Уверенное замедление: рейтинг производителей тормозной жидкости. Сравнительный анализ тормозных жидкостей

Основу тормозной системы автомобиля составляет гидравлический привод. Его наполнитель (в данном случае - тормозная жидкость) обеспечивает передачу энергии от главного цилиндра системы к колесным механизмам.

Безотказная работа тормозной системы зависит от следующих характеристик гидравлической жидкости:

  1. Температура кипения. В процессе движения колесные механизмы постепенно нагреваются из-за трения, что приводит к повышению температуры внутри всей тормозной системы. Кипение провоцирует газообразование в рабочей жидкости. Выделяемые при этом пузырьки газа могут образовать воздушную пробку, которая заблокирует тормоза. Тормозная жидкость гигроскопична (поглощает водяные испарения), поэтому по мере износа наполнителя гидропривода, в нем повышается концентрация воды, из-за чего температура кипения постепенно понижается.

Внимание! Более чем на 90 % тормозная жидкость состоит из вспомогательных наполнителей и различных присадок. В качестве основы (менее 10 % от объема) могут использоваться бутиловый спирт, гликоль или силикон. Спиртовые жидкости отличаются худшими эксплуатационными характеристиками, поэтому вышли из употребления. Силиконовые наполнители считаются лучшими, но стоят дорого. Средства на основе гликоля получили наибольшее распространение. Однако именно гликоль и его производные впитывают воду. Производители настоятельно советуют полностью менять такие тормозные жидкости раз в 1-2 года.

Особенности стандарта ДОТ 4

Безопасность дорожного движения и эксплуатации автотранспорта регулируется на государственном уровне. С этой целью внедряются определенные стандарты качества и надежности. Некоторые из таких нормативов получают распространение и за пределами той страны, в которой они были приняты. К их числу принадлежат стандарты департамента транспорта США - DOT (ДОТ).

Существует несколько редакций стандартов ДОТ. ДОТ 4 учитывает условия эксплуатации основной массы легковых автомобилей и получил наибольшее распространение. Он подразумевает:

  • гликолевую основу тормозной жидкости;
  • температуру кипения свежей жидкости от 230 °С, наполнителя, находившегося в длительной эксплуатации - не ниже 155 °С;
  • вязкость жидкости, находившейся в эксплуатации, при температуре +100 °С - не выше 1,5 кв. мм/с, при температуре -40 °С - не меньше 1800 кв. мм/с.

Тормозную жидкость стандарта ДОТ 4 выпускает большое число производителей. На соответствие этому нормативу указывает специальная маркировка на упаковке.

Внимание! Несмотря на то, что нормы ДОТ 4 стали едва ли не повсеместным стандартом, изготовить тормозную жидкость, отвечающую всем таким требованиям, сложно. Это требует масштабных исследовательских работ, дорогого оборудования и высокой культуры производства, прямым следствием чего становится высокая стоимость готовой продукции. В реальности маркировка «ДОТ 4» на упаковке - отнюдь показатель соответствия жидкости всем требованиям стандарта.

Какую тормозную жидкость выбрать

Смысл любой стандартизации заключается в полном соответствии готовой продукции определенным требованиям. Однако на деле найти качественную тормозную жидкость непросто. Покупателю приходится ориентироваться не на положения нормативных документов, а на отзывы других потребителей, результаты независимых экспертиз и некоторые косвенные признаки. Обобщенный опыт многих автовладельцев указывает на большое значение следующих критериев:

  • производитель. Отечественные компании выпускают тормозные жидкости достаточно высокого качества. В пользу их продукции говорит и доступная цена. Однако найти хороший продукт среди всей массы предложений сложно. В одних случаях товар, отлично показавший себя на старте продаж, в дальнейшем теряет качество. В других - есть высокий риск натолкнуться на подделку. Продукция крупнейших зарубежных компаний (в частности, Castrol, Hi-Gear, Pentosin, Mobil, TCL, Total, Tutela) дороже, но демонстрирует стабильно высокое качество;
  • цвет. Качественная тормозная жидкость ДОТ 4 прозрачная с желтоватым или красноватым оттенком. Мутный цвет и осадок недопустимы. Многие тормозные жидкости продаются в непрозрачных упаковках. Если внешние дефекты обнаружатся уже после покупки, не стоит рисковать безопасностью дорожного движения и использовать такую гидравлическую жидкость;
  • консистенция. Полное соответствие этого критерия требованиям стандарта можно установить лишь в лабораторных условиях. При заливке жидкость не должна походить по консистенции на воду или моторное масло. При эксплуатации автомобиля в любых погодных условиях ход педали тормоза должен быть плавным, без резких провалов, рывков, избыточного сопротивления и полной блокировки;
  • цена. Качественная тормозная жидкость может быть относительно дешевой. Однако следует избегать товаров, цена от которых разительно отличается от конкурирующих предложений.

Качество гидравлической жидкости определяет надежную работу всей тормозной системы. Жидкость стандарта ДОТ 4 подходит для большинства марок автомобилей. Чтобы приобрести надежное средство, максимально отвечающее требованиям этого норматива, следует обращать внимание на производителя, цену и консистенцию.

Как правильно подобрать тормозную жидкость — видео

Безопасное управление автотранспортным средством невозможно, если его тормозная система работает с перебоями. Этот узел требует повышенного внимания, так как он напрямую отвечает за безопасность, как пассажиров, так и самого водителя. В связи с этим важно своевременно заменять тормозную жидкость, которая должна быть надлежащего качества и срока годности.

Сегодня на авторынках и в специализированных магазинах представлен широкий выбор самых различных марок жидкостей для тормозной системы. Самыми популярными из них считаются Castrol и Mobil, но и среди бюджетных вариантов попадаются достойные составы, обладающие отличными характеристиками, например: rosDOT или SuperDOT.

Все «дотовские» жидкости делятся на несколько типов: ДОТ 3, ДОТ 4 и ДОТ 5. Каждый из этих составов обладает своими характеристиками и может использоваться только с определенными типами машин. Но, прежде чем разобрать состав тормозной жидкости ДОТ 4 и 3, стоит сказать несколько слов об общих характеристиках всех жидкостей для тормозной системы авто.

Отличия тормозных жидкостей по составу

Составы для тормозной системы отличаются соей основой. До сих пор можно встретить минеральные жидкости, основа которых - это касторовое масло в бутиловом или изопропиловом спирте. Недостатком таких «тормозух» является их низкая температура кипения, которая не переваливает за 200 градусов. Если система перегревается, то жидкость становится слишком вязкой и в результате может вообще потерять текучесть.

Наибольшей популярностью пользуются гликолевые аналоги. Их изготавливают на основе гликолей и полигликолей, а также их эфиров. Такие «тормозухи» отличаются высокой температурой кипения и отличной вязкостью. Единственный недостаток - высокая гигроскопичность, а это означает, что гликолевые составы сильно поглощают влагу.

Существуют также силиконовые тормозные жидкости, которые считаются одними из самых качественных и «долгоиграющих», но, к сожалению их практически не используют для обычных автомобилей. Поэтому лучшая тормозная жидкость - гликолевая. К этому типу относятся «дотовские» составы, отличия, классификацию и свойства которых мы рассмотрим подробнее.

Классификация ДОТ-ов

Какие элементы включены в тормозные жидкости, их свойства, маркировка - на все эти параметры нужно обращать внимание при покупке того или иного состава. Поэтому стоит узнать побольше о классификации «дотовксих» составов.

Первоначально аббревиатура DOT выглядела как USDOT и обозначала United States Department of Transportation, что переводится как Департамент транспорта США. Как вы уже догадались, это учреждение отвечает за безопасность автотранспортных средств. Этот же Департамент и создал спецификацию требований и свойств тормозных жидкостей, а также разделил несколько стандартов FMVSS №116 и присвоил им название ДОТ. Это означает что ДОТ это не название жидкости, а международный стандарт, согласно которому производителем этого продукта может быть любая фирма.

Интересно! Такие международные стандарты, как SAE J 1703 и ISO 4925, появились намного позднее.

Исходя из этого, появились следующие составы:

DOT 3

Эта тормозная жидкость основой, которой являются простейшие соединения гликолей (полиэтиленгликоль и полиэфиры), в связи с этим ее стоимость на порядок ниже. Это, конечно же, обеспечивает ДОТ 3 большую популярность среди автолюбителей. Как и все жидкости, изготавливаемые на основе гликолей, составы этого класса очень быстро поглощают влагу, в связи с чем, их температура кипения со временем понижается. Из-за этого ДОТ 3 не отличается долгим сроком службы, и менять такую «тормозуху» придется каждые 2 года.

Полезно! Жидкости DOT 3 несовместимы с натуральной резиной, из которой довольно часто изготавливаются тормозные прокладки. Кроме этого, составы агрессивны к лакокрасочным покрытиям.

Также стоит отметить что вязкость таких жидкостей составляет не так много - 1500 мм 2 /с при -40 градусах. Составы ДОТ 3 используются для тормозных систем автомобилей, на которых установлены барабанные тормоза. Также жидкость подойдет для дисковых тормозов, расположенных на передних колесах.

DOT 4

Жидкости DOT 4 обладают лучшими характеристиками. Кроме гликолей, в них содержится борная кислота, благодаря которой излишки влаги в составе нейтрализуются. Это означает, что температура кипения у ДОТ 4 отличается стабильностью и не понижается в процессе эксплуатации автомобиля. Однако вязкость у этого состава самая высокая среди других «дотов». Поэтому сказать она лучшая нельзя. К тому же срок годности тормозной жидкости ДОТ 4 также не превышает 2 лет. Помимо этого, состав этого класса тоже проявляет себя агрессивно по отношению к краске.

Полезно! На полках отечественных магазинов можно встретить составы с маркировкой ДОТ 4,5 или ДОТ 4+. В американской системе таких классификаций нет, поэтому будьте осторожны.

Тем не менее, тормозная жидкость дот 4, технические характеристики которой не идеальны, пользуется большим спросом у владельцев автомобилей, оснащенных дисковыми тормозами.

DOT 5

Если говорить о том, тормозная жидкость - какая лучше, то самой долговечной считается «дотовский» состав DOT 5. Дело в том, что она изготавливается на основе силикона, который отличается своей слабой гигроскопичностью. Благодаря этому срок службы ДОТ 5 составляет 4-5 лет. Остальные характеристики жидкости также приближены к идеальным. Среди преимуществ стоит упомянуть стабильную вязкость, высокую температуру кипения и многое другое. Помимо этого, состав отталкивает влагу и ведет себя нейтрально по отношению к резиновым элементам или лакокрасочным покрытиям.

Но, в каждой бочке найдется-таки ложка дегтя. Способность отталкивать лишнюю воду придется отнести к недостаткам ДОТ 5, так как излишки влаги не смешиваются с жидкостью, а постепенно накапливаются в нижних отделах тормозной системы. В результате образовавшийся водяной «апединкс» замерзает зимой и мешает работе системы. Еще одна проблема DOT 5 - это высокая степень аэрации, то есть насыщение воздухом. Именно поэтому такие жидкости категорически запрещено использовать для автомобилей с ABS. Ну а для тех, кто, как назло, являются хозяевами именно таких машин, был разработан специальный состав.

DOT 5.1/ABS

Жидкости этого класса изготовлены на основе гликолей, но, помимо этого, в них содержится большое количество дополнительных присадок. Благодаря этому ДОТ 5.1 отличается высокой температурой кипения, низкой вязкостью и нейтральностью к резиновым прокладкам. Однако краску такие составы все же разъедают.

Такие тормозные жидкости свободно циркулируют по системе, улучшая работу самих тормозов. Благодаря этим свойствам составы DOT 5.1 используются для гоночных машин, спорткаров и мотоциклов. Срок службы такой жидкости составляет 3-4 года.

С появлением всех этих классификаций возникает вполне закономерный вопрос - а что будет если смешать разные классы жидкостей?

Можно ли смешивать жидкости DOT

Сразу стоит сказать, что тормозная жидкость, состав которой рассчитан на АБС, ни при каких обстоятельствах не должна смешиваться с другими «дотами». Активные присадки в ДОТ 5.1 не предусмотрены для работы с жидкостями других типов. Поэтому не допускается смешивания даже DOT 5 с DOT 5.1/ABS. Различный по химическому составу элементы и остальные компоненты, смешавшись, создадут непредсказуемый коктейль, которые не приведет ни к чему хорошему.

Смешивать гликолевые жидкости с силиконовыми также не рекомендуется. Под действием химических реакций вы получите состав, который не будет отвечать существующим требованиям.

Единственные два состава, которые ведут себя «дружелюбно» это ДОТ 3 и ДОТ 4, их можно смешивать. Однако и тут есть одна немаловажная особенность. Жидкость высшего класса должна быть добавлена в состав классом ниже. Соответственно добавлять рекомендуется ДОТ 4 в ДОТ 3. Благодаря этому вы улучшите характеристики первоначальной жидкости залитой в систему. Однако если вы нарушите это правило - ничего страшного не произойдет.

В заключении

Так как в основном тормозная жидкость обладает свойствами впитывать влагу, то при покупке состава обязательно необходимо обратить внимание на упаковку. Она должна быть целой, без заломов и повреждений. Лучше всего приобретать жидкости, которые продаются в бутылках с дополнительной защитой от вскрытия, либо это могут быть флаконы с горлышками, запечатанными фольгой.

Определенные требования предъявляются к абсолютно любой части машины, и не важно, что это: конструктивная составляющая (например, колесо) или моторное масло. В данной статье мы уделим внимание классам тормозных жидкостей, которые отмечены в американском стандарте безопасности DOT (Department of Transportation).

Происхождение стандарта DOT

Классификационные требования к тормозным жидкостям были созданы экспертами Департамента транспорта США (United States Department of Transportation или просто DOT). Этот центральный орган управления в области транспорта был основан в 1966 году и официально начал свою деятельность в 1967 году. Департамент возглавляет министр транспорта Америки, которым с 2013 года является Энтони Фокс.

Согласно данной классификации, все жидкости разделили на несколько специальных групп (классов), имеющих свой набор свойств. Поскольку именно этот вариант классификации сочетал в себе самые адекватные требования, то с ним согласились практически во всех уголках мира, выделяя классы тормозных жидкостей именно по DOT.

Интересный факт! Именно департамент транспорта США принял «Акт о безопасности Родины», PL 107-296 (2002 года), что стало ответной реакцией правительства на происшествие 11 сентября 2001 года.

Классы DOT и характеристики

Согласно американским стандартам и вышеуказанной классификации различают четыре основных класса тормозных жидкостей. Это DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1. Также существует и дополнительный пятый класс – DOT 5.1/ABS, использующийся в транспортных средствах с антиблокировочной системой. Более того, в нашей стране нередко встречаются и другие аналогичные жидкости, обозначенные маркировками DOT 4.5 и DOT 4+. Вся информация об их характеристиках и особенностях применения указывается в инструкции к ним. Однако следует отметить, что к американской системе эти жидкости не имеют никакого отношения.

DOT 3

Состав DOT 3 являет собой наиболее простое соединение гликолей, что и объясняет сравнительно низкую стоимость данного класса тормозной жидкости и его высокую популярность. Представители DOT 3 быстро впитывают в себя влагу, что вызывает стремительное снижение температуры кипения.

Средний срок службы таких жидкостей составляет меньше 2-х лет , причем их вязкость не самая высокая среди остальных вариантов (при температуре -40 она составляет 1500 мм2/с, что является средним показателем). DOT 3 по праву можно назвать «золотым стандартом» среди тормозных жидкостей. Температура кипения свежего (сухого) вещества равняется 205°C, а кипение мокрой (старой) жидкости достигает 140°C. Цвет DOT 3 бывает не только янтарным, но и прозрачным.

Зачастую тормозная жидкость DOT 3 используется в транспортных средствах, оборудованных либо барабанным типом тормозов, либо дисковыми тормозами на передних колесах. Но если на вашей машине установлены резиновые тормозные прокладки, тогда лучше поискать другой вариант, тем более, что агрессивность жидкости проявляется еще и по отношению к лакокрасочному покрытию. Хорошей альтернативой устаревшему стандарту DOT 3 является более современная жидкость под маркировкой DOT 4, хоть по популярности она пока не смогла вытеснить с рынка своего предшественника.

А знаете ли вы? Используя асбестовые тормозные накладки, вы вредите своему организму, так как пыль, образующаяся в результате трения о диск, оказывает отрицательное влияние на легкие человека.

DOT 4

Приставка в виде цифры «4» возле аббревиатуры DOT указывает на присутствие в составе соединений, связывающих конденсат воды. Если принимать во внимание ГОСТ, то тормозная жидкость никак не сертифицирована, а единственный действующий правовой документ в этой области – это ГОСТ 29200–91, регламентирующий графическое обозначение всех тормозных жидкостей, причем не важно, изготовлены они на нефтяной или не нефтяной основе.

В данном случае, нас больше интересует второй вариант, ведь DOT 4 является представителем именно этого класса. Данный символ представлен в виде желтого восьмиугольника, дополненного черной каймой, в центре которого находится схематическое изображение черной тормозной системы. Если символ полностью перечеркнут, значит, использовать такую жидкость нельзя.

В основе DOT 4 лежат простые линейные полиэфиры с двумя OH-группами. Обычно производители применяют полиэтиленгликоль, однако, учитывая характерные особенности жидких полимеров и различные добавки, которые создают комплексные соединения с гликолями, указанное на упаковке название может звучать по-другому.

Согласно требованиям стандарта, температура вскипания DOT 4 не должна быть ниже 250°C, а для состава, сорбирующего влагу из воздуха (до 3,5%), разрешается снижение указанного значения до 165°C. Показатели вязкости не должны превышать 750 м2/с, только не стоит путать этот показатель с понятием «плотности». Антикоррозийные свойства, которыми обладает данная жидкость, зачастую связывают с кислотностью, а безопасным диапазоном считается нахождение значений рН в пределах 7,0 – 11,5 единиц.

DOT 4 отличается от DOT 3 присутствием в составе специальных добавок (боратов, хотя могут использоваться и другие), которые способны связывать воду, попадающую в тормозную жидкость из воздуха. Если же добавить еще немного различных присадок, то мы получим тормозную жидкость под названием DOT 5.1 (применяется в спортивных автомобилях).

Обратите внимание! DOT 4 можно совмещать с DOT 3, DOT 4.5, DOT 5.1, но она не сочетается с силиконовыми составами DOT 5, DOT 5.1 (ABS).

DOT 5

Благодаря свойствам силикона (на его основе изготавливаются тормозные жидкости класса DOT 5), характеристики таких составов практически идеальны. Так, следует отметить высокую температуру кипения, стабильно низкую вязкость, способность к отталкиванию лишней влаги, отсутствие агрессивного влияния на детали, изготовленные из резины, металла или имеющие окрашенные участки. Более того, продукты этой категории могут похвастаться долгим сроком службы, достигающим 4-5 лет.

Правда, нельзя не упомянуть и о некоторых недостатках жидкостей DOT 5. К примеру, отталкиваемая вода не смешивается с жидкостью и может накапливаться в нижних отделах тормозной системы, а ее замерзание там при низких температурах часто мешает работе всех важных элементов. Более того, указанный класс тормозных жидкостей также отличается и высоким уровнем насыщаемости воздухом (аэрации), из-за чего DOT 5 нельзя использовать на транспортных средствах с установленной антиблокировочной системой.

Температура кипения тормозной жидкости DOT 5.1 является самой высокой среди всех остальных классов, причем вязкость состава несколько ниже, чем у других представителей описанной классификации, а значит, она может свободно перемещаться по системе, тем самым способствуя повышению рабочей эффективности тормозов автомобиля. Благодаря этой особенности состав DOT 5.1 используется в гоночных, спортивных машинах и даже мотоциклах. К сожалению, из-за активного впитывания влаги, срок службы данного состава не слишком высок (примерно 1 год), к тому же, как и другие представители гликолевых жидкостей, они способны разъедать краску, хоть резиновые детали и не страдают.

Интересно знать! Маркировка жидкости DOT 5.1 никак не связана с маркой DOT 5, что в понимании отечественных автолюбителей полностью лишено логики.

Отдельная группа тормозных жидкостей под названием DOT 5.1/ABS предназначается для транспортных средств с установленной антиблокировочной системой, а также для машин, работающих в тяжелых условиях.

Представители данного класса обладают смешанным составом и одновременно содержат силикон и гликоли. Такая тормозная жидкость может продемонстрировать хорошие смазочные свойства, а также она имеет высокую температуру кипения и дополнена специально разработанным пакетом присадок. В любом случае, наличие гликолей в составе этой жидкости делает ее более гигроскопичной, что ограничивает срок службы двумя годами.

Отличия классов тормозных жидкостей

Как мы уже упоминали выше, классификация тормозных жидкостей DOT распределяет все составы на виды в соответствии с температурой кипения и вязкостью сухой, а также содержащей влагу жидкости. В то же время, составы DOT 3 и DOT 4 представлены в виде минеральных масел, основанных на полигликолях, а основой жидкости DOT 5 выступает силикон, из-за которого состав нельзя смешивать с полигликолями. Проще говоря, в роли основы для всех тормозных жидкостей (кроме DOT 5) выступает полиэтиленгликоль, дополненный полиэфирами борной кислоты, что позволяет соединять эти составы между собой. В отдельных случаях производители DOT 3 могут использовать другую основу, которой чаще всего выступает полиалкиленгликоль.

Не стоит путать силиконовые составы DOT 5 с полигликолиевыми DOT 5.1 , тем более что на каждой упаковке состава присутствуют дополнительные обозначения: для DOT 5 – это SBBF (указывает на наличие в жидкости силикона), а для DOT 5.1 – NSBBF (свидетельствует о том, что перед вами тормозная жидкость, основанная не на силиконе).

Не забывайте! Все описанные расходные материалы (а именно таким и является тормозная жидкость DOT) имеют одинаковую химическую базу, модификации которой появляются путем применения различных добавок. Именно пакет присадок определяет основные физико-химические свойства тормозной жидкости: гигроскопичность и температуру кипения.

Теперь давайте немного обобщим некоторые особенности тормозных жидкостей, принадлежащих к разным классам упомянутой классификации DOT:

1. Тормозная жидкость DOT 4 выделяется из остальных классов высоким уровнем поглощения влаги, а также агрессивностью к лакокрасочным покрытиям транспортного средства и резиновым элементам тормозной системы. Открытую упаковку состава необходимо использовать в течение одной недели.

2. DOT 5, благодаря наличию в составе силикона, имеет более высокую температуру кипения и низкую вязкость. Также жидкость инертна к РТИ покрытиям. Продукты этого класса запрещается использовать в машинах, оборудованных ABS.

3. Тормозная жидкость под номером DOT 5.1 разрабатывалась специально для антиблокировочных систем и хорошо подходит для гоночных автомобилей, а среди основных недостатков – быстрое поглощение влаги.

В соответствии с требованиями DOT, тормозные жидкости разных классов окрашивают в два цвета. Так, согласно нормам FMVSS №116, для DOT 4 и 5.1 предусмотрена желтая окраска, а для DOT 5 – розовая. Таким образом, производители побеспокоились об исключении возможности их спутывания.

Взаимозаменяемость разных классов

Составы класса DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 достаточно похожи между собой, ведь их состав основывается на гликолях и полиэфирах. Поэтому эти виды могут легко заменять друг друга. Правда, даже в этом случае различия все же имеются. Так, DOT 5 создают на основе силикона, в то время как DOT 5.1/ABS помимо силикона содержит в себе еще и гликоли, что делает эти две тормозных жидкости не способными взаимодействовать ни с какими другими.

Кроме того, при смешивании жидкостей следует придерживаться одного правила: состав высшего класса не должен добавляться в состав низшего, что является немаловажным условием. К примеру, если в системе вашего автомобиля уже находилась тормозная жидкость DOT 3, то использование DOT 4 или DOT 5.1 только улучшит ее характеристики, а значит, и всю работу тормозной системы. Однако, если к тормозной жидкости DOT 5.1 добавить состав классом пониже, то конечный результат будет непредсказуем.

Помните! Любую тормозную жидкость следует хранить только в герметичной емкости, не допуская ее контакта с атмосферным воздухом, что может привести к окислению, набору влаги и испарению.

Обычно все представители DOT являются легковоспламеняющимися составами, поэтому курить рядом с ними достаточно опасно. Также не забывайте, что все тормозные жидкости очень токсичны , и даже 100 мл, попавшие внутрь организма (некоторые составы имеют приятный запах, и их легко можно перепутать со спиртными напитками), чреваты смертельным исходом. Если заглатывание жидкости все же произошло (например, в результате попытки откачать определенную часть вещества из бачка главного цилиндра), нужно сразу же промыть желудок и обратиться в больницу. В случае контакта с глазами или кожным покровом рук – действия аналогичны.

Подписывайтесь на наши ленты в

Желая обеспечить себя максимально надежными тормозами, автомобилисты старательно выискивают, какая лучше тормозная жидкость DOT 4. Конечно же, те, кто знает, что менять ее нужно регулярно, и не забывает это делать. Наивные люди, считающие, что на раз залитой тормозухе можно ездить всю жизнь, непременно столкнутся с отказом системы – и дай бог, чтобы без тяжелых последствий.

Не зря производители автомобилей настаивают на обязательной замене жидкости раз в 2 года, а при интенсивной эксплуатации машины – через каждые 40 тыс. км. Да и залить новую при покупке б/ушного автомобиля сделать это будет не лишним: кто знает, насколько добросовестным был предыдущий владелец.

Однако что именно заливать? Если американцы и японцы удовлетворяются тормозными жидкостями класса DOT 3, то Европа и Россия ездят на «четверке», которая предназначена для более плотного трафика и более жестких условий эксплуатации. Народ, без сомнения, уже усвоил эти рекомендации. Но сложность в том, что производителей на авторынке – миллион, у каждого есть DOT 4, однако насколько жидкость соответствует буквам – вопрос отдельный.

Какая лучше тормозная жидкость DOT 4, разбирались эксперты, не поленившиеся сравнить образцы и изучить их с точки зрения, так сказать, профпригодности.

Требования к тормозной жидкости DOT 4

Для того, чтобы ТЖ отрабатывала свое предназначение, необходимо ее соответствие определенным параметрам.

Температура кипения . Никому не нужно объяснять, к чему приведет закипание жидкости в тормозах. Поэтому существует некоторый порог, нахождение ниже которого выводит ТЖ за пределы допустимости использования. В заводском, то есть изначальном, виде нижняя граница: +250°C. Однако тормозная жидкость гигроскопична, и со временем вбирает в себя влагу из воздуха.

В таком состоянии она называется увлажненной, и допустимый температурный порог опускается до +165°C. Обычно такое состояние у ТЖ наблюдается спустя 2 года после заливки; дальнейшее снижение сопротивляемости уже опасно, почему и требуется замена.

Активность ионов водорода, другими словами – кислотность жидкости, обозначаемая рН. Кислая среда ведет к коррозии, щелочная – к разъеданию любой резины, оказавшейся поблизости, в первую очередь – шлангов и прокладок. рН должен быть нейтральным, допустим очень слабо щелочной.

Вязкостно-температурные характеристики указываются на флаконе с ТЖ в мм2/с при -40°C. Крайне важная вещь в условиях холодных зим, поскольку в низких температурах вязкость увеличивается. По достижении некой границы жидкость превращается чуть ли не в пластилин, и продавить ее становится нереально. Для DOT 4 этот показатель – 1800, для класса 6 (у нас его еще обозначают DOT 4+ или DOT 6) – 750°C. Но чем северней, тем больше нужно придерживаться первого значения. И вообще, кроме южных областей не стоит опускаться ниже 900°C.

Проверенное качество

Теория теорией, нормативы нормативами, однако далеко не всему, что написано на банках, можно верить. Завод-изготовитель может и приукрасить действительность. Так что даем непредвзятую семерку тормозных жидкостей, которым однозначно можно доверять.

  • «Castrol », в производители записана «ВР Европа». Идеальные показатели; мало того, и по вязкости, и по температурам есть внушительный запас. Упрекнуть можно разве что в отсутствии дополнительной защиты – запайке горлышка фольгой;
  • «Hi-Gear HG7044 », сделанный американской компанией «Hi-Gear Products». Все показатели – сходятся с нормативами, хотя, в отличие от предыдущей позиции, температурного запаса прочности не предусмотрено;
  • Немецкий «Pentosin Super » авторства «Deutsche Pentosin-Werke» педантично соответствует все нормам, да еще и с солидным походом. Пользоваться можно смело, даже если термометр упал ниже -40°C;
  • «Mobil » производится по всему Евросоюзу, зарегистрированный производитель – «ExxonMobil Lubricants & Specialties». Предельное соответствие всем требованием, но опять же – укупорка фольгой не предусмотрена. Может быть, в Европе менее влажно?;
  • Российская компания «Delfin Group » порадовала тормозной жидкостью «LUXE Green Line ». Идеальные показатели по всем химическим и физическим параметрам.;
  • Еще один россиянин – «Обнинскоргсинтез » – выдает высококачественную ТЖ с названием «SINTEC Euro ». Забавно, что температуры кипения на банке превышают стандарты, а реально еще и оказываются выше указанных;
  • «ROSDOT 4 Life Safety» от «Тосол-Синтез-Инвест » (Россия) тоже однозначно не подведет: все параметры выдержаны идеально. Особо приятно, что при выборе, какая лучше тормозная жидкость DOT 4, все призовые позиции заняли отечественные производители.

Исправность тормозной системы автомобиля влияет на безопасность его водителя и пассажиров. Сегодняшняя статья раскроет тему выбора тормозной жидкости. Будет идти речь о том, что такое ДОТ 4, какой продукт из представленных на рынке лучше использовать и что учитывать во время выбора.

Что такое ДОТ? Классификация и состав

ДОТ – это сокращенное название транспортного департамента США, который занимается вопросами безопасного использования различных транспортных средств. Именно специалисты этого департамента создали определенные требования к жидкостям, использующимся в тормозных системах автомобилей. В итоге получился международный стандарт. Со временем была создана следующая классификация:

  • ДОТ-3;
  • ДОТ-4;
  • ДОТ-5;
  • ДОТ-5.1.

В основе жидкостей класса ДОТ-3 и ДОТ-4 лежит полиэтиленгликоль и полиэфиры борной кислоты. А вот DOT-5 – это тормозная жидкость на основе силикона. Кроме этих базовых составляющих, в продуктах разных компаний используются дополнительные присадки, поэтому точный состав обычно не раскрывают.

Недавно мы писали о том, какие тормозные колодки лучше выбрать. Информация весьма полезная –

Вопрос взаимозаменяемости тормозных жидкостей разных групп достаточно актуален. Мы советуем придерживаться рекомендаций производителя конкретного автомобиля. Также информация о совместимости обычно представлена на этикетке продукта.

Внимания заслуживает тот момент, что жидкости класса DOT 5.1/ABS не рекомендуется смешивать с другими продуктами.

Перейдём к обзору основных тормозных жидкостей ДОТ 4 на рынке, что поможет выбрать лучший вариант.

Российские разработки

Мы сделали обзор наиболее известных и популярных продуктов на рынке. Не стоит думать, что зарубежные тормозные жидкости однозначно лучше российских, поскольку цена действительно отличается, а вот качество может вызывать сомнения.

Лукойл ДОТ 4

По официальным данным, эта тормозная жидкость в сухом виде закипает при температуре 240°C, а в увлажненном – при 170°C. Это вполне подходит большинству водителей. Преимуществами этого продукта стали высокое качество, стабильная работа и низкая цена.

Одна из особенностей – почти полное отсутствие подделок “Лукойл ДОТ-4”, что свидетельствует о высоком уровне защиты. Очень достойный вариант для покупки, но мы рассмотрим и другие популярные средства.

ROS DOT 4

Это продукт российской компании “Тосол-синтез”. Температура кипения достигает 255°C, но уже через 12 месяцев после начала использования этот показатель составляет всего 100°C. Низкие температуры не влияют на вязкость жидкости. Она пользуется стабильным спросом в РФ и других странах СНГ. По обещаниям разработчиков, она обеспечивает хорошую защиту от коррозионных процессов.

Преимущества:

  • невысокая цена;
  • стабильная вязкость;
  • изначально высокая температура кипения;
  • удовлетворение нормативу ДОТ 4.

Недостатки:

  • Значительное ухудшение характеристик после 12 месяцев использования.

SINTEC Super DOT 4

Производитель SINTEC также успел хорошо зарекомендовать себя в России. Отметим, что это наиболее доступный продукт на рынке. Хотя ассортимент жидкостей весьма широкий, их не рекомендуют использовать на премиальных автомобилях. Производство осуществляется в Московской области.

Температура кипения продукта равна 240°C, после 12 месяцев использования она падает до 150°C. При низких температурах вязкость СИНТЕК Супер ДОТ 4 не меняется в течение 24 месяцев эксплуатации. Причина неоднозначности отзывов о SINTEC Super ДОТ 4 в том, что качество продукта очень сильно зависит от партии.

Преимущества:

  • доступная цена;
  • хорошая вязкость, которая не зависит от температурного режима;
  • высокий показатель температуры кипения;
  • соответствие стандарту DOT 4.

Недостатки:

  • существенная зависимость качества от партии.

Felix DOT 4

Тормозная жидкость Феликс ДОТ 4 может применяться и в тормозах, и в сцеплении. Продукт содержит комплект присадок, которые обеспечивают надежную защиту деталей и механизмов от негативного воздействия коррозии и преждевременного износа.

Состав закипает при температуре 230°C, а её вязкость при падении температуры до -40°C составляет изначальные 1800. При этом, как и многие другие жидкости, она постепенно теряет свои свойства после 12 месяцев активного использования.

Преимущества:

Недостатки:

  • некоторые отзывы свидетельствуют о слишком раннем закипании;
  • ухудшение показателей на втором году использования.

Зарубежные разработки

Изучая мнение многих водителей в Интернете о том, какая тормозная жидкость ДОТ 4 лучше, мы встретили хорошие отзывы о продуктах иностранных брендов. Качество обычно достаточно хорошее, но цена может разочаровать.

Liqui Moly DOT 4

Долго писать об этом производителе не будем, так как он хорошо известен на автомобильном рынке. Разработка этой компании имеет температуру кипения 230°C, но через год это число падает до 155°C. Поэтому существенной разницы между ней и российскими аналогами фактически нет. Эксперты отмечают существенный рост вязкости этого продукта при падении температуры воздуха, поэтому его не стоит применять жителям северной части РФ.

Преимущества:

  • приемлемая цена;
  • защита от коррозии;
  • высокий показатель температуры кипения.

Недостатки:

  • увеличение вязкости при низких температурах;
  • ухудшение свойств через год после начала эксплуатации.

Castrol DOT 4

Кастрол ДОТ 4 – один из лучших продуктов на рынке в сегменте тормозных жидкостей. Он отлично подходит даже для использования в экстремальных условиях. Вязкость не меняется даже, когда на улице -40°C. Заявленная температура кипения равна 265°C, причем эти показатели сохраняются на протяжении всего срока службы (24 мес.).

Преимущества:

  • сохранение вязкости при минусовых температурах;
  • подходит для использования в автомобилях с ABS;
  • неизменная температура кипения в течение 2 лет использования;
  • соответствие нормативам DOT 4.

Недостатки:

  • высокая цена;
  • продается в небольших емкостях.

Bosch DOT 4

Эта компания также известна своими качественными разработками и доступностью. На протяжении первого года использования температура кипения БОШ ДОТ 4 равна 230°C, но затем падает до 160°C. Вязкость при этом остается на изначальном уровне. Именно стабильная вязкость позволяет применять этот продукт на севере РФ.

Преимущества:

  • доступная цена;
  • стабильная вязкость;

Недостатки:

  • ухудшение свойств после 12 месяцев использования.

Выбирать тормозную жидкость необходимо с учетом стиля езды. Если вы предпочитаете агрессивный стиль, советуем остановиться на Castrol ДОТ 4. А вот российские продукты станут хорошим решением для умеренного стиля вождения. Уделите достаточно внимания вопросу вязкости, поскольку автомобили в России используются в непростых климатических условиях. Обеспечить стабильную работу тормозной системы автомобиля сможет разработка компании Liqui Moly. Она защитит элементы от износа и коррозионных процессов.

Мы рекомендуем учитывать требования производителя автомобиля. Эту информацию можно найти в руководстве по эксплуатации. Там вы встретите лишь данные о подходящем классе жидкости. Итоговое решение зависит от стоимости, стиля езды и отзывов других пользователей.