Тойота чья марка. Истории компании Toyota. Какие марки принадлежат Форд

История компании Toyota

14 февраля 1867 года в префектуре Сизуока родился Сакиши Тойода (Sakichi Toyoda). Поскольку он был первым ребенком у родителей, то автоматически стал в своей семье kacho, или главой дома, и унаследовал обязательства своего отца и его профессию плотника. Однако к плотницкому ремеслу Сакиши не проявлял никакого интереса и в 1885 г. решил стать изобретателем. С этого момента, в течение последующих тридцати пяти лет он занимался усовершенствованием ткацких станков.

В 1890 году Сакиши Тойода разрабатывает первую собственную конструкцию ручного деревянного ткацкого станка. Не имея формального образования, Сакиши Тойода учился методом проб и ошибок - он верил в способность получить все необходимые ему знания, непосредственно работая с промышленным оборудованием. Сакиши понимал, что японская промышленность должна продвигаться вперед небольшими шагами и занимать рыночные ниши, которые проигнорировали западные компании. Он осознал важность непрерывных усовершенствований оборудования вне зависимости от состояния конкуренции.

Сакиши Тойода верил, что ни один технологический процесс еще не достиг такой точки развития, в которой было бы невозможно его дальнейшее совершенствование. Эта политика kaizen (непрерывных усовершенствований) стала одной из основ его промышленной философии.

В 1894 году у Сакиши рождается сын - Кииширо Тойода (Kiichiro Toyoda), который впоследствии станет основателем Toyota Motor Corporation.

В 1924 году, с помощью своего сына Кииширо, Сакиши Тойода создает полностью автоматизированный ткацкий станок, а в 1926 году основывает новую компанию Toyoda Automatic Loom Works. Позднее Сакиши Тойода продаст патентные права на свой автоматический станок английской фирме Platt Brothers & Со. Ltd за 100 тыс фунтов стерлингов. Эти деньги Сакиши передаст своему сыну Кииширо, с повелением потратить их на то, чтобы основать в родном городке автомобильное производство.

Сакиши Тойода скончался 30 октября 1930 года. В памяти японцев Сакиши остался человеком, сделавшим свои мечты реальностью, сумевшим преодолеть трудности и использовать благоприятные возможности эпохи Мэйдзи. Несмотря на широкую оппозицию своим взглядам, Сакиши до самой смерти был уверен в том, что автомобили в будущем станут перспективным товаром.

В 1930 году, согласно посмертной воле Сакиши, его сын Кииширо Тойода приступает к изучению производства автомобилей. Как грамотный инженер, Кииширо понимает, что единственно правильный путь для начала прогресса - воспользоваться уже имеющими успешными разработками. В 1930 году Кииширо Тойода обращается к совету директоров компании Toyoda Automatic Loom Works с просьбой о выделении площадей для организации автомобильной исследовательской лаборатории. В 1931 году лаборатория начинает работу по препарированию американских двигателей внутреннего сгорания - все разбирается "до винтика", изучается, ломается. Тойода пытается выбрать прототип двигателя для собственного производства. Эти работы продолжаются несколько лет. Кииширо стремится разработать уникальную японскую систему производства, которая должна учитывать характерную для этой страны ограниченность пространства и ресурсов, а также приспособляемость и разносторонность навыков ее населения.

В 1933 году в компании Toyoda Automatic Loom Works,Ltd. создается автомобильное подразделение, которое возглавляет Кииширо Тойода.

К этому времени уже был выбран базовый двигатель для копирования - рядный шестицилиндровый Chevrolet. В 1934 году, после года борьбы с ненадежностью компонентов, на основе "шевролетовского" был подготовлен к производству "собственный тойодовский" двигатель, названный ТИП А. Как только был готов двигатель, сразу же начались работы по подготовке автомобиля, причем сразу по двум направлениям - легковому и грузовому.

В 1935 году завершается разработка прототипа легкового автомобиля A1 и прототипа грузового автомобиля G1.

В 1936 году утверждается логотип компании Тойота, и запускаются в производство седан AA, фаэтон AB, а также грузовик AG. Кроме этого, в 1936 году происходит первая экспортная поставка грузовика G1 - 4 автомобиля отправляются в Северный Китай.

До того момента, как Кииширо Тойода всерьез начинает заниматься автомобилестроением, процесс создания автомобиля исторически подразумевает "обучение на рабочем месте". Такой подход приводит к повышенному расходу ресурсов, которого не могут себе позволить японцы. Кииширо мечтает о системе, в которой ни один элемент не не создается прежде, чем в нем возникает необходимость, что позволяет избежать хранения деталей, а значит, и бесполезного расходования средств. Поэтому на заводе его компании основным лозунгом становятся слова "Точно вовремя". Методы kaizen и "Точно Вовремя" становятся важными элементами производственной философии семейства Тойода.

В 1937 году автомобильное подразделение Toyoda Automatic Loom Works,Ltd. выделяется в самостоятельную компанию - Motor Company, Ltd (TMC). К этому времени Тойода получает "госзаказ" на 3000 грузовиков для японской армии.

Заказ военных грузовиков был настолько выгоден, что через год - в 1938 году - позволил братьям Тойода построить новый настоящий автозавод Honsha Plant в городке Коромо. Поныне это место является центром империи Тойота - много лет спустя городок даже был переименован в Тойота за заслуги корпорации перед отечеством.

В 1940 году Киишира Тойода открывает Институт физических и химических исследований. Для обеспечения потребностей компании в металле в том же году создается Toyoda Seiko, Ltd. - крупнейший на сегодняшний день японский производитель прутков и калиброванной стали Aichi Steel Works.

В 1941 году запускается завод по производству станков и оборудования - Toyota Machine Works Co., Ltd. В том же 1941 начинается производство легкового автомобиля АЕ, в 1942 году запускается в производство грузовик KB, а в 1947 - легковой грузовик SB и малолитражный пассажирский автомобиль SA. Год 1947 становится знаковым для компании - с конвейера сходит автомобиль с порядковым номером 100 000.

Новая система производства, разработанная Кииширо Тойода, повышает эффективность работы компании и позволяет ей поставлять на рынок автомобили по конкурентоспособным ценам. Однако качество автомашин по-прежнему остается недостаточно высоким и менеджмент компании не перестает работать над решением этой проблемы.

В 1950 год отдел сбыта выделяется в обособленную компанию, образуя Toyota Motor Sales Co., Ltd.. В том же году компании Тойота и Ford начинают переговоры о создании совместного предприятия, проект которого предусматривает кроме всего прочего стажировку японских специалистов на американских заводах.

В январе 1951 года Эйджи Тойода (Eiji Toyoda) разрабатывает пятилетний план модернизации компании. Он включает в себя обновление оборудования и совершенствование методов производства.

Подобно своим предшественникам, Эйджи понимает, что Тойота должна работать иначе, чем западные фирмы. Перед Эйджи стоит задача модернизировать производство, а затраты ресурсов свести к минимуму. Он уверен в том, что развитие компании в большей мере зависит от того, насколько качественно собраны ее автомобили, чем от того, насколько удачно они спроектированы. Поэтому Эйджи выдвигает лозунг о том, что производство является самым важным элементом деятельности ТМС. Задача проектировщиков и инженеров заключается в том, чтобы предоставить производственному персоналу возможность наилучшим образом выполнить свои обязанности. При этом в компании заметно повышается статус работников сборочных линий.

В том же 1951 в компании запускается система поощрения сотрудников "Предложи новую идею". На сборочных линиях начинается производство джипа BJ Toyota Jeep - дедушки сегодняшнего Land-Cruiser;

В 1957 году в США начинает работу Toyota Motor Sales USA - американское представительство компании Тойота. В том же году автомобиль Toyota Crown, выпуск которого для внутреннего рынка Японии был начат в 1955 году, впервые начинает поставляться на американский рынок.

В 1958 году Тойота открывает представительство в Бразилии, а уже в 1962 году с конвейера сходит миллионный автомобиль для внутреннего рынка.

Еще в начале 50-х годов возглавляющий в корпорации отдел планирования Соиширо Тойода (Shoichiro Toyoda) приходит к выводу о том, что ТМС использует kaizen на слишком позднем этапе. Практика устранения дефектов машин после того, как они попадают на рынок, подрывает репутацию Тойота.

В поисках средств повышения качества продукции Соиширо внимательно изучает работы Э. Деминга. В результате в начале 1950-х годов Тойота внедряет у себя некоторые элементы подхода американского гуру качества. Соиширо понимает, что для улучшения работы ТМС необходимо изменить два аспекта процесса управления качеством: во-первых, необходимо сделать его более систематизированным и, во-вторых, внедрить его в каждом подразделении. Соиширо удается реализовать программу качества во всех звеньях компании, и в 1965 году ТМС удостаивается премии Э. Деминга.

В 1966 году с конвейера сходит первый автомобиль Toyota Corolla - один из будущих бестселлеров компании. Год спустя Эйджи Тойода становится президентом Тойота, тогда же подписывается двустороннее соглашение с Daihatsu.

В 1969 году Тойота экспортирует свой миллионный автомобиль. В том же 1969-м годовой объем продаж марки на внутреннем рынке достигает отметки в 1 миллион машин.

В 1970 году начинается выпуск легендарной модели Toyota Celica.

После "нефтяного кризиса" 1974 года международная автомобильная промышленность оказывается в тяжелом положении. Однако Тойота пребывает в числе тех немногих производителей автомобилей, которые продолжают получать устойчивую прибыль. Многие конкуренты стремятся выяснить, как же компания добивается рентабельной работы в неблагоприятных условиях рынка. Ведь в этот период Тойота удается достичь высоких уровней качества (малого количества дефектов) и производительности труда (в конце 1980-х гг. количество выпускаемых автомобилей в расчете на одного работника компании в два-три раза превышает показатели на предприятиях фирм США и стран Европы). Тойота демонстрирует также колоссальную гибкость, выпуская сравнительно небольшие партии разных моделей практически без снижения показателей качества и производительности труда. В 1978 году начинается производство Toyota Celica XX, сегодня известной как Toyota Supra, а в 1980 - Celica Camry, сегодня известной нам как Toyota Camry.

В 1979 году суммарный экспорт марки достигает отметки 10 000 000 автомобилей.

В 1982 г. Эйджи Тойода становидтся председателем совета директоров компании. В том же году он начинает переговоры с General Motors (GM) о грандиозном совместном предприятии - создании компании New United Motor Manufacturing Incorporated (NUMMI), которая должна будет выпускать автомобили на основе японской модели "Corolla" на недавно закрытом заводе GM в городе Фримонт, штат Калифорния. Проект успешно реализуется в 1984 году, что доказывает возможность применения системы производства компании Тойота в странах Запада.

В том же 1982 году Toyota Motor Co., Ltd. и Toyota Motor Sales Co., Ltd. объединяются в Toyota Motor Corporation. Темпы производства и продаж продолжают неуклонно расти. В 1985 году суммарный экспорт достигает отметки 20 000 000 автомобилей, в 1986 году на внутреннем рынке выпускается 50-миллионный автомобиль. Год 1986 знаменуется увеличением объема продаж на внутреннем рынке до двух миллионов машин в год.

После публикации книги "The Machine that Changed the World" (Womack et al., 1990) производственная система компании Тойота начинает называться "поджарым" производством. "Поджарое" (без излишеств) производство нередко представляется в качестве модели "наилучшего метода", который может с успехом применяться даже в других странах, причем не только в автомобильной отрасли.

В основе производственной системы компании Тойота применяются следующие принципы:

  • производство по системе "точно вовремя";
  • минимальный объем запасов и эффективное использование ресурсов;
  • географическая концентрация линий сборки и изготовления комплектующих;
  • создание хороших возможностей для осуществления коммуникаций, исключение потерь;
  • сигнализирование о потребности в деталях с помощью карточек kanban;
  • выравнивание производительности труда: быстрая настройка оборудования;
  • рационализация производственных процессов и изделий, стандартизация труда;
  • использование автоматических средств защиты от неумелого использования оборудования;
  • обучение рабочих выполнению различных операций;
  • широкое внедрение субподрядных отношений;
  • выборочное использование автоматов;
  • непрерывный процесс внедрения усовершенствований (kaizeri);
  • организация групповой работы.

Успех производственной системы компании Тойота превращает Японию в одного из мировых лидеров по производству автомобилей и способствует повышению производительности и эффективности труда в странах Запада. Например, в результате перехода к "поджарому" производству на совместном предприятии GM и Тойота (NUMMI), эффективность его деятельности с точки зрения качества, производительности труда и других показателей быстро возрастает до одного из самых высоких уровней в автомобильной промышленности США. "Поджарое" производство имеет значительные отличия от фордистских и неофордистских методов массового фабричного производства и обладает перед ними рядом преимуществ, а также способно значительно повысить конкурентоспособность продукции.

В 1989 году в США появляется новая торговая марка корпорации Тойота - Lexus, созданная специально для американского рынка. А уже в 1990 году начинает работать европейское подразделение компании Тойота - Toyota Motor Europe Marketing & Engineering S.A.

В 90-х годах Тойота привлекает серьезные инвестиции для увеличения своей доли на рынках США, Европы, Индии и Азии, параллельно расширяя модельный ряд. Компания использует при этом новейшие технические решения и разработки. Через два года - в 1992 - открвается первый в Европе завод корпорации - Toyota Motor Manufacturing (U.K.), Ltd. (TMUK Ltd.).

В 1994 году компания начинает производство еще одного автомобиля, которому суждено стать мировым бестселлером, Toyota Rav4. А уже через 3 года с конвейера сходит автомобиль с гибридным двигателем - Toyota Prius.

Дилерская сеть Toyota Auto в 1998 переименовывается в Netz Toyota. В том же году начинают работать заводы Тойота в Индиане и западной Вирджинии, а через год завод Toyota Kirloskar Motor в Индии.

В 1999 году компания Тойота выходит на лондонскую и нью-йоркскую фондовые биржи, а на внутреннем рынке Японии производится 100-миллионный автомобиль.

Год спустя для отслеживания финансового состояния разросшейся корпорации создается Toyota Financial Services Corporation, а уже в 2001 году во Франции начинается производство на Toyota Motor Manufacturing France S.A.S. (TMMF).

В 2002 году Тойота впервые выступает в составе команд Формула-1. В Китае начинает работать еще один завод Тойота, а в США производится автомобиль с порядковым номером 10 000 000. В том же году продается 100-тысячный автомобиль Toyota Prius.

К 2005 году мировой объем продаж Toyota Camry достигает 10 000 000 автомобилей. В это же время в Европе начинается производство микролитражного Toyota Aygo, а автомобили торговой марки Lexus начинают продаваться на японском рынке.

В том же 2005 году происходит знаковое для России событие - корпорация Тойота начинает строительство завода недалеко от Санкт-Петербурга.

Сошел первый автомобиль - Toyota Camry.

История компании Toyota в России

С начала 90-х годов, когда в России появились первые официальные дилеры компании, начинается история активного продвижения бренда Toyota на российском рынке.

В 1998 году компания открыла Московское представительство Toyota Motor Corporation, которое было создано, чтобы оценивать рыночную ситуацию и способствовать увеличению продаж через торговые компании и сеть дилеров в основных регионах России. В связи с динамичным развитием автомобильного рынка, было принято решение о создании национальной компании по маркетингу и продажам ООО «Тойота Мотор». Объявление об этом прозвучало в 2001 году в рамках московского Автосалона.

С 1 апреля 2002 года ООО «Тойота Мотор» начало свое функционирование на территории России. Эта компания является стратегической базой компании Тойота, которая играет ключевую роль в развитии бизнеса по продаже автомобилей и запасных частей Toyota и Lexus в России.

25 ноября 2008 года был открыт новый многофункциональный комплекс ООО «Тойота Мотор» в Мытищинском районе Московской области. Комплекс включает в себя офисное здание для сотрудников компании, информационный центр и склад запасных частей.

В настоящий момент в России продажами автомобилей Toyota занимаются 50 официальных дилеров компании: 11 из них находятся в Москве, 5 в Санкт-Петербурге, 3 в Екатеринбурге, 1 в Уфе, 2 в Челябинске, 3 в Самаре, 2 в Казани, 1 в Ростове-на-Дону, 1 в Перми, 1 в Нижнем Новгороде, 1 в Тольятти, 1 в Краснодаре, 1 в Красноярске, 1 в Тюмени, 1 в Сургуте, 1 в Новосибирске, 1 в Новокузнецке, 1 в Воронеже, 1 в Томске, 1 в Кемерово, 1 в Волгограде, 1 в Саратове, 1 в Иркутске, 1 в Ижевске, 1 в Туле, 1 в Нижнем Тагиле, 1 в Стерлитамаке и 1 в Оренбурге. Услуги по продаже и обслуживанию автомобилей Toyota оказывают 20 уполномоченных партнеров компании. Также продажами автомобилей марки Toyota занимаются 2 официальных дилера и 1 уполномоченный партнер Toyota в Казахстане и 1 официальный дилер в Беларуси. Все они не только продают автомобили и запасные части Toyota, но и обеспечивают сервисное обслуживание в полном соответствии с высокими стандартами качества Toyota.

Все дилеры Тойота в России соответствуют ряду довольно жестких требований, которые предъявляются к дилерам компании во всем мире, а также к способам и методам ведения бизнеса. В основе их лежит концепция трех S. Первая S - собственный автосалон (Showroom), вторая S - наличие современной сервисной станции (Service Shop), третья - наличие склада запчастей (Spare Parts Shop).

Для компании Toyota Россия является одним из наиболее приоритетных рынков.

Российский автомобильный рынок абсолютно уникален. Для России в компании Тойота была разработана собственная маркетинговая стратегия, основанная на глубоком изучении всех особенностей рынка.

Сегодня на российском рынке компания Тойота следует стратегии продвижения 10 основных моделей: шести легковых автомобилей - Auris, Camry, Avensis, Corolla, Corolla Verso и Yaris, трех внедорожников - Land Cruiser 200, Land Cruiser Prado и RAV4, а также Hiace, представленного в классе коммерческих автомобилей.

Философия Тойота

В январе прошлого года «Тойота Мотор Корпорэйшн» выпустила документ под названием «Вклад в устойчивое развитие», где изложены основы политики компании в отношении корпоративной социальной ответственности (CSR). Этот документ был подготовлен в расчёте на то, что наши акционеры, сотрудники и деловые партнеры смогут лучше понять позицию компании Тойота в отношении корпоративной социальной ответственности. Мы убеждены, что рост бизнеса Тойота в России напрямую связан с нашей способностью соответствовать ожиданиям общества. Несмотря на существенные различия между автомобильными рынками в России и других странах, потребность в участии крупных корпораций в общественной жизни здесь может быть даже больше, чем где-либо еще. Следовательно, мы должны приложить все усилия для того, чтобы обеспечить эффективное внедрение политики компании Тойота в отношении вклада в устойчивое развитие.

Руководящие принципы Тойота

«Тойота Мотор Корпорэйшн»

Начиная со дня основания в 1937 году, мы, «ТОЙОТА МОТОР КОРПОРЭЙШН», и все дочерние предприятия компании, постоянно стремились вносить свой вклад в устойчивое развитие общества, производя и предлагая инновационные товары и услуги высочайшего качества. Благодаря этому стремлению, мы смогли разработать собственную философию, ценности и методы управления, которые передаются в компании от поколения к поколению.

Мы обобщили эту философию управления в «Руководящих принципах «Тойота» (в 1992 году появилась первая версия, а в 1997 году - переработанная), где отражено наше представление о том, какой компанией мы хотим быть. «Мы искренне верим, что наша деятельность и наш вклад в развитие общества соответствуют этим принципам. Наши ценности и наши методы были изложены в книге «The Toyota Way» («Философия Тойота») (издана в 2001 году), поскольку для реализации на практике «Руководящих принципов «Тойота» необходимо, чтобы наши ценности и методы разделяли сотрудники наших предприятий во всем мире. Мы уверены, что новые поколения будут следовать «Философии Тойота».

В последние десятилетия наша компания распространила свою деятельность по всему миру, и в то же время возросли ожидания общества относительно роли корпораций в устойчивом развитии. Принимая это во внимание, мы постарались интерпретировать «Руководящие принципы «Тойота» с точки зрения того, как мы можем способствовать устойчивому развитию, взаимодействуя со всеми заинтересованными сторонами.

Все сотрудники нашей компании знают и разделяют эти принципы, и мы будем продолжать наши усилия, направленные на устойчивое развитие. Мы также надеемся, что наши партнеры поддержат эту инициативу и будут действовать в соответствии с ней.

Январь 2005 года
Президент «Тойота Мотор Корпорэйшн».

Руководящие принципы компании «Тойота»

  1. Чтить букву и дух закона каждой страны, вести дела открыто и честно для того, чтобы быть достойным корпоративным гражданином мира.
  2. Уважать культуру и традиции всех наций и способствовать своей деятельностью экономическому и социальному развитию общества.
  3. Направлять усилия на производство экологически чистых и безопасных товаров, на повышение качества жизни во всём мире.
  4. Разрабатывать и развивать передовые технологии и предлагать товары и услуги высочайшего качества.
  5. Развивать корпоративную культуру, которая стимулирует личное и коллективное творчество и способствует взаимному доверию и уважению между рядовыми сотрудниками и руководством.
  6. Стремиться к росту в гармонии с мировым сообществом при помощи новаторских методов управления.
  7. Сотрудничать с деловыми партнерами в области исследований и разработок с целью стабильного долгосрочного роста и взаимной выгоды, оставаясь в то же время открытыми для новых контактов.

Вклад в устойчивое развитие

Мы, «ТОЙОТА МОТОР КОРПОРЭЙШН», и все дочерние предприятия компании, стремимся способствовать гармоничному и устойчивому развитию общества во всем мире, основываясь на наших «Руководящих принципах».

Мы следуем букве и духу местных, национальных и международных законов и нормативных актов и осуществляем свою деятельность честно и добросовестно.

Мы верим, что для устойчивого развития очень важным является взаимодействие руководства со всеми заинтересованными сторонами в соответствии с приведенными ниже принципами, и мы приложим все усилия для укрепления взаимоотношений путем свободного предоставления достоверной информации.

Потребители

Основываясь на нашем принципе «Клиент всегда на первом месте», мы разрабатываем и предлагаем инновационные и безопасные товары и услуги высокого качества, отвечающие широкому спектру требований потребителей, для улучшения качества жизни во всем мире.

Мы приложим все усилия для защиты персональной информации потребителей, согласно букве и духу закона о защите частной информации, принятого в соответствующей стране.

Сотрудники

Мы уважаем наших сотрудников и верим, что успех нашего дела зависит от творческого вклада каждого сотрудника и слаженной работы всего коллектива. Мы поощряем личный рост наших сотрудников.

Мы придерживаемся принципов равных возможностей при трудоустройстве, вовлечения в работу компании всех сотрудников с учетом их личных особенностей и не относимся предвзято ни к одному из них.
(Руководящие принципы, п. 5)

Мы стремимся обеспечивать безопасные и достойные условия труда для всех наших сотрудников.
(Руководящие принципы, п. 5)

Мы уважаем права всех людей, участвующих в нашей деятельности, и, в частности, мы не используем и не допускаем использования в любой форме принудительного или детского труда.
(Руководящие принципы, п. 5)

В процессе диалога с нашими сотрудниками мы строим отношения, основанные на принципе взаимного доверия и взаимной ответственности, и работаем вместе для преуспевания каждого сотрудника в отдельности и компании в целом.
(Руководящие принципы, п. 5)

В функции менеджмента в наших компаниях входит развитие корпоративной культуры и распространение морально-этических норм.
(Руководящие принципы, п. 1 и 5)

Деловые партнеры

Мы уважаем всех своих партнеров, поставщиков и дилеров, и стремимся к основанному на взаимном доверии долгосрочному сотрудничеству, способствующему развитию бизнеса как наших партнеров, так и самой компании.

При выборе новых партнеров мы рассматриваем все предложения, независимо от национальной принадлежности и размера компании кандидатов, и составляем свое мнение исходя из их общего потенциала.
(Руководящие принципы, п. 7)

Мы придерживаемся принципов свободной и честной конкуренции в соответствии с буквой и духом законов каждой страны.
(Руководящие принципы, п. 1 и 7)

Местные сообщества / Общество в целом

Защита окружающей среды
Осуществляя свою деятельность, мы стремимся к гармонии с окружающей средой. Мы ставим своей целью разрабатывать и внедрять такие технологии, благодаря которым возможно сосуществование экономики и экологии. Мы стремимся сотрудничать с широким кругом лиц и организаций, работающих в области защиты окружающей среды.
(Руководящие принципы, п. 3)

Общество

Мы придерживаемся принципа «Уважение ко всем людям» и чтим культуру, традиции, историю и законы каждой страны.

Мы постоянно ищем более безопасные и экологически чистые технологии для разработки товаров, отвечающих быстро меняющимся потребностям общества.
(Руководящие принципы, п. 3 и 4)

Мы не терпим взяточничества со стороны партнеров, правительственных учреждений или государственных органов и поддерживаем честные и законные отношения с правительственными учреждениями и государственными органами.
(Руководящие принципы, п. 1)

Благотворительность
Где бы мы ни вели свой бизнес, мы активно участвуем в благотворительной деятельности, как самостоятельно, так и с нашими партнерами, направляя свои усилия на укрепление сообщества и улучшение качества жизни.
(Руководящие принципы, п. 2)


Политика социальной ответственности

ООО «Тойота Мотор», национальная компания по маркетингу и продажам автомобилей, запасных частей и аксессуаров Тойота и Лексус на территории Российской Федерации, подобно всем организациям, входящим в группу компаний Тойота, при осуществлении деятельности руководствуется принципами политики социальной ответственности.

Toyota в полной мере осознает свою ответственность перед обществом. При определении стратегии развития и в текущей деятельности, компания исходит из того, что обязательным условием устойчивого развития бизнеса является неуклонное следование принципам социальной ответственности. В соответствии с этими принципами компания видит свои задачи не только в производстве необходимой для общества продукции, но и содействии социальному прогрессу, росту благосостояния общества в целом и повышении уровня жизни своих сотрудников, в частности.

Компания стремится осуществлять свою производственную деятельность в строгом соответствии с требованиями не только законодательства РФ в сфере экологии и природопользования, но и собственной экологической политикой, а также в соответствии с экологической хартией Тойота (подробнее см. раздел «Экологическая политика»).

На практике это означает, что каждый сотрудник в офисе или на производстве стремиться бережно относиться к природным ресурсам, а именно экономить электроэнергию и воду, рационально расходовать бумагу, стараясь преимущественно использовать электронные многоразовые носители.

ООО «Тойота Мотор» обеспечивает занятость активной части населения в ряде городов России и ее столице. Взаимоотношения менеджмента и сотрудников строятся на принципах социального партнерства. Компания обеспечивает сотрудникам конкурентоспособный уровень вознаграждения.

Особое внимание Toyota уделяет профессиональному развитию сотрудников. На постоянной основе действуют программы обучения и повышения квалификации, различные тренинги.

Toyota ведет активную благотворительную и спонсорскую деятельность как самостоятельно, так и в партнерстве с общественными и государственными организациями, привлекая своих сотрудников к участию в общественно-эффективных проектах в социальной и природоохранной сферах.

В рамках реализуемой политики социальной ответственности Toyota оказывает содействие развитию культуры, спорта и образования.

Особое внимание компания уделяет программам, связанным с безопасностью на автомобильных дорогах. В частности, Toyota ведет постоянную пропаганду по использованию ремней безопасности. По твердому убеждению экспертов, именно это несложное приспособление спасло жизни миллионам автомобилистов в экстремальной ситуации на дороге.


Проекты

Март 2007 года

В рамках стратегического партнерства с Музеем «Московский Дом Фотографии», реализован первый совместный проект - Международный фестиваль «Мода и стиль в фотографии 2007».
При поддержке Toyota в рамках фестиваля прошли выставки:

  • выставка «Театр моды», представленная Национальным Фондом современного искусства Франции;
  • «ФотоКино» - выставка работ Наташи Васильевой-Халл, посвященных легендарной рок-группе «Кино»;
  • «Управляй мечтой» - экспозиция лучших фотопроектов, выполненных за последние 2 года для глянцевых журналов, присутствующих в России: L"Officiel, Elle, Madame Figaro, Harper’s Bazaar, Marie Claire, Playboy, Меню Удовольствий, AD, Dolce Magazine, Collezioni, Shape, Hello, In Style, Fashion Collection, Beauty, Esquire и др.
  • «New Look. New Generation» - выставка новой русской fashion-фотографии.

Февраль 2007 года

Toyota выступила официальным спонсором XXV Всероссийской массовой лыжной гонки «Лыжня России 2007», стартовавшей 11 февраля 2007 года в 84 городах России. Кроме спонсорской поддержки, компания приняла активное участие в забегах, выставив свои команды в 11 регионах России, где расположены дилерские центры Тойота - в Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Иркутске, Воронеже, Перми, Самаре, Санкт-Петербурге, Уфе, Краснодаре и Москве.

Январь 2007 года

Toyota выступила официальным спонсором Кубка европейских чемпионов по хоккею, который прошел с 11 по 14 января 2007 года в Ледовом дворце в Санкт-Петербурга.

Компания предоставила 4 000 билетов воспитанникам детских спортивных школ, благодаря чему дети смогли посетить практически все матчи, проходящие в рамках Кубка европейских чемпионов по хоккею. Лучшая детская команда получила от компании подарки - комплекты хоккейной формы.

Сентябрь 2006 года

Toyota выступила официальным спонсором Всероссийского дня бега «Кросс Наций 2006», который прошел 7 сентября в более чем 82 городах России. В этом самом массовом из проводимых в стране спортивных мероприятий приняло участие около 700 000 человек, из которых более 100 человек - члены команд Toyota, пробежавшие дистанции в 8 городах, где расположены дилерские центры компании.

Команды Toyota были сформированы из числа сотрудников дилерских центров в Казани, Уфе, Санкт-Петербурге, Челябинске, Тольятти, Перми, Красноярске, Екатеринбурге. Команду Toyota, принявшую участие стартах в Лужниках в Москве, возглавил лично Президент ООО «Тойота Мотор» Томоаки Ниситани.

Август-сентябрь 2006 года

ООО «Тойота Мотор» выступило генеральным спонсором фестиваля ««Дизайнерская ночь/ Дизайнерские дни - 2006». Данный проект в области промышленного дизайна организован профессиональным порталом Designet.ru и имеет официальную поддержку Министерства Экономического Развития и Торговли РФ и Министерства Промышленности и Энергетики РФ.

В рамках фестиваля прошел Конкурс молодых дизайнеров «Российский гоночный автомобиль «Формула GT». Автор лучшего дизайнерского проекта, 23-летняя студентка Уральской Архитектурно-художественной академии (г. Екатеринбург) Оксана Семенихина, стала обладательницей главного приза -- правом на бесплатное обучение в Istituto Europeo di Design (Италия, Турин) по специальности «Transportation - Car Design».

Апрель 2006

Toyota реализует в школах Москвы и Ленинградской области экологическую образовательную программу - «Зеленый пакет» (Green Pack).

«Зеленый пакет» - это комплект интерактивных образовательных методических пособий для школьников по вопросам окружающей среды. Он был разработан преподавателями, учеными и активистами экологического движения в Центральной и Восточной Европе в 2001 году при поддержке Тoyota.

При переводе на русский язык материалы «Зеленого пакета» были адаптированы к традициям и условиям нашей страны.

Октябрь 2005 года

Компания Toyota и Московский автомобильно-дорожный институт (Государственный технический университет) открыли совместный Центр подготовки технических специалистов по программе Т-ТЕР (Toyota Technical Education Program).

Программа Т-ТЕР направлена на поддержку технических учебных заведений по всему миру. Обучение по данной программе дает студентам возможность изучить новейшие технологии автомобилестроения и продукцию Toyota Motor Corporation.

Экология

Взаимодействие автомобиля с окружающей средой происходит на всем протяжении его жизненного цикла: начиная с разработки концепции и проектирования, и заканчивая эксплуатацией и утилизацией автомобиля, утратившего потребительские свойства.

Работающий двигатель автомобиля служит источником выбросов в атмосферу, оказывая негативное влияние на химический состав воздуха, которым мы дышим, и, в глобальном масштабе, на изменения климата на планете. Важнейший вопрос - как можно снизить это влияние?

Для Тойота минимизация подобных воздействий на окружающую среду - одно из приоритетных направлений деятельности на протяжении многих лет. Экологическая политика компании является частью концепции устойчивого развития, которая в будущем станет основой глобального экономического мышления. Создание автомобилей с возможностью стопроцентной утилизации, безвредных для окружающей среды - приоритетная задача для Тойота в ближайшие годы.

Обсуждение экологических проблем чаще всего сводится к тому, что крупным компаниям сложно сочетать в своей деятельности заботу об окружающей среде и постоянный промышленный и экономический рост. Традиционная позиция в этом вопросе - компания может достичь лишь одной из этих целей единовременно, но никогда - обеих сразу. В корпоративных традициях Тойота - достижение недостижимого. Именно поэтому компания активно работает в экологическом направлении, стремясь к гармоничному росту экономических и экологических показателей.

ООО «Тойота Мотор», национальная компания по маркетингу и продажам автомобилей, запасных частей и аксессуаров Тойота и Лексус на территории Российской Федерации, подобно всем организациям, входящим в группу компаний Тойота, признает защиту окружающей среды одним из важнейших факторов успешного развития бизнеса и намерена активно поддерживать принципы заботы об окружающей среде, общие для группы компаний Тойота по всему миру.

В своей деятельности ООО «Тойота Мотор» руководствуется следующими принципами:

  • Соответствовать требованиям российского законодательства об охране окружающей среды; постоянно отслеживать и анализировать природоохранные требования и своевременно реагировать на их изменение; исполнять прочие принятые на себя обязательства.
  • Соответствовать требованиям стандартов Тойота в области охраны окружающей среды, действовать в духе принципов, декларируемых экологической политикой АО «Тойота Мотор Юроп», а также глобальной экологической хартией Тойота (Toyota Earth Charter), общей для всех организаций, входящих в группу компаний Тойота.
  • Повышать осведомленность персонала компании в области охраны окружающей среды и обеспечивать должный уровень понимания важности экологических аспектов; проводить тренинги, посвященные экологии и защите окружающей среды для работников компании.
  • Регулярно осуществлять анализ воздействия деятельности компании на окружающую среду; учитывать результаты такого анализа при принятии деловых решений с целью уменьшения негативных воздействий на окружающую среду.
  • При выборе партнеров и контрагентов учитывать их соответствие требованиям ООО «Тойота Мотор» в области охраны окружающей среды.
  • Предоставлять всем заинтересованным лицам полную и актуальную информацию о деятельности ООО «Тойота Мотор» в области охраны окружающей среды, обеспечить неограниченному кругу лиц возможность доступа к экологической политике ООО «Тойота Мотор».


Экологический сертификат

Экологический Сертификат ISO 14001

Одним из принципов деятельности компании Toyota является защита окружающей среды. Внедрение системы экологического менеджмента в соответствии со стандартом ISO 14001 рассматривается компанией как шаг в реализации своей экологической политики.

Toyota Motor Corporation — крупнейший японский автопроизводитель со штаб-квартирой в городе Тойота. Занимается изготовлением легковых, коммерческих и грузовых автомобилей, автобусов и автокомплектующих. Удерживает звание самой крупной автомобилестроительной компании в мире по объемам продаж.

История автокомпании Toyota началась в 1933 году, как отдельного подразделения крупной Toyoda Automatic Loom Works, занимавшейся выпуском ткацких станков. Сакичи Тойода, основатель компании, был талантливым инженером и изобретателем. Он первым в Японии создал собственный автоматический ткацкий станок и непрерывно совершенствовал свое творение. Его компания стала успешной на японском рынке и знаменитой во всем мире.

В начале 30-х годов устройство станков Тойоды привлекло внимание крупнейшей в то время текстильной мануфактуры мира — британской фирмы Platt Brother&Co. Сакичи согласился продать патентные права на станок, а для оформления сделки в Великобританию отправился его сын Киичиро.

Стоит отметить, что автомобиль — одно из главных инженерных изобретений того времени — увлекал и занимал ум Сакичи Тойода. Интерес к автомобилям перенял и его сын. Однако, побывав в Англии, он буквально «заболел» идеей создания собственного автомобильного производства.

Выручив от продажи патентных прав 100 000 фунтов стерлингов, Киичиро Тойода основывает новое подразделение в составе компании отца, которое сосредоточилось на разработке автомобилей. В 1937 году оно отделилось в Toyota Motor Corporation.

Работу новой компании поддержало правительство Японии, которому были нужны армейские грузовики для войны в Маньчжурии. Из-за депрессии в стране было мало денег. Внутреннее производство позволяло снизить затраты, обеспечить рабочие места и сделать страну более независимой. К 1936 году, как раз после того, как были созданы первые успешные автомобили Toyota, власти Японии потребовали, чтобы большинство акций всех автопроизводителей принадлежали резидентам страны, а также остановили почти весь импорт.

Операции по созданию автомобилей курировал Киичиро Тойода. Он начал экспериментировать с двухцилиндровыми двигателями, но в конечном итоге повторил устройство шестицилиндрового мотора Chevrolet мощностью 65 л.с. Кроме того, марка скопировала шасси и коробку передач Chrysler Airflow.

Первый двигатель был произведен в 1934 году (Type A), первый автомобиль и грузовик — в 1935-м (Model A1 и G1 соответственно), а вторая модель, которая пошла в производство, — в 1936-м (Model АА).

Сборку автомобилей наладили в местечке Коромо на новых производственных мощностях. Первый легковой автомобиль Toyota комплектовался мотором объемом 3389 куб. см и барабанными тормозами для каждого колеса. Четырехдверный седан с обычными передними и суицидальными задними дверьми получил плоское цельное ветровое стекло с расположенным вверху стеклоочистителем и запасное колесо, которое крепилось на почти вертикальном заднем стекле. Полностью металлический корпус был передовым для того времени, поскольку в основном использовались деревянные элементы кузова. С 1936 по 1943 год было выпущено 1 404 седана AA.

Toyota Model АА (1936-1943)

Во время Второй мировой войны Toyota полностью отказалась от изготовления гражданских автомобилей. На предприятиях автопроизводителя выпускались военные грузовики, амфибии, легкие разведывательные вездеходы, комплектующие боевых самолетов. При этом сборка производилась ускоренными темпами, часто в упрощенном варианте. Например, грузовики выпускались с одной фарой.

После капитуляции Японии Toyota Motor, как и все снабжавшие армию компании, оказалась в незавидном положении. Несмотря на то что заводы автопроизводителя мало пострадали от бомбардировок, на выпуск транспортных средств был наложен запрет.

В декабре 1945 года Toyota получила разрешение от вооруженных сил Соединенных Штатов на запуск изготовления товаров для хозяйственного потребления. До 1947 года на заводах выпускались инструменты и кастрюли.

Однако Киичиро Тойода не собирался отказывать от своей страсти: сразу же после окончания войны конструкторы марки приступили к разработке новой модели. С учетом послевоенного упадка это была маленькая и экономичная модель — двухдверный седан SA. Она комплектовалась четырехцилиндровым 1,0-литровым двигателем мощностью 27 л.с. с классической компоновкой. Внешне Toyopet, как его называли, был схож с Volkswagen Beetle. Он разгонялся до максимальной скорости в 88 км/час, был дешевым и нетребовательным.


Toyota SA (1947-1952)

Кроме SA в «семейство» Toyopet входили более успешная SD, модель SF, которая сделала марку по-настоящему популярной и RH с 48-сильным двигателем. К 1955 году Toyota выпускала 8 400 автомобилей в год, а к 1965-му — 600 000.

В дополнение ко всем этим авто Toyota начала производить гражданские грузовики под именем Land Cruiser. Они были разработаны по примеру джипов. Первое поколение основывалось на шасси грузовика грузоподъемностью 1000 кг. Это был первый в мире полноприводный легковой автомобиль с шести-, а не с четырехцилиндровым мотором. В 1953 году было выпущено 298 экземпляров внедорожников, которые большей частью попали в службы Министерства лесного и сельского хозяйства Японии, а также полицейского резерва. В 1955 году вышло второе поколение внедорожника.


Toyota Land Cruiser BJ (1953)

В начале 1950-х годов Toyota вводит на производстве ряд принципов, которые помогли ей завоевать репутацию автопроизводителя, выпускающего одни из самых качественных авто в мире. Принцип Just-in-time позволил сэкономить на издержках и складских территориях, сделав производство точным как часы.

Еще в текстильном прошлом компании автоматические станки останавливались, как только обнаруживали порванную нить. Этот же принцип был внедрен в автосборочное производство. Каждый работник следил за качеством используемых деталей и компонентов на своем участке. В случае обнаружения брака или поломки он дергал за специальный шнур, который останавливал конвейерную ленту. Так все недочеты выявлялись на ранней стадии, и бракованные автомобили не доходили до рынка.

Следующим нововведением стала система поощрения инициативы и рационализаторских предложений работников, что позволило в разы повысить эффективность производства и мотивацию персонала. Успешные предложения внедрялись, а рационализаторы получали денежное вознаграждение.

В 1955 году выходит первый роскошный автомобиль Toyota Crown, который питался от четырехцилиндрового 1,5-литрового двигателя. В 1957 году компания выходит на американский рынок, куда экспортирует две модели — Land Cruiser BJ и седан Crown. В 1959 году компания открыла свой первый завод за пределами Японии — в Бразилии. С этого момента Toyota сохранила философию локализации как производства, так и разработки дизайна своей продукции.

Выход компании на североамериканский рынок не был настолько удачным, как ожидалось. За первый год было реализовано только 288 автомобилей. Они не могли тягаться с американскими конкурентами ни по внешнему виду, ни по динамике, ни по престижности. Президент по продажам Шотаро Камайя внедряет новые принципы в корпоративную философию: на первом месте находится клиент, а не автомобиль.

В начале 60-х прожорливые американские автомобили с огромным двигателем еще были на пике популярности. Но уже слышалась тихая, но не замолкающая песнь малолитражек, ставших фаворитами следующего десятилетия. Модель Toyota Corona была одним из голосков новой автомобильной тенденции.

Автомобиль представили в мае 1957 года. Он комплектовался 33-сильным мотором, был надежным, недорогим и экономичным, что сделало его довольно популярным на фоне бума рождаемости.

В апреле 1958 года модель получила феслифтинг, означавший изменение капота и дверных ручек. В задней части появились элементы, напоминающие седаны Ford 1949 года выпуска. Двигатель заменили на 45-сильный 997-кубовый, который разгонял автомобильчик до 105 км/час. Благодаря кузову монокок модель весила 1000 кг.


Toyota Corona (1957-2002)

В 1962 году Toyota выпускает миллионный автомобиль, а спустя 10 лет общий объем производства автомобилей достиг 10 млн единиц. В конце 60-х самым продаваемым автомобилем в мире становится Toyota Corolla. Позднее это достижение будет занесено в Книгу рекордов Гиннесса. По состоянию на декабрь 2000-го всего было реализовано 25 млн единиц модели. Уже к 2006 году суммарный объем выпуска составил 32 млн.

Машина оснащалась системой заднего привода и продольно расположенным двигателем. Эта компоновка не менялась до 1984 года, когда появилась первая переднеприводная Corolla. Первое поколение автомобиля продавалось только на внутреннем рынке. Второе поколение характеризовалось более скругленными линиями кузова. Оно было представлено двумя моделями — Sprinter и Corolla, которые отличались материалом листового металла кузова и внутренней отделкой. Всего было выпущено 11 поколений модели.



Corolla (1966)

В 1967 году выходит легендарный 2000 GT - спортивный автомобиль с кузовом купе, разработанный вместе с Yamaha. Он стал демонстрацией способности японского автопроизводителя изготавливать не только доступные малолитражки, но и статусные спорткары. По динамике 2000 GT не уступал Porsche 911: разгон до 100 км/час - за 8,4 секунды, «максималка» - 220 км/час. Он комплектовался рядным шестицилиндровым мотором объемом 2 л и мощностью 150 л.с. Особого ажиотажа вокруг модели не наблюдалось: всего было выпущено только 351 единиц. Это объяснялось по большей мере высокой ценой машины. Однако сейчас она представляет собой коллекционный интерес, да и в те времена поставила японского автопроизводителя в один ряд с самыми маститыми акулами из автомира.


Toyota 2000 GT (1967-1970)

В 1970-х годах, в разгар топливного кризиса, Toyota пожинала плоды своей дальновидной стратегии на американском рынке. Ее экономичные, дешевые и качественные модели оставили неповоротливых американских производителей далеко позади. В 1972-м марка продает один миллион автомобилей в год только в США, а спустя три года, подвинув Volkswagen, становится самым популярным импортным брендом Америки.

Как и следовало ожидать, в ответ на возрастающую популярность японцев американское правительство применило протекционистские меры. После увеличения налога на импортные автомобили Toyota, как и другие японские гиганты, приступила к строительству своих заводов в США.

В конце 70-х компанию ожидали финансовые трудности, вынудившие ввести режим жесткой экономии. Кроме того, после ужесточения экологического законодательства она разработала новую эффективную выхлопную систему и пересмотрела принципы корпоративной политики.

В 1982 году выходит Toyota Camry, которая сейчас выпускается уже в седьмом поколении. Как большинство моделей марки, первое поколение выпускалось для внутреннего японского рынка, а затем оно вышло на международную арену. Получив положительные отклики, компания занималась поэтапным усовершенствованием автомобиля и внедрением его сборки в других странах. Camry — одна из самых продаваемых моделей Toyota в России, которая собирается на автозаводе в Шушарах.


Toyota Camry (1982)

В 1990 году Toyota начинает разбавлять модельный ряд, состоящий в основном из компактных моделей, более крупными и роскошными автомобилями. Появляется пикап T100, а позднее и Tundra, выходит несколько внедорожников, спортивная версия Camry, а также несколько спортивных и доступных автомобилей, направленных на молодых людей.

В технологическом плане появляются такие новшества, как двигатель с системой изменения фаз газораспределения (VVT-i), а также четырехтактный бензиновый мотор с непосредственным впрыском топлива (D-4). Ведутся разработки в области гибридных технологий, результатом которых становится выход в 1997 году модели Prius, первого серийного гибрида в мире. Эта модель также примечательна тем, что занесена журналом Forbes в десятку автомобилей, которые изменили мир. А журнал Time включил его в рейтинг самых влиятельных людей мира, нисколько не заботясь о том, что это не человек.

Модель оснащается бензиновым мотором и электрическим двигателем-генератором, а также емким аккумулятором. Система рекуперативного торможения может превращать кинетическую энергию в электричество и подзаряжать аккумулятор. Управляемые бортовым компьютером силовые агрегаты могут работать вместе и по отдельности. Коэффициент аэродинамического сопротивления равен 0,26, а с 2009 года — 0,25.

Характерной особенностью модели является отсутствие холостого хода двигателя, который выключается при кратковременных остановках.





Toyota Prius (1997)

В 1998 году Toyota Motor Corporation открыла московское представительство. Продажи японской марки были впечатляющими, а российский рынок демонстрировал тенденцию к росту, поэтому автопроизводитель принял решение о создании национальной компании по маркетингу и продажам. С апреля 2002 года начало работать ООО «Тойота мотор».

С 2007 года в России функционирует ЗАО «Тойота Банк» с представительством в Москве и Санкт-Петербурге. Он занимается выдачей автокредитов для населения и официальных дилеров Toyota и Lexus.

21 декабря 2007 года состоялось открытие завода Toyota в поселке Шушары, недалеко от Санкт-Петербурга. Планируется довести мощность автосборочного предприятия до 200-300 тысяч автомобилей в год.

В 2011 году Toyota пострадала от ряда стихийных бедствий, которые отрицательно сказались на показателях ее деятельности и объемах продаж. Землетрясения и цунами привели к нарушению поставок, остановке производства и падению экспорта. От сильного наводнения в Таиланде пострадала местная производственная база. Toyota потеряла около 150 000 автомобилей в результате цунами и примерно 240 000 единиц — после наводнения.

С ноября 2009 по 2010 год марка отозвала более 9 миллионов автомобилей и грузовиков по всему миру, а также на время остановила производство и продажи. Жалобы относились к непреднамеренному ускорению транспортных средств.

Сейчас компания Toyota Motor выпускает широкий модельный ряд автомобилей — от легковых, кроссоверов и пикапов до грузовых и автобусов. Кроме того, она ведет разработки в области создания транспортных средств с гибридной и электрической трансмиссией, а также на водородных топливных элементах.

Toyota – компания, которая не нуждается в представлении. Миллионы людей по всему миру мечтают о том, чтобы обладать одним из автомобилей этой марки. В 2014 году Toyota Motor Corporation заняла 9-е место в рейтинге Fortune Global 500, основой составления которого является выручка компаний. Давай окунемся в историю и посмотрим, с чего всё начиналось.

Toyota: история компании

Сегодня Toyota – это один из мировых лидеров в автомобилестроении. Это огромная корпорация, и к своему успеху она шла долгие годы.

Начало пути

Ключевой фигурой в истории Toyota является Сакичи Тойода. В далеком 1926 году он открыл небольшую компанию Toyoda Automatic Loom Works. Сакичи Тойода был совершенно уникальным человеком. С самого детства он показывал свои способности к изобретению, и в 18 лет выдал свой первый ткацкий станок на ручном управлении. Аналогов этому прибору на то время не было. Не удивляйтесь, что речь зашла именно о ткацких станках. Те, кто никогда не углублялся в историю Toyota, не знают об этом, но путь великой автомобильной корпорации начинался именно с производства ткацких приспособлений.

Интересный факт: Toyota Prius Hybrid является самым экологичным в мире автомобилем.

Toyoda Automatic Loom Works выпускала отличные ткацкие станки, которыми пользовалась вся Япония. Сакичи настолько любил свое дело, что даже первыми игрушками его маленького сына были заготовки и инструменты для изготовления ткацких приборов. К сожалению, Сакичи недолго прожил в счастливом браке с женой. По тем или иным причинам, брак развалился, но сын Киичиро остался жить с отцом и помогать ему в его бизнесе. Первый логотип компании Сакичи разрабатывал тоже вместе со своим сыном. А привычный нам логотип Toyota был создан уже в 1989 году в рамках конкурса на лучший значок для автомобилей Тойота. Бытует мнение, что на современном логотипе изображена немного видоизмененная ткацкая петля, но сама компания трактует логотип иначе.

Автомобильная мечта

И хотя бизнес Сакичи шел прекрасно, ему все равно чего-то не хватало. Он даже и не собирался довольствоваться тем, что имеет. Он продолжал усердно работать и искать «себя». Автомобили – это то, к чему всегда тянуло Сакичи Тойода. Он относился к ним не просто как к средству передвижения. У Сакичи было свое, даже немного философское видение автомобилей: собственный «железный конь», который полностью подвластен человеку – что может быть лучше? Свои идеи Сакичи передал своему сыну, который точно так же «заболел» автомобилями. В 1929 году мечта окунуться в автомобильный мир победила все препятствия и трудности, и Киичиро отправился в путешествие по Соединенным Штатам Америки с целью узнать как можно больше о современных на тот момент автомобилях.

И путешествие это прошло не зря. В 1933 году в компании Toyoda Automatic Loom Works, которой уже полностью руководил Киичиро Тойода, был открыт новый департамент по производству автомобилей. И хотя Сакичи тогда уже не было на этом свете, его сын не изменил семейным ценностям и следовал в бизнесе именно тем идеям, которые завещал ему отец.

Интересный факт: для съемок третьей части фильма «Терминатор» компания Toyota бесплатно предоставила семь автомобилей модели Tundra, все из которых были нещадно разбиты во время съемочного процесса.

Первые автомобили Toyota

Первые автомобили под маркой Toyota появились в 1935 году – легковой автомобиль А1 и грузовой G1. Это были только первые шаги Toyota в производстве автомобильной продукции, и естественно, первые модели не были чем-то инновационным. Тем не менее, первая попытка создать если не оригинальный, то вполне качественный автомобиль, прошла очень успешно.

Киичиро смог нанять профессиональных и преданных своему делу сотрудников. Позже, в своих интервью, он не раз заявлял, что если бы не усилия первой команды Toyota, то ничего бы не вышло. Да и сам Киичиро Тойода был трудоголиком – работа и бизнес были всегда на первом плане (а особенно в те годы), и практически вытеснили все остальные сферы жизни.

Главные принципы бизнеса Toyota

В самые первые годы работы в компании Toyota были разработаны главные принципы деятельности, которые остаются актуальными и по сей день. Вот несколько из них:

— качество прежде всего. Один из основных подходов к качеству продукции в Toyota – если что-то можно сделать лучше, чем есть сейчас, то это нужно обязательно сделать;

— минимизация количества брака. Исключить брак полностью на крупном производстве не получится, но всегда нужно предпринимать максимум усилий, чтобы уменьшить его количество. Если для этого нужно остановить производство на какое-то время, провести реорганизацию или еще что-то – это все делалось, несмотря на трудности;

— соблюдение всех сроков. Поставки материалов для изготовления продукции, выпуск автомобилей на рынок – всё это не должно было выходить на рамки заранее установленных сроков. В компании были твердо уверены, что если сорвется срок выполнения даже несущественной задачи, всё остальное может пойти по наклонной;

— никакой халатности при выполнении своих обязанностей. Небрежность, невнимательность, безответственность – это не стиль сотрудников Toyota. Принцип «нет халатности» распространялся не только на персонал самой компании, но и на ее партнеров и всех, кто каким-либо образом имел к ней деловое отношение.

Военные трудности

Во время войны компании Toyota было нелегко, как и многим другим. Военные действия сильно ударяли по промышленности страны, в том числе и автомобильной. Конечно, тогда было не до завоевания новых горизонтов. Основной целью стало хотя бы не потерять то, что уже было достигнуто. У Toyota были государственные заказы на производство военных грузовиков, и это спасало компанию от банкротства.

Тем не менее, после окончания войны компании пришлось практически начинать всё с начала. Многое было уничтожено, да и временные потери были колоссальны. Но опять же, благодаря упорству и преданности автомобильной промышленности, компания Toyota смогла возродиться. Уже в 1949 году в массовое производство был запущен новый легковой автомобиль Toyota SA.

Забастовка и легендарный Land Cruiser

В 1950 году в компании Toyota рабочие впервые выступили с забастовкой. Недовольство сотрудников рабочим процессом заставило руководство многое поменять в компании. В частности, изменения сильно коснулись департамента продаж. После пересмотра текущей структуры компании, было решено вывести отдел продаж практически в отдельную компанию — Toyota Motor Sales Co LTD. Принципы производства также были усовершенствованы не только с учетом интересов потребителей, но и с учетом пожеланий сотрудников. Много внимания уделялось сведению к минимуму отходов производства и минимизации временных потерь.

Киичиро Тойода умер в 1952 году. Но и без своего «отца» компания Toyota продолжала процветать. Выпускается автомобиль с усовершенствованной проходимостью Toyota Jeep BJ. Через несколько лет эта же модель ставится на массовое производство с названием, которое сейчас известно абсолютно всем — Land Cruiser.

Представительство в Америке

В 1957 году произошло значимое событие в истории Toyota – было открыто первое официальное представительство в Соединенных Штатах Америки. Особенно полюбилась американцам модель Toyota Publica – за свою доступную цену и маневренность.

Сумасшедший рост производства

С конца 1950-х Toyota переживает невероятный подъем производства. Каждый месяц с конвейера сходят более 10 тысяч автомобилей, и каждая модель находит своих поклонников. В 1962 году Toyota выпускает миллионный по счету автомобиль. Открываются филиалы и представительства во многих странах Европы и Азии.

Знаменитая Toyota Corolla впервые была выпущена в 1966 году. Именно с этого момента само слово «Toyota» начало прочно ассоциироваться с качеством, надежностью и долговечностью. Toyota Corolla выпускается и до сих пор в различных вариациях. Этот автомобиль является предметом воздыхания не только заядлых автомобилистов, но и всех людей, которые ценят качество и удобство.

Интересный факт: Toyota Corolla является самым массовым автомобилем компании. Выпущено более 40 миллионов автомобилей этой модели.

В начале 1980-х Toyota выпускает еще одну легендарную модель авто — Toyota Camry. «Кэмри» на японском означает «корона». Это название стало в какой-то мере знаковым, ведь автомобиль получился действительно «королевским». А в середине восьмидесятых с конвейера Toyota сходит юбилейный 50-миллионный автомобиль.

Создание бренда Lexus

В 1988 году компанией Toyota был создан новый бренд автомобилей под названием Lexus. Эта продукция ориентирована на богатых потребителей, которым, помимо удобства и качества, нужна еще и роскошь. Запуск автомобилей под новым «статусным» брендом позволил Toyota отхватить существенную долю рынка состоятельный потребителей. В Toyota поняли, насколько важна сегментация производства, и начали выпускать новые бренды под определенную категорию потребителей: Scion – автомобили для молодежи, Daihatsu – юркие авто для вечно спешащих городских жителей, Hino – вместительные грузовые машины.

Toyota сегодня

Что можно сказать о сегодняшнем положении Toyota на автомобильном мировом рынке? Глядя на показатели ее успеха, создается впечатление, что уже ничто не способно пошатнуть позиции компании. Toyota уже давно произвела свой 100-миллионный автомобиль, и что-то нам подсказывает, что в скором времени рекорд вновь будет побит.

Назвать главные причины успеха компании довольно сложно, так как тут речь должна идти и об оригинальности продукции, и о трудолюбии сотрудников, и об упорстве руководства, и об уникальных технологических решениях. Всё это в сумме дало то, что мы сейчас называем одними из лучших автомобилей современности – автомобили Toyota. А ведь начиналось всё с мечты скромного японского столяра.

Toyota Motor является одним из крупнейших мировых автопроизводителей с ежегодной выручкой 255 миллиардов долларов. История японской компании Тойота насчитывает 93 года. В рейтинге Fortune Global 500 корпорация занимает ключевые позиции, входя в топ-10 по критерию «финансовый оборот».

С конвейеров концерна сходит шесть с половиной миллионов авто в год. Основная специализация фирмы - производство легковых и грузовых машин, автобусов. Главные мощности бренда сосредоточены в Японии, США, Таиланде, Индонезии, Канаде.

Сакиши Тойода и его сын (справа) Кииширо Тойода

История создания

История марки началась в 1924 году с изобретения кросны для производства ткани и ковров. Сакиши Тойода изобрел ткацкий станок. Устройство останавливалось самостоятельно при появлении неполадок. Позднее принцип автоматической остановки стал одним из основополагающих пунктов производственной системы бренда. Компания Тойота продала патент на машину для тканевого производства. Полученные деньги руководство потратило на создание отделения по выпуску авто на бензиновом двигателе.


В 1924 году Сакичи вместе со своим старшим сыном Киичиро придумал полностью автоматический ткацкий станок Type G

Тойота продолжила историю развития изобретением автодвигателя. Старший сын Сакиши - Кииширо занялся изучением европейской и американской автомобильной промышленности. В результате на предприятии создано пассажирское авто А1и грузовик G1.


Первый легковой автомобиль А1 изготовлен в мае 1935 года


Первый грузовой автомобиль G1 был создан сразу после легкового, в августе 1935 года

В 1936 году Toyota Motor запускает конвейер, с которого сходят первые модели пассажирских и грузовых авто. Первенцы концептуально были похожи на Chevrolet и Power Wagon. 1937 год является важным пунктом для фирмы, которая стала самостоятельной компанией, получив название в честь основателя.

Коррективы в производство концерна Toyota Motor внесла Вторая мировая война. Бренд в основном занимается выпуском грузовиков для военных нужд. История компании в это время не может похвастать изобретениями. Сырьевая база испытывает серьезные трудности: грузовики зачастую уезжают на фронт в «упрощенном» виде, например, с одной фарой.


Во время Второй мировой войны компания была обременена производством военной техники для Императорской армии

Катастрофа Японии и марки Тойота имеют схожий характер. Японская императорская армия потерпела поражение, производство главной автомобильной фирмы страны подверглись жесточайшей бомбежке. Часть историков считает, что гибель производственных мощностей приблизила капитуляцию Страны Восходящего солнца.

Послевоенная история развития

История развития продолжилась выпуском Model SA. Экономический кризис, забастовка рабочих вынудили руководство фирмы пересмотреть корпоративные принципы. В шестидесятые годы прошлого столетия Toyota вступила в период расцвета. Успеху предприятие обязано уникальной системе управления производством, которая действует и сегодня.


Model SA была выпущена в 1947 году

Активно проводятся исследования и разработка собственных конструкций. Модельная линейка расширяется. На свет появляется Land Cruiser, Crown и Publica. Publica, являясь бюджетным авто, быстро приобретает популярность у потребителей.


Land Cruiser BJ20 (1955 г.)


Crown RS S30 1955 года


Publica 1961 года

Бренд пробует расширяться, открывая подразделение в США, однако терпит неудачу. Ситуацию исправляет специальная версия Corona.


Маленький пикап Corona 1962 года пришелся по вкусу американцам

1962 год - важная веха в истории фирмы Тойота: выпущено 1 млн. автомобилей.

С 1970 года предприятие усовершенствует агрегаты, переносит новшества с дорогостоящих авто на более дешевые модели. Начинается выпуск марок Sprinter, Celica, Tercel.


Sprinter 1970


Celica GT 1970


Tercel 1980

В середине восьмидесятых с конвейера сходит Camry, затем Lexus.


Camry 1983


Lexus ES250 1989

Корпоративная политика бренда направлена на подписания соглашений о долгосрочном сотрудничестве с партнерами. Фирма открывает собственный дизайнерский центр, расширяя географию экспорта автомобилей Toyota.

История создания логотипа

История развития включает создание логотипа бренда. Идея заказать эмблему у профессиональных дизайнеров принадлежит Кииширо Тойода. В конкурсе участвовало более двадцати тысяч рекламных специалистов. В итоге был выбран эскиз, выполненный посредством графической формы японской слоговой азбуки катаканы. Слово «Тойода» превратилось в «Тойота». Замена буквы была необходима с точки зрения внешней эстетичности и использования числа иероглифов. Во втором варианте оно содержало восемь штрихов - счастливая для японцев цифра, обещающая процветание и богатство.

История логотипа компании Тойота насчитывает несколько этапов. Современный знак бренда представляет собой три пересекающихся между собой эллипса. Малые вертикальный и горизонтальный цилиндры символизирует сердца клиентов и компании, которые неразрывно связаны. Внешний овал обозначает новые горизонты и большие возможности. В пределах эмблемы скрыты буквы, составляющие название Toyota. 14 лет назад фирменный знак приобрел объемность. Так бренд выразил гарантию превосходного качества.

Система управления производством

Успешная история марки компании Тойота невозможна без четкого следования принципам управления. Философия бренда заключается в привнесении своего вклада в развитие мира. Сделать это можно посредством выпуска безупречно качественных авто. С этой целью на всех этапах создания машин используется поэтапный контроль, оптимизируются операции, уменьшаются издержки. Производственная система включает:

  • штамповку - предварительная мойка на автоматизированной линии, затем подготовленные листы подаются на вырубку, гибку, пробивание отверстий;
  • сварку - выполняется в три этапа: сборка платформы, ее соединение с боковинами и крышей, приваривание багажника, капота, крыльев, дверей. Сварочные работы концерна Toyota Motor совмещают автоматизированный и ручной режимы;
  • окраску - перед окрашиванием кузов моется, обезжиривается, покрывается фосфатным слоем, антикоррозийным грунтом и запекается в печи. Далее осуществляется обработка герметиком, антигравийным покрытием, установка шумоизоляционных матов. После этого следует этап окраски, покрытия лаком, просушивания, контроль сколов, финишная обработка краской;
  • сборку - в сборочном цехе выполняется монтаж дверей, стекол, подушек и ремней безопасности, сборка подвески, прокладка проводки. Все операции регламентированы и проводятся в определенном порядке;
  • контроль качества - тщательная проверка функциональности и внешнего вида, настройка развала/схождения колес и корректности работы системы ABS.

Концепция развития Тойота подчиняется экологическому принципу. Фактор экологичности оказал на историю создания компании Тойота большое влияние. Предприятие минимизирует негативные последствия деятельности, создает транспортные средства с возможностью провести утилизацию авто на сто процентов. В рамках программ по защите окружающей среды выпущены гибридные автомобили Prius, RAV4, Coaster.

Пять задач, которыми Toyota руководствуется в своей работе:

  1. поиск причин;
  2. совершенствование;
  3. творческий подход;
  4. командный дух;
  5. уважение.

Продвижение на российском рынке

Интересы концерна в нашей стране представляют дочерние организации. Одна фирма имеет исключительные права на ввоз и реализацию автомобилей бренда. Второе предприятие отвечает за производственный процесс. История создания завода Toyota Motors в России начинается после подписания соглашения между российскими властями и корпорацией.

Пуск конвейера состоялся в 2007 году в поселке Шушары Ленинградской области. Мощности были рассчитаны на небольшой объем выпуска для российского рынка. Сейчас предприятие выпускает авто для экспорта в Казахстан, ежегодно увеличивая оборот автомобилей.


Автомобильный завод Toyota в п. Шушары Ленинградской области

Расширение автомобильной линейки не планируется. Тойота начинала совместное производство Land Cruiser Prado на производственной площадке во Владивостоке. Концерн Toyota Motor оказывал техническую поддержку своим партнерам, однако затем расторг контракт. Руководство объяснило остановку выпуска авто экономической нецелесообразностью.

Фирма успешно развивается. Модельный ряд бренда насчитывает около семидесяти видов авто. Пикапы, минивэны, купе, седаны, кроссоверы продаются в странах Европы, Азии, Северной Америки, включая США и Канаду. В 2016 году Toyota Motor реализовала на собственном рынке и экспортировала около семи миллионов машин, обогнав Ford и Volkswagen.

В России авто Toyota Motors Corporation занимают первое место по популярности среди других японских марок. Ежегодно в нашей стране через официальных дилеров продается более 98 тысяч автомобилей бренда. Тойота продолжает придерживаться главного принципа: самостоятельно решать свою судьбу, веря в себя и свои возможности.