Газ 21р технические характеристики. ГАЗ-М21: технические характеристики, фото. Особенности конструкции - недостатки и достоинства

Третья серия «Волги» ГАЗ-21 - результат модернизации, осуществленной в апреле 1962 года, внешне заметно отличался от первых двух. Модификации «третьего выпуска» стали самыми массовыми из линейки 21-х «Волг». В самом деле, машины «первой серии»- со звездой, сходили с конвейера примерно год и девять месяцев. «Второй серии» оказалось отмерено около трех с половиной лет. А «третья» выпускалась на горьковском конвейере более восьми лет.



Еще в конце 50-х, едва был окончательно освоен выпуск «Волги» ГАЗ-21 и снята с производства «Победа», конструкторы Отдела легковых автомобилей КЭО ГАЗа получили техническое задание на проектирование полностью новой «Волги» следующего поколения ГАЗ-24. Но работы над первоначальными вариантами новой машины затягивались, требовалось время, чтобы определиться с ее будущим обликом. Временно, чтобы базовая модель смотрелась более современно, руководитель Отдела легковых автомобилей Н.Н. Юшманов и его коллеги приняли решение модернизировать существующую «Волгу». Причем, приоритет отдали не агрегатной базе, а внешнему облику автомобиля. Проектировать обновленный экстерьер поручили художнику-конструктору Льву Еремееву, автору исходного варианта ГАЗ-21, а также «Чайки» ГАЗ-13 и первой модификации ЗИЛ-111. С задачей опытный дизайнер справился блестяще. Как говорили на заводе, ему удалось «вложить весь кузов в облицовку».


Всего несколько недорогих в производстве декоративных элементов радикально изменили облик серийной «Волги». Та самая облицовка, не скругленная, с большими вентиляционными окнами, как прежде, а набранная из тоненьких брусьев, согнутых под большим резким углом в духе будущей «Волги» ГАЗ-24. Бамперы без клыков, тоже «спрямленные», набранные из верхней хромированной и нижней окрашенной в цвет кузова полосы. Новая светотехника: заходящие на боковину подфарники спереди и граненые, лишенные хромированного оклада фонари сзади. Корпус фонаря освещения заднего номера в виде силуэта птицы, как у «Чайки». Новая эмблема. И, наконец, окончательно исчезнувшие с капота фигура оленя и продольный молдинг. Все эти до мелочей продуманные второстепенные детали навешивались на тот же самый созданный в середине 50-х кузов, никак не влияли на эксплуатационные качества автомобиля, зато позволили достигнуть поставленной задачи - произвести благоприятное впечатление своей новизной.


В салоне остались те же сидения в виде массивных диванов, тот же характерный руль цвета слоновой кости с кольцом звукового сигнала и изображением оленя посередине, та же приборная панель с круглыми часами, большим динамиком приемника и прозрачным голубым колпаком спидометра. Далее изменялся только фасон обивки сидений и «дверных карт», тканевая обивка потолка уступила место сшитой из искусственной кожи.

А, главное, не последовало никаких изменений в агрегатной базе. С точки зрения водителя и автомеханика «Волга» осталась тем же самым автомобилем, каким была раньше. Это устраивало ремонтников автобаз и таксопарков, которым не требовалось ничего менять в своей работе, частных покупателей, которые, прежде всего из-за отсутствия альтернатив, продолжали считать «Волгу» престижным автомобилем.


Поначалу базовая модель с внешностью «третьего выпуска» и по механике практически идентичная поздним «Волгам» «второго выпуска» носила название ГАЗ-21Л, а ее экспортный вариант с набором дополнительного хромированного декора - ГАЗ-21М. В 1965 году, когда последовали некоторые изменения в агрегатах - новый карбюратор К-124, роликовые подшипники ступиц и др. , «Волге» первого поколения присвоили окончательные индексы - базовому варианту ГАЗ-21Р, экспортному - ГАЗ-21УС. Но помимо лишней хромированной отделки, экспортным автомобилям полагался форсированный двигатель, который, благодаря увеличенной степени сжатия, выдавал не 75, а 80-85 л.с. Поэтому в последние годы выпуска получила распространение промежуточная модификация ГАЗ-21С, сочетавшая внешность базовой модели без дополнительного хрома и форсированный экспортный мотор. Такие машины, в частности, широко поставлялись в милицию.

За рубежом спрос на «Волгу» ГАЗ-21 падал год от года, и все больше машин завод поставлял на внутренний рынок. Автомобили в экспортном исполнении поступали в гаражи государственных организаций, использовались в качестве «персоналок», продавались частникам через набиравшую силу систему «валютных» магазинов «Березка». Обычные «Волги» ГАЗ-21Р к исходу 60-х стали заметно доступнее обычным средним советским семьям, чем на несколько лет раньше.




В 1966 году завод уже подготовил окончательный вариант новой «Волги» ГАЗ-24, но заменить базовую модель в 1967-1968 годах, как планировалось, не получилось. Только 15 июля 1970 года вслед за последней ГАЗ-21УС собрали первую из крупносерийных, а на деле 793-ю «Волгу» ГАЗ-24. Те 200-250 тысяч автомобилей семейства ГАЗ-21, которые увидели свет в 1968-1970 годах, сделали 21-ю «Волгу» значительно более распространенной моделью. В такси эти машины служили параллельно с 24-ми «Волгами» до 1975 года, в гаражах государственных организаций - до конца 70-х. Спустя годы, именно благодаря многочисленному выпуску конца 60-х, «Волга» ГАЗ-21 совсем не редкий ретро-автомобиль .

Техническая характеристика

Число мест 5
Габаритные размеры 4770х1885х1620 мм
Колесная база 2700 мм
Двигатель бензиновый, карбюраторный, рядный, четырехцилиндровый, верхнеклапанный ЗМЗ-21С (отличается от ЗМЗ-21А увеличенной степенью сжатия)
Рабочий объем 2445 см 3
Мощность 75 л.с. при 4000 об/мин
Снаряженная масса 1460 кг
Максимальная скорость 130 км/ч
Расход топлива 12-13 л/100 км

Автомобили эпохи СССР: ГАЗ-21Р "Волга" (третья серия)

Третий выпуск "Волги" первого поколения продержался на конвейере Горьковского автозавода с апреля 1962 по июль 1970 года. За это время было построено 468 036 автомобилей ГАЗ-21 и ГАЗ-22 всех модификаций. После модернизации 1965 года число модификаций только на базе седана достигло девяти.

В рамках "программы модернизации" было сделано следующее. Семидесяти лошадиных сил базового мотора для полуторатонного седана (и уж тем более для раздобревшей грузопассажирской версии) явно не хватало. У одного из основных западных конкурентов "Волги" - Volvo-120 1962 года - соотношение мощности и массы составляло 0,0812 л.с./кг; у "двадцать первого" этот показатель был почти в два раза ниже - 0,0479 л.с./кг. Это означало, что даже форсированный 80-сильный двигатель, которым оснащались экспортные версии "Волги", не обеспечивал необходимой динамики и скорости.

За счет применения поршней новой конструкции без изменения обоих вариантов головки блока удалось повысить степень сжатия с 6,6 до 6,7 (в форсированной версии - с 7,15 до 7,65) и добиться прироста мощности в 5 л.с. (до 75 и 85 л.с. соответственно). Для изготовления поршней и усиления поршневых пальцев начали использовать более жаростойкий материал. Кроме того, изменения подверглись кулачки распредвала и впускные каналы. В системе питания появился фильтр тонкой очистки топлива. Новая открытая система вентиляции картера предотвращала смолообразование во всасывающей системе. В результате динамика улучшилась, правда незначительно: до 100 км/ч обновленная "Волга" разгонялась на 2-3 секунды быстрее своей предшественницы. Прироста паспортной максимальной скорости (со 132 до 135 км/ч) удалось достичь лишь на экспортных модификациях. Расход топлива при этом не изменился.

В трансмиссии вместо рычажных использовали гидравлические телескопические амортизаторы, что потребовало изменения конструкции верхних рычагов передней подвески. Для увеличения регулировочного запаса угля развала передних колес в крепление верхних рычагов была введена эксцентриковая втулка.

Обновился и салон. Передний диван сделали более удобным, появился новый раскладной механизм, образованное сиденьями "спальное место" стало заметно ровнее. В обивке салона нашли применение новые синтетические материалы.

Потолок начали обивать не ворсистой тканью, а практичным повинолом, не боящимся "влажной уборки"; матерчатые вставки на внутренних панелях дверей уступили место кожзаменителю, а молдингам на дверных картах добавили причудливых изломов.

Рукоятка "вытяжного" ручного тормоза, расположенная под приборной панелью, приобрела более эргономичную Г-образную форму. Новая декоративная накладка появилась на кнопке звукового сигнала, а серебристую фигурку горьковского оленя на бежевом фоне обрамило широкое рельефное кольцо с белым блеском.

Рейстайлинг экстерьера проводился под руководством его автора, художника-конструктора Льва Еремеева. Несколькими легкими штрихами Еремееву с коллегами удалось, сохранив самобытный стиль "двадцать первой", придать "Волге" третьего выпуска более современный и динамичный облик.

С капота исчезли "олень" и центральный молдинг, изменилась форма эмблемы. Автомобиль получил новую облицовку радиатора - "китовый ус" (37 узких вертикальных планок в раме), новые подфарники, заходящие на боковины крыльев, новые задние фонари, бамперы новой формы - без сложных кривых "в плане", без клыков, с крашеной в цвет кузова нижней половиной. Новая декоративная ручка крышки багажника стала стилизована под один из горьковских анималистических тотемов - чайку. На обращенной вверх части передних и задних крыльев появились тонкие хромированные вставки-молдинги (на моделях с улучшенной отделкой), дверные молдинги стали хромированными (а не алюминиевыми).

В таком виде "двадцать первая" и ее "младший братец" универсал ГАЗ-22, предназначенный для отправки на экспорт, продержались на конвейере восемь лет.

В 1965 году "Волга" была в очередной (и последний) раз модернизирована. Причем изменения были как "пустяковыми" (например, увеличилась длина щеток стеклоочистителя, упростились рисунок обивки и конфигурация молдингов дверных карт), так и "затрагивающими основы": двигатель оснастили новым карбюратором К-124, лонжероны в месте крепления рулевого механизма усилили, а места шариковых подшипников в ступицах передних колес заняли роликовые. Кроме того, была усовершенствована система отопления салона.

"Двадцать первая", наконец-то, избавилась от литеры "М" в заводском индексе (имени Молотова Горьковский автозавод лишился еще в 1957 году) и стала официально именоваться просто ГАЗ-21 - с литерой, указывающей на модификацию.

Последний экземпляр "двадцать первой" - ГАЗ-21УС антрацитового цвета - сошел с конвейера Горьковского автозавода 15 июля 1970 года.

Для частных лиц цена самых дешевых модификаций третьего выпуска - "21Л" и "21Р" - составляла 5,5 тысяч рублей. Самая дорогая модификация - "21С" (форсированный вариант с улучшенной отделкой) - стоила на тысячу дороже.

СНАРУЖИ И ВНУТРИ

Салон автомобилей "Волга" третьей серии практически не изменился. Редкая модификация ГАЗ-23 с двигателем V8 и автоматической коробкой передач от "Чайка" Сверху на рулевой колонке - селектор автоматической коробки передач.
Штатное зеркало заднего вида в хромированном корпусе. Решетка радиатора с множеством перемычек ("Китовый ус") - самая заметная отличительная деталь машин третьей серии. На всех автомобилях "Волга" ГАЗ-21 и ее модификациях стояли такие хромированные колпаки-блюдца.
Знаменитый спидометр с прозрачной "сферой" из цветного пластика Динамик громкоговорителя располагался прямо над приемником. Еще одна характерная деталь "Волги" третьей серии - задний фонарь обновленной формы со встроенным катафотом.
Хромированный молдинг-киль над задним крылом устанавливался только на моделях с улучшенной отделкой. Изящная "птичка" на крышке багажника - лампа подсветки номерного знака. Вертикально расположенное запасное колесо не занимало много места в багажнике.

Бамперы новой формы и задние фонари без хромированного оклада зрительно "разгрузили" корму автомобиля.
Вентилятор отопления кузова. На клапанной крышке двигателя буквы "ЗМЗ" (Заволжский момторный завод) и гордая надпись "Сделано в СССР" . Генератор установлен над блоком двигателя.
Восьмицилиндровому V-образному двигателю от "Чайки" было тесновато в моторном отсеке "Волги".

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Схема автомобиля ГАЗ-21Р "Волга"

Технические характеристики ГАЗ-21Р "Волга" Масса, кг
Число мест 5 снаряженная 1460
Максимальная скорость 130 км/ч полная, в том числе: 1885
Расход топлива при скорости 90 км/ч 11,0 - 13,5 л./100 км на переднюю ось 905
Разгон до 100 км/ч 32 с на заднюю ось 980
Электрооборудование 12 V
Аккумуляторная батарея 6СТЭ-54ЭМ Наименьший дорожный просвет 190 мм
Генератор Г-12Б
Реле-регулятор РР-24 Наименьший радиус поворота
по колее переднего наружного колеса
6,3 м
Стартер СТ-20Б
Прерыватель-распределитель Р-23Б
Свечи зажигания А14У (М16У)
Размер шин 6,70 - 15
  • Подвеска передняя: независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах, амортизаторы гидравлические, телескопические
  • Подвеска задняя: зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические, телескопические
  • Рулевой механизм: глобоидальный червяк с двойным роликом
  • Тормоза: рабочие - передние и задние барабанные, привод гидравлический
    стояночный - колодочный, на карданный вал, привод механический
  • Сцепление: однодисковое сухое с гидравлическим приводом
  • Коробка передач: механическая трехступенчатая с синхронизаторами на второй и третьей передачах
  • Передаточные числа: I - 3,115; II - 1,772; III - 1,00; задний ход - 3,738. Главная передача - 4,55
  • Карбюратор: К-124
  • Максимальная мощность: 75 л.с. при 4000 об/мин
  • Максимальный крутящий момент: 17 кгс.м при 2200 об/мин

В приоткрытые поворотные форточки затекает густой влажный воздух с пряным привкусом низкооктанового бензина. Миниатюрные «дворники», поскрипывая, мечутся перед глазами, расчищая от капель узкие амбразуры. Обогрева заднего стекла нет, запотело напрочь. И направо смотреть бесполезно, взгляд находит пустоту вместо бокового зеркала. Слева оно есть, размером с экран смартфона - показывает клочок дороги.

Зато снаружи промозгло и сыро, а в «Волге» тепло и уютно, как за самоваром в гостях у бабушки. Утопая в мягком диване, не хочется суетиться: движемся неспешно, с достоинством. Пусть я только догадываюсь, что происходит по сторонам, другие видят меня прекрасно. На пасмурных улицах Ярославля небесно-голубой ГАЗ-21Р - средоточие хорошего настроения, центр притяжения внимания и доброй (надеюсь) зависти.

«Волги» третьей серии почти не красили в два цвета. Лишь крыши такси делали контрастными - красными или желтыми

Полмиллиона для народа

Автомобиль-мечта: и сегодня, и вчера... К 1962 году «Волга» стала по-настоящему «народной». На ГАЗе отказались от решений, не прошедших проверку советскими реалиями. К так называемой третьей производственной серии с 21-й исчез красивый, но травмоопасный олень на капоте, клыки с бамперов. Электропроводку зацепили на массу минусом, что уменьшило электрохимическую коррозию. Окончательно списали автоматическую коробку передач и капризную централизованную систему смазки на 21 точку: комфорту автолюбители Советского Союза предпочитали ремонтопригодность. Зато мотор слегка прибавил в мощности, покраска и сам кузов - в качестве, рычажные амортизаторы заменили на более эффективные телескопические.

У каждой серии 21-х «Волг» своя решетка радиатора. Сначала это был поперечный брус с крупной звездой, с 1958-го - «акулья пасть», а с 1962 года - «китовый ус», окрашенный в цвет кузова, как и нижняя часть бамперов. Версии улучшенного исполнения отличались щедрой отделкой хромом

И «Волга» расцвела: если машин первой и второй серий с 1956 по 1962 годы суммарно сделали около 170 000, то третья продержалась на конвейере до 1970 года и разошлась тиражом почти в полмиллиона - 470 000 штук! Даже относительно доступные «Запорожцы» и «Москвичи» той поры не могли похвастать таким успехом.

Все же «Волга» оставалась дефицитом. Притом - для состоятельной публики. Спустя полвека история повторяется: ГАЗ-21 - коллекционная редкость, за которой собиратели автостарины охотятся по всей стране. Наш коллега Роман, которому 21-я запала в душу еще с детских лет, потратил на поиски три года. Изучил предложения в столичном регионе, соседних областях, но попадался хлам - так постепенно дошел аж до Урала. ГАЗ-21Р 1965 года выпуска случайно обнаружился в военном городке ядерщиков под Юрюзанью Челябинской области. «Волга» имела несколько потрепанный вид, зато не гнилой кузов и родные агрегаты. Сказывалось гаражное хранение и забота владельца: автомобиль всю жизнь служил одной семье. Заплатив 150 000 рублей, Роман уехал в Москву своим ходом!

Штатный генератор едва справляется с нагрузкой, поэтому зарядку аккумулятора надо контролировать постоянно

«Домашняя» реставрация

По пути пришлось менять радиатор, отказали стоп-сигналы. Хотя и так было понятно - без полного курса омоложения не обойтись. К процессу реставрации подключился тесть Романа - Виктор Сергеевич: автолюбитель старой закалки, сын шофера-фронтовика, инженер. «Волгу» раскидали до винтика в обычных гаражах, перебирали и перекрашивали тоже «на коленке», как в давние времена, когда о понятии официальный дилерский центр думали разве что фантасты. И результат, как видите, блестящий!

Виктор Сергеевич рассказывает, с «железом» справился относительно быстро - в « Волгу » заложен огромный запас прочности . И все равно восстановление толстого металла, подгонка деталей отняли уйму времени. Еще больше возни было с сиденьями, а также мелочевкой вроде сальников/прокладок и фурнитуры. Пластик на основе органических компонентов разрушался на глазах, резинки засыхали и давали течь... Качество новодельных уплотнений зачастую никудышное, оригинальными деталями, как правило, торгуют спекулянты по отнюдь не «шоколадным» ценам. Поэтому сборка потребовала времени и особой тщательности.

Под капотом XXI век выдают современный аккумулятор и жигулевский бачок омывателя: родной алюминиевый прохудился, придется запаивать

Отдельная проблема - настройка многочисленных систем. К примеру, с карбюратором и тягами переключения передач сладить удалось, а родное «рычажное» сцепление пришлось заменить на уазовское с диафрагменной пружиной, тормозные цилиндры взять от ГАЗ-24, с автоматической регулировкой зазоров. Но в остальном после двухлетней реставрации «Волга» осталась тем самым ГАЗ-21Р, которым сошла с конвейера 52 года назад. Сохранились даже родные узенькие диагональные шины с клеймом Made in USSR.

Дизельный бензин

Были варианты применить к «Волге» улучшения вроде электронного зажигания, генератора переменного тока, сделав эксплуатацию раритетной модели проще, но Роман волевым решением отказался от «колхоза». И не зря! Дорогого стоит прикоснуться к любовно воссозданному водительскому быту тех времен. Отпереть маленьким ключиком массивную дверь. Захлопнуть ее - сильно, иначе не получится, но не громко. На секунду остаться в тишине, внимая «ламповому» тиканью штатных часов на передней панели. И только потом включить зажигание, запустить стартер, услышав под капотом бурчание 2,45-литровой нижневальной «четверки» ЗМЗ.

Мотор для своего времени вполне современный - с алюминиевым блоком, «мокрыми» чугунными гильзами, верхним расположением клапанов. Мощность выдает скромную - 75 сил, зато силой тихоходный агрегат не обделен: развивает максимум тяги (170 Н∙м) уже на 2200 об/мин, словно дизель. Пытаюсь включить первую, не поддается - рычаг сопротивляется. Трогайся со второй, советует Виктор Сергеевич. И «Волга» легко вливается в поток! Раз, а уже пора третью врубать и... На этом всё. Больше передач нет. Теперь понятно, почему бывалые шутили: утром третью включил и ездишь целый день . Прямой ступени и правда хватает в большинстве ситуаций. ГАЗ-21Р легко держит 60-70 км/ч, но дальше разгон становится вялым, шум - назойливым.

Салон не любит «загорать». Опытный «волгарь» на стоянке закрывал тряпочкой, как минимум, полусферу спидометра

Коробкой передач с «Волгой» поделилась «Победа», а корнями агрегат восходит к довоенным ГАЗ-А. Говорят, это самый надежный узел ГАЗ-21. И управляться с ним легко, пусть подрулевой рычаг вместо напольного требует привычки: первая - на себя и вниз, вторая - от себя вверх, третья - напротив внизу. Зато усилия минимальные, а четкость - образцовая. Трудности с первой и задней случаются из-за того, что на них нет синхронизаторов.

Спать будем в машине

Поскольку рычаг коробки спрятали под руль, спереди получилось поставить диван. И пусть для «Волги» заявлено пять мест, по факту салон вмещает шестерых - внутри седан очень просторный и домашний. Открутил пару «барашков», сдвинул сиденье вперед, откинул спинку - получил роскошное спальное место, в два счета и без инструментов. Так что кадры туристической ночевки из фильма «Три плюс два» вовсе не режиссерский вымысел.

на 21-й даже в ралли «Монте-Карло» гоняли), однако скорее не из-за глубоких кренов, а тяжеленного руля. На месте вообще не провернешь, надо хоть чуть-чуть, но двигаться. Поэтому где современная модель разворачивается в два-три приема, «Волге» требуется пять-шесть. Плюс нюансы обзорности - головой следует крутить с навыком летчика-истребителя в воздушном бою. В остальном - всё под рукой, разве что сидишь близко к тонкой «баранке».

Удивительно, но тормоза, в которых тоже нет усилителя, требуют силы, но не насилия - «Волга» гасит скорость уверенно, педаль тяжелеет адекватно. А вот сцепление подкинуло сюрприз. Пока мотор молотил на холостом ходу во время съемок, цилиндры гидропривода, видимо, подогрелись и левая педаль стала залипать. Убираешь ногу, сцепление не включается и тронуться плавно невозможно. Двигатель заглушили, машина остыла, всё само собой пришло в норму.

Для того и обкатка, отрегулируем, - философски заметил Виктор Сергеевич. Это главное, о чем нельзя забывать: олдтаймер - не только гордость, престиж и удовольствие. Историческая техника требует внимания регулярно. К этому надо быть готовым и морально, и финансово. Кстати, о деньгах. Реставрация в домашних условиях обошлась примерно в 500 тысяч рублей . Много это или мало? Для сравнения, в сервисе только за работу запросили 1 200 000. А если бы пришлось заново хромировать кузовные элементы - еще плюс 300-400 тысяч без учета стоимости деталей. Так что делайте выводы - даже у детской мечты есть цена. И, увы, немалая...

ГАЗ-21 «Волга»

ГАЗ-21 «Волга» - советский автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1956 (1957) по 1970 год. Заводской индекс модели - изначально ГАЗ-М-21 , позднее (с 1965 года) - ГАЗ-21 . Всего было выпущено 639 478 экземпляров всех модификаций.

ПРЕДЫСТОРИЯ

С 1946 года ГАЗ выпускал легковой автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа». На момент начала производства «Победа» отличалась достаточно современной конструкцией и передовым дизайном.

Однако к началу следующего десятилетия внешний вид её постепенно стал устаревать, агрегатная часть также отстала от уровня мировых лидеров. Назревала необходимость заменить её более современной технически и совершенной визуально моделью.

«ПОБЕДА-НАМИ»

Первая попытка разработки перспективной модели на смену существующему ГАЗ-М-20 относится ещё к 1948 году, когда специалисты НАМИ по заказу Министерства автомобильной промышленности разработали свой вариант рестайлинга серийной «Победы», в истории оставшийся под обозначением «Победа-НАМИ». Существовало два варианта - авторы первого Ю. Долматовский и Л. Терентьев, а второго - Ю. Долматовский и В. Арямов.

ПРОЕКТ «ПОБЕДЫ» ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

С 1951 года непосредственно на ГАЗ-е началась разработка автомобиля среднего класса нового поколения под обозначением ГАЗ-М-21 «Победа-II» (генеральный конструктор - А. А. Липгарт, позднее - В. Соловьёв; дизайнер - Л. Еремеев). Образец был доведён до гипсового макета, который внешне в немалой степени напоминал серийный ГАЗ-М-12 «ЗИМ», дизайнером которого был тот же Лев Еремеев.

Однако, сам «ЗИМ» к этому времени уже стал устаревать, поэтому проект «Победы» второго поколения принят к производству не был. А вскоре на заводе приступили к работе над иными, намного более перспективными моделями, одна из которых и была выбрана впоследствии для массового производства в качестве преемника «Победы».

ОСНОВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ БАЗОВОГО СЕДАНА

  • ГАЗ-М-21 - седан модели 1957 года с АКПП;
  • ГАЗ-М-21А - 1957-1958, такси модели 1957;
  • ГАЗ-М-21АЮ - 1959-1958, тропический вариант такси модели 1957 года;
  • ГАЗ-М-21А - 1959-1962, такси модели 1959 года;
  • ГАЗ-М-21АЮ - 1959-1962, тропический вариант такси модели 1959 года;
  • ГАЗ-М-21Б - 1957, такси модели 1957 года нижнеклапанным двигателем;
  • ГАЗ-М-21В - 1957-1958, базовый седан модели 1957 года;
  • ГАЗ-М-21ВЮ - 1957-1958, тропический вариант модели 1957 года;
  • ГАЗ-М-21Г - 1956-1957, базовый седан модели 1957 года с нижнеклапанным двигателем;
  • ГАЗ-М-21ГЮ - 1956-1957, тропический вариант модели 1957 года с нижнеклапанным двигателем;
  • ГАЗ-М-21Д - 1957-1958, экспортный вариант модели 1957 года;
  • ГАЗ-М-21ДЮ - 1957-1958, тропический экспортный вариант модели 1957 года;
  • ГАЗ-М-21Е - экспортный вариант модели 1957 года с АКПП;
  • ГАЗ-М-21ЕЮ - тропический экспортный вариант модели 1957 года с АКПП;
  • ГАЗ-М-21И - 1958-1962, базовый седан модели 1958 года;
  • ГАЗ-М-21К - 1959-1962, экспортный вариант модели 1958 года;
  • ГАЗ-М-21КБ - 1960-1962, машинокомплект для Бельгии модели 1958 года;
  • ГАЗ-М-21КЮ - 1959-1962, тропический экспортный вариант модели 1958 года;
  • ГАЗ-М-21Л - 1962-1964, базовые седан модели 1962 года;
  • ГАЗ-М-21М - 1962-1964, экспортный вариант модели 1962 года;
  • ГАЗ-М-21МЮ - 1962-1964, тропический экспортный вариант модели 1962 года;
  • ГАЗ-21Н - 1964 - экспортный вариант модели 1962 года с правым рулём;
  • ГАЗ-21НЮ - 1964 - тропический экспортный вариант модели 1962 года с правым рулём;
  • ГАЗ-21П - экспортный вариант модели 1965 года с правым рулём;
  • ГАЗ-21ПЕ - экспортный вариант модели 1965 года с правым рулём и АКПП;
  • ГАЗ-21Р - 1965-1970, базовый седан модели 1965 года;
  • ГАЗ-21С - 1965-1970, экспортный вариант модели 1965 года;
  • ГАЗ-21Т - 1962-1964, такси модели 1962 года;
  • ГАЗ-21ТС - 1965-1970, такси модели 1965 года;
  • ГАЗ-21У - 1959 (ориентировочно)-1964, модификация с улучшенным оформлением моделей 1959 и 1962 годов;
  • ГАЗ-21УС - 1965-1970, модификация с улучшенным оформлением модели 1965 года;
  • ГАЗ-21Ф - опытная с форкамерным двигателем;
  • ГАЗ-21Э - 1965-1970, седан модели 1965 года с экранированным электрооборудованием;

«Волга» выпускалась на протяжении длительного времени - целой эпохи в истории страны и мира, благодаря чему стала неотъемлемой составной частью городского пейзажа соцстран шестидесятых - семидесятых годов.

«Волгу» можно увидеть практически во всех советских кинофильмах с самого 1956 года. Наиболее известный фильм, в котором ГАЗ-21 выступает практически в роли героя - «Берегись автомобиля». А в фантастическом фильме «Чёрная Молния» режиссёра Александра Войтинского этот автомобиль способен летать.

Волга ГАЗ-21 снималась в клипах к песням «Kill The King» группы Megadeth, «Du Hast» группы Rammstein и «Moonlight Shadow» группы Groove Coverage .

Также, благодаря сочетанию внешнего вида, во многом аналогичного классическим американским автомобилям, и широкого распространения, ГАЗ-21 стал основой для творчества любителей хотроддинга и кастомайзинга.

ГАЗ-21 считается классическим автомобилем-олдтаймером, а ранние и редкие модификации ценятся как коллекционные автомобили. Вместе с тем, относительно большое число машин до сих пор находится в повседневной эксплуатации, а немалое общее количество выпущенных автомобилей этой марки делает коллекционную ценность большинства версий «Волги» достаточно сомнительной.

В России и во многих зарубежных странах существуют клубы любителей ГАЗ-21. За границей этот автомобиль воспринимается как один из символов российского (советского) автопрома.

АВТОМОБИЛЬ ВЛАДИМИРА ПУТИНА

По имеющейся информации, президенту России В. В. Путину принадлежит ГАЗ-21 (М-21) «второй серии» (по внешним признакам) цвета «слоновой кости», заново построенная на современных агрегатах. В качестве донора агрегатов называется, в частности, марка Bentley. Несмотря на многократно повторённую информацию о том, что она была выпущена в 1956 году, этот факт не может соответствовать действительности - по сути опытные, машины этого года до нашего времени не дошли. По данным базы ГИБДД по Москве и области (на 2007 г.), на Путина Владимира Владимировича зарегистрированы две «Волги» - М-21 1960 и ГАЗ-21Р 1965 года. Демонстрировавшаяся прессе машина очень похожа на модель 1959-1962 годов. На ней же Путин катал президента США Джорджа Буша. По имеющимся источникам, в настоящее время автомобиль передан на экспозицию в музей «АвтоВилль» в Москве.