За рулем в индонезии. Аренда мопеда на Бали: полезные советы

Сам я уже не первый год вожу мотоцикл Yamaha FZ400 , в городских и шоссейных условиях и поэтому имею личный опыт в данном вопросе.

Итак, основные правила на дороге:

  1. Ездить трезвым, в здравом уме и трезвой памяти!
  2. Всегда одевать шлем (не для полицейских, а для вашей личной безопасности)
  3. Не превышать скоростной режим, а на Бали особенно!
  4. Предугадывать ситуации на дорогах
  5. Уступать другим участникам движения

К сожалению, статистика весьма печальных последствий — особенно печальна, когда русские и другие европейцы приезжают на Бали и понимают, что тут можно ездить после Скайгардена, пары-тройки бутылок пива, виски или вообще в состоянии другого опьянения. Ну с кем не бывало 🙂

На Бали есть свои особенности поведения на дороге и их важно соблюдать, поскольку другие участники движения вокруг вас по большей части – Индонезийцы.

Самое шокирующее будет то, что на Бали принято ездить по встречке, разворачиваться через сплошные, не смотреть в зеркала вообще и даже когда выезжают с прилегающей территории! Стоит заметить что движение на Бали левостороннее , хотя к этому очень быстро привыкаешь. Обратите внимание на фотографию справа, с какой легкостью и местные поворачивают по встречке 🙂

Самые частые аварии бывают двух видов. Падения с байка на поворотах и столкновения с местными при перестроениях в потоке.



Почти каждый день можно увидеть европейцев с ссадинами на руках и ногах, а это как минимум 1-2 недели испорченного отдыха, а иногда и более длительное и дорогостоящее лечение. Вот почему так важно соблюдать эти простые правила и перед поездкой на Бали.

Как избежать падения с байка на Бали

Правильно проезжайте повороты. Если впереди крутой поворот, притормаживайте заранее, в самом повороте отпустите тормоз и не газуйте. В повороте вы должны катиться на холостом ходу, а вот после поворота сразу же можно набирать скорость, это уже не опасно.

Соблюдайте скоростной режим. Большинство балийцев ездит со скоростью 40-60 км/ч, поскольку это наиболее безопасная скорость. На такой скорости вы легко сможете отреагировать на препятствия на дороге или быстро остановиться, если потребуется.

Не тормозите на песке непосредственно в повороте. Притормаживать перед поворотами надо заранее, см. иллюстрацию. Это поможет вам избежать ситуаций, когда на резком повороте «вдруг» оказался песок и тут два варианта развития событий: если совсем не тормозить, то можно со всего ходу положить скутер на песке при повороте, или начать торможение и тоже сорвать скутер в неконтролируемый занос из-за заблокированных колес. На песке тормозить крайне опасно, особенно на высокой скорости! На Бали очень часто можно встретить небольшие насыпи песка, камней или грязи/глины в поворотах, а именно они становятся причиной многих аварий на байках.
Газовать в поворотах тоже опасно, лучше всего катиться на холостом ходу.

Что предпринять: притормаживайте перед поворотом, если в вашей полосе есть возможность проехать не по песку, а по чистому асфальту, то обязательно проезжайте по чистому асфальту, см. фото. Не выскакивайте ради чистого асфальта на встречку в поворотах, т.к. там может «внезапно» оказаться встречный транспорт.


Это так же касается всего мусора который может быть на дороге, в т.ч. например, подношения, листва.
Будьте готовы что вам кто нибудь вылетит на встречку, это отчасти нормально. Часто если вам на встречу едет автомобиль или тем более плотный поток, то байки могут обгонять транспорт по вашей полосе, ожидая что вы сместитесь влево и пропустите их.

Тормозите одновременно задним и передним тормозом. У мотоциклистов есть правило положения пальцев на рукоятках мотоцикла. На скутерах оно действует так же, хотя на них нет сцепления.
Слева тормоз заднего колеса , на рукоятке тормоза должны быть только 3 пальца (указательный, средний и безымянный), а мизинец остается обхватывать руль байка.
Справа тормоз переднего колеса , на рукоятке должно быть не более 2-х пальцев, а остальные 2 (безымянный и мизинец) обхватывают руль байка.


Почему так? Это важно для правильного распределения тормозных усилий. Это помогает правильно рассчитать усилие для торможения, удержать руль, что в свою очередь поможет лишний раз не увести скутер в занос.

Так же обратите внимание на то как работают тормоза, как правило передний тормоз может работать хорошо и сразу блокирует колесо, а задний наоборот работать плохо и медленно тормозить. Попросите хозяина отрегулировать тормоза, это залог вашей безопасности.

Важно, что бы при торможении задний тормоз начинал тормозить чуть раньше переднего (на доли секунд, именно поэтому важно правильное положение пальцев на руле), это стабилизирует скутер и помогает быстрее остановиться.
Тормозить только задним, или только передним тормозом плохо, т.к. тормозной путь увеличится на 30-50% и может привести к заносу.

Уступайте другим участникам движения. У балийцев есть особенности в управлении автомобилем и байком. На половине байков нет зеркал заднего вида, у оставшейся половины зеркала установлены для красоты 🙂 Поэтому когда они перестраиваются в потоке, то не видят ничего что происходит сзади. Часто возникает такая ситуация когда вы хотите обогнать байк впереди, и уже когда вы с ним почти параллельно, он вдруг начинает резко уходить в вашу сторону вплоть до столкновения. В такой ситуации принято уступать (притормозить или сдвинуться).
Часто балийцы вовсе не смотрят по сторонам когда выезжают с прилегающей территории, в такой ситуации так же принято уступать им дорогу.
Не редки ситуации, когда требуется немного проехать назад, они не разворачиваются в полосу попутного направления, а едут по краю дороги прямо по встречке.

Советую все-таки смотреть по зеркалам, т.к. наш стиль вождения отличается от местного и это поможет избежать некоторых опасных ситуаций.


! Для новичков! Если вы только учитесь ездить на скутере, обязательно выработайте привычку отпускать газ в опасных ситуациях , поскольку вариатор будет разгонять скутер при увеличении газа.
Выжимаете тормоз — бросайте газ! Это очень важное правило, поскольку мы не раз видели как новички вставали на дыбы пытаясь на самом деле затормозить! Это еще одна причина необходимости правильного положения пальцев на тормозе переднего колеса (правая рукоятка).

Стоит заметить что несмотря на хаотичность движения и отсутствие правил, водить тут достаточно легко и понятно, именно по той причине что все участники движения более вежливы на дороге, чем мы привыкли в России.

Техническое состояние скутера перед поездкой, аренда скутера на Бали

Перед тем как арендовать скутер на Бали проверьте его техническое состояние прежде чем платить деньги. Пробег скутера скажет вам о его общем состоянии. Хорошо если он прошел не более 20 тыс. км., иначе может быть стоит поискать более новый или попросить скидку если визуально с ним все в порядке, поскольку он запросто может сломаться в дороге.

Проверьте тормоза. Заведите скутер, начните движение и не разгоняясь более 10 км/ч проверьте по очереди передний и задний тормоз резким торможением, блокируются ли колеса?! если тормоза оставляют желать лучшего, то такой скутер лучше не брать! Бывают случаи когда скутер «ведет», это говорит о том, что скорее всего на нем уже кто-то врезался и погнул вилку. От такого скутера вы будете быстро уставать, т.к. придется постоянно подруливать.


Проверьте состояние покрышек.
Если рисунок протектора сильно изношен и канавки уже едва заметно или посередине образовалась сплошная полоса, то в дождь сцепление с дорогой будет хуже некуда! Поскольку резина для скутера и мотоцикла многослойная, когда верхний более мягкий слой изнашивается, сцепление с дорогой сильно ухудшается. . Потребуйте у хозяина байка заменить покрышку, это его обязанность.

Самое простое и самое важное правило

Всегда надевайте и застегивайте шлем!

Интернациональные права на Бали, можно ли ездить с русским водительским удостоверением

К сожалению Балийские полицаи не признают классические российское водительское удостоверение. Да, оно по идее интернациональное, но у них есть право не признавать такое удостоверение как подлинное . Поэтому лучше сделайте интернациональные права, тем более что они стоят всего 1 тыс. рублей и оформляются за 1-2 дня в вашем ГИБДД. Поверьте, вы, скорее всего, отдадите в виде взяток больше чем стоимость интернационального водительского удостоверения.
Смысл оформить интернациональные права есть даже в том случае, если у вас нет категории «А», которая необходима для езды на байке на Бали. Поскольку у них меньше повода к вам придраться и они зачастую не знают, что в России категория «В» для вождения автомобиля, можно убедить их что это как раз для вождения байка. Тем более что у них обозначение категорий отличается от нашего! А пояснения они не читают.

На Бали довольно слабо развит пассажирский транспорт. Здесь нет понятных навигационных карт, на каком автобусе куда доехать, не ясно, где находятся остановки и сколько стоит проезд. Самым распространенным транспортом у туристов является такси, а также аренда личного авто или скутера. Аренда байка на Бали — самый доступный по цене и удобству вариант для осмотра всего острова.

Почему удобнее аренда скутера на Бали

Даже если найти остановку и расспросить местных, как доехать в другую часть острова, все равно с вероятностью 99% водитель озвучит сильно завышенную цену, на порядок выше, чем аборигенам, так что разъезжать по Бали на общественном транспорте абсолютно неблагодарное дело.

Согласитесь, засиживаться в отеле целый отпуск никого не прельщает. Тем более, приехав в новое место, обязательно хочется увидеть и впитать максимум впечатлений, а Бали настолько потрясающий остров, что провести весь отдых на пляже «кабачком» станет целым преступлением:)

Но чтобы посмотреть популярные или наоборот редкие достопримечательности Бали, приходится выбирать одно из двух:

1. Взять экскурсию у тур.оператора, либо приобрести оную в туристических лавках, или же забронировать осмотр всего Бали с русскоязычным гидом . Это отличный вариант осмотреть остров быстро, без нервов от вождения и со знающим экскурсоводом. Максимально положительные отзывы о следующих индивидуальных экскурсиях:

2. Арендовать транспорт и самостоятельно объехать как можно больше прекрасных мест на Бали — второй способ осмотреть остров. Это могут быть знаменитые храмы , или же захватывающие вулканы, или затерянные пляжи , скрытые от глаз большинства туристов.

Я уже писала ранее про , а в этой статье далее опишу, сколько стоит аренда скутера на Бали и какие документы необходимы для этого.

Средняя стоимость посуточной аренды скутера составляет 60 000 индонезийских рупий . Это примерно 5$ за 1 день. Если арендовать где-нибудь в отдаленных местечках, то цена может снизиться до 40 000 рупий (например, мы нашли за такую цену байк в соседних с Убудом деревеньках).

Если арендовать скутер в многочисленных конторах Куты, то там обычно называют цену 80 000 рупий. Очень важно торговаться с прокатчиками, иначе они будут называть вам стоимость буквально оценивая вас на глаз.

Но зная среднюю цену в 60 тыс рупий, можно уже заранее понять, что с вас пытаются взять больше положенного. Ну и, конечно, при помесячной аренде стоимость будет гораздо ниже, в среднем она составит около 100-120 долларов США за 30 дней. Потому при обсуждении цены лучше всегда уточнять этот момент.

Даже если арендовать байк на Бали, предположим, на 2 недели, все равно нужно обсуждать скидку за долгосрочную аренду. Балийцы любят сдать и больше не париться, потому зачастую идут на уступки, лишь бы клиент подольше пользовался их услугами.

Какая нужна страховка для вождения на Бали

Ездить на мотоцикле по Бали довольно рискованно из-за особенностей вождения в этой стране:

  • непривычное левостороннее движение, хоть мне оно и показалось более логичным, но на перестройку уходит все равно 1-2 дня;
  • большинство дорог на Бали очень узкие, это скорее одна полоса, на которой придется разъезжаться с встречным транспортом, заезжая на обочину;
  • мощный трафик в южной части острова, когда машины и мотоциклисты лезут из всех щелей;
  • ландшафт подразумевает немало серпантина, так что на дорогах с резкими поворотами необходимо быть особенно внимательным и не расслабляться даже если вы уверены в своих силах;
  • если на время отдыха пришлись ежедневные дожди (даже кратковременные), то обязательно советую бдить на мокром асфальте, т.к. любое неточное движение и скутер мощно заносит, заваливая своего наездника на дорогу;
  • около 18.30 на острове уже темно, потому поездки на вечерний отдых — это плохо освещенные, а порою наглухо темные, дороги.

Конечно, это не значит, что надо отказываться от езды на скутере или мотоцикле на Бали, но необходимо в первую очередь постараться предусмотреть хотя бы основной минимум:

1. Обязательно надевать шлем во время езды (его спрашивать нужно сразу у арендодателя);

2. Перед отдыхом позаботиться о страховке, в которую включен специальный пункт, который звучит иногда как «активный отдых», а у некоторых страховых так прямо и отмечен как «езда на мотоцикле». Я такую страховку делаю , где сразу можно поставить галочку «Передвижение на мотоцикле/мопеде», чтобы в случае чего страховая компания не отказалась выплачивать возмещение.

Где заправляться на Бали

Заправки на Бали есть, но не сказать, что на каждом шагу. Чаще они встречаются на юге острова, где трафик понасыщенней. В основном же приходится заправляться вдоль дорог в таких вот лавочках, где рядом выставлены бутылки из под алкоголя, наполненные топливом. Для неприхотливого скутера — идеально.

В прошлом году цены на бензин на Бали резко подскочили и составляют в среднем 9500-9800 рупий за 1 литр. Но надеюсь это временно, а так в среднем топливо продается за 8500-9000 индонезийских рупий.

На заправках бензин обычно дешевле, чем у частников на дорогах. Потому выгоднее на заправке заливать сразу весь бак, а в частные лавочки заезжать только в том случае, если где-то в дороге бак почти опустел.

Какие документы необходимы для вождения на Бали

Основной документ, который необходим любому, как местному так и нет, водителю это международные права на тот вид транспорта, который планируется водить на Бали.

Именно права в первую очередь проверяют «гаишники», коих на дорогах совсем не мало. Они прячутся в кустах, словно русские стражи дорожного порядка, и выскакивают в самый неподходящий момент.

Кроме этого, перед арендой авто или скутера всегда необходимо проверять наличие документов на своего железного коня — в прокате должны быть выданы паспорта транспортных средств.

Обычно арендаторы не обращают на это никакого внимания, но в принципе прокатчики сами знают об этом нюансе и кладут птс либо в бардачок автомобиля, либо в «багажник» скутера под сиденьем.

Балийские штрафы для водителей

Возможно где-то и есть официальная тарифная сетка, но вам ее никто не покажет. И не потому, что вы бледнолиций турист, а просто потому, что коррупция и бюррократия в Индонезии выходит за все допустимые рамки. И сами местные жители страдают от этого не меньше, а при упоминании про «гаишников» выкрикивают: Fucking police!

Ради справедливости стоит отметить, что балийские полицаи не дерзкие, а лишь причмокивая и покачивая головой, заводят песню о том, что придется теперь ехать в участок, оформлять кипу бумажек, а мотоцикл (или автомобиль) отгонят на штраф-стоянку. Перспектива, согласитесь, удручающая, особенно в чужой-то стране, потому местным «полицаям» всегда можно предложить «оплатить штраф» на месте. Коррупция в Индонезии льется из ушей, брать взятки без стеснения любят все бюррократические работнички и местные вполне знают об этом.

По отзывам, если стражи дорог все-таки остановили, то им достаточно подкинуть 5 долларов. Я по глупости расщедрилась на 10$. Абсолютно детская радость, отразившаяся на лице «гибддешника», заставила меня усомниться в выданной сумме, но отступать уже было некуда, так что зеленая купюра ушла навсегда в лапы ушлого стража порядка. Потому не стоит их радовать как я, лучше вообще не нарушать правила.

В первую очередь иностранцев штрафуют за отсутствие шлема и отсутствие прав, потому эти два пункта стоит соблюсти, чтобы не переплачивать денег на дорогах.

В общем и целом взять байк в аренду на Бали не сложно. Основное движение на острове именно на скутерах, потому они сдаются повсеместно. Осматривать Бали за рулем гораздо интереснее и удобнее, да и выгода на лицо, т.к. цены на аренду и бензин вполне доступные.

Индонезийский остров очень насыщен различными культурными памятниками, достопримечательностями и просто природными чудесами, которые хочется успеть увидеть за свой недолгий отпуск, поэтому лучше заранее позаботиться о водительских правах на Бали, что позволит свободно передвигаться по местности. Единственный вариант, где могут не пригодиться права – это вождение скутера, и то, если объем его двигателя менее 100 куб. см., а их сегодня не так уж и много, в противном случае, вам также понадобятся права, где должна быть указана категория «мото-транспортные средства». Хотя, нужно понимать, что для большей комфортности, лучше арендовать автомобиль, особенно если у вас большая компания, да и не очень приятно будет попасть под ливень, просто испортить всю экскурсию.

Наиболее частый вопрос, который задают граждане России, перед поездкой в Индонезию, так это – подходят ли наши местные водительские права на Бали, а также как получить международные? Что самое интересное, так это, что при аренде автотранспортного средства, у вас не проверяют их наличие, то есть ответственность лежит только на вас, а многие туристы считают, что можно просто дать взятку и продолжать движение. Но вы должны понимать, что такая халатность, может привести к ДТП, тем более что на Бали очень неконтролируемое движение, люди могут переходить дорогу в неположенном месте, а за рулем мотоцикла может ехать ребенок. Поэтому, лучше серьезно заняться этим вопросом, чтобы не было проблем с полицией или выплатой страховки, во время наступления аварийного случая.

Можно ли использовать российские водительские права на Бали?

Это один из самых главных вопросов, который мучает большинство российский водителей. Ведь тут есть свои нюансы, которые стоит внимательно разобрать. На территории Индонезии для того, чтобы легально управлять транспортом, вам необходимы водительские права международного образца и многие граждане, сегодня, говорят, что российское удостоверение полностью соответствует предъявленным требованиям, однако нужно уточнить. Успешно сдав экзамен по вождению, каждый получаете национальные права. Такой документ за границей не имеет никакой силы, то есть являются полностью бесполезными. Однако, согласно подписанной Венской конвенции 1968 года, наши водительские права на Бали, должны приниматься, но как оказалось все не так просто.

Несмотря на ряд подписанных соглашений, балийские власти от иностранных граждан требуют предоставления именно прав международного образца. Сегодня, такие документы можно достаточно быстро получить на основе обычных российских прав без сдачи дополнительных экзамен, то есть все упирается только во время и деньги, которые нужно уплатить за оформление нового образца документов. Для этого, необходимо обратиться в ГИБДД, принести необходимые бумаги, фотографии и уплатить налоговый сбор. По времени они оформляются также, как и обычные, а срок действия их составляете 3 года. Действуют они на территории 130 стран, подписавших «Конвенцию ООН о дорожном движении». Также, следует отметить, что для управления мотобайка требуется категория А, а для автомобиля – категория B.

Не верьте, если вам говорят, что обычные российские права являются общепринятыми в Индонезии. Они должны быть только международного образца, которые можно оформить за короткий срок на основе ранее полученных национальных документов.

Если вы еще не сделали себе водительские права для Бали, то у вас есть следующие варианты их получения :

  1. Заранее оформить международные права в России.
  2. Воспользоваться услугами компанией-посредником, которая без вас сможет оформить документы.
  3. Самостоятельно оформить индонезийские права, которые будут длительны сроком в 1 месяц, по-другому еще они называются «права выходного дня». Но, следует отметить, что они пригодно только для управления мотобайков.
  4. Если имеет рабочую визу KITAS, то у вас есть право на год оформить необходимые документы, которые подойдут как для управления мотоцикла, так и для автомобиля. Сделать это можно самостоятельно.
  5. Оформить себе более универсальные права, путем посещения Тайланда. Так как тайские права будут действительны не только на Бали, но и в Филиппинах, Сингапуре, Вьетнаме, Камбодже, Лаосе, Малайзии, то есть во всех странах АСЕАН.

После того, как станете полноценным обладателем на Бали водительских прав, у вас появится возможность открыть счет в банке, а также получать разнообразные скидки. Не стоит экономить на этом вопросе, так как собственная безопасность должна быть на первом месте, а постоянно оплачивать штрафы, за нарушение правил дорожного движения, обойдется намного дороже. Сегодня, люди, которые решили приехать ненадолго, просто отдохнуть, оформляю документы сроком до 1 месяца, поэтому рассмотрим более подробно их особенность.

Самые популярные права «выходного дня»

Что особо хотелось отметить, перед оформлением документов «выходного дня», они позволят управлять только мотобайками. Для их получения необходимо прийти в полицейский участок Poltabes в Денпасаре и предоставить копию паспорта, а также страницу с визой. Кроме того, для получения водительских прав на Бали, нужно указать адрес проживания, поэтому заранее узнайте улицу, дом, где снимаете жилье. Стоимость таких документов обойдется приблизительно от 300 000 IDR до 500 000 IDR, что касаемо срока то ранее уже говорилось, он составляет один месяц.

Если вы решили, что такой официальный способ получения новых прав слишком трудоемкий, и вы просто не хотите тратить свое время и деньги на их оформления, тогда существуют следующие вариант проезда без международного водительского удостоверения, однако помните всегда о мере ответственности.

  • Наиболее популярный выход – это заплатить штраф , если вас остановят полицейские. Цена такого решения проблемы составляет где-то 1 000 000 IDR, а как последствие, транспорт могут забрать на штраф стоянку. Конечно, можно пытаться сразу договорить с работниками полиции о так называемой «взятке», которую они охотно принимают, со словом уже бывалых российских нарушителей и не забывайте торговаться, что позволит уменьшить половину стоимости штрафа.
  • Взять в аренду скутер , для управления которого, водительские права в Бали не нужны.

Нужно вас предостеречь, что такие халатные поступки, в результате наступления аварийного случая приведут к более серьезным последствиям, а также лишения права компенсации страховки и лишения «голоса» при разбирательстве случившейся ситуации. Поэтому, если вы как минимум будете находиться в Индонезии 2 недели, то лучшим вариантом будет оформить документы до одного месяца, чтобы избежать проблем с полицейскими. Поэтому, мы рекомендуем заранее заняться этим вопросом в России и получить международные водительские права, где на Бали, вы сможете свободно с ними передвигаться.

    Увидеть за одну поездку гораздо больше рядового туриста – достойная цель для аренды байка на Бали, самого популярного транспортного средства на острове. Под байком, кстати, местные жители подразумевают все что угодно – скутер, мопед, спортивный мотоцикл. Но это не должно вводить в заблуждение. Скажите прокатчику волшебное слово «байк» – получите незабываемые балийские приключения в подарок.

    Что потребуется

    Во-первых, на Бали свыше четырех миллионов жителей и почти столько же туристов. Плотное дорожное движение напоминает броуновское, ПДД – особенно для местных – условность, нередки и пробки. Исключение – Нуса Дуа, куда можно проехать только по трем патрулируемым дорогам, а также отдаленные северные и восточные районы острова.

    В Индонезии левостороннее движение, и не все новички или дорожные «шутники», взяв машину, оттачивают навыки вождения на глухих тропах. Если попадете в аварию – ждите приезда полиции, чтобы все зафиксировать и не иметь потом проблем ни с прокатом, ни с выездом из страны.

    Во-вторых, аренда байка на Бали требует водительских прав международного образца категории А. Российский пластик, права других категорий или езда без прав – верный способ получить штраф. На Бали штрафы за езду без прав «копеечные»: 2-3 доллара с местных жителей. С туристов за отсутствие международных прав блюстители порядка потребуют уже 10-20 долларов. По словам самостоятельных путешественников, торг здесь уместен, и эту сумму можно снизить до 4 долларов. А еще на острове хорошо работает «сарафанное радио», и вас будут тормозить у каждого столба.

    Выхода здесь два – продолжать платить штрафы, либо – вариант тоже затратный, но не разорительный – обратиться в отделение полиции. Балийские «полисмены» выдадут временные водительские документы через посредничество местного жителя или справку об «утере» прав, действительную в течение месяца.

    В-третьих, будьте осторожны. Балийцы-индуисты не боятся испортить карму, когда вырывают рюкзаки и телефоны прямо из рук иностранца, соседа по полосе. Дорогой шлем, документы, вещи из багажника, ключи от байка – все это берите с собой, даже если остановились на полминутки полюбоваться видами или купить бензин на обочине (ходовой балийский «товар», продается в литровых бутылках из-под крепкого алкоголя).

    Где арендовать байк?

    Пункт проката – популярнейший вид местного малого бизнеса. Уже по дороге в отель из аэропорта Депансара вы увидите многочисленные таблички вроде «Rent bike», «Bike rental», «Bali bike». Спешить не стоит, но прицениться не помешает.

    Для сравнения поинтересуйтесь, в какую сумму обойдется аренда байка на Бали в отеле – большинство гостиниц оказывают эту услугу туристам. Особенно этим славится Семиньяк, курорт респектабельный и учитывающий каждый вздох клиента. Но если подобной опции у вашего отеля нет – спросите у гида или администратора, где ближайшие пункты проката, какой у них мотопарк и прейскурант.

    Еще один способ – аренда байка на Бали онлайн. Лучше выбирать русскоязычный или англоязычный сервис – это почти гарантия того, что байк с полным баком будет ждать в аэропорту или у отеля, согласно заказу. Выбрав транспортное средство и заполнив предложенную форму, вы получите ваучер на электронную почту или подтверждение в используемое приложение, а оплатите аренду – тоже онлайн, либо по прибытии на остров. Привозить байк к пункту проката по окончании поездки не потребуется: оставите в аэропорте, сотрудники сервиса заберут его сами.

    Местные особенности проката

    Если, заказывая байк напрокат в отеле или через интернет, можно особо не беспокоиться о его техническом состоянии и адекватной стоимости, то с «прямой» арендой все не так просто.

    → Мотопарк

    В идеале вам предложат неэкспортный вариант одной из последних моделей скутеров Honda (Vario, Scoopy) или Yamaha (NMAX 150), а также спортивный мотоцикл Kawasaki (D-tracker 150, Pulsar 200, Ninja 250). Встречаются и другие марки байков – с автоматом или механикой. На машине не будет видимых повреждений (возможны мелкие царапины), шлем с хорошими защитными качествами выдадут бесплатно. Страховка – по желанию, но обычно дело ограничивается франшизой до 100-200 долларов.

    На самом деле мотопарк, особенно в сезон, может состоять преимущественно из старых байков, переживших не один ремонт. Брать их, тем более новичкам, опасно, да и очередного ремонта за свой счет будет трудно избежать. Обратитесь в другую фирму или подождите, пока кто-нибудь вернет ее владельцу приличный байк.

    После вопроса о страховке прокатчик может «зависнуть», припоминая, где же слышал это слово. Шлем полагается бесплатно, если сразу не забудете о нем спросить. Но лучше приобрести личный шлем, он обойдется в сумму от 15 до 50 долларов, в зависимости от сертификата, модели и защитных качеств.

    Совет: осмотрите транспорт перед подписанием договора и все-таки поинтересуйтесь страховкой. Если байк «не первой свежести», был не раз отремонтирован, сильно поцарапан, но все равно вас устраивает, составьте перечень всех повреждений и дайте эту бумагу на подпись владельцу проката.

    → Документы на транспорт

    Идеальный вариант – хозяин машины оформляет лично для вас разрешение на вождение байка в полиции. Кроме этого, вы получаете документы на транспортное средство и свидетельство о регистрации. Договор содержит: личные данные – ваши и прокатчика, наименование транспортного средства, срок, стоимость и дополнительные условия аренды.

    Вариант реальный – прокатчик даже не проверяет водительские права – это ваше личное дело, как вы потом будете разбираться с балийским ГИБДД. Документы на байк выдадут, но, если вы их лишитесь, придется возместить стоимость переоформления (в среднем 150-200 долларов). Договор чаще всего стандартный, но не забудьте перед подписанием его прочесть. Проверьте наличие и соответствие всех документов на транспорт.