Электробус — экологический транспорт или новый монорельс? Экобусы – городской транспорт будущего Чем характеризуется экологический транспорт

Власти города нашли замену привычным троллейбусам. Теперь по центру столицы будут двигаться новые экологичные автобусы ЛИАЗ (двигатель «Евро-5»). Современные автобусы, а точнее - электробусы, должны начать движение по городу уже к концу декабря.

Дорогу электробусам!

Выступая на радиостанции «Говорит Москва», глава московского Дептранса Максим Ликсутов рассказал о перспективах столичных троллейбусов.




В ходе дискуссии он сообщил, что контактная электросеть уже давно устарела, и это ведет к большим потерям электроэнергии (около 30%). К тому же, экологический автобус, который планируется пустить вместо троллейбусов - позволит очистить воздух над городом.

Максим Станиславович отметил, что троллейбусные маршруты никуда не денутся, просто на их месте появятся новые современные автобусы. А это в свою очередь облегчит жизнь автомобилистам - ведь электробусы обладают намного большей степенью маневренности по сравнению с троллейбусами.

Также М. Ликсутов подчеркнул, что последние несколько лет в городе активно развивается трамвайная сеть. Реконструируются старые пути, появляются остановки, закупается новый парк с современными низкопольными трамваями.

Экоавтобусы - транспорт будущего

Экологический автобус ЛИАЗ с двигателем Man стандарта «Евро-5» - отличная альтернатива троллейбусам. Российский автобус нового поколения работает на современных видах топлива (дизель, электричество и газ), он уже прошел ряд сертификационных испытаний и полностью готов к эксплуатации.

Новый электробус отвечает всем требованиям по экологии. Использование стандарта «Евро-5» снизит выбросы углеводородов в атмосферу в 143 раза! Не говоря уже о выбросах других веществ.

Кроме того, новая серия автобусов отличается комфортабельными салонами, новейшими кондиционерами и системами отопления, а также другими модными «фишками».

Как будущие электрички очистят воздух города и зачем Москва тратится на зарядные станции для редких электромобилей? На эти и другие вопросы АиФ.ru ответил Константин Трофименко, директор Центра исследования транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ .

АиФ.ru: Константин, недавно вы участвовали в круглом столе по экологии, проведенном кандидатом в мэры Сергеем Собяниным. Это было подведение итогов последних лет или мозговой штурм для создания следующих программ?

Константин Трофименко : И то, и другое. Улучшение экологической обстановки в столице напрямую связано с проектами, которые реализуются с 2011 года. Например, московский запрет на продажу бензина ниже класса Евро-4 подтолкнул водителей поменять старые машины на менее вредные для воздуха модели. Масштабное развитие общественного транспорта в столице уже дает колоссальный «зеленый» эффект. Ведь, как напомнил на круглом столе Сергей Собянин , каждый автомобилист «дарит» городу 120 кг вредных выбросов в год. Благодаря открытию новых станций метро и запуску МЦК сотни тысяч жителей стали ежедневно использовать общественный транспорт. После реконструкции основных развязок и вылетных магистралей уменьшились пробки на дорогах, и это еще один шаг к чистому воздуху. Ведь выбросы от машин в пробках на порядок выше, чем от тех, что несутся по магистрали. На мой взгляд, очень важно, что Москва не считает строительство новых дорог панацеей. Даже если бы мы расширили шоссе до 50 полос, они бы тоже стояли. Ведь невозможно расширить центр Москвы, куда каждый день стремятся миллионы людей.

— Какое же лекарство выбрала столица?

— Сегодня во всем мире объективным техническим трендом является внедрение электромобилей. Мы ему следуем. Например, с 2021 года Москва станет закупать исключительно электробусы, а обычные автобусы будут постепенно списывать согласно сроку их службы. Даже каршеринг, который уже вносит свою лепту в улучшение экологической ситуации, начнет предлагать прокат электромобилей. Мне нравится, что в столице занимаются ранним прогнозированием. На круглом столе Сергей Семенович сказал, что, согласно экспертным оценкам, в ближайшие 5 лет электромобили станут общедоступными (из-за удешевления аккумуляторов) и город должен потратить это время на создание разветвленной сети зарядных станций. Чтобы она была готова к тому моменту, когда число электромобилей на московских улицах начнет резко расти. Есть интересный проект зарядок на базе существующей троллейбусной контактной сети. Предлагается не демонтировать ее, а модернизировать под нужды инновационных видов транспорта.

— Что поможет пересадить на общественный транспорт даже заядлых московских автомобилистов?

— Надо предложить им большую мобильность без использования личного транспорта. Но есть проблема «последней мили». Если её решить, это облегчит жизнь миллионов москвичей и внесет большой вклад в улучшение экологической ситуации столицы. «Последняя миля» — это отрезок пути, который человек должен преодолеть до дома (или офиса), выйдя из общественного транспорта. Когда данный отрезок нужно именно преодолевать, если он неудобен, мы точно знаем: автомобильный поток здесь не снизится, так как «последняя миля» не является комфортной. Москва планирует решить эту проблему с помощью нескольких программ. Обновляются маршруты наземного транспорта, строительство новых станций метро идет одновременно с благоустройством прилегающих территорий в радиусе полутора километров. Окрестности старых станций также становятся удобными для пешеходов. Плюс идет активная кампания по популяризации немоторизированной мобильности. Этому способствует реконструкция улиц, где появляются широкие бульвары, и пропаганда велодвижения. Лучшее доказательство тому — обустройство дорожек в зеленых зонах и специальных полос на улицах, а также разветвленная сеть прокатных байков и самокатов. Часть населения (особенно молодежь) это точно удержит от ежедневного пользования личным автомобилем в часы пик. Зачем стоять в пробках, а потом платить за парковку у офиса, если можно сесть на метро, а «последнюю милю» проехать на прокатном велосипеде, гироскутере или просто пройти пешком по красивому бульвару?

— Вы согласны с утверждением, что экология сегодня важнее транспорта?

— Да, это так, потому что обитание в экологически неблагополучном городе сокращает жизнь человека на годы. И, если личный автомобиль, работающий на бензиновом топливе, — главный источник вредных выбросов, значит, нужно свести его использование в мегаполисе к минимуму. Траты, которые условно можно считать транспортно-экологическими (например, замена автобусов на электробусы), на самом деле являются инвестициями в социально-экономическое будущее Москвы. Это инвестиции в самих жителей, их качество жизни. Когда в районе появляется продуманный, комфортный и экологически чистый транспорт, «мертвая территория» оживает, там появляются рабочие места, точки притяжения для коммерсантов и населения. Все это напрямую сказывается на качестве жизни москвичей. Но это долгосрочные вложения. Мы не можем ожидать мгновенного экологического эффекта от реализации одной, двух, трех городских программ, будь то каршеринг, перезапуск отрасли такси или открытие МЦК. Немцы, помешанные на экологии, запустили большинство транспортных «зеленых» проектов в девяностые годы прошлого века. И у них ушло более 20 лет на то, чтобы кардинально переломить ситуацию. Москва уже встала на правильный путь. У нас есть все шансы увидеть столицу совсем другой: городом, где легко дышится и где превалирует электротранспорт.

Я думаю, уже в этом году начнется подготовка новой транспортной стратегии Москвы, по которой город будет жить после 2020 года. Уверен, что и дальше будут развиваться нынешние московские тенденции: строительство хорд, развязок, станций метро, запуск Московских центральных диаметров. Последний проект электрического общественного транспорта чрезвычайно важен, ведь добрая половина автомобилей на улицах мегаполиса принадлежит жителям ближнего Подмосковья. У них своя «последняя миля» около дома, причем очень большая, зачастую она заканчивается на МКАД. Именно поэтому многие едут от начала и до конца маршрута на личном автомобиле, даже несмотря на утренние пробки при въезде в Москву. Когда заработают МЦД, весомая часть пассажиров выберет быстрые электрички. И воздух в городе станет еще чище из-за снижения автомобильной активности, при этом мобильность горожан только увеличится.

Правительство РФ упорно преследует владельцев старого автотранспорта. На это раз владельцы автобусов и грузовиков почтенного возраста могут столкнуться с очередным повышением транспортного налога именно на этот вид транспортных средств.

Таким образом, производство новой техники будет дополнительно простимулировано за счёт более быстрого устранения с рынка пассажирских и грузовых автоперевозок транспорта низкого экологического класса.

Поправки в Налоговый кодекс уже разрабатываются. По прогнозам экспертов, они вступят в законную силу не ранее 2019 года. Говорить о конкретных налоговых ставках ещё рано. Документ находится в Минфине в процессе разработки, поэтому итоговой информацией ведомство пока не располагает. Впрочем, регионы уже получили право менять ставки на основании собственного решения, при условии, что оно не противоречит НК РФ.

Министерство финансов с 2013 года настойчиво пытается реализовать идею о привязке транспортного налога к характеристикам двигателя: его объёму, экологическому классу. Решающим показателем должен стать возраст машины. Если рассматривать грузовики, которые двигаются по российским дорогам, то двигатель подавляющего большинства не соответствует даже классу Евро-2. Возраст основной массы эксплуатируемого коммерческого транспорта составляет в среднем 15 лет.

По мнению представителей отечественного автопрома, такое количество грузовиков, безусловно, наносит огромный экологический вред. Однако, заинтересованность таких «экспертов» вполне обоснована. Продать новую отечественную грузовую машину рядовому российскому покупателю не так то просто.

Поэтому лучше лишить его права на вождение уже имеющегося старенького грузовика или автобуса. И тогда отечественный потребитель всё же обратится в автосалон - в добровольно-принудительном порядке. Зато план по автопродажам наверняка будет перевыполнен.

Впрочем, такое развитие сценария вовсе не обязательно. До 2019 года ещё есть время. А пока, грузовики с двигателем класса Евро-2 уже лишены права двигаться по московским улицам. И в то же время владельцы электромобилей полностью освобождены от уплаты транспортного налога.

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

Три четверти городских перевозок пассажиров к 2030 году будут выполнять метро, электробусы, автобусы на газе и прочий экологичный транспорт. О таких планах «Известиям» рассказали в Минтрансе. Пока в России безвредна для окружающей среды лишь половина пассажирских перевозок. Минприроды фиксирует, что выбросы от автотранспорта растут и текущий уровень загрязнения чреват более чем 80 болезнями граждан.

К 2030 году в крупнейших городах и городских агломерациях не меньше 70–75% пассажирских перевозок должен выполнять экологичный транспорт, считают в Минтрансе. Об этом «Известиям» рассказали в ведомстве.

Речь идет об автобусах, работающих на природном газе, и транспорте с электродвигателями - трамваях, троллейбусах, метро, электропоездах, автомобилях и гибридах, фуникулерах, канатных дорогах, электробусах и так далее. По данным Росстата за 2017 год, в среднем по стране на экологичный транспорт приходилось чуть больше половины городских пассажирских перевозок. Около 47% городских перевозок пассажиров совершали автобусы и маршрутные такси. Они в большинстве своем неэкологичны: 95% автобусов работают на дизельном топливе, свидетельствуют данные межрегионального профсоюза работников общественного транспорта.

Минтранс предполагает, что переход на экологичный транспорт позволит снизить негативное воздействие на окружающую среду.

Автотранспорт является одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах, указано в последнем итоговом докладе Минприроды, представленном на сайте ведомства. Объем выбросов от автотранспорта сохраняет тенденцию к увеличению и в 2017 году составил 14,5 млн т, указано в документе.

Воздействие опасных факторов окружающей среды на здоровье связано более чем с 80 болезнями и типами травм. Благодаря обеспечению более здоровой окружающей среды можно было бы ежегодно предотвращать 13 млн случаев смерти в мире, - отмечено в докладе Минприроды.

Практически все автобусы в России работают на дизельном топливе, их переоборудование потребует капитальных вложений, отметил председатель межрегионального профсоюза работников общественного транспорта Юрий Дашков. Сейчас в стране около 30 «газовых» пассажирских автопарков (два из них в Москве). Переоборудование дизельного автобуса на газ стоит 60–80 тыс. рублей, рассказал эксперт. При этом само голубое топливо дешевле почти в полтора раза, отметил он. Также в автопарках придется устанавливать газовые станции для заправки автобусов - они обойдутся примерно в 1 млн рублей каждая, рассказал Юрий Дашков.

Во многих европейских странах, например в Нидерландах и Франции, уже активно используют городской электротранспорт и России стоит взять этот опыт на вооружение, считает эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей Александр Лыткин. Однако полный переход на электротранспорт нецелесообразен из-за высокой цены электричества, отметил он.

Газ считается самым экологичным видом топлива в мире, так как сгорает без образования дыма, отметил директор по операциям FM Logistic Александр Павлов. При его использовании моторное масло можно менять в два раза реже, добавил он. Газовый транспорт благодаря дешевизне топлива популярен в Индии, Колумбии, Пакистане, рассказал эксперт.

Ранее стало известно, что продажи электромобилей в России выросли на 72% за восемь месяцев по сравнению с периодом с января по август 2017 года. Однако всего в России еще лишь около 2,5 тыс. электрокаров.

Мы за экологически дружественный образ жизни – и в путешествиях в том числе. В этот раз разбираемся с тем, какой вид транспорта выбрать и почему.

Что значит «экологичный транспорт»?

Ты можешь встретить выражения экологичный транспорт, зеленый транспорт, устойчивый транспорт (или устойчивая транспортная система), sustainable transport. Означают они все одно и то же – транспорт, который оказывает минимальное воздействие на окружающую среду и изменение климата. В идеале такой транспорт способствует социальной справедливости и социальным связям (это, например, преимущество удобного общественного транспорта перед личными авто) и использует энергию из возобновляемых источников (а не нефти, которая рано или поздно закончится). Подробнее об устойчивом транспорте читай .

Почему это важно?

Другой критерий – источник энергии транспорта. Практически всегда стоит отдавать предпочтение электротранспорту. В идеале это энергия из возобновляемых источников. Еще один важный пункт – новые модели транспорта. Разница между самолетом старой модели и самолетом с новым двигателем может быть огромна: уменьшение выбросов СО2 до 20%. Сравнить выбросы разных видов транспорта в зависимости от топлива и загруженности можешь по этой табличке .

Чтобы узнать количество выбросов СО2, существует несколько калькуляторов (например, или ), по которым ты можешь просчитать влияние своей поездки на окружающую среду, указав вид транспорта, расстояние и количество поездок. Программа выдаст тебе объем произведенного СО2 и может дать варианты компенсации (carbon offset), на которые ты можешь перевести деньги: чаще всего это программы по посадке деревьев, восстановлению лесов, установке ветряков или солнечных панелей.

Часто летаю самолетами и езжу автобусами, чувствую свою вину перед природой. Что можно сделать?

Обращай внимание на то, предоставляют ли компании-перевозчики данные по выбросам СО2 и можно ли сделать компенсационный взнос: часто для этого достаточно поставить еще одну галочку при покупке билета и заплатить на пару евро больше. Эти деньги пойдут на экологические проекты по всему миру. Так можно сделать, например, у позиционирующей себя как экологичную компании (они к тому же используют современные автобусы и призывают не распечатывать билеты). Программы компенсации выбросов есть и у авиакомпаний. Даже если возможности взноса нет, ты всегда можешь компенсировать выбросы самостоятельно через различные фонды (смотри ссылку в предыдущем пункте).

Важно помнить, что сам процесс транспортировки тебя и твоего чемодана из одной точки в другую – это только часть расходов. Есть еще стоимость самого транспорта, срок его службы и способ утилизации – непрямые расходы, которые сложно просчитать для одной поездки. И еще не забывай, что производители любят использовать такие слова как «зеленый» и «экологически чистый» без особых на то прав, просто чтобы привлечь внимание. Так что всегда проверяй, какие конкретно действия и показатели скрываются за этим.