Сцепление для мотоблока. Сцепление мотоблока – устройство, принцип работы и изготовление своими руками. Двигатель, редуктор и сцепление

Во всех пружинных типах сцеплений сила сжатия ведущих и ведомых деталей постоянна. Она не зависит от передаваемого через сцепление крутящего момента. Поэтому при выключении сцепления всегда приходится преодолевать одно и то же усилие пружин, независимо от величины крутящего момента, который зависит от условий движения автомобиля. Это значительно усложняет работу водителя. Так, в условиях городского движения водителю автобуса приходится пользоваться сцепление до двух тысяч раз за смену. Снижение затрат физических усилий при выключении сцепления достигается применением и .

Полуцентробежным называется фрикционное сцепление, в котором сжатие ведущих и ведомых деталей осуществляется совместно пружинами и центробежными грузиками.

В полуцентробежном сцеплении () применяются более слабые нажимные периферийные пружины 2 и центробежные грузики 1, выполненные за одно целое с рычагами выключение сцепления. Усилие сжатия зависит от скорости вращения центробежных грузиков, т.е. от частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Схема 1

1 – грузик; 2 - пружина

Чем больше частота вращения коленчатого вала , тем больше центробежные силы, действующие на грузики, и тем больше усилие, создаваемое грузиками, и наоборот. Поэтому при трогании автомобиля с места для удержания педали сцепления в выключенном состоянии, когда частота вращения коленчатого вала низкая, требуется небольшое усилие. Но при переключении передач, особенно при высоких скоростях движения автомобиля, к педали сцепления необходимо прикладывать значительное усилие для преодоления суммарной силы сжатия пружин и центробежных грузиков. Кроме того, при движении автомобиля в тяжелых дорожных условиях с небольшой скоростью сцепление может пробуксовывать, что приводит к снижению его долговечности. В связи с этим полуцентробежные сцепления на современных автомобилях применяются очень редко .

Центробежным называется фрикционное сцепление, в котором сжатие ведущих и ведомых деталей осуществляется центробежными грузиками.

Центробежное сцепление является разомкнутым. Оно выключено при неработающем двигателе и выключается автоматически при малой частоте вращения коленчатого вала.

При выключенном сцеплении реактивный диск 2 () находится на некотором расстоянии от нажимного диска 1. Положение реактивного диска обусловлено рычагами 5, концы которых упираются в выжимной подшипник муфты 6 выключения, а муфта фиксируется упором 7. Нажимной диск подтягивается к реактивному диску отжимными пружинами 8. Это обеспечивает необходимый зазор между нажимным диском 1, ведомым диском 10 и маховиком 11 двигателя.

Схема 2 – Центробежное сцепление легкового автомобиля

а – схема; б – конструкция; 1 – нажимной диск; 2 – реактивный диск; 3 – кожух; 4, 8 – пружины; 5 – рычаг; 6 – муфта; 7 – упор; 9 – грузик; 10 – ведомый диск; 11 - маховик

При увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя центробежные грузики 9 под действием центробежных сил расходятся. Грузики, упираясь хвостовиками в нажимной 1 и реактивный 2 диски, перемещают нажимной диск к маховику, создавая при этом давление на ведомый диск 10. При небольшой деформации пружин 4, что происходит даже при незначительном увеличении частоты вращения коленчатого вала, рычаги 5 выключения поворачиваются на своих опорах, и между концами рычагов 5 и выжимным подшипником муфты 6 выключения образуется необходимый зазор.

При торможении автомобиля до полной остановки сцепление автоматически выключается и исключает остановку двигателя. При переключении передач сцепление выключается с помощью педали. Торможение автомобиля двигателем при малых скоростях движения (на спуске, при движении накатом) возможно только при перемещении упора 7, для чего имеется специальный привод с места водителя. В этом случает сцепление включается нажимными пружинами 4, установленными между реактивным диском 2 и кожухом 3, и сцепление становится постоянно замкнутым.


Сцепление плотно взаимосвязано с коробкой передач. Оно выполняет достаточно важные функции. А именно передает крутящий момент от коленчатого вала к редуктору, расположенному в трансмиссии, разъединяет редуктор и коленчатый вал (это осуществляется при переключении передач). А еще данный механизм обеспечивает плавный ход мотоблока с места. Благодаря ему возможна остановка техники без отключения двигателя (это возможно через рычаг сцепления, трос и всей системы в целом).

Какие виды существуют

В зависимости от конструкционных особенностей мотоблока, рассматриваемый мехнизм может быть следующих видов:

  • фрикционное;
  • гидравлическое;
  • электромагнитное;
  • центробежное;
  • однодисковое;
  • двухдисковое;
  • многодисковое;
  • ременное.

Центробежная муфта применяется для решения разных задач, одна из которых – облегчение управления мотоблоком. Муфта обеспечивает плавное начало движения, поскольку прижатие к диску сцепления происходит автоматически.

В него входят следующие комплектующие элементы:

  • трос сцепления;
  • маховик;
  • выжимной подшипник;
  • рычаг включения;
  • рычаг сцепления, установленный на мотоблок;
  • первичный вал трансмиссии;
  • ведомый диск;
  • ручка;
  • стопорная шайба;
  • грибок штока;
  • вилка выключения.

Кстати, если у владельца мотоблока нет опыта в слесарном деле, то он своими руками сцепление изготовить не сможет. Удастся лишь заменить или отремонтировать его.

Важная роль дифференциала

Поскольку этот механизм входит в состав трансмиссии, значит, он связан со сцеплением. У дифференциала непростое назначение – осуществление плавных поворотов, а также улучшение маневренности тяжелых мотоблоков. Предназначение сцепления для мотоблока и дифференциала состоит в регулировке вращения обоих колес с разной скоростью. Кроме того, механизмы по передаче мощности могут быть оснащены функциями блокирования колес. Однако вместо дифференциала может установлено специальное устройство, позволяющее при движении отключать одно колесо.

Обширный функционал

Сцепление на мотоблок имеет большое значение при движении. Без него сложно тронуться с места, хотя возможно. Если оно вышло из строя, то лучше сразу заняться его ремонтом. Неработающее сцепление для мотоблока в механической коробке передач приводит к порче всей трансмиссии. В этом смысле лучше себя зарекомендовало центробежное сцепление, поскольку нашло применение в автоматических коробках передач. Если оно выйдет из строя, то мотоблок вообще не тронется с места, а значит, не повлечет за собой других поломок.

В состав центробежного сцепления для легкого мотоблока входят:

  • маховик;
  • ступица со стопорным пазом и шпонкой;
  • шкив;
  • фланец;
  • подшипник;
  • втулка;
  • стопорное кольцо;
  • кожух.

Изготовление сцепления на тяжелый или легкий мотоблок своими руками требует определенных знаний и опыта. Если они у вас есть, то приступайте прямо сейчас. Для надежной работы центробежного вида, необходимо снизить вес колодок до 110 граммов. Изначально каждая из них весит 134 гр. Из-под колодок необходимо извлечь резиновые кольца, а на их место установить жесткие пружины.

Органы управления мотоблоком

Это система механизмов, позволяющая изменять скорость, а также направление движения мотоблока. В состав органов управления входит руль, рычаги сцепления и переключения передач, рукоятка регулирования положения дроссельной заслонки и многое другое. Поскольку в мотоблоках не предусмотрено сиденье для оператора, значит, маневрирование такой техники обеспечивается с помощью рук. Но, если в специализированном магазине можно приобрести тележку с сиденьем, то получится мини-трактор.

Сцепление с мотоблоком: типы, устройство, принцип работы

Будучи неотъемлемой частью трансмиссии, сцепление мотоблока выполняет функцию передачи крутящего момента от коленчатого вала на коробку передач (вал шестерни). При этом во время переключения передач электростанция и коробка передач отключены. Благодаря этому механизму мотоблок начинает механически двигаться и останавливается, не останавливая двигатель.

Если задуманная конструкция заводских мотоциклов не предусматривает реализацию муфты, ее можно собрать самостоятельно.

1 Общая информация

Муфта основана на действии фрикционной муфты (сила трения скольжения). Этот компонент передачи предназначен для:

  • передача крутящего момента ;
  • тушение крутильных колебаний;
  • плавное смещение;
  • безударного соединения;
  • соединение и кратковременное отключение двигателя внутреннего сгорания от коробки передач;
  • отсоединение коробки передач от маховика.

Механизм позволяет временно отключить передачу мощности блока двигателя и коленчатого вала двигателя. Кроме того, начинает действовать мотоблок с помощью сцепления без рывков. Имея большое значение для сельскохозяйственной техники во время вождения, сцепление позволяет вам перемещаться с места (хотя без него это можно сделать, однако это очень сложно).

В качестве надежного компонента передачи центробежная муфта проявила себя. Он нашел свое применение в автоматической коробке передач. Его основные эксплуатационные элементы включают в себя: маховик, шкив, концентратор с ключом и запирающий паз, фланец, корпус, втулку, подшипник, стопорное кольцо.

Важную роль играет также дифференциал, непосредственно связанный с сцеплением. Ему поручены задачи по улучшению маневренности сверхмощных сверхмощных установок и обеспечению плавности хода. Сцепление и дифференциал в «симбиозе» регулируют вращение колесной части моторного блока с разной скоростью. Кроме того, механизмы передачи энергии оснащены функциями блокировки колес. Однако в некоторых моделях дифференциал заменяется специальным устройством, которое отключает одно колесо при движении.

На современных моделях моторного блока обычно используется фрикционная муфта. Он устанавливается между коробкой передач и двигателем. Когда ведомые элементы фрикционного сцепления тесно связаны с первичным валом редуктора (или другим, после муфты, блока трансмиссии), а ведущие. с коленчатым валом двигателя. Как правило, ведущие и задние элементы изготавливаются в виде круглых плоских дисков, иногда они изготавливаются с изменением конуса (например, блоками BSU-735 и Kataisi Super-600) и обувной коробкой (Gutbrod, Mepol- Terra).

В случае изготовления этих рабочих элементов в виде шкивов с клиновым ремнем дополнительно вводятся натяжные ролики, позволяющие устанавливать их положение, степень натяжения с панели управления ремнем, чтобы отключить и подключить двигатель к передача.
к меню

1.1 Структура и принцип работы

Тип трения сцепления состоит из:

  • механизм управления;
  • ведущая часть;
  • управляемых элементов.

Центробежное сцепление с блоком двигателя

Ведущая часть образована от торца маховика двигателя и нажимной пластины, которая вращается вместе с маховиком. Однако диск также перемещается в осевом направлении относительно маховика. Между ними ведомый диск, его втулка расположена на шлицевом ведомом валу. По периметру нажимной пластины размещены цилиндрические пружины, установленные с предварительным сжатием.

Роль пружин заключается в том, чтобы надавить нажимную пластину, в которую они опираются на один конец, а другой в корпусе вместе с ведомой поверхностью маховика. В результате этих действий сцепление постоянно прибывает во включенное состояние.

Центробежное сцепление на Lifan 168 и аналоги.

Изготовление и установка самодельного центробежного сцепления на Lifan 168 и ему подобные двигатели .

Центробежное сцепление на мотоблоке

Сцепление из восьморочного барабана.

Механизм управления включает в себя рычаги отжимания, которые соединены с нажимной пластиной тягой и выталкиванием с педалью. Выключая муфту, оператор посылает педаль или рычаг с вилкой или силой кабеля на рычаги сжатия через выдвижной подшипник. Внешний конец соединен с болтами нажимной пластины, рычаги во время сжатия пружин приводят привод в движение от давления, тем самым освобождая сцепление.

Подшипник уменьшает трение, исключая контакт фиксированного изгиба и вращающихся рычагов. Обычно в конфигурации три рычага расположены под углом 120 градусов друг к другу. С помощью пружины детали механизма управления возвращаются в исходное положение. Разряд разделяется на величину зазора от рычагов, необходимых для полного отсоединения муфты. Если это расстояние не наблюдается, происходит проскальзывание сцепления, износ фрикционных накладок. Когда зазор превышает требуемое расстояние, муфта не будет полностью отключена.
к меню

2 Типы адгезии, их особенности

В зависимости от конструктивных характеристик мотоциклов сцепление для мотоблока может иметь следующие типы:

  • трение (обсуждается выше);
  • электромагнитное;
  • гидравлический;
  • центробежная;
  • ремень;
  • одно-, двухдисковый;
  • многодисковой.

По форме трения рассматриваемый механизм классифицируется на влажный, работает на масляной бане и сух, функционирует в воздухе. В соответствии с режимом переключения изолируется постоянная замкнутая и неподвижно замкнутая муфта.

Центробежные работы за счет следующих рабочих органов: тросик сцепления, первичный вал трансмиссии, маховик, рычаг сцепления, подшипник выключения, рукоятка, ведомый диск, рычаг переключения передач, грид стержня, стопорная шайба, вилка отключения. Широкое применение центробежных устройств не найдено из-за его склонности к скольжению, характерной для нагрузок и износа поверхностей трения.

С помощью гидравлической системы через шатун, когда педаль нажата, движение переносится на поршень, который толкает гидравлическую жидкость через специальный канал. Поршень действует под давлением рабочей среды через шатун. Весной он возвращается в исходное положение.

Принцип работы с несколькими дисками и одним диском практически одинаковый. Преимущества первых основаны на небольших размерах фрикционных дисков, гладкости сцепления. Недостатками являются ухудшение условий охлаждения, проблемы с получением чистоты включения. Механизмы с двойным диском устанавливаются из-за большой мощности силового агрегата, необходимости переноса увеличенного крутящего момента, чтобы увеличить срок службы.

Самодельный мотоблок

Сцепление с ременным приводом, обеспечивающее передачу от двигателя до, считается одним из первых и уступает перечисленным выше механизмам, тк. имеет ряд минусов: высокий уровень износа, ненадежность, низкая эффективность, непрактичность при работе с мощными двигателями.
к меню

2.1. Модернизация сцепления

Таким образом, поскольку принцип устройства обеспечивает серьезное трение деталей, невозможно избежать естественного износа. Можно сделать сцепление на моторном блоке самостоятельно, но владельцам моторизованных автомобилей, которые не имеют опыта слесарного дела, не рекомендуется выполнять эту операцию.

Рассмотрим пример создания механизма для тяжелого мотоблока . Основой является маховик и первичный вал коробки автомобиля «Москвич», поворотный кулак со ступицей из Таврии, профиль B, ведомый шкив в два потока и стальная заготовка в качестве коленчатого вала (подходит для ГАЗ-69). Домашний продукт начинается с поворота стальной заготовки на токарном станке, чтобы установить ступицу на полученном falshval. После посадки шкива на отточенный вал, сиденье вдоль диаметра на внутреннем кольце шкива под подшипником должно быть проколото, которое должно сидеть идеально.

Если ступица смещается без зазоров, а шкив прокручивается, это признак правильно выполненной задачи. Переверните деталь и сделайте то же самое на обратной стороне. На следующем этапе используйте сверло и сверло (5 мм) в шкиве, чтобы сделать 6 отверстий равноудаленными друг от друга. Поскольку болты будут составлять 10 мм, отверстия колеса, приводящего приводной ремень, должны быть просверлены с задней стороны сверлом 12 мм.

Коленчатый вал CR-M12

Шкив установлен на маховике, то же сверло должно быть выполнено с отверстием и затянуть обе части болтом для фиксации. Пока шкив находится на маховике, поместите метки на маховик через отверстия, сделанные на нем. Снимите шкив и сверлите все 6 отверстий.

Используя болты (10 мм), снимите конструкцию, нить без колпачка должна быть равна 60 мм. Коленчатый вал внутри протохитовой свиньи. Чтобы убедиться, что маховик не ударил, его поверхность также должна быть проколота, а затем центрирована вдоль посадочного отверстия.

сгладить внутреннюю плоскость маховика вместе с шкивом на токарном станке. Металлический слой удаляется не более чем на 1 м. Предварительно установите маховик на отгрузку, проверьте избиение плоскостей, он не должен превышать 0,1 мм. В конце концов, корзина остается установленной на маховике.
к меню

Сцепление – это неотъемлемый элемент трансмиссии, задача которого заключается в передаче крутящего момента, получаемого коленчатым валом, на коробку переключения скоростей, и разъединении редуктора от двигателя при переключении скоростей мотоблока. Именно благодаря наличию этого механизма сельскохозяйственная машина плавно трогается с места и может остановиться без полного отключения двигателя.

Сцепление для мотоблока – конструкция и принцип действия

Сцепление абсолютно любой сельскохозяйственной машины состоит из ряда элементов. В конструкцию механизма входит:

  • Устройство постоянного управления;
  • Ведущий узел;
  • Ведомые составляющие.


В конструкцию механизма управления входят отжимной рычаг, соединяемый с диском нажимного действия посредством педальной отводки и тяг. При блокировке устройства сцепления агрегата создается сигнал, который получают отжимные рычаги. Они, в свою очередь, отключают ведомый диск от корпуса нажимного, вследствие чего механизм отключается.

Подшипник в узле сцепления современного мотоблока служит для уменьшения трения, исключая, при этом, соприкосновение рычагов, вращающихся вокруг своей оси, и полностью неподвижной отводки. За возвращения механизмов управления в их изначальное положение отвечает пружина. Отводка, при этом, отталкивается от рычагов на требуемое для окончательного отключения расстояние.

Виды и описание механизмов сцепления мотоблоков

В зависимости от особенностей конструкции мотоблоков, сельскохозяйственные агрегаты могут комплектоваться такими видами сцепления:

По своему типу трения механизмы сцепления делятся на сухие, а также устройства, работающие в воздушной среде или в ванне из моторного масла. В зависимости от изначального режима запуска в продаже встречается непостоянно незамкнутое и постоянно замкнутое сцепление.


Регулярная работа системы сцепления подразумевает постоянное трение ее деталей, из-за чего даже самый надежный механизм рано или поздно приходит в негодность. После этого можно купить новое устройство, или же попробовать сделать самодельное сцепление для сельскохозяйственной машины.

Прежде, чем сделать сцепление на мотоблок, потребуется подготовить определенные детали. Для работы понадобится:

  • Маховик и первичный вал, взятый от коробки передач от советского Москвича;
  • Поворотный кулак и исправная ступица от авто Таврия;
  • Ведомый шкив, укомплектованный двумя ручками;
  • Коленчатый вал от автомобиля ГАЗ-69;
  • Б-профиль.

Помимо подготовки запчастей советуем заранее изучить чертежи системы сцепления. В них указано расположение деталей и порядок их монтажа при сборке.


Изготовление механизма сцепления осуществляется в таком порядке:

  1. Сначала сточите используемый коленчатый вал таким образом, чтобы он не касался других внутренних элементов устройства;
  2. Далее насадите на вал штатную ступицу вашего мотоблока;
  3. Проточите в поверхности вала место для установки подшипника. В итоге ступица должна быть установлена без малейших зазоров, а сам шкив должен беспрепятственно вращаться вокруг своей оси;
  4. После этого переверните коленчатый вал и проделайте перечисленные выше действия с обратной его стороны;
  5. Затем проделайте в шкиве 6 отверстий, используя дрель с 5-миллиметровым сверлом. Между отверстиями должна быть одинаковая дистанция. Учитывайте, что в отверстия будут вкручиваться 10-миллиметровые болты, поэтому с обратной стороны шкива также нужно просверлить отверстия;
  6. Установите шкив поверх маховика, и скрепите обе детали болтом. Далее отметьте места, в которых нужно просверлить дырки. Учтите, что они должны совпадать с отверстиями, ранее просверленными в шкиве;
  7. Вытащите шкив и просверлите небольшие дырочки в маховике;
  8. Проточите поверхность внутри маховика и вала так, чтобы детали не прикасались друг к другу;
  9. В механизм должна входить ручка сцепления на мотоблок. Для ее изготовления возьмите трубу, длиной 30 и диаметром около 10 мм, и закрепите ее на шкиве;
  10. Трос сцепления мотоблока можно взять от старой бензопилы, или купить новый шнур, и намотать его на катушку.

Изготовленное своими руками сцепление подойдет для установки на мотоблоки Агро, Нева МБ-2 и сельскохозяйственные машины других марок.

Стабилизирующим звеном в трансмиссии с/х машины является сцепление.

Зачем мотоблоку муфта сцепления?

    Связывает и размыкает коленвал двигателя и первичный вал КПП при резких остановках;

    Передает момент кручения;

  • Гасит колебания при переключении скоростей;
  • Делает старт и торможение более плавными и приятными.

Еще одна важная задача - безконтактное соединение шестерен и улучшение износостойкости всего транспортного блока. Поэтому так важно выбрать оптимальную модель сцепления конкретно для своего . Рассмотрим самые распространенные варианты.

Устройство и разновидности механизмов

Все муфты состоят из схожих элементов: ведущих, ведомых и узла управления включением и выключением сцепления.

Исходя из особенностей машины, выделяют такие виды механизмов сцепления:

    Центробежное - тесно связано с дифференциалом, обеспечивая маневренность на поворотах. Однако, оно состоит из деталей, подверженных высокому трению и пробуксовкам при интенсивных нагрузках.

    Ременное - подходит маломощным бензиновым мотоблокам и культиваторам, не отличается долговечностью и производительностью.

    Гидравлическое - передает крутящий момент с помощью изменения силы давления рабочей жидкости в поршне посредством выжимания.

    Фрикционное - лучше всех других систем реагирует на изменения скорости, имеет длительный ремонтный ресурс и высокий КПД.

    Дисковое - наиболее надежный вариант для дизельных мотоблоков. Позволяет трогаться с места без лишних толчков и развить высокую скорость передвижения.

По типу трения и наличию смазки различают сцепление сухого и мокрого типа, то есть в масляной ванне.

Что выбрать?

Многие эксперты сходятся во мнении, что однодисковое сухое сцепление с фрикционной муфтой - оптимальный вариант для большинства транспортных средств, в том числе и для мототехники. Оно передает максимальный крутящий момент, отличается износостойкостью и простотой эксплуатации.