Российский высокоманевренный военный автомобиль ГАЗ-3937 «Водник» предназначен для многоцелевого использования. Это полностью бронированная колесная армейская машина с несущим модульным корпусом, что в полевых условиях позволяет быстро производить смену хозяйственных и боевых модулей различного вооружения. Такой боевой внедорожник рассчитан для перевозки экипажа с обеспечением максимальной защиты, для огневой поддержки пехоты, транспортировки грузов и выполнения функций топливозаправщика в труднопроходимой местности.
История создания.
ГАЗ 3937 Водник впервые был разработан в 1997 году в ОКБ ОАО «ГАЗ» и по сей день изготавливается на машинном заводе г. Арзамаса. Предшественником данного автомобиля является НАМИ-0281 – плавающий, разработанный в 1985г, который претерпел огромное количество изменений, в том числе и наличие средств для передвижения по воде. Изначально на выставке «Средства спасения» в 1994 г. машина была представлена как гражданский вариант так называемого «русского хаммера». А уже в 1995 г. на пресс-конференции главный конструктор серийного производства Масягин А.Г. пояснил, что вездеход «Водник» нельзя сравнивать с Хаммером, хотя он и стал одним из прародителей автомобилей нового класса.
Бронеавтомобиль ГАЗ 3937 прошел многоцелевые испытания во многих институтах и при различных климатических условиях, рекомендован и поставляется в вооруженные силы РФ и спецподразделения МВД. Особой популярностью Водник пользуется у гражданских водителей. Съемные модули позволили переконструировать автомобиль под более широкие массы покупателей. АрМЗ совместно с АОЗТ «Полакс» выпустили ГАЗ-39371 по индивидуальному заказу. Модернизацию претерпели интерьер заднего модуля (улучшен комфорт) и шумоизоляция броневика. Имеется возможность выбора мощности двигателя, коробки передач на «автомат» и способ переключения скоростей с различной жесткостью (жесткий, тросовый, типтроник).
Вооружение броневика.
Всего известно 2 типа машин данного семейства: ГАЗ 3937 и ГАЗ 39371 с общими характеристиками, кроме количества посадочных мест (на 39371 их 3). Корпус автомобиля имеет 2 объемных модуля, в переднем расположено моторное отделение, в заднем – управление. Оба отдела разделены герметичной перегородкой. В настоящее время броневик насчитывает 26 сменных модулей, за счет которых можно быстро и четко переоборудовать один вариант автомобиля в другой. Основное вооружение «Водник» 3937 включает в себя:
class="eliadunit">
- Пулеметы ПКМС (7,62мм).
- Башенная пулеметная установка от БТР-80.
- Пулеметы КПВТ (14,5мм).
- Пулеметы ПКТ (7,62мм).
- Гранатометы дымовые 902V «Туча» (81мм).
Технические характеристики
- Максимальная скорость - 112 км/ч
- Максимальная высота барьера - 40см
- Максимальный угол барьера - 30 градусов
- Максимальная глубина водных препядствий - 1,2м
- Полная масса - 7,5т
- Буксир - до 2,5т
- Десант - 11 человек
Водник может быть оснащен различными модификациями дизельного двигателя: 175л от ГАЗ-562, 160л от ЯМЗ-460 и 165л от HINOJ07C, имеет пятиступенчатую коробку передач, 2 ведущих моста с передними управляемыми колесами, торсионную независимую подвеску с гидравлическими амортизаторами.
Техническое оснащение
- Переговорное устройство Р-174
- Радиостанции Р-163-50У
- В распоряжении наводчика имеются такие прицельные комплексы как 1PZ-9 (дневной) и ТПС-3 (ночной).
- Отопительное оборудование
- Средства навигации
- Оснащение броневика так же предусматривает наличие кондиционера и средств пожаротушения.
Преимущества
- Основной особенностью машины является его возможность передвижения по горной (преодоление перевалов), болотистой и переувлажненной местности (вброд 1,2м) в различных климатических условиях (с t воздуха -50?+50?C и скоростью ветра до 30м/с).
- Преимущества модульной конструкции заключаются в унифицировании шасси для передвижения разного назначения, а также выживаемости боевых установок, что способствует в случае попадания переустановить вооружение.
- Один из важных моментов заключается в существовании нескольких вариантов бронирования корпуса в зависимости от выполняемых задач. Оба модуля, передний и задний, могут быть как не бронированными, так и бронированными сталью с уровнем защиты от пуль калибра 7,62мм. Главное преимущество такой техники заключается в использовании многослойных неприкрытых бронированных стекол. Именно на броневиках впервые стало использоваться такое остекление.
Недостатки
Но есть и ряд отрицательных моментов в использовании данной модификации броневика как боевой машины.
- Деление на отсеки очень ограничивает возможности техники в бою. Передвижение с места командира на место стрелка и наоборот, совершенно невозможно не покинув защищенную броней машину.
- За неимением глушителя на двигателе с выхлопной трубой, расположенной выхлопом вниз, шумовая амплитуда отражения выхлопа от дороги, возвращаясь обратно, делает практически невозможной внутреннюю связь.
- Нерациональный корпус в виде «кирпича» исключает возможность рикошета при огневой атаке с фланга, а также плоское днище машины полностью принимает на себя ударную волну при взрыве.
- Название боевого автомобиля «Водник» должно говорить само за себя, но здесь не реализована функция плавучести автомобиля, независимо от его модификации. Но в некоторых случаях конструкция корпуса пригодна для амфибии и за счет вращения колес позволяет передвигаться по воде со скоростью 5км/ч.
Выше перечисленные отрицательные нюансы очень портят общую картину ГАЗ-3937 Водник как броневой военный автомобиль на замену БТР. И так как автомобиль является достаточно новой моделью, находится в разработке и пока еще не имеет широкого распространения, то будущее этой машины еще не определено. Но все недостатки боевого автомобиля совершенно не имеют значения в использовании его как гражданского транспортного средства.
class="eliadunit">БРОНЕАВТОМОБИЛЬ ГАЗ-3937 «ВОДНИК»
THE ARMOURED VEHICLE GAZ-3937 «VODNIK»
31.01.2017
В сирийский порт Тартус доставлено большое количество российских автомобилей «Водник», обеспечивающих защиту экипажа от стрелкового оружия. Как пишет иранское агентство Fars, техника вскоре будет передана подразделениям армии Сирии.
Снимки с данными автомобилями, на фоне которых стоит человек в военной форме, начали появляться в социальных сетях 28 января.
В начале января 2017-го на снимке, сделанном в Сирии, был замечен бронированный модульный автомобиль «Тайфун-К». Техника находится позади мирных жителей, которым российские военные полицейские раздают продукты и еду.
ГАЗ-3937 («Водник») предназначен для транспортировки людей и грузов в труднопроходимых районах. Рассчитан на 10-11 пассажиров. В качестве вооружения на автомобиль можно установить пулемет. Используется российскими военными и спецподразделениями МВД.
Лента.ру
На нижегородской фирме «Техносервис» готовится к производству гражданский вариант автомобиля. Он будет представлять собой автомобиль с силовым агрегатом HINO-J07C и улучшенными эргономическими качествами. Выпуск такого автомобиля планируется начать в конце 1999 – начале 2000 года.
Характеристики | ГАЗ-3937 | ГАЗ-39371 | ГАЗ-3934 СИАМ |
Длина по корпусу, мм | 5380 | 5740 | 5640 |
Ширина по корпусу, мм | 2600 | 2320 | |
Макимальная высота, мм | 2560 | 2250 | |
Клиренс, мм | 475 | 400 | |
Колесная база, мм | 3000 | N/A | |
Колея передних и задних колес, мм | 2230 | N/A | |
Снаряженная масса шасси автомобиля, кг | 4200 | 4300 | - |
Снаряженная масса многоцелевого автомобиля (без заднего модуля), кг | 4500 | 5100 | - |
Снаряженная масса автомобиля для перевозки личного состава, кг | 5100 | 5800 | N/A |
Полная масса, кг | 6600 | 7050 | 7000 |
Экипаж, чел | 10 | 11 | 3-8 |
Полная масса буксируемого прицепа, кг | 2500 | N/A | |
Максимальная скорость, км/ч | 110 | 95 | |
Расход топлива при полной массе автомобиля, л/100 км | 15,4 | 15,5 | |
Запас хода, км | 1000 | 700 | |
Радиус поворота, м | 10 | 9,5 | |
Макс. подъем, преодолеваемый автомобилем (полной массой), град | 30 | N/A | |
Угол поперечной статической устойчивости (полной массой), град | 45 | N/A | |
Максимальная глубина преодолеваемого брода, м | 1,2 | N/A | |
Двигатель | рядный, 4-х цилиндровый дизель ЯМЗ-460 с турбонаддувом |
рядный, 5-ти цилиндровый дизель HINO-J07C |
дизель |
Рабочий объем, л | 3,988 | 6,634 | 2,89 |
Мощность двигателя, л.с. (кВт)/об/мин | 160 (118)/2400 | 165 (121)/2900 | 125 (92)/N/A |
Крутящий момент, Нм/об/мин | 588/1200-1600 | 451/1500 | 215/N/A |
N/A - нет данных |
Коробка передач
: 5-ступенчатая с пятью передачами вперед и одной назад.
Раздаточная коробка
: механическая, двухступенчатая, с прямой и повышающей передачей, с валом отбора мощности.
Ведущие мосты
: с кулачковыми, дифференциалами повышенного трения.
Колесные редукторы
: одноступенчатые, с косозубыми цилиндрическими шестернями.
Подвеска
: независимая торсионная на поперечных рычагах с гидравлическими телескопическими амортизаторами.
Колеса
: с разъемными ободами и внутренними распорными кольцами. Количество колес - 4.
Шины
: пневматические, размером 13.00-18" модели К-58 в сборе с колесом 9.00-18" или боестойкие шины размером 13.00-18" модели И-К2.2 с колесом размером 10.00-18". Система регулирования давления воздуха в шинах - централизованная, управляется из кабины.
Рулевое управление
: Рулевой привод механический с гидравлическим усилителем, для ГАЗ-3937 - с одним рабочим цилиндром, для ГАЗ-39371 - с двумя.
Тормозные системы
: Рабочая тормозная система пневмогидравлическая, двухконтурная с раздельным торможением осей. Стояночная тормозная система - трансмиссионная с механическим приводом.
Электрооборудование
: однопроводная система, 24В, АКБ: 6СТ110А-2 шт. или 6СТ55 - 4 шт.
Средства связи
: переговорное устройство Р-174, предусмотрена установка радиостанции Р-163-50У.
Системы обеспечения микроклимата
: независимый отопитель, кондиционер.
Корпус
: несущий, открытого типа, имеет три отделения: моторное, управления и отделение полезной нагрузки. На верхней кромке корпуса расположен фланец с крепежными отверстиями для установки модулей.
Передний модуль для ГАЗ-3937
: двухместный, сиденье командира расположено за сиденьем водителя, для посадки и высадки предусмотрены двухстворчатые люки. Сиденье водителя имеет регулировку по высоте и в продольном направлении, сиденье командира - только по высоте.
Передний модуль для ГАЗ-39371
: трехместный, с размещением сидений водителя и командира в ряд по автомобильному и сиденья радиста за водителем, для посадки и высадки водителя и командира предусмотрены двери, для радиста - люк. Сиденье водителя имеет регулировку по высоте и в продольном направлении, сиденья командира и радиста - только по высоте.
Задний модуль
: оборудован сиденьями для перевозки 8 человек, причем конструкция сидений обеспечивает возможность их установки в модуле спиной к спине или лицом к лицу. Модуль оборудован шестью дверями для посадки и высадки (по две справа, слева и сзади), открывающимися вверх и удерживаемыми в открытом положении газовыми амортизаторами. Кроме базового модуля разработаны еще несколько вариантов модулей для перевозки людей (в том числе бронированные), хозяйственный модуль, который может также служить в качестве полевого жилья. По желанию заказчика могут быть разработаны необходимые функциональные модули для установки на автомобиль.
Специальное оборудование
: пулестойкие стекла и шины; система кондиционирования; предпусковой подогреватель - отопитель; средства связи: радиостанция, переговорное устройство; измеритель мощности дозы излучения.
Высокомобильный армейский многоцелевой полноприводный автомобиль ГАЗ-39371 «Водник» с колесной формулой 4х4 предназначен для транспортировки людей и грузов, буксирования прицепных устройств по всем видам дорог, в том числе по труднопроходимой местности. В основу многоцелевого автомобиля «Водник» была положена модульная схема построения, которая позволяет оперативно непосредственно в полевых условиях менять боевые и хозяйственные модули. Шасси автомобиля может быть использовано для монтажа стрелкового и легкого артиллерийского вооружения вплоть до установки 120-мм миномета.
Автомобиль был разработан в ОКБ ОАО «ГАЗ». При этом с 1997 года его производство осуществлялась на Арзамасском машиностроительном заводе. На этом предприятии, входящем в группу «ГАЗ», собирали и собирают знаменитый БТР-80 и различные его разновидности. Дальним прародителем «Водника» считался плавающий автомобиль, обладавший индексом НАМИ-0281. Проектирование данной машины было начато еще в СССР в 1985 году, но все же НАМИ обладал совершенно другой компоновкой.
По распространенному мнению, которое является ошибочным, автомобиль ГАЗ-39371 «Водник» (исходя из названия) считается плавающим. Однако это не так, машина не имеет средств для передвижения по воде - у нее нет гребного винта, перемалываемых траков или водомета. «Водник» в состоянии преодолевать водные преграды вброд, но только тогда, когда их максимальная глубина не превышает 1,2 метра. ГАЗ-39371 «Водник» рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от -45°С до +50°С. При относительной влажности воздуха 100% может использоваться при температуре до +25°С. Возможно использование машины при скорости ветра до 30 м/с и в горной местности на высоте до 4500 метров с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 метров. Боевой расчет «Водника» состоит из 11 человек: командира отделения (машины), механика-водителя и десанта в количестве 9 человек.
Автомобиль ГАЗ-39371 имеет следующую компоновку: отделение управления (три места), моторно-трансмиссионное отделение и боевое отделение. Машина была построена по модульной схеме. Сварной корпус автомобиля состоял из двух модулей - переднего и заднего, которые были съемными. По словам представителей «ГАЗа», было предусмотрено создание 26 различных сменных модулей (в том числе бронированный и хозяйственный, который можно было использовать в качестве полевого жилья), которые можно было легко менять, исходя из поставленных задач. Благодаря быстроразъемному соединению опорного фланца корпуса и заднего модуля была возможна его быстрая замена даже в обычных полевых условиях.
Передний модуль состоял из моторно-трансмиссионного отделения и отделения управления, которые были разделены между собой герметичной перегородкой. Модуль управления был трехместным, с размещением сидений командира и водителя в ряд по-автомобильному, а сиденья радиста прямо за водителем. Для посадки и высадки командир и водитель пользовались дверьми, а радист люком. Сиденье водителя имело регулировку в продольном направлении и по высоте, сиденья радиста и командира - лишь по высоте.
Основной функционал был представлен в заднем модуле, в котором находился основной полезный объем автомобиля. Его можно было использовать для транспортировки грузов и людей, а также установки различного специального оборудования, мобильных установок и систем вооружений. Как уже отмечалось выше, благодаря наличию быстросъемного соединения задний модуль можно было легко заменить. В модуле присутствовали сиденья для перевозки 8 человек, при этом конструкция позволяла установить сидения либо лицом к лицу, либо спиной к спине. В модуле имелось 6 дверей для посадки и высадки десанта (по две двери сзади, слева и справа). Все двери открывались вверх и удерживались в открытом положении при помощи газовых амортизаторов.
Для защиты экипажа машины изначально было проработано несколько вариантов бронирования. Корпус «Водника», в зависимости от решаемых задач, мог изготавливаться из броневой стали, которая гарантировала защиту экипажа автомобиля от пуль калибра 7,62 мм и осколков. При этом передний и задний модули могли выполняться как бронированными, так и небронированными. Помимо этого, для повышения уровня защиты существовала возможность монтажа на автомобиль дополнительной навесной бронезащиты. Впервые на бронемашине ГАЗ-39371 были применены неприкрытые многослойные бронированные стекла, которые не имели каких-либо дополнительных бронеограждений или бронещитков.
Вооружение боевого модуля может изменяться, исходя из назначения конкретной машины. В базовой комплектации «Водник» оснащен башенной пулеметной установкой от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ. Башенная пулеметная установка оснащена дневным прицелом, а также 6 пусковыми установками для запуска дымовых гранат. В состав имеющегося на «Воднике» оборудования входило танковое переговорное устройство Р-174, кондиционер, отопитель, средства пожаротушения. Также была предусмотрена установка на борту автомобиля радиостанции Р-163-50У, навигационной аппаратуры и специального оборудования.
В середине 2007 года данные высокомобильные армейские автомобили начали поступать на вооружение российской армии (части РВСН и комендантские части) и в состав специальных подразделений МВД России. Всего было выпущено примерно 250 таких бронемашин, при этом на консервацию длительного хранения Минобороны России было заложено 50 автомобилей ГАЗ-39371 «Водник». Еще 48 автомобилей «Водник» получила армия Уругвая. Все машины были поставлены без вооружения. Уругвайские военные использовали «Водники» для перевозки личного состава и в качестве транспортных средств.
ГАЗ-39371 «Водник» изначально создавался как армейский автомобиль многоцелевого назначения, но в войсках данная машина популярности не снискала. В период с апреля по июнь 2001 года 12 автомобилей опытно-промышленной партии проходили войсковые испытания фактически в боевых условиях в Чечне. Машины использовались в составе 42-й гвардейской мотострелковой дивизии и были сведены в отдельную роту сопровождения транспорта центроподвоза.
Первое, что удивило военных в этой бронемашине - это деление на отсеки. Между отсеком десанта и управления, в котором находится командир, расположен двигатель и герметичная перегородка. Такое решение ограничивает возможности использования машины в боевых условиях. Пересесть с места командира на место стрелка или наоборот, не покидая при этом защищенного броней кузова, просто невозможно.
Помимо этого, на машину была установлена аппаратура внутренней связи Р-174, которая обеспечивает приемлемую связь при общем уровне шума до 133 дБ. Однако шум двигателя «Водника» и его ходовой части делают связь практически невозможной. Объяснялось это тем, что автомобили не оснащались глушителями, а выхлоп от двигателя был направлен вниз под корпус. В результате такого конструктивного решения громкий звук от выхлопа сначала отражался от покрытия дороги, а затем возвращался на плоское днище автомобиля, что лишь усиливало воздействие. Помимо этого, при подключении переднего моста появлялось четко слышимое в салоне жужжание.
С точки зрения противоминной защиты ходовая часть автомобиля была выполнена хорошо: использована независимая торсионная подвеска на поперечных рычагах, а сами колеса в значительной степени были «вынесены» за проекцию днища и корпуса бронемашины в целом. Такое решение значительно повышало поперечную остойчивость автомобиля. Однако наличие плоского днища существенно снижало живучесть автомобиля и десанта, так как оно целиком принимало на себя воздействие ударной волны при взрыве фугаса или мины. Фактически в этом плане ничего не изменилось с конца 1950-х годов, оставшись на уровне БРДМ-1. Этот же минус характерен и для форм корпуса «Водника». Тот же БТР-80 отличается более рациональными углами наклона брони и сложной ее схемой, чем-то напоминающей граненый бриллиант. Корпус «Водника» больше напоминает «кирпич», который мало способствует возникновению рикошетов при ведении огня по автомобилю с флангов.
Как отмечал на сайте «Отвага» Геннадий Жилин, который лично был свидетелем эксплуатации автомобилей в Чечне и общался с эксплуатировавшими ее военнослужащими, компоновка автомобиля, с точки зрения его защиты от мин и СВУ, имеет нерациональное решение. Места командира и водителя расположены над передним мостом, вся полезная нагрузка (личный состав, возможный комплекс вооружения или груз) - над задним мостом. В случае подрыва мины или фугаса под любым колесом спереди или сзади наибольшие поражения от взрывной волны получат именно люди, которые находятся внутри «Водника». Наименьшие повреждения при этом получит моторно-трансмиссионное отделение, так как большая его часть находится как раз между мостами. При этом возникает резонный вопрос, зачем будет нужен исправный двигатель, если в случае подрыва из строя будет выведен командир и водитель машины и оторвано одно из колес (практический опыт), а любое дальнейшее самостоятельное движение машины станет невозможным?
Да, выбранная компоновка технически является наиболее оптимальной. При существующих габаритных размерах машины она позволяет обеспечить наибольший объем внутреннего пространства, а также наиболее благоприятные условия для управления машиной. Однако для обеспечения наибольшей степени защищенности экипажа от подрыва мин следует обращать внимание на машины с так называемой «капотной» компоновкой. Это было доказано опытом эксплуатации различной военной техники в локальных конфликтах от Афганистана до Чечни.
Геннадий Жилин отметил, что броня «Водника» вообще не соответствовала предъявляемым боевой практикой требованиям, не обеспечивая достаточной защиты для экипажа. В 2001 году один из бронеавтомобилей при движении в составе колонны испытал на себе воздействие подрыва фугаса, который был изготовлен из артиллерийского снаряда. В то время большинство фугасов боевики устанавливали не на дороге и не в полотно дороги, а рядом с ней - для максимального поражения личного состава, который, как правило, передвигался на броне. В результате подрыва передний модуль «Водника» получил несколько пробоин, экипаж понес потери. Самым неожиданным в этой стало то, что при взрыве не был пробит ни один стеклопакет. По этому поводу Жилину пришлось услышать от военных буквально следующее: «Если хорошенько долбанет по этому автомобилю, то, наверно, одни стекла целыми и останутся».
То, что бронестекла подтвердили свою прочность в ходе практического использования, подтверждает и случай, когда 7,62-мм пуля, выпущенная снайпером с расстояния около 800 метров, не смогла пробить бронестекло водителя. В целом защита смотровых приборов от повреждения их от огня стрелкового противника была решена достаточно оригинальным способом - путем монтажа у командира и водителя многослойных бронестекол большой площади без прикрытия, которые на практике доказали свою эффективность.
Сегодня ГАЗ-ГАЗ-39371 «Водник» - довольно редкий автомобиль, а значит, и нечастый гость фотосессий. Найти хорошие фотографии с этим автомобилем довольно сложно. Лучшие фотографии машины сделал и разместил в Виталий Кузьмин, сфотографировавший автомобиль со всех ракурсов во время небольшой выставки техники в парке «Патриот», которая состоялась после завершения финального этапа «Танкового биатлона 2015» в августе текущего года.
Тактико-технические характеристики ГАЗ-39371 «Водник»:
Габаритные размеры: длина - 5830 мм, ширина - 2630 мм, высота - 2600 мм.
Полная масса - 7500 кг.
Полная масса буксируемого прицепа - 2500 кг.
Силовая установка - дизель ЯМЗ-534.10 мощностью 160 л.с.
Максимальная скорость по шоссе - 112 км/ч.
Контрольный расход топлива при полной массе, л/100 км - 18,5.
Запас хода по контрольному расходу топлива - 1000 км.
Наименьший радиус поворота - 10 м.
Глубина преодолеваемого брода - 1,2 м.
Максимальный преодолеваемый подъем - 30 градусов.
Пассажировместимость - 11 человек (включая водителя).
Вооружение стандартное - пулемет 14,5-мм КПВТ, пулемет 7,62-мм ПКТ, 6 ПУ для запуска дымовых гранат.
Источники информации:
http://modeli-gaz.ru/gaz/gaz-3937.htm
http://www.dogswar.ru/bronetehnika/bmp-btr/6331-broneavtomobil-gaz-3.html
http://otvaga2004.ru/armiya-i-vpk/armiya-i-vpk-vzglyad/vodnik-universalen-i-prost-no
http://bastion-opk.ru/gaz-3937-vodnik
Высокомобильный автомобиль многоцелевого назначения ГАЗ-39371 «Водник»
предназначен для установки функциональных модулей, необходимых для транспортировки людей и грузов в труднопроходимых районах, при необходимости - с обеспечением защиты экипажа от огнестрельного оружия. В основу конструкции автомобиля ГАЗ-39371 «Водник» положена модульная схема построения, что позволяет оперативно производить в полевых условиях смену боевых и хозяйственных модулей, а также обеспечивать выполнение одним шасси функций нескольких автомобилей - специальных армейских автомобилей, машин обслуживания, а также боевых машин с различными вариантами вооружения – от легкого стрелкового до 120-мм миномета.
В настоящее время известны две машины этого семейства, ГАЗ-3937 и ГАЗ-39371 , имеющие одинаковую компоновку: отделение управления (с двумя местами на ГАЗ-3937 и тремя - на ГАЗ-39371), боевое и моторно-трансмиссионное отделения. Конструкция ГАЗ-3937 «Водник» выполнена по модульной схеме. Сварной корпус имеет два съемных модуля - передний и задний. В переднем размещены моторно-трансмиссионное отделение и отделение управления, разделенные герметичной перегородкой. Задний модуль ГАЗ-39371 может быть использован для перевозки личного состава (бронированный или небронированный варианты), монтажа различного вооружения или специального оборудования. По заявлениям представителей «ГАЗа», предусмотрено создание 26 сменных модулей, устанавливаемых в зависимости от характера решаемых задач. Главным преимуществом такой схемы является то, что благодаря быстроразъемному соединению заднего модуля и опорного фланца корпуса возможна быстрая смена различных модулей даже в полевых условиях.
Всего у ГАЗ-3937 «Водник» насчитывается 26 сменных модулей, с помощью которых можно в кратчайшие сроки и с использованием простейших приспособлений переоборудовать машину из одного варианта в другой. Для боевых целей имеются модули с 14,5-мм пулеметом КПВТ, с 30-мм автоматической пушкой, а также с различными ракетными зенитными и противотанковыми комплексами. Модульная конструкция, кроме того что позволяет унифицировать шасси для машин разного назначения, еще и положительно влияет на выживаемость боевых установок. В случае поражения машины с боевым модулем установка вооружения может быть оперативно переставлена на одну из машин обеспечения, построенных на шасси «Водника».
Для защиты экипажа проработано несколько вариантов бронирования. Корпус ГАЗ-3937 «Водник», в зависимости от назначения машины, изготавливается из броневой стали, обеспечивающей защиту экипажа от пуль калибра 7,62 мм и осколков. Передний и задний модули могут выполняется как бронированными, так и небронированными, в зависимости от задач, выполняемых конкретной машиной. Кроме того, для увеличения уровня защиты возможна установка на машину дополнительной бронезащиты. Вооружение боевого модуля зависит от назначения машины. В настоящее время проходят испытания машины с боевыми модулями, вооруженными двумя 7,62-мм пулеметами ПКМС, а также башенной пулеметной установкой от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ. В состав устанавливаемого на машинах оборудования входят танковое переговорное устройство Р-174, отопитель, кондиционер, средства пожаротушения. Предусмотрена также установка радиостанции Р-163–50 У, навигационной аппаратуры и специального оборудования: централизованной системы пожаротушения, радиостанции, навигационной аппаратуры и другого оборудования.
![](https://i0.wp.com/dogswar.ru/cache/gaz-3937-31526036050_thumb_medium250_0.jpg)
В соответствии с распоряжением Генерального штаба ВС РФ, в период с 10 апреля 2001 по июнь 2001 г. на базе 42 гв. мед проводились войсковые испытания 12 автомобилей ГАЗ-39371-221 «Водник» (опытно-промышленная партия). Проходит испытания в боевых условиях подразделение на машинах с боевыми модулями со смонтированными башенными установками от БТР-80. Эти автомобили были переданы в 4 мер 72 мсп, зачислены в боевую группу эксплуатации и выделены в отдельную роту сопровождения транспорта центроподвоза. Реально первые машины появились в 42 мед летом 2000 г. и использовались в ВАИ.
Корпус бронеавтомобиля ГАЗ-3937 «Водник» , изготовленный из стальной брони, обеспечивает защиту экипажа от пуль калибра 7,62-мм при стрельбе с близкого расстояния. Впервые на бронемашине применены неприкрытые многослойные бронированные стекла без каких-либо дополнительных бронещитков или бронеограждений. Боевой расчет машины состоит из 10–11 человек: командира отделения (машины), механика-водителя и десанта в количестве восьми (ГАЗ-3937) или девяти (ГАЗ-39371) человек. Масса буксируемого прицепа - до 2,5 т. Машина может оснащаться следующими дизельными двигателями: ГАЗ-562 (175 л.с.), ЯМЗ-460 (160 л.с.), HINO J07C (165 л.с.). Коробка передач пятиступенчатая с пятью передачами вперед и одной назад. ГАЗ-3937 «Водник» имеет два ведущих моста (4x4), управляемые колеса - передние. Подвеска - независимая торсионная на поперечных рычагах с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Для повышения живучести ходовой части и улучшения проходимости имеется централизованная система регулирования давления воздуха в шинах. При полной массе 6,6-7,5 т машина способна развивать скорость до 112 км/ч по шоссе, преодолевать подъем крутизной до 30° и вертикальную стенку высотой до 0,4 м. Без предварительной подготовки она может преодолеть брод глубиной до 1,2 м. Запас хода по топливу при скорости 60 км/ч может составлять до 1000 км.
Тактико-технические характеристики ГАЗ-3937 «Водник»
Экипаж (расчёт): 2 (+9 пассажиров)
Масса, кг: 7500
Длина, мм: 5750
Ширина, мм: 2600
Высота, мм: 2630
Тип и модель двигателя: ГАЗ-5621
Скорость, км/ч: 110
Мощность двигателя, л.с.: 175 лс (130 КВ)
Запас хода, км: 1000
Подвеска: торсионная
Основное вооружение: 14,5 мм КПВТ
Дополнительное вооружение: 1х7,62 ПКТ