Автопогрузчики, электропогрузчики и электрокары. Правила безопасности при их эксплуатации. Меры безопасности при эксплуатации электропогрузчиков и аккумуляторных батарей Требования безопасности по окончании работы

Инструкция по охране труда для водителей электрокар

I . Вводная часть

1. К- управлению электрокарами и обслуживанию их допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальную подготовку и получившие в установленном порядке удостоверение на право управления эл. карами.

2. Водитель эл. кары обязан выполнять только ту работу, которая. разрешена администрацией. Без разрешения и инструктажа производить работу, не входящую в обязанности водителя, запрещается.

I I . Перед началом работы

1. Привести в порядок рабочую одежду, застегнуть или обвязать обшлага.

2. рукавов, заправить одежду так, чтобы не было развевающихся концов.

3. При подготовке эл. кара к выезду проверить:

а) техническое состояние -эл. кары, обращая особое внимание на исправность тормозной системы, рулевого управления,

Гидросистемы, приборов освещения и сигнализации;

б) наличие инструмента и инвентаря;

в) давление воздуха в шинах;

г) уровень электролита в аккумуляторных батареях.

3. При обнаружении неисправностей попытаться устранить их своими силами, а если это невозможно - доложить мастеру.

I I I . Во время работы

1. Прежде чем начать движение с места стоянки, убедится, что это безопасно для рабочих и других лиц, подать предупредительный сигнал и лишь после этого трогаться с места.

2. Вводить вилы под груз и выводить из-под него только на первой скорости, .не применяя тарана.

3. Взятий на вилы груз равномерно расположить по ширине и длине вил.

а) нагружать эл. кару свыше положенной грузоподъемности;

б) поднимать примерзший к земле или заваленный груз;

в) поднимать и перевозить груз в таре, наполненной выше бортов;

г) поправлять вручную сползающий груз.

5. Перевезенный груз устанавливать устойчиво, без перекосов и наклонов на прикладки так, чтобы можно было свободно вывести вилы из-под груза. .

6. Загромождать проходы и проезды грузами запрещается.

7. При движении автокары с грузом вперед резкое торможение запрещается.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. Аварийная ситуация может возникнуть в случае: поражения электрическим током, разливания и рассыпания горючих и токсичных материалов; взрыва пескоструйных аппаратов; разрыва шлангов; неисправности оборудования для раскроя изоляционных материалов; попадания на кожные покровы вредных материалов и прочее.

5.2. В случае возникновения такой ситуации следует немедленно прекратить работу, отключить все электропотребители, кроме вентиляции; оградить опасную зону и не допускать в нее посторонних лиц.

5.3. Сообщить о том, что произошло, руководителю работ.

5.4. Если произошел несчастный случай, оказать потерпевшему первую медицинскую помощь; при необходимости, вызвать скорую медицинскую помощь.

5.5. Оказание первой медицинской помощи.

5.5.1. Оказание первой медицинской помощи при поражении электрическим током.

При поражении электрическим током необходимо немедленно освободить потерпевшего от действия электрического тока, отключив электроустановку от источника питания, а при невозможности отключения - оттянуть его от токопроводящих частей за одежду или применив подручный изоляционный материал.

При отсутствии у потерпевшего дыхания и пульса необходимо сделать ему искусственное дыхание и косвенный (внешний) массаж сердца, обращая внимание на зрачки. Расширенные зрачки свидетельствуют о резком ухудшении кровообращения мозга. При таком состоянии оживления начинать необходимо немедленно, после чего вызвать скорую медицинскую помощь.

5.5.2. Первая помощь при ранении.

Для оказания первой помощи при ранении необходимо раскрыть индивидуальный пакет, наложить стерильный перевязочный материал, который помещается в нем, на рану и завязать ее бинтом.

Если индивидуального пакета каким-то образом не оказалось, то для перевязки необходимо использовать чистый носовой платок, чистую полотняную тряпку и т.д. На тряпку, которая накладывается непосредственно на рану, желательно накапать несколько капель настойки йода, чтобы получить пятно размером больше раны, после чего наложить тряпку на рану. Особенно важно применять настойку йода указанным образом при загрязненных ранах.

5.5.3. Первая помощь при переломах, вывихах, ударах.

При переломах и вывихах конечностей необходимо поврежденную конечность укрепить шиной, фанерной пластинкой, палкой, картоном или другим подобным предметом. Поврежденную руку можно также подвесить с помощью перевязки или платка к шее и прибинтовать к туловищу.

При переломе черепа (бессознательное состояние после удара по голове, кровотечение из ушей или изо рта) необходимо приложить к голове холодный предмет (грелку со льдом, снегом или холодной водой) или сделать холодную примочку.

При подозрении перелома позвоночника необходимо пострадавшего положить на доску, не поднимая его, повернуть потерпевшего на живот, лицом вниз, наблюдая при этом, чтобы туловище не перегибалось, с целью избежания повреждения спинного мозга.

При переломе ребер, признаком которого является боль при дыхании, кашле, чихании, движениях, необходимо туго забинтовать грудь или стянуть их полотенцем во время выдоха.

5.5.4. Оказание первой помощи при ожогах кислотами и щелочью.

При попадании кислоты или щелочи на кожу, поврежденные участки необходимо тщательно промыть струей воды на протяжении 15-20 минут, после этого поврежденную кислотой поверхность промыть 5%-ным раствором питьевой соды, а обожженную щелочью - 3%-ным раствором борной кислоты или раствором уксусной кислоты.

При попадании на слизистую оболочку глаз кислоты или щелочи необходимо глаза тщательно промыть струйкой воды на протяжении 15-20 минут, после этого промыть 2%-ным раствором питьевой соды, а при поражении глаз щелочью - 2%-ным раствором борной кислоты.

При ожогах полости рта щелочью необходимо полоскать 3%-ным раствором уксусной кислоты или 3%-ным раствором борной кислоты, при ожогах кислотой - 5%-ным раствором питьевой соды.

При попадании кислоты в дыхательные пути необходимо дышать распыленным с помощью пульверизатора 10%-ным раствором питьевой соды, при попадании щелочи - распыленным 3%-ным раствором уксусной кислоты.

5.5.5. Первая помощь при кровотечении.

5.5.5.1. Поднять раненную конечность вверх.

5.5.5.2. Рану закрыть перевязочным материалом (из пакета), сложенным в клубок, придавить его сверху, не касаясь самой раны, подержать на протяжении 4-5 минут. Если кровотечение остановилось, не снимая наложенного материала, поверх него положить еще одну подушечку из другого пакета или кусок ваты, и забинтовать раненное место (с некоторым нажимом).

5.5.5.3. В случае сильного кровотечения, которое нельзя остановить повязкой, применяется сдавливание кровеносных сосудов, которые питают раненную область, при помощи изгибания конечности в суставах, а также пальцами, жгутом или зажимом. В случае сильного кровотечения необходимо срочно вызвать врача.

5.6. Если произошло возгорание, приступить к тушению имеющимися средствами пожаротушения. При необходимости, вызвать пожарную часть.

5.7. Выполнять указания руководителя работ по устранению аварийной ситуации.

Разработал

Согласовал

Эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание внутризаводского транспорта производятся в соответствии с ГОСТ 12.2.003 ССБТ. "Оборудование производственное. Общие требования безопасности ", ГОСТ 12.3.002 ССБТ. "Процессы производственные. Общие требования безопасности ", ГОСТ 12.3.020 ССБТ. "Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности ", другими нормативными правовыми актами по охране труда, включая инструкции, паспорта и технические условия заводов-изготовителей.
К внутризаводскому транспорту принято относить электрокары , электротягачи , электропогрузчики , электроштабелеры , ручные тележки-штабелеры , грузовые и такелажные тележки .
Эксплуатация на предприятии транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания должна производиться с соответствии с Правилами охраны труда на автомобильном транспорте.
Движение всех транспортных средств на территории предприятия должно отвечать Правилам дорожного движения и регламентироваться инструкциями по охране труда для водителей соответствующих транспортных средств.
Для движения на территории предприятия транспортных средств должны быть разработаны и установлены на видных местах схемы движения.
В соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.020 максимальная скорость движения транспортных средств на территории предприятия и в производственных помещениях должна устанавливаться в зависимости от состояния транспортных путей, интенсивности, грузовых и людских потоков, специфики транспортных средств и грузов и обеспечивать безопасность движения.
В соответствии с технологическими связями отдельных цехов, участков и служб предприятия должны быть разработаны маршруты движения средств внутризаводского транспорта, которые доводятся до сведения водителей.
Габариты проездов и проходов внутри цехов должны быть четко обозначены сплошными белыми линиями шириной не менее 50 мм. Ограничительные линии не должны приближаться к оборудованию и стенам помещений менее чем на 0,5 м.
Ширина главного проезда и дверных проемов для проезда транспорта должна устанавливаться с учетом движения транспортных средств в одну сторону (при одностороннем движении) или в обе стороны (при двустороннем движении). Ширина проезда при двустороннем движении должна обеспечивать гарантийную зону безопасности для транспортных средств и пешеходов: между транспортными средствами не менее 0,6 м и свободные проходы с двух сторон пути движения транспорта не менее 0,7 м.
Техническое состояние электротранспорта , ручных грузовых тележек должно соответствовав требованиям инструкций (паспортов) заводов-изготовителей.
Электротранспорт : электрокары, электропогрузчики, электротягачи должны быть снабжены быстродействующими тормозами, сигнализацией, осветительными приборами и выключателями с замочным устройством, исключающим пользование ими посторонними лицами.
Тормозной путь электротранспорта с номинальной нагрузкой на сухом дорожном покрытии горизонтального участка дороги должен быть:
при скорости 3 км/ч не более 1 м;
при скорости 7 км/ч не более 1,5 м;
при скорости 10 км/ч не более 2 м.
Электротранспорт должен иметь звуковой сигнал, отличающийся от общего производственного шума.
На электропогрузчике со стрелой должна быть таблица с указанием грузоподъемности в зависимости от вылета стрелы.
Для работы в помещениях, где по условиям работы воз-можно образование взрывоопасных смесей, должен применяться электротранспорт во взрывозащищенном исполнении.
На электропогрузчиках и автопогрузчиках должна быть табличка (бирка, надпись) с ясно указанной датой следующего испытания.
Изготовление всех грузовых тележек должно производиться по чертежам. Каждая тележка должна быть снабжена эксплуатационной документацией.
Каждая грузовая ручная тележка должна иметь табличку (бирку, надпись с ясно указанной на ней датой испытания, грузоподъемностью, инвентарным номером, номером подразделения (цеха, отдела) – владельца.
С передней и задней стороны электротранспорта и с задней стороны прицепных тележек должен быть четко обозначен номерной знак (инвентарный номер, учетный номер).
Элементы транспорта : бамперы, боковые поверхности платформы, стрелы, обоймы грузовых крюков погрузчиков должны иметь сигнально-предупреждающую окраску, соответствующую требованиям ГОСТ 12.2.026 ССБТ. "Цвета сигнальные и знаки безопасности ".
Администрация предприятия обязана назначить из числа специалистов лицо или лиц, ответственных за выпуск на линию в исправном состоянии внутризаводских транспортных средств, за их своевременный осмотр и реонт, а также по надзору за безопасной эксплуатацией безрельсового напольного транспорта (электрокар, электропогрузчиков, электротягачей с прицепными тележками, автопогрузчиков, ручных тележек для такелажных работ, ручных тележек с подъемным механизмом).
К вождению электрокар, электропогрузчиков, электроштабелеров, электротягачей, допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения, обучение по специальной программе правилам управления данным транспортным средством и его вспомогательным оборудованием, правилам дорожного движения, пожарной безопасности и оказания первой доврачебной помощи, прошедшие проверку знаний в квалификационной комиссии, имеющие удостоверение на право управления данным видом транспорта, а также прошедшие инструктаж по охране труда с учетом конкретных условий работы.
Управлять автопогрузчиком могут только водители авто-мобилей не моложе 18 лет, имеющие удостоверение на право управления автопогрузчиком, выданное организацией, имею-щей соответствующую учебную базу и лицензию на право обучения (учебно-курсовые комбинаты, профессионально-технические училища и др.).
Водители электротранспорта , участвующие в дорожном движении вне предприятия, должны иметь удостоверение, вы-данное органами Госавтоинспекции . Водители электротранспорта должны иметь группу по электробезопасности I.
Выделение электротранспорта, автопогрузчиков и т.п. для транспортировки грузов должно производиться по заявкам цехов, отделов, участков или по утвержденному графику с выдачей водителям путевого листа.
Электротранспорт, автопогрузчики, ручные грузовые тележки для такелажных работ, ручные тележки с подъемным механизмом (штабелеры) перед вводом в эксплуатацию должны подвергаться техническому освидетельствованию, а находящиеся в эксплуатации – периодическому освидетельствованию не реже одного раза в 12 месяцев.
Водители внутризаводского транспорта, перед выездом на линию обязаны проверить техническое состояние транспорта – провести контрольный осмотр транспорта в соответствии с инструкцией завода-изготовителя и инструкцией по охране труда, проверить в работе действие тормозов, органон управления, блокировок электрического замка, звукового сигнала, освещения и всех механизмов перемещения груза, а после окончания – провести ежесменное обслуживание (ЕО) и сдать транспорт в соответствии с установленным на предприятии порядком.
Скорость движения электротранспорта и автопогрузчиков на поворотах, при въезде и выезде из ворот, при выезде из-за углов зданий, на перекрестках, в местах интенсивного движения людей, при движении задним ходом не должна превышать 3 км/ч.
При минимальном радиусе разворота скорость движения не должна превышать 2 км/ч.
В случае вынужденного осмотра электротранспорта на дороге водитель обязан отключить электропитание электродвигателя и затормозить транспортное средство ручным (стояночным) тормозом. В случае отказа (неисправности) ручного тормоза водитель должен принять меры к исключению возможности произвольного движения транспортного средства: установить под колеса со стороны уклона дороги упоры (подкладки) достаточной прочности.
При движении с места в цехе, при развороте или в присутствии рядом людей и другого транспорта, при въезде и выезде из ворот, при встрече с пешеходами, при подъеме и опускании груза, при проезде мимо дверей водитель должен подать звуковой сигнал.
Перевозка людей (грузчиков, транспортировщиков) на внутризаводском транспорте допускается при условии, если на транспорте специально оборудовано место для их проезда.
Запрещается использовать авто- и электропогрузчики для перевозки и подъема людей; перевозка людей на платформах электрокар также не допускается.
При проезде мимо оборудования, колонн, стен, деталей и т.п. при наличии рабочих мест или проходов расстояние между транспортируемыми грузами и "препятствием" должно быть не менее 0,8 м.
При погрузке грузов на электрокар водитель обязан поставить электрокар на стояночный тормоз. При механизированной погрузке грузов на электрокар водитель обязан отойти в безопасное место и наблюдать за погрузкой.
Груз на платформе должен быть надежно уложен и закреплен.
Груз, габариты которого меньше платформы электрокара, не должен выступать за габариты платформы; при транспорти-ровке грузов, выступающих за габариты, центр тяжести должен находиться на осевой линии платформы, при этом должны быть обеспечены условия безопасного движения на поворотах.
Мелкие грузы (болты, гайки, шайбы т.п.) должны перевозиться в таре, груз не должен выступать выше бортов тары.
Металлическая стружка, сыпучие материалы: песок, глина, цемент и т.п. во избежание засорения платформы должны перевозиться в контейнерах, ящиках.
Круглый материал должен быть подклинен и привязан к платформе.
Перевозка баллонов на электрокарах должна производиться в горизонтальном положении обязательно с прокладками между баллонов. В качестве прокладок могут использоваться деревянные бруски с вырезанными гнездами, а также веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон) или другие прокладки, предохраняющие баллоны от ударов друг о друга. Бруски-прокладки и баллоны должны быть надежно закреплены на платформе. Баллоны не должны выступать за габариты платформы. Баллоны должны быть уложены вентилями в правую сторону по движению или вентилями вперед. Баллоны емкостью более 12 л должны транспортироваться с навернутыми колпаками.
Длинномерные материалы, как правило, должны перевозиться на электрокаре с прицепной тележкой.
В случае перевозки длинномерных грузов (металлические прутки, трубы и т.п.) без прицепной тележки, длина свисающей части не должна превышать часть, уложенную на платформу, при этом водитель должен производить повороты на малой скорости и перед началом поворота убедиться в безопасности маневра. При перевозке без прицепной тележки длинномерных грузов длина их не должна превышать 6 м.
Перевозка легковоспламеняющихся, горючих жидкостей и жидких кислот допускается на электрокарах, в конструкции которых аккумуляторная батарея и электродвигатель не расположены под грузовой платформой.
При перевозке бочек они должны быть установлены на платформе в вертикальном положении в один ярус и закреплены от падения.
Вилочные захваты следует подводить под груз на малой скорости, груз захватывать при наклоне вил "от себя".
Поднимаемый груз должен располагаться равномерно по ширине вил, при этом расстояние от центра тяжести груза до спинок вил не должно превышать значений, указанных в таблице электропогрузчика.
При транспортировании грузов погрузчиками, груз должен быть поднят на транспортируемую высоту, но не более 300 мм от пола, подъемник наклонен "на себя" полностью.
Производить погрузчиком перемещение крупногабаритных грузов, ограничивающих видимость водителю, следует в сопровождении специально выделенного и проинструктированного сигнальщика.
Наклон грузоподъемника с поднятым грузом вперед, во избежание опрокидывания погрузчика, должен производиться только при наличии опоры под вилами.
При потере электропогрузчиком устойчивости (отрыв задних колес от грунта, пола) груз следует немедленно опустить.
Транспортировка грузов на уклоне, больше максимального угла отклонения захватов погрузчика, должна производиться задним ходом.
При работе на электрокаре с подъемной платформой подъезжать к таре следует на тихом ходу, подводя платформу под тару до отказа и избегая ударов. При перемещении тары под электрокаром с подъемной платформой расстояние между низшей точкой тары и поверхностью пола не должно быть менее 50 мм.
При работе погрузчиков в зоне их работы не должны находиться люди.
При необходимости покинуть электротранспорт водитель должен опустить подъемную платформу или вилочный захват, вынуть ключ из электрического замка, отсоединить вилку разрывного устройства, установить рукоятку контроллера в нейтральное положение и поставить транспорт на ручной (стояночный) тормоз.

Меры безопасности при эксплуатации электропогрузчиков и аккумуляторных батарей


К управлению электропогрузчиком допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальное обучение и практическую стажировку, хорошо усвоившие правила техники безопасности и эксплуатации и имеющие удостоверение на право управления электропогрузчиком.

При работе водитель должен руководствоваться следующими правилами: – до подъема груза необходимо убедиться, что масса груза не превышает допустимую грузоподъемность, так как перегрузка может привести к потере устойчивости электропогрузчика. Груз, безопасный при подъеме на ровной площадке, может привести к аварии при подъеме на наклонной плоскости; – размещают поднимаемый груз вплотную к вертикальной части вил и равномерно на обе вилы; – движение начинают, убедившись, что груз при транспортировке не развалится; за пределы вил груз может выступать не более чем на одну треть длины; – скорость движения не должна превышать: по главным проездам закрытых складов - 6 км/ч; в производственных помещениях - 5 км/ч; по переездам, рампам и боковым проездам закрытых складов - 3 км/ч; – нельзя допускать резкого торможения при движении с грузом; – во избежание опрокидывания поворачивают погрузчик плавно на пониженной скорости; – замедляют движение в местах скопления людей, в проходах, при проезде через ворота и двери, при проезде мимо дверей; – нельзя прикасаться к оголенным токоведущим частям; при профилактическом осмотре электрооборудования нужно разъединить штепсельные разъемы аккумуляторной батареи; – в случае отказа электрооборудования сначала выключают цепь управления ключом, а затем разъединяют штепсельные разъемы аккумуляторной батареи; -необходимо дать звуковой сигнал при трогании электропогрузчика с места вперед или назад, повороте, изменении направления движения, если вблизи находятся люди, при проезде мимо дверей.

Обнаружив неисправность электропогрузчика, следует прекратить работу, определить ее причину и поставить в известность технического руководителя. Категорически запрещается эксплуатировать неисправный электропогрузчик. Ответственность за работу на неисправном электропогрузчике несет водитель.

Необходимо выполнять правила дорожного движения, установленные для данной территории, на которой используется электропогрузчик.

При подъеме груза на высоту более 3,3 м и расположении его центра тяжести дальше 600 мм от спинки вил руководствуются графиком грузоподъемности.

При передвижении электропогрузчика с грузом и без груза раму грузоподъемника следует обязательно установить в транспортное положение, при котором вилы подняты от грунта на 150-300 мм, а рама полностью отклонена назад; наклоняют грузоподъемник с поднятым грузом вперед медленно только до вертикального положения, подставив предварительно опоры под вилы.

Если высота груза большая и он мешает водителю просматривать дорогу, то транспортировать его рекомендуется передвижением электропогрузчика задним ходом. Движение с грузом под уклон должно быть задним ходом, на уклон - передним.

Во время работы электропогрузчика нужно следить за степенью заряженности аккумуляторной батареи. При напряжении (при подъеме вил без груза) менее 39 В работу следует прекратить и батарею поставить на зарядку.

Запрещается: – оставлять на открытой батарее инструмент или другие металлические предметы; – закрывать крышку батареи без изоляционной прокладки; – пользоваться открытым огнем и курить вблизи батареи при работе или ремонте электропогрузчика; – хранить на электропогрузчике промасленные или смоченные топливом обтирочные материалы; – покидать рабочее место при поднятом грузе. Если необходимо оставить электропогрузчик, надо опустить груз, затормозить машину стояночным тормозом и вынуть ключ из выключателя цепи управления; находиться под поднятым грузом; перевозить на электропогрузчике людей; выполнять погрузочно-разгрузочные работы под линиями электропередачи; – транспортировать груз, поднятый выше транспортного положения; – накачивать шины, снятые с электропогрузчика, без специального ограждения.

Техническое обслуживание гидрооборудования производят только при отсутствии в системе рабочего давления.

При эксплуатации аккумуляторных батарей запрещается: – курить или зажигать огонь около зарядных станций; разводить кислоту в стеклянной посуде; для этой цели используют свинцовые и эбонитовые баки; – добавлять в кислоту воду. Если кислоту необходимо развести, то ее малыми порциями добавляют в воду, а не наоборот; – во избежание коротких замыканий класть провода аккумулятора на корпус электропогрузчика; – прикасаться к оголенным частям электропроводки (клеммам, щитку).

При работе гаечным ключом и другими металлическими инструментами, чтобы не допустить коротких замыканий, нельзя одновременно прикасаться к разноименным выводным контактам аккумулятора.

В процессе приготовления электролита необходимо: при дроблении и растворении твердой щелочи надевать защитные очки, резиновые перчатки и резиновый фартук, так как твердая щелочь и электролит разъедают кожу лица и рук, одежду и обувь; при ожогах обращаться к врачу.

Места, облитые щелочью, обмывают 3%-ным раствором борной кислоты или струей воды.

При зарядке аккумулятора: – для предохранения от травмирования электрическим током надо пользоваться диэлектрическими резиновыми сапогами и перчатками; – при замерах напряжения переносным вольтметром нужно следить, чтобы наконечники его проводов были снабжены ручками из изоляционного материала.

Чистят батарею после отключения от зарядного устройства.

Температура электролита в средних аккумуляторах должна быть не более 43° С. При более высокой температуре выключают батарею и дают ей возможность остыть. Во время зарядки следят, чтобы не было выплескивания электролита из аккумуляторов. При самопроизвольном выплескивании электролит осторожно собирают с крышек и уменьшают его уровень в аккумуляторе.

Железнодорожный транспорт. Безрельсовый колесный транспорт. Электрокары и электропогрузчики.

А. Железнодорожный транспорт. Безопасность железнодорожного транспорта на предприятии обеспечивается службой движения. Все работники службы движения должны быть обучены и знать правила содержания, ремонта и эксплуатации железнодорожных путей.

Ремонтные подразделения должны иметь необходимую документацию (схемы путей, эпюры стрелочных переводов и укладки шпал, нормы и технические условия содержания путей и др.). Должны быть разработаны планировка территории с указанием мест разгрузки грузов и габаритов их складирования, а также конкретные указания по безопасным приемам работы.

Бригадиры ремонтных бригад должны регулярно проверять состояние железнодорожных путей и стрелочных переводов и своевременно устранять выявленные дефекты. Дорожные мастера лично не реже чем 2 раза в месяц проверяют состояние путевого хозяйства и составляют график планово-предупредительного ремонта с учетом результатов проверки, а также следят за своевременным его проведением.

По обе стороны железнодорожного полотна должно быть свободное пространство не менее 2 м от наружной головки рельса, за пределами которого можно складировать грузы в штабеля высотой до 1,2 м. При большой высоте штабеля это расстояние следует увеличить до 2,5 м. Для разгрузки и погрузки вагонов, полувагонов и платформ оборудуются специальные площадки. Вагоны для погрузочно-разгрузочных работ устанавливаются на прямом участке пути без уклона и вдали от стрелочных переводов. На время этих работ вагоны затормаживают с помощью стальных башмаков, устанавливаемых под колеса.

Закрывать люки полувагонов после выгрузки грузов следует при помощи специальных люкоподъемников.

Особо внимательным необходимо быть при осуществлении маневровых работ. Нельзя производить сцепление вагонов на кривизнах пути с радиусом менее 60 м, так как при этом не соединяются автоматические сцепки, а составителям вагонов на ходу выполнять эту операцию вручную весьма опасно.

Б. Безрельсовый колесный транспорт. Для перевозки различных материалов, заготовок, готовых изделий между цехами, из цехов на склады или наоборот обычно используется автомобильный транспорт, находящийся в ведении самого предприятия или выделяемый централизование автокомбинатами.

Перед выездом на линии до начала перевозки грузов должно быть тщательно проверено техническое состояние транспортных средств, в особенности действие тормозов, рулевого управления, исправность кузова и запорных устройств.

Боковые и задние борта кузовов автомашин должны открываться и иметь прочные петли и запоры, исключающие возможность самопроизвольного открывания и выпадения груза при движении.

Выпуск на линию автомашин разрешают сменные механики, что подтверждается подписью в путевых листках водителей.

Водитель может покинуть свое место или оставить транспортное средство лишь при условии, если приняты необходимые меры предосторожности, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства и использование его посторонними лицами. Например, водитель не должен оставлять автомобиль с работающим двигателем или ключом в замке зажигания.

Во избежание падения или смещения перевозимые грузы должны быть тщательно уложены в кузове или на платформе автомашины. Для перевозки опасных грузов (например, баллонов с газом, химически активных или горючих жидкостей и др.) необходимо пользоваться контейнерами или другими приспособлениями, исключающими толчки и удары во время движения.

Нельзя перевозить людей на подножках, крыльях, крышах кабин даже при малой скорости автомобиля.

Особую опасность представляет движение задним ходом. При движении задним ходом путь должен просматриваться через зеркало заднего вида и боковые зеркала, а в необходимых случаях должно быть выделено лицо, помогающее водителю обеспечивать безопасное движение.

В. Электрокары и электропогрузчики. В настоящее время аккумуляторные электрические тележки (электрокары) и погрузчики широко применяются в качестве внутризаводского и внутрицехового транспорта. Хорошо зарекомендовали себя электрокары и электросамосвалы, выпускаемые промышленностью Народной Республики Болгария, у которых скорость движения при полной загрузке достигает 15 км/ч. Эти машины снабжены приборами безопасности. Цепь управления имеет секретный замок с ключом, что исключает возможность использования их посторонними лицами. У них имеются осветительные фары, стоп-сигнал, указатели поворота и др.

Все электрокары и погрузчики, находящиеся в эксплуатации, снабжаются заводскими номерными знаками, определяющими их принадлежность к определенному цеху, и инвентарным номером.

Для обеспечения безопасности движения до начала работы водитель обязан проверить исправное состояние электрокара или электропогрузчика, обратив особое внимание на исправное действие тормозов, звукового сигнала, световых приборов.

Во время движения водитель должен внимательно следить за состоянием дороги перед электрокаром (погрузчиком), избегая движения по неровной поверхности, внимательно объезжать возможные препятствия, на поворотах снижать скорость во избежание заноса или опрокидывания, следить за дорожными знаками. Особенно внимательно и осторожно нужно двигаться при переезде через железнодорожный путь, перекрестки дорог, в местах движения пешеходов, на узких участках пути, в помещениях цехов и складов, где скорость движения не должна превышать 3 км/ч. Не разрешается при движении в цехах приближаться к станкам и оборудованию ближе 0,5 м.

Ширина проездов для электрокарного транспорта должна быть не менее 1,8 м при одностороннем движении и не менее 3 м при двустороннем.

При погрузке электрокара (электропогрузчика) недопустимо превышать разрешенную массу груза; надо следить за правильной его укладкой на платформу с тем, чтобы груз не выступал за габариты платформы. Во время движения надо следить за тем, чтобы груз не смещался.

При использовании грузового лифта для подъема груженого электрокара лифтер и рабочий, сопровождающий груз, в момент въезда в лифт должны покинуть кабину.

В процессе работы не исключены случаи, когда водитель электрокара из-за какой-либо помехи вынужден покинуть свое место во время движения. Во избежание движения неуправляемого электрокара (например, типа ЭК-2) он оборудуется ножной педалью, нажатием на которую водитель включает электрическую цепь. После снятия с педали ноги цепь питания электродвигателя размыкается и автоматически срабатывает механический тормоз, что приводит к быстрой остановке неуправляемой машины. Этим предупреждается возможный несчастный случай.

Чтобы исключить опрокидывание погрузчика в процессе движения, груз на захватных вилках должен располагаться равномерно на обе лапы и не должен выступать вперед за пределы вилки более чем на 1/3 длины лап.

Рама погрузчика перед транспортировкой груза должна быть отклонена до отказа назад. Высота перевозимого груза не должна ухудшать обзор дороги и выходить за пределы защитного устройства, предохраняющего водителя.

Подъем и спуск перевозимого груза необходимо осуществлять при угле наклона, равном или меньшем угла наклона рамы назад, указанного в паспорте погрузчика.

Во избежание падения груза захватные вилы должны быть застопорены болтами на раме после каждой регулировки.

Настоящая инструкция по охране труда для водителя электропогрузчика доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К работе в качестве водителя электропогрузчика допускаются мужчины и женщины не моложе 18 лет, годные по состоянию здоровья, обученные по программе для водителей электропогрузчиков, сдавшие экзамен и имеющие удостоверение на право управления погрузчиком.
1.2. На рабочем месте работник получает первичный инструктаж по безопасности труда и проходит:
— стажировку на данном транспортном средстве под наблюдением опытного водителя;
— проверку знаний в объеме II группы по электробезопасности, теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.
Работник, допускаемый к работам по транспортировке и перемещению сжиженных газов в баллонах под давлением, взрывоопасных, легковоспламеняющихся и других опасных и вредных веществ (кислот, щелочей и др.), должен пройти специальное обучение безопасности труда и иметь удостоверение на право выполнения работ с повышенной опасностью.
1.3. Во время работы работник проходит:
— проверку знаний требований охраны труда 1 раз в год;
— проверку знаний по электробезопасности для электротехнического персонала в объеме 3 группы по электробезопасности — ежегодно;
— гигиеническую подготовку со сдачей зачета (при упаковке пищевых продуктов) — один раз в 2 года;
— периодический медицинский осмотр.
1.4. Повторный инструктаж на рабочем месте по охране труда проводится не реже 1 раза в 6 месяцев по утвержденным программам.
1.5. На работника могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы (движущиеся машины и механизмы, подвижные части подъемно-транспортного оборудования, обрушивающиеся штабели складируемых товаров; пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенный уровень вибрации; повышенная подвижность воздуха; повышенное значение напряжения в электрической цепи; повышенный уровень статического электричества; недостаточная освещенность рабочей зоны; острые кромки, заусенцы на поверхностях оборудования, инструмента; нервно-психические перегрузки).
1.6. Работник должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормами утвержденными в Обществе.
1.7. Для обеспечения пожаро- и взрывобезопасности не въезжать на погрузчике во взрывоопасном исполнении в помещения, где имеется опасность взрыва или пожара. Убирать в металлические ящики с плотными крышками использованные обтирочные материалы (промасленные концы, тряпки и пр.).
1.8. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции о охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии законодательством РФ и с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом выполнения работ с применением электропогрузчика необходимо проверить:
— крепление рычагов управления; состояние тормозной системы. Тормоза считаются исправными, если погрузчик с рабочей нагрузкой останавливается на следующем расстоянии от начала торможения, м: 2,0 — при скорости погрузчика 10 км/ч, 1,5 — 7 км/ч, 1,0 — 3 км/ч;
— наличие и исправность плавких предохранителей;
— исправность грузоподъемника (отсутствие повреждений цепей, правильность их крепления к раме и каретке грузоподъемника и т.п.). Убедиться в работе механизмов подъема и наклона в движении без груза;
— исправность электрозамка;
— крепление колес, состояние шин (давление в пневматических шинах);
— работу звукового сигнала и световой сигнализации (освещения);
— уровень электролита в аккумуляторной батарее;
— исправность аккумуляторов. Крышка аккумуляторной батареи должна плотно прилегать к корпусу.
2.2. Периодически осматривать и смазывать механизм рулевого управления, трущиеся части контроллера, тормозные рычаги и т.п. Контроллер проверять не реже одного раза в пять дней.
2.3. Проверить соответствие рабочего места следующим требованиям:
— отсутствие посторонних предметов;
— сиденье и спинка сиденья не должны иметь рваных мест, выступающих пружин, провалов, острых углов, пол на рабочем месте должен быть в исправном состоянии и застелен резиновым ковриком.
2.4. Запрещается выполнять работ на электропогрузчике со следующими зафиксированными дефектами:
— неотрегулированные и неисправные тормоза;
— неисправные звуковые и световые сигналы;
— трещины в сварочных швах рамы и каретки грузоподъемника, вилочном захвате и др.:
— цепи с дефектами или износом сверх установленных норм браковки;
— шум, треск, скрежет в гидросистеме погрузчика;
— ослабление креплений противовесов и их некомплектность;
— течь в соединениях маслопроводов, гидросистемы и аккумуляторах;
— ослабление крепления грузовых цепей к раме и каретке грузоподъемника;
— невращение хотя бы одного катка рамы и каретки;
— ослабление крепления звездочек грузовых цепей;
— ненадежное крепление пальцев цилиндров;
— понижение давления в шинах, наличие на них сквозных пробоев и повреждения корда;
— другие неисправности.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Работы по перемещению грузов производить под руководством должностного лица, в распоряжение которого выделен погрузчик.
3.2. При движении соблюдать Правила движения для водителей транспорта. Эксплуатировать погрузчик на рабочих площадках с твердым и ровным покрытием, очищенном в зимнее время от снега и льда, а при гололеде — посыпанным песком.
3.3. Соблюдать установленные скорости движения в зависимости от состояния дорожного покрытия и характера выполняемой работы. Снижать скорость в местах пересечения пешеходных дорожек, у выходов и входов в производственные помещения.
3.4. Не превышать на территории Общества скорость 5 км/ч; в узких, загроможденных местах, в помещениях и на поворотах, при движении мимо ворот, дверей, штабелей — 3 км/ч.
3.5. При встрече с пешеходами по пути движения предупреждать их сигналом, находясь на расстоянии не менее 5 м; если пешеходы не сходят с дороги, остановить погрузчик.
3.6. При перевозке груза без тары следить за тем, чтобы груз был надежно уложен на вилочном захвате и не касался поверхности пути движения.
3.7. Подавать предупредительный звуковой сигнал перед началом движения вперед или назад, подъемом и опусканием груза, а также во всех случаях, когда имеется возможность неожиданного наезда на человека.
3.8. При подаче погрузчика задним ходом, особенно в узких проездах, предварительно убедиться в том, что движению ничего не мешает.
3.9. Соблюдать дистанцию во избежание наезда при внезапной остановке. Расстояние до идущего впереди транспорта должно быть не менее 10 м, а на уклонах — не менее 20 м.
3.10. Учитывать габариты проема при въезде и выезде через ворота, двери.
3.11. Хранить при себе ключ от главного выключателя и коробки контроллера, не передавать ключ посторонним лицам.
3.12. Постоянно следить за состоянием аккумуляторов, не допускать их разряда ниже допустимых норм.
3.13. Постоянно следить за тормозной системой, пользоваться тормозом как можно реже, заранее при этом выключая двигатель.
3.14. Прежде чем перейти на задний ход, необходимо подать сигнал, затормозить погрузчик до полной остановки.
3.15. Перевозить груз через рельсовые пути по железнодорожному переезду при поднятом шлагбауме и разрешающем сигнале светофора.
3.16. Подъезжать к месту погрузки (выгрузки) на первой передаче, не тормозить резко при гололеде и мокрой, скользкой дороге.
3.17. Подъезжать вилочным захватом под тару или груз на малой скорости, вилы подводить так, чтобы груз располагался относительно их равномерно.
3.18. Подводить вилы грузового захвата под поддон следует осторожно. Не производить одновременный подъем и выдвижение поддона из ячейки стеллажа, и наоборот.
3.19. Укладывать длинномерные грузы спаренными погрузчиками под руководством специально выделенного лица.
3.20. Производить захват груза вилочным захватом при наклоне рамы «от себя», поднимать груз — при наклоне рамы «на себя».
3.21. Производить наклон вилочного захвата с грузом медленно, плавно перемещая рычаг управления.
3.22. Подхватывать и оставлять груз только при обеспеченном просвете под грузом, позволяющем свободный вход и выход вилочного захвата.
3.23. Перед подъемом и опусканием груза предварительно осмотреть место, откуда будет подниматься груз и куда будут его помещать.
3.24. Подъем и складирование груза производить при условии, что погрузчик стоит на ровной горизонтальной поверхности.
3.25. Поднимать и транспортировать груз в соответствии с грузоподъемностью машины и таблицей допустимых нагрузок на вилах электропогрузчика в зависимости от положения центра тяжести груза.
3.26. Вести нагруженный погрузчик при спуске под уклон свыше 3 град. только на заднем ходу и с малой скоростью.
3.27. При транспортировании груза поднимать его на высоту не более 200 — 300 мм от поверхности пути, а наклон подъемника «на себя» производить не полностью.
3.28. Соблюдать осторожность при транспортировке груза в узких проездах, не задевать штабели грузов при повороте.
3.29. Ставить погрузчик перед подъемом и опусканием груза на стояночный тормоз.
3.30. Устанавливать ящики в штабель по одному или готовыми пакетами.
3.31. Во время работы запрещается:
— работать на машине со снятым щитком, закрывающим панель с электроаппаратурой, снятой крышкой аккумуляторного ящика;
— укладывать груз выше защитного устройства, предохраняющего рабочее место водителя от падения груза;
— укладывать грузы краном непосредственно на захватное устройство погрузчика;
— производить подъем и перемещение груза при помощи только одного захвата погрузчика;
— прикасаться к неизолированным, поврежденным проводам и электрораспределительным устройствам, не наезжать на электрические провода, лежащие на земле;
— опускать груз на газо- и паропроводы, электрические кабели, временные перекрытия;
— поднимать и перевозить груз, масса которого не известна, поднимать зажатый и примерзший груз;
— поднимать, опускать и перевозить людей на вилочном захвате погрузчика;
— допускать присутствие людей под поднятым грузом;
— перевозить грузы в неисправной таре, ящики вверх дном, на боковых или торцовых стенках;
— выезжать на уклоны свыше 14 град. и допускать резкое торможение погрузчика;
— работать вблизи линии электропередач и под ними;
— находиться и проезжать под поднятым грузом;
— оставлять погрузчик включенным, ставить его в местах движения автомобилей и на полотне железной дороги;
— покидать пост управления при поднятом грузе. Если необходимо отлучиться от погрузчика, то: опустить вилочный захват, вынуть ключ из электрического замка, поставить погрузчик на стояночный тормоз.
3.32. Прекратить работу, если по какой-либо причине каретка подвижного механизма перестает двигаться по склизам и вилочный захват не опускается и не поднимается, и сообщить об этом лицу, в ведение которого выделен погрузчик. Эти неисправности устранять самому водителю не разрешается.
3.33. В случае потери погрузчиком устойчивого положения (когда задние колеса начнут отрываться от грунта) немедленно опустить груз вниз.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае возгорания немедленно прекратить работу, отключить электрооборудование, вызвать пожарную охрану, сообщить непосредственному руководителю и администрации организации, принять меры к эвакуации из помещения. При ликвидации загорания необходимо использовать первичные средства пожаротушения, принять участие в эвакуации людей. При загорании электрооборудования применять только углекислотные огнетушители или порошковые.
4.2. В случае получения травмы сортировщик должен прекратить работу, поставить в известность непосредственного руководителя и вызвать скорую медицинскую помощь или обратиться в медицинское учреждение.
4.3. При поражении электрическим током необходимо освободить пострадавшего от действия тока путем немедленного отключения электроустановки рубильником или выключателем. Если отключить электроустановку достаточно быстро нельзя, необходимо пострадавшего освободить с помощью диэлектрических перчаток, при этом необходимо следить и за тем, чтобы самому не оказаться под напряжением. После освобождения пострадавшего от действия тока необходимо оценить его состояние, вызвать врача скорой медицинской помощи и до прибытия врача оказывать первую доврачебную помощь.
4.4. При возникновении поломки или неисправности электропогрузчика, угрожающей безопасности водителя или безопасности окружающих людей (особенно при неисправности тормоза, рулевого управления и звукового сигнала), немедленно прекратить работу и сообщить об этом непосредственному руководителю или должностному лицу, в распоряжение которого выделен погрузчик.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Поставить погрузчик на место стоянки.
5.2. Опустить в нижнее положение вилочный захват или сменное рабочее приспособление.
5.3. Поставить погрузчик на стояночный тормоз.
5.4. Разомкнуть штепсельный разъем и вынуть из гнезда выключателя оперативной цепи специальный ключ.
5.5. Произвести осмотр погрузчика для подготовки к следующему рабочему дню (очистить его от грязи, пыли, проверить крепление болтов, отсутствие подтекания масла из гидросистемы и т.п.). В случае необходимости закрепить болты, подтянуть сальники цилиндров подъема и наклона рамы и т.д.
5.6. Снять специальную одежду, вымыть руки, по возможности принять душ.