"Тутэйшыя": какие авто собирали и собирают в Беларуси? В беларуси начали выпускать китайские кроссоверы для россии

В годы правления Л.И. Брежнева за БССР закрепилось прозвище «сборочного цеха Советского Союза». После распада СССР оказалось, что «всесоюзной мастерской» нужно осваивать новые рынки и производства. Учитывая, что имеющийся производственный потенциал было решено сохранить, в качестве приоритетных стали рассматривать иные отрасли, например, считавшееся очень перспективным легкое машиностроение. Это казалось беспроигрышным вариантом - инкорпорировать в тяжмаш производство «народных легковушек». От слов быстро перешли к делу.

Утраченный пресс и первые «форды»

Одним из ранних предпринимателей «новой волны» был А.Е. Климов. К середине 90-ых он владел строительной фирмой, выполнявшей крупные госзаказы, банком, газетой, являлся председателем правления акционерного общества «Андрей Климов и К», а впоследствии был избран депутатом Верховного Совета . После посещения автосалона в Объединенных Арабских Эмиратах, молодой человек решил, что база у всех автомобилей одинаковая, поэтому особенно важно привлечь покупателей ярким дизайном и кузовом. Идея была проста - популярный легковой автомобиль с интересной внешностью.

Инвесторами готовились выступить Volkswagen и Европейский банк реконструкции и развития. Попутно был изобретен штамповочный пресс для кузовов, которым можно было придать любую форму. Друг с автотракторного факультета (БНТУ) быстренько нарисовал эскиз будущей отечественной легковушки. Она, по словам Климова, напоминала современный Chrysler PT Cruiser. Продаваться первый белорусский автомобиль должен был за 1 900 у.е. Но пресс перехватили ушлые конкуренты, а приватизация госсобственности была отменена, Климов стал опальным бизнесменом и первая отечественная легковушка так никогда и не увидела свет.

Колыбель белорусского легкового автопрома - завод в п. Обчак под Минском. Изображение: belarusinfo.by

Следующим крупным проектом стала инициатива Форд Мотор Компани. Заокеанский производитель построил в п. Обчак под Минском завод по сборке автомобилей и собирался выпускать «форды» для местного рынка. Начало строительства торжественно отметили 18 июля 1996 года, а уже через год «со стапелей» сошли первые микроавтобусы Ford Transit, а затем и легковушки Ford Escort.

Это событие было встречено с огромным энтузиазмом. Казалось, вот оно, производство, которое обеспечит местный рынок и страны СНГ дешевыми и надежными автомобилями. Это потом будут шутить, что «во всем мире «Форд» начинал с нуля и выигрывал, а в Беларуси начал с миллионами долларов и проиграл». В Обчаке планировали выпускать по 6 тыс. машин в год, но реалии оказались куда скромнее: в 1997 г. - всего несколько сотен, в 1998 г. - 1 840 авто , а в 1999 г. - 440 легковых машин . Попутно было выпущено 2 280 микроавтобусов, которые еще долго служили маршрутными такси в городских парках. К концу существования было выпущено всего 5 940 автомобилей .

Впоследствии на заводе в Обчаке отливали зубные щетки, впрочем, продолжалось это недолго - до следующего автомобильного «бума». Тогда же стало ясно, что отныне в Беларуси станут заниматься исключительно «отверточной сборкой».


Газеты тех лет с воодушевлением писали о начале производства новых «фордов». Изображение: belgid.by

Немцев «обскакал» Samand

К началу 2000-х гг. белорусским рынком вновь заинтересовался Volkswagen. Вначале через «Шкоду», которая предложила задействовать завод в Обчаке для производства моделей «Октавия» и «Фабия». В год планировали выпускать те же 6 тыс. автомобилей, из них 2 500 единиц оставлять в Беларуси, а остальное - продавать в Россию. «Наши» Skoda стоили бы не более 7 тыс. долларов. Но проект также «заглох».

К лету 2004 года VAG опять предложил собирать машины в Беларуси. Планировалась мелкосерийная сборка Passat и Touareg. Однако немцы изучили российский и украинский опыт (а заодно и более емкие рынки) и решили, что открывать производство в Беларуси преждевременно. Но свято место пусто не бывает и на наш рынок нацелился иранский автопроизводитель.


Samand`ы в Беларуси поначалу собирали очень бойкими темпами. Изображение: belarus.by

В 2007 году с компанией Iran Khodro было заключено инвестиционное соглашение. С учетом формировавшегося на тот момент Таможенного союза было решено довести выпуск автомобилей до 30 тыс. в год. Но темпы производства и объемы финансирования показались белорусской стороне недостаточными. Заместитель премьер-министра В. Семашко заявил в 2011 году:

« Мы чрезвычайно не удовлетворены, как разворачивается производство. За пять лет работы сделали только тысячу автомобилей, и то под моим нажимом они были куплены МВД и другими ведомствами. »

Также Семашко утверждал, что модели Samand («Скакун») которые собирали в Обчаке, являлись старыми и дорогими . К середине 2012 года выпуск иранских автомобилей полностью прекратили. За все время существования проекта было выпущено около 2 тыс. Samand`ов . Но уже в мае 2016 года было объявлено о том, что Iran Khodro намерен вернуться в Беларусь для повторного покорения евразийского рынка и насыщения его конкурентоспособной продукцией.

Сколько автомобилей произвели в Беларуси

Мы рассмотрели самые крупные и громкие проекты, которые связаны с автомобильным производством в нашей стране. Однако в разные годы в Беларуси пытались производить разные машины. И прежде чем мы перейдем к анализу современного состояния отечественного автопрома, давайте подсчитаем, сколько всего автомобилей было произведено за все время (до 2015 г.) в нашей стране.

Для сравнения в Узбекистане концерн GM Uzbekistan собрал в 2014 году 247 500 автомобилей . В Украине в 2014 году было собрано 28 751 транспортное средство, а в 2015 году - всего 5 654 легковых автомобиля .


Все эти машины пытались производить в Беларуси. Изображение: сайт

Белорусская автореволюция — 2017

На сегодняшний день существуют только два более-менее реальных проекта, направленных на производство отечественных легковушек. Первый касается передачи в управление компании ЗАО «Юнисон» завода General Motors в Санкт-Петербурге либо использование всего того же производственного комплекса в Обчаке, который никак не заработает в полную силу вот уже 20 лет. «Юнисон» (в уставном капитале которого есть доля государства) был связан со всеми крупными проектами по производству автомобилей в Беларуси. Напомним, что не так давно стало известно о больших планах Дженерал Моторс по превращению Беларуси в «автомобильный рай». Сборочный цех должен приступить к производству целого ряда легковых автомобилей и джипов (около 20-25 тыс. машин в год) не позднее конца 2017 года .

Но все эти задумки существуют пока в большей степени на бумаге, да и белорусские автолюбители не смогут насладиться производимой продукцией в полном объеме - в основном машины будут идти в Россию. Единственной компанией, работающей и выпускающей продукцию, по состоянию на 2016 год является СЗАО «Белджи». Завод расположен в г. Борисов и пока действует на площадях ОАО «Борисовский завод Автогидроусилитель». Производственные мощности пока рассчитаны на 10 000 автомобилей в год.


Новенькие Geely ожидают своих покупателей. Изображение: av.by

К 2017 году планируется завершить постройку завода типа CKD (мелкоузловая сборка комплектов автомобилей). Планируется завершать на заводе цикл по сборке, включая сварку и окраску. Планы серьезные - завод займет площадь в 118 га, а в штат планируется набрать до 1 300 человек. Впоследствии планируется выпускать 60 тыс. автомобилей в год .

Что и говорить, цели грандиозные. Но все ли так радужно?

Проклятие белорусского автопрома

Почему же за столько лет в Беларуси не получалось создать конкурентоспособное предприятие по производству легковых автомобилей? Выскажем несколько предположений, в том числе и достаточно спорных.

  1. Слабое экономическое обоснование проектов. Чтобы автопроекты работали «в полную силу», а производство было рентабельным, сборочные цеха должны обеспечивать выпуск не менее 50 тыс. автомобилей одной модели (!) в год. В БССР-Беларуси за все время, включая советские «самоделки», единичные гоночные болиды и пробные модели, не было выпущено столько машин, сколько мы должны производить за год (и при этом только одной модели). Кроме того, от 50 до 75% выпускаемых иномарок должны идти на экспорт. Вопрос только - куда? Ответ вроде бы очевиден - на ближайший крупный рынок, в Россию. Но там сейчас под два десятка собственных производств, а заинтересовать россиян переделанными Peugeot 405 тридцатилетней давности (каким был иранский Samand) или китайскими внедорожниками не так просто .
  2. Сборка «чужих» иномарок - удел стран «третьего мира». И если у нас она «не пошла», значит, все не так плохо. В одной из статей, посвященных этой теме, прямо утверждается, что «в мировой автомобильной промышленности SKD-сборка широко применяется во многих странах, но только как переходный (временный) этап к локализации производства . Такой переходный период четко ограничен во времени и распространяется только на те модели, для которых строится новый завод». Подобными способами, считают авторы, импортеры обходят ввозные пошлины, заводы не заинтересованы в развитии и модернизации производства, государство недополучает налоги и акцизы, а сотрудники в любой момент могут потерять рабочие места . Даже в планах «БелДжи» нет речи о полном цикле производства (разработке и внедрении собственных автомобилей, их испытании и производстве двигателей) - только сборка из готовых комплектующих способом CKD. А это хотя и более «прогрессивный», но по сути все тот же «скрытый» и «серый» импорт, направленный на обход налогов и пошлин, пусть и задействовано в нем будет больше человеко-часов. Поэтому такая сборка у нас сама собой не приживается.
  3. Бешеная конкуренция . В начале 90-ых был смысл говорить о сборке автомобилей в Беларуси. На тот момент еще не были построены заводы Audi и Mercedes-Benz в Венгрии, KIA и PSA в Словакии, Daewoo в Узбекистане и около 20 производств в России. Если бы мы вышли на рынок сразу и в полном объеме - с производством в 100 тыс. машин в год, скажем - свою долю прибыли наше государство получило бы. Что будет теперь - в условиях мирового экономического кризиса, перенасыщения рынка автомобилями, десятками заводов по сборке и миллионах ежегодно выпускаемых Китаем и Индией дешевых машин - непонятно.
  4. Перманентные экономические кризисы и изменение законодательства . Производство «Форд» добило лишение их преференций и льгот на законодательном уровне и кризис 1998 года. Samand уничтожили санкции в отношении Ирана и мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. Для BelGee сейчас созданы максимально благоприятные условия, но спад потребительской активности в России, начиная с 2014 года, серьезно обвалил объемы продаж (они снизились на 35%) .
  5. Проблемы с локализацией . Дело в том, что в ЕАЭС действуют импортные пошлины на все автомобили, не произведенные в стране-участнике союза. Отсрочка, которую получил «БелДжи» по уплате этих пошлин, истекает в следующем году. К этому времени локализация производства совместных белорусско-китайских автомобилей должна быть доведена до 30%. Что это означает? За этим довольно размытым определением скрываются как минимум два элемента - представьте, что автомобиль на 100% состоит из запчастей, а также за 100% берется весь производственный процесс, логистика, предпродажная подготовка и иные расходы. Соответственно, уровень локализации может быть почти равным нулю (на завод поступает уже почти собранный автомобиль, к нему лишь прикрепляют двери и моют, причем делают это пару дней в неделю при неполной загруженности) либо доходить до 85-90% (местный производитель сам организует доставку, скажем, кузова будущего автомобиля с завода-производителя, но при этом устанавливает собранные на местных заводах двигатель, трансмиссию, другие детали, затем машину обкатывают и полностью самостоятельно занимаются реализацией, сохраняя наименование марки, скажем, Ford и присваивая свою модель, скажем, Belka). В настоящий момент на БелДжи происходит следующее: китайский импорт считается машинокомплектом (кузов, двигатель, тормоза). Это позволяет не платить пошлину на ввоз новых автомобилей, составляющую сегодня 20% от таможенной стоимости. Однако фактически, со слов руководства «БелДжи», поставляется почти готовый автомобиль - ходовая часть, отделенная от кузова. Машина собирается за 12 минут!

Поэтому фактически в Россию идет реэкспорт китайских автомобилей, отсрочка на который истекает через несколько месяцев. А к 2018 году локализация должна дойти до 50%. Для этого соединять две части автомобиля, заниматься частичной сваркой и покраской (под которые строят новые цеха) уже недостаточно, какие-то детали машины нужно будет производить на местных заводах. Но рынок все равно просел - ни о каких 30-60 тысячах проданных автомобилей в Беларуси, России и Казахстане сегодня речи нет и пока не ведется . А это чревато новыми убытками от очередного нереализованного проекта.


Для налоговых послаблений внутри ЕАЭС машина должна иметь не менее 30-50% белорусских запчастей. Изображение: vk.com

Будущее белорусского автопрома

Таким образом, рентабельность производства легковых автомобилей в Беларуси будет зависеть от покупательской способности на внешних рынках. В первую очередь, конечно, в рамках ЕАЭС. А что же наши гиганты - МАЗ и БелАЗ? Может нам стоит сконцентрироваться на тяжелом машиностроении и не пытаться занять нишу на давно поделенном рынке?

«Бросать» тяжелое машиностроение и тракторостроение нельзя ни в коем случае. Наши машины в мире знают и уважают. Лично слышал от пакистанца, видимо, бывшего фермера, лестные отзывы о белорусских тракторах - надежных и мощных «рабочих лошадках». Буквально на днях стало известно, что ТД «БелАЗ» вошел в топ-500 крупнейших компаний России. За прошлый год выручка официального дистрибьютора составила 109% к уровню 2014 года. Недавно был выпущен настоящий «великан» - «БелАЗ»-рекордсмен грузоподъемностью 450 т (модель 75710), который в 2014 году провез груз весом 503,5 т. Кстати, «БелАЗ» выступает одним из акционеров того самого СЗАО «БелДжи», владея контрольным пакетом из 51,49% акций.


«Сегодня и завтра» завода БелАЗ. Изображение: belaz.by

ОАО «МАЗ» по итогам первого полугодия 2016 года не показало впечатляющих результатов . Предприятие возглавило топ аутсайдеров, но при этом сократило убытки почти на треть, доведя их число до −596,3 млрд рублей. Зато на небольшую прибыль вышел МТЗ. И даже несмотря на то, что складские запасы в среднем в 3 раза превышают число производимых ежемесячно единиц техники, будущее у нашего автопрома определенно есть . И локомотивом его в ближайшие годы, скорее всего, станет ОАО «БелАЗ», особенно учитывая его долю в совместном белорусско-китайском проекте. К сожалению, предсказать успех или провал этого предприятия пока сложно, но не исключено, что именно оно поднимет отечественное автомобилестроение на качественно новый уровень и мы наконец увидим достойный и востребованный автомобиль белорусской сборки.

  • Семашко заверил Лукашенко, что минимум 50 тысяч Geely в год в Россию мы сможем продать https://www.abw.by/news/186321/
  • «БелДжи»: что китайцу хорошо, то белорусу - убыток https://charter97.org/ru/news/2016/8/9/217630/
  • Снова среди живых и неожиданные аутсайдеры: топ-25 самых прибыльных и убыточных ОАО http://news.tut.by/economics/514238.html
  • Белорусские склады завалены промышленной продукцией
  • Zotye Auto – крупнейший китайский автоконцерн, который работает на рынке более 12 лет. Входит в холдинг «Зоти Групп» и ТОП-10 автомобильных компаний КНР . Является адептом инновационного рационализма, делает акцент на безупречном комфорте, высокой степени безопасности, простой управляемости. Реализуется во многих странах мира.

    Белорусское предприятие «ЮНИСОН» является официальным партнёром «Зоти Авто». У нас можно приобрести легковые автомобили Зоти различных моделей и комплектаций. Сотрудничаем с дилерами России и Беларуси.

    Почему стоит выбрать автомобиль Zotye?

    Еще...

    Купить легковой автомобиль Зоти в Беларуси – верное решение , если вы мечтаете о красивом, богато оснащённом транспортном средстве по демократичной цене. Всем моделям бренда присущи такие качества, как стильная внешность, достойные эксплуатационные характеристики. Можно быть уверенным в том, что эти автомобили никогда не подведут!

    Компания следит за последними тенденциями из мира автоиндустрии и заботится об экологии. При сборке автомобилей Zotye в Беларуси предприятие «ЮНИСОН» использует такие разработки:

    • Светодиодные фары, которые не только улучшают видимость, но и существенно экономят энергию.
    • Системы безопасности, защищающие пассажиров.
    • Двигатели Euro-5 с низким выбросом вредных веществ в атмосферу.
    • Электрообогрев сидений для комфортной езды осенью и зимой.

    Где выгодно купить легковые Зоти в Минске?

    Планируете приобрести Zotye в Беларуси у официального поставщика? Сразу обращайтесь к нам!

    Выбор, последующая покупка новой машины – волнительный и ответственный процесс. Мы прекрасно понимаем это и прилагаем максимум усилий, чтобы процедура приобретения для вас прошла гладко, подарила только положительные эмоции.

    Оставьте нам свой номер телефона – и мы обязательно вам перезвоним. Или свяжитесь со специалистом «с ЮНИСОН»» по указанным на веб-сайте телефонам. Оцените все преимущества работы с самым первым в Беларуси заводом легковых автомобилей!

    Представленная на сайте информация носит ознакомительный характер и отражает характеристики спецтехники, изготовленной на СП ЗАО «ЮНИСОН» по индивидуальным заказам. Мы можем изготовить аналогичный автомобиль, дополнив его другим оборудованием по желанию заказчика, или разработать новый индивидуальный проект для реализации ваших задач.

    Республика Беларусь весьма слабо ассоциируется с легковым автомобилестроением. Зато всем сразу приходят в голову одноименный трактор, грузовики МАЗ и, конечно, легендарные БелАЗы. Руководство республики уже много лет пытается исправить эту ситуацию: привлечь в страну иностранные инвестиции, создать рабочие места, а заодно пересадить граждан со старых иномарок на новые машины собственного, белорусского, производства, пусть и иностранного бренда. И вот успех — соглашение с Китаем, строительство и запуск долгожданного завода «Белджи», где уже собираются автомобили марки Geely. Именно на этом новеньком совместном предприятии побывал корреспондент журнала «Движок», который увидел воочию плоды сотрудничества, которое согласовывалось на самом высоком уровне.

    Именно так: в открытии завода принимал участие лично президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. Спросите, при чем здесь Россия? Все просто: даже если волевым решением президента обязать всех белорусов покупать только машины Geely, то мощности предприятия справятся с этой задачей где-то за один год работы. Поэтому 90% всей продукции будет экспортироваться и, как мы все прекрасно понимаем, подавляющее большинство машин появится на российском рынке.

    Нельзя не отметить глобальный подход, с которым в Geely решились на новый шаг в покорении нашего рынка. Вместо того, чтобы использовать мощности завода Derways в Черкесске, на качество сборки которого не жаловался только ленивый, в компании решили освоить альтернативную территорию, при этом оставшись в рамках Таможенного союза.

    Напомним, что компания Geely была основана в 1986 году. Как и многим автопроизводителям из Поднебесной, серьезный скачок ей удалось сделать только в «нулевых». Среди по-настоящему значимых шагов стоит отметить приобретение известной австралийской компании Drivetrain Systems International, автоматические трансмиссии которой ставятся на модели Geely, а также самую известную сделку — покупку 100% акций шведского бренда Volvo. В 2014 году марка пережила ребрендинг и получила нынешнее лицо, а впоследствии еще и прикупила Lotus и Proton.

    Непосредственно в России Geely появилась в 2011 году, вместе с моделью MK. И если одноименный седан не особо пришелся по душе россиянам, то вот псевдокроссовер MK Cross, что называется, успел поймать зарождающуюся волну поголовного мирового увлечения сегментом SUV. Уже в следующем году на рынок вышла модель Emgrand с современным дизайном и гуманной ценой, которая также нашла своего покупателя. В 2014-м стартовали продажи кроссовера Emgrand X7, который до сих пор и является локомотивом продаж компании в России.

    Geely MK Cross Geely Emgrand X7 Geely Emgrand

    И вот теперь на отечественный рынок готовится ворваться новый кроссовер Geely Atlas. Кстати, название «китайцы» успели зарезервировать заранее, поэтому не ждите в России одноименный большой кроссовер от Volkswagen, по крайней мере с таким же именем. Именно Atlas и собирается на мощностях завода «Белджи», и, забегая вперед, скажем, что собирается на очень достойном уровне.

    Geely Atlas

    Предприятие является точной копией аналогичного завода в Китае. Общая площадь — 1,18 кв. км. На его территории разместились цех сборки (более 16 тыс. кв. м), цех окраски (около 8 тыс. кв. м) и сварки (более 9 тыс. кв. м). Сборочный цех делится на три основные линии: линию интерьера, линию шасси и линию окончательной сборки.

    Ожидание увидеть там роботов с непонятными иероглифами не оправдались. Сборкой всецело заведуют «западные» технологии. Клей-герметик на стекла наносит промышленный робот Kuka из Германии, подает этот самый герметик к роботу клеевая система фирмы Graco родом из США, а испытательная линия отдана на откуп компании Durr — опять же из Германии.


    На данный момент в цехе сборки трудится больше сотни человек, и их усилиями на сборку полностью готового автомобиля из сваренного и окрашенного кузова уходит всего три часа. Помогает им в этом сборочный инструмент шведского производства Atlas Copco с сервоприводами и беспроводной передачей данных результатов затяжки резьбовых соединений каждого конкретного автомобиля. Данная технология исключает дефекты затяжки резьбовых соединений на всех этапах сборки и соответствует самым современным международным стандартам и требованиям качества.

    Цех сварки также гордится оборудованием знаменитых брендов с мировым именем. Это сварочные клещи фирмы Obara из Японии, 27 сварочных роботов немецкой Kuka, 62 адаптивные системы управления контактной сваркой Bosch Rexroth с адаптивной регулировкой, клеевые системы автоматического нанесения герметика от немецкой SCA, а также трехкоординатная измерительная машина компании Hexagon шведского производства. Задча последней — убедиться, что процент соответствия сварочных соединений составляет не меньше 95%.


    Немецкие роботы Kuka варят очередной кузов Geely Atlas

    Особенность таких сварочных систем заключается в способности регулировать параметры процесса сварки в режиме реального времени и обеспечивать максимальный контроль качества сварных точек. Все работы проверяются контрольно-измерительной лабораторией контроля геометрии кузова с помощью лазерных датчиков и контактных головок на специальной машине.

    Особое внимание представители Geely уделили цеху окраски, который рассчитан на восемь цветов. Для нанесения покрытия на наружные поверхности кузова применяются роботы Durr со сложной кинематикой, обеспечивающей покраску на поверхностях любой конфигурации. Как и полагается заводу, который претендует на статус современного, для покраски здесь используются экологичные материалы на водной основе и электростатические методы нанесения покрытия.

    За покраску и катафорезное грунтование кузовов автомобилей Geely отвечают шесть установок Graco из США для подачи и нанесения шовных и антигравийных герметиков, 16 установок той же компании для предварительного смешения и подачи лакокрасочных материалов, и еще 11 роботов Durr — непосредственно для окраски. Поставщиком материалов ванны катафореза и материалов лакокрасочного покрытия является немецкая компания Basf. Не забывают на «Белджи» и про фосфатирование. Фосфатная пленка с цинком призвана защитить кузов от коррозии. Для большей защиты от попадания различных загрязнений во время покраски используется специальная вода, прошедшая деминерализацию, чтобы убрать из нее даже малейшие частицы солей и металлов.


    Несмотря на то что покраской занимаются роботы, после автомобиль обязательно осматривается контроллером, который лично проверяет каждый окрашенный кузов. То же самое происходит и после камеры лакировки. Завершающая камера полировки работает с поверхностью до тех пор, пока она не будет идеально гладкой и блестящей.

    Отдельно стоит отметить, под каким неусыпным контролем гостей из Поднебесной проводится все работы. Пристальный взгляд китайских специалистов Geely неотрывно следит за каждым идущим по конвейеру кузовом, попутно сверяя данные о проделанной работе на экранах компьютеров.

    Каков итог?

    Если еще пару-тройку лет назад фраза «китайский контроль производства и качества» вызывала легкую улыбку, то увидев, как самые современные роботы собирают автомобили практически в стерильных условиях из самых экологичных материалов, перестаешь удивляться невообразимым темпам развития китайского автопрома. Еще немного — и колебания в выборе покупателей между европейской, японской и китайской марками станут повсеместной обыденностью, причем чей автомобиль окажется интереснее, качественнее и, главное, выгоднее, пока неясно.

    Что касается непосредственно модели Geely Atlas, собираемой на новом белорусском предприятии, то успех продаж этого кроссовера пока напрямую будет зависеть от ценовой политики. На консервативный российский рынок, как ни крути, для привлечения покупателей заходить желательно демпингом, особенно в случае с китайскими брендами, отношение к которым в России предвзятое. Правда, учитывая мировой уровень производства, увиденный на белорусском предприятии, можно с большой долей уверенности говорить о том, что марка Geely имеет все шансы сломать отечественные стереотипы.

    Худо-бедно, но в Беларуси освоили сборку иномарок, и количество "отечественных" моделей уже достигло десяти. Все легковушки собирают так называемым отверточным способом из готовых машинокомплектов.

    К нам привозят собранные кузова, покрашенные, с салонами и стеклами, затем вставляют готовый мотор, радиатор, прикручивают детали подвески и колеса, бампера и фары… Автомобиль made in Belarus готов!

    Есть две главные "отверточные столицы": деревня Обчак под Минском, в которой расположен завод "Юнисон", и город Борисов - там находится сборочный цех СЗАО "Белджи". "Комсомолка" посмотрела , какие у них характеристики, столько автомобили стоят и как раскупаются.

    1. Малютка Geely LC-Cross

    Цена: 7950 - 8220*
    Место сборки: город Борисов

    Это самая маленькая, но и самая дешевая иномарка, которую собирают в Беларуси. Сзади пассажиры размещаются с большим трудом, багажник - совсем крохотный. В машине 1,3-литровый мотор (84 лошади) и механика.

    Комплектаций две: базовая стоит 125 222 900 рублей*, версия с боковыми подушками безопасности и парктрониками - на 4 миллиона дороже. Продажи малютки стартовали с апреля прошлого года, всего за 2014 год в Беларуси продали 150 экземпляров.

    2. Седан среднего класса Citroen C-Elysee

    Цена: 9150 - 12 450 евро
    Место сборки: деревня Обчак

    Эта модель белорусской сборки стала продаваться только на той неделе. Машины бывают с двумя вариантами бензиновых моторов: 1,2-литровый (72 лошади) и 1,6-литровый (115 лошадей). Последний вариант двигателя может быть в паре с автоматической коробкой. Доступны три комплектации. Вне зависимости от них автомобили полностью адаптированы для нашей страны: увеличенный клиренс, стальная защита картера, полноразмерное запасное колесо, 100% оцинкованный кузов.

    3. Седан среднего класса Peugeot 301

    Цена: 9150 - 12 450
    Откуда машинокомплекты: из Испании
    Место сборки: деревня Обчак

    Это первая модель Peugeot, которая сошла с белорусского конвейера - собрат Citroen C-Elysee. Продажи стартовали 2 февраля 2015 года. Два варианта двигателя: бензиновый 1,2 (72 лошади) и бензиновый 1,6 (115 сил), механическая или автоматическая коробка. Машина доступна в трех комплектациях.

    4. Седан С-класса Geely SC7

    Цена: 9600 - 9800*
    Откуда машинокомплекты: из Китая
    Место сборки: город Борисов

    Из ныне собираемых - самая долгоиграющая модель. Ее сборку на мощностях завода "Автогидроусилитель" наладили еще в феврале 2013 года. За 2013 - 2014 годы в Беларуси продали 1588 экземпляров, в основном предприятиям.

    На заводе говорят, что SC7 - это полностью самостоятельная разработка Geely, однако эксперты нашли в машине ряд элементов от Toyota Corolla образца 2000 года (модель сняли с производства семь лет назад). В Беларуси машина предлагается бензиновым 1,8-литровым мотором (127 лошадей) и механикой. Базовая комплектация стоит 151 миллион рублей*, чуть улучшенная - почти на 3 млн. дороже.

    5. Седан D-класса Zotye Z300

    Цена: 11 930 - 13 000
    Откуда машинокомплекты: из Китая
    Место сборки: деревня Обчак

    Закрытая презентация автомобиля прошла под Минском еще в 2012 году. Продажи начались спустя пару лет, за весь прошлый год собрали всего 65 автомобилей. При ближайшем рассмотрении "КП" разглядела в Zotye Z300 Тойоту Allion образца 2007 года. Есть две комплектации: 1,5-литровый мотор с механикой - 188 миллионов, 1,6-литровый с автоматом - 205 миллионов.

    6. Паркетник Geely Emgrand X7

    Цена: 12 800 - 17 400*
    Откуда машинокомплекты: из Китая
    Место сборки: город Борисов

    Второй моделью борисовского предприятия стал переднеприводной паркетник EX7. Сейчас предлагают два бензиновых мотора: 2-литровый (139 лошадей) и 2,4-литровый (148 лошадей). Самая простая версия с тканевым салоном стоит 202 миллиона*.

    Вариант 2,4 с автоматом, с кожаным салоном и круизконтролем, парктрониками и многочисленными подушками безопасности обойдется в 274 миллиона*. За прошлый год в Беларуси продали 453 машины.

    7. "Каблучок" Citroen Berlingo

    Цена: от 14 700 евро
    Откуда машинокомплекты: из Испании
    Место сборки: деревня Обчак

    Как и C-Elysee, белорусские "каблучки" от Citroen начали продавать совсем недавно. Пассажирский вариант в самой дешевой комплектации оценили в 239 миллионов рублей. "Каблучок" оснащается бензиновым 1,6-литровым 110-сильным мотором с механикой. Предлагается в специальной для Беларуси комплектации: кондиционер, две сдвижные двери, современная аудиосистема, две подушки безопасности, ABS, EBD, AFU, противотуманки.

    8. "Каблучок" Peugeot Partner

    Цена: 14 700 - 14 900
    Место сборки: деревня Обчак

    Peugeot Partner - брат-близнец "каблучка" Citroën Berlingo, только не с "елкой", а со "львом" на капоте. Пассажирские версии белорусской сборки сейчас продают за 238 - 242 миллиона рублей.

    9. Кроссовер Peugeot 3008

    Цена: 17 800 - 21 600

    Откуда машинокомплекты: из Франции
    Место сборки: деревня Обчак

    Продажи начались одновременно с 301-й моделью - в начале февраля. Белорусским покупателям предлагают два варианта: 120-сильный бензиновый мотор с механикой или 250-сильный с автоматом. Первый вариант сейчас стоит 288 миллионов, второй - 324 - 350 миллионов рублей.

    10. Седан бизнес-класса Peugeot 508

    Откуда машинокомплекты: из Франции
    Цена: 21 200 - 24 280 евро
    Место сборки: деревня Обчак

    Это совсем свежая модель, мировая премьера рестайлинговой версии прошла меньше года назад. С белорусского конвейера модель начала сходить пару месяцев назад. Доступны две модификации - обе с 1,6-литровым бензиновым мотором (150 лошадей) и с автоматом.

    Топовая модификация имеет в своем арсенале электромеханический ручник, head-up-дисплей, шторки на стеклах задних дверей, электропривод кресел, систему бесключевого доступа и запуска двигателя, LED-элементы в головной оптике, навигацию.

    На очереди - Opel Mokka и Cadillac Escalade

    Первую модель недавно показали белорусским журналистам. Компактные кроссоверы начали собирать в Обчаке из южнокорейских машинокомплектов. Планируется, что через месяц белорусские Опели начнут продаваться в России. Смогут их заказывать и наши дилеры. А позже под Минском хотят освоить сборку огромных внедорожников Cadillac Escalade.

    * Новые автомобили 2014 года выпуска.

    Начнем с важного события в истории белорусского машиностроения. Первый серийный белорусский легковой автомобиль сошел с конвейера. Так символично и торжественно сегодня в Борисовском районе открыли завод «БелДжи». В церемонии принял участие и Президент Александр Лукашенко. Это уникальный проект производства легковых автомобилей в стране, который отвечает всем мировым требованиям автопрома. Мощности позволяют выпускать 60 тысяч авто в год. В дальнейшем показатель планируют удвоить. И если для потребителя легковое авто - это средство передвижения, то для производителя, тем более на европейском континенте, это роскошь. Найти свое место на плотном рынке сейчас непросто, так что инвесторы очень тщательно выбирают себе партнеров по бизнесу в этой сфере. Точкой отсчета для Беларуси стал 2014. Тогда с китайской корпорацией был подписан контракт о строительстве. Всего два с половиной года и принципиально новое производство вписано в белорусские пейзажи. А еще в стратегическую и для нас инициативу Китая «Новый Шелковый путь». Пока на заводе производят одну модель кроссовера. В следующем году линейка белорусских Geely пополнится еще одним внедорожником и седаном. О перспективах амбициозного проекта - Андрей Кривошеев.

    118 гектаров. Два года назад здесь корчевали пни и ровняли песок. Сегодня собирают машины. Завод-гигант с глобальной заявкой на востребованность и лидерство в Евразии. Амбициозно? Оправданно. Производство под Борисовом полностью выдерживает стандарт мирового автопрома. Построено с перспективой и быстро.

    Сроки на создание завода рекордные даже по мировым меркам, говорит главный технолог Павел Гурецкий. Полный цикл: от сварки до стенда на выставке и ключей хозяину. На каждом этапе – современные технологии. Станки, материалы, начинка или, как говорят автовладельцы, «рабочая лошадка подкована» или «полный фарш». Специалисты «БелДжи» собирали лучшее, что есть в мире. Акцент на европоставщиков.

    Павел Гурецкий, главный технолог СЗАО «БелДжи»: «Мы делали особый акцент на то, чтобы оборудование и система качества соответствовали самым строгим стандартам отрасли. Цель – подтвердить все международные требования. Поэтому основное оборудование – европейских производителей. Потребитель должен быть уверен, что процессы все и качество на этом предприятии самого высокого уровня».

    Например, «варят» новенькие белорусские кроссоверы истинные баварцы. Точнее, баварские роботы. Именно такие стоят на заводе Porsche в Германии. Покраской заняты тоже немецкие роботы, те самые, что придают цвет североамериканским GM («Дженерал моторс»), и в мировом масштабе от Америки Латинской до Евразии красят самолеты. На сборке работает шведский электроинструмент. Мало кто знает, но те же «скандинавы» помогали строить БАМ - Байкало-Амурскую магистраль. Такой промышленный интернационал явно порадует владельца. Садишься в белорусский кроссовер и ощущаешь себя и патриотом, и хранителем традиций, и человеком мира.

    Приятная слуху автомобилиста, заводчанина и государства арифметика большого дела:

    8 часов одной смены - это 120 автомобилей. Будут заказы - готовы работать в две смены.

    На первом этапе это 60 000 автомобилей в год. Перспектива - 120 000. Первые серийные в продаже обещают уже в ноябре.

    Едем с Geely дальше. Новое производство - это 1500 новых рабочих мест. С ними жодинско-борисовский конгломерат окончательно становится столицей белорусского автопрома. Не забываем про Минск, Могилев, Гомель и Лиду, но на 10 000 населения - это самый автомобилецентричный регион страны.

    Общий объем инвестиций - около 400 миллионов евро. Деньги вложены с расчетом на весь необъятный евразийский рынок и премиальный евросоюзовский, готовы конкурировать ценой и качеством.

    Пилотная линейка - это три модели: два кроссовера и компактный седан. Но завод возвели универсальным. Сейчас мировая автомода на экономные и стильные городские «паркетники» с хорошей начинкой. Но если завтра мода качнется к универсалам, купе или мощным спорткарам, готовы выпускать и такие.

    Кстати, ворчать на «угловатость» первых Geely в Беларуси больше не придется. К изящному облику новых авто приложили руку лучшие дизайнеры.

    Владимир Павлович, заместитель директора СЗАО «БелДжи»: «Это уже не те китайские производители, которые занимались копированием брендов. Сегодня кроссовер NL3 – это совместная разработка того же шведского дизайнера, который работает на ту же «Вольво», входящую в концерн Geely. Уровень компонентов, электронной начинки - это уровень мировых лидеров».

    В цехах "БелДжи" можно с легкостью снимать научную фантастику. Например, здесь, где идет сварка и трудятся немецкие роботы. Траектория и грация их движений завораживает. Цепкая рука захватывает крышу, наносит герметик, устанавливает на место и виртуозно меняет инструмент. Аналогов в Беларуси просто нет. И даже на автозаводах в Китае, специалисты которых отладили линию, оборудование постарше.

    Чен Вэньань, заместитель директора по производству СЗАО «БелДжи»: «По сравнению с китайскими заводами Geely эта сварочная линия с роботами более передовая. Все процессы автоматизированы. Оборудование настроено на три модели автомобилей без переналадки. Основные специалисты, управляющие персоналом на производственной линии, прошли стажировку в Китае. И таких более 90 человек».

    Подбор кадров для завода – вопрос жесткий и принципиальный. Еще на этапе пробной партии конкурс среди слесарей, сборщиков, сварщиков и логистов зашкаливал. Был выше, чем в иных престижных вузах. Техника - высокоточная, взаимный контроль интеллекта человеческого и искусственного. Чтобы полностью исключить и пресловутый человеческий фактор, и не менее знаменитый программный «крэш даун»

    С конвейера новенького завода, который что внутри, что снаружи, как с иголочки, уже сошла пробная партия. Автомобили обкатали, проверили, оценили. На автофорумах и в оценочных проектах они даже успели произвести фурор.

    Но полновесный серийный выпуск и ровное дыхание завода начинается с этого нажатия…

    В первых промышленных партиях кроссоверы в строгом черном и белом исполнении. В уже ставшем классикой «серебре» и дань городскому гламуру - красный. По начинке авто превосходят все известные белорусам Geely, хотя по цене будут не из самых дешевых. Завод пробивается в премиум-класс для среднего класса. Компенсируют расходы приятные ощущения от интерьера и ходовой.

    Естественно, запустить завод и не протестировать новинку белорусского автопрома лично белорусский лидер не мог. На специальном заводском треке - вся специфика городской среды: имитация трамвайных рельс, брусчатки и неровностей асфальта. Президент как опытный и заядлый автомобилист тестирует кроссовер по полной.

    Geely планирует стать народной маркой не только для потребителей, но и для тех, кто собирает. Уровень локализации, т. е. отечественных деталей, хотят довести минимум до 50%. На первом этапе в атласе будут аккумулятор, стекла и диски, сидения, двигатель, задние фонари, выхлопная и тормозная системы белорусского производства. Это позволит загрузить заказами десятки смежников, гарантирует рабочие места и зарплаты. Например, на первую зиму кроссовер уже "переобули" в бобруйские шины.

    Мы наш, мы новый… Geely построим. За всю историю Беларуси республика впервые настолько близка к созданию по-настоящему народного автомобиля. Ведь собирались же, и не раз, и умеем собирать сложнейшее от БелАЗов до всей линейки городской и агротехники. Для «вишенки на торте» белорусского автопрома не хватало малого, точнее, большого китайского партнера и большой Евразии с открытыми для торговли границами.