Акпп или вариатор что надежнее. Вариатор или автомат что лучше. Чем отличается автомат от вариатора

Покупка нового сопряжена с необходимостью найти ответы на целую россыпь вопросов. Для начала будущие автовладельцы смотрят на подходящий тип кузова, производителя, конкретную модель. Далее принимаются во внимание уже нюансы комплектации и технические характеристики.

Классической механикой уже никого не удивишь. Все знают, что это самый простой, дёшевый, но и одновременно наиболее надёжный вариант трансмиссии. Раньше к автоматам относились очень аккуратно из-за их низкого уровня надёжности и высокой стоимости обслуживания. Но современные АКПП вышли на совершенно новый уровень качества и долговечности. Появились новые разновидности коробок. Потому всё чаще автолюбителей интересует, что же лучше: вариатор или автомат.

Особенности АКПП

Когда на выбор предлагается вариатор либо же автоматическая коробка передач, объективно, не изучая вопрос детальнее, сказать, что лучше, невозможно. Для этого нужно вникнуть суть каждого типа трансмиссии, изучить его особенности, конструкцию и принцип работы.

Сразу стоит заметить, что сравниваться будет классический автомат и вариатор, фактически являющийся разновидностью автоматической коробки.

Управление автоматом осуществляется с помощью специального селектора или ручки переключения. Обычно она устанавливается в районе центрального тоннеля, но на некоторых авто, преимущественно американских производителей, располагается на рулевой колонке.

Селектор предусматривает возможность для водителя путём перемещения переключателя выбирать один из доступных режимов работы, в числе которых Drive, Parking и R, необходимый для движения задним ходом. По мере усовершенствования автоматических коробок количество режимов значительно увеличивалось. Всё чаще на современных автомобилях, даже при не самых дорогостоящих моделях, автоматы предусматривают наличие специальных режимов движения, необходимых для зимнего передвижения, спортивной езды или максимальной экономии топлива.

Классический автомат конструктивно состоит из планетарной КПП, гидротрансформатора и специальной системы управления. АКПП могут использоваться на легковых авто, в грузовом транспорте, автобусах и даже на колёсной спецтехнике.

В состав гидротрансформатора входит турбинное и насосное колесо, между которыми располагается реактор. Насосное колесо имеет непосредственную связь с коленчатым валом мотора, а турбинное соединяется с валом коробки передач. В зависимости от того, в каком режиме работает реактор, он может блокироваться обгонной муфтой или находиться в состоянии свободного вращения.

Крутящий момент от мотора на КПП передаётся за счёт потока жидкости, в роли которой выступает . Оно подаётся с помощью лопаток насосного колеса на лопасти колеса турбинного типа. Между колёсами гидротрансформатора имеются минимальные зазоры, а сами лопасти выполняются специальной формы, чтобы создавать непрерывный круг для циркуляции рабочей жидкости. Это обеспечивает наличие жёсткой связи между мотором и коробкой передач, необходимой для плавной передачи тягового усилия.

Гидротрансформатор способен преобразовывать скорость вращения и предавать крутящий момент в строго ограниченном диапазоне. Из-за этого к нему подключается планетарная многоступенчатая коробка, которая также позволяет двигаться на машине с АКПП задним ходом.

Передачи переключаются за счёт создания высокого масляного давления. В этом процессе важнейшую роль играют фрикционные муфты. Возникающее между ними давление распределяется системой управления, состоящей из управляющего блока и электромагнитных клапанов.

Условным недостатком АКПП можно назвать то, что она стоит достаточно дорого, а также расходует больше топлива. Но это достаточно спорные минусы, поскольку современные автоматы вышли на новый уровень по эффективности. Многие из них как минимум не уступают классическим МКПП, а порой даже превосходят по показателям экономии топлива.

Изучение особенностей, которыми обладает коробка автомат, не даёт возможности сказать, что лучше, если конкурентом выступает вариатор. Для начала нужно рассмотреть характеристики самой вариаторной коробки передач.

Суть и смысл работы вариаторной коробки, которую обозначают как CVT, ничем не отличается от любой другой трансмиссии. Суть устройства заключается в том, чтобы преобразовать крутящий момент, который поступает от силового агрегата на колёса.

Но отличительной особенностью вариатора является то, что момент передаётся бесступенчато. Здесь предусмотрен определённый диапазон регулирования. Именно эта характеристика существенно отличается классический автомат от вариатора.

Что же касается аббревиатуры CVT, то она расшифровывается как Continuosly Variable Transmission. Перевести такое название можно как трансмиссия или коробка передач с непрерывно меняющимся крутящим моментом.

Вы уже примерно поняли, чем отличаются вариаторы от автоматов и какая основная разница между ними. Но этого объективно недостаточно, чтобы отдать какому-нибудь из двух вариантов предпочтение.

Также отличие вариатора от классического автомата заключается в конструктивных особенностях. Выделяют 3 основных типа CVT, которые бывают:

  • цепными;
  • клиноременными;
  • тороидальными.

Если говорить про легковой автомобильный транспорт, то здесь самыми популярными и распространёнными оказались именно клиноременные разновидности вариаторной коробки передач.

  1. В состав клиноременного вариатора входит клиновидный ремень. Он располагается непосредственно между двумя шкивами раздвижного типа. Во время движения транспортного средства эти шкивы постоянно сжимаются и разжимаются, обеспечивая тем самым изменения в показателях передаточного числа. Основной задачей вариатора является создать плавное и бесступенчатое изменение крутящего момента. Подобные системы активно используются на легковых автомобилях, в составе снегоходов, двухколёсных технике и пр.
  2. Следующей разновидностью вариаторной коробки являются цепные CVT. Передача мощности здесь осуществляется за счёт скошенных торцов оси цепных звеньев. А само тянущее усилие передаётся с помощью специальной цепи. Такие вариаторы не получили широкого распространения, хотя иногда встречаются.
  3. Тороидные вариаторы заменили шкивы на диски конусовидной формы. А вместо ремня здесь задействовали специальные ролики. Они характеризуются тем, что могут передавать достаточно большой крутящий момент. Но, чтобы создать подобные детали для компоновки вариаторной коробки, необходимо обязательно использовать сталь высокопрочных сортов. Это негативно сказывается на стоимости, из-за чего многие автопроизводители отказались от идеи установки подобных CVT на свои транспортные средства.

Учитывая очевидные отличия в конструкции и принципе действия, несложно понять, в чём заключается разница между двумя видами рассматриваемых КПП. При этом коробка автомат и вариатор являются достойным решением, каждое из которых имеет свои сильные и слабые стороны.

Если говорить о преимуществах, характерных для вариаторных или бесступенчатых коробок передач, то здесь основным достоинством считается обеспечение непрерывного изменения крутящего момента. Тут отсутствует момент задержки, который характерен для АКПП, где происходит переход с одной передачи на другую. Бесступенчатость и непрерывность вариатора способствует появлению других преимуществ в виде более эффективного расхода топлива и улучшения динамических характеристик мотора. Машины с CVT потребляют меньше горючего и обеспечивают лучшую динамику при разгоне.

При этом вариатор имеет и некоторые очевидные недостатки. Начать следует с того, что CVT не предназначены для использования . Установка на автомобиль с повышенной мощностью не даёт использовать потенциал коробки. Она будет быстро разрушаться и изнашиваться.

CVT можно считать сравнительно новой разработкой в сфере автомобильных коробок передач. Потому инженеры пока не придумали, как повысить устойчивость вариатора к высоким нагрузкам, буксировке и активной езде при повышенных оборотах. В подобных условиях ремень вариаторной коробки быстро изнашивается, и происходит поломка всей трансмиссии. Ремонтировать и восстанавливать CVT довольно дорогое удовольствие, превышающие зачастую затраты на ремонт классического автомата.

Сравнение двух КПП

Чтобы определить фаворита этой пары, следует провести объективную сравнительную характеристику. Она также даст понять, как можно визуально отличить вариатор от автомата.

Изначально основной упор при сравнении нужно сделать на эксплуатационные характеристики. Потребителей справедливо интересует вопрос о том, что же надёжнее: автомат или вариатор. Также многим хочется узнать, кто окажется фаворитом в таком показателе как экономичность.

Начнём с показателем экономичности. Тут следует учесть одновременно несколько параметров, чтобы оценка оказалась максимально объективной и справедливой.

  • Трансмиссионное смазочное масло. В каждой коробке передач, включая автомат и вариатор, обязательно используется смазочная жидкость. Периодически требуется менять масло в коробке. Хотя в руководстве по эксплуатации некоторых машин с АКПП указано, что масло заливается на весь срок службы и замене оно не подлежит. Это довольно спорный вопрос, во многом зависящий от конкретных условий эксплуатации, состояния коробки и срока службы самой машины. Если же сравнивать вариатор и классическую АКПП, в коробке CVT менять трансмиссионную смазку нужно чаще. При этом сама жидкость для вариаторных коробок передач стоит дороже, нежели смазка ATF, предназначенная для автомата.
  • Показатели расхода топлива. Изучив плюсы и минусы, которые характеризуют автомат и вариатор, вы наверняка заметили, что к числу преимуществ CVT относится высокая эффективность расхода горючего. Поэтому по этому пункту перевес на стороне вариатора. Даже самые современные коробки автомат не могут продемонстрировать аналогичную экономичность, как машины с CVT.
  • Ремонт и обслуживание. Вечных и бессмертных коробок передач не существует. Это факт. Каждая трансмиссия в какой-то момент требует проведения ремонтных работ, технического обслуживания и профилактики. С позиции эксплуатационных расходов вариатор оказался значительно дешевле. Всё дело в том, что в состав конструкции CVT входят сложные, дорогостоящие и чувствительные механизмы. Они чаще выходят из строя, а потому требуют больше денег от автовладельца.

Относительно последнего пункта нужно внести одну поправку. Стоимость самой коробки CVT ниже, если сравнивать с конкурентом в лице АКПП. Но обслуживать дешевле классический автомат.

Эксплуатационные затраты на ремонт и обслуживание во многом зависят от того, как автовладелец будет относиться к машине и следить за состоянием трансмиссии. Даже при наличии вариатора в случае правильной эксплуатации, отсутствии перегрузок и агрессивного вождения, CVT прослужит очень долго и не потребует больших финансовых вложений в течение длительного срока службы. Но если говорить сугубо про ремонтопригодность и стоимость обслуживания, преимущество всё равно будет на стороне классической автоматической коробки.

Теперь следует сравнить кандидатов на предмет их надёжности. Во многом надёжность трансмиссии проявляется в её возможности сохранять свою работоспособность в тяжёлых условиях эксплуатации. К таковым относятся:

  • буксировка;
  • езда по бездорожью;
  • агрессивный стиль вождения.

Тут очевидное преимущество на стороне классического автомата. Именно обычные автоматические коробки намного лучше справляются с подобными тяжёлыми условиями эксплуатации. Разумеется, они уступают механике, но в сравнении с вариатором оказываются предпочтительнее.

Важно понимать, что слабым местом вариатора является его ремень. Его текущая надёжность на достаточно низком уровне применительно к жёстким и сложным условиям езды на машине с CVT. В подобных представленных условиях долго он не выдерживает, происходит обрыв и поломка. CVT подойдут тем, кто предпочитает ездить плавно, аккуратно, не совершая резких ускорений или торможений, за исключением экстренной необходимости.

Поняв разницу между вариаторами и автоматами, можно сделать определённые выводы. Причём каждый автолюбитель воспринимает представленную информацию по-своему.

Дополнительно многим интересно, как узнать, стоит на машине автомат, или же вариатор. Есть несколько способов идентификации типа используемой коробки передач. Визуально представленные коробки действительно похожи друг на друга.

  1. Визуальный метод. Первым делом можно оттолкнуться от внешних особенностей. Но это один из самых неочевидных способов для того, как определить использование автомата или вариатора на машине. Некоторые CVT имеют соответствующую маркировку на селекторе, потому рекомендуется внимательно изучить рычаг коробки передач. На классических автоматах используются не только обозначения P, R, N и D, но также часто встречаются маркировки типа 2, 3 и L. У вариаторов же применяется лишь режим L. Хотя многое зависит от конкретной коробки, и далеко не всегда такой метод определения будет правильным.
  2. Техническая документация. Если вы не знаете, как сугубо по рычагу отличить коробку вариатор от автомата, тогда проще всего заглянуть в документы на автомобиль. Откройте раздел с коробкой передач. Если у вас автомат, тогда увидите соответствующую маркировку AT. Для вариаторов всегда используется обозначение CVT.
  3. Реальные условия эксплуатации. Проще говоря, тест-драйв. На вариаторных коробках передач процесс переключения скоростей не ощущается. Поэтому коробка и называется бесступенчатой. В случае с автоматом можно ощутить или же заметить по стрелке тахометра, как обороты меняются с некоторой задержкой в момент перехода с одной передачи на другую. Хотя новые вариаторы начали оснащать специальным режимом, который предназначен для имитации изменения передачи.
  4. Тест на пригорке. Ещё один способ достаточно быстро определить, какая коробка оказалась в вашем распоряжении. Для этого нужно выехать на участок дороги с небольшим подъёмом, и остановить там полностью автомобиль. Затем отпустите педаль тормоза и не давите на газ. Селектор остаётся в положении Драйв (D или Drive). Если автомобиль будет постепенно двигаться в подъём, у вас точно автомат. В случае с вариатором машина сначала немного будет откатываться назад, а затем остановится. Но такой тест актуален для тех вариаторных коробок, где отсутствует система противоотката.

В самой сложной ситуации, когда документов нет, никаких обозначений на селекторе не предусмотрено, и вы сами путём тестирования точно определить коробку не можете, отправляйтесь на СТО или в ближайший автосервис, где квалифицированный мастер ответит на все интересующие вас вопросы.

Подведение итогов

Подводя итоги, можно попробовать ответить на вопрос касательно того, что же лучше: вариатор или автомат.

Если отталкиваться сугубо от показателей популярности и распространённости, то автомат будет безоговорочным фаворитом в этом противостоянии. Но нельзя забывать, что история коробок CVT фактически только начинается. Это сравнительно новый вид трансмиссии, которому лишь предстоит пройти многочисленные доработки, модернизацию и усовершенствования. Каким будет вариатор буквально через 3-5 лет, сказать сложно. Потенциал у него огромен, а потому в какой-то момент CVT реально может превзойти классический автомат.

Касательно того, какая трансмиссия будет лучше, зависит от конкретной ситуации. Выбирать вариатор стоит при размеренной и спокойной городской езде без лишних нагрузок. А автомат подойдёт тем, кто покупает машину с высокой мощностью и предполагает буксировку прицепов.

Если говорить об экономичности, то тут перевес на стороне вариаторной коробке. По надёжности пока выигрывает автомат.

Каждый сам решает, что ему выбрать и . Как автомат, так и вариатор имеют свои сильные и слабые стороны. Для определённых условий эксплуатации подходит соответствующий вид трансмиссии.

Помимо вариатора и автомата, будущему автовладельцу стоит присмотреться и к другим вариантам трансмиссий. На этих двух коробках выбор не ограничивается, а фактически только начинается. Если хотите получить максимум надёжности и держать всё в своих руках, тогда стоит вовсе отказаться от рассмотренных КПП и взять старую добрую механику. Решать вам.

Если раньше при покупке новой машины у российских автомобилистов выбор стоял между механической и автоматической коробкой передач, то в последнее десятилетие список трансмиссий расширился: к классическим «механике» и «автомату» добавились « » и бесступенчатый вариатор. В США автолюбители уже давно сделали выбор в пользу автоматических трансмиссий, а в России, как и в большинстве стран Старого Света, до сих пор в чести механическая КПП – на долю «автоматов» приходится чуть больше 40% всего отечественного авторынка. Наш сегодняшний материал для тех, кто еще не решил – купить ему машину с АКПП или вариатором.

За что любить и не любить автоматическую КПП

Популярность классических автоматических коробки передач в Соединенных Штатах не случайна: именно здесь в 1940 году дебютировала первая полноценная коробка-«автомат» с гидравлической муфтой и четырьмя ступенями. Она устанавливалась на модели Oldsmobile и носила название Hydra-Matic. Довольно скоро эта коробка прижилась на автомобилях многих американских и европейских марок, а впоследствии была не раз модернизирована. Через восемь лет после дебюта Hydra-Matic на рынок вышла усовершенствованная автоматическая коробка переключения передач Dynaflow (ею оснащались модели Buick), в конструкции которой вместо гидромуфты был установлен гидродинамический трансформатор – ключевой элемент этой трансмиссии, отличающий ее от всех остальных КПП.

Использование гидротрансформатора в механизме автоматической коробки передач стало настоящим прорывом – этот узел позволил кратковременно «переваривать» большой крутящий момент без переключения на высшую ступень. В процессе эволюции в механизм гидротрансформатора добавились его блокировки на разных (низких и высоких) скоростях, что позволило, с одной стороны, добиться экономии топлива, а, с другой – применять торможение двигателем.

В 1990-х годах производители АКПП добавили в них пятую передачу, а, начиная с 2000-х годов, количество ступеней в таких трансмиссиях росло, и на данный момент достигло девяти – такими коробками оснащаются модели Mercedes-Benz и Land Rover. С ростом количества ступеней улучшалась плавность переключения передач и экономичность таких трансмиссий. Сегодня на российском рынке – множество моделей с классическим четырехступенчатым «автоматом» (Lada Granta, Renault Logan, Nissan Almera и другие), так и с пяти, шести, семи, восьми и девятискоростными коробками передач, переключение со ступени на ступень в которых осуществляется при помощи того самого гидродинамического трансформатора.

Мы не будем углубляться в устройство классической автоматической коробки передач. Лишь повторимся, что основными ее узлами являются гидродинамический трансформатор (с насосным, турбинным и реакторным колесами, муфтой свободного хода и блокировочной муфтой), играющий роль сцепления, и планетарная передача с редукторами, обгонными и фрикционными муфтами. Остановимся подробнее на плюсах и минусах этой коробки передач по сравнению с вариатором. При этом мы не будем останавливаться на таких общих для обеих трансмиссий моментах, как отсутствие механизма сцепления, присущего для механических КПП.

Плюсы АКПП

  • Надежность конструкции . Чтобы вывести из строя классический «автомат», надо очень сильно постараться, нарушив основные правила эксплуатации автомобилей с таким типом КПП. Например, отбуксировать заглохший автомобиль на сцепке. При этом, в «автомат» не будет подаваться масло, узлы коробки останутся без смазки, что чревато выходом из строя всего агрегата. Или не поменять в указанный производителем срок (через каждые 60 – 90 тысяч км пробега) , которая, загрязняясь, может потерять свои эксплуатационные характеристики и перестать эффективно смазывать ее детали, что может впоследствии привести к поломке КПП и дорогостоящему ремонту.
  • Возможность передачи большого крутящего момента (до 500 Н·м в не тюнингованных двигателях) на ведущие колеса . Классический «автомат» благодаря наличию в конструкции гидродинамического трансформатора, ответственного за передачу от двигателя к коробке передач, и далее – к ведущим колесам, может «переваривать» большие показатели ньютон метров. Особенно это касается современных многоступенчатых КПП, которые работают в паре с двигателями большой мощности.
  • Поглощение вибраций . Гидротрансформатор служит отличным устройством для эффективного гашения колебаний, приходящих от мотора к коробке передач и обратно.
  • Повышенный срок эксплуатации . Классические АКПП с гидротрансформатором отличаются от вариаторов длительностью срока службы – до капитального ремонта эти агрегаты успевают пробегать до 200 тысяч километров и более.
  • Дешевое обслуживание . Опять же, по сравнению с вариаторами: работы по диагностике АКПП, замене трансмиссионного масла, да и стоимость самой жидкости стоят дешевле, чем для бесступенчатой трансмиссии.

Минусы АКПП

Невысокая приемистость . Разгон на автомобиле с классической АКПП занимает больше времени, чем у машины на вариаторе из-за низкой приемистости коробки – она попросту не успевает быстро перейти в режим повышенной скорости.

Большая масса . Узлы и агрегаты коробки-«автомат» имеют солидный вес, сказывающийся на таких технических характеристиках автомобиля, как динамика и расход топлива.

Провалы при переключении передач . «Задумчивость» характерна для автоматических КПП с четырьмя и пятью ступенями, которые устанавливаются на бюджетные модели автомобилей. Провалы при переходе со ступени на ступень объясняются паузой, которая возникает при размыкании гидротрансформатора и коленвала двигателя.

Повышенный расход топлива . Коэффициент полезного действия у АКПП ниже вследствие гидродинамических потерь энергии, возникающих в момент переключения передач, а также из-за работы масляного насоса, который обеспечивает подачу трансмиссионной жидкости к узлам коробки.

Преимущества и недостатки вариатора

Бесступенчатая трансмиссия, видом которой является вариатор, появилась в 1958 году на автомобиле DAF 600, но широкое применение этой коробки передач пришлось на конец 1990-х годов. Различают три вида вариаторов – цепной, клиноременной и фрикционный, в механизме которых в качестве привода используется соответственно цепь, ремень или тороидальные фрикционы. Наибольшее распространение получили клиноременные вариаторы – их конструкция проще, легковеснее и не требует дорогостоящей эксплуатации, как у остальных двух видов вариаторов.

Поначалу , особенностью работы которых была плавное изменение передаточного отношения, устанавливались на автомобили с маломощными двигателями, так как они не могли «переварить» большие крутящие моменты – ремни и цепи не выдерживали нагрузок и выходили из строя. Эволюция бесступенчатых трансмиссий этого типа произошла в 2000-х годах, когда в конструкции вариаторов начали применять стальную наборную ленту, которая с легкостью переносила нагрузки при высоких показаниях крутящего момента. С тех пор вариаторы устанавливают на автомобили и даже на некоторые спорткары.

Плюсы вариатора

Плавность хода . В этом типе коробки передач отсутствует само понятие перехода со ступени на ступень – стало быть, нивелирован и тот самый промежуток (провал), который возникает при размыкании сцепления гидротрансформатора с коленвалом двигателя у классической АКПП.

Экономия топлива . Высокий коэффициент полезного действия способствует экономному расходу топлива у автомобилей с вариатором. У машин с бесступенчатой трансмиссией гидродинамические потери практически сведены к нулю.

Высокая разгонная динамика . Автомобиль с вариатором «задумчив» на низких оборотах (многие автолюбители относят это к недостаткам такого типа КПП), но на средних и высоких оборотах он отличается отменной разгонной динамикой.

Легкий вес . В конструкции современных вариаторов используются прочные и легкие алюминиевые детали, которые в значительной мере снижают массу агрегата, что положительно сказывается на расходе топлива и динамике автомобиля.

Минусы вариатора

Дорогостоящее обслуживание . Работы по обслуживанию вариаторов, равно как и расходные материалы для них (специальная трансмиссионная жидкость, менять которую производители рекомендуют через каждые 40-50 тысяч км, а также заменяя ремня, которая производится при пробеге 100 тысяч км) обходятся владельцам таких автомобилей в солидные суммы.

Небольшой срок эксплуатации . Беда вариаторов – выход из строя электронного блока управления, который характерен для трансмиссий, произведенных до середины 2000-х годов. Делать капитальный ремонт вариаторов производители машин с таким типом коробки передач рекомендуют через каждые 100-10 тысяч километров.

Как видим, у обеих коробок передач есть свои достоинства и недостатки. Современные «автоматы» соревнуются с вариаторами в плавности хода и экономичности, становясь все более технологичнее и дороже. В том числе и в плане обслуживания и ремонта. Можно остановить выбор на четырех- и пятиступенчатых автоматических коробках передач, которыми оснащается несколько новых бюджетных авто и масса — подержанных. Этот вариант хорош тем, что позволит сэкономить на обслуживании и ремонте, но вот комфорт в езде — пострадает. Что касается выбора на основе технических характеристик этих КПП, то если вы рассчитываете купить автомобиль малого или среднего класса, присмотритесь к модели с вариатором, а если вам нужен внедорожник – берите модель с классическим «автоматом».

Всем привет! Сегодняшняя статья посвящается типам коробок передач, их отличиям, достоинствам и недостаткам. Если вы не знаете, какая коробка передач лучше – автомат, механика или вариатор вы найдете ответ ниже.

Чтобы разбирать достоинства и недостатки каждой из коробок надо разобраться с их устройством.

Механика.

Самый старый тип автомобильно трансмиссии. Крутящий момент передается через шестерни, которые вводятся в зацепление и выводятся из него посредством рычага переключения скоростей. Сам механизм устроен так, что в один момент времени может быть включена только одна пара шестерен.

Сцепление служит для разъединения двигателя и трансмиссии. При выключенном сцеплении крутящий момент двигателя не передается коробке передач и в это время производиться переключение. Управляя автомобилем на механике, водитель до конца чувствует машину и управляет ей.

Для того чтобы понять как работает механическая КПП советую посмотреть вот это видео:

Автомат.

Механическая часть автоматической коробки передач строиться на основе планетарных редукторов. Редукторы вводятся в зацепление посредством т.н. фрикционов, которые в свою очередь приводятся в зацепление гидравлическими поршнями.

Управляется работа автомата при помощи электрических или гидравлических «мозгов». В качестве сцепления используется гидротрансформатор — в упрощенном виде это два пропеллера, один из которых потоком масла раскручивает другой. За счет этого, нет постоянной жесткой связи между валами и крутящий момент передается нелинейно, с ростом оборотов, возможна передача большего момента (современные АКПП умеют блокировать гидротрансформатор и за счет этого здорово экономят топливо).
Для понимания принципа работы АКПП предлагаю вам посмотреть вот это видео:

Вариатор.

Единственный бесступенчатый тип трансмиссии! Конструкцию со шкивами изменяемого радиуса придумал еще Леонардо Да Винчи.

Принцип работы вариатора – изменение передаточного числа осуществляется бесступенчато посредством изменения диаметров шкивов, между которыми натянут ремень.

Вот в этом ремне и шкивах заключается главный недостаток – это детали высокой степени обработки из дорогих высокопрочных материалов.

Маркетологами данный тип коробок подается, как современное решение позволяющее использовать всю мощность двигателя для разгона! Да на самом деле только вариатор может плавно изменять передаточное число, удерживая двигатель на оборотах максимальной мощности! Но проблема в том, что мощность вариатор передает очень плохо, и сам по себе очень капризен.

Все другие типы коробок умеют жестко (через шестеренки), связывать первичный и вторичный валы (на современных АКПП предусмотрена блокировка гидротрансформатора), тем самым исключается пробуксовка). В случае с вариатором жесткая связь невозможна, при проскальзывании ремня масло вскипает и резко увеличивает силу трения, тем самым устраняется проскальзывание, каждое такое проскальзывание истирает ремень и шкивы. В итоге после пробега 80-150 тыс. км коробка полностью выходит из строя и нуждается в замене. Контрактные и восстановленные коробки это лотерея, их ресурс неизвестен, а новая коробка стоит 300-500 т.р.

Вот так работает вариатор:

Робот.

Робот, это не что иное как управляемая электроникой механическая коробка. На роботизированных трансмиссиях электроника управляет сцеплением, и электроника включает скорости.

В целом решение неплохое, но на маленьких бюджетных коробках наблюдаются рыки при включении скоростей и задержка при переключениях, на спортивных коробках с двумя сцеплениями эта проблема решена, но такие коробки значительно дороже!

Сегодня это самый эффективный тип автоматической трансмиссии! К недостаткам можно отнести только неспособность случайного (селективного) переключения передачи и повышенную сложность, и стоимость у коробок с двумя сцеплениями.

Вот вам небольшое видео про то, как работает роботизированная коробка передач:

Так какая коробка передач лучше?

Однозначного ответа на этот вопрос дать невозможно т.к. о вкусах не спорят!

Если вы любите «управлять» автомобилем или живете в «глуши» и пробки для вас бывают только в бутылках, проблема выбора у вас не стоит – механика. Причина проста – самый надежный тип коробок передач не требующий дорогого обслуживания и дорогих запчастей.

Если вы живете в большом городе, то после первого месяца эксплуатации автомобиля на механике вы увидите вот такую картину:

Цена обслуживания автомобиля на механике будет самой низкой, и расход топлива будет минимальным, но этот автомобиль будет не самым удобным в управлении.

Если большую часть времени вы ползаете по городским пробкам с их режимом старт — стоп однозначно стоит выбрать автомат или вариатор. Да автомат покажет больший расход топлива, а вариатор будет раздражать равномерным завывание двигателя при разгоне, но в городском цикле разница не критична, да и сцепление на механике-роботе в пробках не ходит больше 50-60 тыс. км.

Если выбирать между вариатором и автоматом я рекомендую остановиться на автомате, так как его срок службы в 5-6 раз выше чем у вариатора, он не требует замены ремней (что не дешево) и в крайнем случае автомобиль сохранит способность передвигаться.

Вариатор после пробега 100 000 км на любом автомобиле это лотерея! И в случае проигрыша в худшем раскладе это «попадание» на половину стоимости автомобиля.

Роботизированная трансмиссия видится как некоторый компромисс между автоматом и механикой, но в городском режиме движения автомобиль будет доставать частыми переключениями и самое главное – робот не умеет перескакивать через передачи. Т.е. АКПП может скинуть 2-3 передачи вниз и начать интенсивный разгон, робот умеет переключаться только на 1 передачу вверх или вниз. Разницы в расходе топлива между роботом и механикой нет и коэффициент полезного действия обеих трансмиссий одинаков! Для любителей погонять – спортивные версии роботизированных коробок обеспечивают максимально быстрый разгон за счет работы двух сцеплений.

Заключение.

На какой коробке ездить – решать только вам! Лично я предпочитаю классические автоматы или механику. Вариатор тоже хорош, но вот цена ремонта…. А двухдисковый робот штука не для массового применения, хотя разгон с ним шикарен!

На этом у меня сегодня все. Я надеюсь, что теперь для вас навсегда отпал вопрос «какая коробка передач лучше автомат, или механика, или вариатор?»

Если у вас есть чем дополнить эту статью, или есть замечания к тексту, оставляйте комментарии.

Добрый день, сегодня мы расскажем о том, какая автомобильная коробка передач лучше - автоматическая или вариаторная , какова надежность и ресурс узлов, а также, из каких основных компонентов состоят механизмы. Кроме того, расскажем про то, какими преимуществами и недостатками обладают коробки передач автоматического и вариаторного типа, какой интервал обслуживания механизмов следуют соблюдать и какие детали трансмиссий подвержены наибольшему износу в процессе эксплуатации . В заключении поговорим о том, какая автомобильная коробка передач наиболее предпочтительна для городских и загородных условий, а также, чем отличаются трансмиссии друг от друга.



КАКОЕ МАСЛО ЗАЛИВАТЬ В АВТОМАТИЧЕСКУЮ ТРАНСМИССИЮ



АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ. ПРИНЦИП РАБОТЫ

На сегодняшний день, если отталкиваться от статистики продаж автомобилей оснащенных автоматическими трансмиссиями , разновидностями которых считаются классические автоматы , вариаторы и роботы , то коробки передач с типом действия автомат почти в 2 раза чаще покупаются, нежели конкурирующие механизмы. Если отталкиваться от точных цифр исследований покупательской активности за последние 5 лет, то на рынке стран Таможенного Союза (Россия, Беларусь и Казахстан ) было реализовано покупателям автомобилей с механической коробкой передач - 45 процентов , с автоматами - 30 процентов , с вариаторами (CVT ) - 15 процентов и с роботизированной трансмиссией - 10 процентов . Что касается коробок роботов , то буквально за последние годы продажи машин с такой трансмиссией удвоились , причем такие механизмы все чаще можно встретить на отечественных Лада Веста , Иксрей , Приора и Гранта .

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ: ОСОБЕННОСТИ, НЕИСПРАВНОСТИ, РЕСУРС, ПЛЮСЫ И МИНУСЫ


Как и когда появился первый автомат? Считается, что первая коробка передач автоматического типа появилась в судостроении в начале 20 века в Германии. Ее изобретателем стал немецкий ученый, Карл Феттингер , именно он первым предложил использовать гидродинамическую передачу, которая позволила объединить работу двигателя и трансмиссии , что привело к эффективному раскручиванию винта корабля. Благодаря данному изобретению на свет также появился такой элемент коробки передач, как гидромуфта , которая на сегодняшний день считается одним из ключевых элементов современного автомата .

Что касается автомобилей, то первые транспортные средства, которые стали оснащаться такой трансмиссией были американские машины "Олдсмобиль " и произошло это событие в 1939 году . Первые коробки передач назывались "Гидроматик " и до сегодняшнего дня их конструкция почти не изменилась. Справочно заметим, что любой современный автомат имеет в своем оснащении два ключевых узла - это редуктор и гидротрансформатор .


Такой элемент автоматической коробки передач, как гидротрансформатор заменяет собой сцепление . Задача данного узла заключается в том, чтобы переключение передач в коробке происходило без рывков , то есть плавно . Редкутор же в свою очередь включает в себя пары шестерен , которые находятся в постоянном зацеплении друг с другом. Благодаря такой "плотной " конструкции , современный автомат представляет из себя компактный механизм , который оснащается определенным количеством ступеней . Справочно заметим, что до недавнего времени большинство автомобилей были заднеприводными и как правило, оснащались всего 2-3 передачами в автомате , что вполне хватало для оптимального передвижения. Однако на современном этапе автомобилестроения, большинство автомобилей наоборот имеют передний привод , что поспособствовало увеличению скорости , поэтому количество передач стало большим, начиная от 4-х и заканчивая 8-ю ступенями .


Что касается технической составляющей, то автомат уже испытан годами и на сегодняшний день доведен практически до своего совершенства. Технически - акпп является достаточно прочной системой , которая зарекомендовала себя в основном только с положительной стороны . Как работает автомат? Как мы знаем движение любого автомобиля основывается на крутящем моменте , который передается от силовой установки. В автомате, крутящий момент передается благодаря гидротрансформатору , в котором отсутствует жесткое зацепление и механизм функционирует от давления трансмиссионной жидкости. Таким образом, получается, что раз в системе нет жесткого зацепления , следовательно и ломаться здесь почти нечему . Однако в строении автомата имеются валы с планетарной передачей и диски с фрикционами , изготовленные из стали , которые находятся в постоянном в движении.



Такие элементы, как фрикционы по своим функциям схожи со сцеплением в механической коробке передач . Благодаря им, во время сжатия или разжатия , подключаются нужные муфты , которые на тот или иной момент соответствуют определенным передачам . Кроме вышеописанных деталей, автомат включает в свой состав специальный насос высокого давления , а также гидроблок . В действительности элементов в автоматической трансмиссии намного больше и мы говорим лишь об основных ее компонентах , которые участвуют в непосредственном функционировании системы.



Какие детали в автомате наиболее подвержены поломкам? Большинство поломок в автомате и вариаторе происходят из-за неправильной эксплуатации и несвоевременного обслуживания узла. Для автоматических трансмиссий самое главное - это соблюдение регламента обслуживания . В том случае, если на автомат просто "забить " и не менять масло ATF после большого пробега, например более 100 тысяч километров , то зачастую это приводит к тому, что засоряется гидроблок , радиатор и фильтры . В конечном счете все это приводит к тому, что масляный насос перестает держать оптимальное рабочее давление в системе, из-за чего фрикционы на стальных дисках начинают прокручиваться , что приводит в пробуксовке или как говорят автомеханики автомат начинает "пинаться " или " буксовать ". В самом запущенном состоянии , передачи трансмиссии могут просто не включаться или дергаться в процессе езды. В конечном итоге, результат у всех автоматов один - они уходят на аварийный режим .




Вот поэтому большинство специалистов настоятельно рекомендуют перед покупкой поддержанного автомобиля в первую очередь проверять на износ автомат и его компоненты. Есть даже такое правило , которое помогает определить степень износа . Касается оно запаха трансмиссионной жидкости. В том случае, если масло автомата пахнет гарью , то это свидетельствует о том, что фрикционы пригорели и находятся в сильно изношенном состоянии . Поэтому при наличии постороннего запаха в коробке, лучше отказаться от покупки такого автомобиля. Кроме того, если, трансмиссия сильно запущена , то неисправностей в ней может быть большое количество, начиная от планетарных шестерен и заканчивая фрикционными накладками гидротрансформатора . Справочно заметим, что каждый автомат имеет свои нюансы , поэтому поломки и степень износа у деталей той или иной модели трансмиссии могут различаться.



Какой ресурс автомата? В том случае, если трансмиссия эксплуатируется и обслуживается в соответствии с регламентом производителя , то ресурс узла может составлять не менее срока службы силовой установки автомобиля. Как рекомендуют автомеханики, если производить смену трансмиссионной жидкости каждые 40-50 тысяч километров пробега , то автомат способен пройти 350-400 тысяч километров , причем это относится в основном к 4-ем ступенчатым моделям . Справочно заметим, что по мнению специалистов, именно 4-ех ступенчатые коробки передач считаются самыми надежными , в особенности японских производителей .



Для того, чтобы продлить срок службы автомата , необходимо придерживаться определенных правил : во-первых , осуществлять смену рабочей жидкости не позже 1 раза в 60 тысяч километров пробега , а лучше еще чаще (справочно : необслуживаемых автоматов нет, не стоит верить дилерам ); во-вторых , вместе с трансмиссионной жидкостью, нужно менять масляный фильтр; в-третьих , желательно промывать радиатор трансмиссии при каждой смене масла и фильтра; в-четвертых , чистить поддон и магниты трансмиссии от продуктов износа в виде металлической стружки. Благодаря этим простым правилам , ресурс автомата можно увеличить в среднем на 10-15 процентов от тех значений, которые указываются производителем.


Преимущества автомата :


- Простое и понятное управление транспортным средством, то есть нет нужды каждый раз при переключении передач тянутся за селектором коробки, так как все происходит в автоматическом режиме;

Высокая надежность конструкции при должном обслуживании и эксплуатации, причем значительно большая, чем у вариатора;

Ремонтопригодность на высоком уровне, так как система уже давно изучена большинством автомехаников;

Требования к трансмиссионной жидкости ниже, чем у вариатора и стоит значительно дешевле;

Меньше электрики в системе в среднем на 25-30 процентов , чем у вариатора. В основном все работает на механике;

Большие интервалы обслуживания, чем у вариатора. В среднем замена масла в узле происходит 1 раз в 60-80 тысяч километров пробега .



Недостатки автомата :


- Разгонная динамика хуже, чем у вариаторной и механической коробок передач;

Самый низкий коэффициент полезного действия среди конкурирующих видов трансмиссий, из-за того, что в автомате отсутствует жесткое зацепление с силовой установкой и процесс функционирования осуществляется при помощи гидротрансформатора под давлением технической жидкости. Кстати из-за этого у такой трансмиссии в системе имеются передачи;

Наличие толчков в момент переключения скоростей, из-за наличия передач;

Объем трансмиссионной жидкости необходимый для замены в автомате может составлять от 8 до 15 литров , у вариатора от 5 до 8 литров , а у механики, всего от 2 до 4 литров масла;

Самый большой расход топлива по сравнению с вариатором, роботом и механикой. все это из-за того, что у системы самый низкий коэффициент полезного действия.



Таким образом, коробка передач автоматического или гидратрансформаторного типа является достаточно надежным и проверенным временем узлом. Однако положительные стороны автомата перекрывают такие недостатки , как низкий коэффициент полезного действия , повышенный расход топлива , слабая динамика и толчки в момент переключения передач (справочно : на 6-ти скоростных автоматах, толчки практически незаметны ). Однако, если правильно обслуживать данную коробку передач и заливать только качественные жидкости , то можно не волноваться о ресурсе узла.

ВАРИАТОРНАЯ ТРАНСМИССИЯ: ОСОБЕННОСТИ, НЕИСПРАВНОСТИ, РЕСУРС, ПЛЮСЫ И МИНУСЫ


Официальное название вариаторной трансмиссии - CVT , что при расшифровке означает Сontinuosly Variable Transmission . Как считают некоторые автолюбители, вариатор появился на свет позже других типов трансмиссий. Однако это в корне не верно. Так как сам по себе принцип работы вариатора был описан еще в 15 веке известным изобретателем на то время - Леонардо Да Винчи . Принцип действия вариатора основан на двух конусах , которые направлены в разные стороны друг относительно друга, а между ними натянут ремень . Вот именно такую конструкцию и изобрел Да Винчи , кстати такая система была перенята с ветряных мельниц. Но как мы понимаем, вариатор не был создан в 15 веке, так как для этого просто не было возможностей.

Как таковой данный тип трансмиссии постепенно начал из теории переходить в практику только в середине 19 века, когда его стали использовать на промышленных станках. И только в 1957 году голландский конструктор Хуберт Ван Доорн , решил перенести конструкцию вариатора со станков в автомобилестроение. Ван Доорн считается первым на планете человеком, который создал бесступенчатую трансмиссию , которую он назвал Variomatic . Справочно заметим, что данный вариатор с 1959 года стал устанавливаться на небольшие грузовики компании DAF . Как правило, автомобили оснащались малыми объемами силовых установок: 0,6 - 1,2 литра . Благодаря высокой эффективности трансмиссии, система Ван Доорна получила множество положительных отзывов на то время и автопроизводители взяли на вооружение бесступенчатый вариатор для своих моделей .



Что касается технической составляющей, то вариатор также, как и автомат относится к одной из разновидностей автоматической трансмиссии . Главное отличие вариатора от автомата - отсутствие скоростей или передач . Правда в некоторых современных вариаторах (пример : CVT X-Tronic JF015E от Jatco ) имеют так называемые виртуальные передачи , благодаря чему водитель может производить переключения скоростей при переводе селектора коробки в разные положения.

Строение вариатора до боли простое и основано на 2-ух шкивах (ведущем и ведомом ), которые располагаются друг напротив друга и соединяются ременной передачей , как правило, при помощи металлического трапецивидного ремня . Что касается конусов такой коробки передач, то они не цельные , как было первоначально, а в виде сдвижных половинок . Принцип работы вариатора основан на ведущем шкиве , который находится в раздвинутом состоянии. Приводной ремень в свою очередь осуществляет движение по малому диаметру, опираясь своими гранями на поверхность шкивов . Справочно заметим, что если шкив находится в сдвинутом положении , то ремень будет вращаться по большому диаметру , в следствии чего образуется максимально возможное передаточное число , которое соответствует первой передаче .



Также отметим, что когда происходит сдвижение шкивов , то осуществляется плавное уменьшение передаточного числа, что обеспечивает так называемое переключение передач . Интересным нюансом вариатора является тот факт, что передаточные числа практически полностью соответствуют показателям классического автомата , хотя опять же заметим, что ступени в системе, как таковой отсутствуют . Благодаря такому специфическому принципу действия, вариатор в плане эффективности между силовой установкой и колесами, имеет лучший коэффициент полезного действия . Все это благодаря тому, что передача крутящего момента от мотора на трансмиссию , а затем на колеса ,передается механическими усилиями , то есть жестким способом , а не при помощи давления технической жидкости.



Какие детали в вариаторе наиболее подвержены поломкам? В отличие от автомата , вариатор очень требователен к эксплуатации и обслуживанию . Трансмиссионная жидкость в обязательном порядке в вариаторе меняется каждые 60 тысяч километров пробега , а то и чаще. В противном случае, если не менять согласно регламенту масло, могут появится очень серьезные проблемы с компонентами системы. Как правило, при наплевательском отношении к вариатору ,первым делом забивается гидроблок с масляным насосом , которые в последствии не могут нагнетать оптимальное давление масла в системе. Из-за этого валы не могут должным образом зажимать и разжимать приводной ремень , что приводит к его пробуксовке . Когда начинает буксовать ремень , то это приводит к его ускоренному износу , из-за чего в последствии может произойти обрыв элемента. В случае обрыва ремня , вариатор моментально разрушается и на этом его жизнь оканчивается, причем восстановлению , как правило, он уже не подлежит . Кроме того, нередко в вариаторах происходит стирание зеркальной поверхности валов , что также влияет на ресурс ремня . Ну и нельзя забывать про кучу не надежной электроники , которой управляется современный вариатор .


Каков ресурс вариатора? Говоря про срок службы вариатора всегда нужно помнить про своевременную замену трансмиссионной жидкости, так как от этого действия напрямую будет зависеть живучесть трансмиссии. Зачастую при нарушении автовладельцем регламента обслуживания вариатора , его жизнь может подойти к концу уже на 90-100 тысячах километров пробега . Однако кроме масла , внимание также стоит уделять приводному ремню , который, как правило, меняется на 130-150 тысячах километров . Если проглядеть замену приводного ремня , то дело может кончиться его обрывом , а это уже замена всего вариатора . Как утверждают автомеханики, вариатор - это трансмиссия , которая всегда будет держать в тонусе своего владельца. Максимальный ресурс современных вариаторов в среднем составляет около 250-280 тысяч километров пробега .




Преимущества вариатора :


- Хорошая динамика разгона, в сравнении с классическим автоматом;

Уменьшенный расход топлива, в сравнении автоматом гидротрансформаторного типа (справочно : расход меньше на 9-14 процентов);

Отсутствие передач, следовательно нет рывков при переключении скоростей, что дают плавность и динамичность при передвижении;

Высокий коэффициент полезного действия, в сравнении с автоматом, показатель у вариатора выше в среднем на 6-9 процентов;

Простое управление автомобилем, а также требуется меньше времени на прогрев узла до рабочей температуры.




Недостатки вариатора :


- Механизм считается сложным в ремонте, так как не многие автомеханики хорошо знакомы с конструкцией некоторых моделей, поэтому обращаться при поломках или обслуживании придется к официальным дилерам, что влетит в копейку автовладельцу;

Необходимость частой замены трансмиссионной жидкости и гибкого приводного ремня механизма, что является не дешевой процедурой;

Много электроники в системе и в случае ее выхода из строя, придется обращаться на специализированные станции техобслуживания или к дилерам, что опять же дорого;

Трансмиссионная жидкость используется только специальная, с высокими допусками, которая априори дешево стоить просто не может и менять ее нужно, как можно чаще.



Дек что же лучше - автомат или вариатор? Исходя из технических особенностей в плане принципа действия , динамики , плавности хода и расхода топлива , то вариатор однозначно лучше автомата . Но, как только дело касается обслуживания и ремонта , то вариатор - это сплошная головная боль для автовладельца. Автомат считается более изученным относительно ремонтопригодности , его можно быстрее и дешевле починить , восстановить , а также доработать . Однако в одном обе трансмиссии схожи , если машина покупается поддержанной , то диагностику нужно делать обоих механизмов.



Видео обзор: "Автомат или вариатор - что лучше. Надежность, неисправности, ресурс, плюсы и минусы"


В заключении отметим, что не важно, какая трансмиссия установлена в покупаемом транспортном средстве, если оно приобретается новым у дилера . Зачастую в процессе эксплуатации нового автомобиля, при появлении тех или иных неисправностей , все закрывает гарантия производителя. Однако все наоборот, если машина покупается с рук, то есть с пробегом , например после гарантийного периода , который зачастую составляет 100 тысяч километров . В этом случае, более предпочтительней смотрится автомат , так как его легче и дешевле починить , в случае появления поломок . Кроме того, ресурс классических автоматов , как правило, на 25-30 процентов больше , нежели вариаторов .


БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ОСТАВЛЯЙТЕ СВОИ КОММЕНТАРИИ, ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ. ЖДЕМ ВАШИХ ОТЗЫВОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Перед автолюбителями при выборе нового авто встаёт вопрос, какой коробке переключения передач отдать предпочтение: классической автоматической, вариаторной либо роботизированной. Каждая из них имеет как позитивные, так и негативные стороны. Попробуем разобраться, какие у них отличия, и на чём остановить свой выбор.

Принцип работы КПП (коробки переключения передач)

Главное предназначение любого устройства, переключающего передачи, - принимать, преобразовывать, передавать и изменять направление крутящего момента. Современные автопроизводители выпускают транспортные средства с механической, автоматической КПП и автоматической в разных вариациях.

В механической переключение передач происходит при помощи человека. В остальных процесс автоматизирован, участия водителя не требуется. Чтобы разобраться в плюсах и минусах автоматической коробки переключения передач (АКПП), вариаторной (CVT) и роботизированной, детально остановимся на принципах работы каждой из них.

Классический «автомат» (гидротрансформатор)

Коробка-автомат с гидротрансформатором впервые была выпущена в 40-х годах минувшего века. Массово ею стали оснащать авто с 60-х годов. Она представляет собой целый комплекс механизмов:

гидротрансформатор, состоящий из турбинного и реакторного колёс, центробежного насоса, обгонной и блокировочной муфт;

планетарная коробка передач, основными деталями которой являются планетарные редукторы, фрикционные и обгонные муфты, соединительные валы, барабаны, тормозная лента.

Коротко принцип работы можно описать следующим образом: гидротрансформатор, размещённый между КП и двигателем, меняет передачу крутящего момента. Работа гидротрансформатора базируется на беспрерывной циркуляции жидкости, транспортирующей энергию от мотора к трансмиссии. Масло передаётся от центробежного насоса к турбинному колесу, затем на реактор, где её поток увеличивается и провоцирует увеличение оборотов насосного колеса.

При задействовании обгонной муфты осуществляются вращательные движения реакторного колеса. Переключение передач между поочерёдно соединёнными планетарными редукторами осуществляется с помощью муфт. Работа этих механизмов обеспечивается благодаря гидроцилиндрам, процесс работы которых контролирует электронный блок управления.

Стандартными режимами работы АКПП, которые выбирает водитель при помощи рычага селектора, являются:

Р (Park), П - парковочная блокировка; R (Reverse), ЗХ - задний ход; N (Neutral), Н - нейтральная передача; D (Drive), Д - движение вперёд; L (Low), ПП (принудительно понижающая) или ТХ (тихий ход).

Преимущества АКПП:

плавность при смене передач;высокая надёжность;комфортность управления авто;щадящая эксплуатация мотора и КП.

Недостатки коробки-автомата всё же имеются:

дороговизна;высокий расход топлива;высокая стоимость ремонта;требуется больше времени для разгона;небольшой срок службы;невозможность заведения «с толкача».

Сегодня классическая АКПП существенно доработана - есть модели, которые отличаются хорошей реактивностью, имеют зимний, спортивный, экономичный режимы работы, до 8 передач.

Вариатор

Вариаторная КП - это вариация «автоматики». Однако её устройство и принцип работы имеют существенные отличия от классической АКПП. Это бесступенчатая трансмиссия, в состав которой входят:

собственно вариатор;узел, осуществляющий разъединение двигателя с вариатором;система управления;механизм заднего хода.

Вариаторная КП может быть двух типов:

клиноременного;

тороидного.

Принцип работы основан на том, что два раздвижных шкива (ведущий и ведомый), соединённых металлическим ремнём, автоматически меняют свой диаметр, изменяя при этом передаточное число. Запускается вариатор с помощью рычага селектора. Режимы передач идентичны с АКПП.

Позитивные стороны вариатора перед другими КП:

эффективность при использовании мощности мотора;высокая экономия топлива;комфортность управления и самого движения;плавность хода авто;ровный разгон и оперативный набор скорости;малая нагрузка на мотор;экологичность;высокий КПД.

Если вы всё-таки решили отдать предпочтение вариатору, то стоит учесть и его недостатки:

сложность конструкции и ремонта, в покупке запчастей;малое количество сервисов, способных осуществлять ремонт;быстрый износ при езде по плохим дорогам и бездорожью;специфический шум при работе;короткий срок эксплуатации;не ставится на мощные машины.

Важно! Опытные автослесари и автолюбители советуют отказаться от приобретения авто с вариатором, которое уже было в употреблении. Если покупка уже сделана, то необходимо вовремя осуществлять полную замену масла, датчиков скорости и уровня топлива.

Роботизированная КПП

Роботизированная коробка передач вобрала в себя элементы «механики» и «автоматики». По сути, она представляет собой механическую КП с электронным блоком управления, осуществляющим выключение и включение муфты сцепления и переключения передач.

При управлении роботизированной КПП водитель, как и в автоматике, просто переводит селектор в необходимый режим, а переключение передач производит электронный блок. Также производители авто сохранили возможность перехода в ручной режим.

В «роботе» предусмотрены режимы: нейтральная передача (N), задний ход ®, движение вперёд (А/М либо Е/М), переключение передач (+/-).

Достоинства КП:

низкая цена (обычно «роботами» оснащены бюджетные авто);экономный расход топлива;возможность переключения в режим ручного управления.

Недостатками такого вида КП считают:

присутствие пауз, рывков и толчков при переключении передач;заторможенность;невозможность буксировки.

Стоит отметить, что производители стараются стабильно усовершенствовать трансмиссии. Так, сегодня самым современным вариантом роботизированной КП второго поколения является преселективная трансмиссия с двумя сцеплениями. Её составляющими являются 2 вала для чётных и нечётных передач. Каждый вал соединён с двигателем отдельным сцеплением.

Преимущества преселективной трансмиссии уже успели оценить:

возможность быстрого разгона;экономичность при расходе масла и топлива;максимально возможный на сегодня КПД среди «автоматики».

К недостаткам тоже не стоит подходить снисходительно. Сюда относятся:

высокая стоимость;дорогостоящие ремонтные работы и замена масла;рывки и провалы в динамике авто.

Чем отличается вариатор от «автомата» и «робота»

При покупке авто даже опытный автомобилист не всегда сможет разобраться, какая коробка передач в нём установлена. Приводим советы, как отличить АКПП, CVT и «робота» визуально.

Найти отличия между автоматической и вариаторной коробкой передач при посадке в салон авто невозможно. И та и другая выглядят идентично: один рычаг управления, одинаковое обозначение режимов.

Существует 4 основных признака, по которым можно определить тип КП:

Количество режимов. Вариаторы могут содержать меньшее количество режимов - обычно 4: «P», «N», «D», «R». В современных «автоматах» присутствуют ещё и дополнительные. Указание типа КП рядом с маркой автомобиля.

Чтобы разобраться, какая же всё-таки КП установлена в машине, следует осмотреть её снаружи сзади. Большинство производителей около обозначения марки и модели сообщают и тип трансмиссии - «AT» или «CVT». Разница в «поведении» транспорта в ходе езды. У авто с АКПП будут присутствовать рывки и толчки. У транспортных средств с вариатором их не будет. Кроме того, у последних будут слышны щелчки в коробке. Разное «поведение» машины при подъёме на горку. Если при движении под гору затормозить и отпустить педаль газа, автомобиль с АКПП будет плавно двигаться вперёд без отката назад. Автос вариатором сделает откат назад и не будет осуществлять движение вперёд на холостых оборотах.

При отсутствии возможности воспользоваться вышеперечисленными способами за информацией о типе трансмиссии следует обратиться:

к добросовестному продавцу, к опытному автослесарю, к сопроводительной документации авто.

Видео: отличия вариатора, автомата и робота

Отличить вариатор от «робота» проще - достаточно взглянуть на внешний вид коробки передач в салоне и обозначения режимов. В вариаторе основным режимом движения вперёд является D, в «роботе» - А/М или Е/М (хотя в преселективной трансмиссии такого отличия уже нет).

Советы по уходу

Чтобы АКПП прослужила как можно дольше, следует строго придерживаться некоторых правил эксплуатации:

При остановке на спуске либо подъёме нужно пользоваться стояночным тормозом. Производить переключение в режимы P, R после остановки движения машины. Незамедлительно обращаться в автосервис при наличии толчков и рывков в ходе переключения передач, а также горелого запаха, шума либо гула в районе КП.

Важно! При поломке машины с АКПП её нужно буксировать на нейтральной передаче с включённым мотором. Транспортировка на буксире на расстояние больше 80 км со скоростью свыше 30 км/ч. не рекомендуется из-за риска повреждения узлов и деталей самой коробки.

Чтобы продлить срок службы вариаторной коробки передач, следует:

Осуществлять постоянный контроль за уровнем масла, менять его после каждых 30 тысяч км пробега. Использовать лишь качественное масло от хорошо зарекомендовавших себя производителей и строго подходящее к авто. В холодное время года не перегружать трансмиссию на старте движения. Периодически проверять состояние разъёмов и проводки. Предоставлять ремонт и диагностику вариатора только специалистам из автосервиса. Самостоятельно проникать в КП не стоит.

Осуществлять буксировку лишь при работающем двигателе на недлин«««ные расстояния. Стараться не допускать резких разгонов и торможений, ударов трансмиссии. Не ездить по бездорожью либо просёлочным дорогам. Не буксировать другие транспортные средства. Следить за состоянием датчика скорости.

Роботизированная КП прослужит дольше, если придерживаться таких правил эксплуатации:

Не допускать буксования в холодное время года. Производить простой автомобиля, включив режим «Е». При плохом дорожном покрытии осуществлять старт, не газуя, со 2-й передачи. При кратковременной остановке переходить в режим «А». Проводить диагностику несколько раз в год.

Какой вариант лучше и почему

Вряд ли можно однозначно ответить на вопрос, какая коробка переключения передач лучше, ведь каждый автомобилист будет выбирать её в соответствии с собственными целями и предпочтениями. Среди автомобилистов по-прежнему популярны авто с АКПП. Усовершенствованные вариаторы также не сдают свои позиции. Простые «роботы» отходят в прошлое. Им на смену приходят более современные трансмиссии (например, преселективная).

Знаете ли вы? Самым быстрым серийным легковым автомобилем сегодня является Bugatti Veyron Super Sport. В 2017 году на нём был установлен рекорд скорости в 457,4 км/ч.

В целом же, если подвести итоги, то среди рассмотренных нами вариантов наиболее оптимальным на сегодня решением является классическая «автоматика». Объясняется это следующими причинами:

надёжностью; доступностью ремонта и замены запчастей; возможностью ездить по любым дорогам.

Машины с вариаторными КП подойдут для тех, кто любит плавный ход. «Роботы» - тем, кто предпочитает небольшие автомобили, любит спокойную езду, передвигается по городским дорогам и шоссе, ставит во главу угла экономичность. Любителям активной езды, скорости и манёвров следует присмотреться к преселективной трансмиссии.