Согласно статье 87 Земельного кодекса земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию. Эти земли используются для несельскохозяйственных целей. Другим критерием, с помощью которого определяются эти земли, является их нахождение за пределами черты городских и сельских поселений.
Основная функция, которую выполняют эти земли, выражается в их использовании как пространственного операционного базиса, места размещения объектов недвижимости: промышленности, транспорта, связи, энергетики и т.п Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. Боголюбова С.А. - 4-е изд., перераб., доп. - М.: Проспект, 2010.. В соответствии со статьёй 79 Земельного кодекса для указанных специальных задач должны предоставляться в первую очередь земли, не пригодные для ведения сельского хозяйства, либо при отсутствии таковых земель - сельскохозяйственные угодья худшего качества. В земельном законодательстве установлены ограничения на изъятие земель, используемых как средство производства в сельском и лесном хозяйстве, для перевода их в состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного специального назначения.
Особенностью правового режима данной категории земель является установление различных видов зон с особыми условиями использования земель. Охранные, санитарно-защитные и иные зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов. Установление зон с особыми условиями использования земель даёт возможность не изымать эти земли и предоставлять земельные участки для несельскохозяйственных специальных целей, имеющие минимальные размеры.
Земельные участки, на которых устанавливаются зоны, у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются. В их пределах вводится особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, не совместимые с целями установления зон. Зоны устанавливаются на основании соответствующих нормативных правовых актов решениями соответствующих органов при предоставлении земель.
Отличительная черта правового регулирования использования данной категории земель заключается в том, что их правовой режим, а также смежных с ними земельных участков, включенных в состав указанных выше зон, подчинен режиму эксплуатации объектов недвижимости, прочно связанных с землёй.
Правовой режим земель промышленности.
Основные положения правового режима этих земель определены в статье 88 Земельного кодекса. Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Федерации.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земли промышленности как отдельный вид рассматриваемой категории земель находятся только вне территорий поселений. Земли, занятые промышленными предприятиями в городах и других поселениях, включаются в состав земель поселений. К землям промышленности относятся земельные участки, предоставленные для размещения и эксплуатации предприятий металлургической, химической, обрабатывающей, горнодобывающей и других отраслей промышленности. Это земли, занятые фабриками, заводами, шахтами, рудниками, карьерами, приисками и другими горнодобывающими предприятиями. Земельные участки предоставляются промышленным предприятиям для их производственной деятельности и используются для размещения производственных объектов, цехов, складов, прокладки коммуникаций и других целей.
Промышленные предприятия обязаны использовать свои земельные участки строго по целевому назначению. Они не могут использовать их для целей, не связанных с производственной деятельностью. Хотя промышленные предприятия могут создавать подсобные сельские хозяйства, но для этих целей им предоставляются земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Федерации Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001г. // СЗ РФ. - 2001. - № 44. - Ст.90..
Правовой режим земель железнодорожного транспорта.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
- · размещения железнодорожных путей;
- · размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
- · установление полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам, при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 90 Земельного кодекса).
В Федеральном законе «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ст. 2) закреплено определение земель железнодорожного транспорта. Это - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и охранных зонах Федеральный закон РФ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 18.07.2011 N 242-ФЗ // СЗ РФ. - 2011. - №5. - Ст.3567..
В соответствии со статьёй 91 Земельного кодекса Российской Федерации, землями данной категории признаёт земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Федерации.
В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:
- · эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;
- · кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
- · подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
- · наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;
- · наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.
К землям связи относятся земельные участки, предоставляемые для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, аренду либо передаваемые на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи Федеральный закон РФ «О связи» от 06 декабря 2011г. // СЗ РФ. - 2011. - №126. - Ст.10..
Предоставление земельных участков организациям связи, порядок (режим) пользования ими, в том числе установление охранных зон сетей связи и создание просек для размещения сетей связи, основания, условия и порядок изъятия этих земельных участков устанавливаются законодательством РФ.
Как установлено ст. 31 Федерального закона от 28 июня 2009. № 124-ФЗ «О почтовой связи», земельные участки, предназначенные для размещения объектов почтовой связи, предоставляются в порядке отвода земель для государственных и муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством РФ. Для размещения объектов почтовой связи организаций федеральной почтовой связи земельные участки предоставляются по ходатайству федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области почтовой связи, или другого органа, выступающего по его поручению в качестве заказчика соответствующих работ, на основании проектной документации, утвержденной в установленном порядке.
Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 9 июня 1995 г. № 578, регулируют правовой режим охранных зон линий и сооружений радиофикации, определяют условия проведения работ в таких охранных зонах, закрепляют права и обязанности юридических и физических лиц, ведущих хозяйственную деятельность в этих зонах.
Цель Правил - обеспечить сохранность действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи, в том числе путем установления соответствующих ограничений прав собственников земельных участков, которые включены в состав охранных зон с особыми условиями использования.
Порядок использования земельных участков, расположенных в охранных зонах сооружений связи и радиофикации, регулируется земельным законодательством РФ.
Правила предусматривают необходимость получения разрешения для различного рода работ в охранной зоне. Что касается правового режима радиовещания, телевидения и информатики, то он практически в действующем законодательстве не урегулирован.
Порядок и условия использования земель обороны и безопасности установлен в статье 93 Земельного кодекса РФ. Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используют или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Так, в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил нашей страны.
В случае необходимости временного использования земель для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются.
Для обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений, пограничных знаков, пунктов пропуска через Государственную границу РФ и других объектов.
Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях, земельные участки предоставляются в постоянное пользование или в аренду. В закрытом административно-территориальных образованиях особый режим использования земель устанавливается по решению Правительства РФ.
Земельный кодекс допускает возможность передачи отдельных земельных участков при соблюдении определённых условий из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим и физическим лицам.
Правовой режим земель обороны.
Кроме Земельного кодекса РФ условия использования земель для обеспечения обороны страны установлены и в иных законодательных актах. Так, ст.1 Федерального закона от 05 апреля 2011 г. №46-ФЗ «Об обороне» предусматривает, что земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов РФ, органов местного самоуправления, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством РФ.
На этих землях располагаются обособленные военные городки общевойсковых, военно-воздушных, военно-морских, ракетных и других частей, расположенных вне черты населённых пунктов; военные городки при полигонах, арсеналах, научно-исследовательских институтах, учреждениях и предприятиях, имеющие регламентированный Министерством обороны РФ режим деятельности. Особенностью правового режима этих земель является установление запретных зон.
Запретные зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного значения, а также окружающей среды при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2000 г. N 135 "Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов".
В законодательстве определен правовой режим земельных участков, на которых находятся объекты по хранению и уничтожению химического оружия. В качестве такого объекта признается совокупность специально выделенной и охраняемой территории, на которой постоянно находится химическое оружие, и расположенного на этой территории комплекса основных и вспомогательных сооружений по его хранению. Эти требования установлены в Федеральном законе от 21 апреля 2011 г. № 73-ФЗ «Об уничтожении химического оружия». Вокруг таких объектов устанавливаются зоны защитных мероприятий, направленных на обеспечение коллективной и индивидуальной защиты граждан, окружающей среды от возможного воздействия токсичных химикатов вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций.
Положение о зоне защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1999 г. № 208, определяет порядок установления и функционирования зоны защитных мероприятий вокруг объектов по хранению и по уничтожению химического оружия.
Правовой режим земельных участков, на которых находятся хранилища, склады государственного и мобилизационного резервов, урегулирован в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. № 313-ФЗ «О государственном материальном резерве». Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренным указанным Законом.
Запасы государственного резерва независимо от места их размещения, предприятия, учреждения, организации и другие объекты, входящие в систему государственного резерва, а также земельные участки, на которых они расположены, составляют федеральную собственность.
Правовой режим земель безопасности.
Особый режим использования земель может устанавливаться в пограничных зонах, которые признаются землями безопасности, что влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, находящихся в пределах этих зон. Порядок пользования земельными участками в пограничной полосе регулируется Законом РФ в ред. от 03 июня 2011г. «О государственной границе Российской Федерации». Согласно ст. 16 этого Закона в пограничную зону включаются зона местности шириной до 5 км вдоль Государственной границы на суше, морского побережья РФ, российских берегов пограничных рек, озёр и иных водоёмов и острова на указанных водоёмах. В пограничную зону могут не включатся территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений или объектов культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования.
Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне регулируются федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
земля промышленность правовой транспорт
Относятся угодья, которые могут использоваться либо предназначены для реализации задач, связанных с обеспечением:
- деятельности компаний;
- эксплуатации объектов, относящихся к воздушному, железнодорожному, водному (речному, морскому), автомобильному типам транспорта;
Определение земель транспорта и категорий участков, которые составляют эти земли, регулируется .
Правовой режим земель транспорта обладает несколькими особенностями:
- он устанавливает зону, обладающую особым условием пользования территориями;
- он распространяется на участки, которые относятся к транспортным территориям и смежным наделам .
Предоставление земель транспорта
Земли транспорта (на основании пунктов 2-8, 90-й статьи ЗК ) предназначены и могут использоваться с целью обеспечения эксплуатации сооружений и деятельности компаний, которых можно отнести к отрасли:
- Железнодорожного транспорта.
Свободные участки, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут быть предоставлены в аренду физическим либо юридическим лицам под:
- устройство разгрузочно-погрузочной площадки;
- складирование и хранение различного груза (кроме взрывоопасных и химических веществ или ГСМ);
- оказание различных услуг пассажирам;
- строительство прирельсовых складских помещений;
- сельскохозяйственную деятельность.
- Автомобильного транспорта . Участки земли, находящиеся в зоне полосы отвода автомагистралей, предоставляются физическим и юр. лицам для создания строений дорожного сервиса, предназначенного для воссоздания нужных условий сохранности и использования автодорог и безопасности движения автотранспорта.
- Водного (речного, морского) транспорта. Частным компаниям и лицам предоставляется часть береговой полосы внутренних водных трасс, которые расположены за чертой населённого пункта, для ведения работ в отрасли судоходства речными путями.
- Воздушного транспорта. Государственным и частным компаниям предоставляются территории для размещения подземных и наземных объектов, которые необходимы для ремонта, реконструкции и управления полётами воздушных лайнеров.
- Трубопроводного транспорта. На участках земель трубопроводной системы, предоставленных гражданам и компаниям для ведения хоздеятельности, находящихся вблизи магистрального трубопровода запрещается возведение различных строений и создание препятствий для ведения аварийно-ремонтных работ на линии трубопровода.
На землях транспорта может размещаться несколько типов объектов:
- железнодорожные пути, станции и вокзалы;
- полосы отводы и охранные зоны для железнодорожных трасс;
- автомобильные дороги, сервисы автодорожного обслуживания, стационарные посты МВД;
- водные линии, появившиеся искусственным путём, речные и морские пристани, причалы, порты, маяки;
- посадочно-взлётные полосы, аэровокзалы, аэродромы, аэропорты;
- трубопроводные, газопроводные, нефтепроводные системы.
Размеры земель транспорта
Размеры земель транспорта определяются на основании действующих законодательных норм либо типовых проектов строительства транспортных строений. В ситуации, где нет действующих законодательных норм и нет возможности воспользоваться типовыми проектами (из-за специфики рельефа, климатических либо технико-инженерных особенностей, тонкостей строящегося объекта), размеры участков можно определить при помощи проектно-сметной документации.
Правом определения размеров транспортных земель наделены муниципальные или государственные структуры, которые осуществляют учет и контроль территорий, относящихся к соответствующим типам транспорта (воздушному, железнодорожному, водному, автомобильному).
Частный случай
Статьей 90 (пунктом 8) ЗК введено ограничение по переводу земельных участков в категорию земель транспорта. В частности, наделы, которые используются в целях проведения реконструкции, возведения, капремонта объектов трубопроводной системы, но принадлежат к иным категориям угодий, не переводятся в группу «Земли транспорта», а лишь предоставляются во временное пользование на период осуществления необходимых ремонтных мероприятий.
Заключение
Подводя итоги статьи, следует выделить несколько ключевых моментов:
- Земли транспорта предназначены для размещения строений, которые будут использованы по прямому назначению и в ремонтных целях в транспортной отрасли.
- Участки, принадлежащие иным категориям земель, но используемые для обслуживания трубопроводов не переводятся в категорию «Земли транспорта».
- Резервирование земель транспорта происходит в порядке, утверждённом постановлением №561 .
Список законов
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям транспорта
Вопрос : Меня зовут Святослав Захарович. Я руководитель городского совета в небольшом посёлке Свердловской области. На одной из окраин города проводится строительство нового микрорайона (который будет содержать порядка 10-15 многоэтажных домов ). На сессии горсовета было принято решение о возведении за чертой города вблизи нового микрорайона небольшой резервной электростанции, предназначенной для снабжения электричеством новых домов. Электростанция будет соединена с городом линией электропроводов, прикреплённых к металлическим опорам, которые будут установлены на участках огороднического кооператива. Однако, поскольку в местном бюджете на данный момент недостаточно средств на возведение электростанции, принято решение начать строительные работы в следующем году. У меня возникает вопрос: на каком основании и на какой период можно зарезервировать земли для размещения на них линии электропроводов?
Ответ: Святослав Захарович, в вашем случае земли огороднического кооператива могут быть зарезервированы сроком до двадцати лет , а основанием для резервирования служат и 90 (пункт 8) ЗК . Резервировать территорию следует в порядке, который утверждён в 2008 году . Этапы действий при этом будут следующими:
- Депутаты горсовета должны составить ходатайство о резервировании наделов и отправить его вам на рассмотрение. Вместе с ходатайством вам должны быть предоставлены ещё несколько документов, выданных Росреестром и содержащих информацию о планировке территории, которая будет зарезервирована.
- На основании полученных документов, вы выносите решение о резервировании территории. Решение должно быть составлено в письменном виде (в форме акта). В составленном акте, в обязательном порядке, должна быть прописана информация о:
- длительности и цели резервирования наделов;
- реквизитах документа, который послужил основанием для резервирования (в вашем случае это решение депутатов горсовета);
- дате и месте, где будут ознакомлены с вынесенным решением руководители огороднического кооператива.
- В местных СМИ (газетах или телеканале) следует опубликовать либо озвучить принятое решение. После этого резервирование участков обретает силу.
- Группа депутатов, контролирующая процесс резервирования, должна направить схему резервируемых наделов и копию решения в Росреестр для регистрации ограничения прав, установленных принятым актом.
Земли транспорта - земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 90 ЗК РФ).
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта
- размещения железнодорожных путей;
- размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
- установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
См. Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденное приказом МПС РФ от 15 мая 1999 г. N 26Ц
В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:
- размещения автомобильных дорог;
- размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;
- установления полос отвода автомобильных дорог.
Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса . Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
См. Административный регламент Росавтодора предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам или юридическим лицам земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения для размещения объектов дорожного сервиса, утвержденный приказом Минтранса России от 5 мая 2012 г. N 137
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
- размещения искусственно созданных внутренних водных путей;
- размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;
- выделения береговой полосы.
Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
См. Положение об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей РФ, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 г. N 71
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
- размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;
- размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта .
Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения . Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. После ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта не требуется.
У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов .
3.5
Это земельные участки (ЗУ), которые предназначены для организации и эксплуатации земельных объектов и которые могут использоваться с целью формирования транспортных коммуникаций следующих видов:
Относятся к таковым, если права на них возникли у законных участников земельных отношений на основаниях, предусмотренных Земельным Кодексом, в частности – статьями и , федеральными и муниципальными законами и распоряжениями.
Понятие и общая характеристика
Земли транспорта – это особый состав земель, который вправе использоваться только для развития транспортной инфраструктуры муниципального и федерального значения. В этом качестве они внесены в Государственный земельный кадастр (ГКН), под соответствующим шифром. Это специфический земельный объект, на основании его целевого использования возникают земельные и гражданские отношения правовых субъектов.
На транспортных массивах могут прокладываться только непосредственно пути транспортного сообщения . Строительство капитальных объектов и сооружений допускается только в контексте тех задач, которые соответствуют целям их использования.
Использование этих участков под нужды, не связанные с транспортом считается нарушением и влечёт административную ответственность.
Какие участки относятся к этой категории?
Землям транспорта признаются территории, выделенные из состава категории , в том числе:
- иного специального назначения.
Земли могут располагаться только за пределом массивов населенных пунктов и использоваться согласно целевому назначению на основании норм статьи 87 ЗК РФ . В классификаторе видов разрешённого использования, вступившем в силу 01.09.14 г. и утверждённым приказом Минэкономразвития под № 540 , они закодированы под шифром 7.1-7.5. Являются видом целевого назначения.
К ним относятся следующий состав земель:
- автомобильного транспорта;
- железнодорожного транспорта;
- водного транспорта;
- аэровоздушного транспорта;
- трубопроводов.
Особенности и разновидности их использования следующие:
Главной спецификой использования этих земель является не только извлечение пользы, но и соблюдения безопасности их эксплуатации. Все обозначенные массивы отводятся по определённым стандартам, которые предусмотрены для безопасного функционирования транспортных линий. К ним относятся расстояния от водной границы, размеры отводов под железнодорожное полотно и взлётные полосы.
Железнодорожное сообщение предусматривает также наличие складов, предназначенных для хранения предметов повышенной ценности и объектов с особым статусом правового регулирования.
Правовой режим и положение
Правовой режим земель транспорта опирается на положения законодательства . В соответствии со статьёй 25 Федерального закона от 8.11.07 г. № 257-ФЗ границы отвода полосы автотрассы устанавливаются документацией планировки территории – проектом планировки. Он подготавливается с учетом установленного нормирования по отводу земель. Нормы планировки размещения автодорог и объектов их эксплуатации утверждены ПП РФ от 2.09.09 г. под № 717 .
Что касается железнодорожных путей, то размеры выделяемого массива включают в себя полосы отвода, которые устанавливаются проектно-сметной документацией. В целях безопасности путей и иных объектов и сооружений, также – для безопасности граждан и железнодорожных работников устанавливаются охранные зоны. В частности при опасности:
- схода лавин, оползней и селей;
- обвалов и размывов при паводке;
- других опасностей природных факторов;
- движения скоростных поездов.
Правовой режим эксплуатации полос отвода и охранных зон утверждён ПП РФ от 12.10.06 г. под №611 . Правовой режим земель водного транспорта установлен ФЗ РФ от 7.03.01 г. под № 24-ФЗ, известного как КВВТ, а так же Законом «о морских портах РФ» . В них указаны границы береговой территории, которые могут использоваться под земли транспорта, а так же основные правила их эксплуатации.
Воздушный транспорт требует выделения территории только для взлёта и посадки, а так же – для эксплуатационных зданий и сооружений. Но в силу повышенной ответственности за безопасность жизнедеятельности, здесь применяются многочисленные законодательные акты, нормативы и СНИП. Главные регулирующие правовой режим положения, определены в следующих актах :
- Воздушный Кодекс РФ.
- Правила использования воздушного пространства РФ, утвержденные ПП РФ от 11.03.10 г. № 138 .
На их основании для каждого аэродрома выделяется при аэродромная территория. Её размеры – 30 км в радиусе от установленной контрольной точки. Так же предусматриваются иные положения режима безопасности.
Кто является собственником?
Главным собственником земель транспорта является государство , то есть они считаются федеральной земельной недвижимостью. В соответствии с региональными нормативами управления, передаются Субъектам Федерации, о чём в информационный банк ГКН внесена соответствующая информация. Несмотря на передачу земель в ответственное владение муниципалитетов, они не могут распоряжаться ими без согласия государственных органов, то есть все распоряжения должны утверждаться на Федеральном уровне.
Исключение составляет определённая часть земель, которая получена в собственность учредителей РЖД в процессе приватизации или путём её выкупа у государства внесением уставного капитала. Такие территории принадлежат РЖД.
Разрешённое и запрещённое использование
Обозначенный вид земель может использоваться только в целях, служащих развитию транспортной инфраструктуры. В число разрешённых объектов могут входить :
Кроме этого здесь разрешено возведение объектов для обслуживания пассажиров на время пути:
- придорожные и привокзальные кафе;
- отели и мини гостиницы;
- аптечные пункты и т.п.
На данных землях запрещены любые виды работ, которые не соответствуют целевому назначению и не имеют отношения к тому виду транспорта, для которого осуществлён отвод участка. Здесь также недопустимо:
- вырубать насаждения;
- перекрывать русло искусственного водоёма;
- проводить работы в приближении к железнодорожной насыпи;
- выпасать и прогонять скот;
- проводить любые работы, которые могут повредить железнодорожное полотно;
- проводить любые работы ближе, чем за 30 км от аэропорта.
Транспортные магистрали – территория повышенной опасности, их использование требует соблюдения установленных норм.
Управление и мониторинг
Управление земельной собственностью принадлежащей государству – обязательное условие, включённое в государственную программу эффективного использования земельного ресурса. Проводится посредством мониторинга и принятия на основании выявленных данных – решений о дальнейшем проведении существующей земельной политики.
Мониторинг земель является частью госпрограммы по определению влияния использования земель под транспортные нужды на экологическое состояние окружающей среды. Проводится органом ГКН в силу положений статьи 67 ЗК РФ .
Задачи мониторинга следующие :
- наблюдение за состоянием используемых почв;
- получение достоверных сведений об их состоянии;
- возможность дальнейшего их использования под нужды транспорта;
- влияние качества земель на окружающую экологию;
- степень эффективности их использования по назначению.
Все полученные сведения передаются в специальные федеральные комиссии, которые принимают ответственное решение по дальнейшему использованию ресурса или изменениям в его использовании. Федеральные решения передаются в регионы, а региональные органы самоуправления проводят ознакомление с ними уполномоченных должностных лиц, ответственных за использование данных земельных массивов.
Таким образом, система управления государственной земельной собственностью составляет единую сеть, и включается в комплексное использование под нужды транспортных коммуникаций.
Массивы, принадлежащие РЖД, подчиняются общим правилам эксплуатации, предусмотренным федеральными программами.
Методы государственной кадастровой оценки
Вся оценочная деятельность земель осуществляется органом ГКН путём проведения ревизии . Ревизионная переоценка в отдельных кадастровых кварталах должна проводиться не реже чем через 5 лет, но не чаще, чем один раз в 3,5 года. После проведения ревизии удельная кадастровая стоимость земли соответствующей категории может изменяться на основании проведённых расчётов.
На основании произошла отмена ранее используемых методик государственной кадастровой оценки. в настоящее время процедура регулируется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными ПП РФ от 08.04.2000 г. под № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» .
Ответственными исполнителями являются независимые оценщики , которые призываются для проведения работ на местах – по распоряжению муниципалитетов. Они могут использовать методы оценки, соответствующие закону «Об оценочной деятельности» .
Можно ли арендовать или перевести в собственность?
Некоторые ЗУ, относящиеся к данному виду, допускается получать в аренду путём выкупа арендных прав у муниципалитета на основании статьи 90 ЗК РФ . Это участки, на которых можно возвести капитальное нежилое строение, соответствующее целевому использованию – для услуг, предоставляемых пассажирам и сервисных центов.
Земли под автотрассами, железнодорожными путями, взлётными полосами и портами оформлять в аренду нельзя.
Оформление данных земель в собственность, недопустимо ни при каких условиях. Если на них возводятся строения, использующиеся под целевые нужды транспорта, допускается обременение сервитутом.
То же касается проведения трубопроводов – на время работы ЗУ допустимо арендовать или оформить сервитут. Выкуп или приватизация таких земель и иные формы собственности не допускаются.
Земли транспорта – целевое назначение категории . Могут использоваться только по целевому назначению с соблюдением установленных норм и правил эксплуатации. Принадлежат государству, могут передаваться в управление муниципалитетам. В определённых случаях допускают аренду или обременение сервитутом.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .