Армейский вездеход HMMWV (Hummer). HMMWV «Humvee»: Армейский вездеход Вооруженных Сил США Российский военный хаммер

HMMWV (сокращение от англ. High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle - «высокомобильное многоцелевое колёсное транспортное средство», Humvee, Хамви) - американский армейский вездеход повышенной проходимости, стоящий на вооружении множества стран мира.

Автомобиль обладает высокой проходимостью, пригоден к транспортировке по воздуху и десантированию.

История создания


Конкурс на «высокомобильное многоцелевое колёсное транспортное средство» Пентагон объявил в 1979 году. В июле того же года к участию в конкурсе был допущен AM General. Также в конкурсе участвовали Chrysler Defense и Teledyne Continental (c машиной Lamborghini Cheetah). Рабочий прототип вездехода XM966 в июле 1980 года прошёл первые испытания в пустыне Невада на полигоне «Nevada Automotive Test Center». К началу 1981 года каждый образец прошёл около 17 000 миль. В апреле 1982 года претенденты изготовили опытные партии своих машин для проведения финальных испытаний. Автомобили поступили в полное распоряжение армии США на пять месяцев. После доводочных испытаний в 22 марта 1983 года с AM General был заключен контракт, предусматривающий производство 55 тысяч машин в течение 5 лет. Оптовая цена составила около $22 000. Серийное производство началось в январе 1985 года на заводе компании AM General в штате Индиана.

HMMWV заменил не только джипы М151, но и целый ряд грузовиков (М274, М561, М880). Одним из основных требований заказчика была способность к уверенному движению по танковому следу, что и объясняет широкую колею (1829 мм) и ширину кузова. В роли силового агрегата первоначально выступал бензиновый V-образный восьмицилиндровый двигатель Chevrolet рабочим объёмом 5737 см³, но вскоре его заменили на более тяговитый и экономичный дизельный Detroit Diesel, а в 1996 году появилась его версия с турбонаддувом.

После начала войны в Персидском заливе многие небедные люди выразили желание приобрести себе такую «игрушку», и AM General в 1992 году объявила о выходе на рынок гражданской версии Humvee. Почти сразу же название поменяли на более агрессивное - HUMMER. В 1999 году AM General продает права на марку Hummer концерну General Motors. Было заключено соглашение, согласно которому GM получил права на бренд Hummer и право сбыта и распространения гражданского варианта внедорожника, a AM General сохранил право на продажу военных модификаций.

Описание


Первым базовым автомобилем был вариант M-998 с дизельным двигателем General Motors V8 рабочим объёмом 6,2 л. Второе поколение - M-998M2, в котором базовым является шасси M-1097A2 с полностью алюминиевой кабиной (двух или четырёхместной) и открытой платформой. На лонжеронной раме установлен дизельный двигатель V8 GM 6.2L (рабочим объёмом 6,2 л, мощностью 160 л.с., позже ставился V8 GM 6.5L мощностью до 195 л.с.) и автоматическая четырёхдиапазонная коробка передач с двухступенчатой раздаточной коробкой. Модель коробки 4L80T имеет промежуточные передачи для снижения нагрузки, которая устанавливалась и устанавливается до сих пор на легкие грузовики Chevrolet Suburban 2500 и отличается своей несравнимой надёжностью и проверенной износостойкостью в боевых условиях. Автомобиль оснащён межколёсными дифференциалами Torsen повышенного трения, планетарными колёсными редукторами, централизованной вентиляцией всех агрегатов, независимой пружинной подвеской, дисковыми вентилируемыми тормозами на всех колёсах (расположены рядом с картером дифференциала), гидроусилителем руля, радиальными шинами размером 12,5R16,5. По заказу комплектуется лебёдкой, системой подкачки шин.


M-998 (базовое шасси, отрытый кузов)


M-996 (санитарный вариант с двухместной кабиной)


M-997 (санитарный вариант с четырёхместной кабиной)


M-966 (вариант с противотанковым комплексом ТОУ, бронированный)

Сначала два слова о HMMWV . Это расшифровывается как High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle (Многофункциональный колёсный автомобиль повышенной проходимости), а в просторечии его называют Humvee. Его разработка началась в 1979 году, а уже в 1981-м армия заключила с AM General контракт, хотя готова была только первая версия прототипа. За тридцать лет было построено 281 000 «Хамви», и это не говоря о гражданском развитии модели — знаменитом «Хаммере». Humvee существует в более чем в сотне версий и стоит на вооружении 76 стран мира (!) — это самый успешный армейский внедорожник всех времён. Но время его всё-таки уходит.

International FTTS UV Concept . Ранняя попытка компании Navistar International, основанная на идее быстросъёмных боевых или любых других модулей на универсальной платформе. Протестирована в 2006 году и в финальный тур не вошла.

BAE Systems Valanx JLTVН . Одна из машин, прошедших в финальную фазу и проигравшую тендер из-за сложностей в производстве — по ТТХ она была одной из лучших. BAE Systems делали ставку не на абсолютную универсальность платформы, а на безопасность экипажа.

General Tactical Vehicles JLTV Eagle Ещё один финалист. Машина довольно сильно похожа на «Хамви» по компоновке и качествам — и проиграла именно из-за этого. Военные хотели видеть не усовершенствованную классику, а принципиально новый подход.

Lockheed Martin JLTV . До последнего момента детище Lockheed Martin было лидером «зачёта». Компания представила целое семейство автомобилей различного назначения, которые стали «полуфиналистами». Когда победителем был объявлен Oshkosh, компания подала протест, затем ещё один — в общем, уход Lockheed Martin со сцены был порядочно омрачён грязью и скандалами. На самом же деле причина проигрыша крылась в слабой универсальности относительно установки оружия. На машину можно установить 12,7-мм или 7,62-мм пулемёт, а также систему AGM-114 Hellfire. И, в принципе, всё.

AM General BRV-O . Конечно, свой успех 30-летней давности попыталась повторить и AM General. В августе 2012-го автомобиль оказался в числе трёх лидеров наравне с Lockheed Martin и Oshkosh, хотя подход компании был похож на подход General Tactical Vehicles: взять классический «Хамви» и улучшить все его характеристики, не придумывая ничего нового.

International MaxxPro MRAP . Это бронетранспортёр, который был разработан International вообще не для данного конкурса. В 2007 году началось его производство, и на данный момент сделано более 9000 машин. Что он здесь делает? Дело в том, что в ряде армейских подразделений было решено заменить «Хамви» до окончания тендера — и максимально близкой по параметрам и уже серийной машиной оказался именно MaxxPro.

Oshkosh L-ATV , победитель конкурса, объявленный в конце 2015 года. Отныне и на последующие лет 20−30 этот автомобиль заменит привычные по кинематографу и ТВ-новостям «Хамви». На сегодняшний день — всего за год — количество «Ошкошей» разных модификаций уже превысило 50 000 экземпляров, замена идёт полным ходом.

Постскриптум. Hawkei PMV . Аналогом «Хамви» в австралийской армии был Land Rover Perentie. Синхронно с американской программой в Австралии стартовал тендер по замене устаревшего «Ленд-Ровера», и в том же 2015 году победителем был объявлен Hawkei PMV. Просто синхронные истории, вот мы и решили привести здесь эту машину.

Чуть меньше тридцати лет в американской армии отслужил легендарный бронеавтомобиль «Хаммер». Сейчас ему на смену идет экономный армейский внедорожник «FED Alpha».


Департамент бронетанковой и автомобильной техники Министерства обороны США заключил договор с английской компанией «Ricardo» на проектирование и проведение полевых испытаний военного малогабаритного внедорожника «FED Alpha».

Представители компании «Ricardo» рассказывают, что бронеавтомобиль уже прошел все ранее запланированные испытания и в ближайшее время сможет поступить на вооружение армии США. Лучше всего «FED Alpha» приспособлен для проведения боевых операций в городе, поскольку обладает прекрасной маневренностью. Новый внедорожник можно будет увидеть вживую на ежегодной выставке военной техники в Вашингтоне с 10 по 12 октября.

В июле этого года создатели внедорожника показывали его в течение двух дней военным чиновникам из Пентагона. Чуть позже «FED Alpha» прошел тестирование на полигоне Абердин (штат Мэриленд). По результатам тестов броневик был оценен довольно таки высоко. Проект носит название «FED» (Fuel Efficient Ground Vehicle Demonstrator). Разработчики утверждают, что этот автомобиль спроектирован для нескольких целей. В первую очередь (судя даже по названию) – это увеличение экономии горючего в бою, а также снижение зависимости армии США от поставок нефти.

Следующим шагом для бронеавтомобиля «FED Alpha» будет его полная проверка в боевых условиях. Он примет участие в самых разнообразных боевых тестированиях, а именно в конвоировании, боях в городских условиях и боях местного значения на пересеченной местности и так далее.

Конструкционные особенности автомобиля заключаются в следующем: большая часть кузова выполнена из алюминия. Разработчики при этом не забыли о вспомогательных элементах, которые улучшают жесткость кузова. Главный акцент сделан, прежде всего, на экономичности броневика. «FED Alpha» снабжен дизельным турбодвигателем семейства «Cummins». Коробка передач – шестиступенчатая и автоматическая. В трансмиссии присутствует специально разработанные для этих целей элементы, которые вместе с покрытием на шестернях обязаны снижать трение. Вместе с тем, интегрирован стартер-генератор мощностью 20 кВт, который отвечает за питание дополнительного военного оборудования и бортовых приборов.

Как рассказывают разработчики, в салоне бронеавтомобиля помещен специальный монитор, который следит за уровнем расхода горючего и вместе с тем еще и подсказывает о предусмотренных мерах для его понижения. Навряд ли у водителя будет время обращать на него внимание в ходе реальных боевых операций.

На бампере расположены светодиодные фары. Для повышения экономичности своего детища разработчики, кроме всего прочего, использовали такие компоненты:
– на экономичный режим работы настроен двигатель «Cummins I4»;
– специально для «FED Alpha» используются шины «Goodyear Fuel Max» с низким сопротивлением качению;
– компанией «Alcoa Defence» разработана легкая алюминиевая структура кузова, броня и защита от разрывных снарядов под днищем броневика;
– как уже отмечалось выше, для трансмиссии использованы специальные материалы с низким коэффициентом трения, которые снижают потерю энергии;
– педаль акселератора оборудована обратной связью, в оснащение входит дисплей экономичности, который позволяет шоферу автомобиля следить за расходом горючего;

– 6-ступенчатая автоматическая коробка передач «Aisin».

Уже в самом ближайшем будущем американская армия получит в свое распоряжение новый броневик «FED Alpha». Дело за малым – провести все предварительные испытания.

Высокомобильное многоцелевое колёсное транспортное средство (HMMWV или Хаммер) представляет собой армейский полноприводный вездеход, созданный компанией AM General. Практически, он потеснил джипы, такие как M151 1/4 тонный, M561 «Gama Goat», их санитарный модификации M718A1 и M792, CUCV и легкие грузовики. Вначале машина использовалась американскими военными, но в дальнейшем её приобрели многие другие страны и организации, даже в качестве гражданской версии.

На HMMWV установлена независимая подвеска и портальная ступица шестерни, схожая с портальным мостом, которая создает клиренс 40 см. Машина имеет дисковые тормоза на все 4 колеса и независимую подвеску на сдвоенных параллельных А-образных рычагах. Дисковые тормоза не устанавливаются на колеса, как у традиционных автомобилей, а крепятся снаружи каждого дифференциала. Передние и задние дифференциалы представлены Torsen типом, а центральные дифференциалы являются регулируемыми с возможностью блокировки. Имеется, по меньшей мере, 17 видов HMMWV, состоящих на службе вооруженных сил США. Например, транспортно-десантная, платформа для автоматического оружия, скорая помощь (4 носилочных раненых, либо 8 амбулаторных), платформа для установки M220 TOW, основной транспортер для гаубиц M119 Howitzer, платформа для установки ЗРК M1097 Avenger, перевозка системы связи MRQ-12 для вызова средств поддержки с воздуха, бронированный вариант для перевозки электрооборудования S250 и другие. Хаммер способен преодолевать глубину брода 76 см, либо 1,5 метра с комплектом элементов, устанавливаемых на автомобиль для переправы вброд.

Нестандартное оборудование включает лебёдку (максимальная нагрузка 2700 кг) и дополнительное бронирование. Модификации M1025/M1026 и M1043/M1044 имеют комплект вооружения, включающий гранатометы MK19, тяжелый пулемет M2, пулеметы M240G/B и M249 SAW. Новейший вариант HMMWV — M1114 с повышенным бронированием также оборудуются подобным вооружением. Кроме того, некоторые машины M1114 и M1116 повышенной защищенности и модели бронетранспортёра M1117 имеют единую орудийную систему с дистанционным управлением (CROWS), которая позволяет стрелку работать за пределами машины, и/либо устанавливается мобильная стрелково-детектирующая система “Бумеранг”. Последние усовершенствования включают разработку модели M1151 , которая вероятно очень скоро потеснит все другие версии. Замена модификаций M1114, M1116 и более ранних бронированных моделей на один вариант HMMWV преследует своей целью снизить расходы по текущему обслуживанию.


Иллюстрация.

История

В 1970-х годах Соединенные Штаты пришли к выводу, что милитаризированные гражданские грузовики не удовлетворяют требованиям военных. В 1977 году, компания Ламборджини разработала модель Cheetah, удовлетворяющую требованиям спецификации военных. В 1979 году, армия составила окончательный вариант описания изобретения для высокомобильного многоцелевого колёсного транспортного средства, или HMMWV. В июле того же года, компания AM General (дочерняя компания корпорации American Motors) начала предварительные работы, и менее чем за год, выпустила первый прототип, пошедший на испытания под именем M998. В 1980 году были созданы другие машины, включая модели M1025 и M1026. Всего в 1980 году было произведено свыше 500 автомобилей.

В июне 1981 года, армия заключила с AM General контракт на разработку несколько большего количества прототипов для прохождения других испытаний, назначенных правительством США. Позднее компания заключила контракт на производство 55000 автомобилей до 1985 года. Форт Льюис, Вашингтон, и 9-ая пехотная дивизия имели испытательные стенды HMMWV для их апробации в рамках новой концепции противостояния российским частям моторизованной пехоты. Тренировочный Центр в Якима; Вашингтон, являлся основным полигоном для испытания HMMWV в период с 1985 по декабрь 1991 год, когда моторизированная концепция была отменена, а дивизия расформирована. В 1989 году Хаммеры были впервые испытаны при проведении операции “Just Cause” во время вторжения американских войск в Панаму.

Вездеходы Humvee стали основным средством передвижения войск США повсюду в мире. Свыше 10000 машин поступили на службу коалиционным войскам при проведении операции “Свобода Ирака”, американской интервенции в 2003 году.

Боевое применение
Первоначально, HMMWV рассматривался в качестве средства доставки пехоты к линии фронта, но не как боевая машина. Подобно предшествующим джипам, основная модель Хаммера не имела бронирования или защиты против ядерного, биологического и химического . Тем не менее, потери были относительно низкими в традиционных операциях, таких как “Буря в пустыне”. Машины и экипажи понесли значительные потери и ущерб, вследствие городских стычек, в боях за Могадишо. Хотя HMMWV никогда не создавался для обеспечения защиты против пуль от стрелкового оружия, более разрушительного пулеметного огня и реактивных гранат, живучесть шасси позволяла основной части экипажей возвращаться невредимыми. Тем не менее, с появлением асимметричного противостояния и конфликтов низкой интенсивности, Хаммер начал испытывать прессинг в уличных боях, на которые он не был рассчитан.

После Сомали, военные осознали необходимость в более защищенной машине HMMWV, и компания AM General разработала модель M1114, имеющую бронирование от огня стрелкового оружия. Штучное производство данных автомобилей началось в 1996 году, когда они ограниченно применялись на Балканах перед отправкой на Ближний Восток. Эта модификация была усовершенствована до M998 с более крупным, мощным двигателем с турбонаддувом, кондиционированием воздуха и усиленной подвеской. Более того, она получила полное бронирование пассажирского пространства, за счет стальных пластин и пуленепробиваемых стекол. С возрастанием случаев прямых атак и партизанской войны в Ираке, AM General перевела свои производственные мощности на выпуск именно этих машин.

Модификации
В ответ на уязвимость HMMWV при проведении операции в Ираке, для модели M998 был создан комплект “повышенное бронирование” («Up-Armor»). Данное нововведение, которое имело несколько типов и итераций, включало бронированные двери с пуленепробиваемым стеклом, боковые и задние броневые панели, и баллистические ветрозащитные экраны, которые обеспечивают повышенную защищенность от баллистических угроз и простейших самодельных взрывных устройств.

Хотя некоторые части данного комплекта стали доступны до вторжения в 2003 году, они не поступили в достаточном количестве для всех машин. В результате, для своей безопасности американские солдаты часто навешивали импровизированное дополнительное бронирование из обрезков материалов, известное как “броня деревенщины” (hillbilly armor) или “фермерская броня”. Тогда как данные самоделки несколько обезопасили от баллистических угроз, в тоже время, они утяжеляли машину, смещали её центр тяжести, снижали ускорение, управляемость, надежность, реагирование при торможении, и срок службы, вследствие перенапряжения цепи привода и подвески. Кроме того, большинство автомашин Хаммер и другой техники, использующейся при вторжении в Ирак, имели боевые идентификационные панели, для исключения дружественного огня. Они монтировались на капот между ветрозащитным экраном и облицовкой радиатора, а также на дверях со стороны водителя и переднего пассажира с вырезкой, позволяющей добраться до дверной ручки.

В декабре 2004 года, Министр обороны Дональд Рамсфелд подвергся критике со стороны солдат и их семей, которая заключалась в недостаточной защищенности вездеходов Хаммер. Рамсфелд указал на то, что перед войной броневые комплекты были произведены в небольшом количестве. С началом активного противостояния американских войск и иракских партизан, начало производиться больше комлектов защиты, хотя, вероятно, не так много как хотелось бы. Более того, разрабатывались усовершенствованные комплекты. Тем не менее, в то время как данная защита являлась эффективной против всех типов атак, она весила около 680-1,000 кг и привносила такие же неудобства, как и самодельная броня. В отличие от схожих по размерам гражданских грузовых вездеходов, которые обычно имеют задние сдвоенные колеса для снижения покачивания, Хаммер обладает одинарными задними колесами, благодаря независимой задней подвеске.

Бронирование на большинстве машин “повышенного бронирования” устойчивы против боковых угроз, когда взрыв распространяется во все стороны, однако обнаруживается минимальная защита от разрывов мин со стороны днища, таких как . Кумулятивная струя также способна пробить защиту, вызывая ранения.

Полевые комплекты бронирования включает “Комплект бронирования для улучшения выживаемости” (Armor Survivability Kit — ASK), FRAG 5, FRAG 6, а также усовершенствованную версию для машины M1151.

ASK был впервые опробован в октябре 2003 года и имел массу 450 кг. Вариант компании Armor Holdings был легче, и увеличивал массу машины лишь на 340 кг. Опробованный в январе 2005 года комплект Marine Armor Kit (MAK) обеспечивал лучшую защищенность, чем у модификации M1114, но также приводил к увеличению массы. FRAG 5 является последним полевым комплектом, обеспечивающим наилучшую защищенность, однако может быть неэффективен против кумулятивных угроз. FRAG 6, созданный с целью устранения данного недостатка, находится в разработке. Тем не менее, надежное бронирование комплектом FRAG 5 было достигнуто большой ценой. Свыше 450 кг брони установлено на автомобиль HMMWV, а его ширина возросла на 61 см. Ко всему, дверям для открытия и закрытия требуются вспомогательное механическое устройство.


Иллюстрация.


Иллюстрация.
Другой недостаток HMMWV “повышенной защищенности” прослеживается во время атак или аварий, когда тяжелые бронированные двери стремятся закрыться, оставив солдат внутри. В результате, Хаммер соединен с дверями на специальные крючки, и любая техника может легко оторвать двери от машины. Более того, компанией BAE Systems в настоящее время разработаны и испытаны в полевых условиях окна аварийного выхода, которые используются на машинах M1114 с 450 кг комплектом защиты.


Иллюстрация.

Член экипажа, управляющей вооружением, установленным на крыше автомобиля, является чрезвычайно уязвимым. В ответ, многие вездеходы, совместно с основным оружием, оборудуются щитом или башней, что схоже с бронетранспортером M113, который в таком виде впервые применялся во Вьетнаме. Американские военные сейчас оценивают новую форму защиты, разработанную BAE Systems, а также системы, созданные для оперативных частей армии. Новое сиденье стрелка защищено 46-61 см стальными пластинами с пуленепробиваемыми стеклами. Более того, некоторые HMMWV оборудуются орудийной системой с дистанционным управлением (CROWS), которая подключена к пулемету для управления с заднего сиденья, что позволяет вести огонь без вылазки из машины. Антиснайперская система Бумеранг также устанавливается на некоторые HMMWV в Ираке, и дает возможность немедленно определять местоположение стреляющего партизана.

Очередной слабостью Хаммера является его размер, который ограничил применение данной машины в Афганистане, потому что он был слишком крупным для большинства видов воздушного транспорта. Размеры также ограничивают возможности ручной буксировки вездехода. Кроме того, войска в Боснии обнаружили широкие автомобильные колеи при возникновении помехи, когда две машины Хаммер не смогли разъехаться по узкой горной дороге.


Иллюстрация. HMMWV, оборудованный ракетами «земля-воздух» CATM-120C, Рейтеон.

Альтернативы
Страны в Европе и Северной Африке имеют на службе ряд различных бронированных машин, как колесных, так и гусенечных, а некоторые даже строят внутри США компании, например, Cadillac Gage, которая создает технику, более специфичную для конфликтов низкой интенсивности. Эта бронетехника является более защищенной против огня стрелкового оружия; некоторые грузовики даже имеют V-образное дно для рассеивания взрывной волны.

Армия приобретает специальную технику, в частности, M1117 Бронированную охранную машину в ограниченном количестве приобрели для использования корпусом военной полиции (United States Army Military Police Corps). В 2007 году, корпус морской пехоты США докладывал о намерении заменить HMMWV в Ираке на MRAP («Фугасозащищенные») броневики, потому что наблюдались большие потери Хаммеров. Они выдали контракт на приобретение нескольких тысяч таких машин, включающих International MaxxPro, BAE OMC RG-31, BAE RG-33 и Caiman, и Force Protection Cougar, которых так не хватает военным для проведения разминирования. Тяжелые модели боевых машин пехоты могут также использоваться в качестве патрульных. К сожалению, некоторые MRAP, как известно, часто застревают или опрокидываются вследствие высокого расположения центра тяжести и слишком большого размера, по сравнению с HMMWV.

Версии

M56 – Дымовая Машина Койот
M707 — HMMWV
M966 — HMMWV, оборудованный противотанковым комплексом TOW
M996 — Санитарный вариант с двухместной кабиной, бронированный
M997 — Санитарный вариант с четырехместной кабиной, бронированный
M998 — грузовик
M998 — HMMWV Avenger
M1025 — Бронированная машина с вооружением
M1026 — Бронированная машина с вооружением и лебедкой
M1035 — Санитарный вариант с четырёхдверной кабиной и мягким тентом
M1036 – Бронированная с комплексом TOW и лебедкой
M1037 — Вариант для перевозки электрооборудования
S250
M1038 – Грузовик с лебедкой
M1042 — Вариант для перевозки электрооборудования
S250 с лебёдкой
M1043 – Машина “повышенной защищенности” с вооружением
M1044 — Машина “повышенной защищенности” с вооружением и лебёдкой
M1045 — Машина “повышенной защищенности” с противотанковым комплексом TOW
M1046 — Машина “повышенной защищенности” с противотанковым комплексом TOW и лебёдкой
M1069 – Тягач для 105-мм пушки M119
M1097 – Тяжелый HMMWV
M1097 — Heavy HMMWV Avenger
M1109 – Машина “повышенной защищенности” с вооружением
ZEUS-HLONS (HMMWV Laser Ordnance Neutralization System) — лазерная артиллерийская система нейтрализации
Ground Mobility Vehicle — Наземная мобильная машина
IMETS – Интегрированная метеорологическая система


Иллюстрация.
ZEUS-HLONS (HMMWV Laser Ordnance Neutralization System) — лазерная артиллерийская система нейтрализации

Расширенные харктеристики
M1113 – был выбран американской армией за его A2 шасси. В настоящий момент, шасси ECV используется на специальных машинах и машинах связи.

В течение 1995 года, стартовало производство M1114, основанное на усовершенствованных шасси ECV. M1114 отвечала требованиям военных для разведки, полиции и машин разминирования с модернизированным вариантом баллистической защиты. M1114 обеспечивает защиту от 7,62 мм бронебойных пуль, 155 мм артиллерийских снарядов воздушного подрыва и взрыва 16 фунтовой (5,5 кг) противотанковой мины. ВВС США опробовали ряд машин до того как отметили M1116, специально созданную для удовлетворения требованиям военно-воздушных сил. Особенности M1116 заключаются в увеличении грузового пространства, бронирование башни стрелка и усиление внутреннего отопления и системы кондиционирования воздуха. Модификации M1114 и M1116 получили броню от компании “O”Gara-Hess & Eisenhardt Armoring Company”, Фэрфилд, Огайо.

M1114 — Машина “повышенной защищенности” с вооружением
M1116 — HMMWV “повышенной защищенности”
M1123 – Тяжелый вариант Хаммера
M1121 – Бронированная машина с противотанковым комплексом TOW
M1145 — HMMWV “повышенной защищенности”
M1151 – HMMWV, способный оборудоваться комплектом “повышенной защищенности”
M1152 — HMMWV, способный оборудоваться комплектом “повышенной защищенности”
Packhorse (“вьючная лошадь”) – приспособление для полуприцепа, которое переводит M1097 в тягач.
Скорпион – Вариант, оборудованный 82-мм автоматическим минометом 2Б9 «Василек». Это тяжелое шасси HMMWV с установленным 82-мм автоматическим минометом 2Б9 «Василек» введено для обеспечения большей защищенности солдат в боевой зоне. Данная разработка инженеров Арсенала в Пикатинни относится к 2004 году. Миномет может вести одиночный или автоматический огонь, при использовании обойм на 4 мины. Дистанция прямого огня прямой наводкой составляет 1 км, а непрямой – 4 км. Используется, в частности, для уничтожения придорожных бомб с безопасного расстояния.

Иллюстрация.
– прототип, разработанный компанией TPI Composites из Род-Айленда и AM General. Целью создания данной версии являлось снижения массы машины, что позволит снабдить её более тяжелым бронированием и обеспечит требуемую подвижность.
——
en.wikipedia.org/wiki/High_Mobility_Multipurpose_Wheeled_Vehicle

Внедорожник Hummer H1, об этом гиганте ходит немало слухов и легенд. Автомобиль действительно прошел не одно испытание и модернизацию. Смотрите характеристики Hummer H1, комплектации, а так же стоимость и фото.


Содержание обзора:

Внедорожник Hummer H1 известен не только своим грозным и неповторимым видом, но и немалой прожорливостью. Именно об этом первооткрывателе ходит немало легенд и историй, как его содержать, насколько он огромный и самое главное это качества проходимости по бездорожью. Чтоб понять, с чего состоит этот монстр Hummer H1, и какие его характеристики, рассмотрим более детально внедорожник.

История появления Hummer H1


Модель внедорожника Hummer H1 не часто можно встретить даже в самых оживленных городах, во-первых, из-за громоздких размеров, что не очень удобно для города. Во-вторых, модель H1 более редкая, чем тот же внедорожник Hummer H3 (хотя последний так же считается редким).

Можно твердо сказать, что это самый что не есть точный вариант американского военного HMMWV. В 1992 году компания General Motors получила лицензию на производство модели Hummer H1, отличия гражданского Хаммера от военной модели были минимальными, что и стало большой популярностью среди любителей военной техники, как в США, так и далеко за её пределами.

Внедорожник Hummer H1 выпускался до июня 2006 года, но при этом количество экземпляров было ограничено и не исчислялось сотнями тысяч. Пик популярностью этого внедорожника припадает на время войны в Персидском заливе, тогда на многих фотографиях военных можно было увидеть данный автомобиль, и каждый желал иметь такой транспорт дома в своем гараже.

Помимо устрашающего внешнего вида и целого плацдарма внутри, Hummer H1 отличается небывалой прожорливостью, о которой сразу начинают говорить владельцы. Как и в HMMWV, Hummer H1 выпускался в трех основных вариантах кузова: купе (с мягким верхом), универсал на 4 двери и топовая комплектация в так званом кузове Alpha.

Экстерьер внедорожника Hummer H1


Как говорят владельцы, этот внедорожник Hummer H1 не даст вам заскучать, не по плану ремонта, а в том направлении, что постоянно хочется где-то на нем поехать. Внешний вид Hummer H1 узнаваемый как никогда, и до сих пор не один производитель не выпустил подобную конструкцию. В основе лежат грубые, рубаные формы кузова.

Характерное только Hummer H1 лобовое стекло, не сплошное, а разделенное на две части, стеклоочистители расположены сверху, подобно как у старого ГАЗ-69. Вид спереди не спутать не с одним автомобилем. Ребристая решетка радиатора и круглые фары на основе галогенок. Сбоку, отдельно от оптики, расположили по два сигнала поворотов, здесь же рядом под ними расположили шильдики с надписью Hummer и объемом двигателя. Отличительной чертой Hummer H1 от других меньших братьев и внедорожников – это отсутствие переднего бампера, большая лебедка с крюками для буксировки и хорошо просматриваемая передняя подвеска.

Не менее интересный капот внедорожника Hummer H1, центральная часть украшена большой решеткой для дополнительного забора воздуха. Характерным именно для этой модели является расположение воздушного фильтра двигателя, в правой задней части капота, что в очередной раз подчеркивает повышенную проходимость Hummer H1.


Боковая часть внедорожника Hummer H1 своеобразна, передних крыльев почти нет, так как конструкция капота закрывает передок сверху и сбоку. Ближе к передним стойкам характерные защелки капота, которых не встретишь в других автомобилях, а речь о тросе капота не идет. Многие скажут, что двери и вся боковая часть грубая, в заклепках, видно петли дверей, да и сами двери Hummer H1 без дизайна. Но с другой стороны это настоящий вид военного внедорожника, именно таким изначально дизайнеры задумывали его. Боковые стекла небольших размеров, именно такие и нужны для повышенной проходимости в лесу или по проселочной дороже.

Боковые зеркала заднего вида Hummer H1 так же интересны по-своему, большие зеркала, для лучшего обзора, так как сами стекла дверей не большие. Наверное, не самой удобной будет посадка, так как большой дорожный просвет и отсутствие ступеньки заставят запрыгивать во внутрь.

Размеры легенды Hummer H1 достаточно не малые:

  • длина внедорожника – 4686 мм;
  • ширина H1 – 2197 мм;
  • высота в кузове пикап – 1956 мм;
  • высота в кузове универсал – 1905 мм;
  • колесная база Hummer H1 – 3302 мм;
  • колея передних и задних колес внедорожника – 1819 мм;
  • клиренс Hummer H1 – 406 мм.
Как видим, клиренс Hummer H1 высокий, что хорошо позволяет проходить препятствия высотой в 40-50 см, или же проходить брод, реки высотой до 60 см. Задняя часть внедорожника во многом зависеть от формы кузова. Для пикапа – это может быть тентованый вариант, или же жесткая крышка багажника. Дверца пикапа сделана таким образом, чтоб легко выдержать погрузку тяжелого груза или нескольких человек.


Для обычного универсала Hummer H1 задняя часть мало похожа на привычные внедорожники. Вместо одной сплошной двери, дизайнеры установили две так званые «калитки», в зависимости от комплектации может быть сплошной фирменный бампер или же с лебедкой и крюками для буксировки.

Расцветка кузова Hummer H1 больше в сдержанных оттенках, как для военного автомобиля, хотя производитель предлагал покраску кузова по индивидуальному заказу:

  • синий;
  • темно-серый;
  • бордовый;
  • желтый;
  • темно-зеленый;
  • песочный;
  • черный;
  • белый;
  • бежевый;
  • серебристый.
Первые модели предлагались в камуфляжном окрасе, светлых и темных оттенков, что больше напоминает военный автомобиль, чем гражданский. По кузову Hummer H1 можно еще отметить, что сделан он из нержавеющей стали, а в сумме с кузовом делает этот внедорожник практически вечным и не убиваемым.

Крышу внедорожника Hummer H1 можно была заказать в разных вариантах. Первый вариант – это полностью сплошная с ребрами жесткости. Комплектация Hummer H1 с тентовым верхом предусматривает как полное, так и частичное открытие. Но больше всего популярная модель с металлическим, круглым люком, как у военного автомобиля HMMWV.


Снаряженный вес такого заряженного внедорожника Hummer H1 составляет от 3090 кг (пикап) и до 3245 кг (универсал), цифра средняя, так как по индивидуальной комплектации может быть и больше. По данным производителя, снаряженный вес базовой комплектации Hummer H1 не превышает 4671 кг. Объем топливного бака 95 литров, как для такого внедорожника не особо большой. В основе автомобиля установлены фирменные легкосплавные 18" диски, с покрышками 315/75. Багажное отделение в кузове универсал, со сложенными сиденьями составляет 1651 литр.

Как многие говорят, такой простой, но такой особенный Hummer H1. Комфорта хоть и мало, но все же сама история внедорожника строит ему отличную репутацию. По словам производителя, автомобиль способен подняться при наклоне в 72 градуса, а спустится при наклоне в 31,5 градус. Учитывая вес, сразу понятно, что на скорость данный автомобиль не рассчитан, а аэродинамические данные примитивные. Несмотря на свои года, внедорожник Hummer H1 по сей день остается популярным автомобилем с большой репутацией. Но все же очень редким на дорогах разных стран.

Салон гражданского Hummer H1


Вслед за непривычным экстерьером, инженеры Hummer H1 сделали более необычный салон внедорожника. Многие представляют сейчас внедорожник, большой внешне и комфортный как седан внутри. Но увы, это не о Hummer H1, центральная панель огромная и завернутая к водителю, для лучшего управления и доступа к функциям автомобиля.

Хоть производитель и указывает, что внедорожник Hummer H1 рассчитан на 5 посадочных мест, в реальности установлено 4 отдельных сиденья, а вот пространства хватит, чтоб усадить человек десять. Между передними сиденьями расположили большую консоль, под ней же расположена мощная коробка передач. Под правую руку водителю расположили рычаги управления коробкой передач, полным приводом, механический ручник, так же здесь находится аудиосистема, кнопки управления подвеской, стеклоподъемниками, и другими функциями внедорожника.

Верхняя часть панели вывернута и разделена для переднего пассажира и водителя отдельно. Для каждого находится свой прикуриватель, пепельница и управление климат-контролем. Помимо этого, на передней панели Hummer H1 можно найти множество кнопок для управления подвеской, блокировкой и всем, что касается передвижения по бездорожью. Кнопки сделаны таких размеров, что промазать будет практически невозможно, даже на плохой дороге, а их качество говорит о долговечном использовании.


Панель приборов внедорожника Hummer H1 мало чем напоминает современные панели приборов. Это круглые датчики с механическими показателями. Среди приборов можно найти спидометр, тахометр, уровень зарядки аккумулятора, давление масла, температура двигателя и уровень топлива в баке. На центральной панели расположили еще несколько датчиков, это уровень наклона внедорожника Hummer H1 и нагрузка на ось.

По периметру всего интерьера Hummer H1можно насчитать немало отверстий для подачи воздуха в салон, в зависимости от года выпуска и комплектации, они могут быть как прямоугольные, так и круглые. Возле центрального зеркала расположены динамики, как правило, это 4 динамика, по периметру Hummer H1 так же расположено еще как минимум 8 динамиков. Как и полагается для внедорожника, с военной историей, формы интерьера выдержаны в строгости и военном стиле.


Рулевое колесо внедорожника больше рассчитан на управление, чем на удобство и комфорт. В зависимости от года выпуска, руль может быть обычным с надписью Hummer в центре, или же более современным обтянутым кожей. Кнопок управления на рулевом колесе попросту нет, так как это уже меняло стиль интерьера. За рулевым колесом расположены несколько переключателей, для управления поворотами и еще несколькими функциями автомобиля.

Сиденья салона Hummer H1 намного удобней, чем в обычного военного HMMWV, мягкая посадка, небольшое боковая поддержка и конечно же подлокотники, как для переднего, так и для заднего ряда сидений. Сами сиденья можно отрегулировать с помощью электроприводов, а так же включить подогрев в зимний период.


Задний ряд сидений вмещает два отдельные сиденья с таким же комфортом и посадкой, как и передние. Все же, заявленные три пассажира позади могут разместиться только в случае дополнительного сиденья в центре, но оно будет приподнято над другими двумя. Удобства посадки на такое сиденье оставляет ожидать лучшего. Большинство владельцев Hummer H1предпочитают не ставить сиденье для пятого пассажира, а вместо него сделать прекрасный стол. Стоит отметить, что по периметру интерьера Hummer H1 установлено немало подстаканников, как минимум 4 для передних и 4 для задних пассажиров.

Обшивка интерьера Hummer H1 выполнена из качественной и грубой кожи, это сделано для того, чтоб максимально сохранить и продлить жизнь внедорожнику. Расчет такой обшивки отталкивался от использования внедорожника в тяжелых условиях, возможности затопления салона или другие непредсказуемые ситуации.

Расцветка салона Hummer H1 разнообразна, в большинстве случаев это:

  1. черный;
  2. серый;
  3. коричневый;
  4. кремовый;
  5. белый.
Чтоб разнообразить обшивку, дизайнеры использовали окантовку сидений другого цвета, разнообразные вставки с перфорированной кожи, а так же вышитые надписи на спинках и подголовниках сидений.

Вывод по интерьеру внедорожника Hummer H1 можно сделать один: по размерам салон просто огромный, места будет достаточно как водителю, так и пассажирам. Между сиденьями места достаточно, чтоб установить разные приспособления для комфорта, что часто и делают владельцы, добавляя бар для напитков и различные приспособления. Да и со стороны удобства, высокий пассажир на среднее сиденье не поместится, так как постоянно будет биться головой об потолок.

Технические характеристики Hummer H1


Громоздкий и тяжелый кузов Hummer H1 соответственно требует мощный двигатель под капотом и надежную трансмиссию. По комплектации, производитель предлагает внедорожник как дизельные, так и бензиновый двигатель, при этом все они большого объема.

Среди всех комплектаций внедорожника Hummer H1 выделяют 4 дизельных турбированных двигателя и один бензиновый агрегат. Первым и достаточно редким считается бензиновый V8 двигатель, объемом 5,7 л. Мощность такого двигателя на американском внедорожнике составляет 190 лошадок, с максимальным крутящим моментом 450 Нм. Расход топлива в смешанном цикле 18 литров на 100 км пути, а по городу порядка 24 л. Если вы любитель наступить на педаль газа, еще и в летний, жаркий период, то в трубу может вылететь и все 30 литров.

Максимальная скорость Hummer H1 с бензиновым двигателем 143 км/час, а до 100 км/час может разогнаться за 15,5 секунды. По паспорту производитель рекомендует заправлять АИ-92, оптимальный вариант для этого внедорожника.


Младший из дизельных двигателей V8 считается турбированный, объемом 6,2 л. Мощность такого агрегата 150 лошадок, крутящий момент не больше – 340 Нм. Следующим был дизельный агрегат, объемом 6,5 литра, мощность выросла до 170 л.с., а крутящий момент теперь составляет 394 Нм. Через небольшой промежуток времени этот дизель на Hummer H1 доработали, установив новую турбину. Таким образом, мощность увеличилась до 190 л.с., а крутящий момент уже 528 Нм. Максимальная скорость внедорожника Hummer H1 с таким двигателем – 134 км/час, а до сотни сможет разогнаться за 18,2 секунды.

Линейку дизельных V8 двигателей Hummer H1 разнообразил еще один из семейства Optimizer, объемом 6,5 л. Максимальная его мощность 205 лошадок, а крутящий момент максимально выдает 597 л.с.


Самый мощный двигатель – турбированный дизельный V8, объемом 6,6 л. Мощность такого агрегата 300 лошадок, а максимальный крутящий момент 605 Нм. Максимальная скорость такого Hummer H1 составляет 137 км/час, а разгон до сотни будет тяжелым – 17 секунд. Расход топлива в смешанном цикле 22 л/100 км пути. Как уверяют владельцы, в летнюю жару по городу, еще и наступив на газ расход будет все 30 литров.

Без исключения, все внедорожники Hummer H1 укомплектованы автоматической 4-ох ступенчатой коробкой передач, с полным приводом. Передняя и задняя подвеска независимая, пружинная. Тормоза как спереди, так и позади дисковые вентилируемые. По выше наведенным параметрам можно судить, что внедорожник Hummer H1 прожорлив, и учитывая цены на топливо в нашей стране, не каждый сможет позволить такой «танк». Все же, не смотря на большой аппетит, Hummer H1 по сей день популярный во всех точках мира, особенно в тех странах, где проходимость на первом месте.

Системы безопасности Hummer H1


Сказать, что внедорожник Hummer H1 оснащен огромным количеством систем безопасности, будет сильно громко. На сегодня существует много различных внештатных систем, которые можно установить на внедорожник, но изначально американский производитель General Motors не всегда ставил подушки безопасности в первые модели Hummer H1.

Так как Hummer H1внедорожник берет корни от военного автомобиля, то основной уклон делали на проходимость и самые необходимые системы с случае поломки или неудачи в дороге. Последние модели Hummer H1 были оснащены подушками безопасности для переднего и второго ряда пассажиров. Так же по периметру установили боковые шторки.

С более интересного в помощь водителю, на Hummer H1 установлена система контроля и автоматической подкачки шин. В случае прокола, система проинформирует водителя и будет подкачивать колеса. Во время спуска или подъема под уклоном определенные приборы подскажут, как правильно действовать и в случае необходимости помогут, чтоб не опрокинуть внедорожник.

Так же на внедорожник Hummer H1 установлена система стабилизации, полная блокировка дифференциала для езды по глубоким или высоким препятствиям. Для топовых комплектаций установлена камера заднего вида, жк телевизор и множество других приятных систем, которые не позволят заскучать пассажирам, а водителю спокойно вести автомобиль.

Полный список систем безопасности и комфорта перечислять можно долго, но по сегодня многие производители аксессуаров производят различные вещи для этих громоздких внедорожников.

Цена и комплектации Hummer H1

По типу кузова, как уже говорили в начале статьи, доступен пикап с тентованым или жестким верхом и универсал. Так как сегодня внедорожник уже не выпускается, то ценовая политика зависит от состояния Hummer H1.

В среднем цена на Hummer H1 в кузове универсал стартует от 2 600 000 рублей, максимально такой внедорожник может обойтись порядка 8 000 000 рублей. Что ж, цена говорит за популярность внедорожника, а его прожорливый аппетит не каждому по душе. С военного автомобиля перекочевало огромное количество систем, от самохода, до систем ночного виденья.

Сравнивая с военным вариантов HMMWV, многие детали очень похожи, а отличия внешне и внутри минимальные. Увидеть такой внедорожник на обычной улице или проспекте практически невозможно из-за габаритов и тяжелого управления, даже последняя модель Hummer H3 более частый гость улиц. Покупать или нет такой мощный автомобиль это вопрос личный, по обслуживанию Hummer H1 достаточно не дешевый, потому, что на сегодня он не выпускается, а во-вторых, достаточно дорогой изначально.

Видео-обзор внедорожника Hummer H1:



Остальные фотографии Hummer H1: