информации о его работоспособности. Для этого лучше применить нагрузочную вилку.

Нагрузочная вилка - инструмент очень точный, однако редко встречается в «ручном» обращении, так как применяется преимущественно на СТО. Прелесть этого способа проверки в том, что благодаря ему будет известен абсолютно точный результат.

Нагрузочная вилка работает схожим с мультиметром образом: она также подключается к клеммам аккумулятора, но даёт ток короткого замыкания. Как мы уже говорили, без нагрузки показатель должен приближаться к 13 вольтам. Нагрузочная вилка имитирует работу стартера, из-за чего напряжение в момент применения «проседает».

Падение должно быть не более, чем до 9 вольт. В противном случае это будет означать, что аккумулятор сильно разряжен. После снятия нагрузки показатель снова «откатывается» к изначальному значению. Если под нагрузкой напряжение «проседает» до 5, а то и до 3 вольт, это означает, что аккумулятор не сможет запустить двигатель автомобиля.

Крайне важное замечание: нагрузочная вилка подаёт напряжение порядка 200 ампер на аккумулятор, и ей не рекомендуется пользоваться при низкой температуре. Идеальными условиями для «полевого» использования данного аппарата является температура +20-25 градусов Цельсия.

В случае, если подать напряжение на холодный аккумулятор, есть риск его сильно разрядить.

Ещё один удобный и надёжный метод, который, правда, подойдёт только для проверки обслуживаемых аккумуляторов, это проверка уровня электролита. Метод немного сложнее, чем предыдущие, однако даёт хорошее представление о состоянии АКБ и расскажет, что у него внутри.

Сначала снимите аккумулятор и полностью очистите его от грязи. Напомним, что это лучше делать ветошью, грязь и незначительная коррозия также могут быть счищены с помощью средства для мытья стёкол на основе аммиака.

Далее нужно открыть две пробки заливных отверстий. Их нужно легко поддеть отвёрткой и открутить, под ними скрывается шесть заливных отверстий. Уровень электролита в них проверяется на глаз, его видно при свете фонарика. Если везде одинаковый уровень жидкости - то всё в порядке, если где-то жидкость не покрывает пластину, нужно добавить дистиллированной воды.

Вообще, эту процедуру нужно проводить регулярно, так как при каждой зарядке аккумулятора электролит в небольших долях разлагается на водород и кислород. При отсутствии регулярного обслуживания АКБ просто выйдет из строя.

Нормой считается уровень, превышающий высоту пластин примерно на один сантиметр, либо ниже горловины заливного отверстия на три миллиметра. В случае необходимости, в обслуживаемый аккумулятор стоит долить дистиллированную воду, но мы ещё раз напоминаем: если на аккумуляторе имеется пометка «необслуживаемый», или же производители данной конкретной модели АКБ не рекомендуют доливать в него дистиллированную воду, вам остаётся лишь прибегнуть к предыдущим методам проверки и, в случае необходимости, заменить аккумулятор.

Знание, как правильно проверять АКБ, важно при покупке автомобиля с пробегом. Зачастую продавцы машин хотят сэкономить на мелочах, в том числе продавая автомобиль с разряженным аккумулятором, что может привести к негативным последствиям для нового владельца. Всегда будьте начеку и проверяйте на деле то, что говорит продавец об исправности своей машины.

И не забудьте проверить историю автомобиля перед покупкой. Сделать это можно с помощью онлайн-сервиса «Автокод» по VIN или гос. номеру. Система проверяет машину более чем по 12 официальным базам: ГИБДД, ЕАИСТО, РСА, реестры такси и банков, ФНС, ФТС и другим. Из отчета вы узнаете: реальный пробег, есть ли ограничения ГИБДД, данные ОСАГО, таможенную историю, историю штрафов, участие в ДТП и много другой важной информации.

Если у вас нет взоможности выехать на осмотр или вы просто сомневаетесь в своем опыте, закажите услугу выездной проверки Автокод . Эксперт приедет на осмотр и проведет комплексную диагностику автомобиля, не оставив никаких сомнений в вашем выборе ТС.

Сегодняшняя статья посвящена проверки аккумулятора автомобиля .

В процессе эксплуатации автомобиля мы периодически сталкиваемся с вопросом как проверить аккумулятор. Обычно это происходит в двух случаях, при покупке нового аккумулятора и при возникновении проблем с аккумулятором уже в процессе эксплуатации.

Вот и я вам советую: не хотите проблем, особенно зимой, своевременно проверяйте аккумулятор на его работоспособность в качестве источника ЭДС для вашего автомобиля, так как в некоторых режимах работы АКБ может быстро прийти в негодность. Причиной этому являются частые недозаряды или перезаряды аккумулятора автомобиля.

Причиной недозаряда могут быть частые поездки на короткие расстояния, включения режима прогрева в зимнее время, а также неисправность регулятора напряжения генератора автомобиля. Вследствие этого возникает такое неприятное явление как сульфатация пластин аккумулятора. Явление плохое и это тема отдельной статьи, поэтому если не хотите пропустить подписывайтесь на новые выпуски журнала «ЭЛЕКТРОН» внизу статьи.

Теперь о перезаряде. Перезаряд может привести к осыпанию пластин, а если АКБ не обслуживаемый, то и к его механической деформации. А возникает перезаряд, если в результате неправильной работы регулятора напряжения на аккумулятор выдается завышенное напряжение с генератора, а так же в результате длительных и затяжных поездок на высоких оборотах двигателя.

Надеюсь, я вас убедил, что вопрос как проверить аккумулятор вы должны знать, дабы не привести свой АКБ в кусок свинца стоимостью в 300 рублей (в лучшем случае) и вовремя применять меры по увеличению срока службы аккумулятора.

В общем, процесс проверки аккумулятора я бы посоветовал проводить с выполнением следующих пунктов.

4. Измерение напряжения на аккумуляторе вольтметром или мультиметром

Итак, начнем.

Внешний осмотр аккумуляторной батареи я советую проводить при любом удобном случае, когда вы заглядываете под капот своего авто. Причины этого действия лежат на поверхность аккумулятора. А именно в процессе эксплуатации на поверхности аккумулятора накапливается грязь, влага, потеки электролита (испарение при кипении). Все это приводить к возникновению токов саморазряда АКБ. И если к этому добавить окисленные клеммы аккумулятора, а еще токи утечки на электронику автомобиля, то и получается если вовремя не подзарядить батарею, то возникнет глубокий разряд аккумулятора, а частые глубокие разряды прямая дорога к сульфатации пластин и уменьшению срока службы аккумулятора.

Убедиться в наличии саморазряда можно подключив один щуп вольтметра на клемму АКБ а другим провести по поверхности аккумулятор, при этом вольтметр покажет какое-то напряжение, соответствующе определенному току саморазряда батареи.

Обычно потеки электролита убираются раствором соды в воде (чайная ложка на стакан воды), что и понятно: электролит-кислота, раствор соды – щелочь (для того кто химию не помнит!).

Клеммы зачищаются мелкой наждачной бумагой и проверяется надежность их соединения с проводами и АКБ.

Ну и обратите внимания на корпус в целом. В случае плохого крепления аккумулятора, особенно в морозы, когда пластиковый корпус довольно хрупок, могут возникнуть трещины в корпусе.

Следующим этапом, после проверки и устранения саморазряда автомобильного аккумулятора необходимо произвести проверку уровня электролита в нем. Конечно, это касается только обслуживаемых аккумуляторных батарей.

Проверка уровня электролита производится специальной стеклянной уровнемерной трубкой, при этом уровень электролита должен быть в пределах 10-12 мм над пластинами АКБ.

Уровнемерная трубка это обычная стеклянная трубка с нанесенными на нее делениями в миллиметрах. Для того, что бы замерить уровень электролита необходимо трубку поместить в заливное отверстие АКБ до соприкосновения с сеткой сепаратора, верхний конец трубки зажать пальцем и вытащить трубку. Верхний уровень электролита в уровнемерной трубке будет соответствовать уровню электролита в аккумуляторе.

В основном заниженный уровень является следствием «выкипания» электролита, в этом случае уровень электролита доводится доливкой дистиллированной воды.

Доливка в аккумулятор непосредственно электролита производится только в том случае, когда вы уверены, что понижение уровня произошло вследствие разливания электролита из батареи.

Перед тем как приступить к дальнейшей проверки аккумулятора необходимо оценить степень его заряженности и дальнейшую проверку аккумулятора производить после полной зарядки.

Определить степень заряженности можно двумя способами: либо измерить плотность электролита в аккумуляторе, либо измерить напряжение на аккумуляторе.

Проверка плотности электролита в аккумуляторе (для обслуживаемых АКБ)

Прибор для проверки плотности электролита в аккумуляторе называется – ареометр .

Для замера плотности электролита в аккумуляторе необходимо ареометр поместить в заливное отверстие аккумулятора, с помощью груши произвести забор электролита в колбу, так, что бы поплавок свободно плавал и снять показание плотности по шкале ареометра в соответствие с верхним уровнем электролита.

Значение плотности при 100 % заряженном аккумуляторе будет зависеть от температурных условий эксплуатации АКБ.

Таблица 1. Определение плотности электролита для различных климатических зон.

Причем следует знать, что уменьшение плотности на 0,01 г/см3 от номинального значения соответствует разряду аккумулятора на 5-6%.

Таблица 2. Степень разряженности батареи при различной плотности электролита.

Однако значения, приведенные в таблице, будут верными, если вы производили проверку плотности при температуре электролита 20-30 °С. Если температура отличается от этого диапазона, то следует к измеренному значению плотности прибавить (вычесть) поправку согласно таблице.

Таблица 3. Поправка к показанию ареометра при измерении плотности при различной температуре.

Обычно в автомобильных аккумуляторах, которые вы можете купить в магазине, плотность электролита соответствует 1,27 г/см3 . Допустим, при проверке плотности электролита в аккумуляторе ареометр показал значение 1,22 г/см3 (то есть плотность упала на 0,05 г/см3), то это значит, что АКБ разрядилась на 30 % от номинального значения.

В этом случае батарею необходимо зарядить. После этого, если АКБ исправна, то значение плотности электролита восстановится до номинального значения. Самое главное не допускайте разряда батареи больше чем на 50%.

Следует отметить, что от плотности электролита зависит температура его замерзания.

Таблица 4. Температура замерзания электролита различной плотности.

Поэтому низкая плотность электролита в зимнее время ведет к его замерзанию, стремительной потери емкости аккумулятора, а иногда даже к физическим деформациям и появлению трещин.

Измерение напряжения на аккумуляторе вольтметром или мультиметром

Оценить степень заряженности аккумулятора можно измерив напряжение на нем. Для этого необходим вольтметр или популярный в наше время прибор – мультиметр. Для измерения напряжение с помощью мультиметра , включите его в режим измерения постоянного напряжения, при этом диапазон установите выше максимального значения напряжения на заряженном аккумуляторе. Например, для популярного недорогого мультиметра серии DT-830 (M-830) это 20 вольт. Далее подключите черный (COM) щуп мультиметра на минус аккумулятора, красный (плюсовой) на плюс АКБ и снимите показания с дисплея мультиметра.

Напряжение полностью заряженного аккумулятора должно быть не менее 12,6 вольта. Если напряжение батареи менее 12 вольт, степень ее заряда упала больше чем на 50 %, аккумулятор необходимо срочно зарядить! Нельзя допускать глубоких разрядов АКБ, это ведет, повторюсь еще раз, к сульфатации пластин аккумулятора. Напряжение на аккумуляторной батареи величиной меньше 11,6 в означает, что батарея разряжена на 100 %.

Опять же нельзя жестко привязываться к конкретному значению напряжения, так как оно связано с плотностью электролита в аккумуляторе.

Автомобильный аккумулятор состоит из шести банок, соединенных последовательно. Напряжение одной банки можно вычислить по формуле:

Uб= 0,84 +ρ

где, ρ – плотность электролита;

Тогда напряжение на аккумуляторе будет равно:

Uакб = 6*(0.84 +ρ)

Uакб = 6*(0,84 +1,27) = 12,66 вольт

Соответственно при разной начальной плотности электролита в аккумуляторе будет и разной напряжение на нем.

Однако, просто проверки напряжения на аккумуляторе не достаточно для полной и качественной оценки его работоспособности.

Следующим этапом необходимо проверить способность аккумулятора выполнять свои функции при подключении к нему нагрузки. Ведь может быть такой случай, когда при измерении напряжения определяется, что АКБ полностью заряжена, а «крутит двигатель» плохо или вообще не «крутит». Можно предположить, что у такого аккумулятора упала емкость в результате долгой, а чаще неправильной эксплуатации и разряжается он настольно быстро, что «умирает» за одну секунду.

Итак, чтобы проверить работу аккумулятора под нагрузкой используется нагрузочная вилка . Схема нагрузочной вилки приведена на рисунке.

То есть нагрузочная вилка представляет собой вольтметр с возможностью подключения параллельно с его выводами нагрузки. Для стартерных батарей сопротивление нагрузки выбирается в диапазоне 1-1,4 от емкости аккумулятора. Это считается максимальным разрядным током для аккумулятора. Не путать со стартерным током.

Сначала проводится измерение напряжения аккумулятора без нагрузки и определение степени его заряженности с помощью таблицы.

Таблица 5. Зависимость степени заряженности АКБ от напряжения на холостом ходу. (АКБ находится в покое не менее 24 часов).


Вторым этапом является измерение напряжение на аккумуляторе при подключенной нагрузки и определение степени заряженности согласно таблице. Снятие показание под нагрузкой производится в конце пятой секунды с момента подключения нагрузки.

Таблица 6. Зависимость степени заряженности АКБ от напряжения в конце 5 секунды тестирования нагрузочной вилкой.


Значения в данных таблицах взяты непосредственно из инструкции на нагрузочные вилки.

Таким образом, при 100% заряженном аккумуляторе напряжение, измеряемое под нагрузкой не должно быть меньше 10,2 вольта. В противном случае считается что аккумулятор недозаряжен и его необходимо зарядить.

Если же случилась такая ситуация, что без нагрузки аккумулятор показывает напряжение 100% заряженного аккумулятора, а при включении нагрузки напряжение сильно «просаживается» и сильно отличается от значений указанных в таблице, то значит, имеет место быть в таком аккумуляторе неисправность (сульфатация, короткозамкнутые пластины и т. д.).

Поэтому необходимо, если это возможно устранять неисправность или приобретать новый аккумулятор, что бы в один прекрасный день он вас не подвел.

Вот на сегодня и все. В этой статье я затронул только вопрос проверки аккумуляторной батарей. Как же правильно зарядить аккумулятор, попытаться восстановить его после сульфатации и многие другие вопросы я расскажу в следующих выпусках журнала ЭЛЕКТРОН.

Поэтому не забываем подписываться на новые выпуски интернет-журнала по электротехнике и электронике.

А теперь подробное видео о том как проверить аккумулятор автомобиля: