«Современная политическая карта мира. Презентация на тему "современная политическая карта мира" По формам правления

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Министерство образования и науки Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Профессиональное училище с. Домашка» Урок географии Тема урока: Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира. Подготовила: Преподаватель географии I квалификационной категории Егорова Н.П. 2 2017 Политическая карта мира. Многообразие стран Тема урока: современного мира. Тип урока: изучение нового материала Цель урока: Сформировать у обучающихся основные представления о современной политической карте мира, как итоге многовекового столкновения сфер влияния могущественных государств; познакомиться с многообразием стран мира. Задачи урока: ­ обучающие: 1) организовать деятельность обучающихся для самостоятельного определения понятия «Политическая карта мира»; для анализа политических карт; 2) сформировать у учащихся знания о факторах, оказывающих влияние на изменение политической карты мира; о мотивах войн; об исторической периодизации политической карты мира; 3) изучить основные критерии классификации стран мира; 4) познакомить учащихся с понятиями «валовый внутренний продукт», «суверенное государство»; 5) формировать у учащихся умения: по работе с научными понятиями; поисковой деятельности (нахождения и применения географической информации для правильной оценки важнейших социально­экономических вопросов международной жизни стран и тенденций их возможного развития); характеризовать основные этапы развития политической карты мира; устанавливать межпредметные связи географии с историей и 3 обществознанием; анализировать, обобщать полученные знания; сравнивать; практически применять сформированные знания; 6) развивать у учащихся навык работы с атласом; ­развивающие: 1) развивать устойчивый познавательный интерес учащихся к географии, используя современный и исторический материал по важнейшим географическим особенностям и проблемам мира и крупнейших стран; 2) развивать у школьников с учетом географической специфики словесно логическое и образное мышление, память, воображение, внимание; 3) развивать устную речь. ­воспитательные: 1) развивать умение участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать с помощью фактов и дополнительных сведений; 2) побудить учащихся критически осмыслить политические события, происходящие в мире; 3) формировать мировоззрение учащихся; 4) формировать уважительное отношение к сверстникам и ответственное отношение к учебному труду; 5) развивать самостоятельность, творческую и познавательную активность учащихся; Методы обучения: проблемное обучение, индуктивный, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, демонстрация, показ, рассказ, объяснение, учебная дискуссия, беседа, упражнение, самостоятельная работа учащихся, Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. Оборудование: политическая карта мира, атласы, контурные карты, задания, компьютер, проектор, электронная презентация. 4 1. Организационный этап Ход урока: Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, просит проверить наличие необходимых принадлежностей: учебник, тетрадь, атлас и контурная карта, ручки. 2. Активизация познавательной деятельности. Сегодня нам пригодятся ваши знания по обществознанию. Кроме того те, кто смотрят новости, интересуются тем, «что творится в мире» ­ имеют шанс сегодня и на последующих уроках отличиться. Итак – приступаем к работе. 3. Определение темы урока Что является основным источником знаний в географии? ­ географическая карта Какая карта является наиболее важной в курсе «Экономическая и социальная география мира»? ­ Политическая карта мира А что является главным объектом на политической карте мира? ­ Страны Итак, тема урока: «Политическая карта мира. Многообразие стран на политической карте мира», запишите число и тему урока себе в тетрадь. 4. Постановка целей и задач урока Сегодня на уроке мы познакомимся с этапами формирования политической карты мира, выясним критерии классификации стран мира и определим положение этих стран на политической карте. Изучение нового материала. 5. Учитель: Сначала разберёмся с главным понятием урока– политическая карта мира (далее ПКМ) . Давайте попробуем с моей помощью дать определение понятию ПКМ. Для этого нам нужно перечислить 5 существенные признаки понятия ПКМ. Поможет нам в определении этих признаков атласы с изображением политической карты мира. Откройте их. Что Учащиеся: Государства, вы видите на карте? их границы, столицы, крупные города. Учитель: Правильно! Теперь, когда вы указали признаки ПКМ, можно дать определение этому понятию. ПКМ ­ это географическая карта, на которой изображены страны, их границы, столицы и крупные города. Однако ПКМ – это не только географическое, но и историко­географическое понятие, так как политическая карта, по сути, является географическим отражением исторического процесса. Любые исторические процессы предполагают изменение чего­либо во времени. А изменения происходят и в количестве, и в качестве. (Работа с учебником). К количественным нужно отнести изменения общей численности государств, а также изменения площади стран. К качественным изменениям относят смену форм государственного устройства и форм правления стран (рис. 31). Но географов больше интересуют количественные изменения, так как именно они приводят к изменению политических карт. Что выступало главной причиной количественных изменений на ПКМ, то есть что приводило к изменению границ, формированию новых государств? Учащиеся (высказывают гипотезы): Причин множество, однако, главными из них являлись: войны, международные соглашения, открытие новых территорий и др. Учитель: Ваши рассуждения, ребята, правильные. Главным фактором, то есть причиной, изменений на ПКМ являлись войны. А теперь давайте разберемся, почему же люди воюют? При ответе вы можете активно использовать знания, полученные на уроках истории и обществознания. Учащиеся: Войны ведутся за территорию, которая богата ресурсами. Бывают 6 войны религиозного, расового и этнического характера. Учитель: Ответ верный. Теперь перейдём к следующему вопросу. Если ПКМ является историко­географическим понятием, то для каждого исторического периода была своя ПКМ. Вспомните из курса истории, какие главные исторические периоды принято выделять по господствующему типу общественного мышления. Учащиеся: Древний, Средневековый, Новый, Новейший, Современный. Учитель: Правильно. Примерно такая же периодизация характерна для ПКМ. А теперь ребята давайте посмотрим, что собой представляла ПКМ на каждом историческом этапе. Для начала мы рассмотрим первые три этапа истории: Древний, Средневековый и Новый. Ваша задача сравнить ПКМ на этих этапах исторического развития. Сравнение этапов нужно провести по трём критериям: 1) чёткость границ; 2) присутствие неизвестных и ничейных территорий («белых пятен»); 3) количество стран. Ученики рассказывают об этапах формирования ПКМ, остальные выполняют задание №1 Учитель: Сделаем вывод. Ученики: 1) отсутствие чётких границ; 2) наличие множества «белых пятен»; 3) небольшое количество государств. Учитель: Верно! Следующие этапы исторически ближе к нашему времени. Это Новейший этап и Современный этап. Эти этапы уходят корнями в начало XX века. Обратите внимание на карту Европы 1914 и 1923 года. Ваша задача – указать основные изменения, произошедшие на ПКМ. Рекомендуется активно использовать знания из курса истории 9­го класса. Ученики: Распалась Автро­Венгерская империя, образовались Чехословакия и Югославия, сильно изменились границы Румынии; Финляндия и Польша вышли из состава России. Мы видим, что независимость от России получили государства Прибалтики: Эстония, Латвия и Литва. Независимость от 7 Великобритании получила Ирландия. Румыния аннексировала Бессарабию (Молдавию). Учитель: Какие исторические события Новейшего этапа повлияли на формирование ПКМ? Учащиеся: Кроме Первой мировой войны, важным событиями также были: Вторая мировая война и Холодная война, по итогам которой мир был поделён по идеологическому критерию на две крупные группировки стран: 1) Страны Социалистического лагеря (СССР, ГДР, КНДР, Китай, Страны Восточной Европы и др.); 2) Капиталистические страны (США,ФРГ, Республика Корея, Страны Западной Европы, Япония и др.). Многие страны Азии и Африки получают суверенитет от метрополий: Индия, Пакистан, Алжир и др. Учитель: Следующее. Наиболее близким нам является Современный этап. Его начало связано с распадом СССР на 15 независимых стран. Назовите эти государства. Учащиеся: Россия, Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Грузия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан. Учитель: Верно. В рамках этого же этапа, развал СССР по цепной реакции приводит к объединению Германии (1990 г.), распаду Чехословакии (1993 г.) и распаду Югославии (1989­2008 гг.). В мире возникает множество непризнанных и частично­признанных государств: Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Косово. Ребята, а сейчас попытайтесь вспомнить самые последние изменения на ПКМ, свидетелями которых были вы сами. Быть может вы могли слышать о них в СМИ или от учителей истории и обществознания? Ученики: Самыми последними изменениями стали: Образование Косово (2008), Абхазии и Южной Осетии (2008) и Южного Судана (2011). Крым (2014) 8 Учитель: Ребята, какие выводы можно сделать по особенностям последних этапов формирования ПКМ? Вы можете использовать те же критерии, которые мы использовали при характеристике первых трёх этапов развития ПКМ. Учащиеся: 1) На ПКМ почти не осталось «белых пятен»; 2) Границы между странами стали более чёткими; 3) Существенно возросло количество стран на ПКМ. Учитель: Давайте подведем некоторые итоги 1 части урока по политической карте: ­ политическая карта – отражает главные политико­географические изменения; ­ в результате изменений образуются суверенные государства, какие­то объединяются, или наоборот распадаются; ­ политическая карта является неиссякаемым источником изучения политической географии. Познакомившись с политической картой, мы убедились, что существует огромное количество стран в современном мире. Если в 1900 году в мире было 57 суверенных государств, то к 2002 году из 230 государств их уже 192. Остальные государства – несамоуправляющиеся территории ­ преимущественно «осколки» бывших колониальных империй Великобритании, Франции. Нидерландов, США. Учитель: А какое государство называется «суверенным»? Учащиеся: Суверенное государство – политически независимое государство, обладающее независимостью во внешних и внутренних делах. Учитель: Так, как стран в мире очень много, то возникла необходимость в их группировке, которая проводится на основе разных количественных критериев и качественных показателей. 9 Давайте определим критерии классификации (В тетради учащиеся На основе количественных критериев наиболее рисуют схему). распространена группировка стран по величине (площади) территории (7 стран с S территории > 3млн. км² каждая). Вместе они составляют ½ всей суши. ЗАДАНИЕ: Назовите семь самых крупных стран по S территории. Учащиеся: Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия. Один из учеников зачитывает, а учитель показывает государства на политической карте.) Учитель: По численности населения выделяются 11 самых крупных стран, с числом жителей более 100млн.чел в каждой: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Япония, Нигерия, Мексика. (Учитель показывает страны на карте, а учащиеся поочередно, с помощью атласа называют столицы.) Учитель: Нередко применяется группировка стран по особенностям ГП. Различают: страны­архипелаги (расположены на архипелаге), островные (расположены на островах), полуостровные (расположены на полуостровах), лишенные выхода к морю (внутриконтинентальные), приморские (имеют выход в море или океан). (По ходу объяснения учащиеся приводят примеры стран этих групп) Учащиеся выполняют задание №2 Учитель: На основе качественных показателей страны подразделяют на:    Экономически развитые Развивающиеся Страны с переходной экономикой Что является основным критерием такой типологии? (найти в учебнике) Учащиеся: уровень социально­экономического развития, который определяется показателем валового внутреннего продукта 10 (ВВП) – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США (Записать определение в тетради). К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН относит примерно 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Эта группа стран отличается значительной внутренней Океании. неоднородностью и в её составе можно выделить три подгруппы. К числу развивающихся стран (страны «третьего мира») относится около 150 стран и территорий, которые можно разделить на шесть подгрупп. И, наконец, выделяется группа стран с переходной экономикой. ЗАДАНИЕ. С помощью текста учебника определить (самостоятельное добывание знаний): 1 ряд – подгруппы экономически развитых стран 2 ряд – подгруппы развивающихся стран 3 ряд – страны с переходной экономикой Учащиеся: Подгруппы экономически развитых стран:  «Большая семерка» стран Запада: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада – отличаются наибольшими масштабами экономической и политической деятельности Менее крупные страны Западной Европы – играют большую роль в мировых делах, ВВП на душу населения в большинстве из них   такой же, как в странах «большой семерки» ­ Швейцария, Австрия. Внеевропейские страны: Австралия, Новая Зеландия, ЮАР – бывшие переселенческие колонии (доминионы) Великобритании, которые не знали феодализма (страны переселенческого капитализма). Обычно к этой группе причисляют и Израиль К развивающимся странам относятся около 150 стран и территорий в которых проживает около 3/5 мирового населения, в основном это страны 11 Азии, Африки, Латинской Америки, Океании. Большинство из них были колониями и завоевали независимость после второй мировой войны. Развивающиеся страны называют “третьим миром”, его подразделяют на шесть подгрупп: Подгруппы развивающихся стран: 1.Ключевые страны­ Индия, Мексика, Бразилия. Это лидеры “третьего мира”, обладающие огромным природным, людским и экономическим потенциалом. Эти страны производят столько же промышленной продукции, сколько производят все остальные развивающиеся страны вместе взятые, но душевой показатель ВВП ниже, чем в экономически развитых странах. В Индии он составляет350 долларов. 2.Страны с душевым показателем ВВП более 1 тыс. долларов (Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др.) 3. Новые индустриальные страны, добившиеся большого скачка в социально­ экономическом развитии в 80­ 90 годах. Первые НИС это – Сингапур, Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Второй эшелон НИС – Малайзия, Таиланд, Индонезия. Эти Страны Азии получили прозвище “азиатские драконы”. 4. Нефтеэкспортирующие страны, которые за счет продажи нефти имеют высокий душевой ВВП (более 10 тыс. долларов). Это страны Юго ­ Западной Азии – Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Иран, ОАЭ. К этой подгруппе относят и страны Северной Африки ­ Ливию, Алжир, Бруней, и т.д. 5. Классические развивающиеся страны, отстающие в своем развитии с душевым ВВП менее 1 тыс.долларов в гол. В основном это страны Африки. 6. Наименее развитые страны (около 40 стран). Их иногда называют “четвертым миром”. В экономике этих стран преобладает сельское хозяйство, 2/3 взрослого населения неграмотно. Среднедушевой показатель ВВП составляет 100­300 долларов в год. 12 Страны с переходной экономикой Включение в данную двучленную типологию постсоциалистических стран с переходной экономикой представляет определенные трудности. По своим социально­экономическим показателям большинство стран Восточной Европы (Польша, Чехия, Венгрия и др.), а также страны Балтии относятся к экономически развитым. Среди страны СНГ есть и экономически развитые (Россия), и страны, занимающие как бы промежуточное положение между развитыми и развивающимися. Итак, подведем некоторые итоги 2 части урока по типологии стран мира: ­ большинство стран – это независимые государства; ­ типологию стран можно провести – по территории, по численности населения, по географическому положению, по уровню социально­ экономического развития. Домашнее задание 6. Вашим домашним заданием сегодня будет следующее: во­первых, изучите материал учебника, выучите те определения, которые мы записали в тетрадь, выучите всю номенклатуру (страны и их столицы), которую мы сегодня упоминали на уроке, отметить на контурной карте. Записать в тетрадь десять самых маленьких по площади государств мира (микрогосударства). Отметить на контурной карте одиннадцать крупнейших стран по численности населения, страны­гиганты по площади, страны «большой семерки». Рефлексия 7. Итак, что сегодня вы узнали нового? Ребята, подумайте, вам эти знания могут в жизни пригодиться? Где и когда вы сможете их использовать? На сегодня – все. Спасибо за внимание. 13 Задание №1 Найдите соответствия в периодах формирования политической карты мира. Занесите данные в таблицу Древний Средневековой Новый 1. До V века 2. ХVI­ХIХ века 3. V­ ХVI век 4. Рабовладельческий строй 5. Зарождение, подъем и утверждение капитализма 14 6. Феодализм 7. Международные хозяйственные связи 8. Складывается внутренний рынок 9. Развитие и крушение первых государств 10. Стремление феодальных государств к захвату территорий На основе политической карты в атласе выпишите: Задание №2 7 самых больших по площади стран мира _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 5 полуостровных стран _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 5 островных стран _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 5 стан – архипелагов _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 5 внутриконтинентальных государств _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Опорный конспект к теме: Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира. Группировка стран по признакам 15 Типология стран по социально­экономическому развитию Развитые страны 16 Развивающиеся страны 17

Класс: 10

  • Рассмотреть особенности различных исторических эпох и этапов формирования современной политической карты мира, ее количественные и качественные изменения.
  • Рассмотреть типологию стран, основанную на качественных признаках учитывающих уровень социально-экономического развития стран мира.
  • Рассмотреть разнообразие стран современного мира. Изучить разные формы государств.
  • Понятие геополитика.

Оборудование : компьютер, приставка мультимедиа, политическая карта мира, карта полушарий, атласы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Слайд 3. Характеристика основных этапов формирования современной политической карты (на мониторе слайд “Этапы формирования политической карты мира” учитель последовательно дает характеристику каждого этапа.)

  1. Древний (до V в. н.э.) – возникновение и крушение первых государств.
  2. Средневековый (V–XVI вв.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии.
  3. Новый (XVI–XIX вв.) – формирование колониальной империи
  4. Новейший (первая половина XX в.) – формирование социалистических стран, распад колониальной системы.
  5. Современный, в котором выделяется три основных этапа:

А) возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии.

Б) Образование независимых государств Африки.

В) Крушение социалистической системы хозяйства и последовавшие изменения на политической карте Европы и Азии.

Слайд 4. Государства главный объект на политической карте мира. Карта это динамичная система, здесь происходят количественные изменения (территориальные приобретения, потери, добровольные уступки) и качественные изменения (смена формации, завоевания суверенитета, введение нового государственного устройства). Учитель рассказывает как происходили эти изменения в последние 100 лет.

Слайд 5, 6, 7. В основе типологии стран современного мира – уровень социально-экономического развития государства, выраженный через показатель валового внутреннего продукта (ВВП) и синтетический показатель (ИЧР) – индекс человеческого развития.

Первую группу образуют экономически развитые страны (слайд 5 ), в которую делят на 3 подгруппы:

  • страны “большой семерки”, ВВП из расчета на душу населения составляет от 20–30 тыс. долларов;
  • менее крупные страны Западной Европы, ВВП от 20–30 тыс. долларов;
  • страны переселенческого капитализма.

Вторая группа страны с переходной экономикой (слайд 6 ), выделяют 2 подгруппы:

  • бывшие социалистические страны Восточной Европы;
  • постсоциалистические.

Третья группа развивающиеся страны, которые делят на 6 подгрупп:

  • ключевые страны, ВВП составляет около 350 долларов;
  • страны Латинской Америки, некоторые страны Азии и страны Северной Африки, ВВП более1000 долларов;
  • “Азиатские драконы” - новые индустриальные страны;
  • Нефтеэкспортеры;
  • большинство развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америки, ВВП менее 1000 долларов;
  • наименее развитые страны, ВВп 100 – 300 долларов.

Рассмотрение наиболее распространенной группировки стран (слайд 8, 9, 10 )

Слайд 8: По размерам территории выделяют. Учащиеся, работают с картами атласов, приводят примеры.

  • страны – гиганты, площадь их более 3 млн. км 2 ;
  • страны – крупные, площадь более 500 тыс. км 2 ;
  • микрогосударства.

Слайд 9: По численности населения

  • страны – гиганты – численность более 100 млн. человек;
  • средние страны;
  • микрогосударства, население, которых до 30 тыс. человек.

Слайд 10: По географическому положению. Учащиеся, работая с картами атласов, приводят примеры на каждый тип:

  • страны с приморским положением
  • страны, располагающиеся на полуостровах
  • страны, располагающиеся на островах
  • внутриконтинентальные страны

Слайды 11, 12, 13, 14 соответствуют делению современных стран мира по форме правления. Учитель дает характеристику каждой из форм правления, выделяя преимущества и недостатки каждой, приводя примеры на каждый тип.

  • Республики – президентские, парламентские, смешанные;
  • Монархии – конституционные, абсолютные, теократические;
  • Содружество;
  • Ливия.

Слайды 15 деление стран по особенностям территориально-государственного устройства, характеризуя каждый из типов.

  • Унитарные государства (единая законодательная и исполнительная власти);
  • Федеративное государство (наряду с едиными законами есть отдельные самоуправляющиеся субъекты);
  • Конфедерация (временный союз государств для достижения какой-либо общей цели).

Слайд 16 Учитель охарактеризовывает влияние международных отношений на политическую карту мира. Рассматривает вопросы, связанные с изменением представлений о геополитике в последнее время. Приводит примеры “горячих точек” рассматривая причины, которые лежат в основе их появления. Рассматривают вопросы, которые стоят перед политической географией и закрепляет понятие геополитика.

3. Итоги урока.

Учащимся предлагается выполнить самостоятельно задания по данной теме. Слайд 17-18.

4. Задание на дом.

Параграф 19-22, на контурную карту нанести государства имеющие монархическую форму правления и государства федеративные по территориально-государственному устройству.

Тема урока: Политическая карта мира.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

    Совершенствовать знания о политической карте мира.

    Познакомиться с этапами формирования политической карты мира.

    Уметь объяснять количественные и качественные изменения на политической карте мира.

    Совершенствовать умения работать с политической картой мира.

Тип урока: изучения нового материала.

Оборудование: Политическая карта мира, раздаточный материал, атлас 10 класса, учебник.

Ход урока:

    Организационно целевой этап:

Приветствие:

— выявление отсутствующих учеников.

Проверка домашнего задания

2. Актуализация учебных знаний, их обобщение: Путешествие по физической карте мир «5 -ти минутка». Проходит в несколько этапов:

1этап: Ученики в паре спрашивают друг у друга физическую карту мира, по очереди. (Например: горы, равнины, реки, острова и т.д.)

2 этап: У доки по карте показывают учителю географические объекты, на время. (Физическую карту).

3 этап: Закрепление — ученики по памяти пишут все ему известные географические объекты с физической карты мира. Кто больше.

4этап: Подведение итогов.

3. Проверка домашнего задания по вопросам.
— Что изучает социально-экономическая география мира?

(Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука, изучающая территориальную организацию человеческого общества. Социология – наука об обществе, о поведении людей.)
— Какие историко-географические регионы существуют в мире?

(Историко-географические регионы мира. Древними цивилизованными районами мира были долины Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхэ и Янцзы, а впоследствии территории Древнего Рима и Древней Греции.)
— Какие источники географических знаний для вас наиболее удобны в использовании и являются наиболее информативными?(Источником географических знаний служат: карты атласы учебники по географии справочники по географии журналы по географии книги по географии фотоснимки(снимки со спутника и др.)и т.д.
— Какие методы вы применяли при составлении опорных схем «Источники географических знаний» и «Методы географических исследований» ?(При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы (например, всем известный образ позволяет оживить в памяти географический объект по ассоциации).
— Назовите ведущих ученых экономика – географов. (Баранский Н.Н. и т. Д.)

4. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
— Рассмотрите политическую карту мира в атласах (страница3-4) ,а также на доске, и попробуйте сформулировать понятие «политической карте мира» (все варианты записываю на доске).
— А сейчас из записанных слов выделите существенные фразы, ключевые слова. В результате у нас сформировалось несколько определений.

Ответ: Политическая карта мира - географическая карта , отражающая страны мира , их форму правления и государственного устройства . Политическая карта отражает главные политико-географические изменения: образования новых независимых государств, перемену их статуса, слияние и разделение государств, утраты либо приобретение суверенитета , изменение площади государств, замену их столиц , изменение названия государств и столиц, перемену форм государственного правления и т. д.

5. Изучение нового материала.
1)Политическая карта мира.
Ваше толкование понятно, поскольку в социально-экономической географии понятие «политическая карта мира» используется в узком и широком смыслах. В узком смысле политическая карта мира – это географическая карта Земли, на которой отображены все страны и государства мира, их границы и столицы, некоторые другие географические объекты, имеющие важное политическое значение (поселения, пути сообщения и др.)

2). Работа с учебником. Параграф №1и 2.прочитать и ответить на вопросы:

Что такое политическая география?(Политическая география — это отрасль географии, исследующая политическую карту мира и закономерности ее изменения)

Чем отличается политическая география от физической географии? (Если в физическое географии изменения происходят медленно (изменение климата, движение литосферных плит, землетрясения, извержения вулканов), то в экономической, политической и социальной географии изменения происходят ежедневно. География осуществляется здесь и сейчас (изменение границ, вступление России в ВТО, политические потрясения, которые приводят к экономическим и социальным изменениям и др.)

Запись определений в тетрадь

Разберем и запишем. (Устно проговариваем каждую причину)

Причины изменения формирования политической карты мира

    революция

    национально-освободительные движения

    война

    религиозно-этнические конфликты

    изменения экономической формации

    изменения государственного строя

Работа с учебником:

Этапы формирования политической карты

    Древний (до V в. н.э. Возникновение и крушение первых государств)

    Средневековый V –XVI вв. (Возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии)

    Новый XVI – XIX вв. (Формирование колониальной империи)

    Новейший (1 пол. XX в. Формирование социалистических стран, распад колониальной системы)

    Современный:

1 этап – возникновение мировой социалистической системы, образования независимых государств в Азии (40-50-е годы XX в.)

2 этап – образование независимых государств, главным образом в Африке (60-70-е годы XX в.)

3 этап – крушение социалистической системы, глубокие изменения на карте Европы и Азии (80-90-е годы XX в.)

Самостоятельная работа: Найти в учебнике в параграфе №1определения по группам, у каждого варианта свои карточки.
Группа 1. Определите правовой статус понятий «страна», «государство».

(Государство - это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая правовой порядок на определённой территории. Страна — это государство, занимающее определенную, строго ограниченную территорию.)
Группа 2. Объясните суть государственного суверенитета. (Суверените́т - верховная власть, верховенство, господство) - независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство государственной власти.)

6. Закрепление новых знаний, умений и навыков.

Самостоятельная работа в тетради.

На основе политической карты мира в атласе и дополнительного материала выпишите в тетрадь, а затем нанести на контурную карту.

а) семь самых больших по территории стран мира; (1. Россия- 17 102 345 2. Канада- 9 976 139 3. Китай -9 640 821 4. США- 9 522 057

5.Бразилия- 8 511 965 6. Австралия- 7 686 850 7. Индия- 3 287 590)

в) десять стран мира с численностью населения свыше 100 млн. человек (Китай1 347 350 000 2.Индия1 223 442 000 3.США314 347 000 4.Индонезия237 641 326 5.Бразилия197 059 000 6.Пакистан176 728 500 7.Нигерия166 629 383 8.Бангладеш152 518 015 9.Россия145 452 581 10.Япония126 400 000)

с) 5 примеров полуостровных и 5 островных стран, 2 архипелага;

(Полуостровные Саудовская Аравия, Дания, Южная и северная Кореи

Островные Куба, Великобритания, Новая Зеландия

Архипелаги Микронезия, Полинезия, Япония, Индонезия Великобритания (если считать Ирландию северную вместе с ней)

д) 5 примеров внутриконтинентальных стран (1. Андорра
2. Афганистан 3. Ботсвана 4. Австрия 5. Бутан)

7. Итог урока: Так что же собой представляет политическая карта мира?

    По каким признакам выделяют суверенные государства?

    Перечислите основные этапы формирования политической карты мира.

8. Домашнее задание.

    Проработать параграф учебника №1-2.

    Узнать из дополнительных источников информации об очагах военных или политических конфликтов в мире и отметить их на контурной карте.

    Подготовиться к практической работе.

Данный урок – первый урок в 10 классе. В данном уроке вводятся новые термины, кратко сказано об основных задачах курса изучения. Учащиеся знакомятся со значением экономической и социальной географии мира, ее особенностями, главными понятиями. Кроме того, в уроке рассмотрены особенности современной политической карты мира, ее количественные и качественные сдвиги.

Тема: Современная политическая карта мира

Урок: Политическая карта мира

Экономическая и социальная география мира - общественная наука, изучающая закономерности территориального размещения общественного производства, условия и особенности его развития и размещения в различных странах и районах.

Экономическая и социальная география сочетает в себе элементы географии, экономики, социологии, она широко использует различные методы исследования как географической науки, так и других дисциплин.

Предмет исследования экономической и социальной географии - территориальный аспект общественного воспроизводства в конкретных социально-исторических условиях.

Политическая карта выступает как важный инструмент для овладения знаниями по географии в 10 и 11 классе. На современной политической карте мира располагается более 230 стран.

Рис. 1. Политическая карта мира

Виды изменений политической карты мира - различные трансформации на политической карте.

Изменения бывают количественными и качественными.

Количественные изменения:

1. Присоединение к территории государства вновь открытых земель.
2. Приобретение или потеря земель после войны.
3. Добровольные уступки.
4. Распад или присоединение территорий.

Качественные изменения:

1. Изменение политического строя в стране.
2. Образование военных блоков.
3. Образование экономических союзов.

В экономической и социальной географии существуют два важных понятия: границы и территории.

Граница государства - это линия и проходящая через нее вертикальная поверхность, разделяющая территорию суверенитета государства (куда входят суша, воды, недра).

Границы устанавливаются на основе соглашений между государствами. Существует два способа обозначения государственных границ:

1. Делимитация - определение границ на карте.
2. Демаркация - определение и обозначение границ на местности специальными пограничными знаками.

Суверенное государство - политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах. Государство является главным объектом политической карты мира.

Границы различаются по способу их проведения:

1. Орографические границы - проводятся по природным рубежам (рекам, горам и т.д.).
Примеры: Россия - Китай, Россия - Грузия, США - Мексика.
2. Геометрические границы - проводятся по прямым линиям без учета особенностей местности.
Примеры: Нигер - Мали, Чад - Ливия, Ливия - Египет.
3. Астрономические границы - проводятся через точки с определенными географическими координатами.
Примеры: США - Канада.

Рис. 2. Граница между США и Канадой

Территория - это часть земной поверхности с присущими ей антропогенными и природными ресурсами, условиями.

Территории бывают государственными, международными и со смешанным режимом.

Государственная территория - участок поверхности земли, находящийся под суверенитетом какого-либо государства.

В состав государственной территории входит суша, внутренние воды, территориальные воды и недра.

Территориальные воды - это полоса прибрежных вод шириной от 3 до 12 морских миль.

1 морская миля - 1852 метра.

Территории с международным режимом - территории, лежащие за пределом государственной территории. Эти земные пространства находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом.

Примерами могут служить Антарктида и космические пространства.

Территория со смешанным режимом - это участки акватории Мирового океана, дно за пределами территориальных вод.

Особые территориальные режимы - это международно-правовые режимы, определяющие порядок пользования какой-либо территорией.

Несамоуправляющиеся территории:

1. Колонии.
2. Заморские департаменты или свободно ассоциированные государства.

Колония - это зависимая территория, которая находится под властью иностранного государства (метрополии), без самостоятельной политической и экономической власти, управляемая на основе особого режима.

Примерами могут служить небольшие островные государства в Тихом океане.

В настоящее время на политической карте мира существует огромное количество спорных территорий.

Примерами таких территорий могут служить Гибралтар, Фолклендские острова, Западная Сахара, Курильские острова, Нагорный Карабах.

В результате возникают непризнанные или частично признанные государства - территории, которые самостоятельно провозгласили свой суверенитет без согласия ООН.

Примеры: Республика Северного Кипра, Косово, Тайвань.

Домашнее задание

Тема 1, П. 1

  1. Что такое колония? В каких частях земного шара сохранились колониальные владения?

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Родионова И.А., Елагин С.А., Холина В.Н., Шолудько А.Н. Экономическая, социальная и политическая география: мир, регионы, страны: Учебно-справочное пособие / Под ред. проф. И.А. Родионовой. - М.: Экон-Информ, 2008. - 492 с.

4. Универсальный атлас мира / Ю.Н. Голубчиков, С.Ю. Шокарев. - М.: Дизайн. Информация. Картография: АСТ: Астрель, 2008. - 312 с.

5. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

  1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

  1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Контрольно-измерительные материалы. География: 10 класс / Сост. Е.А. Жижина. - М.: ВАКО, 2012. - 96 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2013: Учебное пособие / В.В. Барабанов. - М.: Интеллект-Центр, 2013. - 80 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

Современная политическая карта мира

Форма проведения: урок-зачет.

Цели урока: закрепление изученного материала, проверка знаний и умений по теме. Формирование географической культуры, становления географического мышления о политической карте, об ос­новных проблемах и направлениях миро­вого развития, технологии стран, государ­ственном строе, об особенностях между­народных отношений на современной этапе.

Оборудование урока: политическая карта мира, учебник, атласы, справочник «Страны мира», географические справоч­ники.

Ход урока

Учащиеся работают в течение урока письменно и устно. Для письменных за­даний они заранее подготавливают лист учета знаний, который заполняется посте­пенно и сдается в конце урока.

I этап. Устные вопросы и задания. Уча­щиеся отвечают с места и у доски, рабо­тая с политической картой.

1. Что называется политической кар-то и мира? Сколько стран на политичес­кой карте мира? (230.)

2. Что такое суверенное государство? Сколько суверенных государств на политической карте мира? (195)

3. На политической карте мира пока­зать 7 самых больших по территории стран мира. (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия.)

4. На политической карте мира пока­зать 5 стран с населением более 100 млн. человек. (Китай, Индия, США, Бразилия, Индонезия.)

5. На политической карте мира пока­зать несколько полуостровных стран (Ин­дия, Италия, Турция), островных (Вели­кобритания, Ямайка, Куба, Кипр), стран-архипелагов.

II этап . Учащиеся начинают работать с листом учета знаний и умений.

Что общего у следующих стран?

I вариант

А. США, ФРГ, Франция, Великобрита­ния, Япония - все входят в «Большую восьмерку».

Б. Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Бах­рейн, Иран - нефтеэкспортирующие страны.

II вариант

А. Австралия, Новая Зеландия, ЮАР - страны переселенческого капитализма.

Б. Южная Корея, Сингапур, Тайвань - новые индустриальные страны.

Какие из перечисленных ниже стран могут стать примерами:

А. Страны, имеющие республиканскую форму правления. (Болгария, Польша, Ве­ликобритания, Франция, Япония, Саудов­ская Аравия.)

Б. Страны, имеющие федеративное ад­министративно-территориальное устрой­ство. (Великобритания, Куба, США, Фран­ция, Индия, Египет, Бразилия.)

III этап. Устно. «Самое - самое на поли­тической карте мира». Этот этап урока можно провести в виде групповой рабо­ты в форме соревнования.

Вопросы

1. Самое большое по площади государ­ство мира. (Россия, 5 = 17,01 млн. км2)

2. Самое маленькое в мире независимое государство. (Ватикан, 5 = 0,44 га.)

3- Самое маленькое в мире владение. (Гибралтар - 6,5 км2)

4. Государство, чья территория (без уче­та владений) находится одновременно в северном, южном, восточном и западном полушариях. (Республика Кирибати.)

5. Государства, расположенные в двух частях света. (Россия, Казахстан, Турция, Дания с о. Гренландия, Испания с Канар­скими островами, Португалия с о. Ма­дейра.)

6. Самое большое по площади остров­ное государство. (Республика Индонезия - 1904 тыс. км2)

7. Древнейшая в мире республика и одновременно древнейшее из существую­щих государств Европы. (Сан-Марино,рес­публика с 301 г. н.э.)

9. Самое молодое государство (Респуб­лика Палау, 1994 г.)

11. Самая южная столица государства (Веллингтон. Новая Зеландия - 41° 18 "ю.ш., 174°48" в.д.)

IV этап. Учащиеся работают с листом учета знаний и умений. (Письменно .)

Ключевые слова темы. Дать определе­ние терминам.

I вариант

1. Республика.

2. Федеративное государство.

II вариант

1. Монархия.

2. Унитарное государство.

Заполнить пропуски в следующих предложениях

I вариант

Основным критерием типологии стран современного мира служит... (уро­вень социально-экономического разви­тия) того или иного государства, выра­женный через показатель... (ВВП) на душу населения.

II вариант

В основе региональных и локальных конфликтов лежат либо... (пограничные споры), либо... (религиозно-этнические противоречия).

V этап. Проводится устно. Заранее уча­щимся было предложено домашнее зада­ние: выписать в рабочие тетради топони­мические названия любых 5 государств и их столицу.