Е мобиль кто спонсор. Ё-мобиль — что случилось с проектом, и почему его закрыли. Получит ли «АвтоВАЗ» мощного конкурента в виде Ё-мобиля

Проект " Ё-мобиль", анонсированный бизнесменом Михаилом Прохоровым еще в 2010 году, фактически закрыт. Компания "Ё-Инжиниринг" передала ФГУП НАМИ всю документацию и права на ноу-хау по разработке автокузова и шасси. Символическая сумма сделки составила один евро! С какими причинами это может быть связано: с экономическими, технологическими или...


Ё-мобиль стал историей

Как уже сообщала сайт, под проект гибридного "Ё-мобиля" с газобензиновым двигателем и электрической трансмиссией было создано совместное предприятие "Ё-Авто", в котором "группе "ОНЭКСИМ" принадлежал 51 процент. Сначала планировалось делать примерно 20 тысяч машин в год, причем предварительных заявок на покупку было собрано почти на порядок больше. Но...

"Как я вижу, тут самая главная причина - экономика, все-таки поднять производство автомобилей с нуля, не имея опыта производства вообще, очень тяжело, - считает главный редактор журнала "Новости автобизнеса" Роман Гуляев, поделившийся своим мнением с сайт. - Ну а вторая причина, как мне кажется, такова: Прохоров выбрал не совсем верных партнеров для этой затеи... Вообще-то его партнером в этом вопросе была хоть и вполне приличная, и с большими амбициями, но при этом, по-моему, не совсем опытная в производственном отношении компания. Она штучно собирала какие-то грузовики и ничего особенно, с точки зрения производства, не делала".

"Думаю, своеобразное переформатирование проекта "Ё-мобиля" связано, в первую очередь с тем, что сейчас в экономике наступают времена нелегкие, как мне кажется. И судьба "Ё -мобиля" связана прежде всего с этим, а вовсе не с каким-то прожектерством инициатора проекта или иными факторами, - рассказал сайт журналист, член Союза писателей РФ и Союза кинематографистов РФ, ведущий программы "Автоликбез" на "Авторадио" Юрий Гейко. - Я думаю, что с изменением не только экономической, но и политической ситуации, которая повлекла за собой изменения и в экономике, люди понимают, что впереди нас ждет... В первую очередь в связи с санкциями, в связи с мировым как бы осуждением вопроса Крыма. Люди вполне понимают, что нас ждет, может быть, нелегкие времена. Причем понимают это все, начиная от обывателей и кончая бизнесменами или генеральными директорами некоторых компаний, связанных с автостроением".

Стоит отметить, что и в самой компании-инициаторе проекта "Ё-мобиля" Михаила Прохорова, группе ОНЭКСИМ, отметили, что во главу угла поставлена экономика: решение передать наработки государству связано с тем, что на фоне падающего спроса эффективность проекта стала неочевидной. В результате Прохоров, менеджеры которого собрали уже более 200 тысяч предварительных заказов, решил все-таки передать все технологии с помпой начавшегося несколько лет назад проекта государственному Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ) практически на безвозмездной основе. ведь нельзя же всерьез считать один евро какой-то платой...

В общем, все специалисты, которые занимаются тематикой российских авторынков, считают, что реализовать проект производства автомобиля на заявленных условиях с прибылью стало невозможно. Как пишет "Коммерсантъ", это не в последнюю очередь связано с ростом расходов в результате укрепления курса евро и повышения конечной цены автомобиля.

Специалисты компании "Ё-авто" уже вовсю комментируют, почему проект как таковой передан именно НАМИ - весьма своеобразные патриотические соображения тут играют не последнюю роль. При передаче разработок в эту известную отечественную организацию уже готовые разработки вполне могут получить более широкое применение в дальнейшем развитии как отечественного легкового, так и грузового и общественного транспорта.

Вместе с технологиями решено продать и начавшийся строиться производственный комплекс для "Ё-мобиля" в Санкт-Петербурге, но уже не за один евро, а за более серьезные деньги. В принципе, у этого производства уже есть вся необходимая инфраструктура, вот только самих производственных линий как таковых пока нет. Но все равно - уже созданное стоит точно не один евро, а, мягко говоря, несколько побольше.

Как уже писала сайт, достаточно амбициозный, но все-таки довольно прагматичный бизнесмен Михаил Прохоров пытался реализовать на практике свое детище, которое в прессе называлось не иначе, как "народный автомобиль", без малого четыре года. Еще в начале 2010 года об этом заговорили СМИ. Несмотря на "прикольность" названия проекта, оно-таки привлекло определенный интерес у серьезного бизнеса. В декабре 2010 года Прохоров уже представил сразу три образца гибридного автомобиля - хэтчбэк, фургон и кросс-купе. Правда, тогда прессе, а вместе с ней и российскому возможному покупателю, показали машины практически без "начинки".

Чуть позже был налажен прием онлайн-заказов, где называлась вполне демократичная, воистину "народная" цена на "Ё-мобиль" - в 350-450 тысяч рублей (в зависимости от исполнения). Серийное производство на заводе в Санкт-Петербурге собирались начать в конце 2012 года, однако когда подошел срок выпускать автомобиль с конвейера, оказалось, что все "как-то не так". И реальное производство серийных конвейерных "Ё-мобилей" было как бы отдалено на конец 2014-го или на начало 2015 года. В качестве основной причины смещения сроков выпуска новой машины назывались якобы проблемами с американским подрядчиком по выпуску кузова.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti

Группа ОНЭКСИМ Михаила Прохорова отказывается продолжать разработку российского гибридного "ё-мобиля".

Причиной неудачи в инвестфонде называют резкое укрепление курса евро, вызвавшее рост расходов.

В пресс-релизе группы говорится, что всю техническую документацию группа передает в российский автомобильный институт НАМИ.

Сотрудник этого института рассказал Би-би-си, что пока что никакой документации там не получили.

О том, что будет делать НАМИ с проектом, он также не представляет.

Эксперты считают, что проект был изначально обречен на неудачу, поскольку создать "народный автомобиль" такого технологического уровня невозможно.

Роковой курс

"В текущей экономической ситуации, на фоне резкого ослабления конъюнктуры автомобильного рынка, реализовать проект производства автомобиля на заявленных условиях с прибылью стало невозможно. Это вызвано, в первую очередь, ростом капитальных и операционных расходов в результате укрепления курса евро и вытекающего отсюда неизбежного повышения конечной цены автомобиля", - говорится в заявлении генерального директора группы ОНЭКСИМ Дмитрия Разумова.

Мы не видим перспективы продать количество автомобилей, предусмотренное проектом и необходимое для самоокупаемости Дмитрий Разумов
Гендиректор группы ОНЭКСИМ

По его же словам, помимо возросшей стоимости производства машины, упал спрос на автомобили такого класса.

"Мы не видим перспективы продать количество автомобилей, предусмотренное проектом и необходимое для самоокупаемости", - говорится в тексте заявления.

Газета "Коммерсант", цитируя неназванный источник, имеющий отношение к проекту, передает, что в результате роста затрат и возникновения непредвиденных проблем стоимость одного автомобиля могла достигнуть миллиона рублей, что никак не соответствует концепции "доступного автомобиля".

Изначально, как заявлял Михаил Прохоров, автомобиль должен был получиться недорогим в производстве и доступным - стоить 350-450 тысяч рублей (10-13 тысяч долларов).

Однако, по оценкам экспертов, гибридный "ё-мобиль" не может в настоящее время стоить дешевле миллиона рублей (28 тысяч долларов).

"Насколько они могли бы быть дешевы? Я думаю, они стоили миллионы", - сказал Би-би-си автомобильный эксперт, директор APV-Creative Group Станислав Павлов, комментируя нынешнюю стоимость "ё-мобилей".

По его словам, "в настоящее время еще никому не удавалось сделать просто дешевый автомобиль в современном мире, а если мы говорим о гибриде, то просто нет".

Громкий проект

О планах по созданию российского гибридного автомобиля впервые было объявлено в апреле 2010 года. В ноябре стало известно, что его назовут " ё-мобиль ".

Изначально планировалось выпускать на этой платформе автомобиль в трех кузовах - кроссовер-купе, микровэн и небольшой фургон.

При этом планировалось, что двигатель у машины будет работать на бензине или газе, а колеса вращали бы электромоторы.

В начале 2011 года в компании "ё-АВТО", которая и должна была выпускать автомобиль, говорили, что сборочные заводы появятся в 5-7 регионах России и в двух странах Европы.

В апреле того же года прототип автомобиля "обкатал" Владимир Путин, который отправился на нем из подмосковного Ново-Огарева в резиденцию президента Дмитрия Медведева в Горках.

Политика

По мнению многих экспертов, проект "ё-мобиля" был не только бизнес-предприятием Прохорова, но также работал на его имидж политика.

Летом 2011 года Михаил Прохоров возглавил партию "Правое дело", но в сентябре после скандала на предвыборном съезде был отстранен от управления партией и вышел из ее рядов.

Он публично обвинил в причастности к скандалу заместителя главы администрации президента России Владислава Суркова.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption 1 апреля 2011 года на "ё-мобиле" покатался Владимир Путин

После этого компания начала сталкиваться с административными проволочками. В частности, Федеральная антимонопольная служба отменила конкурс на строительство дороги к заводу "ё-АВТО" под Петербургом.

В декабре 2011 года Прохоров объявил о планах баллотироваться в президенты и даже подарил во время теледебатов другому кандидату - председателю ЛДПР Владимиру Жириновскому - сертификат на получение "ё-мобиля" .

Обреченный на провал?

Хотя проблемы с финансированием начались уже осенью 2011 года , проект продолжал развиваться, летом 2013 года были представлены публике предсерийные образцы, а в компании говорили, что серийный выпуск может начаться уже в 2015 году.

Но в феврале 2014 года начало производства автомобиля было перенесено на неопределенный срок, а в российской прессе появились сообщения, что проект может быть закрыт.

Как рассказал Би-би-си Станислав Павлов, он изначально не верил в то, что этот проект может быть реализован, однако подал заявку на покупку "ё-мобиля", поскольку верил в чудо.

"Мне казалось, что даже если такой небольшой проект по созданию российского автомобиля появится, то это будет чудо", - признался директор APV-Creative Group.

В 2010 году он о чудесах не упоминал. "Рынок не то что сокращается, а просто скукоживается, как виноград - в изюм. Сейчас, наверное, не самое лучшее время для запуска новых продуктов," - говорил он тогда Би-би-си.

Сомнения в том, что в России возможно создать новый автомобиль "с нуля", высказывали и другие эксперты.

По словам аналитика Банка Москвы Михаила Лямина, наиболее востребованными автомобилями в России остаются "бюджетные варианты "Жигулей" АвтоВАЗа", а в более дорогих сегментах предпочтение отдается уже проверенным брендам.

"Это все сказки"

В группе ОНЭКСИМ говорят, что в ходе разработки автомобиля были созданы технологические решения, которые они могли продать, но предпочитают передать государству в лице автомобильного научно-исследовательского института НАМИ.

"У нас был ряд предложений от зарубежных компаний о приобретении проекта и его отдельных разработок. Но сегодня с учетом новых экономических реалий платформа "ё-мобиля" может и должна быть использована в другом направлении: мы давно работаем с НАМИ и понимаем, что с учетом большого числа разнообразных проектов этого института, наши разработки могут получить более широкое применение в дальнейшем развитии как отечественного легкового, так и грузового и общественного транспорта", - заявил Генеральный директор "Ё-АВТО" Андрей Гинзбург.

В пресс-релизе ОНЭКСИМ говорилось о некоем соглашении с НАМИ о передаче государству чертежей и прочей документации проекта "ё-мобиля".

Между тем источник в институте не подтвердил Би-би-си получения таких чертежей. "К нам ничего не поступает и не должно перейти. Вот поступят, тогда поговорим", - сказал он.

По словам представителя НАМИ, этот автомобиль не мог получиться дешевым: "Будет он дешевым? Да никогда, это все сказки. Ему нужно обслуживание. Сказочное. А сказок не бывает", - сказал он.

Взяв за основу тезис о том, что копия не может быть лучше оригинала, группа «Онэксим» (глава которой Михаил Прохоров) и холдинг «Яровит» весной 2010 года презентовали проект «Городской автомобиль». Идея состояла в том, что продукт проекта под названием «ё-мобиль» не должен повторять зарубежные аналоги стилистически или технологически.

Новый автомобиль – “ё-мобиль Прохорова” (как его многие называют) – это должна быть российская разработка, ведь до сих пор российский автопром начинал с копирования, первый «Москвич» – это копия Opel Kadet, первый «Запорожец» – Fiat 600, а первые «Жигули» – Fiat 124. Возможно, кто-то не верил в реальность воплощения этой идеи, но 13 декабря 2010 года в Москве открылся первый выставочный зал, в котором представлены сразу три модификации гибридного «ё-мобиля»: хэтчбек, кросс-купе и фургон.

Прежде всего, не стоит подходить к оценке внешнего вида этих автомобилей со старыми стандартами. По своей концепции создатели решили создать конечный продукт для потребителя, тем самым приближая автомобиль к бытовой технике, поэтому расцветка кузова двойная. Для каждого «ё-мобиля» будет базовый неизменяемый окрас (двери или их элементы, передний бампер и диски) и вариации дополнительного цвета (собственно все остальное).
Радует то, что внешний вид автомобиля современный и не является чьей-то копией, хотя и в отдельных чертах можно угадать модные тренды. Передний бампер массивный с треугольниками противотуманок, линия кузова высокая, задняя оптика светодиодная, а прямоугольные диффузоры выхлопной системы врезаны непосредственно в задний обвес. Ну и конечно стилизованная буква «ё» на капоте. Сами кузова всех трех моделей изготовлены из композитных материалов, смонтированных на раме единого стандарта, что позволяет организовать модульную сборку.
Несмотря на заявленную народную направленность проекта, в базовой комплектации имеются 16-ти дюймовые легкосплавные диски и шины с технологией Run-Flat (способные при проколе колеса ехать на внутреннем резиновом вкладыше со скоростью 80 км/час).

По внешнему виду и техническим характеристикам «ё-мобили» явно предназначены для езды по городу – свесы короткие, заявленный клиренс 170 мм, разве что у кросс-купе 200 мм. Кстати к известным потребителю классам хэтчбек и фургон, производители добавили не классический седан, от которого вообще решено было отказаться, а кросс-купе – эдакий кузов BMW X6 в миниатюре.

Интерьер «ё-мобиля» также выдержан в двухцветной гамме и содержит гораздо больше инноваций, чем экстерьер. Первое, что удивляет в его интерьере – приборная панель (фотография приборной панели «ё-мобиля» ниже), которую не получится оценивать стандартными мерками. Два дисплея по центру панели, три кнопки и мультифункциональный руль – это все, не считая традиционных кнопок электропакета на подлокотнике двери. С другой стороны элементы управления охватывают весь функционал современного автомобиля.

Верхний дисплей отображает цифровой спидометр, одометр, емкость суперконденсаторов и топливных баков, а также дату и время. Также этот дисплей можно использовать для отображения навигационной карты, а во время стоянки для проигрывания мультимедийных файлов. Под ним на горизонтальной площадке расположена кнопка включения аварийных огней, а еще ниже второй вертикальный дисплей. Он сенсорный и управляет всеми интеллектуальными системами автомобиля: климат-контролем, телефоном, доступом в интернет, навигационной системой, мультимедиа системой (аудио, видео, радио), режимом движения (эко, спорт, снег). Под ним двойная клавиша переключения передач (вперед-назад), кнопка электронного ручного тормоза «Р» и два USB порта.

Клавиши на мультифункциональном руле дублируют элементы управления сенсорного дисплея. Центральное расположение информационной панели уже встречалось, например, на Nissan X-Trail, и, по отзывам потребителей, период привыкания занимает не более двух-трех дней. Приборная панель на внешний вид скромна, но выполнена из мягкого материала, место бардачка заняла открытая ниша, чье симметричное отражение теперь имеется и с водительской стороны.
Передние сиденья удобные с ярко выраженной боковой поддержкой. Задний диван не большой, в кросс-купе рассчитан на двух, а в хэтчбеке на трех человек, хотя подголовников всего два, да и эти трое должны быть худышками.
Багажник в хэтчбеке объемом приблизительно 230 литров, а при сложенных сиденьях и все 1100 литров, в кросс-купе немногим меньше. Поистине впечатляющий объем грузового отсека у фургона. За двухместной кабиной разместился 4-х кубовый грузовой отсек, в который входит европалета. Да и грузоподъемность в 750 кг отличный показатель.

Технологически «ё-мобиль» отличается от того, что представлено на мировой арене. Отказ от ДВС – ход конечно неоднозначный, но имеющий право на жизнь, ведь в усовершенствовании ДВС за компаниями, имеющими за плечами столетний опыт угнаться невозможно. Однако и классический электромобиль делать не стали. Обусловлено это тем, что в электромобиле самым тяжелым и дорогим являются батареи. Кроме того для успешной продажи электромобилей придется создать целую сеть электрозаправок, а это очень накладно. Поэтому сочетание мотор – суперконденсатор – два тяговых электродвигателя на каждой оси вполне оправдано, нет слабых мест традиционных автомобилей: коленвала, трансмиссии, электронного впрыска. При этом в качестве мотора планируется использовать экспериментальный роторно-лопастной двигатель. С одной стороны такой двигатель «ё-мобиля» обладает впечатляющими техническими характеристиками. Имеет малый вес, небольшой объем и продолжительный срок службы. Способен работать как на метане, так и на бензине, и способен выдавать в эквиваленте 150 л.с. при потреблении 3,5 л/100 км.

С другой стороны, двигатель имеет массу нерешенных технических проблем и, попросту говоря, не готов к серийному выпуску и массовой эксплуатации. Именно поэтому на испытательных образцах «ё-мобиля» стоят двухцилиндровые двигатели Weber хорошо зарекомендовавшие себя на снегоходах и катерах.
Еще одно удивление вызвала рамная конструкция. Однако именно она позволяет унифицировать производство, а композитные материалы обеспечивают вес машинок на уровне 650-700 кг. С подвеской тоже мудрить не стали и закупили готовые комплекты (спереди МакФерсон, сзади крученая балка). Это решение при небольшой стоимости обеспечивает отличную управляемость в городском потоке.

Так вот – несмотря на нестандартные решения, ничего фантастического в «ё-мобиле» нет, и это внушает оптимизм. Главное, чтобы до начала выпуска, который назначен на 2012 год были исправлены некоторые технические недоработки. К тому же цена «ё-мобиля» с верхним пределом в 450 тыс. рублей, при заявленной богатой комплектации с двумя Airbag, ABS, круиз-контролем, медиасистемой с выходом в интернет, климат-конторолем и прочими достижениями цивилизации выглядит очень привлекательной.

UPD . 16.05.2011 объявлена официальная цена ё-мобиля. Самый доступный ё-мобиль предлагается по цене в 360 тыс. рублей. (это стоимость моноприводного ё-мобиля в “базовой” комплектации вне зависимости от типа кузова). А за цену в 450 тысяч рублей предлагается полноприводная версия ё-мобиля с “двухтопливным” двигателем который способен работать и на сжиженном газовом топливе.
Уже в базовой комплектации ё-мобиль имеет: круиз и климат-контроль, ГЛОНАСС и GPS-навигатор, светодиодную светотехнику, систему дистанционного запуска и остановки двигателя, мультимедиа систему с доступом в интернет (3G), возможность подключения устройств по интерфейсам Bluetooth и USB.

26/02/2014

Автомобильная эпопея Михаила Прохорова, судя по всему, подходит к концу. Производство «Ё-мобиля» - первого российского гибрида, в который миллиардер вложил около 150 миллионов евро, - откладывается на неопределенный срок. Все работы на заводе «Ё-авто» (он находится в индустриальном парке в Марьино), скорее всего, были прекращены еще весной прошлого года.


К орреспондент «МК» в Питере» проникла на завод Прохорова и увидела пустой пыльный цех, несколько ящиков с нераспакованным оборудованием и два грязных «Ё-мобиля», сиротливо стоящих в углу.

И пусть весь мир подождет

Громкая история «Ё-мобиля» началась еще в 2010 году. Тогда Михаил Прохоров (глава группы «Онэксим», владеющий 51 процентом фирмы «Ё-авто») впервые заявил о создании инновационного «народного» автомобиля, цена которого не превысит 450 тысяч рублей. И ему поверили. На официальном сайте «Ё-мобиля» даже появилась система предзаказа: посетители могли записаться на покупку машины после того, как она будет запущена в серию. К слову, таких предзаказов на сегодняшний день оформлено уже больше 214 тысяч.

«Ё-мобиль» появится в декабре 2013 года, как мы и обещали, — клялся будущим покупателям Михаил Прохоров еще в 2011 году. — У меня очень сильная команда, и все, что я заявлял в бизнесе, будет доведено до конца».

Свое обещание миллиардер не выполнил. Сначала сроки серийного производства автомобиля сдвинулись на 2014 год, потом — на начало 2015-го. Последний раз Прохорова с «Ё-мобилем» видели в июне прошлого года на Петербургом экономическом форуме: миллиардер тогда гордо позировал за рулем кроссовера. С тех пор о судьбе «Ё-мобиля» ничего не было известно.

Все изменилось 20 февраля, когда председатель городского Комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейскин коротко сообщил: «Они обещали выйти на серийное производство в начале 2015 года, думаю, эти планы откладываются на неопределенный срок. Я думаю, есть очень большие сложности с созданием нового автомобиля, это требует больших финансовых затрат».

После этого основатели «Ё-авто» как в воду канули. А телефоны петербургского отделения компании «Яровит-моторс» (владеет 49 процентами акций «Ё-авто») и вовсе оказались выключенными.

— Мы уже второй день пытаемся дозвониться до инвестора — «Яровит-моторс», но пока все безрезультатно, — рассказали в пресс-службе городского Комитета по промышленной политике и инновациям. — Те телефоны, по которым мы с ними связывались, сейчас не работают. Ну, что здесь можно сказать, делаем выводы...

Генеральный директор «Ё-авто» Андрей Гинзбург, до которого корреспонденту «МК» в Питере» все-таки удалось дозвониться, был немногословен и грустен:

— Я думаю так: пусть тот, кто распространил эту информацию, и комментирует ее дальше. Мы вообще молчали, ничего не говорили. Могу сказать только одно: завод на сегодняшний день пока достраивается.

— Когда он достроится?

— Я не хочу это обсуждать.

— А какие работы на заводе сейчас ведутся?

— Я это тоже не хочу обсуждать...

«Я Прохорова на заводе не видел»

Индустриальный парк Марьино Петродворцового района. Возле оранжевого административного здания «Ё-авто» тихо и безлюдно. Наконец, из будки выглядывает сонный охранник.

— Про «Ё-мобиль» пришли узнать? Ну, не вы первая... До вас тут мужчина интересовался, когда сможет купить автомобиль. Так и ушел ни с чем. Строительство завода ведь приостановлено. Говорят, до июня. Нет финансирования... Да вы сходите на территорию завода, посмотрите сами, что тут происходит.

Примерно в 500 метрах от административного здания находится цех по сборке «Ё-мобилей». Вокруг непроходимая грязь, в которой застыли экскаваторы, тут же валяются проржавевшие трубы, железные листы.

— Потерялись? — спрашивает меня проходящий мимо рабочий. Я отвечаю заранее заготовленной легендой: хочу купить «Ё-мобиль», пришла узнать, когда будет начало продаж. Рабочий секунду недоуменно смотрит на меня, а потом разражается смехом:

— Девушка, да вы еще наивность не утратили! Какой «Ё-мобиль»? Вы что, не видите, здесь ничего нет: только коробка цеха да грязь. А строительство заморожено как минимум года на два. Так что купите себе лучше какую-нибудь другую машину. Надежнее будет...

Отсмеявшись, рабочий уходит, а я через неприметную маленькую дверь захожу в сам цех. Внутри — пусто.


Лишь в дальней части помещения под защитной пленкой высится какая-то конструкция. Пока я ее рассматриваю, ко мне подходит мужчина в спецодежде.

Мужчину в спецодежде зовут Андрей, и на строительстве завода «Ё-авто» он работает уже три года.

— А Прохоров приезжал посмотреть, как идут дела на его заводе?

— Я на эту стройку пришел, когда здесь было чистое поле. И за все это время ни разу не видел Прохорова... У нас ходят слухи, что он хочет продать этот завод, а производство машин перенести в Японию... Так что, я думаю, «Ё-мобилей» вы здесь никогда не увидите.

Впрочем, строитель Андрей оказался не прав: «Ё-мобили» на заводе все-таки есть. В самом дальнем углу цеха под защитной пленкой корреспондент «МК» в Питере» нашла два грязных, пыльных наноавтомобиля: «Ё-кроссовер» и «Ё-концепт».





По словам рабочих, около года назад их зачем-то привезли из Белоруссии. Но завести так и не смогли... А потом, видимо, просто забыли о них. С тех пор чудо-машины так и пылятся на «замороженном» заводе «Ё-авто» — предприятии, которое к 2018 году должно выпускать 40 тысяч авто в год.

Нелепая идея или пиар-проект?

Крах амбициозного проекта Прохорова нисколько не удивил профессионалов авторынка. Генеральный директор компании «Технология маркет» Виктор Становской (двигатели пилотных «Ё-мобилей» оснастили шестеренками, разработанными на его предприятии) уверен, что проект миллиардера с самого начала был обречен на неудачу.

— У нас в стране в принципе нет машиностроения. Некому делать запчасти для «Ё-мобилей»! — считает Виктор Становской. — Конечно, несколько комплектов запчастей для пары авто можно изготовить. Но для массового производства «Ё-мобилей» нам нужны заводы. Может быть, Прохоров в какой-то момент это понял и одумался. А вообще, мне кажется, чтобы «Ё-мобиль» все-таки запустили в производство, проект должен возглавить другой человек. Не Прохоров. Он сам не потянет.

И правда, разработчики хотели без заводов создать с нуля инновационный гибридный автомобиль, который, кроме двигателя внутреннего сгорания, имел бы еще и электромотор. Более того, машину планировали оснастить не простыми поршневыми двигателями, а роторно-лопастными. Они меньше по размеру и более дешевы в серийном производстве. Правда, еще ни один автомобиль в мире ими пока не оснащен. Кузов «Ё-мобиля» хотели сделать из сверхлегкого, прочного и антикоррозийного материала — армированного полипропилена, а внутренности нашпиговать «умной» техникой.

— Мировые концерны бьются над этой задачей десятилетиями, а мы за несколько лет захотели создать совершенно новое авто по революционной цене, — говорит главный редактор профессионального журнала «АвтоБизнесРевю» Сергей Баранов. — Плюс разработкой инновационного автомобиля занялась компания, которая никакого опыта в данной сфере не имела. То есть изначально сама идея выглядела нелепой.

Если производить инновационные автомобили в России пока невозможно, зачем тогда Прохоров почти пять лет упорно пытался это делать? Управляющий партнер Университета продаж Виталий Новиков считает, что, возможно, миллиардер и не собирался выпускать «Ё-мобиль».

— Мне кажется, что «Ё-мобиль» — это в большей степени проект в области пиара, нежели в области производства машин, — считает Новиков. — Возможно, у создателей «Ё-авто» просто не было задачи открыть новое автомобильное производство. Не исключено, что сам проект был затеян только ради того, чтобы создать позитив на автомобильном рынке и заставить людей покупать отечественные машины.

— В 2010-2011 годах проект строился на одних обещаниях, которые опережали действительность. На всю страну тогда трубили: ура, мы создали роторный мотор! А с ним тогда были одни проблемы, — признается первый конструктор «Ё-мобиля» Александр Синкевич. — Все это было просто пиаром, который в какой-то момент принес пользу Михаилу Прохорову. Но сейчас я понимаю, в этой истории с «Ё-мобилем» он больше проиграл, чем выиграл.

«Они обманули ожидания россиян»

Идеолог и первый конструктор «Ё-мобиля» Александр Синкевич в эксклюзивном интервью «МК» в Питере» рассказал, почему он еще в 2011 году ушел из проекта

— В мае 2009 года владелец холдинга «Яровит» и мой давний знакомый Андрей Бирюков предложил мне создать концепцию современного городского автомобиля. Вместе с петербургским дизайнером Виктором Пунтусом и известным кастомайзером (тот, кто собирает и модернизирует автомобили, мотоциклы. — Ред.) Юрием Шифом мы стали думать над этим. Через 4 месяца появился «философско-инженерный» труд — проект автомобиля будущего, который был бы эффективен и экономичен как в производстве, так и в использовании. Именно этот проект был «на ура» воспринят Михаилом Прохоровым. Конечно, он не вдавался в детали, не анализировал. Он просто сказал: да, классная идея, давайте попробуем что-то сделать.

— Каким вы тогда видели «Ё-мобиль»?

— Мы понимали, что тягаться с автомобильными монстрами, ныне делящими рынок, никому не под силу. Даже Прохорову. Поэтому решили сконструировать абсолютно новое транспортное средство, которое изменило бы психологию пользователя. Предполагалось, что в машине будет максимум технологических современных фишек, пусть даже в ущерб дизайну и отделке. Например, мультимедийная система с выходом в Интернет. Мы хотели сделать машину-гаджет. Даже разработали идею коллективного использования нового автомобиля: человек заводит его кредитной картой, едет до места назначения и оставляет там, затем им может воспользоваться уже кто-то другой. От этой концепции руководство «Ё-авто» потом отказалось. А жаль. Через год после того, как эта идея пришла к нам в голову, появилась новость, что в немецком городе Ульм 300 автомобилей Smart стали работать по такой же схеме.

— От каких еще идей отказались руководители «Ё-авто»?

— Я изначально предлагал сделать дизайн автомобиля радикальным. Наша машина должна была выделяться из общего потока автомобилей. Так в свое время поступил все тот же Smart. Но в какой-то момент руководство «Ё-авто» решило идти по пути копирования известных брендов: давайте возьмем что-то от дизайна одного автомобиля, что-то — от другого. И вот, у нас есть «Ё-кроссовер». Но это неправильно, это повторение! Если представить себе, что подготовка к производству «Ё-мобиля» начнется прямо сейчас, он выйдет на российские дороги только через два-три года. Но тогда машина с этим дизайном уже морально устареет! Она не сможет конкурировать с известными брендами, у которых дизайн автомобилей нарисован на 10 лет вперед! Но и это не все. Изначально мы планировали делать кузов «Ё-мобиля» из дешевого армированного полипропилена. Уже после того, как я ушел из «Ё-авто», это направление зашло в тупик. А все из-за американского поставщика кузовов, который не исполнил обязательства по контракту. Как потом оказалось, компания имела очень плохую репутацию на рынке. Сразу это, видимо, нельзя было выяснить! В итоге от полипропиленового кузова в «Ё-мобиле» вообще решили отказаться. Вместо этого сделали стальной каркас с пластмассовыми панелями. А где-то полгода назад «Тойота» представила машину с полипропиленовым кузовом, сделанным абсолютно по тем же технологиям, которые мы нашли в 2010 году…

Отказались и от использования роторного мотора. А ведь у нас были опытные образцы, пусть мы с ними и намучились… Но вместо того, чтобы продолжать эту работу, исправлять какие-то ошибки, просто плюнули и взяли обычный мотор от Fiat прошлого века и сделали тяп-ляп. Главное, чтобы машина выезжала на презентации. А тем временем в США уже запускают в производство такие двигатели. А начали они работу параллельно с нами — примерно в 2009 году… Вот и получается, что практически все наши передовые идеи и попытки разработать что-то новое плавненько свернулись. И вся оригинальность проекта «Ё-мобиль» исчезла... Мы скатились к обычной машинке. В начале 2011 года я окончательно убедился, что проект идет не туда. Я не захотел, чтобы мое имя ассоциировалось с «Ё-мобилем», и написал заявление об уходе из проекта.

— Кто конкретно принимал решение отказаться от этих инновационных идей?

— Решения принимали руководители проекта и представители инвестора. Но вы поймите, руководство «Онэксима» — дилетанты в машиностроении. Пустить им пыль в глаза, убедить в чем-то не составляло труда. Главное — надо было делать это уверенным тоном. В результате получилось то, что мы сейчас имеем. В этой ситуации мне жаль не Прохорова с Бирюковым и даже не себя. Мне жаль сотни тысяч россиян, которые в очередной раз поверили, что в стране можно сделать что-то инновационное, и которые были жестоко обмануты в своих ожиданиях.

На протяжении нескольких десятилетий многие производители автомобилей стремились создать действительно массовый городской автомобиль, который будет доступен практически каждому потенциальному клиенту. В истории автомобилестроения было множество успешных вариантов реализации данной идеи, взять к примеру легендарный Фольксваген Жук, Гольф, Опель Астра, Митсубиси Лансер, отечественную «шестерку» или многие другие модели, но всем им чего-то не хватало. Одни автомобили были недостаточно надежными, другие маломощными, а третьи и вовсе были настолько компактными и не комфортными, что езда в них превращалась в сущий кошмар. Учитывая все проблемы предыдущих автомобилей, российские производители решили выпустить свою модель городского автомобиля, которая будет дешевой, экономичной и не будет представлять вреда для окружающей среды. Главными характерными чертами новой машины должны стать ее невысокая стоимость, неприхотливость и дешевизна в эксплуатации, низкий уровень расхода топлива и выбросов вредных веществ, а также применение композитных материалов, что приведет к возможности полной утилизации кузова. Новинка получила название «Ё-мобиль » и, по словам производителей, она будет доступна широким слоям населения, а ее приблизительный расход топлива составит 3,5 литра на 100 километров пробега. Теперь познакомимся с «Ё мобилем» немного поближе.

Разработка отечественного городского автомобиля с гибридным двигателем началась на предприятии «ЯРОВИТ Моторс », а затем, в качестве предмета совместной деятельности, дальнейшее развитие проекта было предложено финансировать российскому миллионеру Михаилу Прохорову . Компания «ЯРОВИТ Моторс» сотрудничала с Прохоровым и ранее, еще в 2004 году тяжелые грузовые автомобили «Яровит» были направлены на предприятия группы «Норильский никель» для прохождения там опытной эксплуатации, а Прохоров является одним из совладельцев «Норильского никеля». На данный момент проект «Ё авто» принадлежит двум компаниям, «ОНЕКСИМ» и «ЯРОВИТ». Информация о запуске нового проекта стала известна в январе 2010 года, когда представители «Ё авто» заявили о намерении серийного производства недорогих городских автомобилей для широких слов населения. На данный момент «ОНЕКСИМ» владеет 51% акций проекта, а «ЯРОВИТ» - 49%. До запуска массового производства автомобилей в проект было вложено около 150 миллионов евро, причем это лишь малая часть основной суммы, которую планируется инвестировать в развитие проекта. Выпуск готовых комплектов для сборки автомобиля будет налажен на региональных заводах «Ё авто », строительство которых уже идет полным ходом, а сама сборка будет осуществляться у официальных дилеров. Полномасштабное производство и начало продаж будет налажено во второй половине 2012 года.

Официальная премьера «Ё мобиля» состоялась 12 апреля 2010 года , тогда многие не всерьез восприняли новый проект, однако после второй презентации, прошедшей 12 октября того же года, было заметно явное продвижение и развитие. На двух одинаковых платформах можно построить два совершенно различных автомобиля. Прототип поражал своей нестандартностью, он выходил за рамки современного автомобилестроения и предполагал использование множества инновационных технологий. Универсальность новинки настолько высока, что на одной и той же базе было построено два совершенно разных типа автомобилей, это семейный микровэн и кросс-купе. Первая модель отлично подходит для езды по городу и совместных семейных поездок на отдых, а вторая может использоваться для езды по бездорожью, и больше ориентирована на молодежь, ведущую ативный образ жизни, кстати, в замыслах разработчиков сделать машину доступной даже для студентов. Также был представлен и фургон - это двухместный автомобиль с будкой, предназначенной для перевозки грузов (современная альтернатива давно устаревшим «пирожковозам»). Внешне «Ё-мобиль » выглядит очень современно, а может быть и немного футуристично, тут все зависит с от того, с какой стороны на него посмотреть. Разработка экстерьера и интерьера была поручена Андрею Трофимчуку, который понимал всю необычность новой модели и поэтому разработал совершенно новый дизайн, который по стилю является чем-то средним между немецкими и японскими разработками. Ведущий дизайнер проекта стремился сделать автомобиль запоминающимся и «долгоиграющим», чтобы его внешний облик не нужно было менять через каждые несколько лет, путем рестайлинга или же полного обновления внешнего облика. Окраска кузова также нестандартная она состоит из двух цветов, один из которых, цвет слоновой кости, всегда будет неизменным. Такой вариант предложил белорусский дизайнер Владимир Цеслер, по его совам, двухцветный кузов ассоциируется с гибридностью автомобиля. Получается, что различные цвета составляют единый кузов, так же, как и различные виды топлива служат для одной цели - проводить машину в движение. Владимир Цеслер является также и автором названия для нового городского автомобиля, он же придумал и логотип для новой марки. Окончательные сомнения по поводу реализации проекта «Ё авто» развеялись после того, как совсем недавно (15 февраля 2011 года), началось строительство первого завода по производству автомобилей в поселке Марьино (Ленинградская область). Первоначальная мощность завода составит от 10 до 20 тысяч «Ё мобилей» в год, далее производство планируется повысить до 40-50 тысяч единиц в год. В планах производителей - строительство пяти сборочных площадок на территории Российской Федерации и предприятия по производству комплектующих, которое сможет ежегодно обеспечивать деталями порядка 100 тысяч машин.

Первоначально автомобиль будут выпускать в трех типах кузова и оснащать гибридным двигателем. В качестве топлива подойдет бензин или газ, это может быть пропан-бутановая смесь или метан. Основной источник энергии - роторно-лопастной двигатель внутреннего сгорания, работающий совместно с электрогенератором. Ток накапливается в накопителе (суперконденсаторе) и питает два ведущих электромотора (один для передней оси и один для задней), вращающих колеса через дифференциалы и реализуя тем самым схему постоянного полного привода. Для управления всем электрооборудованием разработана единая компьютерная система, способствующая минимизировать количество проводки в автомобиле. На торпеде будет расположена электронная приборная доска и блок сенсорного управления.

В конце минувшего года были объявлены подробные технические характеристики «Ё мобиля » и приблизительная стоимость. В полной комплектации автомобиль будет стоить порядка 450 тысяч рублей, но если убрать все «примочки», то цена может снизиться до 320 тысяч рублей, возможно, что кое-какие изменения повлекут снижение цены еще на 20 тысяч рублей, ведь в планах производителей лежит массовая доступность нового авто.

Фото Ё-Мобиля

Фотографии Ё-Концепт :





Видео Ё-Мобиля

Технические характеристики Ё-Мобиля

Кузов изготовлен из полипропиленового композита.
. Роторно-лопастной двигатель, работает совместно с электрогенератором и выдает максимальную мощность в 60 лошадиных сил/45 кВт. В качестве топлива используется бензин АИ-92, сжатый или сжиженный природный газ или только один вид топлива. Газовые варианты работают по экологическому стандарту Евро-5.
. Электрическая коробка передач с передним или постоянным полным приводом (на каждой оси один бесколлекторный электродвигатель мощностью 20,5 лошадиных сил/15 кВт) и системой использования энергии, накопленной в емкостном накопителе.
. Энергии накопителя хватает всего лишь на 2 километра, а вот при работе ДВС запас хода возрастает до 1100 километров.
. Бензиновый бак емкостью - 20 литров, баллон для сжатого природного газа вмещает 14 кубических метров или 20 литров сжиженной смеси пропана и бутана.
. В стандартной комплектации имеется ESP и ABS.
. Два аэрбега (для переднего пассажира и водителя).
. Климат-контроль.
. Круиз-контроль.
. Головные фары со светодиодными огнями дневного хода.
. Сенсорная панель управления.
. Многофункциональный руль.
. Возможность выбора дизайна и отделки информационных панелей.
. Система навигации GPS и «ГЛОНАСС» с возможностью загрузки бесплатных карт OpenStreetMap и функцией загрузки и редактирования через USB-порт и глобальную сеть Интернет.
. Система автоматического запуска и остановки двигателя.
. Штампованные или легкосплавные диски с шинами Run-flat, способными удерживать воздух даже после прокола и позволяющими продолжать движение на скорости до 80 км/ч, что дает возможность решения вечной проблемы связанной с использованием запасного колеса.
. Передняя подвеска типа «макферсон», задняя - скручивающаяся балка.
. Система мультимедиа в состав которой входит возможность подключения к сети Интернет (компания-провайдер 4G Yota или другая), медиаплеер совместимый с внешними USB-накопителями, мобильный телефон и интерфейс Bluetooth.

Теперь более подробно о каждой из моделей .
Микровэн имеет размеры (длина Х ширина Х высота) 3892х1815х1611 миллиметров при полной массе в 1200 килограмм и 5 посадочных местах. Автомобили будут комплектоваться 16-дюймовыми литыми дисками, а для снижения стоимости можно будет заказать 15-дюймовые штампованные диски. Высота дорожного просвета составляет 170 мм, привод полный либо передний, максимальная скорость ограничена программой на отметке в 130 км/ч. Время разгона до 100 км/ч будет зависеть от одного из трех выбранных режимов работы двигателя, в режиме «Спорт» - 8 секунд, в режиме «Эко» - 11 секунд и в режиме «Скользко» - 14 секунд. Средний расход топлива на 100 километров пробега - 3,5 литра.

Кросс-купе будет несколько больше по длине (4065 миллиметров) и ширине (1832 миллиметров), а вот по высоте он будет немного ниже микровэна (1495 миллиметров). Автомобиль рассчитан на четырех человек, а его полная масса составляет 900 килограмм. Привод также может быть постоянным полным или передним, высота дорожного просвета 200 миллиметров, из дисков доступны 17- и 16-дюймовые легкосплавные и штампованные диски. Максимальная скорость ничем не отличается от микровэна, зато время разгона до 100 км/ч немного сократилось, в режиме «Спорт» - 7 секунд, в режиме «Эко» - 10 секунд, а в режиме «Скользко» по-прежнему - 14 секунд. Средний расход топлива остался неизменным - 3,5 литра на 100 километров.

Еще больше по своим размерам будет фургон , его габариты 4200х1880х1870 миллиметров, полная масса 1550 килограмм, при грузоподъемности в 750 килограмм. Автомобиль имеет два места для водителя и пассажира, а также грузовой отсек объемом 4 кубических метра. Привод все тот же постоянный полный или передний, высота дорожного просвета 170 миллиметров, а колесные диски могут быть 16- или 15-дюймовыми. Максимальная скорость фургона 130 км/ч, а разгон, разумеется, несколько хуже, в режиме «Эко» - 14 секунд, а в режиме «Скользко» - 18 секунд, режим «Спорт» не предусмотрен. Средний расход топлива немного увеличился из-за массы автомобиля и составил 4 литра на 100 километров пробега.

В целом динамика «Ё мобилей » очень даже неплохая учитывая, какой мощностью они обладают, но на разгоне не только мощность, крутящий момент, а он новых двигателей достаточно высокий. Недавно был предложен и четвертый вариант кузова - это пятидверный кросс-купе , от своего трехдверного прототипа он отличается лишь наличием двух задних дверей и увеличенным на 2 сантиметра дорожным просветом.

Также не так давно был построен Ё-Мобиль Концепт. Его премьера состоялась на 64-й Международном автомобильном салоне во Франкфурте (IAA 2011).

Главные особенности «Ё мобиля» :
. Значительное снижение узлов и деталей (примерно в 2-2,5 раза меньше, чем у обычных автомобилей).
. Модульная конструкция, в состав которой входит 400 взаимозаменяемых блоков, что позволяет упростить производство, эксплуатацию, обслуживание, ремонт и адаптацию к запросам клиентов и последующим инновационным разработкам.
. Кузов изготовлен из композитных материалов на основе полипропилена. В ноябре 2010 года в одном европейском агентстве был проведен краш-тест, по его результатам выяснилось, что прочность материла кузова и устойчивость к низкой температуре выше, чем у других материалов, используемых в изготовлении кузова автомобилей, из-за особенностей производства из газового сырья. Кузов отвечает всем требованиям пассивной безопасности, во время столкновения энергия удара демпфируется по всему кузову. Ремонтопригодность такого решения значительно ниже, но это вполне приемлемо для автомобиля модульной сборки.
. Для накопления энергии применяется блок электрических суперконденсаторов весом в 100 килограмм. Блок расположен под задними сиденьями, для его полной зарядки достаточно 10 минут.
. Программное ограничение максимальной скорости на отметке в 130 км/ч связано со стремлением разработчиков сократить смертность в ДТП. Кроме того они предлагают официально узаконить данное ограничение для всех автомобилей во всех странах.
. Пробег межсервисного обслуживания составляет 40 тысяч километров.
. Приблизительный ресурс работы двигателя - 1 миллион километров пробега.
. Ожидаемая цена от 320 до 350 тысяч рублей.
. Производство планируется наладить на региональных мини-заводах в количестве 10 тысяч автомобилей ежегодно.
. Экологический стандарт Евро-5 достигается за счет того, что сгорание смеси будет проходить без смазочного масла, так называемый режим «сухого» горения.

Ближайшими габаритными аналогами «Ё мобиля » стали Ford Ka, Hyandai Getz и Toyota Yaris. Пожалуй, размер это единственное, что роднит отечественный «Ё мобиль» с данными автомобилями. На май 2012 года намечена официальная сертификация новинки, первоначально автомобиль получит западную сертификацию, а уж потом российскую. На презентации Прохоров отметил, что 90% всех деталей произведены на территории Российской Федерации, а многие уникальные технологии были разработаны российскими изобретателями. Однако налаживать конвейерную линию производства на отечественных заводах будут специалисты ведущих зарубежных автогигантов, о том, представителям, каких именно компаний будет поручена столь важная задача пока что не известно. «Ё мобиль » открывает новый класс автомобилей, где на первое место выходит максимальное пространство салона при минимальных внешних габаритах, прекрасная динамика и максимальная тяга при минимальной мощности мотора и минимальном расходе топлива, максимальная экологичность, минимальный вес, ограничение максимальной скорости для минимизации смертей в ДТП, система «умный автомобиль». По сути, разработчики ставят перед собой очень тяжелую задачу, которую они намерены реализовать исключительно своими силами, именно поэтому по поводу новинки возникает так много сомнений.

Основные намерения производителей можно выразить следующими аспектами :
1 . Самостоятельная разработка ноу-хау, основанная лишь на использовании открытий российских ученых и изобретателей, а также на производственной способности отечественных компаний.
2 . Создание социально значимого продукта с «нуля».
3 . Минимальные сроки исполнения проекта.
4 . Максимальный эффект для ряда отраслей российской промышленности.
5 . Нестандартные и эффективные принципы создания производства.
6 . Возможность создания экспортного продукта.

И все же главным вопросом по-прежнему остается целесообразность использования системы гибридного привода. Противники данной модели основываются на том, что данная технология еще полностью не изучена, и поэтому куда более выгодно сделать стандартный бензиновый автомобиль.

Но сторонники гибридов выдвигают несколько неоспоримых преимуществ, среди которых :
. Возможность запуска ДВС в любых погодных условиях. Даже на малых оборотах (не более 800 об/мин) крутящего момента электродвигателя хватит для запуска мотора, при температуре до минус 30 градусов.
. Возможность пуска ДВС с включенной передачей, при прогретом двигателе. Даже при включенной третьей скорости крутящего момента электродвигателя хватит для запуска уже прогретого двигателя.
. Крайне легкий процесс троганья вплоть до третьей передачи, что уменьшает количество переключений при езде в городском цикле.
. Использование функции «старт-стоп», позволяющей автоматически выключать двигатель при остановке и включать его во время начала движения. Это особенно удобно в больших городах, например, когда Вы стоите в пробке или же подъезжаете к светофору.
. Улучшенная динамика во время начала движения и при обгоне. Во время обгона обороты двигателя можно быстро увеличить с 1500 до 3000 об/мин не переключая при этом передач.
. Снижение расхода топлива при одинаковых стилях вождения по сравнению с обычным автомобилем, как минимум на 20%.
. Существенное снижение выброса вредных веществ за счет уменьшения расхода топлива и выключения двигателя во время торможения и остановок.
. Рекуперация энергии в момент торможения.
. Возможность использования инновационной системы и на некоторых современных автомобилях, для этого необходимо маховик заменить на стартер-генератор, подключить новый блок управления и суперконденсатор.

Производители выслушали мнения многих специалистов и рядовых граждан по поводу улучшения «Ё мобиля ». Некоторые замечания и предложения были учтены и найдут свое отражение в окончательном прототипе, который будет представлен после внесения всех необходимых изменений. Среди дальнейших планов производителей можно выделить окончание строительства основного завода под Санкт-Петербургом, пуск сборочных модулей в регионах, прием заявок на поставку автомобилей, завершение всех испытаний и тестов гибридного двигателя, официальная премьера на автосалоне во Франкфурте, выпуск ограниченной предсерийной партии, полное завершение всех испытаний автомобиля и начало производства «Ё мобилей » на первом заводе в июле 2012 года.

Официальный сайт Ё-Мобиля

Официальным сайтом Ё-Авто является Yo-auto.ru . На официальном сайте Ё-Мобиля вы можете сделать предварительный заказ интересующей вас модели или получить ответы на интересующие вас вопросы, касающиеся актуальных характеристик автомобилей.