Сложно ли управлять машиной. Хочешь научиться быстро водить - отрабатывай автоматические навыки. Почувствуйте лично сами ваш автомобиль на скользкой дороге

Окончить автошколу и получить водительские права – это еще не значит стать водителем, который может из любой ситуации на дороге выйти достойно. Наши городские отечественные дороги – это невероятное сплетение стресса, неожиданностей и большого хамства. Новички часто попадают в ситуации, с которыми самостоятельно справиться не могут. Поэтому в этой статье будет рассказано, как выглядит вождение в городе для новичков, и даны полезные советы, как подготовиться к выезду на большую дорогу и как себя правильно вести за рулем.

Подготовка к выезду

В первую очередь необходимо настроить зеркала. Боковые зеркала регулируются таким образом, чтобы линия горизонта проходила чуть ниже середины самого зеркала. При этом водитель обязательно должен видеть боковую часть своего автомобиля. Это необходимо для того, чтобы привязать свое авто к движению других машин. Таким образом в зеркале четко будет отражаться относительное движение. Но учтите, что боковина вашей машины должна занимать в плоскости отражения не больше 2 см, потому что основная зеркальная плоскость должна отражать все же дорогу и движущийся транспорт.

Зеркало в салоне регулируется относительно заднего стекла. Их центры должны совпадать. Чтобы проверить, все ли сделано правильно, придется кого-нибудь попросить, чтобы человек обошел машину на расстоянии 2 м. Если, исчезая из одного зеркала, он тут же появляется в другом, то настройка была проведена правильно.

Второе – надо отрегулировать водительское кресло под фигуру и габариты самого водителя. Здесь важно найти такой вариант, который бы не мешал рулю, и было бы удобно нажимать на педали.

Ситуаций на городских дорогах возникает огромное количество. Все они разные, но если вы ведете свое авто точно по правилам дорожного движения, то с вашей стороны никаких оплошностей быть не должно. Но есть ситуации, которые в основном зависят от самого водителя, от его реакции. Поэтому несколько советов.

Совет №1 – когда и на каком расстоянии надо начинать торможение

Чтобы точно определить расстояние от впередиидущей машины, которая начинает торможение, до вашей, необходимо рассмотреть три временных отрезка.

  1. На реакцию водителя выделяется не более одной секунды. За это время он успевает нажать на педаль тормоза. Если вы движетесь со скоростью 70 км/ч, то за это время ваш автомобиль проедет 15-20 м.
  2. За доли секунды начинает срабатывать сама тормозная система. И за это время машина проедет пару метров.
  3. Время на само торможение, так называемый . При разной скорости он составляет от 20 до 60 м. Данный показатель у разных машин разный. Добавим сюда техническое состояние шин, самой тормозной системы, ее конструкции, а также качество дорожного покрытия.

Как видите, чтобы затормозить, придется проехать достаточное большое расстояние. Поэтому совет – постарайтесь наблюдать не только за впередиидущей машиной, но и за теми, которые двигаются впереди нее. Это даст вам несколько секунд, а, значит, сократится тормозной путь.

Ситуация, когда водитель соседней машины начинает вас вытеснять с полосы, по которой вы движетесь, встречается нередко. Хамы на дорогах встречаются всегда. Но не стоит нервничать, потому что могут быть и совершенно другие причины. К примеру, водителю стало плохо, сломалась ходовая часть, он спешит, потому что жена рожает, и так далее. Поэтому не стоит отвечать тем же, просто сбросьте скорость и пропустите спешащего.

  1. Постарайтесь не смотреть на фары.
  2. Прижимайтесь к правой стороне полосы движения, чтобы хорошо была видна дорожная разметка. По ней вам и придется ориентироваться.
  3. Зажмурьте левый глаз. Общее ослепление глаз происходит в два раза быстрее.
  4. Сбросьте скорость.

Новичок часто ошибается, входя в поворот. Многим кажется, что с таким маневром можно справиться без проблем. Но многое будет зависеть от того, какой крутизны поворот перед вами. Отсюда и выбираемая скорость, и передача. Закон для этой ситуации един, и он гласит: чем круче поворот, тем ниже передача, а, соответственно, и скорость.

Сам поворот можно разделить на три участка.

  1. Вход в поворот. Если вы движетесь со скоростью 50 км/ч, то сбрасывайте ее до 40 км/ч и переключайтесь на третью передачу.
  2. В этом режиме вы и проходите основную часть поворота.
  3. Выход – наращивается скорость с переключением на четвертую передачу.

На первых порах своего вождения новичок должен правильно оценивать ситуацию на дороге. Сделать это непросто, поэтому совет – постарайтесь планировать свой выезд. К примеру, не стоит выезжать в час пик, на трассы, загруженные транспортом, постарайтесь уходить от тех мест, где расположены большие транспортные развязки.

Самый простой способ – это определить оптимальный маршрут движения, к примеру, от дома до работы. И несколько дней ездить по нему, привыкая к автомобилю, рулю, пешеходам, знакам и прочим необходимым атрибутам и вещам.

Если вы не нарушаете правил, то для беспокойства нет причин. На вас могут кричать, мигать фарами, сигнализировать, чтобы вы сделали то, что не соответствует правилам дорожного движения. Не поддавайтесь на провокации, ваша задача благополучно доехать до места назначения. В данной ситуации важно не нервничать. Если появляется возможность, всегда уступайте место, полосу, дайте возможность тому, кто спешит или нервничает, получить свое.

Специализированная парковка в городе сегодня, к сожалению, встречается редко, поэтому вам придется оставлять свою машину около тротуара. А значит, правильно парковаться – это простая необходимость. Новичку это сделать с первого раза будет непросто. Поэтому советуем создать для себя определенный ориентир. Как это сделать?

Около дома в свободном от машин месте постарайтесь подъехать к бордюру тротуара как можно ближе. При этом постоянно наблюдайте за боковым зеркалом, чтобы не задеть бок автомобиля. Если вам кажется, что вы подъехали достаточно близко, то выйдите из салона и обойдите авто. Если расположение автомобиля вас утраивает, то сядьте за руль и поставьте для себя ориентир. К примеру, это может быть край капота, который будет чисто визуально пересекаться в одной точке с видимой частью бордюра. Запомните эту точку. Когда захотите припарковаться в городе, ориентируйтесь именно на нее.

Навигатор – вещь неплохая. Но новичку она не помощник. На дороге важно сосредоточиться, а здесь приходится все время отвлекаться, одним глазом смотря на дисплей, а вторым на дорогу. Так что пока не стоит покупать этот гаджет.

Если вы не нарушаете правил, то ничего бояться не надо. Обычно сотрудникам ГИБДД до водителя, который не нарушает их, дела нет. Постарайтесь настроить себя на то, что это обычные люди. Хотя опытные водители все равно сбрасывают скорость на постах. Так что примите их действия за правило.

Вешать или нет на стекло знак «Начинающий водитель» (восклицательный знак черного цвета на желтом фоне)? Честно говоря, он от обязанностей и штрафов вас не убережет. Да и каких-то привилегий он не дает. Так что решайте сами. Многие почему-то думают, что ездить с таким знаком посередине трассы со скоростью 40-50 км/ч позволительно. Ничего подобного. Лучше ездить без знака, но по правой полосе, немного снизив скорость.

Если вы повернули вдруг не туда, то не стоит из этого делать большую проблему. Как было уже сказано выше, не надо нервничать. Ошибочный поворот ведет не в преисподнюю, так что найдите место для разворота и продолжайте движение к месту назначения.

Правильно трактуйте правило правой руки. Если вы хотите перестроиться с левой полосы в правую, а сосед справа хочет занять ваше место, то вы его просто обязаны пропустить.

Как видите, чтобы совершать поездки в городе в первый раз, самостоятельно сидя за рулем, придется знать не только правила дорожного движения. Так что прислушайтесь к рекомендациям и советам опытных водителей, которые мы специально для вас подобрали в этой статье.

Скорость современной жизни просто не представляется без транспортных средств передвижение, поэтому многие люди, стремясь упростить свою жизнь, приобретают личные автомобили. Информация о том, как научиться ездить на машине с нуля, остается актуальной уже в течение многих лет, поскольку каждому хочется сесть за руль как можно быстрее. Попытаемся найти самый верный и короткий путь к достижению поставленной .

Как быстро научиться ездить на машине?

Специалисты рекомендуют начинать все с записи на курсы в автомобильную школу. Там вы сможете получить теоретические и практические знания. Стоит заметить, что без прохождения курсов в автомобильной школе человек не будет допущен к государственному экзамену на получение прав.

Чтобы научиться быстро ездить на автомобиле, нужна практика, так как только теории недостаточно. Именно поэтому многие будущие водители предпочитают учиться водить самостоятельно. К тому же полученные навыки помогут лучше пройти курсы и сдать экзамен на права. Чтобы не спровоцировать опасные ситуации на дороге, важно сказать от некоторых требованиях:

  1. Учиться водить на дорогах общего предназначения запрещено. Для этой цели подойдут полигоны или специально оборудованные территории. Пренебрегая этим требованием, человек подвергает опасности не только себя, но и жизнь других людей.
  2. Если человек ездит не на учебной машине, то он должен быть вписан в страховку.
  3. Запрещено ездить без прав за рулем, даже если рядом находится владелец транспорта и есть наклейка «У».

Если вы решили обучаться самостоятельно, то обязательно попросите помощи у опытного водителя, который расскажет о нюансах и существующих правилах.

Как научиться хорошо ездить на машине с механической коробкой передач?

Профессиональные автомобилисты уверяют, что только обучение на механике позволит достичь мастерства. Предлагаем разобраться в том, как правильно тронуться с места и ездить на такой машине, на примере пошаговой инструкции:

Как научиться ездить задним ходом на машине?

Навык езды задним ходом обязательный, к примеру, для того чтобы припарковаться или выехать из гаража. Начинать рекомендуется с прямой езды без использования зеркал. Если машина с механической коробкой передач, то переведите ее в необходимое положение. Поверните голову назад и смотрите через правое плечо. Важно учитывать, что прямо авто будет ехать при правильном положении руля. При любом движении руля

Если вы приобрели автомобиль с МКПП, но не умеетt правильно переключать передачи, то данный материал предназначен именно для вас. Начать следует с того, что обучение езды на механике – практически то же, что обучение езды на велосипеде.

Чем хороша механика?

Существует несколько преимуществ, которым обладает автомобиль с МКПП. Ознакомимся с ними.

  1. Такая коробка является идеальным средством для контроля транспортного средства.
  2. Задавая темп движения машины, вы сможете разогнаться до более высокой скорости.
  3. Человек, управляя таким автомобилем, делает несколько дел одновременно, чем и доказывает свою способность к этому.
  4. Езда на механике обеспечивает водителю ценный опыт, а он, в свою очередь, в будущем пригодится даже при вождении автомата.
  5. В машине, оборудованной АКПП, нельзя дрифтовать ввиду очевидных причин.
  6. Благодаря механике значительно экономится расходуемое топливо .
  7. Механическая коробка не позволяет выполнять профессиональные маневры.
  8. Наконец, автоматика – это попросту «женский» способ вождения (по мнению многих автолюбителей).

С преимуществами разобрались, теперь выясним, как ездить на механике .

Где лучше учиться?

Для обучения необходимо подобрать тихое и спокойное место, в котором не было бы других автомобилей. Желательно, чтобы это была ровная площадка без уклонов – так ваши попытки освоиться в МКПП будут более легкими. Словом, ничего сложного здесь нет, поэтому переходим непосредственно к обучению.

Как научиться ездить на механике?

Вначале рекомендуется опустить стекла – так вы будете лучше слышать звук двигателя. Зеркала заднего вида следует расположить так, чтобы в них было максимально удобно смотреть. Подготовившись, нужно пристегнуться и действовать по приведенному ниже алгоритму.

  • Педаль газа находится с правой стороны, тормоза – по центру, а сцепления, соответственно, слева. Здесь все просто, поэтому приступаем к следующему этапу.

Обратите внимание на один любопытный момент: такое расположение педалей присуще не только леворульным, но и праворульным транспортным средствам.

  • Кто не знает, педаль сцепления предназначается для того, чтобы переключать скорости. Для начала необходимо убедиться, что в дальнейшем вы сможете левой ногой выжать эту педаль до упора. Объясняется это тем, что переключение передач возможно только том случае, если полностью выжато сцепление.
  • Отрегулируйте сидение. При необходимости отрегулируйте свое сидение таким образом, чтобы беспрепятственно дотягиваться до сцепления.
  • Потренируйтесь с педалью сцепления. Далее нужно ознакомиться с тем, чем именно нажатие на данную педаль отличается от аналогичных действий с другими. С этой целью их необходимо некоторое время поочередно нажимать, дабы привыкнуть к расположению. При этом сцепление выжимайте только левой ногой, а тормоз с газом – правой! Отпускайте сцепление медленно по нескольку раз, пока ваша нога ко всему не привыкнет.

  • Включите нейтральную передачу. Для этого необходимо выбрать среднюю позицию рычага переключения скоростей (он должен располагаться в центре). Для того чтобы определить, действительно ли была включена «нейтралка», нужно просто подергать этот рычаг вправо-влево. В случае если его движение свободно, нейтральная передача считается включенной.
  • Заведите мотор, предварительно нажав на педаль сцепления. Многие модели машин характеризуются тем, что мотор в них можно завести исключительно с выжатым сцеплением. Более того, это еще и своего рода мера безопасности – если рычаг был случайно оставлен на какой-то передаче, сцепление предотвратит непреднамеренный рывок машины при заведении.

Обратите внимание! Когда двигатель заведен, сцепление необходимо плавно отпустить. Затем следует проверить, что рычаг действительно на «нейтралке».

  • Включите первую передачу. Следующий шаг – повторное выжимание сцепления и включение первой передачи. Как правило, она располагается в левом верхнем углу, хотя ее месторасположение рекомендуется уточнить заранее. Также отметим, что месторасположение всех скоростей обычно указывается на рукоятке рычага в виде миниатюрной схемы.
  • Тренируйтесь отпускать сцепление. Начать следует с плавного и медленного отпускания педали до начала спадания оборотов двигателя. Затем педаль выжимается еще раз, а упражнение повторяется столько, чтобы вы на слух научились определять тот момент, когда начинают падать обороты (это еще называют «моментом сцепления» ).
  • Трогайтесь с места. Чтобы сделать это, нужно включить первую передачу, после чего плавно отпустить сцепление – традиционно до падения оборотов. В этот момент несильно нажмите другой ногой на газ, в то время как сцепление нужно продолжать отпускать. Если это будет сделано слишком медленно/быстро, то автомобиль, скорее всего, заглохнет. Но ничего страшного в этом нет – повторяйте упражнение, пока не научитесь более-менее уверенно трогаться.

Смотрите, как правильно трогаться на механике:

Особое внимание нужно уделять тому, что находится спереди транспортного средства. Если обучение проводится с помощником, то он должен сидеть сбоку и быть готовым при необходимости дернуть за «ручник». Этот момент считается одним из сложнейших, однако при должном усердии все рано или поздно обязательно получится.

  • Вторая передача. После старта нужно некоторое время проехать на первой передаче, чтобы ко всему привыкнуть. Затем, когда обороты двигателя превысят 3 тысячи, необходимо отпустить газ, параллельно выжимая сцепление. Пока автомобиль движется накатом, нужно включить вторую скорость, после чего полностью отпустить сцепление. Лишь после этого можно разгоняться дальше. Включение всех последующих передач происходит аналогичным образом.
  • Двигайтесь на передаче. После включение передачи ногу нужно снять со сцепления. Не стоит держать ее на педали постоянно, в противном случае механизм сцепления преждевременно выйдет из строя.
  • Тормозите. В случае необходимости остановки ногу с газа нужно переместить на педаль тормоза. Производите нажатие с требуемым усилием. При скорости в 10-15 километров авто начнет немного трястись – в этот момент необходимо выжать сцепление и включить «нейтралку».

Когда все начнет получаться, вы с удивлением заметите, что управлять механикой не так трудно, как многие считают . Продолжайте обучение, совершенствуйте свои навыки, чтобы вождение приносило еще больше удовольствия!

На что обратить внимание?

А внимание нужно обратить на движение на задней скорости. Если со сцеплением у вас все нормально, то для движения выполните следующие действия.

  1. Выжмите сцепление, включите заднюю скорость.
  2. Посмотрите в зеркала, определите траекторию будущего движения.
  3. Медленно опускайте сцепление, пока машина не начнет двигаться. Дальше не отпускайте – так скорость будет небольшой.

При необходимости в замедлении нужно всего лишь сильнее надавить на педаль сцепления.

Итог

Учиться ездить на механике несложно. Будет лучше, если рядом с вами будет опытный водитель, который поможет и советом, и физически. Главное – учитесь ездить за пределами оживленных трасс и стремитесь к успеху.

Выучить ПДД и получить в автошколе права, вследствие сдачи всех экзаменов – это первое дело для потенциального водителя. Однако, чтобы стать уверенным автомобилистом, следует постоянно практиковать и совершенствовать свои навыки вождения.

Оказавшись впервые за рулем всем сложно и непривычно. Поскольку любому водителю, в том числе представительнице женского пола требуется какое-то время для адаптации в новой роли. Нет таких людей, которые впервые сев за руль и сразу же, не нарушая правил дорожного движения и соблюдая все указания дорожной разметки, смогли проехать по оживленному городу. В этой статье речь пойдет о том, как научиться женщине водить машину на механике с нуля. А для этого, как известно, следует изучить теорию и только после этого практиковаться в езде.

Для тех, кто окончательно решил научиться водить автомобиль, следует начать присматриваться к опытным водителям во время езды за рулем, а именно:

  • Как они перестраиваются в плотном потоке, и куда при этом смотрят.
  • Как останавливаются перед определенными знаками дорожного движения.
  • Как ведут себя перед светофором, во время обгона и так далее.

Некоторые считают, что научиться ездить за рулем - сложное задание для женщин. Такое заявление полное заблуждение, многих представительниц прекрасного пола можно часто заметить за рулем на автобанах, не реже мужчин. Для бизнес-леди умение и знание, как вести автомобиль – необходимый навык, без которого в современном мире не обойтись!

Что такое механика и автомат в машине?

Как известно, существует несколько видов коробок передач, устанавливаемых в современные автомобили:

  • АКПП;
  • РКПП;
  • МКПП;
  • Вариатор.

Бывают также различные их вариации, но по сути их можно разделить на автоматические (АКПП, вариатор, робот) и механические (МКПП). Давайте разберем эти коробки передач более подробно.

Автоматические коробки передач подразумевают упрощенный вариант управления автомобилем. В таких автомобилях чаще всего присутствует только две педали: слева находится тормоз, а справа - педаль газа. Выбор режима движения осуществляется рычагом коробки скоростей.

Для начала движения на автомобиле с автоматической коробкой передач водителю необходимо всего лишь передвинуть рычаг в нужное положение и нажать на педаль газа. Переключение скоростей осуществляется автоматически по мере увеличения скорости автомобиля. Подробнее о вождении автомобиля с автоматической коробкой передач для начинающих водителей можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке.

А вот на авто с механической трансмиссией ездить куда сложнее. Помимо двух педалей: газа и тормоза, в таком автомобиле установлена третья - педаль сцепления. Которая нужна для отсоединения двигателя автомобиля от трансмиссии при ручном переключении скоростей. А вот включение той или иной скорости осуществляется благодаря рычагу коробки передач.

Начать движение на МКПП куда сложнее в сравнении с автоматом. Так как для этого необходима одновременная работа педалью газа и сцепления. Более того нужно контролировать скорость и ее соответствие с включенной передачей самому во время движения автомобиля. Если этого не делать, то такая езда приведет к поломке мотора или иным неприятностям. Подробнее о механике поговорим чуть ниже.

Учимся водить машину на механике с нуля

Перед тем как научиться женщине водить машину на механике с нуля, следует начать отрабатывать навыки еще до первой поездки. Изначально следует изучить расположение каждой передачи и запомнить, где какая педаль находится, и за что она отвечает.

Машины с МКПП оборудуются тремя педалями. В этом автомобиле слева располагается педаль сцепления, отвечающая за переключение скоростей. Педаль тормоза находится в центре и отвечает за торможение автомобиля. Газ – крайняя правая педаль, благодаря которой осуществляется набор скорости авто.

Отрабатываем навыки вождения

Для того, чтобы автомобиль на механике тронулся с места, в первую очередь сев за руль следует расслабиться, не нервничать и сосредоточится на такой последовательности действий:

  • Для начала необходимо вставить ключ в замок зажигания и завести двигатель;
  • Выжать педаль тормоза и сцепления;
  • Снять ручной тормоз и включить первую передачу;
  • После этого нужно постепенно отпускать педаль сцепления и плавно нажимать на газ (обороты двигателя при этом не должны повышаться выше двух тысяч).

Для любого новичка это будет изначально не просто, но со временем все получится. Также этот алгоритм подходит для начала движения на ровной поверхности. При старте в горку ваши действия должны быть другими, как пример, необходимо использовать ручной тормоз. Подробнее об этом и других нюансах вождения авто с механической коробкой передач можете ознакомиться, нажав на эту ссылку.

Переключение скоростей на механике для начинающего водителя лучше производить с помощью информации с тахометра. Это такой прибор, который показывает количество оборотов двигателя, он расположен рядом со спидометром. По достижению стрелки тахометра 2500-3500 оборотов нужно производить переключение на повышенную скорость. Если обороты опустились ниже 1500, то следует переключиться на пониженную передачу. Подробнее о переключении скоростей на механической коробке передач можете узнать, перейдя по данной ссылке.

Рычаг поворотов

Следующий важный момент – это знание, где включаются повороты в машине. А также научиться включать их заблаговременно, чтобы заранее предупредить других участников движения о своих дальнейших действиях.

Чаще всего рычаг указателя поворотов находиться слева от руля, вы узнаете его по характерным стрелкам, нанесенным на него. Для включения правого поворота - рычаг тянем вверх. Чтобы включить левый поворот - опускаем рычаг вниз.

Также не менее важным будет знание, как в автомобиле включается ближний или дальний свет фар. Обычно в отечественных автомобилях переключатель расположен на рычаге поворотов. Чтобы включить ближний свет, рычаг крутим по оси на себя, дальний – поворачиваем от себя.

Помните, что повороты нужно включать не только при перестроении или повороте, но и при начале движения или остановке автомобиля.

Нюансы при обучении вождению на машине с МКПП

Автомобили с механической коробкой передач выпускаются уже много десятков лет. Машины с таким механизмом обладают рядом несомненных преимуществ, несмотря на то, что ездить с такой трансмиссией сложнее, по сравнению с автоматической коробкой передач. Но как утверждают специалисты, да и на практике это уже неоднократно подтверждено, что с механики на автомат переучиться гораздо проще, чем наоборот. Поэтому обучаться вождению в автошколе лучше всего именно на механике, а еще лучше в зимнее время, чтобы заранее подготовиться к вождению в этот сложный период.

Теперь вы знаете, как научиться женщине водить машину на механике с нуля. Но чтобы научиться "слушать" автомобиль, простого знания будет недостаточно. Для этого требуется провести не мало времени за рулем своего автомобиля. Опытный водитель всегда знает, когда следует переключиться, или включить ту или иную передачу, не глядя на панель приборов. К этому и нужно стремиться.

Самоучитель вождения

автомобиля.

Учебное пособие для самостоятельного обучения вождению автомобиля.

Инструкции для начинающих инструкторов.

В В Е Д Е Н И Е

Вы решили научиться управлять автомобилем? Это не так уж и сложно, как может показаться поначалу. Профессиональный уровень водительского состава очень различен. Как в любом деле, в вождении можно быть мастером, а можно быть и просто водителем. Но обязательное условие для всех, кто решил передвигаться на автомобиле - научиться надежной, безопасной езде. Надо всегда помнить: автомобиль является источником повышенной опасности, поэтому к обучению надо подходить со всей серьезностью.

Главная цель этого пособия - помочь будущим водителям в приобретении навыков управления автомобилем. Навыки можно отработать и самостоятельно. Но необходимо помнить, что самостоятельное обучение это нарушение Правил Дорожного Движения! Но уж если же решились, то это должно происходить на безопасной, закрытой площадке. И обязательно с опытным помощником, имеющим стаж вождения. Но надо знать, что даже самый опытный водитель не имеет навыков инструктажа! И ему потребуется большое терпение, чтобы объяснить, почему в той или иной ситуации он поступает, так или иначе.

И так Вы решились! Тогда мы преступаем.

И последнее пожелание.

Поменьше слушайте скептиков, которые могут подвергнуть сомнению ваши способности к вождению автомобиля, отбить охоту к обучению и уничтожить у вас веру в себе.

Предположим, кто-то из знакомых предложил вам попробовать поучиться вождению автомобиля. И после «объяснений», как надо делать, вы делаете «все не так». И как результат заключение: « Водить автомобиль, вам не дано, не стоит и начинать». Не надо придавать этому значение! (Сам - то он не глох, на перекрестках? Быстро же забыл) .

Можно быть хорошим водителем, но не каждый водитель способен научить вождению другого человека. Старая истина верна: «нет плохих учеников - есть плохие учителя».

Раздел 1. НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ.

Мы намеренно не даем уроков технического устройства автомобиля. Какой у вас автомобиль? Передне, задне, полноприводный? Отечественного, импортного производства?

В любом случае принципиального значения это не имеет. Не зависимо от исполнения, принцип начала движения одинаков. Чтобы это понять, надо знать принцип работы сцепления.

СЦЕПЛЕНИЕ

д
Диск сцепления
вигатель

Педаль сцепления

Действие-1

Педаль сцепления нажата - сцепление выключено.

Действие-2

Падаль сцепления отпущена - сцепление включено.

ПОДГОТОВКА РАБОЧЕГО МЕСТА ВОДИТЕЛЯ

Посадка водителя за рулём:

а) – оптимальная

б) – близкая

в) – далёкая

Любой автомобиль в обязательном порядке оборудован регулировочным устройством сиденья водителя (продольного перемещение сиденья и наклон спинки) и зеркалам заднего вида (салонным и боковым).

Итак, садимся в автомобиль и регулируем сиденье водителя «под себя». При регулировке надо исходить из следующего: ноги должны свободно доставать до педалей, причем изгиб ног в коленях должен быть небольшим при любом положении педалей. Это легко почувствовать левой ногой, управляющей педалью сцепления. Для этого надо положить ногу на педаль, не нажимая ее. Пробуем нажать на педаль «до упора».

Если удается нажать ее «до упора» не меняя позы, ваша поза правильная. Если у вас миниатюрная нога и пятка не достает до пола, не страшно - необходимо работать ею на весу.

На рисунке, в этом положении, нога не должна испытывать неудобства. Затем педаль сцепления выжимается полностью (до упора), при этом нога не должна тянуться. Незначительный изгиб в колене сохраняется. Этого мы добиваемся продольным перемещением сиденья.

Варианты захвата рулевого колеса:

а) – закрытый хват

б) – неполный хват

в) – открытый хват


Возможное положение рук на рулевом колесе:

а) – правильное

б), в) – неправильное.

Наклон спинки сиденья регулируем таким образом, чтобы руки на рулевом колесе лежали удобно.

Руки также должны быть слегка согнуты в локтях.

Следующее, на что надо обратить внимание – это обзор сзади. Зеркала заднего вида регулируются так, чтобы в салонном зеркале максимально просматривалось заднее стекло автомобиля, а в боковых зеркалах – борта автомобиля по касательной.

ЗНАКОМСТВО С ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ

Органы управления:


  • рулевое колесо

  • педаль сцепления

  • педаль тормоза

  • педаль акселератора (газа)

  • рычаг управления КПП (переключения передач)

  • рычаг стояночного тормоза (« ручник »)

Теперь познакомимся с каждым органом управления в отдельности.

РУЛЕВОЕ КОЛЕСО . Мы уже знаем, как правильно держать рулевое колесо. Руки должны иметь свободу управления, быть готовы к любому быстрому маневру и не устают, так как своим весом лежат на рулевом колесе. Руль надо держать двумя руками, избегая управления одной рукой. Отрывать руки от рулевого колеса следует только при необходимости. Например, при перехвате руля при повороте, при переключении передач. Пижонство в управлении одной рукой может привести к неприятностям: при наезде колесом на препятствие, при проколе колеса руль одной рукой не удержать.

ПЕДАЛЬ СЦЕПЛЕНИЯ. Управляется левой ногой. При отпущенной педали диски в сцеплении замкнуто (прижаты друг к другу). При включенной передаче, крутящий момент двигателя передается на ведущие колеса. При выжатой педали сцепления – диски разомкнуты, и связи двигателя с ведущими колесами нет. В этот момент мы можем без проблем включить нужную передачу.

Работаетпедальсцепленияследующимобразом. Выжим педали производится полностью (до упора) и достаточно быстро. Отпускание педали производится ПЛАВНО, как бы в два этапа.

Первый этап . Плавно отпускаем педаль от положения 1 в положение 2. Выбираются зазоры между дисками в сцеплении. Расстояние, «а» составляет примерно 1/3 – 1/2 от полного хода педали. На каждом автомобиле индивидуально.

Второй этап . При отпускании педали от положения 2 в положение 3 диски сцепления прижимаются друг к другу. Происходит передача крутящего момента. И это движение делается плавно с небольшой ЗАДЕРЖКОЙ.

ПЕДАЛЬ ТОРМОЗА. Управляется правой ногой. В отличие от педали сцепления педаль тормоза не может быть нажата до упора. Упор педали тормоза мы почувствуем в промежуточном положении, когда тормозные колодки упрутся в тормозные барабаны или диски. Усилием нажатия на тормозную педаль определяется эффективностью торможения. Чем меньше скорость движения автомобиля, тем меньше усилие необходимо прикладывать к тормозной педали. В противном случае будет неприятный «кивок» автомобиля.

ПЕДАЛЬ АКСЕЛЕРАТОРА (ГАЗА ). Управляется так же, как и педаль тормоза – правой ногой. Правая нога вполне справляется с двумя педалями. Нам нужно или движение (газ), или замедление (тормоз). Педаль газа мягче и имеет небольшой диапазон хода. Режим работы плавный. Работающий двигатель, при нажатии на педаль, отреагирует увеличением оборотов двигателя.

РЫЧАГ УПРАВЛЕНИЯ КПП . Управляется правой рукой. Рычаг устанавливается водителем в положение, которое соответствует конкретной передаче. В нейтральном положении (передача не включена) рычаг имеет достаточно ощутимую амплитуду

Перемещенияв поперечномнаправлении. При поперечном перемещении рычага мы выбираем, какую из передач следует включать.

Для вашего же автомобиля схема переключения передач указана в инструкции по эксплуатации вашего автомобиля.

Переключение передач при работающем двигателе производится ОБЯЗАТЕЛЬНО при выжатой педали сцепления. В противном случаи возможна поломка трансмиссионных узлов автомобиля, в первую очередь самой КПП. Переключение должно производится четко и спокойно, без резких и сильных движений, иначе синхронизаторы в КПП будут нагружаться и изнашиваться.

РЫЧАГ СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА. Управляется правой рукой. При движении автомобиля рычаг должен быть опущен в низ, что соответствует расторможенному состоянию задних колес. Стояночный тормоз снабжен храповым устройством, удерживающим рычаг в заторможенном положении (затянутом вверх). Для опускания (расторможения) рычага предусмотрена кнопка на его переднем конце. Чтобы кнопка легче поддалась, нажать ее следует, потянув рычаг вверх, после чего нажать кнопку и отпустить рычаг вниз.

ОТРАБОТКА ЭЛЕМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ С НЕРАБОТАЮЩИМ ДВИГАТЕЛЕМ .

Ознакомившись с органами управления автомобиля, приступим к упражнениям по отработке элементов управления:


  • сидим удобно и свободно

  • обзор из автомобиля хороший и спереди и сзади

  • руки удобно и правильно лежат на рулевом колесе

  • ноги свободно достают до педалей

Тренируем левую ногу. Выжимаем педаль сцепления быстро и до упора в пол. Плавно отпускаем до половины хода и делаем паузу. Затем плавно и медленно отпускаем до полного освобождения.

Сделаем это упражнение несколько раз. Пусть нога привыкнет к упругости педали.

Тренируем правую ногу . Пока двигатель не работает, нажимать на педаль акселератора мы не будем. Правая нога находится над педалью акселератора, слегка ее касаясь. Перенесем ее на педаль тормоза и нажмем на нее. Для координации правой ноги это упражнение проделаем несколько раз с различным усилием нажатия на тормоз.

Тренируемся включать передачи . Выжимаем педаль сцепления. Правая нога при этом должна быть над педалью акселератора, не нажимая на нее. Спокойно и четко, но без усилия переводим рычаг в положение 1 передачи. Далее, при выключенном сцеплении проделываем переключения передач последовательно по восходящей и нисходящей.

Помним: механизм любит четкость и плавность.

Выполняя указанные упражнения, вы неизбежно смотрели на органы управления автомобилем. Теперь проделаем, эти упражнения, не глядя на органы управления, привыкаем к нам. Это поможет в управлении на дорогах.

ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ .

Убедившись, что автомобиль на стояночном тормозе, выжимаем педаль сцепления и устанавливаем переключатель передач в нейтральное положение (или убеждаемся, что он находится в таком положении). Дело в том, что включенная передача при неработающем двигателе иногда используется для удержания автомобиля на месте (вместо «ручника»).

И при попытке запустить двигатель при включенной передаче и не выжатой педали сцепления, автомобиль сделает рывок вперед. А это чревато неприятностями. И только убедившись, что рычаг КПП, находится в нейтральном положении, поворачиваем ключ зажигания по часовой стрелке до срабатывания стартера. Как только двигатель запустится, ключ зажигания сразу же отпускаем.

Следует знать, что для надежного пуска холодного двигателя требуется обогащенная горючая смесь. В случае инжекторного двигателя или карбюраторного с автоматическим управлением воздушной заслонкой состав смеси при запуске регулируется автоматически. В автомобиле, с обычным карбюратором, для запуска холодного двигателя, предусмотрен ручной привод воздушной заслонкой. При запуске холодного двигателя, следует вытянуть привод воздушной заслонкой. После нескольких секунд работы двигателя обороты двигателя начнут возрастать. При этом необходимо снижать обороты двигателя, убирая ручку привода воздушной заслонки. При этом не следует допускать подъема оборотов более 1500.

При полном прогреве двигателя (90 градусов) воздушная заслонка должна быть полностью утоплена.

НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ С МЕСТА , ДВИЖЕНИЕ ПОПРЯМОЙ , ТОРМОЖЕНИЕ И ОСТАНОВКА .

До этого момента мы занимались самообучением в своем автомобиле на месте. Движение автомобиля требует соблюдения определенных условий безопасности. Для приобретения первоначальных навыков управления автомобилем надо выбрать площадку, свободную от людей, машин и пр. Если эта площадка имеет размер 30х30м, этого для начала будет вполне достаточно. Разумеется, перегон автомобиля на площадку должен, осуществлен водителем.

Перед тем как пытаться начать двигаться на автомобиле с места, надо четко представлять, как его остановить. Для остановки автомобиля делается следующее: левая нога быстрым движением выжимает педаль сцепления, правая нога нажимает на тормозную педаль, (степень нажатия определяется необходимостью). Выжатая педаль сцепления при этом исключает дальнейшее принудительное перемещение автомобиля двигателем. Тормозная педаль прекращает движение автомобиля.

Психологически очень важно убедить себя в том, что вы знаете, как отреагировать на вышедший из-под контроля автомобиль. И, если что-либо не так - педаль сцепления «в пол», тормозная педаль нажата. После этого следует выключить передачу.

Итак, ваш автомобиль стоит на площадке. Причем таким образом, что перед ним много свободного места. Убедившись, что автомобиль стоит на нейтральной передаче с затянутым «ручником», запускаем двигатель.

ОТРАБОТКА МОМЕНТА СРАБАТЫВАНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ.

Правая нога находится над акселератором. Выжимаете педаль сцепления, включаете 1 передачу. Держа сцепление выжатым, снимаем автомобиль с « ручника» Автомобиль готов к движению.

Чтобы не пропустить момент срабатывания сцепления, педаль следует отпускать, очень медленно при этом необходимо следить за поведением автомобиля. Момент срабатывания сцепления вы почувствуете по оборотам двигателя. При срабатывании сцепления двигатель начинает нагружаться, обороты его будут снижаться.

Следует запомнить положение левой ноги.

Если двигатель снизил обороты, но не заглох, цель упражнения достигнута.

Проделайте это упражнение несколько раз.

Начало движения автомобиля.

Чтобы начать движение на автомобиле, двигателю нужна определенная мощность, которая зависит от его оборотов.

На оборотах холостого хода, на которых работает двигатель без нагрузки при отпущенной педали газа, мощность двигателя минимальна.

В момент начала движения автомобиля, двигатель нагружается, преодолевая сопротивления качения. Чтобы он не остановился, следует добавить обороты, слегка нажав на педаль газа.

Попробуем для начала просто прибавить обороты, т.е. поработать только правой ногой. Нажимать на педаль газа надо очень осторожно. Двигатель без нагрузки будет чутко реагировать. Обороты контролируются на слух.

Теперь приступаем к выполнению упражнения. Подготовительные операции те же, что и в предыдущем упражнении:


  • выжимаем педаль сцепления;

  • включаем 1ю передачу;

  • отпускаем педаль сцепления, до момента срабатывания (обороты двигателя несколько упали);

  • немного добавим обороты двигателя, отпускаем педаль сцепления буквально на 1-2 мм;

  • удерживаем педаль сцепления до полного разгона автомобиля;

  • после полного разгона автомобиля полностью отпускаем педаль сцепления.
Рекомендуем полностью, при движении, убирать левую ногу с педали сцепления.

Проехав несколько метров, останавливаем автомобиль:

* правой ногой плавно нажимаем на педаль тормоза, одновременно выжимаем педаль сцепления;


  • остановив автомобиль, выключаем передачу;

  • убираем ноги с педалей

Если при торможении автомобиль «кивнул», значит, тормозная педаль была нажата слишком сильно.

Проанализировав свои действия, повторите попытку.

Проанализировав свои действия, повторите попытку. Не забудьте убедиться в том, что перед автомобилем никого нет.

Недостаток места при начале движения может напугать вас и спровоцировать на ошибку.

В случае если перед автомобилем недостаточно места, это упражнение выполняется при движении назад. И не надо пугаться движения задним ходом. От вас требуется плавно тронуть автомобиль, не вмешиваясь в траекторию движения. Т. е., выполнить то же самое, что вы только что при движении вперед.

При движении назад сидеть надо так, чтобы было удобно и хорошо видно, куда автомобиль движется. Для этого разворачиваемся на сиденье в пол-оборота вправо.

Левую руку кладем на обод рулевого колеса сверху по центру. Правой рукой упираемся в спинку правого сиденья. Головы следует наклонить к центру автомобиля. Убеждаемся что в заднее стекло вам видно все пространство за автомобилем. В таком положении, не глядя на педали, попробуем нажать на педаль сцепления и плавно его отпустить (не включая передачу). Правой ногой слегка добавляем обороты (на слух) двигателя. Имитируем движение автомобиля назад и плавную его остановку.

Приступаем к выполнению упражнения. Выжимаем педаль сцепления и включаем передачу. Удерживая сцепление, садимся удобно. Вы и автомобиль готовы к движению. Все остальное делаем так же, как и на предыдущем этапе, уделяя при этом внимание и оборотам двигателя.

Еще раз подчеркнем, что перед началом движения необходимо помнить о своих дальнейших действиях, т.е. представлять, что нужно для остановки автомобиля.

Это упражнение является очень важным в процессе обучения. Постарайтесь в выполнении его добиться хороших результатов, но не доводите себя до усталости.

Для отработки начала движения автомобиля можно рекомендовать промежуточное упражнение, в котором педаль сцепления до конца не отпускается. Начальные действия те же, что и в предыдущем упражнении.

Выжимаем педаль сцепления, включаем 1 передачу, отпускаем сцепление, находим положение его срабатывания, (двигатель среагировал снижением оборотов). Далее, прибавив обороты на слух, педаль сцепления приотпускаем на 1-2 мм. Добившись, начала движения автомобиля, быстро выжимаем педаль сцепления. Продолжаем, катится пока автомобиль не начнет останавливаться. И при отпустив педаль сцепления, вновь толкаем автомобиль. Вновь выжимаем педаль сцепления. Повторяем упражнение, пытаясь двигаться на очень маленькой скорости.

Движение по кривой траектории , маневрирование .

Движениепокругупроизвольногорадиуса.

Исходное место провидения то же, что и на предыдущем упражнении.

Наметив произвольную траекторию, плавно начинаем движения автомобиля на 1 передаче и медленно движемся по кругу против часовой стрелки.

При отработки навыков управления, важно, чтобы поставленная задача не отвлекала вас от главного – умения в данной ситуации остановить автомобиль. Дело в том, что на начальной стадии обучения автомобиль, вполне возможно начнет двигаться не совсем по той траектории, которая вам задумана. В таком случае коррекцию в управлении можно осуществлять лишь при полном контроле над движением автомобиля. Если в момент выполнения упражнения оказалось недостаточно времени для принятия правильного решения, следует, не распыляясь на другие действия немедленно остановить автомобиль.

Теперь конкретно скажем о том, на что надо обратить внимание при выполнении упражнения.

Смотреть надо не перед «носом» автомобиля, а на то место, куда автомобиль вами направлен.

Необходимо учитывать некоторую инертность рулевого управления автомобиля, так как в рулевом механизме имеется свободный ход (люфт) в пределах 10 градусов, предусмотренных конструкцией автомобиля. Этот люфт выбирается достаточно быстро.

При движении по кривой не надо стремиться все время довернуть рулевое колесо в сторону поворота. Нужная траектория обеспечивается определенным положением управлением управляемых колес.

При выполнении упражнения полезно делать промежуточные остановки. Проехав несколько кругов (5-6) почасовой стрелки следует выполнить это же упражнение против часовой стрелки.

Приобретениянавыковпридвижениипо « восьмерки».

В данном упражнении надо обратить внимание на правильность руления. Повороты рулевого колеса выполняются свободными перехватами.

В процессе выполнения упражнения делайте промежуточные остановки.

Для успешного выполнения последующих упражнений по маневрированию очень важно уметь перемещать автомобиль на самое малое расстояние, т.е. добиться наименьшей скорости.

При отпускании педали сцепления проедет некоторое время, за которое автомобиль проезжает определенное расстояние. Другими словами, если при начале движения автомобиля попробовать, отпустив педаль сцепления, сразу же ее выжать, не нажимая на тормоз, то можно убедится, что автомобиль за это время прокатится на несколько метров и начнет сам останавливаться. Отпускать педаль сцепления следует плавно, но отжимать быстро.


  1. полностью выжатая педаль сцепления.

  2. Положение срабатывания сцепления

  3. Полностью отпущенная педаль сцепления

  4. Положение педали (условно) при котором начинается движение автомобиля.

Как мы уже знаем, положение 2 определяет момент начала срабатывания сцепления. От положения 4 автомобиль начинает двигаться. Поэтому, чем меньше мы будем отпускать педаль от положения 2 с последующим выжимом педали, тем меньше расстояние пройдет автомобиль. Это и будет целью нашего очередного упражнения – сдвинуть автомобиль на минимальное расстояние.

Передвижение автомобиля на минимальное расстояние.

Включаем 1 передачу и находим момент срабатывания сцепления (положение 1). Далее, одновременно добавляем немного обороты двигателя, приотпускаем педаль сцепления до условного положения 4, буквально на несколько миллиметров. После того как автомобиль начнет движение, падаль сцепления полностью выжимаем. При этом тормозом пользоваться не надо.

В данном упражнении надо поставить для себя задачу поэтапного перемещения автомобиля на как можно меньшее расстояние, буквально на 20-30 см.

То же самое попробуйте проделать при движении автомобиля задним ходом.

Отработав это упражнение, вы приобретете уверенность, что автомобиль можно укротить!

Маневрирование с применением заднего хода.

Траекторию движения выбираем произвольно.

В предложенном упражнении при движении задним ходом мы осуществляем поворот. Здесь надо помнить, что необходимо занять удобное положение за рулем, чтобы было удобно, движения должны быть раскованы, хорошо просматривалась траектория предполагаемой траекторией.

Рис. А. Рис. Б.

На рис. «А» показано движение автомобиля задним ходом с правым поворотом управляемых колес. В этом случае водитель должен развернутся немного вправо, чтобы была видна зона стекла правой задней двери и заднего стекла автомобиля. Поворачивать рулевое колесо можно одной рукой, левой рукой, так и двумя руками. Это зависит от крутизны поворота и скорости движения.

На рис. «Б» изображено движение автомобиля задним ходом с левым поворотом управляемых колес. В данном случае водитель должен выбрать для себя удобную позицию: или развернуться, как в предыдущем случае, но значительно больше, чтобы просматривалась зона заднего стекла и частично стекла левой задней двери автомобиля; или, что, наверняка удобнее при крутом повороте, развернуться в левую сторону и смотреть через боковое стекло левой задней двери. Попробуйте оба варианта. Больше того, положение во время маневрирования задним ходом можете поменять, если вы почувствовали, что при движении испытываете неудобство, поменяйте положение, но предварительно остановите автомобиль. Главное чтобы просматривалась зона, в которую направляете автомобиль.

Вождение автомобиля с переключением передач.

Для движения автомобиля, в различенных дорожных условиях и с различными скоростями, необходимо, чтобы на ведущих колесах крутящий момент был переменным. Это обеспечивает коробка перемены передач (КПП).

Для каждой передачи есть свой диапазон скоростей движения, имеющий нижние и верхние пределы, задаваемые оборотами двигателя.

Примерный диапазон скоростей на каждой передаче для 4-х ступенчатой КПП выглядит как указано на таблице №1:

Таб. № 1.


передача

1

2

3

4

Скорость, км/ч.

0-40

10-60

30-90

50-макс.

Таб. № 2.


передача

1

2

3

4

Скорость, км/ч.

0-20

20-30

30-40

40-макс.

Водитель при движении выбирает удобный для себя скоростной режим, а передачу использует согласно выбранной скорости. Для разгона автомобиля до нужной скорости необходимо последовательно разгонять автомобиль на каждой передачи по восходящей (1,2,3,4). Например, выбранный скоростной режим на 4 передаче – 60 км/ч.

Конечная скорость не максимальная для автомобиля, следовательно, и разгон на каждой передаче должен быть не максимальной.


  • начало движения и разгон автомобиля с места до 20 км/ч;

  • переключение на 2 передачу и разгон до30 км/ч;

  • переключение на 3 передачу и разгон до 40 км/ч;

  • переключение на 4 передачу и движение на скорости 60 км/ч. и выше.

В этом случае двигатель будет работать (оптимальный режим ) на каждой передаче в одинаковом диапазоне оборотов: от холостого хода (700-800 об/мин) до средних (2000-2500 об/мин.).

Движение с переключением на 2 передачу.

Для выполнения данного упражнения должно быть достаточно места. Двигаться будем по прямой, не отвлекаясь на руление.

1) Начало движения и плавный разгон на 1 передаче;

2) Выжим педали сцепления с одновременным отпусканием педали газа;

3) Спокойный (без усилия) перевод рычага переключения КПП с 1 передачи на 2 передачу;

4) Достаточно быстрое, но плавное отпускание педали сцепления (но не бросаем);

5) Прибавляем обороты двигателя для последующего разгона.

На первом этапе во время разгона скорость, достаточную для перехода на 2 передачу, можно контролировать не по спидометру, а визуально, на глаз, и по оборотам двигателя (обороты не должны превышать 2500 об./мин).

На 2-м этапе не торопитесь при выжиме сцепления непременно сразу переключить передачу. Выжав сцепление и сбросив обороты, вы будете двигаться по инерции достаточное время для спокойного перевода рычага КПП (3-4-5 этапы).

Отработайте это упражнение.

Переключения по восходящей со 2 на 3 и с 3 на 4 передачи аналогичны рассмотренным выше. Только надо учитывать: движение на более высоких передачах возможно на больших скоростях. Поэтому для тренировки потребуется много места. Это может быть любая свободная от движения дорога. Однако пи движении по ней в процессе обучения рядом должен сидеть опытный водитель.

При снижении скорости, переход на низшую передачу.

Возвращаясь к таблице №1, обратим внимание на нижний предел скоростей на каждой передаче. Он показывает, что движение со скоростью, меньше нижнего предела, не допустимо. Двигатель в таком случае будет работать с перебоями, на оборотах, ниже оборотов холостого хода, даже может остановиться. В момент работы, двигатель, будет испытывать очень вредное для него «масляное голодание».

Если при движении возникла ситуация, требующая снижение скорости, то, сбавив скорость до минимально допустимого для данной передачи, необходимо перейти на низшую передачу, подходящую для этой скорости. При этом переключение на нисходящей в обратном порядке не обязательно.

Пример.


  1. Мы движемся на 4 передаче, со скоростью 60 км./час. Впереди перекресток, на котором надо повернуть. Притормаживая, снижаем скорость до 50 км./час. (нижний предел на 4 передаче), выжимаем сцепление, продолжая притормаживать. Включаем 2-ю передачу, т.к. скорость, выбранная вами для прохождения поворота, примерно 10 км./час.

  2. Движемся с той же скоростью на 4 передаче. Впереди светофор, запрещающий движение. Снижаем скорость до 20 км./час. Выжимаем сцепление, продолжаем торможение до полной остановки перед светофором. Ставим рычаг переключения передач в нейтральное положение.

Попробуйте выполнить данное упражнение с переходом:


  • с 4 на3

  • с 4 на 2

  • с3 на 2 передачу.

Переходить на 1 передачу следует лишь в том случае, если скорость вашего автомобиля практически равна нулю.

Заезд в гараж.

Для проведения дальнейших занятий требуются габаритные стойки. Высотою около метра. Их достаточно 7-8.

Ставим автомобиль на площадке и расставляем стойки, как показано на рисунке:

Задача – въехать в бокс задним ходом. Причем выполнить это упражнение надо с разных сторон.

При выезде из бокса необходимо учитывать, что при повороте траектория передних и задних колес различен. Задние колеса идут по внутреннему радиусу. Поэтому, выезжая из бокса, не торопитесь сразу повернуть, иначе заденете передние стойки бокса. Чтобы этого не произошло, продвигаем автомобиль примерно на половину корпуса, после чего поворачиваем в выбранную сторону, контролируя внутренний борт автомобиля.

Въезд в бокс, справа, задним ходом.

При выезде из бокса надо ориентироваться на правый передний угол (правую переднею стойку). Выезжаем из бокса в правую сторону и ставим автомобиль как показано на рисунке.

Для заезда в бокс разворачиваемся на водительском месте таким образом, чтобы был хорошо виден бокс. Сам заезд разделим на три этапа.

На 1-м этапе ориентируемся на ближайшую стойку, которую нужно обогнуть на расстоянии 30-40 см. от борта автомобиля по крутому радиусу. По окончании 1-го этапа автомобиль должен быть расположен примерно под 45% к боксу, ближайшая стойка должна быть видна в стекло правой задней двери и находиться от борта автомобиля на расстоянии 30-40 см., управляемые колеса полностью вывернуты вправо.

На 2-м этапе внимание устремлено на средний створ стоек, который автомобиль должен пройти по центру. Наблюдаем за движением автомобиля по крутой дуге внутрь бокса, дожидаемся, когда задняя часть автомобиля будет сориентирована по центру среднего створа.

На 3-м этапе, ориентируемся на задний створ (или на центральную стойку), выравниваем автомобиль, чтобы внутри бокса он двигался строго прямо.

Следует учесть, что исправление возможной ошибки внутри бокса пользы не принесет. Только может ухудшить положение.

В конечной фазе внутри бокса, автомобиль, не должен двигаться по дуге. Корректировка задней части автомобиля, даже на незначительное расстояние, повлечет за собой существенное смещение в сторону передней (управляемой) части автомобиля.

Въезд задним ходом в бокс, слева.

Данное упражнение отличается от предыдущего только ориентацией водителя на своем месте.

Работа над заездом в бокс потребует терпения. Полезно при тренировках, намечая для себя ориентиры, останавливать автомобиль в промежуточном положениях.

Разворот в замкнутом пространстве.

Для проведения занятия на площадке сделаем коридор из стоек.

Разворот в левую сторону с применением заднего хода.

Для того чтобы разворот был наиболее эффективным, необходимо 3 условия;


  • использование коридора по всей ширине;

  • работа рулевым колесом во всем диапазоне;

  • подготовка автомобиля, перед остановкой, поворотом управляемых колес для движения в другом направлении.
Итак, постараемся выполнить разворот рационально. Въезжаем в коридор, прижимаясь к правой стороне (примерно в полуметре от стоек). В середине коридора до отказа выкручиваем руль влево и в таком положении походим 2/3 коридора. Остальную часть пути проходим, быстро выкручивая рулевое колесо в другую сторону, т. е. вправо.

Начиная движение задним ходом, продолжаем вращать рулевое колесо вправо до отказа. Таким образом, также проходим 2/3 ширины коридора. Остальную часть пути, до остановки вращая рулевое колесо в противоположную сторону, т.е. влево. После остановки возобновляем движение вперед с вращением рулевого колеса влево.

С приобретением навыков и опыта ваши движения будут более рациональными.

Парковка автомобиля.

Парковка автомобиля может осуществляться 3 способами.

Параллельно проезжей части.

Перпендикулярно проезжей части.

Под углом к проезжей части.

Парковка перпендикулярно проезжей части аналогична заезду в бокс. Парковка под углом к проезжей части не представляет сложности, если справляетесь с перпендикулярной парковкой.

Остановимся на парковке автомобиля параллельно проезжей части. Если между стоящими у тротуара автомобилями пространство для вашего автомобиля ограничено, но достаточно, то целесообразно заезжать в этот промежуток задним ходом. Помня при этом, что с помощью передних управляемых колес «нос» автомобиля легко заносится.

Параллельная парковка.

Ставим стойки и автомобиль относительно их, как показано на рисунке:

Для примера, воспользуемся графическим изображением поэтапного расположения автомобиля, во время заезда на парковку.

В положении 1, управляемые колеса должны быть повернуты вправо. В положении 2 расстояние от борта автомобиля и ближайшей стойкой должно быть примерно 0,5 м.

Из положения 2 в положение 3 автомобиль должен двигаться по прямой. В положении 3 управляемые колеса должны быть вывернуты влево.

Расстояние от заднего правого угла автомобиля до линии стоек 0,5 метра. При движении из положения 3 в положение 4 важно контролировать правое крыло автомобиля. Положение 4 показывает результат, которого вы должны достигнуть после проделанных тренировок.

Заезд на эстакаду. Начало движения автомобиля, стоящего на подъеме.

Для успешного заезда на эстакаду надо:

* правильно скоординировать автомобиль;


  • сохранить прямолинейное движение, при заезде на эстакаду;

  • уметь остановить автомобиль в любом положении на эстакаде, не допуская его скатывания.
Тренировку по координации автомобиля следует начать баз заезда на эстакаду.

Заезд на эстакаду.

Выставляем стойки относительно автомобиля, как показано на рисунке:

Учтем, что при непосредственной близости к эстакаде автомобиль должен двигаться строго, по прямой. То есть, маневрирование должно быть выполнено заранее. В противном случае, направив правильно на эстакаду, передние колеса, но, продолжая двигаться по дуге, вы не попадаете в колею эстакады задними колесами.

Проделайте несколько раз данное упражнение. Теперь попробуйте то же самое со смещением автомобиля относительно установленных стоек в другую сторону.

Остановка автомобиля на эстакаде.

Для выполнения упражнения выбираем естественный уклон (примерно 16*) и устанавливаем стойки так же как указано выше.

Прицелив автомобиль на эстакаду, останавливаем его на подъеме. Для того чтобы автомобиль после остановки не скатывался назад, продолжая плотно держать педаль тормоза, затягиваем стояночный тормоз. Во время остановки на подъеме обратим внимание на последовательность действий: при выжатой педали сцепления и нажатой педали тормоза сначала затягиваем стояночный тормоз, а уж затем выключаем передачу и отпускаем педали.

Движение автомобиля на подъеме.

Итак, автомобиль стоит на подъеме, на стояночном тормозе. Наша задача – освободить автомобиль от стояночного тормоза в начальный момент его движения.

Последовательность действий при этом следующая.


    1. включаем 1 передачу и правую руку кладем на стояночный тормоз;

    2. находим момент срабатывания сцепления и в положении задерживаем левую ногу (помним, что в момент срабатывания сцепления, двигатель отреагирует снижением оборотов);

    3. прибавив обороты, отпускаем до конца вниз рычаг тормоза, предварительно нажав кнопку храповика;

    4. затем все делаем как при обычном начале движения.
Если ваши действия правильные, автомобиль скатываться назад не будет.

Итак, если цель понятна, надо приступать к отработке действий. Главное на начальной стадии обучения – не торопитесь непременно все сделать сразу. Обучайтесь действиям последовательно, как было рассмотрено нами.

РЕКОМЕНДАЦИЯ. В случае отката автомобиля назад надо спокойно продолжать плавно отпускать сцепление до его срабатывания. При этом в момент срабатывания сцепления автомобиль сначала приостановится, а затем начнет движение вперед.

В рассмотренном упражнении наибольшее внимание надо уделить работе сцепления.