Бесконтактная система зажигания уаз 452. Контактная система зажигания УАЗ, состав и общее устройство, схемы контактной системы зажигания. Центробежный, вакуумный регуляторы и октан-корректор

Трамблер УАЗ считается одним из важных компонентов системы зажигания в транспортном средстве. Корректная регулировка данного механизма обеспечивает оптимальную работу силового агрегата в целом. Подробнее о том, в чем заключается принцип действия системы зажигания и как ее правильно настроить своими руками, вы сможете узнать из этого материала.

[ Скрыть ]

Обзор СЗ на знаменитых УАЗах

Что представляет собой схема подключения электронного или бесконтактного зажигания, на УАЗ 417, как переделать контактное зажигание на бесконтактное? Почему греется катушка и как произвести регулировку и настройку угла опережения? Для начала разберем основные моменты касательно действия и видов СЗ.

Принцип работы СЗ

Схема контактной системы

Система зажигания, вернее, ее правильная настройка, играет большую роль в работе и запуске автомобильного мотора. При корректной регулировке в силовом агрегате будет правильно сгорать горючая смесь в результате подачи заряда через свечи. На каждый цилиндр УАЗовского мотора ставится свеча, каждая из которых включается в определенном порядке, по очереди, подавая разряд на цилиндр спустя определенное время. Нужно учитывать, что любая СЗ дает возможность не только произвести подачу нужного разряда, но и определяет его силу.

Аккумуляторная батарея машины из-за своих технических характеристик не может вырабатывать напряжение с током, которое требуется для возгорания смеси. Это связано с тем, что АКБ может выдать только ток определенной силы. А благодаря правильной работе системы величина тока значительно увеличивается, что позволяет успешно воспламенять топливовоздушную смесь.

Принцип действия системы состоит из нескольких этапов:

  1. Сначала водитель вставляет ключ в замок зажигания и поворачивает его, электрическая энергия накапливается в катушке.
  2. Затем катушка преобразуется низковольтное напряжение в бортовой сети величиной 12 вольт в высоковольтное. Значение напряжения в результате возрастает до 30 тысяч В.
  3. После этого происходит распределение и подача разряда на ту или иную свечу.
  4. Непосредственно свеча образует искру, которая воспламеняет смесь.

Схема бесконтактной УАЗовской системы

Какие бывают виды СЗ?

В отечественных УАЗах может использоваться одна из трех систем зажигания, рассмотрим каждую из них подробно:

  1. Контактный вид. Данный тип СЗ является устаревшим, однако, он используется на большей части машин. В такой системе принцип действия заключается в выдаче определенного импульса, формирующегося в трамблере — распределительном устройстве.
    Контактная система считается одной из самых простых в плане устройства, что является преимуществом, поскольку при появлении неисправностей автовладелец сможет самостоятельно проверить и отремонтировать систему. Кроме того, цены на конструктивные детали контактной системы обычно доступные, что не может не радовать. В состав контактной СЗ входят катушка, распределительное устройство, прерыватель, конденсатор и свечи.
  2. Бесконтактный тип, также зовется транзисторным. По сравнению с контактной, бесконтактная система имеет больше достоинств. Формирующаяся искра обладает более высокой мощностью, что достигается благодаря образованию высокого напряжения во вторичной обмотке катушки. Также бесконтактные системы оборудуются электромагнитным девайсом, который дает возможность добиться более стабильного функционирования двигателя. В конечном счете, если силовой агрегат УАЗа будет настроен правильно, то пр и использовании бесконтактной системы вы можете не только увеличить его мощность, но и добиться экономии топлива, хоть и незначительной.
    Также такие системы более просты в обслуживании. Одним из основных нюансов в плане обслуживания является необходимость периодической смазки привода распределителя — не реже, чем каждые 10 тысяч км пробега. Из основных недостатков следует выделить трудность ремонта. На практике произвести ремонт бесконтактной СЗ будет проблематично, так как для диагностики системы понадобится оборудование, которое обычно имеется на СТО.
  3. Также система зажигания может быть электронной. Данный вариант в настоящее время считается одним из самых прогрессивных и дорогих, ставится он преимущественно на новые автомобили. Если сравнивать с контактной и бесконтактной, электронная система имеет более сложное устройство. Основное достоинство данной системы заключается в том, что при необходимости процесс регулировки угла зажигания провести будет значительно проще.
    Кроме того, в электронной системе нет контактов, которые подвержены окислению. Также следует отметить, что на практике горючая смесь в цилиндрах силового агрегата с электронной системой почти всегда сгорает полностью. Но несмотря на все преимущества, электронные СЗ имеют и свои недостатки, которые касаются ремонта устройства. Отремонтировать такую СЗ своими руками практически невозможно, так как для выполнения этой задачи, опять же, потребуется оборудование (видео опубликовал Наиль Порошин).

Итак, как выставить самостоятельно угол опережения, чтобы добиться правильной работы двигателя УАЗ:

  1. В первую очередь вы должны зафиксировать свой автомобиль на одном месте, для этого потяните за рычаг стояночного тормоза. Проверните коленчатый вал так, чтобы поршень цилиндра 1 попал в ВМТ (верхнюю точку). При этом нужно добиться того, чтобы отверстие на шкиве коленвала совпадало с риской, отмеченной на крышке распределительных шестеренок.
  2. После этого с распределительного механизма следует снять крышку. После демонтажа вы сможете увидеть бегунок, который расположен внутри самой крышки, напротив контакта. При отсутствии бегунка следует еще раз провернуть коленчатый вал на 180 градусов, после чего выставить октан-корректор на 0. Используя гаечный ключ, вам необходимо будет завернуть винтом указатель к корпусу распределительного механизма так, чтобы добиться его совмещения со средней риской. Когда эти действия будут выполнены, болт крепления, с помощью которого пластины крепятся к корпусу трамблера, надо немного ослабить.
  3. Затем, удерживая на одном месте бегунок при помощи пальца для недопущения его вращения, надо аккуратно провернуть сам корпус, это позволит удалить возможные люфты в приводе. Корпус необходимо поворачивать до тех пор, пока вы не добьетесь совмещения острого конца лепестка статорного механизма с красной меткой, расположенной на роторном устройстве. После этого саму пластину надо закрепить к корпусу, используя соответствующий болт.
  4. Когда вы выполните эти действия, вам надо установить крышку контроллера на место и произвести проверку высоковольтных кабелей. Нужно удостовериться в том, что эти провода установлены в правильной последовательности с учетом порядка работы цилиндров. Когда вам удастся правильно настроить угол опережения, то необходимо убедиться в том, что вся процедура была выполнена верно.
  5. Для диагностики правильности выполненных действий надо завести мотор вашего УАЗика и подождать примерно 5-10 минут, пока силовой агрегат не прогреется. Рабочая температура мотора составляет около 90 градусов, можно подождать, пока ДВС прогреется до 80 градусов. Затем вам надо выехать на ровную дорогу и разогнать автомобиль до 40 км/час, после чего следует резко нажать на газ. В этот момент автомобиль ускорится и если при увеличении скорости до 60 км/ч из-под капота раздастся кратковременная детонация (металлический стук), то это говорит о том, что все действия были выполнены правильно.
    В случае, если детонация слишком долгая, то потребуется еще отрегулировать систему. Для этого корпус распределительного механизма нужно будет повернуть на одно деление или наполовину, при этом проворачивать его надо против часовой стрелки. Если же диагностика показала, что стука «пальчиков» вовсе нет, то угол опережения следует увеличить. Для этого механизм следует повернуть в обратную сторону.

Фотогалерея «Как правильно отрегулировать»

Пособие по замене трамблера с приводом маслонасоса

Перед тем, как установить новый трамблер с приводом, нужно взвесить свои силы, поскольку допускать ошибки при выполнении работ не рекомендуется.

Итак, как заменить и произвести установку распределителя:

  1. Отключите зажигание и демонтируйте крышку трамблера, к ней подключены наконечники и высоковольтные кабеля.
  2. Затем от распределительного механизма надо отключить провод, подсоединенный к коммутатору. Также надо отключить патрубок, подведенный к вакуумному регулятору.
  3. Взяв гаечный ключ на 13, выкрутите две гайки, фиксирующие устройство и демонтируйте с силового агрегата механизм вместе с приводом маслонасоса.
  4. Выполнив эти действия, сможете увидеть прокладку, расположенную под приводом. Если в результате этих действий положение коленчатого вала не изменилось, то просто произведите монтаж нового механизма, при этом проследите, чтобы бегунок был расположен напротив метки. Все действия производятся в обратном порядке. Когда установка будет завершена, производится регулировка угла опережения.
  5. Если в итоге расположение вала поменялось, то перед установкой надо переместить поршень цилиндра 1 в верхнюю мертвую точку. Вам надо добиться совмещения меток на шкиве и указателя на самом моторе.

ШАГ 1. Подготовка

Общий вид набора АТЭ2 :

Еще потребуется, помимо самой системы, набор шоферского инструмента. Как минимум нужны: рожковые ключи на 8, 10, крестовая отвертка и «кривой» стартер (если сделан боди-лифт или нет возможности воспользоваться «кривым» стартером – нужно что-то, чем можно провернуть двигатель).

ШАГ 2. Демонтаж родного датчика-распределителя (далее - трамблера) и катушки зажигания

Перед тем как снять родной трамблер необходимо провернуть двигатель до совмещения метки на шкиве «5о до ВМТ 1-го цилиндра» со штифтом на блоке. Вращаем двигатель по часовой стрелке, совмещаем метки и после этого снимаем крышку трамблера. Если бегунок направлен в сторону блока цилиндров, то можно демонтировать родной трамблер. Если нет, и бегунок направлен в противоположную от блока сторону, требуется провернуть двигатель еще на один оборот. Теперь бегунок смотрит к двигателю.

Чтобы демонтировать трамблер, снимаем высоковольтные провода и шланг вакуумного регулятора и ключом на 10 отворачиваем болт крепления пластины октан-корректора к корпусу привода и, покачивая трамблер, вынимаем его. В случае если усилия рук не хватает, то подбираемся шлицевой отверткой снизу пластины октан-корректора, и, опираясь на привод, сдвигаем трамблер кверху.

Затем снимаем штатную катушку зажигания. Откручиваем 2 гайки и снимаем провода с выводов. Сама катушка прикручена 2мя винтами к моторному щиту.

ШАГ 3. Инсталляция нового трамблера и катушки зажигания .

Перед тем как устанавливать новый трамблер нужно смонтировать на нем пластину октан-корректора. Эта пластина не имеет фиксированного положения на корпусе трамблера. Местоположение первичной установки – немного левее корпуса вакуумного регулятора, если смотреть на трамблер сверху. Надев пластину на корпус, и выставив ее приблизительное расположение, ключом на 10 затягиваем гайку на ней. Таким образом, пластина обжимает корпус как хомут.

Внимание(!) – не прилагайте чрезмерного усилия, этот материал очень хрупкий!

Окончательно положение пластины выбирается уже во время выставления УОЗ на двигателе.

Теперь трамблер готов к установке на двигатель. Что бы трамблер встал в привод нужно добиться совпадения выступов на муфте снизу трамблера с прорезями на валике привода. Расположите трамблер рядом с приводом и, поворачивая муфту рукой, добейтесь примерного совпадения выступов с прорезью на валике.

Внимание(!) – выступы на муфте совпадают с прорезью только в одном положении, т.к. выступы смещены от линии центра.

Вставляем трамблер в привод и, проворачивая его из стороны, в сторону добиваемся совпадения муфты с валиком привода. На установленном трамблере должен отсутствовать зазор между пластиной октан-корректора и самим корпусом привода.

Снимаем крышку нового трамблера. Для этого откручиваем крестовой отверткой 2 винта. Бегунок должен смотреть на моторный щит.

Дело в том, что у трамблера АТЭ-2 нумерация 1го цилиндра не совпадает с нумерацией штатного трамблера. Вывод 1го цилиндра у нового трамблера находится над колодкой датчика Холла (на крышке стоит цифра «1» - это означает 1ый цилиндр). Это объясняется тем, что муфта трамблера АТЭ-2 развернута на 180о.

Затем, поворачивая корпус трамблера, добиваемся того, что бы разъем 1го цилиндра на крышке совпадал с контактом бегунка. Другими словами – момент воспламенение смеси в первом цилиндре. Это будет первоначальный УОЗ. Естественно, ездить так нельзя, но завести двигатель для регулировки уже возможно. От руки заворачиваем болт крепления пластины октан-корректора к корпусу привода.

Теперь устанавливаем новую катушку зажигания. Ставится на штатное место без переделок.

ШАГ 4. Подключение проводки и установка коммутатора

Ничего сложного нет. Если используется комплект от ВАЗ-21074, то без колодок будут всего 3 контакта. Т.к. в разных схемах эти провода разного цвета, то буду писать их номер. Считаю слева направо по номерам контактов коммутатора (расположение коммутатора как на 1ом фото).

Провод от контакта №3 (цвета чаще голубого или голубого с красной полосой) подключается к плюсовому разъему катушки зажигания. На катушке этот разъем чаще обозначен знаком «+» или «Б», или «ВАТ». К этому же разъему надо подключить снятый «+» от штатной катушки.

Провод от контакта №5 (чаще коричневый или черный, это самый короткий «хвост») подключается к любой «массе»

Провод от последнего контакта №6 (чаще коричневый с красным или коричневый с голубым) подключается ко второму разъему на катушке зажигания. Он может быть обозначен как «К», «ВК» или «RUP». На этот же разъем катушки подключается провод от блока управления ЭПХХ (если он есть).

2 соединительные колодки подключаются к коммутатору и выходу датчика Холла на трамблере.

Вставляем провода в трамблер. Порядок подключения 1-2-4-3, начиная от вывода 1го цилиндра. Должно получиться так:

Осталось найти место коммутатору, ибо длина проводов не позволяет поставить его на штатное место. Если машина не участвует в соревнованиях, то можно поставить коммутатор рядом с блоком предохранителей. Вполне надежное и доступное место. Я же надставил провода и закрепил коммутатор под приборным щитком в ногах переднего пассажира.

Стоит так же заметить, что не все цифровые тахометры, которые работали со штатной транзисторно-коммутаторной схемой, умеют работать с датчиком Холла.

Осталось только отрегулировать УОЗ и затянуть болт крепления пластины октан-корректора.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Схема зажигания ВАЗ-21089

25 - катушка зажигания

23 – блок управления ЭПХХ

27 – коммутатор

Система зажигания автомобиля УАЗ


Устройство

Схема системы зажигания приведена на рис. 2. В систему зажигания входят: аккумуляторная батарея, генератор, катушка зажигания, распределитель зажигания, свечи зажигания, провода и включатель зажигания.

Рис. 1. Схема включения дополнительного реле стартера для проверки и регулировки: 1 - аккумуляторная батарея; 2 - реостат; 3 - контрольная лампа; 4 - реле; 5-вольт метр; 6 - включатель

Рис. 2. Схема системы зажигания: 1 - аккумуляторная батарея; 2 - реле-регулятор; 3 - генератор; 4 - свеча зажигания; 5 - распределитель; 6 - катушка зажигания; 7 - включатель зажигания и стартера; 8 - амперметр; 9 - стартер; 10 - дополнительное реле стартера; 11 - выключатель массы

Рис. 3. Катушка зажигания: 1 - ввертная клемма высокого напряжения; 2 - крышка; 3 - клемма высокого напряжения; 4 - контактная пружина; 5. - клемма низкого напряжения; 6 - уп-лотнительная прокладка; 7 - металлические пластины для увеличения магнитного потока; 8 - скоба крепления; 9 - контактная пластина; 10 - первичная обмотка; 11 - вторичная обмотка; 12 - корпус; 13 - изоляционные прокладки; 14 - изолятор; 15 - железный сердечник; 16 - изоляционная масса; 17 - изолятор сопротивления; 18 - дополнительное сопротивление; 19 - пластина крепления дополнительного сопротивления; 20 - винт крепления сопротивления

Рис. 4. Распределитель зажигания: 1 - клемма низкого напряжения; 2 - конденсатор; 3 - фильц-щетка; 4 - тяга вакуумного регулятора; 5 - вакуумный регулятор; «--диафрагма; 7, 17 и 25 - пружины; 8 - подшипник; 9 - валик; 10 - корпус; 11 - шариковый подшипник; 12 - неподвижная панель прерывателя; 13 - подвижная панель; 14 - пружинный держатель крышки; /5 -крышка; 16 - клемма высокого напряжения; 18 - центральный контакт с подави-тельным сопротивлением; 19 - ротор; 20 - токоразносная пластина; 21 - кулачок; 22 -пластина кулачка; 23 - штифт грузика; 24 - грузик центробежного регулятора; 26 -пластина валика; 27 и 28- пластины октан-корректора; 29 - гайки; 30 - стопорный винт; 31 - пружина прерывателя; 32 - пластина с неподвижным контактом; 33 - контакты; 34 - рычажок прерывателя; 35 - регулировочный эксцентрик

Катушка зажигания Б7-А представляет собой трансформатор, преобразующий низкое напряжение первичной цепи в высокое напряжение вторичной цепи, необходимое для получения искры между электродами свечей и воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя.

Присоединение катушки зажигания в цепь приборов электрооборудования приведено на рис. 2. В первичную обмотку катушки ток проходит через добавочное сопротивление, которое при пуске двигателя стартером автоматически выключается, и ток поступает в первичную обмотку, минуя его, чем достигается усиление искры и облегчение пуска двигателя.

Рис. 5. Работа центробежного регулятора опережения зажигания: а - на холостом ходу двигателя; б - при максимальном числе оборотов коленчатого вала двигателя; 1 - кулачок; 2 - грузик; 3 - пластина кулачка; 4 - валик; 5 - штифт грузика, 6 - пружина

Распределитель зажигания РЗ-Б установлен с левой стороны блока цилиндров и приводится во вращение от валика масляного насоса.

Распределитель зажигания предназначен для прерывания тока низкого напряжения в цепи катушки зажигания, распределения импульсов тока высокого напряжения по свечам цилиндров двигателя и-обеспечения требуемого момента зажигания смеси в зависимости от числа оборотов и нагрузки двигателя.

Прерыватель распределителя состоит из пластины с неподвижным контактом, рычажка с подвижным контактом а четырехгранного кулачка, который, вращаясь, размыкает контакты, набегая гранями на подушечку рычажка. Зазор между контактами прерывателя регулируют эксцентриком. Параллельно контактам включен конденсатор типа КН-4 емкостью 0,17-0,25 мкф.

Распределитель тока высокого напряжения состоит из ротора и крышки с электродами, которые соединяются проводами с катушкой и свечами. Ротор распределителя при вращении передает импульсы тока высокого напряжения со вторичной обмотки катушки зажигания на свечи в соответствии с. порядком работы цилиндров.

Распределитель имеет центробежный и вакуумный регуляторы, автоматически изменяющие угол опережения зажиганиями октан-корректор для ручной регулировки угла зажигания в зависимости от октанового числа применяемого бензина.

Центробежный регулятор изменяет угол зажигания в зависимости от оборотов двигателя (или валика распределителя).

Вакуумный регулятор изменяет угол зажигания в зависимости от нагрузки двигателя (разрежения во впускной трубе).

Рис. 6. Работа вакуумного регулятора опережения зажигания: а - разряжение в карбюраторе мало; б - разряжение в карбюраторе велико: 1 - штуцер трубки от карбюратора; 2 - регулировочная шайба; 3 -пружина; 4 - крышка вакуумного регулятора; 5 -диафрагма; 6 - корпус вакуумного регулятора; 7 - винт крепления регулятора; S - тяга; 9 - штифт; 10 - подвижная панель прерывателя; 11 - контакты; 12 - рычаг прерывателя; 13- кулачок

Октан-корректор обеспечивает изменение угла зажигания в пределах +10° по углу поворота коленчатого вала.

Свечи зажигания А14У неразборной конструкции имеют длину ввертной части корпуса 14+0,5 мм и метрическую резьбу М14Х1.25. Зазор между электродами свечи 0,8-0,95 мм.

При регулировке зазора между электродами свечей необходимо подгибать только боковой электрод, так как при подгибании центрального электрода лопается изолятор свечи.

Включатель зажигания и стартера типа ВК21-К (рис. 150) служит для включения и выключения тока в первичной цепи системы зажигания и для включения стартера и радиоприемника. Установлен включатель на панели приборов.

На пластмассовом основании включателя замка размещены клеммы AM (амперметр), КЗ (катушка зажигания), СТ (стартер) и ПР (приемник). Клемма AM находится под постоянным напряжением.

При повороте ключа в первое правое положение клемма AM соединяется с клеммами КЗ и ПР - включаются зажигание цепи контрольных приборов, стеклоочистителя, радиоприемника, вентилятора обдува ветрового стекла, вентиляторов обогрева кабины и кузова. Радиоприемник установлен только на автобусе УАЗ -452В.

При повороте ключа в правое крайнее положение клемма AM соединяется с клеммами КЗ и СТ- включаются зажигание и стартер.

Рис. 7. Свеча зажигания с подавительным сопротивлением:
1 - корпус подавительного сопротивления; 2- контакт; 3 -контактная пружина; 4 - сопротивление; 5 - центральный электрод; 6 - стопорная пружина; 7 - изолятор; 8 - уплотнитель; 9 - корпус свечи; 10 - прокладка; 11 - боковой электрод

Рис. 8. Включатель зажигания и стартера: 1 - изолятор с контактами; 2 - контакты; 3 - подвижная контактная пластина; 4 - клемма АМ-, 5-клемма Кз; 6 - клемма ПР; 7 - пружина контактной пластины; 8 - ротор; 9 - пружина ротора; 10 - корпус; 11 - запорный цилиндр; 12 - запорные личинки; 13 - стопорное кольцо; 14 - ключ; 15 - пружина; 16 - фиксаторные шарики; 17 - гайка крепления замка к панели

При повороте ключа влево клемма AM соединяется с клеммой ПР - включается радиоприемник.

Техническое обслуживание

При ТО-1 необходимо:
— проверить надежность электрических соединений и крепление приборов системы зажигания;
—- смазать валик распределителя, повернув на один оборот крышку колпачковой масленки. Капнуть одну каплю масла, применяемого для двигателя, на ось рычажка прерывателя, 1-2 капли на фильц-щетку кулачка и 3-4 капли во втулку кулачка (предварительно сняв ротор и фильц под ним). При смазке кулачка и оси прерывателя необходимо следить, чтобы масло не попало на контакты прерывателя.

При ТО-2 помимо работ, предусмотренных ТО-1, выполнить следующие работы.

Проверить состояние проводов низкого и высокого напряжения и очистить их от пыли и грязи.

Вызернуть свечи зажигания, очистить их от нагара и отрегулировать зазоры между электродами.

Осмотреть контакты распределителя, удалить с контактов грязь и масло, протирая их замшей, слегка смоченной в бензине. Затем протереть их чистой сухой замшей или тканью, не оставляющей волокон на контактах.

Обгоревшие или окисленные контакты надо тщательно зачистить специальной абразивной пластинкой, входящей в комплект инструмента водителя, или мелкой стеклянной шкуркой.

После зачистки контакты нужно обязательно протереть замшей, слегка смоченной в бензине, и установить нормальный зазор между ними.

Проверить щупом зазор между контактами прерывателя и, если он больше чем на 0,05 мм отличается от номинального (0,35 - 0,45 мм), отрегулировать его.

Для регулировки зазора необходимо повернуть коленчатый вал двигателя рукояткой настолько, чтобы кулачок прерывателя полностью разомкнул контакты. Затем ослабить винт, крепящий пластину неподвижного контакта и, вращая отверткой головку регулировочного эксцентрика, сместить пластину, а с ней и неподвижный контакт в требуемом направлении до получения нужного зазора. После этого затянуть винт и снова проверить зазор щупом.

Рис. 9. Проверка натяжения пружины прерывателя

Проверить отсутствие заедания рычажка на оси, для чего отжать рычажок пальцем и отпустить его. Отпущенный рычажок должен быстро возвратиться (под действием пружины) и контакты должны замкнуться со щелчком.

Если замыкания не произошло или произошло вялое замыкание контактов, необходимо устранить заедание и отрегулировать натяжение пружины прерывателя в пределах 500-700 Г, сняв рычажок и изгибая пружину в ту или иную сторону, по необходимости. Натяжение пружины рычажка прерывателя проверять при помощи пружинного динамометра, как показано на рис. 9.

Один раз в год, но не реже чем через 25000-30000 км пробега осмотреть и при необходимости отремонтировать распределитель в мастерской. При этом распределитель разбирают, осматривают все детали и в случае необходимости заменяют.

При переборке распределителя смазывают все трущиеся’ части, причем фильц кулачка пропитывают в масле и отжимают.

Снимают неподвижную панель прерывателя, промывают шариковый подшипник и закладывают в него новую консистентную смазку ЛЗ-158 или ЦИАТИМ -201. Перед постановкой панели проверяют легкость вращения шарикового подшипника и в случае необходимости дополнительно повертывают его наружное кольцо до устранения заедания.

Проверяют величину сопротивления уголька; она должна быть в пределах 6000-15 000 ом.

Через 40 000-50 000 км пробега автомобиля в случае большого радиального люфта валика распределителя, вызывающего нарушение искрообразования, заменить подшипники валика распределителя.

Основные неисправности системы зажигания и способы их устранения

К числу часто встречающихся неисправностей распределителя относятся: нарушение нормального зазора между контактами прерывателя, окисление контактов, износ текстолитового выступа рычажка прерывателя, пробой изоляции конденсатора, нарушение изоляции крышки и ротора распределителя, уменьшение упругости пружин центробежного или вакуумного регуляторов опережения зажигания, разрыв диафрагмы вакуумного регулятора.

Нарушение нормального зазора между контактами, а также их окисление вызывает перебои в работе двигателя.

Для устранения неисправности необходимо зачистить контакты прерывателя, а затем отрегулировать зазор между ними, как указано выше.

Износ текстолитового выступа рычажка прерывателя приводит к тому, что становится невозможным увеличить зазор между контактами до нормальной (0,35 - 0,45 мм) величины. Рычажок с изношенным выступом заменяют.

При пробое изоляции конденсатора двигатель начинает работать с перебоями, а потом останавливается. Контакты прерывателя при этом сильно обгорают. Неисправный конденсатор заменяют НОВЫМ .

Нарушение изоляции крышки и ротора распределителя влечет за собой появление перебоев в работе двигателя. Неисправные крышку и ротор заменяют.

Уменьшение упругости пружин центробежного регулятора сопровождается появлением сильных детонационных стуков при движении автомобиля (не только при разгоне, но и при движении со средней скоростью). В этом случае необходимо увеличить натяжение пружин подгибанием их стоек, после чего проверить распределитель на стенде СПЗ -6.

Уменьшение упругости пружины вакуумного регулятора вызывает изменение увеличения угла опережения зажигания при средних и больших нагрузках двигателя, что сопровождается появлением детонационных стуков. При подозрении на уменьшение упругости пружины вакуумного регулятора распределитель надо проверить на стенде СПЗ -6. Для увеличения упругости пружины установить дополнительную шайбу между пружиной и штуцером. После этого вакуумный регулятор снова проверить на стенде.

Нарушение герметичности вакуумного регулятора обычно наступает из-за повреждения его диафрагмы. В этом случае регулятор перестает увеличивать опережение зажигания на малых и средних нагрузках, в результате чего ухудшается топливная экономичность автомобиля. Герметичность вакуумного регулятора проверяют на стенде СПЗ -6. При отсутствии стенда герметичность вакуумного регулятора можно проверить следующим образом. Снять регулятор с распределителя, подвести к нему воздух под давлением 3-4 кГ/см2 и погрузить в воду. При этом не должно выделяться пузырьков воздуха в месте соединения корпуса и гайки и в месте размещения рычага.

К неисправности катушки зажигания относятся пробои изоляции и межвитковые замыкания первичной и вторичной обмоток, трещины в крышке, а также перегорание дополнительного сопротивления. При пробоях изоляции обмоток двигатель перестает работать и его не удается пустить. При межвитковых замыканиях в работе двигателя возникают перебои. При перегорании дополнительного сопротивления двигатель легко пускается стартером, но по выключении стартера тотчас же останавливается.

Перегоревшее дополнительное сопротивление необходимо заменить. Неисправную катушку зажигания заменить новой.

Неисправности свечей зажигания. Любая из неисправностей свечей зажигания (нарушение нормального зазора между электродами, отложение большого слоя нагара на корпусе и изоляторе, появление трещин на изоляторе) влечет за собой возникновение перебоев в работе двигателя. Неработающую свечу выявляют поочередным отключением каждой свечи (путем снятия карболитового наконечника) при работающем на минимально возможных оборотах коленчатого вала двигателе. Отключение неисправной свечи не отразится на равномерности работы двигателя. При отключении исправной свечи неравномерность работы двигателя возрастет.

Неисправную свечу нужно вывернуть, очистить и проверить на приборе ГАРО модели 514.

Вместо неисправной свечи нужно ввернуть новую, проверив предварительно зазор между ее электродами. При установке свечи на место под ее корпус должна быть установлена медная прокладка.

Зазор между электродами свечи проверяют круглыми щупами, имеющимися в наборе инструмента водителя. Пильзовяться при этом плоским щупом нельзя, так как он не входи”’ в углубление на боковом электроде свечи, образующееся р процессе его работы.

Включатель зажигания весьма долговечен и, как правило, работает без ремонта или замены несколько лет.

Установка зажигания

Зажигание двигателя должно быть установлено с большой точностью, так как даже при небольших ошибках в установке резко возрастает расход топлива, а мощность двигателя уменьшается.

Порядок операций при установке зажигания следующий.

Снять крышку распределителя и ротор и проверить величину зазора между контактами прерывателя. В случае необходимости отрегулировать зазор. Поставить ротор на место.

Вывернуть свечу первого цилиндра и, закрыв пальцем отверстие для свечи первого цилиндра, повернуть коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой до начала выхода воздуха из-под пальца Это произойдет в начале хода сжатия в первом цилиндре.

Убедившись, что сжатие началось, осторожно проворачивать вал двигателя до совпадения отверстия на шкиве со штифтом.

Гайками плавной настройки установить шкалу октан-корректора на нулевое деление.

Ослабить винт крепления корпуса прерывателя и повернуть корпус распределителя против часовой стрелки настолько, чтобы замкнулись контакты прерывателя.

Взять переносную лампу и при помощи дополнительных проводов подключить один из проводов ее на массу, другой к клемме низкого напряжения на катушке (к которой крепится провод, идущий к распределителю).

Включить зажигание и поворачивать корпус распределителя по часовой стрелке до вспыхивания лампочки. Прекратить вращение распределителя нужно точно в момент вспыхивания лампочки. Если это не удалось, операцию повторить.

Закрепить корпус распределителя винтом, поставить крышку и центральный провод на место.

Проверить правильность присоединения проводов от свечей, начиная с первого цилиндра. Провода должны быть присоединены в порядке 1, 2, 4, 3, считая против часовой стрелки.

Риc. 10. Определение верхней мертвой точки

После каждой установки зажигания и после регулировки зазора в прерывателе нужно проверить точность установки момента зажигания горючей смеси, прослушивая работу двигателя при движении автомобиля. Доводку установки зажигания можно делать по октан-корректору, не ослабляя крепежного винта. Для этого достаточно вращать гайки плавной настройки, отвертывая одну и завертывая другую.

Перемещение стрелки на одно деление шкалы октан-корректора соответствует изменению установки зажигания на 2°, считая по коленчатому валу. При повороте корпуса распределителя против часовой стрелки установка зажигания будет более поздней, по часовой стрелке - более ранней.

Наиболее выгодным опережением зажигания будет такое, при котором во время резкого разгона (полного открытия дросселя) полностью нагруженного автомобиля на горизонтальной дороге с начальной скоростью 30-35 км/ч на прямой передаче будут едва прослушиваться единичные детонационные стуки в цилиндрах двигателя. Если при интенсивном разгоне автомобиля стуки отсутствуют, это значит, что зажигание позднее; наоборот, появление ряда последовательных отчетливых стуков свидетельствует о слишком раннем зажигании.

К атегория: - УАЗ

Вариант УМЗ 4216 с раздельными катушками от 406 мотора. Главное - не перепутать местами низковольтные провода управления катушками. Главное знать, что отсчет цилиндров начинается от переднего бампера автомобиля.

Бегунок должен стоять против внутреннего контакта крышки, соединенного проводом со свечой первого цилиндра. Закрыв отверстие бумажной пробкой, вращаем коленчатый вал. Момент выхода пробки соответствует началу такта сжатия. Продолжительная детонация указывает на чрезмерный угол опережения зажигания. Отсутствие детонации требует увеличения угла опережения зажигания, после чего нужно повторить проверку.

Запуск двигателя любого автомобиля возможен благодаря воспламенению горючей смеси в цилиндрах силового агрегата. Как уже сказали, зажигание на УАЗ выполняет одну из основных функций при запуске силового агрегата. Основными составляющими системы контактного типа являются батарея, КЗ, привод, свечки, конденсатор, а также прерыватель с распределителем. Система бесконтактного зажигания, которая называется транзисторной. Как после подключения производится установка зажигания для правильной работы мотора? Следующим этапом будет установка крышки контроллера на место и диагностика высоковольтных проводов.

Отключите зажигание и демонтируйте крышку трамблера, к ней подключены наконечники и высоковольтные кабеля. Затем от распределительного механизма надо отключить провод, подсоединенный к коммутатору. Взяв гаечный ключ на 13, выкрутите две гайки, фиксирующие устройство и демонтируйте с силового агрегата механизм вместе с приводом маслонасоса.

А12БС неразборной конструкции.

Re: Нумерация цилиндров у УМЗ 417

Датчик напряжения состоит из ротора и статора. Второй вывод обмотки электрически связан с корпусом в собранном датчике-распределителе. 6. Установите крышку датчика-распределителя, проверьте правильность установки проводов зажигания к свечам в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя 1–2–4–3, считая против часовой стрелки. После каждой установки зажигания проверяйте точность установки момента зажигания, прослушивая работу двигателя при движении автомобиля.

Нумерация от радиатора. Снять свечу с первого, докрутить до компрессии (пальцем проверять как зашипит), довернуть до момента зажигания (по меткам на шкиве), и смотреть на бегунок. Первый провод воткнуть туда где бегунок, а остальные соответственно в порядке по ходу бегунка.

Извиняюсь за ламерский вопрос, но предыдущий хозяин аффтомобиля утверждает, что нумерация цилиндров у УМЗ 417 идет не от радиатора, а от салона Такое встречал тока на французах.

И оба клапана первого цилиндра при этом закрыты? Шестерни ГРМ по меткам?

Поставь ВМТ в 1 цилиндре, сними трамблёр с привода (в простонародье сапожок) и смотри внутрь. Бывает привод трамблера ставят неправильно. Попробуй поставь сильно раннее зажигание, если станет лучше то переставь шестерню привода трамблера на 1 зуб. Только внимательно ставь на место привод маслонасоса.

Движение без помех: выставляем зажигание на УАЗ

Работа двигателя автомобиля невозможна без правильно установленного момента зажигания. Снимите с распределителя зажигания крышку. Например, для автомобиля ВАЗ-2106 коммутатор можно установить в свободное место между бачком омывателя и левой фарой. Просверлите 2 дырки и прикрутите коммутатор саморезами. Правильная установка угла опережения зажигания в бесконтактной системе зажигания дает возможность эксплуатировать автомобиль в комфортных условиях. Установите коленчатый вал в положение, которое соответствует углу опережения зажигания в 5 градусов. Проверьте порядок подсоединения высоковольтных проводов цилиндров двигателя.

Система зажигания – основополагающее начало для нормальной работы автомобильного двигателя. Если какие-то действия были неверными, это отразится при запуске двигателя стартером, движении автомобиля. А всего-то нужно скорректировать подачу искры – правильно установить зажигание на бесконтактной системе. Затягиваем болт при указателе на корпусе датчика-распределителя. Обязательно проверяем, как установлены провода зажигания к свечам, с учетом порядка работы цилиндров 1-2-4-3. В случае отсутствия детонации увеличиваем угол опережения зажигания.

Служит для включения и выключения тока в первичной цепи системы зажигания и для включения стартера.

Трамблер УАЗ считается одним из важных компонентов системы зажигания в транспортном средстве. Что представляет собой схема подключения электронного или бесконтактного зажигания, на УАЗ 417, как переделать контактное зажигание на бесконтактное? Почему греется катушка и как произвести регулировку и настройку угла опережения? Также система зажигания может быть электронной. В первую очередь вы должны зафиксировать свой автомобиль на одном месте, для этого потяните за рычаг стояночного тормоза.

Установку зажигания необходимо производить в случае снятия с двигателя распределителя зажигания или при нарушении опережения зажигания. ВМТ по метке на шкиве коленчатого вала двигателя (рисунок 15.13). В системе зажигания возможны следующие характерные неисправности: система зажигания не работает, система зажигания работает с перебоями, нарушен момент зажигания.

Это и будет начало хода сжатия в 1-м цилиндре. 5. Заверните стопорный винт и вторично проверьте зазор между контактами. 6. Установите ротор и закрепите крышку распределителя.

С помощью аварийного вибратора бесконтактная батарейная система зажигания УАЗ может работать в случае отказе или поломки транзисторного коммутатора или катушки статора датчика-распределителя. Для перехода на работу с аварийным вибратором необходимо отсоединить провод от клеммы КЗ коммутатора и подсоединить ею к выводу аварийного вибратора.

Это видно не только при пуске двигателя стартером, но и при самом движении автомобиля. После, нужно проверить установку проводов зажигании согласно основному порядку работы цилиндров один-два-четыре-три, отсчитывать следует против (час.стр). После того как вы установили зажигания нужно проверить правильность его установки в движении.

Транзисторный коммутатор.

И если первую можно решить с помощью катков и асфальтоукладчиков, то с дорогами — всё ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ.

3. Провернуть коленчатый вал до начала такта сжатия. 6. Установить крышку распределителя и подсоединить высоковольтные провода в соответствии с порядком работы цилиндров 1-2-4-3.

Добавочное сопротивление.

Наблюдается падение мощности двигателя, заметно увеличивается расход топлива и, самое главное, автомобиль начинает трясти и он может просто неожиданно заглохнуть. Если это не так, то проворачиваем коленчатый вал на 180 градусов.

В тренде:

– датчик-распределитель;

– транзисторный коммутатор;

– катушка зажигания;

– добавочное сопротивление;

– аварийный вибратор;

– свечи зажигания.

Датчик-распределитель

Датчик-распределитель имеет корпус, крышку, валик, датчик синусоидального напряжения, центробежный и вакуумный регуляторы, а также октан-корректор. Центробежный регулятор автоматически изменяет угол опережения зажигания в зависимости от частоты вращения.

Датчик напряжения состоит из ротора и статора. Ротор представляет собой кольцевой постоянный магнит с плотно прижатыми к нему сверху и снизу четырехполюсными обоймами, жестко закрепленными на втулке. В верхней части ротора на втулке установлен бегунок.

Статор датчика представляет собой обмотку, заключенную в четырехполюсные пластины. Статор имеет изолированный многожильный вывод, присоединенный к выводу датчика. Второй вывод обмотки электрически связан с корпусом в собранном датчике-распределителе.

На роторе нанесена метка, на статоре стрелка, которые служат для установки начального момента искрообразования.

Сопротивление обмоток при температуре (25±10) °С, Ом:

первичной.....0,43

вторичной.....13 000–13 400

Развиваемое вторичное напряжение максимальное, В.....30 000

Катушка имеет вывод высокого напряжения и два вывода низкого напряжения:

– вывод К – для соединения с выводом К добавочного сопротивления;

– немаркированный вывод – с выводом КЗ коммутатора.

Величина активного сопротивления между выводами «+» и «С» (0,71±0,05) Ом, между выводами «С» и «К» – (0,52±0,05) Ом.

Состоит из корпуса и платы с радиоэлементами. Выводы коммутатора предназначены:

– вывод Д – для соединения с низковольтным выводом датчика-распределителя;

– вывод КЗ – для соединения с выводом катушки зажигания;

– вывод «+» – для соединения с выводом «+» добавочного сопротивления или блока предохранителей.

Состоит из корпуса и платы, на которой смонтированы все узлы вибратора. Имеет один вывод. Включение его в работу допускается только в случае выхода из строя транзисторного коммутатора или катушки статора датчика.

Техническое обслуживание

Через 8 000 км

Проверьте затяжку гаек низковольтного разъема датчика-распределителя, крепление соединительных проводов.

Через 16 000 км

Проверьте датчик-распределитель зажигания: осмотрите бегунок, крышку распределителя и в случае их загрязнения протрите х/б тканью, смоченной в чистом бензине.

Смажьте из капельницы (4–5 капель) втулку ротора (предварительно снимите бегунок и фильц под ним).

Через 50 000 км

Тщательно промойте чистым бензином шарикоподшипник опоры статора, заложите в него смазку Литол–24 не более 2/3 свободного объема подшипника (предварительно снимите крышку, бегунок, ротор и опору статора).

Порядок установки момента зажигания

1. Установите поршень первого цилиндра в верхней мертвой точке такта сжатия в первом цилиндре до совпадения отверстия МЗ (5° до ВМТ) на шкиве коленчатого вала со штифтом на крышке распределительных шестерен.

2. Снимите с датчика-распределителя пластмассовую крышку. Убедитесь, что электрод бегунка установился против вывода на крышке датчика-распределителя, помеченного цифрой «1» (вывод для провода зажигания свечи первого цилиндра двигателя).

3. Затяните болтом со вставленным в него указателем пластину октан-корректора датчика-распределителя к корпусу привода так, чтобы указатель совпал со средним делением шкалы октан-корректора.

4. Ослабьте болт крепления пластины октан-корректора к корпусу датчика-распределителя.

5. Придерживая пальцем бегунок против его вращения (для устранения зазоров в приводе), осторожно поверните корпус до совмещения в одну линию красной метки на роторе и острия лепестка на статоре. Закрепите болтом пластину октан-корректора на корпусе датчика-распределителя.

6. Установите крышку датчика-распределителя, проверьте правильность установки проводов зажигания к свечам в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя 1–2–4–3, считая против часовой стрелки.

После каждой установки зажигания проверяйте точность установки момента зажигания, прослушивая работу двигателя при движении автомобиля.

Для этого прогрейте двигатель до температуры 80 °С и, двигаясь на прямой передаче по ровной дороге со скоростью 40 км/ч, дайте автомобилю разгон, резко нажав на педаль привода дроссельной заслонки. Если при этом будет наблюдаться незначительная кратковременная детонация до скорости 55–60 км/ч, то установка момента зажигания сделана правильно.

При сильной детонации поверните корпус датчика-распределителя (рис. 7.24) по шкале октан-корректора на 0,5–1,0 деление против часовой стрелки. Каждое деление шкалы соответствует изменению момента зажигания на 4°, считая по коленчатому валу. При полном отсутствии детонации необходимо увеличить угол опережения зажигания поворотом корпуса датчика-распределителя по часовой стрелке.